Домой Стресс Пуск трамвая в блокадном городе стал психологической победой ленинградцев над фашистами. Ленинградский блокадный трамвай

Пуск трамвая в блокадном городе стал психологической победой ленинградцев над фашистами. Ленинградский блокадный трамвай

Долго шел четвертый номер,
На площадке кто-то помер,
Не доехал до конца.
Ламца-дрица гоп-цаца...

блокадная частушка


Э то случилось в апреле 1942 года... в блокадном Ленинграда были пушены пассажирские трамваи...
Для Петербурга трамвайное сообщение и теперь очень важно, а уж во времена блокады он воспринимался не как средство передвижения, а как глоток воздуха, надежду на жизнь, он был символом, помогал выжить и вселял надежду.

Часть трамвайного парка была мобилизована для нужд фронта. Уходили в армию мобилизованные и добровольцы, оголялись важные участки трамвайно-троллейбусного хозяйства.

Мужчины уходили на фронт, их заменили женщины и подростки, возвращались на свои рабочие места старые производственники, - те, кто не подлежал призыву. Опыт работы новых кадров приобретался в условиях войны и блокады.

Новеньких учили водить составы и ремонтировать вагоны, они становились кондукторами и слесарями, электриками.

Необходимо было немедленно подготовить вагоны для перевозки раненых, а также приступить к прокладке путей к больницам и госпиталям - больницам имени И.М.Мечникова, имени Нечаева, имени Эрисмана и др.

В трамвайных вагонах для перевозки раненых размещались носилки в три яруса. Вагон имел двери боковые и торцовые для удобства транспортировки носилок. Окна вагонов тщательно задрапировывались шторами и щитками, чтобы и ночью можно было ездить с зажженным светом (светомаскировка). В вагоне были поставлены отопительные приборы, бачки с кипяченой водой. Сопровождающие-кондуктора были снабжены аптечками. Многие из них прошли курсы в медсанслужбе.

В июне-сентябре 1941 года на оборонно-строительных работах вокруг Ленинграда было занято 700 тысяч человек. Четыре тысячи трамваев возили их на оборонительные рубежи.

Весь автомобильный транспорт города был мобилизован на фронт. В Ленинграде остался единственный вид общественного транспорта - трамвай.

Из маршрутов были оставлены лишь самые протяженные, например, легендарный номер 4, который начинался на острове Голодай (ныне остров Декабристов), пересекал Васильевский, проходил по Дворцовому мосту, Невскому проспекту, поворачивал на Лиговку и заканчивался у Волкова кладбища.

Это о нем рассказывали блокадный анекдот:

Встречаются на улице двое знакомых. " Как поживаешь?" - спрашивает один другого. " Да как трамвай № 4: по Голодаю, по Голодаю - и на Волково".

Трамвай любили, о нем складывали частушки, окрашенные в мрачные тона того тяжелого времени...
Из-за вражеских действий, ограничения лимита потребления электроэнергии из-за блокады города 8 декабря 1941 года трамвайное движение было остановлено.

Дежурный инженер Энергослужбы записал в своем журнале: «Подача электроэнергии прекратилась утром 08.12.1941. Движение не возобновлялось». Вышедшие в этот день 52 поезда трамвая остались на линии, остались на линии и ряд троллейбусных машин. Отныне люди передвигались на работу и с работы пешком.

Есть об этом две ранящие душу строчки в «Блокадной книге» Алеся Адамовича и Даниила Гранина: «Город стал пешим. Расстояния обрели реальность. Они измерялись силой своих ног. Не временем, как раньше, — а шагами. Иногда количеством шагов».

Трамвай встал. В городе к этому дню было так мало электрической энергии, что пришлось отключить контактную сеть, чтобы не замерзли предприятия, выполнявшие военные заказы.

Трамвай, разрушенный попаданием бомбы на Владимирской площади.

Но 28 февраля 1942 года было снова открыто грузовое трамвайное движение. Пассажиров повезли 15 апреля. Трамваев было так мало, что из прозвали: „Жди меня, и я вернусь “.

