Домой Общение Доктор Пирогов в рассказе Чудесный доктор характеристика и образ (Куприн) сочинение. Пирогов

Доктор Пирогов в рассказе Чудесный доктор характеристика и образ (Куприн) сочинение. Пирогов

Урок для учащихся 11 - 12лет;

Тема: «По рецепту профессора Пирогова (рассказ Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор»)»

Дидактическая цель: анализ литературного произведения

· продолжить разговор о гуманности человека, о помощи другим людям

· развивать навыки анализа художественного произведения

· донести до сведения детей основные моменты из биографии известного хирурга Пирогова

· воспитывать в детских душах любовь и сострадание к людям

· пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как милосердие, сострадание, доброта.

Методические комментарии : Методы и приёмы: словарная работа, чтение по ролям, аналитическая беседа по тексту, индивидуальное задание, ролевая игра. Методы (проблемный, частично-поисковый, исследовательский)

Для проведения занятия необходимы: учебники, тетради, портреты, иллюстрации учащихся, репродукция иконы Владимирской Божьей Матери, мультимедийный проектор, компьютер. Слайды помогают выделить смысловую доминанту урока, способствуют лексическому комментарию, активизируют внимание учащихся на теме урока.

Заранее было дано задание: определить по Словарю значение слов «чудесный», доброта, милосердие. Ключевыми словами на уроке будут вопросы нравственности: добро, милосердие, сострадание. А эпиграфом урока станут слова автора

«…человеку надлежит быть…

верным в дружбе, милостивым

к больному и падшему, ласковым

к зверям»

К нему мы будем обращаться в течение всего урока. А также в качестве эпиграфа на доске записаны слова:

А ты? Скажи:

Какой ты след оставишь?

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

О. Высоцкая

Ход урока: Эмоциональный настрой.

1. Приветствие:

«Здравствуйте!»-

Скажем мы друг другу просто,

Улыбнемся и начнем.

Приоткроем с вами двери

В мир искусства и добра,

Чтобы в светлое поверить,

Чтобы многое понять.

И шагать мы будем вместе,

И нельзя свернуть с пути,

Дружно будем мы трудиться,

Чтобы истину найти.

Установка на восприятие.

В самые трагические минуты русские люди обращались к образу Богородицы, прося ее денно и нощно, шепча горячие слова молитвы:

Милосердия двери отверзи нам,

Благословенная Богородице,

надеющиеся на Тя да не погибнем,

но да избавимся Тобою от бед:

Ты бо еси спасение рода христианского.

Вглядитесь в репродукцию иконы Владимирской Божьей Матери. Что на ней изображено? (Ответы учащихся.)

Мы просим милосердия свыше, а можем ли быть сами милосердными? Существует мнение, что, чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие милосерднее.

" И все дети будут смотреть на тебя, и протягивать к тебе свои руки.

И в каждый день рождения Младенца ёлку украшают яблоками, золочеными орехами, сладостями, всякими игрушками и звездами».

Рождество – самый светлый, самый счастливый, самый таинственный праздник христианской культуры.

И поэтому он нашел отражение в живописи, поэзии, прозе.

Методический комментарий :

Демонстрируются картины Сандро Боттичелли «Рождество», 1501 г., Питера Брейгеля старшего «Поклонение Христу», 1551 г. и др.

В новый год всем хочется верить в добрые чудеса, в изменения к лучшему. Когда-то в России готовили к Рождеству специальные сборники, существовала традиция семейного чтения вслух святочных рассказов.

«Чудесный доктор» относится именно к таким произведениям. Но в своем рассказе Куприн подчеркивает реальность случая. И даже подчеркивается, когда и где он произошёл:«В Киеве лет около 30 назад».

Рассказ подготовленного ученика: "Чудесный доктор" (1897), опубликованный в рождественском номере газеты «Киевское слово», написан в жанре святочного рассказа. Для этого жанра характерно описание чуда, спасающего человека в трагической ситуации. Для читателей 19в. святочные рассказы на страницах журналов и газет были привычным рождественским подарком. Они были очень разные: добрые и трогательные, фантастические и иронические, печальные и даже скорбные, назидательные и сентиментальные, но всегда пытались умягчить людские сердца. При всём их разнообразии сохранялось главное – особое, рождественское мировосприятие. Истории вмещали в себя мечты о доброй и радостной жизни, о милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом. писал: "Святочная история должна быть фантастична, иметь мораль и отличаться веселым характером повествования". Герой рассказа - русский хирург, внесший большой вклад в становление военно-полевой хирургии. Он способствовал организации движения сестер милосердия в России в период военных действий в 1853-1856гг. В 1867г. это движение оформилось в российское общество попечения о раненых и больных воинах, переименованное в 1879г. в Российское общество Красного Креста.

Вы получили индивидуальные задания. И одно из них было: подготовить рассказ о писателе, его творческой судьбе.

Но прежде, чем мы послушаем рассказ, посмотрите на этот портрет. (слайд)Перед вами портрет. Всмотритесь в это удивительное доброе, простое, уставшее лицо. Сдержанность, молчаливость и даже некоторая суровость видится во взгляде, но вместе с тем нескрываемая доброта.

Ученица делает сообщение о писателе Куприне

А сейчас вспомните о своих настроениях перед праздником (ответы детей)

Учитель: Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Ведь в жизни в реальности рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество.

Понять красоту человеческой души, научиться понимать друг друга, вовремя прийти на помощь человеку, подарить радость и самому ощутить людское участи, - что может быть важнее всего на свете? Не это ли делает человека счастливым?

Жизнь людей на Земле – и взрослых, и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой, безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали и подстерегают буквально каждого не только во время войны, но и в мирные, казалось бы, спокойные дни.

Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким дорогим людям… Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что иногда у сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние. И поэтому помощь, которая приходит в критический момент, воспринимается как чудо. А название этому чуду – добро и милосердие людей. «Все отчаянней сердце стучит, Не погибни во мне, доброта».

Бесценное это человеческое качество – доброта, милосердие, без них невозможна сама жизнь.

