Домой Личность Автово название. Путешествия

Автово название. Путешествия

1. Описание станции

Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди Ленинградского метрополитена «Автово» - «Площадь Восстания» (7 станций, 10,8 км), расположена на Кировско-Выборгской линии (Линия 1). Именно на «Автово» прибыл первый поезд Ленинградского метрополитена. До открытия станции «Дачное» (1 июня 1966 года), являлась конечной. «Автово» - первая станция мелкого заложения Петербургского метро, на станции отсутствуют эскалаторы. За станцией расположен съезд в депо ТЧ-1 «Автово» и в ремонтное депо ТЧ-2 «Дачное».

Богатая отделка, оригинальные архитектурные и художественные решения сделали станцию одной из самых красивых не только в Петербурге, но и во всём мире. В 2014 году, по версии американского издательства «Guardian», станция «Автово» попала в список 12 красивейших станций мира. 15 декабря 2011 года Советом по сохранению культурного наследия станция внесена в Единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения. Безусловно, основной «изюминкой» станции являются колонны облицованные декоративным прессованным стеклом с рельефным орнаментом. Подобный приём был применён впервые, подробнее об этом читайте ниже. По задумке архитекторов, архитектурное убранство станции должно ярко выражать радость великой Победы советского народа.


Станция расположена на территории муниципального округа «Автово» в Кировском районе на юго-западе Санкт-Петербурга по адресу проспект Стачек д. 90, к. 2. Выход через наземный вестибюль осуществляется прямо на проспект Стачек, между двумя жилыми многоэтажными домами. Рядом со станцией расположены сквер, школа, различные торговые предприятия и кафе, банки, а улице Автовской расположен цирк-шапито. Чуть дальше расположено множество автомобильных стоянок, стадион завода имени Жданова, профессиональное училище № 84. Граница жилого района очерчивается товарной железнодорожной станцией Автово.

Вокруг станции сосредоточен мощный пересадочный узел на наземный транспорт, который образует львиную долю пассажиропотока станции. Напротив наземного вестибюля станции имеется подземный переход, по обе стороны которого размещены остановки наземного общественного транспорта: автобусов, троллейбусов и маршрутных такси. На параллельной проспекту Стачек Кронштадтской улице расположена крупная трамвайная остановка, объединяющая сразу 5 трамвайных маршрутов. Наземный транспорт, следующий от метро «Автово» обслуживает всю юго-западную часть города, не имеющую в непосредственной близости станции метро. Имеются пригородные маршруты в Петродворец, Стрельну, Красное Село и Ломоносов.

Станция построена в характерном монументальном стиле, являющимся воплощением идеи величия и мощи советского государства. Плоское перекрытие зала поддерживают 46 колонн, 16 из которых облицованы декоративным стеклом. Остальные колонны облицованы мрамором «Коелга».

Пол станции выложен из красного Лезниковского гранита, а также серого и чёрного полированного гранита с Украины, образующих геометрический рисунок. Потолок собран из декоративных кессонов, украшенных лепниной.

На посадочной платформе, в сторону станции «Проспект Ветеранов», сохранилось историческое информационное табло, которое сегодня оповещает пассажиров о прибытии составов следующих в депо.

Главная «изюминка» станции - стеклянные колонны были предложены Евгением Левинсоном и Андреем Грушке, которые впервые решили использовать для колонн перронного зала рельефное прессованное стекло, чем-то напоминающее хрусталь, чтобы станция выглядела как подземный дворец.

На применении такого материала настаивал и член-корреспондент Академии наук СССР Н. Н. Качалов. Неудивительна настойчивость профессора Качалова, ведь он был настоящим подвижником в деле стекольной промышленности. В середине 1920-х годов благодаря Качалову в Советском Союзе была внедрена отечественная технология изготовления оптического стекла, что позволило нашей стране с 1927 года отказаться от ввоза его из-за границы. Отделка колонн стеклянными панелями с обратным рельефом на станции «Автово» стала новаторским приемом.

Добиться того, чтобы бетонная конструкция колонны не просматривалась сквозь стеклянную облицовку было достаточно сложно: заднюю поверхность стекла пришлось обработать гранями отражающими свет, причём расположить их нужно было под определенным углом - 80 градусов. При этих условиях создается своеобразный оптический эффект: свет отражается от граней прежде, чем достигнет бетона, и прозрачное стекло перестает просвечивать. Благодаря мастерской работе, создаётся ощущение что колонны полностью созданы из стекла, данное заблуждение попало даже в некоторые путеводители по городу.

Литые стеклянные пластины для колонн были изготовлены на экспериментальной базе в цехах Ленинградского завода художественного стекла. Такое рельефное прессованное стекло напоминало хрусталь, за что станцию даже называли «хрустальным дворцом».

