Домой Аюрведа Донаучное и преднаучное техническое знание. Знания и технико-технологические достижения первобытной эпохи

Донаучное и преднаучное техническое знание. Знания и технико-технологические достижения первобытной эпохи

Литература Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV в. М., Ларичев В.Е. Мудрость змеи. Первобытный человек, Луна и Солнце. Новосибирск, Очерки истории естественно-научных знаний в древности. М., Происхождение вещей: Очерки первобытной культуры / Под ред. Е.В. Смирновой. М., Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. М., Шухардин С.В. История науки и техники: Учеб.пособие. Ч. 1. М., 1974.


Начало изготовления орудий труда. Происхождение человека В 1959 г. Луис Лики в Олдувайском ущелье (Танзания) нашел очень примитивные каменные орудия из гальки; в 1960 г. там же вместе с галечными орудиями были обнаружены останки существа, которое Л. Лики считает творцом этих орудий и поэтому назвал его «homo habilis» («человек умелый»).


Человек умелый, судя по найденным останкам, датирующимся 2,5 млн. лет назад, существовал более полумиллиона лет. Человек умелый – по-видимому, первое существо, сознательно изготовившее орудия труда и охоты: первые ещё грубо обработанные каменные гальки (орудия олдувайской культуры) – неоднократно находили вместе с останками этого существа.




Ашёльская культура (1,7 - 0,1 млн. лет назад) Орудия ашёльского типа стали меньше, изящнее аббевильских. Ашёльские «мастера» стали обрабатывать камень многочисленными мелкими, легкими и частыми ударами (ретушь), придавая рабочей части ручного рубила более гладкую поверхность. Предполагается, что представители ашёльской культуры уже 700 тыс. лет назад поддерживали огонь, но ещё не умели его добывать.


Мустьерская эпоха или средний палеолит (неандертальцы) Возникновение мустьерской культуры датируются примерно 300 тыс. лет назад, закат культуры связывают с похолоданием и исчезновением неандертальцев около 30 тыс. лет назад. Для мустьерской техники обработки камня характерны дисковидные и одно площадочные нуклеусы (ядрина), от которых откалывались довольно широкие отщепы, превращаемые с помощью оббивки по краям в различные орудия (скрёбла, остроконечники, свёрла, ножи и т. д.).


Совершенствование технологии Наряду с ударной ретушью, применявшейся в ашёльский период, в мустьерскую эпоху была изобретена контр ударная ретушь. Новый способ состоял в том, что выделываемое орудие опиралось на каменную или костяную основу (наковальню), а по нему наносился удар деревянной колотушкой. Удар, переданный через орудие наковальне, возвращался орудию, и с его обрабатываемой части, обращенной к наковальне, отлетали чешуйки камня. В результате на лезвиях орудий появлялась тонкая и тщательная ретушь.


Охота Эти данные основаны на подсчете костей животных, убитых 55 тысяч лет назад и найденных на летней лагерной стоянке Зальцгиттер-Лебенштадт в Германии: а - Северный олень, 72%. б - Мамонт, 14%. в - Бизон, 5,4%. г - Лошадь, 4,6%. д - Шерстистый носорог, 2%. е - Другие животные, 2%.




Захоронения неандертальцев а - Тело умершего в позе спящего. б - Тело ориентировано в направлении восток-запад. в - Голова повернута в южном направлении. г - Каменная подушка. д - Сожженные кости. е - Орудия из камня. ж - Подстилка из лесного хвоща. з - Цветы.


Поздний палеолит 35 – 12 тыс. лет назад – наиболее суровая фаза последнего вюрмского оледенения, когда современные люди расселились по всей Земле. После появления первых современных людей в Европе (кроманьонцев) произошел относительно быстрый рост их культур, наиболее известные из которых: Шательперонская, Ориньякская, Солютрейская, Граветтская и Мадленская археологические культуры.


Технологические инновации этой эпохи включали существенные изменения в производстве каменных инструментов, которые привели к появлению каменных лезвий. С их помощью обрабатывали кожи, кость и рог. Кроме тяжелых копий появились легкие метательные дротики и гарпуны. Для рыбной ловли был изобретен рыболовный крючок, а для изготовления одежды - иглы с ушком.


Обработка камня методом отжима Прижимая заостренное орудие к внешнему краю кремневой заготовки, откалывали мелкие отщепы с ее нижней стороны. а - Заостренная палка или кость. б - Обрабатываемое изделие. в - Прокладка из коры на каменной рабочей плите (наковальне). а - Кремниевый нож, тыльная сторона которого обработана методом отжима. б - Кремниевое скребло, округленное с одной стороны методом отжима. в - Долотообразный резец для обработки рога, кости или дерева. г - Маленькое сверло для прокалывания отверстий в коже, дереве, кости или роге. д - Костяная игла с ушком, проколотым маленьким сверлом.


Охота 1. Так использовал копьеметалку кроманьонский охотник (слева). а - Копьеметалка. б - Копье. 2. На правом рисунке видно, насколько это увеличивало дальность метания копья. а - Обычно охотник может метнуть длинное копье на 64 м; фактически расстояние, на котором можно поразить добычу, составляет 13,7 м. б - Копьеметалка помогает метнуть копье на 137 м; с ее помощью можно поразить жертву на расстоянии 27,4




Искусство Искусство кроманьонцев прошло четыре стадии развития. Для первого периода (32-25 тысяч лет назад) характерны изображения животных и других объектов, большей частью плохо нарисованные на маленьких предметах, которые люди носили с собой. Ко второму периоду (25-19 тысяч лет назад) относится раннее пещерное искусство, включая отпечатки рук, а также гравированные и нарисованные силуэты животных с дугообразно изогнутыми спинами. Третий период (19-15 тысяч лет назад) явился вершиной пещерного искусства, что можно видеть по прекрасно выполненным, динамичным рисункам лошадей и туров в пещере Ласко на юго-западе Франции и по другим образцам рельефной скульптуры. Для четвертого периода (15-10 тысяч лет назад) особенно характерны изображения на мелких предметах, а также символические знаки и великолепно выполненные в реалистической манере изображения животных в пещерах Альтамира в Северной Испании и Фон-де-Гом во Франции.


Мезолит Около 15 тыс. лет назад завершился ледниковый период. Изменение климата привело к тому, что вымерли многие виды животных (мамонт, шерстистый носорог, овцебык и др.), на которых раньше охотился человек. В результате человек вынужден был охотиться на сравнительно более мелких животных и птиц.


