Домой Общение Мирон мержанов - биография, фотографии. Биография Сергей борисович мержанов архитектор биография

Мирон мержанов - биография, фотографии. Биография Сергей борисович мержанов архитектор биография

Принцесса Таиланда Сириваннавари Нариратана выразила желание во время своего визита в Сочи в октябре 2017 года посетить сохранившуюся здесь дачу Иосифа Сталина «Зеленая роща». В поступившей из Таиланда официальной заявке сообщается, что принцесса является большой любительницей мировой истории, и ей было бы интересно побывать в здании, которое являлось свидетелем многих важных международных событий.

Что представляет из себя дача «Зеленая роща»? Это большой и немного таинственный замок на вершине горного хребта между Мацестинской долиной и Агурским ущельем. Каждый, кто впервые попадает сюда, обычно поражается массивности здания, изяществу и четкости его форм, удивительному сочетанию простоты и величия. Дача, построенная в начале 30-х годов ХХ века, окружена прекрасным лесопарком, который считается памятником природы Черноморского побережья России. Среди лучших архитекторов страны был объявлен секретный конкурс проектов будущего здания. Самому Иосифу Сталину более всего приглянулись эскизы, выполненные молодым проектировщиком из Кисловодска Мироном Мержановым. Ему и было поручено вести стройку. Конечно, дача представляет собой интерес как образец архитектуры «Сталинского ампира» и именно здесь вождь принимал соратников и любил проводить вместе с семьей «бархатный сезон». С сочинской дачей Иосифа Сталина связана одна забавная история. В 1948 году актер Михаил Геловани, сыгравший роли Иосифа Сталина в нескольких фильмах, посчитал, что сейчас ему уже гарантировано расположение вождя. Он письменно обратился к нему с настойчивой просьбой провести несколько дней на даче «Зеленая роща».

— Зачем? – спросил Иосиф Сталин помощника, который докладывал о поступившем письме.

— Хочет лучше вжиться в великий образ, — ответил тот.

— Посоветуйте ему начать не с сочинской дачи, а с Туруханского края, где мне в свое время пришлось отбывать ссылку, — ответил Иосиф Сталин.

Об этом удивительном месте можно рассказывать бесконечно долго, ибо в то время в Сочи, (как, впрочем, и сейчас), порой, принимались судьбоносные решения, но нас интересует жизнь и судьба ее создателя – замечательного архитектора Мирона Мержанова.

Мирон Иванович (Мержанянц Меран или, по другим документам, Мюрон) Оганесович) Мержанов - известный советский архитектор, в 1934-1941 годах - личный архитектор И. В. Сталина , автор проектов дач Сталина и высших руководителей СССР в Кунцеве , Мацесте , Бочаровом Ручье . С 1931 по 1937 гг. — главный архитектор ЦИК СССР; автор реализованных проектов общественных сооружений в Москве, Комсомольске-на-Амуре и Красноярске; автор эскизов медали «Золотая звезда» для награждения Героев Советского Союза и медали «Серп и молот» для награждения Героев Социалистического Труда.

Будущий архитектор родился в городе Нахичевань-на-Дону (сегодня - в черте Ростова-на-Дону) в преуспевающей армянской семье. Отец Иван служил чиновником и управляющим на фабрике купца Унаняна в Славянске, и приходился дальним родственником И. К. Айвазовскому. До начала Первой мировой войны Мирон успел закончить классическую гимназию и поступить в Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров. Подрабатывал чертёжником в мастерской гениального Александра Таманяна, затем был призван в войска, но на фронт попасть не успел.

После октябрьской революции бежал из голодного Петербурга домой, в Ростов, затем перебрался в Краснодар. В 1920-1923 годах продолжил обучение в Кубанском политехническом институте, а в 1922 году женился на дочери кисловодского архитектора, Елизавете Эммануиловне Ходжаевой.

Первая самостоятельная постройка Мержанова - собственный дом в Кисловодске (1925). За ним последовали

  • крытый рынок в Ессентуках
  • здание Госбанка в Пятигорске
  • один из корпусов санатория «10 лет Октября» (ныне «Жемчужина Кавказа») в Кисловодске

При проектировании санаторного корпуса Мержанов впервые применил так называемую «зубчатку», или «пилу»: балконы по фасаду, обращённые к солнечной стороне, были не параллельны стене, а располагались под углом. Этот приём имеет, прежде всего, чисто функциональное значение: угол рассчитан так, что солнечный свет попадает на балконы, куда выходят отдыхающие, в определённое время суток - тогда, когда лучи солнца наиболее целебны.

В 1929 г. Мирон Мержанов принял участие в открытом конкурсе на проектирование санатория РККА в Сочи. Природный рельеф местности оказался во многом схожим с тем, какой был в Кисловодске и Пятигорске, что облегчало автору решение задачи. На конкурсе Мержанов представил проект, в котором корпуса санатория свободно располагаются по склону горы и вместе составляют многоплановую подковообразную композицию, по центральной оси которой проходит трасса фуникулёра. Нарядность и праздничность всему ансамблю придают малые архитектурные формы. Мержанову удалось почти невозможное: примирить конструктивистский объект и окружающий ландшафт. Конкурс на проектирование санатория РККА курировал лично К. Е. Ворошилов. Свои варианты представили многие видные архитекторы СССР, но победу одержал Мержанов. Позднее, в 1937 г., на международной выставке в Париже архитектурный комплекс санатория был удостоен Гран-при, что ещё раз доказало неслучайность выдвижения Мержанова в передовые ряды профессии.

В 1930 г., когда в Сочи шло строительство санатория, Мержанов экстерном окончил в Москве школу живописи и ваяния, а также Московский архитектурный институт. Его стали часто вызывать в столицу. Карьера молодого архитектора резко пошла вверх, когда летом 1931 года он был назначен главным архитектором хозяйственного управления ЦИК СССР. Первый важный заказ — проектирование дачи для Сталина в Кунцеве (так называемой «Ближней дачи»; построена в 1934 г.). Тогда архитектора ещё не представили главе государства, и, выполняя проект, автор опирался не столько на вкусы заказчика, сколько на собственную интуицию. В отличие от большинства предыдущих сооружений Мержанова, Ближняя дача в Кунцеве построена в стиле раннего неоклассицизма: главный фасад оформлен двумя полуколоннами тосканского ордера; в решении входной части использован полуарочный мотив. Дача была спланирована как одноэтажная, всю площадь крыши занимал солярий. Проект понравился вождю, и заказы последовали один за другим.

