Домой Аюрведа Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: опыт педагога. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: опыт педагога 100 бальники по русскому языку

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: опыт педагога. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: опыт педагога 100 бальники по русскому языку

Стали известны результаты ЕГЭ по русскому языку. Из 13 413 человек, которые заявлялись на сдачу в этом году, высший бал получили 89 человек. Для сравнения, в прошлом году 100-бальников по русскому языку в регионе было 38. Традиционно до минимальных 34 баллов, необходимых для получения аттестата по русскому языку, не дотягивает 2% сдающих. В этом году «двойки» получили всего 39 человек.

Другая сенсация – впервые за историю сдачи ЕГЭ в Новосибирской области появился трехкратный 100-балльник. Ученик гимназии №11 Дмитрий Ромский получил высший балл по математике, физике, информатике и ИКТ. Русский язык он сдал на 93 балла. Кроме этого, сдал новосибирец Батжаргал Ульзутуев.

Дима Ромский – это уникальная личность, очень одаренный ребенок. Много раз его звали перейти учиться в СУНЦ, но он как патриот нашей гимназии всегда отказывался, - рассказывает директор гимназии №11 Сергей Бегунов. – У нас есть специальный «губернаторский» физико-математический класс. Там преподают не только наши учителя, но и преподаватели вузов. Дима очень много учился и в школе, и самообразованием занимался. Насколько я знаю, он планирует поступать в МГУ.

Ранее стали известны результаты по . По информатике в этом году десять 100-балльников против трех в прошлом году. Также семь 100-балльников по математике профильного уровня. Всего доля выпускников, которые получили высокий балл по математике профильного уровня - 28,1%.

Среди школ и лицеев по 100-балльникам лидируют следующие образовательные учреждения. Информатика и ИКТ: СУНЦ НГУ – 3 человека получили 100 баллов, образовательный центр «Горностай» - 2 человека, лицей №9 – 2 человека, гимназия №3 Академгородка – 1 человек, школа №34 – 1 человек, гимназия №11 «Гармония» - 1. По математике профильного уровня: СУНЦ НГУ – 3 человека, лицей №130 – 2 человека, гимназия №11 «Гармония» - 1 человек, Экономический лицей – 1 человек.

Школы, в которых есть 100-бальники по русскому языку: восемь человек - СУНЦ НГУ, шесть человек - гимназия №1, гимназия №11 «Гармония», три человека - гимназия №7 «Сибирская», гимназия №12, ОЦ «Горностай», лицей №9, два человека – школа №85 «Журавушка», Инженерный лицей НГТУ, школа №199, гимназия №133 в Академгородке, лицей №12, школа №3, лицей №113, МБОУ ЛИТ, по одному человеку – школа №99, школа №9, Кудряшовская СШ №85, гимназия №4, лицей №159, школа №188, Новосибирская классическая гимназия №17, школа №54, лицей №22, школа №189, школа №1, ГБОУ НСО «САКК им. А.И. Покрышкина (школа-интернат)», школа №10, школа №11, (три человека), гимназия №13, лицей №2, Краснообская СОШ №2, технический лицей при СГУГиТ, Ужанихинская СОШ Чулымского района, школа №48, школа №27, школа №178, МБОУ ТЛИ № 128, Шипуновская СОШ имени В.С. Гаврилова, школа №112, Чистоозерная СОШ № 1, лицей №130, гимназия №9, гимназия №2, МБОУ ЭКЛ, ВКИ НГУ, ЧОУ «Православная гимназия Сергия Радонежского», школа №119, лицей №136, Кыштовская СОШ № 2, СОШ № 168 с УИП ХЭЦ, Краснозерская СОШ №1, Кольцовская школа № 5, СОШ № 61 им. Н.М.Иванова.

