Домой Практическая психология Конспект урока "дворцовые перевороты". Конспект урока "дворцовые перевороты" Живая и веселая но не спускавшая

Конспект урока "дворцовые перевороты". Конспект урока "дворцовые перевороты" Живая и веселая но не спускавшая

Заполните таблицу.

№ п/п

Событие

Дата

Вступление русских войск в Берлин

Манифест о вольности дворянской

Открытие Московского университета

Попытка введения кондиций

Семилетняя война

Царствование Анны Иоанновны

Царствование Екатерины I

Царствование Елизаветы Петровны

Царствование Иоанна VI Антоновича

Царствование Петра II

Царствование Петра III

Эпоха дворцовых переворотов

2. Работа с персоналиями

Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное количество фактов, которые надо знать.)

Исторические деятели

Кто такой(ие)?

Что сделали?Что с ними произошло?

А.Д. Меншиков

«Верховники»

Э.И. Бирон

С.Ф. Апраксин

П.С. Салтыков

М.В. Ломоносов

И.И. Шувалов

3. Работа со схемой

Заполните родословную таблицу «Русские цари и императоры второй половины XVII - первой половины XVIII в.». Подчеркните сплошной чертой имена тех, кто занимал российский престол, пунктиром - тех, кто был регентом при малолетних правителях.

4. Работа с картой

Найдите на карте:

Речь Посполитую, Швецию, Крымское ханство, Санкт-Петербург.

5. Работа с понятиями

Дайте определение понятий.

1. Кондиции -

«Верховники» -

Фаворит -

Секуляризация земли -

«Бироновщина» -

6. Работа с суждениями историков

О каких деятелях эпохи дворцовых переворотов и царствованиях рассуждают исто­рики?

A. «Россияне хвалили ее царствование: она изъявляла к ним более доверенности, не­жели к немцам, восстановила власть Сената, отменила смертную казнь, имела любовников добродушных, страсть к весельям и нежным стихам».______________________

Б. «Шуты составляли необходимую принадлежность двора... В числе их находился один князь Голицын, прозывавшийся Квасником. Пятидесятилетнего Квасника вздумали женить на придворной калмычке Бужениновой и при этом удобном случае решились повеселиться на славу... Придумали для новобрачных построить Ледяной дом...»___________________

B. «Серо и черство началась ее семейная жизнь с 17-летним вечным недоростком... Он играл в свои куклы и солдаты... Настоящей тиранкой была "дорогая тетушка"... К родите­лям она могла посылать только письма, составленные в Коллегии иностранных дел... На­стоящую, надежную союзницу в борьбе со скукой [она] встретила в книге». ___________________________

Г. «[Он] не достиг того возраста, когда определяется вполне личность человека, и едва ли история вправе произнести о нем какой-нибудь приговор... Смерть постигла его в то вре­мя, когда он находился во власти Долгоруковых; вероятно, если бы он остался жив, то Дол­горуковых, по интригам каких-нибудь любимцев счастья, постигла бы судьба Меншикова». ________________________

Д. «Он завел себе особую голштинскую гвардию из всякого международного сброда, но только не из русских своих подданных: то были большею частью сержанты и капралы прус­ской армии... Считая для себя образцом армию Фридриха II, [он] старался усвоить себе ма­неры и привычки прусского солдата»._____________________

Е. «Россия ПРИШЛА В СЕБЯ. На высших местах управления снова явились русские люди, и когда на место второстепенное назначали иностранца, то [императрица] спрашивала: разве нет русского? Иностранца можно назначить только тогда, когда нет способного русско­го». ______________________

Ж. «Как бы ни старались в отдельных частных чертах уменьшить бедствия этого вре­мени, оно навсегда останется самым темным временем в нашей истории XVIII века, ибо дело шло не о частных бедствиях, не о материальных лишениях: народный дух страдал, чувство­валась измена основному, жизненному правилу великого преобразователя, чувствовалась са­мая темная сторона новой жизни, чувствовалось иго с Запада, более тяжкое, чем прежнее иго с Востока - иго татарское».______________________

Часть 1

1. Годы - 1700, 1709, 1721 - относятся к событиям

1)Северной войны 2)Церковного раскола 3)Дворцовых переворотов 4)Крестьянских восстаний

2. Кто из государей приказал «… старинное российское платье отменить, а всем своим подданным носить п о обычаю европейских христианских государств, також де и бороды … сбрить»?

1)Анна Иоанновна 2)Петр I 3)Петр III 4)Елизавета Петровна

3. Какое из приведенных ниже понятий связано с эпохой дворцовых переворотов?

1)Хованщина 2)Смута 3)Опричнина 4)Бироновщина

4. Что из названного относится к предпосылкам дворцовых переворотов?

1)Прекращение деятельности земских соборов 2)Создание прокуратуры

3)Ликвидация патриаршества в России 4)Изменение традиционной системы престолонаследия

5. Что из названного относиться к царствованию Петра I ?

1)Создание Синода 2)Принятие кондиций 3)Открытие московского университета 4)Семилетняя война

6.Какую меру предусматривали кондиции, предложенные Верховным тайным советом Анне Иоанновне?

1)Реформу Сената 2)Создание Государственного совета 3)Создание Святейшего Синода 4)Ограничение власти императрицы

7. В XVIII веке рекрутской повинности не несли представители сословной группы

1)Частновладельческих крестьян 2)Государственных крестьян 3)Купцов 4)Мещан

8. Как называлась политика Петра I , направленная на поощрение развития отечественного мануфактурного производства, защиту интересов русских купцов от иностранных конкурентов?

1)Протекционизм 2)Благотворительность 3)Секуляризация 4)Просвещенный абсолютизм

9. Какие из названных дат связаны с царствованием Елизаветы Петровны?

    1. 1725 2)1730 – 1740 3)1741 – 1761 4)1762 – 1796

10. Кто из названных правителей пришел к власти в результате дворцовых переворотов при поддержке гвардейских полков?

1)Анна Иоанновна, Екатерина I 2)Петр I , Павел I

3)Екатерина I , Петр III 4)Елизавета Петровна, Екатерина II

11. Прочтите отрывок и укажите органы власти, название которых пропущено:

«.. Всемилостивейший наш государь, по примерам других христианских областей, всемилостивейшие намерение восприятии изволил, ради порядочного управления государственных своих дел … следующие к тому потребные и надлежащие _______ учредить. А именно: иностранных дел, камерц, юстиц, ревизион, воинская, адмиралтейская, камерц, штатс-контор, Берг и мануфактур …»

1)Приказы 2)Министерства 3)Коллегии 4)Комиссии

12. Какое из названных событий произошло раньше всех других?

1)Подписание Ништадского мира 2)Основание Санкт – Петербурга

3)Великое посольство Петра 4)«Нарвская конфузия»

13. Какие из названных дат отражают историю дворцовых переворотов?

1)1720, 1727 2)1725, 1740 3)1796, 1825 4)1645, 1676

14. Правление какого из перечисленных монархов не относится к эпохе дворцовых переворотов?

