Домой Общение Итальянский флот в войне с грецией. Вмс италии Вмс италии второй мировой войне

Итальянский флот в войне с грецией. Вмс италии Вмс италии второй мировой войне

Боевые корабли мира

Линкоры "Джулио Чезаре" ("Новороссийск"), "Конте ди Кавур",
"Леонардо да Винчи", "Андреа Дориа" и "Кайо Дуилио".

Участие во Второй мировой войне.

Италия вступила в войну 10 июня 1940 года, и на Средиземном море сразу же начались активные действия противоборствующих флотов. Ведя бои в Северной Африке, итальянцы были вынуждены снабжать свои войска и подвозить подкрепления морем, для чего широко привлекались все силы флота. В этот период они превосходили противника - англичан - почти по всем классам кораблей, кроме авианосцев, отсутствие которых в итальянском флоте компенсировалось наличием большого числа самолетов берегового базирования. Быстроходные линкоры типа “Чезаре” давали Италии известные тактические преимущества, и правильно спланированное эскадренное сражение в это время могло принести ей успех на море, за чем последовала бы победа в Северной Африке.

Однако Муссолини, считавший, что господство на Средиземном море можно с меньшими затратами завоевать с помощью авиации, хотел сохранить флот до конца войны, который, по его мнению, был близок. Это обусловило известную осторожность итальянцев в морских боях с участием крупных кораблей, тогда как их мелкие корабли всегда сражались до конца. Первый же эскадренный бой подтвердил это.

6 июля в стратегическом прикрытии конвоя (пять судов) из Неаполя в Бенгази вышли: “Чезаре” (флаг контр-адмирала И.Кампиони, командир - капитан 1 ранга П.Вароли), “Кавур” (командир - капитан 1 ранга Э.Чиурло), шесть тяжелых и восемь легких крейсеров, а также 32 эсминца. 9 июля эскадра на обратном пути из Бенгази в Таранто встретилась у м. Пунта Стило с английским Средиземноморским флотом, который вышел на перехват в составе линкоров “Уорспайт ”, “Ройял Соверен ”, “Малайя ”, авианосца “Игл”, шести легких крейсеров и пятнадцати эсминцев.

В 13.30 торпедоносцы с “Игла” атаковали итальянские крейсера, но линкоров они не нашли. Спустя полтора часа итальянские тяжелые крейсера правого фланга обнаружили английские корабли и с дистанции 25 км открыли огонь. Англичане ответили. Вскоре на дистанции около 26 км в бой вступили линкоры. В 15.48 Кампиони, пользуясь тем, что у англичан только один “Уорспайт” прошел модернизацию и мог стрелять на такое расстояние, первым приказал открыть огонь. Ответные залпы раздались через пять минут, а уже в 16.00 381-мм снаряд с “Уорспайта” попал в середину корпуса “Чезаре”, на котором под палубой начался пожар. Дым вентиляторами засосало в котельные отделения, и четыре соседних котла (№ 4-7) вышли из строя, вызвав падение скорости с 26 до 18 узлов.

Поврежденному в Таранто “Дуилио” повезло больше. Хотя торпеда, попавшая в линкор около полуночи, сделала в его борту пробоину размером 11х7 м, экипажу удалось отстоять свой корабль, и он остался на плаву. Но исправление повреждений заняло почти год.

3-5 января 1942 года состоялся последний боевой выход “Чезаре” в составе дальнего прикрытия конвоя в Северную Африку (операция М43), после чего его вывели из активного ядра флота. Кроме нехватки топлива, здесь сыграло роль и то, что он имел плохое разделение на отсеки и, как показал опыт “Кавура”, мог погибнуть от одного торпедного попадания. Использовать его при переходе господства в воздухе к союзникам было слишком рискованно, и старый линкор поставили в резерв. Большую часть экипажа списали на другие корабли и в штабы эскортных конвойных групп, которые нуждались в опытном персонале.

В середине года та же участь постигла “Дориа” и “Дуилио”, хотя в начале июня 1943 года в ожидании высадки союзников на Апеннинский полуостров их начали переоснащать для боевой службы. Через два месяца они были готовы, но так и не смогли выйти из базы Таранто в море из-за отсутствия кораблей для эскорта. Их намеревались даже затопить в районе Апулии для предотвращения высадки там союзных десантов.

До конца года “Чезаре” стоял в Таранто, а в январе 1943 года перешел в Полу, где стал использоваться в качестве плавучей казармы. Там его и застала весть о выходе Италии из войны. Всего за 1940-1943 годы “Чезаре” совершил 38 боевых выходов в море, пройдя 16 947 миль за 912 ходовых часов, на которые ему понадобилось 12 697 т нефти.

После заключения перемирия “Чезаре” вернулся в Таранто, а 12 сентября он последним из итальянских линкоров прибыл на Мальту. Несмотря на то, что не все еще повреждения, полученные при авианалетах на Полу, были устранены, корабль под командованием капитана 2 ранга В.Карминати прошел весь путь с неполным экипажем и без эскорта. Поскольку за ним при этом с совершенно определенными намерениями следили немецкие торпедные катера и самолеты, этот переход можно считать единственной героической страницей в истории “Чезаре”. Немецкая авиация с помощью планирующих радиоуправляемых бомб на подходе к Мальте уже потопила новейший итальянский линкор “Рома” , шедший сдаваться одним из первых. Чтобы такая же участь не постигла “Чезаре”, англичане выслали ему навстречу линкор “Уорспайт”. Под конвоем своего старого обидчика “Чезаре” и вошел на мальтийский рейд.

В виде компенсации своих потерь в войне с Италией союзники настаивали на участии ряда итальянских кораблей в дальнейших боевых действиях. Но отсутствие немецкого флота на Средиземном море (у немцев действовали только подводные лодки и катера) и множество организационных проблем, которые бы последовали после включения итальянских кораблей в состав ударных соединений, ограничили это участие только легкими и вспомогательными кораблями, а также транспортами.

Кроме этого, существовала масса причин политического характера, которые в сложной ситуации после перемирия требовали сохранения в целости итальянского флота. Поэтому союзное командование решило оставить итальянские линкоры на Мальте под своим прямым контролем. Позже, в июне 1944 года трем из них, самым старым, включая “Чезаре”, имевшим ограниченную боевую ценность, разрешили вернуться в итальянский порт Аугуста, где союзники стали их использовать в учебных целях. Новые линкоры от греха подальше убрали к Суэцкому каналу и держали их там так же, как держали в 1940-1943 годах французские корабли в Александрии.

После окончания войны большинство итальянских кораблей сосредоточили в Таранто, где, стоя на приколе, они ожидали решения их дальнейшей судьбы странами-победительницами.

“Дуилио” и “Андреа Дориа” прибыли на Мальту 9 сентября 1943 года. С июня следующего года они использовались главным образом в качестве учебных кораблей. 15 сентября и 1 ноября 1956 года соответственно их исключили из списков итальянского флота и в течение двух последующих лет разобрали на металл.

Итальянский флот во Второй Мировой войне

Итальянский флот накануне войны

Оппозиция флота развязыванию войны и его первоначальные планы

В начале 1940 года подозрения, что Италия вступит в войну, уже витали в воздухе. Однако Муссолини еще не говорил конкретно начальникам штабов трех видов вооруженных сил, что намерен вмешаться в конфликт. В первые месяцы этого рокового года правительство, чтобы поддержать экспорт, вынудило флот продать Швеции 2 эсминца и 2 миноносца. Этот факт был совершенно естественно понят флотом как признак нежелания правительства вступать в войну, по крайней мере в ближайшем будущем. Но через несколько дней после визита фон Риббентропа к Муссолини в марте 1940 года, за которым немедленно последовал визит Самнера Уэллеса, начало проясняться действительное отношение правительства к войне. До штабов это решение было доведено 6 апреля 1940 года.

В этот день маршал Бадольо - начальник Генерального Штаба - созвал совещание трех начальников штабов видов вооруженных сил и сообщил им о «твердом решении Дуче вмешаться в то время и в том месте, которые он выберет». Бадольо сказал, что война на суше будет вестись в оборонительном ключе, и в наступательном - на море и в воздухе. Два дня спустя, 11 апреля, начальник Штаба ВМФ адмирал Каваньяри письменно высказал свое отношение к этому заявлению. Среди всего прочего он отмечал трудность таких мероприятий ввиду превосходства противника в силах и неблагоприятной стратегической ситуации. Это делало невозможной наступательную морскую войну. Кроме того, британский флот мог быстро восполнит!» любые потери. Каваньяри заявил, что для итальянского флота это невозможно, и вскоре он окажется в критическом положении. Адмирал предупредил, что невозможно будет добиться первоначальной внезапности, и что невозможны операции против вражеского судоходства в Средиземном море, так как оно уже прекращено.

Адмирал Каваньяри также писал: «Так как не существует возможности решения стратегических задач или нанесения поражения вражеским морским силам, вступление в войну по нашей инициативе не оправдано. Мы сможем вести только оборонительные операции». Действительно, история не знает примеров, чтобы страна, развязавшая войну, немедленно переходила к обороне.

Показав невыгодность ситуации, в которой окажется флот из-за неадекватной воздушной поддержки морских операций, адмирал Каваньяри завершил свой меморандум такими пророческими словами: «Какой бы характер не приняло развитие войны на Средиземном море, в конечном счете наши потери на море будут тяжелыми. Когда начнутся мирные переговоры, Италия вполне может обнаружить себя не только без территориальных приобретений, но также без флота и, возможно, без авиации». Эти слова были не только пророческими, они выражали точку зрения итальянского флота. Все предсказания, сделанные адмиралом Каваньяри в его письме, полностью оправдались, за исключением одного. К концу войны Италия осталась без армии и авиации, уничтоженных могущественными противниками, но все еще обладала довольно сильным флотом.

