Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка: способствует овладению навыками мелкой моторики, помогает развивать речь, повышает работоспособность головного мозга, развивает психические процессы (внимание, память, мышление, воображение), развивает тактильную чувствительность, снимает тревожность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Моя семья
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки )
Капуста
Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки )
Что за хруст? (переплетаем пальцы рук )
Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)
Как же быть без хруста
Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан ).
Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони )
Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга )
Мы капусту солим, солим…(щепотками )
Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки )
Пальчики
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг, в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул. (поочередно загибаем пальчики)
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди! (пальцем правой руки грозим оставшемуся пальчику)
Встали пальчики. Ура! (разжимаем кулачок)
В детский сад идти пора!
Пирожки с вареньем
Быстро тесто замесили,
На кусочки разделили, (1-2 строчки – имитируем замес теста и разделку его на кусочки )
Раскатали все кусочки (раскрытыми ладонями с сомкнутыми пальцами делаем движения вперед- назад по поверхности стола )
И слепили пирожочки (защипываем «пирожки» кончиками пальцев обеих рук )
Пирожки с вареньем
Всем на удивленье (прикладываем ладонь к ладони, лепим «пирожки )
Перчатки
Нарядили ребятки
Свои пальцы в перчатки. (растопыриваем пальцы обеих рук )
Раз, два, три, четыре, пять –
Десять пальцев - как отряд,
И костюму каждый рад. (сжимаем и разжимаем кулаки )
Стать сильными стараются,
Спортом занимаются.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю-
Всех я вас приветствую!
На первые четыре строчки пальцы одной руки по очереди «здороваются» с пальцами другой, похлопывая друг друга кончиками. На пятую и шестую строчки ладошки крепко жмут друг друга.
Литература
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.
- Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д 2001г
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательство Дом «Литера», 2005. – 32с
- Лопухина И.С. Логопедия- речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1999. – 256с.
(капуста)
Кругла, рассыпчата, бела.
На стол она с полей пришла
Ты посоли её немножко
Ведь, правда, вкусная...
(картошка)
Расскажи, охотник, толком:
Как же встретился ты с волком?
Убежать хотел он, ан
Прямиком попал в ...(капкан)
2.Работа с пособием «Нос» (задание 6. с. 20).
Логопед: Гном принёс вам интересную игру.
Лишних слов не говори-ка,
Помоги-ка гномам ты!
Посмотри-ка, отыщи-ка
Слов начала и хвосты.
Не забудь: во всех словах спрятано слово "НОС»
Ответы:
поднос, перенос, занос, носорог; носилки, носок.
3. Работа с чайнвордом.
Логопед: Отгадайте слова в чайнворде. Каждое слово должно заканчиваться и начинаться с одной и той же буквы -буквы к. Например: колокольчик - кошелёк»...
Логопед выставляет пособие «Чайнворд».
Слова:
колокольчик - кошелёк - козлёнок - кушак -крыжовник - кулик - конёк - клубок - кузнечик - кофейник-котенок.
4. кодирование слов (задание 7. с. 20-21).
Логопед: Зашифруйте слова из предыдущего задания. Цифра обозначает порядковое число букв к - н в слове. Например: колокольчик - к. к к
1 - 5 - 11
5.Дифференциация букв занятия в предложении.
Логопед: Выберите из слов чайнворда такие, в которых встречаются обе буквы занятия, и составьте с ними предложения.
Слова:
козлёнок, крыжовник, конёк, кузнечик, кофейник, котёнок.
6.Работа по дифференциации букв занятия
на уровне текста (задание 8. с. 21)
Логопед: Прочитайте стихотворение и вставьте в слова буквы занятия, запишите текст.
Рыб...а плавает в водице.
Рыб...е весело играть.
Рыб..а, рыб..а-балов...ица,
Я хочу тебя поймать.
Рыб...а хвостизм мах...ула,
Рош...у, хлеб...ую взяла,
Рыб... а хвости...ом мах...ула.
Рыб...а - раз, и уплыла!
III. Итог занятия
Логопед:
Выберите из текста сначала слова для кота, а потом слова для гнома. Какие слова подойдут им обоим? Почему?
