Домой Игры Что такое выкупная операция в истории. Выкупные платежи

Что такое выкупная операция в истории. Выкупные платежи

Порядок наделения крестьян землей в рассматриваемых документах определен в самом общем виде. Земля условно делилась на три зоны - нечерноземная, черноземная и степная. Размеры надела варьировались от 1 до 12 десятин на душу в зависимости от местных условий, что давало возможность помещикам манипулировать земельными площадями, что, в конце концов, обернулось малоземельем для крестьянства. Обезземеливанию крестьян также способствовала система отрезков и прирезков, чересполосица.

Основные аспекты выкупной операции - определение суммы выкупа за усадебную оседлость, порядок проведения выкупных платежей и степень участия в них правительства - изложены в “Положении о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости” . В основу выкупной суммы была положена не фактическая стоимость земли, а сумма оброка, которую помещик получал в качестве компенсации за потерю крепостной рабочей силы. То есть базой проведения выкупных платежей служил не капиталистический, а феодальный принцип

Крестьяне могли выкупить усадьбу независимо от согласия на то помещика; но при выкупе одной усадьбы выкупную сумму, исчисленную на основании 13 -- 19 статей Положения о выкупе, должны были внести сами крестьяне сполна. Выкупная ссуда (правительственные кредитные бумаги) имела место только при приобретении крестьянами усадебной оседлости вместе с полевыми землями и угодьями. С заключением выкупной сделки обязательные поземельные отношения крестьян к помещикам прекращались.

Выкуп же земли, как общее правило, был поставлен в зависимость от взаимного добровольного соглашения между помещиком и крестьянами. Рядом с этим, выкуп мог быть для крестьян также и обязательный, по требованию помещика; но в последнем случае размер вознаграждения определялся только выкупной ссудой, и помещик терял право на дополнительные платежи. Соглашение должно было быть засвидетельствованным Мировым посредником , при участии 3-6 добросовестных.

Для определения размера выкупной ссуды и выкупных платежей делалась выкупная оценка следующим образом. Годовой оброк , установленный в пользу помещика за отведенный в постоянное пользование крестьян надел, капитализировался из шести процентов , то есть помножался на шестнадцать и две трети . Из исчисленной таким образом капитальной суммы, которую называли выкупной оценкой, помещику выдавалось 80% (при приобретении крестьянами полного по уставной грамоте надела) или 75% (при уменьшенном наделе); иногда же допускалась и ссуда полностью (статья 67 Положения о выкупе).

Из 6% ежегодной выплаты 1/2% предназначалось правительством для покрытия расходов по организации и ведению выкупной операции, а остальные 5 1/2% -- на уплату процентов по выданным помещикам процентным бумагам и на погашение выкупного долга.

Положение о выкупе допускало также досрочное погашение (статьи 165, 169, 162; 161, 162 и 115). Из этих статей в особенности большое практическое значение имела 165 статья, по которой каждый отдельный домохозяин имел право внести выкупную сумму, следующую с него по расчёту, за находящейся в его пользовании надел, и требовать затем выдела ему соответственного участка, который становился его частной собственностью. Эта статья расшатывала общинное землевладение.

Выкупная ссуда погашается взносом выкупных платежей в течение 49 лет

Дарственный надел - ј от максимального надела, крестьянин получает бесплатно

Крестьянская реформа 1861 г. - буржуазная реформа, отменившая крепостное право и способствовавшая развитию капитализма в России.

Была вызвана рядом объективных социально-экономических предпосылок - крепостничество препятствовало индустриальной модернизации страны, необходимой для ее экономического развития. Субъективные политические предпосылки обусловили поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг., а также нравственная готовность императора Александра II стать одним из инициаторов реформы в качестве первого лица в государстве.

Подготовка реформы началась в январе 1857 г. в традиционном для России Секретном комитете по крестьянскому делу, однако его медлительность и, главное, недовольство дворянства, обеспокоенного непроверенными слухами о программе реформы, вызвали необходимость ее проведения в условиях большей гласности.

