Домой Любвь Этнокультурная компетентность педагога. Педагогические условия формирования этнокультурной компетенции у студентов вуза Этнопедагогическая компетентность в поликультурном образовании

Этнокультурная компетентность педагога. Педагогические условия формирования этнокультурной компетенции у студентов вуза Этнопедагогическая компетентность в поликультурном образовании

33. Поликультурная компетентность современного педагога .

В гуманитарном знании ведутся исследования по выявлению так называемых ключевых компетенций (от лат. сотреГепПа - круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом), их номенклатуры, содержания, функций и роли в жизнедеятельности человека. Компетентностный подход становится реальностью нынешней социальной жизни, образовательной политики государства, образовательного процесса.

Основой жизнедеятельности человека в обществе как существа социального становится его социальная компетенция. Если учесть, что жизнедеятельность неразрывно связана с общением, взаимодействием, взаимопониманием людей, то в условиях многонационального государства, каковым является Россия, следует говорить об этносоциальной компетенции. Без учета самочувствия и потенциала народов, территорий и местных сообществ, без развитой системы соблюдения прав и свобод человека, без укрепления единства за счет баланса интересов и партнерства всего этнонационального многообразия невозможно достичь результата, заключенного в тезисе о развитии этнонаций и их отношений в едином Отечестве: «Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». Особая роль в решении этносоциальных проблем при этом принадлежит системе образования.

Во-первых, общепризнанна высокая социокультурная роль образования - хранение, генерация и трансляция культурного достояния общества, наращивание интеллектуального и культурного слоя нации, формирование новой и сохранение традиционной системы ценностей, изменение менталитета личности и общества, приспособление их к новым условиям глобализации отношений в мире.

Во-вторых, необходимость изменения и корректировки содержания образования в соответствии с новыми историческими условиями, новыми задачами выживания и развития человека определена в национальной доктрине и документах по модернизации образования, ориентированных на вхождение в Болонский процесс.

В-третьих, новая социально-гуманитарная установка образования, учитывая процессы и тенденции социокультурной ситуации, способствует формированию у молодого поколения здорового социального поведения в условиях многонационального общества.

Полиэтническая структура российского общества - объективная реальность, имеющая глубокие исторические корни. Межнациональные отношения всегда были важным фактором социального развития России, тем более что межнациональные отношения - самые сложные. Россия сегодня характеризуется этнонациональными противоречиями и конфликтами, которые не только тормозят ее развитие, но и вызывают тревогу за будущее страны. На систему образования ложится большая ответственность в деле этнокультурной социализации нового поколения.

Современное образование должно разумно сочетать, с одной стороны, воспитание национального самосознания, укоренения в сознании молодого поколения священных понятий, определяющих духовную жизнь нации (родина, семья, родной язык, народ, его история, вера, духовная культура этноса и др.). С другой стороны, образование должно создать благоприятные условия для включения человека в прошлое и настоящее мировой культуры на основе взаимодействия человека в системе «Я -социальная группа -общество -мировая цивилизация» в духе толерантности, взаимоуважения, диалога культур, открытой коммуникации.

Учительству в целом и каждому педагогу важно быть готовыми к решению педагогических задач, учитывая полиэтнический состав учащихся. Формирование умений решать педагогические задачи взаимодействия с детьми разных национальностей - процесс освоения специальной сферы общественного опыта, в результате которого происходит обретение особой профессиональной компетентности, включающей этнопедагогические компетенции.

Педагогическую деятельность можно рассматривать как решение следующих одна за другой профессиональных задач учителя.

Всякая задача, которую должен решить человек, представляет собой поле его деятельности в конкретной ситуации (Л.М.Фридман). Педагогическая задача - результат осознания субъектом воспитания цели воспитания и условий ее достижения в педагогической ситуации, а также необходимости выполнения профессиональных действий и принятие их к исполнению. Готовность к выполнению профессиональных действий и принятие их к исполнению в условиях полиэтнического состава учащихся постепенно формируется в процессе этнопедагогической подготовки педагога.

Этнопедагогическая подготовка педагога включает теоретическую и прикладную подготовку в вузе и практическую работу в школе, а также развитие рефлексии на собственные действия и профессионально значимые качества. Готовность как результат этого процесса предполагает сформированность этнопедагогической компетенции, обеспечивающей устойчивый целенаправленный характер протекания педагогической деятельности в условиях полиэтнического состава учащихся. Этнопедагогическая компетенция освобождает педагога от необходимости контролировать деятельность в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях. Содержание этнопедагогической компетенции входит в структуру готовности будущего педагога к работе в полиэтнической образовательной среде. Структура готовности педагога к работе в полиэтнической образовательной среде может быть представлена единством трех компонентов:

Ценностным - убеждение в значимости этнопедагогических знаний;

Деятельностным - оперативность в выборе приоритета ценностей, форм толерантного взаимодействия в условиях полиэтнического (разнонационального) состава учащихся;

Рефлексивным - адекватное отношение к себе и другим людям с позиции уважения человека.

Каждый компонент готовности будущего педагога к работе в условиях полиэтнической образовательной среды находится в тесной взаимосвязи с двумя другими, исполняя при этом свою специфическую функцию.

Этнопедагогическая подготовка ориентирует:

На помощь учащемуся в утверждении его личностной идентичности в мире, где взаимодействуют разные культуры;

Поддержку в адаптации к новым социокультурным условиям;

Предупреждение образовательной депривации в процессе обучения в условиях полиэтнического (разнонационального) состава учащихся;

Организацию и создание условий в образовательном процессе, в которых учащийся может развить этническое самосознание и российскую идентичность.

Этнопедагогическая подготовка - часть профессионального педагогического образования, результатом которого является общепрофессиональная компетентность.

Компетентность чаще всего определяется готовностью выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в социуме стандартами и нормами. Под компетентностью специалистов следует понимать такую характеристику их квалификации, в которой представлены знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности. В трактовке компетентности специалиста отражается его способность применять научные и практические знания к предмету профессиональной деятельности.

Компетентность проявляется только в ходе деятельности и может быть оценена только в рамках конкретной профессии. Компетентность педагога связана с разносторонностью общепрофессиональных знаний. Содержательная основа его профессиональной компетентности в области межкультурного взаимодействия субъектов образовательной деятельности обнаруживается в следующих проявлениях.

Во-первых, она проявляется в умении соотнести свою деятельность с тем, что наработано в мировой педагогической культуре в целом, в отечественной педагогике, в способности продуктивно взаимодействовать с опытом коллег, инновационным опытом, умении обобщить и передать свой опыт другим. Во-вторых, в условиях постоянно меняющейся ситуации воспитания (обучения) необходимым нормативным качеством педагога становится креативность как способ бытия в профессии, желание и умение создавать новую педагогическую реальность на уровне ценностей (целей), содержания, форм и методов многообразных образовательных процессов и систем. И, в-третьих, профессионально компетентный педагог любого уровня способен к рефлексии, т.е. к способу мышления, предполагающему отстраненный взгляд на педагогическую реальность, историко-педагогический опыт, на собственную личность.

Сущностными характеристиками общепрофессиональной компетентности современного педагога, обладающего компетенциями, важными для работы в условиях полиэтнического состава учащихся, можно рассматривать:

Гуманистическую направленность как устойчивую систему этнопедагогических ценностей по отношению к каждому ребенку в условиях полиэтнической образовательной среды;

Индивидуальные особенности личности педагога - способность адекватно воспринимать окружающих людей в условиях пересечения разных культур;

Профессиональную «Я-концепцию» - относительно устойчивую систему представлений педагога о самом себе как профессионале и представителе определенной национальной и общечеловеческой культуры, на основе которой он строит свое взаимодействие с коллегами, учащимися и определяет свою этническую идентичность;

Психолого-педагогические знания, умения и навыки, включающие в себя: коммуникативные, позволяющие строить общение в полиэтнической образовательной среде; знания и умения, обусловливающие решение этнопедагогических проблем; различные группы педагогических умений, связанных с организацией этноди-дактических отношений.

