Домой Практическая психология Происхождение языков. Языковые семьи, группы, диалекты

Происхождение языков. Языковые семьи, группы, диалекты

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Языковые семьи.
Рубрика (тематическая категория) Производство

1. Наиболее изучены языки индо-европейской языковой семьи, на которых говорят народы России, СНГ, Зарубежной Европы, Ирана, Афганистана, большинство стран Америки, Австралия и Н. Зеландия.

К восточной ветви индо-европейской языковой семьи относятся: хинди, урду, бенгальский, раджастани, гуджарамы, уткали, языки иранской группы, памирские языки, греческий и армянский.

К западной ветви индо-европейской семьи относятся: романские языки, кельтские, германские. Романские языки развились из диалектов латинского языка после распада Римской империи. К ним относят: испанский, португальский, французский, итальянский, сардинский, румынский и др.

Промежуточное положение между восточно- и западно- индо-европейскими языками занимают: балто-славянские. Которые делятся на балтийские и славянские. Славянские делятся на: восточно-славянские (русский, украинский, белорусский), западно-славянские (чешский, словацкий, польский), южно-славянские (болгарские, старославянские, македонский, словенский).

2. Афро-Азийская семья имеет распространение в северной и северо-восточной Африке и юго-западной Азии. Состоит из пяти групп: семитской, египетской, бербероливийской, кумитской и чадской.

В семитскую группу входят: еврит, арабские языки, мехри, харсуси.

3. Картвейская – расположена в западном Закавказье. Входят: грузинский, мегрельский, сванский. На всœех этих языках говорят: грузины, мегрелы, лазы, гваны, которые частично сохранились в качестве субэтнических групп.

4. Северо-кавказская: абхазо-адыгская группа (абхазский язык, абазинский, адыгейский, кабардино-черкесский, чеченский, ингушский); дагестанская группа (около 30 горских языков Дагестана).

5. Дравийская семья. Господствует в южной Индии и состоит из семи групп: южная (самая многочисленная – тапильский язык), юго-западная, юго-восточная, центральная, гондванская, северо-восточная и северо-западная.

6. Уральская языковая семья географически локализована на севере европейской части России, в Поволжье, Прибалтике, Финляндии, севере Скандинавии и в центральной Европе (Венгрия). Состоит из двух групп: фино-угорская (финский, карельский, эстонский, мордовский, марийский, венгерский, хантыйский); самодийская группа (ненецкий и др.).

7. Эскимоско-алеутская семья. Распространена на обширных арктических просторах Северной Америки включая Гренландию и северо-восточную Азию (эскимосский, алеутский).

8. Алтайская семья. Распространена на огромных пространствах: от Турции на западе до северо-востока и востока Сибири. Группы: тюркские языки (чувашский, турецкий, азербайджанский, туркменский, татарский, башкирский, казахский, киргизский, узбекский, уйгурский, якутский, алтайский, хакасский, тувинский); монгольская группа (монгольский, бурятский, калмыцкий), тунгусо-маньчжурская группа (маньчжурский, эвенкийский, эвенский).

9. Чукотско-камчатская семья локализована на крайнем северо-востоке России. Включают: чукотский, корякский, ингельменский.

Населœение Африки к югу от Сахары говорит на языках трех семей:

10. Нигеро-Кордофанской: языки банту.

11. Нило-Сахарская семья.

12. Койсанская семья: языки бушменов и готентоков.

13. Сино-Тибетская семья. Локализована на востоке Азии (китайский язык и его диалекты, нигбешский, бирманский).

14. Австро-Азиатская: вьетнамский, кмерский, мяо, яо, сантальский.

15. Паратсейская семья распространена в Индокитае и юге Китая. Языки: лаосский, джуанский.

16. Австро-Незийская языковая семья. Распространена: юго-восточная Азия, Океания, Мадагаскар.
Размещено на реф.рф
Языки: яванский, сундский, малайский.

17. Австралийская семья: языки аборигенов Австралии. Плохо изучены.

18. Изолированные языки, не входящие в какую-либо семью. Языки: юкагирский, корейский, японский, нипхский, кетский, язык басков.

2.

Важной частью духовной жизни людей являются их религиозные интересы, ᴛ.ᴇ. приверженность к какой-либо религии (конфессии). Религиозная принадлежность тесно связана с этнической принадлежностью, часто являясь одним из главных признаков этноса. Под сильным воздействием религии сформировалась культура большинства этносов Земли.

Конфессиональный (религиозный) состав населœения - ϶ᴛᴏ распределœение людей по вероисповеданию. При этом отдельно выделяются (не рассматриваются) люди неверующие и атеисты, доля которых постепенно увеличивается, но и сегодня они составляют меньшинство населœения Земли (по разным оценкам, 20-30%). Неверующие и атеисты составляют значительную часть населœения лишь в немногочисленных сохранившихся социалистических странах – Китае, Северной Корее, Кубе. В некоторых странах (в том числе в современной России) доля верующих среди населœения в последние годы увеличивается.

Сбор данных о конфессиональном составе значительно затруднен по сравнению с другими характеристиками населœения. Даже во время всœеобщих переписей во многих странах мира вопросы о религиозной принадлежности не задаются, так как считается, что религия – личное дело каждого человека. Какой-либо официальной регистрации верующих, как правило, не ведется (регистрируются только религиозные организации, причем некоторые из них предпочитают не заявлять о своем существовании в государственные органы). Данные о количестве верующих, собираемые самими религиозными организациями, не являются точными и часто несопоставимы друг с другом. Некоторые конфессии ведут учет всœех своих верующих, а некоторые – только тех, кто активно участвует в жизни религиозных организаций. Некоторые конфессии не учитывают в качестве своих верующих детей и т.д. Специальные исследования конфессионального состава населœения также распространены сравнительно мало, особенно в развивающихся странах.

При характеристике религиозного состава населœения принято выделять:

  1. мировые религии;
  2. национальные религии, распространенные преимущественно в одной стране или среди одного народа. К примеру, иудаизм – евреи, синтоизм – Япония, индуизм – Индия.
  3. различные направления (церкви) и секты внутри отдельных религий. К примеру, среди протестантов – кальвинисты, секты – баптисты, и др.;
  4. примитивные верования или родоплеменные культы: анимизм, фетишизм, магия среди племенных обществ.

Соотношение религиозных (конфессиональных) и этнических общностей на разных этапах исторического развития было различным.

В первобытнообщинную эпоху или в раннеклассическом обществе этнические и религиозные границы совпадали. В раннеклассичеком обществе каждая политическая единица и соответствовавший ей этнос имели своих богов, свою систему религиозных представлений и обрядов. Далее с развитием отношений возникают более широкие, чем ранее религиозные общности, одну и ту же религию исповедуют несколько народов. В дальнейшем учащаются случаи, когда одна часть этноса продолжает придерживаться старой религии, другая принимает новую веру. С возникновением мировых религий этнические границы в большинстве случаев перестали совпадать с религиозными. Чисто национальной конфессий осталось сейчас немного: армяно-грегорианская церковь и др.
Размещено на реф.рф
Во всœем мире этническое самосознание превалирует над религиозным. Несколько по иному обстоит дело в мусульманских странах, где и по ныне этническое самосознание подменяется религиозно-общинным. Населœение этих стран группируется (статистикой) главным образом по религиозному признаку и в число национальных меньшинств нередко включаются группы, не исповедующие ислам. В некоторых арабских странах к этническим меньшинствам принято относить не только всœех не мусульман, но и тех кто принадлежит к направлениям ислама не являющихся господствующими в данной стране.

Принадлежность разных частей одного и того же народа к нескольким религиям способствует возникновению внутри него культурно-бытовых различий и к образованию так называемых конфессиональных групп. Такими группами являются старообрядцы в составе русского народа. Среди курдов обособились йезиды, среди арабов Сирии и Ливана – друзы.

Общее количество религий, существующих в современном мире, оценить очень сложно. Среди всœего многообразия существующих религий можно выделить три, которые имеют особенно широкое распространение среди многих народов и во многих странах. Это так называемые мировые религии – христианство, ислам (мусульманство) и буддизм. Все мировые религии в процессе своего исторического развития потеряли первоначальное единство, и сегодня они делятся на ветви (течения). Все остальные религии считаются национальными, так как они встречаются или только в одной стране, или среди одного этноса. Среди некоторых этносов Земли религии еще не получили распространения, и среди их представителœей преобладают традиционные верования (с точки зрения христианства – язычество).

Буддизм – считают, что возник в VII в. до н.э. в северной Индии, как ʼʼДжайнизмʼʼ и выступал против строжайших норм кастового строя и засилья жрецов. Согласно Буддизму, жизнь - ϶ᴛᴏ непрерывная цепь страданий, избавиться от которых можно, только следуя четырем благородным истинам, ведущим к успокоению страстей, эмоций, желаний и т.д. Буддисты верят в переселœение души, в перевоплощение, а этическим положением буддизма является требование не убиения живых существ. Принципы правильное поведение и правдивость. К началу н.э. в буддизме наметились два базовых направления (школы) сильно отличающихся друг от друга.

  1. Тхеравада (Хинаяна) – ᴛ.ᴇ. узкий путь. Приверженцы этой школы следовали принципам раннего буддизма, считали Будду реальным историческим лицом и верили, что достичь спасения могут лишь монахи.
  2. Махаяна – широкий путь. Более поздней формой Махаяны является ламаизм. Приверженцы этой школы считали, что для освобождения или спасения не обязательно быть монахом, а в ламаизме большое значение стали предавать магическим заклинаниям.