1)Петр III 2)Екатерина II 3)Елизавета Петровна 4)Екатерина I

15. В результате проведения военной реформы в первой четверти XVIII века комплектование войска стало осуществляться на основе

1)Создания полков иноземного строя 2)Набора рекрутов 3)Набора стрельцов 4)Создания дворянского ополчения

16. В первой четверти XVIII века развитие мануфактурной промышленности было вызвано необходимостью

1)Догнать Англию по уровню экономического развития 2)Сформировать всероссийский рынок

3)Обеспечить строительство железных дорог 4)Победить в Северной войне

17. Какой основной принцип был положен в основу «Табели о рангах»?

1)Родовитость 2)Возрастной ценз 3)Личная выслуга 4)Имущественный ценз

18. Азовские походы Петра I привели к

1)Военному поражению Турции 2)Присоединению Крыма к России

3)Установление контроля над черноморскими проливами 4)Завоеванию территории в устье Дона

19. К реформам Петра I в сфере культуры относиться

1)Введение всеобщего обязательного начального образования 2)Введение нового гражданского шрифта

3)Основание московского университета 4)Создание Славяно-греко-латинской академии

20. Прочтите отрывок из сочинения историка и определите о ком идет речь.

«Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление… она наследовала энергию своего великого отца, строила дворцы в двадцать четыре часа и в двое суток проезжала тогдашний путь от Москвы до Петербурга, исправно платя за каждую загнанную лошадь…»

1)Анна Иоанновна 2)Елизавета Петровна 3)Екатерина Алексеевна 4)Екатерина II

Часть 2

В1. Расположите в хронологическом порядке события Северной войны. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

    Поражение русских войск под Нарвой

    Полтавская битва

    Начало похода Карла XII на Украину

    Победа русского флота у острова Гренгам

В2. Расположите в хронологической последовательности правителей эпохи дворцовый переворотов

    Елизавета Петровна

    Петр II

    Анна Иоанновна

    Екатерина I

В3. Установите соответствие между термином и его определением. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Термин Определение

    Коллегия 1) высший государственный орган в XVIII веке, ведавший делами Русской православной церкви

    Синод 2) перепись податного населения в XVIII веке

    Протекционизм 3) поддержка отечественных предпринимателей и купцов

    Ревизия 4) документ, регламентирующий порядок прохождения воинской службы

5) центральный орган, ведающий отдельной отраслью государственного управления

В4. Какие три из перечисленных памятников зодчества были созданы в XVIII веке?

    Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

    Успенский собор Московского Кремля

    Здание Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге

    Храм Святой Софии в Новгороде Великом

    Храм Василия Блаженного в Москве

    Зимний дворец в Санкт-Петербурге

В5. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя ученого, о котором идет речь.

«Блестящее выступление ученого на публичном собрании Академии в 1749 году с «Похвальным словом» Елизавете Петровне произвело впечатление на императрицу, которая в августе 1750 года приняла его в Царском Селе, а полугодом позже пожаловала чином коллежского советника с окладом 1200 рублей в год. У него появился влиятельный покровитель в лице фаворита Елизаветы Петровны Ивана Ивановича Шувалова. Именно ему ученый сумел внушить мысль о необходимости создания в Москве университета. Он составил подробный план организации университета».

___________________________

Часть 3

Из исторического источника.

«Понеже по воле всемогущего Бога и по общему желанию российского народа мы по преставлению всепресветлейшего державнейшего Великого государя Петра Второго, императора и самодержца всероссийского, нашего любезнейшего государя племянника, императорский всероссийский престол восприяли… того ради, чрез сие наикрепчайшее обещаемся, что и наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, но и крайнем и всевозможном распространении православные нашея веры греческого исповедания, такожде, по приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника, ни при себе, ни по себе никого не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:

    1) Ни с кем войны не всчинять.

    2) Миру не заключать.

    3) Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать.

    4) В знатные чины… выше полковничьего ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета.

    5) У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.

    6) Вотчины и деревни не жаловать.

    7) В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного тайного совета не производить.

А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской».

К какому веку относится этот документ? Укажите его название. Кем он был подписан?

Используя текст документа и знания по истории, объясните, по чьей инициативе он был подготовлен и с какими целями. Укажите не менее двух целей.

Используя знания по истории, объясните, почему данные обещания не были реализованы. Назовите не менее трех причин.

Ключ

В1-АВБГ

В2-ГБВА

В3-5132

В4-136

В5-ломоносов

Сразу же декларировала верность заветам отца, преемственность его видения развития страны. Введя мораторий на смертную казнь, действовавший до самого конца ее царствования, она повторила петровские распоряжения о необходимости бритья бороды и ношения европейского костюма. Страстная любительница барокко, императрица привнесла стремление к роскоши и величию даже в мелочах, так что русский императорский двор 1740 — 50-х годов слыл одним из наиболее изысканных в Европе: сановные вельможи «изыскивали в одеянии — все, что есть богатее, в столе — все, что есть драгоценнее, в питье — все, что есть реже, в услуге — возобновя прежнюю многочисленность служителей, приложили к оной пышность в одеянии их». Так, пышность обстановки и излишества в одежде стали мерилом общественной значимости и обязательным атрибутом принадлежности к высшему сословию.

Тяга к переодеваниям и любованиям перед зеркалом занимала будущую императрицу с самого детства: современники вспоминают, как маленькая цесаревна встречала отца, вернувшегося из заграничных переговоров в 1717 году, щеголяя в традиционном наряде испанской инфанты, а во время введенных через год регулярных ассамблей Елизавета не упускала возможности покрасоваться перед публикой в платьях, вышитых серебром и золотом, в блистающем бриллиантами головном уборе. На знаменитом портрете того времени нарядная Елизавета изображена с крылышками за спиной — таким аксессуаром часто наделяли девочек до наступления совершеннолетия. Что касается остальных забав юной Елизаветы, то ее воспитание по сути сводилось к типичному набору навыков и умений, которые входили в образовательную норму русской дворянки последующих эпох: чтение французских романов, уроки танцев и этикета. Отметим, правда, что будущее дочери Петр представлял весьма однозначно — в качестве супруги французского короля Людовика XV, брак с которым активно лоббировал русский царь.

Елизавета Петровна. (wikipedia.org)

Причудливый стиль узоров и орнаментов барокко, кажется, очень соответствовал мировоззрению Елизаветы Петровны, в характере которой успешно сочеталась и неудержимая страсть к веселью, и истовая набожность, когда, по меткому замечанию Ключевского, «от вечерни она шла на бал, а с бала поспевала к заутрене, благоговейно чтила святыни и обряды русской церкви, выписывала из Парижа описания придворных версальских банкетов и фестивалей и до тонкости знала все гастрономические секреты русской кухни». Сдерживаемая неблагосклонностью предыдущей правительницы Анны Ивановны, тяга к роскошеству вышла на свободу с самого начала правления Елизаветы: по воспоминаниям Екатерины II, «дамы тогда были заняты только нарядами, и роскошь была доведена до того, что меняли туалет по крайней мере два раза в день… Игра и туалет наполняли день». Театрализация поведения и публичного образа, так свойственная европейской культуре галантного века (истоки коренятся в имидже «короля-солнца» Людовика XIV), нашла свое воплощение в нравах и характере русской императрицы.


