Домой Аюрведа Внутренняя политика николая 1 схема. Внутренняя политика Николая I: кратко об основных направлениях

Внутренняя политика николая 1 схема. Внутренняя политика Николая I: кратко об основных направлениях

Историю Российского государства невозможно изучить полностью, так как практически каждый день появляются всё новые и новые сведения прошлых лет, а то и веков. Но некоторые моменты точны, и их уже не изменить. Яркий пример этому – внутренняя политика Николая I. Его личность считается одной из значимых в истории. Его правление считалось достаточно жёстким.

Николай I – краткая биография

Наследник престола родился в 1796 году в Царском селе. Он застал в живых свою бабушку Екатерину II, которая царствовала на тот момент. Отцом Николая I был император Павел I, мать – императрица Мария Фёдоровна. Будущий император был третьим сыном в семье.
С самого младенчества будущий царь состоял на военной службе. Ему готовили великое будущее полководца. Даже все игрушки, которые были у него, имели военную тематику.

Мальчик рос очень любознательным и отличался умом и сообразительностью. У него была отличная память. Когда он вырос, то по именам и в лицо помнил практически каждого солдата. Он замечательно рисовал, интересовался балетом и оперным искусством, понимал музыку.
С юных лет, Николай всегда и во всём старался походить на своего идола Петра I.

В 1817 году Николай I женился на дочери короля Пруссии. У императора было семеро детей. На престол взошёл в 1825 году после внезапной гибели старшего брата Александра. Средний брат Константин отказался от царствования.

Внутренняя политика Николая I

Политика внутри страны была направлена императором, в первую очередь, на укрепления самодержавия и повышения статуса страны. Также царь действовал, большей частью, в интересах дворян и помещиков. Все решения Николай I принимал лично и не упускал из виду ни один вопрос.

Он провёл множество реформ, которые ни коем образом не тронули существующее государственное устройство государства. Так как государь был человеком военным, то все его решения были жёсткими.

Большое влияние на царя оказало восстание декабристов 26 декабря 1825 года. Оно произошло на самом старте царствования Николая I. Народное волнение было связано с укреплением самодержавия и ужесточением мер против простых крестьян. Также выступающие были против кандидатуры Николая I на роль главы государства. Восстание было разбито, вернее сказать расстреляно. А самых видных деятелей арестовали и казнили через повешение.

После такого события император понял, что необходимо укреплять свои позиции, а сделать это можно при помощи увеличения штата военных. С 1826 года Собственная канцелярия царя пополнилась. В ней появился корпус жандармов, который обеспечивал безопасность государственного строя. В этом же году был создан специальный комитет, который должен был разработать программу реформ. Со своей задачей такая организация справилась хорошо.

Много внимания Николай I уделял печати и образованию. Так практически все печатные издания попали под цензуру. В свет выходило мало статей и то только те, которые прошли жёсткий отбор и не затрагивали интересов царя и самодержавия.

То же самое происходило и с образованием. Школы стали сословными. Средние и высшие учебные заведения были закрыты для простых крепостных крестьян. Таким образом Николай задумал бороться со свободомыслием. 1828 год – принятие школьной реформы. С этого времени бедные крестьяне могли посещать только низшие школы. Следом под твёрдую руку императора попали университеты. Их свобода и самостоятельность закончились. Теперь появились органы, надзирающие за деятельностью высших учебных заведений. Многие гуманитарные науки были запрещены в программе обучения.

Под преобразования попала и церковь. Так единственной признанной верой стало православие. А такие веры как старообрядчество старались искоренить вовсе, считая их «сатанистами», молящимися против царя. Церковь превратилась в машину, подчиняющуюся бюрократии императора.

1833 год, под чётким руководством Сперанского в свет выходит «Полный сборник законов Российской империи».
Проводится денежная реформа. Все сделки проводятся при помощи серебряного рубля.

С 1837 года до 1841 года Николай I совместно со своим приближённым Киселёвым вплотную занимается крестьянской реформой. В самом начале управления государством, император очень импонировал простым крестьянам и хотел отменить крепостное право. Однако позже он понимает, что свобода крестьян может обернуться неприятностями для государства в целом. Принятая реформа значительно улучшила жизнь простых людей. Но улучшение проходило только у государственных крестьян, а крепостных практически не коснулось. Создавались школы и больницы специально для крестьян. Помещик мог освободить своего крестьянина. Им выделялись наделы земли, которые подлежали наследованию. И самое основное – продажа крепостных за долги была запрещена. Для освоения земель, крестьян из сёл, в которых проживало много народа, переселяли в места, которые были не обжиты. Им выделялась земля. Таким образом, появлялись новые сёла и волости. Налоги и другие взимания с крепостных были упорядочены. Созданы, так называемые, общественные земли. Эти земли обрабатывались совместно и полученным урожаем тоже пользовались вместе.

При Николае первом, с 1837 года набирают силу строительные проекты. Например, строится первая в России железнодорожная ветка.
В 1848 году проведена реформа, связанная с инвентаризацией имущества. Теперь помещики должны были пересчитывать имущество, как минимум 1 раз в год. Сведения о пересчётах стекались к императору.

Император правил 30 лет. Но за эти годы ничего конкретного для повышения уровня жизни страны, сделано не было. Николай I не смог заменить Петра I. И даже близко походить на него государь не смог.

Заключительным этапом в правлении Николая I стала Крымская война, начавшаяся в 1853 году. Российская империя приняла поражение. Это показало, что стране ещё очень далеко до развитых европейских стран. И в первую очередь необходимо навести порядок внутри страны.