На рельефном стекле особенно выделяются пятиконечные звезды - символ Советского Союза и веточки дуба, олицетворяющие силу государства, победившего фашизм.

Стеклянные детали укреплены на специальном каркасе и обвивают колонну спиральными лентами, разделёнными тонкими жгутиками покрашенных «под золото». На самом деле, эти ленты не являются декоративными, основная их функция - предотвращение растрескивания стекла при осадке бетонных опорных конструкций колонн. Стеклянные панели закреплены с помощью этой декоративной металлической ленты, обвивающей колонны.

По первоначальному проекту предполагалась отделка всех колонн стеклом, кроме того также предусматривалась и внутренняя подсветка всех колонн. К сожалению, подрядчик не успевал полностью выполнить отливку всех колонн к сдаче объекта, и колонны временно облицевали камнем. Однако, после печального известного постановления № 1871 ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении архитектурных излишеств в проектировании и строительстве», в одно мгновение завершившего эпоху советского монументального классицизма, к вопросу об облицовке остальных колонн больше не возвращались . Формы под стекло со временем были безвозвратно утеряны.

Капитель колонны облицованной мрамором.

Путевые стены, облицованные во всю высоту белым мрамором «Коелга». Мрамор - камень известковой породы как губка впитывает воду, а подземный зал станции «Автово» расположен в водонасыщенных грунтах.

Надписи на путевых стенах выполнены их алюминия.

В верхней части стены украшены вентиляционными решётками из алюминия, обработанного «под золото».

Орнаменты решёток украшены лавровыми ветвями, золочёными мечами и другими эмблемами воинской доблести. Фото 1957 года.

С течением времени гидроизоляция станции утратила свои защитные свойства и стала пропускать воду, мрамор потускнел, а по стенам стали раскрываться трещины. В период 2006-2012 гг. были проведены серьезные мероприятия по капитальному ремонту станции: существующую мраморную облицовку путевых стен обновили идентично оригинальному решению мрамором «Коэлга», были устранены течи, восстановлена гидроизоляция. Также полной замене подвергся декоративный лепной потолок станции для чего была применена уникальная технология, с помощью которой новые элементы-реплики изготавливались прямо на платформе станции.

Станция в 1956 г. Фото И.Б. Гогланда

Центральный зал в 1957 г.

Поезд на станции. Фото 1956 г.


Станция в конце 1970-х гг.

Торец подземного зала станции украшает яркое, золотистое мозаичное панно из смальты «Родина-мать» (в некоторых источниках указывается как «Победа»).

Панно выполнено художниками В.А. Воронецким и А.К. Соколовым. Женщина с младенцем на руках символизирует мир, завоеванный в тяжелой борьбе с фашизмом, а сверху развивается лента с надписью «Миру - Мир»

Отдельного внимания заслуживают массивные люстры, добавляющие станции помпезности. Фото 1955-1956 гг. Источник: «Архитектура Ленинграда», 1957

На фотографии видны люстры, расположенные ближе к торцу станции. Эти три люстры, одна в центральном зале и две над платформами, не сохранились до настоящего времени. В 1970-х по неизвестным причинам они были сняты и утеряны. Фото: Studio Erpé, 1956 г.

К сожалению, до настоящего момента люстры дошли не в первоначальном виде. В начале 1970-х годов, нижний ряд плафонов-«стаканов» был демонтирован. Фото Г.Н. Савиной, 1957 г.

На фотографии 1986 года, люстры уже в нынешнем виде без нижним плафонов.

Сегодняшний вид на люстру.

22. Люстра снизу.

Конструкции станции «Автово» расположены в трёх уровнях. Эскалаторы на станции не предусмотрены, все уровни соединены лестницами. С посадочной платформы лестница ведет в многопролетный аванзал переходящий в подходной коридор и в круглый подземный кассовый зал.

Завершения стен окаймляющих лестничный марш украшены симметричными барельефами поддерживающим общую милитаристскую тематику оформления станции.

Колонны в аванзале, где расположены турникеты, облицованы уральским мрамором «Коркодино». На заднем плане виден походной коридор ведущий в круглый подземный кассовый зал.

26. Освещение зала осуществляется круглыми люстрами в виде дубовых венков, с шестью светильниками.

Аванзал в 1957 году.

Стены в круглом (кассовом) зале и подходном коридоре облицованы мрамором Прохорово-Баландинского месторождения и цветным мрамором «Газган».

При входе на станцию в подземном кассовом зале пассажиров встречает панно «Защитники Ленинграда» (скульпторы В. И. Гордон и Р. Р. Бельский), на котором изображены солдат, моряк и рабочий в окружении знамен и ордена Победы. .

