Домой Аюрведа Герой советского союза береговой самолет 22. Георгий береговой

Герой советского союза береговой самолет 22. Георгий береговой

Космонавт России. Родился 15 апреля 1921 года в селе Федоровка ныне Карловского района Полтавской области (Украина) в семье служащего. После окончания средней школы в 1938 году начал трудовую деятельность на Енакиевском металлургическом комбинате. В том же году ушел в Советскую Армию. В 1941 году окончил Ворошиловоградскую школу военных летчиков имени Пролетариата Донбасса. Участник Великой Отечественной войны с июня 1942 года. Летчик, командир звена, командир эскадрильи 90-го гвардейского штурмового авиационного полка (4-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 5-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт). За годы войны совершил 186 боевых вылетов. За героизм и мужество проявленные в боях 26 октября 1944 года удостоен звания Герой Советского Союза. После окончания войны в 1948 году окончил высшие офицерские курсы и курсы летчиков-испытателей. В 1948 - 1964 годах работал летчиком-испытателем. Освоил десятки типов самолетов. Без отрыва от основнойработы в 1956 году окончил Военно-воздушную академию (ныне имени Ю. А. Гагарина). 14 апреля 1961 года был удостоен звания заслуженный летчик-испытатель СССР. В 1963 году зачислен в отряд советских космонавтов (1963 Группа ВВС № 2 (дополнительный набор). Прошел полный курс подготовки к полетам на кораблях типа Союз. 26 - 30 октября 1968 года совершил космический полет на космическом корабле Союз-3. В полете проводились испытания космического корабля в условиях реального космического полета с космонавтом на борту. Полет продолжался 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. За совершение космического полета 1 ноября 1968 года награжден второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза. В 1972 - 1987 годах - начальник Центра подготовки космонавтов. В 1987 году в звании генерал-лейтенант ушел в отставку.

Депутат Верховного Совета СССР 8 - 10-го созывов (1974 - 1989 годы). Лауреат Государственной премии СССР (1981 год). Вел большую общественную работу: был командующим Всесоюзной комсомольской военно-спортивной игры «Орленок», командующим Всесоюзным юнармейским движением, командующим штабом единого молодежного военно-патриотического движения. Избирался заместителем председателя Центрального правления Общества советско-венгерской дружбы, членом Президентского совета общества «СССР - Франция», председателем Центрального правления Общества советско-польской дружбы. Избирался председателем совета Межреспубликанского союза ветеранов и воинов запаса Вооруженных Сил СССР.

Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского и Богдана Хмельницкого 3-й степени, двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны 1 степени, медалями. Награжден золотой медалью имени К. Э. Циолковского АН СССР, золотой медалью имени Ю. А. Гагарина (FAI). Герой Социалистического Труда НРБ. Награжден многими иностранными орденами и медалями. Почетный гражданин городов Калуга (Россия), Луганск, Енакиево, Винница (Украина), Плевен, Сливен (Болгария).

> > Береговой Георгий Тимофеевич

Береговой Георгий Тимофеевич (1921-1995 гг.)

Краткая биография:

Космонавт СССР: №71;
Космонавт мира: №248;
Число полетов: 1;
Продолжительность : 144 суток 15 часов 21 минута 50 секунд;
Число выходов в открытый космос : 6;

Георгий Береговой – 71-й советский космонавт и герой СССР: биография с фото, космос, личная жизнь, знаменательные даты, первый полет, Союз, позывной Аргон.

71 космонавт СССР и 248 космонавт мира.

Береговой Георгий Тимофеевич появился на свет пятнадцатого апреля 1921 года. В Украинской Советской Социалистической Республике в небольшом селе Федоровка, в Карловском районе Полтавской области.

Погиб тридцатого числа, в июне 1995 года. На сегодняшний день его могила находится на Новодевичьем кладбище, в городе Москва.

Его мать - Береговая, по девичьей фамилии Ситникова, Мария Семеновна была домохозяйкой. Родилась в 1896 году и скончалась в 1974 году. Его отцом являлся Береговой Тимофей Николаевич, родившийся в 1888 г. и умершим в 1950 году.

