Домой Общение Всероссийская олимпиада школьников по обществознаниюг.

Всероссийская олимпиада школьников по обществознаниюг.

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом:

  • внимательно прочитайте задание;
  • если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; записи ведите чётко и разборчиво).

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки.

Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.

Максимальное количество баллов – 130.

Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.

Желаем успеха !

Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий

Задание 1

Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу.

1.1. К типам политического господства по М. Веберу относятся

  1. харизматический
  2. эгалитарный
  3. легальный
  4. авторитарный
  5. традиционный

1.2. Национальными религиями являются

  1. буддизм
  2. синтоизм
  3. тотемизм
  4. иудаизм
  5. индуизм
  6. анимизм

1.3. Какие из экономических теорий возникли в ХIХ веке?

  1. меркантилизм
  2. маржинализм
  3. классическая политическая экономия
  4. марксизм
  5. кейнсианство

1.4. Какие из перечисленных юридических фактов являются абсолютными событиями?

  1. ураган Катрина
  2. пожар в результате возгорания электрической проводки
  3. хищение чужого имущества путём мошенничества
  4. землетрясение, приведшее к гибели людей
  5. заключение договора купли-продажи
  6. дорожно-транспортное происшествие из-за технической неисправности автомобиля

Ответ :

1.1 1.2 1.3 1.4
135 245 24 14

2 балла за полностью верный ответ , 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов , или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный ).

Максимум за задание 8 баллов .

Задание 2

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

Аскетизм , альтруизм , гедонизм , эвдемонизм , утилитаризм .

Ответ : концепции смысла жизни (этические концепции).

2 балла .

Задание 3

Что объединяет приведённые ниже явления? Дайте максимально точный ответ.

Девальвация , деноминация , ревальвация , нуллификация , дефляция .

Ответ : методы денежной реформы.

2 балла .

Задание 4

Лишение свободы , подписка о невыезде , исправительные работы , штраф , принудительные р a боты .

Ответ : виды наказаний, лишнее – подписка о невыезде (мера пресечения).

1 1 .

Максимум за задание 2 балла .

Задание 5

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Креационистская теория , трудовая теория , космическая теория , ирригационная теория , эволюционная теория .

Ответ : теории происхождения человека, лишнее – ирригационная.

1 балл за верно указанный объединяющий признак и 1 балл за верно указанный лишний элемент .

Максимум за задание 2 балла .

Задание 6

«Да » или «нет »? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да », если не согласны ‒ «нет ». Внесите свои ответы в таблицу.

6.1. Программа партии кадетов в 1905–1917 гг. отражала консервативную политическую идеологию.

6.2. Католическое духовенство составляет формальную социальную группу.

6.3. Рост стоимости издержек производства вызывает инфляцию предложения.

6.4. Макс Вебер считал, что в основе социальной стратификации лежит отношение к собственности.

6.5. Договор является отраслевым институтом права.

6.6. Все монотеистические религии имеют свои священные книги, в которых излагаются основы вероучения.

Ответ :

Ответ :

Ответ :

А Б В Г Д
3 2 7 5 4

По 1 баллу за каждое верное соотнесение .

Максимум за задание 5 баллов .

Задание 9

Решите правовую задачу.

Ученик 10 класса, 15-летний Лука решил устроиться на работу промоутером в крупном торговом центре. Работодатель согласился принять его на работу при условии, что тот будет работать по 6 часов в день, не будет прогуливать уроки в школе и принесёт справку о состоянии здоровья из поликлиники.

Нарушаются ли таким образом права несовершеннолетнего работника? Ответ обоснуйте.

Ответ :

Нарушаются права несовершеннолетнего работника.

1 балл за верный ответ .

По 2 балла за приведённые обоснования .

Ответ без обоснований не засчитывается .

Максимум за задание 5 баллов .

Задание 10

Решите экономическую задачу.

Страна А может импортировать из-за рубежа неограниченное число товара Х по цене 10. Предложение внутри страны задаётся функцией Q = 2p + 20, а спрос – функцией Q = 100 – 2p (р – цена товара). Какова величина импорта в страну А? Приведите необходимые расчёты.

Решение :

Величина спроса при цене 10: Qd = 80; величина предложения: Qs = 40.

Импорт равен разнице между величиной спроса и предложения: Im = 80 – 40 = 40.

Ответ : 40.

2 балла за верный ответ .

3 балла за приведённые расчеты .

Ответ без расчётов не засчитывается .

Максимум за задание 5 баллов .

Задание 11

Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода.

Обратите внимание : в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

Ответ внесите в таблицу.

Стержневым, ведущим понятием политической науки является понятие ______(А) как способности и ______(Б) осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей, заставлять других подчиняться с помощью какого-либо средства (права, насилия и т.д.); способности реализовывать намеченные цели; согласовывать противоречивые ______(В), подчинять их единой воле с помощью убеждения или ______(Г).

В древности основу власти составлял ______(Д) – влияние, которое человек, группа людей или организация получают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств.

Важным при рассмотрении властных отношений в обществе является понятие о ______(Е) власти. Это средства, при помощи которых властные структуры осуществляют воздействие на деятельность и поведение граждан.

Направления государственной деятельности по удовлетворению совокупных общественных интересов и можно назвать направлениями политики. Есть политика ______(Ж), то есть ориентированная на разрешение таких задач, как поддержание порядка, обеспечение развития страны, благосостояния её граждан. Есть политика ______(З), она включает в себя разрешение межгосударственных противоречий, её задача – отстаивание интересов государства на мировой арене.

