Домой Страх Таблица отличия повышения квалификации от профессиональной переподготовки. Что такое профессиональная переподготовка

Таблица отличия повышения квалификации от профессиональной переподготовки. Что такое профессиональная переподготовка

Профессиональная переподготовка вызывает множество сомнений: сколько часов должен длится курс, в каком случае лучше выбрать второе высшее, кому подходит такое обучение? В статье мы отвечаем на самые распространённые вопросы об этом виде дополнительного образования.

Профессиональная переподготовка даёт возможность в краткие сроки освоить новую специальность, как правило, смежную с уже имеющейся. Также после прохождения обучения возможна полная смена деятельности.

Отличие от второго высшего образования

Профессиональная переподготовка и второе высшее образование близки, так как дают новые знания, навыки, и на выходе слушатели получают новую специальность.

Программа курсов профессиональной переподготовки состоит только из профильных предметов, то есть проходить общеобразовательные, например, философию, не придётся. То же справедливо и для второго высшего образования, но только в случае, если вы изучали те же общеобразовательные предметы в рамках первого высшего образования, если их можно перезачесть.

Другие отличия:

  • Второе высшее образование возможно получить, только закончив бакалавриат, магистратуру, ординатуру, аспирантуру. При этом программу переподготовки может освоить человек без высшего образования, имея только среднее профессиональное образование.
  • При поступлении на второе высшее образование необходимо сдавать вступительные экзамены, на курсы профессиональной переподготовки можно поступить без них.
  • Обучение на курсах профессиональной переподготовки занимает от двух месяцев до полутора лет, получение второго высшего образования – три с половиной года.
  • Как правило, курсы профессиональной переподготовки дешевле, нежели второе высшее образование.
  • По ряду специальностей вы не сможете пройти переподготовку без смежного образования. Например, курсы профессиональной переподготовки по медицинским специальностям могут пройти только слушатели со средним специальным или высшим медицинским образованием.

Понять, подойдут ли вам курсы профессиональной переподготовки по той или иной специальности, помогут требования к образованию, указанные в .

Кто может пройти обучение

Курсы профессиональной переподготовки можно пройти:

  • с оконченным высшим образованием: после университета, института, академии;
  • с оконченным средним профессиональным образованием: после техникума или колледжа;
  • во время учёбы в высшем или среднем профессиональным образовательном учреждении.

При выборе программы необходимо внимательно изучить требования к квалификации специалиста, например, переподготовку по специальности «Медицинский психолог» можно пройти, только имея высшее психологическое образование.

Нюансы есть и в получении педагогического образования. Согласно единому квалификационному справочнику человек, претендующий на должность учителя, должен иметь «высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету … либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении».

То есть человек, изучавший лингвистику в высшем учебном заведении, может претендовать на должность педагога с условием прохождения профессиональной переподготовки по профилю педагогической деятельности.

Виды переподготовки

На рынке представлены курсы профессиональной переподготовки с разным сроком обучения, чем же они отличаются друг от друга. Существует два вида профессиональной переподготовки:

  • Профессиональная переподготовка для выполнения нового вида деятельности, которая позволяет сменить профиль в рамках ранее полученной специальности. Обучение длится более 250 академических часов. В дипломе указывается специальность без присвоения квалификации.
  • Профессиональная подготовка для получения новой квалификации. Как правило, обучение длится более 1000 академических часов, после чего слушателю присваивается новая квалификация. Практически является аналогом второго высшего профессионального образования. В дипломе указывается присвоенная квалификация.

Длительность обучения

Обучение на курсах профессиональной переподготовки не может быть менее 250 академических часов.

Какой документ выдаётся

После окончания обучения и успешного прохождения аттестации выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного организацией образца.

Так могут существовать следующие варианты записей в документах:

  • с наименованием квалификации;
  • с наименованием квалификации и указанием нового вида профессиональной деятельности;
  • с указанием нового вида профессиональной деятельности (в рамках имеющейся ранее квалификации).

Если слушатель находится в процессе получения высшего или среднего профессионального образования, то диплом он сможет получить только после того, как закончит основное обучение и предъявит подтверждающие документы.

Какие организации могут проводить обучение

Обучение по программам профессиональной переподготовки могут проводить только организации с государственной лицензией на право оказания образовательных услуг. Проверить состояние лицензии можно на сайте Рособрнадзора .

