Домой Спорт и фитнес Ее толпой. Рожденные государством

Ее толпой. Рожденные государством

Толпа

Скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей и организации, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим центром внимания . Основными механизмами формирования Т. и развития ее специфических качеств считаются циркулярная (нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное ), а также . Выделяются четыре основных вида Т.:

1) окказиональная Т., связанная любопытством к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария и т. д.);

2) конвенциональная Т., связанная интересом к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению (например, нек-рые виды спортивных состязаний и т. д.) и готовая, часто лишь временно, следовать более или менее диффузным нормам поведения ;

3) экспрессивная Т., совместно выражающая общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т. д.), ее крайнюю форму представляет экстатическая Т., достигающая вследствие взаимного ритмически нарастающего заражения состояния общего экстаза (как на нек-рых массовых религиозных ритуалах, карнавалах, концертах рок-музыки и т. д.);

4) действующая Т., к-рая, в свою очередь, включает следующие подвиды: а) агрессивная Т. (см. ), объединенная слепой ненавистью к нек-рому объекту (суд Линча, избиение религиозных, политических противников и т. д.);

б) паническая Т., стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности (см. ): в) стяжательная Т., вступающая в неупорядоченный непосредственный за обладание какими-либо ценностями (деньгами, местами в отходящем транспорте и т. д.); г) повстанческая Т., в которой людей связывает общее справедливое возмущение действиями властей, она нередко составляет атрибут революционных потрясений, и своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы. Отсутствие ясных целей, отсутствие или диффузность структуры порождают практически наиболее важное свойство Т. - ее легкую превращаемость из одного вида (подвида) в другой. Такие превращения часто происходят спонтанно, однако знание их типичных закономерностей и механизмов позволяет умышленно манипулировать поведением Т. в авантюристических целях, а с другой - сознательно предотвращать и прекращать ее особо опасные действия .


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Толпа

Бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Основные механизмы формирования толпы и развития ее специфических качеств - реакция циркулярная (нарастающее обоюдонаправленно заражение эмоциональное), а также слухи.

Выделяются четыре основных вида;

1 ) толпа окказиональная - связанная любопытством к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария и пр.);

2 ) толпа толпа конвенциональная - связанная интересом к некоему заранее объявленному массовому развлечению (спортивные состязания и пр.) и готовая, часто лишь временно, следовать достаточно диффузным нормам поведения;

3 ) толпа экспрессивная - совместно выражающая общее отношение к некоему событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и пр.); ее крайняя форма-толпа экстатическая, достигающая от взаимного ритмически нарастающего заражения состояния общего экстаза - как на некоих массовых религиозных ритуалах, карнавалах, концертах рок-музыки и пр.;

4 ) толпа действующая - содержит подвиды:

а) толпа агрессивная - объединенная слепой ненавистью к некоему объекту (суд Линча, избиение религиозных, политических противников и пр.);

с ) толпа стяжательная - вступающая в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание некоими ценностями (деньгами, местами в отходящем транспорте и пр.);

d ) толпа повстанческая - где людей связывает общее справедливое возмущение действиями властей; она нередко составляет основу революционных потрясений, и своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного действа политической борьбы.

Отсутствие ясных целей, отсутствие или диффузность структуры порождают практически самое важное свойство толпы - ее легкую превращаемость из одного вида (подвида) в другой. Такие превращения часто спонтанны, но знание их закономерностей и механизмов позволяет умышленно манипулировать поведением толпы в авантюристических целях, или же сознательно предотвращать и прекращать ее опасные действия.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Толпа

   ТОЛПА (с. 593)