Справка

Региональный проект «Специализированные классы для одаренных детей инженерного, естественнонаучного и математического направлений» развивается в регионе с 2010 – 2011 учебного года. Неофициально в образовательных учреждениях эти классы называют «губернаторскими». За время реализации проекта количество классов увеличилось с 23 до 246, количество общеобразовательных организаций – с 19 до 71. Кроме того, расширилась география проекта - количество муниципальных образований увеличилось с 4 до 15, в том числе в сельской местности. Общее количество обучающихся достигло почти 6000 человек. С 2014 года появились специализированные классы инженерно-технологического, с 2015 -2016 учебного года добавились биотехнологическое, агротехнологическое, IT направления.

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Среднее общее образование

Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)

Русский язык

Литература

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: опыт педагога

Опыт подготовки к ЕГЭ по русскому языку, разбор сложных вопросов.

Людмила Кожурина, к.п.н., журналист, преподаватель: «Спроси коллегу, как вы готовите по 2 или по 4 критерию задания 25, тебе скажут: а что там особенного, у меня все хорошо сдают. Первая ловушка - самоуспокоение . Нет, все переживают, но бередить тревогу не хотят. А бесконечные сайты по подготовке и авторы пособий, коим уже нет числа, её множат. А дети приносят откуда-то самые невероятные «новые тексты», а разработчики КИМов каждый год вносят в задания корректировки, а... Ничего не поделаешь, состояние неопределенности должно стать для нас нормальным. И первое, что противопоказано в этом состоянии, - замыкаться на старом опыте, мол, «у меня все хорошо сдают». Второе - слепо верить в учебник, который обещал приготовить на 100% в случае неуклонного следования. Учебник - только инструмент.

Следовать надо за реальной обученностью детей. Мои ученики 2016 года выпуска прошли отбор в 10 класс, следовательно, хорошо владели орфографическим и пунктуационным минимумом. Им постоянно хотелось выполнять задания 8-19, ибо тут их всегда ждал успех. И они не любили уроки по речеведению, поскольку любое мало-мальски свободное письмо давало шквал речевых и грамматических ошибок, чего их самолюбие не выдерживало: не-е-е-т! Им все время хотелось повторять НЕ и НИ, Н и НН - «а то мы русский совсем забудем». С таким представлением о предмете «русский язык» можно спорить, только держа в руках разбалловку по заданиям: «дорогие» - это по культуре речи и стилистке, а 8-19 - самые «дешевые».

Таким образом, основная цель подготовки к экзамену этих детей была - «поставить ухо» на речь, научить слышать отклонения от нормального состояния языка, давать упражнения на лексическую и грамматическую сочетаемость - в том числе, через разбор наличных ошибок. А значит, надо все время что-то писать. Что? Мы брали эти бесконечные тексты к 25-му заданию (что поприличней) и писали каждый урок (минут 7-10) по какому-то одному критерию. Только авторская позиция. Или только мое мнение по проблеме. Именно часть. Брала и короткие рассказы - один вопрос! Так я получала реальное письмо с реальными ошибками. Вскоре образовался некий кодекс: не громоздить однородные сказуемые, не создавать заторов из союзов и союзных слов, местоимения заменять именами, где только можно, и прочее, выведенное из наличных недочетов письма.

Ожидаемо, что средства художественной выразительности, от которых детей почему-то воротит, пришли нам на службу: ведь чтобы ощутить «нормальное состояние языка», надо видеть, что и как от него отклонилось. Может, это ошибка, а может - прием создания образа. Что-то лишнее добавлено (как звукопись, или повтор, или гипербола); или убавлено, сокращено (например, «казаки вооружились своими пиками, пищалями и татарами») - или заменено (вроде «проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа» - замещен субъект действия, но это и метафоры, метонимии, синекдохи..), наконец, что-то переставлено местами, и это не только инверсия, но и их типичная логическая ошибка, когда об одном говорится не раз и в разных местах текста. В общем, кодификатор вам в руки плюс материалы заданий 23 и 24.

Именно это и хочу посоветовать: внимательно изучайте документы, материалы ФИПИ и слушайте разработчиков КИМов..