Что нужно знать о профессиональной переподготовке

  1. Обучение по программе профессиональной переподготовки даёт право заниматься новым направлением деятельности.
  2. При выборе между программой переподготовки и вторым высшим образованием руководствуйтесь требованиями к выбранной специальности. Их можно найти в Едином квалификационном справочнике и в профессиональный стандартах .
  3. Обязательно проверьте лицензию образовательного учреждения перед тем, как приобрести курс профессиональной переподготовки. Это можно сделать на сайте Рособрнадзора.

Будьте внимательны при выборе образования!

Если не «ходить вокруг, до около» и кратко ответить на вопрос, то ответ будет звучать так: получение дополнительного образования (профессиональная переподготовка) возможна только на базе уже изученных знаний (на базе законченного высшего образования или средне-специального: колледж, техникум), а высшее образование Вы получаете «с нуля», чаще всего после школьного образования (или после средне-специального: колледж, техникум). Соответственно, для того, чтобы по программам дополнительного профессионального образования (переподготовки), Вы должны иметь диплом о законченном высшем или средне-специальном образовании. Данные правила приема основаны в соответствии с требованиями Федерального закона № 273 «Об образовании в РФ». Если же Вы закончили только школу (9 или 11 классов), то поступить на данные программы Вы не можете, но перед вами открыты все двери для обучения по программам средне-специального образования и высшего.

Что касается сроков обучения, то это второе отличие данных программ. Высшее образование студент получает как минимум в течении 4 лет (степень бакалавра), в то время как дополнительное образование можно получить за 3-5 месяцев обучения. Это значительно ускоряет процесс обучения, а полученный диплом установленного государством образца приравнивается ко второму высшему образованию (но не является вторым высшим!). Вам так же, как и в случае с высшим образованием, присуждается квалификация, а полученный диплом о переподготовке «дает право на новый вид профессиональной деятельности».

Профессиональная переподготовка может не только дать новые навыки и умения по выбранной специальности, но и дополнительно «расширить» уже имеющиеся у вас знания в вашей профессиональной области. Чаще всего данными услугами пользуются специалисты педагогических и управленческих направлений деятельности (в качестве повышения уровня знаний и соответствия программам ФГОС). По окончанию обучения студент получает диплом. С его помощью можно получить надбавку к зарплате, более высокую должность или устроиться на новую более престижную или высокооплачиваемую работу.

Почему дистанционное обучение?

Как «выше» уже было отмечено, профессиональной переподготовкой пользуются люди уже имеющие высшее или средне-специальное образование, естественно чаще всего эти специалисты уже заняты в определённых областях работы и «отрыв» от рабочего графика, становится значительной проблемой в получении новых знаний.

Естественно в эти моменты, возникает как потребность, так и желание не терять часть своей жизни, заменяя ее просиживанием за партой в аудиториях. Именно поэтому многие выбирают обучение на дистанционной основе в «Институте профессиональной переподготовки», который позволяет человеку приобрести определенные знания и при этом без отрыва от ваших привычных дел, работы или быта. в удобное для вас время. Выезжать для сдачи экзаменов, зачетом никуда не надо. Диплом по итогу вашего обучения Вам отправляется почтой заказным письмом. Все просто!

Имеет ряд несомненных преимуществ, и мы уже не однократно об этом говорили. Стоит отметить, что каждый человек вовлеченный в подобного рода учебный процесс, наверняка, найдет для себя массу других бесспорных достоинств, а итог обучения, с итоговым получением диплома откроет для Вас «большинство дверей» на новую более престижную или высокооплачиваемую работу, и даст вам новые знаний в выбранной вами специальности. Удачной вам подготовки!

Система профессиональной переподготовки представляет собой обучающий комплекс, позволяющий приобрести новые знания, которые могут потребоваться для другой профессии. Существует две разновидности профессиональной переподготовки:

  • овладение другой профессией - приобретение узконаправленных знаний в определенной области, необходимых для той или иной специальности. Срок подготовки подобного рода - не меньше полугода. Само обучение занимает от 250 до 500 учебных часов. По окончании курсов проводится государственная аттестация и выдается диплом государственного образца, свидетельствующий о профессиональной переподготовке;
  • получение дополнительной квалификации - освоение дисциплин, общих с основной профессией. В конце обучения проводятся перезачеты, по результатам которых выдается диплом государственного образца. Этот процесс предполагает около тысячи занятий. Основное отличие от второго высшего образования заключается в появлении возможности приобрести дополнительную квалификацию.

