Домой Стресс Ким по обществознанию 8. Дополнительные материалы и оборудование

Ким по обществознанию 8. Дополнительные материалы и оборудование

Материалы КИМ по обществознанию

в 8 классе (ФГОС)

Пояснительная записка

КИМ по обществознанию составлены в соответствии с нормативными документами

    Программа Обществознание. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы - М.: Просвещение, 2014;

    Учебник Обществознание. 8 класс под редакцией академика Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой - М.: Просвещение, 2015

Критерии оценивания

Максимальное количество баллов за тест – 18 баллов.

Часть I: 1 балл за каждый правильный ответ, максимальное количество - 10 баллов.

Часть II: Правильно выполненные задание В1, оценивается 2 баллами , по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок, 1 балл – допущена одна ошибка, 0 баллов – допущены две и более ошибок. Максимальное количество – 2 балла.

Часть III: 2 балла за каждый полный ответ. Максимальное количество – 6 баллов.

1 ВАРИАНТ

А1. Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на деятельность людей?

    ликвидация последствий стихийного бедствия

    загрязнение реки промышленными отходами

    высадка на пустыре деревьев и кустарников

    административное ограничение охоты на оленей

А2. Антон – жизнерадостный общительный человек, всегда готовый придти на помощь своим многочисленным друзьям. Все это характеризует Антона как

    индивида

    гражданина

    личность

    профессионала

А3. Что свойственно командной экономической системе?

    многообразие форм собственности

    свобода предпринимательской деятельности

    преобладание сельского хозяйства

    централизованное ценообразование

А4. С апреля по октябрь население приморского региона Z занято в сфере обслуживания туристов, отдыхающих на морском побережье. Рабочих рук не хватает, поэтому приходится привлекать работников из соседних регионов. Однако в период с ноября по март среди местного населения наблюдается значительная безработица. К какому типу относится безработица в регионе Z ?

    застойная

    структурная

    временная

    сезонная

А5. А. работает учителем. Помимо уроков, она организует с учениками праздники, викторины, экскурсии, походы. Много времени А. тратит на общение с родителями своих учащихся. В действиях А. проявляется

    социальная роль

    социальный конфликт

    социальная структура

    социальная политика

А6. Что свойственно обществу традиционного типа?

    преобладание сельского хозяйства в экономике

    высокий уровень развития промышленности

    распространение компьютерных технологий

    интенсивное развитие науки и техники

А7. Гражданка А. обнаружила, что коробочка йогурта, стоившая раньше 15 рублей, подорожала до 20, а еще через месяц – до 30 рублей. То же произошло и с другими товарами и услугами, причем их качество не улучшилось. С каким экономическим явлением столкнулась гражданка А.?

    конкуренция

    инфляция

    перепроизводство

    безработица

А8. Верны ли следующие суждения об экономических системах?

А. Традиционной экономической системе свойственен высокий уровень развития товарно-денежных отношений.

Б. Командная экономическая система предполагает директивное распределение факторов производства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А9. Какая из перечисленных социальных групп выделена по экономическому признаку?

    москвичи

    инженеры

    мусульмане

    землевладельцы

А10. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Социальный статус – это положение человека в обществе, дающее ему права и обязанности.

Б. Все социальные статусы люди приобретают от рождения.

1) верно только А

2) верно только Б1

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В1. Установите соответствие между примерами социальной группы и признаком, по которому она выделена. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

Примеры социальных групп Признаки выделения социальных групп

А) банковские служащие 1) территориальный

Б) петербуржцы 2) профессиональный

В) избиратели 3) политический

Г) африканцы

Д) демократы

Часть 3

Товар – это продукт труда, произведенный с целью обмена на другие продукты труда или деньги на рынке. Товары могут быть материальными и нематериальными. Материальный товар представляет собой какую-либо вещь: автомобиль, туфли, хлеб, холодильник и т. п. Нематериальный товар - это, как правило, услуга или какая-либо полезная деятельность: посредничество, страхование, услуги связи, медицинские услуги и т. п.

Существование товара связано с последовательным прохож­дением четырех стадий. Для начала товар должен быть произве­ден. Производство - это процесс создания материальных и не­материальных благ, необходимых для удовлетворения каких-ли­бо общественных потребностей.

Следующая стадия - распределение. Как правило, в произ­водстве каждого товара задействовано множество участников. Значит, необходимо определить долю каждого участника в соз­данном товаре. В современном обществе распределение чаще всего осуществляется по затратам и результатам труда или по вложенному в производство капиталу.

Наемный работник, выполнив работу, получает заработную плату. Чем лучше он выполняет поставленную перед ним зада­чу, чем большее количество продукции он производит, тем вы­ше его заработная плата. Это и есть распределение по затратам и результатам труда.

С другой стороны, собственник фирмы может сам не рабо­тать в своей фирме. Но прибыль, которую приносит фирма, принадлежит ее владельцу, поскольку фирма создана на его деньги. Так осуществляется распределение по вложенному ка­питалу.

Третья стадия движения товара - обмен. С целью обмена товар передается на рынок, где у него возникает два важнейших свойства: свойство удовлетворять какие-либо человеческие по­требности, быть полезным для покупателя, то есть обладать по­требительной стоимостью; свойство обмениваться на другой то­вар или деньги в определенном количественном соотношении, то есть обладать меновой стоимостью.

Завершающая стадия - потребление, то есть использование товара для удовлетворения потребностей.