Первые капитальные труды, которые могут быть названы социально-психологическими, появились на рубеже XX - XX вв. К ним в первую очередь следует отнести работу французского психолога, социолога и историка Гюстава Лебона «Психология толпы» (1895; в 1898 г. переведена на русский язык под названием «Психология народов и масс», новое издание - СПб., 1995), а также работы его соотечественника Габриэля Тарда, посвященные психологии общественных отношений. По сей день эти книги читаются с неизменным интересом, чего не скажешь о громоздкой «Психологии народов» Вильгельма Вундта. В этих книгах, так же как и в «Социальной психологии» У.Мак-Дугалла (которая многими признается первым собственно социально-психологическим трудом), развивались идеи, касавшиеся психологии больших групп - «народов и масс». В социально-психологических исследованиях эта проблематика впоследствии отступила на второй план, хотя замечательные работы по психологии больших групп появлялись и позднее. Блестящими примерами могут считаться «Психология масс и фашизм» В.Райха (1933; рус. пер. - 1997), а также «Век толп» С.Московичи (1981; рус. пер. - 1996), во многом, кстати, опирающаяся на представления Лебона и Тарда. Психологию масс Московичи конкретизирует в Целой системе идей, среди которых особенно существенны следующие: Психологически толпа - это не скопление людей в одном месте, а человеческая совокупность, обладающая психической общностью.

1. Индивид существует сознательно, а масса, толпа - неосознанно, поскольку сознание индивидуально, а бессознательное - коллективно.

2. Толпы консервативны, несмотря на их революционный образ действий. Они кончают реставрацией того, что вначале низвергали, ибо для них, как и для всех находящихся в состоянии гипноза, прошлое гораздо более значимо, чем настоящее.

3. Массы, толпы нуждаются в поддержке вождя, который их пленяет своим гипнотизирующим авторитетом, а не доводами рассудка и не подчинением силе.

4. Пропаганда (или ) имеют иррациональную основу. Благодаря этому преодолеваются препятствия, стоящие на пути к действию. Поскольку в большинстве случаев наши действия являются следствием убеждений, то критический ум, отсутствие убежденности и страсти мешают действиям. Такие помехи можно устранить с помощью гипнотического, пропагандистского внушения, а потому пропаганда, адресованная массам, должна использовать энергичный и образный язык аллегорий с простыми и повелительными формулировками.

5. В целях управления массами (партией, классом, нацией и т.п.) политика должна опираться на какую-то высшую идею (революции, Родины и т.п.), которую внедряют и взращивают в сознании людей. В результате такого внушения она превращается в коллективные образы и действия.

Резюмируя все эти важнейшие идеи психологии масс, идущие от Лебона, Московичи подчеркивает, что они выражают определенные представления о человеческой природе - скрытые, пока мы в одиночестве, и заявляющие о себе, когда мы собираемся вместе. Иначе говоря, фундаментальный факт состоит в следующем: «Взятый в отдельности, каждый из нас в конечном счете разумен; взятые же вместе, в толпе, во время политического митинга, даже в кругу друзей, мы все готовы на самые последние сумасбродства». Более того, толпа, масса понимается как социальное животное, сорвавшееся с цепи, как неукротимая и слепая сила, которая в состоянии преодолеть любые препятствия, сдвинуть горы или уничтожить творения столетий. Для Московичи очень важно, что в толпе стираются различия между людьми и люди выплескивают в нередко жестоких действиях свои страсти и грезы - от низменных до героических и романтических, от исступленного восторга до мученичества. Такие массы играют особенно большую роль именно в XX столетии (в результате индустриализации, урбанизации и т.д.). Поэтому, по мнению Московичи, психология масс наравне с политэкономией является одной из двух наук о человеке, идеи которых составили историю, поскольку они конкретно указали на главные события нашей эпохи - на «массификацию», или «массовизацию».

Таким образом, (толпы) основана прежде всего на резком противопоставлении индивида вне толпы ему же, находящемуся в составе толпы. Лишь во втором случае существует коллективность (коллективная душа, по терминологии Лебона) или даже социальность.

Еще столетие назад в своей «Психологии толп» Лебон писал: «Главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы» . Последняя почти исключительно управляется бессознательным, то есть, согласно Лебону, ее действия подчиняются влиянию скорее спинного, чем головного мозга.