Очевидным становится, что одна из этнопедагогических функций современного педагога в полиэтнической образовательной среде - познание этносоциальных процессов. Так как «всякая педагогика - это прежде всего социальная этнопедагогика» (О. И.Давыдова), решающая одновременно технологические задачи общества и адаптационные задачи этноса. Роль этнопедагогики заключается в способности внести элемент естественности в любые образовательные мероприятия (родительское собрание, классный час, детский праздник). Познание особенностей этносоциальных процессов в полиэтнической образовательной среде с учетом менталитета, характера, интересов, потребностей, культуры и традиций субъектов образования и многие другие вопросы требуют особых знаний, т.е. компетенций. Этнопедагогические знания педагога следует рассматривать как содержательную основу компетенций.

Таким образом, этносоциальная и этнопедагогическая компетенции как составляющие общепрофессиональной компетентности современного педагога рассматриваются как:

Способность и умение функционировать в пол и культурном обществе, знать проблемы этого общества, понимать механизмы его развития;

Социально-активная деятельность и реализация этнопедаго-гически направленных проектов;

Способность к оперативности в выборе приоритета ценностей в поликультурном обществе, принимая правила, нормы, законы, традиции социальной жизни;

Способность к толерантному взаимодействию в поликультурном обществе, к адекватному отношению к себе и другим людям с позиции уважения человека;

Принятие ответственности за решение этнопедагогических задач в условиях полиэтнического состава учащихся;

Умение реализовать себя как представителя той или иной культуры.

В целом этнопедагогическую компетентность педагога можно понимать как определенную квалификацию и совокупность знаний, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в условиях полиэтнической образовательной среды, включающих педагогическую зрелость и этносоциальную мобильность в решении образовательных задач.

Светлана ФЕДОРОВА,
Йошкар-Ола, 2002

Этнокультурная компетентность педагога

Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети.
Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации.

I. ЭТНОПЕДАГОГИКА

«Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественно-народного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, всю народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах, играх, игрушках и прочем, в семейном и общинном укладе жизни, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, то есть весь педагогический потенциал, совокупный опыт историко-культурного формирования личности» - так определил сущность этнопедагогики один из ее основоположников Г.Н. Волков.

Г.Н. Волков выделял следующие проблемно-тематические разделы научной этнопедагогики:

1. Основные педагогические понятия народа.

2. Статус ребенка как субъекта воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники и друзья, чужие и посторонние дети, детская среда и т.д.).

3. Функции воспитания (подготовка к труду, формирование нравственных черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному).

4. Факторы воспитания (природа, труд, быт, обычай, искусство, религия, родное слово).

5. Методы воспитания.

6. Средства воспитания (потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки и легенды, предания и т.д.).

7. Идея совершенства человеческой личности и ее реализация в системе народного воспитания.

8. Организация воспитания и педагогическая роль коллективных форм жизнедеятельности (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники и т.д.).

9. Народные воспитатели (родители, старшие дети, уличные и общинные педагоги и т.д.; их педагогические принципы и мысли).

Педагог, обеспечивая национальное воспитание, формирует национальное самосознание ребенка путем обучения родному языку, путем ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентациями народа. Однако, ставя в структуре личности национальное на первый план, следует учитывать две возможные крайности: нигилистическую - отрицающую и не признающую свою национальность и ее культуру, и националистическо-шовинистическую - проповедующую лишь свои национальные приоритеты и установки и принижающую роль и значение других национальностей. Поэтому очень важна параллельная работа по ознакомлению с другими этническими коллективами, чтобы не упустить сенситивный период усвоения других языков и культур, не ограничить мир социальных контактов детей.

Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Одними из важнейших факторов, определяющих процесс формирования этнической идентичности, являются сохранность и полноценность существования этнических традиций в окружающем социуме. Известный исследователь Л.Гумилев отмечал, что «отсутствия традиции не достиг ни один этнос, ибо тогда бы он просто перестал существовать, растворившись среди соседей».

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Для решения этой задачи в народной педагогике использовались самые различные средства. Значение колыбельной песни в развитии гуманных начал человеческой личности подчеркивалось разными народами. Например, горцы про никчемного человека говорили: «Наверное, мать не пела над его колыбелью». А чуваши, характеризуя злого человека, утверждали, что «он слушал, лежа в колыбели, не пение, а ругань».

Одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личность была народная сказка. В большинстве русских народных сказок главный герой - богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается с различными чудовищами (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный) и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.

В сказках часто дается образец отзывчивого отношения к окружающему (отношение Мартынки к животным в сказке «Волшебное кольцо», отношение Аленушки к окружающим объектам в сказке «Гуси-лебеди» и т.д.).

Кратко и лаконично выражались идеи гуманистического воспитания в народных пословицах и поговорках. Так, у марийского народа в старину бытовала следующая поговорка: «Дерево на дерево опирается, а человек на человека». Во многих пословицах и поговорках подчеркивается необходимость использования в воспитательном процессе гуманистических методов: «Детей боями не учат, добрым словом учат» (русская); «Битьем ребенка не научишь» (марийская).

Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребенок знал свою родню чуть ли не до седьмого колена (в некоторых этнических коллективах, например в индийском сообществе, дети должны были знать 80 поколений рода). Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.

Многочисленные обычаи и традиции разных народов можно отнести к комплексным формам воздействия на воспитание подрастающего поколения. В отличие от городской улицы, чаще всего оказывающей отрицательное влияние на молодежь, деревенская улица всегда воспитывала, наказывая общественным порицанием за необдуманные поступки, разгульную жизнь, бездеятельное времяпрепровождение. Своеобразны деревенские принципы взаимной помощи. Если у человека сгорел или обветшал дом, то соседи устраивали безвозмездную трудовую помощь, всем селением возили строительный материал, воздвигали новый дом. Коллективная помощь оказывалась друг другу и при посадке картофеля, и в сенокосную пору. Особое внимание при этом уделялось немощным старикам и одиноким пожилым людям.

Каждая семья должна была следить за санитарным состоянием закрепленного участка, сделать ровной и удобной проезжую часть вдоль улицы, сажать деревья в целях ограждения рек и родников от засыхания, участвовать в коллективном возведении мостов и т.д. Если установленные правила жизни в деревне кем-то не выполнялись, такой человек получал молчаливое осуждение и холодное отношение односельчан.

Народные праздники были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. Так, например, в новогодних обрядах марийцев содержался целый комплекс норм: маски в эти дни проверяли хозяйственную, бытовую, семейную, общественно-социальную жизнь людей, критиковали в форме игры, комедии, пародии негативные стороны жизни, возвеличивали трудолюбивых людей, бичевали нравственно опустошенных. Обряды, отображающие нравственные устои русского народа, закрепляющие чувства верности друзьям (подругам), развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Троица, Масленица, Кузьминки и т.д.

Вот почему приобщение детей к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме детского праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

Следует иметь в виду еще один важный момент: вся жизнь народа была тесно связана с природой - и труд, и отдых, и развлечения. Испокон веков природные явления служили народу средством воздействия на личность воспитуемого.
А.П. Чехов писал, что люди учились «не по книгам, а в поле, в лесу, на берегу реки. Учили их сами птицы, когда пели им песни, солнце, когда, заходя, оставляло после себя багровую зарю, сами деревья и травы».

