Домой Психосоматика Конвент робеспьер. Максимилиан робеспьер

Конвент робеспьер. Максимилиан робеспьер

Робеспьер Максимильен Мари Изидор, (1758-1794), один из лидеров Великой французской революции, организатор якобинского террора (июнь 1793 - июль 1794 г.).

Родился 6 мая 1758 г. в Аррасе. Наследственный адвокат, выросший без родителей (мать умерла, отец эмигрировал), Робеспьер окончил государственный коллеж Людовика Великого и получил степень бакалавра права в Сорбонне (1780 г.). В родном городе молодой адвокат слыл образцом добродетели: аккуратный, расчётливый и бережливый, полный прогрессивных идей и почтительный к власти.

Жители единодушно избрали его депутатом Генеральных штатов (1789 г.). Сентиментальный юноша, влюблённый в Руссо, обладал прекрасными манерами и сочинял стихи, которые подписывал «де Робеспьер» (вместо простонародного «Деробеспьер»).

В начале революции Робеспьер примкнул к якобинцам. В их клубе он произносил пламенные речи против республики - «этой самой невыносимой из всех аристократии богатых». Замыслы Робеспьера простирались гораздо дальше - к диктатуре избранной горстки революционеров.

21 сентября 1792 г. Конвент провозгласил Францию республикой. Как депутат этого органа, Робеспьер выделился требованием казнить короля. Ему удалось объединить радикальных депутатов верхних скамей - монтаньяров. Они в прямом смысле перекричали составлявших большинство умеренных депутатов - жирондистов, и король Людовик XVI был осуждён. 21 января 1793 г. нож гильотины отсёк голову монарху.

Весной поражения французской армии заставили Конвент передать вопросы обороны Комитету общественного спасения под началом Дантона. 27 июля 1793 г. не любивший бумажной работы Дантон ввёл Робеспьера в Комитет общественного спасения. Оттеснив Дантона, Робеспьер 10 августа превратил Комитет в высший правительственный орган с диктаторскими полномочиями - «революционное правительство». Главной целью нового режима стал террор. Революционный трибунал и 12 правительственных комиссий на местах начали работу по уничтожению «врагов революции». Диктатура Робеспьера опиралась также на Якобинский клуб и тысячи его отделений в провинции, на избиравшиеся в городах и в сельской местности революционные комитеты, которые следили за осуществлением декретов Конвента, издавали приказы об аресте контрреволюционеров, проводили мобилизации.

С особым рвением исполнялся декрет о «подозрительных» - к ним относились все, «кто своим поведением или связями, речами или произведениями проявили себя врагами свободы». Население помогало обнаруживать «врагов народа», которых трибунал посылал на гильотину.

Робеспьер, прозванный Неподкупным, трудился день и ночь, организуя массовое убийство своих врагов. Диктатура была установлена в условиях, когда 60 из 83 департаментов были охвачены мятежами. Почти вся Европа объявила войну Франции, народ голодал, торговцы не хотели брать бумажные деньги, и товары уходили на чёрный рынок.

Чрезвычайными мерами Робеспьеру удалось мобилизовать и вооружить 642 тыс. бойцов, создать 14 армий, в которых солдатам был открыт путь к высшим чинам, разгромить мятежников и перейти в наступление на внешних фронтах. Они передали значительную часть земли крестьянам и буржуазии. Были закрыты церкви и введены гражданские обряды.

Дважды избиравший Робеспьера президентом Конвент ввёл новый революционный календарь. 9 термидора, а по обычному летосчислению 27 июля 1794 г. Робеспьер взошёл на трибуну, чтобы объявить о «заговоре» и потребовать новых казней. Однако к этому времени широкий террор в стране настолько измучил граждан, что депутаты Конвента вышли из повиновения. Обычно молчаливое большинство зашумело, Робеспьер не смог его перекричать и был схвачен сотрудниками Комитета общественной безопасности.

На следующее утро вождь и многие якобинцы были казнены.

МАКСИМИЛИАН РОБЕСПЬЕР

впервые опубл. в 1919 г., приведено по 2-му испр. и доп. изд. 1922 г.

Избранные труды в 3-х тт. Том 1

М.: издательство Академии наук СССР. 1960

Первое издание предлагаемой работы вышло в 1919 г. в серии «Кому пролетариат ставит памятники» и давно уже разошлось. Между тем благодаря отсутствию марксистского учебника по истории Великой французской революции «Максимилианом Робеспьером» пользовались и пользуются как учебным пособием в наших комуниверситетах и партшколах второй ступени. Это обстоятельство и побудило автора переиздать свою работу.

Во втором издании сделан ряд дополнений, преимущественно в IV отделе (эпоха Конвента); глава VIII переработана почти заново, в конце книги приложена библиография вопроса.