Процитированный вывод сделан еще до возникновения и развития психоанализа З.Фрейда, раскрывшего огромную роль бессознательного в жизни любого «отдельно взятого» человеческого индивида, а зам также и в жизни общества, цивилизации, толпы и т.д. Значит, по оль общему критерию бессознательного едва ли можно противопоставлять друг другу индивида и толпу. Та же трудность сохраняется, когда такое противопоставление проводят по критерию социальности (если последняя приписывается лишь толпе, а не отдельному человеческому индивиду).

Необходимо, однако, учесть, что в психологии масс толпа понимается очень широко. Это не только стихийное, неорганизованное скопление людей, но и структурированное, в той или иной степени организованное объединение индивидов. Например, уже Лебон предложил следующую классификацию толп, исходной точкой которой служит «простое скопище» людей. Это, во-первых, толпа разнородная: а) анонимная (уличная и др.); б) неанонимная (суд присяжных, парламентские собрания и т.п.). И, во-вторых, толпа однородная: а) секты (политические, религиозные и др.); б) касты (военные, рабочие, духовенство и т.д.); в) классы (буржуазия, крестьянство и т.д.). А согласно Тарду, помимо толп анархических, аморфных, естественных и т.д., существуют еще толпы организованные, дисциплинированные, искусственные например, политические партии, государственные структуры, организации типа церкви, армии и т.п.). Именно искусственные толпы привлекли впоследствии наибольшее внимание 3. Фрейда.

Глубоко анализируя эти и другие «превращенные» формы толпы, осковичи вслед за Тардом особо отмечает еще одну и, может быть, наиболее существенную трансформацию толпы... в публику. Если изначально толпа есть скопление людей в одном замкнутом пространстве в одно и то же время, то публика - это рассеянная толпа. Благодаря средствам массовой коммуникации теперь нет необходимости организовывать собрания людей, которые бы информировали друг друга. Эти средства проникают в каждый дом и превращают каждого человека в члена новой массы. Миллионы таких людей составляют часть толпы нового типа. Оставаясь каждый у себя дома, читатели газет, радиослушатели, телезрители, пользователи электронных сетей существуют все вместе как специфическая общность людей, как особая разновидность толпы.

В области психоанализа проблематика больших групп получила освещение в поздних работах Фрейда, прежде всего в книге «Психология масс и анализ человеческого Я». В описании группового поведения и прежде всего межгрупповой агрессии Фрейд много заимствовал у Лебона и Мак-Дугалла. Свободно допуская собственные пробелы в эмпирическом исследовании проблемы, Фрейд охотно воспринял основные идеи обоих авторов относительно агрессивных аспектов поведения толпы, но дал им законченную психологическую, точнее, психоаналитическую интерпретацию. В работе Лебона Фрейду особенно импонировала «блестяще выполненная картина» того, как под влиянием толпы индивиды обнаруживают свою базовую инстинктивную природу, как в толпе проявляются подавленные до поры бессознательные влечения, как разрывается тонкий слой цивилизованного поведения и индивиды демонстрируют свое истинное, варварское и примитивное начало. Вместе с тем исходным пунктом (а затем и принципиальным выводом) анализа Фрейдом межличностных отношений и психологии масс стало его положение о том, что при исследовании различных явлений культуры и психологии групп не обнаруживаются закономерности, отличные от тех, которые выявляются при изучении индивида.

Обратившись к исследованию различных социальных общностей, Фрейд специально выделил два их опорных типа: толпу (неорганизованный конгломерат, сборище людей) и массу (особым образом организованную толпу, в которой есть некоторая общность индивидов друг с другом, выражающаяся в их общем интересе к некоторому объекту, однородных чувствах и способности оказывать влияние друг на друга). Существенным отличительным признаком массы Фрейд считал наличие в сообществе либидозной привязанности к вождю (лидеру) и такой же привязанности между составляющими его индивидами. При этом предполагалось, что именно такое сообщество являет собой «психологическую массу». Отдавая себе отчет в существовании различных масс и даже выделив их два основных типа: естественные массы (самоорганизующиеся) и массы искусственные (образующиеся и существующие при некотором внешнем насилии), Фрейд в то же время отметил сходство между массой и первобытной ордой и предложил понимание массы как продолжения и в известном смысле воссоздания первобытной орды.