ЗАНЯТИЕ 17
Тема: Дифференциация букв ш-щ, Ш -Щ.
Цели : познакомить детей с буквами занятия; научить детей сравнивать буквы ш - щ, Ш - Щ, ш - щ, Ш - Щ по начертанию, дифференцировать буквы занятия изолированно» в слогах, словах; научить детей образовывать существительные при помощи суффикса -ИЩ-; развивать у детей зрительное внимание, восприятие, умение образовывать существительные от глаголов, кинестетические ощущения; способствовать преодолению кинетических нарушений у детей.
Оборудование:
буквы ш-щ,Ш
- Щ,
ш - щ, Ш - Щ (запись на доске); стилизованные изображения букв занятия ; шнурки для выкладывания букв; карточки с символами букв занятия; предметные картинки с изображением щенка, мышонка, дворового кота; альбом 2.
ХОДЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
1.Сформулировать тему занятия. Записать ее на доске;.
2. Развитие зрительного восприятия (задание 3. с. 22).
Логопед: По команде зачеркните синей ручкой все буквы
Ш,зелёной ручкой - все буквы Щ.
II. Основная часть занятия.
I. Произношение звуков, которые обозначают буквы
Ш - Щ. Сравнение звуков по артикуляции.
Ш - согласный глухой, твёрдый.
Щ -
согласный глухой, всегда мягкий.
2.
Соотнесение звуков с буквами и символами, подходящими для их обозначения (задание 1. с. 21
).
Ш -
для обозначения выбираем синий наушник, на письме обозначаем синим символом.
Щ
- для обозначения выбираем зеленый наушник, на письме обозначаем зелёным символом.
3.Сравнение букв по написанию (задание 2. с. 21). Конструирование рукописных строчных букв занятия из шнурков и печатных
- из палочек.
4.Развитие слухового внимания.
Логопед: Послушайте звуки, слоги и слова, поднимите символы, когда услышите соответствующий звук. Для звука ш - синий наушник, для щ- зелёный наушник.
ряд звуков: ш, щ, п, и, ц, щ, ш, ч, ть, ц, щ, ш, ш...
Ряд слогов: ша. ща. ши. що. по. цу. иш, ищ...
Ряд слов:
щипать, шить, шерсть, щепка, щётка, ущелье, шапка, часы, шестой, шест.
5.Знакомство с героями занятия (задание 1. с. 21).
Логопед:
Сегодня я пригласила к нам двух друзей. Вы их сможете без труда назвать, если обведёте по контуру их изображения.
После выполнения задания логопед выставляет на доску предметные картинки с изображением героев занятия.
Молодцы! Вы справились с заданием. Как вы думаете, почему именно их я пригласила? (В их именах есть буквы занятия)
6.Дифференциация букв занятия в слогах (задание 4. с. 22).
Логопед: Щенок и мышонок были большими друзьями. Они вместе пили молоко из миски, шалили» лакомились сыром, играли во дворе. Однажды, когда они играли во дворе, пошёл сильный дождь. Огромные капли дождя падали с неба. Малыши кинулись наутёк. Они успели спрятаться в будке щенка. Однако детёныши успели порядком* промокнуть.
Прочитайте слоги, записанные на капельках дождя, и попробуйте догадаться, какие из этих капель могли намочить мышонка, а какие щенка? Почему?
7.
Развитие навыков образования слов при помощи
су
ффиксов с уменьшитель
но-ласкательным
значением и суффиксом -ИЩ-.
Логопед: Дождь не прекращается. Вот блеснула молния, прогремел гром. Страшно стало мышонку. Щенок решил взбодрить своего товарища и начал писать лапкой на песке разные слова. Мышонку эти слова казались страшно большими, и он называл их как что-то огромное, а щенок быстро превращал эти слова в маленькие. Вот посмотрите, что у них получалось: Воробей- воробьище - воробышек.
Догадайтесь какие цепочки могли получиться у щенка и мышонка из слов: уши, шкаф, нос, глаза, лапы.
Уши - ушищи - ушки
Нос - носище - носик
Лапы - лапищи – лапки
Шкаф - шкафище - шкафчик
Глаза- глазищи - глазки
8. Образование существительных от глаголов.
