Домой Развитие Отгадать загадку крашеное коромысло через реку повисло. Проверочная работа по литературному чтению на тему "устное народное творчество"

Отгадать загадку крашеное коромысло через реку повисло. Проверочная работа по литературному чтению на тему "устное народное творчество"

Для правильного выполнения здания, следует понять, что такое орфограммы слабых позиций.

В орфограммах часто допускаются ошибки из – за незнания правил орфографии.

Орфограмма на греческом языке означает «правильная буква». Здесь берёт свои истоки наука, изучающая все орфограммы и правила русского языка – орфография. Орфограммы должны соответствовать правилам орфографии родного языка.

Орфограммы слабых позиций возникают тогда, когда непонятно какую букву следует писать.

В школе принято искомую орфограмму подчёркивать одной чёрточкой, а рядом стоящие опознавательные признаки – двумя чёрточками.

Выбираем орфограмму правильно

Пишем буквы в соответствии с их произношением. Как слышим, так и пишем. Такой выбор называется фонетическим.

В русском языке присутствуют слова, позаимствованные из языков других стран. Эти слова мы пишем по принципу дифференциации.

Традиционный способ применим в том случае, если орфограмму сложно определить. Такие слова пишутся по традиции.

Когда в слове все морфемы пишутся одинаково, такой принцип называется морфологическим.

Орфограммы могут находиться в разных частях слова. Если вы будете правильно обозначать орфограммы и знать правила орфографии, то станете грамотными людьми.

Запишем загадки, пропуская орфограммы слабых позиций

Краш_ное к_р_мысло через реку п_овисло . Уш_й нет, а слыш_т , рта нет, а кр_чит , ума нет, а все _зыки знает.

В нашем задании присутствуют следующие правила русского языка: орфограммы безударной гласной в корне слова (коромысло, языки, кричит) и правописание гласной после буквы "ш " (крашеное, ушей, слышит).

Чтобы правильно написать слово с безударной гласной буквой в корне, нужно изменить необходимое слово так, чтобы искомый гласный оказался под ударением.

После шипящей буквы "ш " пишутся:

  • буквы –и , -а , -у . За исключением слов: жюри, парашют, брошюра;
  • буква –ё в корне слова, если она находится под ударением и ударение подвижно. Также в том случае, когда -ё чередуется с буквой -е ;
  • буква –о в корне слова, если ударение постоянно.

    Красное коромысло через реку повисло.

    Крашеное коромысло через речку повисло.

    Крашеное коромысло
    Над рекой повисло.

    На минуту в землю врос разноцветный чудо-мост.
    Чудо-мастер мастерил мост высокий без перил.

    Поднялись ворота -
    Всему миру красота.

    Поднялись врата, всему миру красота.
    Приказало солнце: ""Стой, семицветный Мост крутой!""
    Тучка скрыла солнца свет. Рухнул мост - и щепок нет!

    После дождя бывает,
    полнеба закрывает.
    Дуга красивая, цветная
    Появится, затем растает.

    Приказало солнце:""Стой,
    Семицветный мост крутой!""
    Туча скрыла солнце свет -
    Рухнул мост, а щепок нет.

    Разноцветное коромысло
    Над рекою повисло.

    Раскинулся золотой мост
    На семь сел, на семь верст.

    Через поля,
    Через луга
    Встала нарядная дуга.

    Что за чудо-красота!
    Расписные ворота
    Показались на пути!..
    В них ни въехать,
    Ни войти

    Что за диво: плод плюется-
    Целым в руки не дается.

Бешеный огурец

    Чтобы печку растопить,
    Надо дрОвушек добыть.
    Мы куда пойдём за ними?
    На …, за сухими!

Валежник

    Что в хлебе родится,
    А в еду не годится?

    Ярко-синий, и пушистый
    Он в хлебе родится, а в еду не годится.

    Все знакомы с нами:
    Яркие, как пламя,
    Мы однофамильцы
    С мелкими гвоздями.
    Полюбуйтесь дикими
    Алыми...

Гвоздиками

    Дом зеленый тесноват:
    Узкий длинный, гладкий.
    В доме рядышком сидят
    Круглые ребятки.
    Осенью пришла беда -
    Треснул домик гладкий,
    Поскакали кто куда
    Круглые ребятки.

    Домик маленький, зеленый
    Был в руках у Люсеньки.
    Расколола - и упали
    На ладонь ей бусинки.

    Раскололся тесный домик
    На две половинки,
    И посыпались в ладони
    Бусинки - дробинки.

Горох,Плодбоб

    Черна, мала крошка,
    Соберут немножко,
    В воде поварят,
    Кто съест, похвалит.

