Для связи однородных членов предложения употребляются следующие разряды сочинительных союзов:
1. Соединительные союзы: и, да (в значении «и»), ни...ни и др. Союз и может быть одиночным и повторяющимся. Одиночный союз показывает, что перечисление имеет исчерпывающий характер, например: Снаружи были слышны визг, лай и вой (Арс.).
Повторение союза и перед каждым однородным членом предложения делает ряд незаконченным и подчеркивает перечислительную интонацию, например: И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы (П.).
Союз и может соединять однородные члены попарно, например: Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой (П.).
Повторяющийся союз ни...ни употребляется в отрицательных предложениях, выполняя роль союза и, например: За дождем не видно было ни моря, ни неба (М. Г.).
Союз да (в значении «и») употребляется преимущественно в разговорной речи, употребление его в художественных произведениях придает речи оттенок простоты. Например: А Васька слушает да ест (Кр.); Открой окно да сядь ко мне (П.).
Союз да используется и как повторяющийся, но не может стоять перед первым однородным членом, например: Собака, Человек, да Кошка, да Сокол друг другу поклялись однажды в дружбе вечной (Кр.).
Союзы также, да и имеют присоединительное значение, например: Я наслаждался мирно своим трудом, успехом, славой, также трудами и успехами друзей (П.); Защитник не получил ответа на свой вопрос, да и не чувствовал в нем надобности (Ч.).
Двойные союзы как...так и, не так... как, не только...но (а) и, не столько-сколько, насколько-настолько, хотя и...но, если не...то имеют значение сопоставления, сравнения, например: Все окна как в барском доме, так и в людских отворены настежь (С.-Щ.); Вид большой проснувшейся реки представляет не только величественное, но и страшное и поразительное зрелище (Акс.); Он дрался и буянил не столько для собственного удовольствия, сколько для поддержания духа своего солдатства (Л. Т.); Он с виду хоть и прост, но свойство чудное имеет (Кр.); На большей части их лиц выражалась если не боязнь, то беспокойство (Л. Т.).
2. Противительные союзы: а, но, да (в значении «но»), однако, зато и др.
Союз а показывает, что вместо одних предметов, признаков, действий устанавливаются другие, т.е. что одно понятие утверждается, а другое отрицается, например: Наделала Синица славы, а моря не зажгла (Кр.).
При отсутствии отрицания союз а указывает на противопоставление, например: На смелого собака лает, а трусливого кусает (посл.).
Союз но вносит оттенок ограничения, например: По правому берегу расположены мирные, но еще беспокойные аулы (Л. Т.).
Союз да вносит разговорный оттенок, например: Кто знатен и силен, да не умен, так худо, ежели и с добрым сердцем он (Кр.).
Подчеркивают противопоставление союзы однако и зато, например: Я немного поколебался, однако сел (Т.); Они [певцы] немножечко дерут, зато уж в рот хмельного не берут (Кр.) (последний союз имеет значение «заместительности»).
В роли противительного союза может выступать соединительный союз и, например: Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли (Гр.).
3. Разделительные союзы: или, либо, ли...ли, то...то, не то...не то и др.
Союз или (одиночный или повторяющийся) указывает на необходимость выбора одного из понятий, выражаемых однородными членами и исключающих или заменяющих друг друга, например: Иногда взгляд Обломова наполнялся выражением будто усталости или скуки (Гонч.); Меня отпускали с Евсеичем нареку всякий день или поутру, или вечером (Акс.).
Союз либо, с тем же значением (обычно повторяющийся), имеет разговорный характер, например: Гаврила решил, что немой либо бежал, либо утонул вместе со своей собакой (Т.).
Повторяющийся союз то...то указывает на чередование явлений, например: Звезды то мигали слабым светом, то исчезали (Т.).
Повторяющийся союз ли...ли имеет разделительно-перечислительное значение, например: Гуж ли, селедка ли, замокли, шкворень ли или подороже что - все у Поликея Ильича место себе находило (Л. Т.).
Повторяющиеся союзы не то...не то, то ли...то ли указывают на неопределенность впечатления или на затруднительность выбора, например: На сердце не то лень, не то умиление (Т.); То ль от зноя, то ль от стона подошла усталость (Багр.).
Однородными называются такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения или поясняются одним и тем же членом предложения.