Методические комментарии: Словарная работа. Дать объяснение словам, данным в тексте: досужий, вымысел, управляющий, швейцар, залог, поденная работа, риза, сюртук, сочельник.

https://pandia.ru/text/80/116/images/image004_67.gif" width="12" height="27">НРАВСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ

А как вы понимаете слова: доброта, милосердие? (ответы ребят)

А вот как дает толкование этих слов в разных словарях. (На экране слайд с записью):

Доброта - ы, ж. 1. см. добрый. 2. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Полон доброты кто-н.

· Милосердие - В христианском искусстве милосердие изображается в образе женщины, окруженной детьми, либо укачивающей ребенка, либо кормящей его. Она часто держит сердце или цветок. Другими символами милосердия являются сердце, ягненок, пеликан, кормящий своих птенцов собственной кровью, либо человек, принимающий детей или ухаживающий за ними, а также простой хитон Христа.

· Готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также сама помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами. Проявить милосердие

Рассказ называется «Чудесный доктор». Объясните значение слова «чудесный» (запись на экране)

У слова «чудесный» несколько значений: волшебный, сверхъестественный, сказочный, необычный.

А для вас что приятнее: дарить подарки или получать их?

Учитель: Не все любят дарить подарки. А ведь человек, который любит и дарить, и получать подарки. Испытывает двойную радость, двойное чудо.

Учитель: Сегодня мы станем свидетелями ещё одной рождественской истории. Это время, когда происходят необычные события, сбываются мечты, свершаются судьбы.

Учитель: Рассказ назван «Чудесный доктор». Почему?

Учитель: Рождество – это время, когда в каждую семью нисходит благодетельный ангел, и всё чудесным образом меняется.

На сегодняшнем уроке мы продолжим разговор о гуманности человека, о помощи другим людям, будем развивать навыки анализа художественного произведения, воспитывать чувство уважения, деятельного сострадания к человеку.

Методические комментарии .Работа с текстом. Краткий пересказ учителем первой части.

Композиция произведения необычна. Это рассказ в рассказе. Куприн услышал эту историю от преуспевающего банкира , благополучного, богатого человека, который слыл образцом порядочности и благодетельности. Но только жизнь этого человека в юности была трудной, безрадостной, тоскливой. Он вспоминает жуткую рождественскую стужу. Он и брат вышли из холодного промёрзлого подвала. Голодные дети прошли заиндевелыми улицами и оказались в ярком, красивом манящем городе. Городе – сказке. Но только там не было места страдающей семье Мерцаловых. Хозяин семьи не мог найти работу, Машутка умирала от голода, мальчики Гриша и Володя ели пустые щи и солили их своими слезами., а Елизавета Матвеевна была убита безденежьем и измождена трудом. Семья не раз пыталась найти выход: она просила помощи у многих, но те, кто материально мог спасти эту семью, отказывались, ссылались на нехватку времени, денег, желания. Трагедия Мерцаловых была настолько сильна, что сам хозяин чуть не покончил жизнь самоубийством. На Рождество все ждут сверхъестественного, забывая о том, что каждый человек способен на чудо. И вдруг… что же произошло?

Узнаем, какие события свершились в день накануне Рождества.

Методические комментарии .Педагог организует работу с текстом. Чтение по ролям.

Для чего Куприн так подробно описывает разговор мальчиков у витрины магазина?

-Могут ли мальчики Гриша и Володя надеяться на сюрприз, подарки в эти праздничные дни?

– Можно ли по началу рассказа увидеть противоречие между жизнью (бытом) мальчиков и окружающим миром?

Мир вокруг

Мальчики

Перед огромным окном гастрономического магазина

Приплясывали от жестокой стужи

Великолепная выставка

Возбуждавшая в одинаковой степени их умы и желудки

Эффектная картина:

Возвышались целые горы крепких яблок и апельсинов;

Стояли пирамиды мандаринов;

Протянулись огромные копченые и маринованные рыбы;

Красовались разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала.

Оба мальчика забыли о двенадцатиградусном морозе и о важном поручении, возложенном на них матерью.

Оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей.

Очаровательное зрелище

Произнес сурово, подавив тяжелый вздох

-Что вы узнали о них и их поручении?

-Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых?

-Почему швейцар не передал письмо хозяину? (Очевидно, что он жестокий и злобный человек, не любит тех, кто беден)

Учитель: Рождественское чудо свершилось, и благодать снизошла на семью Мерцаловых.

Что мы узнаем о семье мальчиков из описания «подземелья» и его обитателей?

А как помогает нам писатель сильнее ощутить трагедию обездоленных людей?

Ребята, хочу обратить ваше внимание не только на бытовые контрасты. Постарайтесь увидеть пейзаж в рассказе и понять, зачем Куприн так подробно его описывает. Найдем это место в рассказе, прочитаем

Зачем писатель ведет своего измученного, голодного героя в городской сад?

Учитель: Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов. Все это, во-первых, служит контрастом, т. е. противопоставлением. Царственная, спокойная, роскошная природа и нищенское существование семьи Мерцаловых. Во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение.

Какую роль в рассказе играет портрет Мерцалова? Читаем эпизод героя в городском саду

Ребята, приходилось ли вам когда-нибудь испытать чувство обиды, одиночества и страха из-за того, что вы не в состоянии ничего изменить? (ответы уч-ся)

Методические комментарии. Работа с текстом. Разговор со стариком (чтение диалога в лицах)

-Как же повел себя после разговора с Мерцаловым незнакомый старик? Что он предложил Мерцалову?

-Какую картину увидел доктор, когда вошли в подвал, где жил Мерцалов?

-Кем оказался незнакомый старик?

- Как мало человеку нужно для счастья: тёплый дом, сытная еда, здоровье близких. Из этого складывается и наше благополучие, и благополучие близких людей. Спасение семьи свершил человек, которого мы можем назвать святым. Его имя – Николай Иванович Пирогов.

Кто из вас слышал о докторе Пирогове?

Методические комментарии. Заранее учителем подготовлен ученик, который делает сообщение по о Пирогове. Можно привлечь учащихся старших классов.

История жизни этого замечательного человека знакома многим по рассказам Гиляровского и Бунина, Куприна и Пикуля, о нем мы узнаем из дневников и писем петербургской и московской интеллигенции быстротекущего девятнадцатого столетия. Он пережил трех царей, уйдя из жизни, наверное, на пике своей славы...