Муссолини, опасаясь, что мир вернется в Европу раньше, чем Италия скажет свое слово, не обратил внимания на эти предостережения. Более того, он просто отмел их, опираясь ни свою уверенность, что военные действия будут очень короткими - не более трех месяцев. Однако итальянский флот готовился к войне на основе оперативных планов, не раз высказывавшихся ранее. Их можно кратко изложить так: держать морские силы сосредоточенными для получения максимальной оборонительной и наступательной мощи; как следствие - не участвовать в защите торгового судоходства за исключением особых редких случаев; оставить идею снабжения Ливии из-за исходной стратегической ситуации. Имея Францию своим врагом, считалось невозможным проводить суда через Средиземное море.

Муссолини не возражал против этих концепций. Он предполагал, что конфликт не затянется, и потому каботажное судоходство можно сократить, а Ливия продержится шесть месяцев на тех запасах, которые там собраны. Оказалось, что все предположения Муссолини неверны. Итальянский флот обнаружил, что вынужден заниматься тем, что делать совершенно не собирался. Ровно через 3 дня после начала войны в Рим из Ливии пришло требование срочно доставить остро необходимое снабжение. И эти требования, которые возрастали с угрожающей скоростью, пришлось выполнять, разумеется, флоту.

16 июня 1940 года подводная лодка «Зоеа» начала погрузку боеприпасов для доставки в Тобрук. Из-за близости базы к линии фронта и ее удаления от других итальянских баз командование не хотело посылать туда транспорты, даже в сопровождении эскорта. Подводная лодка вышла в море 19 июня. Это был первый из бесчисленных походом в Африку.

Эти операции, проводимые под давлением обстоятельств, стали основным занятием итальянского флота, хотя и не самым любимым. Они привели к серьезному распылению сил. 20 июня флотилия эсминцев во главе с «Артильере» вышла из Аугусты в Бенгази, чтобы перевезти противотанковые орудия и артиллеристов. Через 5 дней первый охраняемый конвой вышел из Неаполя в Триполи, перевозя различные грузы и 1727 солдат. В тот же день подводная лодка «Брагадин» вышла в море с грузом материалов для аэропорта Триполи. Эти несколько примеров ясно показывают, насколько было обеспечено «самоснабжение» Ливии. Начальник Генерального Штаба маршал Бадольо, требуя от адмирала Каваньяри отправки в Ливию первых 3 или 4 конвоев, каждый раз твердо заверял, что «это происходит в последний раз».

Уверенность, что война закончится через 3 месяца, вскоре развеялась. Муссолини был введен в заблуждение заявлениями гитлеровской пропаганды о высадке в Англии. В действительности же в конце августа 1940 года итальянскому Верховному Командованию, на основе информации, полученной из Берлина, пришлось отдать приказ готовиться к затяжной войне, которая продлится несколько лет.

К несчастью для итальянского флота, предпосылки, на которых основывалось его оперативное планирование, оказались в корне неверными. Тем не менее, флот упорно сражался долгие 39 месяцев в тяжелейших - а иногда безнадежных - условиях и нанес тяжелые потери могучему противнику. Несмотря на кровопролитные испытания, итальянские моряки, от адмирала до последнего матроса, всегда хранили верность долгу, дух самопожертвования и неизменную отвагу. Их преданность была просто замечательной, так как была следствием не слепого повиновения, а проявлением осознанной воли, что подтверждалось на каждой стадии борьбы.

В начале войны ядро итальянского флота состояло из 2 старых, но модернизированных линкоров и 19 крейсеров. Англичане и французы имели 11 линкоров, 3 авианосца и 23 крейсера, дислоцированных в Средиземном море. И без того огромное превосходство союзников становилось просто подавляющим, если учесть их силы вне Средиземноморского театра, которые могли быть использованы в качестве подкреплений и для восполнения потерь. Грубо говоря, Италия имела военный флот суммарным водоизмещением около 690000 тонн, а противник - в четыре раза больше.

Важно рассмотреть дислокацию флотов воюющих сторон. Англо-французские силы базировались в Тулоне, Гибралтаре, Бизерте и Александрии. В это время на Мальте кораблей не было. Итальянские корабли в основном делились между Неаполем и Таранто, несколько крейсеров базировались на сициллийские порты. Эти силы могли объединяться, используя Мессинский пролив, хотя и подвергались опасности атак, проходя его. В северной части Тирренского моря базировались лишь несколько подводных лодок и соединений торпедных катеров для береговой обороны.

Адриатика была внутренним морем, стратегическое прикрытие которого осуществлялось из Таранто. Тобрук представлял собой выдвинутый аванпост вблизи от вражеских линий, поэтому гам базировались только легкие патрульные корабли. Додеканезские острова и их главная база на Леросе фактически оказались блокированными, так как греческие воды нельзя было считать нейтральными. Здесь могли базироваться только патрульные и диверсионные соединения. База Массауа в Красном море, где находилась группа устаревших эсминцев, подводных лодок и торпедных катеров, была полностью изолирована с самого начала войны и имела ограниченное значение.

Поэтому можно сказать, что дислокация итальянского флота соответствовала географическому фактору. Главные силы находились в центре Средиземного моря, а остальные - в ряде периферийных пунктов. Ситуация в начале войны не предвещала немедленных столкновений, если только оба противостоящих флота не займут явно агрессивных позиций. Итальянский флот этого сделать не мог и, как было показано ранее, даже не намеревался. Однако, как заявлял противник, его флот будет вести наступательную войну, особенно соединение, которым командовал адмирал сэр Эндрю Браун Каннингхэм.


| |

Текущая страница: 1 (всего у книги 33 страниц)

Итальянский флот во Второй Мировой войне

Итальянский флот накануне войны

Подготовка

Во время международного кризиса, который разразился с началом Эфиопской кампании весной 1935 года, итальянский флот впервые со времен Первой Мировой войны был отмобилизован. После завершения операции в Эфиопии многие вспомогательные службы флота были сокращены, но в конце 1936 года флот оставался мобилизованным. Гражданская война в Испании, различные международные кризисы и наконец оккупация Албании – все это вынуждало держать флот в состоянии боевой готовности.

Подобные события, конечно, отрицательно повлияли на подготовку к будущему мировому конфликту. Постоянная готовность кораблей приводила к износу механизмов и усталости экипажа, мешала перспективному планированию. Более того, итальянское правительство уведомило вооруженные силы, что начало войны предполагается не ранее 1942 года. Это было подтверждено во время подписания договора «Оси» между Италией и Германией. Флот составлял свои планы, исходя из этой даты.

10 июня 1940 года, когда военные действия должны были вот-вот начаться, многие составляющие того, что называется «готовностью к войне» еще не были завершены. Например, первоначальными планами предусматривалось построить 4 новых мощных линкора и закончить полную модернизацию 4 старых к 1942 году. Такое ядро флота заставило бы уважать себя любого противника. В июне 1940 года в строю находились только «Кавур» и «Чезаре». «Литторио», «Витторио Венето», «Дуилио» и «Дориа» еще завершали оснащение на верфях. Чтобы закончить достройку линкора «Рома» требовалось еще 2 года, для достройки «Имперо» – по крайней мере 3 (В действительности «Рома» был достроен весной 1943 года, работы на «Имперо» так и не были завершены). Преждевременное начало военных действий застало в постройке 12 легких крейсеров, множество эсминцев, эскортных кораблей, подводных лодок и малых судов. Начало войны задержало их достройку и оснащение.

Кроме этого, добавочные 2 года позволили бы устранить недостатки в техническом оснащении и обучении экипажей. Это особенно касается ночных действий, торпедной стрельбы, радара и асдика. Сильнее всего ударило по боеспособности итальянских кораблей отсутствие радара. Вражеские корабли и самолеты безнаказанно атаковали итальянские корабли ночью, когда те были практически слепы. Поэтому враг выработал новые тактические приемы, к которым итальянский флот оказался совершенно не готов.

Технические принципы действия радара и асдика были известны итальянскому флоту с 1936 года. Но война прервала научные работы над этими системами вооружения. Чтобы довести их до практического применения, требовались дорогостоящие промышленные разработки, особенно для радара. Сомнительно, чтобы итальянский флот и промышленность сумели достичь значительных результатом, даже имея те самые 2 года. Тем не менее, противник потерял бы преимущество неожиданности их использования. К концу войны удалось построить только несколько самолетных радаров, и то, скорее, экспериментальных установок.

В годы войны итальянский флот дорого заплатил за эти и другие мелкие недостатки, которые часто мешали использовать благоприятную ситуацию. Тем не менее, итальянский флот хорошо подготовился к войне и полностью оправдал вложенные в него средства.

Подготовительные меры флота включали в себя накопление всевозможных припасов, и когда началась война, резервы многих видов снабжения позволяли удовлетворить любые требования. Например, кораблестроительные верфи работали без задержек всю войну и даже после перемирия почти исключительно на довоенных запасах. Возрастающие требования Ливийского фронта вынуждали флот переоборудовать некоторые порты – вдобавок не по одному разу – и решать подчас неожиданные задачи, прибегая только к собственным резервам. Иногда флот выполнял просьбы и других видов вооруженных сил.