На прогулке. (wikipedia.org)

Внутренняя политика интересовала Елизавету в гораздо меньшей степени, чем унификация нарядов своих придворных, поэтому регулярно издают множество указов за авторством императрицы, регламентирующих модные тенденции: например, необходимо было являться на бал каждый раз в новом платье, а по приказу Елизаветы гвардейцы даже метили специальными чернильными печатями наряды гостей, чтобы отмеченные не смели в дальнейшем появляться в обществе в старых одеждах. Штатной придворной должностью стали поставщики-«байеры» парижских модных новинок — товаров, которые, завоевав популярность у себя на родине, незамедлительно отправлялись в Петербург, где императрица придирчиво отбирала образцы тканей и орнаментов.

Елизавета в свое время воспринималась как настоящая красавица. Так, не скрывавшая своего восхищения Екатерина II писала: «Хотелось бы смотреть, не сводя с нее глаз, и только с сожалением их можно было оторвать от нее, так как не находилось ни одного предмета, который бы с ней сравнялся». Этой своей природной красотой императрица всегда стремилась воспользоваться, причем все в той же игровой, театрализованной манере — устраивая балы-маскарады или «метаморфозы», как называли эти придворные развлечения. Основной идеей стала форма травестии, когда мужчины одевались в женские платья, а женщины вынуждены были примерить мужские наряды. Самодержавная власть императрицы безоговорочно распространялась на бытовые культурные практики: по указу Елизаветы все придворные дамы должны были обрить головы и надеть черные парики. Причина этого весьма сурового указа органично укладывалась в психологический образ императрицы: не сумев до конца вывести краску из собственной прически, она вынуждена была остричь волосы и, чтобы умерить переживания, приказала разделить горе своим подданным. По ее велению вдруг «все дамы надели на полуюбки из китового уса короткие юбки розового цвета, с еще более короткими казакинами из белой тафты, и белые шляпы, подбитые розовой тафтой, поднятые с двух сторон и спускающиеся на глаза». Екатерина II иронично прокомментировала эту ситуацию: «Окутанные таким образом, мы походили на сумасшедших, но это было из послушания».


Двор. (wikipedia.org)

Императрица проявляла заметную монаршую зависть к нарядам своих придворных, особенно женщин, которые, как ей казалось, могли превосходить по роскоши блеск одежд царственной особы. Статс-даму двора Наталью Лопухину, появившуюся на балу в похожем на царское платье, Елизавета публично отхлестала по щекам, после чего несчастная женщина упала в обморок, не выдержав унижения. Увидев, что ее сопернице стало плохо, императрица съязвила: «Ништо ей, дуре!», а впоследствии подвергла Лопухину жестокой экзекуции. Еще большую обиду нанес Елизавете отзыв ее несостоявшегося жениха Людовика XV, который, желая посмеяться над одной из своих фрейлин, сказал: «Как вы смешно сегодня одеты, словно русская царица!» Императрица очень жестко отреагировала на пересказанную ей историю, что повлекло за собой серьезное охлаждение русско-французских отношений.

С годами здоровье императрицы становилось все слабее, а красота постепенно увядала: страстная любительница торжеств и придворных балов, она теперь все реже и реже появлялась в обществе. Иностранцы, пребывавшие в то время при русском дворе, писали, что императрица отказывается заниматься государственными делами, и приходится выжидать по полгода, чтобы обсудить с ней подписание того или иного письма или указа. Императрица была весьма суеверна (на слово «смерть» было наложено негласное табу), а потому, когда осенью 1761 года во вновь отстроенной резиденции в Царском селе разразилась сильная гроза, Елизавета сочла такое буйство стихии дурным предзнаменованием. И печальное предвестие оправдало себя: 25 декабря императрица скончалась. Даже на смертном одре Елизавета сохраняла царское величие и торжественность, когда «в роскошной серебряной робе с кружевными рукавами и золотой короной на голове, она, даже отправляясь на тот свет, была одета, как истинная модница».

Текущая страница: 7 (всего у книги 23 страниц) [доступный отрывок для чтения: 16 страниц]

Шрифт:

100% +

71

Много сотен верст нужно лететь птицам со своих зимних становищ на родину. Иным придется сделать чуть ли не тысячекилометровый перелет. Сколько приключений и опасностей, сколько превратностей встретится им на пути! Чего только не испытывает в течение такого полета маленькое существо весом около двадцати-двадцати пяти граммов. Право, нет сердца у стрелков, не жалеющих птицу и тогда, когда, обессилевшая после трудного перелета, повинуясь ничем не победимому зову природы, она стремится в то место, где впервые увидела солнечный свет.

У животных много своей, таинственной, непонятной людям мудрости. Птицы особенно чутки к переменам погоды и задолго предугадывают их, но зачастую бывает так, что перелетных странников застигает посреди моря внезапный ураган, нередко со снегом. До берегов далеко, а силы ослаблены и кругом расстилается безбрежное море. И тогда погибает едва ли не вся стая, за исключением наиболее сильных.

Счастье для птиц, если нежданно-негаданно встретится им в эти минуты морское судно. Невзирая на опасность, целыми тучами опускаются нежданные и незваные гости на палубу, на борта, на снасти, и странным кажется корабль, обвешанный живыми гирляндами птиц. И суровые моряки, никогда не обидевшие их, не оскорбившие их трепетной доверчивости, спасают им жизнь. Ибо говорится в прекрасном морском поверье, что неизбежно несчастье для того корабля, на котором была убита птица, просившая приюта.

Небезопасным для птиц бывает не что иное, как прибрежный маяк. Измученные перелетом, отяжелевшие от морской влаги птицы, пренебрегая опасностью, стремятся туда, куда их обманчиво влечет едва брезжащий свет маяка, и на лету разбиваются грудью о толстое стекло и камень галерей. Но опытный вожак, взяв заранее другое направление, всегда предотвратит почти неизбежное несчастье.

72

Перекрытия ярусов рухнули – где целиком, где частично, – наверное, от взрыва, уничтожившего все другие строения, и тьма, тронутая изнемогающим в закате светом, возносилась под худой купол, в который заглядывали еще не различимые снаружи звезды. Пахло сырым камнем, плесенью, илом, отложившимся на стенах, застойной водой и еще чем-то – птичьим пометом, спертым духом животного существования и занесенной людьми нечистоты.

Сергеев задел весло – звук, круглый, гулкий, похожий на глоток, не исчерпался в себе самом, обрел протяженное существование в одетой камнем тьме. Он отскочил… Когда-то Сергеев любил игру эха, а к старости нарочитые эффекты природы стали раздражать. Сергеев затих в лодке, не прикасаясь к веслам и удерживаясь от всяких движений. Это подарило тишину, и стало хорошо.