Его жена - Береговая Лидия Матвеевна проработала методистом, позже стала преподавать в одной из школ Звездного города. От их брака на свет появились - Людмила Елисеева, работающая художником-модельером (1956 г.) и Виктор Береговой (1951г.) - профессор МАИ.

Георгий строил мебельные изделия для дома и дачи, а также увлекался столярными работами разного типа. В свободное время ему нравилось танцевать вальс и петь.

В Союзе Советских Социалистических Республик (СССР) космонавт с позывным - "Аргон", занимал двенадцатое место, а в мире тридцать второе. Совершил один полёт, продлившийся трое дней, двадцать два часа, пятьдесят минут и сорок пять секунд. По призванию являлся летчиком-космонавтом Союза Советских Социалистических Республик (СССР), второго набора Военных Воздушных Сил.

В 1937 году космонавт окончил 8 классов в городке Енакиево. В тот же период, в том же месте жительства, он начал занятия в аэроклубе.

Начав посещать авиационную военную школу Ворошиловграда, имени Пролетариата Донбасса Харьковского ВО, 12 декабря, 1938 года и закончив её 13 июня 1941, где он повысился до летчика бомбардировочной авиации.

В декабре 1942 года началась подготовка в пятом учебном авиаполку, двести шестьдесят четвёртой ШАД, третей ВА фронта. Закончил он её 25 марта 1943 года.

В 1945 года с 3 июня до 7 ноября он присутствовал в отделении, где проходила подготовка командиров МВО, как слушатель.

В 1947 году в Лиманском Селе, области Одессы, он сдал экзамены за девятый класс, неоконченной им средней школы имени Никиты Сергеевича Хрущева.

Начиная 9 июля 1947 г. и заканчивая 23 августа 1948 г., он являлся слушателем факультета КВВА. 25 декабря 1956, закончив заочное отделение, он получил статус офицера ВВС высшего образования.

В апреле 1975 года ему понадобилось защитить диссертацию, за что он занял место кандидата психологических наук.

Через три года, в июне, он заслуженно заполучил звание "старший научный сотрудник".

Космос

Космическая подготовка ОКП, с разрешением генерала Н. П. Каманина, проходила с 25 января 1964 года по 23 января 1965 года. Георгий смог изучить конструкцию КК "Восход" "Восход-2" и "Восток".

В марте 1965 г. начал интересоваться применением космических, летательных аппаратов в бою.

В 1966 году с января до мая, подготовился к совместному военному полёту с В. Шаталовым, длительность которой должна была состоять из 20 дней. Несмотря на завершенную подготовку и пройденные тренировки, полёт был отменен по причине закрытия программы "Восход" в 1966 году.

С декабря 1966 года до мая 1968 года прошёл подготовку, как командир КК "Союз" (7К-ОК) первоначально, находясь в группе 3 экипажа, а с июня 1967 г. первого экипажа. По неизвестным причинам, полёт со стыковкой двух кораблей был перенесен.

В августе 1968 г. начал проходить подготовку, как командир-пилот "Союза-3", используя программу стыковки с кораблем "Союз-2". Операция была завершена в октябре этого же года.

Главную задачу выполнить не получилось, было сложно создать стыковку с кораблем "Союз 2". Два сооружения могли сблизиться лишь на тридцать метров, но потом автоматика отталкивала их друг от друга. А по причине большой траты топлива, пришлось прекратить, пытаться выполнить эту задачу.

Первый полёт продлился трое суток двадцать два часа пятьдесят минут сорок пять секунд.

Береговой Георгий Тимофеевич – командир авиаэскадрильи 90-го гвардейского штурмового авиационного полка (4 -я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 5-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия), гвардии старший лейтенант;
командир космического корабля « Союз-3», полковник.