До 1943 г. по проектам Мержанова были построены следующие объекты:

  • Новое здание Центрального Дома архитектора (совместно с А. К. Буровым и А. В. Власовым, Москва, открыт в феврале 1941 г.);
  • санаторий НКВД «Кисловодск» (г. Кисловодск, 1935 г.);
  • санаторий Совета министров СССР «Красные камни» (г. Кисловодск, 1939 г.);
  • дачи Сталина - в Мацесте; «Холодная речка» близ Гагр; «Бочаров ручей» (первоначально предназначалась Ворошилову); «Зелёная роща» в Сочи (все построены в 1930–е гг.);
  • около пятидесяти дач для советских руководителей высшего звена (на Кавказе и в Подмосковье)

В годы Великой Отечественной войны Мержанов вместе с архитекторами Виктором Весниным и Каро Алабяном внёс значительный вклад в строительство оборонительных сооружений вокруг Москвы и Ленинграда. В частности, он лично управлял коллективами архитекторов, проектировавшими в столице бомбоубежища и газоубежища.

Особое место в творческой биографии Мержанова занимают выполненные по его эскизам главные награды страны – Золотая Звезда Героя Советского Союза и золотая медаль «Серп и Молот», которой награждали Героев Социалистического Труда. Многие поколения наших соотечественников привыкли к облику этих наград, а, между тем, могло бы получиться так, что эти звезды увидели бы свет в обрамлении лаврового венка, либо без колодки; они даже предполагались более крупного размера, нежели сейчас. Однако после некоторых сомнений лично Сталин утвердил тот вариант, который известен сегодня. В те же годы Мержанов занимал пост председателя Архфонда (следует сказать, что он был один из организаторов Союза архитекторов СССР и его секретарем). Творческая и хозяйственная деятельность Мержанова оборвалась в 1943 году в связи с его арестом… Из многих документов имя Мержанова было тут же вымарано; в одних случаях поверх выскобленной фамилии вписали другую (так произошло, например, с проектом Дома архитекторов - вместо имени Мержанова долгое время там значилось имя его друга, архитектора Алабяна), в других случаях объекты вовсе лишились автора - здание стояло, но память об архитекторе была стёрта. Были уничтожены даже проспекты и брошюры с фотографиями возведённых по проектам Мержанова здравниц, где указывалось его авторство. В официальных изданиях Золотую звезду Героя Советского Союза стали приписывать И. И. Дубасову, а Золотую звезду Героя Социалистического труда - С. А. Поманскому.

8 марта 1944 Мержанова приговорили к 10-ти годам лагерей «За измену Родине». Он был этапирован в лагерь под Комсомольском-на-Амуре, где ему чудом удалось избежать отправки дальше, в Магадан. Его перевели из общей зоны в производственный барак - «шарашку», в которой он жил и работал до начала 1949 г. В Комсомольске-на-Амуре он принимал участие в строительстве монументального здания Дворца культуры, «Клуба ИТР завода 126» и ряда других сооружений. Будучи в заключении, он сумел выяснить местонахождение своей жены Елизаветы Эммануиловны (была арестована в тот же день, что и он сам) и даже послать ей три письма и немного денег. В 1947 Елизавета Эммануиловна умрёт в лагере под Карагандой, а горсть земли оттуда привезёт позже Борис Миронович Мержанов, чтобы совершить символическое захоронение матери на семейном участке Ходжаевых на Армянском кладбище в Москве.

В начале 1949 Мержанова неожиданно этапом отправили в Москву; на Ярославском вокзале его передали в распоряжение сотрудников госбезопасности. На следующий день, прямо в лагерной одежде, ему пришлось предстать перед министром госбезопасности В.С. Абакумовым. Тот поручил архитектору разработать проект санатория МГБ. С этой целью Мержанова привезли в Сочи и показали место будущей постройки. Затем его вернули в Москву и поместили в Сухановскую тюрьму, которая была одной из самых страшных пыточных тюрем сталинской эпохи. В тюрьме архитектору выдали высококачественные инструменты и материалы для чертежей, но, как только работа была выполнена, проект забрали. В конце 1951, когда ещё не завершилось строительство главного корпуса, архитектора препроводили в иркутскую тюрьму и зачислили в отряд заключённых, отправлявшихся на лесоповал. Однако по заключению медкомиссии решение было изменено, и Мержанов попал в Красноярскую пересыльную тюрьму. Счастливый случай уберёг его от дальнейших злоключений и помог ему вновь начать работать по специальности (пусть поначалу и на правах заключённого) - в проектной организации «Крайпроект». В 1953 сюда приехал сын Мирона Ивановича, тоже архитектор, - Борис Миронович Мержанов, освобождённый годом ранее (был репрессирован в 1948), и с этого момента началась совместная работа отца с сыном. Самого Мирона Ивановича освободили в 1954 г., а в 1956 г. - полностью реабилитировали. Что касается объектов, возведённых в Красноярске по проектам Мержанова, то наиболее крупными из них являются Дом Советов, кинотеатр «Совкино», здание Центрального райкома КПСС и Красноярское отделение Госбанка. Все они в той или иной мере являются примерами того, как мастер пытался органично сочетать классические формы и современную архитектуру. А здание Госбанка, в частности, представляет собой синтез «классики» и той разновидности конструктивизма, которой Мержанов отдавал предпочтение в начале своего творческого пути.

В 1958 году, взамен конфискованной после ареста дачи в Загорянке, Мержанову выделили участок в Новых Горках, под Москвой, где его сын Борис построил дом и в 1960 Мержанов уехал из Красноярска. В 1960-70-е годы в Москве были построены два крупных комплекса - ВНИИ «Инструмент» на Б. Семёновской ул. и «Станкоимпорт» у ст. метро «Калужская». В обоих случаях Мержанов был руководителем творческого коллектива. К сожалению, и тот и другой объект были реализованы с заметными отступлениями от проектов.

Поздней осенью 1975 постаревший архитектор все ещё жил в Новых Горках. Двумя месяцами раньше, 23 сентября, здесь на 80–летний юбилей мастера собрались родственники и друзья. День рождения Мержанов отмечал в последний раз.

Ночью 13 декабря 1975 года, в Москве, Мержанов умер от длительной болезни лёгких. Он был похоронен на Армянском кладбище; в этом же семейном захоронении покоится прах его матери и братьев - художника Якова Мержанова и журналиста Мартына Мержанова.

Другие публикации

https://i1.wp..jpg?fit=900%2C600 600 900 admin http://сайт/wp-content/uploads/2016/12/logo-hayk-ru-1.jpg admin 2019-06-13 14:14:39 2019-06-13 14:25:34 Короткометражный фильм "Память". (HAYK studio 2019)

В 1943-1954 годах репрессирован, работал в архитектурных шарашках от Сочи до Комсомольска-на-Амуре. Автор проектов Золотых Звёзд Героя Советского Союза и Героя социалистического труда (1938-1939).

