Домой Развитие Максимилиан волошин гражданская война. Максимилиан Волошин «Гражданская война»

Максимилиан волошин гражданская война. Максимилиан Волошин «Гражданская война»

English: Wikipedia is making the site more secure. You are using an old web browser that will not be able to connect to Wikipedia in the future. Please update your device or contact your IT administrator.

中文: 维基百科正在使网站更加安全。您正在使用旧的浏览器,这在将来无法连接维基百科。请更新您的设备或联络您的IT管理员。以下提供更长,更具技术性的更新(仅英语)。

Español: Wikipedia está haciendo el sitio más seguro. Usted está utilizando un navegador web viejo que no será capaz de conectarse a Wikipedia en el futuro. Actualice su dispositivo o contacte a su administrador informático. Más abajo hay una actualización más larga y más técnica en inglés.

ﺎﻠﻋﺮﺒﻳﺓ: ويكيبيديا تسعى لتأمين الموقع أكثر من ذي قبل. أنت تستخدم متصفح وب قديم لن يتمكن من الاتصال بموقع ويكيبيديا في المستقبل. يرجى تحديث جهازك أو الاتصال بغداري تقنية المعلومات الخاص بك. يوجد تحديث فني أطول ومغرق في التقنية باللغة الإنجليزية تاليا.

Français: Wikipédia va bientôt augmenter la sécurité de son site. Vous utilisez actuellement un navigateur web ancien, qui ne pourra plus se connecter à Wikipédia lorsque ce sera fait. Merci de mettre à jour votre appareil ou de contacter votre administrateur informatique à cette fin. Des informations supplémentaires plus techniques et en anglais sont disponibles ci-dessous.

日本語: ウィキペディアではサイトのセキュリティを高めています。ご利用のブラウザはバージョンが古く、今後、ウィキペディアに接続できなくなる可能性があります。デバイスを更新するか、IT管理者にご相談ください。技術面の詳しい更新情報は以下に英語で提供しています。

Deutsch: Wikipedia erhöht die Sicherheit der Webseite. Du benutzt einen alten Webbrowser, der in Zukunft nicht mehr auf Wikipedia zugreifen können wird. Bitte aktualisiere dein Gerät oder sprich deinen IT-Administrator an. Ausführlichere (und technisch detailliertere) Hinweise findest Du unten in englischer Sprache.

Italiano: Wikipedia sta rendendo il sito più sicuro. Stai usando un browser web che non sarà in grado di connettersi a Wikipedia in futuro. Per favore, aggiorna il tuo dispositivo o contatta il tuo amministratore informatico. Più in basso è disponibile un aggiornamento più dettagliato e tecnico in inglese.

Magyar: Biztonságosabb lesz a Wikipédia. A böngésző, amit használsz, nem lesz képes kapcsolódni a jövőben. Használj modernebb szoftvert vagy jelezd a problémát a rendszergazdádnak. Alább olvashatod a részletesebb magyarázatot (angolul).

Svenska: Wikipedia gör sidan mer säker. Du använder en äldre webbläsare som inte kommer att kunna läsa Wikipedia i framtiden. Uppdatera din enhet eller kontakta din IT-administratör. Det finns en längre och mer teknisk förklaring på engelska längre ned.

हिन्दी: विकिपीडिया साइट को और अधिक सुरक्षित बना रहा है। आप एक पुराने वेब ब्राउज़र का उपयोग कर रहे हैं जो भविष्य में विकिपीडिया से कनेक्ट नहीं हो पाएगा। कृपया अपना डिवाइस अपडेट करें या अपने आईटी व्यवस्थापक से संपर्क करें। नीचे अंग्रेजी में एक लंबा और अधिक तकनीकी अद्यतन है।

We are removing support for insecure TLS protocol versions, specifically TLSv1.0 and TLSv1.1, which your browser software relies on to connect to our sites. This is usually caused by outdated browsers, or older Android smartphones. Or it could be interference from corporate or personal "Web Security" software, which actually downgrades connection security.

You must upgrade your web browser or otherwise fix this issue to access our sites. This message will remain until Jan 1, 2020. After that date, your browser will not be able to establish a connection to our servers.