Родился 15 апреля 1921 года в селе Фёдоровка Карловской волости Константиноградского уезда Полтавской губернии (ныне Карловского района Полтавской области, Украина). Украинец. С осени 1921 года жил в городе Енакиево (ныне Донецкой области, Украина). В 1937 году окончил 8 классов школы. Работал на Енакиевском металлургическом комбинате. В 1938 году окончил Енакиевский аэроклуб.
В армии с декабря 1938 года. В июне 1941 года окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком в запасном и ближнебомбардировочном авиаполках (в Приволжском военном округе).
Участник Великой Отечественной войны: в июне-ноябре 1942 – командир звена 451-го штурмового авиационного полка, в ноябре-декабре 1942 – командир звена 235-го штурмового авиационного полка. Воевал на Калининском фронте. Участвовал в Ржевско-Сычёвских операциях.
В декабре 1942 – марте 1943 проходил переобучение в 5-м учебно-тренировочном авиационном полку (Калининский фронт).
В июле 1943 – мае 1945 – заместитель командира и командир авиаэскадрильи 671-го (с мая 1943 – 90-го гвардейского) штурмового авиационного полка. Воевал на Воронежском (июль-октябрь 1943), 1-м (октябрь 1943 – сентябрь 1944) и 2-м (сентябрь 1944 – май 1945) Украинских фронтах. Участвовал в Курской битве, освобождении Левобережной Украины, Киевской наступательной, Житомирско-Бердичевской, Корсунь-Шевченковской, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Дебреценской, Будапештской, Венской, Братиславско-Брновской и Пражской операциях.
28 июля 1943 года его самолёт был сбит вражеским истребителем, спасся на парашюте. Во время одного из боевых вылетов был легко ранен пулей в голень левой ноги.
Всего за время войны совершил 185 боевых вылетов на штурмовике Ил-2 для нанесения бомбоштурмовых ударов по живой силе и технике противника.
За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года гвардии капитану Береговому Георгию Тимофеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали « Золотая Звезда».
В ноябре 1945 года окончил Липецкую высшую офицерскую лётно-тактическую школу. До 1947 года продолжал службу в ВВС штурманом и начальником воздушно-стрелковой службы штурмового авиаполка, штурманом истребительного авиаполка (в Одесском военном округе).

В 1947-1948 годах обучался в Военно-воздушной академии (Монино), в 1956 году окончил её заочно.
В августе 1948 – январе 1964 – лётчик-испытатель Государственного Краснознамённого научно-испытательного института ВВС. Провёл госиспытания сверхзвуковых перехватчиков МиГ-19П, Су-9 и Ту-128; испытания боевых реактивных самолётов Як-25, Як-27Р, Су-7Б и Су-9 на штопор, испытания учебно-тренировочного реактивного самолёта МиГ-15УТИ на перевёрнутый штопор. Участвовал в государственных испытаниях самолётов И-320 ( « Р-2»), МиГ-17Ф, СМ-7, МиГ-19С, СМ-12, СМ-30, Як-25РВ-I и других.

В 1963 году прошел медицинское обследование в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале (ЦВНИАГ) и получил допуск Центральной врачебно-летной комиссии (ЦВЛК). Однако не был рекомендован к зачислению в отряд из-за возраста. Повторно рассматривался на заседании мандатной комиссии 13 декабря 1963 года, однако его приём в отряд был вновь признан нецелесообразным. Несмотря на это, 23 января 1964 года на заседании Военного Совета Главком ВВС Константин Андреевич Вершинин без голосования принял решение зачислить Берегового на должность слушателя-космонавта 1 отряда космонавтов ЦПК ВВС.
С 25 января 1964 по 23 января 1965 года проходил общекосмическую подготовку ОКП по утвержденному генералом Николаем Петровичем Каманин индивидуальному плану. Изучил конструкцию КК « Восток», « Восход», « Восход-2».
С марта 1965 года занимался боевым применением космических летательных аппаратов.
С 3 мая 1965 по январь 1966 года проходил подготовку в качестве командира второго (дублирующего) экипажа корабля « Восход-3» (ЗКВ № 6), вместе со Львом Деминым, для полета по научной программе длительностью 10 — 15 суток. В январе 1966 года программа полета корабля « Восход-3» и состав экипажей были изменены.
С января по май 1966 года проходил подготовку в качестве командира второго (дублирующего) экипажа корабля « Восход-3», вместе с Владимиром Шаталовым, для полета по военной программе длительностью до 20 суток. Программа подготовки была завершена, комплексные тренировки сданы успешно, но в мае 1966 полет был отменен в связи с закрытием программы « Восход».
С декабря 1966 по май 1968 года проходил подготовку в качестве командира активного КК « Союз» (7 К-ОК) по программе стыковки на орбите, сначала в составе третьего экипажа, а с июня 1967 года — в первом экипаже. Полёт со стыковкой 2-х пилотируемых кораблей был отложен.

