Домой Женские имена Фрегат адмирал горшков черное море. Почему важнейший для вмф фрегат адмирал горшков оказался рекордным долгостроем

Фрегат адмирал горшков черное море. Почему важнейший для вмф фрегат адмирал горшков оказался рекордным долгостроем

Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков во время Великой Отечественной командовал бригадой крейсеров, а впоследствии почти 30 лет занимал пост Главнокомандующего ВМФ. Неудивительно, что его именем называют военные корабли.

Ранее в честь адмирала был назван тяжёлый авианесущий крейсер. Теперь же имя флотоводца присвоено представителю новейшего семейства – многоцелевому фрегату проекта 22350. Это не только полностью новые, современные корабли, но и первые, официально именуемые фрегатами.

Происхождение названия типа и история постройки

Исторический парусный фрегат – военный корабль, скоростной и маневренный, но недостаточно мощный, чтобы использоваться в боевой линии. Это название впервые возродили в Королевских ВМС во время Второй мировой Войны, дав его лёгким противолодочным судам.

В американском флоте после войны «фрегатами» некоторое время называли ракетные крейсера ПВО, но в 1975 году провели смену классификации. Так, современный фрегат окончательно определился, как небольшой (по водоизмещению) корабль противовоздушной и противолодочной обороны.

В Советском Союзе меньшие по размерам суда подобного назначения именовали «сторожевыми», а более крупные – «большими противолодочными». Такая классификация перешла по наследству российскому флоту. Но в последние годы и в России стали использовать термин «фрегат». А одним из первых стал «Адмирал Горшков».

Продолжительное время основу российских военно-морских сил составляли суда, разработанные и построенные в советское время.

Причём корабли могли быть и хороши сами по себе – но вот задачи, стоящие перед флотом, изменились. Требовались уже не «убийцы авианосцев», вооружённые тяжёлыми противокорабельными ракетами, а корабли, способные эффективно бороться с пиратством и поддерживать антитеррористические операции.

К сожалению, тяжёлое экономическое положение в стране не всегда позволяло даже сохранять имеющиеся боевые единицы, не говоря уже о разработке новых. Например, сторожевик «Ярослав Мудрый» заложили ещё в 1988 году, но в строй он вступил только через 20 лет.

Только к концу первого десятилетия 21 века в России вновь начали строиться по-настоящему новые и современные боевые единицы для ВМФ. Прямые предки «Адмирала Горшкова» – сторожевики проекта 11540. Это корабли, разработанные и заложенные еще в советское время. От постройки третьего корабля в серии, даже по модернизированному проекту, отказались, найдя его не вписывающимся в планы развития флота.

Головной фрегат базового проекта 22350 заложили в 2006 году в Санкт-Петербурге. Спустя четыре года состоялся спуск на воду. В будущем, по заявлению главнокомандующего ВМФ, подобные корабли станут основными в российском океанском флоте. Пока же два фрегата– «Адмирал Горшков» и «Адмирал Касатонов» – проходят испытания. Ещё два корабля проекта 22350 «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков» на воду пока ещё не спущены.

Краткое описание конструкции

Корпус фрегата имеет длинный полубак, двойное дно идёт от носа до машинного отделения. С целью снижения вероятности обнаружения корабля радарами противника его надстройка выполнена из композитов на основе углеродного волокна. Такие материалы хорошо поглощают радиоволны.

Иначе говоря, «Адмирал Горшков» построен с применением «стелс»-технологий.

Энергетическая установка фрегата – комбинированного типа. В ней на каждый из валов гребного винта работают дизельный двигатель и газовая турбина. Мощность турбин составляет 27500 л.с., а дизелей – 5200 л.с. Суммарная мощность всей установки достигает 65000 л.с. На судне применены гребные винты фиксированного шага. Фрегат оснащён успокоителями качки. Мореходные качества, в итоге, должны позволить «Адмиралу Горшкову» вести боевые действия даже при пятибалльном шторме.