Главной целью этого вида обучения является получение возможности для работы по новой профессии или на новой должности.

Таким образом, в профессиональной переподготовке заинтересованы люди, желающие получить другую специальность, отличную от той, что у них уже имеется.

Повышение уровня имеющейся квалификации

Поскольку рабочие процессы и их технологии не стоят на месте, постоянно развиваясь и совершенствуясь, у сотрудников возникает необходимость в совершенствовании собственных знаний и навыков. Этой потребности отвечает другая разновидность обучения - повышение квалификации. Она включает в себя три типа:

  • Краткосрочные курсы - состоят из 72 занятий, охватывающих определенные тематические разделы. Особенность таких курсов в том, что они проводятся квалифицированными сотрудниками той же самой организации, в которой работают желающие повысить квалификацию. По окончании обучения персонал проверяется на экзамене, после чего выдается удостоверение;
  • Долгосрочные курсы включают в себя значительно большее количество занятий - до пятисот, а также предполагают более углубленное изучение отдельных тем. Курсы подобного рода необходимы, в первую очередь, тем, кто желает усовершенствовать свои знания для выполнения более широкого круга деловых обязанностей;
  • Тематические семинары, посвященные конкретному предмету или проблеме. Данный тип обучения обычно включает в себя около сотни занятий, позволяющих приобрести необходимые навыки в ускоренном темпе. Подобная разновидность также может использоваться на производстве в качестве тренинга для решения конкретных проблем в той или иной отрасли.

Главной целью этих курсов является совершенствование и дополнение уже имеющихся знаний, и повышение качества и уровня навыков, которыми обладают сотрудники.

Основные отличия

Сравнивая два типа дополнительного профессионального обучения, можно увидеть, что эти понятия достаточно близки. Тем не менее, существует и значительная разница:

  • количество времени, отводимое непосредственно на занятия;
  • сроки проведения обучения - в зависимости от количества учебных часов;
  • выдаваемый в конце обучения документ. О прохождении переподготовки свидетельствует диплом государственного образца, о повышении квалификации - свидетельство или удостоверение;
  • финальный статус специалиста. После прохождения переподготовки сотрудник получает перспективу выполнения совершенно иного вида деятельности, а повышение профессионального уровня позволяет выполнять свои обязанности на более высоком уровне;
  • денежные затраты - на повышение квалификации они существенно меньше.

Моральное и материальное удовлетворение от работы во многом зависит от правильного выбора второй профессии. И сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с особенностями выбора специальности, в зависимости от ваших целей и личностных особенностей.

Профессиональная переподготовка - это формирование новых компетенций и получение специальных знаний для получения дополнительной квалификации или профессиональной деятельности в определенной сфере. Этот вид дополнительного образования открывает перед участниками рынка труда много новых возможностей, поэтому большинство работодателей считаю его достойной альтернативой второму высшему образованию.

После окончания курса обучения специалист получает полноценный диплом, который даст возможность профессионально работать в той или иной сфере. Таким образом, в условиях растущей конкуренции на рынке труда дополнительное образование в виде профессиональной переподготовки становится мощным инструментом для повышения шансов каждого человека на достижение успеха не только в профессиональной деятельности, но и в личной жизни.

Естественно, моральное и материальное удовлетворение от работы во многом зависит от правильного выбора второй профессии. И сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с особенностями выбора специальности, в зависимости от ваших целей и личностных особенностей.

Преимущества профессиональной переподготовки


Основной целью профпереподготовки является получение новых знаний и умений специалистом или изучение человеком новой специальности. Воспользоваться этой формой обучения могут все, кто имеет среднее, средне-специальное или высшее образование (причем средне-специальное и высшее образование может быть как оконченное, так и не оконченное). Учебные программы разрабатываются Министерством образования и науки России. Разнообразие доступных форм профессиональной переподготовки (очная, заочная, вечерняя, дистанционная) зависят от политики конкретного учебного заведения.

Курс профпереподготовки будет актуальным для:

  • работников, которые занимают должность, не соответствующую профессии, указанной в дипломе;
  • студентов;
  • людей, которые хотят получить дополнительную профессию.

Среди главных преимуществ профпереподготовки нужно отметить ее умеренную стоимость, возможность дистанционного обучения, динамичность (в учебный план включены только профильные дисциплины) и индивидуальную траекторию обучения.