Возможно, что в результате этих дополнений и некоторых изменений в первоначальном тексте личность самого Робеспьера несколько отодвинулась на задний план; зато, как нам кажется, работа в большей, чем прежде, степени получила характер учебного пособия по истории Великой революции.

Популярный характер книжки сохранен, хотя у автора было большое искушение придать ей характер научного исследования. Впрочем, специалисты-историки без труда, вероятно, заметят, что работа в значительной своей части написана на основании изучения первоисточников. Общие взгляды автора на ход Великой революции и его оценка Робеспьера как политического деятеля остаются прежними. Сделанные во 2-м издании изменения касаются лишь второстепенных деталей, которым придано новое освещение на основании дополнительного изучения материала, а также в результате новой проработки источников, произведенной совместно с участниками моего семинария в Институте Красной Профессуры.

Москва, сентябрь 1923 г.

ВВЕДЕНИЕ

I. РОБЕСПЬЕР ДО ИЗБРАНИЯ В ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ

II. ЭПОХА УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ

Глава I. Париж в эпоху Великой революции

Глава II. Выборы в Генеральные штаты. Первые выступления Робеспьера в Национальном собрании. Демократизм Робеспьера. Рост его популярности

Глава III. Вопрос о правах короля. Борьба за всеобщее избирательное право. Вооружение народа или вооружение буржуазии? Закон о «военном положении». Защитник солдат и матросов. Свобода печати и петиций

Глава IV. Робеспьер и аграрный вопрос. Защита всех угнетенных и обездоленных. Речь Робеспьера против смертной казни. Робеспьер в Якобинском клубе

Глава V. Бегство в Варенн. Робеспьер и начало республиканского движения

III. ЭПОХА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ

Глава I. Партии в Законодательном собрании. Законодательное собрание и крестьяне. Дело Симоно

Глава II. Робеспьер против войны

IV. ЭПОХА КОНВЕНТА

Глава I. Партии в Конвенте. Вопрос о «департаментской страже». Процесс короля

Глава II. Экономическое положение Франции в начале 1793 г. Продовольственная политика Парижской Коммуны. Массовое движение на почве дороговизны и отношение к нему различных партий

Глава III. Агитация за отозвание жирондистов из Конвента. Измена Дюмурье. Образование общедемократического блока

Глава IV. Новый подъем движения в пользу нормировки хлебных цен. Вопрос о таксации в Конвенте. Борьба за прогрессивно-подоходный налог. Классовая борьба внутри секций в связи с рекрутским набором. Революция 31 мая - 2 июня 1793 г.

Глава V. Социально-политические идеи Робеспьера в эпоху Конвента

Глава VI. Религиозная политика Робеспьера

Глава VII. Критическое положение Франции во второй половине 1793 г. Революционное правительство. Борьба с внешними и внутренними врагами. Террор

Глава VIII. Социальная политика якобинской республики. Новые задачи, выдвинутые революцией. Раскол в якобинстве. Робеспьер и дантонисты. Якобинцы и «бешеные». Разгром Коммуны. Гибель дантонистов

Глава IX. Падение Робеспьера и начало реакции

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА и ИСТОЧНИКИ

(1794-07-28 ) (36 лет) Место смерти: Отец:

Максимилиан Бартелеми Франсуа Робеспьер

Мать:

Жаклин Маргарита Карроль

Максимилиа́н Робеспье́р (фр. Maximilien François Marie Isidore de Robespierre , Максимилиан Франсуа Мари Исидор де Робеспьер ; 6 мая , Аррас - 28 июля , или 10 термидора II года Республики , Париж), известный современникам как Неподкупный (фр. L"Incorruptible ) или Бешеная Гиена (у своих врагов) - один из лидеров Великой Французской революции , глава, возможно, самого радикального революционного движения - якобинцев .

Член Законодательного собрания с и Конвента с . Фактически возглавив в революционное правительство, способствовал казни короля Людовика XVI и его супруги Марии Антуанетты , созданию революционного трибунала, казни лидеров жирондистов , эбертистов и дантонистов . В фактически возглавив Комитет общественного спасения , сосредоточил в своих руках практически неограниченную власть и развернул массовый террор против «врагов революции». 27 июля (9-го термидора) был свергнут и на следующий день вместе с ближайшими соратниками казнён на гильотине без суда термидорианцами .

Аррас. Молодость. Литературная работа

Фамилия Робеспьера - возможно, ирландского происхождения . Отец Робеспьера, Максимилиан Бартелеми Франсуа Робеспьер (1732--1777) - потомственный адвокат при Совете Артуа фр. Conseil supérieur d"Artois , мать - Жаклин Маргарита Карроль (1735--1764) - дочь пивовара. Брат его деда по отцу - сборщик налогов Ив де Робеспьер - получил личное дворянство.

Отец и дед Робеспьера часто подписывались De Robespierre, добавляя тем самым к своей фамилии «дворянскую» частицу «де». Максимилиан в молодости также подписывался «де Робеспьер».

