Домой Общение О каких занятиях первобытного человека рассказывается в тексте. Быт и занятия первобытных людей каменного века Какие занятия существовали у первобытных людей

О каких занятиях первобытного человека рассказывается в тексте. Быт и занятия первобытных людей каменного века Какие занятия существовали у первобытных людей

Они были прямоходящими, умели изготавливать и использовать орудия труда, что выделяло их из животного мира. Останки костей древнейшего человека, который умел изготавливать простейшие каменные орудия труда, ученые обнаружили в Южной Африке (австралопитек), в селении Зиндж Восточной Африки (зинджантроп), на острове Ява (питекантроп), на территории Китая (синантроп), в долине Ферганы на стоянке Селенгур, в Германии (неандертальц) и во Франции — человека современного типа (кроманьонец).

Когда климат на Земле был теплым, стоянки человека располагались на возвышенностях у небольших рек или ручьев. В последние периоды раннего палеолита началось Великое оледенение — наступление ледника. На долю первобытного человека выпали суровые испытания. Это заставило людей приспосабливаться к новым условиям жизни. При этом выживали сильнейшие.

Занятия древнейших людей

Стоянки первобытного человека обнаружены во многих областях Африки, Азии и Европы. В Средней Азии древнейшие каменные орудия труда найдены на стоянках Селенгур в долине Ферганы и Кульбулак в Ташкентском оазисе. Эти грубые галечные орудия, оббитые в виде острия получили название чопперы.

Орудия труда были очень простыми. Человек, вооруженный заостренными камнями и дубинкой, охотился на животных, с помощью палки-копалки он выкапывал съедобные корни и клубни растений. Таким образом, человек брал то, что давала ему природа, поэтому древнейшие занятия людей — собирательство и охота называются присваивающим хозяйством. Всемирно известным памятником периода среднего палеолита является пещера Тешикташ, открытая в 1938г. В ней обнаружено около 300 каменных орудий труда и огромное количество костей животных — горного козла, оленя, дикой лошади, леопарда, зайца, мелких грызунов, а также птиц.

Самой известной находкой в Тешикташе явилась останки человека, принадлежавшие первобытному мальчику 8-9 лет. Сохранился его череп с нижней челюстью. Это один из немногих обнаруженных археолагами череп неандертальца и одно из первых древнекаменного века. Тело умершего мальчика поместили в специально вырытую в глубине пещеры яму, вокруг него воткнули в землю рога горных козлов, которые образовали круг. Эти рога, по представлению людей, должны были защищать погребенного в другом мире.

Зарождение религиозных верований

Труд и накопление знаний об окружающем мире постепенно меняли мышление человека. Люди наблюдали множество непонятных им явлений природы: смена дня и ночи, времен года, извержения вулкана, землетрясения и другие. Не умея объяснить их, они начинают поклоняться различным природным силам — грому, молнии, ветру, дождю. Смену времен года, грозу, бури древние люди объясняли действиями одухотворенных сил природы. Вера в сверхъестественные существа в науке получила название анимизм.

Первобытные люди также верили в то, что какие-либо предметы могут принести удачу или отвести беду. Эта вера получила название фетишизм. Еще одним доказательством существования религиозных верований у первобытных людей является находка наскальных рисунков, которые относятся к позднему палеолиту. Самые древние из них обнаружены в пещерах Альтамира в Испании, Ласко во Франции и Каповой пещере в Башкирии. Люди верили, что рисунки помогут им в предстоящей охоте. Перед ними они исполняли танцы, подражая движениям животных, представляли сцены охоты, упражняясь в метании копья. Зарождение религиозных верований и древнейшие захоронения умерших появляются в среднем палеолите.

Древние рисунки являются ценнейшими историческими документами. Они помогают понять, о чем думал человек, как он представлял себе окружающий мир, на каких животных охотился, какими орудиями труда и оружие пользовался. Стремление человека понять окружающий его мир послужило основой для развития первобытного изобразительного искусства.

Комментарии

Никита Сивачёв

на каких именно мелких животных???