Главный артиллерийский калибр фрегата – универсальная 130мм автоматическая пушка в установке А-192. Предыдущая артустановка аналогичного калибра – АК-130 – имела массу свыше 80 тонн. Это ограничивало её применение только крупными кораблями – крейсерами и эсминцами. Масса установки А-192 составляет лишь 25 тонн, и она может устанавливаться даже на небольшие корабли, такие как фрегаты.

Скорострельность достигает 30 выстрелов в минуту, пушка может поражать наземные и морские цели на дальностях до 23 километров. При использовании орудия в качестве зенитного досягаемость составляет 18 километров по высоте.

Малокалиберная артиллерия представлена двумя зенитными установками «Палаш», по одной на борт. Каждая установка несёт две шестиствольные автоматические пушки ГШ 6-30КД, темп стрельбы которых – до 10 тысяч выстрелов в минуту (суммарно). «Палаши» поражают воздушные цели на высотах до 3 километров.

Ракетное оружие «Адмирала Горшкова» размещается в носу корпуса в универсальных установках вертикального пуска.

Две УВП ЗС14У1 содержат по восемь ячеек, в которые можно загружать ракеты различного назначения. Противокорабельная ракета средней дальности «Оникс» позволяет поражать корабли на дальностях до 300 километров, масса боевой части – 300 килограмм. Она малозаметна для радаров и применяется по принципу «пустил-забыл».

Другой вариант – крылатые ракеты «Калибр». Эта ракета универсальная и может быть, в зависимости от варианта, противокорабельной, противолодочной или тактической для поражения наземных целей. Дальность полёта – до 300 километров (как и у «Оникса»), боевая часть может быть проникающей или осколочно-фугасной. Наведение – инерциальное и радиолокационное. Противолодочные ракеты в качестве БЧ несут торпеду.

Наконец, в перспективе фрегат сможет использовать , на вооружение пока не поступившую. Эти ПКР отличаются крайне высокой (гиперзвуковой) скоростью полёта. Переоснащение российских кораблей этими ракетами сможет, по некоторым оценкам, снизить роль авианосцев и заставит разрабатывать новые средства противоракетной обороны.


Противовоздушную оборону «Адмирала Горшкова» обеспечивает, в дополнение к артиллерии, ракетный комплекс «Редут». Его пусковые установки – также в носу, перед ЗС14У1. Боезапас насчитывает до 32 дальнобойных ракет 9М96 (дальность пуска – до 120 км) и до 128 ракет ближнего боя 9М100 (дальность – около 15 км).

От подводных лодок противника фрегат защищают две счетверённые установки «Пакет-НК».

Они поражают субмарины малогабаритными торпедами калибра 324 мм, а атакующие торпеды – реактивными противоторпедами М-15. Палубный ангар «Адмирала Горшкова» вмещает в себя традиционный для российского флота вертолёт Ка-27.

Боевые характеристики фрегатов проекта 22350

Достойно внимания то, что в составе ВМС США тоже произошли изменения. Главной ударной силой по-прежнему остаются тяжёлые авианосцы, но на смену старым фрегатам «Оливер Перри» пришли «литоральные» сторожевые корабли проектов «Freedom» и “Independence”.В качестве другого конкурента «Горшкова» рассмотрим уже не новый, но широко распространённый немецкий фрегат семейства MEKO.

Проект 22350 Littoral Combat Ship MEKO 200
Водоизмещение, тонн 5400 3100 3400
Длина, метров 135 127 118
Ширина, метров 16 32 14,8
Скорость хода, узлов 30 44 32
Артиллерийское вооружение 1 x 130мм 1 х 57мм, 2 х 30 мм 1 х 127мм
Ракетное вооружение 16 установок пуска ракет «Оникс» и «Калибр» 24 ракеты “Hellfire” 8 ракет “Harpoon”
Зенитное вооружение 2 х ЗАК «Палаш», 4 х ЗРК «Редут» 1 х ЗРКSeaRAM ЗРК SeaSparrow, ЗАК Phalanx
Противолодочное вооружение ПЛР 91Р2, 2 торпедных аппарата - 2 торпедныхаппарата Мк32
Авиационное вооружение Вертолёт Ка-27 Вертолёт MH-60, БПЛА MQ-8 Вертолёт S-70
Экипаж, человек 210 75 220

Сопоставляя тактико-технические характеристики, можно прийти к выводу: «Горшков», если и не является «суперфрегатом», то совсем не уступает по боевым возможностям своим аналогам. И вполне способен стать достойным конкурентом немецким фрегатам, если корабли проекта будут экспортироваться.