Разработки уроков по литературе в 11 классе.

«Революция и гражданская война в произведениях

Максимилиана Волошина и Бориса Пастернака"

Цели:

Показать восприятие революции и гражданской войны М. Волошиным и Б. Пастернаком;

Сравнить взгляды поэтов.

Оборудование:

произведения М. Волошина и Б. Пастернака, портреты поэтов, записи песен в исполнении Жанны Бичевской («Перед пушками как на народе...", «Прощальная").

Эпиграф.

Единственная заповедь «ГОРИ».

Твой Бога в тебе.

и не ищи другого...

(М. Волошин «Путями Каина»)

Ход урока

1. Краткий рассказ учеников о творческом пути М. Волошина и Б. Пастернака.

2. Сравнительный анализ произведений поэтов.

М. Волошин «Гражданская война»

Одни восстали из подполий,
Из ссылок, фабрик, рудников,
Отравленные темной волей
И горьким дымом городов.
Другие из рядов военных,
Дворянских разоренных гнезд,
Где проводили на погост
Отцов и братьев убиенных.
В одних доселе не потух
Хмель незапамятных пожаров,
И жив степной, разгульный дух
И Разиных, и Кудеяров.
В других - лишенных всех корней -
Тлетворный дух столицы Невской:
Толстой и Чехов, Достоевский -
Надрыв и смута наших дней.
Одни возносят на плакатах
Свой бред о буржуазном зле,
О светлых пролетариатах,
Мещанском рае на земле…

В других весь цвет, вся гниль Империй,
Все золото, весь тлен идей,
Блеск всех великих фетишей
И всех научных суеверий.
Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.
В тех и других волна вдохнула
Гнев, жадность, мрачный хмель разгула, -
А вслед героям и вождям
Крадется хищник стаей жадной,
Чтоб мощь России неоглядной
Размыкать и продать врагам!
Сгноить ее пшеницы груды,
Ее бесчестить небеса,
Пожрать богатства, сжечь леса
И высосать моря и руды.
И не смолкает грохот битв
По всем просторам южной степи
Средь золотых великолепий
Конями вытоптанных жнитв.
И там, и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
- «Кто не за нас - тот против нас!
Нет безразличных: правда с нами!»
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.

Б. Пастернак «Доктор Живаго» (части 11,12)

Герой романа «Доктор Живаго» помимо своей воли оказывается в горниле гражданской войны. Во время боя он молился за тех и за других, он никому: ни Белым, ни красным-не хочет причинять боли, но боль причиняет История: « Но жалость не позволяет ему целиться в молодых людей (они белые), которыми он любовался, которыми сочувствовал. А стрелять с дуру было слишком глупым и праздным занятием. И, выбирая минуты, когда между ним и его мишенью не становился никто из нападающих, он стал стрелять 6 цель по обгорелому дереву. У него были тут свои приемы».

Вопросы для обсуждения:

1) Что общего вы видите в процитированных произведениях М. Волошина и Б. Пастернака?

2) Чем объясняет причины гражданской войны М. Волошин?

3) Кто пострадал от гражданской войны?

4) Какой выход из этой трагедии предлагают авторы?

М. Волошин «Красногвардеец (1917 год)»

Идти запущенным садом.

Щупать замок штыком.

Высаживать дверь прикладом.

Толпою врываться в дом.

Палить из пулеметов:

Кто? С кем? Да не всё ль равно?

Петлюра, Григорьев, Котов,

Таранов или Махно…

Слоняться буйной оравой.

Стать всем своим невтерпёж.

И умереть под канавой

Расстрелянным за грабёж.

«Матрос»

Широколиц, скуласт, угрюм,

Его герой - Колчак. Когда ж

Весь черноморский экипаж

Сорвал приезжий агитатор,

Он стал большевиком, и сам

На мушку брал да ставил к стенке,

Топил, устраивал ….

застенки…

Громил дома, ища поживы,

Грабил награбленное, пил…

«Возьмём Париж… весь мир… а после

Передадимся Колчаку».

Б. Пастернак «Доктор Живаго» (часть 11, гл. 8)

Борис Пастернак знакомит нас с членами партизанского отряда («лесного воинства»), воевавшего на стороне красных.

