Домой Игры Дедушка некрасов анализ. Конспект урока Историческая поэма "Дедушка" Н

Дедушка некрасов анализ. Конспект урока Историческая поэма "Дедушка" Н

Год написания: 1870

Жанр произведения: поэма

Главные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист

Очень коротко основную мысль стихотворения Некрасова поможет понять краткое содержание поэмы «Дедушка» для читательского дневника.

Сюжет

Мальчик Саша находит в кабинете отца портрет юного генерала и пытается допытаться у родителей кто он такой. Но они говорят, что он пока мал, чтобы это понять. Спустя время в доме случается большой переполох - все ждут прибытия деда. С его возвращением в семье поселяется радость.

Саша привязывается к дедушке. Он оказывается удивительным человеком, который буквально всё умеет и всё знает. Дед рассказывает внуку много историй о нелёгкой жизни народа, о восстании и лишь мельком о своём в нём участии.

Понять значимость противоборства декабристов, вес принесённых в жертву судеб, карьер и жизней Саша сможет лишь когда подрастёт. Дед надеется, что привьёт мальчишке желание учиться и понимать цену и причины происходящего в его родной стране.

Вывод (моё мнение)

Нужно помнить и уважать прошлое, учить историю своей Родины.

В начале 70-х годов Некрасов работал над циклом поэм, посвященных судьбам декабристов: «Дедушка» (1870 г.), «Русские женщины», состоящие из двух частей: «Княгиня Трубецкая» (1871 г.) и «Княгиня М. Н. Волконская» (1872 г.). На первый взгляд обращение к декабристской тематике может показаться нехарактерным для Некрасова с его равнодушием к историческим сюжетам. Однако, как писал Н. Л. Степанов: «Это (...) не просто обращение к прошлому, а к революционным страницам истории, – напоминание о первой попытке революции в России и о её самоотверженных героических деятелях»515 .

Как известно, сюжетной основой «Дедушки» является рассказ о приезде в усадьбу к своему сыну старика-декабриста, освободившегося из Сибири по манифесту 1856 г. Прототипом героя поэмы считается известный декабрист, бывший генерал-майор, князь Сергей Григорьевич Волконский (1788 – 1865 гг.)516 . Летом 1857 года С. Г. Волконский посетил Костромскую губернию. 13 августа 1857 года губернатор Московской губернии направил своему костромскому коллеге, генерал-майору А. Ф. Войцех, особое отношение об учреждении надзора за С. Г. Волконским, выехавшим в имение дочери в Буйском уезде. В отношении говорилось: «Возвращенный из Сибири политический преступник Сергей Волконский, проживающий в удельном селе Алексеевском Московского уезда, 8 числа сего месяца выехал Костромской губернии Буйского уезда в село Леонтьево к дочери своей г. Молчановой. О сем я имею честь сообщить Вашему Превосходительству для надлежащего с Вашей стороны распоряжения»517 .

Упомянутая в отношении госпожа Молчанова – это дочь С. Г. и М. Н. Волконских, Елена Сергеевна Волконская (1835 – 1916 гг.), в первом замужестве Молчанова. В августе 1857 года С. Г. Волконский посетил семью дочери, жившую в селе Леонтьеве в Буйском уезде (ныне – д. Леонтьево в Сусанинском районе). К этому времени его дочь уже овдовела, её первый муж Дмитрий Васильевич Молчанов, служивший чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири Н. Н. Муравьёве-Амурском, скончался в 1856 г.518 В 1854 году у Елены Сергеевны родился сын, названный в честь деда Сережейа . Таким образом, главная сюжетная линия поэмы «Дедушка» о том, что в усадьбу к внуку приезжает из Сибири дед, явно взята Некрасовым из жизни – из поездки С. Г. Волконского в Леонтьево.

О поездке С. Г. Волконского в Костромскую губернию Некрасов мог узнать от сына С. Г. Волконского – своего старого знакомого князя М. С. Волконского (1832 – 1902 гг.), с которым он часто ездил из Петербурга на зимнюю охоту.