Вкладышевые орудия Переход к охоте на мелких животных и птиц потребовал создания более совершенных орудий. В период мезолита были изобретены и достигли широкого распространения вкладышевые орудия. Основу вкладышевых орудий делали из дерева или кости, а рабочую часть составляли из набора небольших каменных, чаще всего кремневых пластинок, получивших название микролитов.


Микролиты Микролиты изготовляли из небольших пластин (иногда из небольших по размеру отщепав). С призматических или конических нуклеусов с правильным охранением скалывали пластины длиной 7-10 см и шириной около 0,5 см. Края пластин часто были такими острыми, что их можно было использовать без дополнительной обработки – ретуши.




Лук и стрелы Первым составным и довольно сложным вкладышевым орудием был лук со стрелами. Древнейшие простые луки делали из одной согнутой палки, концы которой стягивались тетивой из сухожилий животных. На одном конце лука тетива была прикреплена узлом, на другом надевалась с помощью петли.


Рыбная ловля Наряду с охотой интенсивное развитие получает рыболовство. Наиболее эффективным способом была ловля рыбы с помощью сети, появившейся в этот период. Сети плелись из ниток, изготовленных из коры волокнистых растений. Сети представляли собой кошельковые неводы.


Доместикация Важнейшим достижением мезолита стало приручение животных. Собаки использовались для охоты и охраны жилища. К 10-7 тыс. лет до н. э. в Иране, Ираке и в Южном Прикаспии население начало переходить к приручению овец, коз, баранов и крупного рогатого скота. К концу мезолита (9-7 тыс. лет до н. э.) население Ближнего и Среднего Востока начало переходить к земледелию. Дикорастущие в этих районах ячмень, пшеницу и другие злаки человек начал окультуривать и употреблять в пищу. С увеличением запасов зерна очень остро встала проблема сохранения урожая от грызунов. Для этого человек приручил дикую кошку.




Новые знания Накапливаются новые знания об окружающем мире, развиваются и совершенствуются умения, помогающие выжить. Так, людям необходимо было знать особенности кормовой территории, повадки животных, свойства растений и природных минералов. Появился первый опыт лечения травм, полученных во время охоты, вывихов, нарывов, укусов змей и т.д. Проводились первые хирургические операции: удаление зубов, ампутация конечностей.



Первобытность - самая продолжительная эпоха в истории человечества. Она начинается с момента выделения человека из животного мира и заканчивается с возникновением первых классовых обществ. В первобытной истории выделяют:

  • палеолит (древний камень) - древний каменный век (до 12-го тысячелетия до н.э.), период существования ископаемого человека, который пользовался каменными, деревянными и костяными орудиями;
  • ;мезолит (средний камень) - средний каменный век (до 7-го тысячелетия до н.э.), время, когда появились лук и стрелы, микроскопические орудия, была придумана соха;
  • неолит (новый камень) - последняя эпоха каменного века (до 4-го тысячелетия до н.э.), характеризуется оседлостью населения, появлением скотоводства и земледелия, изобретением керамики, появлением прядения, ткачества.

На основе данных археологии, этнографии и языкознания можно обозначить основные черты первобытной культуры: синкретизм, антропоморфизм, традиционализм.

Синкретизм первобытной культуры означает нерасчле- ненность различных сфер и явлений культуры. Род, община воспринимались в эту эпоху как понятия, тождественные Космосу. Они повторяли структуру Вселенной. Первобытный человек был органичной частью природы, чувствовал свое родство со всеми живыми существами. Индивидуальное ощущение у первобытного человека определялось инстинктом, биологическим чувством. На духовном уровне он отождествлял себя не с самим собой, а с общиной, к которой принадлежал; обретал себя в чувстве собственной принадлежности к чему- то внеиндивидуальному. Человек первоначально становился человеком, вытесняя свою индивидуальность. Собственно человеческая сущность его выражалась в коллективном «мы» рода. Оставить в общине человека, который не желает следовать ее нормам, означало до основания разрушить социальный порядок, впустить в мир хаос, поэтому все, что происходило с каждым членом племени, было важно для всей общины, представлявшейся как неразрывная связь людей. Искусство, религия, медицина, производящая деятельность, добывание пищи не были обособлены друг от друга. Предметы искусства (маски, рисунки, статуэтки, музыкальные инструменты и т.д.) долгое время использовались главным образом как магические средства. Лечение осуществлялось с помощью магических обрядов. И даже практическая деятельность была связана с магическими ритуалами.

В мышлении первобытного человека отсутствовали четкие оппозиции между такими категориями, как субъективное - объективное, наблюдаемое - воображаемое, внешнее - внутреннее, живое - мертвое, материальное - духовное, единое - многое. В его языке понятия «жизнь» - «смерть» или «дух» - «тело» часто обозначались одним словом. Важной особенностью первобытного мышления было также синкретичное восприятие символов, т.е. слияние символа и того, что он обозначает.

Антропоморфизм (от греч. antropos - человек + morphe - форма) - наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, растений и животных. Первобытный человек не просто не выделял себя из природы, но и рассматривал природу по своему образу и подобию. В связи с этим он наделял природу (как живую, так и неживую) сознанием, волей, чувствами. Антропоморфизм как принцип мировосприятия давал возможность освоить природную реальность, объясняя по принципу аналогии различные природные явления. В подобном мире человеку можно было чувствовать себя гораздо более уверенным: вступать в переговоры с различными явлениями и даже требовать от них выполнения каких-либо важных действий. Именно антропоморфизм приводил к тому, что первобытные формы религии сочетали в себе не только преклонение и почитание, священный страх и трепет, но и обращение с духами на равных. Ведь духи не были за пределами единого природно-человеческого мира.

Традиционализм играет важную роль в любой культуре, выступая каналом передачи накопленного опыта. Но в первобытности традиции имели особое значение, поскольку именно вокруг традиций и в связи с ними было возможно само существование общины. Традиция, которая в архаичной культуре понимается как изначально установленный порядок, вывела общество из состояния хаоса. Забвение традиций приводило племя к гибели. Отсюда вытекала характерная именно для первобытности жесткость соблюдения традиций. Накопленный опыт передавался «один к одному», в точном воспроизведении всех деталей независимо от того, шла речь об изготовлении ножа или посуды, охоте, приготовлении пищи или кормлении ребенка грудью. В связи с этим для первобытной культуры была характерна неприязнь к инновациям и инакомыслию. Правда, это не означало, что новое не появлялось. Инновации могли происходить за счет неточной интерпретации ритуалов или в связи с межплеменными взаимодействиями. Тем не менее, сколько бы реально изменений ни происходило, представитель этой культуры воспринимал их как неизменные. Психологическое значение традиционализма состояло в том, что традиция давала первобытному человеку чувство стабильности и устойчивости. Однако столь однозначное воспроизведение навыков и знаний тормозило развитие общества.

