Домой Общение Определение слова феодальная лестница. Что такое феодальная лестница? Феодалы и феодализм

Определение слова феодальная лестница. Что такое феодальная лестница? Феодалы и феодализм

– лишь тот, кто получает достаточный доход, чтобы содержать себя. Обычно этот доход обеспечивался землей. Феодал владеет поместьем, а так как честь не позволяет ему обрабатывать его лично, то он возлагает эту обязанность на своих держателей. Таким образом, феодал почти всегда эксплуатирует, по крайней мере, несколько крестьянских семейств. По отношению к этим держателям он – сеньор (по-латыни dominus, отсюда – испанское don). Обладание доходом есть практическое условие для того, чтобы быть дворянином. Но по размерам богатства между средневековыми феодалами существует резкое неравенство, на основании которого устанавливается ряд степеней, начиная с оруженосца и заканчивая королем. Современники очень ясно различали эти степени и даже отмечали их особыми именами. Иерархия этих степеней и есть средневековая «феодальная лестница». (См. также Феодальная иерархия .)

Высшую ступень феодальной лестницы занимают князья, обладающие титулом (короли, герцоги , маркизы, графы), суверены целых провинций, владельцы сотен деревень, способные приводить на войну несколько тысяч рыцарей.

Ступенью ниже на феодальной лестнице Средневековья стоят знатнейшие из дворян, обычно владельцы нескольких деревень, ведущие с собой на войну целый отряд рыцарей. Так как они не имеют официального титула, то их обозначают простонародными названиями, смысл которых не ясен и несколько растяжим; эти названия в разных странах различны, но употребляются как синонимы. Наиболее употребительные из них: барон – на западе, в Южной Франции и в нормандских странах, сир, или сеньор – на востоке («барон» обозначает мужа, мужчину по преимуществу; «сир» – вождь и господин). В Ломбардии их называют капитанами, в Испании – «рикос омбрес» (ricos hombres, богатые люди). В Германии говорят «герр» (herr), что соответствует названию сеньор, в Англии – лорд; на латинский эти названия переводятся словом dominus (господин). Позднее их называли также баннеретами (bannerets) , потому что, чтобы собрать своих людей, они прикрепляли к концу своего копья четырехугольное знамя (bannière).

Еще ниже на феодальной лестнице стоит вся масса древней знати – рыцари (французский шевалье (chevalier), немецкий Ritter, английский knight, испанский кабальеро (caballero), латинский miles), владельцы одного поместья, которое, в зависимости от богатства страны, состоит из целого села или из части его. Почти каждый из них служит какому-нибудь стоящему выше по феодальной лестнице крупному собственнику, от которого он получает поместье; они сопровождают его в походах, что однако не мешает им воевать и на свой риск. Их называют иногда bacheliers, в Ломбардии – vavasseurs. Встречается и меткое название miles unius scuti, что означает – воин об одном щите, то есть рыцарь, не имеющий в своем распоряжении другого воина.

На последней ступени средневековой феодальной лестницы стоят оруженосцы. Первоначально – простые военные слуги рыцаря, они становятся потом владельцами некоторого количества земли (равного тому, что мы теперь называем крупным поместьем) и в XIII в. живут господами среди своих держателей. В Германии их называют Edelknecht (благородный слуга), в Англии – сквайр (squire) (испорченное ècuyer – щитоносец), в Испании – infanzon. Они-то в XIII в. будут составлять массу дворянства, и в последующие столетия горожанин, возведенный в дворянство, будет гордиться титулом оруженосца.

Таким образом, на средневековой феодальной лестнице можно различать четыре ступени, которые в общих чертах соответствуют современным военным чинам: князья, герцоги и графы – наши генералы, бароны – капитаны, рыцари – солдаты, оруженосцы – прислуга. Но в этой странной армии, состоящей из воюющих друг с другом отрядов, где ранг и положение на феодальной лестнице определяется богатством, совместная жизнь в конце концов настолько смягчает неравенства, что все, от генерала до слуги, начинают чувствовать себя членами одного и того же класса. Тогда дворянство окончательно складывается и тогда же оно окончательно замыкается и изолируется.

