Домой Медицина  Камчатские экспедиции витуса беринга. Биография Что открыл чириков

Камчатские экспедиции витуса беринга. Биография Что открыл чириков

Капитан-командор Чириков известен как исследователь северо-западного побережья Северной Америки и человек, внесший большой вклад в освоение и укрепление Дальнего Востока


Годы учебы и преподавания

Алексей Ильич Чириков родился 13 (24) декабря 1703 года в Тульской земле в дворянской семье. Жил в Москве у своего дяди, в 12 лет поступил в Школу математических и навигационных наук – первое российское военно-морское учебное заведение.

Среди известных преподавателей школы - Леонтий Магницкий, по «Арифметике» которого училось не одно поколение русских моряков. Кроме арифметики и геометрии, учащиеся изучали навигацию, географию, геодезию, фортификацию, астрономию, иностранные языки и другие дисциплины.

В числе лучших учеников Чириков был переведен для продолжения обучения в Петербургскую морскую академию, помимо теории, академия большое место уделяла практике – астрономическим наблюдениям, кораблевождению, артиллерийской и стрельбе из мушкета, постановке парусов, такелажным работам. По окончании академии и производства в унтер-офицеры Алексей Ильич получил назначение на Балтийский флот, здесь он прослужил недолго, его назначили преподавателем в Морскую академию.

Как отличный специалист Чириков был включен в состав экспедиции Витуса Беринга, интересно, что руководство Академии, было против такого назначения, Академия теряла талантливого преподавателя, «гардемарин обучать было некому».

Экспедиция, организованная по указанию Петра I, ставила перед собой не только географические цели, но и геополитические – укрепление восточных рубежей России.

Чириков был назначен помощником Беринга, опытного мореплавателя, к тому времени уже двадцать лет состоявшему на службе у России.

Первая Камчатская экспедиция

Экспедиция выехала из Петербурга 25 января 1725 года, в Тобольске была сделана остановка, здесь заготовили канаты, пеньку, лес, и когда открылась речная навигация, отправились по Иртышу в путь. До Якутска экспедиция добиралась по рекам, частично по суше, а после Якутска – в основном пришлось идти по бездорожью.

В Якутске Чириков руководил отправкой грузов в Охотск, его журнал сохранил заметки о городе, по наблюдениям Алексея Ильича в городе находилось 300 русских дворов, а его окрестностях – 30 тысяч якутов-кочевников.

В Охотске было построено два бота «Фортуна» и «Святой Гавриил», на последнем Беринг, Чириков и другие члены экипажа числом 44 человека 13 июля 1728 года вышли в море. Чириков вел судовой журнал первой российской морской научной экспедиции, в нем записаны не только сведения о маршруте, но произведено описание обитателей моря, которые попадались на глаза путешественникам – киты, сивучи, моржи и т.д.

Во время плавания на карту были нанесены полуостров Камчатка, открыты Камчатский и Карагинский заливы с островом Карагинский, залив Креста, бухта Провидения и остров Святого Лаврентия. Карты, составленные Берингом и Чириковым, получили высокую оценку других путешественников, в частности Джеймса Кука.

Дойдя до 67° 24" северной широты, Беринг стал держать совет с экипажем, как поступать дальше. Во время совета Чириков высказывался за продолжение экспедиции, он предлагал идти дальше, к устью Колымы. Но капитан экспедиции принял решение повернуть назад.

Одна из главных задач, поставленных перед экспедицией – выяснить, есть ли перешеек между Азией и Америкой, была выполнена. Открытие, произведенное русским мореплавателем Семёном Дежнёвым еще в 1648 году, но к тому времени позабытое, было подтверждено.

Впоследствии Ломоносов выразит сожаление, что Беринг развернул корабль, если бы он продолжил путь на восток, то очень скоро обнаружил бы берега Америки.

Но берегов Америки датский мореплаватель достигнет во время следующей экспедиции.

По возвращении в Нижнекамчатск команда занималась ремонтом бота и пополнением запасов продовольствия. В 1729 году Беринг и Чириков вернулись в Петербург, где Беринг держал доклад о результатах экспедиции. На основании доклада Сенат и Адмиралтейская коллегия приняли решение снарядить Вторую Камчатскую экспедицию.

Вторая Камчатская экспедиция

Задачами экспедиции были открытие морского пути в Америку, окончательное доказательство того, что Азия с Америкой разделены проливом, поиск удобных гаваней для создания в них военно-морских баз и исследование побережья Северного Ледовитого океана.

Вторая экспедиция, как и первая имела целью, не только географические задачи, ее программа включала совокупность мероприятий по включению народов, на открытых русскими путешественниками землях, в жизнь Российского государства.

Чиновники из Сената и Адмиралтейской коллегией составили план и инструкции для экспедиции, Чириков, ознакомившись с ними, внес в них замечания и предложения. Финальный вариант инструкций был принят с учетом его поправок.

Начальником всех экспедиционных отрядов был назначен Беринг, а Чириков – его первым помощником. Предварительная часть экспедиции проходила в тяжелых условиях, второй помощник Беринга Шпанберг, «пилил» бюджетные деньги, тратил их на собственные нужды, а свое служебное положение использовал для личного обогащения, местные власти также не спешили содействовать экспедиции, хотя имели соответствующие указания из Петербурга. В какое-то время проект из-за нехватки средств чуть было не свернули.

После трудного и долгого подготовительного периода экспедиция на построенных к тому времени ботах «Святой Петр» и «Святой Павел» 8 сентября 1740 года вышла к восточному побережью Камчатки.

В районе Авачинской губы экспедиция осталась на зимовку, в честь святых, имена которых носили корабли, получили свое название удобная гавань и поселение, основанное как отправная точка морского путешествия - Петропавловск.

Во время зимовки команда продолжила подготовку к предстоящей отправке к берегам Америки, параллельно Алексей Ильич занимался этнографическими и метеорологическими наблюдениями, сбором сведений о фауне и флоре, и исследованием геологических особенностей Камчатки.

4 июня 1741 года корабли вышли из Петропавловской гавани и направились к берегам Америки, 20 июня в условиях шторма и тумана, суда потеряли друг друга и «Святой Павел», которым командовал Чириков, продолжил свой путь один.

16 июля команда увидела землю: «В 2 часа пополудни впереди себя увидели землю, на которой горы высокие…», сейчас этот остров называется Бейкер.

На следующий день Чириков решил произвести разведку местности и отправил на сушу на ланг-боте десять человек во главе с Абрамом Дементьевым, но отряд к назначенному сроку не вернулся, как и второй, высадившийся на берег для поиска первого спустя несколько дней. Что произошло с 15 русскими моряками, неизвестно.

Положение оставшихся на корабле было довольно затруднительным, запасы воды и пищи подходили к концу, а высадится на берег не предоставлялось возможным, лодок на борту корабля больше не было, к тому же вся команда болела цингой. Поэтому было принято решение о возвращении в Петропавловск. Из 68 членов команды в Петропавловск вернулось лишь 49 человек.

В следующем году с целью отыскать пропавший корабль «Святой Петр» и команду Беринга, Чириков предпринял путешествие, но отыскать людей ему не удалось.

На обратном пути Чириков обнаружил остров, который нанес на карту остров и назвал Святым Иулианом (в этот день память мученика Иулиана Тарсийского, сейчас это остров Беринга), на котором и томилась экспедиция датчанина, но которую «Святой Павел» там не обнаружил.

Отчет об экспедиции вместе с картой Чириков направил в Петербург. Позже он принимал участие в составлении итоговой карты русских открытий в северной части Тихого океана.

Вернувшись в Петербург, возглавил Морскую академию. В сентябре 1747 года был переведен в Москву, где скончался от туберкулеза и последствий цинги, оставив много долгов. Алексей Ильич, отдавший 20 лет жизни на изучение Дальнего Востока, и очень много сделавший для Отечества, умер в большой нужде.

«Капитан Алексей Ильич Чириков был лучшим офицером своего времени, краса и надежда флота, умный, образованный, скромный и твердый, человек», - такую характеристику ему дал Александр Соколов, историк, живший в XIX веке.

Благодаря таким твердым и кротким людям – «блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5, 5) современная Россия стала великой державой, раскинувшейся на 1/6 земного шара.

(1703-1748)

Алексей Ильич Чириков является одним из крупнейших русских мореплавателей второй половины XVIII в.

О молодости его известно очень мало. Он родился в 1703 г. Отец Чирикова – небогатый дворянин, служивший комендантом в Киевской губернии. Двенадцатилетним мальчиком (в 1715 г.) А. И. Чирикова определила в созданную Петром I Навигационную школу, находившуюся в Москве. В 1716 г. его переводят в петербургскую Морскую академию, в которой в числе других предметов изучались география и геодезия. Особое внимание уделялось вопросам навигации. Помимо занятия теорией, слушатели Морской академии проходили разностороннее практическое обучение, получая основательную подготовку по всем вопросам морского дела.