Из подходного коридора в верхний вестибюль с обеих сторон ведет винтовая лестница. Стены лестничных проходов облицованы красным Нижнетагильским мрамором, ступени - гранитом Лезниковского месторождения.

Светильники-бра освещающие винтовые лестницы.

Винтовые лестницы выводят в наземный распределительный зал. В торце по первоначальному проекту должен был быть барельеф со Сталиным (см. изображение 58).

С одной стороны зала расположены кабины телефонов-автоматов в виде портиков из колонн искусственного мрамора, между которыми на фоне стекла вставлены орнаментированные решётки с деталями из анодированного алюминия. Фото 1957 года.

С противоположной стороны также расположены билетные кассы. Фото 1956 года.

Стены наземного вестибюля выполнены из искусственного мрамора . Полы покрыты гранитом «Тераццо».


Купол поддерживают 8 дорических канелированых колонны, по бокам стены украшены пилястрами. По карнизу опоясывающему основание купола выбита надпись: «Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой, слава в веках!» (в первоначальном варианте «Великому Сталину слава!»).

Двери изготовленные из дуба также украшены дубовыми венками.

Наземный вестибюль станции расположенный на проспекте Стачек создан архитекторами Е.А. Левинсоном и А.А. Грушке. Как ни странно, но вестибюль напоминает церковь: восьмиколонный дорический портик, купол, апсида. В советском понимании тех лет первое такое монументальное сооружение и есть храм, посвящённый защитникам Отечества. Однако уже спустя два-три года после открытия в самый разгар хрущёвских кампаний по борьбе с «архитектурными излишествами» и антирелигиозной, проект наземного вестибюля был подвергнут жёсткой критике.

В наземном вестибюле напротив входа планировалось создать большой витраж из цветного стекла, посвященный И.В. Сталину. Окружность купола предполагалось опоясать надписью: «Слава Великому Сталину - организатору побед над врагами Советской Родины». Но в процессе оформления станции текст надписи изменили: «Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой, слава в веках!». Также планировали установить профиль «вождя народов» и при входе на станцию, но от всех этих идей по политическим мотивам впоследствии отказались.

Наземный павильон станции в первые дни после открытия. Ещё нет дома слева от станции метро, его построят только через четыре года, в 1959 году.

Фасад вестибюля отделан терразитовой штукатуркой. Фото Б. Уткина и Л. Зиверта. 1956 г.

40. Главный фасад украшен шестиколонным портиком, к которому ведёт гранитная лестница. Фото 1957 г.

Севернее вестибюля вырос забор ограждающий строительную площадку на месте будущего дома 90 по проспекту Стачек. Фото Ю Шаламова. 1957 г.

Вид на проспект Стачек. Справа виден вестибюль станции. 1960 г.

Фасады наземного павильона станции украшают барельефы : «Оборона Петрограда в 1919 году» и «Оборона Ленинграда в 1941 - 1943 годах (скульпторы В. И. Ингал, В. Н. Бельская, В. И. Гордон, В. В. Чибриков, Е. В. и М. П. Щегловы).


Вестибюль расположен между домами 90 и 94 по проспекту Стачек. Фото 1961 г.

Наземный павильон в наши дни.

27 июля 1959 года во время своего визита в Ленинград на станции побывал в ице-президент США Ричард М. Никсон. Рядом с Никсоном 1-ый секретарь Ленинградского обкома КПСС Спиридонов И.В. Фото А. Батанова.

Первые посетители метро, пока ещё только по специальным пригласительным билетам. 6 ноября 1955 года. Фото В. Капустина и И. Баранова.

Первый поезд с пассажирами отправляется со станции «Автово». 6 ноября 1955 года. Фото Н. Науменкова и П. Федотова.

2. Строительство станции и проекты

Станция «Автово» мелкого заложения. Подземный зал находится на глубине 15 метров. Строительство станции и прилегающих перегонов началось зимой 1941 года, когда по трассе 1 очереди метрополитена были заложены все шахты. Строительство шло высокими темпами, пока не началась Великая Отечественная война. 25 июня работы по всей первой очереди были приостановлены, а построенные выработки было решено затопить, в целях консервации. Работы по строительству станции были возобновлены в конце 1946 года.

Станция строилась открытым способом в очень тяжелых гидрологических условиях, вызванных протеканием рядом Красненькой речки и подземными грунтовыми водами. Впервые в нашем городе при строительстве станции было применено замораживание грунтов. На проспекте Стачек был вырыт котлован и в нем возвели все необходимые конструкции. Своды станции покрыли изоляцией и засыпали котлован грунтом, восстановили асфальтовое покрытие проспекта Стачек и продолжили строительство уже под землей. Тоннели, соединяющие станцию «Автово» с электродепо «Автово», проходят под рекой Красненькой в пластических глинах и суглинках, насыщенных водой. Из-за этого метростроители для проходки участка к депо так же использовали замораживание грунта.