С точки зрения социальной организации характерными особенностями первобытной культуры были отсутствие государства, а также ярко выраженного имущественного неравенства и слабая социальная дифференциация.

Отсутствие письменности приводило к тому, что знания и навыки могли передаваться в такой культуре только при непосредственном контакте (в форме ученичества). При этом опыт сливался с личностью, был прозрачен и непрерывен. Старые, много повидавшие на своем веку люди с хорошей памятью особо ценились в такой культуре, так как являлись «ходячими библиотеками». Но культура, зависящая от человеческой памяти и устной передачи культурных образцов, вынуждена была оставаться предельно простой.

Традиционализм первобытной культуры приводил к тому, что все значимые формы поведения представляли собой социально санкционированную, строго регламентированную символическую систему действий - ритуал. Охота и земледелие, война, брак, общение, проявления горя и радости - все сопровождалось определенными символическими действиями. Видимо, ритуал стал первым способом придания психическим состояниям, биологическим потребностям и способностям человека характера собственно культурной деятельности.

Технический прогресс, будучи имманентен природе человека как разумного существа с динамичной системой потребностей, характерен уже для первобытной (доисторической) эпохи. Отсутствие науки как способа познавательной деятельности привело к тому, что технический прогресс в первобытных сообществах и великих цивилизациях Древнего Востока выражался главным образом в расширении многообразия навыков и приемов, дифференциации труда и управления им в рамках одной и той же - орудийной - технологической основы.

Подвижки в изменении характера технических знаний обусловлены началом приобретения им теоретического фундамента вследствие появления философии как нового типа мировоззрения, что в свою очередь позволило сформироваться зачаткам науки как принципиально нового вида знаний. Однако если в одном отношении традиционная философия способствовала становлению науки и, следовательно, ускорению темпов технического прогресса, то в другом, культивируя умозрительность как идеал познания, приобретя к тому же в позднеантичной и средневековой культуре религиозно-мистический характер, тормозила эти процессы. К тому же специфика социальной структуры и связей в рабовладельческом и феодальном обществах не стимулировала распространение инновационных знаний и сложных технических устройств. В целом процесс придания техническим знаниям научного характера растянулся на два тысячелетия.

Зарождение технических знаний в первобытном обществе и цивилизациях Востока

История технических наук неразрывно связана с историей технического знания, которое возникает в результате развития культуры Древнего мира. Технические знания в древних культурах представляли собой религиозно-мифологическое осмысление практической деятельности человека и применялись, например, при строительстве культовых памятников.

В. Г. Недорезов предлагает следующий набор характеристик ранних форм технического знания :

  • 1. Синкретизм. Техническое знание совершенствовалось благодаря редким эмпирическим находкам, которые закреплялись коллективным опытом. При этом оно не расчленялось на информацию о предмете, способе, мотивах деятельности. Внешней по отношению к содержанию технического знания формой его трансляции часто выступали мифологические представления.
  • 2. Дорефлексивность. Непосредственная цель деятельности обычно представала в превращенной мнимой форме, внешней по отношению к ее содержанию: подчинение старейшинам, родовым традициям, религиозным императивам. Средства деятельности слабо соотносились с реальными целями, их выбор определялся традицией. Человек не осознавать себя в качестве субъекта своей же технической практики.
  • 3. Эмпиричность. Техническое знание существовало главным образом в виде навыков простейших действий с предметами труда, не имело самостоятельного значения, не было хотя бы отчасти систематизированным, обобщенным.
  • 4. Нормативно-рецептурный характер. Организация работ в традиционных обществах сама являлась социальным институтом, функцией специальной группы. Технические правила, легко формулируемые, принимали форму нормативного закона или божественной санкции.
  • 5. Традиционализм. Техническое творчество носило преимущественно безличностный характер; технические новшества, разрушая традиционные механизмы наследования, характеризовались пугающим разрывом с традицией, освященной существующими религиозными нормами и опытом предшествующих поколений. Ведущими в трансляции технического знания являлись механизмы наследования, воспроизводившие в неизменности сложившиеся структуры технической практики.
  • 6. Имперсональность. Техническое знание существовало преимущественно в "личной" форме умений и навыков, при отсутствии отработанной системы понятий, способных его выразить. "Личная" форма знания препятствовала его обобщению, систематизации и универсализации, несмотря, к примеру, на значительные достижения в области математики и астрономии.

Отсчет истории технических знаний можно вести с технологического процесса изготовления каменного орудия труда в первобытном обществе. Нужно было знать, как придать заготовке исходную форму (топор, наконечник, скребок или другое орудие), создать и отшлифовать рабочую поверхность - режущую кромку, прикрепить к деревянной ручке, стреле, копью и т.д. Таким образом, первыми технологическими операциями стали сверление, пиление, полировка.

В первобытном обществе можно выделить следующие этапы технического прогресса:

I. Палеолит (древний каменный век, до XIII-XII тыс. до н.э.). Начало обработки камня для изготовления орудий (в основном употреблялся кремень из-за своей способности давать острые сколы). Использование и получение огня. Изготовление жилищ - хижин, землянок и т.д. Изобретение копья и копье металки. К концу эпохи относится появление примитивных водных транспортных средств - плотов, лодок-однодревок.

II. Мезолит (средний каменный век). Изготовление "микролитов" - миниатюрных (1-2 см) орудий, позднее - помещение их в держатели из кости или дерева. Появление лука и стрел, а также сложносоставных орудий для охоты и рыболовства. Распространение наземных транспортных средств типа саней. Начало одомашнивания животных.

III. Неолит (новый каменный век). Первая крупная технологическая революция (так называемая неаштическая), протекавшая в разных регионах земли с VIII по III тыс. до н.э. Переход от охоты к скотоводству, от собирательства к земледелию. Освоение технологий термообработки. Изготовление посуды, в том числе глиняной. Изобретение колеса и повозки, паруса, использование мускульной силы животных для их перемещения.