А. И. Чириков настолько успешно закончил курс в 1721 г., что был через чин мичмана произведен в унтер-лейтенанты и назначен во флот. В 1722 г. он, как одни из лучших морских офицеров, был вызван по приказу Адмиралтейств-коллегии в Морскую академию, блестяще сдал проверочный экзамен и получил назначение преподавателем навигации в ней. Обучив «разным наукам» 142 гардемарина, молодой моряк показал себя с самой лучшей стороны, и кандидатура его была в 1724 г. представлена Петру I для посылки в Первую Камчатскую экспедицию. Адмиралтейств-коллегия, произведя его досрочно в лейтенанты, отметила, что по отзыву «шаутбенахта» (т. е. контр-адмирала) Сандерса «по обучению гардемаринов и морских офицеров искуснее всех явился оный Чириков». Так началась выдающаяся деятельность молодого 21-22-летнего моряка, ставшего одним из руководителей Первой, а затем и Второй Камчатской экспедиции (Великой Северной экспедиции), сыгравшей важную роль в истории мировой географической науки.

Вопрос о задачах, которые были поставлены перед руководителями Камчатских экспедиций, нельзя считать полностью решенным и в наши дни. Считается, что главными официальными целями, поскольку они были декларированы в соответствующих инструкциях и указах, являлось окончательное решение проблемы, привлекавшей столетиями внимание ученых и практических деятелей разных стран, о существовании пролива, разделяющего север Азии и Америки.

Однако формальные декларации далеко не исчерпывали истинных задач Камчатских экспедиций (особенно это относится ко Второй Камчатской экспедиции) – они были гораздо обширнее.

Россия в те времена имела широкий выход на Тихий океан, владела Камчаткой и большей частью Курильских островов.

Вторая Камчатская экспедиция должна была, помимо окончательного выяснения вопроса о проливе, провести углубленное изучение очень слабо исследованных русских владений в Сибири и на Дальнем Востоке, побережий Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими частями северо-восточной Азии и Северной Америки, содействовать укреплению дальневосточных границ России и вообще ее положения на Тихом океане. Она должна была также помочь расширению торговых сношении с заморскими тихоокеанскими странами, расположенными на американском материке, и с Японией.

Никаких сколько-нибудь точных сведений о взаимном расположения и очертаниях северных частей Азия и Америки, а также о расстоянии от Камчатки до Японии и Северной Америки материка а науке того времени не было.

Выяснение вопроса о проливе было, таким образом, важной, но далеко не единственной целью экспедиций.

Первая Камчатская экспедиция (начальник – , его помощники – М. Шпанберг и А. И. Чириков) длилась с 1725 по 1730 г. Переезд к Охотску и огромные организационные работы по переброске оборудования и персонала на тысячи километров по почти необжитым районам Азиатской Россия потребовали более двух с половиной лет. Во время разъездов по Сибири (в то время этим понятием объединялись все русские земли от Урала до Дальнего Востока), вызванных служебными делами, А. И. Чириков вел путевой журнал, в котором имеются интересные сведения о природе и населении страны. Документ этот обнаруживает черты, характеризующие молодого офицера как талантливого наблюдателя.

Участники Первой Камчатской экспедиции выехали из Петербурга в начале 1725 г., но только в июле 1728 г. из устья реки Камчатки вышел в море бот «Святой Гавриил» под командой В. Беринга, с двумя помощниками – А. И. Чириковым и М. Шпанбергом, датчанином на русской службе, и другими участниками плавания.

Уже в самом начале этого плавания выявились исключительные качества 25-летнего Чирикова не только как образованного мореплавателя, но и выдающегося исследователя.

Беринг 24 августа устроил со своими помощниками «консилию» на 65°30" с. ш. для установления дальнейшего маршрута. М. Шпанберг предлагал подняться к северу и при необнаружении к 28 августа перешейка на 66° с. ш. повернуть обратно. А И. Чириков категорически возражал, настаивая на том, чтобы обязательно обогнуть морем Чукотский полуостров и дойти до Колымы. Он считал, что лишь в таком случае вопрос о проливе будет решен бесспорно. Если этого нельзя будет достичь сразу, то необходимо перезимовать против Чукотского Носа, на земле, имеющей по документальным данным леса. Таким образом А. И. Чириков, продолжая вековую традицию русских моряков, не боявшихся вод Ледовитого океана, обнаружил в то же время очень большие географические познания. Ведь отсутствие перешейка между Азией и Америкой можно было считать вполне доказанным, лишь тщательно изучив побережье между Чукоткой и Колымой. Наконец, наличие ссылок на документы о земле против Чукотского полуострова показывает, что А. И. Чириков являлся знатоком этого обширного района, и говорит о том, что он тщательно изучил материалы о северо-востоке Азии и те отрывочные русские сведения, которые имелись о «Большой земле» (Аляске).

Принятие предложений А. И. Чирикова могло бы при благоприятных условиях твердо разрешить вопрос о проливе уже в 1728-1729 гг., но Беринг внял советам М. Шпанберга и, достигнув 26 августа 1728 г. 67°18" с. ш., повернул бот назад и 13 сентября возвратился на Камчатку.

Краткое плавание 1729 г. было неудачным, и участники вернулась в Петербург, не выполнив данного им поручения.

По возвращении в столицу А. И. Чириком произвели в капитан-лейтенанты и через два года – в капитаны.

В 1732 г. была начата подготовка новой экспедиции – Второй Камчатской.

А. И. Чириков, вызванный из Казани в Петербург, снова был вместе с М. Шпанбергом, назначен помощником В. Беринга, официально возглавлявшего всю деятельность экспедиции.

Уже в самом начале В. Беринг в А. И. Чириков сделали свои замечания на полученные ими инструкции. Но в то время как В. Беринг сосредоточил свое внимание на вопросах административно-хозяйственных, А. И. Чириков касался преимущественно маршрута плавания В одном пункте инструкций требовалось сначала идти на юго-восток от Камчатки до «ишпанского владения Мексиканской провинции» а в другом – подняться на северо-восток до 67° широты. Предписание плыть к югу вызывалось неверной картой, составленной в 1731 г. петербургским академиком французом И. Н. Делилем. На ней была нанесена юго-восточнее Камчатки, южнее 50° с.ш., фантастическая Земля де Гама.

Как увидим далее, карта эта принесла много несчастий мореплавателям. А. И. Чириков резко критиковал ее, оспаривая необходимость спускаться к югу, а также и другое требование – достичь 67° с.ш. Он считал, что нет смысла забираться в такие высокие широты, так как офицеры других северных «отрядов» экспедиции, которые должны были картировать побережье от Колымы до Чукотки, могут убедиться в том, что в этих районах нет перешейка. Идти же до Мексиканской провинции, писал Чириков, «признаваю не для чего», а лучше всего разрешить этот вопрос и искать новые острова и земли, плывя в пределах полосы воды шириною в 15° от 65° до 50° с.ш., «ежели неразрывный берег увидим». При этом он высказывал убеждение в том, что Америка «лежит не весьма далече от Чукотского восточного угла», а между 30-65° с.ш. должны быть населенные и богатые естественными ресурсами острова.

Эти утверждения, оправдавшиеся впоследствии, были не случайными, а опирались на познания А. И. Чирикова в географии северных побережий и районов Тихого океана.

Адмиралтейств-коллегия и затем Сенат учли ряд предложений А. И. Чирикова, но требование идти сначала на юго-восток к Земле де Гама все же оставалось в инструкции.

Отправка членов экспедиции из Петербурга началась в феврале 1733 г. Сам В. Беринг выехал несколько позже.

Организация всего огромного предприятия, продолжавшегося около 10 лет, с числом участников, временами подходившим к 1500-2000, было, конечно, делом чрезвычайно трудным.

Весной 1737 г. в Охотск приехал А. И. Чириков, а летом того же года – В. Беринг. Взаимоотношения Чирикова и Беринга к этому моменту настолько обострились, что первый вынужден был в письме к графу Н. Головкину просить об отставке «понеже предложения мои к господину капитану-командору о экспедичном исправлении от него за благо не приемлются… а предлагать ему принужден я должностью своею». В том же письме А. И. Чириков просил выдать ему недополученную за несколько лет разницу жалованья, так как он с женой и тремя детьми, бывшими с ним в Сибири, находился в очень тяжелом материальном пооложении.

Отставки А. И. Чириков не получил и продолжал служить, мужественно настаивая на принятии мер, которые он считал необходимыми для успеха дела.

В Охотске строились суда, предназначавшиеся для тех морских «отрядов» экспедиции, которые должны были отправляться: первый – к Курильским островам и, по возможности, к Японии (М. Шпанберг со спутниками) и второй – для отыскания американских земель и окончательного решения вопроса о проливе.

В начале 1740 г. А. И. Чириков все еще занимался подготовкой к этой экспедиции в Охотске и, в частности, постройкой двух необходимых пакетботов – «Св. Петр» и «Св. Павел».

Видя, что суда еще не готовы, он в апреле 1740 г. предложил В. Берингу отправить его на бригантине, на которой до того плавал М. Шпанберг, «осмотреть места, лежащие от Камчатки меж норда и оста, против Чукоцкого носа и прочие западной стороны Америки».

