Домой Страх Ответственность ученого перед обществом сообщение. Профессиональная этика ученого и педагога

Ответственность ученого перед обществом сообщение. Профессиональная этика ученого и педагога

















1 из 16

Презентация на тему: Этика науки - судьба великих открытий

№ слайда 1 https://ppt4web.ru/images/1344/36032/310/img1.jpg" alt="АннотацияТема: «Этика науки - судьба великих открытий.»Автор: ученик 9 «В» класс" title="АннотацияТема: «Этика науки - судьба великих открытий.»

Описание слайда:

АннотацияТема: «Этика науки - судьба великих открытий.»Автор: ученик 9 «В» класса Попов АлексРуководитель: учитель химии Шелуханова Ирина НиколаевнаЦель работы: исследование проблемы соотношения нравственного выбора и социальной ответственности ученого. Задачи:1. Дать оценку научной и социальной деятельности Фрица Габера и Николая Дмитриевича Зелинского.2. Ознакомиться с нравственной позицией ученых в отношении открытий, несущих угрозу выживания человечества.3. Привлечь внимание к проблеме возрастания социальной ответственности и нравственного выбора ученого. Гипотеза: прежде всего моральные критерии должны играть главную роль в жизни ученого. Если человечество не сделает выбор в пользу нравственных принципов, то оно уничтожит себя. Методы: анализ сопоставления, индукция, дедукция, наблюдение. Актуальность работы заключается в том, что рассматривается важный вопрос социальной ответственности ученого за свои изобретения. А именно развитие нашей технической цивилизации требует настоящих профессионалов своего дела. Но, если игнорировать их личностные качества, отрицать нравственность, то вполне возможно саморазрушение не только человеческой личности, но и всей цивилизации. Игнорирование психологии и нравственного воспитания при подготовке специалистов приводит к непрерывному росту количества и масштабов техногенных катастроф. Практическая направленность: работа может быть использована на уроках обществознания, истории, химии, биологии, а также во внешкольных мероприятиях.

№ слайда 3

Описание слайда:

Каждая из исторических эпох - от отдаленной до более близкой к нашему времени рождает своего гения, изобретение которого каким-либо образом меняет ход истории. Но не является ли первое наиболее успешное открытие «началом конца» в длинной череде событий. Можно ли запретить гению изобретать? XX –XXI вв. – апофеоз человеческой военной изобретательности. Будет ли этому конец? Возобладает ли разум?«Мы сделали работу за дьявола.»Роберт Оппенгеймер

№ слайда 4

Описание слайда:

Наверное, во все времена не было человека, который был бы так непосредственно (или косвенно) повинен в смерти миллионов людей, как Фриц Габер. Его называли «отцом немецкого химического оружия». «Он удушил тысячи и спас от голода миллионы». Он же гений,Как ты, да я. А гений и злодейство,Две вещи несовместные. Не правда ли? «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкин

№ слайда 5

Описание слайда:

22 апреля 1915 года немецкие войска выпустили из баллонов за 5 минут около 180 т хлора. На участке фронта шириной 6 км в долине реки Ипр было поражено около 15 тысяч человек, из них сразу погибли 5 тысяч. Англо-французский фронт был на этом участке уничтожен. Немецкое командование не ожидало такого страшного эффекта и не использовало реальный шанс победы в сражении.

№ слайда 6

Описание слайда:

Именно Фриц Габер создал печально известный газ, «Циклон Б», первоначально разработанный в качестве пестицида, но затем применяемый как средство для «окончательного решения еврейского вопроса». На процессе против управляющего фирмой Degesch, производившей «Циклон Б», было подсчитано, что 4 килограммов «Циклона Б» было достаточно для убийства 1000 человек.

№ слайда 7

Описание слайда:

Впервые для массового уничтожения людей «Циклон Б» был применён в сентябре 1941 г. в лагере уничтожения Освенцим по инициативе первого заместителя коменданта лагеря Карла Фрицша к 600 советских военнопленных и 250 других узников. Комендант лагеря Рудольф Гёсс одобрил инициативу Фрицша, и впоследствии именно в Освенциме этот газ применялся для убийства людей в газовых камерах.

№ слайда 8

Описание слайда:

Однако в то же время Фриц Габер спас человечество от азотного голода. Он придумал способ синтеза аммиака из водорода и атмосферного воздуха. Изобретение Габера драматически увеличило сельскохозяйственную продукцию во всём мире. Благодаря этому открытию Германия могла продолжать войну, поскольку она начала производить из аммиака селитру, которую раньше она ввозила из Чили.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Предвидение растущей опасности ещё в разгаре Первой мировой войны поставило Н.Д.Зелинского, как русского патриота и выдающегося естествоиспытателя, перед принципиально новой задачей. Но её надо было решать очень быстро. «Где же искать защиту, противоядие?» - спрашивал себя учёный. И здесь Николаю Дмитриевичу пришло спасительное решение: найти защиту в самой Природе. Этот способ превращения обычного древесного угля в активированный уголь и составлял суть открытия Н.Д.Зелинского, не говоря уже о самой идее использования угля в борьбе с отравляющими газами.

Описание слайда:

Академик П.Л. Капица отказался участвовать в создании советской атомной бомбы, за что в 1945 г. уволен с поста директора созданного им Института физических проблем АН СССР и в течение восьми лет находился под домашним арестом. Он был лишен возможности общаться со своими коллегами из других научно-исследовательских институтов. Занимался физикой на даче с сыном С.П. Капицей.

№ слайда 13

Описание слайда:

После взрывов в Хиросиме и Нагасаки ужаснувшийся Эйнштейн разослал крупнейшим бизнесменам телеграмму о запрещении использования ядерного оружия. Но было уже поздно… «Я не знаю, каким оружием будет вестись Третья мировая война, но совершенно очевидно то, что четвертая - только палками и камнями.»Альберт Эйнштейн

№ слайда 14

Описание слайда:

Реакторы Фукусимы были изготовлены по проектам компании General Electric При их проектировании в 70-е годы среди группы американских инженеров возник конфликт: трое инженеров подписали докладную записку, в которой говорилось, что реактор спроектирован неправильно, технически безграмотно и опасно. General Electric проигнорировал особое мнение инженеров, в результате чего ядерщики ушли в отставку, не подписав чертеж "Версии 1в". А General Electric возвела в Японии АЭС по фактически аварийному проекту.