очень хороший текст мне очень помогли с уроками

Импринты. Более или менее жёстко заданные программы, которые мозг генетически обязан принимать только в определённые моменты его развития, известные в этологии как моменты импринтной уязвимости. Они составляют основы функционирования нашей психики и определяют типичные поведенческие реакции. вот ссылка, сразу предупреждаю статья сложная: http://www.vestniknlp.ru/rannie_imprinty_cheloveka/

Помогли с уроками спасибо

Изменение на карте Европы, после 1 мировой войны

Культура и быт жителей Древней Греции (образование, искусство, повседневная жизнь)

Возникновение фашизма в Италии

Древний Рим – столица империи

Революция в 1918-1919гг в Германии

Средневековое французское государство. Карл Великий.

Новый курс Рузвельта

Средневековый город – центр ремесла, торговли

Приход нацистов к власти в Германии. Нацистский режим.

Крестовые походы (цели, участники, результаты)

Освободительное движение в Индии в 20-30гг.

Причины и начало французской революции XVIIIв.

Международные отношения на кануне 2 мировой войны

Борьба Североамериканских колоний за независимость

Антигитлеровская коалиция во 2 мировой войне

Промышленный переворот в Англии (сущность и последствия)

Изменение в Европе и мире после 2 мировой войны

Венский конгресс в 1814-1815гг. Священный Союз.

События конца 80х – начала 90х годов в странах Восточной Европы

Объединение Германии. О. Бисмарк.

США во второй половине ХХ века Внутреннее положение и внешняя политика

Достижение в науке и технике в конце XIX – начале XX в.

Интеграция Западноевропейских стран во второй половине XX в.

Экономическое развитие ведущих стран Европы в конце XIX – начале XX вв.

Освобождение народов Азии и Африки во 2 половине XX в.

Первая мировая война (причины возникновения, участники, итоги)

Развитие науки и техники во 2 половине XX в.

Билет 1

Жизнь и занятие первобытных людей

Древнейшие люди жили в жарких странах, где не бывает морозов и холодных зим. Например, в Восточной Африке. Ученые находят здесь при раскопках останки людей, живших более 2 млн. лет назад. По этим находкам можно восстановить облик наших предков: они очень напоминали обезьяну; у них было грубое лицо, с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб; над бровями находился валик, под которым глаза скрывались как бы под навесом; походка у них была еще не вполне прямая, прыгающая; руки длинные и свисали ниже колен, – словом в облике древнейших людей преобладали звероподобные черты. Древнейшие люди не могли разговаривать, – они общались друг с другом с помощью разнообразных звуков. Объем мозга у древнейшего человека был больше, чем у обезьяны, но намного меньше, чем людей нашего времени. Умение изготовлять орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных.

Жили древнейшие люди не в одиночку, а группами, которые ученые называют человеческими стадами.

Все люди в стаде от мала до велика целыми днями занимались собирательством – они искали съедобное. В пищу тогда годились коренья, плоды и ягоды, яйца птиц.

В наши дни ведется изучение жизни диких зверей. Наблюдая за тем, как стая мелких хищников пытается отобрать у крупного его добычу, ученые предполагают, что так же могли делать и древнейшие люди.

Вообразим себе африканские степи 2 млн. лет назад. Львица напала на антилопу, задрала ее и пытается утащить. Заметив это, десятки “первобытных охотников” со всех сторон подкрадываются к зверю и начинают оглушительно кричать, размахивать дубинами и кидать в львицу камни. Хищница в ответ на это рычит, выпускает когти, скалит клыки. Но если она утомлена преследованием антилопы и успела насытиться, то боя с людьми не примет – бросив тушу, скроется в степи.

Приведем еще один пример охоты древнейших людей. Представьте себе: большое стадо зебр мирно щиплет траву. Люди нападают на животных, которые спасаются бегством. Зебры мчаться как ветер, но есть в стаде уже старые животные, есть слишком молодые, которые не успевают за остальными. Если охотникам удается “отрезать” от стада зебру – они глушат ее дубинами, закидывают камнями и убивают. Вот такие вот предположения, как охотились древнейшие люди.

В те времена древнейших людей подстерегало много разных опасностей. Одной из самых страшных был огонь. Представим себе как в грозу, молнией зажгло кустарники, деревья, траву… все кругом заполыхало. Древнейшие люди, как и все живое, боялись огня: от пожара подальше улетали птицы, убегали звери и люди. Как человек овладел огнем, точно никто не знает. Есть предположение что однажды, превозмогая страх, смельчаки все-таки приблизились к огню. Это могло быть дерево или кустарник зажженное молнией, а могла быть и горящая лава из вулкана. Возможно, тогда и было сделано великое открытие.