В то же время, по мнению А. И. Чирикова, В. Беринг смог бы достичь с двумя пакетботами Камчатки. Летом 1741 г., после того как А. И. Чириковым была бы произведена разведка пути, оба пакетбота должны были следовать по намеченному направлению. Но «сего учинить господин капитан-командор не смел, объявляя, что оное с данною инструкцией не согласно», как доносил впоследствии А. И. Чириков. Между тем предложение это, основанное на глубоком убеждении помощника В. Беринга в близости американского северо-запада от Чукотки, могло бы предотвратить трагедию 1741 г., изменив в лучшую сторону весь ход экспедиции.

Только в июле 1740 г. пакетботы спустили на воду. Это были весьма небольшие для такого дальнего и неведомого плавания суда, каждый в 80 футов длиной и 22 фута шириной и с осадкой в 9,5 футов. Они поднимали всего лишь по 6000 пудов (100 тонн) груза. На пакетботе «Св. Петр», которым командовал сам В. Беринг, был назначен, кроме офицеров, в качестве ученого участника экспедиции адъюнкт Петербургской Академии наук Г. Стеллер. А. И. Чирикову, командовавшему пакетботом «Св. Павел», дали для той же цели брата И. Н. Делиля – «профессора астрономии» Делиль де ля Кройера, пьяницу и невежественного человека, не принесшего в дальнейшем никакой пользы экспедиции.

19 сентября 1740 г. оба пакетбота вышли из Охотска и в конце того же месяца достигли Большерецка на Камчатке. Отсюда весь состав экспедиции, кроме Г. Стеллера и Делиль де ля Кройера, оставшихся на месте и соединившихся с экспедицией позже, прибыл в Авачинскую бухту 17 октября 1740 г., где и зазимовал в гавани, названной именем кораблей «Святых апостол Петра и Павла». Так возник город Петропавловск-Камчатский.

15 мая 1741 г. В. Беринг, прежде чем выйти в море, созвал «консилию» для решения вопроса о маршруте. Еще в 1739 г. М. Шпанберг, плавая к берегам Японии, пересек место, на котором по карте И. Н. Делиля была нанесена «Земля де Гама» и не обнаружил ее. Тем не менее, несмотря на настойчивые предложения А. И. Чирикова ограничить плавание 50-65° с. ш., к чему склонялись и почти все офицеры,– в основу маршрута была, на основании требования инструкции, на точном соблюдении которой настаивал Беринг, положена эта злополучная карта.

15 июня 1741 г. оба пакетбота прошли «устье» Авачинской губы и вышли в океан, направляясь на юго-восток от Камчатки. Через двое суток Беринг дал сигнал «Св. Павлу» идти впереди, и с этого момента Чириков стал лидером совместного плавания.

23 июня суда находились на широте, где предполагалась несуществующая земля, и пересекли ее. Внимательный осмотр окрестностей, как и был убежден Чириков, ничего не дал, «и потому открылось, что земли Иан де Гамма нет, понеже мы место, где надлежало ей быть, перешли через»,– доносил впоследствии А. И. Чириков.

В суровых условиях, при неблагоприятной погоде суда продолжали свой путь.

В 5 часов утра 1 июля с борта «Св. Павел» перестали видеть «Св. Петра». Этот день был последним днем совместного плавания. Оба пакетбота потеряли друг друга.

А. И. Чириков прежде всего предпринял поиски капитана-командора, продолжавшиеся неделю.

Убедившись в их бесполезности и не будучи более связан волей командира экспедиции, он смело повел свой корабль прямо к намеченной цели: сначала на восток и северо-восток, чтоб выйти из более южных широт, а затем – на северо-восток и восток. В течение всего плавания исправно велся судовой журнал. Как только позволяла погода, астрономически определялись координаты корабля. Это дает возможность достаточно точно установить весь прямой и обратный путь «Св. Павла» между Камчаткой и Америкой.

Капитан и экипаж с волнением осматривали пустынные просторы океана в ожидании неведомых американских земель. Почти ежедневно бросали лот, но не доставали дна. Погода не благоприятствовала – была по большей части пасмурной и временами на море разыгрывалось «великое волнение». 17 июля «явилось в море много цветов плавающих, видом в воде зеленые и желтоватые». Осмотрев их, убедились, «что оные не травяные, токмо сгустившаяся вода на подобие киселя, каких обычно много выбрасывает на морские берега». Это были медузы. С 24 июля появились признаки близкой земли, видели «береговую» утку. Признаков близкой земли становилось все больше, пролетели утка и чайки, заметили «два дерева плавающих старых». Можно представить себе радость экипажа при встрече этих, пока еще скромных вестников неведомой суши. 25 июля пакетбот, по всей вероятности, попал в полосу массового планктона.

26 июля 1741 г. суждено было стать одной из крупнейших дат в истории как русских, так и мировых географических открытий.

До полночи стояла туманная, облачная, дождливая погода. И вдруг «в два часа пополуночи впереди себя увидели землю, на которой горы высокие, а тогда еще не очень было светло, того ради легли на дрейф. В третьем часу стало быть землю свободнее видеть... и оную признаваем мы подлинною Америкой по месту, по положению ее, по длине и по ширине» (т. е. по долготе и широте). А. И. Чириков достаточно точно определил широту места – 55°21", хотя и ошибся в долготе, что при тогдашней технике астрономического наблюдения было почти неизбежно.

Плавания А. И. Чирикова.

В таких скупых словах капитан «Св. Павла» внес в судовой журнал который он вел лично, запись об открытии им и спутниками северо-западном районе Северной Америки.

В. Беринг на пакетботе «Св. Петр», как известно, подошел к побережью Америки примерно через 17 суток. Таким образом, А. И. Чириков и его сотоварищи были первыми европейцами, обнаружившими и затем доставившими достоверные сведения об этом обширном северо-западном районе Северной Америки (Есть много данных считать, что русские люди достигли Аляски и поселилась на ней еще в середине XVII в. Но сообщение об этом событии не было передано в Россию или затерялось и не достигло Москвы. Геодезисты Федоров и Гвоздев, плавая в Беринговом проливе в 1732 г., подошли к его американским берегам, став на якорь вблизи мыса Принца Уэльского. Идя далее, они подходили к острову Кингу, или Укивок, в положили на карту часть побережий пролива. Следовательно, первыми европейцами, давшими достоверные сведения о Беринговом проливе и картировавшими часть его американских берегов, были также русские люди. Но их сведения охватывала значительно более северный и значительно меньший по территории район).

На рассвете осмотрели землю, очертания которой были хорошо видны. В течение нескольких часов пакетбот продвигался вдоль побережья, бросая лот и доставая грунт – песок. Судно находилось по полдневной обсервации на 55°41" с. ш.

К какому же месту Америки подошел пакетбот «Св. Павел»?

Прежде чем ответить на этот вопрос, подчеркнем, что А. И. Чириков проявил почти предельную на данном уровне навигационной техники точность в исчислениях пути пакетбота почти на всем его протяжении. Ежечасные записи, делаемые им в судовом журнале во время плавания, несмотря на крайне тяжелые условия, поражают своей аккуратностью.

Анализ судового журнала, копия которого сохранилась до наших дней, позволил восстановить открытые места с очень большой точностью. Расхождения во мнениях касаются лишь некоторых второстепенных деталей.

Впервые «Св. Павел» обнаружил новую землю в районе мыса Бартоломе на юге острова Бейкер и мыса Аддингтон, находящегося на острове Нойес. Эти небольшие острова отстоят всего на 9-12 миль от северной части крупного острова Принца Уэльского, почти вплотную примыкающего к американскому материку значительно юго-восточнее Аляски. Пролив, отделяющий его от материка, имеет в узких местах всего 3,5 мили ширины. Вскоре показалась на горизонте еще земля, видимо, остров Коронейшен.

Вдали с пакетбота заметили остров Форрестер. Записи в судовом журнале поразительно точно отмечают отдельные детали, островки и скалы, которые можно очень легко найти на крупномасштабных современных картах.

Пакетбот продолжал продвигаться вдоль видимой земли на северо-запад. К счастью, стояла солнечная безветренная погода. К вечеру был послан на шлюпке осмотреть местность младший боцман Трубицин. Вернувшись, он рассказал о том, что на берегу растет крупный еловый, пихтовый и сосновый лес и много морских зверей – «сиучей». Людского же жилья замечено не было. Это были первые сообщения очевидца об открытых территориях. В следующие сутки открыли Туманные острова, южную оконечность острова Баранова с мысом Омманей, мыс Пуффин. Вскоре после этого А. И. Чириков отметил в журнале и запеленговал еще ряд земель: остров Неккер у входа в пролив Ситка, остров Круза, мыс Кросс на острове Якоби, мыс Эджкомб.

А. И. Чириков не давал названий замеченным землям, фиксируя лишь положение некоторых их частей и описывая видимые особенности: пики, возвышенности, заливы. Впоследствии, как об этом наглядно говорят приводимые выше и некоторые указываемые в дальнейшем имена земель, они получили наименование от иностранцев, посетивших эти места значительно позже и часто старавшихся присвоить себе не принадлежащий им приоритет открытия.