В начале последнего года жизни, суровым зимним вечером 1881 года его можно было часто встретить на одной из присыпанных снегом петербургских аллей густого городского сада. Он был занят вечерним моционом, ибо считал, что подобные прогулки способствуют хорошему сну и прекрасному аппетиту. Прогуливаясь по зимнему саду, как обычно курил сигарету.

Седовласый старик умел ценить одиночество. Так бывает, когда человек устает от самого бесконечного людского потока и, как змейка, ищет маленькую лазейку, чтобы спрятаться, незаметно ускользнуть от общества. Впереди показалась маленькая скамейка. Но он проследовал мимо, слыша лишь скрип своих шагов, отчетливо раздававшийся в морозном воздухе. Казалось, он в эти минуты радовался этому одиночеству и возникшей вокруг него тишине, всем своим видом выказывая любезное радушие редким прохожим. - Славная, видит бог, ночка-то! - говорил он мягким и каким-то особенно ласковым голосом. - Что за прелесть - русская зима!

В лице этого человека было что-то до того спокойное и внушающее всем доверие, что каждому, кто застал его за прогулкой по зимнему саду, хотелось раскрыть свою душу, поделившись самым сокровенным и наболевшим, безо всякой утайки. Старик умел долго и внимательно слушать людей, не перебивая их ни словом, ни жестом, и был чрезвычайно терпелив. Наконец, он, бывало, вскакивал с садовой скамейки и цепко хватал собеседника за руку: - Счастье, голубчик, ваше, что вы встретились сегодня с врачом. Едемте, непременно едемте домой! Правда, признаюсь, ни за что ручаться я пока не могу...

Сад, окутанный в свои сказочно-белые ризы, казалось, дремал в неподвижной своей красоте и блеске ночного величия. Но среди этой зимней сказки уже не был заметен силуэт трогательного и очень милого старика, взявшего первого ямщика и умчавшегося по адресу пациента. Но мог ли успеть везде, этот уже в годах доктор совсем-таки небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах, который вдруг одним быстрым движением нарушал эту иллюзию тишины и спокойствия и спешил на помощь очередному малознакомому собеседнику? Почему он внезапно вскакивал с места и сломя голову несся в один из бедных петербургских концов, в ночную неизвестность? Наверное, потому что он уважал себя и по-настоящему любил людей. Оттого, что сам человек был правильный и весьма порядочный, да и доктор редкий, чудесный.

Он был точно благодетельный ангел для простых людей, врачуя их и не беря за визит денег. Бывало, он сам оплачивал им лекарства и, торопливо распрощавшись с пациентом, оставлял под каким-нибудь чайным блюдечком или сахарницей вместе с выписанным рецептом несколько крупных кредитных билетов.

О фамилии своего благодетеля узнавали больные по надписи на аптечном ярлыке, прикрепленном к склянке с лекарством, где было четко написано: «По рецепту профессора Пирогова».

На прощание обычно чудесный доктор говорил своим спокойным и уверенным голосом отчаявшимся пациентам: Все поправится, сделается лучше. Дай бог здоровья вам, а главное - никогда не падайте духом!

Врачей от бога в далеком XIX веке было, впрочем, немного: можно по пальцам пересчитать имена Боткина и Захарьина - двух великих докторов, создавших две великолепные клинические школы, соответственно в Питере и Москве, физиологов Сеченова и Павлова. Но и среди них имя профессора Николая Ивановича Пирогова выделяется особым образом.

Будущий великий хирург родился 13 ноября 1810 года в семье небогатого казначейского чиновника. Ему шел лишь пятнадцатый год, когда Пирогов, приписав себе два года, поступил на медицинский факультет Московского университета. Увлекся хирургией и анатомией. Правда, в те годы «анатомички» в университетах закрывались, а само приготовление анатомических препаратов преследовалось законом как богопротивное дело, причем обнаруженные препараты, как водится, с панихидой предавали земле.

Однако пытливому Пирогову удалось поработать с настоящими препаратами, которые иногда добывались негласно. Работая в «анатомичке» круглый день, студент-препаратор едва находил время, чтобы успеть перекусить в трактире или же попросить кого-то из приятелей на полтинник купить чаю, сахару и булок в ближайшей лавке.

По окончании университета Пирогов был отправлен в Дерпт (Тарту), где готовится к получению звания профессора. В 1832 году он блестяще защитил докторскую диссертацию по хирургии, где разрешил ряд вопросов по технике перевязки аорты.

В 1833 году Пирогов уже во Франции, затем в Пруссии, где совершенствуется в хирургическом искусстве. Берлинский профессор Лангенбек научил его держать скальпель не полной рукой, а тянуть, как смычок, по разрезываемой ткани. (Так ставят руку начинающему пианисту!)

Однако то, что увидел Пирогов в Европе, должно было несколько разочаровать его. Здесь операции тянулись ровно столько, сколько мог терпеть пациент. Как правило, не дольше двух-трех минут. Ведь тогда еще не применялись ни наркоз, ни местное обезболивание. Больше всего он был поражен грубыми ошибками французских хирургов.

Возвратясь в Дерпт в 1835 году, где он был избран профессором, великий хирург будет особое внимание уделять анализу ошибок, допущенных студентами, врачами, а порой и им самим в диагнозе или в лечении болезни. Вскоре, в 1839 году, издадутся два тома «Клинических анналов», которые наделают много шума и принесут их автору скандальную славу. Пирогов в своей книге впервые в истории медицины осмелился открыто сообщить происшедшее в клинике врачебной публике. Тем самым молодой хирург дерзнул нарушить старую цеховую традицию медиков - не выносить сор из избы. Никто и никогда до его книги не обсуждал публично допущенные хирургами грубые ошибки.

«Прав ли я в моем воззрении или нет, предоставляю судить другим. В одном только могу удостоверить, что в моей книге нет места ни для лжи, ни для самохвальства», - писал о своем научном методе профессор.

В 1840 году он получает в ведение госпиталь на тысячу коек, а в 1846 году создает первый в Европе анатомический институт при кафедре хирургии Петербургской медико-хирургической академии. В это время он публикует несколько знаменитых научных трудов, главный из которых атлас «Топографической анатомии...». Атлас принес Пирогову всемирное признание. В 1847 году его избирают действительным членом Академии наук.