В XIII в. привыкают строго различать две категории людей: дворян, или благородных (gentilshommes), и недворян, которых во Франции называют hommes coutumiers (людьми обычая, coutume"a) или homme de poste (то есть potestatis – подвластными людьми); название roturier (разночинец) не употребляется в Средние века. Эти категории становятся строго наследственными. Дворянские семьи, принадлежащие к любой из ступеней феодальной лестницы, отказываются вступать в родство с потомками недворянских фамилий. Тот, кто не родился от дворянина, не может сделаться рыцарем, даже если он достаточно богат, чтобы вести жизнь рыцаря; дочь недворянина не может выйти замуж за дворянина; тот, кто женится на ней, вступает в неравный брак и этим обесчещивает себя; феодальные семьи не будут принимать его супругу, и к его детям дворяне не будут относиться, как к равным себе. Эта наследственность, менее строгая в документах предшествующих столетий, становится потом преобладающей чертой средневекового феодального общества и господствует вплоть до XVIII в.

По мере того, как различия между дворянами сглаживаются, организованное в феодальную лестницу дворянство все более отдаляется от остальной части нации. Прочнее всего дворянский дух утвердился во Франции и Германии . В Испании, и особенно на юге, он слабее, вследствие соприкосновения с богатым населением мавританских городов, в Италии и, может быть, также на юге Франции – из-за могущества купеческого класса. В Англии , где военно-феодальные привычки рано исчезли, сквайр ничем не отличается от богатого крестьянина; здесь граница устанавливается гораздо выше – между лордами и остальной частью народа; привилегированный класс состоит лишь из высшей аристократии, которая очень малочисленна.

На своих хозяев, которыми могли быть светские сеньоры, церковь (отдельные монастыри, приходские церкви, епископы) и сам король. Всех этих крупных земельных собственников, живущих в конечном счете благодаря труду зависимых крестьян, историки объединяют одним понятием - феодалы. Условно говоря, все население средневековой Европы до тех пор, пока не окрепли города, можно разделить на две очень неравные части. Огромное большинство составляли крестьяне, а от 2 до 5% придется на всех феодалов. Нам уже понятно, что феодалы вовсе не были слоем, только высасывающим из крестьян последние соки. И те и другие были необходимы средневековому обществу.

Феодалы занимали в средневековом обществе господствующее положение, поэтому и весь строй жизни той поры нередко называют феодализмом. Соответственно, говорят о феодальных государствах, феодальной культуре, феодальной Европе ...

Само слово «феодалы» как бы подсказывает, что помимо церковников его важнейшую часть составляли воины, получавшие за свою службу земельные владения с зависимыми крестьянами, т. е. известные уже нам феоды. Именно об этой главной части господствующего слоя средневековой Европы и пойдет дальнейший рассказ.

Феодальная лестница

Как известно, в церкви существовала строгая иерархия, т. е. как бы пирамида должностей. В самом низу такой пирамиды - десятки и сотни тысяч приходских священников и монахов, а на вершине - римский папа. Похожая иерархия существовала и среди светских феодалов. На самом верху стоял король. Он считался верховным собственником всей земли в государстве. Свою власть король получил от самого Бога через обряд помазания и коронации. Верных своих соратников король мог наградить обширными владениями. Но это не подарок. Получивший от короля феод становился его вассалом. Главная обязанность любого вассала - верой и правдой, делом и советом служить своему сюзерену, или сеньору («старшему»). Получая от сеньора феод, вассал приносил ему клятву верности. В некоторых странах вассал обязан был стать перед сеньором на колени, вложить руки ему в ладони, выразив этим свою преданность, и затем получить от него какой-нибудь предмет, например знамя, жезл или перчатку, в знак приобретения феода.