Поставки топлива были совершенно недостаточными, и мы увидим позднее, какой острой стала эта проблема. В июне 1940 года флот имел только 1800000 тонн нефти, собранных буквально по капле. В то время предполагалось, что ежемесячный расход во время войны составит 200000 тонн. Это означало, что флотских запасов хватит только на 9 месяцев войны. Муссолини однако считал, что этого более чем достаточно для «трехмесячной войны». По его мнению, военные действия не могли затянуться дольше. Исходя из такого предположения, он даже заставил флот передать часть запасов – всего 300000 тонн – ВВС и гражданской промышленности уже после начала войны. Поэтому во время войны флот был вынужден ограничивать передвижения кораблей, чтобы сократить расход нефти. В первом квартале 1943 года его пришлось урезать до смехотворной цифры 24000 тонн в месяц. По сравнению с первоначальной оценкой – 200000 тонн как необходимого минимума, легко понять, какое влияние это имело на проведение операций.

Все эти недостатки уравновешивал великолепный дух офицеров и матросов. В течение всех 39 месяцев ожесточенных боев до подписания Италией перемирия личный состав итальянского флота не раз показывал образцы массового и индивидуального героизма. Следуя своим традициям, флот сопротивлялся насаждению фашистских политических взглядов. Трудно было заставить себя ненавидеть Британию, чей флот всегда считался естественным союзником.

Но, когда жребий был брошен, флот, движимый чувством долга, начал битву, напрягая все свои силы. Ему противостояли могущественные противники, однако он выдержал испытание огнем с честью и отвагой.

Оппозиция флота развязыванию войны и его первоначальные планы

В начале 1940 года подозрения, что Италия вступит в войну, уже витали в воздухе. Однако Муссолини еще не говорил конкретно начальникам штабов трех видов вооруженных сил, что намерен вмешаться в конфликт. В первые месяцы этого рокового года правительство, чтобы поддержать экспорт, вынудило флот продать Швеции 2 эсминца и 2 миноносца. Этот факт был совершенно естественно понят флотом как признак нежелания правительства вступать в войну, по крайней мере в ближайшем будущем. Но через несколько дней после визита фон Риббентропа к Муссолини в марте 1940 года, за которым немедленно последовал визит Самнера Уэллеса, начало проясняться действительное отношение правительства к войне. До штабов это решение было доведено 6 апреля 1940 года.

В этот день маршал Бадольо – начальник Генерального Штаба – созвал совещание трех начальников штабов видов вооруженных сил и сообщил им о «твердом решении Дуче вмешаться в то время и в том месте, которые он выберет». Бадольо сказал, что война на суше будет вестись в оборонительном ключе, и в наступательном – на море и в воздухе. Два дня спустя, 11 апреля, начальник Штаба ВМФ адмирал Каваньяри письменно высказал свое отношение к этому заявлению. Среди всего прочего он отмечал трудность таких мероприятий ввиду превосходства противника в силах и неблагоприятной стратегической ситуации. Это делало невозможной наступательную морскую войну. Кроме того, британский флот мог быстро восполнит!» любые потери. Каваньяри заявил, что для итальянского флота это невозможно, и вскоре он окажется в критическом положении. Адмирал предупредил, что невозможно будет добиться первоначальной внезапности, и что невозможны операции против вражеского судоходства в Средиземном море, так как оно уже прекращено.

Адмирал Каваньяри также писал: «Так как не существует возможности решения стратегических задач или нанесения поражения вражеским морским силам, вступление в войну по нашей инициативе не оправдано. Мы сможем вести только оборонительные операции». Действительно, история не знает примеров, чтобы страна, развязавшая войну, немедленно переходила к обороне.

Показав невыгодность ситуации, в которой окажется флот из-за неадекватной воздушной поддержки морских операций, адмирал Каваньяри завершил свой меморандум такими пророческими словами: «Какой бы характер не приняло развитие войны на Средиземном море, в конечном счете наши потери на море будут тяжелыми. Когда начнутся мирные переговоры, Италия вполне может обнаружить себя не только без территориальных приобретений, но также без флота и, возможно, без авиации». Эти слова были не только пророческими, они выражали точку зрения итальянского флота. Все предсказания, сделанные адмиралом Каваньяри в его письме, полностью оправдались, за исключением одного. К концу войны Италия осталась без армии и авиации, уничтоженных могущественными противниками, но все еще обладала довольно сильным флотом.

Муссолини, опасаясь, что мир вернется в Европу раньше, чем Италия скажет свое слово, не обратил внимания на эти предостережения. Более того, он просто отмел их, опираясь ни свою уверенность, что военные действия будут очень короткими – не более трех месяцев. Однако итальянский флот готовился к войне на основе оперативных планов, не раз высказывавшихся ранее. Их можно кратко изложить так: держать морские силы сосредоточенными для получения максимальной оборонительной и наступательной мощи; как следствие – не участвовать в защите торгового судоходства за исключением особых редких случаев; оставить идею снабжения Ливии из-за исходной стратегической ситуации. Имея Францию своим врагом, считалось невозможным проводить суда через Средиземное море.

Муссолини не возражал против этих концепций. Он предполагал, что конфликт не затянется, и потому каботажное судоходство можно сократить, а Ливия продержится шесть месяцев на тех запасах, которые там собраны. Оказалось, что все предположения Муссолини неверны. Итальянский флот обнаружил, что вынужден заниматься тем, что делать совершенно не собирался. Ровно через 3 дня после начала войны в Рим из Ливии пришло требование срочно доставить остро необходимое снабжение. И эти требования, которые возрастали с угрожающей скоростью, пришлось выполнять, разумеется, флоту.

16 июня 1940 года подводная лодка «Зоеа» начала погрузку боеприпасов для доставки в Тобрук. Из-за близости базы к линии фронта и ее удаления от других итальянских баз командование не хотело посылать туда транспорты, даже в сопровождении эскорта. Подводная лодка вышла в море 19 июня. Это был первый из бесчисленных походом в Африку.

Эти операции, проводимые под давлением обстоятельств, стали основным занятием итальянского флота, хотя и не самым любимым. Они привели к серьезному распылению сил. 20 июня флотилия эсминцев во главе с «Артильере» вышла из Аугусты в Бенгази, чтобы перевезти противотанковые орудия и артиллеристов. Через 5 дней первый охраняемый конвой вышел из Неаполя в Триполи, перевозя различные грузы и 1727 солдат. В тот же день подводная лодка «Брагадин» вышла в море с грузом материалов для аэропорта Триполи. Эти несколько примеров ясно показывают, насколько было обеспечено «самоснабжение» Ливии. Начальник Генерального Штаба маршал Бадольо, требуя от адмирала Каваньяри отправки в Ливию первых 3 или 4 конвоев, каждый раз твердо заверял, что «это происходит в последний раз».

Уверенность, что война закончится через 3 месяца, вскоре развеялась. Муссолини был введен в заблуждение заявлениями гитлеровской пропаганды о высадке в Англии. В действительности же в конце августа 1940 года итальянскому Верховному Командованию, на основе информации, полученной из Берлина, пришлось отдать приказ готовиться к затяжной войне, которая продлится несколько лет.

К несчастью для итальянского флота, предпосылки, на которых основывалось его оперативное планирование, оказались в корне неверными. Тем не менее, флот упорно сражался долгие 39 месяцев в тяжелейших – а иногда безнадежных – условиях и нанес тяжелые потери могучему противнику. Несмотря на кровопролитные испытания, итальянские моряки, от адмирала до последнего матроса, всегда хранили верность долгу, дух самопожертвования и неизменную отвагу. Их преданность была просто замечательной, так как была следствием не слепого повиновения, а проявлением осознанной воли, что подтверждалось на каждой стадии борьбы.

В начале войны ядро итальянского флота состояло из 2 старых, но модернизированных линкоров и 19 крейсеров. Англичане и французы имели 11 линкоров, 3 авианосца и 23 крейсера, дислоцированных в Средиземном море. И без того огромное превосходство союзников становилось просто подавляющим, если учесть их силы вне Средиземноморского театра, которые могли быть использованы в качестве подкреплений и для восполнения потерь. Грубо говоря, Италия имела военный флот суммарным водоизмещением около 690000 тонн, а противник – в четыре раза больше.

Важно рассмотреть дислокацию флотов воюющих сторон. Англо-французские силы базировались в Тулоне, Гибралтаре, Бизерте и Александрии. В это время на Мальте кораблей не было. Итальянские корабли в основном делились между Неаполем и Таранто, несколько крейсеров базировались на сициллийские порты. Эти силы могли объединяться, используя Мессинский пролив, хотя и подвергались опасности атак, проходя его. В северной части Тирренского моря базировались лишь несколько подводных лодок и соединений торпедных катеров для береговой обороны.

Адриатика была внутренним морем, стратегическое прикрытие которого осуществлялось из Таранто. Тобрук представлял собой выдвинутый аванпост вблизи от вражеских линий, поэтому гам базировались только легкие патрульные корабли. Додеканезские острова и их главная база на Леросе фактически оказались блокированными, так как греческие воды нельзя было считать нейтральными. Здесь могли базироваться только патрульные и диверсионные соединения. База Массауа в Красном море, где находилась группа устаревших эсминцев, подводных лодок и торпедных катеров, была полностью изолирована с самого начала войны и имела ограниченное значение.

Поэтому можно сказать, что дислокация итальянского флота соответствовала географическому фактору. Главные силы находились в центре Средиземного моря, а остальные – в ряде периферийных пунктов. Ситуация в начале войны не предвещала немедленных столкновений, если только оба противостоящих флота не займут явно агрессивных позиций. Итальянский флот этого сделать не мог и, как было показано ранее, даже не намеревался. Однако, как заявлял противник, его флот будет вести наступательную войну, особенно соединение, которым командовал адмирал сэр Эндрю Браун Каннингхэм.