20 ноября 1857 г. в рескрипте виленскому губернатору В. И. Назимову дворянству было рекомендовано создавать местные губернские комитеты для разработки своих проектов реформы и изложен план правительства: уничтожение личной зависимости крестьян; сохранение помещичьей собственности на землю и обязанности крестьян выполнять барщину или платить оброк за отданную им землю; предоставление крестьянину права выкупа своей усадьбы (жилой дом и хозяйственные постройки). Рескрипт положил начало открытой подготовки реформы, возложенной на созданный в феврале 1858 г. Главный комитет по крестьянскому делу. Комитету поручалось выработать общую программу реформы, которая должна была максимально удовлетворить интересы дворянства и обеспечить спокойствие в государстве.

Основным предметом споров в губернских комитетах между консервативными и либеральными помещиками (крестьяне от обсуждения были отстранены) стал вопрос о размере наделов, предоставляемых крестьянам, и объеме их повинностей. В итоге было выработано два варианта проектов, в которых решение спорных вопросов зависело от плодородия почвы: в черноземных районах помещики стремились максимально сократить крестьянские наделы, увеличив при этом стоимость каждой десятины земли; в нечерноземной зоне дворяне были готовы увеличить крестьянские наделы, но за большой выкуп.

Оба варианта проекта реформы поступили в Редакционные комиссии (пред. Я. И. Ростовцев), учрежденные в марте 1859 г. при Главном комитете для обобщения всех предложений. При их обсуждении в угоду консерваторам размеры наделов крестьян были урезаны, а их повинности увеличены. 10 октября 1860 г. проект реформы поступил в Главный комитет, 28 января - в Государственный совет, утвердивший проект 16 февраля 1861 г.

19 февраля 1961 г. Александр II подписал два законодательных документа, положивших начало проведению реформы: Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» и «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».

В тот же день Главный комитет по крестьянскому делу был заменен Главным комитетом «Об устройстве сельского состояния» (пред. - великий князь Константин Николаевич). Его задача - осуществлять высшее наблюдение за введением в действие «Положений» 19 февраля, рассматривать проекты законов, дополнявших и развивавших основные установления этого документа, изменявших правовое и поземельное состояние удельных и государственных крестьян, а также принимать решения по спорным и административным делам. На местах были учреждены губернские по крестьянским делам присутствия.

Обнародование Манифеста и «Положений» 19 февраля в Петербурге и Москве состоялось 5 марта, в провинции растянулось до 2 апреля.

В Манифесте и «Положениях» рассматривались три основных вопроса: личное освобождение крестьян, наделение их землей и порядок совершения выкупной сделки между помещиком и «сельским обществом» (общиной).

Манифест лицемерно акцентировал «добровольность» и «жертвенность» Дворянства, по инициативе которого царь даровал крестьянам личную свободу и общегражданские права. Крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, самостоятельно заключать сделки, выступать как юридическое лицо, защищать свои права в суде, поступать на службу и в учебные заведения, жениться по своему выбору, менять место жительства, переходить в сословие мещан и купцов. Освободив крестьян, правительство начало создавать в деревне выборные органы их местного самоуправления.

Вместе с тем права крестьян ограничивались, так как сохранялось общинное землепользование, переделы наделов, круговая порука (особенно при выплате налогов и выполнении государственных повинностей). Крестьяне оставались единственным сословием, которое платило подушную подать, несло рекрутскую повинность и могло быть подвергнуто телесному наказанию. Кроме того, полное освобождение крестьян откладывалось на два года - они обязаны были выполнять прежние повинности до 19 февраля 1863 г.

«Положения» регламентировали процесс выделения крестьянам земли и размер наделов. Территория России была условно разделена на три полосы: черноземную, нечерноземную и степную. В каждой устанавливался «высший» и «низший» размеры крестьянского полевого надела. В этих пределах заключалась добровольная сделка крестьянской общины с помещиком. Их поземельные отношения и объем повинностей закреплялись уставной грамотой на каждое имение. Для урегулирования споров между помещиком и крестьянской общиной привлекались мировые посредники (они же проверяли правильность составления уставной грамоты).

При решении земельного вопроса крестьянские наделы были значительно урезаны. Если до реформы крестьянин пользовался наделом, превышающим высшую норму в полосе, то этот «излишек» отчуждался в пользу помещика. В целом по стране крестьяне получили на 20% земли меньше, чем они обрабатывали раньше. Так образовались «отрезки», отобранные помещиками у крестьян.