Думать надо самому - как учителю, так и ученику. Бывает, мы с учениками по-разному понимаем проблему текста в задании №25. И, бывает, не вписываемся в приведенные варианты, особенно если текст художественный, а уж если юмористический (не дай бог)... Между тем это критерий с очень высокой ставкой. Чтобы добавить уверенности, я объяснила ученикам феномен золотого сечения: главное место в любом тексте можно высчитать по формуле «количество строк, деленное на 1,618». Класс был математический, поэтому я, чтобы быть доказательной, выводила это число из ряда чисел Фибоначчи. В наши дни это никого не затруднит, зато эффект поразительный: примерно в конце второй трети текста обязательно обнаруживается суть, остается только оформить ее, сформулировать. Вот мы что-то предположили о проблеме текста, а теперь проверим. О психотерапевтическом значении этой процедуры я даже не говорю, что-то расцепляется внутри. А надо, потому что дальше требуется обоснование выбора текстом - и что взять? Опять выбор, опять нужно быть личностью, а не попугаем. И все остальное - на осознанность и самоактуализацию.

Когда мы готовим к ЕГЭ, курсируем между строгими рамками критериев и свободой речевого самовыражения ученика. Но только тех критериев, которые прописаны в документе, ничего не добавляем своего или еще чьего-то. То есть брать зарубежную литературу - можно, непрограммные тексты - можно, а фольклор нельзя. Точка. И давать только ту свободу, которая этически и эстетически приемлема. Штампы - нельзя. Образная речь - можно. Относиться как к отписке - не надо. Включиться и отнестись серьезно, получить удовольствие от письма - надо.

«Человеку - а эксперт тоже человек - должно быть интересно вас читать» , - твердила я и неустанно «относилась» к работам учеников в личной переписке. Индивидуальный «террор» показал, что некоторые грамматические и лексические ошибки человека невозможно вывести и с пятого раза, так что мало ли что мы сказали и показали на уроке, кого поправили, сколько раз тренировали… ученику - писать и писать, а учителю - читать - не перечитать. Зато сколько радости у всех, когда половина учеников сдала за 90, а есть и «соточка».

Делюсь сочинением из 100-балльной работы - вот оно, простое, внятное, осознанное письмо».

На этой неделе школьники напишут первые экзамены — по литературе и географии. «Газета.Ru» решила помочь 11-классникам и провела опрос среди студентов, сдавших ЕГЭ на 100 баллов и поступивших в ведущие российские вузы на бюджет. Участники опроса поделились рецептом своего успеха и рассказали, можно ли списать на экзамене.

(100 баллов за ЕГЭ по математике и по физике)

Я ЕГЭ сдавал сам, без репетиторов и какого бы то ни было читерства. ЕГЭ по физике и математике сложными быть не могут, там все задания в стиле «прочитай условие и не ошибись в одной формуле», а вот по русскому языку сдать на 100 баллов не получилось. Потерял пару первичных баллов где-то в районе «логики и связности текста» в части С. Вот здесь уже зависит от проверяющего, то есть если на физике или математике можно получить 100 баллов, руководствуясь одной формулой (опять же прочитать условие и не ошибиться, ну и, конечно, оформить аккуратно), то на русском языке половина успеха части С зависит от проверяющего.

Списать на ЕГЭ? Не знаю, не пробовал. Говорят, что это довольно легко. Не знаю, правда ли это, но, наверное, можно. Одна моя ученица (я тут репетиторствую понемножку) вообще готовиться перестала, говорит, ей больше 60 баллов не надо, а на 60 она спишет чего-нибудь. Да так-то полно способов обмануть теоретически честную систему.

Слышал от знакомых, что папа их подруги, суровый бизнесмен, гроза округа, пришел к директору школы, в которой должна была сдавать экзамен дочь, выложил на стол крупную сумму и сказал: «Она напишет, что знает, а ваши там пусть допишут правильные ответы».

Слава богу, закончилось все относительно хорошо: она написала, что знала, но дописать не смогли. Отцу деньги вернули, последствий он никому не учинил, но факт налицо: кто захочет — спишет.