Диаметр тоннелей, ведущих к станции «Кировский завод», составляет не 5,5 метров, как диаметр других тоннелей первой очереди, а 6 метров, как в Москве. «Уменьшение диаметра, - как пишет В. Г. Авдеев, - позволяло экономить на обделке до 1,5 тысяч тонн чугуна на 1 километр пути».

В 1930-е годы Автово являлось окраинной частью города. Одновременно с началом строительства нового жилого района тут начались первые работы по сооружению станции метрополитена первой очереди.

Заморозка стен котлована станции.

Попытка защиты замороженных стен котлована при помощи соломенных матов.

Как видно, станция изначально планировалась мелкого заложения. Автор проекта: М.А. Шепилевский. 1947 год. 2 тур конкурса.

Первоначально колонны планировалось банально одеть в мрамор. Автор проекта М.К. Бенуа. 1947 год. 2 тур конкурса.

Интересно, что по первоначальному проекту, не был реализован фриз на путевых стенах станции. Предполагалась, что по обеим сторонам путевых стен будет написано «Слава великому Сталину». На потолке предлагалось разместить мозаики из смальты. Авторы проекта: Е.А. Левинсон, А.А. Грушке. 1947 год. 2 тур конкурса.

Как уже говорилось выше, по проекту и все 46 колонн должны были быть стеклянными. Авторы проекта: Е.А. Левинсон, А.А. Грушке. 1949 год. 3 тур конкурса. Проект принят к осуществлению с незначительными изменениями.

Макет станции в 1/10 от натуральной величины на выставке в Ленинградском филиале Академии архитектуры СССР. Макет изготовлен из художественного стекла на Ленинградской зеркальной фабрике. 14 февраля 1949 года. Фото А.А. Михайлова.



Как уже говорилось, опоясывать основание купол должны была четырежды повторявшаяся надпись «Великому Сталину Слава!», которая по политическим мотивам (после развенчания культа личности) была заменена на: «Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой, слава в веках!» По той же причине отказались и от барельефа со Сталиным (сейчас на его месте пустующее углубление в стене, отделанное тёмным мрамором). Авторы проекта наземного вестибюля: Е.А. Левинсон, А.А. Грушке. Начало 1950-х. Проект принят к осуществлению.

Работы по изготовлению форм для отливки стекла в мастерской.

Отделочные работы. Хрустальная облицовка колонн изготавливалась стекла на Ленинградском заводе художественного стекла (ЛЗХС), закрытом в 90-е годы.

Монтаж хрустального стекла на капитель колонны.

Метростроевцы на станции.

3. История и происхождение названия

Станция получила своё название по историческому району в котором она расположена. К слову заметить, что «Автово» - первая станция Петербургского метро получившая себе в имя ойконим (название населённого пункта) местности в которой расположена, причём финского происхождения.

В 1824 году сильное наводнение практически уничтожило деревню Автово. Согласно легенде, Император Александр I объезжавший наиболее пострадавшие прибрежные места на Петергофской дороге, посетил одно селение, полностью уничтоженное наводнением. Вокруг Императора тотчас-же собрались крестьяне и начали жаловаться на свою долю. Внимание Императора привлёк один старик который сильнее всех жестикулировал, однако, разобрать слов Государь не мог. Он вызвал из толпы старика и велел ему рассказать кто как пострадал и что потерял.
Старик тут же заголосил с характерным местным говором:
- Батюшка, царь, у таво коров унесло, а у таво весь скарб, а у таво коней, а у таво дом, а у таво... (с характерным ударением на «у»)
- Хорошо - сказал царь, - у того, у того, а у тебя то что?

По ещё одной похожей легенде старик заголосил: - Батюшка, царь, у афтаво коров унесло, у афтаво весь скарб, у афтаво коней, у афтаво... На что царь ответил: - Это всё у Афтова, а у других что погибло? После этого Императору объяснили что «афтово» на местном говоре значит «этого». Царь посмеялся над своей ошибкой и приказал на казённые деньги выстроить новую деревню и назвать её Аутово/Афтово.

В 1824 году действительно было наводнение уничтожившее деревню, на месте которой сделали насыпи высотой 4-5 м и на выстроили новое поселение, строения которого сохранялись вплоть до 30-х годов ХХ века. Тем не менее, конечно же, это легенда. Впервые деревня Аутова встречается 1676 году на шведской карте задолго до вышеописанного наводнения.

До сих пор нет единого мнения об этимологии названия, вероятнее всего оно происходит от финского «аутто» - что означает «пустынный», либо «аутио», означающее «заброшенный», «безлюдный», что, впрочем, близко по смыслу. Кроме того, существуют версии, что Автово происходит от одного из финских обозначений медведя «овто» или от названия сачка «отава».