Но Пирогову не сидится в столице, где между лекциями и операциями он изо дня в день еле успевает перекусить пирогами с подливкой. Он возлагает на себя еще одну обязанность - заведует технической частью военно-врачебного завода, где создает наборы хирургических инструментов для работы в полевых условиях.

Так великий профессор постепенно превращается в военного хирурга. В том же году он уезжает в этом качестве в действующую армию на Кавказ. При осаде аула Салты Пирогов впервые в истории медицины использовал эфир для наркоза при проведении операций в полевых условиях. Позднее он пояснит, что эфир как наркотическое вещество оказывает через кровь действие на центральную нервную систему. О новшествах при лечении ранений Пирогов обстоятельно доложит военному министру графу Чернышеву.

Пожалуй, бессмертная слава придет к Пирогову во время обороны Севастополя. В боевых условиях он проявит себя на деле как превосходный организатор; к примеру, он впервые будет очень широко использовать в полевых условиях помощь сестер милосердия. Опыт военного хирурга во время Кавказской и Крымской войн позволит ему приступить к написанию главного и итогового труда по военно-хирургической практике, который он назовет «Начала общей военно-полевой хирургии» (1864).

В 1870 году Пирогов будет в районе боевых действий в качестве представителя Российского общества Красного Креста во время франко-прусской войны. В 1877 году он уже в Болгарии, где развернулись жестокие сражения между русскими и турецкими войсками.

Вернувшись в Россию, Пирогов поселился в своем имении близ села Вишня под Винницей. Добрые полвека он отдал российской медицине и, казалось бы, мог, наконец, уединиться и обрести долгожданный покой.

Как человек Пирогов пользовался в народе исключительной любовью и уважением. Как врач, профессор до самой своей кончины помогал всем - от бедняков до придворных. Он до последней минуты своей жизни продолжал практиковать, верный клятве Гиппократа. И те и другие считали Пирогова святым человеком, совершающим без конца чудо за чудом в хирургии.

Чудесного доктора петербуржцы видели последний раз в конце ноября 1881года, когда его забальзамированное тело перевозили в его собственное имение Вишню. С горечью замечали все: что-то великое, животворное и святое, что так ярко горело в чудесном докторе при его жизни, угасло навсегда...

Благотворительная деятельность Пирогова – врача оставила след в художественной литературе . Куприн в рассказе «Чудесный доктор» поведал, как Пирогов спас семью бедного чиновника от болезней и голода, помог ей «выбиться». Мы как-то не очень доверяем концам, где как в сказке появляется великий человек, который все устраивает, потому что все может. Но рассказ достоверен - это дань гуманности, доброте и благородству Пирогова.

Незнакомец ушёл, не назвал своего имени и не дал денег открыто. Почему?

Ответ учеников: Пирогов был не только опытным врачом, но незаурядным добрым спасителем человеческих душ. Он безвозмездно помогал страдающим людям, не требуя наград и похвал. Ведь истинную доброту не выставляют напоказ. А свершают её от чистого сердца, искренне, тайно. Именно поэтому Пирогову установлено много памятников. А в родной ему Виннице покоится в мавзолее тело хирурга, который даже после смерти завещал себя науке.

Методические комментарии.

Релаксация. Презентация заочно знакомит учащихся с родным городом Пирогова (познавательная функция), музыка на слайде способствует расслаблению и отдыху детей, способствует обобщению учителем содержательной стороны рассказа, подведению итогов на аналитическом уровне.

Отправимся в Винницу. Соберёмся. Сконцентрируемся. Закроем глаза. Послушаем прекрасную музыку. Протянем руки к миру. Откроем сердца любви.

Учитель: Какие душевные качества раскрываются в человеке, совершающем подобные гуманные поступки?(Отзывчивость, доброта, милосердие, любовь, толерантность, благородство, патриотизм, щедрость.)

Запишите для себя эти качества.

В чём смысл деятельного сострадания?(Главное в жизни – быть необходимым, нужным, протянуть руку помощи. И человек, обладающий всеми этими качествами, готов к деятельному состраданию)

Методические комментарии. Для учащихся нужно провести физминутку для снятия напряжения. Предлагается 2 варианта. Учитель выбирает тот, который ему больше понравится:

· Мы работали отлично

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей.

Мы попрыгаем как зайки!

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули? Отдохнули!

· Стали стройными березки,

И дубочки подтянулись,

Распрямили свои листья,

Солнце нежно улыбнулись.

Поклонились земле низко

За тепло, за день, за ласку

Дружно все «Спасибо» скажем,

Что мы есть и что мы рядом

Методические комментарии. Учитель организует дискуссию. Класс заранее разделён на группы. Групповая работа: объяснить афоризмы . Какой из них может служить своеобразным итогом раздумий над рассказом Куприна? Какой эпизод рассказа находит отражение в афоризме?.Выберете из предложенных афоризмов тот, который бы соответствовал вашим жизненным принципам. Реализация жизненного опыта. Презентация знакомит с мудрыми мыслями великих людей и позволяет формировать активную жизненную позицию у учащихся.

· Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Марк Твен

· Доброта – это прекрасное в действии. .

· Добро есть жизнь. .

· Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки. .

· И с другом и с врагом ты должен быть хорош!

Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.

Обидишь друга - наживешь врага ты

Врага обнимешь - друга наживешь. Омар Хайям

· Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле.

Слово учителя. Обобщение.

Пройдёт много лет. Каждый из вас выберет себе дело по душе, у вас будет семья, близкие люди. И главное, чтобы вы стали личностью, готовой помочь, сострадать. Для этого необходима огромная работа над собой.

О чем заставляет задуматься рассказ?

Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни?

Учитель: В рассказе глубокое размышление писателя о добре и зле, которое существует не только где-то, но находятся в самом человеке. Прочитав этот рассказ, понимаешь, что надо любить ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам.

Один известный писатель сказал, что мир спасет красота. Я согласна с ним. Но что мы можем с вами добавить, чтобы мир стал лучше?

Не жалейте сердца.