Вот почему так важно, чтобы развивающее окружение ребенка было естественным: деревья, солнце, небо оказывают на человека, являющегося частью самой природы, неизмеримо большее облагораживающее воздействие, нежели стены наших домов и воспитательных учреждений.

II. ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ (ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ) ВОСПИТАНИЕ

Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут.

Э.К. Суслова

Признание и принятие различий этнических коллективов можно считать нормой межкультурного взаимодействия на современном этапе развития человечества. Одновременно это является и нормой поведения для современного поликультурно образованного человека. Под поликультурным (интернациональным) воспитанием понимается развитие у человека способности уважительно воспринимать этническое разнообразие и культурную самобытность различных человеческих групп. Отсутствие должного внимания к поликультурной образованности индивида приводит к проявлению с его стороны социально-культурной нетерпимости и враждебности к окружающим его людям иной этнической принадлежности. Отечественный исследователь Л.Боровиков отмечает, что «при отсутствии должного внимания к решению задач поликультурного воспитания в полиэтнических условиях могут возникать достаточно острые кризисные ситуации типа «этнического эгоцентризма» - тенденции судить о других культурах только по своим национально ориентированным стандартам».

Поликультурное воспитание базируется на поликультурном образовании, которое включает в себя знания о следующих элементах культуры народов:

1. Материальная культура:

Основной тип поселений, жилища, основные предметы быта;
- одежда (национальный костюм), украшения;
- национальные кушанья;
- транспортные средства;
- орудия труда;
- труд с учетом его специфики.

2. Духовная культура:

Народные обычаи, обряды, праздники;
- язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка);
- искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литература).

3. Нормативная культура:

Общечеловеческие нравственные качества;
- правила общения между людьми внутри этноса и вне его.

Следует учитывать, что в основе сообщаемых знаний об обычаях, культурных ценностях, стереотипных нормах поведения других народов должно лежать полноценное овладение этническими особенностями своей культуры - лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.

На наш взгляд, в поликультурном воспитании целесообразна следующая последовательность:

Национальное воспитание, понимаемое как привитие любви и уважения к своему народу, гордости за его культурно-исторические достижения;
- ознакомление детей с людьми ближайшего национального окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым соседних национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям соседних народов;
- сообщение знаний об этнической самобытности отдаленных народов и формирование эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию планеты.

Таким образом, процесс поликультурной социализации детей начинается с вхождения в культуру своего народа, с процесса формирования этнической идентичности.

Крупнейший психолог Ж.Пиаже, один из первых проследивший динамику развития этнической идентичности в онтогенезе, выделил три этапа ее формирования:

1. В возрасте 6-7 лет ребенок приобретает первые знания (фрагментарные, несистематические) о своей этнической принадлежности.

2. В 8-9 лет у ребенка развиваются национальные чувства и идет четкая идентификация с членами своей этнической группы.

3. В 10-11 лет этническая идентичность формируется в полном объеме: ребенок осознает этническую самобытность не только своего народа, но и других.

Отечественные авторы отмечают, что сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у наших детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору» - именно этим положением известного исследователя интернационального (поликультурного) воспитания детей Э.К. Сусловой обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста.

Содержание понятия «этика межнационального общения» включает: симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, понимание и принятие этнической самобытности, обычаев и традиций разных народов, их функциональной значимости; проявление заинтересованного отношения к жизни, культуре представителей иных этнических коллективов; отражение эмоционально-положительного отношения к ним в собственном поведении при непосредственном и опосредованном общении.

Поликультурное воспитание детей должно осуществляться в трех направлениях:

Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.);
- эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления - информационного насыщения - важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);
- поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Для реализации этих трех направлений можно использовать самые разнообразные средства. Так, Э.К. Суслова предлагает использовать в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста следующие:

Общение с представителями разных национальностей;
- устное народное творчество;
- художественную литературу;
- игру, народную игрушку и национальную куклу;
- декоративно-прикладное искусство, живопись;
- музыку;
- этнические мини-музеи.

Для ознакомления детей дошкольного возраста с людьми ближайшего национального окружения нами было разработано соответствующее игровое занятие (Федорова С.Н. Занятие как средство ознакомления детей дошкольного возраста с людьми ближайшего национального окружения. Йошкар-Ола, 2001).

Однако эффективность использования всех вышеперечисленных средств во многом зависит от самого педагога, его нравственной культуры и профессиональной этики.

Очень важно также сохранение преемственной связи между ДОУ и школой в поликультурном и национальном воспитании детей. Национальная школа выполняет транслирующую функцию, обеспечивая передачу молодому поколению культурных ценностей и духовных сокровищ, в первую очередь - родного языка. При этом для истинно национальной школы характерны открытость, пропаганда национальной терпимости и справедливости. Знакомство с лучшими образцами культуры других народов не только расширяет кругозор учащихся, но и, побуждая к сравнению, способствует пониманию индивидуального характера нации, ее идеалов и устремлений.

III. ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Особо следует подчеркнуть, что задачи национального образования могут решаться только при наличии соответствующим образом подготовленного педагогического персонала. Подрастающий человек воспитывается только личностью учителя, и никакие учебники не могут его заменить. Это и есть основополагающий принцип народной педагогики.

Большое значение имеет подготовка квалифицированных педагогических кадров. В нашем педагогическом вузе преподается курс «Основы этнопедагогики», при изучении которого студенты узнают о целях и средствах воспитания у разных народов (сказки, пословицы, поговорки - как нравственный регулятор поведения; загадки - как средство умственного воспитания; танцы, песни - как фактор развития эстетических чувств; национальные игры - как средство развития физических качеств), а также разрабатывают сценарии праздничных мероприятий на основе фольклорных материалов русского, татарского, чувашского и других народов.

На решение задач гармонизации межнациональных отношений направлен и спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения», в котором раскрываются вопросы национального самосознания и мировосприятия, национальные традиции бытового общения, особенности взаимоотношений детей и взрослых в различных социокультурных ситуациях. На практических занятиях дается методика использования национальных игр, национальной художественной литературы, живописи, декоративно-прикладного искусства, музыки разных народов как средств формирования этики межнационального общения, рассматриваются педагогические условия формирования навыков доброжелательного отношения к многонациональному окружению.

Для активизации познавательной деятельности студентов по проблемам национального и поликультурного воспитания используются и другие формы работы:

Беседы, диспуты по педагогическим воззрениям разных народов, идеале совершенного человека, методам и приемам воспитания;
- творческие вечера с выступлениями представителей национальной интеллигенции (композиторов, художников, писателей и т.д.);
- проведение КВН по материалам фольклора, «Дней этнопедагогики» со сравнительным анализом воспитательных традиций разных народов;
- подготовка рефератов о традициях воспитания детей, нормах поведения разных народов (по итогам самостоятельной поисковой деятельности);
- просмотр видеофильмов о передовом педагогическом опыте по национальному и поликультурному воспитанию детей в ДОУ, школах и т.д.

В процессе преподавания курсов по этнопедагогике очень важно, чтобы задачи обучения гармонично сочетались с задачами воспитания и закреплялись в поведении студентов.

Мы подробно разбираем со студентами проблемы национального нигилизма и национализма, ведь от будущих воспитателей во многом будет зависеть, кем вырастут наши дети - ярыми националистами или «иванами, не помнящими своего родства». Как известно, человек не рождается ни националистом, ни интернационалистом - все зависит от воспитания. При этом необходимость национального воспитания детей дошкольного возраста обосновывается возросшей сегодня чувствительностью детей к национальному фактору.