№ слайда 15

Описание слайда:

Люди столько всего напроизводили и насозидали, что уже не справляются с этим богатством. В настоящее время необходимо уменьшить процессы созидания, и переключиться на процессы спасения планеты Земля. И становится очевидным возрастание персональной ответственности ученых за свои действия и их непосредственные и возможные в будущем результаты. «Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы - команда одного корабля. Хорошо, когда в споре между различными цивилизациями рождается нечто новое, более совершенное, но чудовищно, когда они пожирают друг друга». А. де Сент-Экзюпери

№ слайда 16

Описание слайда:

Список литературы1. «Воспитать ученого» Загорский Вячеслав Викторович - Образование: исследовано в мире, 20032. Куликов В.А. «История оружия и вооружения народов и государств с древнейших времен до наших дней.» - Уфа: Восточный университет, 2003. - 764 с.3. Новиков В.П. «Оружие Третьей мировой войны» / Под ред. В.П. Сальникова. – СПб.: Лань, 2001. – 356 с.4. Расторгуев С. «Формула информационной войны.»: - М.: Белые альвы, 2005. – 96 c.5. Аблесимов Н.Е. «А 154 Концепции современного естествознания: Учебн. пособие по проведению семинаров» / Н.Е. Аблесимов. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2005. – 89 с.6. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» - Москва 1982 год 7. Веб-сайт «Википедия»


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Этика науки. Социальная ответственность ученого. Профессиональная этика (в педагогике). Подготовила аспирант 1 курса кафедры общей психологии, психологии личности и истории психологииШироченко Е.В. Этика – от древнегреческого от греч. ethos – нрав, обычай, образ мыслей.Термин «этика» был введен Аристотелем более 2000 лет назад как обозначение особой области исследования философии. В его учении этика – это наука о нравственности, о развитии у человека таких качеств, как честность, благородство, мужество. Латинским аналогом слова «этика» является слово «мораль» (от лат. mores - общепринятые традиции, негласные правила) – принятые в обществе представления о хорошем и плохом, добре и зле, а также нормы поведения,вытекающие из этих правил. Наука тесно связана с развитием нравственности, зависит от моральных ценностей эпохи, в свою очередь мораль часто регулируется, а также определяется наукой. Научное знание, выясняя, что можно и что нельзя в действительности, намечает границы и ориентиры познания, границы дозволенного и недозволенного, тем самым осознается сфера реальных возможностей человека, совершенствуются критерии нравственного выбора. Таким образом, наука занимается не только деятельностью, направленной на выработку объективных знаний о мире, но и выработкой определенных этических норм. В научном обществе со временем сложилась своя система этических, моральных норм, запретов, регулирующих научную деятельность - то есть этический кодекс или императивы ученого. (Императив – общее нравственное предписание)В этическом кодексе ученого находят свое отражение, общечеловеческие моральные требования и запреты. Настоящее научное творчество - моральное занятие... Первый императив ученого - провозглашение высшего долга ученого служению Истине.Аристотель – «Платон мне друг, но истина дороже».В стремлении к истине ученый не должен считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими бы то ни было другими внешними обстоятельствами.Второй императив ученого - провозглашает полезность его деятельности для общества. Сегодня это звучит особенно актуально, потому что научные результаты быстро внедряются в практику и дают ощутимый эффект, но необходимо помнить, что применение научных достижений может приносить не только благо, но и зло, что порождает чрезвычайно сложную проблему ответственности ученых за свои открытия. Ученый несет ответственность за возможную опасность для отдельного человека, общества, экономики или вреда для природы, которые может причинить использование непроверенныхновых научных знаний. Профессиональная этика педагога. Ежедневно педагогическому работнику приходится находить выход из нетипичных профессиональных ситуаций, решать конфликты, преодолевать противоречия в сложной системе отношений «педагог - ученик», «педагог - педагог», «педагог - родители ученика», «педагог - руководитель учебного заведения. Анализ современной философской и педагогической литературы позволяет обобщить и выделить основные три группы профессионально-этических требований к педагогу: требования к гражданину, 2) требования к профессионалу, 3) требования к личности педагога. Гуманизация и демократизация, как приоритетные направления развития образования в российском обществе, выдвигают высокие требования к профессиональному уровню педагога, его человеческой совести и ответственности. Компетентность педагога становится необходимым условием социальных преобразований, когда именно через образование требуется формировать у подрастающего поколения социально-важные качества и опыт. Содержательной основой деятельности компетентного педагога является его ценность, влияющие на формирование всей системы взаимоотношений, отношений, характерных для учительской профессии. Ведь общечеловеческие ценности: Истина, Добро, Красота - остаются моральными императивами деятельности педагога. Деятельность педагога отличается от деятельности других категорий специалистов тем, что профессия требует от него развивать и совершенствовать, кроме профессиональных качеств, личностных. Перед педагогом, как и перед врачом, профессия предъявляет особые требования. Никакие профессиональные качества не компенсируют человеческое равнодушие, невоспитанность, грубость, агрессию по ученика, безответственность. Этика является неотъемлемой частью педагогического воздействия. Ведь педагог постоянно находится в состоянии морального выбора. Все отношения, складывающиеся в условиях педагогической деятельности, являются производными от уровня сформированности у учителя его профессиональной этики. В этой связи В. О. Сухомлинский отмечал, что учитель, осуществляя процесс обучения и воспитания молодежи, призван заботиться о целостности своего нравственного «Я». При этом профессиональная этика содержит совокупность моральныхнорм, которые определяют отношение работника к своему профессиональномудолгу, а через него - к людям, с которымион контактирует в процессе деятельности. Итак, профессиональная деятельность педагога и ее результат должны быть оценены обществом не только в аспекте знаний учащихся, которых учил этот педагог, но и с позиции нравственных инвестиций, примеров нравственного поведения в меняющихся ситуациях учебной жизни. В связи с этим встает вопрос четкого определения этических измерений педагогической профессии - под ними подразумевается совокупность этических требований к последней, моральных регуляторов деятельности педагога. Он всегда является носителем общественных целей, достижению которых, соответственно, подчиняет и средства педагогического воздействия. Именно выбор средств по достижению цели может по своей сути противоречить этическим измерениям. Моральная регуляция педагогической деятельности осуществляется благодаря специфической дифференциации моральных норм на нормы-запреты, нормы-рамки, нормы-образцы. Все нормы педагогической этики по своей сути не является руководящим инструментом деятельности учителя, их реализация требует от него душевной энергии, творческих сил, педагогического такта, позволяющие применять ту или иную норму в конкретной ситуации. Большинство ученых, педагогов, психологов для педагогической профессии выделяют такую ​​моральную норму, как любовь к ребенку. Она присутствует в системе педагогической морали каждой исторической эпохи. Таким образом, в условиях реализации новой парадигмы образования, суть которой определяется процессом гуманизации, через профессиональную этику педагога как форму его нравственного отношения к педагогической деятельности и ее участникам, трансформируются духовные и культурные ценности общества, происходит гармоничное развитие человека как личности. Регуляция профессионального поведения педагога на основе этики способствует эффективному решению им противоречий в образовательном процессе, преодолению возможных конфликтов, а также поиска новых путей собственного самосовершенствования и самореализации. «От того, как прошло детство, кто вёлребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В. А. Сухомлинский СПАСИБО СПАСИБО

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

НА ТЕМУ

«ЭТИКА НАУКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО»

Введение

1 Этика науки как глобальная проблема XXI века

2 Проблема ответственности ученого

3 Генная инженерия: этика и ответственность ученых

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Типичная для современной эпохи ситуация возникаю­щих кризисов, последствия которых отзываются на судь­бах крупных масс населения и представляют собой порой опасности подлинно глобального характера, налагают особую ответственность на науку как силу, участвующую в возникновении подобных ситуаций, и на творцов этой науки, т.е. на ученых.