Через двое с половиной суток после первого обнаружения американских земель произошло трагическое событие, оказавшее крайне неблагоприятное влияние на все дальнейшее плавание «Св. Павла».

В 2,5 ч. пополудни с подошедшего возможно ближе к берегу пакетбота был отправлен штурман А. М. Дементьев с десятью вооруженными людьми. Он получил от А. И. Чирикова инструкцию пристать, где возможно, ласково обращаться с жителями. «Явить к ним приятность и дарить подарками небольшими», узнать, что это за земли, найти подходящую гавань, составить ее чертеж и т. п. Словом, посланные должны были получить ряд сведений, характеризующих природу и людей открытой местности. Инструкция особо предписывала гуманное обращение с «американцами», предлагая даже в случае нападения ограничиться лишь обороной, «а самому никакого озлобления им не делать и служителей до того не допускать». Заботясь о безопасности посланных, А. И. Чириков дал им ряд советов на случай дурной погоды, запас недельного продовольствия, указал систему сигналов огнем и выстрелами. Словом, были предусмотрены все случайности для обеспечения благополучного возвращения Дементьева со служителями, как тогда называли матросов. Но шли часы за часами, а посланные не показывались. Большинство исследователей полагает, что событие это имело место в проливе Лисянского. Но тщательный анализ записей судового журнала заставляет считать более вероятным местом происшествия бухту Таканис. Во всяком случае бесспорно, что несчастье произошло у юго-западной оконечности острова Якоби. В течение нескольких дней принимались все меры для поисков пропавших. Пакетбот, несмотря на шквалы, дождь, туман и большую опасность плавания в этом прибрежном районе, упорно крейсировал «близь того места, куда послан ваш бот», многократно стреляли из пушек.

Только после недельных поисков послали вторую и последнюю шлюпку с боцманом Савельевым и тремя служителями, снабдив их подробной инструкцией, инструментами для починки бота Дементьева, если он окажется поврежденным, провизией и т. п. Чтобы облегчить возвращение первой и второй партий, пакетбот подходил настолько близко к побережью, что находившиеся в нем рисковали ежеминутной гибелью, «понеже парусы от волнения мало действовали». Но не возвратилась и вторая шлюпка.

Через сутки после ее исчезновения появились две лодки, оказавшиеся, однако, байдарками с местными жителями, быстро уплывшими назад. После этого, убедившись, что обе русские лодки исчезли и их экипаж погиб, А. И. Чириков, с согласия своих офицеров, вынужден был через несколько часов прекратить поиски и продолжать свой путь. Загадка гибели посланных так и осталась неразгаданной.

Потеря части экипажа и обеих шлюпок крайне осложнила положение. «Св. Павел» уже не мог подходить близко к берегу, даже для пополнения запасов пресной воды. Силы его команды резко сократились. Тем не менее А. И. Чириков мужественно продолжал плавание вперед на северо-запад и затем на запад.

В результате им были открыты и нанесены на карту обширные (около 400 верст) пространства вдоль побережий северо-западной Америки от мыса Спенсера до бухты Литуя и далее – до некоторых других мест Аляски.

6 августа истощающиеся запасы пищи и, особенно, воды заставили А. И. Чирикова принять решение о возвращении на Камчатку. Но фактически его путь еще несколько суток пролегал в недалеком расстоянии от берегов северо-западной Америки. С борта пакетбота был обнаружен мыс Елизаветы и побережье Кенайского полуострова. А. И. Чириков был вполне правильно убежден, что продолжает идти вдоль той же материковой земли, так как в рапорте, посланном по возвращении из плавания, он писал, что земля, виденная ими до решения о возвращении, «с сею нераздельна».

Вскоре пакетбот резко повернул к югу, а затем к западу и прошел недалеко от острова Афогнак.

С каждым днем трудности плавания возрастали. Появилась цинга, резко сократили порции пищи и, особенно, воды, горячую кашу давали через день, а затем и реже. Воду старались собирать в паруса во время дождя. Тем не менее мужество и дисциплина экипажа не ослабевали. Записи в судовом журнале были также аккуратны и точны, производились астрономические определения координат. Пакетбот шел уверенно по принятому курсу – на запад, к Камчатке, приближаясь к гряде Алеутских островов, почти вплотную примыкающих к полуострову Аляска. Здесь были открыты восточные острова гряды: Умнак, Уна- лашка. Потеря шлюпок не дала возможности произвести высадку как на них, так и на виденных позже островах. Но замеченные части их были описаны и пеленгованы. Дальнейший путь пакетбота шел на запад параллельно Алеутским островам, недалеко от них.

Утром 20 сентября «Св. Павел» оказался в одной из южных бухт острова Адах, в 200 саженях расстояния от берега, едва не разбившись ночью о буруны, грозный рев которых был ясно слышен. В это время произошла встреча экипажа с «американцами», подъехавшими на байдарках близко к «Св. Павлу». Их лодки, внешний вид и одежда были хорошо осмотрены и точно описаны А. И. Чириковым. Брошенную им посуду, ткань, иголки и другие предметы они не взяли, зато знаками просили ножей. За брошенный нож они привезли в пузырях немного так необходимой для экипажа пресной воды. А. И. Чириков получил также несколько кореньев, сурьму, стрелы. На следующий день алеуты опять приезжали и оставались 3-4 часа возле самого судна, но взойти на него отказались.

Пакетбот снова взял курс на запад вдоль Алеутской гряды. С середины сентября кашу варили лишь один раз в неделю, остальные дни питались холодной пищей. Мучила жажда и цинга. «...С великим трудом офицеры по должности своей управления, а рядовые – работы исправляли, а некоторые уже совершенно слегли и на верх не выходили», – записывал в журнал А. И. Чириков, который и сам был тяжело болен. Но «Св. Павел» упорно и уверенно продвигался к намеченной цели, он приближался к крайней западной части Алеутской гряды – Ближним островам.

В начале октября был открыт остров Агатту, принадлежащий к этой группе. Вдалеке, на северо-востоке, возвышались горы острова Атту, также замеченные с пакетбота, а на севере – остров Семичи.

А. И. Чириков, не имея сил подняться с койки, вел лежа журнал и давал указания штурману Елагину, который один, несмотря на болезнь, управлял судном, так как другие офицеры уже не могли выходить наверх. Состояние здоровья экипажа резко ухудшалось. Вскоре умерли офицеры И. Чихачев и М. Плаутин и несколько матросов. Отчаянная борьба за достижение Камчатки продолжалась, и, наконец, 19 октября с пакетбота увидели «берег Камчатской земли», но лишь 22-го удалось бросить якорь в Петропавловской гавани. Накануне этого умер Делиль де ля Кройер, а А. И. Чириков «отбыл на шлюпке в жестокой цинготной болезни».

На пакетботе не осталось ни капли пресной воды, не считая двух бочек перегнанной из морской. Экипаж понес тяжелые потери. Из 75 человек, бывших на борту в момент выхода корабля, возвратился лишь 51, из офицеров – только Чириков и Елагин.

Плавание А. И. Чирикова в 1741 г. явилось выдающимся образцом мореходного искусства первой половины XVIII в. и одной из самых блестящих страниц в истории великих открытий в северной части Тихого океана, послуживших началом систематических исследований и освоения русскими северо-западной Америки и Алеутских островов.

Правда, А. И. Чириков склонен был допускать, что последние виденные им в сентябре 1741 г. острова – одна сплошная земля. Но чрезвычайная близость друг к другу островов этого района и невозможность из-за потери шлюпок подойти к ним вплотную дают право не считать его ошибку значительной.

Летом 1742 г. А. И. Чириков снова вышел в плавание на «Св. Павле», уточнил положение и определил островной характер виденной им в прошлом году земли – острова Атту. Пакетбот прошел недалеко от острова Беринга, где в то время еще находился оставшийся в живых экипаж «Св. Петра» (о чем Чириков не знал), а затем – мимо острова Медного. Но большого значения для науки плавание это не имело. 12 июля 1742 г. «Св. Павел» благополучно вернулся обратно.

По возвращении в Петропавловск из плавания 1742 г. А. И. Чириков отправился на «Св. Павле» в Охотск, куда и прибыл 28 августа.

Ликвидация дел Второй Камчатской экспедиции, возложенная до него после смерти В. Беринга, задержала А. И. Чирикова в Сибири до 1745 г.

Отправившись в 1725 г. 22-летним офицером в Первую Камчатскую экспедицию, он вернулся в Петербург уже 43-летним, измученным долголетними лишениями человеком. Из этих 20 лет он лишь менее трех провел вне Сибири.

В 1746 г. А. И. Чирикова произвели в капитан-командоры. В 1748 г. он умер в возрасте 45 лет.

Образ А. И. Чирикова, блестящего моряка и исследователя северной части Тихого океана, хорошо обрисовывается документами о его плаваниях 1741-1742 гг. Он был также выдающимся педагогом и ученым знатоком Сибири, человеком, широко понимавшим государственное значение этой богатейшей страны. Об этом говорят, в особенности, его «предложения», посылавшиеся в 1746 г. в Адмиралтейств-коллегию.