В 1703 году в 10 верстах от этой деревни был заложен Санкт-Петербург. А через несколько лет рядом с деревней пролегла дорога, связавшая Санкт-Петербург с загородной резиденцией Императоров - Петергофом, что послужило толчком к развитию местности. Вскоре тут выросла ямская слобода, начали строиться многочисленные дачи. К середине XIX века Автово превратилось в престижную дачную местность, где проживала и владела землями значительная часть столичной элиты.

Появление в 1801 году в окрестностях Автова чугунолитейного завода, который был переведён сюда из Кронштадта, к концу XIX века вкорне изменило судьбу местности. Вокруг заметно разросшегося завода, получившего в 1876 году название Путиловский (сегодня - Кировский), выросли многочисленные бараки, общежития и ночлежки превратившие некогда престижный район в рабочую окраину. Центральным стержнем района по прежнему оставалось Петергофское шоссе, оно остаётся им и поныне, правда теперь магистраль называется - проспект Стачек. Современное название также отчасти затрагивает историю района, т.к. жители района активно принимали участие в событиях трёх русских революций.

В 1917 году Автово входит в городскую черту. В 1937 году, в районе начинается комплексное строительство нового жилого района, которое было прервано начавшейся в 1941 году Великой Отечественной войной. В эти годы по границе района проходил передний край героической обороны Ленинграда, о чём свидетельствует сохранившийся до наших времен ДОТ, а на месте нынешнего вестибюля станции размещались артиллерийские батареи, штабы и тылы воинских частей. В годы Войны деревянное Автово было полностью уничтожено, так как в блокаду при огромном дефиците древесины такие дома были пущены на растопку, а жителей отселили в центральные районы города.

Уже с 1944 по несколько скорректированным проектам продолжилась начавшаяся до Войны застройка района, завершившаяся большей частью к 1960 году. В 1955 году в район пришло метро.

Память о событиях и значимости района в годы Великой Отечественной войны отражена в топонимике района (улица Зенитчиков, улица Зайцева (генерал-майор, участник Гражданской войны и Великой Отечественной войны), улица Маршала Говорова, ул. Маринеско. Воины, павшие в боях за Ленинград в Автово, вместе с мирными жителями, жертвами блокады, погребены на Красненьком кладбище. В 1968 году на Комсомольской площади был открыт монумент Героическому комсомолу. Санкт-Петербург

Станция метро "Автово" в Петербурге признана самой красивой в мире по версии газеты «Гардиан», и эту же станцию газета «Дейли телеграф» назвала одной из самых красивых в Европе.

Станция была открыта в 1955 году. Уникальность ее состоит в том, что 30 колонн в подземном зале облицованы мрамором, а 16 - стеклом. Такой материал в отечественном метрополитене больше нигде не использовался.

Станцию хотели создать в виде «хрустального дворца», где стеклом должны были быть облицованы не только колонны, но и стены, а колонны должны были подсвечиваться изнутри.

Проектирование станции было поручено архитекторам А. Грушке и Е. Левинсону. Перед ними встала непростая задача. Надо было облицевать стеклом бетонный стержень так, чтобы бетон не было видно. Стеклянные пластины изготавливались в цехах Ленинградского завода художественного стекла, и инженеры без устали подбирали оттенки литых пластин. Но проблему не удавалось решить. Искрящееся, как хрусталь, стекло, было прозрачным, и сквозь него был виден бетонный стержень.

Без помощи физиков нельзя было обойтись. Решение подсказал профессор Пермского университета Г.З. Гершуни. Он предложил сделать граненой внутреннюю поверхность пластин, и гранить поверхность под углом 80 градусов. При таких условиях создается своеобразный оптический эффект. Свет отражается от граней прежде, чем он достигнет бетона, и стекло перестает просвечивать. Когда колонны были отделаны такими пластинами, они стали выглядеть стеклянными монолитами.

Однако надо было решить еще одну задачу. Бетонные опоры со временем подвергаются осадке, и если стекло прикреплять к конструкции наглухо, то оно быстро растрескается. Ленинградские архитекторы нашли способ надежно закрепить хрупкие пластины. Их закрепили с помощью декоративной золоченой ленты, обвивающей колонны. Она стала стягивать их, словно обручем.

Первоначально планировалось облицевать все 46 колонн, но из-за отсутствия средств к моменту открытия станции были облицованы только 16. Остальные временно облицевали мраморной плиткой. А вскоре вышло постановление ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», и вопрос об облицовке станции стеклом был навсегда закрыт.

