Домой Развитие Противодействие коррупции в образовательной сфере. Антикоррупция в образовании моау до цртдю лабиринт

Противодействие коррупции в образовательной сфере. Антикоррупция в образовании моау до цртдю лабиринт

УДК 343.35 №2 (9)/2016, с. 55-58

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Оксана Витальевна Овчинникова

кандидат юридических наук

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Российская Федерация E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются вопросы противодействия коррупции в образовательной организации высшего профессионального образования; производится анализ правового положения научно-преподавательского состава на предмет применения норм уголовной ответственности за коррупционные преступления; предлагаются меры противодействия малозначительным коррупционным нарушениям путем издания локального нормативного акта - Положения об антикоррупционной политике организации.

Ключевые слова: коррупция, коррупционные преступления, коррупционные нарушения, Положение об антикоррупционной политике.

ANTI-CORRUPTION IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Oksana Ovchinnikova

Candidate of Law

South Ural State University (National Research University), Cheliabinsk, Russian Federation

E-mail: [email protected]

This article discusses the anti-corruption in the educational institution of higher professional education; produced an analysis of the legal status of scientific and teaching staff for application of the rules of criminal liability for corruption-related crimes. It proposes measures to counter corruption insignificant violations by issuing local normative act - the Regulation on anti-corruption policy of the organization.

Keywords: corruption, corruption crimes, corruption violations, the Regulations on Anti-Corruption Policy.

В настоящее время в Российской Федерации, несмотря на наличие антикоррупционного законодательства, отвечающего мировым стандартам, продолжают иметь место коррупционные проявления.

Так, за 9 месяцев 2015 года по уголовным делам о коррупции осуждено свыше 8800 человек. Почти 11 тысяч должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушение антикоррупционных стандартов1. Социологические опросы говорят о том, что 25% россиян продолжают сталкиваться с коррупцией в повседневной жизни . К сожалению, не удалось изменить по этому вопросу и мнение о России мирового сообщества. Международное движение по противодействию коррупции Transparency International опубликовало 3 декабря 2014 года юбилейный, двадцатый Индекс восприятия коррупции. Как и прежде, страны мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где ноль обозначает самый высокий уровень

1 Протокол заседания Совета по противодействию коррупции 20.01.2016. - http://www.kremlin.nj (дата обращения 01.02.2016).

восприятия коррупции, а сто - самый низкий. В 2014 году Россия получила 27 баллов (на один балл меньше, чем в 2013 году) и заняла 136 место, поделив его с Нигерией, Ливаном, Кыргызстаном, Ираном и Камеруном .

В связи с этим среди приоритетных направлений - повышение эффективности правоприменения в антикоррупционной сфере. Необходимо внедрять действенные меры, которые будут способствовать разрушению коррупционных механизмов, формированию правового пространства. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем выступлении на заседании Совета по противодействию коррупции 20 января 2016 года отметил, что ключевой задачей остаётся формирование в обществе антикоррупционного правосознания. Неприятие к нарушению закона должно воспитываться со школьной скамьи -ив школах, и в высших учебных заведениях, и в средних учебных заведениях, и, конечно, на работе и в семье2.

2 Выступление Президента РФ В.В. Путина на заседании Совета по противодействию коррупции 20.01.2016. - http://www.kremlin.ru (дата обращения 01.02.2016).

Одним из основных направлений реализации поставленной задачи должно стать формирование целенаправленной антикоррупционной политики в образовательных организациях высшего профессионального образования.

В настоящее время ситуацию поступления в вуз, сдачи экзаменов или защиты дипломов определили как коррупционную около 60% попадавших в нее. При этом 63,9% были готовы в данной ситуации давать взятки. Терпимость к данному явлению у населения неоднозначна. Из опрошенных жителей ситуацию передачи экзаменатору коньяка в обмен на хорошую оценку 46,2% определили как коррупционную, в то время как около 20% заявили, что к коррупции это не имеет никакого отношения .

Следует отметить, что одной из причин создавшегося положения является неопределенность статуса профессорско-преподавательского состава образовательного учреждения высшего профессионального образования при применении антикоррупционных механизмов. Законодателем коррупция определена как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами-".

Таким образом, для отнесения неправомерных действий к коррупционным и реализации соответствующих мер, совершившее их физическое лицо должно являться должностным, то есть субъектом преступлений, предусмотренных главой 30 УК РФ.

Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядител ьн ые, ад м и н истрати в но-хозя й-ственныефункции в государственныхорганах,

3 О противодействии коррупции: федеральный

органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

При этом педагогические работники упомянуты только в пункте 4 вышеуказанного Пленума, в соответствии с которым к организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии)^.

Учитывая вышеизложенное, необходимо исследовать функции преподавателя высшего учебного заведения, возложенные на него иными нормативными актами. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» в структуре работников образовательной организации выделено 3 блока должностей: педагогические работники, отнесенные к п рофессорско- п ре п ода вател ьс ко му соста ву; иные педагогические работники; руководители образовательныхучрежденийг". Согласно Положению о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении РФ,утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2014 г. № 1536, преподаватель, доцент, профессор, заведующий кафедрой относятся к научно-педагоги-ческим работникам6.

1 О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 // СПС Консультант Плюс.

5 Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций: постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 // СПС Консультант Плюс.

6 Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении РФ: приказ Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2014 г. № 1536 // СПС Консультант Плюс.

Трудовые функции вышеуказанных кате-гор и й работн и ко в ре гул и ру ются сл еду ю щи м и нормативными актами:

1. Трудовым договором, в соответствии с которым лицо принимается на работу для преподавания учебных предметов по кафедре или учебных предметов по аспирантуре, а также для научного руководства аспирантами, соискателями кафедры.

Соответственно, работник обязуется:

обеспечить выполнение обязанностей по занимаемой должности с соблюдением установленных законодательством об образовании и уставом вуза требований;

соблюдать устав вуза, правила внутреннего трудового и учебного распорядка, индивидуальный план работы.

2. Типовым уставом вуза, согласно которому преподаватель входит в профессорско-преподавательский состав и не наделен какими-либо организационными и распорядительными, а также административно-хозяйственными функциями.

Законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании» также не содержат какие-либо положения о наделении преподавателя организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями.

Преподаватель выполняет работу, которая по своему содержанию является существенно иной, чем у руководящих работн и ков высшего учебного заведения, не относящихся к профессорско-преподавательскому составу, - ректора, проректора, руководителей филиала и института, основное содержание деятельности которых связано с осуществлением собственно управленческих, административных функций. Исходя из норм законодательства об образовании, должность преподавателя к административному персоналу не относится, работа его по своему содержанию является существенно иной, чем у руководящих работников, т.е. у преподавателя отсутствуют основные признаки должностного лица -организационные и распорядительные .

Таким образом, научно-педагогические работники, вне рамок приема экзаменов, не могут быть привлечены к уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений. Сложившееся положение дает возможность приема различных подношений в ходе процесса обучения, целью которых является формирование настроя преподавателя на снижение требовательности при проведении итоговой аттестации. При этом вручаемые «подарки» явно имеют характер

взятки, поскольку незаконно передаваемое вознаграждение явно имеет характер подкупа, обуславливающее определенное служебное поведение получившего его лица.

Наличие подобной практики является недопустимым, поскольку дискредитирует в глазах студентов не только самого преподавателя, но и образовательное учреждение в целом, существенно снижая качество обучения. Крометого,указанные проявления делают коррупцию обыденным явлением, своеобразной нормой повседневной жизни, деформируют общественное правосознание.

Необходимо отметить, что в большинстве случаев материальные ценности, передаваемые в виде подарка, явно малозначительны (бутылка коньяка, коробка конфет), и факт их передачи не достигает степени общественной опасности, необходимой для преступления. Тем не менее, факт их получения является должностным проступком, подлежащим наказанию.

Для исключения подобных проявлений необходимо установить для научно-педагогических работников запрет получать вознагражден ия, связанные с исполнениемслужеб-ныхобязанностей, по аналогии с Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации», установившим подобные ограничения для государственных служащих.