Биография

Ранние годы и начало карьеры

Архитектор родился в городе Нахичевань-на-Дону (сегодня - в черте Ростова-на-Дону) в преуспевающей армянской семье. Отец Иван служил чиновником и управляющим на фабрике купца Унаняна в Славянске, и приходился дальним родственником И. К. Айвазовскому. Все три сына Ивана стали, каждый в своей области талантливыми специалистами. Средний сын и младший брат Мирона Мартын стал известным спортивным журналистом, основавшим в 1960 еженедельник «Футбол», младший Яков работал театральным художником в Москве, но рано умер. До начала Первой мировой войны Меран успел закончить классическую гимназию и поступить в Санкт-Петербургский Институт гражданских инженеров. Подрабатывал чертёжником в мастерской А. И. Таманяна, затем был призван в войска, но на фронт попасть не успел.

После октябрьской революции бежал из голодного Петербурга домой, в Ростов. Пытаясь избежать призыва в деникинские войска первой линии, добровольно вступил в инженерный батальон белой армии, а после её разгрома поселился в Краснодаре. В 1920-1923 годах продолжил обучение в Кубанском политехническом институте, легко вошёл в круг местных профессионалов, в 1922 году женился на дочери кисловодского архитектора, Елизавете Эммануиловне Ходжаевой.

Первая самостоятельная постройка Мержанова - собственный дом в Кисловодске (1925). За ним последовали

  • крытый рынок в Ессентуках
  • здание Госбанка в Пятигорске
  • один из корпусов санатория «10 лет Октября» (ныне «Жемчужина Кавказа») в Кисловодске

В этих постройках, формально принадлежащих к конструктивизму, проявился почерк Мержанова, сохранившийся до конца его дней - стремление к эффектной монументальности построек, в сочетании с романтизацией, зрительным облегчением конструкций, а также излюбленная деталь архитектора - угловые балконы и угловые ниши, разрывающие гладкие стены зданий. Позже Мержанов называл своими главными учителями И. В. Жолтовского и Фрэнка Ллойд Райта.

Тридцатые годы

В 1929 году Мержанов выиграл открытый конкурс на проектирование санатория РККА в Сочи, который курировал лично К. Е. Ворошилов. Санаторий, финансировавшийся займом среди военных, был открыт 1 июня 1934 года, и в том же году ему было присвоено имя Ворошилова. Архитектор и нарком стали личными друзьями; дружба эта сохранилась и после отставки Ворошилова и освобождения Мержанова. Санаторий выстроен в конструктивистской манере, но Мержанов намеренно маскировал наиболее жёсткие конструктивисткие элементы, гармонично соединив простые геометрические формы с горным рельефом побережья. Образ санатория и примыкающего к нему фуникулёра был растиражирован пропагандой, и Мержанов вошёл в обойму наиболее востребованных советских архитекторов.

В 1931 году Мержанов был вызван в Москву и назначен главным архитектором хозуправления ЦИК СССР. Одновременно с завершением ворошиловского санатория, по заданиям ЦИК Мержанов выстроил комплекс государственных дач «Бочаров Ручей». Руководил проектированием Военно-морской академии в Ленинграде, проектированием зданий для нового города Комсомольск-на-Амуре, совместно с А. К. Буровым построил московский Дом Архитекторов. Во второй половине тридцатых Мержанов строит в Кисловодске два крупных санатория - «Санаторий-отель НКВД» (ныне «Кисловодск») и «Красные камни». Это уже бесспорно сталинская архитектура, причём не ограниченная в средствах на качественную отделку камнем, и сохранившая типичный для архитектора «южный» романтизм.

В 1933-1934 годах Мержанов спроектировал первую сталинскую дачу - т. н. ближнюю дачу в Кунцеве. Первоначально одноэтажный дом был надстроен до двух этажей в 1943 (по другим источникам 1948), когда архитектор уже сидел в заключении; автор проекта перестройки неизвестен, но вероятно, что был использован проект самого Мержанова. В 1934 году, удовлетворённый заказчик вызвал Мержанова лично и поставил задачу спроектировать комплекс государственных дач в Мацесте, в 1935 году - на Холодной речке близ Гагр. Все эти объекты спроектирован в стиле модернизированной классики (см. постконструктивизм), равноудалённой и от конструктивизма, и от «сталинского ампира», что дало некоторым авторам (Д. Хмельницкий) утверждать, что личные вкусы Сталина существенно отличались от того, что фактически насаждалось в советской архитектуре.

В 1938 году Мержанов разработал ряд проектов Золотой Звезды Героя Советского Союза (первые Герои награждались только орденом Ленина); был выбран наиболее лаконичный вариант. В 1939 году он предложил два варианта медали «Серп и Молот», на этот раз был выбран самый миниатюрный. Официальное утверждение Звёзд состоялось 1 августа 1939-го и 22 мая 1940 года.

Арест и «шарашки»

После начала Великой Отечественной войны Мержанов проектировал объекты гражданской обороны Москвы, в том числе обустройство станции метро Маяковская перед историческим собранием 6 ноября 1941 года. После эвакуации большинства московских архитекторов в Чимкент Мержанов и К. С. Алабян остались в Москве.

12 августа 1943 года Мержанов, его жена и близкий круг сотрудников были арестованы. 8 марта 1944 года Мержанов был приговорён без суда к 10 годам лагерей по статье 58, ч. 1а, 8, 10, 11, 17, 19 УК РСФСР. Обвинительное заключение основывалось исключительно на показаниях узкого круга сотрудников Мержанова и факте его службы у Деникина. То, что в октябре 1941 года он остался в Москве, стало доказательством «измены». Жена Мержанова умерла в лагерях в середине сороковых, а сам архитектор, этапированный в хорошо знакомый ему Комсомольск-на-Амуре, был выдернут из общего барака лагерным начальством и вновь занялся проектированием. В Комсомольске по его проекту построены городской Дворец культуры и ДК авиазавода.

В 1948 году Мержанов был этапирован в Москву, где В. С. Абакумов лично поставил ему задачу - спроектировать для МГБ санаторий в Сочи. Для работ были развернуты две Архитектор работал в сухановской тюрьме и в шарашке в Марфино (где познакомился с А. И. Солженициным. В 1950 году проект был утверждён Абакумовым, и Мержанов приступил к постройке своего крупнейшего и, вероятно, лучшего произведения - санатория имени Дзержинского. Однако вскоре после ареста Абакумова, в конце 1951 года, Мержанов был отстранён от постройки, и до марта 1953 года сидел в иркутской тюрьме, затем в красноярской пересылке (санаторий достроили в 1954).

Освобождение

Формально освобождённый в 1954 году на бессрочную ссылку, Мирон Мержанов обосновался в Красноярске. С 1954 года возглавлял «Красноярскгражданпроект» (главным архитектором города был также ссыльный армянин, Геворг Кочар). По проектам Мирона Мержанова в Красноярске тогда были построены краевой Дом Советов на площади Революции, Центральный райком КПСС, красноярское отделение Госбанка на ул. Дубровинского, главный корпус медицинского института, Дворец культуры завода Красмаш - попытка вернуться от ампира к конструктивизму, пристройка к кинотеатру "Совкино".