Тема оформления станции - оборона Ленинграда. Здесь неподалеку проходила линия фронта, и танки с «Кировского завода» отправлялись из цехов прямо на фронт. Массивные люстры, светильники, решетки украшены лавровыми ветвями, золочеными мечами и другими эмблемами воинской доблести. Торцевую стену подземного зала украшает мозаичное панно «Победа», с изображением женщины с младенцем на руках, работы художников В. А. Воронецкого и А. К. Соколова.

Некоторые люди подметили сходство «Победы» с изображением Божьей матери. Говорят, пожилые ленинградские бабушки, спускаясь в метро, крестились, видя образ «Победы». И расположен он был там именно там, где положено быть алтарю – в восточной части подземного зала.

Станция получила своё название по историческому району, в котором она расположена. Название Автово – финского происхождения. Вероятнее всего, оно происходит от финского «аутто» - «пустынный», или «овто» - медведь.

Существует легенда о том, как деревня получила свое название. В 1824 году случилось самое сильное и разрушительное наводнение за всю историю Петербурга. Император Александр I после разгула стихии стал объезжать наиболее пострадавшие места. Доехал он и до селения в нынешнем районе Автово. Вокруг иператора тотчас же собрались крестьяне и начали жаловаться на свою долю. Один старик кричал громче всех, но разобрать слов государь не мог. Он вызвал из толпы старика и велел ему рассказать, кто как пострадал и что потерял.

Старик заголосил: «Батюшка-царь, у афтаво коров унесло, у афтаво весь скарб, у афтаво коней, у афтаво...» На что царь ответил: «Это все у Афтова, а у других что погибло?» После этого императору объяснили что «афтово» на местном говоре значит «этого». Царь посмеялся и приказал на казенные деньги выстроить новую деревню и назвать ее Аутово.

Слово «Автово» - финского происхождения. С середины XVII века на месте нынешнего района находилась финская община «Аухтуа», что означает либо «пустошь» либо «песчаник». Впрочем, для развлечения петербуржцев была придумана легенда, объяснявшая возникновение названия «Автово» следующим образом:

После катастрофического наводнения 1824 года, императора Александр I посетил наиболее пострадавшие от стихийного бедствия места. В одной из таких деревень, к государю обратился ветхий старец, который начал перечислять нажитое непосильным трудом и унесенное водой: «Все, батюшка царь, погибло. Вот у афтово домишко весь унесло, у афтово - двух коней, у афтово - четырех коров затопило, афтово…» Устав от монолога, Александр спросил: «Хорошо, это все у Афтова, а у других, что погибло?» Тут на помощь императору пришли придворные, которые объяснили царю, что беззубый дедушка вместо «этого» говорит «афтово». Александр рассмеялся и приказал построить для жертв стихи новую деревни под названием «Афтово».

Первыми жителями Автово были финны и ижоры. Помимо традиционных промыслов, пейзане, подрабатывали устройством трактиров, ведь их деревня лежала на людном Петергофском шоссе, ведущим в императорские резиденции и к Кронштадту. В начале XIX века в Автово перевели казенный чугунолитейный завод и среди местных обитателей появились работные люди.

В 1824 году Автово сильно пострадало от наводнения, и Александр I действительно выделил средства на восстановление деревни. В этой части легенда полностью соответствует действительности. Новое поселение находилось как раз в районе станции метро «Автово».

В начале XX века Автово продолжает оставаться деревней, где снимали дачи небогатые петербуржцы. Петербургский листок за 1909 год писал: «дачный поселок Автово - деревушка между Лиговом и Нарвским шоссе. От Петербурга шесть верст, от казенной лавки две с половиной версты. Сообщение только конное, но так как ни у дачников, ни у крестьян нет лошадей, то сообщаются «на своих двоих»…

В 1930-ее годы Автово оказалось в центре внимание городских властей. Планируя развивать город в южном направление, вождь Ленинграда, Андрей Жданов, наметил этот район в качестве зоны перспективной застройки. В те дни «Красная газета» писала:

«На самом краю города, за Кировским заводом, на месте где улица Стачек сворачивает к Петергофскому шоссе, строятся новые кварталы Автова - одного из центральных районов будущего Ленинграда».
Строительные работы под руководством профессора А.А. Оля начались в 1936 году. К началу войны, в Автово были построены две школы, более тридцати жилых домов, несколько дошкольных учреждений. Квартиры в новых домах заселяли главным образом рабочие с близлежащих заводов.

Развитию Автово помешала блокада. В 1941 году по границе района стала пролегать линия фронта. Жителей Автово выселили из новых, только что построенных домов, которые стали спешно превращать в опорные пункты обороны Ленинграда.

До 1944 года на окраинах Автово гремела канонада. И наверное символично, что в июне 1945 года через Автово в Ленинград возвращались победоносные советские войска. Для их прохода архитектор В.А.Каменский за одну ночь воздвиг Триумфальную арку. Это сооружение простояло недолго, и было демонтировано. Сегодня активно обсуждается вопрос о восстановление этого монумента в камне.