«Это была мразь, подонки партизанщины, примазавшиеся к ней мальчишки Санька Пафнуткин, Гоша Рябых, Коська Нехваленых и тянувшийся за ними Терентий Галузин, коноводы всех пакостей и безобразий. Был с ними также Захар Гораздых, тип еще более темный, причастный к делу о варке самогона, но временно не привлеченный к ответу, как выдавший главных виновников. Юрия Андреевича удивило присутствие партизана из «серебряной роты» Сивоблюя, состоявшего в личной охране начальника. По преемственности, шедшей от Разина и Пугачева, этого приближенного, за доверие, оказываемое ему Ливерием, звали атамановым ухом» .

Они предали своего «начальника», но заговор не состоялся, поскольку Сивоблюй играл двойную роль. Их казнили. Перед казнью они вели себя отвратительно: ползали на коленях, просили прощенья, унижались.

Вопросы для обсуждения :

1) Какие качества красноармейцев, красных партизан выделяют авторы?

2)Что объединяет эти образы?

3)Как относятся М. Волошин и Б. Пастернак к этим людям?

4) Как вы относитесь к ним?

5) Назовите литературные произведения других авторов, в которых тоже описываются красноармейцы.

М. Волошин «Большевик»

Зверь зверем. С крученкой во рту.

За поясом два пистолета.

Был председателем «Совета»,

А раньше грузчиком в порту…

Был арестован. Целый год

Сидел в тюрьме без обвиненья

И наскоро «внесён в расход».

«Террор»

Собирались на работу ночью. Читали

Донесенья, справки, дела.

Торопливо подписывали приговоры.

Зевали. Пили вино.

С утра раздавали солдатам водку.

Вечером при свече

Выкликали по спискам мужчин, женщин.

Сгоняли на тёмный двор.

Снимали с них обувь, бельё, платье.

Связывали в тюки.

Грузили на подводу. Увозили.

Делили кольца, часы.

Ночью гнали разутых, голых

По оледенелым камням,

Под северо-восточным ветром

За город в пустыри.

Загоняли прикладами на край обрыва.

Освещали ручным фонарём.

Полминуты работали пулемёты.

Доканчивали штыком.

Ещё недобитых валили в яму.

Торопливо засыпали землёй.

А потом с широкою русскою песней

Возвращались в город домой.

А к рассвету пробирались к тем же оврагам

Жёны, матери, псы.

Разрывали землю. Грызлись за кости.

Целовали милую плоть.

Б. Пастернак «Доктор Живаго» (часть 12, гл. 1)

Но не все потеряли свое человеческое достоинство. Один из партизан-Вдовиченко-перед казнью говорит «сотоварищу».

Не унижайся, Бонифаций! Твой протест не дойдет до них.Тебя не поймут эти новые опричники, эти заплечные мастера нового застенка. Но не падай духом. История все разберет. Потомство пригвоздит к позорному столбу бурбонов комиссародержавия и их черное дело. Мы умираем мучениками идеи на заре мировой революции. Да здравствует революция духа. Да здравствует всемирная анархия.

Вопросы для обсуждения:

1) с какими эпохами проводит параллель Б. Пастернак в этом отрывке? (с эпохой Ивана Грозного и эпохой Французской революции.)

2) в чем вы видите силу и слабость позиции Вдовиченко?

3) Прав ли он в том, что «история все разберет»?

«Разобралась ли» история в гражданской войне?

4) Как описывает «бурбонов комиссародержавия» М. Вопошин?

5) Какие чувства вы испытываете при чтении строк его стихотворений, описывающих большевиков?

6) Что общего в позициях Б. Пастернака и М. Волошина?

М. Волошин «Мир»

С Россией кончено… На последях

Её мы прогалдели, проболтали,

Пролузгали, пропили, проплевали,

Замызгали на грязных площадях,

Распродали на улицах: не надо ль

Кому земли, республик, да свобод,

Гражданских прав? И родину народ

Сам выволок на гноище, как падаль.