Исследуя различия и тождество массы и орды, он пришел к выводу, что в них подавляется сознательная индивидуальность, мысли и чувства людей обретают определенную однородность и ориентируются в одинаковых направлениях, а в целом в них осуществляется господство коллективных побуждений, обладающих высокой степенью бессознательности, импульсивности и эффективности. Настаивая на существовании либидозной структуры и конституции массы, Фрейд особенно отмечал роль привязанности к вождю, с исчезновением которой масса распадается.

В психоаналитической психологии групп, основы которой были заложены самим З.Фрейдом, определенное внимание уделяется роли различных негативных чувств и факторов в социальных отношениях людей. В частности, Фрейд пришел к выводу, что, например, ненависть по отношению к какому-то объекту может так же объединять индивидов, как и положительные чувства, а зависть - выступать в роли источника идей равенства и других псевдогуманистических идеалов.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Толпа

Помимо очевидного определения (большое скопление людей), термин имеет особое значение при исследовании юности. Здесь он обозначает большую, слабо организованную группу, которая может дать подростку ощущение идентичности, основанное на апереотипе группы, пока он еще не успел развить чувство собственной идеитичности.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "толпа" в других словарях:

    Толпа - в Китае Толпа (др. греч … Википедия

    толпа - сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? толпы, чему? толпе, (вижу) что? толпу, чем? толпой, о чём? о толпе; мн. что? толпы, (нет) чего? толп, чему? толпам, (вижу) что? толпы, чем? толпами, о чём? о толпах 1. Толпой называется большую … Толковый словарь Дмитриева

Чтобы толпой грамотно управлять, необходимо знать, что она обладает автоматическим мышлением

Как управлять толпой

Управление толпой находится в руках у лидера, который, обладая определенными качествами, ведет ее в нужное ему направление . Чтобы толпой грамотно управлять, необходимо знать, что она обладает автоматическим мышлением, то есть восприимчива к стереотипам и простым повторяющимся формам и образам.

При обращении к толпе, нужно тщательно продумывать речь, потому что зачастую большее влияние оказывает не точность информации, а ее образность, та эффектность, которая помогает в сознании толпы формироваться идеологическим представлениям. Выступление вождя должно изобиловать мощными словами, состоять из формулировок, вмещающих в себя знакомые всем понятия, например - братство, равенство, любовь и т.д. Не все до конца понимают, что значат эти слова, но звучат они для всех весомо. Также не стоит нагружать толпу перечислением сложных фактов и данных, особенно цифр, внимание будет рассеиваться, лучше сразу всё округлять и обобщать.

Когда оратор подкрепляет свои новые идеи прошлыми воспоминаниями, концепциями или эмоциями, таким образом, он соединяет в сознании слушающих хранимые в памяти верования и убеждения с настоящими событиями. Этот метод, основанный на прошлом знании, очень действует на мнение людей, меняя его и формируя заново.

Мышление, объясняющее реальность, бывает двух типов - основанное на идее-понятии и идее-образе. Отдельному человеку присуще первое, он мыслит по законам логики, т.е. понятиями. Для толпы же характерно мышление образами.

Чтобы успешно управлять толпой, необходимо научиться управлять ее воображением, и учитывать, что невозможно толпу заставить поверить в идею, которая для неё самой нехарактерна. Вождь должен производить впечатление, будто гипнотизировать людей – это уже половина успеха.

Пытаться влиять на толпу силой или умом бесполезно, управлять массой возможно только, управляя её воображением. По сути, вождь является обольстителем. И его основное оружие – обаяние, которое может превратить толпу в послушный безвольный организм. Воздействие вождя на массу людей похоже на работу гипнотизера – он помогает людям отключиться от ежедневных проблем и тревог, и поверить в другую, волшебную и приятную реальность. Оратор всегда должен поддерживать этот эффект, этот мираж в сознаниях людей, чтобы он не рассеялся.