Сравните два предложения:
Я часто получаю письма и посылки . Я часто получаю и отправляю письма .
В первом предложении два дополнения отвечают на вопрос ЧТО? и относятся к одному и тому же сказуемому, а во втором предложении два сказуемых поясняются одним общим дополнением.
Однородные члены обычно выражаются словами одной части речи, как это было в предложениях выше, но могут быть выражены и разными частями речи. Например: Он говорил медленно , с большими паузами . В этом предложении первое обстоятельство выражено наречием, а второе – существительным с предлогом.
Однородные члены в предложениях могут быть распространены, то есть могут иметь зависимые слова. Рассмотрите внимательно следующее предложение.
Мужики снимали с головы шапки и кланялись .
Здесь два однородных сказуемых (СНИМАЛИ и КЛАНЯЛИСЬ): первое распространено обстоятельством (С ГОЛОВЫ) и дополнением (ШАПКИ), а второе не распространено (у него нет зависимых слов).
В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Например:
Луна поднималась и освещала дорогу , поле и дома деревни.
Первый ряд однородных членов в этом предложении создают сказуемые, второй – дополнения.
Однородные и неоднородные определения
К одному и тому же слову в предложении может относиться несколько определений, которые могут быть однородными и неоднородными. Научиться различать эти два вида определений необходимо, так как однородные определения на письме разделяются запятыми, а между неоднородными определениями запятая не ставится.
1. Однородные определения произносятся с перечислительной интонацией и характеризуют предмет с одной стороны: по цвету, форме, размеру и так далее.
По утрам солнце бьет в беседку сквозь пурпурную , лиловую , зеленую и лимонную листву (Паустовский).
В этом предложении четыре определения к слову ЛИСТВА, они однородные, так как все называют цвет и произносятся с интонацией перечисления.
Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон и произносятся без перечислительной интонации, например:
Был невыносимо жаркий июльский день (Тургенев).
Определение ЖАРКИЙ сообщает нам о погоде, а определение ИЮЛЬСКИЙ о том, в каком месяце был этот день.
Обратите внимание, что однородные определения могут соединяться сочинительными союзами, а если союзов нет, то их легко можно вставить. Сравните три предложения, расположенные ниже.
Он владел немецким, французским, английским языком.
Он владел немецким, французским и английским языком.
Он владел и немецким, и французским, и английским языком.
2. Однородные определения не могут быть выражены прилагательными, относящимися к разным лексическим разрядам.
Если определения выражены прилагательными, то определить, нужно ли их разделять запятыми, можно следующим способом. Известно, что прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные . Если у одного слова есть определения, выраженные прилагательными разных разрядов, то эти определения будут неоднородными.
На крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке (Пушкин).
У слова ДУШЕГРЕЙКА два определения: ДОРОГОЙ (качественное прилагательное) и СОБОЛЬЕЙ (относительное прилагательное).
3. Определения считаются неоднородными, если одно определение выражено местоимением или числительным, а другое – прилагательным.
Рассмотрите примеры на иллюстрации.
Почему ты не надеваешь
свое
новое
платье?
Наконец мы дождались
первых
теплых
дней.
4. Иногда в художественных произведениях могут встретиться предложения, в которых между определениями, характеризующими предмет с разных сторон, стоят запятые.
Прочитайте предложения из произведений И. А. Бунина и А. П. Чехова. В них авторы стремятся создать единое, целостное представление о предмете или явлении, и такие определения можно считать однородными.
Наступила
дождливая, грязная, темная
осень
(Чехов).
Ясные дни сменились
холодными, синевато-серенькими, беззвучными
(Бунин).
Пунктуация в предложениях с однородными членами, соединенными сочинительными союзами
Сочинительные союзы в русском языке речи делятся на три разряда: соединительные, разделительные и противительные .
Значение соединительных союзов можно условно обозначить фразой: "И ЭТО, И ТО". Они соединяют два однородных члена между собой. Значение разделительных союзов можно определить так: "ИЛИ ТО, ИЛИ ЭТО". Такие союзы указывают на возможность только одного однородного члена из нескольких или на их чередование. Значение противительных союзов выражается иначе: "НЕ ТО, А ЭТО". Противительные союзы противопоставляют один однородный член другому. Рассмотрите примеры союзов каждого разряда на иллюстрации.