На английском языке все еще веселее. Знакомые учителя, поставленные надзирателями, рассказывают, что качество микрофонов, на которые надо надиктовывать текст, прямо скажем, не очень. То есть запись может оказаться настолько корявой, что половину слов разобрать будет невозможно. Не знаю, случайность это или нет, но самому сдавать расхотелось, благо для поступления он не понадобился. Я уже не говорю про ситуацию прошлых лет, когда всех поголовно срезали на одной задаче, чтобы понизить количество 100-балльников в стране. Никому потом ничего доказать не удалось, хотя люди божились, что написали задачу идеально.

Дарья Титова (100 баллов за ЕГЭ по литературе)

«За полгода до сдачи экзаменов я внезапно решила, что мне обязательно нужно сдавать литературу. Отчасти потому, что, честно говоря, ее никто больше не сдавал, а мне хотелось выделиться.

А еще потому, что я твердо решила поступить на факультет журналистики, чем очень удивила мою семью врачей.

На этом сумасшедшем желании поначалу я сама зубрила первоисточники и читала критику.

Но настоящая моя подготовка началась в тот момент, когда я нашла репетитора — преподавательницу вуза, которая когда-то занималась непосредственно разработкой тестов по литературе. Она знала саму кухню: как что оценивается, что стоит и не стоит писать в сочинениях. С ней мои абсолютно несистематизированные знания по предмету были абсолютно вымыты от лишней мишуры и переживаний — были четкие планы анализа произведений и финального ответа. Ничего лишнего.

Не обошлось без удачи: в моем билете все произведения я хорошо знала.

Списывать я даже не пыталась: не хватало времени еще и об этом думать, плюс это был первый экзамен, и я была напугана строгой обстановкой.

Вспоминая весь этот процесс сейчас, думаю, что сдать все предметы на 100 баллов невозможно. Этот экзамен проверяет не знания, ну, или не только знания. К такой системе нужен механический подход. Стоит хоть немного определиться с дальнейшей учебой, выбрать экзамены, которые будешь сдавать, и сфокусироваться на них. Пять-шесть 100-бальных ЕГЭ не дают никаких гарантий дальнейшей счастливой жизни».

Алексей Кубарев (100 баллов за ЕГЭ по математике)

«Я сдал ЕГЭ на 100 баллов просто благодаря способностям (оба родителя окончили мехмат , с математикой проблем не было даже в одной из лучших физико-математических школ Москвы). К ЕГЭ готовился только в школе на проверочных экзаменах, а еще мне помогал учитель, который иногда давал на дом задачи из бывшей части С. Никаких репетиторов у меня не было — просто пришел и написал. О сложности не волновался, волновался только о маленьком количестве времени (к тому же я медленно пишу), так что на экзамене старался быстро оценивать, каким путем задачи решаются, и писать решения сразу в чистовик.

На черновике практически ничего не писал, разве что некоторые вычисления.

Естественно, каким бы способным ты ни был, нельзя гарантировать написание ЕГЭ на 100 баллов, но 90+ гарантировать можно. Лично я, когда шел на ЕГЭ, надеялся, что мне повезет с двумя задачами из части С, в остальном был уверен.

Сегодняшним 11-классникам могу посоветовать поменьше волноваться на самом экзамене и до него. Лично я много выступал на сцене, поэтому от волнения отвык. Также ни в коем случае нельзя готовиться всю ночь напролет, особенно перед экзаменом. Хотя бы за пару-тройку дней до него надо начать ложиться вовремя: на экзамене совершенно необходимо быть выспавшимся.

По поводу списывания: я с этим не сталкивался, но от знакомых из других школ слышал, что в принципе списать реально.

Например, говорят, что народ проносил шпаргалки, прикалывая их булавками к одежде: булавки слишком маленькие, чтобы металлоискатель их почувствовал.

Но это, конечно, совсем не для тех, кто нацелен на 100 баллов: им просто некогда откуда-то там списывать, только успевай задачи решать.