Магия обольщения делает речь сильнейшим средством управления мыслями и настроениями масс. При чем вождь не скрывает свою технику, он открыто и откровенно создаёт иллюзии у всех на глазах, играет эмоциями и привлекает внимание. Он обольщает и тем самым уводит толпу в созданный им мир фантазий, который так необходим массам. Но не думайте, что все вожди просто актеры и мошенники, они сами проникаются собственными иллюзиями и верят в них, поэтому они могут порой выглядеть странно и эпатажно, их манеры и внешний вид могут сильно отличаться от среднестатистических.

У каждого вождя свой неповторимый стиль, но общие стратегии одни, их три разновидности.

Представление. Эта стратегия направлена на пространство – то есть место сбора толпы. Для большой массы людей нужно место: стадион, площадь или дворец культуры и спорта. Эти места и создаются специально для толпы, чтобы люди, попадая туда, становились единой массой, забывая об обычной жизни. Пространства на улицах и площадях предназначено для создания открытых толп, стадионы и дворцы подходят для закрытых.

В таких местах всегда есть отдельное место для вождя – сцена или трибуна, куда нацелено всё внимание людей. Встреча толпы и ее лидера может быть похоже на гипнотическое действо, в котором также важную роль играют символы, звуки, песни и окружающие предметы – флаги, листовки, плакаты. Все эти предметы важны в процессе объединения вождя и толпы, которая под воздействием этого всего становится абсолютно послушной и ведомой, а может натворить множество безумств.

Чтобы личность как можно глубже и сильнее растворилась в толпе, существует церемониал. Примером этого может быть застолье, когда индивиды превращаются в толпу и под воздействием музыки входят в состояние гипноза. Затем появляется вождь, что является главным событием, он начинает своё представление, основанное на обольщении, которое манипулирует простыми человеческими чувствами. Тщательно созданный образ вождя овладевает сознанием людей, покоряет, продуманные слова заставляют верить и проникаться идеями.

В речи вождя важна не логика, а те ассоциации, которые она вызывает в сознании толпы, она должна быть направлена на чувственную память.

И поэтому, третья стратегия – это убеждение. Оратор утверждает свою позицию, обороняет ее и доказывает словами и образами. Проталкиваемая идея не допускает возражений в своей правоте. При этом нужны решительные интонации, четкие фразы, риторические вопросы, уже подразумевающие понятные утвердительные ответы. В пропаганде идеи большую роль играет частое ее повторение, с помощью которого все мысли вождя с каждым разом становятся всё более осязаемыми, настоящими, входящими ещё глубже в подсознание.

Все убеждения формируются в идеологию и верования, и начинают распространяться очень быстро среди людей. Этому способствует не точность идей, а их постоянное повторение, и в итоге – заражение ими масс. При использовании всех трех стратегий, вождь добьется несомненного успеха, и в итоге осуществит коллективное внушение своих идей толпе.

Но если вы не собираетесь становиться вождем, то вам важно узнать, как не попасть и не раствориться в толпе.

Когда человек счастлив и живет в гармонии c собой, он вряд ли попадет в толпу. Фрейд в свое время говорил, что главное в жизни: любить и работать. И правда, если у человека реализованы эти потребности, он занят любимым делом и живет с любимым человеком – он не захочет идти в толпу и проникаться ее идеями. Главное лекарство от попадания в толпу – это стать собой, тем, кем вы должны быть, найти своё дело, себя в нем, и тогда никогда вы не растворитесь в толпе.

Обычные люди, не нашедшие свой путь, зависимы от мнений, от любви толпы, они легко растворяются и зависят от неё. Они подвержены влиянию общественных идей и верований, это поглощает их. Но необходимо отличать общественные группы от толпы.

Давайте подробнее рассмотрим понятия групп.