Обратите внимание, что союз ДА записан и в столбике с соединительными союзами, и в столбике с противительными союзами. Дело в том, что он может употребляться в двух значениях. Сравните две поговорки: Без нитки да иголки шубы не пошить и Мал золотник, да дорог . В первой поговорке союз ДА может быть заменен на И, а во второй – на НО.
Некоторые сочинительные союзы состоят из нескольких слов, например, КАК… ТАК И; НЕ ТОЛЬКО… НО И. Такие союзы называются составными.
Постановка запятых в предложениях, где однородные члены связаны сочинительными союзами, зависит от того, к какому разряду они принадлежат.
Перед сочинительными союзами, соединяющими однородные члены, запятая ставится в трех случаях:
1) если в предложении однородные члены связаны противительным союзом:
Ягодка красна,
да
на вкус горька. Задача трудная,
зато
интересная;
2) если однородные члены связаны повторяющимися союзами:
В лесу одному шумно,
и
жутко,
и
весело
(Фет);
3) если однородные члены соединены составными союзами:
Там будет праздник
не только
сегодня,
но и
завтра.
.
Теперь обратимся к случаям, когда запятую перед союзами, соединяющими однородные члены, ставить не нужно.
1. Если однородные члены соединены одиночным соединительным или разделительным союзом, например:
В садке плескались пескари
и
окуни.
В этом лесу на соснах вы можете заметить белку
или
дятла
.
2. Если союзы объединяют однородные члены в пары, например:
В его коллекции было много ножей и кинжалов , пистолетов и ружей , украшенных драгоценными камнями.
3. Если два однородных члена соединяются повторяющимися союзами, но образуют устойчивое сочетание: И ДЕНЬ И НОЧЬ, И СМЕХ И ГРЕХ, НИ ДА НИ НЕТ, НИ ДВА НИ ПОЛТОРА, НИ ВЗАД НИ ВПЕРЕД и другие.
Нас разбудили ни свет ни заря .
Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами
Внимательно прочитайте предложение.
Рядом с домом росли хвойные деревья : ели, сосны, пихты .
В этом примере четыре подлежащих, но назвать их всех однородными нельзя, потому что первое из них – слово ДЕРЕВЬЯ – объединяет в своем значении последующие, или, наоборот, три последних подлежащих конкретизируют, уточняют значение первого. Между первым подлежащим и последующими можно вставить вопрос: "А какие именно?".
Если одно из слов в предложении конкретизируется, уточняется рядом однородных членов, то такое слово называется обобщающим . Обратите внимание: обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены.
Обобщающие слова в предложениях могут быть выражены разными частями речи, но особенно часто в этом качестве используются местоимения, например:
Ни знатный род, ни красота, ни сила, ни богатство – ничто беды не может миновать (Пушкин) или Так было всегда: и сто, и триста лет назад.
Обобщающие слова могут быть выражены также цельными словосочетаниями, например:
Всякий день стал приносить старый Мосеич разную крупную рыбу : щук, язей, голавлей, линей, окуней (Аксаков).
В этом предложении обобщающим будет сочетание РАЗНУЮ КРУПНУЮ РЫБУ.
В предложениях с обобщающими словами знаки препинания ставятся в соответствии с правилом из трех основных пунктов.
1. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.
Желтые кленовые листья лежали всюду : машин .
2. Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.
На дорожках, на скамейках, на крышах машин – всюду лежали желтые кленовые листья.
3. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то после обобщающего слова ставится двоеточие, а после однородных членов – тире.
Всюду : на дорожках, на скамейках, на крышах машин – лежали желтые кленовые листья .
Упражнение
- _ и гроба тайны роковые, судьба_ и жизнь в свою чреду_ все подвергалось их суду (Пушкин).
Он лежал на спине_ и долго смотрел в небо.
Очерки деревьев, обрызганных дождем_ и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака (Тургенев).
Измученные_ грязные_ мокрые, мы достигли берега (По Тургеневу).
В глубокой тишине четко_ и осторожно отдавалось по саду чоканье соловья (Бунин).
Собрала я свое добришко_ и вернулась к сестре (Бунин).
Роса серебрилась по мокрым_ пахучим_ густым цветам_ и травам (Бунин).