Внутренняя политика Николая I действовала только в интересах придворных и помещиков. Простые же люди были недовольны, поэтому на протяжении всего периода правления по всей стране вспыхивали народные восстания и бунты.

Основные направления внутренней политики Николая I. Николай I извлек уроки из выступления декабристов. Ему составили две подробные записки по делу декабристов: 1) против чего они выступали, 2) что они предлагали.

Император провел реформы, которые должны были укрепить государствен-ность и нравственность в стране:

Император не доверял ни членам Сената, ни министрам, поэтому главным органом в стране стала Канцелярия императора, в которой было создано 6 от-делений. II отделение канцелярии занималось кодификацией законов. Его во-зглавил М.М.Сперанский. III отделение стало заниматься борьбой с инако-мыслящими. Его руководителем стал генерал А. Х. Бенкендорф, герой Отече-ственной войны. В помощь этому отделению был создан Корпус жандармов;

Была создана уездная полиция,

Был принят новый цензурный устав (там было 200 параграфов запретов),

Были приняты новые университетский и гимназический уставы (в эти уче-бные заведения стали принимать в основном лиц из благородных сословий),

Император поручил жандармским офицерам сочинить гимн Российской им-перии. Они взяли за основу английский гимн, немного поменяв слова.

Николай I был убежденным противником крепостного права. Но он был противником немедленной его отмены. Император хотел путем отдельных реформ подготовить условия для отмены крепостного права. Николай I лик-видировал военные поселения. Подписал указ об обязанных крестьянам, в котором подтвердил право помещиков отпускать на свободу своих крепост-тных. Те, кто это не сделает, должны были заключить со своими крестьянами договоры, в которых четко определить сроки барщины и размеры оброка. Император разрешил крепостным крестьянам приобретать в собственность на свое имя различное имущество. Тогда появилось немало капитáлистых крестьян , которые разбогатели на доставках в города продукции своих одно-сельчан.

Министр Киселев провел реформу управления государственными крестья-нами. В селениях, где жили государственные крестьяне, открывались школы и больницы. Это не нравилось соседям-помещикам.

В 1830 г. началось восстание поляков за независимости своей страны. Восс-тание было подавлено. Польша была лишена конституции.

Основные направления внешней политики Николая I . В это время было два направления во внешней политике: участие в Священном союзе и попытки решения «восточного вопроса».

По наследству Николай I стал главой Священного союза. Он проводил совещания, направлял войска для подавления восстаний и революций. Во время восстания в Греции он на словах осудил греков, но ничего не сделал, чтобы помешать русским добровольцам отправляться в Грецию, не мешал и снабжению греческих повстанцев вооружением. Совершенно иначе себя вел император, когда началось восстание поляков.


В 1826-1848 гг. неуклонно падал авторитет Николая I в Священном союзе. Когда в 1848 г. началась революция во Франции, никто не поддержал его идею интервенции против этой страны. Чтобы восстановить свой авторитет, император согласился удовлетворить просьбу австрийского императора и послал свою армию на подавление революции в Венгрии. Однако восстано-вить свой авторитет в Священном союзе не удалось. Союз распался.

Столь же неудачными были попытки решить «восточный вопрос». Он был сформулирован еще Екатериной II и заключался в военном разгроме Турции и разделе всех ее европейских владений.

В конце 1820-х гг. Турция и Иран объявили войну России. Они были против утверждения России на Кавказе: при Александре I в состав России вошли Грузия, часть Армении и часть Азербайджана. Русские войска раз-громили своих противников.

В 1830-е гг. Турция заключила с выгодный для России договор. Против него выступили СК и Франция. Турки пошли на уступки англичанам и французам. Тогда Николай I пришел к мысли окончательно решить «восточный вопрос».

В 1853 г. султан передал христианские святыни в Палестине под управле-ние католиков и протестантов. Это вызвало возмущение Николая 1. Посол России князь Меншиков намеренно оскорбил султана. Вскоре султан объявил войну России (октябрь 1853 г.).

Военные действия проходили на суше (Балканский и Кавказский фронты) и на море. За месяц боев русская армия разгромила турецкую армию, а русский флот под командованием адмирала Нахимова разгромил турецкий флот. Но на помощь Турции пришли СК, Франция и Австрийская империя. Они потре-бовали вывода русских войск со всех захваченных территорий. Получив от-каз, они объявили войну России.

В марте 1854 г. военные флотилии англичан и французов вошли во внут-ренние воды России: подошли к побережью Черного, Балтийского, Белого и Берингова морей и пытались высадить десант в Крыму, в Кронштадте, на Соловецких островах и у города Петропавловска на Камчатке. Везде, кроме Крыма, десант врага был уничтожен русскими отрядами. Начались военные действия в Крыму. Поэтому война получила название Крымской (в Европе её называют Восточной).

Русской армией в Крыму командовал генерал Меншиков, опытный царе-дворец и дипломат, но бездарный военачальник. Он не помешал высадке англо-франко-турецкого десанта в Балаклаве. Более того, пытался вывести армию из Крыма. Но император запретил это делать.

Командование противника также допустило ошибку: оно не повело свои армии на незащищенный Севастополь. Этим воспользовались руководители Черноморского флота Нахимов, Корнилов и Истомин. Они затопили парус-ный флот в бухте Севастополя, чтобы туда не мог войти паровой флот про-тивника. Флотоводцы организовали строительство укреплений к северу от Севастополя. Англо-франко-турецкое наступление на Севастополь началось тогда, когда укрепления были построены. 11 месяцев воины и жители Сева-стополя мужественно сдерживали одну за другой атаки врага. Город подвер-гался обстрелу дальнобойной артиллерией противника.