Если у толпы есть какая-то определенная цель, то она может стать ассоциацией – это один из этапов развития группы, на котором у всех её участников есть одна четко сформулированная задача. Пример ассоциации - очередь в магазине за определенной вещью.

Ассоциация может развиваться дальше, если держится в своем составе долго, то начинают появляться руководители, затем неформальные лидеры, и далее идет распределение ролей между ее членами. Таким образом, ассоциация перерастает в кооперацию – следующий этап группы, на котором она уже начала достижение цели и ее участники присвоили себе роли.

Примеры ассоциации вокруг нас – это практически любая новая группа - и очередь в магазине, и только собравшийся первый класс в школе, группа первокурсников в университете и т.д . На первых порах в ассоциации все равны, но после распределения ролей выделяются лидеры и активисты. Если вам никогда не удавалось занять позицию лидера ни в одной ассоциации, то скорее всего виноваты не обстоятельства, а вы сами. Не упускайте момента и в каждой только образовавшейся ассоциации пробуйте стать лидером – это поможет вам в преодолении психологических блоков.

Самое интересное начинает происходить, когда ассоциация переходит на этап кооперации, когда группа вовсю работает, пытаясь достичь своей цели – студенты обучаются, рабочий коллектив производит продукцию, группа туристов совершает обход достопримечательностей. И тут плетутся интриги, руководители сдают позиции и не справляются с управлением, появляются неформальные лидеры и группы, члены группы начинают переходить в другие. Объединить заново группу пробуют с помощью агитации и пропаганды, но если ничего не выходит, то за этим следуют захваты власти, смещение лидеров, перевороты и т.д.

Помимо внутренней борьбы участников, существует борьба между группами за лидерство – между спортивными командами – за участие в соревнованиях, в рабочих коллективах – за премию, в студенческих – за гранты и стипендии.

Если такая внешняя борьба между группами занимает больше рабочего времени, чем все остальные внутренние процессы, то группа становится процессуальной. Такие группы мы можем наблюдать в коллективах государственных учреждений – в школах, больницах, институтах. Если это группа частной компании или фирмы, то внешняя борьба будет слишком отвлекать коллектив от необходимой работы для существования бизнеса. Вскоре фирма развалится.

Когда группы в коллективе слишком увлекаются групповой борьбой, руководитель должен стараться сбалансировать работу так, чтобы выровнять все процессы и чтобы борьба положительно сказывалась на развитии предприятия. Сражающиеся группы – это те коллективы, которые постоянно борются за свои границы и положение. Пример – спортивная команда, во время важных соревнований выглядит очень сплоченной, хотя в обычной обстановке ее члены могут друг друга недолюбливать и плести интриги за спиной друг у друга.

Для сплочения группы легче всего сделать ее сражающейся, для этого нужно лишь четко определить врага, против которого будут все сражения – соперники, другая команда, демократы, империалисты, контрреволюционеры и т.д. Но абсолютно все группы, основанные на сражениях, распадутся в итоге – либо при разделе наград при победе, либо при определении виновного при поражении.

Когда группа успешно достигает своих целей, она является активной – отношения между участниками дружелюбные, они вместе создают качественную продукцию. В итоге такая группа перерастает в коллектив – это тот уровень, на котором участник для реализации целей группы может ущемлять свои интересы, но при этом, с достижением целей группы, удовлетворять их.

При вступлении в группу, обязательно определите – кооперация это или коллектив, это очень важно для вашего успеха.

Коллектив открыт для новых участников, там важны дружественные связи и развитие. Кооперации часто распадаются, особенно в неблагоприятных экономических условиях, а коллектив напротив, крепче объединяется. В коллективе люди работают долго и продуктивно, даже после выхода из него с добром и радостью вспоминают о сослуживцах.

Кооперация со временем может переходить на следующий этап, и если коллективом стать не удалось, она будет корпорацией. Её характерная черта – эгоизм группы, проникнуть в ряды сложно, но если получилось, можно больше ни о чем не переживать, даже о своем развитии. Чужаков в корпорацию почти не пускают, а ее члены относятся друг к другу очень холодно.