В семилетнем возрасте он остался сиротой. Его опекуном стал дед по матери, который и помог Робеспьеру через арраского епископа поступить в парижский лицей Людовика Великого . В коллеже он отличался трудолюбием и примерным поведением, увлекался античностью. Среди его товарищей был Камилль Демулен .

Затем окончил юридический факультет Сорбонны. 8 ноября Робеспьер был принят в коллегию адвокатов при Совете Артуа.

Робеспьер предложил предать короля суду и спросить народ о форме правления.

Во время народного мятежа на Марсовом поле (17 июля) Робеспьер, опасаясь за свою жизнь, скрылся у одного из якобинцев.

По мнению Робеспьера, воззвание к народу (фр. appel au peuple ), которого требовали умеренные, угрожало ниспровержением республики: роялисты и враги свободы могли бы повлиять на народ и даже одержать победу. Главным образом речь Робеспьера была направлена против жирондистов, которые «виновнее всех, кроме короля».

Робеспьер старался расположить в свою пользу пролетариев, разрабатывая меры к уменьшению крупных состояний, помощи нуждающимся и единообразию воспитания. Городское управление было теперь всецело в его руках.

Два покушения на жизнь Робеспьера лишь способствовали усилению его значения. 3 прериаля его хотел убить Ладмираль. На другой день в его квартире застали молодую девушку Сесиль Рено с двумя ножами. Рено была казнена, а спасение свое Робеспьер приписывал Верховному Существу.

18 флореаля (7 мая) он произнес длинную речь против полного атеизма в поддержку деизма, сторонником которого он отчасти был. «Республика - есть добродетель», таково её начало; далее идут нападки на врагов добродетели и доказывается необходимость провозглашения деизма. «Французский народ - провозгласил по предложению Робеспьера национальный конвент, - признает Верховное Существо и бессмертие души. Он признает, что достойное поклонение Верховному Существу есть исполнение человеческих обязанностей. Во главе этих обязанностей он ставит ненависть к неверию и тирании, наказание изменников и тиранов, помощь несчастным, уважение к слабым, защиту угнетенных, оказывание ближнему всевозможного добра и избежание всякого зла». Разрешено было праздновать воскресенье, вместо декады.

В Европе стали видеть в Робеспьере усмирителя революции; Пруссия изъявила готовность вступить в переговоры с ним.

По желанию Робеспьера, конвент декретировал торжественное празднество в честь Верховного Существа (8 июня). В голубом фраке, с большим букетом из цветов, плодов и колосьев (традиционные атрибуты древних языческих культов), Робеспьер шёл, как президент, впереди других членов конвента.

22 прериаля Робеспьер представил закон, на основании которого всякий гражданин обязан был донести на заговорщика и арестовать его. Судопроизводство было крайне упрощено, наказание - смерть. В последующие семь недель казни удвоились: с 20 июня до 27 июля в Париже было казнено 1366 человек. Некоторые авторы считают, что своим террором Робеспьер приносил человеческие жертвы Верховному Существу и сам он видимо полагал, что чем больше врагов революции он принесёт в жертву «богине Свободе», тем больше возрастёт его личное могущество.

Робеспьер перестал появляться в комитете общественного спасения; комитеты усилили террор, чтобы возбудить ненависть против Робеспьера, но все ещё не решались вступить с ним в борьбу. Распускали о Робеспьере всевозможные слухи, обращали во вред ему пророчество полоумной старухи Екатерины Тео, которая, богохульствуя, называла себя богородицей, а Робеспьера - своим сыном.

Убежищем от политики для Робеспьера была семья столяра Дюпле, дочь которого боготворила Робеспьера, называя его спасителем. Вообще у Робеспьера было много поклонниц («вязальщиц», фр. tricoteuses de Robiespierre ), приходивших на заседания Конвента.

Распространялось убеждение, что Робеспьер приготовил списки новых проскрипций.

Всегда боязливый Робеспьер стал выходить из дома в сопровождении вооружённых якобинцев.

1 июля Робеспьер произнес речь, касавшуюся развращенных, снисходительных, неистовых и непокорных. Целью речи было внушить мысль о необходимости очищения комитетов.

Падение и казнь

С 19 июня до 18 июля Робеспьер не показывался в конвенте, постоянно заседая в якобинском клубе. Тщательно отделав новую речь, он произнес её в конвенте 8 термидора (26 июля). Вместе с новыми выпадами против «партии дурных граждан», Робеспьер указал на существование заговора против общественной свободы в недрах самого конвента. Необходимо, говорил он, возобновить состав комитета общественного спасения, очистить комитет общественной безопасности, создать правительственное единство, под верховной властью конвента.

Обвинения были настолько неопределенны, что каждый в конвенте мог опасаться за собственную жизнь. В смущении конвент постановил напечатать речь Робеспьера, но Бийо-Варенн настоял на предварительном рассмотрении её комитетами.