Стало понятно, что Россия терпит поражение. Император не хотел этого признавать. И фактически кончил жизнь самоубийством. В начале 1855 г. он заболел, но назначил военный смотр на Сенатской площади, куда отправился в осеннем плаще. 15 февраля император умер. Его преемник Александр II подписал мирный договор.

Восстание декабристов оказало большое влияние на
правительственную политику. Активная и целеустремленная
борьба с любыми проявлениями общественного недовольства
стала важнейшей составной частью внутриполитического курса
нового монарха - Николая I
(1796-1855).

Необходимым условием упрочения существующего строя
император считал усиление личного контроля монарха за
работой государственного аппарата
. Николаевское
царствование - время предельной централизации управления
империей, апогей самодержавия. Все рычаги, приводившие в
движение сложную государственную машину, находились в
руках монарха.

Стремясь предотвратить революцию в России, особое внимание
император уделял укреплению репрессивного аппарата .
Существовавшая в стране в первой четверти XIX в. система
политического сыска нуждалась, как показало восстание
декабристов, в реорганизации. С 1826 г. обеспечивать
"безопасность престола и спокойствие в государстве" стало
III отделение Собственной его императорского величества
канцелярии. Исполнительным органом III
отделения был
Корпус жандармов, образованный в 1827 г. Страна делилась
на жандармские округа, возглавлявшиеся жандармскими
генералами. В каждой губернии вопросами охраны
государственной безопасности ведал специально назначенный
штаб-офицер (старший офицер) жандармерии.

Предметом особых забот Николая I были печать и
образование
. Именно здесь, по его мнению, укоренилась
"революционная зараза". В 1826 г. был издан новый
цензурный устав, получивший у современников название
"чугунного устава". Действительно своими жесткими нормами
он наложил весьма тяжкое бремя на издателей и авторов.
Правда, в 1828 г. новый устав несколько смягчил крайности
своего "чугунного" предшественника. Тем не менее мелочный
и жесткий надзор за печатью сохранялся.

Столь же педантичному контролю подвергались и учебные
заведения
. Николай I стремился сделать школу сословной, а
преподавание, в целях пресечения малейшего свободомыслия,
вести в строгом православно-монархическом духе.
Рескриптом, изданным в 1827 г., царь запретил допускать
крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения.
В 1828 г. появился новый школьный устав, перестроивший
средние и низшие звенья народного образования. Между
существовавшими типами школ (одноклассное приходское
училище, трехклассное уездное училище, семиклассная
гимназия) какая-либо преемственная связь уничтожалась,
поскольку в каждом из них могли обучаться лишь выходцы из
соответствующих сословий. Так, гимназия предназначалась
для детей дворян. Средняя и низшая школа, а также частные
учебные заведения находились под жестким надзором
Министерства народного просвещения. Пристальное внимание
правящие круги уделяли университетам, которые и высшая
бюрократия, и сам царь не без оснований считали
рассадником "своеволия и вольнодумства". Устав 1835 г.
лишил университеты значительной части их прав и внутренней
самостоятельности. Целям идеологической борьбы со
свободомыслием служила сформулированная в 1833 г.
министром народного просвещения С.С.Уваровым теория
официальной народности, базировавшейся на трех принципах:
православие, самодержавие и народность. В духе этой
теории, обосновывавшей соответствие существующих порядков
русской национальной традиции, строилось преподавание в
учебных заведениях. Теория официальной народности активно
пропагандировалась в прессе и литературе.


Следует отметить, что, взяв на вооружение теорию
официальной народности
, Николай I решительно боролся с
любыми отклонениями от православия. Весьма крутые меры
принимались против старообрядцев, у которых отбирались
молитвенные здания, недвижимость и т.п. Дети
"раскольников" насильственно зачислялись в школы
кантонистов. Такая "защита" интересов официального
православия не шла, однако, последнему на пользу.
Православная церковь при Николае I окончательно
превратилась в составную часть бюрократической машины.
Синод все больше становился "ведомством православного
исповедания", управлявшимся светским должностным лицом -
обер-прокурором. Все это не могло не подрывать авторитета
церкви.

6 декабря 1826 г. Николай I образовал
специальный секретный комитет, призванный рассмотреть
ситуацию в государстве и разработать программу необходимых
реформ. "Комитет 6 декабря 1826 г." действовал в течение
трех лет. Им была намечена довольно обширная программа
преобразований, предусматривавшая, в частности, некоторое
ограничение помещичьей власти над крестьянами, перестройку
центральной и местной администрации в духе принципа
разделения властей и т.п. Крайне консервативные круги
выступили против этих планов. Восстание в Польше,
"холерные бунты" 1830-1831 гг. окончательно похоронили
большинство начинаний этого Комитета. Для обеспечения
законности известное значение должна была иметь
кодификация законов, завершенная к 1833 г. Результатом
этой обширной работы по систематизации законов,
появившихся после Соборного уложения 1649 г., стало
издание "Полного собрания законов Российской империи" и
"Свода законов Российской империи". Впрочем, значение,
которое имели все эти упорядочившие законодательство меры,
было небольшим, поскольку чиновничество действовало,
абсолютно не считаясь с какими-либо правовыми нормами.