В них изложен план разностороннего развития хозяйственной жизни русских азиатских владений и укрепления их военно-стратегического положения. Наконец, А. И. Чириков принимал непосредственное участие в составлении исключительно ценной для своего времени итоговой карты русских открытий в Тихом океане, отразившей картографические представления о его северном районе.

Таким был этот разносторонне одаренный, смелый и гуманный человек. Имя его заслуженно должно находиться в числе имен выдающихся ученых моряков-исследователей первой половины XVIII в. К сожаления, А. И. Чириков жил и умер в большой нужде, оставив своей семье одни долги.

Список литературы

  1. Лебедев Д. М. Алексей Ильич Чириков / Д. М. Лебедев // Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. Геология и география. – Москва: Государственное изд-во физико-математической литературы, 1962. – С. 325-336.

Дата рождения: 13 декабря (24 декабря) 1703 г.
Дата смерти: 24 мая (4 июня) 1748 г.
Место рождения: Российская империя

Чириков Алексей Ильич был известным капитан-командором и Российским мореплавателем. Также Чириков А.И. известен изучением Северо-восточных берегов Азии, северного запада Америки, Севера Тихого океана.

Появился на свет в бедной дворянской семье. Двенадцатилетний мальчик отправился в Московскую школу навигации, а через год перевёлся в Петербургскую академию. В звании унтер-лейтенанта закончил учёбу, отправился на службу Балтийского флота.

На флоте долго служить не пришлось. Спустя год стал преподавателем по навигации в той же академии.

После получения звания лейтенанта, был одним из участников экспедиции на Камчатке под руководством Беринга Витуса. Двадцать восемь астрономических пунктов, которые определил Чириков в направлении Петербург-Охотск, позволили определить точную широту Северной Евразии, в частности, Сибири.

История, впервые проведённой научной морской экспедиции, задокументирована в судовом журнале. Этот ценный документ описывает плавание на судне «Святого Гавриила», где командующим был мичман Петр Чаплин.

Товарищи совместно составили карту путешествия, которая удивительно точно на то время описывала побережье Азии, выходящее к Тихому океану.

В следующей экспедиции Алексею было доверено командование кораблём «Святого Павла» (пакетбот), где он был заместителем Беринга. При сильной туманности два судна потеряли друг друга из вида. Юный командующий самостоятельно направлял свой корабль, благодаря чему добрался к северному побережью Америки.

Горы, со снежным покрытием и лесной растительностью, были расположены на острове Бейкер (Принца Уэльского). В поисках удобной гавани, для остановки, было преодолено расстояние в 400 км. Архипелаг Александр ошибочно принял за материк.

Командир и его заместитель одновременно плавали в заливе Аляска, где на пути следования открывались острова Кадьяк и Афогнак, полуостров Кенай, острова Алуетской цепи, а также хребет Св. Ильи.

Достаточно длительное путешествие привело к дефициту запасов пресной воды и продуктов питания. На судах распространялась цинга, что привело к гибели третей части экипажа.

Поражённый болезнью Чириков передал командование штурману Ивану Лагину, который сумел благополучно вернуть команду в Петропавловск. Доклад лейтенанта являлся первым описанием берегов северо-запада Америки.

Следующее путешествие на «Святом Павле» не было длительным. От востока Камчатки судно доплыло до о. Атту. Вследствие плохой погоды, команда мореплавателя вернулась домой. Неподалёку острова Беринга был открыт и Медный. Спустя немного времени архипелаг назвали Командорским на честь капитана Витуса.

По просьбе самого мореплавателя его отозвали со службы в Сибири. Он возглавлял Петербургскую Морскую Академию, а также принимал активное участие в составлении карт, на которых отображались все открытия в Тихом океане.

Став капитан-командором, направлен на службу в Москву. Последствия цинги и туберкулёз свели его в могилу. На его честь установлен памятник, а также названы некоторые географические открытия.

Достижения Алексея Чирикова:

Географические открытия;
составление карт, превосходящих по достоверности и точности все существующие на то время.

Даты из биографии Алексея Чирикова:

13.12 (24.12) 1703 г появился на свет;
1715 г поступление в навигационную школу;
1716 г перевод в Морскую академию;
1721 г окончание учёбы, начало службы;
1722 г переведён на должность преподавателя;
1725-1730 гг Камчатская экспедиция;
1733-1741 гг командовал судном «Святого Павла», совершил несколько открытий в области географии;
1742 г совершил небольшое плаванье;
1746 г перевод в Петербург, затем в Москву – назначение капитан-командором.

Интересные факты Алексея Чирикова:

Благодаря туманности и потери видимости судна Беринга первым увидел Америку;
Ведение берегового журнала и рапорт имеют историческую ценность;
Несмотря на частые и длительные путешествия, имел большую семью.

В 1733 году двум мореплавателям, Витусу Берингу и Алексею Чирикову, было поручено возглавить Вторую Камчатскую экспедицию. Мореплаватели даже представить не могли, насколько сложным окажется это плавание, сколько всего случится с ними в пути и что для одного из них это путешествие окажется последним. Пока все их размышления были сведены к мыслям о поставленной перед ними задаче – добраться до берегов Северной Америки. Для осуществления такой экспедиции им необходимо было пересечь всю Сибирь и уже от Камчатки отправиться к берегам американского побережья. Такая разведка должна была помочь найти быстрый путь для связи двух материков с последующим созданием торговых отношений с жителями Америки.

Подготовка к дальнему плаванию

Спустя год после получения приказа от Русского Адмиралтейства Беринг вместе с Чириковым отправляются из Тобольска в Якутск, где проведут около трёх лет. За это время экспедиция запаслась всем необходимым для предстоящего длительного путешествия, начиная от продовольствия и заканчивая снаряжением.

Вполне вероятно, что подготовка прошла бы быстрее, если бы местные власти не проявляли бездеятельность, а порой даже не оказывали сопротивление экспедиции. Тем не менее, в 1740 году моряки покидают Якутск и направляются в сторону восточного побережья Камчатки. Понимая, что плыть зимой небезопасно, экспедиция останавливается в районе Авачинской губы в бухте, сейчас известной как Петропавловская.

Плавание « Святого Петра»

Покинули русскую землю экспедиторы летом 4 июня 1741 года. В поход вышли два корабля – «Святой Пётр» , руководимый Берингом, и «Святой Павел» под командованием Чирикова. На море начался сильный шторм. К тому же, ситуацию усложнил и густой туман. В результате такой непогоды корабли потеряли друг друга из виду. Несколько дней мореплаватели пытались отыскать своих товарищей, но поиски не увенчались успехом, и поэтому каждое судно продолжило плавание в одиночку.

Спустя месяц, 17 июля 1741 года, пакетбот Беринга добрался к южным берегам Аляски. Неподалёку от хребта Святого Ильи, в районе острова Каяк, моряки ступают на землю. Правда, на берег не сошёл сам руководитель экспедиции: самочувствие Беринга сильно ухудшилось, и он лишь отдал приказ восполнить запасы пресной воды и продолжить путь.

Из-за встречных ветров «Святой Пётр» медленно продвигался на юго-запад. Во время пути моряки старались отмечать на карте встречающиеся острова. Недостаток витамина C сказывался на команде: один за другим участники экспедиции заболевали цингой. Постепенно уменьшался запас пресной воды.

Спустя ещё месяц, в конце августа, пакетбот причалил к острову. Здесь мореплаватели познакомились с алеутами. Но этот этап экспедиции запомнился путешественникам не только встречей с местным населением, а и печальным событием: здесь был похоронен первый моряк, отдавший свою жизнь за Великую Северную экспедицию, — Никита Шумагин, который умер от цинги. Впоследствии эти места были названы в честь доблестного мореплавателя (острова Шумагина).

Смерть командора

В начале осени, 6 сентября, пакетбот «Святой Пётр» берёт прямой курс на запад. Штормовая погода не давала возможности управлять судном, поэтому около двух месяцев корабль носило словно щепку. Командир экспедиции никак не мог оправиться от своей болезни, поэтому был неспособен стоять за штурвалом. И вот 4 ноября моряки увидели высокие снежные горы. Они ошибочно полагали, что волны прибили их к берегам Камчатки. Но долгожданные берега оказались всего лишь одним из островов архипелага, который известен сейчас как Командорские острова.

Команда решила встать на якорь, чтобы осмотреться, но якорь не выдержал волнения моря, и корабль был выброшен в бухту недалеко от берега. Уставшая от долгого плавания и испытывающая недостаток в провизии, команда сошла на берег. В долине, которая находилась под защитой гор, мореплаватели провели зиму.

Из 75 человек, которые приплыли на архипелаг, после зимовки погибло ещё 30 моряков. Такая же печальная участь постигла и самого командора Витуса Беринга. Не оправившись от своей болезни, он скончался 6 декабря 1741 года. Позднее этот остров, входящий в архипелаг, будет назван в честь великого мореплавателя. После смерти Беринга командование на себя взял его старший помощник — швед Свен Ваксель.