При этом нормативно-правовое противодействие коррупции следует осуществлять не только на уровне государственных органов и органов местного самоуправления, но и на уровне отдельной организации. Необходимо принятие локального норматив-ногоакта-Положенияобанти коррупционной политике организации, разработанного с участием представителей работников и работодателя.

На стадии разработки подобных локальных нормативных актов необходимо уделить немало внимания их согласованности с другими организационно-распорядительными и корпоративными документами, соответствию антикоррупционной политики хозяйствующего субъекта действующему законодательству и общепринятым нормам, четкости формулировок, обеспечивающей правильное понимание проводимой политики .

В тексте Положения необходимо указать перечень действий, являющихся коррупционными нарушениями, а также специальные должностные обязанности, направленные на недопущение коррупции.

Для обеспечения эффективности действия Положения следует включить ссылку

на него в текст стандартного трудового договора, предусмотрев ознакомление работника с Положением об антикоррупционной политике организации при трудоустройстве. С работниками, состоявшими в штате предприятия до утверждения положения, целесообразно заключить дополнительное соглашение с антикоррупционной оговоркой. В этом случае в соответствии с Методическими рекомендациями, подготовленными Министерством труда и социальной защиты

России за совершение неправомерных действий работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение7.

Указанные меры призваны обеспечить противодействие любым коррупционным проявлениям среди сотрудников образовательного учреждения, что будет способствовать формирование антикоррупционного правосознания, неприятие к нарушению закона во всех его проявлениях.

Примечания

1. Елецкий Н., Корниенко О. Коррупция в ВУЗах России как угроза национальной безопасности // Фонд Стратегической Культуры: электронное издание // URL: http://www.fondsk.ru (дата обращения 01.02.2016)

2. Семенова Е. Как бороться с корпоративной коррупцией // ЭЖ-Юрист. - 2014. - № 24. - С. 12-14.

3. Transparency International Россия // URL: http: // www.transparency.org.ru (дата обращения 01.02.2016).

4. Бытовая коррупция: говорим одно - делаем другое // URL: http:// www.city-news.ru (дата обращения 01.02.2016).

Содержание:

2. Понятия и определения, используемые в сфере противодействия коррупции.

3. Основания для реализации антикоррупционной политики в МБОУ СОШ № 8 имени Н.В. Пономарёвой.

11. в Антикоррупционную политику.

Пояснительная записка.

Данный локальный нормативный акт составлен на основании Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

На сегодняшний день принятие антикоррупционных мер, необходимая практика во всех сферах жизни общества и образовательная сфера не является исключением., школа, как основа дальнейшей жизни каждого члена общества первостепенно не должна допускать коррупции в своих стенах, обязана противостоять и искоренять малейшее проявление данного остросоциального явления.

1. Цели и задачи антикоррупционной политики в образовательном учреждении.

1.1. Ведущие цели: недопущение предпосылок, исключение возможности фактов коррупции в МБОУ СОШ № 8 имени Н.В. Пономарёвой. Обеспечение защиты прав и законных интересов граждан от негативных процессов и явлений, связанных с коррупцией, укрепление доверия граждан к деятельности администрации школы.

1.2. Для достижения указанных целей требуется решение следующих задач:

предупреждение коррупционных правонарушений; оптимизация и конкретизация полномочий должностных лиц; формирование антикоррупционного сознания участников образовательного процесса; обеспечение неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений; повышение эффективности управления, качества и доступности предоставляемых школой образовательных услуг; содействие реализации прав граждан на доступ к информации о деятельности школы.

2. Понятия и определения, используемые в сфере

противодействия коррупции

Коррупция - злоупотребление должностным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Конфликт интересов - это ситуация, при которой личная заинтересованность работника влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при котором возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Личная заинтересованность - возможность получения работником при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо в натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для работника, членов его семьи и лиц, состоящих в родстве и свойстве, а также для граждан или организаций, с которыми работник связан финансовыми или иными обязательствами.

Взятка – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Коммерческий подкуп – незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Виды коррупционных правонарушений.

Дисциплинарные коррупционные проступки - проступки, обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями, за которые установлена дисциплинарная ответственность.

Административные коррупционные правонарушения - обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями правонарушения, за которые установлена административная ответственность.

Коррупционные преступления - виновно совершенные общественно опасные деяния, предусмотренные соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, содержащие признаки коррупции.

Преступления. связанные с коррупционными преступлениями - любые общественно опасные деяния, предусмотренные статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений.

К основным коррупционным преступлениям, могут быть отнесены такие виды уголовно наказуемых деяний: злоупотребление должностными и иными полномочиями, получение и дача взятки, служебный подлог.

В широком значении понятия коррупционных преступлений, к числу уголовно наказуемых деяний данного характера, можно отнести: воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности, незаконное участие в предпринимательской деятельности, регистрация незаконных сделок с землей, провокация взятки либо коммерческого подкупа.

3. Основания для реализации антикоррупционной политики в МБОУ СОШ № 8 имени Н.В. Понмарёвой.

1. Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

2. Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;

3. Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;

4. Закон Ульяновской области от 20.07.2012 N 89-ЗО (ред. от 05.05.2014)
"О противодействии коррупции в Ульяновской области"(принят ЗС Ульяновской области 12.07.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014)

4. Основные принципы противодействия коррупции.

Противодействие коррупции в МБОУ СОШ № 8 имени Н.В. Пономарёвой осуществляется на основе следующих основных принципов:

1. Приоритета профилактических мер, направленных на недопущение формирования причин и условий, порождающих коррупцию.

2. Обеспечения четкой правовой регламентации деятельности, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней.

3. Приоритета защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц.

4. Взаимодействия с общественными объединениями и гражданами.

5. Должностные лица организации, ответственные за реализацию антикоррупционной политики.

1. Директор школы.

2. Председатель профсоюзного комитета МБОУ СОШ № 8 имени Н.В. Пономарёвой Сизова С.Б.

3. Учитель истории, обществознания Петаева Н.В.

6. Основные меры предупреждения коррупционных правонарушений.

Предупреждение коррупционных правонарушений осуществляется путем применения следующих мер:

1. Разработка и реализация антикоррупционных мероприятий.

2. Антикоррупционные образование и пропаганда.

3. Сотрудничество с правоохранительными органами по профилактике правонарушений.

7. План антикоррупционных мероприятий в МБОУ СОШ № 8 имени Н.В. Пономарёвой.

п/п

Мероприятия

Ответственные

Размещение на общедоступных местах в школе и на школьном сайте:

Устава школы с целью ознакомления родителей с информацией о бесплатном образовании;

Адресов и телефонов органов, куда должны обращаться граждане в случае проявления коррупционных действий: фактов вымогательства, взяточничества и других проявлений коррупции по внесению денежных средств.

Администрация

школы

Участие в районных, областных, региональных, общероссийских конкурсах по антикоррупции.

Заместитель директора по ВР

Организация освещения работы по антикоррупционной деятельности на сайте школы.

Проведения правовой недели в школе с включением вопросов по противодействию коррупции.

Заместитель директора по ВР

Приобретение информационных и обучающих мультимедийных средств по антикоррупционному воспитанию.

Библиотекарь

школы

Проведение классных часов на антикоррупционную тему с обучающимися 7-11 классов.

Классные

руководители

Анкетирование учащихся 7-11 классов по теме «Формирование антикоррупционного мировоззрения у школьников».

Заместитель директора по ВР

Рассмотрение вопросов по предупреждению коррупции на родительских собраниях.

Администрация школы

Встреча с представителями правоохранительных органов.

Администрация

школы

10.

Организация проектной деятельности учащихся, посвященной теме борьбы с коррупцией.

Классные

руководители

11.

Конкурс среди учащихся на лучший плакат антикоррупционной направленности.

Классные

руководители

12.

Конкурс ученических творческих работ по исследованию аспектов коррупции.

Учителя

русского языка

План мероприятий по реализации стратегии антикоррупционной политики является комплексной мерой, обеспечивающей согласованное применение правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мер, направленных на противодействие коррупции в МБОУ СОШ № 8 имени Н.В. Пономарёвой, входит в состав комплексной программы профилактики правонарушений.

8. Внедрение антикоррупционных механизмов.