Решающий фактор воздушной поддержки

Еще одним серьезным вопросом для итальянского флота стило: насколько он может полагаться на сотрудничество с авиацией? Она должна была решать три задачи: проводить разведку; прикрывать свои корабли; наносить удары по вражеским. Четыре крупнейших флота мира после Первой Мировой войны изучали эту проблему и пришли к заключению, что им совершенно необходимо иметь авианосцы и свои собственные специализированные авиационные части.

Итальянский флот также создал свою авиацию в ходе Первой Мировой войны, и она хорошо поработала тогда. После войны флот занимался решением сложных проблем взаимодействия кораблей и самолетов, которые, как предполагалось, неизбежно возникнут в будущем. Но после создания в 1923 году итальянских ВВС флоту приказали прекратить все работы в области авиации из-за радикального расхождения во мнениях между ним и ВВС. Муссолини и ВВС одолели сторонников создания морской авиации. Для Дуче и его сторонников из ВВС Итальянский полуостров представлялся огромным авианосцем в центре Средиземного моря. Они придерживались мнения, что самолеты ВВС, действуя с береговых баз, превосходно справятся с любыми задачами морской войны. Поэтому каждое предложение флота построить авианосец и создать свои собственные специализированные воздушные подразделения встречалось в штыки. Однако следует отметить, что начальник штаба ВМФ в 1938 году дал Муссолини убедить себя в необязательности постройки авианосцев. Но в 1941 году Муссолини сам осознал свою ошибку и отдал приказ переоборудовать два больших лайнера в авианосцы.

Единственным компромиссом, достигнутым в этом споре, был вопрос авиаразведки. В результате была создана так называемая «авиация ДЛЯ флота». В действительности «компромисс» мало что давал флоту. Он получил оперативный контроль над разведывательными самолетами и ему разрешили посылать своих наблюдателей на них. Несмотря на всю неуклюжесть подобной схемы, ее все-таки можно было принять, если бы удалось достичь взаимопонимания между ВМФ и ВВС. Однако летчики сильно преувеличивали свои возможности, и потому флоту так и не удалось добиться серьезного внимания к проблемам взаимодействия кораблей и самолетов. ВВС основывали свои доктрины на постулате «независимая воздушная война по своим собственным законам». Эти законы флот никогда так и не сумел, понять.

По этим причинам в начале войны, когда итальянская авиация была более многочисленна, чем вражеская, эффективного сотрудничества флота и авиации добиться не удалось. Однако такое сотрудничество было абсолютно обязательно для нормального проведения морских операций. Итальянская авиация сражалась с огромной энергией, совершенно не обращая внимания на действия флота. В результате такое отсутствие координации ограничивало успехи операций на море как флотских, так и авиационных.

У противника же британский флот с самого начала контролировал свои собственные авиационные подразделения. Хотя их было не слишком много, они были хорошо обучены совместным действиям с кораблями, и комбинированные операции проходили при самом тесном взаимодействии участников. При таких условиях, вполне понятно, почему итальянский флот не смог провести множество операций, которые просто напрашивались.

Результат таких ограничений можно видеть и в истории создания и использования самолетов-торпедоносцев. Идея такого самолета во флоте возникла на самой заре авиации – в 1913 году. Первые попытки реализовать ее были предприняты в 1918 году, а к 1922 году удалось добиться некоторых успехов. На новое оружие возлагались большие надежды. Практически с самого своего рождения как независимого вида вооруженных сил ВВС категорически отвергали эту идею. ВВС сумели помешать флоту проводить собственные эксперименты. В 1938 году были получены сведения, что британский флот интенсивно работает над созданием самолета-торпедоносца, и итальянский флот вновь попытался преодолеть сопротивление ВВС. Он хотел возродить подразделения самолетов-торпедоносцев. Напрасно. К началу войны не было даже намека на решение этой проблемы.

Следует упомянуть, что итальянский флот создал авиаторпеду, превосходящую по своим характеристикам английскую. Ее можно было сбрасывать с высоты 100 метров на скорости 300 км/час – по сравнению с 20 метрами и 250 км/час для английской авиаторпеды. Флот создал некоторый запас этих торпед, которые использовались торпедными катерами. Когда ВВС в разгар войны решили-таки принять на вооружение самолеты-торпедоносцы, они столкнулись с проблемой создания оружия для них, уже решенной флотом. Поэтому флот передал ВВС большое количество торпед и персонал для их обслуживания.

В ходе войны ВВС предпринимали титанические усилия для улучшения общей ситуации, в том числе своих взаимоотношений с флотом. Однако создание доктрины комбинированных операций и получение практического опыта для успешного ведения такого рода военных действий требовало многих лет работы. Конечно, в ходе войны, перемалывавшей людей и технику, возможностей наверстать упущенное не осталось. Поэтому в плане воздушной поддержки итальянский флот в течение всей войны серьезно уступал своим противникам.

Супермарина

Перед началом хронологического описания событий войны обязательно следует аппарат высшего оперативного командования флота, который отвечал за проведение операций на морс. Этот штаб известен как Супермарина.

Современное состояние средств связи и военного искусства делают совершенно необходимым сосредоточение в одной структуре, находящейся на берегу в хорошо защищенном штабе, функций сбора и координации информации о морских операциях. Это требование особенно существенно при действиях в такой относительно узкой акватории, как Средиземное море. Только такая командная организация может надлежащим образом координировать диспозицию всех имеющихся военных средств. Поэтому итальянская Супермарина имела штаб в министерстве Военно-морского флота до тех пор, пока Рим не был объявлен открытым городом. Позднее ее штаб перебазировался в огромный подземный центр радиосвязи в Сайта Розе на Виз Кассиа.

В большой и сложной организации подобного рода сами военно-морские группы составляют лишь небольшую часть, хотя на примере итальянцев видно, что это самые важные фигуры на шахматной доске морской войны. Подобная система приводит к тому, что адмирал, ранее командовавший флотом на каждом его шаге, раздваивается. Одна его часть становится стратегом, который изучает и планирует предварительные фазы боя и руководит развертыванием сил из постоянного центрального штаба на берегу. А вторая часть является тактиком, который командует флотом непосредственно в бою.

В случае Супермарины эта система, как всякое творение рук человеческих, имела ряд недостатков. Самым главным, по-видимому, было стремление централизовать управление сильнее, чем это действительно требовалось.

Вторым серьезным недостатком было то, что командиры на берегу, так же, как командиры соединений в море, постоянно чувствовал: за спиной незримое присутствие Супермарины, иногда предпочитая ожидать приказов или даже требовать инструкций, хотя они вполне могли, а подчас просто были должны действовать самостоятельно. Однако, как автор мог сам заметить, Супермарина чаще ошибалась воздерживаясь от вмешательства, чем в случаях, когда она брала руководство на себя. Пытаясь не связывать свободу действий высшего командующего в море во время фазы развертывания сил и самого боя. Супермарина часто не передавала директивы, которые требовалось передать, по се же собственным оценкам, или те, которые были продиктованы более полным видением ситуации. Ретроспективное изучение этих боев показывает, что соответствующая директива могла привести к более успешным результатам.

Другим дефектом итальянских командных структур была иерархическая организация Супермарины. На вершине стоял начальник Штаба ВМФ, он же заместитель военно-морского министра, в силу этого сильна загруженный делами министерства. В результате на практике оперативное руководство Супермариной оказывалось в руках заместителя начальника штаба, который часто был единственным человеком, знакомым со всеми деталями текущего положения, но чья активность и инициатива были ограничены. Его положение усложнялось тем, что только его начальник лично обсуждал все оперативные проблемы с Муссолини, являвшимся верховным главнокомандующим вооруженными силами и с итальянским Верховным Командованием. Как упоминалось выше, начальник Штаба ВМФ не всегда хорошо знал нюансы положения, чтобы убедить Верховное Командование принять точку зрения флота. Положение дел становилось еще более плачевным, поскольку само итальянское Верховное Командование, слабо понимало стратегические и технические проблемы морской войны, которая велась на Средиземном море.

Начальник германского Абвера адмирал Канарис, умный и хорошо информированный наблюдатель, сказал маршалу Роммелю: «Итальянский флот, в основном, высокого качества, что позволит ему противостоять лучшим флотам мира. Однако его Верховному Командованию не хватает решительности. Но, скорее всего, это результат того, что ему приходится действовать под руководством итальянского Верховного Командования, которое контролируется армией».

Работа различных отделов складывалась в функционирование Супермарины в целом. Самым важным из них был так называемый Оперативный Центр. Через него проходили все донесения, он отдавал все специальные и экстраординарные приказы. С помощью картотеки больших настенных карт Оперативный Центр отслеживал местонахождение всех кораблей, своих и вражеских, в море и в портах. Оперативный Центр был той точкой, откуда осуществлялось руководство флотом в целом и всеми итальянскими кораблями, начиная от линкоров и кончая последним буксиром. Этот нервный центр итальянского флота непрерывно функционировал с 1 июня 1940 года, когда начала действовать Супермарина, и до 12 сентября 1943 года, когда начальник Морского Генерального Штаба, прибыв после подписания перемирия в Бриндизи, принял там командование флотом.

В целом Супермарина была высокоэффективной организацией, а ее Оперативный Центр вполне удовлетворительно справлялся со своими обязанностями в ходе всей войны. Остальным отделам Супермарины в общем не хватало воображения, чтобы отыскать то остроумные решение среди тысяч вариантов, которое будет ключом к успеху. Эта слабость не была недостатком отдельных офицеров Супермарины. Скорее, она была следствием их перегруженности канцелярской работой, что не оставляло им времени для выработки и четкой формулировки «оперативных идей». Это было особенно верно для офицеров, занимавших высшие посты.