А вот характеристики новейшего американского сторожевика заставляют задуматься об уместности сравнения. Слишком сильно «литоральный боевой корабль» отошёл от сложившейся концепции фрегата. Калибр артиллерийского орудия вдвое меньше, зенитное вооружении слабее, противолодочное ограничено бортовым вертолётом. А лёгкие ракеты”Hellfire” – совсем не конкурент противокорабельным «Ониксам».

Если бы на их месте были хотя бы ракеты «Harpoon» – это сблизило бы возможности. Возможно, дополнительные боевые модули смогут значительно изменить боевые качества LCS. Внимания заслуживают высокая скорость и малая численность экипажа «американцев».

Перспективы, боевые и служебные

То главное, чего стоит ожидать от «Адмирала Горшкова» – это безаварийная эксплуатация. Всё-таки это первый всерии, не имеющей преемственности с предшественниками. Так что надеяться надо в первую очередь на то, что у него не выявится серьёзных «детских болезней». И что успевший сломаться маршевый дизель останётся самой крупной неприятностью.


Фрегат, скорее всего, будет нести патрульную службу. Возможно – будет поддерживать ракетными ударами действия наземных войск (если они не будут выведены из горячих точек в ближайшие годы).

А если корабли проекта 22350 будут построены крупной серией, то у них есть все шансы стать главной «рабочей лошадкой» флота (какой является на сегодняшний день американский эсминец «Арли Берк»). А вооружённые ракетами «Циркон» фрегаты получат возможность атаковать любые, даже самые крупные, корабли противника. И для уничтожения авианосцев уже не понадобятся тяжёлые крейсера.

Фрегаты проекта 22350 открыли новую, долгожданную страницу в истории флота России.

Даже лучшие корабли советской постройки уже давно нуждаются в замене – и вот она пришла. ВМФ начали принимать новые корабли, созданные с учётом современных требований.

Деятельность адмирала Сергея Горшкова на посту главнокомандующего в настоящее время оценивают по-разному. Есть мнение о том, что вместо строительства атомных крейсеров Советскому Союзу стоило больше внимания уделять авианосцам. Но есть определённый символизм в том, что имя адмирала присвоили хоть и небольшому кораблю, но мощно вооружённому и вполне способному (в перспективе) справиться с ролью противовеса авианосцам.

Видео

28 июля 2018 года в Санкт-Петербурге на ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» состоялась церемония подъема Военно-Морского Андреевского флага и передачи в состав ВМФ России головного фрегата проекта 22350 (заводской номер 921). Приемный акт по завершении Государственных испытаний корабля был 26 июля. Фрегат «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» включен в состав 43-й дивизии ракетных кораблей Северного флота с постоянным базированием на Североморск.

Головной фрегат проекта 22350 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» после подъема Военно-Морского флага и вступления в строй ВМФ России. Санкт-Петербург, 28.07.2018 (с) провэд.рф

На церемонии подъема Военно-Морского флага на фрегате «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» присутствовали заместитель Главнокомандующего ВМФ России начальник кораблестроения, вооружения и эксплуатации вооружения ВМФ вице-адмирал Виктор Бурсук и президент ПАО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) Алексей Рахманов. Характерно, что находящийся в Санкт-Петербурге Главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королев церемонию не посетил.

На церемонии подъема флага заместитель Главнокомандующего ВМФ России вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что «у нас был длительный и бурный путь к сдаче корабля. Во время испытаний он прошел более 70 000 миль в условиях северных морей, и мы достигли положительных результатов испытаний. Теперь путь проляжет в родную базу, где его уже очень ждут. Спасибо за подарок, который флот получил в канун своего праздника».

Со стороны bmpd напомним, что головной фрегат проекта 22350 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» (заводской номер 921) был построен на ПАО "Судостроительный завод "Северная верфь" в Санкт-Петербурге, где был заложен 1 февраля 2006 года, спущен на воду 29 октября 2010 года и совершил на заводские ходовые испытания на Балтике 18 ноября 2014 года. Государственные испытания фрегата велись с 2015 года.