1. Проведение совещания с работниками школы по вопросам антикоррупционной политики в образовании.

2. Усиление воспитательной и разъяснительной работы среди административного и преподавательского состава МБОУ СОШ № 8 имени Н.В. Пономарёвой по недопущению фактов вымогательства и получения денежных средств при сдаче экзаменов.

3. Усиление контроля за ведением документов строгой отчетности в МБОУ СОШ № 8 имени Н.В. Пономарёвой.

4. Выявление нарушений инструкций и указаний по ведению классных журналов, книг учета и бланков выдачи аттестатов соответствующего уровня образования;

5. Принятие дисциплинарных взысканий к лицам, допустившим нарушения.

9. Обязанности работников в связи с предупреждением и противодействием коррупции.

1. Воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционный правонарушений в интересах или от имени организации.

2. Воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или принять участие в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации.

3. Незамедлительно информировать непосредственно руководителя, лиц ответственных за реализацию антикоррупционной политики, руководство вышестоящих организаций.

4. Сообщать непосредственному начальнику, ответственным лицам о возможности возникновения либо возникновении у работника конфликта интересов.

10. Ответственность сотрудников за несоблюдение требований антикоррупционной политики.

10.1. В Учреждении требуется соблюдения работниками Антикоррупционной политики, при соблюдении процедур информирования работников о ключевых принципах, требованиях и санкциях за нарушения. Каждый работник, при заключении трудового договора должен быть ознакомлен под роспись с Антикоррупционной политикой Учреждения и локальными нормативными актами, касающимися предупреждения и противодействия коррупции, изданными в Учреждении.

10.1. Работники Учреждения, независимо от занимаемой должности, несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации, за соблюдение принципов и требований настоящей Антикоррупционной политики, а также за действие (бездействие) подчиненных им лиц, нарушающих эти принципы и требования.

10.3. К мерам ответственности за коррупционные проявления в Учреждении относятся: меры уголовной, административной и дисциплинарной ответственности в соответствии законодательством Российской Федерации.

11. Порядок пересмотра и внесения изменений

в Антикоррупционную политику

При изменении законодательства Российской Федерации, либо выявлении недостаточно эффективных положений Антикоррупционной политикой Учреждения она может быть пересмотрена и в неё могут быть внесены изменения и дополнения.

Работа по актуализации Антикоррупционной политикой Учреждения осуществляется по поручению директора КОГКУ «УГИИ» ответственным должностным лицом за организации профилактики и противодействия коррупции в Учреждении и (или) назначенными директором должностными лицами.

Доклад заместителя начальника Управления образованием Советского района Баруткиной Г.К. на заседании межведомственной комиссии по противодействию коррупции в Советском районе 29.10.2014

Противодействие коррупции в системе образования осуществляется на основании норм федерального и областного законодательства, правовых актов Советского района, приказов начальника Управления образованием и приказов руководителей образовательных организаций.

Управлением образования Советского района отводится большая роль профилактическим мероприятиям, направленным на недопущение проявления коррупции в системе образования. Нетерпимое отношение к проявлениям коррупции формируется путем систематического участия всех муниципальных служащих Управления образованием в аппаратных совещаниях, где рассматриваются вопросы противодействия коррупции, проводится ознакомление с нормативно-правовыми документами. Управлением образованием, в свою очередь, осуществляется постоянное информирование руководителей образовательных организаций по направлениям исключения коррупционных факторов в их деятельности.

Участие в работе областного обучающего семинара по вопросам соблюдения общеобразовательными организациями законодательства Российской Федерации в сфере образования в части обеспечения бесплатного общего образования позволило наработать необходимый материал для консультирования руководителей образовательных организаций по данным вопросам.

С целью недопущения коррупционных проявлений в образовательных организациях на совещаниях с руководителями ежегодно рассматриваются вопросы противодействия коррупции, соблюдения законодательства Российской Федерации в части:

1) организации приема граждан в общеобразовательные организации;

2) оказания платных образовательных услуг;

3) привлечения и расходования добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц;

4) недопущения незаконных денежных сборов с родителей учащихся на деятельность по ремонту, содержанию и охране зданий общеобразовательных организаций, материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса, приобретению учебников, учебных пособий.

5) обеспечения неукоснительного соблюдения норм этики и морали в должностном поведении работников образовательных организаций.

Начальником Управления образованием утверждён приказ от 21.08.2014 № 118 «Об утверждении плана мероприятий по минимизации «бытовой» коррупции в образовательных организациях Советского района на 2014 - 2015 годы», согласно которого всеми руководителями образовательных организаций разработаны и утверждены своими приказами индивидуальные планы по минимизации «бытовой» коррупции.

В 2013 году введено обязательное декларирование доходов руководителями муниципальных учреждений. Постановлением администрации Советского района от 20.02.2013 № 159 утверждено Положение «О представлении лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения, а также руководителем муниципального учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.» Постановлением администрации Советского района от 20.02.2013 № 160 утверждено Положение «О проведении проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, поступающими на должность руководителя муниципального учреждения, а также руководителями муниципальных учреждений сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей». Данные постановления размещены на официальном сайте Управления образованием. Ежегодно руководители образовательных организаций представляют сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей с последующим размещением этой информации на сайте администрации Советского района. В 2014 году фактов непредставления данных сведений не зафиксировано.

Прокуратурой Советского района в июне 2014 года была проведена проверка соблюдения руководителями муниципальных учреждений образования Советского района требований закона о предоставлении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. На основании представления от 27.06.2014 № 02-03-2014 нарушения законодательства о противодействии коррупции были устранены. Руководителями образовательных организаций были внесены уточненные сведения не позднее 30 июля года, следующего за отчетным. Установленные сроки руководителями ОУ не нарушены.

Разработаны, утверждены и выложены на сайте РУО критерии определения размера должностного оклада и выплат стимулирующего характера для руководителей учреждений дополнительного образования, для руководителей общеобразовательных, дошкольных образовательных учреждений, руководителей интернатных учреждений Советского района.

Приказом начальника Управления образованием Советского района от 11.12.2013 № 217а утверждены показатели эффективности деятельности муниципальных образовательных организаций и их руководителей. В соответствии с критериями со всеми руководителями ОО заключены «эффективные контракты».

С целью обеспечения открытости и информирования общественности о деятельности образовательных учреждений в Советском районе постановлением администрации Советского района от 14.11.2013 № 1145 «О независимой системе оценки качества работы образовательных организаций Советского района» утверждено Положение об Общественном совете, создан и утвержден Общественный совет при администрации Советского района.

Вот уже второй год учреждения общего, дошкольного и дополнительного образования участвуют в проведении независимой оценки качества работы образовательных организаций. Респондентами выступают родители (законные представители) обучающихся и учащиеся основного и среднего уровней образования.

Кроме всего, в сентябре 2014 года Управлением образования, общеобразовательными учреждениями была организована подготовительная работа в рамках проведения Всероссийской олимпиады школьников (школьный, муниципальный этапы). Учителям, ответственным за подготовку текстов заданий по праву, обществознанию были даны рекомендации включить вопросы по антикоррупционной тематике.

Обеспечению открытости деятельности образовательный организаций способствует включение представителей общественности в составы аттестационных, наградных, конкурсных комиссий, иных совещательных органов.

С целью повышения взаимодействия с общественностью и привлечения ее к противодействию коррупции в сфере образования обеспечен доступ общественности к Интернет-сайтам всех образовательных организаций. Так, в рамках реализации комплекса мер, направленных на недопущение незаконных сборов денежных средств с родителей обучающихся в СМИ, на сайте Управления образованием и сайтах всех образовательных организаций размещены телефоны «горячей линии» по вопросам предоставления информации о незаконных сборах денежных средств с родителей. Были размещены телефоны:

департамента образования Кировской области,

управления Юго-Западного образовательного округа департамента образования Кировской области,

Управления образованием Советского района, а также телефоны руководителей образовательных организаций.

«Горячая линия» создана во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец, направлена на недопущение незаконных сборов денежных средств с родителей обучающихся в образовательных учреждениях.