В теории и на практике политическая деятельность часто ассоциируется с принуждением, насилием. В результате политической деятельности, взаимодействия институтов политической ______(И), выполнения политических решений и установок формируется и развивается политический ______(К).

Список терминов

Ответ :

А Б В Г Д Е Ж З И К
17 3 16 19 12 4 5 1 6 8

По 1 баллу за каждую верную вставку .

Максимум за задание 10 баллов .

Задание 12

Объедините следующие понятия в классификационную схему. Обратите внимание на наличие лишних понятий.

Чувственное, ощущение, мысль, суждение, восприятие, знание, умозаключение, факт, представление, познание, рациональное, понятие, выражение.

Ответ :

Задание 13

Изучите представленные ниже изображения и выполните задания. Ответы внесите в таблицу.

13.1. Определите обобщающее понятие для всех изображений.

13.2. Распределите изображения на четыре группы, выделив четыре разновидности явления, обозначенного общим понятием. Внесите в соответствующие ячейки таблицы буквенные обозначения изображений.

13.3. Укажите, что объединяет изображения в каждой группе, на основании установленного Вами общего основания для классификации.





Ответ :

Обобщающее понятие: деньги.

2 балла за верно указанное обобщающее понятие . По 1 баллу за каждую верно названную группу . По 1 баллу за каждое полностью верное соотнесение . Максимум за задание 10 баллов .

Задание 14

Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.

В данном же случае обращается внимание на современные подходы к пониманию права, на те аспекты, по которым учёные-правоведы ведут дискуссии и высказывают свои мнения относительно предмета полемики. Эти взгляды и суждения носят не просто различный, но подчас взаимоисключающий или по крайней мере весьма противоречивый характер. В результате неясно, что же сегодня означает право в реальной действительности, каким оно должно быть, или, точнее, каким его желают видеть. Иными словами, существует плюрализм правопонимания. Укажем лишь на некоторые из выдвигаемых концепций и интерпретаций.

1. Право есть фактический порядок отношений, охраняемый и защищаемый государством. По сути – это возврат к известным юридическим воззрениям прошлого. Но дело не в возврате (в истории было немало отнюдь не плохих учений), а в том, что в свете данного тезиса любые действия властей, чиновничества, бюрократии, «аппарата» можно рассматривать как «право». Ведь власти предержащие сами в основном и создают угодный и выгодный им «порядок отношений». По такой логике даже нелегитимное применение силы окажется «правом», но полицейским, «кулачным».

И потом – как вообще может «фактический порядок отношений» (право) регулировать, охранять, защищать тот же порядок отношений? Регулятор сливается с регулируемым, реальная жизнь – со средствами (способами, формами, инструментами) её организации, упорядочивания. Это теоретическая несуразица. Ясно, что подобная точка зрения методологически несостоятельна и, следовательно, неприемлема. На практике она может привести к весьма нежелательным негативным последствиям – стихии, самотёку, неуправляемости.

2. Право – это не законы, принимаемые демократически избранными представительными учреждениями и выражающие суверенную волю народа, а общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но такие нечёткие, аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопорядка и задач его укрепления, ибо указанные принципы, идеи («неписаное право»), несмотря на их, бесспорно, высокую ценность, всё же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критериями правомерного и неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить стабильность и организованность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его регулятивная роль. Сегодня это особенно очевидно.

В этом случае открывается простор для волюнтаризма и произвола, поскольку свобода, демократия, мораль понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по-разному, наполняются неоднозначным содержанием. Да и почему законы (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех общепринятых процедур) не могут выражать указанные выше идеалы? Встаёт также непростой вопрос о том, кто и как должен определять, «правовой» тот или иной закон или «неправовой». Где критерии? Кто судьи?

Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права – наиболее цивилизованная и совершенная, их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведёт к достижению позитивных целей. Это порождает тот самый правовой нигилизм, который все дружно осуждают. Несовершенные, «неправовые» законы всегда были, есть и будут. И вряд ли правильно только на этом основании умалять значение закона вообще, отодвигая его на второй план как право «второго сорта» после «подлинного», «настоящего», «неписаного».

(по книге Н . И . Матузов , А . В . Малько . Теория государства и права )

14.2. Почему, по мнению авторов, оба подхода к пониманию права являются ограниченными и неполными? Сформулируйте с опорой на текст по два аргумента, раскрывающие ограниченность и неполноту каждого из этих подходов . В ответе сначала назовите подход, потом запишите аргумент.

14.4. Раскройте понятие «правовой нигилизм», используемое авторами. В чём заключается опасность этого явления?

Ответ :

Элементы ответа Баллы
14.1. а) Нормативистский (или позитивистский) подход,

б) естественно-правовой подход.

По 2 балла за каждый верно названный подход в правильном порядке.

Максимум 4 балла

14.2. Могут быть названы следующие аргументы.

А) Нормативистский подход объявляет правовыми любые акты органов государственной власти, даже явно несправедливые. (Любые действия властей, чиновничества, бюрократии, «аппарата» можно рассматривать как «право». Ведь власти предержащие сами в основном и создают угодный и выгодный им «порядок отношений». По такой логике даже нелегитимное применение силы окажется «правом».)

Б) При нормативистском подходе субъект и объект регулирования сливаются. Органы государства сами регулируют собственную деятельность. (Регулятор сливается с регулируемым, реальная жизнь – со средствами (способами, формами, инструментами) её организации, упорядочивания.)