В последующие годы своего царствования Николай I
неоднократно возвращался к мысли о необходимости
урегулирования вопроса о крепостном праве
. Различные
варианты решения этой проблемы разрабатывались в 8
секретных комитетах, которые буквально один за другим
создавались императором. Позиция самого Николая I в
крестьянском вопросе была весьма противоречивой. "Нет
сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении у
нас есть зло... - заявил царь однажды, - но прикасаться к
нему теперь было бы делом еще более гибельным". В этих
условиях практические результаты работы упомянутых
комитетов оказались ничтожными. Ни на какие меры,
сколько-нибудь существенно менявшие положение крепостных,
Николай I не пошел. Неутешительные результаты дала и
проводившаяся в жизнь с середины 30-х годов XIX в. реформа
управления государственными крестьянами. Призванная
улучшить их положение и реализовавшаяся одним из наиболее
просвещенных и способных сановников николаевского
царствования П.Д.Киселевым, эта реформа обернулась для
казенной деревни усилением административной опеки со
стороны коррумпированного чиновничества, ростом произвола
начальства. Бюрократический аппарат действовал сам по себе
и вопреки воле самодержца, руководствуясь собственными
интересами. В конечном счете поэтому на реформу
П.Д.Киселева крестьянство ответило вспышкой серьезных
волнений.

Николай I уделял большое внимание вопросам укрепления
позиций первого сословия империи - дворянства
как
важнейшей опоры трона. Процесс постепенного экономического
оскудения дворянства давал себя знать по мере разложения
крепостнической системы. В этой связи самодержавие
стремилось упрочить положение высших и средних слоев
помещиков, жертвуя интересами слабевших экономически, а
потому казавшихся и политически ненадежными представителей
дворянства. Манифест 6 декабря 1831 г. допускал к участию
в выборах на дворянские общественные должности только тех
помещиков, которые имели в пределах губернии не менее 100
душ крестьян или 3 тыс. десятин незаселенной земли. Для
того чтобы затруднить проникновение в дворянскую среду
выходцев из "податных состояний", в 1845 г. был издан
закон, в соответствии с которым на военной службе
потомственное дворянство приобреталось лишь по достижении
старшего офицерского чина, а на гражданской - чина V, а не
VIII класса, как это практиковалось раньше. Своеобразную
преграду возраставшим домогательствам на дворянское звание
соорудил Манифест 10 апреля 1832 г. Им были созданы
институты "потомственных почетных граждан" (к ним
относились крупные предприниматели, ученые, дети личных
дворян и т.п.) и "почетных граждан" (низшие чиновники,
выпускники высших учебных заведений). Все они получали
некоторую часть дворянских привилегий - свободу от
телесных наказаний и др. Это, по мысли правящих кругов,
должно было уменьшить желание "неблагородных" элементов
добиваться получения дворянства. Для укрепления
материальной базы первого сословия в 1845 г. Николай I
создал институт заповедных наследственных имений
(майоратов). Они не подлежали дроблению и, составляя
собственность дворянского рода, переходили по наследству к
старшему сыну.

В своей экономической политике Николай I в известной
степени учитывал интересы нарождавшейся буржуазии,
потребности промышленного развития страны. Эта линия нашла
свое отражение в покровительственных таможенных тарифах,
организации промышленных выставок, железнодорожном
строительстве. Финансовая реформа 1839-1843 гг. обеспечила
устойчивость рубля и позитивно сказалась на развитии
отечественной торговли и промышленности. Волнения рабочих
на предприятиях вынудили самодержавие в 30 - 4О-е годы XIX
в, издать законы, регулировавшие трудовые отношения в
промышленности и несколько ограничивавшие произвол
работодателей.

Охранительные начала в правительственной политике резко
усилились в последние годы царствования Николая I.
Революция 1848-1849 гг. в Европе испугала правящие круги
Российской империи. Начались гонения на печать и школу.
Для усиления действующей цензуры были образованы
специальные комитеты (под руководством А.С.Меншикова - для
наблюдения за журналами и Д.П.Бутурлина - для надзора за
"духом и направлением всех произведений...
книгопечатания"). На литераторов, чьи произведения
вызывали недовольство властей, обрушивались кары. Один из
лидеров славянофильства Ю.Ф.Самарин был заключен в
Петропавловскую крепость за сочинение, направленное против
прибалтийских немцев, которое прочитало всего 13 близких
знакомых автора. За свои произведения поплатились ссылками
М.Е.Салтыков-Щедрин и И.С.Тургенев. В высших учебных
заведениях свертывалось преподавание философии,
ограничивался прием в университеты, которые Николай I
вообще был непрочь закрыть. Резко усилился надзор над
профессорами и студентами. Борьба с "революционной
заразой" активизировалась. Сильное впечатление на общество
произвел разгром кружка петрашевцев.

Итоги тридцатилетнего царствования Николая I подвела
Крымская война 1853-1856 гг., показавшая, что при
сохранении существующих порядков Россия не может
состязаться на равных с передовыми государствами Западной
Европы. Прогрессировавшая экономическая отсталость
обусловливала несоответствие уровня военной мощи страны
требованиям времени. Николаевская система обанкротилась.
Достигшее своего апогея самодержавие оказалось не в
состоянии обеспечить эффективное, отвечающее условиям
эпохи функционирование государственной машины. Обладавший
неограниченной властью монарх не мог справиться с
коррупцией и некомпетентностью чиновничества. От общества
бюрократический аппарат не зависел, а контроль сверху,
несмотря на все усилия Николая I, не приносил никакого
эффекта. "Взгляните на годовые отчеты, - писал в 1855 г.
курляндский губернатор П.А.Валуев, - везде сделано все
возможное, везде приобретены успехи... Взгляните на дело,
всмотритесь в него, отделите сущность от бумажной
оболочки... и редко, где окажется прочная плодотворная
польза. Сверху блеск, внизу гниль". В 1855 г. в обстановке
военных неудач Николай I умер. Очевидная несостоятельность
проводившегося им курса выдвинула на повестку дня вопрос о
проведении реформ, способных обновить страну, преодолеть
отставание России от ведущих держав.