Кроме вышеперечисленных мероприятий разработан и утвержден приказом начальника Управления образованием от 07.10.2013 № 155а План по реализации комплекса мер, направленных на недопущение незаконных сборов денежных средств с родителей обучающихся в образовательных организациях Советского района Кировской области.

Одним из мероприятий антикоррупционной направленности в Управлении образованием Советского района является предоставление муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» в электронном виде. Данная услуга позволяет родителям самостоятельно отслеживать очередность в ДОУ.

Следует отметить, что за первое полугодие 2014 года в Управление образованием поступило 38 обращений граждан, из них о фактах коррупции – не было. По всем рассмотренным обращениям заявителям направлены ответы в установленные сроки.

Одним из важных направлений деятельности РУО по противодействию коррупции является строгое и неукоснительное соблюдение всех норм и требовании, установленных Федеральным законом «О контрактной системе» от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ. С учетом принципов гласности и прозрачности размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, в том числе путем проведения открытых аукционов в электронной форме или иных конкурентных способов, закрепленных данным нормативно-правовым актом. Данная процедура исключает коррупционную составляющую, как на этапе планирования, так и на этапе определения поставщика. То есть, все закупки заносятся в план-график, организуются процедуры проведения аукциона в электронной форме или в форме иного конкурентного способа. Результаты аукциона доступны неограниченному количеству лиц.

В рамках работы образовательных организаций руководители учреждений по данному направлению работы постоянно информируют участников образовательного процесса (обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов о недопустимости проявлений коррупции. Взаимодействие осуществляется на родительских собраниях классов, общешкольных родительских собраниях, заседаний родительских комитетов, педагогических советах, собраниях трудовых коллективов. Ежегодно руководители всех образовательных организаций выступают перед участниками образовательного процесса с публичными докладами о результатах деятельности, с последующим размещением информации на официальных сайтах ОУ. Кроме того, информационная среда в сети Интернет позволяет узнать результаты самообследования и планы по улучшению качества работы каждой образовательной организации Советского района. Среди сотрудников учреждений проводятся беседы этического характера «Этика поведения сотрудника».

В целях недопущения проявления коррупции в общеобразовательных организациях прием в школу осуществляется в соответствии с закрепленной территорией (Постановление администрации Советского района от 30.03.2012 № 226 «О закреплении за муниципальными общеобразовательными учреждениями определенных территорий Советского района Кировской области»).

На основании приказа Министерства образования и науки РФ от 29 мая 2014 № 785 сайты образовательных организаций приведены в соответствие с требованиями к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет». Создан специальный раздел «Сведения об образовательной организации» в котором размещены «Основные сведения» (информация об учредителе, режиме, графике работы, контакта, «документы» (Устав, лицензия, свидетельство о государственной аккредитации, план финансово-хозяйственной деятельности, локальные, нормативные акты), «Образование» (информация о реализуемых уровнях образования, о реализуемых программах, о численности обучающихся…), «руководство» (о руководителях, о персональном составе педагогических работников, о повышении квалификации, стаже работы…), «материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса», «финансово-хозяйственная деятельность», «вакантные места для приема (перевода)». Все страницы доступны для просмотра посетителями сайта.

Делая вывод, можно сказать, что основными направлениями деятельности Управления образованием в сфере противодействия коррупции является реализация плана мероприятий по минимизации «бытовой коррупции» в образовательных организациях, обеспечение эффективного взаимодействия и координации их деятельности в сфере противодействия коррупции, обеспечение нормативно-правового регулирования указанной деятельности в пределах установленной компетенции.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Противодействие коррупции в сфере образования

Введение

коррупция образование взяточничество

Коррупция в сфере образования - беда общемировая, и, к сожалению, - явление не новое. Она существовала и раньше, правда, не в таких масштабах и не так открыто. В переводе с латинского термин "corruptio" означает "подкуп", поэтому чаще всего под коррупцией понимается "подкупаемость и продажность государственных должностных лиц" и общественно-политических деятелей. Международное право относит к субъектам коррупционных правонарушений лиц, занимающих общественные должности и оказывающие социальные услуги населению и в государственном, и в частном секторах - это должностные лица так называемой публичной службы (public service), куда включаются и работники сферы образования.

Цель данной работы - выявление основных видов и методов преодоления коррупции в условиях современной российской действительности.

Достижение указанной цели определило постановку и решение следующих задач:

Раскрыть сущность преступлений, связанных с коррупционной
деятельностью в образовательной сфере и выявить причины и условия,
способствующие их совершению;

Сформулировать общее понятие коррупционных преступлений в сфере
образования.

Тема работы является в наше время очень актуальной. Ведь коррупция в последнее время носит массовый характер, затрагивает все сферы человеческой жизнедеятельности. Она настолько въелась в жизнь российскую, что не нуждается даже в синонимах. Коррупция превратилась в системную проблему. И этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ.

Уровень коррупции в нашей стране остается крайне высоким. Только в 2011 г., по официальной статистике, возбуждено десять с половиной тысяч уголовных дел в этой сфере. Но это только вершина айсберга. Дело в том, что коррупция стала не побочным явлением нашего российского общества, а основой основ существования власти и управленческого механизма, потому что основной ценностью для правящей элиты в современной России являются деньги.

Глава 1. Коррупция ее понятие, причины, виды, типы и форма

1.1 Понятие коррупции

Коррумпция (от лат. corrumpere -- растлевать, лат. corruptio -- подкуп, порча) -- термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность, что типично для мафиозных государств. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова.

Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его нанимателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.

Коррупции может быть подвержено любое должностное лицо, обладающее дискреционной властью -- властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором -- риск разоблачения и наказания. Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция способна воспрепятствовать экономическому росту и развитию в интересах общества в целом.

В большинстве европейских стран коррупция уголовно наказуема.

1.2 Причины коррупции

Производство любых благ требует расхода определённых ресурсов, который компенсируется средствами, полученными от потребителей этих благ. Зарплата служащих относится к числу расходов, покрываемых в конечном итоге за счёт потребителя, однако их деятельность определяется волей начальства и работодателя. Это приводит к ситуации, когда потребитель получает необходимую услугу или товар от служащего, но не может напрямую повлиять на деятельность этого служащего. Частным случаем является общественное благо, которое оплачивается за счёт налогов и предоставляется государственными служащими. Несмотря на то, что работу чиновников фактически оплачивают граждане, их работодателем является государство, которое наделяет их правом принимать решения, затрагивающие конкурирующие интересы различных лиц, по закону.

В отсутствие у кого-либо дискреционной власти, коррупция была бы невозможна.

Однако персона или группа, обладающая верховной властью, не в состоянии самостоятельно обеспечивать реализацию политики, которую она определяет. Для этой цели она назначает администраторов, которых она наделяет требуемыми полномочиями, в распоряжение которых она передаёт необходимые ресурсы, для которых она устанавливает правила поведения и над которыми она осуществляет надзор. И здесь возникает следующая проблема:

Консервативность закона. На практике инструкции меняются значительно медленнее, чем внешние условия. Поэтому они оставляют место для действий по своему усмотрению, поскольку иначе система управления становится совершенно негибкой, и несоответствие жёстких норм реалиям способно полностью остановить работу. Однако это означает, что в непредусмотренной законом, ситуации администратор может начать руководствоваться наиболее выгодной рентой.

Невозможность всеохватывающего контроля. Надзор требует затрат, но кроме того, чрезмерно жёсткий контроль наносит удар по качеству управленческого персонала и приводит к оттоку творчески мыслящих кадров.

Таким образом, принцип управления сам по себе содержит потенциальную возможность для коррупции. Эта возможность перерастает в объективные условия, когда потенциальная рента преобладает над рисками.

Данная проблема многократно воспроизводится в бюрократическом аппарате, поскольку администраторы высшего уровня назначают своих подчинённых и т. д. Особенность систем с представительной демократией состоит в том, что высшие должности занимают политические элиты, получившие властные полномочия от народа и рискующие потерей власти на следующих выборах.

1.3 Виды коррупции

Обычно в литературе выделяют два вида коррупции, присущие абсолютно всем ее механизмам:

Верхушечная

Низовая.

Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену. Например, формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности на значительную часть принадлежащего государству имущества. Здесь коррупция начинается тогда, когда цели защиты интересов государства и общества подменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях. Проблема очень простая, например госбюджет, он не прозрачен, и в зависимости от ситуации одни могут получить средства в начале года, а другие -- через два года после принятия бюджета. Если кому-то полагается какая-то поддержка отрасли, то, конечно, любой сотрудник министерства финансов, распределяющий эти суммы, -- есть фигура сверх важная. Это -- одна сторона дела. Вторая сторона связана с так называемой системой зачетов. Получить свой зачет по платежам в госбюджет, к примеру, от министерства обороны или еще от какого-либо министерства -- это вторая возможная система коррупционных услуг. Получить заказ на строительство того или другого предприятия, офиса и так далее -- это тоже достаточно важный момент.

Это три самые значимые услуги, которые можно получить от государственного чиновника.

Такими условиями сопровождаются многие акты на выдачу госкредитов, бюджетных средств, а также при распределении госзаказов. Сотрудничество чиновников с коммерческими банками позволило изменить формы получения взяток наличностью и перейти к льготным кредитам, завышенным процентам по вкладам и другим формам благодарности. При этом уход незаконных доходов за границу уменьшает риск коррупционных сделок и тем самым подстегивает коррупцию.

Вторая распространена на среднем и низшем уровнях, и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.). Положение, при котором нижестоящие чиновники брали взятки, и часть полученных денег передавали вышестоящим чиновникам существовало только в первые 2 - 4 года развития рыночной экономики в России. Тогда была привычной схема, при которой доступ к вышестоящему чиновнику осуществлялся через нижестоящего чиновника. Это ограничивало возможности доступа к чиновникам высокого уровня со стороны конкурентов. Затем финансовые возможности олигархических группировок настолько увеличились, что им уже стали не нужны посредники для доступа к высшим должностным лицам.

При этом и размеры взяток настолько увеличились, что чиновникам высокого ранга стали совершенно не нужны те деньги, которые можно получить от низовой коррупции. В современной ситуации чиновники низкого уровня уже не интересуют олигархические группировки: они готовы сразу покупать чиновников любых уровней.

1.4 Типы коррупции

Первый тип. Коррупция в высших эшелонах власти в центре и на местах. Этот вид коррупции тесно связан с крупными хищениями, отмыванием денег, нажитых преступных путем организованной преступностью.

Второй тип. Мелкие поборы с населения, в том числе с мелких предпринимателей, автоводителей и т.д. Поскольку эти мелкие поборы носят массовый характер, они, надо полагать, складываются в многомиллионные суммы, активно способствуя отчуждению граждан от государства, и активно формируют их убежденность в том, что правильным путем ничего нельзя добиться в этой жизни.

Третий тип. Коррупция в правоохранительных органах, в первую очередь в органах внутренних дел, прокуратуре, суде, таможенной службе, исправительных учреждениях и других. В отличие от советских времен взяточничество поразило в настоящее время не только милицию, но и прокуратуру и суд. И последние теперь совсем не стесняются получать взятки, даже вымогать их, причем нередко посредниками здесь выступают адвокаты.

Четвертый тип. Коммерческий подкуп в коммерческих или иных организациях. Этот тип коррупции изучен очень плохо, и он всегда будет изучаться плохо, поскольку доступ в коммерческие организации для сбора необходимых материалов по понятным причинам весьма ограничен. О действительном состоянии этого вида преступления мы можем догадываться лишь по ряду косвенных признаков.

Пятый тип. Коррупция в шоубизнесе, подкуп участников и организаторов профессиональных и спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов. Здесь уровень латентности коррупции тоже очень велик: каждый год по соответствующей статье Уголовного кодекса РФ возбуждается лишь одно-два уголовных дела. Между тем подкуп участников названных соревнований и конкурсов имеет широкое распространение, впрочем, он и в советские годы встречался довольно часто в соревнованиях футболистов, штангистов, боксеров и т.д.

Здесь названы те сферы нашей жизни, в которых, коррупция особенно масштабна. Но есть еще и такие, в которых она также получила значительное распространение. Я имею в виду, например, средства массовой информации. По результатам исследований, которые были проведены во ВНИИ МВД РФ, видно, что некоторые газеты находятся буквально на содержании преступных сообществ. Коррупция разъедает нашу систему образования: и среднюю, и высшую школу. Подкуп учителей и преподавателей стал обычным явлением, при этом в средней школе, например, мздоимство чаще всего оправдывается тем, что учителя получают нищенскую зарплату. В государственных высших учебных заведениях незаконно взимается плата и за поступление туда, и за сдачу отдельных экзаменов. Различного рода подарки и подношения в образовательной системе стали обыденной практикой, с которой, по существу, никто не борется.

1.5 Формы коррупции

На основе перечисленных выше типов коррупции выделяют следующие формы коррупции:

Взяточничество за законное и незаконное предоставление благ и услуг;

Протекционизм, проявляющийся в должностных продвижениях лиц по признакам родства, приятельских отношений или личной преданности;

Сращивание работников органов управления с преступными элементами и сокрытие преступлений отдельных лиц и обеспечение их безнаказанности;

Поддержка и лоббирование интересов теневой экономики в ответ на политическую поддержку или выдвижение на должности во властных структурах;

Инвестирование частных предприятий и организаций за счет государственного или местного бюджета;

Приватизация с незаконной передачей государственной собственности в частные руки, метко названная в народе «приватизацией»;

Предоставление льгот, секретной служебной информации заинтересованным лицам;

Предоставление права или возможностей заключать выгодные контракты;

содействие в заключении невыгодных для государства контрактов с иностранными фирмами и другие.

Глава 2. Коррупция в сфере образования

2.1 Коррупция в дошкольном и общем среднем образовании

По данным Фонда «Общественное мнение» большинство представителей взрослого населения России (71%) утверждает, что маленьким детям следует ходить в детский сад, даже если у родителей есть возможность их туда не отдавать. Чаще других так утверждают респонденты, чьи дети или внуки ходят в настоящее время в детский сад или ходили туда прежде (77%); реже других - жители Москвы (64%). Противоположное мнение о том, что если есть возможность выбора, ребенка в детский сад лучше не отдавать, у меньшинства респондентов - 14%. Среди москвичей таких много больше - 27%, а 15% респондентов затруднились с ответом на этот вопрос.

Такое отношение наших граждан к детским садам создаёт высокий спрос на получение в них дошкольного образования. Именно эти мотивы отдавать ребёнка в детский сад были наиболее типичными в ответах респондентов того же исследования Фонда «Общественное мнение»: «Чаще всего респонденты говорят о преимуществах "профессионального подхода" к детям: "с детьми там занимаются специалисты"; "там с детьми занимаются по грамотным методикам"; "в саду с детьми занимаются всесторонне"; "учатся они там"; "их хорошо готовят к школе" (41%). Второй достаточно распространенный аргумент состоит в том, что в детском саду ребенок получает навыки общения в коллективе и "учится выживать в обществе ": "дети учатся общению"; "круг общения шире"; "ребенок получает навыки социальной адаптации" и т. п. (29%)».

Но в нашей стране спрос на дошкольное образование не приводит к тому, что все семьи, желающие отдать своих детей в детские сады, могут это осуществить. В большинстве российских городов большие очереди на зачисление детей в детские сады, семьи в этих очередях могут находиться годами. Но проблемы зачисления детей в детские сады нередко решаются коррупционными способами. Взятки в этой сфере теперь не столь часто дают, потому что велик риск получить уголовное преследование. Как правило, руководители детских садов требуют с родителей тех или иных услуг для своих учреждений или лично для себя. Но эти услуги формально предоставляются родителями добровольно, они редко признаются, что их вынудили принять участие в ремонте здания и помещений детского сада, подарить ему какую-то бытовую технику или компьютер, сделать дорогой подарок руководителю детского сада. Причина редкости таких признаний в том, что родители опасаются исключения впоследствии своих детей из детских садов или создания им невыносимых условий существования со стороны воспитателей.

