Домой Спорт и фитнес Диктант у моря в течение. Контрольные диктанты

Диктант у моря в течение. Контрольные диктанты

Наша п..дводная ло..ка маленькая чуть заметная струнка в гр..х..ч..щем к..нцерт.. войны. Сейчас она ст..ит в гав..н.. ..тдыха..т. П..жалуй я (по)своему люблю её. Разве (во) время п..ходов мы (н..) спасались на ней при самых р..скован..ых п..л..жениях? Но при первой (же) в..зможн..сти я стараюсь уйти от неё для из-муч..н..ого сер..ца нужна ласка. А это я могу найти только (з,с)десь, на пустын..ом б..р..гу моря. Тёплый в..т..рок з..б..ра..т..ся за просторный вор..т моего м..трос..кого к..стюма и щ..кот..т тело. Я л..жу на отшлифован..ой гальк.. и улыбаюсь ре..ким..бл..кам со..нцу морю. У ног т..лку..т волны. О ч..м? Разве я знаю? Может быть о том как спорили с буйными в..трами как жарк.. под..кват..р..м как вольно им ж..вёт..ся на пр..стор.. . Над гор..д..м что р..збрёлся по широкому пл..ск..горью с ре..кой зел..н..ю смутно от ч..да и пыли. А (з, с)десь св..тло и рад..с..но. И в моей душе ясное утр.. тр..пич..ских м..рей. (А. Новиков-Прибой.)

Ответ:

На пустынном берегу моря

Наша подводная лодка — маленькая, чуть заметная струнка в грохочущем концерте войны. Сейчас она стоит в гавани, отдыхает. Пожалуй, я по-своему люблю её. Разве во время походов мы не спасались на ней при самых рискованных положениях? Но при первой же возможности я стараюсь уйти от неё: для измученного сердца нужна ласка. А это я могу найти только здесь, на пустынном берегу моря. Тёплый ветерок забирается за просторный ворот моего матросского костюма и щекотит тело. Я лежу на отшлифованной гальке и улыбаюсь редким облакам, солнцу, морю. У ног толкуют волны. О чём? Разве я знаю? Может быть, о том, как спорили с буйными ветрами, как жарко под экватором, как вольно им живётся на просторе. Над городом, что разбрёлся по широкому плоскогорью с редкой зеленью, смутно от чада и пыли. А здесь светло и радостно. И в моей душе — ясное утро тропических морей. (А. Новиков-Прибой.)

(140 слов. Правописание безударных гласных в корне слова, корней с чередующимися гласными, окончаний глаголов, согласных, приставок, н и нн в словах, окончаний и суффиксов существительных и прилагательных, наречий, производных предлогов и частиц; употребление знаков препинания в конце предложения, в простом осложненном, в сложноподчиненном и в сложном бессоюзном предложениях.)

Введите слово и нажмите «Найти синонимы».

Предложения со словом «пустынного»

Мы нашли 80 предложений со словом «пустынного». Также посмотрите синонимы «пустынного» .
Значение слова