Не таите доброты и нежности своей,

Не своих прозрений и открытий

Не таите в жизни от людей.

Жизнь – она всегда сплошные муки.

По земле, идя одной тропой,

Щедрый на любовь живет богато,

До могилы бедствует скупой.

Торопитесь все отдать при жизни,

И на помощь вовремя прийти,

Делом добрым, словом добрым,

И самим добро, встречая на пути.

Между словами милосердный и милостыня есть что-то общее? (Добро бескорыстно . Но можно совершать добро не для того, чтобы помочь, а продемонстрировать окружающим, кто тут лучший, добрейший).

А вот что об этом говорится в Библии:

- «Смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. // Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою//.

У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая.//

«Чтобы милостыня твоя была втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаёт тебе явно». (Мф. 6,1-4).

Почему рассказ называется «Чудесный доктор?»

А надо ли помогать тому, кто тебя не просит?

Подведение итогов:

Умение помочь другому человеку, который нуждается в этой помощи. Каждый из нас должен быть готов к этому и помнить о том:

Какой след

Незримый прочный след. В чужой душе оставим мы

На много лет?

Такой след, который оставил в жизни других людей профессор Пирогов. И главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и при первой же возможности протянуть руку тому, кто нуждается в помощи.

Домашнее задание: Напиши сочинение “В какие чудеса следует верить людям?”

Используемая литература:

Все произведения школьной программы в кратком содержании /Авт.-сост. , 1997.

Данные всемирной компьютерной сети INTERNET.

Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор», краткое содержание которого предлагается в статье, представляет собой образец популярного в позапрошлом веке литературного жанра – рождественских или святочных историй.

Это были небольшие по объему произведения, публикуемые в номерах газет и журналов, выходивших в свет перед Новым годом и Рождеством – отсюда и название. В таких рассказах говорится о событиях, произошедших в канун Рождества, и все они непременно должны иметь благополучный конец.

Основная идея святочных историй в том, что в трудной жизненной ситуации никогда нельзя терять надежду на лучшее.

О произведении А. И. Куприна «Чудесный доктор»

Вопросы, посвященные тематике его произведений, в 2019 году внесены в экзаменационные тесты по литературе основного государственного экзамена (ОГЭ) за курс девятилетки, поэтому с ним должны быть знакомы все выпускники 9 класса.

Александр Иванович Куприн (1870 - 1938) - русский писатель, переводчик.

Куприн был также мастером короткого повествования. Среди прочих своих произведений он написал рассказ «Чудесный доктор», увидевший свет в 1897 г. Произведение было опубликовано в газете «Киевское слово» 25 декабря того же года и сразу же получило положительные рецензии критиков и восторженные отзывы читателей.

В первых его строках писатель делится с читателем историей создания своего произведения, предупреждая, что сюжет рассказа – не сказка, а описание реальных событий, произошедших в Киеве за три десятилетия до того, то есть в конце 60-х годов XIX века.

Главные герои и их характеристика

Несмотря на небольшой объем, в рассказе присутствуют два ряда персонажей – главные и второстепенные.

В числе главных действующих лиц повествования следует назвать:

  1. Емельян Мерцалов — отец семейства, который работал управляющим в доме богача. Судя по речи героя, он был образованным человеком, и семья Мерцаловых, хоть и жила небогато, особой нужды не испытывала. Но всё изменилось, когда Емельян заболел брюшным тифом и скопленные с трудом деньги ушли на лечение. Он выжил, но лишился работы, т.к. ему быстро нашли замену. В результате многодетная семья осталась без средств к существованию. Все попытки найти новую работу безуспешны, Мерцалов, его жена и дети голодают. Одна из двух дочерей умирает, другая тяжело заболевает. Отец впадает в отчаяние, пытается даже просить милостыню, но ему никто не подает.
  2. Елизавета Ивановна, жена Мерцалова . У нее на руках, кроме двух сыновей, больная дочь и грудной ребенок. От голода мать настолько ослабла, что у нее пропало молоко, и младенец голодает так же, как и остальные члены семьи. Она, как и муж, ищет работу – ходит на другой конец города, чтобы за мизерную плату стирать белье, но этих денег не хватает даже на дрова. Пытаясь помочь семье выжить, Мерцалова пишет письма, обращаясь за помощью к бывшему хозяину мужа, однако никакого ответа не получает.
  3. Володя и Гриша – сыновья супругов Мерцаловых , 8 и 10 лет. Разносят по городу письма матери, попутно наблюдая, как жители готовятся к встрече Рождества. Мальчики голодными глазами смотрят на роскошные витрины магазинов, полные дорогой еды, в то время как дома их ждут пустые щи, да к тому же холодные – нет дров, чтобы разогреть еду.
  4. Машутка, их младшая сестренка. Девочка серьезно больна, она кашляет, дышит с трудом, мечется в жару, бредит. Ей нужна срочная медицинская помощь, но у родителей нет денег на врача и лекарства.

Активное участие в описываемых событиях принимают все Мерцаловы, за исключением Машутки, хотя именно вокруг ее болезни закручена сюжетная линия рассказа.

Еще одно главное действующее лицо – профессор медицины Николай Иванович Пирогов, тот самый чудесный доктор , в честь которого рассказ получил свое название.

Это не только прекрасный врач, но и очень добрый и отзывчивый человек, всегда готовый искренне посочувствовать даже незнакомцу. Свое сочувствие он выражает не только словами, но и делом.

Второстепенные персонажи

Таковых в рассказе всего двое, да и о них становится известно лишь со слов главных героев.

Один из них – швейцар в богатом доме , которого мальчики просили передать хозяину дома написанное их матерью письмо с призывом о помощи. Но швейцар не берет письмо и гонит мальчишек прочь.

Еще один второстепенный персонаж – некий господин в енотовом пальто , встреченный Мерцаловым-старшим на улице. В ответ на просьбу последнего подать милостыню, господин советует ему идти работать.

Из рассказа можно узнать и об отношении автора к своим персонажам. Так, писатель на всём протяжении повествования называет отца семейства по фамилии – о его имени читатель узнаёт, лишь познакомившись с рассказчиком, тем самым мальчиком Гришей, который вырос и стал Григорием Емельяновичем.