Пуск трамвая вызвал ярость и даже панику у гитлеровцев. Один из пленных фашистов говорил: «Там, над Ленинградом, по тучам бегали какие-то странные голубые вспышки. Не ракеты, нет, нечто совсем другое! …. Черт возьми,… они пустили трамвай! В Ленинграде, на седьмом месяце блокады?!.. Зачем же мы мерзли здесь всю зиму?.. Зачем мы кричали о неизбежной гибели жителей города, о нашей победе, если они… пустили трамвай?!»

Лев Успенский: «Разве не на твои зеленые искры со злобой и страхом косились фашисты с Вороньей горы весной 1942 года? Ах, милый трамвай наш, милый трамвай! Многие месяцы тебя закрывали холодные сугробы злой блокады, леденившие и наши сердца, а в тот солнечный яркий день 15 апреля ты, как и мы все, вдруг ожил, зазвенел, заискрил и побежал по суровому городу-герою первым вестником грядущей победы“.

15 апреля 1942 года в блокадном Ленинграде после четырёхмесячного перерыва пошёл пассажирский трамвай.


Т рамвай был единственным видом общественного транспорта в осаждённом городе. Возрождённый после суровой зимы 1941—1942 гг. грузовой трамвай использовался для очистки города от мусора и нечистот, для перевозки продовольствия, песка и боеприпасов, для доставки грузов на предприятия. Пассажирский трамвай доставлял ленинградцев на работу и домой. Трамвай стал символом веры в Победу и надеждой на жизнь!

В от слова водителя трамвая трампарка им. Леонова М. Ивановой:
«Для измученных блокадой людей это был настоящий праздник. И не передать, как со слезами на глазах встречали они первые ожившие вагоны. Я помню, села на „ семерку“ , через весь город под обстрелами повела поезд. И с этого дня, несмотря ни на что, возила вместе с людьми какое-то общее особенное торжество жизни, радость обновления“.

В агоновожатая трамвайного парка им. Блохина Е.Ф. Агапова:
«Шли в парк как на праздник, знали: должны выехать на линию… И вот я в кабине. Тронула ручку контроллера, поставила на первое положение. И вдруг вагон ожил. Не могу передать, что испытала в эту минуту. Вывела трамвай из парка. На остановках входят люди, смеются, плачут от радости… Много потом было рейсов. Трудных, опасных под бомбежками и обстрелами.
Но тот рейс, 15 апреля, я не забуду никогда. И всегда у меня в памяти лица тех блокадных пассажиров»

Н апряжение в сеть в Центральном районе дала тяговая подстанция №11 на Фонтанке: трамвай пошёл по главной магистрали города. Вот как пишет об этом историческом дне сам «командир блокадного трамвая» Михаил Сорока:«Иду по Невскому к Дворцовой площади. Знаю, что в шесть должно начаться движение. Почему же никого еще нет? Волнуюсь, как мальчишка перед экзаменом. И вдруг откуда-то издалека доносится трезвон. Почудилось? Нет! Но почему же вагоновожатый не снимает ноги с педали? Кто-то встал на пути? Невозможно проехать?
Невольно прибавил шагу. Гляжу, а от Главного штаба выезжает на Невский трамвай. Через переднее стекло моторного вагона видно сияющее радостью лицо вагоновожатой. А нога ее то и дело выжимает педаль звонка, который созывает отовсюду людей, — смотрите, радуйтесь, мы выжили!


Н е передать чувства ленинградцев, услышавших этот звон! Люди стояли вдоль трамвайной линии, плакали и смеялись; незнакомые прежде, они поздравляли друг друга и обнимали как самых близких и родных. И эта общая радость, эти улыбки и тысячи счастливых глаз для нас дороже любых, самых высоких наград».


Реконструкторы Санкт-Петербурга также приняли участие в акции "Блокадный трамвай". 15 апреля по инициативе общественных организаций и военно-исторических клубов состоялся выезд трамвая 1930-х годов типа МС. Поездка была приурочена к годовщине пуска пассажирского трамвая в блокадном Ленинграде.

На фронт трамвай уходил...
Комкала мать платок.
Плечо мне ладонью сдавил:
— Держись на ногах, сынок!