Написать все ЕГЭ на 100 баллов вполне реально, хотя и сложно. Во-первых, конечно, без везения ничего не выйдет, а везение на трех экзаменах — это не то же самое, что на одном. Во-вторых, нельзя забывать о человеческом факторе. Вот сидит проверяющий, твоя работа у него сотая, он уже уставший, а у тебя, скажем, плохой почерк. Естественно, у него складывается негативное впечатление, и вероятность получить сотню сильно падает. В математике это не так страшно, а, скажем, в русском легко можно схлопотать снижение балла в сочинении на каком-нибудь пункте вроде «выразительность речи». И иди потом докажи, что у тебя за этот пункт должен быть максимальный балл!

В общем, советую поменьше волноваться, выспаться перед экзаменом, а также не рвать на себе волосы уже после написания за обнаруженные ошибки или несделанные задания.

Себе нервы (и прическу) испортите, а балл не поднимите».

Екатерина Карцева (100 баллов за ЕГЭ по истории)

«К ЕГЭ подготовилась за год, до этого историей вообще не занималась, только дату Куликовской битвы знала. Но помогло то, что в школе ко мне хорошо относились, и в 11-м классе я, можно сказать, школу не посещала. Вместо этого с одиннадцати до восьми вечера я несколько дней в неделю зависала у репетитора, который, видя мое рвение, денег с меня брал на удивление мало. Социальные контакты, конечно, пострадали за год, потому что из дома не выходила.

Хорошо подготовиться к ЕГЭ за короткий срок реально, просто нужно чем-то жертвовать (временем, тусовками, другими предметами). Ну и система важна.

Готовилась так: каждый день начинала с конспектирования мгимошного учебника, потом учила конспект. Дальше решала +10 тестов, пролистывала паблики в ВК, разбирала все ошибки и выписывала их в отдельные тетради, которые перечитывала перед сном. Вечером просила маму проверять даты (в обе стороны), где-то штук по 25. Ближе к экзамену уже отказывалась от учебников, а больше переписывала и перечитывала сборник заданий части С (за год собрала большой вордовский файл). В общем, на все это дело обычно и уходил почти весь день.

На мой взгляд, получить 100 баллов по нескольким предметам можно, если ты в школе выполнил образовательный стандарт, а в 11-м классе натаскался на тесты плюс тебе повезло на экзамене. Но для этого все учителя должны быть сильными предметниками, а школьник должен обладать устойчивой мотивацией на протяжении всей старшей школы. В общем, на практике почти нереализуемо, я думаю. Сама пожертвовала математикой ради предметов, которые нужны были для поступления (49 баллов вроде было). А вот по русскому 100 баллов всегда можно получить, предмет легкий.

Списать на экзаменах можно было, люди телефоны доставали, у меня шпаргалки были с собой».

Анна Ландау (100 баллов за ЕГЭ по русскому языку)

Я занималась два года с репетитором, но и на ЕГЭ довольно-таки повезло. Мне попался хороший текст с ясной проблемой, и было достаточно легко подобрать аргументы. Я считаю, что ЕГЭ по русскому на 100 баллов сдать вполне реально, нужно лишь вызубрить определенный набор правил, нарешать заданий, подобрать достаточное количество аргументов для разных тем и написать несколько десятков сочинений — так сказать, набить руку.

Списать, как по мне, было невозможно, потому что был жесткий надзор и контроль на входе.

С моей точки зрения, чтобы сдать ЕГЭ на 100 баллов, нужна скорее удача, нежели знания. При мне бывали и случаи, когда человек, писавший пробники на 60 баллов, на самом экзамене набирал 90+ и наоборот. Так что результат, скорее, зависит от везения и от того, какой вариант попадется.

Наталья Кирашева (100 баллов за ЕГЭ по географии и по русскому языку)

«Так вышло, что два ЕГЭ — по русскому языку и географии — я сдала на 100 баллов. Честно говоря, не ожидала. Как и все, стремилась к высоким результатам, но цифра 100 никогда не была заветной. С репетиторами я не занималась: школьных занятий и самостоятельной подготовки вполне хватало. Еще и время оставалось — на танцы, друзей и походы. Я считаю, что высокие результаты — это заслуга учителей. Они у меня были замечательные: не пугали «этим ЕГЭ, от которого зависит вся жизнь», а спокойно, урок за уроком, вкладывали в наши головы знания.