В решении познавательных задач целесообразно использование диалоговой формы обучения. Например, можно организовать семинарские занятия таким образом, чтобы студенты выступали как бы от лица известных педагогов и исследователей, рассказывая о «своем личном» вкладе в педагогику национального воспитания. Такая форма проведения занятий оживляет педагогический процесс и способствует более глубокому и сознательному усвоению материала студентами.

С целью развития творческого мышления дается задание на составление кроссворда по терминологическому аппарату (курсы «Основы этнопедагогики» и «Воспитание этики межнационального общения»), что способствует более прочному усвоению «сухих» и так не любимых студентами определений. Осознанному усвоению знаний способствует также мимическое упражнение, при выполнении которого требуется показать различия между двумя понятиями (например, этнопедагогика и народная педагогика), используя лишь мимику и жесты.

Речь студентов развивается с помощью задания на составление собственных поэтических определений основных понятий, проблем и задач изучаемых дисциплин. Активизации полученных знаний способствует «перекрестный опрос»: каждая команда студентов готовит пакет вопросов по изучаемой проблеме для команды соперников и затем следит за чередованием их коллективных и индивидуальных ответов.

Дифференцированный подход в обучении осуществляется при составлении заданий на составление стереотипов и автостереотипов разных народов, шкалы ценностей в национальных программах воспитания и т.д.

Использование нетрадиционных форм обучения не только активизирует и «оживляет» педагогический процесс, но и позволяет вовлечь студентов в уникальный мир народного творчества, национальной педагогики, воздействуя на их эмоционально-волевую сферу.

Результаты обучения должны найти свое отражение прежде всего в поведении студентов, в частности, в личном соблюдении ими основных принципов культуры межнационального общения.

1. Принцип «этнической индифферентности», то есть абстрагирование от национального фактора в межличностном общении.

К сожалению, следует констатировать, что в наши дни мы все чаще встречаемся с прямо противоположным поведением не только среди взрослых, но и среди детей. И внимание педагогов далеко не всегда акцентируется на этих случаях безнравственного поведения их подопечных, замыкаясь лишь в рамках дидактического образовательного цикла.

2. Такт в общении с людьми другой национальности.

Тактичный человек никогда не позволит себе оскорбить или унизить человека другой национальности, осмеивая традиции, обычаи его народа или используя анекдоты, шутки, поговорки о представителях другой национальности. Однако результаты многих экспериментальных исследований говорят о том, что и этот принцип далеко не всегда реализуется даже в поведении детей дошкольного возраста. Так, научные сотрудники Института философии и права Уральского отделения РАН после бесед с 253 детьми в возрасте 6-7 лет, проведенных в 16 детских садах
г. Екатеринбурга, констатировали: «Опрошенные проявили нескрываемую неприязнь по отношению к цыганам (87%), чукчам (81%), немцам (72%), татарам (64%), 18% настроены крайне националистично: негативно высказываются обо всех других национальностях и предпочитают общаться только со «своими». Головы ребят буквально нашпигованы разного рода оскорбительными для национального достоинства «обзывалками» и анекдотами».

Здесь есть над чем задуматься и педагогам, и родителям, и представителям органов управления.

3. Для человека любой национальности свойственно уважительно относиться к ритуалам, обрядам, обычаям, традициям своего этноса, и такое отношение должно быть признано естественным и единственно нормальным.

У каждого этнического коллектива есть свои специфические традиции, которые для представителей другой национальности могут быть непонятны и даже казаться абсурдными. Однако, сколько бы ни возникало видимых оснований для обсуждения целесообразности соблюдения той или иной национальной традиции или обычая, никогда не следует навязывать человеку отрицательных оценок норм и установок его этнического коллектива.

4. Вступая в обсуждение национально-этнических проблем, необходимо четко осознавать тот объем знаний, которым располагаешь по данному вопросу. Чаще всего основные знания об этнической сфере жизни люди черпают из неадекватных источников: случайных встреч, публикаций в «желтой» прессе, рассказов других людей, а полученная таким образом информация распространяется на другую этническую группу в целом.

5. Необходимы знания об обрядах, ритуалах, обычаях той этнической группы, в среде которой проживает человек. Он сам должен освоить минимальные требования этикета, свойственные своему этническому окружению. При этом особенно важными являются знание и соблюдение запретительных норм.

Термин «этике» - французского происхождения и означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Правила вежливости каждого народа - это очень сложное сочетание национальных традиций и обычаев. И где бы человек ни был, он должен уважать традиции национального окружения и вести себя в соответствии с их нормами.

Общение представителей разных стран, разных политических взглядов, религиозных воззрений и обрядов, национальных традиций и психологии, укладов жизни и культуры требует умения вести себя естественно, тактично и достойно. Так, например, если вас приглашает на завтрак испанец - нельзя принимать приглашение, потому что пока это только формальность, так же, как и второе приглашение. И только три раза повторенное приглашение будет являться действительно искренним и может быть принято. Чтобы понять, насколько важен этикет для японца, достаточно напомнить, что особо уважаемую личность приветствуют, наклонившись девяносто три раза подряд (будничное приветствие состоит из пятнадцати поклонов). Если во время беседы с японцем вы по-дружески похлопаете его по плечу - вы рискуете нажить себе самого большого недруга, так как японцы считают, что касаться собеседника человек может только при полной потере самоконтроля, либо выражая недружелюбие или агрессивные намерения.

6. Один из важнейших аспектов культуры межнационального общения - языковой. Знание языка основного этноса, в окружении которого живет человек, - это важнейший элемент культуры межнационального общения.

Человек сам должен освоить язык народа, на территории которого проживает, хотя бы на разговорно-бытовом уровне. Очень важно поддержать того, кто делает первые шаги в освоении незнакомого ему языка, а не смеяться над ним, подтрунивая над произношением, построением предложений. Образцом в этом смысле являются англичане, которые поощряют любую попытку иностранца изъясниться на английском языке.

В основе приведенных выше принципов культуры межнационального общения лежит понятие «принятия». Не надо запоминать сотни правил, следует помнить одно - необходимость уважительного отношения к другим.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Смысл национального образования в современном мире заключается в сохранении существующих самобытных этнических коллективов и упрочении взаимосвязи между ними на общечеловеческой основе. Поддержание традиций в максимальной степени способствует формированию этнической идентичности. Именно в дошкольном возрасте ребенок приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности. Наиболее действенным фактором формирования этнической идентичности детей является их непосредственное социальное окружение, однако влияние последнего может быть и положительным, и отрицательным. Учитывая, во-первых, полиэтничность окружающей российского ребенка среды, а во-вторых, наибольшую способность восприятия культур других народов именно в детском возрасте, когда еще не сложились стереотипные формы эмоционально-оценочного отношения к представителям других национальностей, естественно сделать вывод об актуальности и благоприятных перспективах поликультурного воспитания детей именно через систему образования.

Поликультурное воспитание подразумевает развитие у человека способности воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность различных групп населения. Отсутствие же должного внимания к поликультурной образованности людей приводит к социально-культурной нетерпимости и враждебности. В то же время лишь человек, глубоко уважающий и понимающий этническую самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.

В связи с этим необходимо усилить и углубить этнологическую, этнографическую и этнопсихологическую подготовку педагогов, способных работать с различным контингентом детей во всех звеньях системы образования.