Крест-накрест бумагой окно,
Сирены простуженный хрип...
Зимой пришло письмо:
У Средней Рогатки погиб.

Голод был, как мороз,
Потом весна, лебеда...
А я все не верил всерьез, —
Писем ждал от тебя.

В школе на карте флажки,
Самый большой — в Берлин.
Годы войны прошли,
Нет ни тревог, ни руин.

У матери муж другой —
Сказала, мол, жизнь есть жизнь,
И в церковь "за упокой"
Подала — ты ей не снись!

Мне уже тридцать пять,
Я старше тебя, отец!
Я внучку твою гулять
Вожу, где свистел свинец.

Сейчас там дома, дома...
Сейчас там сады, сады...
И внучка уже сама
Тебе собирает цветы.

На фронт трамвай уходил
Двадцать пять лет назад,
А я ничего не забыл...
Цветы на могиле лежат.

Валентин Вихорев (С)

Спасибо реконструкторам СПБ за предоставленную возможность!

В Санкт-Петербурге, несмотря на то, что город живет современной жизнью, очень часто совершенно внезапно возвращаешься к прошлому. Иногда оно напоминает о себе надписями на доме, что на этой стороне улице опасно стоять во время бомбежки, или вдруг лежащие гвоздики на карнизе дома, как признак памяти.

Так, оказывается обычный городской трамвай может стать причиной для воспоминаний о событиях, которые 75 лет назад стали для города спасительными. В апреле 1942 года в городе запущен трамвай для жителей города. Тогда он стал приметой весны и возвращающейся нормальной жизни.

Блокадный трамвай занимает в истории города огромное значение. Он стал символом веры в победу и самоотверженности людей, которые в условиях блокады не прекращали движение. Лишь однажды травами перестали ходить зимой в 1941-42 годах. Тогда расстояния в городе стали измеряться шагами. Когда был запущен первый трамвай, люди плакали и просили еще раз позвонить в звонок.

Учитывая, что большинство горожан не могли передвигаться, возобновление трамвайного движения стало жизненно необходимым. В самую суровую блокадную зиму ленинградцы были вынуждены добираться до работы пешком, а в нечеловеческих условиях голода и страшного холода преодолевать даже самые небольшие расстояния людям было крайне тяжело. Городу был необходим трамвай.

Все силы работников Трамвайно-троллейбусного управления были брошены на восстановление трамвайного движения. Значительную часть коллектива ТТУ в блокадное время составляли женщины: почти 90% слесарей-ремонтников подвижного состава, электриков в энергослужбе, ремонтных рабочих в службе пути, 99% вагоновожатых.

Их укрепляла вера, что не за горами тот день, когда трамвай снова выйдет на улицы города. Чтобы вновь открыть грузовое и пассажирское движение, потребовалось восстановить примерно 150 км контактной сети — почти половину сети города.

В марте 1942 года были запущены грузовые трамваи, которые вывозили мусор. Всего на них было вывезено около 1млн. тонн мусора, снега и нечистот. И вот наступил этот день -15 апреля были запущены пассажирские трамваи. Все рейсы пересекались в центре города, чтобы из одного конца в другой можно было доехать всего с одной пересадкой.

За годы блокады на своих рабочих местах от артобстрелов и авиабомб погибло 57 человек, 211 было ранено или контужено. По неполным сведениям за 1941-1944 годы из ТТУЛа было уволено "по причине смерти" 3406 человек, как "без вести пропавшие" - 71 человек. Нанесён ущерб 5 трамвайным паркам, 3 подстанциям; 2 подстанции выбыли из строя.

Зарегистрировано свыше 1050 непосредственных попаданий снарядов и бомб в хозяйство трамвая, разрушивших более 450 км контактной сети трамвая, 40 км кабельной сети, 64 км контактной сети троллейбуса, 1065 вагонов и 25 зданий. Общий ущерб составил около четверти всей стоимости основных фондов ТТУЛа.

Накануне Великой Отечественной войны ленинградское трамвайное хозяйство имело самые лучшие показатели за все время своего существования.