О, Господи, разверзни, расточи,

Пошли на нас огнь, язвы и бичи,

Германцев с запада, Монгол с востока,

Отдай нас в рабство вновь и навсегда,

Чтоб искупить смиренно и глубоко

Иудин грех до Страшного Суда!

Б. Пастернак «Доктор Живаго» (часть 13, гл. 2)

Юрий Андреевич Живаго покинул партизанский отряд тайно ночью. Это был «человек одичалого вида... В мешке у него оставалась недоеденная кроюшка хлеба, поданная в... деревне, и кусок сала…»

Б. Пастернак рассуждает: «Это время оправдало старинное изречение: человек человеку волк. Путник при виде путника сворачивал в сторону, встречный убивал встречного, чтобы не быть убитыми. Появились единичные случаи людоедства. Человеческие законы цивилизации кончились. В силе были звериные. Человеку снились доисторические сны пещерного века».

Вопросы для обсуждения:

1) Действуют ли в полной мере сегодня человеческие законы цивилизации?

2) Если нет, то кто в этом виноват?

3) Что нужно делать, по вашему мнению, чтобы

«человеческие законы цивилизации» восторжествовали?

4) О чем мечтает Б. Пастернак?

5) Почему «человеку снились доисторические сны пещерного века»? Что этим хочет сказать Б. Пастернак.

6) Почему, по мнению М. Волошина, «с Россией кончено»?

7) К кому поэт обращается за помощью в своем стихотворении? Почему?

8) К чему призывает М. Волошин? (К очищению.)

М. Волошин «Бунтовщик»

Закона нет – есть только принужденье.

Все преступленья создает закон.

Преступны те, которым в стаде тесно:

Судить не их, наказывать не вам.

(Доктору Живаго в стаде было тесно. Он стал для государства преступником. Пастернаку тоже было тесно в стаде. Его заставили отказаться от Нобелевской премии, его творчество хотели забыть. Не Живаго нужно судить, а кого, в таком случае?)

Перед преступником

Виновно государство...

(Перед Живаго действительно виновно государство. Оньзадохнулся, ушел из жизни, но фарисействовать не стал.)

Все зло вселенной должно,

Приняв в себя,

Собой преобразить .

(значит, прав Аристотель, что только в страдании очищается человек? Гражданская война-страдание. Может она послана для очищения душ? Зло вселенной русский народ принял на себя, вынес. Вынес зло гражданской войны, не разучился любить жизнь.)

Твой Бог в тебе,

И не ищи другого

Ни в небесах, ни на земле:

Проверь

Весь внешний мир:

Везде закон, причинность,

Но нет любви:

Ее источник – Ты!

Б. Пастернак «Доктор Живаго» (часть 13, гл. 2).

Б. Пастернак пишет о бедствиях гражданской войны:

«Эти картины и зрелища производили впечатление чего-то нездешнего, трансцендентного. Они представлялись частицами каких-то неведомых, инопланетных существований, по ошибке занесенных на землю. И только природа оставалась верна истории и рисовалась взору такою, какой изображали ее художники новейшего времени».

Вопросы для обсуждения:

1) Что прославляет Б. Пастернак? Почему? (Природу.)

2) Какой истории верна природа? (Истории гармонии.)

3) Человеческая история хочет раздавить человека. Почем? Смогла ли она всех раздавить? Кого не смогла? (Она не смогла раздавить Микеланджело, Сахарова, Солженицына, Живаго и многих других титанов духа.)

3. Подведение итогов.

Юрий Живаго оказался выше самой сущности гражданской войны. Пусть он опустился, стал неряхой, но он не изменил себе, сохранил свою «самость»,

Он пишет стихотворение «Гамлет».

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Что случится на моём веку́.

На меня наставлен сумрак но́чи

Тысячью биноклей на оси́.

Если только можно, Авва, Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю Твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идёт другая драма,

И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, всё тонет в фарисействе.

Жизнь прожить - не поле перейти.

Герой выходит на сцену жизни. Он дает согласие выполнять законы природы. Но окружающие готовы фарисействовать-угождать, поступаться честью, достоинством.

Единственная заповедь: «ГОРИ».