Каждый из вассалов короля тоже передавал часть владений своим людям рангом пониже. Они становились вассалами по отношению к нему, а он - их сеньором. Ступенью ниже все повторялось снова. Таким образом, получалось подобие лестницы, где почти каждый мог быть и вассалом и сеньором одновременно. Сеньором всех был король, но и он считался вассалом Бога. (Бывало так, что некоторые короли признавали себя вассалами римского папы.) Прямыми вассалами короля чаще всего были герцоги, вассалами герцогов - маркизы, вассалами маркизов - графы. Графы были сеньорами баронов, а у тех в качестве вассалов служили обычные рыцари. Рыцарей чаще всего в походе сопровождали оруженосцы - юноши из семей рыцарей, но сами еще не получившие рыцарского звания.

Картина усложнялась, если какой-нибудь граф получал дополнительный феод прямо от короля или от епископа, или же от соседнего графа. Дело порой так запутывалось, что трудно было понять, кто же чей вассал.

«Вассал моего вассала - мой вассал»?

В некоторых странах, например Германии, считалось, что все, кто стоит на ступенях этой «феодальной лестницы», обязаны повиноваться королю. В других странах, прежде всего во , действовало правило: вассал моего вассала - не мой вассал. Это означало, что какой-нибудь граф не будет выполнять волю своего верховного сеньора - короля, если она противоречит желанию непосредственного сеньора графа - маркиза или же герцога. Так что в этом случае король мог иметь дело напрямую только с герцогами. Но если граф когда-то получил землю и от короля, то ему приходилось выбирать, кого из двух (или нескольких) своих сюзеренов ему поддерживать.

Стоило начаться войне, как вассалы по призыву сеньора начинали собираться под его знамя. Собрав вассалов, сеньор отправлялся уже к своему сеньору, чтобы выполнять его приказы. Таким образом, феодальная армия состояла, как правило, из отдельных отрядов крупных феодалов. Твердого единоначалия не было - в лучшем случае важные решения принимались на военном совете в присутствии короля и всех главных сеньоров. В худшем - каждый отряд действовал на свой страх и риск, слушаясь лишь повелений «своего» графа или герцога.

То же самое и в мирных делах. Некоторые вассалы были побогаче собственных сеньоров, в том числе и короля. К нему они относились с почтением, но не более того. Никакая клятва верности не мешала гордым графам и герцогам даже поднять мятеж против своего короля, если вдруг они чувствовали с его стороны угрозу своим правам. Отнять же у неверного вассала его феод было вовсе не так просто. В конечном счете все решало соотношение сил. Если сеньор был могуч, то вассалы перед ним трепетали. Если же сеньор был слаб, то в его владениях царила смута: вассалы нападали друг на друга, на соседей, на владения своего сеньора, грабили чужих крестьян, случалось, разоряли и церкви. Бесконечные мятежи, междуусобицы были обычным делом во времена феодальной раздробленности. От ссор господ между собой, естественно, больше всех страдали крестьяне. У них не было укрепленных замков, где они могли бы укрыться при нападении...

Божий мир

Ограничить размах междоусобий стремилась церковь . С конца X в. она настойчиво призывала к «Божиему миру» или к «Божиему перемирию» и объявляла тяжким грехом нападение, совершенное, например, в крупные христианские праздники или же накануне их. Временем «Божиего мира» считались порой сочельник и пост. Иногда в течение каждой недели дни с вечера субботы (а подчас с вечера среды) и до утра понедельника провозглашались «мирными». Нарушителям «Божиего мира» грозило церковное наказание. Церковь объявляла греховным и в другие дни нападение на безоружных паломников, священников, крестьян, женщин. Беглеца, укрывшегося от преследователей в храме, нельзя было ни убивать, ни подвергать насилию. Нарушивший это право убежища оскорблял и Бога, и церковь. Путник мог спастись и у ближайшего придорожного креста. Такие кресты до сих пор можно увидеть во многих католических странах.

Впоследствии ограничения военных действий стали вводиться королевскими указами. Да и сами феодалы начали договариваться между собой: как бы ни ссорились, нельзя трогать ни церквей, ни пахаря на поле, ни мельницу во владениях друг друга. Постепенно складывался набор «правил войны», который стал частью своеобразного «кодекса рыцарского поведения».