Было ли сложно? Сильного волнения, если честно, не помню. По поводу возможности списать: самые хитрые, пожалуй, всегда найдут таковую, но по мне проще подготовиться и быть уверенным в своих знаниях, чем волноваться и бояться, что тебя «засекут».

Хотя шпаргалки у меня были почти на всех экзаменах — не для списывания, а исключительно для уверенности.

Я думаю, что сдать ЕГЭ и по русскому, и по математике на 100 баллов возможно, наверняка есть такие ребята. Хотя я таких, кажется, не встречала».

Ольга Зинченко (100 баллов за ЕГЭ по обществознанию и по русскому языку)

«Я получила 100 баллов за обществознание и русский язык. Занималась с репетиторами (не помню точно, но, по-моему, с каждым раз в неделю), по обществознанию и истории еще дополнительно ходила на групповые курсы (в Сибирском федеральном университете и подготовительные курсы ). В гимназии у нас были очень сильные преподаватели, поэтому, по сути, подготовка была многосторонней, если можно так выразиться. Дополнительно занималась историей, но в последний момент не стала ее сдавать (потому что стала призером Всеросса по английскому, что было достаточно для вузов, куда я хотела), хотя, по мнению педагога, я могла бы сдать на 100 баллов (это, конечно, уже из категории сослагательного наклонения, но все же).

Что касается рецепта успеха, то могу сказать, что взяла этот рубеж только за счет тяжелого труда. В неделю выполняла по три-четыре теста (по каждому предмету, включая часть С), по истории еще слушала аудиокниги (по дороге на курсы / к репетиторам). Без репетиторов было бы сложно, так как ЕГЭ — это все-таки определенный формат, ты можешь быть потрясающе грамотным, но если не написал сочинение по определенному шаблону, то баллы будут снижены.

На ЕГЭ принципиально не списывала, но знаю, что многие сидели с телефонами.

Некоторые фотографировали задания и высылали, а им потом репетиторы / старшие друзья или еще кто-то присылали ответы. Сейчас, наверное, такая система не пройдет, слышала, что ставят глушилки, хотя и нас ими пугали».

«В этом году ЕГЭ не претерпел серьезных содержательных изменений, экзамен стабилен. Отклонение средних баллов почти по всем предметам, по сравнению с прошлогодними результатами, в пределах одного тестового балла», - сообщил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Число высокобалльников сохранилось примерно на уровне прошлого года. На 100 баллов смогли сдать ЕГЭ в 2018 году более 6 тысяч участников. Один участник из Москвы сдал на 100 баллов сразу четыре предмета. По большинству предметов несколько сократилось число участников, которые не смогли набрать установленные минимальные баллы.

ЕГЭ в основной период сдавали более 670 тысяч человек, в том числе почти 645 тысяч выпускников текущего года. Явка в среднем составила 92%, среди выпускников текущего года – 99%

В 2018 сохранился высокий интерес участников ЕГЭ к естественно-научным предметам. Самый популярный предмет по выбору, традиционно, обществознание (выбрали 53%), второй по популярности – физика (выбрала четверть участников). 61% сдавали профильную математику. Традиционно высок интерес к биологии (21%), истории (20%), химии (14%).

Практически все ППЭ в этом году перешли на технологию печати полного комплекта экзаменационных материалов для участников в аудиториях. Массово применялось сканирование работ в ППЭ. Использование этих технологий хорошо зарекомендовало себя в ходе экзаменационной кампании ЕГЭ 2018 года. Они позволили минимизировать влияние человеческого фактора на результаты ЕГЭ, снизить нагрузку на организаторов, сократить сроки обработки работ.

Новое на сайте

>

Самое популярное