  • И тут помимо фиксации точных деталей пустынного невского пейзажа взгляд А.С.
  • За спиной тысячи километров пустынного льда.
  • Она высилась среди пустынного песчаного поля, окруженного забором.
  • Вдыхая его сейчас, я ощущала не столько острый, земляной аромат пустынного шалфея, сколько яркое воспоминание о маме.
  • Ректор Киевской духовной семинарии и настоятель Николаевского-Пустынного монастыря (1858).
  • По улицам пустынного города шёл молодой мужчина.
  • А в Неваде, Юте и Аризоне этот же агрегат надежно защищал от пустынного пекла.
  • Решил, что все тело должно проветриваться и именно в этом глубинный смысл пустынного одеяния.
  • Черчилль прекрасно понимал, через что пришлось пройти Гитлеру в годы «пустынного одиночества» в Германии.
  • Но это еще не все трудности пустынного жития.
  • В одно из таких путешествий буря разбила его корабль, а труп его выбросила на берег пустынного острова.
  • Ректор Киевской духовной семинарии и настоятель Николаевского Пустынного монастыря (1857).
  • Днями напролет он вкалывал на гигантском промышленном комплексе, расположенном на окраине Джидды, под палящими лучами пустынного солнца.
  • Одним из них было нарушение пустынного безмолвия преподобного.
  • Чеховский замок превратился из пустынного приюта холостяка в оживленный семейный дом, чего так прежде недоставало обширным его покоям.
  • И за этим поражением появляется чистое одиночество, черное и неумолимое, пустынного звездного неба.
  • Я спустилась с ветреного и пустынного плато на тропинку, вдоль которой паслись овцы, и устремилась в долину.
  • Дионисий вновь вернулся на Святую Гору для пустынного безмолвия.
  • Большую роль сыграли действия пустынного корпуса (верблюжьей кавалерии).
  • Все, что я читал о «годах пустынного одиночества», привело меня к мысли, что такие параллели действительно существуют.
  • Епископа Досифея колесовали, Андрея Пустынного и брата царицы Абрама Лопухина обезглавили.
  • Оттенок пустынного цветка, который касался моих ног на тропе.
  • От обжигающего сухого пустынного ветра лицо бедуина спасает бурнус.
  • Было почти 11 часов утра, и жара пустынного июньского дня набирала силу.
  • После длительного пустынного жития Господь открыл людям место его пребывания, что поначалу огорчило подвижника.
  • Особенно много скорбей и искушений претерпел он от бесов в самом начале своего пустынного подвига.
  • Изредка только раздавался писк какого-то мышонка или свист пустынного зайца.
  • Вольноотпущенному Филиппу никто не мешал, и он бродил взад и вперед по пустынно му берегу, пока все не ушли в город.
  • Лил дождь, кругом было пустынно , обрушенно, забыто.
  • На улице было пустынно и тихо, редко когда по промерзшей земле начинали стучать чьи-нибудь ноги.
  • Отовсюду к пустынно му бетону тянулись его шестисотлетние предки.
  • По его словам, поезд был пустынный , пассажиров почти не было.
  • Недавняя смерть крестного вышибла его из седла, ему тяжело и крайне пустынно .
  • Мы переехали через Могилевский мост и проехали ночной, пустынный , молчащий Могилев.
  • Что значило беспомощно дрейфовать среди огромных волн и с отчаянием вглядываться в пустынный горизонт.
  • Мы покатили по пустынно му ландшафту, отмеченному иссохшими кустами и бледными горами, простиравшимися вдаль.
  • Далее, брошен беглый взгляд в глубь полуострова, на скрытый туманами пустынный ландшафт.
  • Голые, каменистые вершины сопок, пустынно и безлюдно.
  • Очень делается на душе страшно и пустынно .
  • Миновав колонну Марка Аврелия, они вошли в пустынный двор дворца Чиги.
  • Я перешел через тогдашнюю улицу Горького, через этот допробочный, достаточно пустынный тогда Рубикон.
  • Кругом не видно ни малейшего следа руки человека: все дико, пустынно , нетронуто.
  • Около нас все было безмолвно и пустынно .
  • Но было как-то пустынно и неприглядно вокруг.
  • На улице было особенно темно и тепло, кругом было пустынно .
  • К счастью, через несколько часов по пустынно му шоссе проезжал местный шериф, который вывез замерзающих людей из снежной ловушки.
  • Я тут же выходил с полотенцем, и мы шли по шоссе, еще не успевшему нагреться, тихому и пустынно му , солнце пекло нам в спины.
  • Однажды поздно вечером мы шли по пустынно му кварталу доков и складов, такому шумному, оживленному днем.
  • Севилья изменила свой дневной пустынный вид.
  • После заседания с обоими одновременно общался у себя в нумере, а после ужина с Натальей гулял по пустынно му Оадби.
  • Михаил и Ольга приглашают нас с Амвросием в гости, и мы едем по пустынно му шоссе в поисках их дома.
  • Я пришел в обком комсомола уже под вечер, прошел по пустынно му коридору и толкнул первую попавшуюся дверь.
  • В Кремле пустынно , правительственные учреждения по случаю праздника не работали, безлюдными были коридоры Совнаркома.
  • Там было пустынно , дежурили только железнодорожные служащие.
  • Теперь здесь было пустынно и тихо, словно какой-то гибельный мор прошёл по земле.
  • Ближе к Малаге шоссе свободно, даже пустынно .
  • Там было пустынно , кроме нас и сопровождающих, практически никого не было.
  • А я помогал деду чинить сарай, и на душе у меня было пустынно и тихо.
  • Я исходил все окрестные дороги, но грузовиков там раньше никогда не видел, всегда было пустынно .
  • В расположении пустынно : пацаны, живущие в казармах, пока ничего не слышат.
  • Море вокруг нас было пустынно и горизонт чист.
  • Свару нужно устроить на совмещении хоть каком-либо мини-футбола с большим пустынно -Сахарским.
  • Мы уходили по пустынно му берегу моря так далеко, что не было сил вернуться.
  • Грустно-пустынно раздается шаг зашедшего туда посетителя.
  • Драные песцы бегали по пустынно му берегу и нападали на умирающих.
  • Это кажется убогим и нравится не больше, чем пустынный горизонт снаружи.
  • Но в районе Сергиевской, Тверской, Таврического сада было тихо и пустынно .
  • Но, к сожалению, мы быстро поняли, почему в этих местах так пустынно : там практически не было воды!
  • На палубе же «купца» было вызывающе пустынно .
  • Выйдя из лифта, военный повел Дина по длинному и абсолютно пустынно му коридору куда-то в глубь подвального этажа.
  • Когда они наконец всплыли, вокруг было пустынно .
  • В коридоре было непривычно пустынно и гулко.
  • Ромео несет ее тело по пустынно му мертвому городу.
  • Ночной Сочи, залитый лунным светом, выглядел странно и пустынно .
  • В Египте и Палестине под его началом было 7 пехотных дивизий, сведенных в два армейских и один пустынный корпуса.
  • Он носился по пустынно му пляжу, вскакивал на каменный парапет и замирал темным силуэтом на фоне закатного неба.
  • Немного пропетляв среди немногих пустынно -спящих зданий, они вышли к небольшому пустырю.
  • Они с удовольствием дышали свежим воздухом, не спеша шагая по пустынно му тротуару.
  • Идем по Толедскому мосту, совершенно пустынно му .
  • Через несколько минут на перроне стало пустынно , только вещи лежат.