Вся жизнь первобытных людей приходится на период каменного века, который начался около 2,5 млн. лет назад, а закончился за 3 тыс. лет до н.э. С каменным веком связано начало обработки природных материалов, т.е. зарождение собственно материальной культуры, в процессе развития которой происходила и "обработка" самого человека. Эволюция материальной культуры каменного века изучена достаточно хорошо.

Уже в древнем каменном веке, или палеолите (греч. palaios - древний и lithos - камень), который закончился лишь за 12 тыс. лет до н.э., люди научились использовать для производства орудий труда камень, кость и дерево, но преобладали изделия из камня. Сначала это были грубые каменные ручные рубила, затем появились каменные ножи, топоры, молотки, скребки, остроконечники. К концу палеолита произошло дальнейшее усовершенствование каменных (кремниевых) орудий, их научились насаживать на деревянную рукоятку. Предметами охоты стали такие крупные животные, как мамонт, пещерный медведь, бык, северный олень. Люди научились строить более или менее постоянные поселения, примитивные жилища, укрываться в естественных пещерах.

Огромную роль сыграло произошедшее примерно 60 тыс. лет назад овладение огнем, который добывался трением двух кусков древесины. Это впервые дало людям господство над определенной силой природы и тем самым окончательно вырвало их из мира животных. Только благодаря обладанию огнем человеку удалось заселить обширные территории в умеренном поясе и выжить в условиях сурового ледникового периода.

Палеолит сменился сравнительно короткой эпохой мезолита, или среднего каменного века (12-8 тыс. лет до н.э.). В мезолите происходило дальнейшее совершенствование каменных орудий. Были также изобретены и получили широкое распространение лук и стрелы, что намного увеличило эффективность охоты на лесных зверей. Для рыболовства начали использовать гарпуны и сети.

Еще большие изменения в материальной культуре произошли с настулением неолита, или нового каменного века, за 8 тыс. лет до н.э. В эту эпоху появились шлифовальные, сверлильные и другие сложные каменные орудия, гончарные изделия, простейшие ткани. В качестве первого земледельческого орудия стали применять простую копательную палку, а затем и мотыгу, которая в усовершенствованном виде дошла до наших дней. Был создан деревянный серп с кремниевой насадкой. В тропических лесах началось подвижное подсечно-огневое земледелие, также сохранившееся до наших дней.

Наиболее древним видом хозяйственной деятельности первобытных людей было собирательство. Ведя стадный, полукочевой образ жизни, они питались растениями, плодами, кореньями. Чтобы прокормиться, человек-собиратель должен был иметь кормовую территорию размером более 500 га, т.е. проходить в сутки 25-30 км.

Но постепенно, оттесняя собирательство, на первый план стала все более выдвигаться охота сначала на мелких, а потом и на крупных животных. Активная охота во многом изменила жизнедеятельность древних людей. Она же сделала их из вегетарианцев всеядными. Наряду с охотой стало развиваться и рыболовство.

И только в самом конце первобытной эпохи, в эпоху неолита, начался переход от присваивающих форм хозяйства к произволящим. Он нашел свое выражение в зарождении примитивного земледелия и скотоводства. Этот процесс получил название неолитической революции.