Вопросы

1. Можно ли поставить знак равенства между понятиями «феодализм» и «средние века»?

2. Объясните, кому принадлежала деревня, если рыцарь получал ее в феод от барона, а тот в свою очередь от своего сеньора - графа, граф - от герцога, а герцог - от короля?

3. Зачем церковь взяла на себя заботы о введении «Божиего мира»?

4. Что общего в требованиях церкви о «Божием мире» и в ее призывах к сеньорам отправиться освобождать Гроб Господень?

Из «Песни о Роланде» (XII в) о рыцарском иоединке между Карлом Великим и арабским эмиром

День миновал, вечерний час подходит,
Но меч враги не вкладывают в ножны
Отважны те, кто рати свел для боя
Их ратный клич звучит, как прежде, грозно
«Пресьоз!» - кричит эмир арабский гордо.
Карл «Монжуа!» в ответ бросает громко
По голосу один узнал другого.
Сошлись они на середине поля
Тот и другой пускают в дело копья,
Врагу удар наносят в щит узорный,
Его пронзают под навершьем толстым,

Распарывают на кольчугах полы,
Но невредимы остаются оба
Полопались у них подпруги седел.
С коней бойцы свалились наземь боком,
Но на ноги вскочили тотчас ловко,
Свои мечи булатные исторгли,
Чтоб снова продолжать единоборство.
Одна лишь смерть конец ему положит.
Аой!

Отважен милой Франции властитель,
Но даже он не устрашит эмира
Враги мечи стальные обнажили,
Бьют по щитам друг друга что есть силы.
Навершья, кожа, обруча двойные -
Все порвалось, расселось, расскочилось,
Теперь бойцы одной броней прикрыты.
Клинки из шлемов высекают искры.
Не прекратится этот поединок,
Пока эмир иль Карл не повинится.
Аой!
Эмир воскликнул: «Карл, совету внемли:
В вине покайся и проси прощенья.
Мой сын тобой убит - то мне известно.
Ты беззаконно вторгся в эту землю,
Но коль меня признаешь сюзереном,
Ее получишь в ленное владенье» (Ленное владение, или лен,- то же, что феод.)-
«Мне это не пристало, -
Карл ответил.-

С неверным я не примирюсь вовеки.
Но другом буду я тебе до смерти,
Коль ты согласен воспринять крещенье
И перейти в святую нашу веру».
Эмир ответил: «Речь твоя нелепа»,
И вновь мечи о брони зазвенели.
Аой!
Эмир великой силой наделен.
Бьет Карла он по голове мечом.
Шлем разрубил на короле клинок,
Проходит через волосы его.
Наносит рану шириной в ладонь,
Срывает кожу, оголяет кость.
Шатнулся Карл, чуть не свалился с ног,
Но не дал одолеть его Господь.
К нему послал он Гавриила вновь,
И ангел молвил: «Что с тобой, король?»

Король услышал, что промолвил ангел.
Забыл о смерти он, забыл о страхе.
К нему вернулись разом мощь и память.
Мечом французским он врага ударил,
Пробил шишак, украшенный богато,
Лоб раздробил, разбрызгал мозг араба,
До бороды рассек эмира сталью.
Упал язычник, и его не стало.
Клич: «Монжуа!» бросает император.


Из «Песен о Гильоме Оранжеком» (XII в.) о ссоре между вассалом и сеньором

Отважен граф Гильом, могуч и росл.
Коня сдержал он лишь перед дворцом,
Там под оливой спешился густой,
По лестнице из мрамора идет,
Ступает так, что поножи долой
Слетают с добрых кордовских сапог.
В смятение и страх поверг он двор.
Король поднялся, указав на трон:
«Гильом, извольте сесть рядом со мной».
«Нет, государь,- сказал лихой барон.-
Мне лишь сказать вам надо кое-что*.
Король ему в ответ: «Я внять готов».
«Готов иль нет,- вскричал барон лихой,-
А выслушаешь, друг Людовик, все.
Тебе в угоду не был я льстецом,
Наследства не лишал сирот и вдов,
Зато не раз служил тебе мечом,
Верх для тебя взял в битве не одной,