На занятии по теме «Николай I. Внутренняя политика в 1825-1855 гг.» перечисляются факторы, оказавшие влияние на формирование личности Николая I. Определяется главная цель его политики - не допустить восстания в России. Вольнодумство в России полностью под запретом, Николай I мечтает ликвидировать крепостное право, послабляет его, но отменить не решается. Раскрываются причины этой нерешительности императора. Рассматривается проводимая Николаем I финансовая реформа. Экономическому подъему способствует строительство железных и шоссейных дорог. Подчеркивается противоречивость развития культуры и образования в стране.

Предварительные замечания

Надо сказать, что в исторической науке на протяжении очень многих лет сохраняется крайне негативный образ самого Николая I (рис. 2) и его тридцатилетнего правления, которое, с легкой руки академика А.Е. Преснякова, назвали «апогеем самодержавия».

Конечно, Николай I не был врожденным реакционером и, будучи умным человеком, прекрасно понимал необходимость изменений в экономическом и политическом строе страны. Но, будучи до мозга костей военным человеком, он пытался решить все проблемы за счет милитаризации государственного строя, жесткой политической централизации и регламентации всех сторон общественной жизни страны. Не случайно почти все его министры и губернаторы имели генеральские и адмиральские звания - А.Х. Бенкендорф (рис. 1), А.Н. Чернышев, П.Д. Киселев, И.И. Дибич, П.И. Паскевич, И.В. Васильчиков, А.С. Шишков, Н.А. Протасов и многие другие. Кроме того, среди многочисленной когорты николаевских сановников особое место занимали прибалтийские немцы А.Х. Бенкендорф, В.Ф. Адлерберг, К.В. Нессельроде, Л.В. Дубельт, П.А. Клейнмихель, Е.Ф. Канкрин и другие, которые, по словам самого Николая I, в отличие от русских дворян служили не государству, а государю.

Рис. 1. Бенкендорф ()

По мнению ряда историков (А. Корнилов), во внутренней политике Николай I руководствовался двумя основополагающими карамзинскими идеями, изложенными им в записке «О древней и новой России»: а) самодержавие является важнейшим элементом стабильного функционирования государства; б) главной заботой монарха является беззаветное служение интересам государства и общества.

Отличительной особенностью николаевского правления стал колоссальный рост бюрократического аппарата в центре и на местах. Так, по данным ряда историков (П. Зайончковский, Л. Шепелев), только за первую половину XIX в. численность чиновников всех уровней выросла более чем в шесть раз. Однако нельзя столь негативно оценивать сей факт, как это делалось в советской историографии, ибо на то были свои веские причины. В частности, по мнению академика С. Платонова, после восстания декабристов Николай I полностью утратил доверие к высшим слоям дворянства. Главную опору самодержавия император видел теперь только в чиновничьей бюрократии, поэтому он стремился опереться как раз на ту часть дворянства, для которой единственным источником дохода являлась государственная служба. Неслучайно, что именно при Николае I начинает формироваться класс потомственных чиновников, для которых государственная служба становится профессией (рис. 3).

Рис. 2. Николай I ()

Параллельно с укреплением государственного и полицейского аппаратов власти, Николай I стал постепенно сосредотачивать в своих руках решение практически всех мало-мальски важных вопросов. Довольно часто при решении того или иного важного вопроса учреждались многочисленные Секретные Комитеты и Комиссии, которые подчинялись непосредственно императору и постоянно подменяли собой многие министерства и ведомства, в том числе Государственный Совет и Сенат. Именно эти органы власти, в состав которых входили очень немногие высшие сановники империи - А. Голицын, М. Сперанский, П. Киселев, А. Чернышев, И. Васильчиков, М. Корф и другие - были наделены огромными, в том числе законодательными, полномочиями и осуществляли оперативное руководство страной.

Рис. 3. Чиновники «николаевской России» )

Но наиболее ярко режим личной власти воплотился в Собственной Его Императорского Величества канцелярии, которая возниклае щё во времена Павла I в 1797 г. Затем при Александре I в 1812 г. она превратилась в канцелярию для рассмотрения прошений на высочайшее имя. В те годы должность начальника канцелярии занимал граф А. Аракчеев, и она (канцелярия) уже тогда имела немалые властные полномочия. Практически сразу после вступления на престол, в январе 1826 г. , Николай I существенно расширил функции личной канцелярии, придав ей значение высшего государственного органа Российской империи. В рамках Императорской Канцелярии в первой половине 1826 г. было создано три специальных отделения:

I Отделение, которое возглавил статс-секретарь императора А.С. Танеев, ведало подбором и расстановкой кадров в центральные органы исполнительной власти, контролировало деятельность всех министерств, а так же занималось чинопроизводством, подготовкой всех императорских Манифестов и Указов, и контролем за их исполнением.

II Отделение, руководителем которого стал другой статс-секретарь императора, М.А. Балугьянский, целиком сосредоточилось на кодификации обветшавшей законодательной системы и создании нового Свода законов Российской империи.

III Отделение, которое возглавили личный друг императора, генерал А. Бенкендорф, а после его смерти - генерал А.Ф. Орлов, полностью сосредоточилось на политическом сыске внутри страны и за рубежом. Первоначально основу этого Отделения составила Особая канцелярия Министерства внутренних дел, а затем, в 1827 г., был создан Корпус жандармов во главе с генералом Л.В. Дубельтом, который составил вооруженную и оперативную опору III Отделения.