Г. Т. Береговой в кабине тренажера при подготовке к полету в космос на космическом корабле « Союз-3». (1968 г.)

С августа по октябрь 1968 года проходил подготовку в качестве командира-пилота корабля « Союз-3», по программе стыковки с беспилотным кораблём « Союз-2».

Первый полет

С 26 по 30 октября 1968 года в качестве командира-пилота КК « Союз-3».
Основную задачу полёта — стыковку с беспилотным КК « Союз-2», выполнить не удалось. Корабли дважды сближались на расстояние до 30 метров, после чего автоматика уводила корабли в стороны. Большой расход топлива при ручном пилотировании (за 20 минут авторежима — 30 кг, за 2 минуты ручного — 40 кг) вынудил отказаться от дальнейших попыток.
Позывной: « Аргон».

Продолжительность полета составила 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд.

За успешное осуществление космического полёта и проявленные мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1968 года полковник Береговой Георгий Тимофеевич награждён второй медалью « Золотая Звезда» и орденом Ленина.

С апреля 1969 – заместитель начальника, а в июне 1972 – январе 1987 – начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. С января 1987 года генерал-лейтенант авиации Г. Т. Береговой – в отставке.
Работал в вычислительном информационном центре « Лидар» Академии наук СССР.
Депутат Верховного Совета СССР 8-10-го созывов (в 1970-1982 годах).
Жил в посёлке Чкаловский (ныне в черте города Щёлково), с 1966 года – в Звёздном городке Щёлковского района Московской области. Умер 30 июня 1995 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Семейное положение:

Отец — Береговой Тимофей Николаевич, (1888 — 1950).
Мать — Береговая (Ситникова) Мария Семеновна, (1896 — 1974), домохозяйка.
Брат — Береговой Виктор Тимофеевич, (1913 — 1938), был репрессирован.
Брат — Береговой Михаил Тимофеевич, 1918 г.р., участник ВОВ, генерал-лейтенант-инженер.
Жена — Береговая (Беседовская) Лидия Матвеевна, (01 .03.1929 — 2006). Работала методистом в Щелковском городском отделе народного образования (ГорОНО), затем преподавателем в школе Звездного городка.
Сын — Береговой Виктор Георгиевич, род. 31.03.1951, профессор МАИ.
Дочь — Елисеева (Береговая) Людмила Георгиевна, род. 24.10.1956, художник-модельер.

Почётные звания и награды:

Дважды Герой Советского Союза (26 .10.1944, 01.11.1968).
Летчик-космонавт СССР (01 .11.1968).
Заслуженный летчик-испытатель СССР (14 .04.1961).
Лауреат Государственной премии за подготовку экипажей для полетов по программе « Интеркосмос» (29 .12.1981).
Герой Социалистического труда НРБ (1970 ).
Был награждён двумя медалями « Золотая Звезда» Героя Советского Союза и двумя орденами Ленина (26 октября 1944 года, 1 ноября 1968 года), двумя орденами Боевого Красного Знамени (1942 , 1943), орденом Богдана Хмельницкого III степени (1944 ), орденом Александра Невского (1943 ), двумя орденами Отечественной Войны I степени (1945 , 1985), двумя орденами Красной Звезды (1954 , 1955), орденом « За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» Ш степени (1975 ). Медалями « За боевые заслуги» (1949 ), « За победу над Германией» (1945 ), « За взятие Будапешта» (1945 ), « За взятие Вены» (1945 ) и 11-ю юбилейными медалями.
Был награждён медалью « Золотая Звезда» Героя Социалистического труда НРБ и орденом Георгия Димитрова (НРБ, 1970), медалью «25 лет народной власти» (НРБ), медалью «100 -летие падения Османского ига» (НРБ, 1979), медалью «100 лет со дня рождения Георгия Димитрова» (НРБ, 1983), орденом Государственного Знамени (ВНР, 1985), орденом Красного Знамени с бриллиантами (ВНР), Золотой медалью « За боевое содружество» (ВНР, 1980), Крестом Грюнвальда III степени (ПНР), орденом Тудора Владимиреску V степени (СРР), орденом « Народный Герой Югославии» II степени.