Излишки продукции земледелия позволяли развивать специализацию и кооперацию внутри коллектива, что приводило к разделению труда, неизбежному при выполнении тяжелых работ, непосильных для одной семьи.

Среди земледельческих племен начинает широко распространяться ткачество, о чем свидетельствуют глиняные грузила, обнаруженные во время археологических раскопок. Сырьем служили шерсть, затем шелк, хлопок и лен. Ручной ткацкий станок появился в У тыс. до н.э. Известны станки с горизонтальным и вертикальным расположениями основы.

В то время ранние земледельцы познакомились с металлом (сначала -медь, позднее - бронза и железо). Постепенно возникают ремесла (плотничье, гончарное, корзино-плетеночное и др.) и появляются люди, специально ими занимающиеся. В каменном веке форма орудий труда в значительной степени определялась качеством самого материала. Технология плавки и литья открыла больше возможностей создавать более рациональные и эффективные формы. Для обеспечения литья был создан целый набор инструментов - клеши для поддержания раскаченного металла, глиняные формы, тигель, воздуходувный мех. Существенный прогресс в области металлургии был связан с открытием производства железа, получаемого сыродутным способом (руда разогревалась древесным углем, из нее образовывались комки, которые подвергались многократной ковке для вытеснения шлаков и восстановления железа).

Области знания первобытного общества:

  • Технология основных форм деятельности, обеспечивающих поддержание жизни (охота, собирательство, скотоводство, земледелие, рыболовство).
  • Знание повадок животных и избирательность в выборе плодов.
  • Природоведческие знания (свойства камня, их изменения с нагревом, виды древесины, ориентация по звездам).
  • Медицинские знания (простейшие приемы залечивания ран, хирургические операции, лечение простудных заболеваний, кровопускание, промывание кишечника, остановка кровотечения, использование бальзамов, мазей, обработка укусов, прижигание огнем, психотерапевтические действия).
  • Элементарная система счета, измерение расстояний с помощью частей тела - ногтя, локтя, руки и т.д.
  • Элементарная система измерения времени с помощью сопоставления положения звезд, разделение времен года, знание явлений природы.
  • Передача информации на расстояния (дымом, световыми и звуковыми сигналами).

Развитие техники и общественной жизни в неолитических культурах вело к зарождению на Востоке первых цивилизаций. Самые крупные из них характеризуются значительным уровнем технического и технологического развития.

Экономика Древнего Египта была основана на растениеводстве. Технология земледелия полностью зависела от гидрорежима, поэтому главным условием производства сельскохозяйственных культур и, следовательно, самого существования людей было искусственное регулирование уровня речной воды при помощи дамб, каналов, плотин для гидромелиорации. При жарком климате это обеспечивало высокие урожаи злаков, овощей, фруктов. Как следствие, наряду с сельским хозяйством, развивались гидротехника, строительство, архитектура.

Об уровне развития техники и технологии в Египте можно судить по многочисленным текстам и рисункам на папирусах, рельефам на стенах гробниц, саркофагов, храмов, пирамид. Хозяйственная жизнь Древнего Египта представляется весьма обширной и многоплановой, начиная с организации домашнего быта и заканчивая такими отраслями, как земледелие, животноводство, ткачество, рыболовство и охота, виноделие, ремесленное производство, выплавка металла, ювелирное дело, военная техника, строительство. До настоящего времени существует несколько технологических тайн Египта, которые остаются неразгаданными: долговечность красок, негорючий папирус с асбестовым покрытием, бальзамирование.

Примечательно, что, по мнению некоторых ученых, изобразительное искусство Древнего Египта ничего общего не имеет с рисованием и живописью. Древнейшие рисунки - это не что иное, как профессионально выполненные художественные чертежи.

В Месопотамии сформировалась своеобразная и многопрофильная экономика. Отдельные достижения в области архитектуры, ремесел, земледелия, скотоводства, речных и морских судов, сухопутных повозок остались запечатленными на глиняных табличках, рельефах, в росписях дворцов, рисунках на посуде, на ювелирных украшениях, на предметах быта (в отличие от египетских на месопотамских изображениях наблюдаются легкость и вольность рисунков).

Важнейшими областями земледельческой деятельности являлись орошение (строительство каналов и ирригация), борьба с засоленностью почвы, удобрение илом при разливах. Высочайшей урожайности зерна (от 1:15 до 1:40) способствовал не только климат, но и появление новых сельскохозяйственных орудий, например плуга со специальной воронкой для семян ("автоматической сеялкой") в VII в. до н.э. Для хранения зерна строили глиняные башни.

Техника и технология Месопотамии развивались в первую очередь в направлении совершенствования вооружения, так как решающее преимущество на поле брани, где решались судьбы ирригационного хозяйства, имели государства, располагающие стальным вооружением, боевыми колесницами и мощными осадными орудиями.

В Древней Индии самым выдающимся достижением, имеющим важнейшее методологическое отношение к техническому знанию, явилось создание десятичной позиционной системы счисления. Индийцы разработали правила арифметических действий, которые практически ничем не отличаются от современных. Большим достижением индийских математиков было создание развитой алгебраической символики. Это способствовало прогрессу индийцев в архитектуре и строительстве, где они применяли геометрические представления. В остальном технические знания индийских цивилизаций оставались на чисто ремесленном уровне (что не мешало достичь мастерства в ткачестве, производстве керамики, выплавке и обработке металлов).

Искусство и ремесленное производство в Древнем Китае начинают интенсивно развиваться после 1500 г. до н.э., когда уже была известна обработка бронзы. По уровню культуры этого времени Китай опережал остальную Азию и Европу. Технический прогресс наблюдался в строительстве, и прежде всего в создании гидросооружений. Интенсивно прокладывались ирригационные каналы и внутренние водные пути. Также развивалась техника сооружения насыпей и опорных стен, тянувшихся иногда на сотни и тысячи километров.

Древним китайцам принадлежат многие важнейшие открытия в науке и технике, опередившие открытия в других странах - компас, сейсмограф, бумага, книгопечатание (путем высечения текста на камне и его перенесения на бумагу). Значительных успехов достигли математика, астрономия, медицина.

С морской цивилизацией финикийцев также связан ряд технических новшеств, таких как изготовление стекла или значительное усовершенствование парусного судоходства, в том числе создание многоярусных военных кораблей . Важнейшее значение для последующего прогресса научного и технического знания имело создание ими буквенного письма, послужившего основой для всех последующих буквенно-звуковых систем, в том числе европейских. Прежнее неупорядоченное иероглифическо-слоговое письмо египтян, вавилонян, китайцев и т.д. было громоздким по структуре, запутанным, не всем доступным, давало условно-описательную информацию, не имело должной точности и строгой определенности.