Работа Супермарины была тесно связана и зависела от функционирования систем связи, чья роль столь велика во всех областях современной войны. Итальянский флот с самого начала уделял максимальное внимание всем видам связи. Ведь первые опыты Маркони по радиосвязи на море были проделаны итальянским флотом. В начале войны флот имел свою собственную разветвленную и высокоэффективную сеть связи, в которую входили телефон, радио и телеграф. Сложная «нервная система» имела свой центр в штабе Супермарины. Кроме нее, существовала своя отдельная секретная телефонная сеть, связывавшая все флотские штабы па полуострове и в Сицилии. Из Супермарины можно было связаться с флагманскими кораблями, когда они находились в Специи, Неаполе или Таранто. Этим способом можно было передавать наиболее секретные и срочные сообщения прямо по телефону из Оперативного Центра без постороннего вмешательства. Когда вспоминаешь миллионы телефонных, радио– и телеграфных сообщений, переданных за годы войны по сетям связи флота, легко оценить эффективность их работы. До 8 сентябри 1943 года один только римский центр зарегистрировал более 3000000 сообщений.

Эта система связи использовала различные шифры, секретность которых была особенно важна. Ее следовало сохранять любой ценой. В целом эта служба действовала очень неплохо, особенно когда представляешь огромный объем проделанных работ и большое количество использованных шифров. Итальянский флот также создал высокоэффективную службу радиоперехвата и дешифровки. Этот отдел работал в условиях строгой секретности, и даже сегодня о нем нельзя рассказывать. Криптографическая служба, возглавляемая маленькой группой талантливых офицеров, проделала огромную и исключительно полезную работу в ходе войны. Например, немедленная расшифровка британских разведывательных донесений имела огромное значение и помогала флоту до некоторой степени компенсировать недостатки собственной разведки, так как позволяла Супермарине использовать работу вражеской разведывательной службы.

Смех, как известно, продлевает жизнь, а если речь заходит о Regia Marina Italiana, то жизнь продлевается вдвойне.


Гремучая смесь из итальянского жизнелюбия, халатности и разгильдяйства способна превратить в фарс любое полезное начинание. О Королевских военно-морских силах Италии ходят легенды: в годы войны итальянские моряки добились фантастического результата – потери флота превысили списочный корабельный состав ВМС Италии! Практически каждый итальянский корабль погибал/тонул/был захвачен за время своей службы дважды, а порой и трижды.

Не найти в мире другого корабля, подобного итальянскому линкору «Конте ди Кавур». Впервые грозный бэттлшип был потоплен на своей якорной стоянке 12 ноября 1940 года в ходе налета британской авиации на ВМБ Таранто. «Кавур» был поднят со дна и простоял всю войну в ремонте, пока не был затоплен собственным экипажем в сентябре 1943 года при угрозе захвата германскими войсками. Спустя год немцы подняли линкор, но под конец войны «Кавур» был вновь уничтожен авиацией союзников.

Упомянутая атака на военно-морскую базу Таранто стала хрестоматийным примером итальянской пунктуальности, аккуратности и исполнительности. Погром в Таранто, учиненный британскими летчиками, сопоставим по своему масштабу с Перл-Харбором, однако британцам потребовалось в двадцать раз меньше усилий, чем японскими ястребам для нападения на американскую базу на Гавайях.


Надстройки линкора "Конте ди Кавур" жалобно смотрят на нас из воды


20 фанерных бипланов «Суордифиш» за одну ночь разнесли в клочья главную базу итальянского флота, потопив три линкора прямо на якорных стоянках. Для сравнения – чтобы «достать» немецкий «Тирпиц», прячущийся в полярном Альтен-фьорде, британской авиации пришлось совершить около 700 боевых вылетов (не считая диверсий с использованием мини-субмарин).

Причина оглушительного разгрома в Таранто элементарна – трудолюбивые и ответственные итальянские адмиралы по неясным причинам не натянули, как следует, противоторпедную сеть. За что и поплатились.

Не менее скверно выглядят другие невероятные приключения макаронников итальянских моряков:

Подводная лодка «Ондина» пала в неравной борьбе с южноафриканскими траулерами Protea и Southern Maid (бой у побережья Ливана, 11 июля 1942 г.);

Эсминец «Себенико» был взят на абордаж экипажем немецкого торпедного катера прямо в порту Венеции 11 сентября 1943 года – сразу после капитуляции фашистской Италии. Бывшие союзники вышвырнули за борт итальянцев, отобрали эсминец и, переименовав «Себенико» в ТА-43, использовали его для охраны средиземноморских конвоев вплоть до весны 1945 года.

Итальянская подлодка «Леонардо да Винчи» завалила у берегов Африки быстроходный 21000-тонный лайнер «Императрица Канады». На борту лайнера находилось 1800 человек (погибло 400) – половина из которых, по иронии судьбы, были итальянскими военнопленными.
(впрочем, итальянцы здесь не одиноки – подобные ситуации происходили регулярно в годы Второй мировой)

и т.д., и т.п.

Итальянский эсминец "Дардо" встречает окончание войны


Неслучайно британцы придерживаются мнения: «итальянцы гораздо лучше строят корабли, чем умеют на них воевать».

А строить корабли итальянцы и вправду умели – итальянская школа кораблестроения всегда отличалась благородными стремительными линиями, рекордными скоростями хода и непостижимой красотой и грацией надводных кораблей.

Фантастические линкоры типа «Литторио» - одни из лучших линкоров предвоенной постройки. Тяжелые крейсеры типа «Зара» - гениальный расчет, где использованы все преимущества от выгодного географического положения Италии посреди Средиземного моря (к черту мореходность и автономность – родной берег всегда близок). В результате, итальянцам удалось воплотить в конструкции «Зар» оптимальное сочетание защищенности/огня/подвижности с упором на тяжелую броню. Лучшие крейсеры «вашингтонского» периода.

И как здесь не вспомнить черноморский лидер «Ташкент», тоже построенный на верфях Ливорно! Полный ход 43,5 узла, да и в целом, корабль получился отличный.


Линкоры типа "Литторио" ведут огонь по кораблям британской эскадры (бой у мыса Спартивенто, 1940 год)
Итальянцы добились попадания в крейсер "Бервик", серьезно повредив последний


Увы, несмотря на передовое техническое оснащение, Regia Marina – некогда мощнейший из флотов на Средиземном море, бездарно проиграл все сражения и превратился в посмешище. Но так ли все было на самом деле?

Оклеветанные герои

Британцы могут шутить сколько угодно, но факт остается фактом: в боях на Средиземном море флот Её Величества потерял 137 кораблей основных классов и 41 подлодку. Еще 111 надводных боевых единиц потеряли союзники Великобритании. Разумеется, половина из них была потоплена немецкой авиацией и подводниками Кригсмарине – но даже оставшейся части достаточно, чтобы навечно записать итальянских «морских волков» в пантеон великих морских воителей.

Среди трофеев итальянцев –

Линкоры Её Величества «Вэлиент» и «Куин Элизабет» (подорваны итальянскими боевыми пловцами на рейде Александрии). Сами британцы классифицируют эти потери, как constructive total loss. Говоря русским языком – корабль превращен в побитую груду металла с отрицательной плавучестью.
Поврежденные линкоры, один за другим, повалились на дно Александрийской бухты и выбили из строя на полтора года.

Тяжелый крейсер «Йорк»: потоплен итальянскими диверсантами с помощью быстроходных катеров, нагруженных взрывчаткой.

Легкие крейсера «Калипсо», «Каир», «Манчестер», «Нептун», «Бонавенчер».

Десятки подлодок и эсминцев под флагами Великобритании, Голландии, Греции, Югославии, Свободной Франции, США и Канады.

Для сравнения - советский ВМФ в годы войны не потопил ни одного вражеского корабля крупнее эсминца (ни в коем случае не в упрек русским морякам – иная география, условия и характер ТВД). Но факт остается фактом – в активе у итальянских моряков десятки ярких морских побед. Так имеем ли мы право смеяться над достижениями, подвигами и неизбежными ошибками «макаронников»?


Линкор HMS Queen Elizabeth на рейде Александрии


Не меньшую славу Regia Marina принесли подводники - такие асы, как Джанфранко Гаццана Приороджа (потопил 11 транспортов суммарным в/и 90 000 тонн) или Карло Феция ди Коссато (16 трофеев). Всего плеяда из десяти лучших итальянских асов подводной войны потопила свыше ста кораблей и судов союзников суммарным водоизмещением 400 000 тонн!


Ас-подводник Карло Феция ди Коссато (1908 - 1944)


За годы Второй мировой войны итальянские корабли основных классов совершили 43 207 выходов в море, оставив за кормой 11 миллионов огненных миль. Моряки ВМС Италии обеспечили проводку бесчисленного множества конвоев на Средиземноморском ТВД – согласно официальным данным, итальянские моряки организовали доставку 1,1 млн. военнослужащих и более 4 миллионов тонн различных грузов в Северную Африку, на Балканы и на острова в Средиземном море. Обратным маршрутом везли драгоценную нефть. Зачастую грузы и личный состав размещались прямо на палубах боевых кораблей.

Статистика гласит: транспортные суда под прикрытием Regia Marina доставили на Африканский континент 28 266 итальянских и 32 299 немецких грузовиков и танков. Кроме того, весной 1941 года были перевезены 15 951 единиц техники и 87 000 вьючных животных по маршруту Италия – Балканы.

Всего за период боевых действий боевые корабли ВМС Италии выставили на коммуникациях в Средиземном море 54 457 мин. Морская патрульная авиация Regia Marina совершила 31 107 боевых вылетов, проведя в воздухе 125 тысяч часов.