В 1955 году в Автово была проложена одна из первых линий метро. Сегодня это красивый район застроенный сталинскими домами. Центром нового Автово является Комсомольская площадь с памятником «Героическому комсомолу». Немногие знают, что под памятником заложена капсула с посланием комсомольцев 1968 года следующим поколениям. Текст послания начинается словами «Мы не завидуем вам…»

  • Music: Н. С. Хрущев в ООН

Вечернее Автово, Кировский завод и Нарвская застава: 20 фото

Вечером 9 июля состоялась прогулка "Авксома" по Автово. Мы прошли вдоль проспекта Стачек от станции метро "Автово" до "Нарвской", осмотрев по пути до- и послевоенную застройку района. Своеобразным путеводителем при этом служила книга "Ленинград. Планировка и застройка. 1945-1957". Вот десяток фотографий, сделанных в ходе прогулки:

Удивительной красоты станция "Автово" (1955 г., арх. Е.А. Левинсон, А.А. Грушке). Я видел ее впервые и был просто поражен тонкостью декора и стеклянными колоннами.



Проспект Стачек, 88/1. Арх. А.А. Оль и С.Е. Бровцев, конец 1930-х.


Дом с башенкой (проспект Стачек, 67), начало 1950-х годов. В книге 1958 года (хрущевский указ об "излишествах" вышел в 1955 году) башенка стыдливо прикрыта веточкой:-)
В Перми здание "Пермэнерго" с аналогичным украшением величают "табуреткой".


Улица Зайцева, 4. Дом конца 1930-х с гигантскими арками (Арх. А.А. Оль и С.Е. Бровцев).




Беседка-"миловида" в одном из дворов. ХХ век.



Полукруглая улица Зенитчиков. Слева дома 1930-х годов, в глубине кадра – 1950-х. Замыкают перспективу две симпатичных трубы неизвестной мне по имени ТЭЦ



Круглая Комсомольская площадь оформлена тремя семиэтажными домами (1955-1960 гг., арх. В.А. Каменский, С.Г. Майофис). На фото дом 1955 года (пр. Стачек, 74).



Стильная улица Новостроек со трамвайными опорами 1950-х годов и домами того же времени.


Дворец культуры и техники им. И.И. Газа (1930-35 гг., арх. А.И. Гегелло и Д.Л. Кричевский).



ДК Газа. Фрагмент фриза (скульптор Л.А. Дитрих)



Кировский завод (не менее известен как Путиловский).



Привет из веселых девяностых



Панорама проспекта Стачек от Огородного переулка. Застройка начала 1950-х годов



Малоэтажная застройка улицы Белоусова (конец 1940-х годов).
Некоторые участники прогулки сочли этот район похожим на наш любимый город Электросталь. Мне же кажется, что присущие Петербургу строгость и статность присутствуют здесь в полной мере. Поистине великолепные дома!



Севастопольская улица. Арка (конец 1940-х годов).



Парк имени Девятого января. Ажурная решетка (1899-1901, арх. Р.Ф. Мельцер), перенесенная сюда в 1924 году от Зимнего дворца



Конструктивистский Кировский райсовет (1931-35, арх. Н.А. Троцкий).



Школа им 10-летия Октября (просп. Стачек, 11, 1925-27, арх. А.С. Никольский). В плане напоминает серп и молот.



Тракторная улица (1925-27, арх. А.И. Гегелло, А.С. Никольский, Г.А. Симонов) – один из первых жилмассивов Ленинграда. Несмотря на использование некоторых формалистических мотивов, ансамбль очень мил и человечен.