Христианство – возникло в начале I тысячелœетия н.э. Считают, что оно возникло на востоке Римской империи и юго-западной Азии. Основные положения и его вероучения - ϶ᴛᴏ существование Бога в трех лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Сын принял мученическую смерть, чтобы искупить грехи людей, в будущем прийти на Землю во второй раз, чтобы установить на ней царствие небесное. Священная книга – библия, состоящая из Ветхого и Нового Заветов. Одна из главных заповедей – призыв к терпению и всœепрощению. В 1054ᴦ. эта религия раскололась на два направления: православие и католицизм. Οʜᴎ отличаются особенностями культа и организации. Все католики организационно едины и подчинœены папе Римскому. Православные имеют автокефальные и независимые национальные церкви (Константинопольскую, Грузинскую, Иерусалимскую и др., всœего 15).

Существенным различием между католиками и православными является вопрос об исхождении Святого Духа. Католики считают, что исходит от Бога Отца и Бога Сына. Православные, что только от Бога Отца. Католики считают, что кроме ада и рая, существует промежуточное звено – чистилище. Есть отличия в отправлении служб. В православных храмах лишь хоровое пение, в католических еще и органная музыка. Есть отличия в крещении: католики обливают детей водой, православные трижды погружают в воду.

Направление христианства – протестантизм. В XVI в. в результате так называемой реформации от католицизма откололся протестантизм, отвергший власть папы Римского и ставший третьим основным направлением христианства. Протестантизм оформился в виде нескольких самостоятельных течений, главными из которых являются – англиканство, лютеранство, кальвинизм.

Следовательно, христианство имеет три базовых направления: православие, католицизм и протестантизм.

Ислам – возник в VII в. среди населœения Аравийского полуострова и по имени его основателя Мухаммеда ислам часто называют магометанство. Возникнув позже христианства, иудаизма он впитал в себя ряд элементов этих религий: веру в загробную жизнь, посмертное воздаяние, рай и ад, единого Бога Аллаха посланником которого является Мухаммед. Их священная книга – Коран. Пять раз в день мусульмане молятся, постятся в Рамазан, совершают паломничества и т.д. Вскоре после своего появления новая религия распалась на три направления: суннизм, шиизм, хариджизм.

Последнее направление не получило значительного распространения. Основное различие между суннизмом и шиизмом состоит в том, что сунниты кроме Корана признают в полном объёме священное придание Сунну. Шииты принимают это придание только частично, признавая лишь разделы, связанные с именем зятя Мухаммеда Али и его родственников. Хариджизм – близок к суннитам, но представляет группу верующих, которые предъявляют более суровые требования к своим последователям, осуждают роскошь, запрещают игры, музыку и т.д.

Во II тысячелœетии до н.э. начинают возникать религии, сохранившиеся до нашего времени под названием местные религии:

- одним из самых ранних таких верований был иудаизм, возникший в I тыс. до н.э. среди еврейского населœения Палестины. Распространен почти исключительно среди евреев живущих в разных странах мира. Наиболее крупные группы в США и Израиле. Общая численность иудаистов 13 млн. чел. Οʜᴎ верят в единого Бога Яхве, приход конца света и страшного суда, в бессмертие души, существование загробного царства. Но существенное место в иудаизме занимает доктрина о том, что евреи являются народом, избранным Богом;

- брахмаизм – получил распространение в Индии в I тыс. до н.э. и с середины I тыс. до н.э. существует в виде индуизма, основной религии жителœей Индии. Общая численность индуистов 520 млн. чел. Индуизм регламентирует основные стороны демографического поведения верующих, призывая к ранним бракам, к рождению большого количества детей в семье. В то же время в прошлом индуизм допускал умерщвление новорожденных девочек и поощрял самосожжение вдов. В ХХ в. тоже сохраняется пренебрежительное отношение к здоровью женщин и девочек, что ведет к их повышенной смертности. Брак считается нерасторжимым союзом, случаи разводов редки;

- конфуцианство - ϶ᴛᴏ религиозно-этическая доктрина в Китае возникла в серединœе I тыс. до н.э. и сохранилась как социально-этическое учение, изложенное философом Конфуцием. На протяжении многих столетий конфуцианство было господствующей философией и стремилось к упорядочению личных и социальных отношений путем их регламентации: строгое соблюдение культа предков, почитание старых, установка на большую семью. Общее число приверженцев – около 180 млн. чел.;

- даосизм - ϶ᴛᴏ вторая местная религия Китая, основана на обожествлении природных явлений. Сохранилась религия лишь в некоторых районах Китая, число последователœей около 30 млн. чел.;

- синтоизм – религия Японии. Считают, что она представляет собой сочетание элементов конфуцианства, ᴛ.ᴇ. соблюдение культа предков, патриархальных устоев; и даосизм – обожествление сил природы. После образования централизованного государства видное место в синтоизме занял культ императора Микадо. Синтоизм призывает к бракам, допуская безбрачие как исключение. Общее число приверженцев синтоизма 90 млн. чел.

Языковые семьи. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Языковые семьи." 2017, 2018.

Индоевропейская языковая семья - самая распространенная в мире. На относящихся к ней языках говорят более 2,5 млрд человек. Она включает современные славянскую, романскую, германскую, кельтскую, балтийскую, индоарийскую, иранскую, армянскую, греческую и албанскую языковые группы.

Многие древние индоевропейцы (индо-иранцы, например) были кочевниками и могли пасти свои стада на огромных пространствах, передавая свой язык местным племенам. Ведь известно, что язык кочевников часто становится своеобразным койне в местах их кочевий.

Славянские народы

Крупнейшая в Европе этноязыковая общность индоевропейского происхождения - славяне. Археологические данные указывают на формирование ранних славян в области между Верхним Днестром и бассейном левых притоков Среднего Днепра. В этом регионе найдены самые ранние памятники (III–IV вв.), признанные достоверно славянскими. Первые упоминания славян встречаются в византийских источниках VI в. Ретроспективно эти источники упоминают о славянах в IV в. Когда праславянская народность выделилась из общеиндоевропейской (или промежуточной балтославянской), достоверно неизвестно. По разным данным, это могло произойти в очень широком временном диапазоне - от II тыс. до н.э. до первых веков н.э. В результате миграций, войн и другого рода взаимодействий с соседними народами и племенами славянская языковая общность распалась на восточную, западную и южную. В России представлены преимущественно восточные славяне: русские, белорусы, украинцы, русины. Русские при этом составляют абсолютное большинство населения Российской Федерации, украинцы являются третьим по численности народом страны.

Восточные славяне были основным населением средневековых Киевской Руси и Ладожско-Новгородской земли. На основе восточнославянской (древнерусской) народности к XVII в. сформировались русский и украинский народы. Формирование белорусского народа завершилось к началу XX в. Вопрос о статусе русинов как отдельного народа до сего дня является спорным. Некоторые исследователи (особенно на Украине) считают русинов этнической группой украинцев, а само слово «русины» - устаревшим названием украинцев, применявшимся в Австро-Венгрии.

Экономической основой, на которой исторически формировались и развивались в течение веков восточнославянские народы, были сельскохозяйственное производство и торговля. В доиндустриальный период у этих народов сложился хозяйственно-культурный тип, в котором преобладало пашенное земледелие с культивированием злаковых (ржи, ячменя, овса, пшеницы). Другие хозяйственные занятия (домашнее животноводство, пчеловодство, огородничество, садоводство, охота, рыбная ловля, сбор дикоросов) имели важное, но не первостепенное значение в обеспечении жизни. До XX в. почти все необходимое в крестьянском хозяйстве русских, украинцев и белорусов производилось самостоятельно - от домов до одежды и кухонных принадлежностей. Товарная ориентация в сельскохозяйственной отрасли накапливалась постепенно, и в первую очередь за счет помещичьих хозяйств. Ремесла существовали как в виде подсобных домашних промыслов, так и в виде специализированных производств (железоделательных, кузнечных, гончарных, солеваренных, бондарских, углежогских, прядильных, ткацких, кружевных и т.п.).

Очень важным элементом хозяйственной культуры восточнославянских народов традиционно было отходничество - заработки крестьян на чужбине, вдалеке от родной деревни: это могла быть работа в крупных помещичьих хозяйствах, в артелях мастеровых, в шахтах, на лесозаготовках, труд в качестве странствующих печников, лудильщиков, портных и т.п. Именно из отходников постепенно формировались людские ресурсы городского промышленного производства. С развитием капитализма в конце XIX - начале XX в. и далее, в процессе советской индустриализации, усиливался отток людей из деревни в город, росла роль промышленного производства, непроизводственных сфер деятельности, национальной интеллигенции.

Преобладающий тип традиционного жилища у восточных славян различался в зависимости от местности. Для русского, белорусского, североукраинского жилища основным материалом было дерево (бревна), а типом строения - срубная наземная пятистенная изба. На севере России часто встречались срубные дома: дворы, в которых под одной крышей были объединены разные жилые и хозяйственные постройки. Для южнорусского и украинского сельского жилища характерно сочетание дерева и глины. Распространенным типом строения была хата: мазанка - из плетня, обмазанного глиной и побеленного.