По некоторым оценкам в Москве коррупция в дошкольном образовании приобрела институционализированные формы: в городе существует несколько специальных фондов, в которые родители сдают деньги, формально - добровольно. Перечисления денег в эти фонды родителями производятся легально на основе закона о благотворительной деятельности, через банковские счета на цели оказания добровольной помощи детским дошкольным учреждениям. Обычная сумма такого перечисления составляет от 30 до 60 тысяч рублей. Эти фонды действуют легально, они объединены одним крупным фондом, создание которого было поддержано Департаментом образования Москвы.

Признаки коррупции в деятельности этих фондов можно усмотреть в том, что некоторая часть этих денег обналичивается и возможно используется на денежные выплаты работникам дошкольных учреждений. Кроме того, деньги этих фондов используются и для оплаты отдыха работников управлений системы образования города, а также - для оплаты деятельности персонала самих этих фондов. Формально юридических доказательств коррупции в деятельности таких фондов по российскому законодательству нет. Но в деятельности таких фондов есть признаки институциональной коррупции: родители не добровольно перечисляют в них деньги, а за зачисление в детские сады своих детей, причём родители не имеют никаких возможностей контроля расходования отданных ими в эти фонды денег. Такая деятельность этих фондов создаёт и поддерживает неравенство прав детей на получение дошкольного образования и делает его формально платным, что противоречит нормам части 2 статьи 43 Конституции РФ.

2.2 Коррупция в средних общеобразовательных школах

Коррупция в средних общеобразовательных школах имеет многообразные проявления. Нередко организация питания школьников имеет признаки коррупции. В соответствии с нормами Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 года, директор каждой средней общеобразовательной школы должен объявить конкурс на организацию питания и подписать соответствующий контракт с победителем этого конкурса. Нередко такие конкурсы выигрывают организации, не имеющие возможности поставлять продукты и готовые блюда для питания школьников, потому что эти организации поддерживаются органами власти и предлагают самые низкие стоимости контрактов с ними. Затем такие организации заключают договоры на реальные поставки продуктов и готовых блюд для питания школьников с организациями, которые имеют возможности это делать. Но поскольку такие посредники оставляют себе и передают в виде откатов поддерживавшим их органам власти определённые суммы от стоимостей контрактов, питание школьников становится слишком дешёвым, некачественным. Это одна из причин участившихся случаев отравлений детей школьным питанием. В некоторых случаях выигравшие конкурсы посредники не могут вообще организовать питание школьников, конкурсы приходится проводить повторно.

В современных средних общеобразовательных школах принято заключать договоры на их охрану. Но на услуги охраны от сертифицированных охранных агентств у бюджетных средних школ почти никогда нет денег. Поэтому охранниками в таких школах нередко работают те, кто не смог устроиться на более престижную работу. И за устройство на такую работу охранникам нередко приходится платить взятки и директорам школ, и чиновникам органов образования, их курирующих.

Коррупционным в большинстве случаев является также ремонт зданий и помещений средних общеобразовательных школ, закупки мебели и оборудования для них. Все эти действия также как и школьное питание, осуществляются на конкурсной основе, а выигрывают конкурсы в большинстве случаев аналогичные посредники. Они заключают контракты, чаще всего, не с директорами школ, а с их кураторами в органах образования. Часть стоимости контракта такие посредники оставляют себе, часть передают чиновникам органов образования, а на оставшиеся финансовые средства нанятые этими посредниками организации делают ремонты зданий и помещений школ, осуществляются закупки мебели и оборудования для школ. В некоторых случаях родители школьников бывают вынуждены принимать личное или финансовое участие в ремонтах школ для сохранения хорошего отношения директоров и учителей к своим детям. Признаки коррупции в таких действиях можно усмотреть в том, что финансовые средства государственного и муниципальных бюджетов тратятся неэффективно, нередко нецелевым образом, на эти средства средние общеобразовательные школы получают услуги существенно более низкого качества и в более низких объёмах, чем могли бы при полном расходовании бюджетных средств по целевым назначениям. Кроме того, коррупционным является обогащение посредников на распределении бюджетных средств, которое не может быть коммерческой деятельностью, и повышение благосостояния государственных и муниципальных служащих образования от передаваемых им посредниками денег.

2.3 Коррупция в высшем образовании

Лицензирование и аккредитация высших учебных заведений имеют признаки коррупции. Сравнительно недавно тот государственный служащий органа образования, который подписывал лицензию на ведение образовательной деятельности, затем и контролировал эту деятельность соответствующего вуза. Такое положение способствовало низкому уровню контроля деятельности вузов, потому что проверяющие были заинтересованы в хороших результатах контрольных проверок. В настоящий период федеральное агентство Рособрнадзор разделило эти функции между разными инстанциями: одна выдаёт лицензии, а другая - контролирует деятельность.

Проблема коррупции в лицензировании и аккредитации вузов, тем не менее, полностью не решена, потому что проверяющие инстанции по своим инструкциям всегда могут лишить прав на ведение образовательной деятельности любой университет или вуз. Причина в том, что какие-то недостатки в их деятельности и подготовке выпускников проверяющие всегда могут найти. Но руководители университетов и вузов, как и их проверяющие, понимают, что студенты должны учиться, что закрытие того или иного высшего учебного заведения создаст существенные проблемы не только для них, но и для органов власти. Поэтому нередко при неудовлетворительных результатах проверок деятельности вузов их руководители неформально договариваются с проверяющими о том, чтобы результаты этих проверок стали удовлетворительными. И вряд ли такие договорённости не сопровождаются передачей проверяющим тем или иным образом нелегальных денежных средств. Но доказать факты таких взяток практически никогда не удаётся в силу полной конфиденциальности соответствующих действий обеих сторон.

2.4 Выгодность взяточничества для преподавателей и студентов

В современной российской высшей школе распространено обучение за взятки, которые даются студентами преподавателям за получение зачётов и экзаменов, за сдачу курсовых и дипломных работ. Такие взятки даются как в государственных, так и в негосударственных вузах, потому что в российских условиях они позволяют улучшить благосостояние, как преподавателей, так и студентов, решающих свои проблемы такими способами, имеющими возможности по окончании вузов получить выгодные должности в тех или иных организациях. И, тем не менее, такое повышение благосостояния происходит только в краткосрочной и среднесрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе взяточничество приводит к существенным отрицательным последствиям. Сравнение краткосрочных и долгосрочных последствий взяточничества в вузах приведено в Таблице 1.

Таблица 1. Экономические интересы участников образовательного процесса

Участник образовательного процесса

Аргумент в пользу взяточничества в краткосрочном плане

Контраргумент, исходя из анализа долгосрочной перспективы

получение положительного решения в тех случаях, когда в некоррумпированной системе это невозможно

намеренное затягивание принятия положительных решений с целью получения наибольшего количества взяток; некачественное образование; снижение уровня доверия к диплому и проблемы с трудоустройством

Преподаватель

получение дополнительной оплаты труда, дающей возможность работы в образовательной сфере

снижение качества студентов и уровня комфортности на рабочем месте; снижение легального заработка (что связано с оттоком специалистов, не берущих взятки); снижение суммарного заработка в случае падения престижа учебного заведения

Администрация и собственники учебных заведений

увеличение выручки (снижается количество отчисленных студентов); снижение издержек (использование теневой формы оплаты труда позволяет экономить на легальной заработной плате)

снижение качества специалистов; присвоение учебному заведению статуса высоко коррумпированного; падение рейтинга учебного заведения и снижение уровня доходов

Государственные чиновники

снисходительное отношение ко взятке является следствием распространенности данного явления в госсекторе

проблемы невозможности реализации политики в области образования; недостаток квалифицированных специалистов; усиливается проблема асимметрии информации

Анализ сравнительных данных Таблицы 1 приводит к выводу о том, что уровень взяточничества в вузах был бы существенно ниже, если бы студенты, преподаватели, руководители и собственники высших учебных заведений, а также государственные чиновники ориентировались в своей деятельности на долгосрочные стратегии развития образования и собственные долгосрочные жизненные стратегии, а также учитывали негативные последствия взяточничества в системе высшего образования для нашего общества в целом. Тем не менее, социальные институты системы высшего образования в нашей стране действуют так, что приоритетной для всех субъектов деятельности в этой системе является ориентация на максимизацию выгод в краткосрочных периодах. А это, в свою очередь, способствует поддержанию и росту уровня взяточничества в российских высших учебных заведениях.