Обвинения в адрес науки, а, следовательно, и ученых, приходится слышать нередко, и это естественно. Ведь значительная часть кризисов возникает как следствие применения современной технологии в базирующейся на ней экономике. Стало трюизмом, что прогресс техники, ее развитие и новые формы имеют своей почвой дости­жения пауки. Наука стала не просто одной из произво­дительных сил национальных хозяйств и мирового хозяй­ства в целом, она, по существу, является едва ли не самой мощной из этих сил, если не непосредственно, то, во всяком случае, косвенно, как универсальный источ­ник новых достижений, становящихся основой развития и технического прогресса.

Причины возникающих в наше время кризисов наря­ду с несовершенством различных экономических и со­циальных структур в большом числе случаев кроются в количественной и качественной неоднозначности резуль­татов технического прогресса, который открывает воз­можность как для разумного использования достижений техники, так и для применения во вред человеку (атомная промышленность и радиационная угроза; неудержимый рост масштабов использования природных ресурсов; возрастание мощности средств массовой инфор­мации; поток новых лекарственных веществ, часто с далеко не изученными действиями и т.д.).

Усматривая прямую или хотя бы косвенную первопричину возникно­вения тревожных ситуаций в успехах и достижениях науки, приходится считать, что наука несет определен­ную ответственность за складывающиеся условия, хотя не она, конечно, является главной их причиной. А отсюда с очевидностью следует, что особая ответственность ложится и на творцов науки, на ученых, своими трудами прокладывающих путь к возникновению отрицательных последствий.

Следует отметить и тот факт, что «последняя из надежд человечества, высочайший и величайший идеал Просвещения - Наука, которая «все сможет» и «все может», которая «выручит» и «спасет», …занимается сегодня не только косвенной и скрытой, но и прямой и непосредственно массовой разработкой самых бесчеловечных средств научного, научно обоснованного, как говорят сейчас, насилия над телом и духом человека» 1 .

Особенности научно-технической революции не могли не оказать влияния на постановку этических проблем современного естествознания, в частности на отношение ученых к проблеме ответственности. Как постановка, так и решение проблемы ответственности естествоиспытателя находятся в прямой зависимости от более общей проблемы взаимоотношения науки, морали и этики.

1 Этика науки как глобальная проблема XXI века

Хотя наука и техника выступают сегодня в ряду факторов, приводящих к необходимости создания некоей новой или универсальной этики, но возможно эта задача в позитивистском духе невыполнима, и тем тревожнее слышать предупреждения биологов, генетиков, медиков о том, что мы стоим перед опасностью разрушения человечества как вида, деформации даже его телесных основ.

Расшатывание генофонда, лихие шаги генной инженерии, открывающей настолько новые горизонты, но и зловещие возможности: порождения «призрака Франкенштейна», выход из-под контроля «мутантных генов», могущих исказить эволюционные приспособления человека, массовое порождение искусственных мутантов. Не исключена возможность ломки основного генетического кода в результате непродуманных вмешательств в его структуру. Нарастает генетическая отягощенность человеческих популяций. Повсеместно фиксируется резкое ослабление иммунного аппарата человека под воздействием ксенобиотиков и многочисленных социальных и личных стрессов.

Возможно, этика ненасилия и диалога из полуэкзотической и наивно-утопической конструкции становиться одним из центральных моментов этической мысли и выживания человечества в этом стремительно меняющимся мире. Поэтому дискуссии происходящие по этическим аспектам в биологии, медицине, генетике имеют не только чисто теоретический интерес, но и практический, касающийся всех нас так или иначе.

В научной литературе понятия «мораль» и «этика» часто употребляются как взаимозаменяемые (хотя они и нетождественны). Например, мы говорим: нормы профессиональной этики, этика ученого, моральные, нравственные, этические нормы и т.д. Это происходит оттого, что сама мораль как реальность содержит в себе разные элементы, тесно переплетенные между собой - сознание, отношения, поступки (деятельность), то есть содержит и определенное обоснование своих норм и принципов, точно так же, как наука о морали - этика - не ограничивается лишь пассивным теоретическим отражением моральной стороны нравов, а сама имеет нормативное содержание вырабатывает конкретные образцы поведения, обоснование должного.

Термин «этика» произошел от древнегреческого ,  , s (обычай, характер, образ мыслей) и получил признание в работах Аристотеля. Латинским аналогом этого слова является mosmores (нрав, обычай, характер, поведение). Отсюда наряду с греческим ,  (учение о добродетелях), появляется латинское moralitas (степень моральности человека). Другими словами, по своему первоначальному значению греческое  и латинское moralitas в основном совпадают, однако в процессе развития культуры, философии термины «этика» и «мораль».

Особенности научно-технической революции не могли не оказать влияния и на постановку этических проблем современного естествознания, в частности на отношение ученых к проблеме ответственности. Как постановка, так и решение проблемы ответственности естествоиспытателя находятся в прямой зависимости от более общей проблемы взаимоотношения науки, морали и этики.

Для обозначения максимально широкого круга философско-методологических и социологических проблем, отражающих разносторонние аспекты этого взаимодействия, употребляют термин «этика науки».

Этика ученого - более узкое по своему объему понятие, чем этика науки, поскольку она охватывает преимущественно регулятивистские аспекты действия морали в науке, обосновывает профессиональную мораль ученых и является частью, одним из аспектов этики науки.

Этика науки представляет собой философское и социологическое изучение взаимоотношений науки и морали:

а) в плане воздействия науки на мораль, знаний и научного прогресса на моральность, нравы людей и нравственный прогресс общества, влияние ценностей науки на мораль, соотношение истины и добра, истинности моральных явлений;

б) в плане воздействия морали на науку, ценностей и норм морали на отношение в науке и ее результаты, мировоззренческих установок ученого на познание действия морали как регулятора научной деятельности и научного общения, раскрытия содержания гражданской и моральной ответственности ученых.

В нормах научной этики находят свое воплощение общечеловеческие моральные требования и запреты, приспособленные, разумеется, к особенностям научной деятельности.

Этические нормы служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки, ценностей. Первой из них является бескорыстный поиск и отстаивание истины. В повседневной научной деятельности обычно бывает непросто сразу же оценить полученное знание как истину либо как заблуждение. И это обстоятельство находит отражение в нормах научной этики, которые не требуют, чтобы результаты были новыми знаниями, и так или иначе логически, экспериментально или иначе обоснованными. Ответственность за соблюдение такого рода требований лежит на самом ученом 2 .