По справедливому мнению Ю. В. Лебедева, одним из основных источников поэм «Дедушка» и «Княгиня Волконская» послужила книга С. В. Максимова «Сибирь и каторга», опубликованная в некрасовских «Отечественных записках» в 1868-1869 годах. Ю. В. Лебедев пишет: «...в момент работы поэта над первыми двумя поэмами декабристского цикла наиболее достоверными источниками, которыми он располагал, были сведения из третьей части книги Максимова “Сибирь и каторга” – “Государственные преступники”. Эта часть была опубликована в сентябрьском и октябрьском номерах “Отечественных записок” за 1869 год и содержала подробные описания ссылки и сибирской жизни декабристов. (...) Максимов посетил не только все места ссылки декабристов, но и был в известном Тарбагатае, рассказ о котором явился идейным зерном поэмы Некрасова “Дедушка”» 519 .

Некрасов и «Хождение в народ»

Как известно, в 1874 году члены революционных молодежных кружков предприняли попытку поднять крестьянские массы на восстание, вошедшую в историю как «хождение в народ». «Хождение в народ» не миновало Ярославскую и Костромскую губернии. В августе 1874 года в Чудовской Луке Некрасов написал стихотворение, связанное с одним из эпизодов «хождения» – «Горе старого Наума». Более всего «Горе старого Наума» известно по его отрывку, не связанному прямо с основной частью стихотворения, где поэт мечтает о будущем Волги:

Иных времен, иных картин

Провижу я начало

В случайной жизни берегов

Моей реки любимой:

Освобожденный от оков,

Народ неутомимый

Созреет, густо заселит

Прибрежные пустыни;


Наука воды углубит:

По гладкой их равнине

Суда-гиганты побегут

Несчетною толпою,

И будет вечен бодрый труд

Над вечною рекою... (II, 384).

О «Горе старого Наума» много писали, но оно, кажется, так и не стало объектом исторического изучения. Ведь Некрасов не случайно дал ему подзаголовок – «Волжская быль». Герой стихотворения – богатый крестьянин Наум, владелец паточного завода и постоялого двора. Считается, что прототипом Наума послужил бывший крепостной крестьянин Никита Петрович Понизовкин, получивший в 1849 году от помещика вольную и поселившийся неподалеку от Грешнева. Н. П. Понизовкин был старообрядец, относившийся, как полагают, к согласию странников520 . Взлёт этого человека поражает: уже в 1850 году он стал купцом II гильдии, в 1863 г. – I гильдии521 . На берегу Волги, неподалеку от Грешнева, вырос целый промышленный городок – Понизовкино (после революции переименованный в «Красный Профинтерн»). Карьера Понизовкина развивалась на глазах Некрасова, возможно, что он знавал его лично. Разумеется, заводчик Н. П. Понизовкин был для поэта заклятым врагом, народным угнетателем, пауком.

Наум живет неподалеку от Николо-Бабаевского монастыря и Больших Солей. В стихотворении сказано:

Вблизи – «Бабайский» монастырь,

Село «Большие Соли»,

Недалеко и Кострома (II, 382).

В «Горе старого Наума» Некрасов, насколько это было можно, показал эпизод «хождения в народ». Молодой человек и девушка пропагандировали среди крестьян Ярославской губернии. Они выдавали себя за крестьян и были соответственно одеты. Уже в самом начале их миссию едва не постиг провал. Девушка-пропагандистка курила, и как-то она села покурить, причем не где-нибудь в закутке, а на крыльце дома, где они остановились, на глазах у людей. Вид курящей крестьянской девки не мог не потрясти очевидцевб . О молодых людях пошли слухи, вскоре дошедшие до тех, до кого надо, и только обстоятельства спасли пропагандистов от немедленного ареста.