Освобождение крестьян и получение ими надельной (общинной) земли было тесно увязано с оплатой ее стоимости, т. е. фактически крестьяне платили не только за землю, но и за личное освобождение. Исключение составляли так называемые дарственные наделы, полученные бесплатно и составлявшие!/4 высшей нормы надела. Получение дарственного надела освобождало от выкупных платежей, но перейти «на дар» крестьянин мог только с разрешения помещика, от власти которого он сразу же освобождался. Большинство дарственников, получивших «нищенские» (или «сиротские») наделы, оказались в крайне бедственном положении и впоследствии неоднократно обращались за помощью к земствам.

Выкупная сделка осуществлялась между помещиком и всей общиной. Накануне реформы стоимость земли была завышена в 1,5 раза по сравнению с прежней рыночной ценой. У крестьян не было денег, необходимых для выплаты всей стоимости земли. Чтобы помещики получили выкупные суммы единовременно, была разработана схема, выгодная и помещикам, и государству. По ней крестьяне должны были сами выплатить владельцу земли 20% ее стоимости (деньгами или отработками), а на выплату остальных 80% они получали от правительства ссуду, которую должны были ежегодно возвращать в течение 49 лет в форме выкупных платежей с начислением 6% годовых. К 1906 г., когда крестьяне упорной борьбой добились отмены выкупных платежей, они выплатили государству 1,54 млрд руб., в 3 раза больше реальной рыночной стоимости земли в 1861 г. 

До уплаты помещику 20% стоимости земли крестьяне назывались временнообязанными - они должны были платить оброк и выполнять барщину. Поскольку помещики не торопились терять даровой труд крестьянства, они во многих случаях тормозили совершение выкупной сделки. Поэтому в ряде районов перевод крестьян на выкуп растянулся на 20 лет. Лишь 28 декабря 1881 г. было издано «Положение», предусматривавшее обязательность перевода крестьян на выкуп и прекращение их временнообязнного состояния.

Реформа 1861 г. имела очень большое значение: она принесла свободу 23 млн крепостных крестьян; расчистила дорогу для социально-экономической эволюции России по капиталистическому пути и модернизации экономики; создала импульс для проведения либеральных социально-политических преобразований и совершенствования системы государственного управления. Современники справедливо называли реформу Великой.

Вместе с тем реформа имела половинчатый характер: тяжесть выкупных платежей обрекала крестьян на нищету; они фактически не получили земли и остались в экономической зависимости от помещиков, сохранивших свою главную собственность. Следовательно, реформа не сняла аграрного вопроса в России, который сохранял свою остроту до начала XX в.

По Манифесту крестьяне получали личную свободу , бывшие крепостные получали возможность не только свободно распоряжаться своей личностью, но и ряд гражданских прав: от своего имени заключать разного рода гражданские и имущественные сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия. Все это давало простор крестьянскому предпринимательству, способствовало росту отхода на заработки. При этом крестьяне оставались неполноправным сословием, они по-прежнему платили подушную подать, подвергались телесным наказаниям, были прикреплены к месту жительства.

Вотчинную власть помещика сменило крестьянское самоуправление, ведавшее сбором податей и мелкими судебными делами. Сельские общества (создаваемые на основе общины) и волостные общества (из нескольких сельских обществ) избирали на сходах начальство – сельских старост, волостных старшин, волостной суд. Крестьянское самоуправление подчинялось непосредственно правительственным чиновникам.

Сохранялось общинное землевладение, регулярные переделы земли между крестьянами, круговая порука в отбывании повинностей. Наделы земли передавались не лично крестьянам, а всей крестьянской общине. Крестьянская община давала каждому крестьянскому двору надел земли во временное пользование. Величина надела устанавливалась по добровольному соглашению между помещиками и крестьянами. Если такого соглашения не было, размер надела определялся законодательно в зависимости от местных условий, прежде всего от плодородия почвы. Европейская Россия была поделена на три полосы – нечерноземную, черноземную и степную. Внутри каждой из полос было еще более дробное деление. Для нечерноземной и черноземной полос устанавливались «высшая» и «низшая» нормы земельных наделов, для степной - «указная» норма. Если до освобождения крестьяне обрабатывали земли больше, чем им полагалось по нормам высшего душевого надела, то земля у них отрезалась. Если их фактические наделы не достигали низшей нормы, то земля к ним прирезалась.