Ежедневно по 42 маршрутам курсировали 750-800 поездов (1835 вагонов). Маршрутная сеть насчитывала свыше 700 км и соединяла все районы города таким образом, чтобы обеспечить пассажирам поездки без пересадок.

В начале 1941 года приступили к строительству ряда новых линий, проектированию сразу нескольких парков. Но война помешала осуществиться этим планам.

Более 4,5 тысяч сотрудников Трамвайно-троллейбусного управления (ТТУ) было мобилизовано. На их рабочие места приходили женщины и подростки, возвращались производственники, находящиеся на пенсии. Квалификация многих новых работников была невысока, и опыт приходилось приобретать уже на производстве, в суровых условиях войны и блокады. Изменилась и специфика работы ТТУ.

Ленинград был крупным медицинским центром, куда привозили большое количество раненых. От санитарных поездов к больницам и госпиталям их доставляли на трамваях. Под эти цели часть «Американок» переоборудовали в санитарные вагоны: салон освободили от сидений, вместо них появились кронштейны в три яруса — для носилок, в вагонах провели отопление и установили баки с горячей водой, чтобы оперативно оказывать первую помощь пострадавшим.

Грузовые трамваи работали в усиленном режиме: доставляли к станциям железных дорог оборудование, предназначенное к эвакуации, возили сырье и топливо для заводов и фабрик, продукты в магазины и песок для нужд литейного производства.


До начала блокады Ленинграда грузовой трамвай активно использовался для эвакуации различных предприятий и учреждений. Так, в частности, эрмитажные коллекции эвакуировали с помощью грузовых вагонов — трамвайные пути пролегали рядом.

Все события тех лет помогли восстановить реконструкторы Санкт-Петербурга РЕКОН СПБ , которые встречали горожан в юбилейной поездке по городу.

В Кировском районе Санкт-Петербурга,на проспекте Стачек есть необычный исторический памятник - блокадный трамвай.


Вот о нём я и хочу рассказать накануне праздника - 70-летия полного снятия блокады Ленинграда.
Официальное открытие памятника состоялось 8 сентября 2007 года.
В качестве постамента для памятника были использованы несколько метров рельсов, установленных там, где в блокаду находились оборонительные сооружения. Ретровагон серии МС Ретровагон серии МС восстановлен реставраторами в мельчайших деталях. Именно такие трамваи ходили по улицам блокадного города. Памятником героическим вагоновожатым стал трамвай 12-го маршрута.

Питерский трамвай имеет не столь давнюю историю, как киевский или московский. Возник он в лишь 1907 году, но в концу 1980-х годов трамвайная сеть Ленинграда достигла наибольших масштабов, став самой большой в мире, за что была включена в Книгу рекордов Гиннесса.
Однако самые славные страницы истории питерского трамвая приходятся на период Великой Отечественной. В 1941 году ленинградский трамвай был крупнейшим транспортным предприятием города. По 43 маршрутам ежедневно ходили по 1835 вагонов. Маршрутная сеть насчитывала свыше 700 километров и соединяла все районы города и некоторые тогдашние пригороды (Озерки, Лигово и Стрельну, Ржевку, деревни Мурзинку и Рыбацкую) с центром города.
8 сентября 1941 года, гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург, замкнув тем самым кольцо блокады вокруг Ленинграда. К этому дню в городе находились 2,5 миллиона жителей.
Практически все перевозки пассажиров и грузов легли на плечи трамваев.
На трамвайных вагонах перевозили солдат к линии фронта, которая проходила всего в нескольких километрах от города,как раз недалеко от памятника, увозили обратно раненых на специальных санитарных вагонах.
В период блокады в трамвайных парках и на линиях работали около четырех с половиной тысяч человек. Многие жили прямо на работе, поэтому в трамвайном парке даже устраивались детские сады. Работать приходилось по 18 часов в сутки.
В начале XX века у трамваев была своя электростанция, но к 1941 году все электричество они получали в основном от тепловых электростанций, находившихся в черте города. С началом войны электростанции перевели на уголь, потом на торф, но когда в сентябре блокада замкнулась, то стали переводить на дрова.
Однако 8 декабря 1941 года из-за нехватки электрических мощностей, вызванной блокадой, Ленинградский трамвай прекратил своё функционирование. Отключение тока произошло без предупреждения, поэтому многие вагоны остановились прямо на линии.Так и стояли посередине городп до весны!!!
Грузовые трамваи пошли 7 марта 1942 года, с этого времени началось восстановление разрушенных бомбами и снарядами путей.
Пассажирское движение восстановили 15 апреля 1942 года — тогда на пять маршрутов вышли 116 трамвайных поездов,которые выпускали в самом же Ленинграде на Кировском заводе.
Водителями и кондукторами в основном работали женщины и дети. Многие из них носили форму - темно-синие пиджаки с погонами, на которых были изображены крылья, молот и гаечный ключ.
В обязанности кондукторов входило не только взимание платы за проезд в размере 15 копеек, проверка документов, но еще и эвакуация пассажиров во время начавшегося обстрела. Так, 15 июня 1942 года восемнадцатилетняя вагоновожатая Агафья Герасимова привела в парк поврежденный поезд, один из вагонов которого был изуродован до неузнаваемости. К счастью, жертв не было: как только поблизости начали рваться снаряды, Агафья Герасимова остановила трамвай и приказала пассажирам немедленно укрыться в бомбоубежище.