Итальянские крейсера «Дюка д’Аоста» и «Эудженио ди Савойя» выставляют минное заграждение у побережья Ливии. Через несколько месяцев на выставленных минах подорвется британское ударное соединение. На дно уйдут крейсер "Нептун" и эсминец "Кандагар"

Как вяжутся все эти цифры с нелепым образом криворуких бездельников, только и делающих, что жующих свои спагетти?

Итальянцы с давних времен были великими мореходами (Марко Поло), и было бы слишком наивно полагать, что в годы Второй мировой они просто так выбросили «белый флаг». ВМС Италии принимали участие в боях по всему миру – от Черного моря до Индийского океана. А быстроходные итальянские катера отметились даже на Балтике и на Ладожском озере. Кроме того, корабли Regia Marina действовали в Красном море, у побережья Китая, и, разумеется, на холодных просторах Атлантики.

Итальянцы здорово потрепали флот Её Величества - лишь одно упоминание о «черном князе» Валерио Боргезе приводило в смятение все британское Адмиралтейство.

Бандито-диверсанто

«…итальянцы, в определенном смысле, куда меньшие солдаты, но гораздо большие бандиты» /М. Веллер/
Верные традициям легендарной «сицилийской мафии», итальянские моряки оказались непригодны для честных морских баталий в открытом формате. Побоище у мыса Матапан, позор в Таранто – линейные и крейсерские силы Regia Marina показали свою полную неспособность противостоять вышколенному флоту Её Величества.

А раз так – значит надо заставить врага играть по итальянским правилам! Подводные лодки, человеко-торпеды, боевые пловцы и катера со взрывчаткой. Британский флот ожидали крупные неприятности.


Схема атаки ВМБ Александрия


…В ночь с 18 на 19 декабря 1941 года британский патруль выловил из Александрийской бухты двух чудаков в «лягушачьих» одеждах. Понимая, что дело нечисто, британцы задраили все люки и двери в водонепроницаемых переборках линкоров, собрались на верхней палубе и приготовились к худшему.

Схваченных итальянцев после короткого допроса заперли в нижних помещениях обреченного линкора, в надежде что «макаронники» наконец «расколются» и все же объяснят, что происходит. Увы, несмотря на грозящую им опасность, итальянские боевые пловцы стойко хранили молчание. До 6:05 утра, когда под днищами линкоров «Вэлиент» и «Куин Элизабет» сработали мощные подрывные заряды. Еще одна бомба разорвала флотский танкер-заправщик.

Несмотря на хлесткую «пощечину» от ВМС Италии, британцы отдали должное экипажам «человеко-торпед».

"Можно лишь восхищаться хладнокровной отвагой и предприимчивостью итальянцев. Все было тщательно продумано и спланировано".


- адмирал Э. Каннигхэм, командующий Средиземноморскими силами флота Её Величества

После случившегося британцы судорожно глотали воздух и искали способы, направленные на защиту своих военно-морских баз от итальянских диверсантов. Входы во все крупные средиземноморские ВМБ – Александрию, Гибралтар, Ла-Валетту были наглухо перекрыты сетями, на поверхности дежурили десятки патрульных катеров. Каждые 3 минуты в воду летела очередная глубинная бомба. Тем не менее, за последующие два года войны жертвами людей-лягушек стали еще 23 судна и танкера союзников.

В апреле 1942 года итальянцы перебросили на Черное море штурмовой отряд из быстроходных катеров и мини-подлодок. Поначалу «морские дьяволы» базировались в Констанце (Румыния), затем в Крыму и даже в Анапе. Результатом действий итальянских диверсантов стала гибель двух советских подлодок и трех грузовых судов, не считая множества вылазок и диверсий на побережье.

Капитуляция Италии в 1943 году застала отдел «специальных операций» врасплох – «черный князь» Валерио Боргезе только что начал подготовку к очередной грандиозной операции – он собирался чуть-чуть «пошалить» в Нью-Йорке.


Итальянские мини-подлодки в Констанце


Валерио Боргезе - один из главных идеологов и вдохновителей итальянских боевых пловцов

Колоссальный опыт команды Валерио Боргезе был по достоинству оценен в послевоенные годы. Все имеющиеся приемы, технологии и наработки стали основой для создания и подготовки специальных подразделений «морских котиков» по всему миру. Неслучайно, именно боевые пловцы Боргезе являются главными подозреваемыми в гибели линкора «Новороссийск» (трофейный итальянский «Джулио Чезаре») в 1955 году. По одной из версий, итальянцы не смогли пережить свой позор и уничтожили корабль, лишь бы он не ходил под вражеским флагом. Впрочем, все это всего лишь предположения.

Эпилог

В начале XXI века военно-морские силы Италии представляют собой компактный европейский флот, вооруженный самым современными кораблями и системами морского .
Современный итальянский флот ничуть не похож на кривую Пизанскую башню: подготовка и оснащение итальянских моряков соответствует самым строгим стандартам и требованиям НАТО. Все корабли и летательные аппараты встроены в единое информационное пространство, при выборе вооружения ориентир смещен в сторону чисто оборонительных средств – зенитные ракетные системы, противолодочное оружие, средства ближней самообороны.

В составе ВМС Италии находятся два авианесущих корабля. Имеется качественная подводная компонента и базовая морская авиация. Военно-морские силы Италии регулярно принимают участие в миротворческих и специальных миссиях по всему Земному шару. Ведется постоянное обновление технических средств: при выборе оружия, радиоэлектронных средств обеспечения навигации, обнаружения и связи приоритет отдается ведущим европейским разработчикам – британской BAE Systems, французской Thales, а также собственной корпорации «Маркони». Судя по результатам, у итальянцев все получается здорово.

Тем не менее, не стоит забывать слова полководца Александра Суворова: Нет земли на свете, которая была бы так усеяна крепостями, как Италия. И нет земли, которая была бы так часто завоевана.


Новейший итальянский авианосец "Кавур"


"Андреа Дориа" - один из двух итальянских фрегатов типа "Горизонт" (Orizzonte)

Статистические данные -
«Итальянский флот во Второй Мировой войне», автор капитан 2 ранга Марк Антонио Брагадин

Иллюстрации –
http://www.wikipedia.org/
http://waralbum.ru/

Полтора века назад в Адриатическом море разгорелось противоборство итальянского и австрийского флотов. До конца XIX века итоги этой войны определяли развитие военно-морской тактической доктрины и конструкцию военных кораблей. Битва возле крошечного островка Лисса стала последним сражением морских сил Сардинии и Неаполя и первым - для новорождённого флота единого итальянского государства. Пройдя сквозь дым пушечных залпов, вчерашние сардинцы, тосканцы и неаполитанцы осознали себя итальянцами. Для их противников это сражение стало утешением на фоне общих итогов войны, а также знаком того, что Габсбурги всё ещё могут защитить свои интересы. Какими же были основные события Австро-итальянской войны на море и чем отличались военно-морские силы, принимавшие в ней участие?

В 50-е и 60-е годы XIX века, после бурной эпохи наполеоновских войн и революций, Италия и Германия встали на путь консолидации в рамках единых государств. Быстрое развитие экономики Пруссии дало «железному канцлеру» Отто фон Бисмарку достаточные денежные средства и материальные ресурсы, чтобы приступить к объединению разрозненных германских земель под властью прусского короля. Австрия, также являясь германским государством, претендовала на главенствующую роль в объединении немецкой нации. Ещё одной значительной силой на пути к национальному немецкому государству была Французская империя.

Отто фон Бисмарк. Портрет художника Кристиана Аллерса.
pinterest.com

Политическим центром объединения Италии выступило Сардинское королевство. Премьер-министр Сардинии, блестящий дипломат и умный политик граф Камилло Бенсо ди Кавур сумел заручиться в своей борьбе за единую Италию поддержкой французского императора Наполеона III.


Премьер-министр Италии граф Камилло Бенсо ди Кавур.
britannica.com

С 1860 по 1862 год все итальянские земли, кроме Рима и австрийской Венеции, были включены в состав Сардинии. Теперь Пруссии и Италии было необходимо устранить сопротивление Австрии, и они перешли к решительным действиям. 17 июня 1866 года войну начала Пруссия, тремя днями позже Италия также объявила войну Австрии. Целями пруссаков было военное поражение Австрии и устранение препятствий с её стороны в объединении немецких земель вокруг Пруссии. Италия по результатам войны должна была присоединить к себе австрийскую Венецианскую область.

Война на суше

С 17 июня по 26 июля 1866 года Австрия в союзе с мелкими немецкими государствами вела боевые действия против Пруссии и Италии. Организационное и техническое превосходство прусской армии предопределило ход войны: 3 июля австрийцы были разбиты при Садовой, а вскоре прусская армия вплотную подошла к Вене. Выполнив поставленные задачи, Бисмарк не желал рисковать достигнутыми результатами и был готов заключить мир с Австрией. 20 июня превосходящие силы итальянской армии вторглись в Венецианскую область, однако 24 июня были разгромлены австрийцами в битве при Кустоцце. Поражение при Садовой заставило Австрию перебросить значительные силы на север. Воспользовавшись этим, итальянцы вновь перешли в наступление, но успеха не добились.


Австрийские уланы атакуют в битве при Кустоцце. Художник - Казимир Ольшанский.
pinterest.com

26 июля Австрия согласилась на условия предварительного мирного договора с Пруссией. Оставшись один на один с сильным противником, Италия 10 августа пошла на перемирие, а 3 октября получила Венецианскую область по Венскому мирному договору. Война окончилась победой прусско-итальянского союза.

В ходе войны и австрийцам, и итальянцам было важно обеспечить безопасность своих берегов и непрерывность перевозок по Адриатическому морю. Выполнение этих задач и было главной обязанностью обоих флотов.