Борьба за жизнь

Благодаря обилию водившихся на острове животных — морских коров, песцов, каланов и морских котиков, которые не боялись людей и поэтому их без особого труда могли поймать моряки, и прибивавшим к берегу волнами обломков деревьев камчатского леса, которые шли на топливо, удалось перезимовать и наконец-то приступить к строительству нового корабля. Новое судно из обломков «Святого Петра» удалось построить исключительно благодаря казаку Савве Стародубцеву, самоучке из Охотска, ведь сопровождавшие экспедицию плотники погибли, а среди офицеров не было знатоков кораблестроения.

Уже к концу лета корабль был готов к спуску на воду. Да, его размеры были гораздо меньше, чем у «Святого Петра», но он был единственной надеждой для оставшихся в живых участников экспедиции. Им всё же удалось завершить путешествие, начатое Берингом: спустя четыре дня после отплытия судно достигло берегов Камчатки, а 26 августа 1742 года команда вышла к Петропавловску.

Прошло больше года после того, как «Святой Пётр» покинул берега Камчатки. Вернувшиеся 46 мореплавателей с достоинством выполнили поставленную перед ними задачу, а погибшие за время экспедиции моряки не были забыты, ведь их смелость и отвага в очередной раз продемонстрировали, что человек может преодолеть любые препятствия для достижения своей цели.

Ч Великая Северная экспедиция

ерез два месяца после возвращения из экспедиции, в конце апреля 1730 г., В. Беринг составил две докладные записки в Адмиралтейств-коллегию (морское ведомство); в Сенат они были представлены лишь в конце того же года. В первом «Предложении» он, в частности, высказывал уверенность в сравнительной близости Америки от п-ова Камчатка и целесообразности установления торговых контактов с местными жителями; он отмечал необходимость и возможность разрабатывать в Сибири железную руду, сеять хлеб и варить соль. Во второй записке В. Беринг выдвинул план «северные земли... выведывать», т. е. установить, как далеко к северу распространяется Азия, и нанести на карту северное побережье континента. Он предложил также выяснить возможность достижения морским путем устья Амура и Японских о-вов и, наконец, направить суда к берегам Америки. Иными словами, В. Беринг выдвинул план новой большой экспедиции и выразил готовность принять участие в ней.

Биографический указатель

Беринг, Витус Йохансен

Русский мореплаватель голландского происхождения, капитан-командор, исследователь северо-восточного побережья Азии, Камчатки, морей и земель северной части Тихого ок., северо-западных берегов Америки, руководитель 1-й (1725–1730 гг.) и 2-й (1733–1743 гг.) Камчатских экспедиций.

В 1733 г. правительство поставило В. Беринга во главе Второй Камчатской экспедиции, назначив «ему в товарищи другого капитана, доброго, из русских» - А. И. Чирикова. Они должны были пересечь Сибирь и от Камчатки отправиться для исследования противоположных берегов Северной Америки («обыскание американских берегов от Камчатки»), а М. Шпанберг, положив на карту Курильские о-ва,- плыть к Японии и установить с ней связь («обсервация и изыскание пути до Японии»), Несколько отрядов должны были нанести на карты северные берега России от Печоры до крайнего северо-востока и по возможности до Камчатки («для подыскания известия... имеется ли проход Северным морем»), а Академический отряд - исследовать внутренние районы Сибири. Работу экспедиции предполагалось закончить через шесть лет. Общее начальство над всей экспедицией, величайшей по объему заданий, исследуемой территории и числу участников, возлагалось на В. Беринга. Но фактически, когда он перешел в Охотск, ему были подчинены только два отряда - его и М. Шпанберга. Хотя северные отряды и работали самостоятельно, вся их деятельность контролировалась В. Берингом. Подтверждением того служат не только его рапорты в Адмиралтейств-коллегию и его детальный отчет о выполненных ими исследованиях, но, главное, переписка с начальниками отрядов.

Академия наук прикомандировала к экспедиции группу научных работников, которую обычно и называют Академическим отрядом Великой Северной экспедиции.

В начале 1734 г. вся экспедиция во главе с В. Берингом собралась в Тобольске. Оттуда он послал несколько сухопутных партий геодезистов для изучения побережья океана, выделив к уже имевшимся двух человек из свиты профессоров, и направился в Якутск, куда добрался в конце октября. Три года В. Берингу пришлось провести там: он организовал строительство железоделательного завода и канатной мастерской, наладил сбор смолы и изготовление такелажа для судов, оказал помощь попавшему в тяжелое положение отряду М. Шпанберга, обеспечил отправку в Охотск снаряжения и продовольствия.

В Якутске в конце концов скопилось до 800 участников разных отрядов - офицеры, иногда с женами и детьми, научные работники, топографы, мастеровые, матросы, солдаты и ссыльные для перевозки грузов. В ответ на настойчивые просьбы В. Беринга о помощи бездействующие местные власти начали писать доносы в столицу и всячески препятствовать заготовке продовольствия и снаряжения. Петербургское же начальство «помогло» по-своему: оно лишило В. Беринга прибавочного жалованья. Но он покинул Якутск, лишь убедившись, что команда вполне обеспечена провизией. В Охотске, куда перешел В. Беринг, за три года ему также пришлось преодолеть немало трудностей и открытую неприязнь коменданта Охотска.

Адмиралтейств-коллегия дошла до высшей точки раздражения: из полученных коллегией рапортов усмотрено только одно, что «леса заготовляются, и суда строются, и паруса шьются...». И начальство указало, что «лесам давно надлежало быть приготовленным, и судам построенным, и парусам сшитым», и потребовало от В. Беринга «в путь свой отправляться без всякого замедления, не утруждая, яко излишними, без всякого действия переписками».

В начале сентября 1740 г. В. Беринг отплыл из Охотска на Камчатку. На восточном берегу полуострова, у Авачинской губы, в открытой его моряками прекрасной гавани, которую он назвал Петропавловской - по двум судам экспедиции: «Св. Петру» и «Св. Павлу», - экспедиция перезимовала.

4 июня 1741 г. через восемь лет после отъезда из Петербурга В. Беринг и А. Чириков вышли к берегам Америки. Каждый из них командовал судном водоизмещением около 200 т с экипажем в 75 человек. На корабле В. Беринга «Св. Петр» находился молодой ученый Георг Вильгельм Стеллер , прославившийся описанием этого плавания. Помощником В. Беринга был швед Свен (Ксаверий) Лаврентьевич Ваксель , также оставивший интересное описание экспедиции.

Беринг пошел сначала на юго-восток (к 45° с. ш.) в поисках мифической «Земли Жуана-да-Гама». Эта крупная «земля» помещалась на некоторых картах XVIII в., в том числе на имевшейся в распоряжении В. Беринга, приблизительно между 46–50° с. ш. и 159–173° в. д. «...Кровь закипает во мне всякий раз, - отмечает С. Вексель, - когда я вспоминаю о бессовестном обмане, в который мы были введены этой неверной картой, в результате чего рисковали жизнью и добрым именем. По [ее] вине... почти половина нашей команды погибла напрасной смертью». Потеряв напрасно больше недели и убедившись, что даже клочка суши в этой части океана нет, оба судна взяли курс на северо-восток. 20 июня на море пал густой туман, и корабли навсегда разлучились. Три дня «Св. Петр» потратил на поиски, пройдя в общем на юг около 400 км, а затем в одиночестве двинулся на северо-восток.

17 июля 1741 г.. на 58°14" с. ш. «Св. Петр» достиг наконец американского берега и команда увидела вдали величественный снеговой хребет Св. Ильи с одноименной вершиной (гора Св. Ильи, 5488 м, - одна из высших точек Северной Америки). Все поздравляли В. Беринга с великим открытием. Но шестидесятилетний капитан-командор не проявлял никаких признаков радости, завидев берег, к которому его впервые посылал 17 лет назад Петр I. Более того, как сообщает Г. Стеллер, он выглядел угрюмым и печальным. Он не знал точно, где находится, и с тревогой смотрел в будущее; чувствовал он себя плохо - началась цинга. Не решаясь подойти ближе из-за слабого переменного ветра, В. Беринг двинулся на запад вдоль побережья, отметил невдалеке ледник, ныне носящий его имя, через три дня открыл небольшой о. Каяк у 60° с. ш„ а чуть севернее - маленькую бухту (Контроллер), образованную узким полуостровом «матерого» берега. Он отправил туда лодку за пресной водой под командой мастера флота (старшего штурмана) Софрона Федоровича Хитрово и отпустил на берег Г. Стеллера, правда на короткий срок. Тот позднее жаловался, что на подготовку экспедиции ушло 10 лет, а на исследование ему дали только 10 часов, будто приходили только «для взятия и отвозу из Америки в Азию американской воды». Тяжело больной, капитан-командор сам ни разу не сходил на американский берег. Не наполнив даже всех бочек водой, В. Беринг 21 июля пошел на запад в штормовую, дождливую, пасмурную погоду, дрейфуя к югу, вероятно, недалеко от острова Монтагью (22 июля) и Кадьяк (26 июля), так как со «Св. Петра» видели в тумане высокие берега. На судне уже треть команды была больна цингой, кроме того, не хватало пресной воды.