Семейный уклад восточнославянских народов до начала XX в. характеризовался распространением двух типов семьи - большой и малой, с частичным преобладанием той или иной в разных местностях в разные исторические эпохи. С 1930-х гг. наблюдается почти повсеместный распад большой семьи.

Важным элементом социального устройства русского, белорусского и украинского народов в период пребывания их в составе Российской империи было сословное деление. Сословия различались специализациями, привилегиями, обязанностями, имущественным положением.

И хотя в некоторые периоды наблюдалась определенная межсословная мобильность, в общем случае пребывание в сословии было наследственным и пожизненным. Некоторые сословия (например, казачество) стали основами для появления этнических групп, в среде которых сейчас только и сохраняется память о сословной принадлежности предков.

Духовная жизнь русских, украинцев, белорусов и русинов богата и разнообразна. Особую роль играет православие с элементами народной обрядности. Распространены также католицизм (в основном греческого обряда - среди украинцев и русин), протестантизм и др.

Южные славяне формировались в основном на Балканском полуострове, тесно взаимодействуя с византийцами-ромеями, потом с турками. Нынешние болгары - результат смешения славянских и тюркских племен. К современным южным славянам также относят македонцев, сербов, черногорцев, хорватов, боснийцев, словенцев, горанцев.

Религия большинства южных славян - православие. Хорваты преимущественно католики. Большая часть боснийцев (муслимы, босняки), горанцы, а также помаки (этническая группа) и торбеши Аллегория Руси (этническая группа) - мусульмане.

Район современного проживания южных славян отделен от основного славянского ареала неславянскими Венгрией, Румынией и Молдавией. В России в настоящее время (согласно переписи 2002 г.) из южных славян проживают болгары, сербы, хорваты, черногорцы.

Западные славяне - это кашубы, лужицкие сорбы, поляки, словаки и чехи. Их родина - в Польше, Чехии, Словакии, отдельных районах Германии. Некоторые языковеды относят также к западнославянским диалект паннонских русинов, живущих в сербском крае Воеводина.

Большинство верующих западных славян - католики. Встречаются также православные, протестанты.

В России из западных славян живут поляки, чехи, словаки. В Калининградской области, Санкт-Петербурге, Москве, Республике Коми, Краснодарском крае есть довольно большие польские общины.

Армяне и хемшилы

Особняком в индоевропейской семье языков стоит армянский язык: в армянскую языковую группу входят только он и несколько его диалектов. Формирование армянского языка и соответственно армянского народа, происходило в IX–VI вв. до н.э. в рамках государства Урарту.

На армянском языке в России говорят два народа: армяне и родственные им хемшилы (амшенцы). Последние происходят из армянского города Амшен (Хемшин) в Понтийских горах.

Хемшилов часто называют армянами-мусульманами, однако северные амшенцы, переселившиеся на территории нынешних Краснодарского края и Адыгеи еще до исламизации своих соплеменников, принадлежат, как и большинство армян, к христианской (дохалкидонской) Армянской Апостольской церкви. Остальные хемшилы - мусульмане-сунниты. Среди армян встречаются католики.

Германские народы

К народам германской языковой группы в России относят немцев, евреев (условно) и англичан. Внутри западногерманского ареала в I в. н.э. выделялись три группы племенных диалектов: ингвеонская, иствеонская и эрминонская. Переселение в V–VI вв. части ингвеонских племен на Британские острова предопределило развитие в дальнейшем английского языка.

На континенте продолжали формироваться немецкие диалекты. Формирование литературных языков завершилось в Англии в XVI–XVII вв., в Германии в XVIII в. Возникновение американской версии английского языка связано с колонизацией Северной Америки. Идиш возник как язык ашкеназских евреев в Центральной и Восточной Европе в X–XIV вв. на основе средненемецких диалектов с обширными заимствованиями из древнееврейского, арамейского, а также из романских и славянских языков.

В религиозном отношении среди российских немцев преобладают протестанты, католики. Евреи в большинстве - иудаисты.

Иранские народы

Иранская группа включает в себя не менее тридцати языков, на которых говорят десятки народов. В России представлены не менее одиннадцати иранских народов. Все языки иранской группы так или иначе восходят к древнеиранскому языку или группе диалектов, на которых говорили праиранские племена. Около 3–2,5 тыс. лет до н.э. диалекты иранской ветви начали отделяться от общего индоиранского корня. Праиранцы в эпоху общеиранского единства обитали на пространстве от современного Ирана до, вероятно, юга и юго-востока теперешней европейской части России. Так, на иранских языках Скифо-сарматской группы говорили скифы, сарматы и аланы. Сегодня на единственном живом языке скифской подгруппы говорят осетины. Этот язык сохранил отдельные черты древнеиранских наречий. Языки персов и таджиков относятся к собственно персидско-таджикской подгруппе. Курдский язык и курманджи (язык езидов) - к курдской подгруппе. Пушту - язык афганцев-пуштунов - более близок к индийским языкам. Язык татов и язык джугурди (диалект горских евреев) очень похожи друг на друга. В процессе формирования они подверглись существенному влиянию кумыкского и азербайджанского языков. Язык талышей тоже подвергся влиянию азербайджанского. Собственно талышский язык восходит к азери - иранскому языку, на котором говорили в Азербайджане до его захвата турками-сельджуками, после чего большая часть азербайджанцев перешла на тюркский язык, который сейчас и называют азербайджанским.

Говорить об общих чертах в традиционном хозяйственном комплексе, обычаях и духовной жизни разных иранских народов почти не приходится: слишком давно они живут вдалеке друг от друга, слишком много испытали на себе очень разных влияний.

Романские народы

Романские языки называются так, потому что восходят к латыни - языку Римской империи. Из романских в России наибольшее распространение имеет румынский, вернее - его молдавский диалект, считающийся самостоятельным языком. Румынский - язык жителей древней Дакии, на землях которой находятся современные Румыния и Молдавия. До романизации Дакии там жили племена гетов, даков, иллирийцев. Затем 175 лет эта область была под римским владычеством и подверглась интенсивной колонизации. Римляне ехали туда со всех концов империи: кто-то мечтал выйти в отставку и занять свободные земли, кого-то отправляли в Дакию как в ссылку - подальше от Рима. Вскоре почти вся Дакия говорила на местном варианте народной латыни. Но с VII в. большую часть Балканского полуострова занимают славяне, и для валахов, предков румын и молдаван, начинается период славяно-романского двуязычия. Под влиянием Болгарского царства валахи принимают в качестве основного письменного языка старославянский и пользуются им до XVI в., когда появляется наконец собственно румынская письменность на основе кириллицы. Румынский алфавит на основе латиницы был введен только в 1860 г.

Жители находившейся в составе Российской империи Бессарабии продолжили писать на кириллице. До конца XX в. молдавский язык находился под сильным влиянием русского.

Основные традиционные занятия молдаван и румын - до XIX в. скотоводство, потом пашенное земледелие (кукуруза, пшеница, ячмень), виноградарство и виноделие. Верующие молдаване и румыны в основном православные. Встречаются католики и протестанты.

Родина других романоязычных народов, представители которых встречаются в России, - дальнее зарубежье. На испанском (называемом также кастильским) языке говорят испанцы и кубинцы, на французском - французы, на итальянском - итальянцы. Испанский, французский и итальянский языки сформировались на базе народной латыни в Западной Европе. На Кубе (как в других странах Латинской Америки) испанский язык закрепился в процессе испанской колонизации. Большая часть верующих среди представителей этих народов - католики.

Индоарийские народы

Индоарийскими называют языки, восходящие к древнеиндийскому. В большинстве это языки народов Индостана. Так же к этой группе языков относят так называемый романы чиб - язык западных цыган. Цыгане (рома) - выходцы из Индии, но их язык развивался в изоляции от основного индоарийского ареала и сегодня существенно отличается от собственно индостанских языков. По жизненному укладу цыгане ближе не родственным им по языку индийцам, а скорее среднеазиатским цыганам. К последним относят этнические группы люли (джуги, мугат), согутарош, парья, чистони и кавол. Они говорят на диалектах таджикского пополам с «лавзи мугат» (особое арго на основе арабского и узбекского языков с вкраплениями индоарийской лексики). Группа парья, кроме того, сохраняет для внутреннего общения собственный индоарийский язык, существенно отличающийся как от индостанских языков, так и от цыганского. Исторические данные говорят о том, что, вероятно, люли попали в Среднюю Азию и Персию из Индии во времена Тамерлана или раньше. Непосредственно в Россию часть люли перебралась в 1990-е гг. Западные же цыгане из Индии попали в Египет, потом долго были подданными Византии и жили на Балканах, а на территорию России пришли в XVI в. через Молдавию, Румынию, Германию и Польшу. Рома, люли, согутарош, парья, чистони и кавол не считают друг друга родственными народами.

Греки

Отдельную группу внутри индоевропейской семьи составляет греческий язык, на нем говорят греки, но условно к греческой группе относят также греков-понтийцев, многие из которых русскоязычны, и приазовских и цалкских греков-урумов, говорящих на языках тюркской группы. Наследники великой античной цивилизации и Византийской империи, греки попадали в Российскую империю разными путями. Одни из них - потомки еще византийских колонистов, другие эмигрировали в Россию из Османской империи (эта эмиграция была почти непрерывной с XVII по XIX в.), третьи стали российскими подданными, когда к России отошли некоторые земли, принадлежавшие ранее Турции.