Логопед: Дождь прошёл. Малыши выбрались из своего убежища и увидели много разных луж. Захотели друзья побегать по лужам.
Тут во дворе показался кот. Он был чёрного цвета, всегда появлялся внезапно, дрался со всеми соседскими котами и побеждал их, поэтому его уважали все обитатели двора, а малыши даже немного побаивались. Кот увидел играющих друзей и предложил им посмотреть фокус.
Кот произносил слово, сидя возле огромной лужи, и тут же похожее слово отражалось в луже.
Например: осветить освещение, поместить - помещение.
Слова:
посвятить, простить, просить, носить, известить, укрощать, восхитить, смутить, относить, подносить.
После записи пар слов логопед проводит с детьми анализ лексических значений всех слое.
Друзья так заигрались, что не заметили, как наступил вечер. Пришла пора прощаться. Завтра они встретятся вновь и будут играть во дворе.
III. Итог занятия
Логопед:
Подберите для мышонка и щенка по три слова с их любимыми буквами.
ЗАНЯТИЕ 18
Тема: Дифференциация букв ш - щ, Ш - Щ в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Цели: закрепить у детей знания о буквах ш - щ; научить детей сравнивать буквы ш - щ по начертанию, дифференцировать буквы занятия в словах , словосочетаниях, предложениях и тексте, работать с паронимами, составлять словосочетания; формировать у детей навыки зву
кового анализа и синтеза; развивать у детей навыки слогового анализа, зрительное восприятие; способствовать преодолению кинетических нарушений.
Оборудование:
картинки с Изображением мышонка, щенка и лягушонка; буквы занятия (запись на доске); карточки в виде шариков со схемами слогов; пособие «Загадочный ящик»; пособие * Ветерок»; альбом 2.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Оргмомент
1. Развитие фонематического анализа.
Логопед. Послушайте стихотворение и назовите звук, который встречается в названии всех предметов. На рисунке этом вещи: Ящик, щётка, плащ и клещи. Посмотри и объясни, Для чего нужны они? (Звук Щ.)
Какой буквой обозначается звук щ
на письме? (Буквой щ.)
2. Припоминание темы прошлого занятия.
Логопед:
Припомните букву, сходную по
начертанию с буквой Щ, которая отличается тем , Что у неё нет «хвостика».
3.Сформулировать и записать теми занятия.
II. Основная часть занятия
1.Определение сходства и различия в начертании
,
букв занятия.
2.Припоминание героев занятия.
Логопед выставляет картинки с изображением мышонка и щенка. Дети припоминает, с какими буквами они «дружат». Логопед выставляет на доску символы для обозначения букв занятия.
3.Дифференциация букв занятия в слогах.
Логопед: Прочитайте надписи на шариках, которые
принес друзьям лягушонок.
Слоги: ША, ШУ. УЩ, УШ, ЩА, ЩУ, ШО, ШИ, ЩИ.
Какое слово спряталось в слогах? (Щи.)
Объясните его значение.
4.Дифференциация букв занятия в словах.
Игра «Загадочный ящик» (задание 5. с. 22).
Логопед:
Пока щенок играл с шариками, лягушонок принёс загадочный ящик. Все слова, которые попадают в него, меняют свое значение и написание. Было слово с буквой Щ, а стало с буквой Ш, и наоборот: СМЕШУ - СМЕЩУ*, ПИШИ.- ПИЩИ. А во что превратятся в ящике слова: ПЛЮШ*, ШИП*, ЧАЩА, ПОМЕЩАТЬ, ПРОШЕНИЕ, ЗАЩИТА?
Логопед объясняет детям значение слов, отмеченных звездочкой.
5. Различение букв занятия в словах (задание 6. с. 22).
Логопед: Лягушонок, мышонок и щенок решили немного пошутить. Они убрали из слов буквы занятия и просят вас восстановить слова.
6.Составление словосочетаний.
Логопед:
Лягушонок принес для своих друзей игру «Ветерок» и подарил им. Друзья приглашают вас присоединиться к ним.
Логопедвыставляет пособие «Ветерок».
Отгадайте слова, записанные на полосках «Ветерка», и запишите с ними словосочетания.