Был реабилитирован 30 мая 1956 года. В 1960 году М.И. Мержанов уехал из Красноярска в Москву. Работал в Моспроекте-1. Скончался в 1975 году.

    Здание администрации Красноярского края

Семья

  • Сын - Мержанов, Борис Миронович (род. 1929), доктор архитектуры.
  • Брат - Мержанов, Мартын Иванович (1900-1974).
  • Внук - Мержанов, Сергей Борисович (род. 1959).

АРХИТЕКТОР МИРОН МЕРЖАНОВ

Архитектор Мирон Иванович Мержанов прожил на свете восемьдесят лет. Столь почтенный возраст навевает мысли о «безоблачной» биографии, счастливо закончившейся спокойной старостью. В действительности же, эти восемь десятков лет жизни архитектора вместили в себя периоды взлетов и падений, надежд и их крушений, радостей и горестей. Произнеся сакраментальную фразу: «Он жил в эпоху Сталина», мы рискуем быть непонятыми – слишком уж много наших соотечественников могли бы сказать то же самое применительно к собственной биографии. Но для Мирона Мержанова слова «Сталин» и «сталинизм» означали едва ли не больше, чем для кого-либо еще...

Жизнь Мирона Мержанова поначалу складывалась так, что он мог бы остаться хорошим провинциальным архитектором. М. И. Мержанов родился 11(23) сентября 1895 года в городе Нахичевань-на-Дону (позднее он стал частью Ростова-на-Дону). И далее – «традиционное» для многих будущих архитекторов увлечение рисованием (любопытно, что Мирон Мержанов больше всего любил рисовать лошадей, сохраняя эту любовь до последних дней), потом – Петербургский институт гражданских инженеров, Первая мировая война, вплоть до окончания которой Мирон Мержанов служит в телеграфной роте. А в свободное время (которого почти не было), еще до начала войны, Мирон подрабатывал чертежником у знаменитого А. О. Таманяна, жившего тогда в Петербурге. Стоит ли говорить о том, что работа у маэстро оказала решающее влияние на становление Мержанова как архитектора.

Первые свои практические работы сам Мержанов датирует в автобиографии 1917 годом. Вплоть до начала тридцатых годов – добрые полтора десятка лет – архитектор не покидает Северного Кавказа. «Ареал распространения» его построек ограничивается Донским округом, городами Кавказских Минеральных Вод и другими крупными центрами Северного Кавказа (Ставрополь, Грозный, Прикумск). Вся жизнь Мирона Мержанова не спеша протекает в этом регионе. Здесь архитектор родился, здесь он обзавелся семьей, здесь появился на свет его сын. Известность пришла к Мержанову отчасти неожиданно. Хотя и в этом случае «отправной точкой» на пути к славе стал Северо-Кавказский регион. Правда, на этот раз его черноморский «фланг» – город Сочи. В 1929 году был объявлен открытый конкурс на проект здания санатория РККА в этом курортном городе. Победителем был объявлен мало кому знакомый в широких кругах архитектор М. Мержанов. Рабочие чертежи будущей постройки выполнялись, естественно, в Москве, благодаря чему Мирон Иванович стал часто ездить в столицу. Подобно эффекту снежного кома, эти визиты стали «обрастать» знакомствами с потенциальными клиентами. А главное Мержанова заприметили не просто в высоких кругах: на него обратили внимание «самые сильные мира сего», заказав именно ему несколько проектов санаториев, домов отдыха и загородных дач. Образ санатория РККА (позже был переименован в честь К. Е. Ворошилова и более известен под этим именем) неотделим от облика города. Смеем утверждать, что этот санаторий стал подлинно «визитной карточкой» города, хотя Сочи могут гордиться постройками таких архитекторов, как А. Щусев, И. Жолтовский, И. Кузнецов, А. Душкин, К. Алабян и других. Светлые конструктивистские корпуса, взрезающая холм лента фуникулера и остроконечные кипарисы – без этой картинки не обходится, наверное, ни один путеводитель, ни один комплект открыток, посвященных городу Сочи. Забегая вперед, скажем, что проект военного санатория был удостоен «Гран-при» – высшей награды парижской выставки 1937 года.

В 30-е годы Мержанов становится главным архитектором ВЦИК. Он выполняет несколько проектов дач Сталина (в Кунцеве – так называемая «ближняя дача»), а также в Мюссерах, на Холодной Речке, на Бочаровом Ручье. Принимая во внимание, что последние три объекта находятся на Северном Кавказе, можно сделать вывод о том, что Мирон Мержанов как бы и не покидал родных мест. Но суть в том, что теперь его статус был несколько иным.

Мержанов проектирует и строит два крупных комплекса в хорошо знакомом ему городе Кисловодске (здесь в 20-е – начале 30-х он осуществил два с лишним десятка разнообразных проектов) – санаторий НКВД «Кисловодск» и санаторий Совета Министров СССР «Красные камни». Если первый из них выдержан в духе так называемого «романтического конструктивизма» – красиво изогнутые крылья комплекса мягко вписаны в выразительный рельеф крутого холма; осевая перспектива представляет собой законченную симметричную композицию, что, в общем-то, не характерно для этой эпохи, то второй, скорее, можно было бы отнести к «романтическому классицизму». А вот романтика стопроцентной, на первый взгляд, постройки в духе классики заключается в органичном внедрении в ее сущность нетрадиционных для стиля элементов – полуцилиндрического стеклянного перекрытия кинозала, не до конца «проработанных» деталей традиционного ордера (на самом же деле, эта «недоработанность» – не что иное как один из художественных принципов Мержанова, исповедуемых им на протяжении всей жизни). Две эти постройки не очень хорошо известны историкам архитектуры – отчасти по причине «особого» статуса их заказчиков, отчасти – и об этом ниже – из-за того, что случилось с их творцом в дальнейшем.

Два проекта были выполнены в эти годы Мержановым для Москвы. Первый из них так и остался нереализованным – это проект здания Института мировой литературы имени А. М. Горького. Монументальное сооружение с цилиндрическим объемом в центре композиции и двумя боковыми крыльями должно было подняться на хорошо знакомом москвичам и гостям столицы месте – там, где несколько позже архитектором Д. Н. Чечулиным было возведено высотное здание, известное как «жилой дом на Котельнической набережной». Другой московский проект был воплощен в жизнь. Дом архитектора в Гранатном переулке (бывшая улица Щусева) – плод творчества трех архитекторов: А. К. Бурову принадлежит разработка фасадной части, А. А. Власовым разработан проект фойе и большого зала, а М. И. Мержанов выполнил проект общей планировки здания и ресторана. Полюбившийся архитекторам ресторан с темно-красными кирпичными стенами и темно-коричневыми кессонированными потолками свидетельствует об уважительном отношении Мирона Ивановича к творчеству Ф. Л. Райта, влияние которого было заметно еще при работе Мержанова над комплексом санатория «Красные камни» в Кисловодске.