    Стоит над водой,
    Трясёт своей бородой.

    Синенький звонок висит,
    Никогда он не звонит.

Колокольчик

    Эх, звоночки, синий цвет,
    С язычком, а звону нет.

Колокольчики

    Вырос в поле дом -
    Полон дом зерном.
    Стены позолочены,
    Ставни заколочены.
    И стоит новый дом
    На столбе золотом.

    Стоит Оля
    Посередь поля,
    Шатром покрылась,
    Копьем подперлась.

    Не рыли, не бурили, а воду добыли

    Кувшинчики и блюдца
    И не тонут и не бьются.

Кувшинки

    В этих желтых пирамидках
    Сотни зерен аппетитных.

Кукуруза

    Беленькие горошки
    На зеленой ножке.

    Белые горошки на зелёной ножке.

    Растение видное,
    А имя обидное.

    Голова на ножке, в голове горошки.
    Солнце жжёт макушку,
    Сделать хочет погремушку.

    Эти красные цветки
    Потеряют лепестки.
    Потеряют лепестки,
    Превратятся в сундуки,
    А что прячут сундуки -
    Попадет на пироги.

    Желтые цыплятки
    На зеленой веточке
    Дарят папы - мамочка,
    А мальчишки - девочкам.

    В поле - сережки
    На тоненьких ножках.

    Как во поле на кургане
    Стоит курица с серьгами.

    Как на поле, на кургане
    Стоит курочка с серьгами.

    С ним сдружились мы давно,
    Дарит он крупу, и толокно,
    И муку, и кашу, и печенье…
    Поблагодарим его за угощенье.

Овес,Плодзерновка


Выглянуло солнышко
Из мохнатой тучки,
Потянулось к дождику
Пальчиками – лучиками.
Но не струсил дождик.
С нами не расстался,
Семицветной радугой
Над землей остался.