Слова: а) кошка, кашка, чашка, паштет;
б) ящик, ящер, овощи, чаща.
7.Дифференциация букв занятия на уровне связной речи.
Развитие речи (задание 7. с. %В).
Логопед : Помогите друзьям сочинить сказку. Прочитайте начало и попробуйте закончить рассказ.
Щенок Шарик и его друзья.
Жил-был щенок. Его звали Шарик. Он жил на широком дворе в новой деревянной будке. Каждое утро хозяйка выносила щенку молоко и кашу. У щенка были друзья мышонок и лягушонок. Каждый день...
Дети составляют окончание рассказа, затем пересказывают текст целиком. Логопед разбирает с детьми слова, требующие проверки. Дети по цепочке выходят к доске и записывают эти слова под диктовку.
III. Итог занятия (задание 8. е. 23)
Логопед:
Найдите в тексте слова для мышонка и лягушонка, затем для щенка. Выпишите эти слова из текста.
ЗАНЯТИЕ 19
Тема : Дифференциация букв и-ц, И - Ц.
Цели : познакомить детей с буквами и - ц, И - Ц, и - ц, И - Ц; научить детей дифференцировать буквы занятия изолированно , в слогах, в словах, соотносить звуки ц - и с буквами разного шрифта и символами для их схематичного изображения; развивать у детей навыки словообразования, звукового анализа, зрительное восприятие; припомнить вместе с детьми сказку «Царевна-Лягушка».
Оборудование:
буквы и
.- ц
двух шрифтов и разной величины (запись на доске); 2 красных и 2 синих кружка на каждого ребёнка; изображения сказочных героев из сказки «Царевна-лягушка», 2 домов, болота; набор стрелок синего и красного цвета (на каждого ребенка); альбом 2.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Оргмомент.
1.Развитие зрительного восприятия (задание 1.с.23)
Логопед: Рассмотрите буквы в таблице.
Обведите красным цветом все буквы и, а синим все буквы ц.
2. Сформулировать тему занятия (Буквы и-и) и записать ее на доске.
II. Основная часть занятия
1. Сравнение букв занятия по начертанию в двух шрифтах: строчные: рукописные.
2. Соотнесение буке занятия с соответствующими
зв
уками, сравнительная характеристика букв. Подбор символов для схематичного обозначения букв занятия (задание 2. с. 24).
Сходство: начинаются с одинакового элемента.
Различия: ц - обозначает согласный звук, и - гласный звук; ц - обозначает два звука [Т+С], и - обозначает [И]; после написания одинакового первого элемента буквы пишутся по-разному - ц отличается от и петелькой внизу.
Будем обозначать букву ц
- синей стрелкой, и -
красной стрелкой.
3. Знакомство с героями занятия(задание 3. с. 24).
Логопед:
Посмотрите на изображения героев и припомните, из какой сказки они пришли, (Герои пришли из сказ
ки «Царевна-Лягушка».)
4. Выделение звуков занятия из слов, обозначающих
имена героев. Соотнесение звуков занятия с буквами занятия, с символами.
Логопед:
Запишите имена героев сказки. Какие буквы занятия есть в именах героев? (Царевич-буквы и - щ, Царевна-Лягушка, царь- буква ц, купчихи -и.)
Обведите красным кружком все буквы и, а синим
- все буквы ц.
Каких еще героев этой сказки вы знаете?
5. Дифференциация букв занятия на уровне слога (задание 5. с. 24).
Логопед:
Царь собрал своих сыновей и просит их помочь ему разгадать, какие слоги написаны, Даёт им стрелы - красную и синюю. (Логопед раздаёт -детям изображение стрел синего и красного цвета.)
Просит батюшка пустить стрелы и назвать слоги , записанные в тетради. Угадайте, какая стрела куда угодит? В каждом слове должно быть по две буквы, одна из которых гласная, а вторая согласная.
6. Дифференциация букв занятия на уровне слова.
Логопед: Пустили братья стрелы и угадали слоги. Одна из стрел старшего брата полетела дальше и попалана боярский двор. Стрела среднего брата - на купеческий двор, а одна из стрел младшего брата... на болото.