2 Проблема ответственности ученого

Проблема ответственности ученого перед обществом уже давно привлекает к себе большое внимание. Она сложна и многообразна, складывается из немалого числа факторов, тесно сплетается с более широкой проблемой этических аспектов пауки, которую здесь затрагивать не будем.

Ученый в своей деятельности естественным об­разом несет ответственность, если можно так выразить­ся, общечеловеческого характера. Он ответствен за пол­ноценность вырабатываемого им научного «продукта»: от него ожидается безупречная требовательность к достоверности материала, корректность в использовании ра­боты своих собратьев, строгость анализа и прочная обоснованность делаемых выводов. Это элементарные, сами собой разумеющиеся стороны ответственности ученого, так сказать, его персональная этика.

Гораздо шире ста­новится ответственность ученого, когда вопрос встает о формах и результатах использования его трудов через посредство техники и экономики. Наивно думать, что дей­ствия, поведение отдельного ученого скажутся на возник­новении или протекании того или иного кризиса. Речь идет здесь об ином - о голосе содружества ученых, об их профессиональной позиции.

Последние десятилетия отмечены чрезвычайным развитием нейробиологии, в рамках которой возникли и успешно развиваются новые направления, изучающие структуру и функции центральной нервной системы человека. Результаты этих исследований, как имеющие подлинно научное значение, так и представляющие собой скоропалительные, необоснованные или явно сфальсифицированные «сенсации» таят опасность их антигуманного использования отнюдь не в целях излечения психических расстройств, а в качестве средства «модификации поведения». Бурное развитие химии и фармакологии в течение последних десятилетий обогатило медицину большим количеством новых активных лекарственных средств, воздействующих на психику человека и его поведение. Успехи нейрохирургии позволили проводить тонкие и сложные операции на мозге. Все эти достижения научно-технического прогресса и естественное стремление ученых проникнуть в тайны деятельности мозга человека выдвинули ряд важных морально-этических и правовых проблем 3 .

Одной из особенностей современной науки является ее все большее сближение с производством, уменьшается дистанция от момента научного открытия до его практического воплощения, ответственность ученого увеличивается. Появляется необходимость того научного риска, без которого невозможно претворение лабораторных результатов и научных выводов в производство в широком масштабе.

Таким образом, вопрос о практическом применении научных открытий заключает в себе проблему риска, то есть осознания ученым необходимости той смелости, которая выступает одной из конкретных форм проявления ответственности.

Формы проявления научного риска многообразны, но всегда вопрос о нем тесно связан с проблемой моральной ответственности ученого. В осознании ученым возможности или необходимости определенного научного риска проявляется противоречивый характер свободы научного творчества, с одной стороны, и ответственности - с другой.

Ответственность ученого является оборотной стороной свободы его научного творчества. С одной стороны, ответственность немыслима без свободы, с другой - свобода без ответственности становится произволом.

Когда четкие нравственные критерии утрачивает современный ученый, вооруженный всей мощью современной техники и поддерживаемый всеми «активами» современных государств, когда он «в интересах науки», а не из нравственности, а часто и из чисто «эстетического» интереса к «делу», к открытию и творчеству, как таковому, изобретает наборы ядов, атомное, бактериальное, психопатогенное и др. оружие, это смертельно для человечества, не говоря о том, что это смертельно и для науки 4 .

Среди областей научного знания, в которых особенно остро и напряженно обсуждаются вопросы социальной ответственности ученого и нравственно-этической оценки его деятельности, особое место занимают генная инженерия, биотехнология, биомедецинские и генетические исследования человека, все они довольно близко соприкасаются между собой.

Именно развитие генной инженерии привело к уникальному в истории науки событию, когда в 1975 году ведущие ученые мира добровольно заключили мораторий, временно приостановив ряд исследований, потенциально опасных не только для человека, но и для других форм жизни на нашей планете. Мораторию предшествовал резкий рывок в исследованиях по молекулярной генетике. Однако другой стороной этого прорыва в области генетики явились таящиеся в нем потенциальные угрозы для человека и человечества. Такого рода опасения и заставили ученых пойти на столь беспрецедентный шаг, как установление добровольного моратория. Тем не менее, дискуссии вокруг этических проблем генной инженерии отнюдь не утихли 5 .

Проблема ответственности ученого с большой ясностью и отчетливостью встает, когда он сталкивается с дилем­мой «за» или «против», как это имело место, например, в медицине в начале XX века, при эпохальном открытии Эрлихом его первого радикального средства против сифилиса - препарата «606».

Медицинская наука и вместе с ней практика в те времена управлялась принци­пом «прежде всего не вреди», да и теперь еще он фигурирует в «гиппократовой клятве». Эрлих выдвинул и мужественно отстаивал другой принцип: «прежде всего приноси пользу». Эти принципы прямо адресованы к ответственности, к со­вести ученого. Ясно, что они выходят далеко за рамки одной лишь медицинской науки, имеют самое широкое общее значение. Такие проблемы встают многократно, и здесь нет абсолютного рецепта. Каждый раз ученые должны взвешивать «за» и «против» и брать на себя ответственность, как поступать.

В случае Эрлиха ответственность ученого была необы­чайно высокая, можно сказать, гигантская. На одной чаше весов была страшнейшая болезнь, имеющая колос­сальное распространение повсеместно. На другой чаше - многообещающее, но до конца неизведанное лечебное средство с опасностью вторичных, быть может, тяжелых побочных явлений. Но уверенность в своей правоте, в на­дежности проверок способствовала тому, что принцип «прежде всего приноси пользу» восторжествовал. Несмотря на риск некоторого, предположительно возможного вреда, была побеждена тяжелейшая, подлинно глобальная болезнь.

3 Генная инженерия: этика и ответственность ученых

В последние годы дискуссии по вопросам генной инженерии обретают новые импульсы в связи с тем, что реальной стала возможность практического использования методов генной инженерии для лечения наследственных, одновременно с этим вопрос геннетического контроля уже несет с собой новые проблемы социально-экономического и морально-этического характера.

Под генной терапией немецкий исследователь И.Рейтер понимает введение генетического материала в организм с целью исправления дефектов. Некоторые ученые и религиозные деятели вообще выступают против генной технологии в применении ее к человеку, считая, что здесь есть рубеж, перейдя который, мы не сможем контролировать дальнейший ход событий. Вместе с тем те, кто, страдает наследственными заболеваниями, возлагают надежду именно на генную терапию.

В этой связи вновь возникает вопрос: может ли наука саморегулироваться на этическом уровне, в какой мере она способна к этическому самоконтролю? Ведь даже в случае применения в науке принципов этики, реально обусловленных конкретным пониманием блага человека, остается еще под вопросом, как будут действовать «обратная связь» и контроль за исполнением данных принципов.

Причины интереса к генной инженерии сейчас ясны. Дело в том, что помимо чисто познавательного интереса, генетическая инженерия вызвала интерес практически-прикладной - ныне она рассматривается даже как прообраз технологий будущего (биотехнология будущего). Развитие генетической инженерии заставило многих ученых задуматься над проблемами социальной ответственности науки и над возможностями социального регулирования научных исследований.