Первобытные люди – это первые люди, которые появились на Земле и существовали до возникновения классового общества. Появление первых людей относится к нижнему палеолиту (700–600 – 40 тыс. лет до н. э.). Наиболее древний человек – питекантроп (в буквальном переводе «обезьяночеловек»). Он обитал в лесу. Человек на более высокой ступени развития, называется синантропом («китайским человеком»). Характерные для той эпохи жилища строились из веток, которые опирались на центральный столб. В центре жилища был очаг. Именно синантроп научился пользоваться огнем. Первые первобытные люди уже применяли орудия труда. Это были необработанные куски камня с острыми краями или обычные палки. Позднее они научились заострять орудия труда из дерева, закаляя острия палок на огне или обрезая их острыми камнями. Из орудий труда получили наибольшее распространение массивные рубила и отщипы (оттесанная галька). Из занятий были известны охота и собирательство. Людей следующей стадии развития называют неандертальцами. Они жили по большей части в пещерах. Основными орудиями их труда были остроконечники, копья, скребла. Формы орудий стали более разнообразными. Большое значение для первых людей имела охота. Охота на стадных животных велась по принципу загона. Люди загоняли их в болота или к крупным обрывам и убивали. Кроме охоты, неандертальцы занимались также собирательством съедобных кореньев, плодов растений, личинок насекомых, грибов. В Верхнем палеолите (40 тыс. лет до н. э.-10 тыс. лет до н. э.) появился homo sapiens – человек разумный современного типа. Жилища этих людей были огромными. В центре находилось несколько симметричных очаговых ям, которые вырывались на расстоянии 2 м друг от друга. В качестве топлива люди использовали кости мамонта. Очаги использовались не только для обогревания помещения, в них древние люди также обжигали куски бурого железняка и сферосидерита и получали минеральную краску – кровавик. Поселения в основном состояли из землянок. На полу землянок находились костры для обогрева помещения. Крыши имели каркасы из крупных костей и бивней мамонта. В жилищах находились ямы, в которые складывались особенно ценные вещи – скульптурные изображения женщин, животных, украшения из коренных зубов и клыков хищников. Одежда первобытных людей изготавливалась из шкур животных. Царил матриархат – ведущая роль уделялась женщине. Считалось, что прародительницей людей была мать-Земля. Для этого периода характерны экзогамные браки, т. е. браки между членами одной общины запрещались, а дети оставались в роду матери. Женщины всех поколений одного рода являлись потенциальными женами мужчин всех поколений другого рода. Это главный признак зарождения родовых отношений. Первобытные люди хоронили своих сородичей в одежде, браслетах, ожерельях из раковин, зубов животных и позвонков рыб. Умерших засыпали минеральной красной краской. В захоронениях этого периода сохранились разнообразные по форме, более совершенные по обработке, специализированные орудия труда.

Появилась новая техника изготовления пластин. Удары для их отделения наносились теперь не косо, а вертикально. Из орудий труда известны резцы, скребки, тесла, ножи, проколки, наконечники копий, остроги, дротики, копьеметалки, гарпуны, костяные жезлы с отверстиями, рыболовные крючки.

Основные занятия – охота и собирательство, но теперь появляется и рыболовство. Охотились на мамонтов, шерстистых носорогов, диких лошадей, оленей, горных козлов, косулей, газелей и др. хищников.

3. Социальная структура. Тенденции изменения социальной структуры российского общества.
Под социальной (стратификационной) структурой понимаются расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношений между ними. Термин «стратификация» ведет свое происхождение от латинского слова stratum - слой, пласт. Страты представляют собой большие группы людей, отличающиеся по своему положению в социальной структуре общества.
Ученые сходятся во мнении, что основой стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно служит критерием неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственности и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. П. Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности, религиозной принадлежности и т. д. Наконец, сторонники теории структурного функционализма в качестве критерия предлагали учитывать социальные функции, которые выполняют те или иные социальные слои в обществе.
В современном обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший. В экономически развитых странах средний уровень является преобладающим, придавая обществу известную стабильность. Внутри каждого уровня находится также иерархически упорядоченная совокупность различных социальных слоев. К ним обычно относят следующие стратовые блоки:
1) профессиональные администраторы;
2) технические специалисты;
3) предприниматели;
4) интеллектуалы, занятые различными видами умственного труда;
5) квалифицированные рабочие;
6) неквалифицированные рабочие и др. Человек, занимающий некоторое место в этой
структуре, имеет возможность переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус, либо из одной группы, расположенной на каком-либо уровне, в другую, расположенную на том же уровне. Такой переход называется социальной мобильностью. В первом случае говорят о вертикальной мобильности, во втором - о горизонтальной. Высокий показатель вертикальной социальной мобильности при иных равных условиях считают важным свидетельством демократичности общества.
Качественные изменения, происходящие сегодня в экономике современного российского общества, повлекли за собой серьезные сдвиги в его социальной структуре. Формирующаяся в настоящее время социальная иерархия отличается противоречивостью, неустойчивостью и склонностью к существенным переменам. К высшей страте (или элите) сегодня могут быть отнесены представители нарождающейся буржуазии, государственного аппарата, а также интеллектуалы, занятые в сфере финансового бизнеса (они составляют около 3-5% населения). Создание так называемого среднего класса в России сегодня только начинается (предполагается, что к нему в основном будут принадлежать представители класса предпринимателей, а также рабочие, занятые высококвалифицированным трудом, и работники умственного труда). В настоящий момент, по данным социологических исследований, число людей, принадлежащих к данному стратификационному уровню, колеблется от 10 до 15% . Наконец, низшая страта в современной России - это рабочие различных профессий, занятые трудом средней и низкой квалификации, а также канцелярские служащие (приблизительно 80% населения). Следует отметить тот факт, что процесс социальной мобильности между данными уровнями в России носит ограниченный характер. Это может стать одной из предпосылок будущих конфликтов в обществе.
Основные тенденции, наблюдающиеся в изменении социальной структуры современного российского общества:
1) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;
2) размывание интеллигенции, которое проявляется либо в массовом уходе индивидуумов из сферы умственного труда, либо в смене ими места жительства (так называемая «утечка мозгов»);
3) процесс стирания границ между специалистами с высшим образованием и высококвалифицированными рабочими.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Билет 18