Источник – ознакомительные фрагменты книг с ЛитРес.

Мы надеемся, что наш сервис помог вам придумать или составить предложение. Если нет, напишите комментарий. Мы поможем вам.

У моря

Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.
Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.
Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (117 слов)

Анды — самые высокие горы американского континента, рассекающие его с севера на юг. Они поражают меняющимися пейзажами. Здесь увидишь непокоренные вершины, покрытые вечными снегами пики, дымящиеся вулканы. На западе сверкает бирюзой Тихий океан, на востоке восхищают бесконечные джунгли, изрезанные паутиной серебряных рек.
После однодневного пребывания в столице Перу вылетаем в направлении пропавшего города инков. Доезжаем поездом до небольшого городка и пешком через эвкалиптовый лес добираемся до деревеньки. Глиняные домики и соломенные шалаши напоминают о древней цивилизации. Стараемся не потерять местами исчезающую тропинку, вьющуюся вверх.
Вдали появляется загадочный город, расположившийся на скалистой вершине. Через пять часов подъема проходим тяжелые ворота и входим в крепость, находящуюся на горе. На многочисленных террасах, соединенных бесчисленными лестницами, располагается каменный мир с улицами, площадями. Древний город зачаровывает нас. (121 слово)

(По Я. Палкевичу)

Поднявшийся утром ветер вдруг стих. На паруснике, находившемся далеко в море, повисли паруса. Обеспокоенный капитан вышел на мостик.
Западная часть неба становилась все темнее, постепенно покрывалась тучами, не предвещавшими ничего хорошего. Капитан приказал убрать паруса, и встревоженная команда немедленно выполнила распоряжение.
Скоро низко нависшие тучи закрыли все небо, и через полчаса ураган с бешеной силой обрушил на корабль разъяренные волны. Пенящиеся водяные валы бросали корабль из стороны в сторону, угрожали перевернуть его. Мачты трещали и сгибались. Самая большая из них была сломана ураганом. Еще мгновение — и бушующее море поглотило бы судно. Нерастерявшиеся матросы вооружаются топорами и рубят канаты, выбрасывают мачту за борт. Корабль выпрямляется. Проясняется лицо капитана, не покидавшего свой мостик все это время. Еще час отважных моряков, борющихся с ураганом, носит по волнам. Все утомлены. Главное — все живы.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.


Петька и Мишка устало пл..лись по пусты..ому берегу моря(4). От едва колышущегося моря на мальчиков веяло стра(н/нн)ым п..коем и тиш..ной. Лучи не зашедшего еще за г..ризонт со..нца ск..льзили по ле..ким волнам, наб..гавшим на берег.