Человек приобретает могущество, которым следует пользоваться с величайшей предусмотрительностью и осторожностью - именно этим, в конечном счете, определяется социально-этическое содержание исследований в сфере генетической инженерии.

В целом генетическая инженерия представляет собой систему экспериментальных методов, позволяющих создавать искусственные генные структуры, которые получили название рекомбинантных (гибридных) молекул ДНК. Возможности, открываемые генетической инженерией перед человечеством, в частности, в ее прикладном значении, поистине безграничны.

Чрезвычайно важно, однако, обратить внимание на другую сторону генетической инженерии - на ее, так сказать, потенциальную угрозу для человека и человечества. В самом деле, поскольку манипуляции, лежащие в основе ее методов, затрагивают самые интимные механизмы генетических саморегулирующихся процессов и, в конечном счете, самой жизни, ясно, что молекулярные биологи достигли края страшной экспериментальной пропасти. Ведь даже простая небрежность экспериментатора (не так ли возник СПИД?) или его некомпетентность в мерах безопасности может привести к непоправимым последствиям и представляет, поэтому серьезную угрозу всему человечеству. Еще больший вред могут принести эти методы в руках разного рода маньяков-злоумышленников и при использовании их в военных целях.

Началом дискуссии по проблемам генетической инженерии послужила обеспокоенность в начале 70-х гг. XX века ряда ученых в связи с намечавшимся экспериментом по введению ракового вируса SV-40, вызывающего опухоли у мышей и хомяков, в бактерию, постоянно обитающую в кишечнике человека. В естественном виде и этот вирус, и бактерия кишечной палочки безвредны для человека. Однако вызывало беспокойство то, что с течением времени эти бактерии могут оказаться за пределами экспериментальной установки и внести свой роковой груз в живую клетку человека.

Попытки исследователей оценить вероятность возникновения «раковой эпидемии» оказались неудачными, ввиду отсутствия необходимой для этого информации. В этой ситуации в июле 1974г. группа исследователей-первопроходцев в области генетической инженерии во главе с Бергом обратилась к ученым всего мира с призывом наложить мораторий на научные исследования в двух наиболее опасных направлениях. Имелись в виду, во-первых, эксперименты по введению генов онкогенных вирусов, животных и токсинов в бактерии, во-вторых, клонирование, или эксперименты дробовика (shot-gun ), генов высших организмов в бактериях. Это был решительный призыв к научному сообществу по вопросам саморегулирования научной деятельности. Его поддержали многие ученые во всем.

Наряду с ростом движения за прекращение опасных экспериментов в области генетической инженерии ведутся интенсивные поиски приемлемых форм для продолжения генно-инженерных работ.

Генная инженерия, может быть, сильнее и очевиднее, чем, когда бы то ни было в прошлом (включая дискуссии об угрозе исследований в области ядерной физики), обратила внимание человечества на необходимость общественного контроля (социального и этического) за всем тем, что происходит в науке и что может непосредственно угрожать человеку. Хотя и приняты определенные правила генно-инженерных работ, вряд ли уместно преуменьшать их потенциальную опасность.

Развитие генной инженерии и близких ей областей знания (да и не их одних) заставляет во многом по-новому осмысливать и диалектическую связь свободы и ответственности в деятельности ученых.

Сегодня же принцип свободы научного поиска должен осмысливаться в контексте тех далеко не однозначных последствий развития науки, с которыми приходится иметь дело людям. В нынешних дискуссиях по социально-этическим проблемам науки наряду с защитой ничем не ограничиваемой свободы исследования представлена и диаметрально противоположная точка зрения, предполагающая регулировать науку. Все это показывает, сколь велика роль ученых в современном мире. Поэтому, действуя с сознанием своей социальной ответственности, ученый должен стремиться к тому, чтобы предвидеть возможные нежелательные эффекты, которые потенциально заложены в результатах его исследований.

Заключение

Нет сомнения, что в случае глобальных проблем, кризи­сов ученым не раз придется обращаться к своей совести, призывать чувство ответственности, чтобы найти правиль­ный путь преодоления возникающих угроз. И, разумеет­ся, дело общественной совести ученых мира, общей ответственности - всемерно бороться с причинами, вызываю­щими вредные, губительные последствия, направлять научные поиски на исправление вреда, который сама паука, не взвесив и не учтя возможных последствий, могла бы принести и тем самым оказаться причастной к возникновению тех или иных глобальных проблем. И не чем иным, как капитуляцией, следует считать встре­чающуюся в последнее время своеобразную форму реак­ции на возникающие перед совестью ученого трудные решения, которая находит свое выражение в выдвижении лозунгов «контрнауки» и «контркуль­туры» с призывом приостановить поступательное движе­ние научного исследования.

В настоящее время привлекают все более пристальное внимание такие широкие формы общественного движения, какими являются Международ­ная федерация ученых, их профессиональные объедине­ния в отдельных странах, возникновение организаций с четко выраженной специальной целью, таких, как Бри­танская ассоциация по социальной ответственности уче­ных (BSSRS), и т.д. В развитии этого движения мы видим важную форму проявления учеными своей ответ­ственности в периоды, характеризующиеся особенно широкими, достигающими глобальных масштабов пробле­мами, затрагивающими различные стороны современного общества.

Список использованной литературы

    Баев А.А. Геном человека: некоторые этико-правовые проблемы настоящего и будущего // Человек, 1995. - №2.- с.5-8.

    Докинз Р. Эгоистичный ген. - М.: Мир, 1993.

    Карпенков С.Х. Концепция современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 520с.

    Кутырев В.А. Познать нельзя помиловать // Человек, №1, 1993.

    Лазар М.Г. Этика науки. - Л.: ЛГУ, 1985. - 125с.

    Медянцева М.П. Ответственность ученого как социально-этическая проблема. - Казань: КГУ, 1973. - 174с.

    Силуянова И.В. Биоэтика и мировоззренческие традиции // Человек, №5, 1995.

    Трубников Н.К. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. - М.: Политиздат, 1990. - 464с.

    Тулинов В.Ф. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 416с.

    Фролов И.Т. Философия и история генетики: поиски и дискуссии. - М.: Наука, 1985.

    Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этические аспекты биологии. - М. -Знание, 1986.

    Чавкин С. Похитители разума: Психохирургия и контроль над деятельностью мозга. - М.: Прогресс, 1982.

1 Трубников Н.К. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. - М.: Политиздат, 1990. - С.294.

Этика» не равнозначны. Этика - наука о морали, учение о нормах морали и нравственности... честность, разумность, добросовестность, справедливость, гуманизм, Ответственность , уважение чести и достоинства человека и др...

  • Современная наука философия, ее учения и концепции

    Шпаргалка >> Философия

    Фундаментальными науками , как онтология - учение о бытии как таковом, и диалектика - учение о... индивидуальности всегда привлекала внимание ученых . Индивидуальность – неповторимое... принятому обществом. Ответственность - это категория этики и права, отражающая...