Балтийские народы

Балтийская (летто-литовская) группа индоевропейских языков родственна славянской и когда-то, вероятно, составляла с ней балто-славянское единство. Живых балтийских языков два: латышский (с латгальским диалектом) и литовский. Дифференциация между литовским и латышским языками началась в IX в., тем не менее они еще долго оставались диалектами одного языка. Переходные диалекты существовали как минимум до XIV–XV вв. Латыши долгое время мигрировали на русские земли, спасаясь от немецких феодалов. С 1722 г. Латвия находилась в составе Российской империи. С 1722 по 1915 г. в составе России находилась и Литва. С 1940 по 1991 г. обе эти территории пребывали в составе СССР.

В мире существует большое количество языковых семей и разнообразнейших языков. Последних существует более чем 6000 на планете. Большинство из них относятся к наибольшим в мире языковым семьям, которые выделяются по лексическому и грамматическому составу, родству происхождения и по общности географического положения их носителей. Однако следует отметить, что общность проживания не всегда является неотъемлемым фактором.

В свою очередь, языковые семьи мира делятся на группы. Они выделяются по схожему принципу. Существуют также и языки, не относящиеся ни к одной из выделенных семей, а также так называемые изолированные языки. Также учеными принято выделять макросемьи, т.е. группы языковых семей.

Индоевропейская семья

Наиболее полно изученной является индоевропейская языковая семья. Выделять ее начали еще в древние времена. Однако относительно недавно начали вестись работы по изучению протоиндоевропейского языка.

Индоевропейская языковая семья состоит из групп языков, носители которых проживают на обширных территориях Европы и Азии. Так, к ним относится германская группа. Основными языками ее являются английский и немецкий. Также многочисленной группой является романская, в которую входят французский, испанский, итальянский и другие языки. Кроме того, к индоевропейской семье относятся и восточноевропейские народы, говорящие на языках славянской группы. Это белорусский, украинский, русский и др.

Данная языковая семья не является самой большой по количеству входящих в нее языков. Однако на этих языках говорит почти половина населения Земли.

Афро-азиатская семья

Языки, представляющие афро-азиатскую языковую семью, используются более чем четвертью миллиона человек. В нее входит и арабский, и египетский, и иврит, и многие другие, в том числе и вымершие языки.

Данную семью принято делить на пять (шесть) ветвей. Сюда относится семитская ветвь, египетская, чадская, кушитская, берберо-ливийская и омотская. В общем, в афро-азиатскую семью входит более 300 языков африканского континента и части Азии.

Однако данная семья не является единственной на континенте. В большом количестве, особенно к югу, в Африке существуют и другие, не связанные с ней языки. Выделяют их не менее 500. Практически все они не были представлены в письменном виде до XX в. и применялись только в устной форме. Некоторые из них по сей день являются исключительно устными.

Нило-Сахарская семья

Языковые семьи Африки также включают в себя и нило-сахарскую семью. Представлены нило-сахарские языки шестью языковыми семьями. Одна из них - сонгай-зарма. Языки и диалекты другой - сахарской семьи - распространены в Центральном Судане. Также существует семья мамба, носители которой населяют Чад. Другая семья - фур - также распространена в Судане.

Наиболее сложной является шари-нильская языковая семья. Она, в свою очередь, делится на четыре ветви, которые состоят из языковых групп. Последняя семья - кома - распространена на территории Эфиопии и Судана.

Языковые семьи, представленные нило-сахарской макросемьей, имеют значительные различия между собой. Соответственно, они представляют большую сложность для исследователей-лингвистов. На языки данной макросемьи большое влияние оказала афро-азиатская макросемья.

Китайско-тибетская семья

Китайско-тибетская языковая семья насчитывает более миллиона носителей относящихся к ней языков. В первую очередь это стало возможным благодаря большой численности китайского населения, говорящего на входящем в одну из ветвей данной языковой семьи китайском языке. Помимо него в эту ветвь входит дунганский язык. Именно они и образуют в китайско-тибетской семье отдельную ветвь (китайскую).

К другой ветви относятся более трехсот языков, которые выделяют как тибето-бирманскую ветвь. Носители ее языков составляют примерно 60 миллионов человек.

В отличие от китайского, бирманского и тибетского, большинство языков китайско-тибетской семьи не имеют письменной традиции и передаются из поколения в поколение исключительно в устной форме. Несмотря на то что данная семья глубоко и долго изучалась, она все же остается недостаточно исследованной и скрывает множество пока еще не раскрытых тайн.

Северо- и южноамериканские языки

В настоящее время, как известно, подавляющее большинство северо- и южноамериканских языков относится к индоевропейской либо романской семьям. Заселяя Новый свет, европейские колонисты принесли с собой и собственные языки. Однако наречия коренного населения американского континента не исчезли вовсе. Многие монахи и миссионеры, прибывшие из Европы в Америку, записывали и систематизировали языки и диалекты местного населения.

Так, языки североамериканского континента севернее нынешней Мексики были представлены в виде 25 языковых семей. В дальнейшем некоторыми специалистами было пересмотрено данное разделение. К сожалению, Южная Америка не была изучена настолько же хорошо в языковом плане.

Языковые семьи России

Все народы России говорят на языках, относящихся к 14 языковым семьям. Всего же в России насчитывается 150 различных языков и диалектов. Основу языкового богатства страны составляют четыре основные языковые семьи: индоевропейская, северокавказская, алтайская, уральская. При этом большая часть населения страны говорит на языках, относящихся к индоевропейской семье. Эта часть составляет 87 процентов от всего населения России. Причем славянская группа занимает 85 процентов. К ней относятся белорусский, украинский и русский, составляющие восточнославянскую группу. Данные языки очень близки друг к другу. Их носители практически без труда могут понимать друг друга. Особенно это касается белорусского и русского языков.

Алтайская языковая семья

Алтайская языковая семья состоит из тюркской, тунгусо-манчжурской и монгольской языковых групп. Разница в количестве представителей их носителей в стране велика. К примеру, монгольский представлен в России исключительно бурятами и калмыками. А вот к тюркской группе причислено несколько десятков языков. В их числе хакасский, чувашский, ногайский, башкирский, азербайджанский, якутский и многие другие.

К группе же языков тунгусо-манчжурской относятся нанайский, удэгейский, эвенский и другие. Данная группа находится под угрозой исчезновения вследствие предпочтения их народов-носителей пользоваться с одной стороны русским, с другой - китайским. Несмотря на широкое и длительное изучение алтайской языковой семьи, специалистам крайне трудно определиться в воспроизведении алтайского праязыка. Это объясняется большим количеством заимствований его носителей из других языков вследствие тесного контакта с их представителями.

Уральская семья

Уральские языки представлены двумя большими семьями - финно-угорской и самодийской. К первой из них относятся карелы, марийцы, коми, удмурты, мордва и другие. На языках второй семьи говорят энцы, ненцы, селькупы, нганасаны. Носителями уральской макросемьи в большой степени являются венгры (более 50 процентов) и финны (20 процентов).

Название данной семьи происходит из названия Уральского хребта, где, как считается, происходило формирование уральского праязыка. Языки уральской семьи оказали некоторое влияние на соседние с ними славянские и балтийские. Всего же языков уральской семьи насчитывается более двадцати как на территории России, так и за ее пределами.

Северокавказская семья

Языки народов Северного Кавказа представляют собою огромную трудность для лингвистов с точки зрения их структурирования и изучения. Само по себе понятие северокавказской семьи довольно условно. Дело в том, что слишком мало изученными являются языки местного населения. Однако благодаря кропотливой и глубокой работе многих лингвистов, изучающих данную проблематику, стало понятно, насколько разобщенными и сложными являются многие из северокавказских наречий.

Трудности касаются не только собственно грамматики, структуры и правил языка, например, как в табасаранском языке - одном из самых сложных языков на планете, но и произношения, которое порой просто недоступно для людей, не владеющих данными языками.

Значительное препятствие для изучающих их специалистов представляет труднодоступность многих горных районов Кавказа. Однако данную языковую семью, несмотря на все противоречия, принято делить на две группы - нахско-дагестанскую и абхазо-адыгскую.

Представители первой группы населяют преимущественно районы Чечни, Дагестана и Ингушетии. К ним относятся аварцы, лезгины, лакцы, даргинцы, чеченцы, ингуши и др. Вторая же группа состоит из представителей родственных народов - кабардинцев, черкесов, адыгейцев, абхазов и др.

Другие языковые семьи

Языковые семьи народов России далеко не всегда являются обширными, объединяющими в одну семью многие языки. Многие из них очень малы, а некоторые даже являются изолированными. Такие народности в первую очередь проживают на территории Сибири и Дальнего Востока. Так, чукотско-камчатская семья объединяет чукчей, ительменов, коряков. Алеуты и эскимосы говорят на алеутско-эскимосском.

Большое количество народностей, разбросанных по громадной территории России, будучи крайне немногочисленными (несколько тысяч человек и даже меньше), обладают своими собственными языками, которые не входят ни в одну известную языковую семью. Как, например, нивхи, населяющие берега Амура и Сахалин, и кеты, расположившиеся у Енисея.

Однако проблема языкового вымирания в стране продолжает угрожать культурному и языковому разнообразию России. Под угрозой исчезновения оказываются не только отдельные языки, но и целые языковые семьи.