18 ноября 1942 года были пущены трамваи еще по пяти маршрутам, в 1943 году ленинградцы могли воспользоваться уже 13 маршрутами, а концу гола число маршрутов увеличилось до 20.
А в январе 1944,когда блокада была снята - одновременно с грохотом салюта в звонки звонили и вагоновожатые. Таким способом они салютовали приходу этого долгожданного дня.
За годы блокады трамвайному хозяйству Ленинграда был нанесен огромный ущерб, в ряды Красной Армии ушло около 4,5 тысяч рабочих и служащих ТТУ, многие из которых так и не вернулись. В самом Ленинграде 57 работников городского трамвая были убиты или умерли от ран, 211 трамвайщиков - ранены или контужены. Враг полностью разрушил 2 подстанции, 25 зданий служб, повредил 1065 трамваев, 153 вагона полностью уничтожены, 13% путей выведены из строя.
Сейчас кол-во трамвайных линий в Петербурге стремительно сокращается,а зря!!! Ведь это - память!!! Да и как приятно проехать в трамвае по городу - просто так,никуда не спеша, любуясь красотой Петербурга.

Блокадный трамвай

15 апреля 1942 года в блокадном Ленинграде возобновилось движение трамваев

Питерский трамвай имеет не столь давнюю историю, как киевский или . Возник он в лишь 1907 году, но в концу 1980-х годов трамвайная сеть Ленинграда достигла наибольших масштабов, став самой большой в мире, за что была включена в Книгу рекордов Гиннесса.

Однако самые славные страницы истории питерсеого трамвая приходятся на период . В 1941 году ленинградский трамвай был крупнейшим транспортным предприятием города. По 43 маршрутам ежедневно ноились по 1835 вагонов. Маршрутная сеть насчитывала свыше 700 километров и соединяла все районы города и некоторые тогдашние пригороды (Озерки, Лигово и Стрельну, Ржевку, деревни Мурзинку и Рыбацкую) с центром города.


8 сентября 1941 года, гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург, замкнув тем самым кольцо блокады вокруг Ленинграда. К этому дню в городе находились 2,5 миллиона жителей.
Практически все перевозки пассажиров и грузов легли на плечи трамваев.

Б

локаднный трамвай МС

Инттерьер блокаднного трамвая

На трамвайных вагонах перевозили солдат к линии фронта, которая проходила всего в нескольких километрах от города, увозили обратно раненых на специальных санитарных вагонах. Ко многим предприятиям в срочном порядке были проложены трамвайные пути, на вагонах подвозили хлеб к магазинам. Нередко на улицах города можно было увидеть идущие бок о бок трамвай и танк.