2 августа был открыт о. Туманный (переименован в конце XVIII в. по предложению Джорджа Ванкувера в о. Чирикова), 4 августа - Евдокеевские о-ва (иначе, Семиди, близ 56° с. ш.), у берегов п-ова Аляски, где видели снеговые горы. 10 августа, когда уже три недели «Св. Петр» лавировал против сильного встречного ветра и мало продвинулся вперед, а цинга усиливалась, В. Беринг решил идти прямо на Камчатку.

29 августа моряки открыли у юго-западной оконечности Аляски «безлесные и пустынные острова», на одном из которых через два дня похоронили первую жертву экспедиции, матроса Никиту Шумагина . Там «Св. Петр» стоял неделю, и за это время русские впервые встретились с местными «американцами» - алеутами, как их через несколько лет начали называть.

От о-вов Шумагина (название дано В. Берингом) с 6 сентябри шли все время на запад в открытом море. Иногда на севере появлялась земля, и моряки принимали ее за Америку, так как вдали за островами поднимались горы, - на самом же деле это была Алеутская цепь. 25 сентября видели «островов немалое число» (вероятно, из центральной, Андреяновской группы), 25–29 октября - три острова из западных групп (Крысьих и Ближних). Почти все время была очень бурная погода, корабль носило по волнам, «как колоду». Не хватало воды и провизии. Наконец, 4 ноября, вдали показались высокие горы, покрытые снегом. Моряки решили, что подошли к Камчатке, и, не найдя удобной гавани, стали на якорь на некотором расстоянии от берега, у скал. Дважды рвались якорные канаты. Неожиданно высокая волна перебросила судно через бурун в бухту, сравнительно спокойную и достаточно глубокую. Это было исключительным везением после стольких несчастий, люди поспешили перейти на сушу.

На берегу вырыли в песке шесть прямоугольных ям для жилья и прикрыли их парусами.Летом 1981 г. советская комплексная экспедиция «Беринг-81» выполнила археологические работы на о. Беринга, раскопала землянки и обнаружила много предметов, а также семь пушек со «Св. Петра». Когда закончилась перевозка больных и припасов на берег, только 10 моряков еще держались на ногах. 20 человек умерли; остальные болели цингой. Больной В. Беринг целый месяц лежал в землянке, полузасыпанный песком, считая что так теплее. 6 декабря 1741 г. он умер. Земля, к которой прибило его судно, получила позднее его имя - о. Беринга, а всю группу окрестили Командорскими о-вами, в честь погибшего капитан-командора. Море, открытое Ф. Поповым и С. Дежневым, по которому В. Беринг в 1728 г. так мало плавал, было названо Беринговым, пролив, через который не он первый прошел, а те же Ф. Попов и С. Дежнев, нанесенный на карту не им, а М. Гвоздевым и И. Федоровым, наречен по предложению Д. Кука Беринговым проливом. К несчастливому капитан-командору Витусу Берингу, как за 130 лет до него к другому несчастливцу, Генри Гудзону , пришла исключительная посмертная слава.

осле смерти В. Беринга команду принял Свен Ваксель как старший офицер, но все вопросы решались на общих собраниях. (Он взял с собой в плавание сына Лоренца - Лаврентия Ксаверьевича Вакселя , десятилетнего мальчика, благополучно выдержавшего все испытания. Впоследствии Л. Ваксель стал офицером русского флота). Зимой моряки обошли кругом новую землю и убедились, что находятся на острове. На западе обнаружили выброшенный на берег камчатский лес, обломки лодок, саней и т. п. В середине зимы умерли еще 10 человек. 45 оставшихся в живых дотянули до лета 1742 г., преодолев многочисленные трудности и лишения. Зимовка протекала тяжело: часто налетали штормовые ветры, нередко достигавшие ураганной силы, дважды от подземных толчковЗаписи С. Вакселя о землетрясениях на о. Беринга оказались первыми сведениями о сейсмичности островов северной части Тихого океана. песок почти полностью засыпал землянки. Недостатка в топливе, правда, не было - волны выбрасывали на берег много леса, однако носить его приходилось на плечах за 10 верст. На острове водилось множество песцов. У берегов незамерзавшего зимой моря плавали так называемые камчатские бобры (морские выдры) и громадные, но безобидные млекопитающие - морские коровы, теперь вымершие; весной появились бесчисленные стада котиков. И команда занималась очень легкой на этом острове охотой, дававшей достаточно мяса, поскольку зверь здесь никогда раньше не видел человека и поэтому не боялся его. Каждый зимовщик получал и хлеб: из спасенных запасов ежедневно выдавалось 250–400 граммов муки.

Полуразрушенный корабль «Св. Петр» разобрали. Из его частей в мае 1742 г. начали строить новое, небольшое судно (гукор), также названное «Св. Петром». Среди офицеров и штурманов не нашлось специалиста-судостроителя, а все три корабельных плотника умерли от цинги. За дело взялся красноярский казак Савва Стародубцев, бывший простым рабочим во время постройки экспедиционных судов в Охотске, и успешно завершил его, возглавляя бригаду из 20 моряков. С. Ваксель писал, что ему «едва ли удалось бы справиться с делом без его [Стародубцева] помощи». (По представлению С. Вакселя, С. Стародубцев в 1744 г. был награжден званием сына боярского.)

С. Вакселя, С. Стародубцев в 1744 г. был награжден званием сына боярского.) 9 августа судно спустили на воду. Длина его (по килю) составляла 11 м, а ширина - 3,7 м. Разместилось на нем 46 человек, конечно, в страшной тесноте. В море вышли 13 августа, увидели через четыре дня Кроноцкий мыс (54°45" с. ш.), но не решились высадиться там и пошли к Петропавловску (53° с. ш.), причем из-за штиля или противных ветров вынуждены были большей частью идти на веслах и только 26 августа 1742 г. достигли Петропавловска.

лавание Чирикова - открытие Северо-Западной Америки и Алеутских островов Потеряв 20 июня из виду судно В. Беринга, А. Чириков на «Св. Павле» пошел на восток. В ночь с 15 на 16 июля, т. е. на полтора дня раньше капитан-командора, он увидел на 55°11" с. ш. первую американскую землю, горы и лес, спускающийся к морю (о. Принца Уэльского или один из близлежащих островков у 134° з. д.). В поисках удобной гавани он повернул на северо-запад и через три дня, пройдя около 400 км вдоль островов, составляющих архипелаг Александра, нашел подходящее место. На берег (это был о. Чичагова или его мнимый выступ - о. Якоби, у 58° с. ш.) на разведку отправились 11 вооруженных людей, а после недели бесплодного ожидания - еще четверо. Все они пропали без вести. Потеря 15 человек и двух лодок, без которых невозможно обновлять запасы пресной воды, поставили экспедицию в тяжелое положение, и 25 июля Л. Чириков решил возвращаться на Камчатку.

Он продвинулся еще немного к северо-западу и увидел горный хребет (Св. Ильи), а затем повернул на запад, в море. У открытого им 1 августа п-ова Кенай он лег на юго-западный курс. До 3 августа моряки видели высокую землю, - несомненно, о. Кадьяк. Из-за штиля и туманов судно десять недель шло отсюда до Петропавловска. В пути были открыты некоторые Алеутские о-ва, вероятнее всего: 5 сентября Умнак, из группы Лисьих, наиболее близких к п-ову Аляска; 10 сентября - Адах, из центральной группы (здесь моряки со «Св. Павла» впервые встретились с алеутами); 22 сентября - Агатту и Атту, из группы Ближних. 10 октября 1741 г. «Св. Павел» вернулся в Петропавловскую гавань. В пути от цинги умерли шесть человек.

В мае–июне 1742 г. А. Чириков повторил на «Св. Павле» плавание на восток от Камчатки, но дошел только до о. Атту и из-за туманов и противных ветров повернул назад. На обратном пути 22–23 июня он видел о. Беринга, где тогда еще томились люди со «Св. Петра», и открыл к юго-востоку от него о. Медный. Пришел «Св. Павел» в Петропавловск 1 июля. А. Чириков просил Адмиралтейств-коллегию отозвать его из Сибири, но это было сделано только в 1746 г. А через два года он умер в Петербурге (ноябрь 1748 г.).

ля отряда М. Шпанберга в Охотске построили два судна и отремонтировали третье. Одним кораблем командовал сам М. Шпанберг, другим - выходец из Англии, Вилим Вальтон , третьим - Алексей Елизарович Шельтинг . В конце июня 1738 г. флотилия перешла из Охотска в Большерецк, а 15 июля направилась оттуда на юг. Через четыре дня в густом тумане отстал А. Шельтинг (на следующий день он повернул обратно); еще через пять дней отстал и В. Вальтон; М. Шпанберг один продолжал путь вдоль Курильской гряды. Обходя ее, он дошел до пролива Фриза и обогнул о. Уруп, приняв его за группу островов. М. Шпанберг побоялся один идти дальше, к Японии, и 17 августа вернулся в Большерецк (позднее он ссылался на недостаток провизии).