Жену же Мерцалова он называет Елизаветой Ивановной. Таким образом, Куприн подчеркивает, что упорный характер этой женщины вызывает в нем большое уважение.

Говоря, что Мерцалову отказал в милостыне господин в енотовом пальто, он дает понять, что это был очень обеспеченный человек – пальто с енотовым воротником стоило в то время весьма недешево.

Этим мелким штрихом автор выказывает свое отношение к людям, которые, не пережив никаких трудностей в собственной жизни, имеют привычку поучать тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию, вместо того, чтобы просто помочь им. В таком случае приходит на память известная пословица о том, что сытый голодного не разумеет.

Изложение краткого содержания рассказа Куприна можно представить в виде конспекта, составленного по определенному плану.

Такой план, записанный в читательский дневник, облегчит пересказ произведения в виде отрывков:

  • братья Мерцаловы у витрины магазина;
  • возвращение домой;
  • невыполненное поручение;
  • отчаяние отца;
  • в зимнем саду;
  • встреча с доктором;
  • рассказ Мерцалова;
  • неожиданная помощь;
  • рецепт от Пирогова;
  • всё меняется к лучшему.

Рассказ начинается с разговора двух мальчишек – Володи и Гриши Мерцаловых, которые, возвращаясь домой, засмотрелись на праздничную витрину гастронома. Им поручили отнести бывшему хозяину отца письмо с просьбой о помощи, но поручение осталось неисполненным.

В подвале ветхого дома, больше напоминающем подземелье, их ждут мать с больной сестренкой и грудной младенец. Едва сыновья переступили порог, Елизавета Ивановна спрашивает, отнесли ли они письмо.

Володя, старший из мальчиков, говорит, что они всё сделали так, как она учила: рассказал об их бедственном положении, пообещал отблагодарить хозяйского швейцара, как только отец найдет работу. Но тот остался глух ко всем этим аргументам – он прогнал мальчишек, дав младшему подзатыльник. Затем мальчик достал из кармана измятый конверт.

Вскоре вернулся отец, насквозь промерзший на декабрьском морозе в истрепанном легком пальто и помятой летней шляпе, без перчаток и калош, худой, бледный, с ввалившимися щеками, похожий на мертвеца. Не в силах вынести зрелища отчаянной нужды и голодных глаз жены и детей, он снова уходит из дома.

Сам не помня как, Мерцалов забредает в зимний сад, где на фоне укрытых снегом деревьев, тишины и покоя, ему приходят мысли о самоубийстве.

Но тут к нему подходит какой-то старик в теплой шубе, садится рядом на скамье и начинает рассказывать, какие подарки он купил знакомым детям. Несчастный отец кричит, что ему нет дела до чужих детей, когда его собственные умирают от голода и болезни.

Незнакомец просит рассказать всё подробно, и отчаявшийся человек взахлеб говорит ему о наболевшем. Выслушав, незнакомец вскакивает со скамьи и предлагает немедленно ехать к Мерцаловым. По пути он дает главе семейства три рубля, чтобы тот купил еду.

Войдя в подвал, где жили родители и дети, он велит старшему растопить самовар, заняв дрова у соседей, а сам осматривает больную девочку и ставит ей согревающий компресс. Возвращается отец – он приносит чай, сахар, белый хлеб и горячие блюда из ближнего трактира.

Доктор выписывает рецепт, указывая, как нужно принимать лекарство, и рекомендует завтра обратиться к опытному врачу, которого обещает предупредить о них. Затем он уходит. Взволнованный Мерцалов просит его назвать себя, чтобы знать, за кого им молиться, но незнакомец отмахивается.

После ухода незнакомца семья обнаруживает под листком с рецептом несколько крупных денежных купюр. Придя в аптеку за лекарством, Мерцалов узнает от аптекаря, что рецепт выписан самим Пироговым.

Великий хирург остался в памяти Мерцаловых как добрый посланец небес: после его визита их жизнь стала постепенно налаживаться. Больная девочка выздоровела, отец нашел работу, мать окрепла, в семье появился достаток. Мальчишек удалось отдать в гимназию за казенный счет.

И спустя тридцать лет Гриша, которого швейцар когда-то прогнал от парадного подъезда богатого дома, стал обеспеченным и уважаемым человеком, Григорием Емельяновичем.

Анализ произведения «Чудесный доктор»

Рассказ построен в полном соответствии с законами жанра святочных историй, основной принцип которых состоит в контрасте описаний.

В первых его строках читатель видит героев в состоянии полной безнадежности, особенно ярко выраженной на фоне предпраздничного Сочельника, когда кажется, что не только люди, но и природа замирает в ожидании чего-то необыкновенно светлого и чудесного.

Контраст становится еще глубже, когда Мерцалов, дошедший до крайней степени отчаяния, решается покончить с жизнью, желая только одного – такого же покоя, как окружающие его деревья, засыпанные сверкающим снегом.

И тут в сюжете происходит решающий перелом – он встречает чудесного доктора, который, словно добрый ангел, быстро и бесповоротно меняет всё к лучшему.

Судьба наконец-то начинает улыбаться героям, и рассказ заканчивается счастливо, как и полагается рождественскому повествованию.

Основная мысль

«Чудесный доктор» очень краток: в книге он занимает чуть более двух страниц печатного текста, но эта короткая святочная история наполнена глубоким христианским смыслом, она воплощает в себе извечную надежду человека на лучшее, которая помогает выжить даже тогда, когда жизнь кажется невыносимой.

Терять надежду нельзя никому , говорит писатель, потому что всё может измениться буквально в один момент.

Как подтверждают отзывы читателей, рассказ Александра Ивановича Куприна полон такой светлой жизнеутверждающей силы, что его можно назвать своеобразным литературным антидепрессантом, помогающим человеку пережить наиболее трудные моменты и не впасть в отчаяние.

Дополнительную силу произведению придает тот факт, что его сюжет – не плод писательской фантазии, а случай из жизни.

Почему рассказ назван «Чудесный доктор»

Куприн услышал эту историю от одного из ее участников, рассказавшего случай из своей биографии.