Вверху, где звезды, послышался слабый вздох. Затем повторился с легким отзвоном. Вновь долгий нежный стон, истончаясь, стек к воде и поглотился ею. Тут не было даже милой игры – проникающая печаль, музыка сфер, подхваченная необыкновенным инструментом – флейтой-колокольней.

И это оказалось лишь вступлением к долгой песне без слов, которую завел, чтобы исполнить до конца, ночной ветер на каменной дудке. С силой проталкиваясь в ее звучащее тело, он рождал протяжные, редкой нежности и красоты звуки, изредка искажавшиеся захлебным воем в куполе – взвинтилось и вдруг сразу оборвалось. И вновь льется мелодичная жалоба, похожая на щемящую ноту юродивого Николки в железной шапке. Сравнение пришло много позже, когда Сергеев вернулся домой и, ворочаясь без сна, силился понять, что напоминали ему преображенные сетования ветра.

Сергеев забыл о часах и не знал, сколько времени провел в каменном теле музыкального инструмента. Уже когда музыка, постепенно истаивая, замолкла, он все боялся пошевелиться, чтобы грубой игрой эха не помешать эоловой арфе, но ветер окончательно стих, и, осторожно оттолкнувшись веслом, Сергеев выплыл наружу.

(По Ю. Нагибину)

73
Январское диво

Что может быть в январе, кроме морозов и снегов. Да, в январе холодно. Но уже в солнечный день в затишке, за лесом, греются на солнце снегири. Расселись на полынных кусточках, выставили алые грудки и красуются перед снегурушками.

А на днях над заснеженной Вершницей в морозном солнечном небе резвились в брачной игре вороны. Черные-черные над белым долом: две пары, четыре крупные птицы летали по большому кругу с громким гортанным криком: крук-крук. Так они выбирают себе подругу, одну-единственную на всю жизнь. А вороны живут до семидесяти лет. Но как летали! То все четыре друг за другом, то сойдутся парами крыло в крыло, то один под другим, то вдруг поменяются парами, то снова летят по-прежнему, касаясь клювами и любуясь друг другом. И все над Вершницей, все по одному большому кругу. И сколько бы они еще резвились, если бы не сороки. Пострекотали, пособирались в сосняке и большой стаей к ним, к воронам. И нарушилась брачная игра – улетели в беспорядке к Молявину.

Хотя сороки и сами из семейства вороновых, но воронов не любят, много зла они приносят всем птицам и сорокам тоже.

И все-таки вороны летали красиво. Сейчас закрою глаза и вижу паренье этих черных больших птиц с блестящим черным опереньем в голубом небе над снежным безмолвием.

Еще вспоминаются часто обледенелые стволы берез. Это было после оттепели, в морозный день. Мокрые березы обледенели, а когда поднялось солнце над лесом, вспыхнули на атласных белых стволах маленькие живые огоньки.

А не диво ли – яркие звезды и пышные сугробы, белые поля в снегириных грудках и Большая гора, звонкоголосая и радостная от детей.

Так что и в январе найдешь чудеса.

74
Первые слезы

В пасмурный день в сосновой посадке сумрачно, глухо. Но каждый раз я стараюсь завернуть в нее, чтобы послушать тишину. Снег накрыл деревья сверху так плотно, что кажется: над всей посадкой – сплошной снежный потолок. А когда ветер пробежит поверху, заметет вдруг, заснежит. Все покроется метелью. Только успевай стряхивать снег с шапки и с плеч.

В солнечный же день лучше заехать в рощу за ручьем, где сосны вразбежку, полюбоваться, как солнце играет на молодой сосновой коре, покрывая ее золотистыми пятнами. А вчера здесь увидел первые слезы: блестящие смоляные крупинки выступили на сосновых веточках и запахли смоляным ароматом. Я сорвал веточку со слезинкой и привез домой. С мороза она и в комнате еще с полчаса дышит им. Поставил в вазу с водой, и руки опахнуло холодом, как не раз бывало в летнее время, когда спускаешься в низину. Эта веточка с шишками. Значит, еще и услышу, как они потрескивают, когда подсохнут и начнут отклеиваться, отходить их чешуйки. Надо же! Ведь не раз пробовал в лесу отделить эти чешуйки охотничьим ножом – ничего не получается. Они словно припаяны, словно слиты. Только под силу это крепкому клюву дятла. А тут сами щелкают, раскрываясь и роняя семена. Каждое семечко с крылышком, и, падая, крутится оно, вертится, словно заведенный махонький пропеллер. И чем ниже, тем быстрее. И уже листочек бумаги под вазой весь в них, в семечках.

Еще только февраль. Это первые робкие слезы весны. Настоящие слезы увидим в конце марта, когда заплачет соком каждая подраненная веточка клена, когда дятел наделает питьевых колечек на его стволе и будет пить из каждой пробоинки сладковатый сок. Потом заплачут березы.

Но все это будет когда-то. Потому и дороги эти крошечки смолы в пазухах молодых веток, что светятся издали расплавленным серебром.

75

Где-то на болотах кричали журавли. Перед восходом солнца крик их был так гулок, что казалось, будто птицы кружатся над коньком избы. Лесное эхо подхватывало их крик, и он, усиленный и многократно отраженный гулкой органной звучностью сосновых стволов, окружавших болото, метался над топью. Крик этот не был резок или тороплив, нельзя было назвать его и трубным кличем. В нем было что-то глубинное, грудное, как в сильном женском меццо-сопрано, какой-то русалочий полувопль, таинственный и печальный, невольно уносящий воображение в мир полузабытых сказок детства.

Да и все из моего окна виделось мне здесь сказочным: и эта горстка высоких теремных изб на горке между двух озер – иные заколоченные, иные еще с живыми красными гераньками в нешироких резных оконцах; и поленницы березовых дров, сложенные у стен задымленных бань, заросшие вместе с банями высокой крапивой; и округлые, еще свежезеленые стожки, похожие на островерхие шлемы былинных витязей; и бесконечные изгороди-прясла с белобокими сороками на березовых кольях; и звон коровьих колокольцев, и мягкий голос рожка, искусно закрученного из длинного берестяного ремня, того самого старинного рожка, которым здешний пастух до сих пор скликает разбредшуюся по лесным тропам скотину. И леса, леса… Леса, в какую сторону ни глянь: черные, отвесные, с белыми мазками берез, с малинниками по сухим волокам, с россыпями рыжиков по опушкам, боры-брусничники, боры-моховики, глухариные и медвежьи заломы, журавлиные топи.

(По Е. Носову)

76

Вот и наступил тихий, безветренный вечер. Едва-едва брезжит заря, отражаясь в темных, почти неосвещенных окнах домов. Каждая веточка деревьев поразительно вырисовывается на иссиня-зеленом небе. В отдаленье слышится песня, но звуки в такой вечер смягчены, лишены обыденной резкости и немного таинственны. И все это, как пряное вино, вливается в каждую каплю крови и понемногу кружит голову.