Стук копыт_ звон колеса отзывались громом_ и отдавались с четырех сторон (По Гоголю).
Шумнее_ и шумнее раздавались по улицам песни_ и крики (Гоголь).
Мы взяли с собой резиновую_ надувную лодку_ и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу. (Паустовский)
Официант поставил на стол холодные_ горячие закуски, а также главное блюдо – фаршированную семгу.
Откуда-то снаружи доносился беспокойно нарастающий_ могучий_ грозный шум громадной толпы (Бабель).
Я бросил в волчицу тяжелым_ свинцовым грузилом (Паустовский).
Отсюда был виден большой_ запущенный сад (А. Гайдар).
В меню был представлен большой выбор белого_ красного вина_ а также газированные напитки_ и соки.
Евгений Шварц вырос в маленьком_ провинциальном_ южном городе Майкопе.
В глубине сада торчал неуклюжий_ двухэтажный сарай, а под крышей этого сарая развевался маленький_ красный флаг (Гайдар).
Особенно хорошо в беседке в тихие_ осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый_ отвесный дождь (Паустовский).
На выставке представлено много газовых_ электрических плит_ и печей.
Впереди - пустынный_ сентябрьский день (Паустовский).
Он уложил в чемодан_ не только одежду_ но и книги.
Он решил укладывать в чемодан_ либо одежду_ либо книги.
Он достал чемодан и положил туда_ и рубашки_ и галстуки_ и альбом с фотографиями.
В альбоме были фотографии его жены_ и родственников_ и друзей.
В глубине сада стоял небольшой флигель с маленькими окнами, не открывавшимися_ ни зимой_ ни летом.
На столе уже стояли пирожки_ и блины, оладьи_ и сырники.
Я закажу_ или мороженое_ или клубничный сок.
Я закажу мороженое_ или клубничный пирог_ или ватрушку.
Я закажу_ не только мороженое_ но и яблочный пирог.
Раньше Егорушка не видел никогда_ ни пароходов_ ни локомотивов_ ни широких рек (Чехов).
Ему хорошо знаком_ и помещичий быт_ и крестьянский_ и мещанский (Тургенев).
На левой стороне видны обширные поля_ лесочки_ три_ или четыре деревеньки_ и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим (Карамзин).
И синего моря обманчивый вал в часы роковой непогоды_ и пращ_ и стрела_ и лукавый кинжал_ щадят победителя годы (Пушкин).
Частокол был обвешан связками сушеных груш_ и яблок_ и проветривающимися коврами (по Гоголю).
Цветов росло там много_ журавлиного горошку_ кашки_ колокольчиков_ незабудок_ полевых гвоздик (Тургенев).
Он знает толк во всем, что важно_ и занимательно для русского человека_ в лошадях_ и в скотине_ в лесе_ в кирпичах_ и в посуде_ в красном товаре_ и в кожевенном_ в песнях_ и плясках (Тургенев).
У зайца много врагов: и волк_ и лиса_ и человек.
Дома ли_ на улице ли_ в гостях_ везде чувствовал он на себе чей-то взгляд.
Татьяна приготовила все необходимое для вышивки_ разноцветные нитки_ бисер_ блестки_ бусины.
В нашем универмаге вы сможете приобрести различные_ головные уборы_ кепки_ шляпы_ зимние_ и спортивные шапки.
Повсюду_ в клубе_ на улицах_ на скамейках у ворот_ в домах_ происходили шумные разговоры (Гаршин).
Все слилось, все смешалось_ земля_ воздух_ небо.
На другой день к завтраку подавали очень вкусные пирожки_ раков_ и бараньи котлеты (Чехов).
В нем не осталось никаких человеческих чувств_ ни любви к сыну_ ни сострадания к ближнему.
Лиственные деревья_ осины_ ольха_ березки_ еще голы (Солоухин).
Капли росы переливались всеми цветами радуги_ красным_ желтым_ зеленым_ фиолетовым.
Радостно_ молодо было_ и на небе_ и на земле_ и в сердце человека (Толстой).
И подпасок, гонящий коров_ и землемер, едущий в бричке через плотину_ и гуляющие господа_ все глядят на закат и все до одного находят, что он страшно красив, но никто не знает и не скажет, в чем тут красота (Чехов).