Языковые семьи.

1. Наиболее изучены языки индо-европейской языковой семьи, на которых говорят народы России, СНГ, Зарубежной Европы, Ирана, Афганистана, большинство стран Америки, Австралия и Н. Зеландия.

К восточной ветви индо-европейской языковой семьи относятся: хинди, урду, бенгальский, раджастани, гуджарамы, уткали, языки иранской группы, памирские языки, греческий и армянский.

К западной ветви индо-европейской семьи относятся: романские языки, кельтские, германские. Романские языки развились из диалектов латинского языка после распада Римской империи. К ним относят: испанский, португальский, французский, итальянский, сардинский, румынский и др.

Промежуточное положение между восточно- и западно- индо-европейскими языками занимают: балто-славянские. Которые делятся на балтийские и славянские. Славянские делятся на: восточно-славянские (русский, украинский, белорусский), западно-славянские (чешский, словацкий, польский), южно-славянские (болгарские, старославянские, македонский, словенский).

2. Афро-Азийская семья имеет распространение в северной и северо-восточной Африке и юго-западной Азии. Состоит из пяти групп: семитской, египетской, бербероливийской, кумитской и чадской.

В семитскую группу входят: еврит, арабские языки, мехри, харсуси.

3. Картвейская – расположена в западном Закавказье. Входят: грузинский, мегрельский, сванский. На всех этих языках говорят: грузины, мегрелы, лазы, гваны, которые частично сохранились в качестве субэтнических групп.

4. Северо-кавказская: абхазо-адыгская группа (абхазский язык, абазинский, адыгейский, кабардино-черкесский, чеченский, ингушский); дагестанская группа (около 30 горских языков Дагестана).

5. Дравийская семья. Господствует в южной Индии и состоит из семи групп: южная (самая многочисленная – тапильский язык), юго-западная, юго-восточная, центральная, гондванская, северо-восточная и северо-западная.

6. Уральская языковая семья географически локализована на севере европейской части России, в Поволжье, Прибалтике, Финляндии, севере Скандинавии и в центральной Европе (Венгрия). Состоит из двух групп: фино-угорская (финский, карельский, эстонский, мордовский, марийский, венгерский, хантыйский); самодийская группа (ненецкий и др.).

7. Эскимоско-алеутская семья. Распространена на обширных арктических просторах Северной Америки включая Гренландию и северо-восточную Азию (эскимосский, алеутский).

8. Алтайская семья. Распространена на огромных пространствах: от Турции на западе до северо-востока и востока Сибири. Группы: тюркские языки (чувашский, турецкий, азербайджанский, туркменский, татарский, башкирский, казахский, киргизский, узбекский, уйгурский, якутский, алтайский, хакасский, тувинский); монгольская группа (монгольский, бурятский, калмыцкий), тунгусо-маньчжурская группа (маньчжурский, эвенкийский, эвенский).

9. Чукотско-камчатская семья локализована на крайнем северо-востоке России. Включают: чукотский, корякский, ингельменский.

Население Африки к югу от Сахары говорит на языках трех семей:

10. Нигеро-Кордофанской: языки банту.

11. Нило-Сахарская семья.

12. Койсанская семья: языки бушменов и готентоков.

13. Сино-Тибетская семья. Локализована на востоке Азии (китайский язык и его диалекты, нигбешский, бирманский).

14. Австро-Азиатская: вьетнамский, кмерский, мяо, яо, сантальский.

15. Паратсейская семья распространена в Индокитае и юге Китая. Языки: лаосский, джуанский.

16. Австро-Незийская языковая семья. Распространена: юго-восточная Азия, Океания, Мадагаскар. Языки: яванский, сундский, малайский.

17. Австралийская семья: языки аборигенов Австралии. Плохо изучены.

18. Изолированные языки, не входящие в какую-либо семью. Языки: юкагирский, корейский, японский, нипхский, кетский, язык басков.

Важной частью духовной жизни людей являются их религиозные интересы, т.е. приверженность к той или иной религии (конфессии). Религиозная принадлежность тесно связана с этнической принадлежностью, часто являясь одним из главных признаков этноса. Под сильным воздействием религии сформировалась культура большинства этносов Земли.

Конфессиональный (религиозный) состав населения –это распределение людей по вероисповеданию. При этом отдельно выделяются (не рассматриваются) люди неверующие и атеисты, доля которых постепенно увеличивается, но и сегодня они составляют меньшинство населения Земли (по разным оценкам, 20-30%). Неверующие и атеисты составляют значительную часть населения лишь в немногочисленных сохранившихся социалистических странах – Китае, Северной Корее, Кубе. В некоторых странах (в том числе в современной России) доля верующих среди населения в последние годы увеличивается.

Сбор данных о конфессиональном составе значительно затруднен по сравнению с другими характеристиками населения. Даже во время всеобщих переписей во многих странах мира вопросы о религиозной принадлежности не задаются, так как считается, что религия – личное дело каждого человека. Какой-либо официальной регистрации верующих, как правило, не ведется (регистрируются только религиозные организации, причем некоторые из них предпочитают не заявлять о своем существовании в государственные органы). Данные о количестве верующих, собираемые самими религиозными организациями, не являются точными и часто несопоставимы друг с другом. Некоторые конфессии ведут учет всех своих верующих, а некоторые – только тех, кто активно участвует в жизни религиозных организаций. Некоторые конфессии не учитывают в качестве своих верующих детей и т.д. Специальные исследования конфессионального состава населения также распространены сравнительно мало, особенно в развивающихся странах.

При характеристике религиозного состава населения принято выделять:

1) мировые религии;

2) национальные религии, распространенные преимущественно в одной стране или среди одного народа. Например, иудаизм – евреи, синтоизм – Япония, индуизм – Индия.

3) различные направления (церкви) и секты внутри отдельных религий. Например, среди протестантов – кальвинисты, секты – баптисты, и др.;

4) примитивные верования или родоплеменные культы: анимизм, фетишизм, магия среди племенных обществ.

Соотношение религиозных (конфессиональных) и этнических общностей на разных этапах исторического развития было различным.

В первобытнообщинную эпоху или в раннеклассическом обществе этнические и религиозные границы совпадали. В раннеклассичеком обществе каждая политическая единица и соответствовавший ей этнос имели своих богов, свою систему религиозных представлений и обрядов. Далее с развитием отношений возникают более широкие, чем ранее религиозные общности, одну и ту же религию исповедуют несколько народов. В дальнейшем учащаются случаи, когда одна часть этноса продолжает придерживаться старой религии, другая принимает новую веру. С возникновением мировых религий этнические границы в большинстве случаев перестали совпадать с религиозными. Чисто национальной конфессий осталось сейчас немного: армяно-грегорианская церковь и др. Во всем мире этническое самосознание превалирует над религиозным. Несколько по иному обстоит дело в мусульманских странах, где и по ныне этническое самосознание подменяется религиозно-общинным. Население этих стран группируется (статистикой) главным образом по религиозному признаку и в число национальных меньшинств нередко включаются группы, не исповедующие ислам. В некоторых арабских странах к этническим меньшинствам принято относить не только всех не мусульман, но и тех кто принадлежит к направлениям ислама не являющихся господствующими в данной стране.

Принадлежность разных частей одного и того же народа к нескольким религиям способствует возникновению внутри него культурно-бытовых различий и к образованию так называемых конфессиональных групп. Такими группами являются старообрядцы в составе русского народа. Среди курдов обособились йезиды, среди арабов Сирии и Ливана – друзы.

Общее количество религий, существующих в современном мире, оценить очень сложно. Среди всего многообразия существующих религий можно выделить три, которые имеют особенно широкое распространение среди многих народов и во многих странах. Это так называемые мировые религии – христианство, ислам (мусульманство) и буддизм. Все мировые религии в процессе своего исторического развития потеряли первоначальное единство, и сегодня они делятся на ветви (течения). Все остальные религии считаются национальными, так как они встречаются или только в одной стране, или среди одного этноса. Среди некоторых этносов Земли религии еще не получили распространения, и среди их представителей преобладают традиционные верования (с точки зрения христианства – язычество).

Буддизм – считают, что возник в VII в. до н.э. в северной Индии, как «Джайнизм» и выступал против строжайших норм кастового строя и засилья жрецов. Согласно Буддизму, жизнь – это непрерывная цепь страданий, избавиться от которых можно, только следуя четырем благородным истинам, ведущим к успокоению страстей, эмоций, желаний и т.д. Буддисты верят в переселение души, в перевоплощение, а этическим положением буддизма является требование не убиения живых существ. Принципы правильное поведение и правдивость. К началу н.э. в буддизме наметились два основных направления (школы) сильно отличающихся друг от друга.

1. Тхеравада (Хинаяна) – т.е. узкий путь. Приверженцы этой школы следовали принципам раннего буддизма, считали Будду реальным историческим лицом и верили, что достичь спасения могут лишь монахи.

2. Махаяна – широкий путь. Более поздней формой Махаяны является ламаизм. Приверженцы этой школы считали, что для освобождения или спасения не обязательно быть монахом, а в ламаизме большое значение стали предавать магическим заклинаниям.