В. Вальтон, разлучившись с М. Шпанбергом, достиг восточного выступа Хоккайдо (п-ова Немуро, 43°20" с. ш.), нанес на карту 26 островов и 27 августа вернулся к устью р. Большой. Во время зимовки в Большерецке моряки построили из березы восемнадцативесельный шлюп. 21 мая 1739 г. четыре судна отряда М. Шпанберга вышли из устья р. Большой. От о. Маканруши (один из северных Курильских о-вов, близ 50° с. ш., 154° в. д.) они двинулись прямо на юг до 42° с. ш. на поиски «Земли Жуана-да-Гамы». Не найдя ее, М. Шпанберг взял курс на юго-запад. На широте 39°30" В. Вальтон опять отстал. Остальные три корабля 16 июня на 39° с. ш. подошли к о. Хонсю и шесть дней следовали на юг вдоль его восточного берега. По-видимому, они остановились в районе залива Сендай (между 38 и 38°15" с. ш.). Японцы, по их донесениям, 17–21 июня 1739 г. видели там два-три неизвестных судна. Жители встретили русских далеко, не враждебно. Но М. Шпанберг не решился высадиться на берег, не запасся даже свежей провизией, хотя у него на борту были больные цингой, и 23 июня снялся с якоря. На обратном пути он обогнул южные Курильские о-ва и подошел к о. Хоккайдо, но не высаживался на берег. Так М. Шпанберг и вернулся на Камчатку, не завязав сношений с японцами, т. е. не выполнив задания.

В. Вальтон и на этот раз отличился: он прошел до юго-восточного выступа Хонсю и выслал на берег за водой восемь человек. Японцы помогли им набрать воду. Оттуда В. Вальтон прошел на юг, мимо каких-то цветущих берегов, и на 33°28" с. ш. бросил якорь у маленького острова (вероятно, из группы Идзуситито), где простоял день. В июле он вернулся в Охотское море.

Осенью 1741 г. А. Шельтинг вместе с геодезистом М. Гвоздевым на дубель-шлюпкеДубель-шлюпка - военное парусно-гребнос судно, имевшее две мачты, вооруженное несколькими малокалиберными пушками. «Надежда» проследил западное побережье Охотского моря до устья Уды, а затем в поисках удобной якорной стоянки осмотрел Шантарские о-ва. В августе 1742 г. А. Шельтинг, исследуя южную часть Охотского моря, подошел у 50°10" с. ш. к восточному берегу Сахалина, принятому им по карте Фриза за Землю Йессо. Он спустился сначала на юг до широты пролива Лаперуза и, как и Фриз, не заметил его в тумане. Отсюда «Надежда» двинулась на восток, в напрасных поисках хотя бы клочка суши прошла 2000 км и повернула назад. На пути в Охотск (куда судно прибыло 10 сентября) А. Шельтинг проследовал вдоль всего восточного (более 600 км) берега Сахалина, тогда еще совершенно неизвестного. И вновь туманы мешали морякам видеть побережье, поэтому съемка, выполненная М. Гвоздевым, малоудовлетворительна.

М. Шпанберг оказался плохим руководителем исследовательской экспедиции, проявил за эти годы «чрезмерную осторожность», граничащую с трусостью, подозрительность, сварливость и зависть к более удачливым офицерам. И все-таки его отряд добился крупных географических результатов: был открыт путь от Камчатки к Японии; нанесена на карту, хотя и очень не точную, а местами неверную, вся «гирлянда» Курильских о-вов от Камчатского Носа до Хоккайдо, западные участки побережья Охотского моря, включая восточный берег Сахалина (показанный, кстати, как остров, а не как полуостров Азии) и часть Северной Японии; доказано, что к востоку от Японских о-вов никакой суши не существует. Эти достижения были использованы уже при составлении восточной части «Генеральной карты Российской империи», изданной Академией наук в 1745 г.

частник Великой Северной экспедиции мичман Василий Андреевич Хметевский в 1743–1744 гг. выполнил первое детальное описание части северного берега Охотского моря. Вместе с помощником Андреем Шагановым он начал съемку 28 июня 1743 г. из Охотска. Почти за два месяца «без проронку», т. е. пропусков, они прошли на боте, Бот - одномачтовое парусно-гребное судно. следуя всем крупным изгибам до устья р. Туманы, впадающей в Гижигинскую губу (у 156° в. д.). 25 августа из-за противных ветров пришлось приостановить работы и бросить якорь, а на следующий день разразился шторм, нанесший значительные повреждения судну. Только 2 сентября удалось продолжить съемку до устья р. Вилиги (у 157° в. д.). Нехватка провианта и сильные ветры вынудили В. Хметевского закончить опись. Бот двинулся на юго-восток, пересек залив Шелихова и после четырехдневного перехода коснулся побережья п-ова Камчатка близ 59° с. ш. Но никто из мореходов не мог сказать, где они находятся. В. Хметевский двинулся вдоль берега на юго-запад и лишь 12 сентября, пройдя более 400 км до устья р. Морошечной, наконец, определился.

Судно стало на зимовку немного севернее - в устье р. Хайрюзова (у 57° с. ш.). Зимой В. Хметевский составил карту заснятой части северного побережья (более 1500 км). Летом 1744 г. он и геодезист Михаил Васильевич Неводчиков , участник плавания М. Шпанберга в Японию, присланный вместо умершего А. Шаганова, провели съемку побережья Камчатки от пункта зимовки до Большерецка (600 км.).

Завершить исследование оставшихся неописанными Гижигинской и Пенжинской губ В. Хметевскому удалось лишь через 18 лет: осенью 1753 г., командуя пакетботом, он потерпел крушение у одного из Курильских о-вов и до 1761 г. находился под следствием. В два «приема» с отдыхом на р. Тигиль (17 марта - 5 апреля и 10 июня - 20 июля 1761 г.), на бригантине он и его помощник Иван Андреевич Балакирев засняли около 2 тыс. км побережья, общая протяженность съемки достигла 4,1 тыс. км. Составленная В. Хметевским карта, конечно, отличавшаяся от современных нам карт, все же довольно верно передавала конфигурацию северной, наиболее изрезанной, части Охотского моря - Гижигинской и Пенжинской губ. На ней выявлены относительно правильные контуры Тауйской губы, п-овов Кони и Пьягина,Эти полуострова получили названия лишь во второй половине XIX в. а также Ямской губы.

ще в 1734 г. В. Беринг поручил двум геодезистам - П. Н. Скобельцыну и В. Шетилову , несколько лет проработавшим в Забайкалье, отыскать более короткий, чем якутский, путь к Охотскому морю. Он должен был отвечать также другому требованию - не проходить по р. Амуру. Исходным пунктом путешествия геодезисты выбрали Нерчинск.

Попытка найти проводников в 1734 г. потерпела неудачу: местные жители, промышлявшие в тайге, не пользовались сухим путем, предпочитая двигаться по воде. Они выбирали какой-нибудь левый приток р. Шилки и по нему поднимались в верховья, а затем возвращались той же дорогой.

Летом следующего года во главе партии, включавшей нескольких казаков и переводчиков, с проводниками, уверявшими, что знают, как выйти на р. Уду, П. Скобельцын и В. Шетилов сплыли по р. Шилке до устья р. Горбицы, ее небольшого левого притока (у 119° в. д.). Здесь они пересели на лошадей и медленно двинулись на восток через горную лиственничную тайгу, обходя болота и переправляясь через верховья многочисленных притоков Шилки и верхнего Амура.

После тяжелой зимовки где-то в верховьях р. Большого Ольдоя, притока верхнего Амура (у 123° в. д.), геодезисты решили завершить работы. Они перевалили в верховья р. Нюкжи и со съемкой спустились по ней и по р. Олёкме на р. Лену. В Якутск они добрались в начале июня 1736 г. и представили карты большей части течения р. Нюкжи и нижней Олёкмы.

По приказу В. Беринга геодезистам пришлось повторить поиски дороги на р. Уду. Через Иркутск они прибыли в Нерчинск и в начале июня 1737 г. во главе более крупного отряда снова направились на восток. На этот раз им удалось достичь верхнего Гилюя. По ноябрьскому снегу на нартах и лыжах они проследили его до впадения в р. Зею и, несомненно, видели хребет Тукурингра, сопровождающий правый берег реки. Целый месяц отряд поднимался по Зее, пока не иссякли запасы продовольствия. К тому же проводники не смогли указать дороги на р. Уду. Пришлось поворачивать назад. Через увалы и холмы в северо-западной части Амурско-Зейского плато геодезисты достигли р. Амура у 124° в. д. и вернулись в Нерчинск в конце декабря.

П. Скобельцын и В. Шетилов не выполнили приказа В. Беринга, но первые пересекли в широтном направлении приамурскую тайгу и «каменные россыпи» южных склонов гор, входящих, как мы теперь знаем, в системы Олёкминского Становика и Станового хребта. По их подсчетам, протяженность маршрута по этой совершенно неисследованной и безлюдной местности с учетом блужданий из-за отсутствия хороших проводников составила 1400 км.

Задача, поставленная В. Берингом, была решена только через 114 лет: от р. Горбицы до р. Уды в 1851 г. прошел топограф В. Е. Карликов .

Веб-дизайн © Андрей Ансимов, 2008 - 2014 год

Новое на сайте

>

Самое популярное