Этих молодых людей звали Павел Семенович Троицкий и Мария Эдуардовна Гейштор. П. С. Троицкий был сыном священника из с. Балахты под Красноярском. Окончив Томскую духовную семинарию, он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Мария Эдуардовна (Мария-Юзефа) Гейштор (1855 – 1922 гг.), литовка по отцу и полька по матери, родилась в Минске. По отцу она принадлежала к литовскому дворянскому роду. Её отец и старший брат за участие в восстании 1863 года были сосланы в Сибирь, мать последовала за мужем в Сибирь, где и умерла. Детство и юность Марии-Юзефы прошли в Сибири. В 1873 году она приехала в Петербург, где стала готовиться к поступлению на медицинские женские курсы и вступила в кружок студентов-сибиряков в Медико-хирургической академии. В мае 1874 года Троицкий и Гейштор вышли из Рыбинска и двинулись параллельно Волге, занимаясь пропагандой. Случай с курением Марии Эдуардовны произошел в Костромском уезде, где-то вблизи Больших Солей. Узнав, что их товарищ в Рыбинске арестован, Троицкий и Гейштор вернулись в Петербург, где и были арестованы. Марию Эдуардовну вскоре выслали в Костромскую губернию. Какое-то время она находилась в костромской тюрьме на ул. Русиной, затем по распоряжению губернатора её отправили в г. Кологрив. Вскоре из Кологрива её отвезли в Ярославль и посадили в тюрьму. Всего в тюрьмах Мария Эдуардовна просидела четыре года (два года в ярославской и два – в Петропавловской крепости), после чего прошла по процессу «193-х». Вместе с ней судили и её будущего мужа, И. И. Добровольского, с которым она познакомилась в ярославской тюрьме. На процессе Мария Эдуардовна была оправдана, а И. И. Добровольский получил 9 лет каторги. Однако ему удалось бежать, и они уехали в Швейцарию, где Мария Эдуардовна окончила медицинский факультет Женевского университета. В 1905 году после амнистии супруги вернулись в Россию. Мария Эдуардовна была активным членом Политического Красного Креста, во время I Мировой войны работала в госпитале. Она дожила до революции и умерла в декабре 1922 года под Москвой в местечке Старые Горки близ станции Болшево522 .

В последние годы

В конце 60-х годов Некрасову не было еще и пятидесяти лет. Он был богат, слава его росла. Расставшись с Полиной Лефрен, поэт вскоре познакомился с Прасковьей Николаевной Мейшен. Происходившая из мещан Прасковья Николаевна родилась в Ярославле. Совсем молодой она вышла замуж за пожилого губернского механика В. И. Мейшена, но очень вскоре, в начале 1867 года, овдовела. Летом 1867 года Прасковья Николаевна сблизилась с Некрасовым, в октябре того же года она переехала с ним в Петербург и поселилась в его квартире на Литейном. Примерно через год они расстались, и Прасковья Николаевна вернулась в Ярославль. Через какое-то время она вторично вышла замуж за дворянина Волкова, прожила с ним десять лет и вновь овдовела523 .

Весной 1870 года Некрасов встретил «молодую, обаятельную и жизнерадостную девушку Феклушу Викторову. Красивая и скромная, добрая и сердечная, веселая певунья и хохотушка, она горячо полюбила поэта и навсегда вошла в его жизнь. Некрасову было тогда 48 лет, ей – 23»524 . Ничего достоверного о её происхождении, откуда она была родом и при каких обстоятельствах познакомилась с поэтом, неизвестно. Ясно только, что Фекла Анисимовна Викторова (1847 – 1915 гг.) была «простого звания»525 . Как и подобает демократу и народолюбцу, Некрасов переименовал свою подругу, заменив её простонародное имя-отчество на изысканно-благозвучное Зинаида Николаевна (отчество Некрасов образовал от своего имени)в . В этом «переименовании» нельзя не увидеть проявления старой помещичьей традиции давать приближенным крепостным слугам или фаворитам «благородных» имен (вспомним, как мать Татьяны Лариной в «Евгении Онегине» звала Селиной дворовую девку Акульку). Зинаида Николаевна поселилась в бывшей «панаевской половине» его квартиры на Литейном, которая после смерти И. И. Панаева и отъезда Авдотьи Яковлевны стала частью квартиры поэта. Официально она числилась как домоправительница.

Выше уже писалось, что с начала 60-х годов Некрасов часто ездил на охоту в Новгородскую губернию, с 1868 года он регулярно охотился в районе Чудова. Весной 1871 года Некрасов приобрел возле д. Лука у помещиков Владимировых небольшую помещичью усадьбу, находившуюся в одной версте от железнодорожной станции Чудово (ныне г. Чудово в Новгородской области), отчего за ней закрепилось название Чудовская Лука. Новое поместье поэта на реке Кересть состояло из двухэтажного деревянного дома с флигелем, службами, конюшней. В усадьбе был парк с аллеями из старинных лип и дубов. Поместье включало в себя 162 десятины земли526 . В Чудовской Луке на псарне содержались охотничьи собаки Некрасова, которых, когда поэт ехал в Карабиху, доставляли туда527 .