Разрыв между высшей и низшей нормами сделал отрезки правилом, а прирезки - исключением. В то время как отрезка по отдельным губерниям была произведена у 40-65 % крестьян, прирезка коснулась только 3-15 % .

Итоговые данные по черноземному району показывают, что из общего количества крестьян, имевших право на надел (1728967 душ), 864560 (50,1 %) крестьян получили урезанный надел, у 117339 (6,7 %) он увеличился, а 747068 (43,2 %} сохранили свой дореформенный надел в неизменном виде.

Как правило, отрезались наиболее ценные угодья, без которых невозможно существование крестьянского хозяйства; луга, выгоны, водопои и т.п. Впоследствии крестьянин вынужден был арендовать эти «отрезные земли» на кабальных условиях у помещика. Отрезки превратились в эффективное средство давления помещиков на крестьян.



Помещик имел право переносить крестьянские усадьбы на другое место, до перехода крестьян на выкуп обменивать их наделы на свои земли, если в недрах крестьянского надела обнаруживались ценные ископаемые или помещик задумал строить мельницы, заводы и т.д.

В итоге проведения реформы 10 млн. душ мужского пола бывших крепостных получили 34 млн. десятин земли или 3,4 десятины: на душу, а для прожиточного минимума необходимо было иметь в черноземной полосе не менее 5,5 десятины на душу в остальных - 6-8 десятин. У 100,5 тыс. помещиков осталось 69 млн. десятин земли, т.е. в 2 раза больше, чем у крестьян. Совсем не получили земли 724 тыс.дворовых и 137 тыс. крестьян мелкопоместных дворян. Они освобождались бесплатно, но без клочка земли.

Крестьяне наделялись землей принудительно . Закон запрещал в течение 9 лет после его издания отказаться от надела, а по истечении этого срока право отказа было сведено на нет. Это объяснялось тем, что помещики и государство боялись, во-первых, потерять прежние доходы с крестьян и рабочие руки,

во-вторых, необходимо было удержать огромную массу безземельных крестьян в деревне, так как отсутствие фабричной промышленности создавало неразрешимую проблему их трудоустройства в городе, которая могла привести к социальному взрыву.

Крестьянин не мог на надельной земле заводить торги и яр­марки, открывать промышленные заведения. Даже перейдя на выкуп, крестьянин не имел возможности продать свой надел, а сдача последнего в аренду ограничивалась пределами данной общины.



За полученный надел крестьяне обязаны были исполнять оброч­ную или барщинную повинности до тех пор, пока между ними и по­мещиком не будет заключена выкупная сделка. До этого времени крестьяне считались «временно обязанными» , т.е. оставались в экономической зависимости от помещика. Основными повинностями были барщина и оброк.

Барщина ограничивалась 40 мужскими и 30 женскими днями в год, при этом 3/5 отрабатывались в летнее полугодие, остальные - в зимнее. Крестьяне работали не барщине непроизводительно, поэтому крестьянам-барщинникам разрешалось переходить на оброк даже без согласия помещика.

Завершающим этапом освобождения крестьян от крепостной за­висимости являлся перевод их на выкуп путем его капитализации. Размеры выкупной суммы определялись добровольным соглашением либо на основании «Положения». Крестьяне не могли выплатить помещику всю сумму сразу. Государство выступило посредником между помещиками и их бывшими крепостными. Оно предоставило кредит крестьянам в размере 80 % выкупной суммы, если крестьяне получали полный надел, и 75 % при получении неполных наделов. Эта сумма выплачивалась помещикам сразу же при заключении выкупной сделки, остальные 20-25 % крестьяне должны были уплатить помещику по договоренности. Выкупная сумма, выплаченная государством помещикам, затем взыскивалась с крестьян в размере б % в год в течение 49 лет. Таким образом, за это время крестьянин должен был выплатить до 300 % предоставленной ему ссуды.