Твой Бог в тебе,

И не ищи другого

Ни в небесах, ни на земле:

Проверь

Весь внешний мир:

Везде закон, причинность,

Но нет любви:

Ее источник – Ты!

Бог есть любовь.

(М. Волошин)

К чему призывали Б. Пастернак и М. Волошин? (к творческому горению, к творчеству.)

Где нужно искать Бога? (В себе самом.)

В Библиии сказано:

«За любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь».

«Воздают мне за добро злом, а за любовь мою-ненавистью»,

«Странник я на земле. Не скрывай ом меня заповедей твоих».

Легко ли любить? (Нет.)

Каждый из вас тоже странник. Какие заповеди открылись вам? Какие заповеди вы оставите тем, кто помет следом за вами?


Было... все было...
так полно, так много...
Больше, чем сердце может вместить:
И золотые ковчеги религий,
И сумасшедшие тромбы идей...
Все упоение ритма и слова,
Весь Апокалипсис туч и зарниц,
Пламя горячки и трепет озноба
От надвигающихся катастроф.
Я был свидетелем сдвигов сознанья,
Геологических оползней душ
И лихорадочной перестройки Космоса
в «двадцать вторых степенях»...

М. А. Волошин. «Четверть века»

Почти 125 лет тому назад, 16 мая 1877 года, в Киеве, в семье члена городской палаты уголовного и гражданского суда Александра Максимовича Кириенко- Волошина и Елены Оттобальдовны, урожденной Глезер, родился сын Максимилиан. Ему суждено было на изломе веков, в годы агонии империи Романовых, «на заре» Советской власти, стать одним из самых ярких выразителей чаяний лучшей части интеллигенции, не отравленной бациллами ненависти, заразившими мир во время Первой мировой войны (1914 - 1918) и революций 1917 года в России - Февральской и Октябрьской.

М. Волошин удивлял, точнее, поражал современников разносторонностью интересов: выдающийся, глубокий поэт, искусствовед, философ, вдумчивый литературный критик, художник, архитектор, переводчик, мемуарист. Его увлекали астрономические и метеорологические наблюдения, геология, биология.

В первую очередь М. Волошин известен как создатель феерического (по замыслу и воплощению) заповедника «Киммерия» в восточнокрымском городке Коктебель на берегу Черного моря. В 1903 году М. Волошин по собственному проекту строит там дом, почти каждый год приезжает в милый его сердцу Крым (о его любви к этому магическому, многоликому полуострову говорят такие пронзительные строки: «Весь трепет жизни всех веков и рас, живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас») из многочисленных поездок по Европе.

Москва и Санкт-Петербург с их бурной и непредсказуемой политической суетой так и не стали ему близки, и он старался как можно быстрее уехать из столиц - «поэту и мыслителю совершенно нечего делать среди беспорядочных столкновений хотений и мнений, называемых политикой». И, наконец, в 1916 году М. Волошин прочно обосновался в своей «Киммерии». Он писал: «Так вся душа моя в твоих заливах, О Киммерии темная строка, Заключена и преображена». На многие годы, вплоть до смерти в 1932 году, дом поэта и художника стал своеобразной Меккой для творческой интеллигенции, пристанищем его многочисленных друзей, центром, где сходились артерии, питавшие передовую мысль в европейском искусстве первой трети ХХ века.

В своей автобиографии он писал: «Вернувшись в Крым, я уже более не покидаю его: ни от кого не спасаюсь, никуда не эмигрирую. И все волны гражданской войны и смены правительств проходят над моей головой...» Автор блестящих исследований в области истории искусства «Лики творчества», мужественного и достоверного свидетельства очевидца - книги о революции и гражданской войне «Неопалимая купина» (святыня, духовные ценности, которые не горят в огне) и, одновременно, эпатирующих публику лекций «Пути Эроса», «Аполлон и мышь», «Эдип» (вызвавших сотни (!) откликов в газетах дореволюционной России), до сих пор находится как бы на периферии нашего сознания. Духовный мир художника, смелость, новаторство и убедительность его мыслей, потрясающее «умение видеть в прекрасном его живую связь с эпохой, с землей, с людьми - все это пленяет непредубежденного читателя...» (С. Наровчатов). Точность оценок и обобщений М. Волошина исходят от конкретных впечатлений, потому они архиубедительны и безупречно достоверны.