До покупки Чудовской Луки Некрасов летом обычно жил в Карабихе. Начиная с 1871 г., поэт регулярно стал заезжать и в Чудовскую Луку: он приезжал сюда в 1871, 1872, 1873, 1875, 1875 и 1876 гг. В окрестностях своей новой усадьбы Некрасов много охотился, в частности, на медведей. Авторитет Некрасова как охотника и слава его собак были уже настолько велики, что летом 1873 года гончих из Чудовской Луки просил у поэта брат царя великий князь Николай Николаевичг 528 .

Из Чудовской Луки летом 1875 года Некрасов в последний раз приехал в Карабиху, с Зинаидой Николаевной посетил Грешнево, побывал в Абакумцеве на могилах родителей, и навестил в д. Орлово своего старого спутника по охоте Кузьму Ефимовича Солнышкова529 .

В 1875 году Некрасов уже болел тяжелым недугом, вскоре сведшим его в могилу, – раком прямой кишки. Страдая от болей, он писал в Карабихе большую сатиру «Современники», где издевательски изобразил ряд реальных представителей высшей бюрократии и промышленников, часть из которых лично знавал по Английскому клубу. Одним из героев «Современников» Некрасов сделал знаменитого В. А. Кокорева, выведя его под именем Саввы Антихристова. Василий Александрович Кокорев (1817 – 1889 гг.), уроженец г. Солигалича, старообрядец поморского толка, представлял собой ярчайшую фигуру молодого русского капитализма. Достаточно сказать, что он был учредителем ряда акционерных обществ: Общества Волго-Донской железной дороги, Волго-Каспийского пароходства «Кавказ и Меркурий», Общества Уральской железной дороги, Бакинского нефтяного общества. В. А. Кокорев являлся также учредителем Волжско-Камского банка и создателем первого в России нефтеперегонного завода, открывшегося в 1859 году около Баку (его заслуги в этой области высоко ценил Д. И. Менделеев). Разумеется, В. А. Кокорев не был ангелом. Современные исследователи пишут о нём: «...перед нами предстаёт очень противоречивый, сложный, отнюдь не отвлечённый облик не только крупного российского дельца и капиталиста, но и незаурядной личности, широтой своих воззрений и инициатив опередивший людей своего круга, и вместе с тем являвшегося типичнейшим представителем своего сословия, своего времени»530 .

Летом 1876 года больной поэт в последний раз приехал в Чудовскую Луку. Всё усиливающаяся болезнь причиняла ему мучительные страдания, временами наводя его на мысль о самоубийстве531 .

Стихотворения, написанные в последний период жизни Некрасова, во время тяжелой болезни, составили цикл «Последние песни». На склоне лет в творчестве поэтов обычно преобладают философские мотивы. Некрасов же и со смертного одра продолжал обличать и звать Русь к топору. Одним из главных в цикле было стихотворение «Сеятелям», наиболее известное по строкам:

Русский народ... (II, 401).

В. Е. Евгеньев-Максимов писал: «...главный смысл этого стихотворения – приветствие, обращенное к борцам за освобождение народа»532 . Фактически Некрасов призывал «сеять» идеи Чернышевского и Добролюбова.

Цикл «Последние песни» был опубликован в январском номере «Отечественных записок» за 1877 год и вызвал шквал откликов. 3 февраля 1877 года на студенческом вечере под Адресом к поэту поставили свои подписи 395 человек, в основном студенты Петербургского университета и Медико-хирургической академии. Через несколько дней трое представителей студенчества вручили его больному поэту. В Адресе говорилось, что русская молодёжь несёт в своих сердцах «могучую, святую любовь к народу», а Некрасов, «певец народа, певец его горя и страданий», своею поэзией «зажигает эту могучую любовь к народу и воспламеняет ненавистью к его притеснителям». Завершался Адрес словами: «Из уст в уста передавая дорогие нам имена, не забудем мы и твоего имени и вручим его исцеленному и прозревшему народу, чтобы знал он и того, чьих много добрых семян упало на почву народного счастья. Знай же, что ты не одинок, что взлелеет и взрастит семена эти всей душой тебя любящая учащаяся молодёжь русская»533 .