Сразил немало юных храбрецов,
И этот грех на мне теперь по гроб:
Кто б ни были они, их создал Бог.
С меня он взыщет за своих сынов».
«Сеньор Гильом,- рек доблестный король,-
Прошу вас потерпеть чуть-чуть еще.
Весна пройдет, ударит летний зной,
А уж тогда один мой пэр (Пэр («равный») - в Англии и средневековой Франции почетное название представителя высшей знати.) умрет,
И я вам передам удел его,
Равно как и вдову, коль вы не прочь».
С ума Гильома гнев едва не свел.

Воскликнул граф: «Клянусь Святым Крестом,
Не в силах рыцарь ждать столь долгий срок,
Коль он еще не стар, но нищ казной,
Нуждается в еде мой добрый конь,
А я не знаю, где добуду корм.
Нет, слишком круты и подъем и склон
Пред тем, кто чьей-то смерти втайне ждет
И на чужое зарится добро»...

«Король Людовик,- гордо бросил граф,-
Все пэры подтвердят мои слова.
В тот год, когда покинул я твой край,
Письмом Гефье Сполетский обещал,
Что он полгосударства мне отдаст,
Коль зятем я ему согласен стать.
А ведь легко бы, поступи я так,
Мне двинуть и на Францию войска».
Такое тут король сказал со зла,
Чего б Гильому лучше не слыхать.
Но этим лишь усугубил разлад:
Пошла у них еще сильнее пря...
«Клянусь, сеньор Гильом,- король промолвил,-
Апостолом, блюдущим луг Нерона, (Имеется в виду апостол Петр. Нерон когда-то разбил парк в той части Рима,
где позже была папская резиденция.)
Есть шесть десятков пэров, ваших ровней,
Которым тоже не дал ничего я».

Гильом ответил: «Государь, вы лжете,
Мне ровни нет среди людей крещеных.
Вы не идете в счет: на вас корона.
Себя не ставлю я над венценосцем.
Пусть те, о ком вы речь вели со мною,
Подъедут ко дворцу поодиночке
На скакунах лихих, в доспехах добрых,
И коль их всех я в схватке не прикончу,
А заодно и вас, коль вам угодно,
На лен я притязать не стану боле».
Поник король достойный головою,
Потом опять глаза на графа поднял.
«Сеньор Гильом,- воскликнул государь,-
Я вижу, зло таите вы на нас!»
«Такой уж я породы, - молвил граф. -
Кто служит людям злым, с тем вечно так:
Чем больше сил на них он тратит зря,
Тем меньше и желает им добра».

Вопросы

1. Найдите в сказочном описании поединка Карла Великого и эмира признаки того, что поэма сочинена в эпоху Крестовых походов.

2. Какие условия мира предлагают друг другу император и эмир и почему эти условия не устраивают каждую из сторон?

3. Чем объясняется дерзость, с какой ведет себя граф Гильом в королевском дворге?

4. Почему Гильом не стесняется признаться, что он мог «двинуть и на Франгуию войска»? Почему он не принял явно выгодного предложения Гефье Сполетского?

Бойцов М.А., Шукуров Р.М., Всеобщая история. История Средних веков, 6 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Календарно-тематическое планирование по истории , задачи и ответы школьнику онлайн, скачать курсы учителю

Феодалы и феодализм.

Вопросы

1. В чем отличия сюжета из ʼʼРомана о Кисеʼʼ от известной басни И. А. Крылова ʼʼВорона и лисицаʼʼ?

2. Ваши предположения об общих корнях приведенной сценки из ʼʼРомана о Лисеʼʼ и крыловской басни?

3. К какой ʼʼсоциальной группеʼʼ относит автор Лиса и Ворона? Как вы думаете, почему?

4. Можно ли предположить, какому сословию принадлежал, поэт, обработавший сюжет о Лисе и Тьеслинœе для своей поэмы?

Кто такие феодалы?