В) Абсолютизация естественно-правового подхода ведёт к размыванию критериев правомерного и неправомерного поведения, которые устанавливаются правовыми нормами. (Указанные принципы, идеи («неписаное право»), несмотря на их, бесспорно, высокую ценность, всё же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критериями правомерного и неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить стабильность и организованность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его регулятивная роль.)

Г) Различное понимание принципов естественного права порождает произвольное толкование и применение законов, провоцирует правовой нигилизм. (В этом случае открывается простор для волюнтаризма и произвола, поскольку свобода, демократия, мораль понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по-разному, наполняются неоднозначным содержанием.)

Аргументы могут быть приведены в других , близких по смыслу выражениях

По 2 балла за каждый верно названный аргумент (обязательно указание подхода).

Максимум 8 баллов

14.3. Право – более широкое понятие по сравнению с понятием «закон». Закон – одна из форм выражение права.

Помимо закона формами выражения права могут быть правовой прецедент, правовой обычай, нормативный договор, правовая (в том числе религиозная) доктрина.

Различия между понятиями « закон » и « право » могут быть названы в других , близких по смыслу выражениях

2 балла за верно указанное различие между понятиями «закон» и «право».

По 1 баллу за каждую верно указанную форму права.

Максимум 5 баллов

14.4. Под правовым нигилизмом понимается отрицание авторитета права и его высокой роли в развитии общества.

Правовой нигилизм является одной из основных причин противоправного поведения, создаёт благодатную почву для роста преступности, криминализации общества, для произвола со стороны представителей власти, распространения коррупции.

Определение правового нигилизма может быть дано в других , близких по смыслу выражениях . Негативные последствие правового нигилизма могут быть описаны в других , близких по смыслу выражениях

3 балла за верное определение правового нигилизма.

2 балла за полное раскрытие негативных последствий правового нигилизма.

1 балл за частичное

раскрытие последствий правового нигилизма.

Максимум 5 баллов

Максимум за задание 22 балла

Задание 15

Прочитайте высказывания известных людей. В каждом случае несколько высказываний посвящены одному обществоведческому понятию (в цитатах само понятие заменено звёздочками). В разных высказываниях может меняться форма слова, обозначающего это понятие, или часть речи. Определите понятия, ответ запишите прямо в таблицу.

Высказывания Понятия
А . Эйнштейн )

Б . Рассел )

М . Амстердам )

Б . Гейтс )

М . Горький )

Фридрих Энгельс )

Ф . фон Хайек )

Ш . Монтескьё )

Ответ :

Высказывания Понятия
А) Если под *** понимать поиски знания в его наиболее общей и наиболее широкой форме, то её, очевидно, можно считать матерью всех научных исканий. (А . Эйнштейн )

*** – это когда берёшь нечто настолько простое, что об этом, кажется, не стоит и говорить, и приходишь к чему-то настолько парадоксальному, что в это просто невозможно поверить. (Б . Рассел )

философия
Б) *** – искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию. (М . Амстердам )

*** – это увлекательнейшая игра, в которой максимум азарта сочетается с минимумом правил. (Б . Гейтс )

бизнес
В) Высота культуры всегда стоит в прямой зависимости от любви к ***. (М . Горький )

*** есть мера стоимости товаров… (Фридрих Энгельс )

труд
Г) *** – это точная антитеза произволу. (Ф . фон Хайек )

Бесполезные *** ослабляют *** необходимые. (Ш . Монтескьё )

закон

Могут быть названы слова синонимы , точно отражающие смысл мысли автора .

По 2 балла за каждое верное слово .

Максимум за задание 8 баллов .

Задание 16

Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать.

  1. Личности мало прав, ей надобно обеспечение и воспитание, чтобы воспользоваться ими. (А . И . Герцен )
  2. Моральная культура должна основываться на принципах. (И . Кант )
  3. Всякая социальная доктрина, пытающаяся разрушить семью, негодна и, кроме того, неприменима. Семья – это кристалл общества. (В . Гюго )
  4. Требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества. Государство ничего не может сделать для граждан, если граждане ничего не сделают для государства. (Н . И . Тургенев )
  5. Если вы в меньшинстве – говорите; если в большинстве – голосуйте. (Р . Шерман )
  6. Искусство судопроизводства в сущности есть не что иное, как искусство пользоваться доказательствами. (И . Бентам )

Критерии оценивания сочинения-эссе

Если сочинение эссе написано не в контексте базовой науки или базовая наука не определена , то максимальный балл , который может быть выставлен по каждому критерию оценивания , 3.

  1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование её значимости для общественных наук и социальной практики.
  2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения при раскрытии темы.
  3. Уровень аргументации:
    • а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;
    • б) опора на научные теории, владение понятиями курса;
    • в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;
    • г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.).
  4. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы.

До 4 баллов за каждый критерий .

Максимум за задание 28 баллов .

Максимум за работу 130 баллов .


2017 2018 учебный год

Школьный этап
9 класс
Время выполнения 1 час20 мин.
таблицу:
1.1. Для конфуцианства характерно негативное отношение к земной жизни, рассмотрение её как
сплошной череды страданий.
1.2. Политическая власть возникла как результат необходимости управления общественными
отношениями.
1.3. Фанатичная преданность творчеству музыкальной группы является примером негативного
отклоняющегося поведения.
1.4. Одной из главных функций государства при смешанной экономической системе является
регуляция и фиксация цен на потребительском рынке.
1.5. Правовые отношения возникают с момента обращения в суд.
1.6. Науку от других отраслей культуры отличает выявление сущности общественных и
природных явлений.
1.7. И человек, и животные обладают стремлением к саморазвитию.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.