Жизнь уходила, надо было подводить итоги и отдавать последние долги. 13 января 1877 года Некрасов составил официальное завещание. С завещанием поэта связана одна загадка. В его тексте особо оговорено: «Капитала в денежных бумагах он, завещатель, вовсе не имеет» (XII, 100). Коснувшись отсутствия у Некрасова «капитала в денежных бумагах», В. В. Жданов писал: «Это вызвало некоторое удивление современников, считавших состояние Некрасова в последние годы жизни очень значительным»534 . Исследователь, в частности, ссылается на запись в дневнике Е. А. Штакеншнейдер от 19 октября 1880 г., где говорится, что Некрасов завещал «нигилистам» «пятьсот тысяч»535 . Комментируя запись Е. А. Штакеншнейдер, В. В. Жданов пишет: «...слухи о завещании денег ходили, и даже называлась определенная сумма; может быть, здесь и надо искать объяснение загадки, куда девались деньги (...). Не пошли ли эти деньги на поддержку революционно-народнической организации, на революционную пропаганду?»536 .

Мог ли Некрасов пожертвовать крупную сумму денег на революционные цели? Ответ на этот вопрос может быть только утвердительным. Наверняка, поэт и раньше помогал революционерам. Перед смертью же бездетный Некрасов мог завещать им большую часть своего состояния. Для него это был естественный и логичный поступок, в каком-то отношении подводивший итог всей его жизни.

Скорее всего, Некрасов завещал свои деньги организации революционных народников – «Земле и воле», возникшей в конце 1876 г. Вряд ли капитал поэта пошёл только на революционную пропаганду. Мы вправе полагать, что его употребили и на ряд громких актов террора последующих лет.

Весной 1877 года Некрасов сделал важный шаг: он обвенчался с Зинаидой Николаевной. Всю свою жизнь поэт старался не вводить отношения с женщинами в законные рамки. Только опасение за судьбу Зинаиды Николаевны заставило его переступить через неприязнь к брачным узам. Он решился обвенчаться только накануне предстоящей ему операции, исход которой нельзя было предсказать. Некрасов находился уже в таком плохом состоянии, что ни о каком венчании в церкви не могло быть и речи. По подсказке митрополита Петербургского Исидора обратились к военному духовенству, располагающему переносными церквями-палатками. В столовой некрасовской квартиры установили подобную палатку537 . 4 апреля 1877 года Некрасова обвенчал иерей адмиралтейского собора святого Спиридона о. Михаил Кутневич538 . В решающий момент «больного взяли под руки и три раза обвели вокруг аналоя, полуживого от страданий. Очевидцы запомнили, что он был босой и в длинной рубахе»539 .

Через неделю после венчания Некрасов лёг на операционный стол. Его оперировал приглашенный из Вены светило европейской медицины хирург Бильрот. После операции, состоявшейся 12 апреля 1877 года на квартире поэта, Некрасов прожил еще несколько месяцев.

15 декабря 1877 года А. А. Буткевич писала Ф. А. Некрасову в Карабиху: «У нас всё по-старому, брат всё в одном положении, только встаёт с постели не три раза в день, а два и не может долго сидеть. Вообще положение его тяжкое, а смотреть на него – легче самому в гроб ложиться»540 .

Кончина и похороны поэта

Некрасов скончался 27 декабря 1877 года, в 8 часов 50 минут вечера. На следующий день в столовой его квартиры был выставлен гроб, у которого по традиции вплоть до похорон читали Псалтырь. В последующие дни в доме на Литейном побывало множество людей. В частности, 29 декабря квартиру покойного посетил великий князь Сергей Александрович (сын императора Александра II)д . Разумеется, после революции никогда не писали о том, что память Некрасова почтил сын царя.

Примечательно, что Некрасов не захотел быть похороненным на Литераторских мостках Волкова кладбища, к тому времени ставшим традиционным местом упокоения деятелей искусства, или, например, в Абакумцеве рядом с родителями. Согласно завещанию от 13 января 1877 г., он определил местом своего погребения кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря (XII, 100). Можно уверенно предположить, что его выбор был обусловлен тем, что это кладбище носило «аристократический замкнутый характер»542 . Барин вновь победил в Некрасове демократа, тщеславие оказалось сильнее желания быть погребенным на одном погосте с Белинским и Добролюбовым. В окружении Некрасова известие о выборе им места погребения вызвало неоднозначную оценкуе .