Приобретая товар для личного потребления, покупатель оп­ределяет его ценность, исходя из полезности. То, какую пользу принесет товар его покупателю, определяет сумму, которую по­купатель готов за нее заплатить.

(По материалам энциклопедии для школьников)

С1

С2

С3 В тексте говорится, что «приобретая товар для личного потребления, покупатель определяет его ценность, исходя, из полезности». Согласны ли вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

ТЕСТ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 8 КЛАСС

2 ВАРИАНТ

А1. Совокупность социально значимых качеств человека ученые обозначают понятием

  1. личность

    индивидуальность

А2. В обществе Z большинство населения живет в крупных городах. Во всех сферах жизни общества используются компьютерные технологии, интенсивно развивается наука, достижения которой широко используются в экономике и социальном управлении. К какому типу относится данное общество?

    аграрное

    индустриальное

    традиционное

    постиндустриальное

А3. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Обществом называют всех людей, ныне живущих на Земле.

Б. Обществом называют исторические периоды развития человечества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А4. Существуют различные значения понятия «экономика». Что относится к экономике как науке?

    производство косметических средств

    прогнозирование цен на энергоносители

    продажа объектов недвижимости

    постепенное обесценивание денег

А5. К этническим группам относится

    сословие

А6. Ученые-обществоведы определяют общество как

    весь мир в многообразии его форм и проявлений

    единство живой и неживой природы

    обособившуюся от природы часть мира

    неотъемлемую часть природы

А7. Какой пример характеризует человека как личность?

    У Марины светлые волосы и зеленые глаза

    Андрей носит очки, потому что у него плохое зрение

    Сережа быстро устает во время футбольных тренировок

    Для Васи важно, чтобы одноклассники его уважали

А8. Процесс приобщения к знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

    творчеством

    образованием

    искусством

А9. После проведения правительством экономической реформы повысился курс национальной денежной единицы по отношению к денежным единицам других стран. Данный пример отражает ситуацию на рынке

    ценных бумаг

    информации

    средств производства

А10. К социальным группам, выделяемым по поселенческому (территориальному) признаку, относится (-ятся)

    программисты

    горожане

В1. В приведенном списке указаны черты сходства рыночной экономической системы с командной, а также черты отличия рыночной экономической системы от командной. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

    разрешение проблемы ограниченности ресурсов

    специализация отраслей хозяйства

    обеспечение свободной конкуренции товаропроизводителей

    директивное планирование выпуска товаров

Часть 3

Портрет современного тинэйджера

Психическое и физиологическое взросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении тинэйджеров. Социальные статусы родителей и подростков по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей, участвуют в общественной и производственной жизни.

А тинэйджеры экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступают полноправными участниками правоотношений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они - лишь потребители. Хотя в правовом отношении они не могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане тинэйджеры созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается исходное противоречие. В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии тинэйджеров - меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению с взрослыми.

Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это делают взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью.

Многие тинэйджеры бросают школу, в результате чего нарушается естественный процесс их вхождения в общественную жизнь. Недополучение знаний сразу же сказывается на экономическом положении, подростки и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке труда.

Социологи полагают, многие ошибки подростки совершают из-за стремления казаться взрослыми. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу. Статус школьника считается «невзрослым». Он не способствует достижению жизненного успеха, а вместе с ним признанию в группе сверстников.

(Адаптировано по тексту А.И. Кравченко)

С1

С2 Какой смысл вкладывают социологи в понятие «ролевое бесправие тинэйджеров»? Приведите любые два проявления этого положения с опорой на текст.

С3

ТЕСТ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 8 КЛАСС

3 ВАРИАНТ

А1. Процесс становления личности:

1) адаптация

2) социализация

3) индивидуализация

4) интеграция

А 2. Что является высшим проявлением гражданственности?

1) национализм

2) гуманизм

3) патриотизм

4) нравственность

А 3. Ожидаемое от человека поведение:

1) социальный статус

2) социальная роль

3) социальная позиция

4) социальное положение

А 4. Приобщение человека к знаниям, накопленным обществом:

1) образование

3) социализация

4) совесть

А 5. Экономика СССР в большей степени являлась:

1) рыночной

2) традиционной

3) плановой

4) аграрной

А 6. Какой из главных вопросов экономики связан с тем, что она не может обеспечивать неограниченный выпуск товаров и услуг?

1) что производить

2) как производить

3) по какой цене продавать

4) для кого производить

А 7. Извлечение из имущества полезных свойств:

1) владение

2) распоряжение

3) пользование

4) дарение

А 8. Соперничество, борьба за достижение лучших результатов в каком-либо деле:

1) экономика

2) конкуренция

3) альтернативная стоимость

4) потребление

А 9. Продукт труда, произведенный для продажи:

1) фактор производства

2) предложение

3) средство производства

4) товар

А 10. Национальные конфликты можно исключить или смягчить:

1)соединив принципы национально-территориальной и национально-культурной автономии

3) оправдывая все хорошее и плохое, что было в истории народа

4) используя силовые методы решения межнациональных конфликтов

Запишите в таблицу выбранные цифры

Часть 3

Основным институтом современного образования является школа. От других форм обучения она отличается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий. Выполняя «заказ» общества, школа, наряду с другими учебными заведениями, осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. В настоящее время образовательная политика в РФ строится на следующих принципах: гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей; право личности на свободное развитие; общедоступность образования; внимание системы образования к потребностям обучаемых; светский характер образования в государственных учреждениях.