В настоящее время на ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» по контракту ПАО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) с Министерством обороны России от 25 марта 2010 года на постройку трех серийных кораблей проекта 22350 (заводские номера 922, 923 и 924) ведется строительство фрегатов «Адмирал Флота Касатонов» (заводской номер 922, заложен на Северной верфи 26 ноября 2009 года, 12 декабря 2014 года), «Адмирал Головко» (заводской номер 923, 1 февраля 2012 года) и «Адмирал Флота Советского Союза Исаков» (заводской номер 924, 14 ноября 2013 года).

Дальнейшее строительство предполагается вести по модифицированному проекту 22350М. На церемонии подъема Военно-Морского флага на фрегате «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» заместитель Главнокомандующего ВМФ России вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что "серия кораблей, абсолютно аналогичных фрегату "Адмирал Горшков", составит четыре единицы. В дальнейшем мы планируем гораздо большее количество модернизированных кораблей. Разработчик - Северное ПКБ - приступает к этой работе уже в этом году. Первый модернизированный корабль мы планируем получить в 2026 году".





Церемония подъема Военно-Морского флага на г оловном фрегате проекта 22350 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». Санкт-Петербург, 28.07.2018 (с) провэд.рф






Церемония подъема Военно-Морского флага на головном фрегате проекта 22350 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». Санкт-Петербург, 28.07.2018 (с) Евгения Авраменко / Федеральное агентство новостей

Церемония подъема Военно-Морского флага на головном фрегате проекта 22350 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». Санкт-Петербург, 28.07.2018 (с) Петр Ковалев / ТАСС

Вооружение

Ракетное вооружение

  • 2 x 8 - ВПУ УКСК (ПКР, КР, ПЛУР);
  • 4 x 8 - ВПУ ЗРК "Полимент-Редут";
  • 2 ПЗРК "Игла-М".

Артиллерийское вооружение

  • 1 x 1 - 130-мм орудие А-192М "Армат";
  • 2 БМ ЗРАК "Палаш";
  • 2 х 1 - 14,5-мм пулеметные установки МТПУ.

Торпедное вооружение

  • 2 х 4 - 330-мм ПУ СМ-588 комплекса "Пакет-НК".

Авиационное вооружение

  • 1 вертолет Ка-27ПЛ, ангар и ВПП.

Построенные корабли

История создания

Проектирование

Сторожевой корабль дальней морской зоны разработан Северным проектно-конструкторским бюро (ОАО «Северное ПКБ»), эскизный проект под номером 22350 утвержден командованием ВМФ России в июне 2003 года.

Проектирование

Изначально озвучивалась потребность строительства серии из 20 кораблей проекта 22350 в течение 15-20 лет, но уже к концу 2010 года эта цифра снизилась до 10-12 кораблей. Тендер на строительство корабля был объявлен 28 февраля 2005 года. В нем приняли участие Судостроительный завод «Северная верфь», Балтийский судостроительный завод, объединение «Адмиралтейские верфи» и Калининградский судостроительный завод «Янтарь».

Первый контракт на строительство фрегата проекта 22350 был заключен Министерством обороны с победителем тендера, Судостроительным заводом «Северная верфь» 21 октября 2005 года. Впоследствии с этим же предприятием были подписаны еще два контракта: 25 марта 2010 года на три корабля и 17 марта 2011 года на четыре корабля. Согласно контрактам, поставки кораблей флоту завершатся к 2018 году. Одновременно ССЗ «Северная верфь» был признан единственным поставщиком кораблей проекта 22350 для ВМФ России.

Постройка и испытания

«Адмирал Горшков» после спуска на воду проходил стендовые заводские испытания. В мае 2013 года на корабле были проведены швартовные испытания. 3 октября 2014 года «Адмирал Горшков» был поставлен на стенд размагничивания в бассейне Судостроительного завода «Северная верфь». 8 ноября 2014 года фрегат был отбуксирован в Кронштадт для начала заводских ходовых испытаний. 18 ноября 2014 года корабль впервые самостоятельно вышел в море для проведения первого этапа заводских ходовых испытаний. На вооружение ВМФ РФ «Адмирал Горшков» принят 28 июля 2018 года.