  • «Последствия курения» - Главный симптом - одышка. У мужчин риск в 4 раза выше, чем у женщин. Состав табачного дыма. Рак губы. Облитерирующий эндартериит- поражение кровеносных сосудов нижних конечностей. Легкие курящего человека. Легкие некурящего человека. Тромбоз церебральных сосудов - самая частая причина инсульта. Затем наступает так называемая перемежающаяся хромота, возникающая из-за недостаточного кровоснабжения.

    «Материальная ответственность сторон трудового договора» - Материальная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности. Виды материальной ответственности. Тема: Материальная ответственность сторон трудового договора. Если сумма взыскания не превышает среднего заработка за 1 месяц. Добровольный по заявлению или письменному обязательству. Порядок возмещения ущерба, причиненного работодателю.

    «Уголовная ответственность несовершеннолетних» - Состав преступления – совокупность признаков, указанных в уголовном законе, который характеризует конкретное общественно опасное деяние в качестве преступления. В зависимости от характера степени общественной опасности преступные деяния делятся: преступления небольшой тяжести (наказание не превышает 2-х лет лишения свободы); преступления средней тяжести (наказание не превышает 5-и лет лишения свободы); тяжкие преступления (наказание не превышает 10-и лет лишения свободы); особо тяжкие преступления (наказание – свыше 10-и лет лишения свободы или более строгое наказание).

    «Права и ответственность военнослужащих» - Дисциплинарная ответственность (кроме офицеров). Право на возмещение вреда. Денежное довольствие. Свобода совести и вероисповедания. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Свобода слова. Права и ответственность военнослужащих. Право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании.

    «Ответственность родителей» - Настораживает и ситуация с потреблением данной категорией граждан табачных изделий, алкогольных напитков токсических веществ. Органами внутренних дел Новгородской области в 2006 году выявлено 1137 несовершеннолетних, допустивших потребление спиртных напитков. В семье ребенок усваивает наиболее фундаментальные ценности, нормы поведения.

    «Административная и уголовная ответственность» - Исправительные работы. Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия. Настоящий перечень не является исчерпывающим. Уголовный кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ, дополнения и изменения 2003г., 2009г. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ). Содержание принудительных мер воспитательного воздействия (ст.91).


    Введение

    Заключение

    Список литературы

    ВВЕДЕНИЕ

    Научная деятельность требует от человека определенных качеств. Это не только беспредельное трудолюбие, пытливость и одержимость, но и высокое гражданское мужество. Настоящий ученый ведет бескомпромиссную борьбу с невежеством, защищает ростки нового, прогрессивного против попыток законсервировать устаревшие взгляды и представления. История науки бережно хранит имена ученых, которые, не жалея жизни, боролись с отсталым мировоззрением, тормозившим прогресс цивилизации. На костре инквизиции был сожжен Джордано Бруно, великий мыслитель, материалист, смело заявивший о бесконечности Вселенной.

    В эксплуататорском обществе у науки и ученых был и остается еще один противник -- стремление власть имущих использовать труд ученых в целях своего обогащения и в целях войны.

    Цель работы - изучение ответственности ученых за судьбы мира.

    В ходе работы решались следующие задачи:

    Определить ответственность ученых перед обществом за развитие оружия массового поражения;

    Изучить степень ответственности ученых за разработки в области генной инженерии и клонирования;

    1. Ответственность ученых перед обществом за развитие оружия массового поражения

    Ученые во все времена высказывались за недопущения войн и кровопролития, а так же за прекращение использования ядерных технологий. Так, в декабре 1930 года Альберт Эйнштейн высказал мысль: «Если бы можно было добиться того, чтобы только два процента населения земли заявили в мирное время, что откажутся воевать, вопрос о международных конфликтах был бы разрешен, ибо нельзя было бы заключить в тюрьму два процента населения земного шара, для них не хватило бы места в тюрьмах всей земли». Тем не менее, призыв Эйнштейна оставил заметный след: это был неизбежный и необходимый этап в непростом процессе осознания учеными своего гражданского долга перед человечеством.

    А. Эйнштейн и ряд других видных ученых, в том числе Поль Ланжевен, Бертран Рассел, входили в инициативный комитет по подготовке Всемирного антивоенного конгресса, состоявшегося в Амстердаме в августе 1932 года. Значительный шаг к объединению ученых против войны, был сделан антивоенным конгрессом в Брюсселе, в 1936 году. В рамках этого конгресса представители научной общественности тринадцати стран обсудили вопрос об ответственности ученых перед лицом военной опасности Емельянов В.С. О науке и цивилизации. - М.: Мысль. - 1986. С. 166. .

    В резолюции, принятой научным комитетом конгресса они осудили войну как подрывающую интернациональный характер науки и обязались направить свои усилия на предотвращение войны. Участники конгресса призывали ученых разъяснять пагубные последствия применения в целях войны научных достижений, вести антивоенную пропаганду разоблачать псевдонаучные теории, с помощью которых определенные силы пытаются оправдать войну.

    Это решение, принятое в канун второй мировой войны, не имело сколько-нибудь серьезных практических последствий, прежде всего, потому, что правительства империалистического Запада думали не о том, как пресечь гитлеровскую агрессию, а о том, как направить ее на Восток. Но оно заставило многих западных ученых задуматься о социально-экономических причинах войны, о той роли, которую могут сыграть ученые в просвещении широких масс относительно причин и последствий войны, в содействии организации сопротивления силам, заинтересованным в развязывании войны.

    Эти мысли подтолкнули ученых-антифашистов к действию, которое с позиций сегодняшнего дня можно оценить, как проявление стремления не допустить, чтобы атомное оружие оказалось в руках Гитлера и его союзников.

    Следует вспомнить, при каких условиях оно создавалось. Основные закономерности, связанные с процессами деления ядер урана, были открыты перед началом второй мировой войны, а само деление осуществлено уже в начале войны. В этих работах участвовали выдающиеся ученые многих стран мира.

    Гитлеровская Германия тоже могла создать ядерное оружие и использовать его для порабощения народов -- так думали многие ученые, особенно те, кто познал на практике что такое фашизм. Они делали все, чтобы не позволить Гитлеру использовать эту мощную силу. Отважный сын французского народа Фредерик Жолио-Кюри, исследования которого о делении ядра урана на два осколка под действием нейтрона выявили последнее звено в цепной реакции, принял все меры к тому, чтобы не допустить захвата гитлеровцами находившихся во Франции запасов урана и тяжелой воды, необходимой для создания атомного реактора.

    Сведения о том, что гитлеровская Германия проводит работы с целью военного использования атомной энергии, определили направление дальнейших исследований ученых западных стран. Тревога за судьбы народов и возможность овладения ядерным оружием Германией побудили прогрессивных ученых в США, многие из которых являлись беженцами из Европы, обратиться к американскому правительству с предложением о незамедлительном создании атомной бомбы.