У Робеспьера потребовали, чтобы он назвал имена обвиняемых, но он отказался.

Вечером он прочёл ту же речь в клубе якобинцев, с восторгом принявших её.

Другие источники называют могилой Робеспьера братскую могилу на кладбище Пик-Пюс («Ловец блох»), где захоронены ещё 1366 казнённых «врагов нации и революции», причём его тело было брошено в тот же ров, что и казнённые по его приказу ранее 16 юных монахинь-кармелиток, вся вина которых состояла в запрещённых революционерами молитвах, от чтения которых они не отказались в период якобинской дехристианизации.

Цитаты

Примечания

Литература

  • Buchez et Roux, в «Histoire parlementaire de la Révolution» идеализируют Робеспьера; Мишле считает его тираном, Луи-Блан - одним из великих апостолов гуманности; Тьер и Минье его осуждают. Великолепный портрет Робеспьера - у Тэна , «Révolution» (III). См. S. Lodieu, «Biographie de Robespierre» (Arras, 1850); L. Duperron, «Vie secrête, politique et curieuse de M. P.»; Delacroix, «L’intrigue dévoilée: Mémoires de Charlotte R. sur ses deux frères», «Causes secrétes de la révolution du 9 ther midor»; Montjoire, «Histoire de la conjuration de R.»; Havel, «Histoire de R.» (П., 1865); Tissot, «Histoire de R.» (П., 1844); Lewes, «Life of R.» (Л., 1852); Gottschall, «Maximilian R.» («Neuer Plutarch», т. 2, Лейпциг, 1875); Héricaut, «R. et le comité du salut public»; Aulard, «Le culte de la Raison et le culte de l"Être Suprême» (1892).
  • Воспоминания Шарлотты Робеспьер / с примеч. и послесл. А.Ольшевского
  • Бачко Б. Робеспьер и террор . // Исторические этюды о французской революции (Памяти В. М. Далина). М.: ИВИ РАН, 1998.
  • Жизнь замечательных людей : А. Левандовский. «Робеспьер». Москва, Молодая гвардия, 1965.
  • Пламенные революционеры : А. Гладилин. «Евангелие от Робеспьера». Москва, Политиздат, 1969 .
  • Дерзновение / Д. Валовой, М. Валовая, Г. Лапшина. - М.: Мол. гвардия, 1989. - 314 c., ил. C.80-94.

Сочинения

  • Революционная законность и правосудие: статьи и речи / Перевод с франц. Н. С. Лапшиной под ред. и с предисловием А.Герцензона (М.: государственное изд-во юридической литературы. 1959)
  • Переписка Робеспьера / перевод с франц.; предисл. к рус. изданию Ц.Фридлянда, предисл. к франц. изданию Ж.Мишона (Л.: Прибой. 1925)

Библиография

  • А.Манфред. Споры о Робеспьере: к 200-летию со дня рождения // Вопросы истории. 1958
  • А.Олар. Робеспьер - глава из книги «Ораторы французской революции». Т.1. М., 1907
  • А.Собуль. Робеспьер и народное движение / Из истории Великой буржуазной революции 1789-1794 гг. и Революции 1848 г. во Франции. пер. с франц. Э.Тастевена под ред. А. В. Адо (М.: ИЛ. 1960)
  • А.Тэвдой-Бурмули. Логика торжествующей добродетели: Робеспьер и идея революционного насилия / Памяти профессора А. В. Адо. Современные исследования о французской революции конца XVIII века. М., 2003
  • Н.Лукин. Максимилиан Робеспьер / Избр.труды в 3-х тт. Т.1 (М.: издво- АН СССР. 1960) Впервые опубл. В 1919 г. Приведено по 2-му испр. и доп. изд. 1922 г.
  • Сен-Жюст. Робеспьер. Сийес - главы из "Жизни и деяний мужей, прославившихся во Франции со времени Революции (1802)
  • Бабеф О Робеспьере
  • Ламартин О Робеспьере
  • Сен-Жюст В защиту Робеспьера
  • Баррас о Робеспьере перед Термидором
  • Пилон Э. «Юность Робеспьера»
  • Роллан Р. Из переписки - о Робеспьере.
  • Бачко Б. «Робеспьер и террор»
  • Плутник А. «Если идеология на троне - жди трагедии.» - разговор с психиатром о Робеспьере.
  • Тарасов А. Н. Необходимость Робеспьера
  • Робеспьер (Robespierre) Максимильен. Биографический указатель

Ссылки

Максимилиан Робеспьер
Maximilien de robespierre
1758 / 1794


РОБЕСПЬЕР Максимилиан-Мари-Изидор (6 мая 1758, Аррас - 28 июля 1794, Париж), один из ведущих деятелей Великой французской революции. В 1793-94 фактически возглавлял правительство республики, являясь идеологом и руководителем революционной диктатуры.