С 60-х гг. XIX века в Петербурге и Москве появилась традиция, когда похороны писателей или общественных деятелей, хоть как-нибудь «пострадавших» за свои убеждения, превращались, по сути, в политические демонстрации. Состоявшиеся 30 декабря 1877 года похороны Некрасова стали одним из наиболее ярких подобных примеров. Члены «Земли и воли» даже дважды едва не довели дело на них до стрельбы: в первый раз, когда, придя на похороны с венком «От социалистов», они окружили несущих его вооруженным кольцом, второй раз – во время выступления у могилы Г. В. Плеханова. В обоих случаях землевольцы заранее условились защищать и венок и Плеханова с оружием в руках544 . Таким образом, народники готовы устроить на похоронах любимого поэта побоище.

Отпевание Некрасова состоялось в Воскресенском соборе Новодевичьего монастыря. Эта обитель у Обводного канала была возведена трудами уроженки Костромского края игумении Феофании (Готовцевой)* .

О похоронах Некрасова в советское время писалось немало, однако один их важный эпизод обычно замалчивался. Речь идёт о «Слове», с которым у гроба поэта выступил уроженец Костромского края, профессор Петербургского университета, протоиерей Михаил Горчаков** .

Почему именно о. Михаилу довелось произнести надгробное слово, сделал ли он это по своей инициативе или по чьей-то просьбе, состоял ли он в личном знакомстве с покойным, нам неизвестно.

После завершения отпевания и пения «Со святыми упокой» в переполненном людьми соборе о. Михаил Горчаков произнёс слово о почившем. В частности, он сказал: «Покойный был носитель и выразитель страданий и горя русского народа. В его стихах изливаются страдальческие думы и чувства не одного какого-либо класса народа, не одного состояния или звания, не одного какого-либо кружка (как некоторые стараются полагать), но думы и чувства всех и каждого из нас, беду и горе испытавших без различия звания, состояния, положения, возраста и пола. Никакой кружок людей, входящий в состав русского народа, не должен, не имеет права считать покойного своим только поэтом, принадлежащим исключительно к одному кружку. Нет, покойный – дорог всем русским; он наш общий, наш народный поэт. (…) Как истинно народный поэт и как член православной русской Церкви, покойный знал, где изливается русское горе, где находит облегчение, отраду и спасение изнывающее от бед русское сердце. Он сознавал и понимал значение и положение великой народной святыни русской, нашей отечественной православной Церкви. (…) Он с волнением, с покаянием просит прощения и любви…

Ты, почивший, просишь прощения и любви? Но тебе воздаются почести, небывалые у нас, достойные и тебя, и воздающих их тебе. Они воздаются тебе мыслящим классом и нашим юным поколением, на котором почивают надежды отечества в ближайшей его будущности. Почести тебе от отечества будут вырастать с течением времен в глуби веков, по мере развития в народе сознания постигающих, но страдальческих дум и чувств, художественным выразителем которых ты был в течение нескольких десятилетий.

Ты просишь прощения и любви? – Твои страдания искупили тебя. Твоя любовь к другим покрывает тебя. Православная церковь памятует слова Спасителя: “Кто возлюбил много, тому много и простится”; “Претерпевший до конца будет спасен”. Церковь как общество всегда хранит веру в неувядающую свою будущность, которая представлялась тебе в своих поэтических видениях, и с православным русским народом никогда не перестанет петь тебе вечную память. Аминь»547 .

Судьба «Слова» о. Михаила Горчакова сложилась необычно. Произнесенное в присутствии многочисленных представителей культурной и общественной элиты столицы, оно не было целиком опубликовано ни в дореволюционное, ни тем более в советское время. Причиной этого являлась необычная трактовка творчества Некрасова, при котором впервые говорилось о православных мотивах в его поэзии.