Приложение

1) Методика «Угости конфетой» (Составитель: Суслова Э.К.)

Методика рассчитана на индивидуальную работу с каждым ребенком. Предполагает наличие 6-8 картинок с изображением мальчиков и девочек 3-4 национальностей. Детей заранее знакомят с ними, называя при этом имена и национальность сверстников. К примеру: «Вот украинские ребята Галина и Грицко, вот азербайджанские - Гюнай и Яшар, здесь русские - Танечка и Николаша, а это англичане - Билл и Мегги. Видишь, какие разные у них костюмы?» После небольшой паузы обращается к одному ребенку: «Посмотри, Андрюша, как много вкусных конфет в вазочке, они твои, ты можешь съесть их сам (конфеты кладут по количеству картинок и одну для ребенка). Только вот сладости любят все ребята. И те, с которыми ты познакомился сегодня, - тоже. Может, угостишь кого-нибудь? Кого ты хочешь угостить? А почему именно его (ее, их всех)?»
Результаты введения детей в проблемную ситуацию «Угости конфетой» для удобства и точности могут фиксироваться на карточках, где отражается характер действий ребенка (угощает, оставляет себе, угощает одной конфетой, остальные оставляет себе и так далее).
В графу «угощает» вписывается национальность или имена девочек и мальчиков, изображенных на карточках. Выбор помечается плюсом.
В выводах следует отметить: эгоистичны дети или отличаются добротой, оказывают ли они кому-нибудь предпочтения или одинаково доброжелательны ко всем, какова мотивировка их выбора.

2) Методика «Сестренки» (Составитель: Суслова Э.К.)

Индивидуально контактируя с 2-3 детьми старших групп, экспериментатор предлагает каждому из них выполнить творческое задание: придумать завершение рассказа под названием «Сестренки».
«Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась и вошла заведующая детским садом с двумя чернокожими девочками, мало похожими на тех, что сидели за столами. Одна из них тихо произнесла какие-то непонятные слова (оказывается, она поздоровалась по-английски), другая с любопытством рассматривала детей. Татьяна Петровна сказала, что сестренок зовут Бахарнеш и Анина. Недавно они приехали с родителями из Эфиопии. Теперь будут ходить в детский сад. А дальше вот что произошло…».
«Так что произошло потом, как ты думаешь?» - спрашивает экспериментатор у ребенка.
Продолжение рассказа, вопросы ребенка к экспериментатору и выявленное на их основе отношение фиксируются на карточках (доброжелательное, индифферентное, недоброжелательное).

Итоговая форма записи

3) Игра «Народы - как одна семья, хотя язык их разный…» (Составитель: Чалдышкина Н.Н.)

Игра предназначена для детей старше 5 лет.

Цель: воспитание у детей интереса и любви к культуре народов ближнего зарубежья средствами дидактической игры.

Задача: закрепить и обобщить представления детей о культуре народов ближнего зарубежья.

Игра предусматривает формирование и уточнение знаний детей по следующим разделам: «Название страны», «Столица», «Музыкальные произведения», «Национальный танец», «Флаг», «Народная игра», «Народный инструмент», «Национальное имя», «Особенности сельского хозяйства», «Национальный костюм», «Живая и неживая природа», «Литература».

Одновременно в игре могут принимать участие от 3 до 6 человек, большее количество человек может разбиться на мини-группы, делающие ход и вместе отвечающие на вопрос - картинку сектора игрового поля. Если в секторе нарисован мальчик, читающий книгу, - необходимо рассказать какое-либо произведение народа, название которого у ребенка на карточке с красной звездочкой (например, «Украина» - значит, ребенок рассказывает стихотворение или сказку украинского народа).

I этап - перед началом игры дети выбирают карточку с названием страны, а во время движения по секторам ориентируются лишь на свою карточку.

II этап - карточки лежат на игровом поле. Двигаясь по секторам, ребенок каждый раз берет новую карточку с названием страны.

На первых порах допускаются подсказки детей друг другу под руководством педагога. А на основе игры может быть составлена концертная программа о культуре разных народов ближнего зарубежья.

4) Игра «Путешествие по России и странам ближнего зарубежья» (Составитель: Елисеева И.)

Предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов.

Цели: закреплять и расширять у детей представление о народах, живущих в России и ближнем зарубежье, их устном творчестве: сказках, загадках, песенках, пословицах и поговорках. Воспитывать любовь и уважение к другим национальностям.

Игровая задача: достичь финиша первым.

Игровые действия:

1. Дети выбирают, на каком виде транспорта они будут путешествовать;

2. Бросать кубик и, согласно выпавшему количеству очков, передвигаться фишкой-транспортом по карте.

Правила игры:

Участвуют три игрока и более. У каждого своя фишка (самолет, кораблик, машинка и т.д.) и кубик один на всех. Выигрывает тот, кто первым приходит на клетку 75, получив точное число очков. При превышении этого числа игрок отступает на столько клеток, сколько у него лишних очков. Игра начинается с цифры 1 - марийского народа. Салика и Онар решили объехать всю Россию и познакомиться с другими народами.

Необходимо следовать указаниям, которые даны на клетках.

На остановках и изображении народа тот, кто пришел первым, дожидается остальных.

Если выпадет 6 очков, игрок получает право повторного хода, но если это произойдет три раза подряд, придется начинать игру сначала.

Ход игры:

Дети садятся вокруг стола, на котором располагается карта путешествия, фишки выстраиваются на старте. Ребенок бросает кубик и продвигается на выпавшее на кубике количество очков вперед.

Варианты игры:

1. Игру проводит воспитатель, задает детям вопросы в зависимости от уровня знаний.

Количество играющих детей - от 3 до 6 (дети могут играть парами).

2. Можно проводить как игру-занятие на протяжении изучения народов, которые населяют Россию и ближнее зарубежье.

На этих играх-занятиях педагог постепенно знакомит детей с народами, названиями столиц республик или округов, на территории которых они проживают, рассказывает про национальный костюм, чем они занимаются, знакомит с устным народным творчеством.

Игровые занятия могут варьироваться в зависимости от поставленной педагогом цели игры. Можно использовать следующие задания:

1. Пояснить пословицу.
2. Рассказать сказку.
3. Отгадать загадку.
4. Спеть народную песенку.
5. Назвать столицу республики, в которой ты остановился.

«Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов средствами этнопедагогики»

В ситуации становления новой казахской государственности, демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства Республики Казахстан одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. История каждого народа, содержание которой отражает материнский язык, фольклор, этническая символика, традиции, обычаи, духовно-нравственные ценности и по настоящее время формирует лучшие общечеловеческие человеческие ценности и качества. Важной частью многомерного процесса развития личности человека в поликультурном обществе становится процесс формирования этнокультурных компетенций, а именно передачи культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является и в среде которого он живет, выступает неразрывной частью многомерного процесса. Использование ценностей этнокультуры определенного этноса позволяет оказать влияние на социальное, духовное, нравственное и физическое развитие современной молодёжи.

Республика Казахстан отличается не только огромными просторами, богатой историей и культурой, но также этническим и религиозным разнообразием своего населения. Представители бол В связи с чем, назрела необходимость в условиях интеграции в мировое образовательное пространство, усилить процесс формирования этнокультурной компетенции будущих педагогов, выступающих в качестве транслятора этнокультурных ценностей.