Виды профессиональной переподготовки

1. Профпереподготовка с целью усовершенствования профессиональной деятельности

Этот вид профессиональной переподготовки рекомендуется для работников в рамках их специализации. Обучение поможет усовершенствовать или дополнить знания для более компетентной работы специалиста. Учебные программы разработаны под конкретную профессию и с учетом квалификационных требований. Для прохождения профпереподготовки наличие законченного высшего или среднего профессионального образования обязательно.

Длительность обучения, как правило, составляет 6 месяцев. После удачной сдачи аттестации студент получает диплом установленного образца о профессиональной переподготовке.

2. Профпереподготовка с целью получения дополнительной квалификации

Получить дополнительную квалификацию на курсах переподготовки могут специалисты с высшим или средним профессиональным образованием . Этот вид профессиональной переподготовки можно назвать альтернативой, хотя и не на 100%, второму высшему образованию (в отличие от предыдущего вида). Если учащийся - студент и уже сдавал некоторые дисциплины, то их результаты будут зачтены.

Однако следует учитывать, что получение дополнительной квалификации и второе высшее образование это не одно и тоже. Курсы профпереподготовки могут быть лишь очень достойным дополнением к нему. Обучения длится около двух лет и по окончании занятий слушатель получает диплом государственного образца о дополнительном образовании.

Также следует отметить программы дополнительного профессионального образования (в рамках получения новой квалификации), относящиеся к бизнес сфере. Ведь программы МВА являются полноценными программами профессиональной переподготовки, рассчитанными на представителей топ-менеджмента.

Кстати, начиная с 1 января 2013 года, форма диплома о профессиональной переподготовке заменена на форму установленного образца. Такую ротацию применили из-за отсутствия на данный момент Федеральных Государственных требований к образцу диплома этого вида дополнительного образования. Дипломы государственного образца (выданные до 2013 г.) и установленного образца имеют одинаковую юридическую силу.

Любимая профессия и уровень дохода: как найти компромисс


Наверное, каждый сможет назвать несколько своих друзей или знакомых, которые являются хорошими специалистами своего дела и любят свою работу, но их не устраивает уровень доходов. Профессиональная переподготовка это реальный шанс изменить свою жизнь к лучшему! Человек может получить новую квалификацию и расширить сферу своей деятельности. Смежную профессию можно получить вследствие совмещения разных профессий и получения новых профессиональных навыков . Но она обязательно должна быть связана с основным видом деятельности: например, токарь-слесарь, парикмахер-визажист, медсестра-массажист, водитель-экспедитор, терапевт-педиатр.

Дополнительная профессия повысит ваши шансы на рынке труда и поможет сохранить рабочее место. Чтобы определиться с выбором дополнительной профессии, проанализируйте, чем вы давно хотели заниматься в пределах своего рода деятельности, но не могли раньше. Бухгалтер может стать аудитором, налоговым консультантом, финансовым менеджером, экономистом, а педагог без проблем сможет работать в реабилитационных центрах, частных детских садах, органах опеки, репетитором. Юрист также сможет быть экономистом, оказывать консалтинговые услуги, стать HR-менеджером, риелтором.

Нелюбимая профессия и переподготовка

В случае если вы ошиблись с выбором профессии , переподготовка поможет вам вернуть радость жизни! Для педагогов с хрупкими нервами, врачей с тонкой душевной организацией, бухгалтеров, которым надоели цифры и сидячая работа, она может подарить новые и эффективные возможности для успешной работы.

Выбирайте вторую профессию, только исходя из своих интересов и природных задатков. Если вы с детства любите математику, хорошо считаете, то выбирайте профессию в экономической сфере. В случае наличия эстетического мышления, художественного вкуса и коммуникабельности, вы без проблем сможете стать, например, сотрудником салона красоты (в любом направлении) парикмахером, художником-декоратором, дизайнером.

Помните, что лучший стимул к профессиональному усовершенствованию, карьерному росту, это самомотивация и любовь к своему делу.

Профессиональная переподготовка: как найти свою профессию?