Итак, все древние цивилизации (в том числе цивилизации доколумбовой Америки) обладали большим практическим опытом, благодаря которому возводились грандиозные по размеру и замыслу сооружения, ими были выработаны конкретные знания в области математики, астрономии, медицины, которые транслировались по принципу исключительной принадлежности, от старшего к младшему по возрасту и рангу внутри касты жрецов. Знание считалось полученным от бога, покровителя касты, поэтому оно находилось в "застывшем" виде, не обсуждалось, критически не анализировалось, было исключительно рецептурным. Обучение строилось по принципу передачи готовых детерминированных алгоритмов. Этот способ передачи знания внутри профессиональной и социальной групп определяется моделью, в которой место индивида занимает коллективный обобщенный хранитель.

Ярким представителем подобной модели являлась египетская цивилизация. Для цивилизаций Междуречья, Индии и Китая были характерны более динамичные процессы накопления и обновления знаний.

В целом технические знания цивилизаций Древнего Востока носили прикладной характер, им были не свойственны фундаментальность, теоретичность и системность (в современном смысле этих терминов). Знания нужны были исключительно для повседневной жизни, а также для исполнения религиозных обрядов. Даже в точных науках - математике, астрономии - не было различия между точным и приближенным решениями задач - любое решение оказывалось приемлемым, если оно приводило к желаемым результатам. Решение сложных математических задач с использованием многостепенных уравнений и частных проектных проблем не выводило жрецов, тогдашних носителей знания, на необходимость обобщений, создания логического инструмента исследований, системы доказательств, так как в этом случае знание теряло бы свою сакральность.

Теоретические и методологические основы
(Выводы и обобщение)

Современное состояние историко-научной и историко-технической мысли характеризуется наличием множества дискуссионных проблем, которые наиболее ярко проявляются в конкурирующих концепциях развития науки и техники. Вместе с тем нет единого мнения о предмете и методах истории науки и техники. Более того, весьма спорным представляется ключевое понятие дисциплины - "наука" : существует ли она как нечто единое или это конгломерат отдельных научных направлений и соответственно история науки представляет совокупность их историй? В свою очередь существует аналогичная проблема в понимании и истории науки. Не вызывает сомнений, чтоистория науки - это не только история естествознания, но это также и история технических и гуманитарных наук . В будущем это будет единая история науки и техники. Однако сегодня мы только на пути к ней. Еще предстоит найти методы объединения различных дисциплин в естествознании и параллельно с этим методы объединения естествознания, технического и гуманитарного знания в рамках единой их истории.

История науки и техники - самостоятельная, институционно оформляющаяся отрасль исторической науки, дисциплинарное формирование которой происходит в настоящее время.

Особенностями истории науки и техники является: междисциплинарность, комплексность, интегративность, динамизм и универсализм в междисциплинарных коммуникациях.

2. Периодизация в истории науки и техники.

По соображениям дидактики требуется более подробное обоснование некоторой обобщенной и в то же время специфической"научно-технической" периодизации (хотя может быть использована укрупненная общеисторическая периодизация).
Основной момент рассуждений - возникновение науки (классического естествознания). В зависимости от того, как исследователями понимается основное содержание науки, так соответственно и принимается время ее возникновения.

Если под наукой понимать деятельность по получению и обработке знаний , то начало этого процесса лежит в доцивилизационном периоде, в каменном веке , т.е. около 2 млн лет назад,

если науку воспринимаем как форму общественного сознания , как появление доказательного вида знания , то время ее возникновения - Древняя Греция , V в. до н.э.;

наука как социальный институт - Новое время XVI-XVII вв., когда появились работыИ.Кеплера, Х.Гюйгенса, Г.Галилея, И.Ньютона , когда возникло Лондонское королевское общество, Парижская академия наук;

наука как система ретрансляции знаний , как система подготовки кадров , как интеграция исследовательской деятельности и образования - середина XIX в., это связано с деятельностью немецких естествоиспытателей В.Гумбольта, Ю.Либиха и др.;

Периодизация - достаточно условный, но важный профессиональный прием структурирования фактического исторического материала в хронологической последовательности, наибольшую трудность представляют выбор и обоснование критерия периодизации.

В данном курсе, поскольку предметом рассмотрения является мировое развитие науки и техники, представляется допустимым и оправданным использование самой общей исторической периодизации .

Периодизация развития общества с точки зрения приобретения, накопления знаний, освоения технологий производства, орудий труда.

ДОЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

от 40 тыс. лет до н.э - до 4 тыс. лет до н.э.

Палеолит 40 тыс. лет до н. э. - 12 тыс. лет до н.э.
Мезолит 12 тыс. лет до н.э. - 7 тыс. лет до н.э.
Неолит 7 тыс. лет до н.э. - 4 тыс. лет до н.э.

ПЕРИОД ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

4 тыс. лет до н.э. - V век н.э.
Энеолит 3 тыс. лет до н.э. - 2 тыс. лет до н.э.
Бронзовый век 2 тыс. лет до н.э. - 1 тыс. лет до н.э.
Железный век С сер.1 тыс. лет до н.э.
Древняя Месопотамия 4 тыс. лет до н.э. - рубеж нашей эры
Древний Египет 4-3 тыс. лет до н.э. - рубеж нашей эры
Древняя Индия 3 тыс. лет до н.э. - рубеж нашей эры
Древний Китай 2 тыс. лет до н.э. - рубеж нашей эры
Древняя Месоамерика XV-XVII век н.э.
Эпоха критской культуры 2 тыс. лет до н.э. - 1200 г. до н.э.
Эпоха минойской культуры XVI-XV вв. до н.э.
Эпоха микенской культуры XVII-XI вв. до н.э.
расцвет XV-XIII вв. до н.э.
Этрусская эпоха I тыс. лет. до н.э. - V в. до н.э.
ЭПОХА АНТИЧНОСТИ
Древняя Греция
Гомеровский период IX-VIII вв. до н.э.
Архаический период V-IV вв. до н.э.
Классический период V-IV вв. до н.э.
Эпоха эллинизма IV-I вв. до н.э.
Древний Рим
Царский период VIII-VII вв. до н.э.
Раннереспубликанский период VI-III вв. до н.э.
Позднереспубликанский период III-I вв. до н.э.
Период империи с 31 г. до н.э. - V в. н.э.