Родился в семье адвоката. Мать умерла, когда Максимилиану было шесть лет, после чего отец уехал за границу, оcтавив детей на попеченье родственников. В 1769-81 Робеспьер изучал право в парижском коллеже Людовика Великого. По окончании учебы работал адвокатом в Аррасе.
В апреле 1789 избран в Генеральные штаты Франции депутатом от третьего сословия. В Генеральных штатах, а затем в Национальном собрании (1789-91) занимал крайне левые позиции. Будучи сторонником Руссо, критиковал либеральное большинство Собрания за недостаточный радикализм проводимых реформ. Эти же идеи он развивал с трибуны Якобинского клуба, лидером которого стал. Насыщенные демократической (а порой и демагогической) риторикой выступления принесли Робеспьеру широкую популярность в народе и прозвище “Неподкупный”.
После роспуска Национального собрания Робеспьер получил должность общественного обвинителя в уголовном суде Парижа (октябрь 1791) и продолжил активную политическую деятельность в столице. В декабре 1791 - апреле 1792 он вел в Якобинском клубе острую дискуссию со сторонниками "экспорта" революции, призывая бороться с "врагами свободы" внутри страны. О необходимости дальнейшего углубления революции он писал в еженедельнике "Защитник конституции" (Le defenseur de la Constitution) весной-летом 1792.
В ходе восстания 10 августа 1792 самопровозглашенная Коммуна Парижа включила Робеспьера в число своих членов. В сентябре он был избран в Конвент, где вместе с Ж. П. Маратом и Ж. Дантоном возглавил левое крыло ("Гору"), повел ожесточенную борьбу против находившихся у власти жирондистов (сентябрь 1792 - май 1793). Подозревая последних в стремлении реставрировать монархию, Робеспьер 3 декабря 1792 предложил без суда казнить Людовика XVI, а когда суд все-таки состоялся, проголосовал за смерть короля (15 января 1793).
После изгнания жирондистов из Конвента в результате восстания 31 мая - 2 июня 1793 Робеспьер 26 июля вошел в Комитет общественного спасения. Вместе со своими приверженцами Л. А. Сен-Жюстом и Ж. Кутоном он определял общеполитическую линию революционного правительства и фактически руководил им. В ноябре-декабре он добился прекращения "дехристианизации", проводившейся ультра-левыми (эбертистами), и осудил насаждавшийся ими атеизм. Одновременно он отверг требования сторонников Дантона о прекращении революционного террора. В программной речи 5 февраля 1794 и в последующих выступлениях Робеспьер провозгласил конечной целью революции построение нового общества на основе руссоистских принципов "республиканской морали", опирающейся на искусственно созданную государственную религию культ Верховного существа. С победой "республиканской добродетели", считал Робеспьер, будут решены все социальные проблемы. Основным средством реализации своей этической утопии он считал террор.
В марте-апреле 1794 по инициативе Робеспьера и Сен-Жюста были казнены эбертисты и дантонисты. В мае-июне Робеспьер инспирировал общенациональную кампанию по распространению культа Верховного существа. 10 июня он и Кутон добились принятия закона, которым вводилась смертная казнь за преступления против республиканской морали, а обвиняемые фактически лишались права на защиту. Начавшийся сразу после этого "Большой террор" затронул все социальные слои и подорвал былую популярность "Неподкупного". Утопические идеалы Робеспьера не встречали поддержки в обществе, а его диктаторские устремления настроили против него подавляющее большинство депутатов Конвента.

Казнь Робеспьера
27 июля (по революционному календарю 9 термидора) Конвент принял декрет об аресте Робеспьера и его сторонников. Те попытались организовать сопротивление в Парижской Ратуше, но были захвачены верными Конвенту войсками и день спустя казнены.

Робеспьер (Максимилиан Мари Исидор robespierre) - известный франц. революционер, род. в Аррасе 6 мая 1758 г., обезглавлен в Париже 28 июля 1794 г. (10 термидора II-го года). Фамилия Р., кажется, ирландского происхождения; его отец и дед часто подписывались Derobespierre. Отец Р. - . адвокат, мать - дочь пивовара. Оставшись сиротой, Р. поступил в коллегию гор. Арраса, где отличался трудолюбием и примерным поведением. Среди его товарищей был Камилл Демулен. Состоя адвокатом в Аррасе, Р. много работал в области юриспруденции и литературы. Энциклопедисты, Монтескье, в особенности Руссо с одной стороны, условная манерность сентиментализма - с другой: вот почва, воспитавшая Р. Он писал много стихотворений, в сентиментальном духе, часто посвящая их дамам Арраса, и в 1789 г. был избран директором аррасской академии. Ко времени открытия генеральных штатов он опубликовал брошюру, где требовал реформирования местного провинциального собрания Артуа. Выбранный депутатом от третьего сословия, Р. сначала обращал на себя мало внимания.