2.5 Проблемы противодействия взяточничеству в вузах

В сложившихся в современной России условиях противодействие взяточничеству в вузах возможно, но будет эффективным при решении разнообразных и существенных проблем.

В Таблице 2 приводятся краткие описания возможностей противодействия взяточничеству на уровне вузов, особенности и ограничения их применения.

Таблица 2. Методы противодействия взяточничеству в вузах Психологические методы

Особенности и ограничения применения

В ряде случаев информация бывает недостоверна или носит субъективный характер. Следует ориентироваться не только на рекомендации, указанные соискателем, но и на контакты с его бывшими руководителями, сослуживцами.

Создание корпоративного кодекса, включающего правила корпоративной этики

Само по себе наличие корпоративного кодекса не влияет на коррупцию, действует только в условиях сильной корпоративной культуры, накладывающей табу на взятки (может также включать обязанность сообщать о предложении взятки). Для того чтобы кодекс не оставался формальностью, необходимо контролировать выполнение этих правил.

Провокации взяток

Специально подготовленный сотрудник (под видом, например, студента заочной формы обучения) предлагает взятку. В случае согласия взяточника увольняют, уведомляя остальных, что подобные проверки будут проводиться постоянно.

Осведомительство

Использование услуг добровольных осведомителей. Создает негативный психологический климат.

Создание телефона доверия

Вывешивается объявление с предложением сообщить о случаях вымогательства взяток. Информация нуждается в дополнительной проверке, поскольку высок процент ложной информации.

Сбор сведений в Интернет

Студенты часто обмениваются данными о взятках на различных сайтах и форумах. Такие данные являются лишь поводом для дополнительной проверки, поскольку высока вероятность их ложности.

Прослушка, видеозапись, контроль переписки

Сложность в том, что данные меры незаконны. Однако, например, видеонаблюдение может быть обосновано соображениями безопасности. Создает негативный психологический климат.

«Образцовое» наказание

Увольнение одного провинившегося сотрудника, с целью напугать остальных. Действует недолго. Создает слишком много шума.

Повышение уровня заработной платы

При достаточно высоком уровне заработной платы риск ее потери перевешивает выгоды от взяток.

Анализ уровня жизни

Явное несоответствие уровня потребления получаемому заработку является сигналом. Однако он во многих случаях недостоверен.

Регламентные методы

Особенности применения

Прием экзаменов в присутствии контролера

В качестве контролера может выступать специалист, разбирающийся в предмете, с хорошей репутацией, возможно, заведующий кафедрой. Неэффективно в качестве третьего лица назначать человека, с которым экзаменатор находится в неформальных отношениях.

Разделение функций проведения занятий и приема экзаменов

В условиях, когда одно лицо проводит занятия, а другое принимает экзамен, снижается время для изучения ситуации и предложения взятки. Однако требуется полная регламентация учебных курсов, проведение экзамена становится затруднительным по причине ссылок на «непрочитанные разделы».

Возможность доступа к экзаменационным работам

При обязательной письменной форме проведения экзамена возможна проверка результатов заведующим кафедрой. Однако могут иметь место всевозможные обоснования отсутствия или несоответствия письменной работы.

Перемещение сотрудника между факультетами

На распространение информации о том, что сотрудник берет взятки, требуется время. Эта мера снижает предложение взяток и не позволяет создать отлаженную структуру «подношений».

Использование системы централизованного тестирования

В данном случае механизм приема экзамена полностью автоматизирован. Требуется большая и грамотно составленная база тестов и наличие достаточного количества оборудованных терминальных классов.

Дистанционное образование

В данном случае отсутствует возможность установления неформальных отношений и передача взятки затруднена.

В дополнение к данным Таблицы 2 можно отметить, что для противодействия взяточничеству в вузах их руководители и собственники могли бы использовать и услуги правоохранительных органов. Но при этом существенно повышаются издержки снижения уровня репутации вузов, доверия к ним со стороны общественности и потенциальных спонсоров. Поэтому нередко для руководителей и собственников вузов является наиболее выгодным увольнение «по собственному желанию» преподавателей, уличённых в получении взяток. В таких случаях, как правило, ущерб репутации вузов наносится минимальный.

Главная причина выгодности таких увольнений взяточников в том, что по нормам Уголовного кодекса РФ крайне трудно доказать сами факты получения преподавателями взяток. В соответствии с этими нормами субъектом уголовного преследования может быть лицо, выполняющее управленческие, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. А такие функции преподаватели выполняют крайне редко, например, при проведении вступительных или государственных экзаменов. Трудно доказуем в судах и состав преступления при получении взятки преподавателем, потому что необходимо обосновать связь между получением денег и принятием решений в интересах дающего взятку. Эта связь не может быть установлена, например, если преподаватели не обсуждают, за что они получили деньги, не прикасаются к ним или к их вместилищам, не допускают аудио - или видеозаписей фактов получения взяток. Факт дачи взятки недоказуем и в случаях использования посредников, действия которых могут быть юридически квалифицированы только как мошенничество, а также при формально легальном получении преподавателями денег за дополнительные занятия со студентами или за репетиторство.

В современных российских условиях администрации и собственники вузов, как правило, не заинтересованы в активной борьбе со взяточничеством. Значимой причиной такой незаинтересованности является представленная в Таблице 1 их выгода от использования преподавателями теневых форм оплаты труда, позволяющих экономить на их легальных заработных платах. Кроме того, в краткосрочном периоде расходы на борьбу с взятками в вузах повышаются в результате снижение выручки вследствие отчисления неуспевающих студентов. Поэтому на уровне вузов почти всегда оптимальным является «уровень борьбы с взятками, при котором связанные с этим расходы не будут превышать ущерб от взяток для данной организации». Именно поэтому уровень борьбы со взяточничеством в большинстве российских вузов очень низок, такая борьба практически отсутствует. Ведь в современных условиях большинство российских вузов ориентируется «на максимизацию доходов в краткосрочном периоде».

Но и законодательные действия органов государственной власти в современных условиях не могут существенно снизить уровень взяточничества в вузах. Во-первых, государственные чиновники, которые должны будут бороться со взяточничеством, сами являются коррумпированными и потому снисходительно относящимися к фактам взяточничества, как это показано в Таблице 1. Во-вторых, борьба со взяточничеством в вузах невозможна без помощи добровольных осведомителей, которыми должны быть студенты. Но, как показано в той же Таблице 1, большинство студентов, не заинтересовано в юридическом преследовании взяточников, потому что взятки выгодны студентам, иначе их бы не давали. Исключения составляют редкие случаи вымогательства преподавателями взяток в крупных размерах или постоянно в течение длительных периодов времени. Редкость таких случаев также определяет низкий уровень борьбы со взяточничеством в современных российских вузах.

Заключение

Статья 43 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину право на образование, устанавливая при этом обязательность основного среднего образования, его общедоступность и бесплатность в государственном или муниципальном образовательном учреждении, а также возможность на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Этой же статьёй устанавливается требование к родителям или лицам, их заменяющим, обеспечивать получение детьми основного среднего образования.

Конституция РФ не содержит ограничений на получение образования в негосударственных или частных учебных заведениях за определённую плату. И такая практика постепенно распространяется по всей стране: все желающие практически без отбора и конкурса могут за плату получить любое образование. В этих случаях вопросы дополнительных материальных затрат на образование определяются соответствующими договорными отношениями между образовательным учреждением и студентом или учащимся или одним из его родителей в случае его несовершеннолетия.

Проблемы, связанные с возможными коррупционными отношениями, нарушениями Конституции РФ и законодательства РФ, возникают, прежде всего, в ситуациях необходимости осуществления дополнительных материальных затрат в денежной или иной форме при обучении в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, в которых гарантирована бесплатность получения образования.

На мой взгляд, виноваты превышение и злоупотребление полномочиями высокопоставленных руководителей, купля-продажа занимаемых должностей, взятки за аккредитацию государственных высших учебных заведений и регистрацию, аттестацию и аккредитацию негосударственных вузов. Так, по свидетельству руководства некоторых частных университетов, быстрое и положительное решение о выдаче лицензии или аккредитации, обязательных для всех вузов страны, обязательно сопровождалось дачей взятки.