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ V - XVII вв.
Раннее средневековье VI - IX вв.
Средний период X - XI вв.
Классическое средневековье XII - XV вв.
ВОЗРОЖДЕНИЕ XIV - XVI вв.
Раннее XIV - XV вв.
Высокое XV - XVI вв.
Позднее 40-е годы XVI в.- первые годы XVII в.
СЛАВЯНСКАЯ ДРЕВНОСТЬ V - IX вв.
КИЕВСКАЯ РУСЬ IX - XII вв.
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVII в.
ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ XVIII в.
ВЕК ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ XIXв.
СТАНОВЛЕНИЕ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ 2-ая пол. XIX в. -10-20 -е годы XX в.
НЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА

1-ая пол. XX в.
ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА

50-60 -е годы XX в.- начало XXI в.

3. Знания и технологические возможности доцивилизационного развития человечества.

С разной степенью детализации в теме рассматриваются более ста очагов первобытной культуры всех обитаемых континентов планеты. В настоящее время обнаружены памятники первобытной культуры на территории Австралии, Азии, Африки, Европы.
На грани нижнего и верхнего палеолита, около 40 - 30 тыс. лет назад произошел трудно объяснимый радикальный скачок в физическом и, главное,интеллектуальном развитии формирующегося человека: появляется - и с тех пор почти не меняется - человек современного типа - Homo sapiens, начинается история человеческого общества.
История "материального производства" первобытного человека не очень богата. Такие изобретения как вкладышевые каменные орудия, лук, стрелы, ловушки, освоение огня были сделаны впервые, труд, возможно, и не создал человека, но обеспечил выживание его в меняющихся природных условиях.

1

Осуществлена оценка этапов истории становления техники: этапа зарождения технических приспособ-лений; этапа ремесленного становления технических приспособлений; этапа машинной техники; этапа информационно насыщенной техники (автоматизированные системы управления / информационно-технические системы). Понятие техники имеет древнегреческие этимологические корни и получило рас-пространение как в обыденном, так и в научном сознании. Под техникой понимается совокупность ме-ханизмов и машин, созданных человеком на основе научных достижений, предназначенных для осу-ществления различных видов деятельности. Особенности развития техники способствовали появлению шести технологических укладов общества.

технические приспособления

ремесленная техника

машинная техника

информационно-технические системы

технологический уклад.

1. Мэмфорд, Л. Миф машины // Утопия и утопическое мышление. Антология зарубежной литературы. – М., 1991.

2. Хайдеггер, М. Вопрос о технике // Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.

3. Аль-Ани, Н.М. Философия техники: очерки истории и теории: учебное пособие. – СПб, 2004.

4. Глазьев, С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. – М., Экономика, 2010.

5. Петров, В.П. Социально-философский анализ особенностей формирования личности со-временной России. – Н.Новгород, ННГАСУ, 2011.

Этимология слова техника имеет древнегреческую историю - τεχνῆτιο (techne) , что определяло на тот момент бытия эллинов самую широкую деятельность человека - от простейшего ремесла до высокого искусства. Предполагается, что это слово появилось во времена Гомера и трактовалось как τέκτων (tekton), имея индоевропейский корень tekp, означающий плотницкое дело, и первоначально использовалось для обозначения искусства мастера строительства - плотника, а затем уже стало употребляться в значении ремесла или искусства в целом.

Аристотель рассматривал это понятие более объемно, придавая ему значение познания. В трактате «Никомахова этика» он обращал внимание на различие и других видов знания, таких как ουράνιος (empeireia: опытное знание) и της επιστήμη (episteme: знание теоретическое). Хотя смысл познания у эллинов был близок смыслу знания, они все же не объединяли их, понимая, что есть вещи, которые еще не получили своего объяснения. Знание в широком смысле слова означало обращение к еще неизвестному. Techne (τεχνῆτιο) представляло ту область знания, которая непосредственно соотносится с человеческой деятельностью, связана с ней, отражает ее результат, то есть порождена мыслью и трудом человека в соответствии с имеющимися потребностями. Это являлось областью технознания . Предметом его выступала сфера создаваемого, т.е. находящегося в процессе становления. Теоретическое же знание было обращено к непосредственно существующему, то есть к уже данному природой или богами и требовало понимания.

Техническое знание представляло собой как бы связующее звено между опытным знанием и знанием теоретическим. В технознании интуитивно соединялись экспериментальные данные и теоретические умозаключения по объяснению происходящего и настоящего.

Особенностью технического знания была его направленность на проектирование, конструирование и производство. Процесс будущего производства в техническом знании состоит из ряда этапов: идеальное моделирование объекта, его проектировку и непосредственную разработку конструкции . Это существенная особенность, которая позволяет видеть в техническом знании средство для осуществления целей, соответствующих реальным потребностям общества и человека.

Сравнивая процессы производства в техническом знании и процессы возникновения в природе, греческие мыслители считали, что они во многом схожи, хотя процесс производства сложнее. В отличие от природы техническое знание посредством техники способно моделировать и совершенствовать то, что им создается в соответствии с возникающими потребностями. Во власти технознания - изменить природные процессы, поэтому техника, с одной стороны, действует аналогично природным процессам, с другой, может изменять окружающий мир в соответствии с возникающими потребностями людей.

Таким образом, в слове техника с момента его вербального использования соединились два аспекта: во-первых , орудия труда, т.е. инструменты, с помощью которых человек осуществляет деятельность, реализуя свои потребности; во-вторых , накопленные знания, навыки, способы работы, необходимые в применении орудий труда, а также используемые для их совершенствования. Хотя слово techne и было впервые употреблено в Элладе, оно не является доказательством того, что технические приспособления зародились именно там. Этот факт подчеркивает особенность развития знаний у эллинов, опирающихся на духовное осмысление явлений действительности. Сама же техника, а точнее первичные орудия хозяйственного применения, относятся к 4-3 тысячелетиям до н.э., то есть ко времени зарождения человеческой цивилизации. Поэтому они еще не могли считаться техникой в сущностном понимании и инженерном применении. Это был только прообраз техники для начального обозначения «человеческого техноделания»: создания орудий труда (скребков, мотыг, топоров, лопат, веретена, колеса), организации первичного производства (в строительстве, земледелии, металлообработке). Это были первые шаги человечества в становлении техники, а позднее в понятийном обосновании.