Эти принципы определяют основные направления образовательной политики, а также характер образования в нашей стране.

Стремительное развитие науки и связанных с ней технологий производства поставили на повестку дня вопрос о реформировании как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений проводящейся реформы можно выделить: демократизацию системы обучения и воспитания; гуманитаризацию и гуманизацию, компьютеризацию, интернационализацию процесса образования.

Сегодня по-настоящему эффективной может быть названа только такая модель образования, в рамках которой происходит отход от авторитарного стиля поведения педагога, снижение его роли в качестве источника информации и повышение роли обучаемого в процессе освоения получаемой им информации. По-иному подходят к выработке критериев оценки эффективности результатов образования – это не только полученные обучаемым знания, но и уровень творческого и нравственного развития его личности.

(По материалам интернет-издания)

Выполните задания:

ТЕСТ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 8 КЛАСС

4 ВАРИАНТ

А1. К агентам первичной социализации относятся:

2) церковь

3) средства массовой информации

А2. Понятие конкурентоспособности образования включает в себя:

1) увеличение количества изучаемых предметов в школе

2) открытие большого числа высших учебных заведений

3) соответствие качества образования современным требованиям

4) внедрение американских стандартов образования

А3.Социальная позиция человека в обществе или группе, наделяющая его определенными правами и обязанностями:

1) социальная роль

2) социальная структура

3) социальная страта

4) социальный статус

А4.Внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека:

1) традиция

3) правило

4) совесть

А5. В условиях рыночной экономики одним из принципов функционирования рынка является:

1) свободное ценообразование

2) наличие монополий

3) присутствие продавцов и покупателей

4) внешняя торговля

А6.Получение данного объема продукции при наименьших затратах ограниченных ресурсов:

1) натуральное хозяйство

2) альтернативная стоимость

3) издержки производства

4) экономическая эффективность

А7. Фактическое обладание вещью:

1) распоряжение

2) пользование

3) владение

4) хранение

А8. Что является двигателем рыночной экономики?

1) конкуренция

3) предложение

4) рыночное равновесие

А9. Экономическая деятельность, приводящая к удовлетворению личных потребностей населения:

2) продукты

4) производство

А10. Положение в экономике, когда часть трудоспособного населения, желающего трудиться, не могут найти себе работу:

1) конкуренция

2) занятость

3) производство

4) безработица

В1. Установите соответствие между терминами и определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.


Часть 3

Патриотизм – широкое понятие. Всё зависит от того, какое конкретное содержание вкладывается в это слово. Просвещённый патриотизм – это чувство, которым можно и следует гордиться. Оно предполагает деятельную любовь к родине, проявляющуюся в конкретных делах, приносящих пользу людям.

Патриотом может быть простой человек, бескорыстно сделавший добро ближним и дальним. Патриотом является творческий деятель, возвеличивший своим трудом свою страну и, тем самым, все человечество. Безусловные патриоты – защитники Родины от иноземных захватчиков, тем более отдавшие за нее жизнь.

Иными словами, патриот – это не тот, кто постоянно напоминает
о своем патриотизме, а тот, кто плодотворно трудится на благо общества, помогает обездоленным, лечит больных и воспитывает детей, создаёт новые знания и умения, борется с насилием, выступает против эксплуатации и рабства, содействует прогрессу общества. И, напротив, не может считаться патриотом тот, кто подавляет граждан и осложняет их существование, живёт не для людей, а за их счёт, унижает иностранцев и тех, кого он считает «инородцами», консервирует отжившие порядки, навязывает ложные идеи и цели обществу.

Подлинный патриот вправе не только гордиться своей страной, но и испытывать за неё стыд, когда совершаются неправомерные поступки. Часто такой стыд и такая боль порождают глубоко нравственные поступки, подвижничество людей.

(Адаптировано по ст. В.Б. Славина)

Выполните задания:

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

ОТВЕТЫ

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Вариант 1

Критерии оценивания

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Баллы

фрагментам текста и отра­жать основную идею каждого из них.

1) что такое товар;

2) стадии существования товара;

3) важнейшие свойства товара;

4) ценность товара.

Максимальный балл

С2 Что такое товар? Какие виды товара названы в тексте? Объясните различие между этими видами товара.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Элементы:

1) определение товара : «товар - это продукт труда, про­изведенный для продажи с целью обмена на другие про­дукты труда или деньги на рынке»;

2) виды товара : материальный и нематериальный то­вар;

3) объяснение , например: материальный товар - это вещь, а нематериальный - полезная деятельность.
Определение товара и объяснение различия могут быть приведены в иных, близких по смыслу формули­ровках.

Дано определение, указаны виды товара, объяснено раз­личие.

Дано определение. ИЛИ Указаны виды товара. ИЛИ Дано определение, объяснено различие. ИЛИ Указаны виды товара, объяснено различие.

Дано только определение. ИЛИ Указаны только виды товара. ИЛИ Объяснено только различие. ИЛИ Ответ неверный.

Максимальный балл

С3 В тексте говорится, что «приобретая товар для личного потребления, покупатель определяет его ценность, исходя из полезности». Согласны ли вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) мнение учащегося: согласие или несогласие с высказан­ной позицией;

2) два аргумента (объяснения), например:
в случае согласия может быть указано, что

Любой товар призван удовлетворять определенные потребности человека; чем более

значимы эти по­требности, тем большую цену готов потребитель заплатить за товар;

Потребитель стремится приобрести наиболее функ­циональный товар с наибольшим

сроком службы;

в случае несогласия может быть указано, что

В некоторых ситуациях покупатели действуют эмо­ционально и приобретают товар, не

обладающий значительной полезностью;

Дорогостоящие предметы роскоши могут по сво­им полезным свойствам ничем не

отличаться от более дешевых аналогов, однако люди, достиг­шие определенного

статуса, приобретают имен­но их.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента.

Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент. ИЛИ Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента.

Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены. ИЛИ Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент.

ИЛИ Ответ неверный.

Максимальный балл

Вариант 2

Критерии оценивания

выполнения заданий с развернутым ответом

С1 Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым частям текста и отражать основную идею каждой части. Могут быть выделены следующие смысловые части:

    различия в социальных статусах подростков и родителей;

    противоречивость статуса подростков;

    ошибки, совершаемые подростками;

    значение школы в жизни подростка;

    подросток и его стремление к обретению взрослости.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждой части текста. Количество выделенных частей может быть различным

Выделены не все (но большая часть) основные части текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи выделенных фрагментов, ИЛИ не все (но большая часть) выделен­ные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все (но большин­ство) названия выделенных частей (пункты плана) соответ­ствуют основной идее фрагмента текста

Не выделены основные части текста, ИЛИ названия выделен­ных частей (пункты плана) не соответствуют основной идее фрагментов текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента, ИЛИ ответ неверный

Максимальный балл

С2 Какой смысл вкладывают социологи в понятие «ролевое бес­правие тинэйджеров»? Приведите любые два проявления этого положения с опорой на текст.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В ответе должно быть раскрыто ролевое бесправие тинэйдже­ров: - подростки имеют меньший объем прав и обязанностей по сравнению со взрослыми, их

ролевой диапазон ограничен; приведены проявления:

1) подростки не являются собственниками;

2) подростки не являются распорядителями;

3) подростки не являются производителями и т.д.

Раскрыт смысл понятия, приведены два проявления

Раскрыт смысл понятия, приведено одно проявление.

Ответ неверный

Максимальный балл

С3 В тексте приведено мнение, что подростки считают статус школьника «невзрослым». Сформулируйте свою точку зрения по приведенной проблеме. Назовите, опираясь на знание курса и социальный опыт, любые два последствия ухода подростков из школы.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы 1) выражено мнение учащегося, например:

школа ассоциируется у подростков с детством, так как и объясняют жизнь учителя,

подростки полагают, что их считают незрелыми, неготовыми к самостоятельной жизни, их

только готовят к вступлению во взрослую жизнь. 2) приведены два последствия ухода из школы, например:

уйдя из школы, подросток:

Недополучает необходимые ему знания и опыт,

Сужает для себя поле дальнейшей профессиональной деятельности,

Может быть втянут в криминальную среду и т.д.

Максимальный балл

Вариант 3

Критерии оценивания

выполнения заданий с развернутым ответом

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В правильном ответе пункты плана должны соответство­вать основным смысловым

фрагментам текста и отра­жать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1)Основной институт образования

2)Принципы государственной образовательной политики

Эффективная модель образования

Возможны иные формулировки пунктов плана, не иска­жающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каж­дого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным.

Верно выделено более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.

Не выделены основные фрагменты текста. ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текс­та, являясь цитатами из соответствующего фрагмента. ИЛИ Ответ неверный.

Максимальный балл

С2. Какие два отличия современной школы от других форм обучения названы в тексте?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В ответе должно быть

1) Многообразие подготовки учащихся

2) Особые технологии, используемые в процессе занятия

Данные проявления могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Приведены два проявления

Приведено одно проявление.

Смысл понятия раскрыт неявно, но приведены одно-два проявления

Ответ неверный

Максимальный балл

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы 1) Получение знаний и развитие личности

    приведены два примера

Получение знаний - в современном мире плохо образованному

или совсем неграмотному человеку не удастся найти хорошо оплачиваемую работу и обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье.

Развитие личности – развитие интеллекта, мотивация ответственность, уверенность в себе, позитивное отношение к миру.

Могут быть приведены другие последствия.

Выражено мнение учащегося, приведены два последствия

Выражено мнение учащегося, приведено одно последствие ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два последствия

Выражено мнение учащегося, последствия не приведены, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведено одно последствие, ИЛИ ответ неверный

Максимальный балл

Вариант 4

Критерии оценивания

выполнения заданий с развернутым ответом

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В правильном ответе пункты плана должны соответство­вать основным смысловым

фрагментам текста и отра­жать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) Понятие патриотизма

3) Черты поведения, не соответствующие патриоту

Эффективная модель образования

Возможны иные формулировки пунктов плана, не иска­жающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каж­дого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным.

Верно выделено более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.

Не выделены основные фрагменты текста. ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текс­та, являясь цитатами из соответствующего фрагмента. ИЛИ Ответ неверный.

Максимальный балл

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В ответе должно быть

1) Бескорыстно делающий добро

2) Творческий деятель, возвеличивший своим трудом страну

3) Защитники Родины от иноземных захватчиков

Данные проявления могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Приведены два проявления

Приведено одно проявление.

Смысл понятия раскрыт неявно, но приведены одно-два проявления

Ответ неверный

Максимальный балл

С3. В тексте перечислены черты поведения, которых не должно и не может быть у патриота. Предположите почему

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы Кто подавляет граждан и осложняет их существование

Кто живет за счет людей

Унижает иностранцев

Навязывает ложные идеи обществу

Настоящие патриоты должны любить, уважать и охранять свою Родину.