Одно из типичных правонарушений - продажа дипломов и аттестатов тем, кто на самом деле обучение не прошел. Такие случаи явно способствуют созданию негативного коррупционного имиджа всей системе образования.

Работая над рефератом

Аннотация: В данной статье рассматривается одна из актуальных проблем России – коррупция в сфере образования. Приведены основные причины, которые порождают коррупцию в образовательной сфере. Также, в данной статье будет детально рассмотрено понятие «коррупция». Внимание будет уделено существующим специальным механизмам, которые способствуют предотвращению коррупции в сфере образования.

Ключевые слова: антикоррупционная политика, взяточничество, должностное лицо, коррупция, мошенничество, образование, образовательные учреждения, этика образования.

В Российской Федерации со стороны органов государственной власти наблюдается активное реформирование сферы образования. В статье 43 Конституции РФ говорится о том, что каждый гражданин России имеет право на получение образования. В настоящее время коррупция в образовательной сфере достигла своего апогея, поэтому данная проблема не может оставаться в стороне. Нужно отметить то, что коррупция процветает как в высших учебных заведениях, так и в школах, дошкольных учреждениях. В современном понимании, коррупция означает преступную деятельность, которая заключается в использовании своих должностных полномочий с целью личного обогащения. Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что коррупция нарушает основные конституционные права человека. Данное явление дискриминирует российских граждан, получающих образование, по уровню жизни и социальному статусу. Коррупция в сфере образования делится на две ступени. Первичная ступень проявляется при непосредственном процессе обучения. Сюда относят приём в учебные заведения, вступительные испытания, промежуточные, выпускные экзамены. С системой лицензирования, аккредитации образовательных учреждений связана вторичная ступень коррупции. С помощью организационных и правовых инструментов ведётся антикоррупционная политика в сфере образования. Однако осложнение борьбы с коррупцией в данной сфере связано с тем, что большинство россиян считают это явление нормой жизни. Изучив статистику коррупционных преступлений в сфере образования, мы пришли к выводу о том, что самым коррумпированным образовательным учреждением является школа (43% от общего количества фактов взяточничества), второе место занимают высшие учебные заведения (37%), третье место – учреждения среднего профессионального образования, техникумы (11%), дошкольные учреждения заняли четвёртое место (9%).

В Федеральном законе от 25.12.2008 г. N278-ФЗ «О противодействии коррупции» трактуется следующее определение: ««Коррупция − злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами». Коррупция в сфере образования может проявляться в различных формах. Основными формами являются незаконное расходование бюджетных средств, получение взятки при лицензировании и аккредитации образовательных организаций, нарушение правил проведения и проверки Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ), нелегальное получение документов об образовании, незаконное зачисление в образовательные организации, вымогательство взятки преподавателями, подстрекательство к взятке студентами и др.

Проблема коррумпированности сферы образования обуславливается рядом причин. Существуют экономические причины, которые порождают коррупцию. В первую очередь сюда следует отнести низкий уровень заработной платы преподавателей образовательных организаций. Но следует отметить, что в связи с реформированием в сфере образования данная ситуация значительно улучшается. Во-вторых, к таким причинам относят систему финансирования сферы образования. Главной социальной причиной процветания коррупции в данной сфере выступает этика образования. Она понимает под собой основные правила и принципы взаимоотношений, которые складываются в образовательном сообществе в целом, а также в отдельно взятом учебном заведении, преподавательском коллективе, в отношениях между студентами и преподавателями. Важной причиной коррупции являются недостатки в правовой сфере. Например, в статье 290 Уголовного Кодекса РФ субъектом преступления выступает должностное лицо. Согласно примечанию к статье 285 Уголовного Кодекса РФ «должностное лицо» - это лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации». Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что лица, получившие взятку, привлекаются к уголовной ответственности в том случае, если они являются должностными лицами, а преподаватели, учителя таковыми не являются.

В наше время создаются специальные механизмы, принимаются различные меры для проведения антикоррупционной деятельности в области образования. Сюда можно отнести разработку единой государственной политики по противодействию коррупции в образовательной сфере. Также, следует отметить, что создаётся эффективный контроль над системой образования. Происходит явное разграничение полномочий между органами государственной власти и органами, которые осуществляют лицензирование, государственную аккредитацию образовательных организаций. Важным механизмом является чёткое определение бесплатных услуг в сфере образования, которые гарантируются государством. У граждан РФ должно быть сформировано представление о том, какие образовательные услуги являются бесплатными, а какие осуществляются на платной основе. Только при непосредственном участии граждан можно осуществлять антикоррупционную политику в сфере образования. Органы государственной власти должны вырабатывать у граждан РФ «антикоррупционный иммунитет». Попечительские, управляющие, наблюдательные советы на уровне образовательной организации должны руководствоваться принципом открытости управления и функционирования. Важно отметить то, что компетенция данных органов состоит не только в решении стратегических, но ещё и финансовых вопросов. Противодействию коррупции будет способствовать публичная отчётность в образовательной сфере. Необходимо расширять участие институтов гражданского общества в принятие правовых решений в области образования. Уровень коррупции может быть значительно снижен за счёт повышения престижа педагогической деятельности. А также за счёт увеличения заработных плат работникам в образовательной сфере, так как вследствие этого взяточничество станет экономически невыгодным.

Исходя из всего вышесказанного, можно составить характеристику системы образования, которая будет свободна от коррупции. При такой системе должен быть обеспечен равный доступ к получению образования; распределение учебных программ и материалов, проведение аккредитации и лицензирование учебных заведений, получение образовательных услуг и товаров должны происходить честно. А также граждане, осуществляющие преподавательскую деятельность, должны поддерживать систему профессиональных стандартов.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что проблема коррупции в сфере образования является действительно актуальной в Российской Федерации. Мы выяснили, что коррупция в сфере образования делится на две ступени и проявляется в различных формах. Также, выявили ряд причин, которые порождают коррупцию в данной сфере. В России образование провозглашается приоритетным направлением национальной политики. Именно поэтому остро стоит вопрос об обеспечении антикоррупционной безопасности образовательной сферы. Данный вид безопасности осуществляется путём создания определённых правовых механизмов по борьбе с коррупцией, а также усовершенствования законодательства в данной сфере.

Список литературы

1. Волынская Ю.Ю., Волынский Ю.Р. Экстремизм и коррупция - угроза общественной безопасности // Современные тренды в профессиональном образовании и развитии государственных и муниципальных служащих в Российской Федерации. – 2017. – №1. – С. 13-17.

2. Герасимов К.Б., Просвиркин Н.Ю. Использование статистического инструментария для решения проблем управления вузами Самарской области // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2016. – С. 208-212.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, вынесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12. 2008 №6-ФКЗ, от 30.12. 2008 №7-ФКЗ, от 5.02.2014.№2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. №15. Ст. 1691.

4. Лекасова А.С., Волкова Н.А. Должностные преступления: содержание и ответсвенность // Вестник молодых учёных Самарского государственного экономического университета. – 2017. –№1. – С. 179-183.

5. Логунова О.А, Логунова Е.Г. Проблема коррупции в сфере образования: опыт социологического опроса // Дискуссия. – 2016. – №5. – С. 69-74.

6. Милова И.Е., Абалымова А.А. Юридический смысл провокации взятки в свете противодействия коррупции в России // Современные технологии в мировом научном пространстве. – 2016. – №4. – С. 123-127.

7. Полукаров А.В. Правовая и организационная обеспеченность противодействия коррупции в социальной сфере // Вестник юридического института МИИТ. – 2017. – №3. – С. 101-105.

8. Салюк А.А., Матненко М.А. Коррупция в сфере образования как социальное явление: проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы права. – 2016. – №2. – С. 11-14.

9. Симанович Л.Н. Условия совершения коррупционных преступлений в системе высшего профессионального образования и меры по их профилактике. Внедрение антикоррупционного законодательства в РФ // Образование. Наука. Научные кадры – 2017. – №5. – С. 30-32.

Новое на сайте

>

Самое популярное