Модернизация современной системы образования применительно к профессиональному образованию предполагает, что будущему педагогу необходимо владение базовыми компетенциями современного человека, в том числе этнокультурной компетентностью, под которой понимается свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию. Анализ научно-исследовательских работ, нормативных документов РК позволяет выделить пять моделей введения национально-регионального этнокультурного компонента в содержание профессионального образования будущих педагогов: межпредметную, модульную, монопредметную, комплексную и дополняющую. Межпредметная модель предполагает равномерное распределение соответствующего материала по всем учебным предметам профессиональной подготовки будущих специалистов. Модульная модель реализуется посредством включения в учебные дисциплины гуманитарного цикла специальных тем (модулей), которые отражают этнокультурное своеобразие региона,Казахстана, других народов и стран. Монопредметная модель предполагает углубленное изучение студентами этнических культур (в том числе своей), языков (в том числе родного), истории, географии, искусства региона, Казахстана других народов и стран на специально выделенных для этой цели учебного предмета –этнопедагогика.,

Следует отметить, что в рамках компетентностного подхода в учебном процессе колледжа особая роль отводится самостоятельной работе студентов, важнейшими средствами управления которой являются проектные формы обучения, внедрение учебно-методических комплексов. Основными методами организации самостоятельной работы учащихся в рамках изучения этнопедагогики выступают как традиционные методы (написание и презентация реферата, выступление с докладом и др.), так и современные - выполнение творческих заданий (составление кроссвордов, педагогических ситуаций), разработка и защита проектов, сценариев и рекомендаций и др. При организации этнопедагогической подготовки особый интерес, на наш взгляд, представляет самостоятельная исследовательская деятельность студентов, направленная на сбор, изучение, анализ и использование в учебном и внеучебном процессе материалов, раскрывающих особенности культуры, истории, традиций, быта, образа жизни, психологии народов. Так например студентами третьего курса была выполнена творческая работа на тему «Использование ТРИЗ технологий в детском саду» где студенты рассказали и показали как посредством казахских национальных игр, художественных произведений и сказок учить детей решать творческие задачи. Еще одним условием повышения этнокультурной компетентности студентов в педагогическом колледже выступает реализация этнокультурных и личностно- ориентированных технологий в образовательном процессе, предполагающих использование активных и интерактивных проектно-исследовательских, имитационно-игровых форм и методов обучения, которые обеспечивают овладение будущими специалистами не только знаниями, но и способами профессионального мышления и деятельности, развитие способности к решению задач в новых условиях, а также стимулируют их самостоятельную работу, саморазвитие и самосовершенствование.. Эффективным условием повышения этнокультурной компетентности студентов является активное включение будущих специалистов в социально значимую работу во внеучебное время. Так студенты по изучению возможностей использования идей народной педагогики в практике работы детского сада изучили традиции т үсау кесу , подготовили и провели этот обычай для детей в рамках празднования наурыз.

Для формирования этнотолерантности у студентов на уроках этнопедагогики создаются условия для конструктивного взаимодействия с представителями разных этносов. При изучении темы «Национальная структура Казахстана» студентам было предложено выполнить домашнее задание: провести исследование и определить, к каким национальностям относятся корни их семьи.

Такая работа позволяет студентам овладевать социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений; развивает у них способность адекватно, непредвзято оценивать себя и других людей как представителей определенной национальности; обучает индивидуальным приемам взаимодействия с людьми разных национальностей. Результаты выполнения курсовых и дипломных работ по исследованию актуальных проблем этнопедагогики, анализ результатов различных видов практик, ответов студентов на экзаменах свидетельствуют о том, что они имеют достаточное представление о сущности этнокультурного образования. У выпускников формируется этнокультурная компетентность: владение способами (приемами, действиями) применения усвоенных этнопедагогических знаний на практике (операционно-деятельностный компонент), эмоционально-волевой компонент, который характеризуется ответственным и положительным отношением будущего педагога к этнокультуре и процессу этнокультурного образования; проявлением творчества, активности и инициативы в этнокультурном образовании будущих педагогов.

Таким образом, изучение научно-методической литературы и опыта работы преподавателей педагогических колледжей, переосмысление собственного опыта позволило определить основные условия повышения этнопедагогической компетентности будущих педагогов: -

включение в содержание профессионального компонента учебного процесса дисциплин этнокультурного цикла; - ценностно-смысловое самоопределение будущих специалистов по отношению к этнокультурной деятельности; - использование этнопедагогических идей в тематике курсовых и дипломных работ, а также в содержании различных видов практики; - высокий уровень психолого-педагогической компетентности преподавательского состава, что позволяет студентам проявлять творческую активность во взаимодействии с ними в образовательном процессе; - использование активных и интерактивных проектно-исследовательских, имитационно-игровых форм и методов обучения; - активное включение будущих специалистов в педагогически значимую работу во внеучебное время, которая направлена на формирование у них ценных педагогических умений и навыков.

С учетом полиэтничности общества, в котором сегодня социализируется молодое поколение Казахстана, становится очевидной необходимость разработки новых образовательных стратегий и подходов в деле формирования у будущих педагогов этнокультурной компетентности.

Содержание этнокультурной компетенции

(выражены в результатах обучения)

Владение знаниями этнокультуры казахского народа (ЭК-1)

Перечисляет, иллюстрирует в схемах и чётко интерпретирует этнокультуру казахского народа.

Владение заниями этнопедагогических понятий и факторов

(ЭК-2)

Перечисляет и схематически изображает кластер основных этнопедагогических понятий.

Систематизирует и комментирует этнопедагогические факторы, влияющие на этнокультуру казахского народа.

Демонстрирует умение применять этнопедагогические знания.

Характеризует национальные психологические особенности определённого этноса.

Владение знаниями об этнокультурных ценностях, наследии, нормах и традициях своего этноса (ЭК-3)

Перечисляет и интерпретирует этнокультурные ценности, наследие, нормы и традиции своего этноса.

Демонстрирует способности соблюдать этнокультурные ценности, наследие, нормы и традиции своего этноса.

Способность соблюдать традиции казахской этнокультуры (ЭК-4)

Перечисляет и интерпретирует традиции казахской этнокультуры.

Аргументирует выбор тех или иных традиций.

Прогнозирует воздействие традиций на формирование личности.

Демонстрирует приверженность к соблюдению национальных традиций своего этноса.

Способность к сотрудничеству в других этнических общностях

(ЭК-5)

Перечисляет и интерпретирует признаки сотрудничества в определенных этнических общностях.

Демонстрирует проявление сотрудничества в совместной деятельности с представителями другого этноса.

Способность к распознанию этнокультуры народов ЦА (ЭК-6)

Перечисляет и интерпретирует национальные и психологические особенности определенного этноса.

Моделирует процесс взаимодействия с представителем другого этноса.

Владение навыками самоконтроля в других этнических общностях (ЭК-7)

Перечисляет и интерпретирует приемы самоконтроля.

Использует техники самоконтроля применительно к ситуациям.

Прогнозирует выбор техник самоконтроля в критических ситуациях.

Способность к профилактике конфликтных ситуаций (ЭК-8)

Классифицирует виды этнических конфликтов.

Аргументирует способы разрешения конфликтных ситуаций.

Использует конструктивные способы решения конфликтов.

Демонстрирует умение предотвращать конфликт.

>>>

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 1 – 2013 – Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2012. – 228с. Подписано к печати 10.04.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 22,5п.л.

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 4 – 2012 – Самара: Изд-во ООО «Аспект»,2012. – Т.1-2. – 304 с. Подписано к печати 10.01.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 38п.л.