Могут быть приведены другие последствия.

Выражено мнение учащегося, приведены два последствия

Выражено мнение учащегося, приведено одно последствие ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два последствия

Выражено мнение учащегося, последствия не приведены, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведено одно последствие, ИЛИ ответ неверный

Максимальный балл

в 8 классе

Вариант 1

Часть 1

Часть 2

Запишите в таблицу выбранные цифры.

Часть 3

Бланк ответов на задания КИМ по обществознанию в 8 классе

Вариант 2

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Бланк ответов на задания КИМ по обществознанию

в 8 классе

Вариант 3

Часть 1

Часть 2

Запишите в таблицу выбранные цифры.

Часть 3

Бланк ответов на задания КИМ по обществознанию

в 8 классе

Вариант 4

Часть 1

Часть 2

Запишите в таблицу выбранные цифры.

Изображения обложек учебников приведены на страницах данного сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации)

ГДЗ тесты по обществознанию 8 класс Краюшкина Экзамен

  • Тестовая часть билета – важная составляющая итогового экзамена за 9-й класс. Форсированная подготовка к тестированию начинается педагогами-предметниками уже в 8-м классе. Чем лучше восьмиклассниками будет освоена и понята такая форма контроля, тем выше будут результаты впоследствии, через год, на ОГЭ, и на текущих контрольных, проверочных, ответах в 8-м классе.
  • Хорошо подготовиться и отработать ответы позволяют качественные пособия и справочный материал. В числе эффективных практикумов учителями называются тесты по обществознанию за 8 класс, составитель которых Краюшкина С. В.
  • Пособие отличается грамотной структурой, форматом заданий, охватывающих все темы и разделы курса обществознания, изучаемые за год. Они предлагаются автором в трех частях, адаптированы и максимально приближены к форме контроля, применяющейся на ОГЭ/ЕГЭ.
  • Материалы этой книги нравятся не только преподавателям. Часто сами восьмиклассники используют их для самостоятельной подготовки, например, чтобы проверить правильность понимания той или иной темы при выполнении:
    - домашнего задания;
    - повторения пройденного перед самостоятельными и контрольными работами и т. п.
  • Для тех, кто занимается по сборнику сам, хорошим помощником станет решебник к нему. Систематическая проверка приведет к пониманию сути и порядка составления ответа, правильной записи результата.

СПЕЦИФИКАЦИЯ

КИМ проведения промежуточной аттестации

учащихся 8 класса

по обществознанию

Назначение проверочной работы – контроль состояния уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков среди учащихся 8 классов по предмету «Обществознание».

Документы, определяющие содержание аттестационной работы:

1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по обществознанию;

2. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по обществознанию;

3. Учебник для 8 класса «Обществознание», Москва, Просвещение,2013 год. Автор Л.Н. Боголюбов;

4. Программа по обществознани для 6-11 класса, Москва, Просвещение, 2010 год. Под редакцией Л.Н. Боголюбова.

Подходы к отбору содержания и структуры КИМ.

Подходы к отбору проверяемых элементов и конструированию заданий определялись с учетом требований указанных выше документов, и включают в себя требования, как к составу обществоведческих знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть учащийся.

В итоговой работе представлены задания, ориентированные на проверку знаний по обществознанию.

Характеристика структуры и содержания аттестационной работы.

Структура работы отвечает цели построения системы дифференцированного обучения в современной школе, которая включает две задачи: формирование у всех учащихся базовой подготовки по обществознанию, одновременное создание для части школьников условий, способствующих получению подготовки повышенного уровня, достаточной для активного использования обществознания в дальнейшем обучении.

Задания итоговой контрольной работы охватывают темы курса, изученные обучающимися в 8 классе, включают в себя материал содержательных линий «Общество», «Человек», «Духовная сфера жизни общества», «Познание», «Социальные отношения».

Таблица 1.

Распределение заданий проверочной работы по частям

Части работы

Число заданий

Максимальный первичный балл

Тип заданий

20(один вариант ответа)

Лёгкие, средней сложности

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Первая часть работы (часть А) включает задания базового уровня с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных вариантов. Они сформулированы как в виде предложения, к которому необходимо подобрать единственно возможное продолжение, так и в виде ситуации, иллюстрирующей то или иное понятие, которое необходимо найти в предложенном списке ответов.

Также в первую часть работы включены задания повышенного уровня сложности (А3, А6, А9, А11, А17, А20), в которых необходимо проанализировать два суждения и выбрать правильный ответ. Сложность задания состоит в том, что суждения могут оказаться как верными, так и неверными, а также верным может быть только одно из них. Каждое правильно выполненное задание части А оценивается 1 баллом.

Вторая часть итоговой контрольной работы состоит из заданий различных типов, на которые надо дать краткий ответ и записать его в виде набора цифр или букв. В данной части представлены задания следующих типов:

Выбрать и записать в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия обществоведческих терминов или понятий;

Проанализировать социологические данные и найти в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе этих данных, и выписать в строку ответа цифры, под которыми они указаны;

Установить соответствие между понятием и примером. К каждой позиции, данной в первом столбце, следует подобрать позицию из второго столбца и записать в таблицу выбранные цифры;

Из приведённых в списке характеристик выбрать лишнюю и выписать номер этой характеристики в строку ответа;

Расставить варианты ответа в правильной хронологической или логической последовательности.