Техника как существенный элемент культуры общества и развития цивилизации исторически включает четыре этапа своего существования. I. Зарождение технических приспособлений. II. Ремесленное становление технических приспособлений. III. Машинная техника. IV. Информационно насыщенная техника [автоматизированные системы управления / информационно-технические системы (АСУ/ИТС)].

Хронологически первый этап включал всю доисторическую эпоху и длился до зарождения первых древних цивилизаций 4-3 тысячелетий до н.э. В это время формально складывались, а затем постепенно трансформировались первобытно-общинные отношения. Общественно-экономическая формация имела примитивный вид, и деятельность человека ограничивалась его семейно-родовыми потребностями. Применялись примитивные хозяйственные приспособления, необходимые для бытовых нужд. Они зачастую носили случайный характер, потому как не изобретались человеком, а случайно находились им. По мнению испанского философа и публициста Х. Ортеги-и-Гассета, эта техника была «техникой случая». На самом раннем этапе своего существования первобытный человек не понимал значения орудия труда и, естественно, не мог представить, как его изготовить. Он ограничивался лишь тем, что использовал для своих нужд пригодные природные предметы. Например, пустая скорлупа служила ему естественным, заменяющим ладони сосудом для питья (Л. Гейгер, немецкий исследователь). Случайно попавшийся камень или кость животного использовались в качестве примитивного «ножа», «топора» или «молотка». Но и тут «случай» был не для всех, а лишь для наиболее развитых, то есть тех, кто был способен осмысливать увиденное для своих первичных потребностей. И только спустя миллионы лет неоднократная случайность стала превращаться у первобытного человека в тенденцию к осознанному , а позднее к целесообразному применению им природных предметов в качестве хозяйственных приспособлений, давших толчок к их техническому изготовлению и использованию.

Набор технико-хозяйственных средств был ограничен, а операции по их изготовлению были незамысловатыми и передавались из поколения в поколение. Человек еще не осознавал себя субъектом своей деятельности, а, следовательно, и творцом техники. Он «еще не ощущает себя как homo faber», поэтому техника принимается им как часть природы, с которой он пребывает в единстве (Х. Ортега-и-Гассет) .

Темпы развития технических приспособлений в этот период были самыми длительными в истории человечества, так как древний человек создавал приспособления методом «проб и ошибок», случайно наталкивался на нужное решение и только с появлением первых цивилизаций в Египте , Индии, Китае и Месопотамии (государства Ур, Урук, Лагаш в двуречье Тигра и Ефрата) начинает складываться новый этап в развитии технических приспособлений.

Хронологически его можно определить с этапа зарождения первых древних цивилизаций (4-3 тысячелетия до н.э.) до наступления Нового времени (конец XVI - начало XVII вв.).

Технические приспособления в этот период стали существенно отличаться от первобытных, но назвать их техникой было нельзя в силу того, что научные знания только зарождались и применять их на практике люди еще не научились. Правда хозяйственное оборудование становится более разнообразным, а способы его изготовления усложняются, и далеко не каждый человек может сам изготовить необходимое ему приспособление. Более того, само применение усложненных предметов труда потребовало знаний и серьезной подготовки для занятия конкретным ремеслом с изготовлением орудий производства в различных видах хозяйственно-бытовой деятельности.

В силу этих причин постепенно стал зарождаться социальный слой ремесленников, людей, которые соединяли в себе техника и рабочего (Х. Ортега-и-Гассет). Орудия труда у них еще выступали простым дополнением к человеку, который, хоть и являлся «движущей силой» технического процесса (К. Маркс), но отношение «человек - орудие» коренным образом не изменилось со времени первобытно-общинного строя. Это произойдет гораздо позже при машинной технике, с применением которой существенно возрастет производительность труда и качественно изменится технологический процесс.

Суть состояла в том, что ремесло ремесленника как особая форма технической деятельности не основывалось на науке, никаких теоретических расчетов не производилось. Базой выступали традиционные знания и практические навыки поколений. Это означало, что ремеслом можно овладеть только эмпирическим путем, именно поэтому оно оставалось в рамках традиций. Данное обстоятельство наложило естественные ограничения на всю изобретательскую деятельность. Появление новых технических приспособлений было так же, как и раньше, делом большого времени. И хотя темпы технического развития ускорились по сравнению с темпами развития «техники случая», но и они не могли удовлетворять растущие потребности человечества. Только с наступлением эпохи Возрождения, а точнее с началом Нового времени, в Европе технизация приобретает то содержание, которое соответствовало ее форме. Этим содержанием техники выступила наука. Ремесленная техника исторически исчерпала свой потенциал и открыла путь машинной технике.

Хронологические рамки третьего этапа включают несколько столетий: от периода Нового времени до середины XX века.

В основе машинной техники лежала инженерная деятельность, которая как более развитая форма технической деятельности ориентируется на науку, то есть на теоретическое и прикладное естествознание.

В этом общественная сущность того, что машинная техника не могла появиться как альтернатива ремесленной технике в одно с ней историческое время. Не было реальных условий свободному развитию естествознания, а также и инженерной деятельности, которые позднее были вызваны к жизни объективными потребностями в развитии производительных сил. Общество стало осознавать этот факт именно в Новое время вместе с завершением эпохи первоначального накопления капитала и началом эпохи буржуазных революций в странах Западной Европы.

В то же время стоит отметить, что у инженерной деятельности есть своя предыстория. Она закономерно укладывается в хронологические рамки тех эпох, которые предшествовали Новому времени. Этому способствовали обстоятельства и деятельность ряда уникальных представителей рода человеческого, в частности, Архимеда (287-212 до н.э.), Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.), Галилео Галилея (1564-1642 гг.), Николая Коперника (1473-1543 гг.), Иоганна Кеплера (1571-1630 гг.), Френсиса Бэкона (1561-1626 гг.), Исаака Ньютона (1643-1727 гг.), Христиана Гюйгенса (1629-1695 гг.). Однако стыковки научного знания и производства еще не происходило, время научно-технических революций было впереди.

Как отмечал М. Хайдеггер, человечеству было еще отведено время для непрерывной эволюции производства и связанного с ней развития теоретического и практического естественнонаучного знания, прежде чем начавшаяся в Англии в 60-х годах XVIII века промышленная революция (охватившая Европу и США) не привела к необходимости формирования отдельных технических наук (например, теоретической механики).