Он говорил против военного закона, против разделения граждан на активных и пассивных, за допущение евреев к занятию общественных должностей. Жил он очень скромно, но всегда тщательно одевался. Постепенно. он сделался наиболее влиятельным членом якобинского клуба; в июне 1790 г. был выбран одним из секретарей собрания. Бегство короля вызвало речь Р., сразу прославившую его. В бегстве короля Р. видел противореволюционный заговор, составленный многими из членов национального собрания, врагов свободы, чтобы, при помощи короля и тиранов, подавить патриотов. Истина, свобода и общество, говорил он, для него дороже жизни, против которой, как ему мерещилось, были уже направлены "тысячи кинжалов". "Мы все умрем с тобою", восторженно воскликнул Камилл Демулен. Но Р. не высказался за республику: он ограничился предложением предать короля суду и спросить страну о форме правления. Во время народного мятежа на Марсовом поле (17 июля) Р. дрожал за свою жизнь и скрылся у одного из якобинцев. 30 сент. учредительное собрание разошлось, объявив, по предложению Р., что члены его не могут быть избираемы в законодательное собрание. В ноябре 1791 г. Р. был избран в Париже публичными обвинителем (accusateur public) и стал главой якобинского клуба. В апреле 1792 г. он сложил с себя обязанности обвинителя и основал якобинский журнал: "Defenseur de la constitution". В это время начались острые столкновения между жирондистами и монтаньярами по вопросу о войне. Р. был против войны и нападал в якобинском клубе и в печати на Бриссо и жирондистов.

В народном движении 20 июня Р. не принимал участия. 11 июля состоялось провозглашение "отечества в опасности" (речь Верньо), а 20 июля Р. произнес в якобинском клубе речь, в которой уже развивал программу терроризма. Корень всех страданий - говорил он - в исполнительной власти и в законодательном собрании. Необходимо исчезновение призрака, называемого королем, и учреждение национального конвента. 10 августа Р. сохранял выжидающее положение. Когда восстание удалось и вожаками его была образована коммуна, к ней, после других, примкнул, 11 августа, и Р. Главой ее, однако, был не он, а Дантон. 17 августа Р. был выбран в члены чрезвычайного суда, учрежденного Дантоном для наказания сообщников двора, но Р. отказался от участия в нем. 21 августа Р. был выбран одним из 24 депутатов Парижа в национальный конвент, но не получил преобладающего числа голосов; перевес был на стороне умеренных. В первые же дни существования конвента в нем вспыхнула вражда между жирондистами и якобинцами, обвинявшими друг друга в стремлении к диктатуре. 24 сентября Ребекки горячо напал на Р. и якобинцев. В ответ ему Р. произнес длиннейшую речь, в которой тщательно изображал свои "подвиги", "спасшие" отечество. Возражение Луве, страстное и остроумное, смутило Р.: он просил отсрочки и только 5 ноября ответил Луве мастерски обработанною, эффектною речью, увлекшею собрание своим революционным декламаторством.

Когда был поставлен вопрос о предании короля суду. партии еще сильнее разделились. Р. произнес 3 декабря речь, где отвергал юридическую точку зрения, становясь на политическую. "Людовик - не подсудимый, а вы - не судьи", говорил он; "вы государственные люди, представители нации... Ваше дело - не произносить судебный приговор, а принять меры в видах общественного блага, выполнить роль национального провидения". Он требовал "смерти Людовика, чтобы жила республика". 27 декабря Р. снова говорил о необходимости "наказанием тирана скрепить общественную свободу и спокойствие". Долг перед отечеством и ненависть к тиранам коренятся, по его словам, в сердце каждого честного человека и должны взять верх над человеколюбием. Воззвание к народу (appel au peuple), которого требовали умеренные, угрожало бы ниспровержением республики; роялисты и враги свободы могли бы повлиять на народ и даже одержать победу.

Главным образом речь Р. была направлена против жирондистов, которые "виновнее всех, кроме короля". 9 марта 1793 г. Р. удалось настоять на отправлении в департаменты, в качестве комиссаров, 82 депутатов, выбранных из якобинцев и всюду распространявших их учение. Когда одна из парижских секций внесла в конвент адрес об изгнании из него жиронды (10 апр.), Р. обрушился на жирондистов ядовитыми намеками, вызвавшими блестящую импровизацию Верньо. 24 апр. Р. представил в конвент проект декларации прав, в которой говорилось, что "люди всех стран" суть "граждане одного и того же государства", обязанные помогать друг другу, а "монархи, аристократы, тираны, каковы бы они ни были" - рабы, бунтующие против природы. 2 июня жирондисты пали; настала эпоха террора. Главную роль в комитете общественного спасения с 27 июля играл Р. Под его влиянием конвент в заседании 1 августа декретировал целый ряд чрезвычайных мер. Террором заведовали триумвиры, как их называли - Р., Кутон и Сен-Жюст. От них исходили декреты о проскрипции и казнях. Все выдающиеся предложения излагались, большей частью, Р. Он говорил, что нужно истреблять среднее сословие, "снабжать санкюлотов оружием, страстью, просвещением". Враги, с которыми следует бороться - люди порочные и богатые, пользующиеся невежеством народа.