Перевод крестьян на выкуп начался с I января 1883 г согласно закону от 28 декабря 1881 г. К этому времени не положении временно обязанных оставалось 15 % крестьян. Зависимость выкупа от оброка привела к тому, что он не соответствовал реальной доходности земли. Самые высокие выкупные платежи были в нечерноземной полосе, где доход от земли и ее цена были ниже, чем в черноземной. Несоответствие между выкупом и реальной доходностью земли привело к быстрому накопление недоимок. Выкуп оказался для государства выгодной операцией. Общая выкупная цена за крестьянские наделы была определена в 867 млн. р., в то время как рыночная стоимость этих наделов по ценам 1863-1872 гг. составляла 648 млн. р. К 1907 г. крестьяне выплатили 1,5 млрд. р. выкупных платежей (они были прекращены только с января 1907 г. под влиянием революционных событий).

Естественный прирост населения увеличивал крестьянское малоземелье, при этом земельный надел сохранялся в прежнем размере. Это обстоятельство вынуждало крестьян покупать или арендовать землю у помещиков. С начала 60-х гг. XIX в. до 1910 г. они затратили 2 млрд. р. на покупку частновладельческих земель. Кроме того, крестьяне арендовали у помещиков как минимум 20 млн. десятин земли. На это уходило ежегодно в конце XIX в. не менее 150 млн. р., а в начале XX в, примерно 200-250 млн. р. Следовательно, крестьяне уплатили помещикам несколько миллиардов рублей за аренду земли, то время как рыночная стоимость всего земельного фонда Европейской России составляла в начале XX в. 20 млрд. р., а дворянских земель 4,3 млрд. р. Тяжким бременем для крестьян были отработки помещику за арендованную землю. Отработки не только разоряли крестьян, но и были причиной низкого уровня земледелия.

После отмены крепостного права 4/5 надельных земель оказались в общинном землепользовании. Община несла ответственность, за уплату податей. Она могла отбирать у недоимщиков наделы, подвергать их телесному наказанию по приговору волостного суда, если меры оказались недостаточными для покрытия налогов, вступала в силу круговая порука. Существовавшая в России паспортная система, введенная еще при Петре I, ограничивала возможности свободного передвижения крестьян.

Основные принципы «Положений 19 февраля» были распространены также на крестьян государственных и удельных. В государственной деревне в середине XIX в. было столько же крестьян, сколько и в деревне помещичьей. Первыми по времени были освобождены от личной зависимости удельные крестьяне (в 1858 г.), а их поземельное устройство, повинности и выкуп определялись «Положением» от 26 июня 1863 г. Они получали те наделы, которые имели до реформы. В среднем на ревизскую душу у них пришлось по 4,8 десятины, или в полтора раза больше, чем у помещичьих крестьян. В 1863-1865гг. удельные крестьяне были переведены на выкуп. Закон о поземельном устройстве государственных крестьян был издан в ноябре 1866 г. Они получили в наделы те земли, которые были ранее в их пользовании, но не свыше 8 десятин на мужскую душу в малоземельных и 15 десятин в многоземельных губерниях. На выкупные платежи они были переведены в 1886 г.

Крестьяне, конечно, ждали не такого освобождения, какое декларировалось в царском манифесте, зачитанном во всех церквах 5 марта 1861 г. Сразу же возникли слухи о том, что помещики скрыли настоящую волю, подписанную царем, и разослали поддельные документы. Во многих селах вспыхнули восстания. Наиболее драматическими событиями массового протеста в связи с объявлением воли в великорусском центре были расстрел в Бездне и Черногай-Кандеевское восстание. В селе Кандеевке произошло столкновение крестьян с войсками. Согласно сохранившимся ведомостям было убито 11, ранено 31, 165 крестьян наказано розгами, много сослано в Сибирь. По свидетельству адъютанта генерала Дренякина крестьян так секли, что «клочьями летело живое мясо».

Таким образом, реформа была проведена.

Значение отмены крепостного права:

1.Отмена крепостного права стимулировала развитие капитализма, способствовала подъему экономики.

2.Реформа дала свободу многим миллионам крепостных крестьян, способствовала втягиванию крестьянского и помещичьего хозяйства в рыночные отношения, социальному расслоению крестьянства, формированию рынка вольнонаемного труда, завершению промышленного переворота, переходу к индустриализации страны.

3.Крестьянская реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Она сохранила помещичье землевладение, крестьянскую общину, различные платежи и повинности, обрекла крестьян на малоземелье. Все это не позволило создать слой мелких земельных собственников.

4.Реформа 1861 г. не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым во второй половине XIX –начале XX вв.