Среди множества профессий можно растеряться или сделать ошибочный выбор. Но этого можно избежать, следуя нашим советам:

  • выбирайте вторую профессию , только исходя из своих интересов и умений (любовь к детям - педагог, логическое мышление, математический склад ума - экономист, организованность и коммуникабельность - менеджер, осведомленность в компьютерной сфере, интерес к новым технология - IT-специалист);
  • если вы не можете определиться с желаемой сферой деятельности или у вас нет особенных творческих способностей, то выбирайте нейтральные профессии, которые не будут требовать от вас узконаправленных знаний и умений (например, секретарь, кассир, администратор, кондитер или косметолог);
  • самым неуверенным имеет смысл выбирать те профессии, которые не требуют длительного обучения (например, оператор Call-центра, телефонист, водитель, санитар и т.д.). Это позволит быстро понять, подходит вам работа или нет, и, в случае необходимости, продолжить поиски "своей" сферы деятельности.
Профессиональная переподготовка - эффективный инструментарий для усовершенствования профессиональных знаний и умений, получения дополнительной квалификации и, соответственно, повышения своей конкурентоспособности на рынке труда.

К ней).

2. Для высвобождаемых работников, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также для безработных, изъявивших желание сменить профессию с учетом потребности производства, организуется переподготовка (переобучение) с целью освоения новых профессий.

Переподготовка работников и безработных граждан проводится на учебных базах организаций (учебно-курсовых комбинатах, в учебных пунктах, школах, постоянно действующих курсах и т.п.), в учебных центрах, функционирующих в составе государственной службы занятости. Кроме того, переподготовку работников осуществляют начальные, средние и высшие образовательные учреждения профессионального образования.

Работники проходят переподготовку (переобучение) с отрывом и без отрыва от работы и в тех же формах, которые используются при их подготовке (ст. 202 ТК).

Лица, потерявшие работу, проходят профессиональную подготовку и переподготовку в негосударственных организациях (учебных заведениях), деятельность которых допускается по лицензиям, выдаваемым органами исполнительной власти при наличии заключения государственной службы занятости.

3. Под обучением работников вторым (смежным) профессиям принято понимать обучение лиц, уже имеющих одну профессию, другой профессии - с начальным либо более высоким уровнем квалификации. Такое обучение призвано расширить их профессиональное мастерство, подготовить их к работе в условиях применения коллективных форм организации труда.

Исходя из конкретных условий производства, работодатель утверждает перечень вторых (смежных) профессий, по которым производится обучение, с учетом мнения представительного органа работников (ст. 196 ТК). Формы обучения вторым (смежным) профессиям, порядок разработки и утверждения учебных планов и программ, завершение обучения аналогичны применяемым при переподготовке (переобучении) работников.

4. Целью Правительства РФ и других органов государственного управления, как отмечается в Основных направлениях подготовки кадров для рыночной экономики, одобренных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 4 ноября 1993 г. N 1137*(2) , является "формирование во взаимодействии с предпринимательскими структурами и общественными объединениями кадрового корпуса, способного эффективно решать задачи создания рыночной экономики, обновления социальной структуры общества".

Это принципиально новые требования к руководителям и специалистам организации, к содержанию их подготовки и переподготовки. Они реализуются путем непрерывного обучения указанных категорий работников.

Непрерывность обучения кадрового корпуса обеспечивают следующие его виды:

Систематическое самостоятельное обучение работника (самообразование) по индивидуальному плану, утверждаемому его непосредственным руководителем и выполняемому под его контролем;

Участие не реже одного раза в месяц в постоянно действующих семинарах по производственным и экономическим вопросам как по месту работы, так и в других организациях;

Краткосрочное (по мере необходимости, но не реже одного раза в год) обучение по месту работы или в образовательных учреждениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки кадров;

Длительное периодическое обучение (не реже одного раза в пять лет) в образовательных учреждениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки кадров;

Стажировка в передовых организациях, в ведущих научных организациях, в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в том числе за рубежом;

Обучение в целевой аспирантуре, докторантуре по темам, интересующим данную организацию;

Переподготовка - получение новой специальности в академиях, институтах повышения квалификации, межотраслевых региональных центрах повышения квалификации и переподготовки, учебных центрах службы занятости, а также в структурных подразделениях повышения квалификации и переподготовки образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.

Профессиональная переподготовка специалистов организуется с целью получения ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

Образовательные учреждения проводят обучение на основе договоров, заключаемых с федеральными органами исполнительной власти, организациями всех форм собственности, государственной службой занятости населения, другими юридическими лицами.

Существует несколько форм профессиональной переподготовки специалистов: с отрывом от работы, без отрыва, с частичным отрывом. Образовательное учреждение устанавливает форму профессиональной переподготовки в зависимости от сложности образовательных программ и в соответствии с потребностями заказчика на основании заключенного с ним договора.