Описание конструкции

Фрегаты проекта 22350 предназначены для ведения боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок в океанских и морских районах, а также для отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединения кораблей.

Корпус

Фрегаты проекта 22350 – корабли с протяженным полубаком и сплошной надстройкой, выполненной с использованием композитных конструкционных материалов на основе поливинилхлорида и углеродных волокон (композитные материалы обеспечивают снижение уровня вторичного радиолокационного поля корабля посредством поглощения и рассеивания радиоволн – технология stealth). Физические поля фрегата минимизированы.

Кормовая оконечность – транцевая. Форма обводов корпуса и острый клиперский форштевень должны обеспечить кораблям проекта 22350 хорошие мореходные качества. Двойное дно располагается на протяжении большей части корпуса (от носовых отсеков с боезапасом вплоть до машинного отделения и кормового подзора).

На корабле предполагается установить новые успокоители качки с неубирающимися рулями, что позволит уменьшить объёмы занимаемые этими механизмами. Мореходность корабля должна обеспечивать применения вооружения и техники без ограничений при работающем успокоителе качки на волнении моря до 4-5 баллов.

Энергетическая установка и ходовые качества

На корабле применена дизель-газотурбинная установка типа CODAG состоящая из двух дизель-газотурбинных агрегатов ДГТА-М55Р, включающих в себя:

  • два газотурбинных двигателя 4-го поколения М90ФР / ДА91 мощностью по 27200 л.с. / 27500 л.с. полного хода, которые размещены в носовом машинном отделении, совместной разработки НПО "Сатурн" (г. Рыбинск, Россия) и НПП "Зоря-Машпроект" (г. Николаев, Украина).
  • два дизельных двигателя 10Д49 экономического хода мощностью по 5200 л.с. производства ОАО “Коломенский завод” (г. Коломна, Россия) с двухскоростными редукторными передачами, которые размещены в кормовом машинном отделении;
  • редуктора РО55Р, который обеспечивает раздельную работу дизелей и турбин, производства ГП НПКГ «Зоря» – «Машпроект» (г. Николаев, Украина);
  • системы автоматического управления "Метель-55", разработанной ОАО «Концерн «НПО «Аврора» (г. Санкт-Петербург, Россия).

Запасы топлива на корабле обеспечивают ему дальность плавания 4 000 миль при скорости экономичного хода 14 узлов.

Вспомогательное оборудование

На корабле установлено четыре дизель-генератора АДГ-1000НК производства Уральского дизель-моторного завода (УДМЗ).

Экипаж и обитаемость

Вооружение

Ракетное вооружение

Основным ударным вооружением корабля проекта 22350 является ракетный комплекс "Калибр" с универсальной 16-контейнерной вертикальной пусковой установкой (УВПУ) 3С-14 с возможностью размещения крылатых ракет морского базирования, противокорабельных ракет и противолодочных управляемых ракет. Весь боезапас управляемых ракет предполагается хранить в вертикальных пусковых установках с конструктивной защитой.

Дальняя зона ПВО корабля обеспечивается ЗРК "Полимент-Редут", ближняя – зенитным ракетно-артиллерийским комплексом "Палаш". ЗРК "Полимент-Редут" имеет одну 32-зарядную вертикальную пусковую установку (32 ЗУР 48Н6Е2, или 128 9М96Е, или 512 РВВ-АЕ-ЗРК в любых сочетаниях). ЗРАК "Палаш" представлен двумя боевыми модулями (2х4 ПУ ЗУР с боекомплектом из 32 ракет и 2х6 30-мм автоматических пушки).

Артиллерийское вооружение

Артиллерия корабля представлена одной автоматической артиллерийской установкой А-192М "Армат".

Торпедное вооружение

Авиационное вооружение

На корабле предусмотрен ангар и ВПП для постоянного базирования палубного вертолета типа Ка-27.