Задачи двух флотов

В средние века могущественная Венецианская республика владела побережьем Далмации, а Адриатическое море было «венецианским озером». Политики молодого Итальянского королевства мечтали о возвращении этих славных времён, но без сильного флота добиться этого было невозможно. Отсутствие в Италии единой сети сухопутных путей сообщения делало морские коммуникации незаменимыми и требовало их защиты военным флотом.

Схожие задачи: противодействие высадкам десанта, защита транспортного, торгового и рыболовного флотов - стояли и перед военно-морскими силами Австрийской империи. Фактически от ситуации на Адриатике зависела судьба австрийских владений в регионе.

Флот Италии

С 1860 года Италия вкладывала в развитие флота огромные средства - около 12 млн фунтов стерлингов ежегодно. В 1862 году тогдашний военно-морской министр адмирал Карло Пеллион ди Персано принял стратегическое решение отказаться от строительства деревянных кораблей в качестве главной силы флота и перейти к комплектованию броненосцами. Длительные союзнические отношения с Францией и неготовность итальянской промышленности к срочному строительству броненосных кораблей обусловили заказ кораблей за границей. Большинство новых итальянских броненосцев было спроектировано на базе уже вступивших в строй французских и строились на верфях Франции. Кроме того, два корабля были заказаны в США, а у англичан приобрели броненосный таран.

Формально двумя сильнейшими итальянскими кораблями были деревянные броненосные фрегаты постройки американской фирмы «Уэбб»: «Ре д’Италия» и «Дон Луиджи Ре ди Портогалло» (более известен под кратким название «Ре ди Портогалло»). Однако ввиду плохого качества строительных материалов и самой постройки этих кораблей, а также низких мореходных качеств можно сделать вывод, что каждый из них не стоил 325 000 фунтов стерлингов, уплаченных итальянским правительством. Манёвренность кораблей также оставляла желать лучшего, однако этот недостаток был присущ большинству первых броненосцев.


Итальянский броненосный фрегат «Дон Луиджи Ре ди Портогалло».
kuk-marine-museum.net

Железный двухбашенный броненосный таран «Аффондаторе» был построен в Великобритании на верфи Гаррисона - итальянцы считали его самым боеспособным кораблём своего флота. При проектировании и строительстве англичане старались использовать весь опыт Гражданской войны в США , и им удалось довести мореходность корабля до приемлемого для Средиземного моря уровня. Недостатками тарана были утяжеление носа за счёт тяжёлой башни и носового каземата, а также недостаточная манёвренность. Защиту, аналогичную пятидюймовому броневому поясу, получили две башни системы капитана Кольза. Палуба была застелена плоской броней толщиной в 2 дюйма.


Итальянский броненосный таран «Аффондаторе».
marina.difesa.it

Следующая по боевой мощи четвёрка броненосцев: «Реджина Мария Пиа», «Кастельфидардо», «Сан Мартино» и «Анкона» - была построена с учётом проекта французских кораблей типа «Прованс». Приоритет в выполнении французами итальянского заказа виден по срокам вступления кораблей в строй. Первые три броненосца Италия получила уже в 1864 году, а французский флот пополнился тремя «Провансами» лишь годом позже. Основное визуальное отличие заключалось в наличии у итальянских кораблей ярко выраженного тарана. Корпуса итальянских кораблей, в отличие от французских прототипов, были выполнены из железа и несли на себе кованую железную броню. Хорошая скорость сочеталась с неплохой мореходностью и манёвренностью. Корабли типа «Реджина Мария Пиа» составляли однородное быстроходное ядро итальянского флота.


Итальянский броненосный корвет «Реджина Мария Пиа».
marina.difesa.it

Броненосный корвет «Принчипе ди Кариньяно» стал первым броненосцем собственно итальянской постройки. По состоянию на 1866 год в постройке находилось ещё два броненосца, которые в дальнейшем войдут в строй как «Мессина» (1867) и «Конте Верде» (1871). Первоначально все корабли этой серии были заложены как деревянные паровые фрегаты, но в ходе строительства их перепроектировали в броненосцы.


«Принчипе ди Кариньяно» - единственный броненосец итальянской постройки.
marina.difesa.it

Первые итальянские броненосцы «Террибиле» и «Формидабиле» сочетали малые размеры с хорошей манёвренностью. В архитектуре этих кораблей, построенных на французской верфи «Ла Сейн», прослеживается влияние первого французского мореходного броненосца «Глуар» и французских же броненосных батарей.

Пару «Палестро» и «Варезе», спроектированную итальянским инженером Джузеппе де Лука и построенную во Франции на верфи «Ла Сейн», иногда классифицируют как броненосные канонерские лодки или корабли береговой обороны с железным корпусом. Они отличались малой скоростью и слабым вооружением при хорошем бронировании.


Итальянская броненосная канонерка «Варезе».
marina.difesa.it

Кроме броненосцев итальянцы имели семь паровых винтовых фрегатов, три паровых винтовых корвета, а также восемь авизо и три канонерские лодки.

Если комплектованию флота новыми кораблями уделялось большое внимание, то организация подготовки кадров и структура управления были далеко не идеальными. С одной стороны, боевой дух итальянских моряков был на высоте, с другой - существовала серьёзная нехватка технических специалистов. Механики плохо знали материальную часть, а паровые машины находились в плохом состоянии. Поскольку броненосный флот создавался с нуля, большинство экипажей требовало обучения и значительной практики как в управлении своим кораблём, так и в действиях в составе эскадры. Учения по стрельбе и совместному маневрированию не проводились, хотя для этого выделялись топливо, провиант и боеприпасы. Среди офицеров из разных, ранее независимых областей не было единства, а постоянная борьба адмиралов за руководящие должности и привилегии не позволяла дисциплинировать офицерский состав, не говоря уже о простых матросах.

Во главе этого царства анархии стоял хороший политик, но нерешительный и не желавший рисковать своим положением адмирал Карло Пеллион ди Персано. В 1866 году этому человеку исполнилось 59 лет, всю сознательную жизнь он служил в Сардинском флоте: участвовал в Австро­-сардинской войне 1848 года, Крымской войне 1854–1855 годов, в 1859 году блокировал австрийскую Адриатику, в 1860-м – обеспечивал действия Гарибальди на Сицилии. Особых достижений он не имел, но и ничем себя не запятнал. С точки зрения итальянского короля, Персано был единственно возможным руководителем флота, и это оказалось главной и неразрешимой проблемой.

Надо сказать, что среди итальянских офицеров были люди, подававшие надежды, но в условиях сословной Сардинской монархии они не имели шансов изменить текущее положение. Несомненно, итальянцев можно назвать нацией мореходов, и до поступления на флот большинство новобранцев служили моряками на торговых или рыболовных судах. Главная проблема заключалась не в кадрах, а в политической системе нового государства. Несомненные достоинства итальянских кораблей и большой потенциал их экипажей сводились на нет плохой подготовкой личного состава, слабой дисциплиной, невысоким уровнем командования, и в целом боеспособность итальянского флота была невысокой.

Флот Австрии

В отличие от Италии, где ядро объединения - Сардинское королевство - имело славные военно-морские традиции, Австрийская империя всегда была сухопутным государством и содержала флот на Адриатике лишь из-за необходимости защищать свои приморские владения. Австрийские морские силы никогда не отличались особой мощью или достижениями - впрочем, господствуя в разрозненной Италии и гранича со слабой в морском отношении Турцией, империя не испытывала большой нужды в сильном флоте.

Ситуация изменилась с угрозой высадки сардинцев или их союзников французов на Адриатическом побережье. Наиболее быстрое и дешёвое сообщение между владениями Габсбургов так же, как и у итальянцев, осуществлялось по морю и нуждалось в защите. Австрийскому правительству, находившемуся в далёкой от моря Вене, требовалось время, чтобы осознать это. Уроки первых войн с участием морских сил (1848 год) привели к тому, что австрийцы обзавелись вначале парусными деревянными корветами по английскому образцу, а затем перестроили их в паровые винтовые корабли. Вероятнее всего, на этом развитие имперского флота и завершилось бы, но австрийцам улыбнулась удача. Эрцгерцог Фердинанд Максимилиан Габсбург был человеком талантливым, искренне любил море, а главное, будучи братом императора Франца-Иосифа I, он мог быстро решать многие вопросы, обходя бюрократические препоны.


Фердинанд Максимилиан Иосиф фон Габсбург в 1864 году.
flickr.com

До начала войн в Италии австрийским флотом командовали этнические итальянцы из Венецианской области, а рядовой состав набирали в прибрежных областях итальянских владений Австрии, а также бывших венецианских колониях в Далмации. Языком служебно-делового общения моряков был итальянский. После войны 1848 года ситуация изменилась, и австрийцы стали назначаться на командные посты, а немецкий язык стал обязательным для офицеров флота.

Для проведения реформ и создания современного боеспособного флота из Дании был приглашён датский капитан граф Ханс Бирк фон Далеруп и некоторое количество иностранных офицеров, призванных заменить ушедших со службы итальянцев. В 1854 году эрцгерцог Фердинанд Макс встал во главе флота, а Далеруп находился в его непосредственном подчинении. Была проделана огромная работа по реорганизации всего флота, включая укрепление дисциплины, усовершенствование системы подготовки, базирования и строительства кораблей. Главным достижением эрцгерцога стала победа над общественным мнением страны, которая не понимала важности создания боеспособного флота.

К 1864 году, когда Фердинанд Макс покинул свой пост, на флоте была создана здоровая атмосфера, позволявшая талантливым людям реализовывать свои способности и продвигаться по службе. Офицеры и матросы получали практический опыт во время походов по Средиземному морю и к берегам Южной Америки.

Ещё одним значительным достижением стало строительство флота на национальных верфях из собственных материалов по проекту талантливого австрийского инженера-кораблестроителя Иосифа фон Ромако. Первоначально австрийцы планировали построить флот с опорой на деревянные паровые фрегаты, но заказ итальянцами броненосцев и опыт первых морских сражений Гражданской войны в США заставили их сделать ставку на броненосные корабли.

Минуя утверждение расходной сметы рейхстагом, Фердинанд Макс заказал судоверфи Триеста первую пару броненосцев: «Саламандер» и «Драх», причём первый из них вступил в строй всего через 15 месяцев после начала строительства. Будучи уменьшенными копиями французского «Глуара», эти корабли стали конструктивным стандартом и послужили основой для развития проекта в последующих двух сериях (типы «Кайзер Макс» и «Фердинанд Макс»). Всего к началу боевых действий в той или иной степени готовности находилось семь деревянных винтовых броненосных фрегатов: «Драх», «Саламандер», «Кайзер Макс», «Принц Ойген», «Хуан де Аустрия», «Фердинанд Макс» и «Габсбург». Кроме того, в составе флота числился один паровой линейный корабль, пять паровых винтовых фрегатов и два паровых корвета.


Австрийский броненосный корвет «Драх» в 1866 году (до модернизации).
history.navy.mil

Недостатками австрийских броненосцев были слабость паровых машин и плохая манёвренность, однако корабли были построены со всей возможной тщательностью, из качественных материалов и с применением множества конструктивных решений, достойных отдельного рассказа. Почти хрестоматийной стала защита от коррозии внешней железной обшивки, брони и уменьшение пожароопасности деревянных корпусов. Корпус покрывали слоем свинцовых белил, затем обивали тонкими свинцовыми пластинами, а поверх них наносили слой каучука. После этого на оцинкованных болтах крепились пластины отличной брони, произведённой на заводах Штирии. Корабли вооружались устаревшими гладкоствольными 48-фунтовыми пушками, а заказанные Круппу 210-мм стальные нарезные орудия были задержаны правительством Пруссии сразу после начала войны.


Австрийский броненосный фрегат «Габсбург».
history.navy.mil

После восстания в Венеции, увольнения итальянских офицеров и проведённых реформ офицерский корпус флота составляли преимущественно австрийцы, немцы, скандинавы и незначительное число итальянцев. Рядовой состав набирался из жителей Далмации и итальянских областей Венеции и Триеста, поэтому его благонадёжность всегда оставалась под вопросом. Ситуацию спасло влияние адмирала Вильгельма фон Тегетгофа. Не будь реформ Фердинанда Макса, Австрия вряд ли сумела бы создать флот, но без Тегетгофа у неё было бы мало шансов на победу.

Армейские традиции семьи Тегетгофа привели его на военную службу. Выбор пал на Морской кадетский корпус в Венеции. Жёсткая дисциплина в семье и материальные проблемы воспитали жёсткий предприимчивый характер будущего адмирала. После пяти лет учёбы Тегетгоф начал службу гардемарином, изучал иностранные языки и особенности флотов Франции и Англии. Этот человек был ярым немецким националистом, сторонником имперской власти и объединения германских земель под властью Австрии.

После подавления национальных революций 1848 года, когда империя горела в пламени национальных восстаний, для Тегетгофа началась пора карьерного роста. В 1854 году, в звании лейтенанта, он получает под командование шхуну «Элизабет». Затем последовала служба за рубежом, выполнение тайных миссий, знакомство с эрцгерцогом Фердинандом Максом и назначение в 1857 году начальником отдела штаба флота. С октября 1862 года Тегетгоф командовал дивизией, состоявшей из фрегата, корвета и двух канонерских лодок. В этот период особенно важным стало его умение правильно оценивать политическую, экономическую и военную ситуацию и действовать с высокой эффективностью. Руководство отмечало отчаянную храбрость и находчивость офицера. В 1864 году, командуя двумя паровыми фрегатами, он отличился в войне Австрии и Пруссии против Дании, сумев выдержать бой против двух более мощных датских фрегатов и одного корвета. После гибели эрцгерцога Фердинанда Макса у адмирала Тегетгофа появилось множество противников - прежде всего, из-за его неуёмного темперамента и яростных споров с руководством. Несмотря на это, после обострения отношений Австрии с Италией и Пруссией Тегетгофа назначили командующим флотом.

Особенностью организации австрийского флота являлось то, что он не был самостоятельным родом войск, а подчинялся сухопутным силам. На возможностях использования боевых кораблей это сказывалось крайне отрицательно. Ничего не смысля в морском деле, сухопутные генералы старались не рисковать кораблями, которые считались дорогими игрушками покойного Фердинанда Макса. Никто не хотел занимать пост командующего флотом, так как считалось, что итальянцев на море победить нельзя, да и незачем. Именно поэтому энергичному адмиралу Тегетгофу удалось встать во главе имперских военно-морских сил.

Адмирал славился своей справедливостью, уважением к подчинённым независимо от их национальности и вниманием ко всем мелочам службы. Он всячески поощрял личную инициативу, умел прислушаться к чужому мнению и уделял большое внимание боевой и тактической подготовке. Даже в условиях постоянной нехватки средств корабли Тегетгофа совершали манёвры под парами и парусами, проводили учебные стрельбы и опробовали различные тактические схемы боя. На борту флагманского броненосца «Фердинанд Макс» проводились ежедневные совещания и проработки планов ведения войны против итальянцев. Не менее тяжёлой была борьба с сухопутным командованием: генералы считали, что флоту достаточно защищать ключевые гавани и прикрывать фланг армии, находившейся в Венеции. Тегетгоф же делал акцент на возможности активных действий в Адриатическом море и уничтожения итальянского флота в решающем сражении, несмотря на почти трёхкратное превосходство врага по тоннажу и артиллерии.

Броненосцы, принимавшие участие в Австро-итальянской войне 1866 года

Название корабля

Построен (страна, год)

Водоизмещение, т

Скорость, уз

Вооружение и бронирование

Броненосная эскадра Италии

«Re di Portogallo»,

«Re d’Italia»

батарейный броненосец

США, 1864–66

2×10” НД, 26×6,4” НД
броня железо 4,7”

броненосный таран

Англия, 1864

2×1×9” НД, железо 5”

«Regina Maria Pia»,

«Castelfidardo»,

«San Martino»,

батарейный броненосец

Франция, 1864–65

4×68-фнт, 22×6,4” НД
броня железо 4,3”

«Principe di Carignano»

батарейный броненосец

Италия, 1861

10×68-фнт, 12×6,4” НД
броня железо 4,7”

броненосная батарея

Франция, 1861–62

4×68-фнт, 16×6,4” НД
броня железо 4,3”

батарейный броненосец

Франция, 1865

4×68-фнт, 1×6,4” НД
броня железо 4,5”

Броненосная эскадра Австрии

«Ferdinand Max»,

батарейный броненосец

Австрия, 1865

16×48-фнт
броня железо 4,8”

«Prinz Eugen»,

«Juan de Austria»

батарейный броненосец

Австрия, 1863

16×48-фнт, 15×6,4” НД
броня железо 4,5”

броненосная батарея

Австрия, 1862

10×48-фнт, 18×6,4” НД

броня железо 4,5”

2×10” НД - два нарезных дульнозарядных орудия калибром 10 дюймов.

26×6,4” НД - батарея из 26 нарезных дульнозарядных орудия калибром 6,4 дюйма.

Несмотря на различия в численности и качестве личного и корабельного состава двух флотов, на момент начала войны ни у одного из противников не было явных преимуществ…

Список литературы:

  1. Пемзель Г. Вильгельм фон Тегетгофф (в кн. «Великие адмиралы»). Пер. с англ. - М.: АСТ, 2002
  2. Вильсон Х. Броненосцы в бою. Пер. с англ. - М.: ЭКСМО, 2003
  3. Грановский Е. Сражение при Лиссе // «Флотомастер», 1997, № 2.
  4. Петров М. А. Обзор главнейших кампаний и сражений парового флота. - Л., 1927.
  5. Полуян В. В. Броненосцы Австро-Венгерской империи. Ч. 1. - СПб., 2007
  6. Штенцель А. История войн на море. Пер. с нем. - М.: ЭКСМО, 2002.
  7. Antonicelli A. I cannoni di Lissa // «Storia Militare», 2012, No. 223 .
  8. Bargoni F. Esploratori, Fregate, Corvette ed Avvisi Italiani 1861–1968 – Roma: USMM, 1969.
  9. Bargoni F., Gay F., Gay V.M. Navi a vela e navi miste italiane 1861–1887. - Roma: USMM, 2001.
  10. Conway’s All the World’s Fighting Ships 1860–1905. - London: Conway Maritime Press, 1979.
  11. Dassano F. La Battaglia di Lissa у la morte del deputato Pier Carlo Boggio // «L’Arduino», 2013.
  12. Giorgerini F., Nani A. Gli incrociatori italiani 1861–1967. - Roma: USMM, 1967.
  13. Giorgerini G., Nani A. Le navi di linea italiani 1861–1969. - Roma: USMM, 1969.
  14. Gogg K. Österreich Kriegsmarine 1848–1918. - Salzburg: Bergland Buch, 1974.
  15. Green J. The “Re D’Italia” // «Warship International», 1976, No. 4.
  16. Green J., Massignani A. Ironclads at War. - Cambridge: Da Capo Press, 1998.
  17. Lengnick A., von Klimburg R. Unsere Wehrmacht zur See. - Wien: L.W. Seidel & Sohn, 1904.
  18. Schelma de Heere R.F. Austro-Hungarian Battleships // «Warship International», 1973, No.1.

Новое на сайте

>

Самое популярное