Наш герой как мыслитель рос в предгрозовую пору. Первая мировая война, которую М. Волошин категорически не принял и осуждал всей силой своего творчества (немногие крупные деятели культуры по обе стороны фронтов смогли подняться выше примитивного национализма - россиянин М. Горький, француз Р. Роллан и А. Франс, немцы Г. Гессе и Т. Манн, австриец С. Цвейг), революционные события 1917 года и разразившаяся Гражданская война на 1/6 части Земли не поколебали сущность его гуманистического мировоззрения. Он увидел в этих событиях роковую трагедию народа. Да, кровавое безумие братоубийства, конечно же, пугало его. Но М. Волошин не растерялся и не молчал. Его лекция «Россия распятая» (полный текст подписан рукой автора - 17 мая 1920 г. в Коктебеле - в Крыму еще находились «белые» барона Петра Врангеля) - яркое тому подтверждение.

Автор может с уверенностью сказать, что более точной характеристики времени вы не увидите ни у одного писателя или философа (возможно, ближе всего по гуманистическому духу и мастерству лишь, также наш земляк, писатель В. Г. Короленко - их позиции сходны). Притом характеристики эти поражают «нострадамусовским» уровнем предсказаний: настоящий художник слова предвидел деградацию нового режима, его возврат к империи, уже советской. Как писали исследователи творчества М. Волошина еще в 80-е годы ХХ века, он «не понял классового характера гражданской войны и... занял позицию «над схваткой». Насколько эта позиция «нейтральна»?

Попробуем же сейчас, с расстояния более чем в 80 лет, услышать голос человека, которому претили антигуманные установки и «белых», и «красных», человека, желавшего остаться в это смутное время с чистой душой. Разве не актуальны такие мысли М. Волошина и сейчас: «Политические борцы в пылу борьбы слишком легко рассекают вопросы на «да» и «нет» и, обращаясь к мимо идущему, восклицают: «Или с нами, или против нас!», совершенно не считаясь с тем, что этот встречный может быть ни за тех, ни за других, а иногда и за тех, и за других, и что по совести его нельзя упрекнуть ни в том, ни в другом».

Эти слова мыслитель подтвердил действиями, которые могли ему стоить жизни, когда в своем коктебельском доме прятал и белых офицеров-добровольцев, и коммунистов-подпольщиков. В письме к А. Н. Иванову он писал, что «добровольческая контрразведка грозилась его повесить». М. Волошин спас от самосуда белогвардейцев генерала, профессора-историка, археолога и краеведа Н. А. Маркса, не желавшего идти на службу к Врангелю. Мысли, высказанные М. Волошиным в «России распятой», были одинаково неприемлемы как для идеологов Белого движения, так и красных комиссаров, развязавших страшный террор в Крыму после разгрома войск Врангеля. Текст лекции был настоящим пороховым зарядом в коктебельском Доме Поэта. Если бы его обнаружили большевики, судьба М.Волошина была бы предрешена. И в годы сталинского террора, и во время нацистской оккупации Крыма архив бережно хранила жена мыслителя - Мария Степановна Волошина (1887 - 1976).

М. Волошину в «России распятой» удалось нащупать не только пульс настоящего, но и будущего, он увидел всю «нелепость», по его же словам, революции, повторявшей парадоксальным образом действия власти царской. «Так же, как Петр, они (большевики. - С.М. ) мечтают перебросить Россию через несколько веков вперед, так же, как Петр, они хотят создать ей новую душу хирургическим путем, так же, как Петр, цивилизуют ее казнями и пытками: между Преображенским Приказом и Тайной канцелярией и Чрезвычайной комиссией нет никакой существенной разницы». М. Волошин говорит о «монархии с социальной программой» и в социализме ощущает раковую опухоль тоталитаризма: «Он (социализм. - С.М.) неизбежной логикой вещей будет приведен к тому, что станет искать ее (государственность. - С.М.) в диктатуре, а после - в цезаризме».

Новое на сайте

>

Самое популярное