Публикации:

Автор книг « Угол атаки» (1971 ), « Небо начинается на Земле» (1976 ), « О времени и о себе» (1982 ), « Три высоты» (1986 ), « Земля — стратосфера — космос», « Космос — землянам», « Грань мужества», « По зову сердца».
Соавтор книг « Оптические явления в атмосфере по наблюдениям с пилотируемых космических кораблей» (1972 ), « Космическая академия». М.: Машиностроение, 1987.

Использованные источники:

1. Береговой Георгий Тимофеевич [Электронный ресурс].- 2016 - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
2. Береговой Георгий Тимофеевич [Электронный ресурс].- 2016 - Режим доступа: http://astronaut.ru
3. Береговой Георгий Тимофеевич [Электронный ресурс].- 2016 - Режим доступа:

Г.Т.Береговой

Дважды Герой Советского Союза (26.10.1944, 1.11.1968), Летчик-космонавт СССР (01.11.1968), Заслуженный летчик-испытатель СССР (14.04.1961), генерал-лейтенант авиации (14.02.1977).
Лауреат Государственной премии за подготовку экипажей для полетов по программе «Интеркосмос» (29.12.1981), Герой Социалистического труда НРБ (1970).
Родился 15 апреля 1921 г. в с. Федоровка Полтавской области. Окончил Ворошиловоградскую школу военных летчиков имени Пролетариата Донбасса в июне 1941 г. Через год он освоил пилотирование штурмовика Ил-2 и начал воевать командиром эскадрильи 90-го гвардейского штурмового авиационного полка.
Участник Великой Отечественной войны. За время участия в боевых действиях с мая 1942 г. совершил 186 боевых вылетов, бомбил и штурмовал вражеские танки, артиллерийские батареи, речные переправы и эшелоны, 3 раза был сбит, 3 раза горел в самолете, но всегда возвращался в строй.
В ходе боев за Сандомирский плацдарм гвардии капитан Береговой был участником легендарного «звездного» налета советской авиации на фашистский аэродром под Львовом. А служил он в 5-м штурмовом авиационном корпусе, которым командовал один из первых семерых Героев Советского Союза генерал-майор Н.П.Каманин. В октябре 1944 г. Береговому тоже присвоили звание Героя Советского Союза.
С 9 июля 1947 по 23 августа 1948 года был слушателем командного факультета Краснознамённой Военно-воздушной академии (КВВА). Затем перевёлся на заочное отделение, которое окончил 25 декабря 1956 года, получив специальность «офицер ВВС с высшим командно-штабным образованием».
С 23 августа 1948 года служил летчиком-испытателем, а с 30 июня 1949 года – старшим летчиком-испытателем отдела летных испытаний Управления испытаний самолетов ГКНИИ ВВС им.В.П.Чкалова.
19 января 1951 года был переведен в 3-е отделения отдела летных испытаний истребительных самолетов. 5 апреля 1952 года был переведен во 2-е отделение этого отдела на должность заместителя начальника отделения по летной части. 29 октября 1953 года был освобожден от должности зам.начальника отделения с сохранением должности летчика-испытателя. 8 июля 1957 года был назначен заместителем начальника 1-го отдела по летной работе с сохранением должности старшего летчика-испытателя.
С 8 августа 1959 года был назначен главным летчиком-испытателем 1-й испытательной авиационной эскадрильи Управления испытаний комплексов перехвата и самолетов-истребителей.
С 25 февраля 1961 года служил старшим летчиком-испытателем, с 23 марта 1962 года служил заместителем командира эскадрильи, с 13 апреля 1963 года до зачисления в отряд космонавтов служил командиром 1-й авиационной испытательной эскадрильи, старшим летчиком-испытателем службы летных испытаний 1-го управления ГКНИИ ВВС, в/ч 15650.
Поднял в первый полет (в качестве 2 летчика) и выполнил испытания Р-2 (И-320; 9.09.1949). Участвовал в испытаниях МиГ-19П, СМ-12, СМ-30 (МиГ-19), Як-27К, Су-9 (1958), Ту-128 (1962), ведущий летчик-испытатель по гос.испытаниям Як-25.
Однажды в полете на Су-9 Береговой ощутил частичное заклинивание в системе управления — ручка не шла «на себя». Такая неисправность, как правило требует катапультироваться. После нескольких попыток преодолеть упор, Береговой с силой рванул на себя ручку, и она пошла! Оказалось, что в элемент проводки системы управления (до бустера) попал какой-то болт, а при сильном рывке он выскочил. за проявленную выдержку и спасение самолета П.О.Сухой наградил Георгия Тимофеевича кинокамерой.