    Такое решение было принято, а для разработки и изготовления атомной бомбы создана специальная организация под названием «Манхэттенский проект». Руководство этой организацией было поручено генералу Л. Гровсу -- представителю Пентагона.

    23 апреля 1957 года известный ученый, лауреат Нобелевской премии, врач и философ А. Швейцер привлек внимание общественности в обращении, переданном Норвежским радио, к генетическим и иным последствиям продолжающихся испытаний ядерного оружия. Жолио-Кюри поддержал это обращение, подчеркнув настоятельную необходимость прекращения испытательных взрывов ядерного оружия. В предупреждении, подписанном более чем 2 тыс. американских ученых, которое было опубликовано Л. Полингом, говорилось: «Как ученые мы знаем о грозящих опасностях и несем особую ответственность за ознакомление людей с этими опасностями. Мы считаем необходимым предпринять немедленные действия для достижения международного соглашения в целях полного прекращения испытаний ядерного оружия» Емельянов В.С. О науке и цивилизации. - М.: Мысль. - 1986. С. 168. .

    Это заявление встретило положительный отклик со стороны ученых многих стран. Советские ученые так же категорически заявили, что они поддерживают запрещение ядерного оружия и требуют заключения между странами соглашения о незамедлительном прекращении испытаний атомных и водородных бомб, считая, что любая ядерная война, где бы она ни возникла, обязательно превратилась бы во всеобщую войну с ужасными последствиями для человечества.

    Можно было бы привести множество других примеров, свидетельствующих о бескомпромиссной борьбе прогрессивных ученых за запрещение ядерных испытаний. Благородное человечество воздает должное тем, кто самоотверженно выступает за прекращение испытаний и производства ядерного оружия, за запрещение его использования.

    Современного ученого нельзя представить без высокого чувства гражданственности, без обостренной ответственности за результаты своей деятельности, без серьезной озабоченности судьбами мира и человечества. Ученый любой специальности при любых обстоятельствах должен рассматривать заботу о благе человечества как свой высший моральный долг.

    2. Ответственность ученых за разработки в области генной инженерии и клонирования

    Генная инженерия возникла в 1970-е гг. как раздел молекулярной биологии, связанный с целенаправленным созданием новых комбинаций генетического материала, способного размножаться (в клетке) и синтезировать конечные продукты. Решающую роль в создании новых комбинаций генетического материала играют особые ферменты (рестриктазы, ДНК-лигазы), позволяющие рассекать молекулу ДНК на фрагменты в строго определенных местах, а затем «сшивать» фрагменты ДНК в единое целое. Только после выделения таких ферментов стало практически возможным создание искусственных гибридных генетических структур -- рекомбинантных ДНК. Рекомбинантная молекула ДНК содержит искусственный гибридный ген (или набор генов) и «вектор-фрагмент» ДНК, обеспечивающий размножение рекомбинированной ДНК и синтез ее конечных продуктов -- белков. Все это уже происходит в клетке-хозяине (бактериальной клетке), куда вводится рекомбинированная ДНК Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии: Политиздат, 1986.С. 144. .

    Методами генной инженерии сначала были получены трансгенные микроорганизмы, несущие гены бактерии и гены онко-генного вируса обезьяны, а затем -- микроорганизмы, несущие в себе гены мушки дрозофилы, кролика, человека и т.д. Впоследствии удалось осуществить микробный (и недорогой) синтез многих биологически активных веществ, присутствующих в тканях животных и растений в весьма низких концентрациях: инсулина, интерферона человека, гормона роста человека, вакцины против гепатита, а также ферментов, гормональных препаратов, клеточных гибридов, синтезирующих антитела желаемой специфичности, и т.п.

    Генная инженерия открыла перспективы конструирования новых биологических организмов -- трансгенных растений и животных с заранее запланированными свойствами. Огромное значение имеет так же изучение генома человека.

    Ответственность ученых в ходе развития генной инженерии можно охарактеризовать тем, что они должны соблюдать конфиденциальность генетической информации о конкретных людях. Например, в некоторых странах приняты законы, ограничивающие распространение такой информации.

    Несмотря на то, что в лабораторных условиях проведена значительная работа по конструированию трансгенных микробов с самыми разнообразными свойствами, ученые ответственны перед обществом за недопущение применения в открытой среде трансгенных микробов. Это обусловлено неясностью последствий, к которым может привести такой в принципе неконтролируемый процесс. К тому же сам мир микроорганизмов изучен крайне слабо: наука знает в лучшем случае около 10% микроорганизмов, а об остальных практически ничего не известно; недостаточно исследованы закономерности взаимодействия микробов между собой, а также микробов и других биологических организмов. Эти и другие обстоятельства обусловливают повышенное чувство ответственности ученых-микробиологов, выраженное не только к трансгенным микроорганизмам, но и вообще к трансгенным биоорганизмам Этико-правовые аспекты проекта «Геном человека»: Международные документы и аналитические материалы. М., 1998. .

    Нельзя так же недооценивать важность осознания своей ответственности учеными, занимающимися клонированием.

    В последнее время в средствах массовой информации распространяется много предсказаний, пожеланий, догадок и фантазий о клонировании живых организмов. Особую остроту этим дискуссиям придает обсуждение возможности клонирования человека. Вызывают интерес технологические, этические, философские, юридические, религиозные, психологические аспекты этой проблемы; последствия, которые могут возникнуть при реализации такого способа воспроизводства человека.

    Конечно, ученые защищаются тем, что в XX в. было проведено немало удачных экспериментов по клонированию животных (амфибий, некоторых видов млекопитающих), но все они были выполнены с помощью переноса ядер эмбриональных (недифференцированных или частично дифференцированных) клеток. При этом считалось, что получить клон с использованием ядра соматической (полностью дифференцированной) клетки взрослого организма невозможно. Однако в 1997 г. британские ученые объявили об успешном сенсационном эксперименте: получении живого потомства (овечка Долли) после переноса ядра, взятого из соматической клетки взрослого животного (донорской клетке более 8 лет).

    Но особо следует относиться к ответственности за клонирование человека. Не смотря на то, что пока отсутствуют технические возможности клонировать человека, принципиально клонирование человека выглядит вполне выполнимым проектом. И здесь возникает множество уже не только научных и технологических проблем, но и этических, юридических, философских, религиозных.

    Вместе с тем ученые очень осторожно относятся к перспективам клонирования, указывают на ограниченности этого метода. В частности, отмечают, что, исходя из закономерностей молекулярной генетики, можно сформулировать ряд предположений.

    Заключение

    В результате исследования ответственности ученых за судьбы мира, можно сделать следующие выводы.

    Значение науки в общественной жизни непрерывно возрастает. Из года в год увеличивается число людей, имеющих отношение к научной работе, сокращается промежуток времени, проходящий между научными исследованиями и практическими приложениями. Наука становится производительной силой, следовательно, растет и ответственность ученых перед обществом и человечеством.