>>>

Аксиологические основы формирования этнопедагогической компетентности будущего учителя

Ткаченко Ольга Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования Кировоградского государственного педагогического университета имени Владимира Винниченко. (г.Кировоград, Украина)

Аннотация: В статье освещаются вопросы правомерности использования аксиологического подхода в изучении проблемы формирования этнопедагогической компетентности будущего педагога, рассматриваются основные аспекты его проекции на профессиональную подготовку будущего педагога в контексте проблемы исследования.

Ключевые слова: Аксиология, компетентность, этнопедагогическая компетентность, аксиологический подход, этнопедагогические ценности.

Появление новой образовательной парадигмы, которой является парадигма результата образования, обусловлено важностью для современного человека, его адаптационных возможностей в социуме не только определенного объема знаний, но и постоянного их обновления, гибкого, самостоятельного, творческого применения в различных жизненных и профессиональных ситуациях. Новая парадигма реализуется в компетентностном подходе, который является ведущим для образовательных политик стран Организации европейского сотрудничества и развития.

Современная система образования обществ с полиэтническим составом населения, которыми издавна были и в результате миграционных процессов становятся многие страны мира, по мнению ученых, нуждается в грамотных специалистах, носителях собственной национальной культуры, воспринятой во взаимодействии с другими культурами. В связи с этим в условиях реализации компетентностного подхода в высшем образовании актуализируется проблема формирования этнопедагогической компетентности будущего учителя.

Проблему профессиональной компетентности педагога, определения ее структурных компонентов изучали А. А. Деркач, И. А. Зимняя, И. А. Зязюн, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Сластенин; специфику профессионального становления личности учителя, формирования разных видов его профессиональной компетентности исследовали в своих трудах В. П. Бездухов, О. Б. Бигич, Е. В. Бондаревская, Н. М. Борытко, А. И. Гура, Я. В. Кичук, И. А. Колесникова, В. В. Радул, С. А. Раков, Л. Л. Хоружа и другие ученые. Разные аспекты этнопедагогики освещали Г. Н. Волков, А. Э. Измайлов, В. С. Кукушин, Н. В. Лысенко, М. Г. Стельмахович, Е. И. Сявавко, А. М. Фролова, М. А. Хайруддинов, другие. На важность этнопедагогической подготовки будущего учителя, формирования у него этнопедагогической культуры обращали внимание В. А. Николаев, М. Г. Харитонов. Проблема формирования этнопедагогической компетентности учителя находится на уровне разработки в современной педагогической науке, что и обусловило наше обращение к ней.

Целью статьи является изучение аксиологического подхода к решению проблемы формирования этнопедагогической компетентности будущего учителя, доказательство правомерности его анализа и детализация положений подхода в контексте проблемы исследования.

В работе этнопедагогическую компетентность мы определяем как личностное образование учителя-воспитателя, которое выявляет уровень овладения разными типами опыта (познавательной деятельности в области этнопедагогики, этнопедагогической деятельности, творческой деятельности в оперировании этнопедагогической информацией, соответствующего опыта эмоционально-ценностных отношений), сформированность разных групп профессиональных качеств, которые позволяют выполнять целенаправленные сложные виды действий, соответствующих общей и педагогической (в том числе этнопедагогической) культуре, результативно решать проблемы, характерные для педагогической деятельности.

Анализ фундаментальных положений науковедения про методологические уровни и источники научных исследований свидетельствует о том, что методологическая основа исследования проблемы формирования этнопедагогической компетентности будущего учителя представляет совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих подходов, важное место среди которых занимает аксиологический.

Исходными для аксиологического в контексте намеченной проблемы являются культурологический и компетентностный подходы. Е. О. Иванова в рамках обоих подходов считает важным учет таких аспектов, как «культурное наследство, ценности и предыдущий опыт» . Компетентностный подход в профессиональном образовании, по мнению Т. Е. Исаевой, А. В. Семеновой, позволяет сберечь культурно-исторические и этносоциальные ценности общества. Положение о том, что «воспитательный простор есть простором культуры, который основывается на традициях и новаторстве» , определенной совокупности материальных и духовных ценностей, выявляет взаимосвязь культурологического и аксиологического подходов в образовании, в том числе и педагогическом.

В этнопедагогическом контексте термин «культура» используется в таких значениях: сфера духовной жизни общества; совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на протяжении его истории. Определение культуры, актуальное в контексте проблемы исследования, предложил А. С. Запесоцкий, который феноменологическую сущность культуры определил как «совокупность ценностей, норм, идеалов, характерных для социальной общности (этносу, нации, общества), зафиксированных и закрепленных в текстах, преданиях, обычаях, традициях, которые обеспечивают смысл существования человека и общества» . При личностном подходе предложенное определение культуры дополняется совокупностью ценностей, которые человек присвоил и использует в процессе жизнедеятельности, взаимодействия с другими людьми.

Личностным феноменом считает В. Н. Гринева духовную культуру, которая является выражением «наиболее высоких общечеловеческих ценностей, выработанных человечеством за всю историю мировой культуры» . Ценности же, как подчеркивает ученая, являются базисом всех культурных явлений, их внутренней сущностью, что является основанием рассмотрения духовности и как педагогической категории. Как известно, передача и усвоение ценностей становится сущностью и результатом воспитания. Таким образом, как отмечает В. Н. Гринева, организация педагогического процесса в учебном заведении сводится к усовершенствованию «культуры восприятия духовных ценностей» человечества, а образование в целом является «накоплением знаний через усвоение духовных ценностей» .

Содержание аксиологического подхода определяется сущностью аксиологии как учения о ценностях, философской теории общезначимых принципов, которые определяют направленность человеческой деятельности, мотивацию поступков человека. Особую значимость этот подход приобретает в условиях реформирования системы образования, которое, по мнению В. Н. Гриневой, Н. А. Ткачевой, нацелено на утверждение человека как высшей социальной ценности, наиболее полное выявление его способностей, удовлетворение различных образовательных потребностей, обеспечение приоритетных общечеловеческих ценностей, гармонии отношений человека и окружающей среды, общества и природы .

В. В. Крыжко аксиологический поход в своих работах представляет как философско-педагогическую стратегию, которая «определяет пути развития профессионального искусства, использования педагогических ресурсов для развития личности и проектирует перспективы усовершенствования системы образования», основой которого является «принцип функционального значения или ценности» .

Сущность воспитания, как подчеркивает В. Н. Гринева, состоит в передаче «от поколения к поколению, от народа к народу, от общества к личности» сохраненных в культуре ценностей . Учитывая это, профессионал в области образования должен ориентироваться на две взаимозависимых системы ценностей: систему ценностей, которую нужно сформировать у учеников, и систему профессиональных ценностей. Если учитывать, что в иерархии ценностей особенное место занимают ценности этнических общностей, которые пронизывают всю структуру общественного сознания, то очевидным будет наличие этих ценностей в обеих названных системах. Для учителя-воспитателя особенную важность приобретают этнические ценности педагогического характера, изучение которых осуществляется этнопедагогикой.

И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов акцентируют внимание на «возможности предоставления автономного статуса аксиологии» в педагогике, так как аксиологический подход «органично присущ гуманистической педагогике, в рамках которой человек рассматривается как наивысшая ценность общества» . В. А. Сластенин инициировал выделение педагогической аксиологии, что обусловлено, как отмечает Г. И. Чижакова, необходимостью усвоения и принятия гуманистического идеала, который определяет «сущность и предназначение педагогической деятельности», где приоритет отдается общечеловеческим ценностям . Педагогическая аксиология трактуется этими учеными как относительно самостоятельная область педагогического знания, которая рассматривает образовательные ценности с позиции самоценности человека и осуществляет ценностные подходы к образованию на основе признания ценности самого образования .