В 30-е годы М. И. Мержанов стал автором первых эскизов главных наград страны – Золотой Звезды Героя Советского Союза и золотой медали «Серп и Молот», которой награждали Героев Социалистического Труда. Многие поколения наших соотечественников привыкли к облику этих наград, а, между тем, могло бы получиться так, что эти звезды увидели бы свет в об-рамлении лаврового венка, либо без колодки; они даже предполагались более крупного размера, нежели сейчас. Однако после некоторых сомнений лично И. В. Сталин утвердил тот вариант, который известен сегодня.

В те же годы Мержанов занимал пост председателя Архфонда (следует сказать, что он был один из организаторов Союза архитекторов СССР и его секретарем). Перед самой войной и в первые годы войны большое внимание Мирон Иванович уделял «Суханово» как дому творчества архитекторов. Уже тогда, когда война подошла непосредственно к стенам столицы, при его участии было организовано питание членов Союза, для чего одно из стад крупного рогатого скота, которое должно было перегоняться в глубь страны, было оставлено в Суханово. Творческая и хозяйственная деятельность Мирона Ивановича Мержанова оборвалась в 1943 году в связи с его арестом...

В какой-то степени архитектору повезло в том, что он был отправлен в Комсомольск-на-Амуре, где получил возможность выполнять проекты заводских клубов, а также многочисленных транспортных сооружений на строившейся тогда трассе Комсомольск – Советская Гавань. О цинизме эпохи свидетельствует и тот факт, что, удерживая Мирона Ивановича на положении заключенного, высокое руководство страны подчеркивало, что он – лучший архитектор в области санаторно-курортного строительства. Будучи арестованным, он был привезен в Москву, где ему поручили выполнять проект крупного санатория МГБ в Сочи. Этот комплекс возведен на рубеже 40-х и 50-х годов группой архитекторов (находившихся, естественно, не под арестом) под руководством... «сидящего» Мержанова! Архитектура санатория отражает основные художественные принципы, царившие в послевоенной советской эпохе соцреализма. Но даже здесь Мержанову удалось воплотить свой основной замысел: лоджии жилых корпусов расположены под углом по отношению к продольной оси здания – для обеспечения лучшей инсоляции. Мирон Иванович называл этот прием «зубчаткой» и сумел использовать его в ряде своих реализаций в Кисловодске. Помимо улучшения функциональной организации санаторного здания, «зубчатка» создает изящную светотень, внося в казалось бы «неприкасаемую» архитектуру советского классицизма романтическую ноту. Впрочем, как мы уже знаем, это характерно для творчества Мержанова, и остается только удивляться, что он продолжал следовать своим принципам даже несмотря на свое незавидное положение.

Пятидесятые годы Мирон Иванович провел в Красноярске. Сначала, еще до освобождения и реабилитации, он стал автором реконструкции здания Дома Советов в центре города, ранее начатого строительством, но по непонятной причине законсервированного. И здесь Мержанов осуществил то, что сразу стало выделять именно этот Дом Советов среди всех его бесчисленных «собратьев» по стране: здание не имеет «традиционного» сильно вынесенного портика. По оси здания расположена выразительная ниша с балконом, а трехчетвертные колонны хотя и фиксируют центр осевой композиции, но при этом сообщают зданию фронтальную динамику, вызванную размещением его не непосредственно на площади, а на проспекте – главной магистрали города. За счет столь нетрадиционного решения колоннады дополнительная зрительная нагрузка падает на изящно прорисованные ниши, отмечающие фланги здания.

В Красноярске Мержанов сумел реализовать более десятка крупных объектов – клубы, кинотеатр, другие общественные и административные здания. Интересен опыт (хотя и печальный) работы над новым зданием редакции местной газеты, являющейся одной из старейших в стране. Прекрасно понимая необходимость расширения редакции, но в то же время сохранения исторического деревянного здания, Мирон Иванович предложил вариант, при котором около старой постройки ставились два столба, и верхняя часть нового здания нависла бы над деревянной избой, словно оберегая ее. Однако этот прием вызвал непонятное раздражение у властей, и по их распоряжению памятник истории и культуры был полностью уничтожен. А вскоре в Праге и в центре Москвы (в районе Пироговских улиц) появились комплексы, выполненные по тому же принципу – «новый дом – на старом»...

Здесь же, в Красноярске, М. И. Мержанов стал основателем Красноярского филиала центрального института «Горстройпроект», более известного впоследствии как «Красноярскгражданпроект». Мирон Иванович возглавлял его вплоть до своего возвращения в Москву, последовавшего в 1960 году. Многие красноярские архитекторы, имена которых стали известны всей стране в 1960-70-е годы, до сих пор называют Мержанова в числе первых своих наставников.

Работая в Москве, Мирон Иванович Мержанов стал руководителем авторского коллектива, проектировавшего два крупных комплекса – ВНИИ «Инструмент» на Большой Семеновской улице и «Станкоимпорт» на Профсоюзной улице (около станции метро «Калужская»). К сожалению, оба этих комплекса так и не были завершены в соответствии с авторским замыслом: в обоих случаях отсутствуют вертикальные элементы, зрительно «собирающие» композицию и приводящие ее к масштабу большого города.

Как-то Мирон Иванович, уже в конце 50-х годов, когда архитектура начала превращаться в «строительство», не без грусти заметил: «Я не могу все время менять свои художественные пристрастия. Я был конструктивистом, затем вынужден был стать «классиком», а теперь вообще не понимаю, чего от меня хотят». Уважая подобную самокритичность, заметим, что в творчестве этого архитектора – вне зависимости от эпохи и стилевой моды – можно найти излюбленные приемы, в результате чего объекты, выполненные им в 20-е годы, имеют неожиданно много общего с его же постройками 50-х и даже 70-х годов. Но «два уровня секретности» – один, связанный со спецификой работы архитектора для членов правительства, второй – с его арестом – не позволили Мирону Ивановичу Мержанову получить ту известность, которой он по праву заслуживает. И сегодня его в соответствии с историко-мемуарными публикациями последних лет продолжают называть просто «сталинским архитектором»...

Настоящая статья так же, как и ряд публикаций, изданных к юбилею мастера, раскрывает многогранность творчества архитектора Мирона Мержанова.

С. Мержанов

// Ставропольский хронограф на 2001 год. – Ставрополь, 2001. – С. 252–256.

Миро́н Ива́нович Мержа́нов (Меран Оганесович Мержанянц, 23 сентября 1895 - декабрь 1975) - советский архитектор, строивший преимущественно в курортных городах Кавказа. В 1934-1941 - личный архитектор И. В. Сталина, автор проектов дач Сталина и высших руководителей СССР в Кунцеве, Мацесте, Бочаровом Ручье. В 1942-1956 репрессирован, работал в архитектурных шарашках от Сочи до Комсомольска-на-Амуре. Соавтор проектов Золотых Звёзд Героя Советского Союза и Героя социалистического труда (1938-1939).