И то, что они сидели в гостиной, где все_ и люстра в чехле_ и кресла_ и ковры под ногами_ говорило, что здесь когда-то ходили_ сидели_ пили чай вот эти самые люди, которые глядели теперь из рам, и то, что здесь теперь бесшумно ходила красивая Пелагея, - это было лучше всяких рассказов (Чехов).
Иногда бывает, что облака в беспорядке толпятся на горизонте, и солнце, прячась за них, красит их_ и небо во всевозможные цвета_ в багряный_ оранжевый_ золотой_ лиловый_ грязно-розовый; одно облачко похоже на монаха, другое на рыбу, третье на турка в чалме (Чехов).
Зарево охватило треть неба, блестит в церковном кресте_ и в стеклах господского дома_ отсвечивает в реке_ и в лужах_ дрожит на деревьях; далеко-далеко на фоне зари летит куда-то ночевать стая диких уток... (Чехов).
Представьте себе... стриженую головку с густыми_ низко нависшими бровями_ с птичьим носом_ с длинными_ седыми усами_ и с широким ртом, из которого торчит длинный_ черешневый чубук; головка эта неумело приклеена к тощему_ горбатому туловищу, одетому в фантастический костюм_ в куцую_ красную куртку и в широкие_ ярко-голубые шаровары; ходила эта фигура, расставя ноги_ и шаркая туфлями, говорила, не вынимая изо рта чубука, а держала себя с чисто армянским достоинством_ не улыбалась_ не пучила глаза_ и старалась обращать на своих гостей как можно меньше внимания.
Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел_ читает партитуру, машет палочкой_ следит за певцом_ делает движение в сторону то барабана_ то валторны и проч. (Чехов).
Чуждые люди_ чуждая природа_ жалкая культура_ все это, брат, не так легко, как гулять по Невскому в шубе, под ручку с Надеждой Федоровной_ и мечтать о теплых краях (Чехов).
Ненависть к фон Корену_ и беспокойство_ все исчезло из души (Чехов).
Вопрос: Понаблюдай,какие другие союзы могут употребляться при однородных членах.Прочитай пословицы.Что общего в их значении?А в строении? Языком не торопись,а делом не ленись. Не спеши языком,но торопись делом. Меньше говори,да больше делай. Какую роль в них играют союзы а,но,да:только соединяют или,соединяя,противопоставляют?Составь схемы главных членов этих предложений
Понаблюдай,какие другие союзы могут употребляться при однородных членах.Прочитай пословицы.Что общего в их значении?А в строении? Языком не торопись,а делом не ленись. Не спеши языком,но торопись делом. Меньше говори,да больше делай. Какую роль в них играют союзы а,но,да:только соединяют или,соединяя,противопоставляют?Составь схемы главных членов этих предложений
Ответы:
эээээээээээ не поняла
Похожие вопросы
- Голодный юный натуралист нашел в лесу яйцо. Да не простое, а - …. Что это!?
- ДАЮ 15 БЛАОВ. Каковы основные социальные силы в латиноамериканском обществе и особенности их интересов и взаимоотношений??
- Помогите плиз с физикой))) Мяч был брошен вертикально вверх два раза. Первый раз сообщили скорость 40 м/с, а во второй раз в 2 раза меньше. Во сколько раз выше поднимется первый раз мяч, чем при 2 бросании?
- помогите!!!8х×7????????
- помогите мне пожалуйста эту задание решить В бочке было 20 вёдр воды. Когда из неё взяли для полива огорода несколько вёдр в бочке осталось 2 ведра воды Сколько вёдр воды взяли из бочки
- составьте как можно больше слов от слова вокзал буквы два раза повторять нельзя
- Помогите пожалуйста решать Упр.181. Вставтье окончание. Укажите падеж. 1. Завтрашн.. день не вернёт вчерашн.. дня. 2. Скисш.. молоко уже не станет свеж.. молоком. 3. На длинн.. пути и мал.. ноша тяжела. 4. От хорош.. дерева - хорош.. плод. 5. Горьк.. правда лучше сладк.. лжи. 6. Из чёрн.. пса не сделаешь бел.. собаки. 7. И гадк.. утёнок может стать бел.. лебедем. 8. Умел.. рука лучше длинн.. языка.