Констатируя тот факт, что Николай I стремился сохранить и упрочить самодержавно-крепостнический строй через усиление бюрократического и полицейского аппаратов власти, мы должны признать, что в ряде случаев он пытался решить острейшие внутриполитические проблемы страны через механизм реформ. Именно такой взглядна внутреннюю политику Николая I был характерен для всех крупных дореволюционных историков, в частности В. Ключевского, А. Кизиветтера и С. Платонова. В советской исторической науке, начиная с работы А. Преснякова «Апогей самодержавия» (1927), особый акцент стал делаться на реакционности николаевского режима. Вместе с тем, ряд современных историков (Н. Троицкий) справедливо говорит о том, что по своему смыслу и происхождению реформы Николая I существенно отличались от предыдущих и предстоящих реформ. Если Александр I лавировал между новым и старым, а Александр II уступал давлению нового, то Николай I укреплял старое, чтобы успешнее противостоять новому.

Рис. 4. Первая в России железная дорога ()

Реформы Николая I

а) Секретный Комитет В.П. Кочубея и его проекты реформ (1826-1832)

6 декабря 1826 г. Николай I образовал Первый Секретный Комитет, который должен был разобрать все бумаги Александра I и определить, какие проекты государственных преобразований могут быть взяты государем за основу при проведении политики реформ. Формальным главой этого Комитета был председатель Государственного Совета, граф В.П. Кочубей, а фактическим руководителем стал М.М. Сперанский, который давно отряхнул со своих ног прах либерализма и стал убежденным монархистом. За время существования этого Комитета (декабрь 1826 - март 1832 гг.) было проведено 173 официальных заседания, на которых родилось всего лишь два серьезных проекта реформ.

Первым был проект сословной реформы, в соответствии с которым предполагалось отменить петровский «Табель о рангах», дававший право военным и гражданским чинам получать дворянство в порядке выслуги лет. Комитет предложил установить такой порядок, при котором дворянство приобреталось бы только по праву рождения, или по «высочайшему пожалованию».

Вместе с тем, чтобы как-то поощрить государственных чиновников и нарождающийся класс буржуазии, Комитет предложил создать для отечественных бюрократов и купцов новые сословия - «чиновных» и «именитых» граждан, которые, как и дворяне, освобождались бы от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний.

Второй проект предусматривал проведение новой административной реформы. Согласно проекту, Государственный Совет освобождался от груды административных и судебных дел и сохранял за собой лишь законосовещательные функции. Сенат разделялся на два самостоятельных учреждения: Сенат Правительствующий, состоящий из всех министров, становился высшим органом исполнительной власти, а Сенат Судебный - высшим органом государственной юстиции.

Оба проекта нисколько не подрывали самодержавный строй, и, тем не менее, под влиянием европейских революции и польских событий 1830-1831 гг. Николай I задвинул в долгий ящик первый проект и навсегда похоронил второй.

б) Кодификация законов М.М. Сперанского (1826-1832)

31 января 1826 г. в рамках Императорской Канцелярии было создано II Отделение, на которое была возложена задача по реформе всего законодательства. Официальным главой Отделения был назначен профессор Петербургского университета М.А. Балугьянский, преподававший будущему императору юридические науки, но всю реальную работу по кодификации законодательства осуществил его заместитель, М. Сперанский.

Летом 1826 г. М. Сперанский направил императору четыре служебных записки со своими предложениями по составления нового Свода Законов. По этому плану кодификация должна была пройти в три этапа: 1. Вначале предполагалось собрать и издать в хронологическом порядке все законодательные акты, начиная с «Соборного Уложения» царя Алексея Михайловича до конца царствования Александра I. 2. На втором этапе планировалось издать Свод действующих законов, расположенных в предметно-систематическом порядке. 3. На третьем этапе предусматривалось составление и издание нового систематизированного по правовым отраслям Свода Законов.

На первом этапе кодификационной реформы(1828-1830) была опубликована почти 31 тысяча законодательных актов изданных в 1649-1825 гг., которые вошли в 45-томное первое «Полное Собрание законов Российской империи». Одновременно с этим были изданы 6 томов второго «Полного Собрания законов Российской империи», куда вошли законодательные акты, изданные при Николае I.

На втором этапе кодификационной реформы(1830-1832) был подготовлен и издан 15-томный «Свод законов Российской империи», который представлял собой систематизированный (по отраслям права) свод действующего законодательства из 40 тысяч статей. В 1-3 томах были изложены основные законы, определяющие пределы компетенции и порядок делопроизводства всех правительственных учреждений и губернских канцелярий. В 4-8 томах содержались законы о государственных повинностях, доходах и имуществе. В 9 томе были опубликованы все законы о сословиях, в 10 томе - гражданские и межевые законы. В 11-14 томах содержались полицейские (административные) законы, и в 15 томе было опубликовано уголовное законодательство.

19 января 1833 г. «Свод законов Российской империи» был официально одобрен на заседании Государственного Совета и вступил в законную силу.

в) Сословная реформа Николая I (1832-1845)

После завершения работы над кодификацией законов Николай I вернулся к сословным проектам Секретного Комитета графа В. Кочубея. Первоначально, в 1832 г., был издан императорский Указ, в соответствии с которым учреждалось среднее сословие «почетных граждан» двух степеней - «потомственных почетных граждан», куда зачислялись потомки личных дворян и гильдейское купечество, и «личных почетных граждан» для чиновников IV-X классов и выпускников высших учебных заведений.