Архитектор родился в преуспевающей армянской семье в городе Нахичевань-на-Дону (сегодня - в черте Ростова-на-Дону). Отец служил чиновником, и приходился дальним родственником И. К. Айвазовскому. До начала первой мировой войны Меран успел закончить классическую гимназию и поступить в Санкт-Петербургский Институт гражданских инженеров. Подрабатывал чертёжником в мастерской А. И. Таманяна, затем был призван в войска, но на фронт попасть не успел. После октябрьской революции бежал из голодного Петербурга домой, в Ростов. Пытаясь избежать призыва в деникинские войска первой линии, добровольно вступил в инженерный батальон белой армии, а после её разгрома поселился в Краснодаре. В 1920-1923 продолжил обучение в Кубанском политехническом институте, легко вошёл в круг местных профессионалов, в 1922 женился на дочери кисловодского архитектора, Елизавете Эммануиловне Ходжаевой. Первая самостоятельная постройка Мержанова - собственный дом в Кисловодске (1925). За ним последовали

крытый рынок в Ессентуках

здание Госбанка в Пятигорске

В этих постройках, формально принадлежащих к конструктивизму, проявился почерк Мержанова, сохранившийся до конца его дней - стремление к эффектной монументальности построек, в сочетании с романтизацией, зрительным облегчением конструкций, а также излюбленная деталь архитектора - угловые балконы и угловые ниши, разрывающие гладкие стены зданий. Позже Мержанов называл своими главными учителями И. В. Жолтовского и Фрэнка Ллойд Райта.

В 1929 Мержанов выиграл открытый конкурс на проектирование санатория РККА в Сочи, который курировал лично К. Е. Ворошилов. Санаторий, финансировавшийся займом среди военных, был открыт 1 июня 1934, и в том же году ему было присвоено имя Ворошилова. Архитектор и нарком стали личными друзьями; дружба эта сохранилась и после отставки Ворошилова и освобождения Мержанова. Санаторий выстроен в конструктивистской манере, но Мержанов намеренно маскировал наиболее жёсткие конструктивисткие элементы, гармонично соединив простые геометрические формы с горным рельефом побережья. Образ санатория и примыкающего к нему фуникулёра был растиражирован пропагандой, и Мержанов вошёл в обойму наиболее востребованных советских архитекторов.

В 1931 Мержанов был вызван в Москву и назначен главным архитектором хозуправления ЦИК СССР. Одновременно с завершением ворошиловского санатория, по заданиям ЦИК Мержанов выстроил комплекс государственных дач «Бочаров Ручей». Руководил проектированием Военно-морской академии в Ленинграде, проектированием зданий для нового города Комсомольск-на-Амуре, cовместно с А. К. Буровым построил московский Дом Архитекторов. Во второй половине тридцатых Мержанов строит в Кисловодске два крупных санатория - «Санаторий-отель НКВД» (ныне «Кисловодск») и «Красные камни». Это уже бесспорно сталинская архитектура, причём не ограниченная в средствах на качественную отделку камнем, и сохранившая типичный для архитектора «южный» романтизм.

Лучшие дня

В 1933-1934 Мержанов спроектировал первую сталинскую дачу - т. н. ближнюю дачу в Кунцеве. Первоначально одноэтажный дом был надстроен до двух этажей в 1943 (по другим источникам 1948), когда архитектор уже сидел в заключении; автор проекта перестройки неизвестен, но вероятно, что был использован проект самого Мержанова. В 1934, удовлетворённый заказчик вызвал Мержанова лично и поставил задачу спроектировать комплекс государственных дач в Мацесте, в 1935 - на Холодной речке близ Гагр. Все эти объекты спроектирован в стиле модернизированной классики (см. постконструктивизм), равноудалённой и от конструктивизма, и от «сталинского ампира», что дало некоторым авторам (Д. Хмельницкий) утверждать, что личные вкусы Сталина существенно отличались от того, что фактически насаждалось в советской архитектуре.

В 1938 Мержанов разработал ряд проектов Золотой Звезды Героя Советского Союза (первые Герои награждались только орденом Ленина); был выбран наиболее лаконичный вариант. В 1939 он предложил два варианта медали «Серп и Молот», на этот раз был выбран самый миниатюрный. Официальное утверждение Звёзд состоялось 1 августа 1939 и 22 мая 1940.

После начала Великой Отечественной войны Мержанов проектировал объекты гражданской обороны Москвы, в том числе обустройство станции метро Маяковская перед историческим собранием 6 ноября 1941. После эвакуации большинства московских архитекторов в Чимкент Мержанов и К. С. Алабян остались в Москве.

12 августа 1943 Мержанов, его жена и близкий круг сотрудников были арестованы. 8 марта 1944 Мержанов был приговорён без суда к 10 годам лагерей по статье 58, ч.1а, 8, 10, 11, 17, 19 УК РСФСР. Обвинительное заключение основывалось исключительно на показаниях узкого круга сотрудников Мержанова и факте его службы у Деникина. То, что в октябре 1941 он остался в Москве, стало доказательством «измены». Жена Мержанова не представляла особой ценности и сгинула в лагерях в середине сороковых, а сам архитектор, этапированный в хорошо знакомый ему Комсомольск-на-Амуре, был выдернут из общего барака лагерным начальством и вновь занялся проектированием. В Комсомольске по его проекту построены городской Дворец культуры и ДК авиазавода.

В 1948 Мержанов был этапирован в Москву, где В. С. Абакумов лично поставил ему задачу - спроектировать для МГБ санаторий в Сочи. Для работ были развернуты две Архитектор работал в сухановской тюрьме и в шарашке в Марфино (где познакомился с А. И. Солженициным. В 1950 проект был утверждён Абакумовым, и Мержанов приступил к постройке своего крупнейшего и, вероятно, лучшего произведения - санатория имени Дзержинского. Однако вскоре после ареста Абакумова, в конце 1951, Мержанов был отстранён от постройки, и до марта 1953 сидел в иркутской тюрьме, затем в красноярской пересылке (санаторий достроили в 1954).

Формально освобождённый в 1954 на бессрочную ссылку, он обосновался в Красноярске и возглавил «Красноярскгражданпроект» (главным архитектором города был также ссыльный армянин, Г. Б. Кочар). По проектам Мержанова в Красноярске построены Центральный райком КПСС, городской кинотеатр, отделение Госбанка и ДК Красмаш - попытка вернуться от ампира к конструктивизму.