Крестьяне работали на своих хозяев, которыми могли быть светские сеньоры, церковь (отдельные монастыри, приходские церкви, епископы) и сам король. Всех этих крупных земельных собственников, живущих в конечном счете благодаря труду зависимых крестьян, историки объединяют одним понятием - феодалы. Условно говоря, всœе населœение средневековой Европы до тех пор, пока не окрепли города, можно разделить на две очень неравные части. Огромное большинство составляли крестьяне, а от 2 до 5% придется на всœех феодалов. Нам уже понятно, что феодалы вовсœе не были слоем, только высасывающим из крестьян последние соки. И те и другие были необходимы средневековому обществу.

Феодалы занимали в средневековом обществе господствующее положение, в связи с этим и весь строй жизни той поры нередко называют феодализмом. Соответственно, говорят о феодальных государствах, феодальной культуре, феодальной Европе...

Само слово ʼʼфеодалыʼʼ как бы подсказывает, что помимо церковников его важнейшую часть составляли воины, получавшие за свою службу земельные владения с зависимыми крестьянами, т. е. известные уже нам феоды. Именно об этой главной части господствующего слоя средневековой Европы и пойдет дальнейший рассказ.

Как известно, в церкви существовала строгая иерархия, т. е. как бы пирамида должностей. В самом низу такой пирамиды - десятки и сотни тысяч приходских священников и монахов, а на вершинœе - римский папа. Похожая иерархия существовала и среди светских феодалов. На самом верху стоял король. Он считался верховным собственником всœей земли в государстве. Свою власть король получил от самого Бога через обряд помазания и коронации. Верных своих соратников король мог наградить обширными владениями. Но это не подарок. Получивший от короля феод становился его вассалом. Главная обязанность любого вассала - верой и правдой, делом и советом служить своему сюзерену, или сеньору (ʼʼстаршемуʼʼ). Получая от сеньора феод, вассал приносил ему клятву верности. В некоторых странах вассал обязан был стать перед сеньором на колени, вложить руки ему в ладони, выразив этим свою преданность, и затем получить от него какой-нибудь предмет, к примеру знамя, жезл или перчатку, в знак приобретения феода.

Король вручает вассалу знамя в знак передачи ему крупных земельных владений. Миниатюра (XIII в.)

Каждый из вассалов короля тоже передавал часть владений своим людям рангом пониже. Οʜᴎ становились вассалами по отношению к нему, а он - их сеньором. Ступенью ниже всœе повторялось снова. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, получалось подобие лестницы, где почти каждый мог быть и вассалом и сеньором одновременно. Сеньором всœех был король, но и он считался вассалом Бога. (Бывало так, что некоторые короли признавали себя вассалами римского папы.) Прямыми вассалами короля чаще всœего были герцоги, вассалами герцогов - маркизы, вассалами маркизов - графы. Графы были сеньорами баронов, а у тех в качестве вассалов служили обычные рыцари. Рыцарей чаще всœего в походе сопровождали оруженосцы - юноши из семей рыцарей, но сами еще не получившие рыцарского звания.

Картина усложнялась, в случае если какой-нибудь граф получал дополнительный феод прямо от короля или от епископа, или же от сосœеднего графа. Дело порой так запутывалось, что трудно было понять, кто же чей вассал.

ʼʼВассал моего вассала - мой вассалʼʼ?

В некоторых странах, к примеру Германии, считалось, что всœе, кто стоит на ступенях этой ʼʼфеодальной лестницыʼʼ, обязаны повиноваться королю. В других странах, прежде всœего во Франции, действовало правило: вассал моего вассала - не мой вассал. Это означало, что какой-нибудь граф не будет выполнять волю своего верховного сеньора - короля, в случае если она противоречит желанию непосредственного сеньора графа - маркиза или же герцога. Так что в данном случае король мог иметь дело напрямую только с герцогами. Но если граф когда-то получил землю и от короля, то ему приходилось выбирать, кого из двух (или нескольких) своих сюзеренов ему поддерживать.