2.1. Принятие новой конституции государства, выборы мэра города, проведение митинга с
требованием осуществления государственных реформ
___
2.2. Православие, католицизм, протестантизм
___


3.1. Свободное ценообразование, экономическая свобода производителей, преобладание
государственной собственности, разорение убыточных предприятий

___________________________________________________________________________________
3.2. Противоправность поведения потерпевшего, незнание данной правовой нормы,

Несовершеннолетие виновного,
беременность,
явка с повинной

_______________________________________________________________________________________
__________________ ______________________________________________
По 1 баллу за указанное лишнее понятие и до 2 баллов за объяснение, всего 6 баллов.

4.1. Труд, земля, _______________________________________________предпринимательские
способности.
4.2. Буржуазия ­ класс; кшатрии ­ каста; дворянство ­
__________________________________________________________________________________

За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла



1. Темп речи
2. Доведение дела до конца
3. Решительность
4. Обжорство
5. Постоянное несогласие со
сверстниками
6. Обливание холодной
водой
7. Целеустремленность
8. Мимика
9. Участие инвалида в
спортивных соревнованиях
10. Ежедневное соблюдение
режима дня
11. Самокритичность
12. Трудолюбие
Черты характера человека
Волевые действия человека

6. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данные ситуации:
6.1. Во время судебного процесса над гражданином N в газете появилась заметка, в которой в его
адрес было высказано много нелицеприятного. Автор статья неоднократно называл гражданина N
виновным в громком преступлении, хотя приговор суда еще не был вынесен.
Какое право гражданина нарушено в этом случае?
_________________________________________________________________________________
6.2. Иностранный гражданин, студент одного из московских вузов, был задержан за совершение
кражи. С предъявленным обвинением и заключением его изолятор временного содержания он не
согласился, ссылаясь на то, что он гражданин другой страны, и отвечать он должен по законам другой
страны.
Правомерны ли действия правоохранительных органов? Свое мнение обоснуйте.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла



Во второй половине________ века мир начал переход к новому типу общественного строя –
______. В таком обществе доминирует не тот, кто обладает крупнейшей ___ или накопил наибольшие
богатства, а тот, кто владеет большими объемами __. Меняется и сам тип ___ – прямое и грубое
господство уходит в прошлое, ему на смену приходит сила ___. Ключевые ___ игроки новой эпохи не
правительства или партии, а ___ , ____ организации и отдельные личности – создатели новых смыслов,
___ , стилей жизни.
1. ХХ в.
2. Неправительств
3. Массовый
4. индустриальный
енные

5. Информация
6. Власть
7. Государственн
8. Земля
9. Насилие
10. Общение
ый
11. XIX в.
12. Политический
13. СМИ
14. Убеждение
15. понятие
16. Знание
17. Правительст
18. Информационны
19. военная сила
20. ценность
венные
й

РФ. Определите эти права. Запишите входящие в каждую группу правав соответствующей
строке второй колонки таблицы, указывая в скобках порядкоый номер изображения,
обозначающего данное право.
Основные группы прав и свобод
личные права
политические права и свободы
социально­экономические права
За каждый правильный ответ 1 балл, всего 11 баллов
Права и свободы
1
2
3
4
6
5
7
8
9
11

10

1. Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее
совершенного к более совершенному.
2. Совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов
поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности.
3. Совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и
взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей.
4. Нужда или недостаток в чем­либо необходимом для поддержания жизнедеятельности
организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.
5. Особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно
организованных и обоснованных знаний о мире.
6. Коренное качественное изменение, резкий скачкообразный переход от одного качественного
состояния к другому, от старого к новому.
7. Духовные представления, основанные на вере в существование бога (богов) или
сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия.
8. Процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.
9. Преобразование, изменение, переустройство какой­либо стороны общественной жизни
(порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной
структуры.
10. Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка,
территории, экономической жизни, культуры и характера
11. Человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности.
12. Нравственное, социальное или правовое требование ожидаемого поведения, предъявляемое
человеку или группе.
4
6
8
9
3
5
1
7
2
1
0

1
1
1
2
Определение
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

10. Уважаемые участники!
Перед Вами высказывания мыслителей, ученых, политиков, писателей. Выберите то из них. Которое
станет темой Вашего сочинения­эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к
данному утверждению и обосновать аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными.
За задание 5 баллов.
Темы
1. «Без идеалов, то есть без определенных хоть сколько­нибудь желаний лучшего, никогда не может
получиться никакой хорошей действительности». (Ф.М. Достоевский)
2. «Необходимость – отговорка тиранов и предмет веры рабов». (У. Питт)
3. «Правительство, достаточно большое и сильное, чтобы дать вам все, что вы требуете, достаточно
велико для того, чтобы забрать все, что у вас есть». (Д. Форд)
4. «Я не могу хранить верность флагу, если не знаю, в чьи он руках». (П. Устинов)
5. «Иногда большая часть побеждает лучшую». (Тит Ливий)
6. «Пожертвовавший свободой ради безопасности не заслуживает ни свободы, ни безопасности». (Б.
Франклин)
7. «Для того чтобы мысль преобразила мир, нужно, чтобы она сначала преобразила жизнь своего
творца». (А. Камю)
8. «Равенство прав не в том, что все ими воспользуются, а в том, что они всем предоставлены».
(Сенека)
9. «Язык - лучший посредник для установления дружбы и согласия». (Эразм Роттердамский)
10. «Великой нацией нас делает не наше богатство, а то, как мы его используем». (Т. Рузвельт)
11. «Правителя можно сравнить с лодкой, а народ с водой: вода может нести лодку, а может ее и
опрокинуть». (Сюньцзы)
12. «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни». (В.Г.
Белинский)
13. «Общение облагораживает и возвышает; в обществе человек невольно, без всякого притворства
держит себя иначе, чем в одиночестве». (Л. Фейербах)
14. «Нельзя убивать время, не вредя этим вечности!» (Г. Торо)
Максимальное количество баллов ­ 75
СПАСИБО!

Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию
2017 2018 учебный год

Школьный этап
9 класс
1.2
Да
1.5
Нет
1.6
Да
1.7
Нет
1.4
Нет
1.3
Нет
1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы
таблицу:
За каждый правильный ответ 1 балл, всего 7 баллов
1.1
Нет
2. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.
За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла
2.1. Проявления политической деятельности. 2.2. Христианские конфессии.
3. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.
За каждый правильный ответ 3 балла, всего 6 баллов
3.1. Преобладание государственной собственности, т.к.все остальное характеризует рыночную
экономику. 3.2. – Незнание данной правовой нормы, так как остальное – обстоятельства, смягчающие
ответственность.
4. Впишите соответствующие обществоведческие термины и понятия:
За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла
4.1. Капитал. 4.2. Сословие.
5. Из перечисленного ниже выберите позиции, относящиеся к чертам характера человека, и
позиции, характеризующие волевые действия человека. Внесите порядковые номера выбранных
вами позиций в таблицу. Некоторые из предложенных позиций останутся неиспользованными.
За каждый правильный ответ 1 балл, всего 8 баллов
Черты характера человека
Волевые действия человека
3, 7, 11,12
6.Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данные ситуации:
За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла
6.1. Презумпция невиновности.(2 балла)
2, 6, 9, 10

6.2. Да. (1 балл) Законы для всех (иностранцев и лиц без гражданства) действуют на всей территории
Российской Федерации.) (2 балла).
7. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного
списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода.
Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке
слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!
За каждый правильный ответ 1 балл, всего 11 баллов
Во второй половине __1_ века мир начал переход к новому типу общественного строя – _18__. В
таком обществе доминирует не тот, кто обладает крупнейшей _19__ или накопил наибольшие
богатства, а тот, кто владеет большими объемами _5_. _ Меняется и сам тип _6__ – прямое и грубое
господство уходит в прошлое, ему на смену приходит сила _14__. Ключевые __12_ игроки новой
эпохи не правительства или партии, а _13__ , _2_ организации и отдельные личности – создатели
новых смыслов, _20_ , стилей жизни
8. Перед вами иллюстрации,отражающие основные права и свободы человека и гражданина
РФ.
Определите эти права. Запишите входящие в каждую группу правав соответствующей строке
второй колонки таблицы, указывая в скобках порядкоый номер изображения, обозначающего
данное право.
За каждый правильный ответ 1 балл, всего 11 баллов
Основные группы прав и
свобод
личные права
политические права и свободы
социально­экономические права
Права и свободы
право на свободу совести (4), право на благоприятную
окружающую среду (2).
право избирать и быть избранным (3),право на собрания и
манифестации (5), право на свободу слова (7).
право на образование (1), право на отдых (6), право на жилище
(8), право на доступ к культурным ценностям (9), право на
труд (10), право на охрану здоровья и медицинскую помощь
(11).
9. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.
За каждый правильный ответ 1 балл и до 3 баллов за верное определение, всего 15 баллов
1. Прогресс. 2. Культура. 3. Общество. 4. Потребность. 5. Наука. 6. Революция. 7. Религия. 8.
Образование. 9. Реформа. 10. Нация. 11. Личность. 12. Обязанность.
Глобализация ­ ситуации изменения всех сторон жизни общества под влиянием общемировой
тенденции к взаимозависимости и открытости.
10. Эссе.

К1
К2
Критерии оценивания эссе
Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания раскрыт.
Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но содержание ответа
свидетельствует о его понимании.
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает
представления о его понимании.
Представление и пояснение собственной позиции
Баллы
2
1
0

КЗ
Представлена собственная позиция с аргументацией.
Представлена собственная позиция без пояснения. ИЛИ Собственная
позиция не представлена.
Уровень приводимых суждений и аргументов
Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические
положения, выводы и фактический материал.
Суждения и аргументы приведены с опорой на теорию, но без
использования фактического материала. ИЛИ
Суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал,
но без теоретических положений.
Суждения и аргументы не приведены.
Максимальный балл
1
0
2
1
0
5
Критерии оценивания:
1 место­­­­70­75 баллов
2 место­­­­­65­69 балл
3 место­­­­­­55­64 балла

ЦРТ «Мега-Талант» предлагает ученикам 5-11 классов и студентам ССУЗ принять участие в наших всероссийских и международных олимпиадах по обществознанию. Мы будем рады вручить дипломы I-III степени победителям олимпиады, сертификаты остальным участникам, а также наградить свидетельствами и благодарностями учителей-организаторов олимпиады.

Только факты:

  • Больше чем 400 олимпиад по 47-и дисциплинам;
  • Более 11000 школьников и студентов из 12 стран среди участников;
  • Более 2,5 миллиона рублей выплаченных компенсаций организационных расходов;
  • 98% учителей участвуют в новых сезонах олимпиад.

5 принципов успешного взаимодействия

ЦРТ «Мега-Талант» непрестанно работает над тем, чтобы сделать взаимодействие с учителями максимально эффективным. На данном этапе своего развития мы придерживаемся 5 простых принципов, которые обеспечивают должную отдачу со стороны всех участников мероприятия.