Нелегок путь от корпуса до парка, есть еще опасность столкнуться с дежурным, не спускающим глаз с единственной дорожки, по которой не раз убегали воспитанники. И вот Сергей уже мчится изо всех сил в гору, несмотря на то что отчаянно колются и жалятся ветви густого кустарника, произрастающего на берегу пруда, пока не останавливается, наконец, на пригорке.

Затем, обессилевший окончательно, он не спеша проходит мимо забытой, никому не нужной оранжереи, обвешанной плетущимися растениями, и спускается к неширокой, но глубокой речонке. Наспех раздевшись, он без раздумья с разбегу бросается в студеную воду, достает ногами коряжистое илистое дно, на миг задыхается, обожженный жестоким холодом, и ловко переплывает реку саженками. И когда он, одевшись, не спеша выбирается наверх, то с наслаждением чувствует такую удивительную легкость, как будто все его тело потеряло вес.

77

Еще только одиннадцатый час на исходе, а уже никуда не денешься от тяжелого зноя, каким дышит июльский день. Раскаленный воздух едва-едва колышется над немощеной песчаной дорогой. Еще не кошенная, но наполовину иссохшая, трава никнет и стелется от зноя, почти невыносимого для живого существа. Дремлет без живительной влаги зелень рощ и пашен. Что-то невнятное непрестанно шепчет в полудремоте неугомонный кузнечик. Ни человек, ни животное – никто уже больше не борется с истомой. По-видимому, все сдались, убедившись в том, что сила истомы, овладевшей ими, непобедима, непреодолима. Одна лишь стрекоза чувствует себя по-прежнему и пляшет без устали в пахучей хвое. На некошеных лугах ни ветерка, ни росинки. В роще под пологом листвы так же душно, как и в открытом поле.

Но отправляться купаться не хочется, да и незачем: после купания еще больше распаришься на солнцепеке. Одна надежда на грозу, лишь она сможет разбудить скованную жарой природу и развеять сон.

И вдруг впрямь что-то грохочет в дали неясной и туманной, и гряда темных туч движется с юго-восточной стороны. В продолжение очень короткого времени, в течение каких-нибудь десяти-пятнадцати минут царит зловещая тьма, и вдруг все небо покрывается тучами. В мертвую глушь врывается резкий ветер, который, кажется, ничем не сдержишь. Он стремительно гонит перед собой столб пыли, беспощадно рвет и мечет древесную листву, безжалостно мнет и приклоняет к земле полевые злаки.

Вот-вот разразится гроза, и на обнаженные поля польется освежающий дождь.

78

В тот ранний весенний день я впервые увидел в руках у школьников букеты свежих чудесных роз – алых, белых, густо-исчерна-бордовых. Брянская земля – и розы? Это было нечто совсем уж несовместимое для меня, я знал свою землю всякой – истерзанной, залитой из конца в конец кровью, в оплывших пожарищах, в виселицах, видел ее дороги, заваленные трупами, видел глаза ее детей на иссушенных голодом, казавшихся старческими, лицах, с нездоровой, тонкой, морщинистой кожей.

Вся жизнь пронеслась передо мной, и рядом была могила матери; погост виднелся в полукилометре, в жидких весенних ракитах через поле, блестевшее по низинам весенней водой. Все это поле я не раз исходил из конца в конец, здесь я и пахал, и косил, здесь не раз вырастали высокие золотистые скирды, и веселая работа заканчивалась здесь, бывало, поздней ночью, когда в черное, душное небо высыпали звезды; многое вспомнилось, пока я перебирался через раскисшее поле; главное же, по-прежнему оставалось странное и непривычное чувство возвращения земли. Вдали черным полукружьем виднелась весенняя громада леса, над нею небо – стремительное, сквозящее…

На склонах пригорков, обращенных к югу, уже дымилась первая зелень, я шел, и еще казалось, что никакого прошлого нет, никогда не было и быть не может, что прошлое просто придумали, и что так называемое прошлое это и есть сам человек, его руки-ноги, его тело, сердце и мозг, его опыт, его поле и его небо, и что даже могилы – это живые письмена, всегда доступные, говорящие уставшему сердцу о самом сокровенном.

Насквозь пронизываемый ветром погост был невелик, тихо-тихо ныли готовые взорваться первой зеленью ракиты; погост располагался на песчаном взгорке, и здесь было сравнительно сухо. Я положил розы к подножию железного креста; было зябко и просторно вокруг, только светили горизонты, и от края до края свободно и вольно гулял ветер.

(По П. Проскурину)

79
Беспокойное сердце

То ли повздорил и взбунтовался, то ли занеможилось перед дорогой, а может быть, просто для интереса, но не полетел осенью со всеми один грач, да и на тебе. Поначалу скучал, с тоскливым криком провожал в путь-дорогу своих и чужих, прилетевших из северных краев. А потом успокоился. Кормился на свалке за городом и только изредка наведывался к грачиному городищу над кладбищем. Облетит все гнезда, сядет на самую высокую березу, потоскует, глядя на вымершее поселение, крикнет напоследок с болью и улетит. К весне, когда обсохли гнезда и стали сразу как-то выше и чернее, его можно было видеть здесь чаще. Знать, следил, как бы не заняли кто чужие. А начиная с первых мартовских дней, и вовсе зачастил. Кричит, тоскует, зовет. Да и как! Крикнет на одном месте, перелетит на другое, к парку, потом на Калининский поселок направится. Подумаешь, что грачи уже прилетели, а это он один управляется. То ли боится, чтобы своих не проглядеть, встретить, то ли просто людей порадовать, известить о весне.

А когда прилетели грачи, он не затерялся в большой черной стае. Везде поспевал, всех приветствовал, мирил. Он был так рад, что вряд ли и себе успел захватить жилье. А потом, когда утихомирилось, улетел со всеми на луга.

Махонькое у грача сердце, а вон какое беспокойное.

80

Едва забрезжил рассвет, как Ерофеич, известный местный садовод, был уже на ногах. В юности, защищая новую власть, он участвовал в боях под Царицыном и в одном из сражений потерял ногу. За доблестные подвиги Ерофеич получил пенсию и отправился на жительство в родной городишко. Ранее городок был захолустным, но славился по всей окрестности своими чудесными садами. Пристрастившись к садоводству, Ерофеич всецело посвятил себя этому благородному делу и терпеть не мог дилетантского к нему отношения.

Бывало, зайдет к нему горе-садовник Манкин, чтобы блеснуть своею ученостью, и обязательно произойдет инцидент. Он Ерофеичу и о хлорофилле, и о хлорофилльных реакциях жужжит в уши, своим интеллектом всячески похваляется, а в практике всегда проявляет косность. Ерофеич сердится, прыгает на деревяшке вокруг собеседника, брызжет во все стороны слюной и морщит свой веснушчатый нос. Сам Ерофеич был кристальной чистоты человек и, несмотря на свои широко известные удачные эксперименты, не имеющие прецедентов и сделавшие его известным, был очень скромен. После яростного диспута и ссоры он обычно долго не мог прийти в себя и продолжал брюзжать. Успокаивал его всегда сад. Чего только в нем не было! Все, начиная с затейливых растений, искусно взлелеянных садовником, и кончая простым можжевельником.