1.. Новая экономическая политика: мероприятия, итоги. Оценки сущности и значения нэпа.
Россия вышла из Гражданской войны 1918- 1920 гг. в состоянии «человека, избитого до полусмерти». Кризис имел всесторонний характер: экономическая разруха дополнялась социальной катастрофой и политическим напряжением. Грозным предупреждением были восстание крестьян в Тамбовской губернии и восстание матросов, солдат и рабочих в Кронштадте под лозунгами отстранения большевиков от власти.
Кризис свидетельствовал о крахе «военного коммунизма». Весной 1921 г. на X съезде РКП(б) было объявлено о новой, экономической политике (нэп) Она признавала необходимость маневра, допущения некоторой свободы экономической деятельности, торговли, товарно-денежных отношений, уступок крестьянству и частному капиталу. Нэп включал в себя ряд мер:
- замена продразверстки меньшим продналогом;
- допущение свободы торговли продуктами сельскохозяйственного производства;
- денационализация мелкой и средней промышленности;
- объединение крупных предприятий в тресты;
- отмена трудовой повинности и трудовой мобилизации;
- разрешение свободы частного капитала в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, поощрение кооперации;
- допущение иностранного капитала;
- проведение денежной реформы и введение устойчивой валюты - червонца.
Достижения нэпа значительны: к 1925 г. был в основном достигнут довоенный уровень промышленного и сельскохозяйственного производства, остановлена инфляция, стабилизирована финансовая система, улучшилось материальное положение населения.
Вместе с тем он привел к восстановлению отсталости: задач модернизации, стоявших перед российской экономикой уже в начале XX в., он не решал. Более того, нэпу были свойственны весьма серьезные противоречия, которые привели к целой череде кризисов.
Противоречия нэпа проявлялись в:
- экономике (техническая отсталость промышленности - высокие темпы ее восстановления, острая потребность в обновлении производственных мощностей);
- социальной сфере (усиление неравенства, неприятие нэпа значительной частью рабочего класса и крестьянства);
- политике (понимание нэпа как временного отступления, маневра, необходимого для перегруппировки сил, острая борьба по вопросам, связанным с перспективами нэпа).
Самым главным было противоречие между экономикой и политикой.
Официально об отказе от нэпа было объявлено в декабре 1929 г..

Договор о создании СССР был подписан в декабре 1922 г. представителями четырех советских республик: РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации (Азербайджан, Армения и Грузия).
Эти государства образовали в годы Гражданской войны военно-политический союз, заключив систему межгосударственных договоров и соглашений. С окончанием войны усилия по поиску будущих форм экономического и политического объединения активизировались.
Причины создания СССР. Сближение республик отвечало историческим традициям: столетиями складывавшаяся единая экономика, культурное взаимодействие, участие в защите страны от внешних врагов. Оно опиралось на сходство политических систем, возникших после Октября 1917г., на партийное единство.
Этот процесс не был простым. Давали о себе знать и националистические настроения части местной элиты, и стремление российских руководящих органов утвердить единый порядок управления, игнорируя мнение республик.
Принципы создания СССР. В августе 1922 г. от имени комиссии, созданной по постановлению ЦК РКП(б), был предложен план вхождения советских республик в состав РСФСР на правах автономий. Его авторы утверждали, что объединение республик в федерацию приведет к тому, что уже через год будет крайне сложно сохранить единство советских республик.
Против этого проекта выступали руководители республиканских компартий. Они утверждали, что эта федерация будет полезна не только с точки зрения интересов укрепления международного влияния советского строя, но и в смысле завоевания доверия народных масс, решения экономических проблем. Высказывались предложения о создании конфедерации, которая позволила бы республикам остаться полностью самостоятельными в решении вопросов внутренней политики.
Острая дискуссия завершилась одобрением федеративного проекта Ленина: республики сохраняют независимость и на условиях равноправия заключают договор об образовании союза (федерации).
Образование СССР имело важное историческое значение. Была найдена новая форма совместного сосуществования народов, длительное время входивших в состав единого государства.