Диплом установленного образца получают слушатели, выполнившие все требования учебного плана и прошедшие государственную итоговую аттестацию. Он не является документом о высшем или среднем профессиональном образовании, а лишь удостоверяет право специалиста вести профессиональную деятельность в определенной сфере на базе имеющегося высшего или среднего профессионального образования в соответствии с установленными квалификационными требованиями по должностным категориям работников (см. Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утвержденное приказом Минобразования России от 6 сентября 2000 г. N 2571*(3)).

5. Под повышением квалификации рабочих понимается обучение, призванное последовательно совершенствовать их профессиональные и экономические знания, умения и навыки, повышать мастерство по имеющимся профессиям. Оно проводится на производственно-экономических курсах, курсах целевого назначения, курсах бригадиров, в школах передовых приемов и методов труда. Повышение квалификации специалистов призвано обновить их теоретические и практические знания в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов.

Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников. Его периодичность устанавливает работодатель.

Различают следующие виды повышения квалификации:

Краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;

Теоретические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, организации;

Длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательных учреждениях повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Помимо перечисленного, в учебный план может быть включена стажировка. Она организуется с целью сформировать и закрепить на практике профессиональные знания, умения и навыки, полученные в результате теоретической подготовки. Стажировка может проводиться и с целью изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Местом проведения стажировки специалистов могут быть как российские организации, так и зарубежные предприятия (объединения), ведущие научно-исследовательские организации, образовательные учреждения, консультационные фирмы и федеральные органы исполнительной власти. Исходя из целей стажировки, работодатель определяет ее продолжительность по согласованию с руководителем организации, где она проводится.

Образовательные учреждения осуществляют повышение квалификации специалистов на основе договоров, заключаемых с федеральными органами исполнительной власти, организациями всех форм собственности, службой занятости населения.

Образовательными учреждениями повышения квалификации признаются:

Академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);

Институты повышения квалификации (институты усовершенствования) отраслевые, межотраслевые, региональные, организованные в (при) образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

Курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости, в которых специалисты, безработные граждане, незанятое население и высвобождаемые работники предприятий (объединений), организаций и учреждений проходят обучение, чтобы получить новые знания и практические навыки, необходимые для профессиональной деятельности.

Обучение могут проводить и структурные подразделения повышения квалификации образовательных учреждений высшего (факультеты повышения квалификации преподавателей и специалистов, межотраслевые региональные центры и др.) и среднего профессионального образования (курсы повышения квалификации специалистов предприятий).

Слушателям, успешно завершившим курс обучения, государственные, а также прошедшие аккредитацию негосударственные образовательные учреждения повышения квалификации выдают следующие документы государственного образца:

Регламентация профессионального обучения государственных служащих осуществляется специальным актом: Положением о повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных служащих, увольняемых из аппаратов органов государственной власти Российской Федерации в связи с ликвидацией или реорганизацией этих органов, сокращением штата, утвержденным Указом Президента РФ от 23 августа 1994 г. N 1722*(5) .

7. Возникает вопрос: кто несет расходы на обучение высвобожденных работников? Длительное время эти расходы взимались с организаций (из которых высвобождались работники) на основании абз. 2 п. 4 постановления Правительства РФ от 14 мая 1992 г. N 315 "О системе профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и не занятого населения"*(8) .

Следовательно, доводы представителя правительства РФ о соответствии оспариваемого постановления Закону РФ "О занятости населения в Российской Федерации" несостоятельны.

В судебном заседании представитель Правительства РФ пояснил суду, что норма о возмещении работодателями Государственному фонду занятости затрат на обучение высвобожденных с предприятий работников является санкцией за невыполнение работодателями обязанности по созданию условий для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки работающих.

Между тем суд полагает, что в силу п. 2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ гражданско-правовая (имущественная) ответственность работодателей может быть установлена только федеральным законом, а не постановлением Правительства РФ.

В связи с изложенным суд не может согласиться с доводом представителя Правительства РФ о том, что оспариваемая норма может быть установлена Правительством РФ в соответствии с п. 1 ст. 6

Таким образом, в решении вопроса о применении абз. 2 п. 4 постановления Правительства РФ от 14 мая 1992 г. N 315 внесена окончательная ясность.

Новое на сайте

>

Самое популярное