  1. Доступ к комплектам заданий для всех классов после подтверждения заявки на участие.
  2. Бесплатные наградные материалы дизайн которых меняется каждый сезон
  3. Компенсация всех организационных расходов
  4. Ценные подарки для самых активных организаторов
  5. Отзывчивая и оперативная служба поддержки

Формат дистанционных олимпиад

Формат дистанционных олимпиад дает возможность проявить себя всем без исключения. Учитель выбирает время и место проведения мероприятия, исходя из своих соображений об удобстве для своих учеников. Это дает возможность избавиться от угрожающей серьезности, свойственной олимпиадам в классическом понимании и улучшить результаты участников..

Олимпиадные задания основаны на школьной программе и соответствуют стандартам ФГОС. Комплекты заданий меняются каждый сезон.

Комплект заданий для каждой категории участников состоит из 15 тестовых вопросов различных типов:

  • Вопросы с одним или несколькими вариантами правильных ответов.
  • Тестовые вопросы на аналитическую и хронологическую последовательность.
  • Тестовые задания на соотнесение двух рядов данных.
  • Тестовые задания по работе с иллюстративными источниками.
  • Тестовые задания на анализ текста, биографии, документа.

Стоимость участия в олимпиаде по обществознанию

Стоимость участия для одного ученика указана на странице с информацией об олимпиаде. Мы компенсируем до 30% этой суммы для покрытия организационных расходов. Вам не придется распечатывать наградные материалы и комплекты заданий за свой счет. Мы позаботились об этом. Процент компенсации рассчитывается соответственно количеству участников в заявке. Вам будет доступна вся информация о том, на какую компенсацию вы можете рассчитывать, после на сайте ЦРТ «Мега-Талант».

Самые активные учителя, которые участвуют в наших олимпиадах награждаются ценными призами по итогам месяца и по итогам полугодия.

Периодичность проведения олимпиад по обществознанию

Когда бы вы ни решили организовать олимпиаду, вы обнаружите, что именно в этот момент доступно какое-либо из наших образовательных мероприятий. Все дело в том, что в течение учебного года мы проводим целых 7 олимпиад по обществознанию год. При этом комплекты заданий постоянно меняются. Всероссийские олимпиады проходят раз в сезон (осенний сезон, зимний сезон, весенний сезон), а международные в промежутках между ними.

Обработка результатов

Выполненные работы проверяются автоматически, после того, как учитель внесет результаты участников в специальную таблицу. Таким образом достигается полная беспристрастность в оценивании и участники получают именно те баллы, которые они заработали своим умом. В день публикации результатов учитель получает доступ к именным наградным материалам.

Как организовать олимпиаду по обществознанию?

  1. Зарегистрировавшись на сайте ЦРТ «Мега-Талант», вы подаете заявку, выбрав олимпиаду по обществознанию.
  2. Подтвердите заявку, оплатив оргвзнос.
  3. В период выдачи заданий вы скачиваете и распечатываете комплекты заданий для вашего класса и проводите олимпиаду.
  4. Ответы участников заносятся в нашу базу данных и обрабатываются системой.
  5. На сайте публикуются именные наградные материалы
  6. Учитель скачивает наградные материалы в своем личном кабинете и вручает ученикам.

Как оплатить оргвзнос?

Есть много вариантов. Выберите самый удобный для себя:

  • банковские карты (онлайн)
  • квитанции Почты России
  • электронные платежные системы (онлайн)

Участие в олимпиаде по обществознанию для нерезидентов РФ

Язык всех заданий — русский. Если вы владеете русским, добро пожаловать! Мы будем рады сотрудничеству. ЦРТ «Мега-Талант» не создает каких-либо искусственных ограничений. Есть еще вопросы? Добро пожаловать в раздел вопрос-ответ , где вы можете ознакомиться с самыми частыми вопросами учителей и ответами на них.

11 класс

    Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу.

    1. К факультативным (дополнительным) признакам государства относятся:

    территория

    вооружённые силы

    население

    правотворчество

    государственная символика

    налогообложение

    1. К методам денежной реформы относятся:

    деноминация

    девальвация

    инфляция

    стагфляция

    нуллификация

    1. К юридическим событиям относятся:

    рождение человека

    устройство на работу

    пожар от удара молнии

    истечение срока исковой давности

    научное открытие

    опоздание на работу

    1. К признакам постиндустриального общества относятся:

    большинство населения занято в промышленном секторе

    высокая доля умственного высококвалифицированного и творческого труда в структуре трудовых ресурсов

    преобладание коллективистского сознания

    власть принадлежит меритократии

    основным фактором производства является капитал

    1. К методам теоретического познания относятся:

    анализ

    эксперимент

    наблюдение

    описание

    классификация

    формализация

Ответ:

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5

Максимум за задание 10 баллов.


Естественное право, судебный прецедент, правовые доктрины, нормативный договор.

Ответ:

Максимум за задание 2 балла.

    Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

Налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, налог на прибыль, земельный налог.

Ответ:

Максимум за задание 2 балла.

Индуизм, синтоизм, буддизм, иудаизм, зороастризм.

Ответ:

Максимум за задание 2 балла.

    Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы)

и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Мещанство, духовенство, дворянство, буржуазия, купечество.

Ответ:

Максимум за задание 2 балла.

    «Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если

не согласны - «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

    1. Наиболее распространённой формой государственного устройства является унитарное государство.

      Уголовная ответственность в РФ может наступать за невиновное причинение вреда охраняемым уголовным законом правам и интересам.