Христианство – возникло в начале I тысячелетия н.э. Считают, что оно возникло на востоке Римской империи и юго-западной Азии. Основные положения и его вероучения – это существование Бога в трех лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Сын принял мученическую смерть, чтобы искупить грехи людей, в будущем прийти на Землю во второй раз, чтобы установить на ней царствие небесное. Священная книга – библия, состоящая из Ветхого и Нового Заветов. Одна из главных заповедей – призыв к терпению и всепрощению. В 1054г. эта религия раскололась на два направления: православие и католицизм. Они отличаются особенностями культа и организации. Все католики организационно едины и подчинены папе Римскому. Православные имеют автокефальные и независимые национальные церкви (Константинопольскую, Грузинскую, Иерусалимскую и др., всего 15).

Существенным различием между католиками и православными является вопрос об исхождении Святого Духа. Католики считают, что исходит от Бога Отца и Бога Сына. Православные, что только от Бога Отца. Католики считают, что кроме ада и рая, существует промежуточное звено – чистилище. Есть отличия в отправлении служб. В православных храмах лишь хоровое пение, в католических еще и органная музыка. Есть отличия в крещении: католики обливают детей водой, православные трижды погружают в воду.

Направление христианства – протестантизм. В XVI в. в результате так называемой реформации от католицизма откололся протестантизм, отвергший власть папы Римского и ставший третьим основным направлением христианства. Протестантизм оформился в виде нескольких самостоятельных течений, главными из которых являются – англиканство, лютеранство, кальвинизм.

Следовательно, христианство имеет три основных направления: православие, католицизм и протестантизм.

Ислам – возник в VII в. среди населения Аравийского полуострова и по имени его основателя Мухаммеда ислам часто называют магометанство. Возникнув позже христианства, иудаизма он впитал в себя ряд элементов этих религий: веру в загробную жизнь, посмертное воздаяние, рай и ад, единого Бога Аллаха посланником которого является Мухаммед. Их священная книга – Коран. Пять раз в день мусульмане молятся, постятся в Рамазан, совершают паломничества и т.д. Вскоре после своего появления новая религия распалась на три направления: суннизм, шиизм, хариджизм.

Последнее направление не получило значительного распространения. Основное различие между суннизмом и шиизмом состоит в том, что сунниты кроме Корана признают в полном объеме священное придание Сунну. Шииты принимают это придание только частично, признавая лишь разделы, связанные с именем зятя Мухаммеда Али и его родственников. Хариджизм – близок к суннитам, но представляет группу верующих, которые предъявляют более суровые требования к своим последователям, осуждают роскошь, запрещают игры, музыку и т.д.

Во II тысячелетии до н.э. начинают возникать религии, сохранившиеся до нашего времени под названием местные религии:

- одним из самых ранних таких верований был иудаизм, возникший в I тыс. до н.э. среди еврейского населения Палестины. Распространен почти исключительно среди евреев живущих в разных странах мира. Наиболее крупные группы в США и Израиле. Общая численность иудаистов 13 млн. чел. Они верят в единого Бога Яхве, приход конца света и страшного суда, в бессмертие души, существование загробного царства. Но существенное место в иудаизме занимает доктрина о том, что евреи являются народом, избранным Богом;

- брахмаизм – получил распространение в Индии в I тыс. до н.э. и с середины I тыс. до н.э. существует в виде индуизма, основной религии жителей Индии. Общая численность индуистов 520 млн. чел. Индуизм регламентирует основные стороны демографического поведения верующих, призывая к ранним бракам, к рождению большого количества детей в семье. В то же время в прошлом индуизм допускал умерщвление новорожденных девочек и поощрял самосожжение вдов. В ХХ в. тоже сохраняется пренебрежительное отношение к здоровью женщин и девочек, что ведет к их повышенной смертности. Брак считается нерасторжимым союзом, случаи разводов редки;

- конфуцианство – это религиозно-этическая доктрина в Китае возникла в середине I тыс. до н.э. и сохранилась как социально-этическое учение, изложенное философом Конфуцием. На протяжении многих столетий конфуцианство было господствующей философией и стремилось к упорядочению личных и социальных отношений путем их регламентации: строгое соблюдение культа предков, почитание старых, установка на большую семью. Общее число приверженцев – около 180 млн. чел.;

- даосизм – это вторая местная религия Китая, основана на обожествлении природных явлений. Сохранилась религия лишь в некоторых районах Китая, число последователей около 30 млн. чел.;

- синтоизм – религия Японии. Считают, что она представляет собой сочетание элементов конфуцианства, т.е. соблюдение культа предков, патриархальных устоев; и даосизм – обожествление сил природы. После образования централизованного государства видное место в синтоизме занял культ императора Микадо. Синтоизм призывает к бракам, допуская безбрачие как исключение. Общее число приверженцев синтоизма 90 млн. чел.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС Тестовая часть 1. Автором учения о ноосфере является а) Вернадский В.И. в) Кропоткин П.А. б) Докучаев В.В. г) Воейков А.И. 2. Каким должен быть угол наклона оси вращения Земли, чтобы в Москве один день была полярная ночь? а) 66,5⁰ б) 55⁰ в) 23,5⁰ г) 35⁰ 3. Вертолёт вылетел из Москвы и полетел строго на север, потом на восток, затем на юг, и, наконец, на запад. Где он приземлится относительно места старта, если вертолёт будет пролетать по 200 км в каждом направлении? а) в том же месте в) восточнее б) западнее г) севернее 4. На каком острове вероятность встретить граниты наибольшая? а) Исландия б) Шри-Ланка в) Итуруп г) Гавайи 5. В каком геологическом периоде образовались мощные толщи каменноугольных отложений Кузбасса, Донбасса, Рура? а) карбон б) пермь в) триас г) девон 6. Укажите тип климата, в котором осадки выпадают преимущественно зимой. а) умеренный континентальный в) субэкваториальный б) субтропический средиземноморский г) умеренный муссонный 7. Укажите климатический пояс, который не имеет сплошного простирания в северном полушарии. а) тропический б) субтропический в) умеренный г) субэкваториальный 8. Выберите вариант, где перечислены географические объекты, находящиеся на третьем по величине материке. а) Кама, Балатон, Монблан, Мьянма, Амман б) Мичиган, Юкон, Орисаба, Тегусигальпа, Белиз в) Замбези, Чад, Тибести, Ботсвана, Претория г) Чимборасо, Парана, Титикака, Уругвай, Парамарибо 9. Выберите вариант, где совпадает центр происхождения культурного растения и страна, лидирующая в его сборе. а) Китай чай в) Кот-д"Ивуар какао б) Бразилия сахарный тростник г) Россия сахарная свекла Не забудьте перенести Ваши ответы в таблицу на титульном листе 1

2 10. Россия занимает 1 место по количеству стран-соседей. А какая страна находится на 2 месте по этому показателю? а) Бразилия б) Китай в) Германия г) Конго 11. Укажите страну, граничащую с Россией, которая является членом НАТО, но не входит в Евросоюз. а) Норвегия б) Финляндия в) Польша г) Эстония 12. Укажите природную область в России, по которой не проходит водораздел бассейнов океанов или внутреннего стока. а) Северные Увалы б) Уральские горы в) Становой хребет г) Западный Саян 13. Укажите самый южный заповедник России. а) Печоро-Илычский в) Тунгусский б) Жигулёвский г) Уссурийский 14. Выберите вариант, который включает только наукограды России. а) Реутов, Снежинск, Красноярск, Находка б) Дубна, Пущино, Саров, Королёв в) Мичуринск, Арсеньев, Чехов, Лермонтов г) Курчатов, Северодвинск, Анапа, Суздаль 15. Какой из городов не является центром субъекта России (указаны старые названия)? а) Куйбышев б) Устинов в) Молотов г) Брежнев 16. Россия занимает 4 место в мире по производству электроэнергии. Назовите крупнейшую по установленной мощности электростанцию России. а) Саяно-Шушенская ГЭС в) Ленинградская АЭС б) Сургутская-2 ТЭС г) Кислогубская ПЭС 17. Выберите страну, которая расположена на двух материках и в двух частях света. а) Панама б) Египет в) Турция г) Россия 18. Выберите страну, где на протяжении последних 100 лет не было переноса столицы. а) Украина б) Нигерия в) Танзания г) США 19. Укажите правильное сочетание: языковая семья народ религия а) Индоевропейская семья англичане католицизм б) Афразийская семья персы ислам в) Алтайская семья турки ислам г) Дравидийская семья тамилы буддизм ноября отмечается Всемирный день телевидения. В каком городе расположена самая высокая телевизионная башня мира? а) Москва б) Гуанчжоу в) Токио г) Торонто Не забудьте перенести Ваши ответы в таблицу на титульном листе 2

3 3 Задание 1 Аналитическая часть Определите по приведенным сочетаниям государство, к которому относятся все, за исключением одного Укажите в каждом из списков «белую ворону» и объясните свой выбор. 1) Альпы, кантоны, Европейский союз, немецкий язык, конфедерация, горнолыжный туризм. 2) НИС, раффлезия, границы литосферных плит, нефть, ислам, индоевропейская семья. 3) Балтийское море, шхеры, озера, монархия, Восточно-Европейская равнина, германская группа. 4) неопределённость границ, Восточная Африка, нефть, монархия, пустыни, священные города. 5) бананы, вулканы, гигантские сухопутные черепахи, Амазония, федерация, Тихий океан.