План – конспект занятия.

Первобытные люди.

Цель: Формировать у старших дошкольников представление о возникновении и истории цивилизации человечества.

Образовательные:

1.Познакомить с внешним обликом первобытного человека.

2.Познакомить с достижениями первобытного человека: овладением речь, умением добывать огонь, изготовление орудий труда, охоты, наскальная живопись, быт.

3.Расширять словарный запас новыми словами: мамонт, древко, шкура, вождь, племя.

4.Развивать связную речь, словотворчество.

Развивающие:

1.Развивать творческое мышление, воображение, фантазию.

2.Развивать пантомимические и мимические способности у детей.

4.Способствовать развитию познавательных интересов.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.

Предварительная деятельность:

1.Беседы « Кто такой первобытный человек «

2.Рассматривание иллюстраций.

Материалы: Презентация «Древний человек».

Предметно – развивающая среда:

Энциклопедия «Динозавры», «История Мира», картинки с изображением наскальных рисунков.

Ход занятия.

Давным-давно это было. На нашей зелёной и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошёл ли от обезьян, прилетел ли из космоса - мы не знаем. Но он всё-таки появился. И был он вот такой, наш далёкий предок.

Слайд №1.(человек первобытный)

Древнейший человек сильно отличался от нас с вами и был похож на крупную обезьяну.

У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать, но был быстр и ловок. Ходил он на двух ногах, но при этом сильно наклонялся вперёд. Руки человека свешивались до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять и рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей.

Говорить древний человек ещё не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

Посмотрите, во что был одет древний человек? (в шкуру)

Да, тогда не было современной одежды, потому что не было ни фабрик, ни заводов и человеку приходилось всё делать своими руками.

А кто догадается, зачем ему шкура? (защита от холода)

Как спасался первобытный человек от холода, мы догадались.

Может, вы сможете догадаться, что ещё нужно было человеку, чтобы выжить? Конечно, ему нужны были питьё, еда и жилище. Попить он мог из речки или ручейка.

Где он мог жить? (в пещере)

Что он мог съесть? (ягоды, траву, мясо)

Где водится рыба? (в реке, озере)

Как её оттуда достать? (поймать на крючок, удочку)

А как раздобыть мясо? (идти на охоту)

В те далёкие времена на земле жили мамонты.

Слайд № 2.(мамонт)

На какого зверя похож мамонт? (на слона)

Слайд № 3.(слон)

Чем мамонт отличается от слона? (у мамонта шерсть и огромные бивни)

Слайд № 4 (слон и мамонт)

Как вы думаете, зачем мамонту бивни, хобот и длинная шерсть?

Мамонты появились много миллионов лет назад. Они жили в холодных уголках нашей планеты, а слоны обитают в тёплых краях. Вот только мамонты вымерли давным- давно, в конце ледникового периода, а слоны и сегодня живут.

Бивни животным нужны, чтобы выкапывать из земли корни и траву. Также мамонты ими разрывали снег в поисках пищи. А ещё бивни использовались для защиты своих детёнышей. Косматая шуба согревала мамонта в лютые морозы и защищала от колючих северных ветров.

Учёные до сих пор не знают, почему мамонты вымерли. Возможно, по окончании ледникового периода исчезли бескрайние северные пастбища. Быть может, виновата какая-нибудь страшная болезнь или первобытные люди убили последнего мамонта.

А ещё тогда водились саблезубые тигры. Они были размером со льва. Они могли быстро бегать, но только на короткие расстояния. У саблезубых тигров были самые огромные зубы среди кошек, когда-либо живших на Земле. Эти зубы длиннее человеческой ладони. Эти звери не могли добывать для себя достаточно пищи и постепенно вымерли.

Слайд № 5.(саблезубый тигр)

У них огромные и острые, как сабли клыки.

Ещё люди охотились на пещерного медведя.