      Все мировые религии возникли в эпоху Древнего мира.

      Девальвация является противоположностью ревальвации.

      В постиндустриальном обществе наиболее распространённым типом семьи является нуклеарная семья.

      Антропогенез предшествует социогенезу.

Ответ:

6.1.

6.2.

6.3.

6.4.

6.5.

6.6.


    Студент писал реферат по экономике, но допустил несколько ошибок. Выпишите порядковые номера предложений, содержащих ошибки, и напишите правильные утверждения.

1. Налоги - это обязательные удержания в пользу государства с населения и организаций. 2. В Российской Федерации они устанавливаются распоряжением правительства. 3. Налоги являются средством обеспечения расходов государства при выполнении им своих задач и функций. 4. По объекту налогообложения и способу взимания налоги делятся на прямые и косвенные. 5. Прямые налоги мы платим незаметно - покупая товары и услуги, эти налоги включены в цены товаров и услуг, тогда как косвенные налоги взимаются с доходов или имущества граждан и организаций, например, налог на прибыль предприятий. 6. В развитых странах в структуре налоговых поступлений преобладают прямые налоги, в то время как в развивающихся странах большую часть налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче. 7. Российская налоговая система соответствует большинству мировых стандартов. Вместе с тем у неё есть и свои особенности. 8. С одной стороны, в России действует прогрессивный принцип налогообложения доходов физических лиц, с другой стороны, бюджетные поступления в значительной мере складываются из отчислений небольшой группы крупных и высокорентабельных предприятий.

Ответ:

Максимум за задание 6 баллов.

    Решите задачу.

Среди прочего имущества в собственности гражданки Большовой находилось произведение живописного искусства, представлявшее значительную материальную ценность. Андрей, старший сын Большовой, неоднократно слышал, как мать обещала завещать упомянутую картину его младшему брату Роману. Желая предотвратить это, Андрей совершил покушение на жизнь Романа. Андрей был осуждён. Вскоре Большова скончалась, оставив завещание, согласно которому картина переходила в собственность её сына Андрея.

Максимум за задание 8 баллов.

    Решите экономическую задачу.

Гражданин К. уволился с работы, где получал 50 тыс. руб. в месяц. Зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя и, взяв кредит в банке, приобрёл помещение на 1 этаже жилого дома с целью открыть в нём аптечный пункт «Ласточка», а также купил оборудование для аптечного пункта стоимостью 2 млн руб., срок службы которого составляет 10 лет. За 2014 г. «Ласточка» продала лекарств населению на 7 млн руб. Из них 2 млн руб. были распределены в качестве заработной платы между сотрудниками аптечного пункта, 3 млн руб. потрачены на приобретение лекарств. Выплаты по банковскому кредиту составили 1 млн руб. Налогов гражданин К. уплатил 420 тыс. руб. В конце года гражданин К. подсчитал, что если бы он сдавал купленное под аптечный пункт помещение в аренду, то в месяц зарабатывал бы 20 тыс. рублей. Других доходов и издержек аптечный пункт «Ласточка» не нёс.

    Определите размер бухгалтерских (внешних) издержек.

    Определите размер внутренних издержек.

    Определите размер экономических издержек.

    Определите размер бухгалтерской и экономической прибыли аптеки за год и сделайте вывод о том, можно ли назвать аптеку «Ласточка» эффективным предприятием.

Ответ:

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Максимум за задание 5 баллов.


    Прочтите текст. Из числа предложенных социологических терминов выберите те, которые имеют отношение к событиям, процессам и явлениям, описанным в тексте.

С конца XIII в. на северо-востоке Руси начинается постепенное возрождение хозяйственной и культурной жизни. Было заново отстроено большинство разрушенных монголами городов, их население стало расти, возобновляется распашка заброшенных земель. С XIV в. возобновляется каменное строительство, появляются иконописные школы. Оживляются торговые связи русских княжеств друг с другом и с соседними государствами, о чём свидетельствует возобновление чеканки собственной серебряной монеты.

Культурному и хозяйственному подъёму в значительной мере способствовало переселение на северо-восток части населения из разорённых южных земель. Вслед за переселенцами из Киева во Владимир переместился и центр духовной жизни: в 1299 г. Владимир становится резиденцией митрополита русской церкви. С утверждением ислама в Золотой Орде и католичества в Великом княжестве Литовском православные вельможи из этих государств переезжали на Русь, занимая место при дворе великих князей. Они быстро смешивались с местной аристократией, давая начало новым русским боярским родам.

Термины:

Прогресс, урбанизация, миграция, этногенез, регресс, ассимиляция, глобализация, депопуляция, вертикальная социальная мобильность, горизонтальная социальная мобильность, антропогенез, революция

12 .Объедините следующие понятия в классификационную схему.

Понятия: 1. социальные права, 2. первое поколение, 3. второе поколение,

    личные права, 5. третье поколение, 6. экономические права, 7. коллективные права, 8. культурные права, 9. политические права.

Ответ:

13 . Внимательно прочитайте текст. Вместо пропусков вставьте пропущенные слова и запишите их в именительном падеже под соответствующими номерами.

Совокупность представлений и чувств людей относительно права и его реализации в общественных отношениях составляет понятие

    В своей структуре 1) подразделяется на

научное (правовую 2)) и обыденное (правовую

    ). Правовая 2) включает в себя

научные идеи и доктрины, которые в теоретической форме отражают правовые

явления общественной жизни. Что касается правовой 3) ,

то она представляет собой комплекс чувств, настроений, эмоций, стереотипов, в которых отражается отношение людей к праву. Таким образом, правовую 3) отличает от правовой 2) отсутствие глубокого осмысления и анализа правовых явлений в её формировании.