Пропитанная полы..ым зап..хом дли..ая степная дорога к морю осталась позади, а впереди во всю даль и ширь ра(с/сс)т..лалось открытое море. И ребятам к..залось что они добр..лись до самого края света, что дальше уже нет н..чего. Есть одно тихо море а над ним такое же бе(с/з)крайнее(2) небо, лишь кое-где покрытое бледно(розовыми) облачками.

Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их(3) головы прятались за ворохами сухого бур..яна, который они собрали для будущего к..стра.

(103 слова)

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) − морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) − морфологический разбор слова; (4) − синтаксический разбор предложения.

Пояснение.

(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова:

бес край н ее

Бес крайн ее←край (приставочно-суффиксальный)

(3) - морфологический разбор слова:

их - местоимение; указывает на признак; головы (чьи?) их;

1. Нач. форма: их;

2. Пост. признаки: притяж.,

3. Непост. признаки: множ. число, Им. падеж;

4. их

(4) - синтаксический разбор предложения:

сущ. Петька и сущ. Мишка нар. устало глаг. плелись пр. по прил. пустынному сущ. берегу сущ. моря (повеств., невоскл., простое, двусоставн., распростр., осложнено однородными подлежащими).

Внимание: слово «моря» может быть обозначено и как дополнение.

В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча.

Пояснение.

Количество букв и звуков не совпадает в слове «мальчики», так как «ь» звука не даёт: [малчики].

Слово «утомлённые» не отвечает условию задания, так как удвоенная НН даёт один звук, а Е после гласного - два звука [йэ], поэтому количество звуков уравнивается с количеством букв.

Пояснение.

Приведём верное написание.

Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря(4). От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.

Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога к морю осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море. И ребятам казалось что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо море а над ним такое же бескрайнее(2) небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.

Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их(3) головы прятались за ворохами сухого бурьяна, который они собрали для будущего костра.

У р о к 46. Контрольный диктант

I в а р и а н т

Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.

Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого конца края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.

Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. За плечами они несли вороха сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (116 слов.)

II в а р и а н т

Антон восторженными глазами оглядел отцовскую каюту. Маленькая комнатка, уставленная лишь необходимой мебелью, была очень уютна. Здесь все было необыкновенным. Над койкой, застеленной шерстяным одеялом, висела писанная масляными красками картина, изображавшая ветряную мельницу под соломенной крышей, пестреющий цветами луг. Не обычные, а специально прикрепленные к стене полки вмещали множество интересных вещей. На одной из них стоял письменный прибор, возле него лежала стопка книг в кожаных переплетах. Среди них мальчик увидел книги, посвященные морю, истории кораблей. Одна из книг привлекла его внимание. На ее обложке была нарисована бегущая по волнам шхуна. Антон рассмотрел на ее палубе маленькую фигурку юнги. Не испытанное ранее волнение охватило мальчика. Ему захотелось расспросить отца об истории шхуны и юнги. (117 слов.)

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е (одинаковое для обоих вариантов): графически объяснить знаки препинания при причастных оборотах, написание суффиксов причастий (задание выполняется по мере записи диктанта, а не после его написания).

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

(10 часов +2 часа развития речи)

На изучение деепричастия в VII классе отводится 9 часов. За это время у учащихся должны быть сформированы определенные орфографические и пунктуационные навыки: правописание не с деепричастием, выделение запятыми обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Работа по развитию речи учащихся в период изучения этой темы направлена на обогащение языка школьников деепричастиями и деепричастными оборотами, на предупреждение ошибок, связанных с образованием и употреблением их в речи. В ходе изучения темы учащиеся должны овладеть умениями распознавать деепричастия «в лицо», употреблять их в речи, уметь производить синонимическую замену личных форм глагола и причастий деепричастиями.

При разработке уроков по этой теме необходимо учитывать, что сведения о деепричастии для учащихся являются новыми, незнакомыми. Нужно помнить о том, что ошибки, связанные с обособлением деепричастий и деепричастных оборотов, обычно многочисленны и устойчивы, несмотря на то что это пунктуационное правило достаточно простое (в сравнении с правилами обособления причастных оборотов). Объясняется это тем, что школьники обычно не умеют распознавать деепричастия, часто смешивают их с личными формами глагола и причастия.