Правильно выполненные задания В1, В2, В3 и В5 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок, 1 балл – допущена одна ошибка, 0 баллов – допущены две или более ошибок, задание В4 оценивается 1 баллом.

Перечень знаний и умений, проверяемых в работе.

знание/понимание:

Социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

Сущность общества как формы совместной деятельности людей;

Характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

Дополнительные материалы и оборудование

Для проведения аттестационной работы не требуется дополнительное оборудование или материалы.

Время выполнения: 40 минут

Число вариантов в работе. Три

Критерии оценивания:

«5» - 27-29 баллов;

«4» - 22-26 баллов;

«3» - 16-21 балл;

«2» - 0-15 баллов.

1 вариант

Часть 1

А1. В узком смысле слова под обществом надо понимать

1) конкретный этап в развитии народа

2) территорию, имеющую четкие границы

3) социальную организацию страны

4) часть материального мира

А2. В широком смысле слова под обществом надо понимать

1) группу любителей почтовых марок

2) всех жителей данного города

3) учеников средней школы № 4

4) совокупность форм объединения людей

А3.

А Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе.

Б. Общество возникло раньше, чем появилось государство.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А4.

1) наличие мозга

2) наличие инстинктов

3) развитая кисть руки

4) способность мыслить

А5. Что свойственно человеку и животному?

1) целенаправленная деятельность

2) наличие инстинктов и рефлексов

3) наличие развитого мозга

4) членораздельная речь

А6.

А. Природа – совокупность естественных условий обитания человека.

Б. Природа – это мир, созданный человеком.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А7. Что из перечисленного относится к политической сфере общества?

1) выплата пенсий

2) выставка картин

3) съезд партии

4) продажа акций завода

А8. К сфере политико-правовых отношений можно отнести контакты между

1) милиционером, едущим в автобусе, и пассажирами автобуса

2) кандидатом в депутаты и учителем в школе, где учится его сын

3) молодым человеком и инвалидом в метро

4) владельцем угнанного автомобиля и участковым милиционером

А9.

А. Духовная сфера включает отношения по поводу производства, распределения, обмена и потреб-ления.

Б. Социальная сфера охватывает отношения между гражданином и органами власти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А10. К. – небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество К.?

1) индустриальному

2) традиционному

3) постиндустриальному

4) информационному

А11. Верны ли следующие суждения о типах общества?

А. Для традиционного общества характерна развитая система промышленного производства.

Б. В индустриальном обществе основной отраслью экономики является сельское хозяйство.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А12.

1) миграция

2) глобализация

3) милитаризация

4) деградация

А13. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам человечества?

1) переход к постиндустриальному обществу

2) развитие массовой культуры

3) исчезновение биологических видов

4) глобализация мировой экономики

А14. Учитель на родительском собрании, говоря о Васе П., отметил его способность контролировать своё поведение, нести ответственность и решать проблемы, подчеркнул его сильную волю и самостоятельность в поступках. То есть он охарактеризовал Васю как

1) индивида

2) индивидуальность

3) субъекта

4) личность

А15. Начальным элементом процесса познания является

1) ощущение

2) восприятие

3) умозаключение

4) суждение

А16.

1) нормы поведения

3) церемонии

4) традиции

А17. Верны ли следующие суждения об элитарной культуре?

А. Элитарная культура является достоянием привилегированной части общества.

Б. К элитарной культуре можно отнести телесериал.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А18. У представителей этого типа культуры, как правило, нет автора. Она включает мифы, легенды, эпос, песни и танцы. О каком типе культуры идёт речь?

1) о массовой культуре

2) о народной культуре

3) об элитарной культуре

4) о поп-культуре

1) искусству

3) образованию

4) религии

А 20.

А. Каждый человек выполняет только одну социальную роль в определённый период своей жизни.

Б. Социальный статус человека определяется при его рождении и не может быть изменён в течение жизни.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Часть 2.

В1. В приведённом списке указаны черты сходства и отличия понятий народная и массовая культура. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

2) произведения доступны для восприятия без дополнительной подготовки зрителя

3) широкий охват аудитории

4) возникла в связи с появлением СМИ

Черты сходства

Черты отличия

В2. Установите соответствие между общественной сферой и отношениями, которые она регулирует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ОТНОШЕНИЯ

СФЕРЫ ОБЩЕСТВА

А) поставщика сырья и производителя товара

1) экономическая

Б) избирателя и кандидата в депутата

2) политическая

В) лидера парламентской фракции и члена партии

Г) покупателя и продавца

В3. В стране Н. был проведён социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: «Как вы считаете, свободны ли современные СМИ от государственного контроля?» Результаты опроса приведены в таблице.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ

Полностью свободны

По большей части свободны

По большей части находятся под контролем общества

Полностью контролируются государством

Затрудняюсь ответить

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

1) Мнения по заданному вопросу опрошенных граждан разделились примерно пополам.

2) Каждый пятый считает СМИ абсолютно свободными от государственного контроля.

3) Каждый десятый опрошенный считает, что СМИ находятся под абсолютным контролем власти.

4) Около половины опрошенных граждан считают, что СМИ находятся под полным или частичным контролем государства.

5) Большинство опрошенных считает, что СМИ находятся под полным контролем государственной власти

В4. Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к описанию потребностей человека в безопасности. Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.