Ветви яблонь, вишен и черешен, украшенные кристалликами росинок, пригибаются от тяжести к земле. Солнце нещадно жжет старика, а он ползает вокруг розовых кустов и производит какие-то манипуляции. Больно уколовшись о шипы, Ерофеич только присвистнет да наденет, вздыхая, на руки специальные варежки. В полдень садовник обыкновенно закусывает на терраске под черепитчатой крышей. На столике расставлены немудреные яства. Вокруг них кружатся и жужжат пчелы и осы. Посередине стола красуются медовые коврижки вперемешку с творожными ватрушками и румяный крупитчатый пудинг с грецким орехом. Из напитков ставятся дрожжевой квас, топленое молоко да простокваша. Для аппетита Ерофеич всегда начинал обед с семужки или с копчушки, а далее хозяюшка потчевала его тем, что было под рукой. Подкрепившись, Ерофеич просил постлать ему циновку в готической беседке и шел отдыхать. Частенько в сад заходили юннаты, которых Ерофеич учил искусству садовничать.

81
Зацвела медуница

Ну и медуница! На улице похолодало, а ей хоть бы что. Цветет. Ведь три дня назад только еще набирала бутоны, а сейчас вон гляди: красота-то какая! И название такое музыкальное: ме-ду-ни-ца. Распустилась в два цвета: на коротких стебельках то темно-розовые, то васильково-синие соцветия. Два периода жизни: молодость и старение.

Мне особенно дорог этот песенный цветок, потому что он был любимым у моей матери. Это первая весточка лета, раньше всех украсит своими огонечками лес. Не забыть, как в последнюю для нее весну я принес из-под Амачкина медуницу. Она лихорадочно дышала на соцветия, водила ими по своей восковой щеке и все повторяла: «Меду-ница! Расцвела, родимая». А у самой на глазах слезы.

Каждую весну я приносил на могилку матери эти цветы. Они быстро вяли, и на третий день уже и не на что было смотреть.

И этой весной я отправился за ними. Как отойдешь от Васильева угла и начнешь подниматься по тропке в лес, тут ее, медуницы, полным-полно, ступить негде. Она красуется то маленькими куртинами, то большими палестинами, то тянется и тянется цепочкой вдоль всей тропы, мимо барсучьих нор. И даже на тропку выскочить не побоялась. Правда, по этой тропке давно никто не ходил, она отволгла от снега, вот и поднялись на ней живые огонечки: розовые, фиолетовые, синие. Я выбрал пять цветочков с тропки, подрезал их и прямо с землей, с корешками – в пакетик из тетрадного листа. И все пять посадил на могилке, обложил снегом, что остался в овраге – пусть хоть сегодня поцветут.

И сколько было радости, когда и через неделю их увидел живыми. Прилетел шмель, в каждый цветочек-граммофончик наведался, ни одного не пропустил. Весь туда спрячется и не спеша сосет душистый цветочный сок. Только чуть склонится цветок от тяжести. А шмель выползет, радостно погудит вокруг и в следующий цветок заглянет. А вскоре прилетел еще один на сладковатый запах первого медоноса.

Я смотрю на скромные лесные цветы, слушаю гудение шмеля и радуюсь: а ведь взаправду прижилась здесь медуница.

Цветет медуница, открывает скромная красавица дорогу всей лесной благодати.

82
Такое не забывается

Я не раз встречал большие стаи птиц, отдыхающих на перелете, слушая их шум, суетню, радуясь торжеству жизни. А однажды…

Возвращался с прогулки от Заплатинского дола Гребешком, узкой тропинкой у края холма. С него в просветы между берез далеко видно: от горбатовской рощи до Гладкого луга, и весь разлив заречных лесов чуть ли не до Фоминок. Это вдали. А под тобой – разлившаяся Отрешна и множество маленьких озер по всем лугам.

Был конец дня. Тихо, безлюдно. И вдруг мое внимание привлек шум внизу. Сначала и не понял, что это могло быть, но ясно, что там, внизу, очень много чего-то живого, беспокойного. Стал внимательно приглядываться и – глазам своим не поверил: внизу были гуси. Их было очень много, не одна стая, так что, наверное, тесно им будет на этой Отрешной, под холмом.

Долго слушал их крики, возню, потом осторожно спустился по тропке на лесной уступ. Это и ниже, и ближе к гостям. И там, завороженный зрелищем, простоял до самой темноты, стараясь ничем не выдать себя, все ожидая, когда они успокоятся и чем все кончится. Но так и не дождался. Уже темнело, а не было конца их беспокойству: гогочут, шумят, передвигаются с места на место, мешаются. Выделяются чьи-то голоса, кто-то, видно, командует. Наверное, помешались стаи, перемешались все гуси в этой большой семье, вот и ищут своих вожаки. А может быть, идет знакомство с гусями из других стай. Но мне показалось, что их крики тревожные, беспокойные. А может быть, они по-другому и не могут разговаривать, да и собралось их так много вместе. Нехотя поднимался я снова наверх, унося в сердце этот предвечерний беспокойный шум.

Хотел прийти сюда рано утром, да раздумал: зачем? Беспокоить? Да их уже и нет там наверняка: нашумелись вдоволь, поделились, нашли своих, а с зарей поднялись на крыло и улетели.

Каждый год во время птичьих перелетов я прихожу под вечер на Гребешок в надежде увидеть еще раз этих больших беспокойных птиц. Но напрасно. Видно, такое можно увидеть только раз в жизни.

Тема урока: Дворцовые перевороты.

Учитель: Трифанова Оксана Ивановна

МБОУ «Ковыльненская школа – детский сад»

Вид урока: Урок - практикум

Цели урока:

    Сформировать личное представление о правителях эпохи дворцовых переворотов;

    Продолжить развитие умения анализировать исторические источники, сопоставлять фактические данные, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы;

    Пробудить интерес к самостоятельному исследованию прошлого; показать, что через знание прошлого можно лучше понять настоящее, предвидеть будущее.

Оборудование урока: Ноутбук, презентация, распечатки документов, таблиц, заданий, памятки по оцениванию и работе с документом.

Основные понятия: Дворцовые перевороты, Верховный тайный совет, фаворит, кондиции, гвардия, манифест.

Ход урока :

I. Организационный момент:

Приветствие с учащимися, установление рабочей атмосферы. Формирование 6 рабочих групп из учащихся. У каждой группы выдан оценочный лист, и задания.

II. Актуализация знаний по теме «Дворцовые перевороты»

Индивидуальные карточки (выборочно):

Тест:

1. Главная движущая сила дворцовых переворотов?

а) духовенство

б) крестьянство

в) гвардия

2. Лицо, руководящее государством в случае малолетства или болезни монарха?