Настоящих коллективов, дружных, сплоченных и продуктивных на сегодняшний день крайне мало, от этого так много людей, обращающихся к психологу, ведь при успешной работе в дружной группе у человека не возникает психологических проблем.Поэтому при выборе работы или места учебы очень внимательно относитесь к тому коллективу, в котором вам нужно будет трудиться. опубликовано

Имитация народовластия до добра не доведет - рано или поздно люди захотят большего. © СС0 Public Domain

Искать настоящих экстремистов, внедряться в реальные радикальные подполья или банды трудно и опасно. Проще найти «врагов народа», удобно устроившись у компа и подрядив шерстить соцсети нещепетильных кибердружинников.

Доказывать факты коррупции, мошенничества, превышения полномочий, непрофессионализма людей во власти — тяжело и чревато. Даже просто выходить на митинги все опаснее. Проще ловить на слове политиков-чиновников, среди которых хватает простофиль, прилюдно озвучивающих то, что у вышестоящих на уме, или просто не умеющих адекватно выражать свои мысли. Да и где им было научиться ораторскому искусству в отсутствие честных состязательных выборов и профессионального кадрового отбора?

Проблема в том, что гражданский гнев при таком подходе обрушивается далеко не на самых циничных и вороватых. Брошенная сегодня на растерзание интернет-толпе Ольга Глацких, как ранее еще одна девушка из высшего сословия, саратовская министр труда с ее бесплатным советом питаться дешевыми макарошками, — жертвы имитации народовластия. Когда макарошки дорожают, нужны зрелища для выпуска негативных эмоций — так вот вам, граждане, мелкие чиновники на потраву. Крупных вроде министра труда Топилина с его феерическим высказыванием о «беспрецедентном росте зарплат», или премьер-министра Медведева с легендарным напутствием учителям «хотите денег — идите в бизнес», или группы товарищей, сочинивших пенсионную «реформу» в ее нынешнем изводе никто в отставку не отправит. И даже в соцсетях особо клеймить не даст, тут же натравив на комментаторов штатных троллей и адвокатов, защищающих честь и достоинство.

Главный вопрос текущего момента — надолго ли хватит малоценных чиновников для выпуска пара и не потребует ли народ рано или поздно более внушительных жертвоприношений? Ведь большая часть высказываний по делу свердловской спортсменки-чиновницы направлена не столько в ее адрес, сколько в сторону всего чиновного сословия. По формуле «что у Глацких на языке, то у начальства страны на уме».

Многие комментаторы открыто говорят о том, что люди во власти не просто по недомыслию, а совершенно сознательно и последовательно проводят антисоциальную политику — оптимизируя вплоть до полного исчезновения госбольницы и школы, повышая пенсионный возраст, сокращая расходы по социальным статьям бюджетов всех уровней, одновременно повышая многочисленные налоги и сборы. Что почти каждому из них, от крупного федерального чина до мелкого регионального клерка, по большому счету глубоко наплевать на граждан с их бесконечными апелляциями к государству. Что в глазах этого сословия государевых людей все мы, чего-то от них требующие или просящие, — лишь досадные помехи на пути к власти и личному обогащению. «Биомасса, человеческая слизь / Мы все, я, ты, мой сын и ваша дочка», по определению Сергея Шнурова. А лидер группы «Ленинград», еще недавно чуравшийся большой политики, отлично чувствует нерв общества — недаром его песни так часто становятся народными шлягерами.

Но наблюдать за взрослением общества, идущим параллельно с инфантилизацией власти, как-то даже страшновато. Складывается впечатление, что государство прилагает титанические усилия, чтобы достать своих граждан до печенок. А граждане прилагают не меньшие усилия, чтобы не схватиться за вилы, выплескивая ненависть в соцсетях.

Виктория Волошина

Новое на сайте

>

Самое популярное