Так как просвещению народа мешает "продажность писателей", "которые каждый день обманывают его бесстыдной ложью", то "надо объявить в опале писателей, как опаснейших врагов отечества", и издать хорошие сочинения. 3 окт. член комитета общественной безопасности Амар предложил конвенту предать суду 73 депутатов, протестовавших против изгнания жирондистов. Р. вступился за них, имея в виду, опираясь на равнину, разбить партию горы, т. е. Дантона. Это не помешало ему подписать варварский декрет об уничтожении Лиона и одобрять усилившиеся именно в то время казни (жирондистов, Марии Антуанетты, герц. Орлеанского и др.). Когда образовалось течение враждебное христианству и было устроено празднество в честь Разума (10 ноября), Р. произнес в якобинском клубе (21 ноября) сильную речь против атеистов и "крайних". Не смотря на это, парижский общинный совет постановил закрыть церкви в Париже. Тогда, 6 декабря, Р. и Дантон постановили запретить все действия, направленные против свободы богослужения. 12 декабря Р. выступил против Анахарсиса Клоотса, который, вместе с Шометтом, предложил заменить католицизм культом разума.

Началась очистка клуба якобинцев: Клоотса и его друзей исключили из клуба. В самый разгар террора католическое богослужение, благодаря Р., продолжалось; в соборе Notre-Dame молились за Р.; цензура строго следила за атеистическими сочинениями и нападками на церковь. К концу 1793 г. роялисты были подавлены, вандейская армия уничтожена, федералисты рассеяны; но Р. думал не о спасения государства, а об удержании за собою власти, для чего необходимо было уничтожить фракцию эбертистов, которая намеревалась подчинить себе комитет общественного спасения. За эбертистами должен был погибнуть Дантон, так как он мог положить конец террору и организовать республику. Р. боялся и Камилла Демулена, который в своем журнале "Le vieux Cordelier" остроумно осмеивал учрежденный Р. комитет справедливости, противополагая ему комитет милосердия. Когда между крайними, т. е. эбертистами, девизом которых был террор, и умеренными, т. е. дантонистами, требовавшими милосердия, произошел явный разрыв, Р. занял середину между ними и выставил девизом справедливость, поддерживаемую, однако, путем террора. 25 декабря Р. произнес речь против эбертистов и дантонистов, где говорилось о необходимости направлять корабль между двумя подводными камнями - модерантизмом и излишеством. 5-го февраля 1794 г. он прочитал в конвенте доклад "Об основаниях политической нравственности", доказывая опасность существования двух партий. "Одна из них толкает нас к слабости, другая - к крайностям"; необходим террор, который, по определению Р., есть "быстрое, суровое и непреклонное правосудие". 14 марта были арестованы, а 24-го казнены эбертисты (21 чел.). 31 марта были арестованы Дантон, Демулен, Лакруа, Филиппо. Перед началом суда над ними конвент, по предложению Р., декретировал, что каждый обвиняемый, противящийся судьям, будет лишен слова. 5 апреля Дантон и Демулен, а за ними и другие, были казнены. Настало время личной диктатуры Р. На другой день после казни было объявлено, что приготовляется празднество в честь Верховного Существа. Р. старался расположить в свою пользу пролетариев, замышляя меры к уменьшению крупных состояний, помощи нуждающимся и единообразию воспитания. Городское управление было теперь всецело в его руках. Два покушения на жизнь Р. лишь способствовали усилению его значения. 3 прериаля его хотел убить Ладмираль. На другой день в его квартире застали молодую девушку Сесиль Рено с двумя ножами. Рено была казнена, а спасение свое Р. приписывал Верховному существу. 18 флореаля (7 мая) он произнес длинную речь против атеизма и фанатизма. "Республика есть добродетель" - таково ее начало; далее идут разглагольствования против врагов добродетели и доказывается необходимость провозглашения деизма. "Французский народ - провозгласил, по предложению Р., национ. конвент, - признает Верховное Существо и бессмертие души.