В5. Укажите правильную последовательность элементов процесса познания, распределив мыслительные операции от простейших к более сложным

1) умозаключение

2) ощущение

3) суждение

4) восприятие

5) представление

2 вариант

Часть 1

А1 . В узком смысле слова под обществом надо понимать

1) политическую организацию данной страны

2) социальную организацию данной страны

3) танцевальный коллектив

4) часть материального мира

А2.

1) всё человечество

2) рабовладельческое общество

3) спортивный коллектив

4) население страны

А3. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество – это группа людей, объединившихся для выполнения какого – либо действия.

Б. Общество – это конкретный этап в историческом развитии народа.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А4. Человека от животного отличает

1) наличие инстинктов

2) наличие сознания

3) способность к воспроизводству

4) приспособляемость к окружающим условиям

А5. Что свойственно и человеку и животному?

1) наличие инстинктов и рефлексов

3) наличие членораздельной речи

4) способность к коллективной деятельности

А6. Верны ли следующие суждения о природе?

А. Природная среда не оказывает абсолютно никакого влияния на человеческое общество.

Б. Природа оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А7. Что из перечисленного относится к экономической сфере общества?

1) предвыборная компания

2) создание произведений искусства

3) научное открытие

4) создание материальных благ

А8. К политической сфере общества относятся отношения между

1) инспектором ГИБДД и водителем

2) кандидатом в депутаты и его избирателями

3) тренером и его командой

4) продавцом и покупателем в магазине

А9 . Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?

А. Политическая сфера включает в себя отношения между людьми по вопросам воспитания подрастающего поколения.

Б. Экономическая сфера включает производство, потребление, распределение материальных и духовных ценностей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А10. Основу экономики государства Б. составляет промышленное производство, существует множество корпораций и фирм. К какому типу принадлежит это общество?

1) традиционному

2) индустриальному

3) постиндустриальному

4) информационному

А11. Верны ли суждения о типах общества?

А. Основным сектором экономики в традиционном обществе является сельское хозяйство.

Б. При переходе к индустриальному обществу значительно возрастает роль научных знаний.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А12. Какая тенденция является основой в развитии современного общества?

1) индустриализация

2) деградация

3) милитаризация

4) глобализация

А13. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам современности?

1) повышение роли образования в жизни человека

2) усовершенствование технологии

3) увеличение продолжительности жизни человека

4) распространение алкоголизма и наркомании

А14. Учитель на родительском собрании, говоря о Маше С., отметил её творческий подход к решению проблем, оригинальность в любом виде деятельности и неповторимые особенности её письменных работ по литературе. То есть он охарактеризовал Машу как

1) индивида

2) индивидуальность

3) субъекта

4) личность

1) наиболее полно соответствует окружающему миру

2) является результатом научного эксперимента

3) требует доказательств

4) признано властями данного государства

А16. К объектам материальной культуры относятся

1) орудия труда

2) нормы поведения

3) церемонии

4) традиции

А 17. Верны ли следующие суждения о массовой культуре?

А. Массовая культура выражает вкусы высокообразованных слоёв населения.

Б. Массовая культура доступна и понятна всем слоям населения, независимо от уровня образования.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А18. Живописные полотна Пабло Пикассо трудны для восприятия неподготовленным человеком. Круг его почитателей – критики, искусствоведы, высокообразованные люди. К какой форме культуры можно отнести произведения Пабло Пикассо?

1) элитарной

2) народной

3) поп-культуре

4) массовой

А19. Нормы морали в отличие от норм права

1) регулируются государством

2) касаются только определённой группы людей

3) регулируют поведение всех людей

4) изменяются в связи со сменой правительства

А20. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Социальный статус указывает место человека в обществе, а социальная роль – способ его поведения.

Б. Социальный статус человека может изменяться с течением времени.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Часть 2.

В1 . В приведённом списке указаны черты сходства моральных и религиозных норм и отличия моральных норм от религиозных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторю колонку – порядковые номера черт различия.

1) выполняют функцию регулятора поведения человека

2) возникли до появления государства

3) основаны на мнении людей о правильном поведении

4) регулируют поведение людей, разделяющих определённые верования

Черты сходства

Черты отличия

В2.

ФАКТЫ

СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

А) заполнение налоговой декларации

1) политическая

Б) выборы депутатов Государственной Думы

2) экономическая

В) создание политической партии

Г) введение налога на добавленную стоимость

Запишите в таблицу выбранные цифры.

В3. В стране Н. был проведён социологические опросы. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете материальное положение вашей семьи»? Результаты опросов представлены в таблице.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ

Очень хорошее и хорошее

Очень плохое и плохое

Затрудняюсь ответить

Проанализируйте данные таблицы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и впишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

1) Сократилось количество граждан, считающих, что они живут очень хорошо.

2) Более половины опрошенных в 2007 году граждан считают своё материальное положение сред-ним.

3) Абсолютное меньшинство опрошенных граждан считают своё материальное положение очень хорошим.

4) Увеличилось количество граждан, считающих своё материальное положение плохим.

5) Более 2/3 опрошенных граждан не считают своё материальное положение хорошим.

В4. Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к характеристике аграрного общества. Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.

1) развитое сельское хозяйство, 2) передача знаний от стариков к молодёжи, 3) строгое следование традициям, 4) большая роль религии, 5) активное развитие науки.

В5. Укажите правильную последовательность уровней образования от низших и простейших к более сложным.