Затем, в 1845 г., был издан ещё один Указ, напрямую связанный с проектом сословной реформы Секретного Комитета. Николай I так и не решился отменить петровский «Табель о рангах», но, в соответствии с его Указом, были существенно повышены чины, которые требовались для получения дворянства по выслуге лет. Теперь потомственное дворянство предоставлялось гражданским чинам с V (статский советник), а не с VIII (коллежский асессор) класса, а военным, соответственно, с VI (полковник), а не с XIV(прапорщик) класса. Личное дворянство и для гражданских и для военных чинов устанавливалось с IX (титулярный советник, капитан), а не с XIV класса, как ранее.

г) Крестьянский вопрос и реформа П.Д. Киселева (1837-1841)

Во второй четверти XIX в. крестьянский вопрос по-прежнему оставался головной болью царского правительства. Признавая, что крепостное право является пороховым погребом всего государства, Николай I считал, что его отмена может привести к еще более опасным общественным катаклизмам, чем те, которые потрясали Россию во времена его царствования. Поэтому в крестьянском вопросе николаевская администрация ограничивалась лишь паллиативными мерами, направленными на то, чтобы несколько смягчить остроту социальных отношений в деревне.

Для обсуждения крестьянского вопроса в 1828-1849 гг. было создано девять Секретных Комитетов, в недрах которых было обсуждено и принято более 100 законодательных актов по ограничению власти помещиков над крепостными крестьянами. Например, в соответствии с этими Указами помещикам запрещалось отдавать своих крестьян на заводы (1827 г.), ссылать их в Сибирь (1828 г.), переводить крепостных крестьян в категорию дворовых и расплачиваться ими за долги (1833 г.), продавать крестьян в розницу (1841 г.) и т. д. Однако реальное значение этих Указов и конкретные результаты их применения оказались ничтожны: помещики просто-напросто игнорировали эти законодательные акты, многие из которых носили рекомендательный характер.

Единственной попыткой серьезного решения крестьянского вопроса стала реформа государственной деревни, проведенная генералом П.Д. Киселевым в 1837-1841 гг.

Для подготовки проекта реформы государственной деревни в апреле 1836 г. в недрах Собственной Е.И. В. Канцелярии было создано специальное V Отделение, которое возглавил генерал-адъютант П. Киселев. Согласуясь с личными указаниями Николая I и собственным видением данного вопроса, он посчитал, что для исцеления недугов казенной деревни достаточно создать хорошую администрацию, которая могла бы аккуратно и рачительно управлять ею. Именно поэтому на первом этапе реформы, в 1837 г., казенная деревня была изъята из ведения Министерства финансов и передана в управление Министерству государственных имуществ, первым руководителем которого стал сам генерал П. Киселев, пробывший на этом посту до 1856 г.

Затем, в 1838-1839 гг. , для управления государственной деревней на местах были созданы казенные палаты в губерниях и казенные окружные управления в уездах. И только после этого, в 1840-1841 гг. , реформа докатилась до волостей и сел, где были созданы сразу несколько органов управления: волостные и сельские сходы, правления и расправы.

После завершения этой реформы правительство в очередной раз занялось проблемой владельческих (помещичьих) крестьян, и вскоре на свет появился Указ «Об обязанных крестьянах» (апрель 1842 г.), разработанныйтакжепо инициативе П. Киселева.

Суть этого Указа состояла в следующем: каждый помещик по личному усмотрению мог даровать вольную своим крепостным крестьянам, но без права продажи им в собственность их же наделов земли. Вся земля оставалась собственностью помещиков, а крестьяне получали только право пользования этой землей на условиях аренды. За обладание своими же наделами земли они обязаны были, как и раньше, нести барщину и оброк. Однако по соглашению, который крестьянин заключал с помещиком, последний не имел права: а) увеличивать размер барщины и оброка и б) отбирать или сокращать оговоренный по взаимному соглашению земельный надел.

По мнению ряда историков (Н. Троицкий, В. Федоров),Указ «Об обязанных крестьянах» был шагом назад по сравнению с Указом «О вольных хлебопашцах», поскольку тот законодательный акт разрывал феодальные отношения между помещиками и крепостными крестьянами, а новый закон сохранял их.

д) Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина (1839-1843)

Активная внешняя политика и постоянный рост государственных расходов на содержание государственного аппарата и армии стали причиной острейшего финансового кризиса в стране: расходная часть государственного бюджета почти в полтора раза превышала его доходную часть. Результатом такой политики стала постоянная девальвация ассигнационного рубля по отношению к серебряному рублю, и к концу 1830-х гг. его реальная стоимость составляла всего 25% от стоимости серебряного рубля.

Рис. 5. Кредитный билет после реформы Канкрина ()

С тем чтобы предотвратить финансовый крах государства, по предложению многолетнего министра финансов Егора Францевича Канкрина, было решено провести денежную реформу. На первом этапе реформы, в 1839 г. , были введены государственные кредитные билеты (рис. 5), которые были приравнены к серебряному рублю и могли свободно обмениваться на него. Затем, после накопления необходимых запасов благородных металлов, был проведен второй этап реформы. С июня 1843 г. началсяобмен всех находящихся в обращении ассигнаций на государственные кредитные билеты из расчета один кредитный рубль за три с половиной ассигнационных рублей. Таким образом, денежная реформа Е. Канкрина существенно укрепила финансовую систему страны, но полностью преодолеть финансовый кризис не удалось, поскольку правительство продолжало проводить прежнюю бюджетную политику.