Развитое 1) является важным условием

    Который представляет собой состояние

упорядоченности общественных отношений, выражающее практическое

осуществление требований законности. То есть 4)

характеризуется тем, насколько полно и последовательно в данном обществе

реализуются принципы законности. 4) является

составной частью более широкого общественного феномена - правовой

    Правовая 5) характеризует

общее состояние всех общественных явлений, процессов, институтов, имею щ их отношение к праву. Выдающийся российский правовед С.С.Алексеев определил правовую 5) как «состояние

юридического хозяйства в обществе». Как известно, низкий уровень

1) влечёт за собой неверие в закон, неуважение к нему и

часто, как закономерное следствие, - нарушение установленных им норм. Такое негативное восприятие права получило название правового

    Правовой 6) создаёт благодатную почву

как для роста преступности, криминализации общества, так и для произвола со стороны представителей власти, ибо в условиях отрицания авторитета права и неверия в закон такой произвол воспринимается, в том числе и самими представителями власти, как естественный способ управления.

Ответ:

Максимум за задание 6 баллов.

14 .Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача - сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики,юриспруденции) Вы будете её рассматривать.

    История человечества в основном - история идей. (Г. Уэллс)

    Строить право не значит придумывать новые законы и подавлять беспорядки; но значит воспитывать верное и всё более углубляющееся и крепнущее правосознание. (И. Ильин)

    Самое главное при всяком государственном устройстве - устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было нажиться». (Аристотель)

    Независимость и свободомыслие - вот суть творчества. (Ф. Миттеран)

    Бедняки платят дороже всего. (У. Зыбура)

    Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми. (И.С. Кон)

Критерии оценивания сочинения-эссе:

Если сочинение-эссе написано не в контексте базовой науки или базовая наука не определена, то максимальный балл, который может быть выставлен по каждому критерию оценивания, - 3.

    Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование её значимости для общественных наук и социальной практики.

    Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения при раскрытии темы.

    Уровень аргументации:

а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;

б) опора на научные теории, владение понятиями курса;

в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;

г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.).

    Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы.

Максимум за задание 28 баллов.

Хорошей традицией стало проведение Всероссийской школьной олимпиады. Её основная задача – выявление одаренных детей, мотивация школьников к углубленному изучению предметов, развитие творческих способностей и нестандартного мышления у детей.

Олимпиадное движение приобретает все большую популярность у школьников. И тому есть причины:

  • победители всероссийского тура принимаются в ВУЗы вне конкурса, если профильным предметом является олимпиадный предмет (дипломы победителей действительны в течение 4 лет);
  • участники и призеры получают дополнительные шансы при поступлении в учебные заведения (если предмет не по профилю ВУЗа, победитель получает дополнительных 100 баллов при поступлении);
  • значительное денежное вознаграждение за призовые места (60 тыс., 30 тыс. рублей;
  • и, конечно, известность на всю страну.

Прежде чем стать победителем необходимо пройти все этапы Всероссийской олимпиады:

  1. Начальный школьный этап, на котором определяют достойных представителей на следующую ступень, проводиться в сентябре-октябре 2017 г. Организацию и проведение школьного этапа осуществляют специалисты методического кабинета.
  2. Муниципальный этап проводиться между школами города или района. Проходит он в конце декабря 2017г. – начале января 2018 г.
  3. Третий тур более сложный. В нем принимают участие талантливые учащиеся со всей области. Региональный этап проходит в январе-феврале 2018 г.
  4. Заключительный этап определяет победителей Всероссийской олимпиады. В марте-апреле соревнуются самые лучшие дети страны: победители регионального этапа и победители прошлогодней олимпиады.

Организаторами заключительного тура являются представители Министерства Образования и науки России, они же подводят итоги.

Показать свои знания можно по любому предмету: по математике, по физике, по географии, даже по физкультуре и технологии. Можно состязаться в эрудиции по нескольким предметам сразу. Всего 24 дисциплины.

Олимпиадные предметы подразделяются по направлениям:

Направление Предметы
1 Точные дисциплины математика, информатика
2 Естественнонаучные дисциплины география, биология, физика, химия, экология, астрономия
3 Филологические дисциплины литература, русский язык, иностранные языки
4 Гуманитарные дисциплины экономика, обществознание, история, право
5 Прочие искусство, технология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности

Особенность заключительного этапа олимпиады состоит в двух видах заданий: теоретические и практические. Например, чтобы получить хорошие результаты по географии учащиеся должны выполнить 6 теоретических задач, 8 практических заданий, а также дать ответ на 30 тестовых вопросов.

Первый этап олимпиады начинается в сентябре, а значит, желающие принять участие в интеллектуальном марафоне должны готовиться заранее. Но прежде всего, должны иметь хорошую базу школьного уровня, которую постоянно нужно пополнять дополнительными знаниями, выходящими за пределы школьной программы.

Официальный сайт олимпиады www.rosolymp.ru размещает задания прошлых лет. Эти материалы можно использовать в подготовке к интеллектуальному марафону. И конечно не обойтись без помощи педагогов: дополнительные занятия после уроков, занятия с репетиторами.

Победители заключительного этапа примут участие в международных олимпиадах. Они образуют сборную команду России, которая будет готовиться на учебно-тренировочных сборах по 8 предметам.

Для оказания методической помощи на сайте проводятся установочные вебинары, образован Центральный оргкомитет олимпиады, предметно-методические комиссии.

Новое на сайте

>

Самое популярное