Средства связи, обнаружения и управления

Радиоэлектронное вооружение корабля представлено средствами обнаружения воздушных, подводных и надводных целей, выдачи целеуказания корабельному оружию, а также радиоэлектронного подавления и борьбы, работа которых скомплексирована при помощи БИУС "Сигма-22350".

Для обнаружения воздушных и надводных целей, а также управления огнем ЗРК применяется РЛС с ФАР 5П20К "Полимент". РЛС работает в Х-диапазоне, способна обнаруживать и сопровождать более 200 целей на дальности до 200 км и одновременно обеспечивать обстрел 16 из них. Антенный пост станции "Полимент" представлен 4-х сторонней АФАР.

В качестве станции общего обнаружения воздушных и надводных целей используется РЛС 5П27 "Фурке" (производство НПО "Правдинский радиозавод").

Для целеуказания ПКР используется РЛС 34К1 "Монолит".

Для выдачи целеуказания и управления огнем АУ А-192 применяется система 5П-10 "Пума" (разработки и производства НИИ "Полюс") с лазерным дальномером и ТВ-каналом.

Для наблюдения за надводной и воздушной обстановкой в интересах обороны корабля, обеспечения навигационной безопасности и для контроля взлета и посадки корабельных вертолетов применяется многофункциональный оптико-электронный телевизионный комплекс МТК-201М с малогабаритной гиростабилизированной камерной установкой секторного обзора МТК-201М-С7 (разработки и производства Уральского оптико-механического завода УОМЗ).

Для освещения подводной обстановки и выдачи целеуказания противолодочному оружию используется ГАК "Заря-3" (по неподтвержденным данным на головной СКР зав. №921 установлен ГАК "Звезда") и буксируемая ГАС "Виньетка-М".

Задачи радиоэлектронной борьбы и противодействия электронным средствам противника решаются при помощи комплекса РЭБ "Просвет-М" (2 ПУ КТ-308 и 8 ПУ КТ-216).

Средства связи корабля дополнены комплексом спутниковой связи "Центавр-НМ", антенные посты которого размещены на кормовой надстройке.

Построенные корабли

Головной фрегат проекта 22350 заложен 1 февраля 2006 года. Приказом Главнокомандующего ВМФ кораблю было присвоено имя «Адмирал флота Советского Союза Горшков». Главным строителем корабля стал Д. Ю. Силантьев. Это первый крупный надводный корабль, заложенный на верфях России с 1991 года. Фрегат спущен на воду 29 октября 2010 года, в ноябре 2014 года вышел на заводские испытания, предположительно вступит в строй в 2015 году.

В ноябре 2009 года был заложен первый серийный фрегат проекта 22350 – «Адмирал флота Касатонов» , второй серийный корабль – «Адмирал Головко» – заложили 1 февраля 2012 года. Закладка третьего серийного фрегата – «Адмирал флота Советского Союза Исаков» – произведена 14 ноября 2013 года в день 101-й годовщины основания «Северной верфи».

Название Зав. № Завод-строитель Закладка Спуск на воду Подъем флага Примечание
Адмирал флота Советского Союза Горшков 921 “Северная верфь” 1 февраля 2006 года 29 октября 2010 года Головной корабль серии
Адмирал флота Касатонов 922 “Северная верфь” 26 ноября 2009 года 12 декабря 2014 года Первый серийный корабль
Адмирал Головко 923 “Северная верфь” 1 февраля 2012 года Второй серийный
Адмирал флота Советского Союза Исаков 924 “Северная верфь” 14 ноября 2013 года Третий серийный

Судьба кораблей

Первый командир корабля - ?.

  • 18 ноября 2014 года фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» проекта 22350 впервые вышел из Кронштадта в Финский залив. для проведения заводских ходовых испытаний в морских полигонах Ленинградской военно-морской базы БФ.

В ходе проведения первого этапа ЗХИ будут проверяться ходовые показатели корабля, работа главной энергетической установки, корабельных систем и устройств. В частности, работа силовой установки, рулевого устройства, вспомогательных механизмов, средств связи, обнаружения и навигации, якорного устройства. Также будут проводиться скоростные, маневренные и вибрационные испытания корабля. Помимо экипажа, на борту фрегата находятся более 200 специалистов различных подразделений завода-изготовителя, специалистов от промышленности, а также контрагентов.

.

Добавить фото в галерею, Наполнить статью внутренними ссылками, Добавить информацию

ВМФ получит первый со времен СССР новый корабль дальней морской зоны – головной фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков». Корабль строился двенадцать с лишним лет – и это стало едва ли не рекордным судостроительным долгостроем в новейшей российской истории. Почему этот важнейший для российского ВМФ корабль строили так долго – и кто виноват в этом?

Есть сведения, что стрельбы «Горшкова» на Севере до межфлотского перехода на Главный военно-морской парад в Кронштадте были признаны «частично успешными». Если так оно и есть, продолжения испытаний не избежать.

Грехи заказчика

Опытно-конструкторская работа (ОКР) «Полимент-Редут» по логике должна быть составной частью ОКР под условным наименованием «Фрегат пр. 22350». Однако головной исполнитель (Северная верфь) в данном случае был не в состоянии как-то повлиять на соисполнителя («Алмаз – Антей»), поскольку не обладал соответствующими компетенциями и полномочиями. Вина Минобороны вообще и ВМФ в частности заключается в том, что они своевременно не синхронизировали разработку составных частей ОКР и недостаточно жестко требовали соблюдения сроков. А это привело к срыву гособоронзаказа по одному из важнейших направлений военного строительства.

Оружие и носитель

Казалось бы, имея перед глазами пример столь неэффективной кооперации между верфью-строителем и разработчиком оружия, следовало бы поменять саму схему. А именно – сначала разрабатывать, испытывать, доводить и принимать на вооружение ЗРК и только после этого начинать создание корабля-носителя. Однако разработка современного морского оружия, проектирование/постройка головного корабля и строительство серии занимают немало времени – грубо говоря, на каждый из трех названных этапов требуется примерно по 10 лет. В результате при таком (последовательном) подходе даже головной корабль вступит в строй с несколько устаревшим вооружением, устаревание же последнего корабля серии будет уже критическим.

Поэтому и раньше, и сейчас, и впоследствии разработка оружия и носителя выполнялись, выполняются и будут выполняться одновременно. И главная проблема тут, как уже говорилось выше – в их синхронизации . Для этого, во-первых, необходимо выработать четкий механизм взаимодействия заказчика (Минобороны) с головными исполнителями и соисполнителями НИОКР и ОКР, включающий в себя систему штрафов и поощрений. Вместо общепринятой сейчас практики переноса сроков дополнительными соглашениями к госконтрактам военная приемка должна буквально «стоять над душой» у разработчиков, требуя своевременного выполнения согласованных ранее всеми участниками процесса совместных решений.

Во-вторых,

следует вернуться к практике предварительных испытаний нового оружия до установки его на головной корабль серии.

Первые шаги в этом направлении уже делаются – «в 2017 году [начал] функционировать современный сдаточный полигон на Ладожском озере, построенный ПАО «Северная верфь» и АО «Заслон» и предназначенный для испытаний новейшего радио[технического] вооружения... Полигон обладает возможностями создавать реальные корабельные условия для испытаний [РТВ]. Это позволит значительно сократить... сроки испытаний корабля и отработать режимы применения радиотехнических комплексов в обстановке любой сложности».

Для справки: АО «Заслон» занимается разработкой многофункциональных радиолокационных комплексов (МФ РЛК), размещаемых в интегрированных башенномачтовых конструкциях (ИБМК). МФ РЛК «Заслон» аналогичны по назначению и архитектуре РЛК «Полимент-Редута». Они будут установлены на строящихся корветах пр. 20380, а также на новейших, хорошо вооруженных и очень красивых кораблях пр. 20385, которые так и просятся в большую серию, но главкомат ВМФ почему-то предпочел им уродливый (напоминающий американский «Зумвальт») и безумно дорогой (по цене фрегата) пр. 20386 (будем надеяться, что ошибка будет исправлена и нашим военным морякам не придется стыдиться кораблей, на которых они служат).

Наконец, если, несмотря на все старания и принятые меры, добиться синхронизации разработки оружия и корабля-носителя все же не получится (перспективная техника – дама капризная), корабли следует принимать в состав ВМФ без недоработанных комплексов. Важно ни в коем случае не задерживать строительство серии, а потом (после доработки) довооружать их в рабочем порядке в сжатые сроки. Так делалось в СССР – и делалось правильно. Условно строевые фрегаты без ЗРК лучше их отсутствия в составе флота.

Наличие «Полимент-Редута» легко сымитировать установкой фальш-полотен ФАР, а боекомплект в установках вертикального пуска вообще не виден. 22350 при этом могли бы заниматься боевой подготовкой, совершенствовать навыки применения другого (боеготового) вооружения, обеспечивать военно-морское присутствие и демонстрировать флаг в дальних водах, т. е. отрабатывать по мере сил вложенные в них миллиарды, а не простаивать у достроечных набережных в ожидании милостей от контрагентов.


Совершилось! Несколько дней назад в свое первое дальнее плавание отправился новый российский корабль «Адмирал Горшков». Без преувеличения можно сказать, что этот многоцелевой фрегат на протяжении нескольких лет был одним из самых желанных кораблей для ВМФ России. Давайте разберемся, почему «Адмирал Горшков» один из самых совершенных военных кораблей в мире, и какую роль он играет для нашей страны.



«Адмирал Флота Советского Союза Горшков» - это головной корабль проекта многоцелевых фрегатов 22350. Корабль был построен в Санкт-Петербурге в 2010 году и является четвертым поколением российских кораблей-носителей ракетного оружия. Долгое время о корабле было мало что известно. За восемь лет «Адмирал Горшков» совершил несколько тренировочных рейсов в Балтике и Северном море, а 26 февраля отправился в свое первое дальнее путешествие. Корабль был официально принят на вооружение ВМФ РФ 28 июля 2018 года.



Основное отличие фрегата от других военных кораблей его многозадачность. «Адмирал Горшков» может противостоять как надводным, так и подводным вражеским судам, а также отражать воздушные и ракетные атаки. Помимо этого корабль способен поражать наземные цели на побережье, осуществлять конвои и высадку десанта. Россия долгое время нуждалась именно в таком корабле с подобным широким спектром выполняемых задач. Кроме этого «Адмирал Горшков» стал первым российским военным кораблем, документация которого была выполнена полностью по «безбумажной» технологии с использованием компьютерной системы FORAN.



Что касается технической составляющей и вооружения, то тут «Адмирал Горшков» шагнул далеко вперед. Инновационные разработки по корпусу существенно улучшили мореходные качества корабля. Теперь боевая работа систем вооружения обеспечивается при шторме 4 - 5 баллов. Также при постройке корабля были применены новейшие композитные материалы, которые в совокупности с технологией Stealth делают «Адмирала Горшкова» практически невидимым для вражеских радаров.



В качестве основного вооружения корабля используется ракетный комплекс «Калибр-НК». Также на «Адмирале Горшкове» установлено шестнадцать универсальных пусковых установок, которые подходят для размещения сверхзвуковых ракет «Оникс». По информации сайт, фрегат также стал первым кораблем в составе ВМФ РФ на котором была установлена артиллерийская система «А-192М» калибра 130 мм. Но самым «продвинутым» вооружением «Горшкова» стала новейшая корабельная ПВО «Полимент-Редут». Грубо говоря, это зенитно-ракетный комплекс с применением передового радара для обнаружения целей. Установка может одновременно поражать до шестнадцати целей на расстоянии до четырехсот километров. В настоящее время это одна из самых совершенных ПВО в мире.



В целом можно сказать, что фрегат по вооружению на несколько шагов опережает имеющиеся в составе флота корабли, что одновременно и хорошо и плохо. Хорошо, что Россия может создавать совершенные военные корабли, а плохо, что строительство и реализация подобных проектов занимает так много времени. Как ни крути - один в поле не воин. «Адмиралу Горшкову» требуется еще несколько «систершипов», чтобы окончательно заткнуть «дыры» в российском сегменте многоцелевого флота.

Новое на сайте

>

Самое популярное