На вопрос: «Что объединяет уникальные и единственные во всем Подмосковье дома на улицах Циолковского и Карла Маркса, городские "Черёмушки" на улице Гагарина, поликлинику Центральной горбольницы №1 на Октябрьской, детский сад со скульптурными изображениями сказочных героев "Белочка", высотный дом на привокзальной площади, въезд в город со стороны Болшевского шоссе (улица Садовая) и стадион "Вымпел"?» - сегодняшний королёвец даже и не юного возраста вряд ли ответит правильно и однозначно (увы!). Лишь считанные единицы скажут примерно так (хочется верить): «Это детища главного архитектора Калининграда Любови Петровны Гулецкой» . И будут абсолютно правы: именно эта худенькая и маленькая женщина создала неповторимый архитектурный облик нашего Старого города, воочию продемонстрировав потрясающие высоты непревзойденного до сих пор градостроительства.

В дополнение к сказанному приведу цитату из статьи к 100-летию Гулецкой другого уважаемого архитектора, историка архитектуры, дизайнера Сергея Борисовича Мержанова: «Тому, кто был знаком с ней, она запомнилась человеком, удивительным образом сочетающим в себе поистине военную четкость мысли и исполнение задуманного - с редкой доступностью в общении, а непередаваемое чувство юмора - с колоссальной ответственностью за свое дело. Но для всех - даже для тех, кому не посчастливилось знать Любовь Петровну, - в наследство останутся ее творения. Останется архитектура - по словам классика, "летопись мира, которая говорит тогда, когда молчат уже и песни, и предания…"» .

СТРАНИЧКИ БИОГРАФИИ

30 сентября (по документам 4 апреля?) 1911 года в городе Вильно (ныне Вильнюс), в доме предводителя дворянства Федора Федоровича Замковского(в гостях у своего дядюшки!) родилась девочка, которую в соответствии с православной традицией назвали Любовью (в этот день вспоминают святых мучениц Веру, Надежду, Любовь и мать их Софию).

Отец маленькой Любы - Петр Алексеевич Гулецкий был врачом, мать - Александра Сильвестровна Кулеш - учительницей. Интересно отметить, что брат последней был инженером-строителем, одна из его построек - Центральный рынок в Риге, возводившийся первоначально как ангар для «Цеппелинов» (дирижаблей).

Вскоре семья Гулецких перебирается в Одессу, где Петр Алексеевич становится главным врачом военно-морского госпиталя (будучи гражданским человеком). Эту должность, уже в чине действительного статского советника, он занимает вплоть до 1918 года. Александра Сильвестровна не работала, посвящая все свое время детям: дочерям Марии (умрет в пятилетнем возрасте) и Любови и сыну Алексею (погибнет подо Ржевом в 1942 году; его имя среди других участников Ржевской битвы увековечено на памятной стеле).

После окончания гимназии прекрасно рисовавшая с детства Любочка Гулецкая поступила в Одесский Политехникум изобразительных искусств на архитектурный факультет, который окончила в самом начале 30-х годов.

Студентка Гулецкая (конец 1920-х годов),

фотография из архива Н.А.Клементьева, публикуется впервые

Писала она и акварелью, специально ездила на этюды и в дни юности, и в последующие годы… Ее живописные работы бережно сохраняются в семье до сих пор. Вот пара из них:

Ростов Великий (

Цветущий кактус «Царица Ночи» ( из архива Н.А.Клементьева, публикуется впервые)

В 1932 году Любовь Петровна перебралась в Москву.

В начале своей карьеры молодой архитектор Гулецкая много работала над проектами лечебных учреждений и сопутствующей инфраструктуры, будучи сотрудницей больничного сектора « Гипрогора» (Российский институт градостроительства и инвестиционного развития) - одной из ведущих проектных организаций России в области градостроительного планирования территории Российской Федерации , ее регионов и городов , проектирования центров городов , жилых, общественных, производственных зон и комплексов, курортно-рекреационных и природоохранных территорий.

От «Гипрогора» же ей дали квартиру в деревянном доме в Кусково, на территории усадьбы графов Шереметьевых, где она с мужем и сыном Алексеем (родился в 1936 году) прожила почти тридцать лет.

С 1940 года до середины 1960-х годов Гулецкая трудилась в «Росгражданпроекте»: проектировала и строила в Костроме и Владимире (c 1949 по 1952 годы), Ижевске и в Средней Азии.

Примерно в 1956 году совместно с архитектором О.Н.Русаковым и художниками Е.Е.Лансере и К.И.Белогуровой участвовала в реставрационных работах павильона «Шелководство» (бывший павильон Молдавской ССР) Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ до1959 года, сейчас ВДНХ).

Фотография из интернета

В 1958 году Л.П.Гулецкая с семьей переехала в подмосковный Калининград, где ей предложили стать главным архитектором и возглавить проектную мастерскую. Кстати сказать, заниматься нашим городом она начала задолго до переезда, еще в 1947 году, перейдя из « Гипрогора» в закрытую проектную организацию (проектировала калининградские промышленные сооружения на закрытых территориях наших предприятий).

Первоначально жила на улице Карла Маркса в доме №10, квартиру в котором ей выделил лично Алексей Михайлович Исаев, так как дома тогда были ведомственными. А когда ею же был построен первый 9-этажный дом на привокзальной площади с магазином «Заря» на первом этаже, переехала сюда, на улицу Калинина, № 2, где и прожила последние сорок лет жизни. Почему на нем до сих пор нет мемориальной доски с именем фактически выстроившего наш уникальный Старый город архитектора - уму непостижимо!

Фотография из интернета

«ОНА ФОРМИРОВАЛА ОБЛИК ПОДМОСКОВНОГО КАЛИНИНГРАДА»

Ее первенец, 1950-й год

Улица Циолковского, №19

Год 1953-й

Улица Циолковского:

Улица Циолковского, дом № 16/23


Улица Циолковского, дом № 16/23, восточный фасад


Улица Циолковского, дом № 20/22 (фотография из интернета)


Улица Циолковского, дом № 17/21


Улица Циолковского, дома № 17/21 и № 15/16 (общежитие),

фотография после 1953-го года из архива О.Глаголевой


Улица Циолковского, дом № 17/21 (восточный фасад), фотография из интернета


Улица Циолковского, дом № 21/20 (западный фасад)


Улица Циолковского, дом № 21/20 (восточный фасад)

К сожалению, автору статьи не удалось сфотографировать эти великолепные панорамы из трех домов по обе стороны бывшей главной городской магистрали (тогда улицы Сталина, ныне Циолковского) по причине отсутствия надлежащего уровня техники (может быть кто-то из профессиональных фотографов поможет?).

Улица Карла Маркса

«Королёвский дом», улица Карла Маркса, № 25


Первые городские вазоны на «Королёвском доме», фотография Александра Опалева, 2015 год

К сведению: об этом уникальном в своем роде «Королёвском доме» написан большой материал, который в скором времени будет размещен на нашем сайте.