Слайд № 6.(пещерный медведь)

Что нужно было человеку, чтобы пойти на охоту за дикими зверями? (оружие)

Из чего его можно сделать? Оружие можно сделать из разных материалов, но первобытным людям были доступны лишь дерево и камень. Древние люди научились делать из камня ножи, дротики, наконечники копий, лезвия топора; а из дерева – само копьё и ручку топора. Каменное остриё они привязывали к дереву с помощью гибких растений – лиан.

Слайд № 7.(оружие)

Первобытные люди жили стадами. Это было – человеческое стадо. У него был свой вождь.

Слайд № 8.(племя)

А также старейшины – старые мудрые люди, которые обучали молодых, как делать оружие, собирать плоды и многому другому.

Так что древнейший человек жил не один, а среди себе подобных.

Как вы думаете, что нужно людям для того, чтобы понимать друг друга? Как им общаться? Вот собрался наш человек на охоту, как ему позвать других?

Можно позвать жестами. Как? (дети изображают)

Можно позвать мимикой. (подмигивание)

Сначала древние люди общались только звуками. Но это было очень неудобно и они придумали свой язык. Мы сейчас с вами поиграем.

Физ. минутка.

Игра с мячом. Воспитатель бросает мяч-ребёнок отвечает словом, им придуманным.

Оказывается, древние люди общались ещё с помощью рисунков.

На чём же рисовали первобытные люди? (на камне, скале)

Тогда ещё люди не придумали бумагу и рисовали на камне. А рисовали они то, что им было близко: животных, охоту, людей.

Слайды № 9, 10, 11, 12.(наскальные рисунки)

А сейчас отгадайте, что здесь нарисовано?

Я хочу вам сказать, что люди не только хорошо рисовали, но и были тесно связаны с природой и зависели от неё. Многого они не знали и не понимали, поэтому различные явления природы: дождь, молнию, солнце -они считали проявлением Бога. Богов у них было много. Бог воды отвечал за все моря, реки, озёра. Каким цветом его можно изобразить? (синие карточки) Бог огня посылал молнии.(красные карточки) Бог солнца-свет и тепло.(жёлтые)

А теперь каждый из вас выберет свою стихию огня, воды или солнца. А когда зазвучит его музыка, он превратится в эту стихию и станет двигаться согласно музыке.

Заключение.

Какие красивые у нас были стихии. Молодцы! Наше путешествие к древним людям закончилось. До свиданья, первобытный человек!

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект занятия.

Первобытные люди.

Цель: Формировать у старших дошкольников представление о возникновении и истории цивилизации человечества.

Задачи:

Образовательные:

1.Познакомить с внешним обликом первобытного человека.

2.Познакомить с достижениями первобытного человека: овладением речь, умением добывать огонь, изготовление орудий труда, охоты, наскальная живопись, быт.

3.Расширять словарный запас новыми словами: мамонт, древко, шкура, вождь, племя.

4.Развивать связную речь, словотворчество.

Развивающие:

1.Развивать творческое мышление, воображение, фантазию.

2.Развивать пантомимические и мимические способности у детей.

4.Способствовать развитию познавательных интересов.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.

Предварительная деятельность:

1.Беседы « Кто такой первобытный человек «

2.Рассматривание иллюстраций.

Материалы: Презентация «Древний человек».

Предметно – развивающая среда:

Энциклопедия «Динозавры», «История Мира», картинки с изображением наскальных рисунков.

Ход занятия.

Давным-давно это было. На нашей зелёной и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошёл ли от обезьян, прилетел ли из космоса - мы не знаем. Но он всё-таки появился. И был он вот такой, наш далёкий предок.

Слайд №1.(человек первобытный)

Древнейший человек сильно отличался от нас с вами и был похож на крупную обезьяну.

У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать, но был быстр и ловок. Ходил он на двух ногах, но при этом сильно наклонялся вперёд. Руки человека свешивались до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять и рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей.

Говорить древний человек ещё не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

Посмотрите, во что был одет древний человек? (в шкуру)

Да, тогда не было современной одежды, потому что не было ни фабрик, ни заводов и человеку приходилось всё делать своими руками.

А кто догадается, зачем ему шкура? (защита от холода)

Как спасался первобытный человек от холода, мы догадались.

Может, вы сможете догадаться, что ещё нужно было человеку, чтобы выжить? Конечно, ему нужны были питьё, еда и жилище. Попить он мог из речки или ручейка.