Важнейшей частью крестьянской реформы была выкупная операция. Сроки ее завершения не устанавливались, и переход крестьян на выкуп закончился лишь к концу XIX в. Правда, большинство крестьян вышло из категории временнообязанных раньше, чаще всего по одностороннему требованию помещиков. Содержание выкупной операции заключалось в установлении той суммы, которую крестьяне должны были платить за надельную землю и личную свободу. Эта сумма прямо не соотносилась с рыночной ценой земли. Она определялась со слов помещика, который указывал доходность своего имения за последние годы. Годовой доход, рассчитанный по максимуму, приравнивался к 6%. Далее вычислялась такая сумма, которая, будучи положена в банк из расчета 6% годовых, ежегодно приносила бы помещику его прежний доход.
При переходе на выкуп крестьяне должны были выплатить помещику сразу или, что бывало редко, в рассрочку около 20% исчисленной выкупной суммы. Это были реальные деньги, которые помещик получал при любых обстоятельствах. Остальную сумму казна выплачивала поместному дворянству ценными бумагами, беря небольшой процент за техническое проведение выкупной операции. Реальная стоимость ценных бумаг — акций, государственных облигаций — при их массовом появлении на рынке не соответствовала номинальной. Она резко падала, и в действительности помещики в редчайших случаях и лишь спустя много лет могли получить всю выкупную сумму. Кроме того, правительство вычитало из нее всю помещичью задолженность казне.
С точки зрения интересов поместного дворянства смысл выкупной операции заключался в сохранении благоприятных условий ведения хозяйства за теми помещиками, чьи хозяйства не находились в залоге, велись рационально и могли, используя полученные средства, приспособиться к новым социально-экономическим отношениям. Мелкопоместное дворянство обрекалось на вытеснение из хозяйственной жизни и должно было, получив на руки сравнительно большие для себя суммы, искать выход в военной или статской службе. Начался знаменитый процесс «оскудения дворянства», упадка дворянской культуры и запустения дворянских гнезд.
Кредитуя поместное дворянство, казна не оставалась в проигрыше. Крестьяне обязаны были выплачивать всю исчисленную выкупную сумму государству ежегодно в течение 49 лет. Выкупные платежи легли тяжелым финансовым бременем на крестьянское хозяйство, а сложное исчисление процентов на крестьянские недоимки привело к тому, что к моменту прекращения выкупных платежей в разгар Первой русской революции крестьяне выплатили сумму, которая примерно вдвое превышала расчетную и втрое — рыночную цену земли на момент освобождения. Долговременное финансовое закабаление крестьянства препятствовало развитию рыночных отношений в деревне, до предела обостряло социальные противоречия и было, вероятно, главной ошибкой проводившей крестьянскую реформу либеральной бюрократии.
Крестьянское самоуправление. «Положение февраля» сохраняло общину, укрепляло общинное землевладение и вводило крестьянское самоуправление. На сохранении общины особо настаивали, исходя из славянофильских представлений, Самарин и Черкасский. В общине либеральные бюрократы видели средство, которое может предотвратить обнищание и пролетаризацию крестьянства, даст возможность избежать социального взрыва. Общинные порядки должны были заменить собой прежнюю сильную власть помещика над крестьянами. Общинная круговая порука облегчала сбор платежей и исполнение повинностей. Никто из творцов реформы, и менее всего Самарин, не предполагал длительного сохранения института общины.
Крестьянское самоуправление начиналось с сельского схода, на котором крестьяне-дворовладельцы избирали сельского старосту и представителей на волостной сход. Сельский сход устанавливал правила общинного землепользования, определял сроки передела земли. Волостной сход ведал составлением рекрутских списков и очередностью рекрутской повинности. Он же избирал старшину и создавал выборный волостной суд, действовавший на основе обычного права. Крестьянское самоуправление не было гарантией от помещичьего произвола, но в определенной мере служило росту крестьянского самосознания.
На началах «Положения 19 февраля» в 1863-1866 гг. были проведены крестьянские реформы в Закавказье, Царстве Польском и в Бессарабии, осуществлено поземельное устройство государственных и удельных крестьян.
Получив свободу, крепостные крестьяне были крайне недовольны условиями «воли». Они отказывались от составления и подписания уставных грамот, веря, что взамен «подложной воли», которую им даровали помещики, они скоро услышат о подлинной «царской воле». Эта вера породила идею «слушного часа», наступление которого ожидали к 19 февраля 1863 г. — именно так крестьяне понимали двухлетний срок введения в действие «Положения 19 февраля».
Произвольное толкование этого документа крестьянином Антоном Петровым вызвало в апреле 1861 г. многотысячное выступление крестьян, центром которого было село Бездна Казанской губернии. При усмирении восставших воинской командой погибло, по официальным данным, около 100 человек. А. Петров был расстрелян по приговору военно-полевого суда.
В 1862-1863 гг. крестьянам приходилось силой навязывать уставные грамоты, их сопротивление было сломлено после того, как они убедились, что никакой новой воли не будет и разуверились в «слушном часе». Размах крестьянских волнений после отмены крепостного права оказался меньшим, чем опасались власти. Однако потенциал крестьянского недовольства был громаден и нашел свой исход в событиях начала XX в.
19 февраля 1861 г. было важнейшим событием в жизни России XIX в. Падение крепостной системы изменило основы российской государственности. Освобождение крестьян вело за собой преобразование всех социально-экономических отношений, меняло социальную структуру и правовые отношения. Его ближайшим следствием стали другие реформы, проведенные правительством Александра И. Значение крестьянской реформы отлично понимали современники. Славянофильская газета «День» писала: «19-м февраля 1861 года начинается новое летоисчисление русской истории».