а) верховник

б) регент

в) рекрут

3. Фаворитом при Екатерине I был?

а) Меншиков

в) Разумовский

4. Члены Верховного тайного совета предложили Анне Иоанновне?

а) установить патриаршество

б) установить регентство

в) подписать кондиции

5. Государственное устройство, при котором власть государя не ограниченна?

а) республика

б) абсолютная монархия

в) парламент

Деятельность учащихся: Заполнение тестов. Взаимопроверка теста. Ключ вывешивается на доске.

III . Подготовка к основной деятельности:

Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме: дворцовые перевороты, цель которого обобщить и систематизировать ваши знания по этому периоду.

    Сделайте предположение, о чем мы будем говорить сегодня?

Ответы учащихся

Эпиграфом к уроку у нас будут слова философа Михаила Тимофеевича Панченко:

“А если, допустим, что столетие не искусственная,
а естественная мера, и в столетии есть свои времена,
которые можно было бы назвать временами:
осени, зимы, весны, лета?”

Интересное заявление. Давайте попробуем применить это высказывание к историческому процессу. Год делится на четыре времени: осень, зима, весна и лето. Представьте себе, что XVIII век существовал по тем же законам, по каким происходит смена времен года в природе.

Новый год по нашему календарю начинается со второго месяца зимы, но логически это не оправдано, т.к. год подходит к концу, когда созревают семена и падают в почву.

    Когда это происходит? Осенью.

Видимо, не случайно у некоторых народов календарный год так и начинается осенью. А в России?

    Кто своим указом приказал встречать новый год 1 января? Петр I. До этого новый год в России встречали 1 сентября.

Давайте и мы представим, что начало столетия – это осень. С этого момента по ходу урока мы будем работать с таблицей (карточка №1). Заполнив эту таблицу, в конце урока вы должны будете ответить на следующий вопрос:

1700 – 1725 годы

Осень

1725 – 1750 годы

Зима

1750 – 1775 годы

Весна

1775 – 1800 годы

Лето

Особенность времени в истории

Появление новых идей

События ХVIII века

Проблемный вопрос:

    XVIII века?

Если мы назвали первое 25-летие века осенью, то в обществе в это время должны происходить схожие процессы. Только нам нужно определить, что является двигателем в развитии общества? (В природе все начинается с семени ). В развитии общества все изменения связаны с появлением новых идей. В обществе идеи, появившиеся осенью должны выдержать холод правительственной реакции и во всю силу дать о себе знать в следующее 25-летие – весной.

    С чьим правлением связано первое 25-летие ХVШ века? Правление Петра I (1789 – 1725)

IV . Работа в группах:

Раздача памятки для работы на уроке и объяснение заданий.

(Учитель на протяжении урока контролирует работу учащихся, консультирует по возникающим вопросам).

Группа № 1

Тема: Екатерина I

1. Определите год и причины дворцового переворота, в результате которого Екатерина I была провозглашена императрицей (Работа проводиться по §20-21).

2. Сформируйте своё отношение к личности Екатерины I, используя материал параграфа и текст документа:

«При Петре она светила не собственным светом, но заимствованным от великого человека, которого она была спутницею; у нее доставало уменья держать себя на известной высоте, обнаруживать внимание и сочувствие к происходившему около нее движению; она была посвящена во все тайны, тайны личных отношений окружающих людей. Ее положение, страх за будущее держали ее умственные и нравственные силы в постоянном и сильном напряжении. Но вьющееся растение достигало высоты благодаря только тому великану лесов, около которого обвивалось; великан сражен - и слабое растение разостлалось по земле. Екатерина сохранила знание лиц и отношений между ними, сохранила привычку пробираться между этими отношениями; но у нее не было ни должного внимания к делам, особенно внутренним, и их подробностям, ни способности почина и направления».

Из «Истории России» С.М. Соловьева.

Сергей Михайлович Соловьёв - русский историк;

Группа № 2

Тема: Петр II

1. Определите год, и в результате чего Петр II был провозглашен императором (Работа проводиться по §20-21).

2. Сформируйте своё отношение к личности Петра II, используя материал параграфа и текст документа:

1. «Ему исполнилось только 12 лет, а он уже почувствовал, что рождён самодержавным монархом, и при первом представившемся случае показал сознание своего царственного происхождения над самим Меншиковым. Петербургские каменщики поднесли малолетнему государю в подарок 9000 червонцев. Государь отправил эти деньги в подарок своей сестре, великой княжне Наталье, но Меншиков, встретивши идущего с деньгами служителя, взял у него деньги. Государь приказал позвать князя Меншикова и гневно закричал:

Как вы смели помешать моему придворному исполнить мой приказ?

Наша казна истощена, - сказал Меншиков, - государство нуждается, и я намерен дать этим деньгам более полезное назначение; впрочем, если вашему величеству угодно, я не только возвращу эти деньги, но дам вам из своих денег целый миллион.

Я император, - сказал Пётр, топнув ногой, - надобно мне повиноваться».

«Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» Н. Костомаров,

Николай Иванович Костомаров – русский историк.

2. Из донесений иностранных послов:

«Монарх говорит со всеми в тоне властелина и делает, что захочет. Он не терпит пререканий, постоянно занят беготнёю; все кавалеры, окружающие его, утомлены до крайности…Царь похож на своего деда в том отношении, что он стоит на своём, не терпит возражений и делает, что хочет». …Искусство притворяться составляет преобладающую черту характера императора».

«Хотя и трудно сказать что-либо решительное о характере 14-летного государя, но можно догадываться, что он будет вспыльчив, решителен и жесток».

Группа № 3

Тема: Анна Иоанновна

1. Определите год и причины дворцового переворота, в результате которого Анна Иоанновна была провозглашена императрицей. (Работа проводиться по §20-21).

2. Сформируйте своё отношение к личности Анны Иоанновны, используя материал параграфа и текст документа:

Из донесений иностранных послов:

«Императрица Анна толста, смугловата, и лицо у нее более мужское, нежели женское. В обхождении она приятна, ласкова и чрезвычайно внимательна. Щедра до расточительности, любит пышность чрезмерно, отчего ее двор великолепием превосходит все прочие европейские. Она строго требует повиновения себе и желает знать все, что делается в ее государстве, не забывает услуг, ей оказанных, но вместе с тем хорошо помнит и нанесенные ей оскорбления …»

«Природное любопытство и склонность царицы к сплетням дают ей сведения обо всех пустяковатых делах и мелких случаях, происходящих в семьях придворных. Что же до важных дел и вещей значительных, то благородный граф Бирон (осуществляющий у неё главное управление) заботиться, чтобы о них она ничего не ведала».

Группа № 4

Тема: Иван Антонович

1. Определите год и причины дворцового переворота, в результате которого Иван Антоновичбыл провозглашен императором.