Первым на практике осваивал гермошлем ГШ-4. Им было испытано более 60 типов самолётов.
В 1964 г. был зачислен в отряд советских космонавтов. Помощь бывшего фронтового командира Н.П.Каманина, который тогда руководил подготовкой первого отряда советских космонавтов, помогла 43-летнему испытателю преодолеть возрастной ценз (35 лет).
В 1968 в Центр управления полетами в Евпатории приехала группа новых будущих космонавтов, среди которых были Герой Советского Союза, 47-летний полковник Георгий Береговой и 41-летний подполковник Владимир Шаталов. Не проявив привычного почтения к техническому руководству полетами, эти офицеры заявили, что опытных летчиков, как это принято в авиации и на флоте, необходимо привлекать не только к тренировкам к полету на готовом космическом корабле, но и к самой разработке пилотируемой космической техники.
Береговой смело заявил, что члены Госкомиссии, техническое руководство и прочие руководители проявляют излишнюю осторожность, на годы растягивают беспилотные пуски (после смерти В.М.Комарова). Если форсировать запуски космических кораблей с человеком на борту, то и новые пилотируемые конструкции будут создаваться гораздо быстрее.
28 августа 1968 г. был запущен еще один космический корабль 7К-ОК под названием «Космос-238», благополучно вернувшийся на Землю. Все 5 беспилотных полетов кораблей этой серии прошли успешно, и правительственная комиссия приняла решение о подготовке пилотируемого полета. Необходимо было не только повторить полет, который выполнял В. Комаров, но и пойти дальше — осуществить стыковку двух космических кораблей, что позволило бы начать подготовку к запуску долговременных космических станций.
25 октября без замечаний был произведен запуск беспилотного корабля-мишени 7К-ОК N 10 «Союз-2». Его бортовые системы работали нормально. Было решено, что дальнее сближение с беспилотным кораблем будет производиться в автоматическом режиме с помощью поисковой системы «Игла», а с расстояния 150 метров пилот «активного корабля «Союз-3» начнет сближение вручную. Так как баллистики рассчитали проведение стыковки на затемненной, ночной части орбиты, то для визуального ориентира на «Союзе-2» в виде пирамиды засветятся сигнальные огни. Многие не соглашались с проведением стыковки на неосвещенной части орбиты. Многие понимали, что без определенного периода адаптации к невесомости и привыкания к ощущениям реального полета поставленную задачу с ходу будет выполнить очень сложно…
Ракета-носитель стартовала 26 октября в 11 часов 34 минуты 18,1 секунды.
Космонавт доложил: «Дальность — 40». То есть шеститонные космические корабли друг от друга отделяло всего 40 метров, и в это время они ушли из зоны радиовидимости наземных пунктов слежения. Как только корабли вновь появились в зоне связи, все поняли, что «слепая» стыковка не состоялась…
Когда у Берегового спросили о самочувствии, он ответил:
— Самочувствие отличное, настроение паршивое.
А произошло вот что, «Союз-2» при приближении к нему пилотируемого аппарата оказался перевернутым по продольной оси на 180 градусов. Только что перенеся стартовые перегрузки и волнение, не имея времени, чтобы привыкнуть к необычному состоянию невесомости, неприятным ощущениям тошноты, космонавт обязан был осуществить стыковку вручную, хотя до него с этой задачей прекрасно справлялась автоматика. Береговой с трудом адаптировался к быстро наступившей темноте и «погнался» за четырьмя трапециевидными огнями на приближающемся «Союзе-2». Когда он на дальности 30 метров затормозил, то сообразил, что надо перевернуть свой «Союз», иначе штырь его «активного» корабля не состыкуется с конусом «пассивного» двойника. Потом решил выйти в световую зону и нечаянно зацепил одну из ручек управления. Его «Союз-3» завертело. В течение 3 минут космонавт выправлял крен, расходовал около 40 кг топлива и понял, что продолжать сближение космических объектов уже опасно.