    Ученый творит в обществе, чья история, чье современное состояние оказывают на него непрерывное воздействие. И, конечно, существует обратная связь -- ученые наравне с остальными мыслящими людьми воздействуют на общество.

    Служение нравственным идеалам следует из понимания ученым своей ответственности перед обществом. Ученому многое дано. Его творческая работа вырабатывает у него строгое и непредвзятое мышление, способность к точному логическому рассуждению. Общество внимательно прислушивается к словам ученого; его деятельность может иметь серьезные последствия для человечества. Ответственность ученого перед обществом требует от него гражданского мужества. Это свойственно далеко не всем. И далеко не все зависит от ученого.

    История атомной бомбы общеизвестна. Эйнштейн, Ферми, Сциллард, Оппенгеймер руководствовались высокой целью борьбы с беспримерными в истории человечества преступниками -- с германским фашизмом. Однако открытие физиков попало в руки американских военных, которые сожгли Хиросиму и Нагасаки. Попытки ученых остановить это ужасное дело оказались тщетными. Физики -- не Теллер, конечно, -- пережили тяжелую нравственную травму.

    Во времена Ломоносова ученый мог творить в одиночку, сейчас же ситуация изменилась. Современность выдвинула новый тип ученого-организатора и руководителя. Невероятное усложнение и увеличение масштаба научного оборудования, необходимого для решения актуальных задач физики или астрономии, делает в ряде случаев невозможной работу в одиночку или малыми коллективами. Вместо скромной лаборатории -- грандиозное научное учреждение, в деятельности которого участвуют многие сотни людей. Ими руководит крупный ученый. Он вынужден ежедневно и ежечасно преодолевать громадные трудности совмещения творческой умственной работы с решением конкретных задач общественного, организационного, экономического, финансового характера. Таланта и сосредоточенности здесь недостаточно. Руководитель должен быть и сильной личностью.

    Сказанное не означает невозможности в наши дни индивидуальной работы или работы с малым числом сотрудников. Молекулярная биология, наряду с физикой микромира ставшая ведущей областью современного естествознания, в значительной мере создана именно такими индивидуальными усилиями.

    Ученый, вне зависимости от того, работает он в группе или же является ярким индивидуалистом, сталкивается с этическими проблемами непрерывно.

    Научная работа требует абсолютной правдивости. Очень часто результаты опыта противоречат ожиданиям, режут под корень исходную концепцию. Основной этический принцип научной работы -- честное отношение к этим результатам. Здесь нужно мужество. Тем более оно необходимо, когда уже опубликованная работа оказывается ошибочной, и ее опровергают. Честный ученый вынужден признать свою ошибку, принять научно аргументированные возражения.

    Особенно это актуально, если речь идет о биоэтике. Большинство ученых сходятся в том, «что во многих случаях приобретает актуальность и вопрос о необходимости предварительного этического обоснования предпринимаемого научного исследования» Волькенштейн М.В. Наука людей: Новый мир №11, 1969. . Так, например, проблемы, возникающие с развитием генной инженерии, должны быть решены на широкой гуманистической основе, предполагающей приоритет блага человека. Вместе с тем это решение не должно закрывать новые пути познания природы, которое также, в конечном счете, служит благу человека. Таким образом, возникает одна из важнейших проблем современной философии, которая касается свободы исследования и социально-этической ответственности ученого.

    Как написал в своем труде М. Волькенштейн: «Подлинное научное творчество -- нравственное занятие.… На высшем уровне служения истине ученый оказывается поборником нравственных идеалов человечества» Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии: Политиздат, 1986. .

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Волькенштейн М.В. Наука людей: // Новый мир №11, 1969.

    2. Герцик Ю.Г. Основы этики ученого //Знание - сила, 1990, №6. С. 34-38.

    3. Емельянов В.С. О науке и цивилизации. - М.: Мысль. - 1986. - 239 с.

    4. Емельянов В.С. Ответственность ученых. - М.: Мысль. - 1988. - 134 с.

    5. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии: Политиздат, 1986.

    6. Этико-правовые аспекты проекта «Геном человека»: // Международные документы и аналитические материалы. М., 1998.

    Подобные документы

      Понятие и задачи генной инженерии и молекулярного клонирования. Характеристика векторов на основе плазмид, бактериофагов и космид. Биотехнологические манипуляции с кишечной палочкой, этапы ее трансформации. Применение трансформированных микроорганизмов.

      реферат , добавлен 20.12.2013

      Влияние научно-технической революции на современное естествознание, на отношение ученых к проблеме ответственности. Этика науки как глобальная проблема XXI века. Проблема ответственности ученого. Генная инженерия: этика и ответственность ученых.

      контрольная работа , добавлен 20.01.2008

      Основы и техника клонирования ДНК. Этапы генной инженерии бактерий. Развитие генетической инженерии растений. Генетическая трансформация и улучшение растений с помощью агробактерий, источники генов. Безопасность генетически модифицированных растений.

      реферат , добавлен 11.11.2010

      Достижения генной инженерии. Понятие и сущность клонирования. Клонирование животных. Репродуктивное и терапевтическое клонирование. Проблемы клонирования человека: этическая (религиозная), правовая, моральная. Возможные последствия клонирования человека.

      доклад , добавлен 21.01.2008

      Сущность генной и клеточной инженерии. Основные задачи генной модификации растений, анализ вредности их употребления в пищу. Особенности гибридизации растительных и животных клеток. Механизм получения лекарственных веществ с помощью генной инженерии.

      презентация , добавлен 26.01.2014

      Определение генетически модифицированного организма, генотип которого был искусственно изменён при помощи методов генной инженерии. Этапы и методы создания ГМО. Продукция, содержащая трансгенные компоненты. Высказывания известных ученых России о ГМО.

      презентация , добавлен 20.10.2014

      Генная инженерия: история возникновения, общая характеристика, преимущества и недостатки. Знакомство с новейшими методами генной инженерии, их использование в медицине. Разработка генной инженерии в области животноводства и птицеводства. Опыты на крысах.

      курсовая работа , добавлен 11.07.2012

      Получение, обоснование, систематизация и оценка новых знаний. Структурные элементы, специфические признаки науки. Объективность, рационализм, системность, упорядоченность и проверяемость. Функции и уровни науки. Ответственность ученых перед обществом.

      презентация , добавлен 30.05.2014

      Использование генной инженерии как инструмента биотехнологии с целью управления наследственностью живых организмов. Особенности основных методов и достижений генной инженерии в медицине и сельском хозяйстве, связанные с ней опасности и перспективы.

      доклад , добавлен 10.05.2011

      Пересадка генов и частей ДНК одного вида в клетки другого организма. История генной инженерии. Отношение к генетически модифицированным организмам в мире. Новые ГМ-сорта. Что несёт человечеству генная инженерия. Какие перспективы генной инженерии.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное