Домой Развитие Ход работы. Ход работы Упражнения по пройденному материалу

Ход работы. Ход работы Упражнения по пройденному материалу

Систематическое положение печеночного сосальщика определено к семейству Фасциолидов, латинское название Fasciolidae, и представляет тип плоских червей. Печеночный сосальщик относится к классу дигенетических сосальщиков, который возглавляет отряд Echinostomatida, состоящий из представителей рода Fasciola.

Систематика относит жизненный цикл развития печеночного сосальщика к сложному типу, насчитывающему несколько фигурантов:

  • основного хозяина;
  • промежуточного хозяина;
  • свободноживущей стадии личиночной формы.

Печёночная двуустка является гермафродитом. Каждая особь имеет как женские, так и мужские органы размножения – матку и семенники.

Марита печеночного сосальщика – половозрелая особь, обладает относительно развитой системой пищеварения. Передняя часть тела оснащена ртом, переходящим в глотку. Мускулистая глотка впадает в пищевод. Разветвлённый кишечник слепо замкнут. Пищеварение – единственная относительно развитая функция, которой наделен печёночный сосальщик. Строение выделительной системы относится к типу протонефридиальный, поскольку замыкает проходящий вдоль всего тела центральный выделительный канал пора, а не анус.

Большинство сосальщиков, включая двуустку – гермафродиты. Размножение и половой процесс происходит во внутренних органах окончательного хозяина, а моллюск – промежуточный хозяин, вынашивает личинок, размножающихся неполовым путём.

Мужская половая система состоит из парного семяпровода и копулятивного органоида. При слиянии семенники образуют семяизвергающий канал. Женские половые органы представлены яичником, желточниками и семяприёмником, ведущим в оотип – специфическую камеру для оплодотворения яиц. Он впадает в матку, оканчивающуюся отверстием, через которое наружу выводятся оплодотворённые инвазионные яйца.

В своём развитии печёночная двуустка во многом превосходит другие виды дигенетических сосальщиков.

Двуустка обладает хорошо развитыми функциями:

Задняя треть тела червя, сразу за брюшной присоской, вмещает матку многолопастной конфигурации. Месторасположение непарного разветвлённого яичника – правая часть верхней трети тела. Множественные желточники расположены по обоим бокам особи. Передняя часть тела содержит сильно разветвлённую сеть семенников.

Печеночный сосальщик вызывает трудно диагностируемое серьёзное заболевание Фасциолёз, трудно поддающееся терапевтическим методам воздействия.

Стадии развития личинок и фазы формирования двуустки печёночной многочисленны. Схема достижения взрослой особи полового размножения достаточно сложная. Попробуем без сложных оборотов осветить циклы развития личинок. Если можно упростить изложенный материал, опишите схему формирования в своих комментариях к статье.

В величину яйца печеночного сосальщика достигают размера 80х135 мкм. Каждое яйцо имеет овальную форму и окрашено в коричневато-жёлтый цвет. С одного полюса имеется крышечка, из-под которой при благоприятных условиях выходят личинки, с противоположной стороны располагается бугорок.

Яйцо печеночного сосальщика начинает развиваться только при попадании в водную среду с подходящими для процесса условиями. Солнечный свет выступает в роли активатора, и, спустя месяц, из яиц выходят личинки, или мирацидий печеночного сосальщика.

Тело каждой мирацидии оснащено:

  • ресничками, позволяющими личинкам свободно передвигаться в водной среде и подтверждающими родственные связи сосальщика печеночного с реснитчатыми червями;
  • единственный светочувствительный глазок обеспечивает положительный фототаксис, направляя личинку к источнику света;
  • нервным ганглием – примитивной нервной системой;
  • органами выделения.

В хвостовой части находятся зародышевые клетки, отвечающие за партеногенез. Передний конец тела оснащён ферментобразующей железой, позволяющей мирацидии свободно проникать и развиваться в промежуточном хозяине.

На данной стадии личинка не питается. Она получает своё развитие за счёт питательных веществ, накопленных в предыдущей стадии. Её срок жизни ограничен, и составляет всего сутки. За это время мирацидий должен найти улитку и проникнуть в тело малого Прудовика.

Спороциста имеет кожно-мускульное тело в форме мешка, наполненное зародышевыми клетками. У неё отсутствует кровеносная система и процесс пищеварения, питаясь поверхностью тела. Нервная система и органы чувств находятся в зачаточном состоянии. На этом этапе размножение печеночного сосальщика осуществляется путём простого деления спороцист – распадаясь на части, они образуют несметное количество особей дочернего поколения.

У редии – личинки дочернего поколения, в отличие от своей предыдущей стадии, активно происходит формирование жизнеобеспечивающих функций:

  • системы пищеварения, состоящей из пищеварительной трубки, глотки и рта;
  • псевдовлагалища — зачаточной половой системы, способной выводить новые личиночные поколения.

Некоторые стадии жизненного цикла печеночного сосальщика занимают особое место. В период миграции, редии, локализуясь в печёночной ткани, всё тем же путём партеногенеза, формируют следующий тип личинки – церкарий.

Следует отметить некоторые особенности строения церкарии, значительно отличающие её от предыдущих стадий личинок. Тело церкарии наделено мозгом, а также сформированной, но не задействованной системой пищеварения и глазком — органоидом зрения. Хорошо развита функция фиксации во внутренних органах хозяина, которая характерна для мариты.

Конечная личиночная стадия печеночного сосальщика происходит в печени моллюска. Тело церкарии наделено мощным хвостом, обеспечивающим личинке свободу передвижения. После выхода церкарии из тела прудовика, она из воды стремится попасть на берег, где происходит последняя метаморфоза.

Выйдя на сушу, церкария отбрасывает свой хвост. Она переходит в состояние цисты, прикрепляясь к прибрежным растениям, впадая в так называемую стадию адолескарии. Циста способна сохранять жизнеспособность длительное время, пока её не проглотит травоядное животное, являющееся основным хозяином печеночного сосальщика.

Это инвазионная стадия личинки, опасная не только для животных, но и для людей, образ жизни которых связан с водоёмами.

Таким образом, у печеночного сосальщика существует две стадии, на которых фасциола считается заразной:

  1. Мирацидий несёт угрозу заражения промежуточного хозяина.
  2. Стадия адолексарии, поражающая домашний скот и людей. Она вызывает заболевание, приводящее к циррозу печени, грозящее пациенту летальным исходом.

Патогенез, диагностика и профилактические меры

В одном случае заражение происходит после употребления пациентом плохо прожаренной печени и попадания в организм так называемых транзитных яиц. В другом – не помытых после полива овощах, выращенных в прибрежной зоне. Невзирая на виды поражения, Фасциолёз считается одним из опасных инфекционных заболеваний.

Общественная профилактика сводится к уничтожению моллюсков по берегам водоёмов. Большое значение придаётся выпасу скота – его переводят на другие пастбища.

В заключение следует отметить, что жизненный цикл печёночного сосальщика проходит исключительно со сменами промежуточного и основного хозяина. Локализовавшись в печёночной ткани и жёлчегонных путях домашних копытных, сосальщик вызывает заболевание, протекающее очень тяжело. Домашний скот стремительно теряет шерстяной покров и массу тела. Без соответствующего лечения быстро наступает истощение и смерть.

Человек нечасто становится объектом поражения двуусткой. Личиночные стадии, внедряющиеся в печёночную ткань, становятся причиной развития Фасциолёза – опасной для человека болезни с поражением печени, жёлчного пузыря, желчегонных протоков и нередко поджелудочной железы.

Из всех классов животных - высших и примитивных - многие виды используют отличные друг от друга способы передвижения (иногда весьма оригинальные) по воде, под водой, в воздухе и по поверхностям. Способы передвижения животных зависят от многих факторов: формирования в процессе эволюционного развития, наличия или отсутствия скелета, других особенностей строения конкретно взятого вида.

Важнейшая особенность

Способность двигаться - одно из свойств к какому бы они классу или виду ни причислялись учеными. Даже растения осуществляют движение внутри на клеточном уровне. А животным, в отличие от растений, свойственно перемещать все тело, преследуя тем самым различные цели: поиск пищи, размножение, защита от врагов. Потому что движение - это и есть сама жизнь живой природы и, в частности, ее фауны.

Способы передвижения животных. Классификация

Все они по типу делятся на несколько больших групп.


Эволюционное развитие

При эволюции животных от простейших и одноклеточных структур организмов до высших многоклеточных, обладающих различными органами и функциями, эволюционировали и способы передвижения животных. За миллионы лет вырабатывались сложнейшие двигательные системы, позволяющие разным видам добывать пищу, убегать от врага, защищаться и размножаться. Характерно, что лишь немногие из известных животных осуществляют сидячий образ жизни. Подавляющее большинство передвигается различными способами.

С помощью мышц

Для многоклеточных представителей фауны характерно осуществление передвижения с помощью мышц, которые образованы особой тканью, называемой мышечной. Данная структура имеет особенность сокращаться. Сокращаясь, мышцы приводят в движение рычаги, которыми являются составные части скелетов животных. Так и осуществляется перемещение.

Кто во что горазд

Итак, при помощи мышечных структур слизни и улитки скользят по поверхностям. используя полостное мышечное движение, цепляются щетинками за неровную почву. Пиявки используют присоски, а змеи - чешуйки кожи. Многие животные, приподнимая тело над землей, передвигаются при помощи конечностей, значительно таким образом уменьшая трение. Как результат, возрастает и скорость передвижения (быстрейшее животное на планете - гепард, который развивает скорость свыше 110 километров). Некоторые животные прыгают (даже по воде). Некоторые планируют в воздухе или летают. Некоторые ныряют или плавают по воде или в глубинах. Но везде используется мышечная сила.

Необычные способы передвижения животных

  • Пресноводная гидра движется при помощи своеобразных шагов и кувырков. Она изгибает тело и прикрепляется щупальцами к поверхности, затем подтягивает подошву. А актинии очень медленно движутся, сокращая и расслабляя мышцы самой подошвы.
  • Головоногие (кальмары, осьминоги) способны к реактивному передвижению. Они засасывают жидкость в специальную полость своего тела и с силой выбрасывают ее сквозь узкую воронку. Тем самым двигают тело в противоположном направлении.
  • Ящерица-василиск быстро бегает по воде (2 метра в секунду). На поверхности воды ее удерживают пузырьки воздуха под чешуйками лап.
  • Геккон бежит по вертикальной стеклянной стене со скоростью 1 метр в секунду, не падая. Это происходит за счет специальных присосок на лапках ящерицы.
  • Райские украшенные змеи, обитающие в Азии, перелетают по воздуху с дерева на дерево, используя уплощение своего тела, которое превращается на это время в подобие

Итоги

Разнообразные виды движений характерны для всех животных, существующих на нашей планете. Сам процесс осуществляется несколькими способами. Каждый из живых организмов приспособлен к определенным, характерным для него, видам движений.

Данный материал может быть использован для проведения урока на тему «Способы передвижения животных. 5 класс».

От многощетинковых червей произошли малощетинковые черви. Малощетинковые черви объединяют 4000-5000 видов. Длина их тела колеблется от 0,5 мм до 3 м. Все членики тела у них одинаковые. Нет пароподий, на каждом членике имеется по четыре пары щетинок. У половозрелых особей в передней трети тела появляется утолщение - железистый поясок.

Рис. 65. Представители малощетинковых червей: 1 - дождевой червь; 2 - трубочник

Малощетинковые черви, в частности дождевые черви, играют огромную роль в почвообразовании. Они перемешивают почву, снижают ее кислотность, повышают плодородие. Водные малощетинковые черви способствуют самоочищению загрязненных водоемов и служат пищей для рыб.

Строение тела многощетинковых и малощетинковых червей во многом сходно: тело состоит из сегментов - колец. Число сегментов у различных видов малощетинковых червей составляет от 5-7 до 600. В отличие от многощетинковых у малощетинковых червей отсутствуют паралодии и усики, сохранились маленькие щетинки, торчащие из стенки тела. На каждом сегменте две пары спинных и две пары брюшных щетинок. Они представляют собой остатки опорных элементов исчезнувших паралодии, которые были у их предков. Щетинки настолько малы, что, например, у дождевых червей их можно обнаружить только на ощупь, проведя пальцем от задней части тела червя к передней. Небольшое число щетинок на теле этих червей и дало название всему классу - Малощетинковые. Щетинки служат этим червям при движении в почве: загнутые спереди назад, они помогают червю удерживаться в норке и быстро продвигаться вперед.

У малощетинковых червей, как и у многощетинковых, имеется головной отдел, где находится рот, на заднем конце тела - анальная лопасть. Кожный эпителий богат железистыми клетками, что связано с необходимостью постоянного смазывания кожи при передвижении в почве.

Внутреннее строение малощетинковых червей можно рассмотреnm на примере дождевого червя.

Мускулатура и движение. Под каждым эпителием расположена развитая мускулатура, состоящая из кольцевых и продольных мышц (рис. 66). При попеременном сокращении этих мышц тело червя может сокращаться и удлиняться, что обеспечивает движение червя. Дождевой червь может лаглатывать частицы почвы, пропуская их через кишечник, как бы проедая себе ход, и усваивая при этом питательные частицы, содержащиеся в почве.

Рис. 66. Поперечный разрез через тело дождевого червя: 1 - щетинки; 2 - эпителий; 3 - кольцевые мышцы; 4 - продольные мышцы; 5 - кишка; 6 - спинной кровеносный сосуд; 7 - брюшной кровеносный сосуд; 8 - кольцевой кровеносный сосуд; 9 - органы выделения; 10 - брюшная нервная цепочка; 11 - яичник

Лабораторная работа № 2

  • Тема. Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость.
  • Цель. Изучить внешнее строение дождевого червя, способ его передвижения; провести наблюдения за реакцией червя на раздражение.
  • Оборудование: сосуд с дождевыми червями (на влажной пористой бумаге), бумажная салфетка, фильтровальная бумага, лупа, стекло (примерно 10 х 10 см), лист плотной бумаги, пинцет, кусочек лука.

Ход работы

  1. Поместите дождевого червя на стекло. Рассмотрите спинную и брюшную стороны, переднюю и заднюю части, их отличие.
  2. Рассмотрите с помощью лупы щетинки на брюшной стороне дождевого червя. Понаблюдайте, как он ползает по бумаге, и прислушайтесь, есть ли шуршание по мокрому стеклу.
  3. Выясните реакцию дождевого червя на различные раздражители: прикоснитесь листочком бумаги; поднесите к передней части его тела свежесрезанный кусочек лука.
  4. Зарисуйте дождевого червя, сделайте необходимые обозначения и надписи к рисунку.
  5. Сделайте выводы. На основе наблюдений за дождевым червем назовите характерные внешние признаки класса Малощетинковые черви.

Пищеварительная система у дождевого червя состоит из хорошо выраженных отделов: глотки, пищевода, зоба, мускульного желудка, средней и задней кишки.

В пищевод впадают протоки известковых желез. Вещества, выделяемые этими железами, служат для нейтрализации находящихся в почве кислот. Спинная стенка средней кишки образует впячивание, увеличивающее всасывательную поверхность кишки. Питаются дождевые черви гниющими растительными остатками, в том числе и опавшими листьями, которые затаскивают в свои норки.

Кровеносная, нервная и выделительная системы у малощетинковых и многощетинковых червей по строению сходны. Однако кровеносная система дождевых червей отличается тем, что содержит способные к сокращению мускульные кольцевые сосуды - «сердца», расположенные в 7-13 сегментах.

В связи с подземным образом жизни органы чувств у малощетинковых червей развиты слабо. Органы осязания - чувствительные клетки, расположенные в коже. Здесь же имеются клетки, воспринимающие свет.

Дыхание. Газообмен у малощетинковых червей осуществляется всей поверхностью тела. После сильного, проливного дождя, когда вода заливает норки червей и доступ воздуха в почву затруднен, дождевые черви вылезают на поверхность почвы.

Размножение. В отличие от многощетинковых червей малощетинковые - гермафродиты. Половая система их расположена в нескольких сегментах передней части тела. Семенники лежат впереди яичников.

Оплодотворение у малощетинковых червей перекрестное (рис. 67, 1). При спаривании сперматозоиды каждого из двух червей переносятся в семяприемники (особые полости) другого.

Рис. 67. Спаривание (1) дождевых червей и образование кокона (2-4)

На передней части тела червя хорошо заметно вздутие - поясок. Железистыми клетками поясков выделяется слизь, которая, подсыхая, образует муфту. В нее сначала откладываются яйца, а затем из семяприемников поступают сперматозоиды. Оплодотворение яиц происходит в муфте. После оплодотворения муфта соскальзывает с тела червя, уплотняется и превращается в яйцевой кокон, в котором происходит развитие яиц. По окончании развития из яиц выходят маленькие черви.

Лабораторная работа № 3

  • Тема. Внутреннее строение дождевого червя.
  • Цель. Изучить внутреннее строение и найти признаки усложнения внутренней организации дождевого червя по сравнению с планарией.
  • Оборудование: готовый препарат дождевого червя, микроскоп.

Ход работы

  1. Поместите препарат дождевого червя на предметный столик микроскопа и рассмотрите при малом увеличении.
  2. Пользуясь учебником, определите, какие органы червя вы различаете под микроскопом.
  3. Зарисуйте увиденное под микроскопом, сделайте необходимые обозначения и надписи.
  4. Отметьте признаки усложнения организации дождевого червя как представителя типа кольчатых червей в сравнении с представителями плоских и круглых червей.

Пиявки. К типу кольчатых червей относится класс Пиявки (Hirudinea), в котором около 400 видов (рис. 68). Произошли они от малощетинковых кольчатых червей. Пиявки обитают в пресных водах, некоторые - в морях и влажной почве. В тропиках имеются сухопутные виды. Передвигаются пиявки попеременным прикреплением присоски к субстрату, многие способны плавать. Длина тела представителей различных видов пиявок от нескольких миллиметров до 15 см.

Рис. 68. Различные виды пиявок: 1 - рыбья: 2 - конская; 3 - улитковая; 4 - медицинская; 5 - двуглазая; 6 - ложноконская

Тело пиявки уплощенное в спинно-брюшном направлении, с двумя присосками - околоротовой и задней. Пиявки окрашены в черный, коричневый, зеленоватый и другие цвета.

Рис. 69. Схема строения пищеварительной системы пиявок: 1 - рот; 2 - карманы для запасания крови; 3 - анальное отверстие

Снаружи тело пиявки покрывает довольно плотная кутикула. Лежащий под ней эпителий богат слизистыми железами. Параподии, щетинки, щупальца и жабры у пиявок отсутствуют. На передних сегментах животных расположено несколько (одна - пять) пар глаз. Под эпителием располагаются кольцевые и очень сильные продольные мышцы. Они у пиявок составляют до 65,5% всего объема тела.

Кольчатые черви произошли от примитивных (низших) червей с нерасчлененным телом, похожих на плоских ресничных червей. В процессе эволюции у них появилась вторичная полость тела (целом), кровеносная система, а тело разделилось на кольца (сегменты). От примитивных многощетинковых червей произошли малощетинковые.

Упражнения по пройденному материалу

  1. В какой среде обитают малощетинковые черви? Приведите примеры.
  2. Как приспособлен к жизни в почве дождевой червь?
  3. В чем особенности строения пищеварительной системы дождевого червя?
  4. Охарактеризуйте роль дождевого червя в процессах почвообразования.

Уважаемые ребята!

Если вы не смогли присутствовать на лабораторной работе, я приглашаю вас на дополнительные занятия. Данная страница будет полезна учащимся, которые не успели на уроке оформить лабораторную работу или желают ознакомиться с практикумом заранее.

Учащимся, интересующимся биологией, предлагаю заглянуть на странички сайта "ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ". Образовательные интерактивные работы, размещенные на сайте, позволят вам проводить виртуальные эксперименты по биологии, экологии и другим предметам как в трехмерном пространстве, так и в двухмерном.

Лабораторная работа № 1. "Строение и передвижение инфузории – туфельки и других одноклеточных животных".

Цель: Изучить строение инфузории – туфельки и других одноклеточных животных; выявить признаки сходства представителей простейших.

Оборудование: Пластилин, ножницы, проволока; ресурсы Интернет.

Х од работы:

  1. Рассмотрите в учебнике или в другом пособии по биологии рисунки строения амебы, эвглены зеленой, инфузории – туфельки.

Амеба обыкновенная. Инфузория-туфелька.


2. Сделайте из пластилина или другого подручного материала модели амебы обыкновенной, эвглены зеленой, инфузории – туфельки сфотографируйте и отправьте на электронную почту по адресу: [email protected] (можете принести в класс для демонстрации).

4. Перепишите и дополните таблиц. Сравните одноклеточные организмы

Признаки для сравнения

Организмы

Амеба обыкновенная

Эвглена зеленая

Инфузория -туфелька

Ядро

Оболочка

Цитоплазма

Пищеварительная вакуоль

Сократительная вакуоль

Хлоропласты

Светочувствительный глазок

Клеточный рот

Органоиды передвижения

Ложноножки

5.Сделайте вывод по представленной таблице о эволюционном развитие инфузории - туфельки.

Лабораторная работа №2. " Строение дождевого червя".

Цель: изучить особенности внешнего строения дождевого черва.

Оборудование: влажный препарат червя, лупа, таблица «Строение дождевого червя», рисунки.

Ход работы:

  1. Рассмотри внешнее строение дождевого червя. Определи: форму тела - __________________, окраску - ______________________. Найди на теле червя членики, головной и хвостовой отделы тела, ротовое и анальное отверстие, расположенное на переднем конце утолщение из 7 колец - поясок. Подпиши их на рисунке:

1._____________________________________________

2. _____________________________________________

3. _____________________________________________

4. _____________________________________________

5. _____________________________________________

6. _____________________________________________

Рисунок: _____________________________________________________________________

2 . Определи, какие особенности имеет строение кожи. Найди и рассмотри с помощью лупы щетинки, какое значение они имеют для передвижения: ________________________

3 . Помести червя на лист бумаги, пронаблюдай и опиши его передвижение по поверхности:______________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Исследуй, имеется ли у червя раздражимость. Прикоснись к телу червя палочкой. Опиши его поведение: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 . Выясни, каково внутреннее строение дождевого червя? Рассмотри рисунок и определи, какие органы имеются у червя и в какие системы органов они объединены.

6 . Заполни таблицу:

7 . Сделай вывод об особенностях строения и передвижения червя в связи со средой обитания:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 3 выполняется наусмотрение учителя.

Лабораторная работа№4. "Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков".

Цель работы: Установление сходства и различия в строении раковин моллюсков.

Ход работы:

1. Рассмотрите раковину двустворчатого моллюска:


а) определите её форму, окраску;

б) найдите её передний (широкий) конец и задний (узкий) конец;

в) найдите выпуклую часть раковины – вершину;

г) найдите изогнутые линии – годичные кольца;

д)рассмотрите внутренний перламутровый слой;

е) попробуйте определить прочность раковины.

2. Покажите эти особенности на изображении перловицы и беззубки

3. Сравните раковины двух моллюсков, установите черты сходства и отличия по плану:

Отчет сделаем в форме таблицы:

4.Установить взаимосвязь строение раковин с условиями обитания моллюсков

Лабораторная работа №5. " Изучение внешнего строения и многообразия насекомых".

Цель : изучить особенности внешнего строения членистоногих на примере майского жука; познакомиться с многообразием членистоногих.

Оборудование: майский жук, ванночка, препаровальный нож, лупа или рисунки членистоногих разных классов, коллекции членистоногих.

Ход работы:

I. Изучить особенности внешнего строения типа членистоногих на примере класса насекомых, майского жука.

1. Рассмотрите нерасчлененного майского жука, определите его размеры, окраску тела.


2. На расчлененном жуке найдите три отдела тела: голову, грудь, брюшко.
3. Рассмотрите голову жука, найдите на ней усики – органы осязания, обоняния, глаза - органы зрения и ротовые органы.
4. Установите особенности строения ног жука, определите, сколько их, к какому отделу тела они прикрепляются.
5. На груди жука найдите две пары крыльев: переднюю пару, или надкрылья, и заднюю пару – перепончатые крылья.
6. Рассмотрите брюшко, найдите на нем насечки и рассмотрите с помощью лупы дыхальца.
7. Зарисуйте майского жука

II. Знакомство с многообразием членистоногих.

1. Составьте таблицу «Особенности строения классов членистоногих».

2. Выявите признаки сходства и различий.

Лабораторная работа №6. " Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни".

Цель: изучить особенности внешнего строения рыб, связанные с обитанием в водной среде.

Оборудование: окунь или рыбки из аквариума, рисунки с изображением разных видов рыб.

Ход работы:

1. Рассмотрите рыбу, плавающую в банке с водой или в аквариуме, определите форму ее тела и объясните, какое значение имеет такая форма тела в ее жизни.

2. Определите, чем покрыто тело рыбы, как расположена чешуя, какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни рыбы в воде. С помощью лупы рассмотрите отдельную чешую. Зарисуйте. Определите по чешуе возраст рыб. Как вы это сделали?

3. Определите окраску тела рыбы на брюшной и спинной стороне; если она различна, то объясните эти различия.
4. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище и хвост, установите, как они соединены между собой, какое значение имеет такое соединение в жизни рыбы.
5. На голове рыбы найдите ноздри и глаза, определите, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни рыбы.
6. Найдите у рассматриваемой вами рыбы парные (грудные и брюшные) плавники и непарные (спинной, хвостовой) плавники. Понаблюдайте за работой плавников при передвижении рыбы.
7. Зарисуйте внешний вид рыбы, обозначьте на рисунке ее части тела и сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде. Вывод запишите в тетрадь.

Л абораторная работа № 7 проводится на усмотрение учителя.

Лабораторная работа №8. "Внешнее строение птиц. Строение перьев птиц".

Цель: изучить особенности внешнего строения птиц, связанные с приспособлением к полету.

Оборудование: набор перьев, чучело птицы, лупа или живая птица, рисунки с изображением птиц.

Ход работы:


1. Рассмотрите чучело птицы и найдите на нем отделы тела: голову, шею, туловище, хвост.
2. Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на ее форму, размеры; найдите клюв, состоящий из надклювья и подклювья; на надклювье рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения.
3. Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. На туловище найдите крылья и ноги, определите их местоположение. Обратите внимание на неоперенную часть ноги – цевку и пальцы с когтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ранее, вы встречали такой покров.


4. Рассмотрите хвост птицы, состоящий из рулевых перьев, подсчитайте их число.
5. Рассмотрите набор перьев, найдите среди них контурное перо и его основные части: узкий плотный ствол, его основание – очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы рассмотрите опахала и найдите бородки 1-го порядка – это роговые пластинки, отходящие от ствола.
6. Зарисуйте строение контурного пера в тетради и подпишите названия его основных частей.


7. Рассмотрите пуховое перо, найдите в нем очин и опахала, зарисуйте в тетради это перо и подпишите названия его основных частей.
8. На основании изучения внешнего строения птицы отметьте особенности, связанные с полетом. Сделайте запись в тетради.

Лабораторная работа №9. "Строение скелета птицы".

Цель работы : выявить особенности строения скелета птиц, связанные с полетом.

Оборудование: скелеты птиц, набор костей скелета птицы или раздаточный материал по скелету птицы фабричного изготовления.

Ход работы:


  1. Рассмотрите скелет птицы. Какие отделы можно выделить в скелете птицы?
  2. Рассмотрите череп. Какую форму он имеет? Как соединены между собой кости черепа? Чем объясняется легкость костей? В чем значение этих особенностей черепа птицы? Чем можно объяснить наличие больших глазниц? Чем череп птицы отличается от черепа земноводных и пресмыкающихся?
  3. Рассмотрите позвоночник птицы. Какие отделы в нем различают? Как соединены между собой позвонки в разных отделах позвоночника? Почему?
  4. Рассмотрите грудную клетку. Какими костями она образована? Каковы особенности строения ребер птиц? В чем значение такого строения? Как прикрепляются ребра к позвоночнику и грудной кости? Каковы особенности строения грудной кости птиц? С чем это связано?
  5. Рассмотрите пояс передних конечностей. Какими костями он образован? Чем отличается пояс передних конечностей птиц и пресмыкающихся?
  6. Рассмотрите скелет крыла. Найдите признаки сходства и отличия крыла птицы и передней конечности пресмыкающихся?
  7. Рассмотрите пояс задних конечностей. Какие кости его образуют? Как они соединены между собой? В чем значение такого соединения? Сравните форму пояса задних конечностей птиц и пресмыкающихся? Чем можно объяснить различия в строении пояса задних конечностей птиц и пресмыкающихся?
  8. Рассмотрите задние конечности птицы. Найдите признаки сходства и отличия в строении задних конечностей птиц и пресмыкающихся. Сколько пальцев на ноге птицы? Как они расположены? Чем заканчивается последняя фаланга пальцев? Какое это имеет значение?
  9. Сделайте вывод об особенностях строения скелета птиц в целом и его отделов в связи с приспособлением к полету.

Лабораторная работа № 10. "Строе­ние скелета млекопитающих".

Цель работы: изучить строение скелета млекопитающих животных.

Ход работы:

    1. Рассмотрите скелет млекопитающего. Какие отделы можно выделить в скелете млекопитающего? Как череп сочленяется с позвоночником?



  1. Рассмотрите зубы млекопитающего. Одинаковы ли они? Опишите их.
  2. Рассмотрите череп. Каковы его особенности по сравнению с черепами других позвоночных животных?
  3. Рассмотрите позвоночник млекопитающего. Каким количеством позвонков он образован? Как соединены позвонки друг с другом? Рассмотрите шейный отдел позвоночника. Сколько позвонков его образуют? Каковы особенности строения первого и второго шейных позвонков? Каково их значение? Рассмотрите грудной отдел позвоночника. Каким количеством позвонков он образован? Рассмотрите отдельно взятый позвонок. Каково его строение? Чем грудные позвонки отличаются от шейных? Каковы особенности строения поясничного, крестцового и хвостового отделов позвоночника?
  4. Изучите строение грудной клетки млекопитающего. Чем она образована? Чем отличается от грудной клетки птиц?
  5. Рассмотрите пояс передних конечностей. Какими костями он образован? Каково значение пояса передних конечностей?
  6. Рассмотрите скелет передней конечности. Какими костями он образован?
  7. Рассмотрите пояс задних конечностей. Какие кости его образуют? Каковы особенности строения этого отдела скелета?
  8. Рассмотрите скелет задних конечностей. Какими костями он образован? Каковы особенности скелета задних конечностей млекопитающих по сравнению с другими позвоночными животными?

В случаях, если у учащихся спорные отметки в четверти, предлагается выполнить следующие практические работы.

Практическая работа № 1 (ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПО ИТОГАМ 2-й ЧЕТВЕРТИ).

"Определение принадлежности животных к определенной систематической группе".

Цель: научиться определять принадлежность животных обитающих в НСО к определенной систематической группена примере беспозвоночных.

Оборудование : карточки для определения беспозвоночных животных.

Ход работы:

1. Пользуясь определительной таблицей отрядов насекомых, установите, к какому отряду относятся предложенные вам насекомые, и занесите название отряда в таблицу.

Определительная таблица отрядов насекомых

1)Крыльев одна пара. Задняя видоизменена в жужжальца отряд Двукрылые
– Крыльев две пары……………………………………………………………………………2
2) Крылья обеих пар перепончатые…………………………………………………………..3
– Передняя и задняя пары крыльев отличаются друг от друга строением…………………7
3) Крылья прозрачные………………………………………………………………………... 4
– Крылья непрозрачные, густо покрытые чешуями; ротовые органы в виде спирально
закручивающегося хоботка……………………………… отряд Чешуекрылые (бабочки)
4) Передние и задние крылья приблизительно одинаковой длины…………………………5
– Передние и задние крылья различной длины………………………………………………6
5) Крылья богаты жилкованием; голова с большими глазами и короткими усиками;
грызущий ротовой аппарат; удлиненное тонкое брюшко (его длина превосходит ширину
в 5-10 раз) ………………………………………………………. отряд Стрекозы
– Ветви жилок у края крыльев явственно раздвоены; усики расположены между глазами
……………………………………………………… отряд Сетчатокрылые
6) Задняя пара крыльев сцеплена с передней и меньше ее, в состоянии покоя крылья
складываются вдоль тела, часто имеют жало………………… отряд Перепончатокрылые
– Задняя пара крыльев часто значительно короче передней; тело удлиненное с мягкими покровами;
ротовые органы редуцированы; брюшко, кроме пары длинных многочленистых церков,
часто имеет сходный с ними непарный хвостовой придаток; во взрослом состоянии
живет от нескольких часов до нескольких дней………………………………отряд Поденки
7) Передняя пара крыльев превратилась в непрозрачные твердые надкрылья, лишенные
явственного жилкования; в покое надкрылья складываются с образованием продольного шва
…………………………………………………………….. отряд Жесткокрылые (жуки)
– Передняя пара крыльев иного строения……………………………………………………8
8) Передняя пара крыльев превращена в полунадкрылья с перепончатой вершинной частью
и более плотной кожистой остальной; в покое крылья сложены на спине обычно плоско
…………………………………………………..отряд Полужесткокрылые (клопы)
– Крылья подразделены на более плотные кожистые удлиненные надкрылья и широкую,
веерообразно складывающуюся заднюю пару …………………… ….отряд Прямокрылые

2. Сравните насекомых между собой по признакам, указанным в таблице.

Признаки для сравнения

Название отряда

Тип усиков

Тип ротового аппарата

Число крыльев

Особенности строения крыльев

Тип конечностей

Особенности строения головы

Особенности строения груди

Особенности строения брюшка

3. Выявите признаки сходства во внешнем строении насекомых.

Карточки к практической работе № 1

Пользуясь определительной таблицей отрядов насекомых, установите, к какому отряду относятся предложенные вам насекомые, и занесите название отряда в таблицу.

Карточка №0

Карточка №1

Карточка №2

Насекомые отряда ________________________________?


Карточка №3

Насекомые отряда ________________________________?


Карточка №4

Насекомые отряда ________________________________?


Карточка №5

Насекомые отряда ________________________________?


Карточка №6

Насекомые отряда ________________________________?


Карточка №7

Насекомые отряда ________________________________?


Карточка № 8

Насекомые отряда ________________________________?


Карточка № 9

Насекомые отряда ________________________________?


Лабораторная работа № 11 (ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПО ИТОГАМ 4-й ЧЕТВЕРТИ).

"Выявление приспособлений у животных к среде обитания НСО".

Цель: изучить особенности приспособлений у животных НСО к среде обитания.

Оборудование: рисунки животных различных мест обитаний.

Ход работы:

1. Определите среду обитания животных, предложенных вам на рисунках.
2. Выявите черты приспособленности к среде обитания.
3. Заполните таблицу

4. Сделайте вывод о возможных приспособлениях животных к условиям среды.

Лабораторная работа № 12 (ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПО ИТОГАМ 4-й ЧЕТВЕРТИ).

"Распознавание домашних животных".

Цель: научиться распознавать домашних животных, выявить их значимость для человека.

Оборудование: рисунки домашних и диких животных.

Ход работы:

1.Из перечня(1-15) выберите номера тех рисунков, на которых изображены домашние животные. Заполните таблицу.

Лабораторная работа №13 (ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПО ИТОГАМ 4-й ЧЕТВЕРТИ).

"Распознавание органов и систем органов у животных".

Цель: научиться распознавать системы органов, органы их составляющие у животных.

Оборудование: рисунки систем органов животных.

Ход работы:

1. Рассмотрите рисунки, определите, под каким номером показана определённая система, занесите в таблицу.

Название систем Органы их составляющие Функции
Опорно-двигательная
Кровеносная
Дыхательная
Выделительная
Половая
Нервная
Эндокринная
А – сердце и сосуды
Б – Яичники и семенники
В – Скелет и мышцы
Г – Желудок, кишечник, …
Д – Почки, мочевой пузырь, …
Е – Железы, выделяющие гормоны
Ж – Трахеи, жабры, лёгкие, …
З – Головной и спинной мозг, нервы
1 – Поступление в организм кислорода, удаление углекислого газа.
2 – Опора, защита внутренних органов, движение.
3 – Удаление жидких продуктов обмена веществ.
4 – Размножение
5 – Транспорт веществ в организме.
6 – Переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровь
7 – Координация и регуляция деятельности организма.

2. Найдите соответствие: название систем – органы их составляющие – и их функции.

Опорно-двигательная система –
Кровеносная система –
Дыхательная система –
Выделительная система –
Половая система –
Нервная система –
Эндокринная система –





Список литературы:

1. Набока Л.И.Лабораторные и практические работы по биологии. 7 класс. Электронный ресурс: http://festival.1september.ru/articles/615317/

Новое на сайте

>

Самое популярное