Многое, что пришлось испытать Береговому в том героическом полете, на Земле никто не предусмотрел, многому не обучили на тренажерах, а кто-то еще вдобавок ошибся в расчетах и предположениях. В тот раз конструкторы-проектировщики, баллистики и специалисты по автоматике невольно создали такие условия для космического рейда отважного человека, что он в сложной цепи управления орбитальным полетом стал самым «напряженным» звеном.
И все же космонавт вернулся на Землю с огромным числом ценных замечаний, которые помогли устранить ошибки и недоработки в подготовке новой смены космонавтов и проектировании более совершенных космических кораблей.
«За успешное выполнение орбитального полета и проявленные при этом мужество и героизм» Береговой был награжден второй медалью «Золотая Звезда» и удостоен звания дважды Героя Советского Союза.
22 января 1969 в Кремле во время торжественной встречи космонавтов офицер Виктор Ильин обстрелял автомашину, в которой ехал Береговой, приняв её за автомобиль Брежнева (ошибке способствовало и лёгкое внешнее сходство Берегового с Брежневым). Сидевший рядом с Береговым шофёр был смертельно ранен; сам Береговой был легко ранен осколками лобового стекла.
9 апреля 1969 года был назначен старшим инструктором-космонавтом, заместителем начальника 1 НИИ ЦПК.
С 26 июня 1972 по 3 января 1987 года служил начальником 1 НИИ ЦПК им.Ю.А.Гагарина.
Отчислен из отряда космонавтов 25 февраля 1982 года. Продолжил службу в НИИ ЦПК.
3 января 1987 г. в звании генерал-лейтенанта уволен в запас по возрасту. Работал в ВИЦ «Лидар» АН СССР, а затем в совместном предприятии.
Имел труды в области космонавтики и инженерной психологии. Кандидат психологических наук. Являлся соавтором научных открытий в области физики верхней атмосферы.
Избирался депутатом Верховного Совета СССР 8-10 созывов (1974-1989); был командующим Всесоюзной комсомольской военно-спортивной игры «Орленок», командующим Всесоюзным юнармейским движением; являлся заместителем председателя Общества советско-венгерской дружбы, членом Президентского совета общества «СССР-Франция», председателем Общества советско-польской дружбы; избирался председателем совета Межреспубликанского союза ветеранов и воинов запаса. Автор книг «Угол атаки» (1971), «Небо начинается на Земле» (1976), «О времени и о себе» (1982), «Три высоты» (1986), «Земля — стратосфера — космос», «Космос — землянам», «Грань мужества», «По зову сердца». Соавтор книг «Оптические явления в атмосфере по наблюдениям с пилотируемых космических кораблей» (1972), «Космическая академия». М.: Машиностроение, 1987
Умер 30 июня 1995 года после операции по шунтированию коронарных сосудов. Похоронен на Новодевичьем кладбище города Москвы.
Лауреат Государственной премии СССР (1981); награждён двумя медалями «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и двумя орденами Ленина (26 октября 1944 года, 1 ноября 1968 года), двумя орденами Боевого Красного Знамени (1942, 1943), орденом Богдана Хмельницкого III степени (1944). орденом Александра Невского (1943), двумя орденами Отечественной Войны I степени (1945, 1985), двумя орденами Красной Звезды (1954, 1955), орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» Ш степени (1975). Медалями «За боевые заслуги» (1949), «За победу над Германией» (1945), «За взятие Будапешта» (1945), «За взятие Вены» (1945) и 11-ю юбилейными медалями.
Награды иностранных государств:
Был награждён медалью «Золотая Звезда» Героя Социалистического труда НРБ и орденом Георгия Димитрова (НРБ, 1970), медалью «25 лет народной власти» (НРБ), медалью «100-летие падения Османского ига» (НРБ, 1979), медалью «100 лет со дня рождения Георгия Димитрова» (НРБ, 1983), орденом Государственного Знамени (ВНР, 1985), орденом Красного Знамени с бриллиантами (ВНР), Золотой медалью «За боевое содружество» (ВНР, 1980), Крестом Грюнвальда III степени (ПНР), орденом Тудора Владимиреску V степени (СРР), орденом «Народный Герой Югославии» II степени.