В 1881 году на могиле Некрасова в Воскресенском Новодевичьем монастыре встал памятник со скульптурным изображением поэта (скульптор М. Чижов, архитектор В. Шрейбер). На памятнике были высечены строки из стихотворения «Сеятелям», которое справедливо считают политическим завещанием поэта:

Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

Русский народ…

Ниже находилась фраза из Адреса петербургского студенчества 1877 г.: «Из уст в уста передавая дорогие имена, не забудем мы и твоего имени и вручим его исцеленному и просветлевшему народу, чтобы знал он и того, чьих много добрых семян упало на почву народного счастья» (одно слово на памятнике было изменено: вместо «прозревшему народу» – «просветлевшему народу» – Н. З.)549 .

Поэма «Дедушка» написана Некрасовым в 1870 г. Она описывает приезд старого декабриста в усадьбу сына. Начало действия поэмы относится к 1856 году, когда был издан манифест, возвращавший декабристов из ссылки.

Образ дедушки собирательный. Прототипом считают Сергея Волконского, вернувшегося 68-летним стариком, всё ещё красивым и статным. Разжалованный генерал Волконский любил беседовать с мужиками, а крестьянские дети звали его дедушкой. Прототипом считается также темпераментный Михаил Бестужев, с которым Некрасов общался в 1869 г.

Поэма посвящена З-н-ч-е (Зиночке), то есть Зинаиде Николаевне Некрасовой, гражданской жене Некрасова.

Литературное направление, жанр

«Дедушка» - реалистическая поэма. По цензурным соображениям Некрасов не говорит прямо, что дедушка - декабрист. Герой мечтает о свободе и богатстве народа, обещая крестьянам, солдатам, что скоро им будет жить легче (намёк на реформы Александра ІІ).

Образ главного героя

Читатель видит дедушку глазами внука. Сначала Саша замечает портрет молодого генерала (очевидно, войны 1812 года). Затем узнаёт от родителей, что дедушка окружён какой-то печальной тайной. Потом мамаша открывает Саше, что дедушка добрый, смелый и несчастный. Приехав издалека, дедушка объявляет, что со всем примирился. Но дальнейшие события позволяют предположить, что это не так. Дедушка живёт мыслью о мести, призывает Сашу дорожить честью и отомстить за обиды. Он подобен библейскому герою, пострадавшему за народ: сын падает ему в ноги, мать Саши расчёсывает седые кудри, Саша спрашивает о ранах на руке и ноге.

Портрет описан с помощью эпитетов: «Древен годами, но ещё бодр и красив». У дедушки целые зубы, твёрдые поступь и осанка, белые кудри, серебряная борода, святая улыбка.

Библейскую природу образа дедушки подчёркивают перепевы героем библейских фраз: «Имеющий уши да слышит, имеющий глаза да видит».

На родине дедушка гуляет с внуком, восхищается природой, сравнивая её с глухой, унылой, безлюдной природой места ссылки, «гладит крестьянских ребят», толкует с мужиками. Он не может сидеть без работы: пашет, копает гряды, переплетает, тачает.

Дедушку приближает к народу песня. Он поёт о декабристах, об их ссылке. Некрасов тоже пел «о Трубецкой и Волконской»: его поэма «Дедушка» открывала цикл поэм о декабристах.

Сокровенные мысли Некрасов доверил дедушке: успешна та страна, в которой населению присуща не тупая покорность, а сила, единодушье и разум. Некрасов словами дедушки взывает к читателю: «Горе стране разорённой, горе стране отсталой».

Отрицательные образы поэмы

Чиновники и господа давят из народа сок (метафора), подьячие подлые (эпитет), выходят в поход против войска, казны и народа (метафора), алчная стая хищников (метафора и эпитет) готовит гибель отчизне, «стоны рабов заглушая лестью да свистом бичей» (метафора). Военный начальник зверствует, душу вколачивает в пятки, так что зубы сыплются градом, даже дышать в строю не позволяет (гиперболы).

Тема, основная мысль и композиция

Тема поэмы – передача новым поколениям истинных, с точки зрения автора, ценностей (свобода и счастье народа, процветание страны).

Основная мысль: дело декабристов не погибло. Его продолжат следующие, правильно воспитанные, поколения.

Поэма состоит из 22 главок, многие заканчиваются рефреном: «Вырастешь, Саша, узнаешь...». Другие – риторическими вопросами: «Кто же имеющий душу мог это вынести? Кто?»