4 4 Задание 2 Внимательно прочитайте текст, определите объект и его особенности. «Несколько подобных зон уже сформировалось в мире в XX веке и сегодня, в XXI веке, возникают всё новые и новые. Протягиваясь на 700 километров вдоль побережья, эта урбанизированная зона представляет собой единую систему, в которой проживает больше половины населения страны. Для удобства сообщения еще 50 лет назад была построена высокоскоростная железнодорожная линия, которая и сегодня является самой загруженной в мире. Эта единая система состоит из нескольких более мелких городских систем. Выделяются три из них с населением в 37, 17 и 10 миллионов человек, про города которых известно следующее: А город состоит из 23 специальных районов, муниципальных образований с собственным мэром и районным советом; общая численность население 8,5 миллионов человек Б город часто называют автомобильной столицей страны В город был столицей страны на протяжении 11 веков Г в 1995 году в городе произошло сильное землетрясение, разрушившее десятки тысяч домов, множество мостов, дорог и причалов. Д крупнейший аэропорт города построен на искусственном острове посреди залива. Е крупнейший порт своей страны. Напишите: 1) Каким термином обозначают такие урбанизированные зоны; 2) Название объекта, государство, где расположена описанная выше урбанизированная зона, укажите примерную численность его населения; 3) Примеры подобных объектов в других странах мира, как сформировавшихся в XX веке, так и формирующихся в XXI веке (по 3 примера); 4) Название скоростной железнодорожной линии; 5) Каким термином обозначаются городские системы, из которых состоит объект; 6) Города А Е, в каких городских системах они находятся;

5 5 Задание 3 С помощью рисунков ответьте на следующие вопросы: 1) Определите рельефообразующий процесс, районы распространения которого показаны на картосхеме. Какой природный объект мира дал название этому процессу? На территории какой страны мира располагается бóльшая часть данного объекта? 2) Опишите, в чём заключается данный рельефообразующий процесс, какие горные породы могут быть ему подвержены (приведите три примера). 3) Какая форма рельефа изображена на рисунке? Определите, что отмечено на рисунке числами 1,2,3. Приведите примеры трёх форм рельефа (помимо изображённой на рисунке), сформированных рассматриваемым процессом. 4) Определите, к какой группе рельефообразующих сил (процессов, факторов) относится, рассматриваемый в задаче, процесс. Приведите четыре примера других рельефообразующих процессов и созданных ими форм рельефа (по 2 примера для каждого процесса), относящихся к данной группе рельефообразующих сил.

6 6 Задание 4 Горная Широта Состав верхней границы леса Абсолютная система высота, м А 44 Бук восточный Б 65 Лиственница сибирская В 70 Лиственница Гмелина Г 54 Береза каменная Д 50 Кедр сибирский, пихта сибирская, лиственница сибирская E) Обычно этот пояс расположен выше снеговой линии В таблице представлено положение верхней границы леса в некоторых горных системах России (А Д). Про эти горные системы известно следующее: 1) Здесь находится высочайшая точка азиатской части России. 2) Эта горная система является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. 3) Этот хребет находится на правом берегу Лены. 4) Высота высочайшей вершины составляет 1895 метров над уровнем моря. 5) В пределах горной системы расположено самое влажное место в России. Определите эти горные системы и впишите в соответствующую строку в таблице бланка ответа. Выше лесного пояса в каждой из них расположены два других высотных пояса (A E). Определите эти высотные пояса по описанию и впишите их названия в таблицу бланка ответа. А) В этом поясе распространены высокотравные луга с густым и красочным травостоем, многочисленны заросли рододендрона. Чуть выше растительный покров несплошной, преобладают низкотравные луга из злаков и осок, на фоне которых ярко выделяются горечавки, незабудки, колокольчики и другие красиво цветущие травы. B) Пояс скалистых вершин, где растительность разрежена, преобладают щебнистые и каменистые россыпи с накипными лишайниками. C) Этот пояс аналог одной из природных зон. Сильные ветры, низкие температуры, широкое развитие многолетней мерзлоты привели к формированию приземистой растительности. Здесь господствуют карликовые формы: кустарнички и полукустарнички, много мхов и лишайников, встречаются многолетние травянистые растения. D) Пояс представляет собой заросли небольшого стелющегося древесного растения, обычного для Сибири.

7 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС 1. Определите численный и именованный масштаб, используя линии километровой сетки. На бланке работы обязательно привести расчёт! 2. Определите географические координаты рамки карты: для северной и южной широту; для западной и восточной долготу. 3. Внимательно изучите карту. Какие типы населенных пунктов встречаются на этой территории. Укажите главный классификационный признак. Приведите примеры названий населенных пунктов разного уровня. 4. Расшифруйте сокращения на карте: МТФ, СТФ, вдкч, СС. 5. Определите хозяйственную специализацию территории. 6. Определите в пределах какого субъекта Российской федерации, природного района, равнины, климатического пояса и типа климата находится эта территория. К каким водосборным бассейнам она относится? Свой ответ подкрепите примерами из карты. 7. Рассчитайте плотность населения на этой территории. Ответы запишите на бланке работы!


Задания А15 по географии, практика, Задания А15 по географии 1. Что из перечисленного характерно для природы Финляндии? 1) обилие рек и озёр 2) действующие вулканы 3) широколиственные леса 4) жаркое сухое

География России Обратите внимание! РФ Российская Федерация СНГ Содружество независимых государств СССР Союз советских социалистических республик РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА Россия (Российская Федерация) самое

1 Диагностическая тематическая работа 1 по подготовке к ОГЭ-9 по ГЕОГРАФИИ по теме «Геосферы Земли» (программа «География Земли») Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по географии отводится

2012 год Всероссийская олимпиада школьников по географии Муниципальный этап 8 класс Олимпиада по географии включает задания двух раундов тестового и аналитического. Максимальное количество баллов за правильное

Тема 6. Южные материки Урок 25. Африка: географическое положение, особенности природы материка, природные районы Есть о чём подумать Географическое положение материка важная часть его географической характеристики,

План характеристики гор 1. Географическое положение. 2. Направление горных хребтов, крутизна склонов. 3. Протяженность хребтов (км). 4. Преобладающая высота. 5. Наибольшая высота (координаты вершины).

Картографический тренажер инструмент организации практической деятельности школьника. О.В. Крылова, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ФГАОУ ДПО АПК и ППРО Серия универсальных учебных пособий. 5 9 класс

Общие требования Программы для поступающих. География На экзамене по географии поступающий в высшее учебное заведение должен: свободно ориентироваться по картам физическим, социальноэкономическим, политическим;

ВОПРОСЫ ГЕОГРАФИЯ 8 КЛАСС 1. Укажите приблизительную площадь России: 1)14 млн кв. км 2) 20 млн кв. км 3)17 млн кв. км 4)23 млн кв. км 2. Назовите государство, имеющее сухопутную границу с Россией: 1) Финляндия

План описания гор 1. Название. 2. Географическое положение (материк, страна) 3. Возраст гор. 4. Направление горных хребтов, крутизна склонов. 5. Протяженность в километрах (при помощи масштаба) 6. Преобладающие

Контрольная работа по географии 8 класс для подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ Контрольная работа по географии для учащихся 8-х классов составлена в форме теста в двух вариантах.

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по географии Ханты-Мансийский автономный округ Югра 2015-2016 учебный год 8 КЛАСС Шифр Учащиеся работают без карт, без географических атласов, без

Природные зоны России Арктические пустыни Природные условия Арктика расположена на островах Северного Ледовитого океана и на севере полуострова Таймыр. Арктика-страна льда и тьмы. Сурова природа этой

Демонстрационный вариант промежуточной итоговой аттестации 6 класса по географии 7 Наиболее подробно территория изображена на карте масштаба: а) : 500 в) :50 000 б) :5 000 г) :5 000 000 Часть При выполнении

Тематический блок 1 Вариант 1 Введение. Закономерности формирования природы материков и океанов 1 Укажите крупнейшую по площади часть света. А Америка Б Африка В Евразия Г Азия Назовите материк, изображенный

Тематическое планирование по географии, Пояснительная записка Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с Федеральным государственным стандартом, базисным учебным планом 2004 года,

Тематическая диагностическая работа по ГЕОГРАФИИ по теме «Геосферы Земли» 19 декабря 2014 года 7 класс Вариант ГГ70101 (45 минут) Район. Город (населённый пункт). Школа Класс Фамилия. Имя. Отчество География.