Родился 15 апреля 1921 года в селе Фёдоровка Полтавской губернии Украинской ССР (ныне Карловского района Полтавской области Украины).

После окончания средней школы в 1938 году начал трудовую деятельность на Енакиевском металлургическом комбинате. В том же году призван в Красную Армию. В 1941 году окончил Ворошиловоградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса.

Великая Отечественная война

Участник Великой Отечественной войны с июня 1942 года. Лётчик, командир звена, командир эскадрильи 90-го гвардейского штурмового авиационного полка (4-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 5-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт). За годы войны совершил 186 боевых вылетов. За героизм, мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях Великой Отечественной войны, 26 октября 1944 года удостоен звания Герой Советского Союза.

Космос

После окончания войны в 1948 году окончил высшие офицерские курсы и курсы лётчиков-испытателей. В 1948-1964 годах работал лётчиком-испытателем. Освоил десятки типов самолётов. В 1956 году окончил Военно-воздушную академию (ныне имени Ю. А. Гагарина). 14 апреля 1961 года был удостоен звания заслуженный лётчик-испытатель СССР. В 1963 году зачислен в отряд советских космонавтов (1963 Группа ВВС № 2 (дополнительный набор). Прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях типа Союз. 26 - 30 октября 1968 года совершил космический полет на космическом корабле Союз-3. В полете была первая в истории попытка стыковки с беспилотным кораблём Союз-2 в тени Земли. Полет продолжался 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. За совершение космического полёта 1 ноября 1968 года награждён второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

22 января 1969 в Кремле во время торжественной встречи космонавтов офицер Виктор Ильин обстрелял автомашину, в которое ехал Береговой, приняв её за автомобиль Брежнева (ошибке способствовало и лёгкое внешнее сходство Берегового с Брежневым). Сидевший рядом с Береговым шофёр был смертельно ранен; сам Береговой был легко ранен осколками лобового стекла.

В 1972-1987 годах - начальник Центра подготовки космонавтов. В 1987 году в звании генерал-лейтенант ушёл в отставку.

В 1970-х годах по его просьбе было пересмотрено дело В. Ф. Януковича.

Депутат Верховного Совета СССР 8 - 10-го созывов (1974-1989 годы). Лауреат Государственной премии СССР (1981 год). Вёл большую общественную работу.

Скончался 30 июня 1995 года во время операции на сердце. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награды

2 ордена Ленина

2 ордена Красного Знамени

орден Александра Невского

орден Богдана Хмельницкого 3-й степени

2 ордена Красной Звезды

2 ордена Отечественной войны 1-й степени

орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени

Медаль «За боевые заслуги» (1949)

Медаль «За победу над Германией» (1945)

Медаль «За взятие Будапешта» (1945)

Медаль «За взятие Вены» (1945)

11-ю юбилейными медалями

Герой Социалистического Труда НРБ и орденом Георгия Димитрова (НРБ, 1970)

Медаль «25 лет народной власти» (НРБ)

Медаль «100-летие падения Османского ига» (НРБ, 1979)

Медаль «100 лет со дня рождения Георгия Димитрова» (НРБ, 1983)

Орден Государственного Знамени (ВНР, 1985)

Орден Красного Знамени с бриллиантами (ВНР)

Золотая медаль «За боевое содружество» (ВНР, 1980)

Крест Грюнвальда III степени (ПНР)

Орден Тудора Владимиреску V степени (СРР)

Орден Народного героя (Югославия)

Государственная премия СССР (1981)

Золотая медаль имени К. Э. Циолковского АН СССР

Золотая медаль имени Ю. А. Гагарина (FAI)

Память

Почётный гражданин городов Калуга (Россия), Луганск, Енакиево, Винница (Украина), Плевен, Сливен (Болгария).

В городе Енакиево установлен бронзовый бюст.

На доме в посёлке Чкаловский (Щёлково), в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.

Новое на сайте

>

Самое популярное