Писатель пересказал события, изменив лишь имена и фамилии действующих лиц – всех, за исключением Николая Ивановича Пирогова – великого русского ученого, гениального хирурга, фамилия которого золотыми буквами вписана в историю мировой и российской медицины.

Николай Иванович Пирогов (1810 - 1881) - русский хирург и учёный-анатом, естествоиспытатель и педагог, профессор, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии.

Пирогов, отличавшийся необыкновенным добросердечием и сочувствием к людям, стал прототипом чудесного доктора, а вернее, он и был им.

Смысл названия в том, что знаменитый врач действительно совершил чудо – он спас жизнь не только больной девочке, но и всей ее семье , помог преодолеть тяжелейший жизненный кризис.

Чему учит рассказ

Суть рассказа «Чудесный доктор» А. И. Куприна состоит в том, чтобы еще раз напомнить читателю, что совершать чудеса могут не только сказочные волшебники, но и самые обычные люди, в том числе и любой из нас.

Как говорил еще один русский писатель Александр Грин: «если душа человека жаждет чуда, сделай ему это чудо – другая душа будет у него, и другая у тебя». И тому человеку, который сделал чудо для другого, непременно достанется искорка счастья того, для кого он его совершил.

Важным персонажем рассказа Куприна является Пирогов. Герой создавался на основе образа военного хирурга по имени Николай Иванович. Так что прототип у Пирогова однозначно есть. Это делает персонажа статным лицом.

Каким представляется в произведении доктор? С первых абзацев понимается, что Пирогов довольно образованный, умный и отзывчивый человек. Его грамотность прослеживается в простом общении с окружающими. Он готов прийти на помощь нуждающемуся в любую минуту. Так семье Мерцаловых профессор Пирогов оказывает поддержку и неоценимую помощь. Казалось, что в современном мире уже нет места таким простым качествам, как доброта, сочувствие, взаимопомощь. Однако Пирогов – это явное доказательство того, что в жизни встречаются люди, способные на сострадание и взаимовыручку.

Человек он самый обыкновенный, но «лицо его умное, серьезное». Этот герой имеет доброе сердце. В его внешнем виде есть что-то «внушающее доверие». Даже голос Пирогова слишком мил и спокоен. С окружающими людьми персонаж очень любезен. Приятно с ним вести беседу, Пирогов, которого создал всеми известный Куприн, действительно приковывает внимание.

Простота героя привлекает. Он настолько скромный и обыкновенный, что западает в самое сердце. Это доказывает то, что обычный человек способен на грациозные поступки, причем не требует что-либо взамен.

Не зря сам Пирогов утверждает: чтобы добиться желаемого, никогда не следует падать духом. Иначе все усилия напрасны. Поэтому в любой ситуации герой никогда не сдается. Он способен завершить начатое даже если это неимоверно трудно. Преграды Пирогову не страшны, он человек действия, человек милосердия, человек доброты, человек спокойствия.

Доктор находится далеко не в бедственном положении, однако носит довольно простую одежку. Это подчеркивает героя как скромного, простого в общении человека.

Так, Куприн сумел нарисовать необычайный образ Пирогова, который и по сей день остается в наших сердцах! Автор хотел донести до нас, юных читателей, что в мире есть месту состраданию и помощи! Остались еще в жизни добрые люди, которые в тяжелейшую минуту ворвутся к тебе в дом и перевернут полностью твою судьбу в лучшую сторону. И за это стоит жить! Надо любить людей, надо жить не ради себя, нужно верить в то, что в мире понятие «взаимопомощь» еще не исчерпало себя! Вот чему учит рассказ Куприна «Чудесный доктор». И не зря создал писатель такого замечательного героя! Не напрасно!

Характеристика и образ Пирогова

В рассказе Куприна «Чудесный доктор» описана реальная история из жизни обычных людей. Доктор Пирогов является центральным действующим персонажем произведения. Благодаря своей душевной теплоте и способности чувствовать боль и горе других людей, он спас семью Мерцаловых, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации.

Семья жила в маленькой комнатушке, печь топили дровами. На период встречи с доктором главу семейства выгнали с работы, дочка и жена серьезно заболели, денег на еду практически не было, они голодали. Именно тогда, когда выхода из сложившейся ситуации не было, мужчина повстречал доктора Пирогова. Один шел, счастливый на праздник с подарками (пирогов), а другой был в жутком отчаянии. Узнав о серьезной беде в этой семье, Пирогов приложил все усилия, чтобы им помочь. Он помог вылечить мать и ребенка, дал денег и самое главное, вселит в них надежду на то, что все обязательно будет хорошо. И на самом деле, прошло немного времени и в эту семью пришло благополучие. У мужчины появляется новая работа и материальный достаток.

Доктор Пирогов был обычным человеком, он не имел большого капитала, всегда носил один и тот же пиджак. Но его проникновенный взгляд, ласковое, умное лицо и доброе сердце располагало к себе окружающих, люди ему доверяли и любили. Пирогов мог лечить не только различные болезни, но и человеческую душу. Везде, в какой бы дом он не заходил, он спасал человека, не требуя ни от кого материальных благ и славы. Он был настоящим врачом, профессионалом в своем деле. Дав когда-то клятву Гиппократа, он стойко ее придерживался. Любой нуждающийся мог рассчитывать на бескорыстную помощь и поддержку.

Доктор Пирогов каждое доброе дело совершал от чистого сердца, даже не думая о какой-то своей выгоде. Оказывая помощь и поддержку семье Мерцаловых, он даже не назвал им своего имени.