Участники прогулки - vakar ,

Автово

Автово

1. местность в юго-западной части Ленинграда, между линией Окружной ж. д. на севере и р. Красненькая на юге. Название от деревни Аутово (Ауктово), которая существовала здесь в конце XVII в. В конце XIX-начале XX вв. рабочая окраина Петербурга, основная масса жителей А. работала на Путиловском заводе. В 20 х гг. началась реконструкция А., в 1937-41 сооружён жилой массив между проспектом Стачек (главная магистраль А.) и Краснопутиловской улице (руководители проекта - архитекторы А. А. Оль, С. Е. Бровцев). В 1941-44 к югу от А. проходила линия фронта, в А. размещались штабы и тылы многих частей (в том числе штабы 12 го и 14 го гвардейских артиллерийских полков, которые одними из первых на Ленинградском фронте начали контрбатарейную борьбу; улица Зенитчиков, 3, корпус 1). 8 июля 1945 в районе пересечения проспекта Стачек и р. Красненькая ленинградцы встречали возвращавшихся с победой советских воинов, в 1951 на этом месте установлен памятник «Танк-победитель». В 40-50 х гг. застройка А. велась по проектам группы архитекторов под руководством В. А. Каменского и С. Г. Майофиса. В 1955 открыта станция метро «Автово», в 1959 вступил в строй Автовский домостроительный комбинат (ДСК-3). Кварталы вдоль Краснопутиловской улицы - первенцы крупнопанельного домостроения в Кировском районе (1960 е гг., архитекторы Каменский, А. В. Жук, Майофис, Н. З. Матусевич). Планировочный центр А. - Комсомольская площадь. В 1968 в сквере между проспектом Стачек и Краснопутиловской улицей открыт монумент в честь 50 летия ВЛКСМ (скульпторы В. И. Гордон. О. И. Кузнецов, В. Г. Тимошенко, архитекторы В. Б. Фабрицкий, И. П. Шмелёв). Название сохранилось в наименовании Автовской улицы и станции метро.
2. станция метро Кировско-Выборгской линии. Открыта 15 ноября 1955. Архитекторы Е. А. Левинсон, А. А. Грушке. Наземный вестибюль - на проспекте Стачек, оформлен мощным двойным 6 колонным портиком и куполом на большом световом барабане; в интерьере вестибюля, на карнизе купола, надпись золотом: «Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой, слава в веках!». Станция мелкого заложения, без эскалаторов. Перекрытие перронного зала плоское, поддерживается 2 рядами колонн, облицованных жёлтым мрамором и художественным стеклом. Декоративная отделка связана с темой воинской славы; отличается пышностью и сложностью. На торцевой стене мозаичное панно, изображающее женщину с младенцем на руках (художники В. А. Воронецкий, А. К. Соколов).

Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. - М.: Большая Российская Энциклопедия . Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992 .

АВТОВО

Часть территории города к югу от окружной железной дороги по обе стороны проспекта Стачек называется Автово. Автово ■- одно из старинных названий. На карте военного топографа XVIII века Бергенгейма, составленной по архивным данным 1676 года, на этом месте нанесена деревня с финским названием Аутово. На ландкарте окрестностей крепости Ноте-бург 1699 года мы видим обозначение Аутова. На карте Ингер-манландии 1699 года эта деревня именуется Ауктова. Что же легло в основу этих наименований? Можно предположить, что название Аутово (позднее переделанное в Автово) связано с финскими словами «аутто», «аутио», что означает «пустошь», «пустынный». В 1956 году по названию местности наименована Автовская улица (бывш. Автовская прорезка). Она проходит между проспектом Стачек и улицей Возрождения. Расположенная здесь станция метро также называется «Автово».

Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов в Ленинграде. - Л.: Лениздат . Горбачевич К. С., Хабло Е. П. 1967 .


Смотреть что такое "Автово" в других словарях:

    Автово - Автово, местность в юго западной части Ленинграда, между линией Окружной железной дорогой на севере и р. Красненькая на юге. Название от деревни Аутово (Ауктово), которая существовала здесь в конце XVII в. В конце XIX—начале XX вв. рабочая… …

    - (район Санкт Петербурга) исторический район Санкт Петербурга, также финская деревня допетровских времён. Дал названия следующим объектам: Автово (железнодорожная станция) товарная станция Октябрьской железной дороги в Кировском районе Санкт… … Википедия

    «Автово» - Станция метро «Автово». Наземный вестибюль. Станция метро «Автово». Наземный вестибюль. Санкт Петербург. «Автово», станция метро Кировско Выборгской линии. Открыта 15 ноября 1955. Архитекторы Е. А. Левинсон, А. А. Грушке. Наземный… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    АВТОВО - Часть территории города к югу от окружной железной дороги по обе стороны проспекта Стачек называется Автово. Автово одно из старинных названий. На карте военного топографа XVIII века Бергенгейма, составленной по архивным данным 1676 года, на… … Почему так названы?

    У этого термина существуют и другие значения, см. Автово. Автово Город: Санкт Петербург … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Автово. Координаты: 59°52′02.37″ с. ш. 30°15′40.87″ в. д. / 59.867325° с. … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Автово. МО Автово Герб … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Автово. Автово Город … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Автово. Координаты: 59°51′24.89″ с. ш. 30°16′42.18″ в. д. / 59.856914° с. ш … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Автово. Координаты: 59°51′52.66″ с. ш. 30°15′15.69″ в. д. /  … Википедия

Книги

  • Роман, победитель ласточек. Полное издание , Терлецкий Виталий. Роман - обычный мужик, который работает на работе, пьёт пиво и старается ни в чём себе не отказывать. Но коварные ласточки угоняют машину его отца, и ему приходится встать на путь мщения... -…

Новое на сайте

>

Самое популярное