Где он мог жить? (в пещере)

Что он мог съесть? (ягоды, траву, мясо)

Где водится рыба? (в реке, озере)

Как её оттуда достать? (поймать на крючок, удочку)

А как раздобыть мясо? (идти на охоту)

В те далёкие времена на земле жили мамонты.

Слайд № 2.(мамонт)

На какого зверя похож мамонт? (на слона)

Слайд № 3.(слон)

Чем мамонт отличается от слона? (у мамонта шерсть и огромные бивни)

Слайд № 4 (слон и мамонт)

Как вы думаете, зачем мамонту бивни, хобот и длинная шерсть?

Мамонты появились много миллионов лет назад. Они жили в холодных уголках нашей планеты, а слоны обитают в тёплых краях. Вот только мамонты вымерли давным- давно, в конце ледникового периода, а слоны и сегодня живут.

Бивни животным нужны, чтобы выкапывать из земли корни и траву. Также мамонты ими разрывали снег в поисках пищи. А ещё бивни использовались для защиты своих детёнышей. Косматая шуба согревала мамонта в лютые морозы и защищала от колючих северных ветров.

Учёные до сих пор не знают, почему мамонты вымерли. Возможно, по окончании ледникового периода исчезли бескрайние северные пастбища. Быть может, виновата какая-нибудь страшная болезнь или первобытные люди убили последнего мамонта.

А ещё тогда водились саблезубые тигры. Они были размером со льва. Они могли быстро бегать, но только на короткие расстояния. У саблезубых тигров были самые огромные зубы среди кошек, когда-либо живших на Земле. Эти зубы длиннее человеческой ладони. Эти звери не могли добывать для себя достаточно пищи и постепенно вымерли.

Слайд № 5.(саблезубый тигр)

У них огромные и острые, как сабли клыки.

Ещё люди охотились на пещерного медведя.

Слайд № 6.(пещерный медведь)

Что нужно было человеку, чтобы пойти на охоту за дикими зверями? (оружие)

Из чего его можно сделать? Оружие можно сделать из разных материалов, но первобытным людям были доступны лишь дерево и камень. Древние люди научились делать из камня ножи, дротики, наконечники копий, лезвия топора; а из дерева – само копьё и ручку топора. Каменное остриё они привязывали к дереву с помощью гибких растений – лиан.

Слайд № 7.(оружие)

Первобытные люди жили стадами. Это было – человеческое стадо. У него был свой вождь.

Слайд № 8.(племя)

А также старейшины – старые мудрые люди, которые обучали молодых, как делать оружие, собирать плоды и многому другому.

Так что древнейший человек жил не один, а среди себе подобных.

Как вы думаете, что нужно людям для того, чтобы понимать друг друга? Как им общаться? Вот собрался наш человек на охоту, как ему позвать других?

Можно позвать жестами. Как? (дети изображают)

Можно позвать мимикой. (подмигивание)

Сначала древние люди общались только звуками. Но это было очень неудобно и они придумали свой язык. Мы сейчас с вами поиграем.

Физ. минутка.

Игра с мячом. Воспитатель бросает мяч-ребёнок отвечает словом, им придуманным.

Оказывается, древние люди общались ещё с помощью рисунков.

На чём же рисовали первобытные люди? (на камне, скале)

Тогда ещё люди не придумали бумагу и рисовали на камне. А рисовали они то, что им было близко: животных, охоту, людей.

Слайды № 9, 10, 11, 12.(наскальные рисунки)

А сейчас отгадайте, что здесь нарисовано?

Я хочу вам сказать, что люди не только хорошо рисовали, но и были тесно связаны с природой и зависели от неё. Многого они не знали и не понимали, поэтому различные явления природы: дождь, молнию, солнце -они считали проявлением Бога. Богов у них было много. Бог воды отвечал за все моря, реки, озёра. Каким цветом его можно изобразить? (синие карточки) Бог огня посылал молнии.(красные карточки) Бог солнца-свет и тепло.(жёлтые)

А теперь каждый из вас выберет свою стихию огня, воды или солнца. А когда зазвучит его музыка, он превратится в эту стихию и станет двигаться согласно музыке.

Заключение.

Какие красивые у нас были стихии. Молодцы! Наше путешествие к древним людям закончилось. До свиданья, первобытный человек!

Новое на сайте

>

Самое популярное