Значительными событиями на этом пути были: изобретение англичанином Джеймсом Уаттом (1736-1819 гг.) паровой машины и универсального теплового двигателя; французом Этьеном Ленуаром (1822-1900 гг.) двигателя внутреннего сгорания; русскими изобретателями, отцом и сыном Черепановыми, паровоза и строительство железной дороги, протяженностью 3,5 км (Черепановы - Ефим Александрович (1774-1842 гг.) и сын его Мирон Ефимович (1803-1849 гг.) были крепостными людьми у заводчиков Демидовых); открытие физических свойств электричества и изобретение электромотора - динамомашины в 1867 году; Яблочковым Павлом Николаевичем (1847-1894 гг.) электрической свечи (1876 г.), в результате которых последовала целая серия мировых электротехнических изобретений, положивших начало четвертому этапу развития техники. Научные открытия сыграли решающую роль в переходе от занятия ремеслом к машинной технике, а затем и к машинному производству.

Переход от мануфактуры к промышленному производству потребовал профессиональной подготовки инженеров. В Париже в 1794 году известный математик и инженер Гаспар Монж (1746-1818 гг.) открыл Политехническую школу, сочетавшую в себе научно-теоретическую и технико-практическую подготовку. Эта система подготовки кадров начала распространяться по Европе и в США. В России также предпринимаются конкретные меры по подготовке технических специалистов. В 1830 году в Москве открывается ремесленное училище, которое в 1868 году было преобразовано в Императорское Московское техническое училище (высшее учебное заведение), с 1917 года - это МВТУ, вуз, крупнейший научно-исследовательский центр машино- и приборостроения. Ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана.

В отличие от ремесленной практики, где человек продолжал оставаться основной движущей силой технического процесса, в машинной технике движущим началом выступает преобразованная в машину сила природы. Машинная техника создала предпосылки перехода к четвертому этапу технического развития общества.

Хронологически четвертый этап - этап информационно насыщенной техники - начинает складываться с середины ХХ века и продолжается по сей день. АСУ/ИТС способствуют совершенствованию проектирования, научного исследования, управления производством и технологическими процессами.

Крупнейшие научные открытия в области атомной физики и квантовой механики, развитие химической физики и электроники (наноэлектроника), технологические разработки (биотехнология, мембранная, вакуумная, лазерная технологии) и применение традиционных и нетрадиционных энергоносителей способствовали появлению новых поколений техники. Творческий научно-технический процесс в среде ученых и специалистов, изобретателей и инженеров в различных сферах человеческой жизни идет параллельно с созданием и использованием новой техники. Работают множественные НИИ, КБ, ОКБ, лаборатории, институты, заводы, предприятия различных видов собственности по созданию новой техники и применению новых технологий в производстве широкого ассортимента продукции.

На смену машинной технике пришло машинное производство, автоматизированные системы управления, информационные технические системы. Электронно-вычислительная техника, компьютеризация производственного и интеллектуального процессов позволили в десятки, сотни и тысячи раз сократить время на разработку и внедрение изделий. Человек в этом процессе представлен на трех уровнях: инженер, программист, технолог.

Проблема исторического становления и развития техники, ее теоретическое видение предметно развивалось в ряде стран и научных школ, в том числе России. К числу западных теоретиков, философов техники относится плеяда немецких мыслителей XIX-XXI веков - Э. Капп, Ф. Дессауэр, Э. Блох, М. Хайдеггер; французский философ и социолог Ж. Эллюль; американские ученые Л. Мэмфорд, Т. Веблен, Д. Белл, А. Тоффлер, Дж. К. Гэлбрейт, У. Ростоу; испанский философ Х. Ортега-и-Гассет. В России к числу мыслителей этого направления принадлежит П.К. Энгельмейер - первый теоретик философии техники, А.А. Богданов. В современной России заслуживают достойной оценки работы В.Г. Горохова, В.М. Розина, Е.А. Шаповалова, весьма актуальной является работа санкт-петербургского философа Н.М. Аль-Ани, идеи которой использованы в статье .

Историческое появление техники обусловило развитие шести технологических укладов, различающихся технологиями производства. Начало было положено промышленной революцией XVIII века в Европе. В первом технологическом укладе (1770-1830 годы) ключевым фактором развития производства стали текстильные машины. Во втором (1830-1880 годы) им был паровой двигатель. В третьем (1880-1930 годы) ведущую роль сыграл электродвигатель, существенно обеспечивший повышение гибкости производства. В четвертом (1930-1970 годы) технико-технологический рывок в промышленности обеспечил двигатель внутреннего сгорания, позволивший перейти к массовому производству различных классов автомобилей, тракторов, самолетов. Пятый технологический уклад (1970-2010 годы) опирался на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии и материалов. Происходило предметное освоение космического пространства, развитие спутниковой связи. Ядро технологического уклада составили электронная промышленность, вычислительная техника, роботостроение, программное обеспечение, телекоммуникации, информационные технологии, оптико-волоконная техника. Шестой технологический уклад развивается на наших глазах с 2010 года. Ключевым фактором выступают нанотехнологии и клеточные технологии. Преимущество шестого технологического уклада, по сравнению с предыдущим, по прогнозу будет состоять в резком снижении энергоёмкости и материалоёмкости производства, в конструировании материалов и организмов с заранее заданными свойствами. Его ядром выступают наноэлектроника, молекулярная и нанофотоника, наноматериалы и наноструктурированные покрытия, нанобиотехнология, наносистемная техника. Обоснование такого подхода было заложено С.Ю. Глазьевым , и можно с достаточной долей оптимизма отметить, что прогнозы российского экономиста вполне реальны, как и выделение им шести технологических укладов. Современная техника - это техника пятого, шестого и даже седьмого поколений, ее функционирование возможно только с применением перспективных технологий. Взаимосвязь техники и технологии дает реальный толчок развитию как промышленного производства, так и общества в целом по всем сферам его жизни: экономической и экологической, управленческой и научной, педагогической и художественной, медицинской и физкультурной, оборонной и общественной безопасности .

Рецензенты:

Кулаков А.А., д.и.н., профессор, зав. кафедрой отечественной истории и культуры ФГБОУ ВПО ННГАСУ, г. Нижний Новгород.

Кожевников В.П., д.и.н., профессор, профессор кафедры философии и политологии ФГБОУ ВПО ННГАСУ, г. Нижний Новгород.

Библиографическая ссылка

Петров В.П. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ: ОСОБЕННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ И СТЕПЕНЬ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12679 (дата обращения: 26.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Новое на сайте

>

Самое популярное