«Чудесный доктор» Пирогов – удивительный и добрейшей души человек, вселяющий в людей надежду и помогающий найти силы и преодолеть самые большие трудности в жизни. Образ доктора Пирогова – это чистота души, милосердие и доброта. Именно эти важные качества должны быть внутри каждого человека. Только тогда, когда люди научаться сострадать и помогать друг другу, весь мир будет здоров и благополучен.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Характеристика 3 братьев в сказке Конек-горбунок 4 класс

    Тема семьи занимает важное место в литературе. Без описания близких герою лиц, его характеристика не может быть полной. Поэтому Пётр Ершов начинает повествование в своей сказке «Конёк-горбунок

  • Сочинение Как я убираю комнату, квартиру 7 класс, 5 класс

    На мой взгляд, чистота – это первое и самое главное, что должно быть в каждом доме/квартире. Некоторые из нас дома проводят большую часть времени, они занимаются личными делами, принимают пищу

  • Если бы была возможность выбирать себе жилье самостоятельно, следует остановиться на просторном доме. В нем обязательно должна быть большая гостиная, чтобы вся семья могла собраться и поговорить хотя бы раз в неделю

  • История одного города. История создания романа Салтыкова-Щедрина

    Произведение создается писателем на протяжении десятка лет и является результатом его наблюдений в период службы на различных чиновничьих должностях за происходящими в обществе событиями, отразив в содержании романа авторское отношение

  • Характеристика Снежной королевы в сказке и ее образ (Андерсен) сочинение

    Образ Снежной королевы в сказке Андерсена воплощает в себе холод, безжизненность, неспособность к любви и состраданию.

Доктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только словом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. Пирогов - настоящий доктор, поэтому он чудесен. Доктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только словом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. Пирогов - настоящий доктор, поэтому он чудесен.Доктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только словом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. Пирогов - настоящий доктор, поэтому он чудесен.Доктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только словом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. Пирогов - настоящий доктор, поэтому он чудесен.Доктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только словом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. Пирогов - настоящий доктор, поэтому он чудесен.Доктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только словом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. Пирогов - настоящий доктор, поэтому он чудесен.Доктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только словом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. Пирогов - настоящий доктор, Доктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только словом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. ПироДоктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только словом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. ПироДоктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только словом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. Пирогов - настоящий доктор, поэтому он чудесен.гов - настоящий доктор, поэтому он чудесен.гов - настоящий доктор, поэтому он чуДоктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только слДоктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только словом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. Пирогов - настоящий доктор, поэтому он чудесен.овом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. Пирогов - настоящиДоктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только словом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. Пирогов - настоящий доктор, поэтому он чудесен.й доктор, поэтомуДоктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только словом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. Пирогов - настоящий доктор, поэтому он чудесен. он чудесен.десеДоктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только словом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. Пирогов - настоящий доктор, поэтому он чудесен.н.поэтому он чудесеДоктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только словом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. Пирогов - настоящий доктор, поэтому он чудесен.н.Доктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только словом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. Пирогов - настоящий доктор, поэтому он чудесен.Доктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только словом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. Пирогов - настоящий доктор, поэтому оДоктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только словом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. Пирогов - настоящий доктор, поэтому он чудесен.н чудесен.Доктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только словом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. Пирогов - настоящий доктор, поэтому он чудесен.Доктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реаль

А. Куприн писал рассказы и повести не только о любви. Также в его творчестве поднимались темы человеколюбия, милосердия. Как отмечали многие, писатель любил изучать людей и все явления жизни. Поэтому нет ничего удивительного в том, что он затрагивал такие важные вопросы. О добре и милосердии говорится в рассказе "Чудесный доктор", анализ которого представлен ниже.

История создания

В анализе "Чудесного доктора" необходимо отметить следующее: еще в самом начале повествования автор настраивает читателя на серьезный лад. Он пишет, что данная история - это не выдумка. И в самом деле эту удивительную историю Куприну рассказал знакомый банкир.

Произведение написано в 1897 году, когда писатель был в Киеве. Его знакомый рассказал о событиях, случившихся около 30 лет назад. Это история про одно семейство, находящееся на грани отчаяния. Они ютились в каморке, не было денег не то что на еду и лекарства, им огонь-то развести было нечем.

Сестренка рассказчика заболела, а лечить было нечем. Родители пытались найти немного денег, но их отовсюду прогоняли. И, когда глава семейства уже решился покончить с собой, с ним случилось новогоднее чудо. Он познакомился с известным доктором Пироговым. Николай Иванович помог бедному семейству и даже не стал называть своего имени. Лишь позже они узнали, что это был Пирогов Николай Иванович.

Как отмечали те, кто знали доктора, для него такая бескорыстная помощь была естественной. Он отличался своим человеколюбием, милосердием. Он принес счастье в семейство Мерцаловых: после его визита их жизнь наладилась, дела пошли хорошо. Эта история настолько поразила писателя, что он создал произведение, которое относят к жанру рождественских историй.

Особенности построения композиции

В анализе "Чудесного доктора" следует отметить особенности композиции. В самом начале автор описывает двух мальчиков, которые стоят и разглядывают витрины - яркие, праздничные. Но когда они идут домой, то окружающая обстановка становится темнее, мрачнее. Уже нет праздничных огней, а их дом и вовсе напоминает подземелье. На таких контрастах и построено все произведение.

Все готовятся к новогоднему празднику, наряжают елки, покупают подарки. Все шумят, суетятся, и людям нет никакого дела до бедного семейства Мерцаловых. У них не было денег, они находились в весьма затрудненном положении. И вот такой резкий переход от праздника к тьме позволяет читателю глубже ощутить отчаяние Мерцаловых.

В анализе "Чудесного доктора" следует выделить, что имеется контраст и среди действующих лиц. Глава семейства показан как человек слабый, отчаившийся настолько, что он видит только один выход - покончить с собой. А Пирогов показан как человек добрый, сильный, деятельный. И он, словно луч света, озаряет мрак в семье Мерцаловых. Контрастность позволила передать всю важность встречи тех людей с Пироговым, всю чудесность его появления.

Основная мысль рассказа

В анализе "Чудесного доктора" Куприна нужно выделить главную идею произведения. Писатель хотел показать, насколько редкими качествами стали милосердие, внимание к ближнему, бескорыстность, что они воспринимаются как чудо. Автор на примере известного человека показал, как одно доброе дело может изменить к лучшему жизнь других.

Почему рассказ был так назван

В анализе произведения "Чудесный доктор" также стоит объяснить смысл названия рассказа. Николай Иванович Пирогов был удивительным человеком. Он обладал на самом деле чудесными способностями - доброта. Именно эти качества Куприн высоко ценил в людях. И для него их проявление было подобно чуду. Писатель хотел показать, что добрые дела нужно не только совершать по праздникам, а стараться их делать ежедневно. Тогда в жизни человека каждый день будет чудесным.

Новое на сайте

>

Самое популярное