2. Сформируйте своё отношение к личности Ивана Антоновича, используя материал параграфа и текст документа:

«Родился он в самом конце царствования Анны Иоанновны, поэтому вопрос о том, кого назначить регентом, долго мучил и находившуюся при смерти императрицу. Анна Иоанновна хотела оставить трон за потомками своего отца Ивана V и очень беспокоилась, как бы он не перешел в будущем к потомкам Петра I. Поэтому в завещании она оговорила, что наследником является Иоанн Антонович, а в случае его смерти - другие дети Анны Леопольдовны в порядке старшинства, если они родятся. Иван Антонович был провозглашён императором при регентстве герцога Курляндского Бирона. Через две недели после воцарения младенца в стране произошел переворот, арестовали Бирона и отстранили его от власти. Новым регентом была объявлена Анна, мать императора. Неспособная управлять страной и живущая в иллюзиях Анна постепенно передала всю свою власть Миниху, а после ею завладел Остерман, отправивший фельдмаршала в отставку.

Но спустя год произошел новый переворот. Дочь Петра Великого Елизавета с преображенцами арестовала Остермана, императора, его родителей и всех их приближенных.

Елизавета приказала посадить в тюрьму бывшую регентшу и её мужа.

В 1756 году Ивана Антоновича перевезли из Холмогор в одиночную камеру в Шлиссельбургской крепости. В крепости «известный арестант» находился в полной изоляции, ему не разрешалось никого видеть, даже крепостных служителей. За все время заключения он так и не увидел ни одного человеческого лица. Однако документы свидетельствуют, что узник знал о своем царском происхождении, был обучен грамоте и мечтал о жизни в монастыре.

Пока Иван был в заточении, предпринималось много попыток освободить свергнутого императора и вновь возвести на престол. Последняя попытка обернулась для молодого заключенного гибелью в 1764 г. В возрасте 23 лет».

Группа № 5

Тема: Елизавета Петровна

1. Определите год и причины дворцового переворота, в результате которого Елизавета Петровна была провозглашена императрицей.

2. Сформируйте своё отношение к личности Елизаветы Петровны, используя материал параграфа и текст документа:

«Елизавета была умная и добрая, но беспорядочная и своенравная русская барыня XVIII в., которую по русскому обычаю многие бранили при жизни и тоже по русскому обычаю все оплакали по смерти».

«Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом. ...Наиболее законная из всех приемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками…Мирная и беззаботная, она вынуждена была воевать чуть не половину своего царствования. Она же основала первый настоящий университет в России.

Группа № 6

Тема: Петр III

1. Определите год и причины дворцового переворота, в результате которого Петр III был провозглашен императором.

2. Сформируйте своё отношение к личности Петра III, используя материал параграфа и текст документа:

«Он был упрям и вспыльчив, был слабого и хилого сложения…Он большей частью проявлял неверие... Его ум был ребяческим... Он приходил в отчаяние. Это часто с ним случалось. Он был труслив сердцем и слаб головой...»

«Общество чувствовало в действиях правительства шалость и каприз, отсутствие единства мысли и определённого направления. Всем было очевидно расстройство правительственного механизма. Всё это вызывало дружный ропот, который из высших сфер переливался вниз и становился всенародным. Языки развязались, как бы не чувствуя страха полицейского; на улицах открыто и громко выражали недовольство, безо всякого опасения порицая государя»

«За время 186-дневного царствования, если судить по официальному «Полному собранию законов Российской империи», было принято 192 документа»

Вывод: Петр говорил: “Я предчувствую, что россияне когда-нибудь пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы”. И все это свершилось в правление Екатерины II .

V . Физкультминутка – Разминка видео (1,5 мин.)

VI . Закрепление изученного на уроке:

1.Выступление всей группы, либо ответственного, по выполненному заданию;

Учащиеся оформляют свои ответы на специально подготовленном листе.

2. Выполнение заданий разного уровня:

Задание №1: Расположите в хронологической последовательности правителей России, которые пришли к власти в результате дворцовых переворотов (два ученика по желанию).

Имена:

  • Екатерина I

    Анна Ивановна

    Иван Антонович

    Елизавета Петровна

    Петр II
  • Екатерина I

    Анна Ивановна

  • Иван Антонович

    Елизавета Петровна

Задание№2: Кем приходились Петру I (взяв листочки со стола, приклеить на доску таблички со степенью родства к Петру I).

    Петр II - внук Петра I, сын царевича Алексея

    Анна Иоанновна – племянница, дочь Ивана V, брата Петра I, его соправителя в 1682 – 1696гг.

    Елизавета Петровна – дочь Петра и Екатерины

    Петр III – внук, сын второй дочери Петра Екатерины

    Екатерина I – вторая жена Петра I

Дополнительные задания:

Задание №3 : Дайте определения: дворцовые перевороты, кондиции, фаворит, привилегии.

Задание №4: «Фавориты»

Фаворит Екатерины I? (Князь А.Д. Меншиков)

Фаворит – это… (придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха, получающий от него различные привилегии и оказывающий влияние на внутреннюю и внешнюю политику страны);

Почему в эпоху дворцовых переворотов реальная власть очень часто была сосредоточена в руках фаворитов? (Правители 1725-1762 г.г. не могли и не хотели править самостоятельно).

Под каким названием вошел в историю период правления Анны Иоанновны? (Бироновщина).

Задание: Текст с ошибками

После смерти Петра II встал вопрос о власти. Выбор верховников пал на герцогиню курляндскую Елизавету. Было решено усилить самодержавную власть и вместе с приглашением на престол ей направили кондиции (условия). Дворяне поддержали эти требования. Приехав в Москву, Екатерина II подписала кондиции, после этого она стала императрицей.

V II . Итог урока и оценивание деятельности учащихся:

Проблемный вопрос:

    Какому времени года соответствуют дворцовые перевороты XVIII века?

Можем ли мы сказать, что в эту эпоху произошло отступление от идей Петра, что они перестали развиваться?

Вывод; дворцовые перевороты не влияли на абсолютический режим и система власти не изменялась, т.е перевороты были вызваны не потребности государства, а лишь желанием придворных при поддержке гвардии.

А теперь посмотрите на таблицу и ответьте, в какое время века живем мы с вами? Осень! Нам придется жить в эпоху больших перемен. А это значит все в ваших руках, кто знает, возможно, кто то из вас оставит такой след в истории, который будут помнить во все времена века.

1700 – 1725 годы

Осень

1725 – 1750 годы

Зима

1750 – 1775 годы

Весна

1775 – 1800 годы

Лето

Особенность времени в истории

Новые идеи падают в почву общества

Идеи должны выдержать холод правительственной реакции

Появляются ростки нового сознания – прорастают идеи

Появление новых идей

События ХVIII века

Реформы Петра I – введение новых западно-европейских порядков на русской почве.

Эпоха дворцовых переворотов. Отступление от петровских реформ.

Продолжение реформ Петра Елизаветой Петровной. Расцвет абсолютизма в годы правления Екатерины II

Появление идеи отмены крепостного права

Домашнее задание: написать рассказ от имени участника дворцового переворота.

Новое на сайте

>

Самое популярное