«Разнесите» подарки невестам - распределите картинки с изображением предметов в три столбика: правый - с буквой и, второй - ц, а третий -и-ц.
Картинки:
гусеница, цыплёнок, цифры, циферблат, гиря, вилка, диван, цапля, фикус.
Дети припоминают правило о правописании слов на ЦИ-/ЦЫ-.
Логопед:
Повезли старшие братья подарки своим суженым, и Иван побрёл на болото. Смотрит царевич, сидит на листе кувшинки лягушка и держит в лапках стрелу. Захотел забрать Иван свою стрелу, а лягушка и говорит ему человеческим голосом… (Дети припоминают, что сказала лягушка.)
Делать нечего, взял царевич лягушку с собой во дворец.
7. Развитие звукового анализа и зрительного восприятия.
Работа над семантикой слова (задание 6. с. 25).
Логопед: Царь захотел посмотреть на трудолюбие и умение своих невесток и дал им задание.
Вставьте буквы занятия в слова. Объясните значение слов. Запишите слова.
Дети припоминают правила написания слов на ЦИ-/ЦЫ-.
8. Физминутка.
Наши алые цветки Распускают лепестки, Солнцу улыбаются, На ветру качаются. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Глазки прикрывают, Тихо засыпают.
9. Развитие навыков словообразования (задание 7. с.25).
Логопед: Царь остался доволен тем, как выполнила задание младшая невестка. Вот он приготовил второе задание.
Образуйте от слов новые слова так, чтобы в них появилась буквы и - ц. Новые слова обязательно должны обозначать различные емкости. Например: пепел ^ пепельница.
Слова: сухарь, мыло, сахар, суп, конфеты, бутерброд, соус, селёдка, чернила.
Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, Если я -… капуста.
Картинка 7 из презентации «Загадки на уроках» к урокам литературы на тему «Загадки»Размеры: 1024 х 768 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока литературы, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Загадки на уроках.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 818 КБ.
Скачать презентациюЗагадки
«Выразительные средства» - Тренировочные упражнения. Не для тебя ль по скалам бегут и брызжут водопады? Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. Глубоки. Пришел, увидел, победил. На кого не действует новизна? Ты богат, я очень беден, Ты прозаик, я поэт Инверсия. Самостоятельное исследование текста. Эпифора Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник?
«Счастливое детство» - Но колокольня старая стоит. «…всё изменилось с Нею и стало храмом. А какие звёзды!..Усатые, живые, бьются, колют глаз…».(«Лето Господне»). Выполнила: Мясникова Л.Г., учитель русского языка и литературы Ермиёвской ООШ. И снова в детство дальнее поманит И святостью забытой осенит. Михаил Юрьевич Лермонтов.
«Рифмы» - Поэзия - это ощущение собственного совершенства на фоне общего несовершенства мира. Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный. Стихи и проза. Рифмы для буриме должны быть неожиданными и немного странными. Незнайка придумал свою рифму: палка – селёдка. Служил Гаврила почтальоном, Гаврила письма разносил.
«Стихи про любовь» - Не случайно у Пушкина любовь и поэзия - родные сестры... В средние века сложился настоящий культ любви. Всевышний произнес свой приговор, Его ничто не переменит… Именно в стихах легче выразить чувства. «Любви все возрасты покорны, её порывы благотворны…». Любовь -- это одно из чувств, которое дано изведать человеку в жизни.
«Средства выразительности» - Капельками крови горят ягодки брусники на еще зеленой листве. Метафора. Я не хочу попадать под прицел презрительных глаз (В. Харченко). Эллипсис. Ты прозаик – я поэт. Эпитет. Ирония. Не все в Маяковском хаос и тьма. Метони?мия. Бой барабанный, клики, скрежет. Инверсия. Риторический вопрос. содержимое? содержащее: Съел две тарелки.
«Средства художественной выразительности» - Придают речи яркость, выразительность, меткость. Цель- украсить, обогатить речь. Сфера употребления- язык художественной литературы, реже публицистика. Средства худ. выразительности. Риторический вопрос ритм (стиха и прозы) многосоюзие рифма бессоюзие интонация. Сложности в изучении. Стилистические фигуры:
Всего в теме 17 презентаций