В ходе изучения темы «Деепричастие» важно использовать различные виды работ, убеждающие школьников в том, что употребление деепричастий делает речь более точной, динамичной (выделяет основное действие в ряду других или нескольких, выявляет смысловые отношения между двумя или несколькими действиями) и выразительной (устраняет однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица или предмета, дорисовывает основное действие) 15 .

У р о к и 47-48. Понятие о деепричастии

и деепричастном обороте.

Правописание не с деепричастиями

Цель уроков: ознакомление с лексическим и грамматическим значением деепричастия как части речи, с правилом написания не с деепричастиями; введение понятия о деепричастном обороте; формирование навыка разграничения основного и добавочного действия, нахождение деепричастного оборота и выделение его запятыми.

Работа по развитию речи: конструирование предложений по заданным моделям с использованием деепричастий для обозначения добавочного действия; составление связного рассказа на грамматическую тему; употребление деепричастий для передачи динамичности в развитии действия в текстах повествовательного характера.

I . Объяснение нового материала, в процессе которого учитель знакомит семиклассников с грамматическими особенностями деепричастия, подводит их к определению понятия, выявлению роли деепричастия в речи, синтаксической роли в предложении.

Дается задание описать действия учащейся, которая делает задание по русскому языку: как она пишет, какие добавочные действия при этом совершает. «Она заглядывает в книгу, подчеркивает орфограммы, листает словарь и т. д.»,- отмечают семиклассники.

Записываются и сопоставляются два предложения:

Девочка выполняла домашнее задание и подчеркивала орфограммы.

Девочка выполняла домашнее задание, | подчеркивая орфограммы |.

В ходе анализа предложений учащиеся выясняют, что в первом предложении глаголы-сказуемые называют оба действия как одинаково важные. Во втором предложении выполняла обозначает основное, главное действие, а подчеркивая - добавочное, дополнительное. Учитель сообщает, что часть речи, обозначающая действия, добавочные по отношению к основному, называется деепричастием. В процессе беседы выясняется, что деепричастия образуются от глаголов, имеют, как и глаголы, вид. Но деепричастие имеет и признаки наречия: оно не изменяется, в предложении является обстоятельством. Как правило, деепричастие можно заменить глаголом-сказуемым.

Опираясь на знания о причастном обороте, учащиеся находят деепричастный оборот, определяют его синтаксическую роль в предложении; графически объясняют расстановку знаков препинания.

II . Закрепление материала.

1. Выразительное чтение знакомого семиклассникам текста, например отрывка из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Сначала текст читается целиком, затем - по предложениям.

А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окруженные несметными слугами.

И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло все поле, а запорожцы все палили, не переводя дух.

О каких основных действиях говорится в отрывке?

Какими средствами языка Н. В. Гоголь добивается яркого, образного описания этих действий?

(Делается вывод о функции деепричастия в речи - описывается, дорисовывается основное действие.)

2. Замена деепричастием сначала первого глагола, потом второго. Запись предложения с расстановкой знаков препинания. (Нужно обратить внимание учащихся на то, что одиночные деепричастия тоже выделяются запятыми. Желательно, чтобы деепричастные обороты были поставлены в разные части предложения.)

1) Белочка распушила хвост и прыгала по веткам. 2) Снег падал на землю и покрывал ее пушистым ковром. 3) Фонарь мигал и тускло освещал улицу.

Различаются ли по смыслу I и II варианты каждого предложения? Определите вид деепричастий.

III. С целью выработки у учащихся умения отличать деепричастия от личных форм глагола и употреблять деепричастия в речи дается упражнение с заданием заменить, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями; графически объяснить знаки препинания; по вопросам определить вид деепричастия.

1) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.

Какие предложения лучше передают динамичность, стремительность в развитии действия? (Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами более динамичны, чем предложения с однородными глаголами-сказуемыми.)

I V . Анализ текста повествовательного характера.

Полезно напомнить учащимся, что в повествовании мир предстает в динамике, в движении, в нем рассказывается о сменяющихся, следующих друг за другом действиях, как бы создается лента кадров. Чтобы подчеркнуть эту последовательность действий, в этом типе речи часто используются глаголы движения, деепричастия совершенного вида или деепричастные обороты, с помощью которых передается динамичность, стремительность в развитии действия.

Для анализа предлагается отрывок из повести М. Горького «Детство». После чтения учителем текста семиклассники должны найти в нем признаки этого типа речи и сделать вывод о том, что деепричастия «дописывают», дополняют главное действие.

Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись кого-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушалась, улыбаясь все веселее,- и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, к уж нельзя было отвести глаз от нее - так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!

По выбору учителя ряд предложений записывается в тетради и анализируется.

V . Сообщение учителя о написании не с деепричастиями (совпадает с правилом написания не с глаголами).

Выполняются следующие упражнения.

1. Словарный диктант.

Учащиеся определяют, приставкой, частицей или частью корня является не в словах не чувствовал, не чувствуя, не удивляясь, недоумевал, не зависев, не сожалея, не исчезая.

2. Выборочный диктант.

Учащиеся выписывают деепричастия, графически объясняя написание не с деепричастиями.

Не задумываясь, не думал, не присутствовал, не присутствуя, ненавидя, негодуя, не спрашивал, не припоминая, не истомившись, не удивился.

Обобщение материала урока.

Какова роль деепричастия в речи? (Деепричастие дорисовывает, дописывает основное действие, называемое сказуемым, дополняет его.)

Для какого типа речи характерно употребление деепричастий? (В текстах повествовательного характера для передачи динамичности в развитии действия.)

Какое лицо (или предмет) совершает действие, обозначенное деепричастием? (То же, что и действие, обозначенное глаголом.)

Каковы признаки глагола у деепричастия?

Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении? (Является обстоятельством, как и наречие.)

Какой еще признак наречия имеет деепричастие? (Оно не изменяется.)

Как пишется не с деепричастиями? Привести примеры. В заключение урока проводится проверочная работа.

I в а р и а н т

I. Найдите предложения, в которых есть часть речи, обозначающая добавочное к основному действие.

1. Космонавт слушает и улыбается.

2. Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.

3. Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.

4. Птицы хлопают крыльями и поднимаются вверх.

5. Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.

II. Найдите предложения, в которых есть деепричастие.

1. Мама сидела, откинувшись в кресле.

2. Я открыл окно и залюбовался видом.

3. Брат склонил голову и писал что-то.

4. Разложив игры, дети сели в кружок.

1. Витя мыл посуду, насвистывая какую-то песенку.

2. Из дома вышел человек и направился к машине.

3. Выйдя из дома, человек направился к машине.

4. Человек, вышедший из дома, направился к машине.

5. Берега, окружающие озеро, густо поросли камышом.

II в а р и а н т

I. Найдите словосочетание с деепричастием.

1. Закутанный в тулуп;

2. проложенный геологами;

3. укрепил болт;

4. запер на замок;

5. вырастив урожай;

6. раскачивающихся от ветра.

II. Найдите словосочетание с деепричастием.

1. Выкрашенный краской; 4. устроившись на ночлег;

2. выкрасив краской; 5. запертый дома;

3. устроенный по проекту; 6. заперев дом.

III. Найдите предложения с деепричастным оборотом.

1. Блеснула яркая молния, и раздался удар грома.

2. Много тайн хранят леса, опаленные войной.

3. Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов.

4. Георгины, почерневшие от мороза, печально свешивали свои головки.

5. Не узнав горя, не узнаешь и радости.

6. Мальчик шел и не разбирал дороги.

IV. Найдите предложения с деепричастным оборотом.

1. Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке.

2. Через темный лес, через глухие овраги пробирается с добычей старый волк.

3. Когда начал дуть сильный ветер, пуща вновь ожила.

4. Не замечая меня, лебеди плавали, переговаривались.

5. Я забыл о ружье, залюбовавшись необыкновенным зрелищем.

6. Многочисленная стая лебедей, возвращавшихся с юга, стала кружить над заливом.

Контрольный листок учителя:

I в а р и а н т II в а р и а н т

I. 2, 5; II. 1, 4; III. 1, 3. I. 5; II. 2, 4, 6; III. 5; IV. 4, 5.

За работу учащимся выставляется оценка. Семиклассники, не справившиеся с заданием, получают его на дом.

По мере выполнения задания учащиеся, справившиеся с ним раньше других, могут придумать и записать предложения с одиночными деепричастиями.

Домашнее задание: § 26, 27, 28; упр. 159 (устно), 172 (письменно). Графически объяснить написание не с деепричастиями, постановку знаков препинания при деепричастных оборотах; повторить порядок морфологического разбора причастия (§ 23).

Новое на сайте

>

Самое популярное