3 ноября 1905 года (при председателе Совета министров С. Ю. Витте, главноуправляющем землеустройством и земледелием Н. Н. Кутлере) были выпущены Высочайший манифест и сопрововождающий его указ , по которым выкупные платежи бывших помещичьих крестьян с 1 января 1906 года уменьшались наполовину, а с 1 января 1907 года отменялись полностью. Это решение было чрезвычайно важным и для правительства, и для крестьян. Государство отказалось от крупных бюджетных поступлений, причем в тот момент, когда бюджет имел значительный дефицит, покрывавшийся внешними займами. Крестьяне получили налоговую льготу, распространявшуюся на крестьян, но не на прочих владельцев земли; после этого налогообложение всех земель более не зависело от того, к какому сословию принадлежали их собственники. Хотя крестьяне более не платили выкупных платежей, помещики, сохранившие выкупные обязательства государства (к тому моменту имевшие вид 4 % ренты), продолжали их получать.

Отмена выкупных платежей превратила всю выкупную операцию из прибыльной для бюджета в убыточную (суммарный убыток по выкупной операции составил 386 млн руб.). Было сложено 1.674.000 тыс. рублей долга, подлежащих выплате в рассрочку на различных условиях (выплаты по некоторым долгам должны были продолжаться до 1955 года) , при этом текущие выпавшие доходы бюджета составляли около 96 млн руб. в год (5.5 % от доходной части бюджета) . В целом, отмена выкупных платежей представляла собой крупнейшую финансовую жертву государства, направленную к решению аграрной проблемы. Все дальнейшие правительственные мероприятия уже не имели столь затратного характера.

Отмена самих выкупных платежей была более конструктивным мероприятием, чем многократно производимое ранее аннулирование неустоек по просроченным платежам (представлявшее собой прямое стимулирование задержек выплат). Однако и это мероприятие поставило общины, выплачивавшие выкупные платежи с задержками и отсрочками, в более выгодное положение, чем общины, завершившие выкуп досрочно. В результате, данное мероприятие было воспринято крестьянами более как отступление правительства перед натиском аграрных волнений лета 1905 года, чем как полезная субсидия. Невыполнение законных обязательств получило некоторую награду, и это послужило одной из причин того, что данная мера (самая дорогостоящая из всех принятых) не достигла главной цели - аграрные волнения к лету 1906 года возобновились с ещё большей силой (см. далее).

Принципиальным следствием отмены выкупных платежей была потенциальная возможность дальнейшей реформы землевладения. Сельские общества как коллективные владельцы земли и владельцы подворных участков и ранее могли располагать своей землей достаточно свободно, но только при условии, что был завершен её выкуп (или же она была куплена в ходе частных сделок уже после наделения), в противном случае любые операции с землей требовали согласия государства как кредитора. При отмене выкупных платежей сельские общества и владельцы подворных участков улучшили качество своего права собственности .

Новое на сайте

>

Самое популярное