Список литературы

  1. Выскочков В.Л. Император Николай I: человек и государь. - СПб, 2001.
  2. Дружинин Н.М. Государственные крестьяне и реформа П.Д.Киселева. - М., 1958.
  3. Зайончковский П.К. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. - М., 1978.
  4. Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты. - М., 1981.
  5. Корнилов А.А. Курс истории России в XIX веке. - М., 1993.
  6. Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. - М., 1990.
  7. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. - М., 1990.
  8. Пушкарев С.Г. История России в XIX веке. - М., 2003.
  9. Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. - М., 1999.
  10. Шепелев Л.Е. Аппарат власти в России. Эпоха Александра I и Николая I. - СПб., 2007.
  1. Omop.su ().
  2. Rusizn.ru ().
  3. EncVclopaedia-russia.ru ().
  4. Bibliotekar.ru ().
  5. Hrono.ru ().

После смерти (или исчезновения) брата Александра в 1825 году был вскрыт императорский манифест 1823 года, где Александр указал Николая своим наследником престола в обход брата Константина, поскольку тот от правления отрекся. Николай настоял на соблюдении всех юридических проволочек и приказал всем присягнуть Константину, а после этого отправить тому посла в Варшаву, чтобы брат подтвердил отречение. Константин отречение подтвердил, но с нотариальным заверением затянул по неизвестной причине. Этим воспользовались члены Северного и Южного тайных обществ декабристов , которые долго ждали удобного момента. Этот небольшой период биографии Николая известен как Междуцарствие .

14 декабря 1825 года на Сенатской площади произошло Восстание декабристов , которое поэтично воспевали историки советской эпохи, а на самом деле являлось бунтом радикально-настроенной и непризнанной интеллигенции и дворян-тунеядцев. Петербургский «майдан» 1825 года (а сходство с недавними киевскими событиями крайне велико) обернулся блокированием Сената, убийством Петербургского генерал-губернатора Михаила Милорадовича (героя Отечественной войны 1812 года ) и требованием Пущина и Рылеева не присягать Николаю Романову, создать временное правительство с целью переформатирования Российской империи в конституционную монархию, а еще лучше - в республику по примеру Франции конца XVIII века .

Как это часто бывает у либеральных революционеров, восстание было организованно из рук вон плохо, и правительственные войска легко его подавили. Пятеро основных инициаторов было казнено (первая и последняя казнь в правление Николая I), остальные отправлены в ссылку. При этом император лично назначал место ссылки для каждого декабриста. В опалу попал и молодой вспыльчивый поэт Александр Сергеевич Пушкин , чьи стихи в поддержку декабристов были найдены чуть ли не у каждого второго задержанного. Позже Николай I захотел лично лицезреть великого поэта, для чего вернул его из ссылки, затем назвал Пушкина умнейшим человеком в России и стал его личным цензором.

Внутренняя политика Николая I.

Во внутренней политике Николай Павлович придерживался более консервативных взглядов, чем его либеральный брат .

  1. Он ужесточил цензуру после Восстания декабристов. Именно этот факт обычно вспоминают либеральные отечественные и западные историки (полностью игнорируя всю остальную деятельность) как средство поливания грязью брата Александра Павловича .
  2. Николай I, наконец, стал уделять внимание индустриализации страны, совершил промышленный переворот тем, что:
    • создал множество фабрик, заводов, завез из-за границы новые станки и оборудование;
    • заложил первую железную дорогу - от Москвы до Санкт-Петербурга в 1836-1837 годах;
    • уделил особое внимание техническому образованию как высшего, так и низшего сословий;
    • провел ряд архитектурных и строительных реформ, как например, регламент высоты зданий согласно ширины улиц, постройка астрономической обсерватории, изменения в фортификационном строительстве (благодаря последним Санкт-Петербург стал неприступным для штурма со стороны Балтийского моря).
  3. Военная реформа. Введение строгой дисциплины (при Александре офицеры ходили чуть ли не во фраках, и вообще - в чем заблагорассудится) и создание внешних знаков различия. Звездочки на погонах - изобретение Николая, до этого было непонятно какого звания офицер, пока он не представится или не предоставит документы.
  4. Кодификация нормативно-правовых актов. До этого времени последний свод законов был создан еще в середине XVII века вторым царем династии Романовых Алексеем Михайловичем (Соборное Уложение 1649 года), и все последующие законы за почти 200 лет были не структурированы и часто противоречили друг другу.
  5. Активное участие в проблемах крестьян. Было отменено много законов еще петровской эпохи . Теперь крестьяне не могли быть проданы отдельно от своей семьи и без своей земли. Безземельные дворяне вообще теряли право на крепостных. Свободные (государственные) крестьяне получили некоторые права и привилегии. Были созданы школы и больницы для крестьянского сословия, а позже и суды. За угнетение крестьян помещики строго наказывались (вплоть до ареста всего имущества).
  6. Активное участие в жизни простого населения. Во время эпидемии холеры 1830 года, например, Николай I лично посетил лечебницу с больными, каждого приободрил и выслушал, невзирая на крайне высокую опасность заражения. После этого он один в поле сжег одежду, чтобы не заразить окружающих, выждал карантин в 11 дней и вернулся ко двору. Это был беспрецедентный случай для того времени, но многие историки забывают о таких фактах, называя Николая I самодержцем-тираном и деспотом.

Внешняя политика Николая I.

C 1826 года по 1828 год Персия предприняла неоднократные попытки вернуть свои земли в Закавказье. В результате двухлетней русско-персидской войны она потеряла еще и Нахичеванское и Эриванское ханства.

Новое на сайте

>

Самое популярное