1) начальное общее образование

2) высшее образование

3) среднее общее образование

4) основное общее образование

5) дошкольное образование

3 вариант

Часть 1

А1. В узком смысле слова под обществом следует понимать

1) территорию, имеющую определённые границы

2) социальную организацию страны

3) объединение любителей старинных книг

4) политическую организацию государства

А2. В широком смысле под обществом надо понимать

1) сотрудников одной фирмы

2) первобытное общество

3) учащихся одной школы

4) всё население планеты Земля

А3. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество является динамической системой, отдельные элементы которой взаимодействуют друг с другом.

Б. Общество вместе с природой образует окружающий человека материальный мир.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А4. Человека от животного отличает

1) физическая активность

2) наличие инстинктов

3) развитая речь

4) наличие разнообразных ощущений

А5 . Что свойственно и человеку и животному?

1) приспособление к природным условиям

2) целенаправленная деятельность

3) способность создавать орудия труда

4) развитая членораздельная речь

А6. Верны ли следующие суждения о природе?

А. Исторически природа «старше» общества.

Б. Природа является единственным творцом культуры.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А7. К какой сфере общественной жизни относится работа органов здравоохранения?

1) экономической

2) социальной

3) политической

4) духовной

А8. Какие из перечисленных отношений связаны с экономической сферой жизни общества?

1) производителя товара и его покупателя

2) учителя и ученика

3) глав соседних государств

4) правонарушителя и адвоката

А9. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?

А. Экономическая сфера включает классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимодействии друг с другом.

Б. Духовная сфера общества – это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А10 . Главным рычагом социального прогресса в данном обществе выступает передача знаний от стариков к молодёжи, строгое следование однажды установленным обычаям и традициям. Наука не вмешивается в общественное производство. Всеми общественными и жизненно важными явлениями руководит религия. К какому типу относится данное общество?

1) индустриальному

2) традиционному

3) информационному

4) постиндустриальному

А11 . Верны ли следующие суждения о типах общества?

А. Индустриальному обществу не свойственен социальный прогресс.

Б. Основным сектором экономики в постиндустриальном обществе является промышленность.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А12. Распространение в современном мире норм и ценностей евро-американской культуры, формирование мировой экономики, создание международных организаций в финансовой сфере являются проявлением тенденции

1) милитаризации современного мира

2) деградации современного общества

3) глобализации современного общества

4) дезинтеграции современного мира

А13 . Что из перечисленного относится к глобальным проблемам человечества?

1) рост народонаселения планеты

2) кризис перепроизводства

3) научно-технический прогресс

4) переход к постиндустриальному обществу

А14 . Какой признак характеризует человека как личность?

1) активная жизненная позиция

2) физическое и психическое здоровье

3) свойства темперамента

4) особенности внешности

А15. К формам чувственного познания относится

1) суждение

2) наблюдение

3) ощущение

4) умозаключение

А16. К объектам нематериальной культуры можно отнести

2) жилые дома

3) кинофильм

4) орудия труда

А17 . Верны ли следующие суждения о народной культуре?

Б. Народная культура – это результат коллективного творчества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А18. Достижения этого типа культуры доступны немногим высокообразованным людям. Для людей с низким уровнем образования её произведения кажутся непонятными и скучными. О каком типе культуры идёт речь?

1) о массовой культуре

2) о народной культуре

3) об элитарной культуре

4) о поп-культуре

А19. Выражение «муки совести» относится к области

1) религии

А20. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Высокий социальный статус накладывает на его носителя определённые обязательства, ограничивающие его поведение.

Б. Принадлежность человека к определённой национальности является проявлением его предписанного статуса.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Часть 2.

В1. В приведённом списке указаны черты традиционного общества и черты индустриального общества. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт традиционного, а во вторую колонку – порядковые номера черт индустриального общества.

1) передача знаний непосредственно от стариков к молодёжи

2) развитие сети образовательных учреждений

3) господство религии

4) бурное развитие науки, совершение научных открытий

Черты сходства

Черты отличия

В2. Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ФАКТЫ

СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

А) съёмки нового телесериала

1) социальная

Б) открытие приюта для бездомных

2) духовная

В) научное открытие

Г) выплата пенсий

Запишите в таблицу выбранные цифры.

В3. В стране Н. был проведён социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете экологическую обстановку в том городе, где живёте»? Результаты опроса приведены в таблице.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ

Очень хорошая

Скорее хорошая

Скорее плохая

Очень плохая

Затрудняюсь ответить

Проанализируйте данные таблицы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

1) Мнение о том, что экологическая обстановка в их местности плохая, разделяют более четверти опрошенных граждан.

2) Большинство опрошенных граждан считает экологическую обстановку в своём городе очень хорошей.

3) Около 1/3 опрошенных граждан положительно оценивают экологическую обстановку в своём городе.

4) Более половины опрошенных граждан оценили экологическую обстановку в своём городе как очень хорошую.

5) Большинство населения не задумывается о состоянии экологии в своих городах и затрудняется ответить на поставленный вопрос.

В4. Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одной, относятся к характеристике индустриального общества. Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.

1) активное развитие науки, 2) большая роль религии, 3) развитая система промышленного производства, 4) большую часть населения страны составляют промышленные рабочие, 5) широкое развитие системы образовательных учреждений.

В5. Укажите правильную последовательность потребностей человека в соответствии с тем порядком, в котором они представлены в пирамиде А. Маслоу.

1) духовные

2) физиологические

3) экзистенциальные

4)престижные

5) социальные

Ответы

1 вариант

Ответы

2 вариант

Ответы

3 вариант

Новое на сайте

>

Самое популярное