Ниже представлена фотография, пожалуй, самого роскошного и последнего дома Гулецкой в «южном» городском квартале:

Улица Карла Маркса, дом № 27/21 ( фотография из интернета)

Год 1955-й

Достраивается дом № 18 «южного квартала»:

Улица Циолковского, дом № 18 (фрагмент с навершием и эркерами)

Оформляется квартал, ограниченный улицами Калинина, Циолковского и Карла Маркса с детским садом «Белочка» в центре.

Фрагмент здания бывшего КУМа (Калининградского универсального магазина на первом этаже),

улица Циолковского, дом № 10

Парадный вход в детский сад «Белочка», улица Циолковского, дом № 12

Фрагмент барельефного «пояса» детского сада «Белочка»

На рубеже 1950-60-х годов

На месте старых дач и бараков по улице Гагарина (бывшая Молотова) строятся калининградские «Черёмушки»:

Фотография из архива Г.А.Хрусталёвой

«Все дома "Черёмушек" в соответствии с типовыми проектами должны были стоять, как оловянные солдатики, торцами к магистрали. Но архитектор Л.П.Гулецкая настояла на использовании приема "каре", при котором каждые четыре дома образуют внутренний дворик, необходимый для создания уюта и защиты от внутриквартальных сквозняков.

Понимая, что дома должны выходить не просто на какую-то улицу, а на Пионерскую - межгородскую магистраль с обилием транспорта, Любовь Петровна предусмотрела отступ зданий от "красной линии" и запроектировала в образовавшейся свободной полосе высадку деревьев и кустарника» .

1960-е годы

«В Завокзальном районе Гулецкая решила сделать улицу Садовую как бы въездными воротами в город со стороны Болшевского шоссе, соединив углами по два дома с каждой стороны в начале улицы. Прием спаренности домов углами она повторила и на улице Грабина.

Большие начальники называли это не иначе, как "фантазиями", попутно намекая архитектору, что с ней может случиться за "срыв программы по скорейшему обеспечению трудящихся современным жильем". Однако время показало, как права была архитектор, думая не просто о микрорайоне, а о профессионально выполненном микрорайоне - о домах, в которых людям будет удобно жить, о дворах, где им будет приятно отдыхать» .

Фотография их архива Н.А.Клементьева

«Во всем, к чему прикоснулись руки Гулецкой, отражены уважение к своей профессии, забота о людях (выделено мной. - О.Г.). Она не боялась отстаивать свои профессиональные убеждения. Одним из подтверждений тому служит реализация плана слияния двух городов-соседей Костина и Калининграда в 1960 году.

В то время на площади Калинина еще находился старый стадион, но, согласно Генплану развития города, на площади должны были остаться только культурно-административные учреждения, а для спортивной зоны необходимо было найти другое место. Л.П.Гулецкая предложила строить стадион ближе к озелененной зоне Акуловского канала, собственно, там, где он стоит и поныне.

Но кому-то из руководства пришла в голову мысль строить в этом самом месте... кирпичный завод!

Ничего себе, если кирпичный завод встанет в центре нового единого города! - ужаснулась Гулецкая и пошла «в верха» отстаивать свою правоту.

Тебе сказано: будет завод! - ответил чиновник. - Или положишь книжечку.

Он имел в виду партийный билет, но при этом не знал, что Любовь Петровна не была членом партии!

Возможно, все кончилось бы плачевно и для архитектора, и для города, но за ее спиной стояли Королёв и Исаев. При необходимости она прибегала к их помощи. Они, в свою очередь, уважали ее мнение как специалиста.

А результат налицо: без стадиона "Вымпел" (построен в 1961-м), расположенного фактически в центре современного Королёва, но при этом образующего свою, особую, зону, уже трудно представить себе наш город» .

ПОЧЁТНЫЙ АРХИТЕКТОР РОССИИ

Хорошо знавший Любовь Петровну все тот же Сергей Борисович Мержанов поделился и такой интересной историей, к которой имел самое непосредственное отношение: «Где-то в 2000-2001 годах было принято решение ввести новое звание "Почётный архитектор России" - в дополнение к действующему "Заслуженный архитектор России". Положение о звании "Почётного архитектора" разрабатывалось в Госстрое России, в основном, силами Управления архитектуры, где я как раз тогда работал.

В первоначальном варианте этого Положения была такая строка: "Звание присваивается исключительно действующим архитекторам " (а не пенсионерам, какие бы заслуги они не имели).

И тут - то ли на какой-то коллегии, связанной с архитектурным наследием, то ли в приватной профессиональной беседе с кем-то из руководства, - я поведал о судьбе Любови Петровны, которой вскоре должно было исполниться 90 лет. И то ли начальник Управления, то ли даже заместитель министра спросил: "А Госстрой может как-то отметить Гулецкую?"

Любовь Петровна Гулецкая (1911-2002),

фотография их архива Н.А.Клементьева, публикуется впервые

Тут же вспомнили про это новое звание и про то самое возрастное ограничение, и тут же… ввели в Положение исключение: так называемые "особые случаи" - как раз для тех архитекторов, творчество которых, в силу объективных причин, ранее не афишировалось (а иногда даже умышленно секретилось). Таким образом Любовь Петровна Гулецкая удостоилась этого звания - одной из первых в его истории.

Ну а я вместе с тогдашним главным архитектором Королёва А.Н.Паниным ездил к ней домой для вручения Диплома и медали. Причем, в первый и последний раз приехал не просто как историк архитектуры, а как чиновник Госстроя РФ.

Было несколько репортажей в разных городских газетах, приезжало телевидение. А через полгода (26 апреля) Гулецкая умерла…»

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Дело Любови Петровны продолжил ее внук - Николай Алексеевич Клементьев , окончивший МАРХИ (Московский Архитектурный институт). Член Союза архитекторов, сейчас он руководит крупной московской проектной фирмой, построившей, в частности, международный аэропорт «Курумоч» в Самаре:

Фотография из интернета

Правнучка Анисия Клементьева выбрала более женскую специальность: после окончания МГХПА имени С.Г.Строганова («Строгановки») по специальности «Художественное проектирование интерьеров» и стажировки в Лондоне, организовала свою фирму «Koshka Interiors» и занимается дизайном общественных и жилых интерьеров в России и Европе.

Фотография из интернета

© Расспрашивала и фотографировала Ольга ГЛАГОЛЕВА

Глубочайшая благодарность Николаю Алексеевичу Клементьеву и его матушке Марии Наумовне Данишевской

за предоставленные информацию и фотографии

Сергей Мержанов. Ее творениями стали улица Циолковского и Черёмушки. «Калининградская правда» №124 от 1 ноября 2011 года.

Сергей Мержанов. Новый архитектурный облик города. «Калининградская правда» №85 от 2 августа 2011 года.

Новое на сайте

>

Самое популярное