Он признает, что достойное поклонение Верховному Существу есть исполнение человеческих обязанностей. Во главе этих обязанностей он ставит ненависть к неверию и тирании, наказание изменников и тиранов, помощь несчастным, уважение к слабым, защиту угнетенных. оказывание ближнему всевозможного добра и избежание всякого зла". Разрешено было праздновать воскресенье, вместо декады. В Европе стали видеть в Р. усмирителя революции; Пруссия изъявила готовность вступить в переговоры с ним. По желанию Р., конвент декретировал торжественное празднество в честь Верховного Существа (8 июня). В голубом фраке, с большим букетом из цветов, плодов и колосьев, Р. шел, как президент, впереди других членов конвента. На другой день Р. представил ужасный закон (22 прериаля), на основании которого всякий гражданин обязан был донести на заговорщика и арестовать его. Судопроизводство было крайне упрощено, наказание - смерть.

Настали семь страшных недель: казни удвоились (с 20 июня до 27 июля в Париже казнено 1366 чел.). Р. перестал появляться в комитете общественного спасения; комитеты усилили террор, чтобы возбудить ненависть против Р., но все еще не решались вступить с ним в борьбу. Распускали о Р. всевозможные слухи, обращали во вред ему пророчество полоумной старухи Екатерины Тео, которая называла себя богородицей, а Р. - своим сыном. Убежищем от политики для Р. была семья столяра Дюпле, дочь которого боготворила P., называя его спасителем. Вообще у Р. было много поклонниц (tricoteuses de Robiespierre). Распространялось убеждение, что Р. приготовил списки новых проскрипций. Всегда боязливый Р. стал выходить из дома в сопровождении якобинцев, вооруженных палками. 1 июля Р. произнес речь, касавшуюся развращенных, снисходительных, неистовых и непокорных. Целью речи было внушить мысль о необходимости очищения комитетов. 11 июля он снова говорил о проскрипциях. 60 депутатов боялись ночевать у себя на квартирах. С 19 июня до 18 июля Робеспьер не показывался в конвенте, постоянно заседая в якобинском клубе. Тщательно отделав новую громовую речь, он произнес ее в конвенте 8 термидора (26 июля). Вместе с новыми выходками против "партии дурных граждан", Р. указал на существование заговора против общественной свободы в недрах самого конвента.

Необходимо, говорил он, возобновить состав комитета общественного спасения, очистить комитет общественной безопасности, создать правительственное единство под верховною властью конвента. Обвинения были настолько неопределенны, что в конвенте никто не был уверен в своей жизни. В смущении конвент постановил напечатать речь Р., но Бийо-Варенн настоял на предварительном рассмотрении ее комитетами. У Р. потребовали, чтобы он назвал имена обвиняемых. Он отказался. Вечером он прочел ту же речь в клубе якобинцев, с восторгом принявшим ее. На другой день, 27 июля (9-го термидора), последовало падение Р. "Гора" освистала его, речь его прерывала криками: "долой тирана". Р. арестовали и отвели в тюрьму. За него вступился общинный совет. Несколько якобинцев освободили Р. и привели в ратушу; за ним туда беспрепятственно проникли жандармы. Один из них выстрелом из пистолета раздробил челюсть Р. По пути к казни, совершившейся 10-го термидора, чернь иронически приветствовала Р. криками: "король" и "ваше величество". Террор, который народ отожествлял с личностью Р., прекратился. Вместе с Р. были казнены ближайшие его сподвижники - брат его Огюстен, С.-Жюст, Кутон, Леба. Р. был полной противоположностью Дантону, и физически (чистенькая, тщедушная фигура, тонкий голос, монотонный и бесстрастный), и нравственно. В Р. не было ничего творческого; он жил чужими идеями, самодовольно кичился своею добродетелью и "неподкупностью", прославлял себя за свое постоянство. "Чувствительный" на словах, он был холоден и суров до жестокости. Он верил в свою миссию, но не был государственным человеком и смотрел на жизнь сквозь теорию Руссо. Вся революция сливалась в его уме с якобинизмом, т. е. с ним самим. Его мысль была узка и прямолинейна, как у сектанта. Гуманные соображения были для Р. своего рода вероотступничеством.

Литература. Bucher et Roux, в "Histoire parlementaire de la Revolution" идеализируют Р.; Мишле считает его тираном, Луи-Блан - одним из великих апостолов гуманности; Тьер и Минье его осуждают. Великолепный портрет Р. - у Тэна, "Revolution" (III). См. S. Lodieu, "Biographic de robespierre" (Arras, 1850); L. Duperron, "Vie secrete, politique et curieuse de M. P.": Delacroix, "L"intrigue devoilee: Memoires de Charlotte R. sur ses deux freres", "Causes secretes de la revolution du 9 thermidor"; Montjoire, "Histoire de la conjuration de R."; Havel, "Histoire de R." (П., 1865); Tissot, "Histoire de R." (П., 1844); Lewes, "Life of R." (Л., 1852); Gottschall, "Maximilian R." ("Neuer Plutarch", т. 2, Лпц., 1875); Hericaut, "R. et le comite du salut public"; Aulard, "Le culte de la Raison et le culte de l"Etre Supreme" (1892).

Новое на сайте

>

Самое популярное