В период блокады в трамвайных парках и на линиях работали около четырех с половиной тысяч человек. Многие жили прямо на работе, поэтому в трамвайном парке даже устраивались детские сады. Работать приходилось по 18 часов в сутки. "Часто бывало, что, после того как человек приходил со смены, его просили снова выйти на работу – не было замены.
В начале XX века у трамваев была своя электростанция, но к 1941 году все электричество они получали в основном от тепловых электростанций, находившихся в черте города. С началом войны электростанции перевели на уголь, потом на торф, но когда в сентябре блокада замкнулась, то стали переводить на дрова.


Однако 8 декабря 1941 года из-за нехватки электрических мощностей, вызванной блокадой, Ленинградский трамвай прекратил своё функционирование. Отключение тока произошло без предупреждения, поэтому многие вагоны остановились прямо на линии.
Грузовые трамваи пошли 7 марта 1942 года, с этого времени началось восстановление разрушенных бомбами и снарядами путей.
Пассажирское движение восстановили 15 апреля 1942 года - тогда на пять маршрутов вышли 116 трамвайных поездов. В основном это были вагоны типа МС, выпускавшиеся в смом же Ленинграде на Кировском заводе.

Водителями и кондукторами в основном работали женщины и дети. Многие из них носили форму – темно-синие пиджаки с погонами, на которых были изображены крылья, молот и гаечный ключ.
В обязанности кондукторов входило не только взимание платы за проезд в размере 15 копеек, проверка документов, но еще и эвакуация пассажиров во время начавшегося обстрела. Так, 15 июня 1942 года восемнадцатилетняя вагоновожатая Агафья Герасимова привела в парк поврежденный поезд, один из вагонов которого был изуродован до неузнаваемости. К счастью, жертв не было: как только поблизости начали рваться снаряды, Агафья Герасимова остановила трамвай и приказала пассажирам немедленно укрыться в бомбоубежище.

18 ноября 1942 года были пущены трамваи еще по пяти маршрутам, в 1943 году ленинградцы могли воспользоваться уже 13 маршрутами, а концу гола числомаршрутов увеличилось до 20.

Трамвай, разрушенный прямым попаданием бомбы на Владимирской площади

Но и после этого кондуктроы и вагоновожатые, а также их пассажиры ездили с ежедневным риском, так как немцы, несмотря на , продолжали обстреливать город, Так, 30 июня 1942 года на Международном (ныне – Московском) проспекте сна– рядом разбило двухвагонный поезд. 22 человека ранено, 4 убито. 17 апреля 1943 года снаряд попал в трамвай, стоявший на остановке на Загородном проспекте. Пострадали десятки пас– сажиров. 8 августа 1943 года на Не– вском проспекте осколками снаряда, разорвавшегося на остановке, убило 12 и ранило 43 человека, в этот же день около площади Искусств снаряд попал в вагон – 23 пассажира погибло. 4 января 1944 года на углу Лесного проспекта и Нижегородской улицы снаряд попал в трамвай, состоящий из двух вагонов. В этом трамвае погиблоУбито 82 человека. Более 90 пассажиров получили ранения. Лишь после операции Январскийй гром

Ленинграды начал залечивать раны. Одно временно с грохотом салюта в честь снятия осады 27 января 1943 года в звонки звонили и вагоновожатые. Таким способом они салютовали приходу этого долгожданного дня.

За годы блокады трамвайному хозяйству Ленинграда был нанесен огромный ущерб, в ряды Красной Армии ушло около 4,5 тысяч рабочих и служащих ТТУ, многие из которых так и не вернулись. В самом Ленинграде 57 работников городского трамвая были убиты или умерли от ран, 211 трамвайщиков – ранены или контужены. Враг полностью разрушил 2 подстанции, 25 зданий служб, повредил 1065 трамваев, 153 вагона полностью уничтожены, 13% путей выведены из строя.


Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

Кто и как продавал Аляску

Почему мы проиграли Холодную войну

Тайна реформы 1961 года

Как остановить вырождение нации

В какой стране пьют больше всех?

В какой стране больше всего убийств?

Что Россия экспортирует и что импортирует

Новое на сайте

>

Самое популярное