Действие поэмы занимает несколько лет. Оно начинается с вопроса маленького Саши о портрете дедушки. Дедушка рассказывает внуку о произволе помещиков былых времён (очевидно, до восстания декабристов), обобщая его: «Зрелище бедствий народных невыносимо, мой друг». Заканчивается поэма готовностью Саши узнать печальную быль. Ему хватает и знаний, и сердечного расположения: «Глупых и злых ненавидит, бедным желает добра». У поэмы открытый финал.

Во вставных эпизодах дедушка рассказывает Саше историю об утопическом поселении, которое он встретил в Сибири, в Тарбагатае. Раскольников сослали в пустынное место, и уже через год там стояла деревня, а через полвека вырос целый посад: «Воля и труд человека дивные дивы творят».

Размер и рифмовка

Поэма написана трёхстопным дактилем. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова

В 70-е годы Некрасов много и плодотворно работает в лироэпическом роде - жанре поэмы. Он продолжает начатое еще в предыдущий период свое крупнейшее произведение - «Кому на Руси жить хорошо», создает поэмы о декабристах - «Дедушка» и «Русские женщины», пишет сатирическую поэму «Современники». Первым по времени в ряду этих произведений была поэма «Дедушка».

Толчком для создания «Дедушки» послужило более раннее событие. В 1856 г. был объявлен манифест ссыльным декабристам. Воспользоваться императорской милостью спустя 30 лет после восстания смогли немногие. В их числе был бывший генерал Сергей Григорьевич Волконский - человек большого благородства и обаяния. В какой-то мере С. Г. Волконский был прототипом главного героя «Дедушки», хотя, разумеется, сходство этого героя с прототипом не следует преувеличивать. Образ дедушки предстает через строгую чистоту детского восприятия:

Раз у отца в кабинете,

Саша портрет увидал.

Изображен на портрете

Был молодой генерал.

«Кто это?» - спрашивал Саша,

Кто?.. Это дедушка твой.-

И отвернулся папаша,

Низко поник головой.

………………………………………

«Папа, чего ты вздыхаешь?

Умер он... жив? Говори!»

- Вырастешь, Саша, узнаешь.

«То-то... ты скажешь, смотри!..»

«Вырастешь, Саша, узнаешь!» - слышит мальчик и от матери. И вот дедушка появляется в родительском доме - несмотря на годы бодрый, красивый, с твердой поступью. Начинается знакомство и сближение деда и внука. В этих сценах в полной мере обозначен важнейший мотив поэзии Некрасова - чувство ответственности (не только личной, но и сословной) за судьбы народа, чувство вины и покаяния лучших людей привилегированного класса, побудивших их к открытому протесту и возмущению.

Порядочный человек не может быть счастлив, если вокруг него несчастны другие люди, особенно, если он сознает себя живущим за их счет - это настроение сближало «кающихся дворян» разных поколений, и связь поколений проявляется в страстном желании дедушки передать внуку выстраданный им опыт, свой самый заветный принцип - всегда дорожить честью.

В воспоминаниях дедушки важное место занимает рассказ о тарбагатайском «чуде» (заимствованный Некрасовым из «Записок декабриста» А. Е. Розена). Горсточку русских крестьян, старообрядцев сослали «в страшную глушь», таким парадоксальным образом предоставив самим возможность распоряжаться своей судьбой, не мешая им. Через год уже здесь стояла деревня (получившая название Тарбагатай), мужики запаслись «зверем из темного бора, рыбой из вольной реки», начали собирать хлеб с прежде бесплодной земли.

Та же идея преемственности различных поколений интеллигенции прослеживается и в «Русских женщинах». Недаром поэма «Княгиня М. Н. Волконская» имеет подзаголовок «Бабушкины записки» и адресована внукам:

Я им завещаю железный браслет...

Пускай берегут его свято:

В подарок жене его выковал дед

Из собственной цепи когда-то...

Так вновь возникает образ героя предыдущей поэмы, «дедушки».

Источник (в сокращении): Русская литературная классика XIX века: Учебное пособие / Под ред. А.А. Слинько и В.А. Свительского. - Воронеж: Родная речь, 2003

Новое на сайте

>

Самое популярное