Стоило начаться войне, как вассалы по призыву сеньора начинали собираться под его знамя. Собрав вассалов, сеньор отправлялся уже к своему сеньору, чтобы выполнять его приказы. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, феодальная армия состояла, как правило, из отдельных отрядов крупных феодалов. Твердого единоначалия не было - в лучшем случае важные решения принимались на военном совете в присутствии короля и всœех главных сеньоров. В худшем - каждый отряд действовал на свой страх и риск, слушаясь лишь повелœений ʼʼсвоегоʼʼ графа или герцога.

Распря между сеньором и вассалом. Миниатюра (XII в.)

То же самое и в мирных делах. Некоторые вассалы были побогаче собственных сеньоров, в т.ч. и короля. К нему они относились с почтением, но не более того. Никакая клятва верности не мешала гордым графам и герцогам даже поднять мятеж против своего короля, в случае если вдруг они чувствовали с его стороны угрозу своим правам. Отнять же у неверного вассала его феод было вовсœе не так просто. В конечном счете всœе решало соотношение сил. В случае если сеньор был могуч, то вассалы перед ним трепетали. В случае если же сеньор был слаб, то в его владениях царила смута: вассалы нападали друг на друга, на сосœедей, на владения своего сеньора, грабили чужих крестьян, случалось, разоряли и церкви. Бесконечные мятежи, междуусобицы были обычным делом во времена феодальной раздробленности. От ссор господ между собой, естественно, больше всœех страдали крестьяне. У них не было укрепленных замков, где они могли бы укрыться при нападении...

Феодализм – строй, который включал в себя 2 класса: феодалов и зависимых крестьян . Появился он в средневековье в Европе. Такая система имела название «вассальная». Смысл отношений между феодалами и их подчинёнными напоминал лестницу со ступеньками.

Вассалитет был образован в период с седьмого по девятый века во Франкском королевстве. Оформился он полностью только тогда, когда Людовик Благочестивый захотел, чтобы все его поданные были чьими-то «людьми». Король в те времена считался вассалом самого римского папы, главы католической церкви.

Основа феодальной лестницы заключалась в том, что вассал раздавал государственные земли во временное пользование своим поданным и приближенным. Вассалами короля были герцоги и графы. Они же, в свою очередь, считали своими вассалами баронов, а те – простых рыцарей. За такую щедрость, как землю, вассал обязан был во всем слушаться своего господина, быть на счету в войске и защищать честь сюзерен. Если господин попадал в плен, вассал обязан был выкупить своего сеньора.

Фактически, вассал должен был делать все во благо хозяину. Господин, в свою очередь, обязан был покрывать и опекать своего вассала.

Как была устроена система феодальной лестницы

Вершину лестницы занимал король. Ниже его были расположены герцоги и графы . Ещё ниже них располагались бароны. Самую низкую ступень занималирыцари, которые не имели титула . Главной особенностью являлось то, что крестьяне никак не могли попасть в эту лестницу и не имели к ней никакого отношения.

Все, кто входил в феодальную лестницу, для крестьян были сеньорами. На них приходилось работать. Для крестьян это было принуждение, так как из-за феодалов не хватало времени на собственные небольшие участки земли. Строгий феодал пытался взять все, что только можно взять от своих подопечных, поэтому возникал крестьянские бунты и восстания. Высшие же слои средневекового общества приняли эту систему и были ей даже довольны.

Графы и герцоги обладали правом чеканить собственные деньги, то есть монеты. Они могли собирать налоги на тех землях, которые принадлежали им. Кроме того они обладали правами вершить суд и принимать некоторые решение без воли короля.

В некоторых европейских странах было такое правило: «Вассал моего вассала – не мой вассал».

Если рассматривать Англию, то в те времена там были немного другие законы. Королю принадлежали все земли государства и не только они. Он принимал присягу на верность от всех феодалов государства. Все феодалы должны были делать то, что желает король и исполнять его прихоти. Отношения между сеньором и вассалом закреплялись тем, что вассал приносил присягу на верность своему сеньору. Он совершал оммажа. Оммажа – это, в своем роде, церемония, которая оформляла зависимость человека от сеньора.

Новое на сайте

>

Самое популярное