I. Требования к уровню подготовки учащихся: 1.Оценивать и прогнозировать: - по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем; - изменение климатов Земли; - природные

Демоверсия итоговой промежуточной аттестации по географии 8 класс ВАРИАНТ 1 А 1. С какой из перечисленных стран Россия имеет сухопутную границу? а) Швеция; б) Эстония; в) Иран; г) Таджикистан. А 2. Крайняя

ТЕСТЫ ПО ГЕОГРАФИИ для итоговой аттестации учащихся 7 класса I Вариант 1. Если в основании территории находится малоподвижная структура (платформа), то рельеф будет: а) равнинный; б) горный. 2. Литосфера

Итоговая контрольная работа по географии за 1 полугодие 7 класс Часть I Выберите 1 верный вариант ответа Вариант 1 1. Назовите исследователя, которому первому удалось найти морской путь в Индию вдоль побережья

1 Диагностическая тематическая работа 1 по подготовке к ОГЭ по ГЕОГРАФИИ по теме «Геосферы Земли» (программа «География Земли») Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по географии отводится

Типовые планы описания материков. 7 класс. geoschool1.ru План описания физикогеографического положения материка 1 Название материка и его размеры. 2 Расположение материка относительно а) экватора б) тропиков

Всероссийская олимпиада школьников по географии Региональный этап 2014/2015 учебного года Задания 1 раунда для 10 11-х классов ПЕРЕД ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ ИНСТРУКЦИЮ На выполнение всех

Спецификация диагностической работы по ГЕОГРАФИИ для 7-х классов общеобразовательных учреждений г. Москвы 1. Назначение диагностической работы Диагностическая работа проводится 16 марта 2016 года с целью

Контрольные вопросы для учителей географии 1. В каких трѐх из перечисленных стран основная часть электроэнергии производится на ТЭС? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу. 1) Кувейт 2)

Вариант 1 ЧАСТЬ А Часть А содержит 18 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, только один из которых верный. При выполнении заданий этой части в бланке ответов 1 под

Демонстрационный тест по географии Часть А Задания этой части (А1 А25) содержат вопрос и несколько возможных вариантов ответа. В бланке ответов под номером задания поставьте () в клетке, номер которой

Экзаменационные билеты по географии материков и океанов (7 класс): Билет 1. 1. Географическая карта: значение, виды карт, способы изображения основного содержания карты. 2. Евразия: географическое положение,

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Академическая гимназия им. Д.К. Фаддеева Материалы вступительных испытаний по географии для поступающих в 9 классы 2015 г. Демонстрационный вариант Вопросы

Часть 1 К каждому из заданий 1 12 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Инструкция по выполнению работы На выполнение теста по географии отводится 45 минут. Абитуриенту разрешается

Практическая работа 1 Анализ тектонической и физической карт мира: установление связей между геологическим строением, тектоническими структурами и формами рельефа Цель работы: закрепить понятия «платформа»

Содержание работы: КАРТА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ география 8 класс (1 триместр) Географическое положение России Россия на карте мира: размеры, крайние точки, границы, приграничные страны и моря, омывающие

Вариант 1 Тестирование 1. Какое место по площади занимает Африка? а. первое б. пятое в. второе г. третье 2. Южная точка Африки мыс: а. Альмади б. Рас-Хафун в. Бен-Секка г. Игольный 3. Как называется пролив,

Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «География», входящего в перечень вступительных испытаний по основной образовательной программе высшего образования. Программа составлена

MyTestXPro НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННАЯ ВЕРСИЯ http://mytest.klyaksa.net Тест: "10 класс География Профиль Модуль 2". Тестируемый: Дата: Задание 1 Укажите во сколько раз диаметр Солнца больше диаметра Земли в

Диагностическая работа. Класс- 7. Предмет география Вариант 1. Инструкция по выполнению заданий Части 1: к каждому из заданий приведены 4 варианта ответа. Прочитайте вопрос и выберите один из предложенных

Задания А6 по географии 1. На какой из территорий, обозначенных буквами на карте Южной Америки, среднегодовое количество атмосферных осадков наибольшее? 1) А 2) B 3) С 4) D Точка А располагается в экваториальном

МБОУ «Томаровская СОШ 1 Яковлевского района Белгородской области» Разработка урока по географии в рамках проведения недели естествознания: «Внутренние воды и природные зоны Северной Америки» (7 класс)

1 Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других

Географии 7 класс Инструкция по выполнению заданий На выполнение тестовых заданий отводится 90 минут. Работа состоит из 40 заданий, которые разделены на 2 части. Часть I содержит 30 заданий с выбором одного

Промежуточная аттестация по географии 6 класс Вариант 1 1. Какие географические координаты имеет точка А на карте? a) 66 с.ш. 50 в.д. b) 40 с.ш. 40 в.д. c) 40 ю.ш. 66 з.д. d) 66 ю.ш. 50 з.д. 2. Какая из

Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 57 Контрольная работа по географии 8 класс Составитель: учитель географии I категории Усольцева О.Г. Тюмень, 2008 Вариант

Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова ПРОГРАММА вступительного испытания по ГЕОГРАФИИ Архангельск 2011 Экзамен по географии проводится в письменном виде. На экзамене по географии,

Административная контрольная работа за I полугодие Спецификатор контрольной работы по географии 7 класс. Цель: выявить остаточные знания учащихся по материалу, пройденному за I полугодие. Элементы минимума

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет» (ВятГУ) УТВЕРЖДАЮ Председатель

Задания А4 по географии, практика, Задания А4 по географии 1. Для какой природной зоны характерны чернозёмные почвы? 1) смешанные леса 2) степи 3) тайга 4) широколиственные леса Правильный ответ 2. Черноземные

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС Задание 1 Пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласов, определите общий

Демонстрационный вариант диагностической работы по ГЕОГРАФИИ для учащихся VIII классов. Январь 2014 г. При выполнении заданий А1-А14 обведите номер правильного ответа и перенесите его в бланк тестирования

Инструкция по выполнению заданий тестового раунда На выполнение заданий тестового раунда отводится 45 минут. Прочитайте задание и выберите из предложенных ответов один правильный. Если задание не удается

Тестовая работа по теме: «Биосфера. Географическая оболочка» Базовый уровень 1. Оболочка жизни 1) географическая оболочка 2) биосфера 3) литосфера 4) гидросфера 5) атмосфера 2. Первым (нижним) высотным

Тестовый раунд Инструкция по выполнению заданий тестового раунда На выполнение заданий тестового раунда отводится 45 минут. Прочитайте задание и выберите из предложенных ответов один правильный. Если задание

Демонстрационный вариант проверочных материалов для промежуточной аттестации обучающихся 10 классов (в форме семейного образования и самообразования) по ГЕОГРАФИИ Назначение демонстрационного варианта

Задания А16 по географии, практика, Задания А16 по географии 1. С какой из перечисленных стран Россия имеет сухопутную границу? 1) Молдавия 2) Туркмения 3) Финляндия 4) Армения Финляндия граничит с РФ

ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ для поступающих в Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова в 2014 году Пояснительная записка Содержание вступительных испытаний определяется на основе

Контрольная работа по теме «Климат России». 1 Вариант. 1. Какой климатообразующий фактор является ведущим? 1) Географическое положение 2) Циркуляция атмосферы 3) Близость океанов 4) Морские течения 2.

Школьный тур олимпиады по географии 8 класс ВОПРОСЫ 19 ноября 2013 Имя и фамилия ученика Класс Школа Учитель географии 1. Проанализируй климатические и агроклиматические карты Атласа Эстонии. Выяви связь

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В результате изучения предмета на базовом уровне ученик должен: объяснять значение понятий: «полярные круги», «тропики», «полярная ночь», «полярный

Аннотация к рабочей программе по географии для 7 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 35 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района города Казани (общеобразовательный уровень)

Спецификация Диагностической работы по ГЕОГРАФИИ для 8-х классов общеобразовательных учреждений г. Москвы, 3 октября 206 года. Назначение диагностической работы Диагностическая работа проводится в октябре

География. 7 класс. Демонстрационный вариант 1 (90 минут) 1 География. 7 класс. Демонстрационный вариант 1 (90 минут) 2 1 В каком направлении следует двигаться от точки А до точки В? Диагностическая тематическая

Географии 6 класс Инструкция по выполнению заданий На выполнение тестовых заданий отводится 90 минут. Работа состоит из 40 заданий, которые разделены на 2 части. Часть I содержит 30 заданий с выбором одного

Пояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов внутришкольного мониторинга в МОУ «СОШ 8» по географии за курс 8 класса. Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы

Географии 10 класс Инструкция по выполнению заданий На выполнение тестовых заданий отводится 90 минут. Работа состоит из 40 заданий, которые разделены на 2 части. Часть I содержит 30 заданий с выбором

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ (ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП). 2017 2018 учебный год 8 КЛАСС ЗАДАНИЯ Время на выполнение заданий - 45 мин. Тестовые задания. 1. Какой географический объект не имеет долготы:

Природа Земли и человек 1) Какая из перечисленных горных пород по происхождению является магматической? 1) мрамор 2) известняк 3) песчаник 4) гранит 4 2) Вулканическое происхождение имеют(-ет) 1) остров

Всероссийская олимпиада школьников по ГЕОГРАФИИ Региональный этап 2014/2015 учебного года Задания 1 раунда для 9-х классов ПЕРЕД ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ ИНСТРУКЦИЮ На выполнение всех заданий

Демонстрационный вариант итоговой контрольной работы по географии (7 класс) ЧАСТЬ А Часть А содержит 18 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, только один из которых

1. Где земная кора имеет наибольшую толщину? 1) На Западно-Сибирской равнине; 2) В Гималаях; 3) На дне океана; 4) В Амазонской низменности. 2. Сейсмические пояса Земли образуются: 1) На границах столкновения

Часть 1 Инструкция по выполнению работы К каждому из заданий 1 10 даны варианта ответов, из которых только один правильный. На выполнение теста по географии отводится 45 минут. Абитуриенту разрешается

7 класс. Закономерности природы. Материки и страны. 1. Установите соответствие между материками и их географическим положением: 1. Евразия А) северные материки 2. Африка 3. Южная Америка Б) южные материки

VI. Примерное тематическое планирование и виды деятельности учащихся * Примерное тематическое планирование уроков географии в 7-м классе по учебнику «География. Земля планета людей» 1 Введение. Что изучают

Новое на сайте

>

Самое популярное