В. А. Сластениным и его учениками разработана классификация педагогических ценностей в структуре профессионально-педагогической культуры. Она представлена ценностями-целями, ценностями-средствами, ценностями-отношениями, ценностями-качествами, ценностями-знаниями . Эта классификация отражает аксиологический и технологический компоненты профессионально-педагогической культуры, что непосредственно соответствует общепринятой структуре компетентности.

Систему ценностных ориентаций учителя В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова рассматривают как одно из структурных образований его профессионального и личностного самосознания. В. В. Крыжко настаивает на социальной и исторической обусловленности категории ценности. «В процессе становления человечества и отдельных этносов, пишет он, изменялся характер отношения людей к окружающей среде, к самим себе, к другим людям, к труду как необходимому способу самореализации, и одновременно с этим изменялись и векторы отношений, которые определяют ценности общественного сознания . Учитывая это, качественное усвоение и принятие системы педагогических ценностей возможно при условии овладения будущего учителя этнопедагогической компетентностью, которая основывается на этнопедагогической культуре, учитывающей эти аспекты проблемы.

Этнопедагогическая компетентность педагога предполагает овладение культурными педагогическими ценностями, без чего невозможно становление как педагогической культуры, так и педагогической компетентности будущего специалиста. На истинность этого утверждения указывают и принципы логико-структурного построения педагогической аксиологии, среди которых принципы исторической и социокультурной изменчивости образовательных ценностей, взаимосвязи социокультурных и образовательных ценностей, интеграции традиционных и инновационных ценностей .

В. А. Вакаев обращает внимание на то, что этнопедагогика, которую должны изучить будущие педагоги, является «своеобразной гуманистической ценностью народа, функция которой – сохранение и приумножение других ценностей». Ценности, которые культивируются в рамках этого раздела педагогики, позволяют строить общество, основой которого являются «реальные, жизнеспособные идеалы и ценности, выработанные народом на протяжении всей своей истории» .
Общечеловеческие ценности, по мнению В. А. Вакаева, иногда представляют собой ценности, выработанные народами Западной Европы и во время своего развития «насаждаемые неевропейским нациям» . Преодоление европоцентризма в оценке педагогических явлений выступает одним из принципов современной этнопедагогики и обеспечивает объективность и полноту интерпретации мирового педагогического опыта.

Этнопедагогические ценности в структуре педагогической культуры выступают ценностями-целями, ценностями-мотивами, ценностями-знаниями, технологическими ценностями, ценностями-отношениями, ценностями-качествами, связанными с традиционным воспитанием у разных народов в определенные исторические периоды; ценностными ориентациями, согласованными с этнопедагогической культурой – осознанием ценности этой культуры, установкой на учет народнопедагогического опыта в процессе организации современного воспитательного процесса и т.д.

Учитывая составные части народной педагогики, которые изучаются этнопедагогикой, к этнопедагогический ценностям также следует отнести ценности семьи конкретного этноса, традиции отношения к ребенку как ценности, ценности народного календаря и народного искусства и т.п. Если раньше изучались ценности народной педагогики и символические образы детства, преимущественно представленные в культуре взрослых, то в современной этнопедагогике считается целесообразным изучение ребенка как носителя и творца «собственной автономной субкультуры». Такой подход, по мнению И. С. Кона, предполагает изучение внутреннего мира ребенка через такие «объективации, как детский фольклор (и в целом художественное творчество), игра и общение» . Соответственно, содержанием детской субкультуры считаются не только актуальные для официальной культуры особенности сознания и поведения, но и социокультурные инварианты – элементы разных исторических эпох, архетипы коллективного подсознательного, зафиксированные в детской речи, мышлении, игровых действиях, фольклоре.

Учитывая принадлежность намеченных вопросов к проблематике высшего профессионального образования, важно подчеркнуть ориентацию изучения процесса формирования этнопедагогической компетентности на акмеологический подход. Его взаимосвязь с аксиологическим прослеживается в ориентации акмеологии на формирование у будущего специалиста профессионального менталитета, который представляет собой систему ценностных ориентаций и профессионального самоопределения личности. Этнопедагогический контекст этого вопроса проявляется в изучении будущими специалистами учебного материала о взглядах разных народов на воспитателя, учителя.

Обобщая выше сказанное, следует подчеркнуть, что правомерность использования аксиологического подхода в изучении проблемы формирования этнопедагогической компетентности будущего учителя подтверждается необходимостью ориентации этого процесса на систему этнопедагогических ценностей, которые должны быть присвоены студентом. Система этнопедагогических ценностей объединяет ценности, которые необходимо формировать у современных школьников, и ценности, важные для профессионала в области образования. Тенденция преодоления европоцентризма в современной науке отражается в изучении этнопедагогикой всего педагогического опыта человечества без ограничения его изучением педагогических традиций отдельного этноса.

Формирование этнопедагогической компетентности будущего специалиста предполагает становление таких компетенций, соответствующих следующим группам взаимозависимых и взаимообусловленных ценностей:
- детство как ценность у народов мира в разные исторические периоды;
- ценности семьи у разных народов;
- система ценностей, которые традиционно присваиваются детьми конкретного этноса в процессе социализации;
- ценности детской субкультуры;
- педагогические ценности, характерные для конкретного этноса;
- традиционные педагогические ценности, которые заслуживают внимания учителя-воспитателя в современных условиях;
- ценности, которые необходимо формировать у современных школьников, осознание их традиционности и новизны;
- ценности, которые формируются у педагога в результате осмысления многовекового педагогического опыта разных народов мира (ценность этнопедагогических знаний для современного педагога; ценности-отношения, важные для педагогической деятельности; качества личности, представляющие ценность для организации этнопедагогической деятельности и т.п.).

Овладение будущего учителя знаниями о системе этнопедагогических ценностей, опытом их учета в профессиональной деятельности и оперирования в процессе творческой деятельности, отраженными в ряде качеств личности, важных для эффективного решения профессиональных проблем, будет способствовать формированию у студентов этнопедагогической компетентности.

Перспективами изучения проблемы может выступать специфика формирования отдельных групп этнопедагогических ценностей у студентов в процессе их профессиональной подготовки.

Список литературы:

1. Вакаев В. А. Этнопедагогика как объект социально-философского познания [Електронний ресурс] / В. А. Вакаев. – Режим доступу до статті: http://www.aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/vakaev.html. Загл. с экрана.
2. Гриньова В. М. Аксіологічний підхід до проблеми педагогічної культури майбутнього вчителя / В. М. Гриньова // Шлях освіти. – 2002. №2. С.2-6.
3. Запесоцкий А. С. Образование, философия, культурология, політика / А. С. Запесоцкий. – М.: Наука, 2002. – 456 с.
4. Иванова Е. О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим [Електронний ресурс] / Е. О. Иванова // Интернет-журнал "Эйдос". 2007. 30 сентября. – Режим доступу до журн.: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm. Загл. с экрана.
5. Кон И. С. Этнография детства. Историографический очерк / И. С. Кон // Этнография детства: традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии / под ред. И. С. Кона. – М.: Наука, 1983. – С.9-51.
6. Крижко В. В. Антологія аксіологічної парадигми освіти: навч. пос. / В. В. Крижко – К.: Освіта України, 2005. – 440 с.
7. Сластенин В. А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
8. Ткачова Н. О. Аксіологічні засади педагогічного процесу в сучасних загальноосвітніх навчальних закладах: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. / Н. О. Ткачова; Луганський національний педагогічний ун-т ім. Тараса Шевченка. – Луганськ, 2007. – 44 с.

Новое на сайте

>

Самое популярное