Умеют же маглы изобретать себе неприятности! Вот посмотрите:
«Радуга - атмосферное оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое обычно в поле повышенной влажности. Оно выглядит как разноцветная дуга или окружность, составленная из цветов спектра (глядя снаружи - внутрь дуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Эти семь цветов - основные названия цветов, которые принято выделять в радуге в русской культуре (возможно, вслед за Ньютоном), но следует иметь в виду, что на самом деле спектр непрерывен, и цвета эти в радуге переходят друг в друга с плавным изменением через множество промежуточных оттенков.
Центр окружности, описываемой радугой, лежит на прямой, проходящей через наблюдателя и Солнце, притом при наблюдении радуги (в отличие от гало) Солнце всегда находится за спиной наблюдателя, и одновременно видеть Солнце и радугу без использования оптических приспособлений невозможно. Для наблюдателя на земле радуга обычно выглядит как дуга, часть окружности, и чем выше точка зрения наблюдателя - тем радуга полнее (с горы или самолёта можно увидеть и полную окружность). Когда Солнце поднимается выше 43 градусов над горизонтом, то радуга с поверхности Земли не видна
»
Ведь радуга – это настоящее чудо! А они ее атмосферным оптическим и метеорологическим явлением называют!
С радугой связано много мифов и примет.
В одной легенде говорится, как однажды радуга, прежде чем исчезнуть, рассыпалась на части. Чудесные осколки радуги упали на землю и проросли очаровательные цветы. Рассыпалась радуга на мелкие осколки – вот и зацвели ирисы.
В библейской традиции радуга - знак Божий в небесах, поставленный там после Всемирного потопа как обетование того, что мир больше никогда не будет уничтожен водою. Языческие мифы видели в ней дух (в Бирме и у зулусов - опасного демона), или оружие богов, или мост для душ. В Индии, а также в Финляндии это был лук, из которого бог-громовержец мечет свои стрелы-молнии. В древней Скандинавии это был Бифрест, выстроенный Одином мост между Мидгардом, обиталищем людей, и Асгардом, домом богов. По нему проходили души умерших, если они были этого достойны, если же нет, их пожирало яростное пламя - то самое, что мы, живущие здесь, внизу, видим как красную полосу в радуге. Еще долго после победы христианства эта идея сохранялась в германо-австрийской легенде о том, что души, особенно души детей, идут по радуге в рай в сопровождении своего ангела-хранителя.
В Ирландии говорят, что если найти место, где радуга утыкается в землю, там обнаружишь горшок с золотом.
По времени появления радуги и ее виду люди и в наше время судят о погоде. "Радуга по утрам - предупрежденье пастухам", не меньшее, чем красное утреннее небо, а "радуга вечером - дождю здесь делать нечего". Это часто оправдывается, потому что погода обычно движется с запада на восток, и утренняя радуга показывает приближение дождя с запада, а вечерняя - что он уже ушел на восток. Появляющиеся в облаках обрывки радуги, которые иногда называют "ветровыми собаками" или "погодными чайками", предсказывают наступление штормовой погоды с порывистыми ветрами.
В Китае радуга - небесный дракон, союз Неба и Земли, знак объединения инь и янь.
В Древней Индии радуга - это лук Индры, бога-громовержца; кроме того, в индуизме и в буддизме "радужное тело" - это высшее йогическое состояние, достижимое в царстве сансары.
В исламе радуга состоит из четырех цветов - красного, желтого, зеленого и синего, соответствующих четырем стихиям.
В некоторых африканских мифах с радугой отождествляют небесную змею, которая служит стражем сокровищ или же охватывает кольцом Землю.
Американские индейцы отождествляют радугу с лестницей, по которой можно подняться в иной мир. У инков радуга связывалась со священным Солнцем, и правители инков носили ее изображение на своих гербах и эмблемах.
У индейцев чибча-муисков радуга считалась добрым божеством. В специфических горных условиях Кордильер наблюдается удивительное природное явление: на фоне туманной дымки иногда возникает радуга, как бы обрамляя многократно увеличенное отражение самого наблюдателя. Главное святилище, посвященное богине Радуги, чибча воздвигли рядом с горным водопадом Текендама, где ярчайшая дуга высвечивается всегда, как только на водные брызги попадают лучи солнца.
В скандинавской мифологии "Биврёст" ("трясущаяся дорога", "дрожащий путь") - радуга-мост, соединяющая небо и землю. Его охраняет страж богов Хеймдалль. Перед концом мира и гибелью богов мост рушится.
В Древней Греции богиней радуги была девственная Ирида, вестница богов, дочь Тавманта и океаниды Электры, сестра гарпий. Она изображалась с крыльями и кадуцеем. Ее одеяние составляют переливающиеся цветами радуги капли росы.
У западных славян есть поверье, что ведьма может украсть радугу и спрятать ее, а значит, произвести на земле засуху.
Увидеть радугу - хорошая примета, многие при этом загадывают желание. Показывать на нее пальцем очень нехорошо, иначе вас постигнет какое-нибудь несчастье или неудача, самое меньшее, что может от этого произойти, - это то, что снова пойдет дождь. Дети в северных регионах часто "перечеркивают" ее, делая на земле крест из веточек или соломинок с маленькими камешками на концах. Ожидается, что от этого радуга исчезнет, хотя мало кто из детей может сказать, чем она им мешает. Может быть, в основе этого обычая лежат смутные воспоминания о древнем представлении о ней как о мосте душ.
Радужные приметы:
Высокая и крутая радуга к вёдру; пологая и низкая - к ненастью.
Если радуга после дождя скоро пропадает - к ясной погоде, а если долго стоит - к ненастью.
Радуга утром - к дождю.
Двойная радуга - признак дождливой погоды.
Если к вечеру появилась крутая радуга, будет такой же ясный день, а если пологая - жди дождя с ночи.
Зеленая радуга к дождю, желтая - к хорошей погоде, красная - к жаре, ветру. Когда видят радугу, то ожидают перемены погоды.
Плавать на воде при появившейся радуге опасно - может утянуть на небо.

Дельта | 12.03.2012

«Начальная школа XXI века»

3 класс

Литературное чтение

Проверочная работа по разделу «Фольклор»

1.Что такое фольклор? Отметь «+» правильный ответ.

А) произведения о небылицах и былинах

Б) народная мудрость

В) русские народные сказки

Г) устное народное творчество

2. Соедини (стрелкой) начало и конец предложения.

3.Отгадай загадку и определи её тему.

Крашеное коромысло, через реку повисло.

Отгадка _________________________ . Тема _______________________________

4. Допиши пословицу. Определи тему данной пословицы .

Любишь кататься, люби и _____________________________.

Тема __________________________________

5 . Из какой сказки эти слова? Соедини стрелкой заголовок с отрывком из текста сказки.

Одна и говорит:

«Старик -годовик»

«Царевич Нехитёр -Немудёр»

«Дочь - семилетка»

«Про Ленивую и Радивую»

«Самое дорогое»

6. Каких былинных богатырей ты знаешь? Запиши их имена.

7. Прочитай отрывок. Запиши заголовок былины .

«Маковки на теремах покривились, крылечки от стен отвалили, стёкла в горницах полопались, разбежались кони из конюшен, все богатыри на землю упали..»

«Не бей, не губи меня Добрынюшка! Не буду больше на Русь летать, людей русских в плен уносить. Помиримся!»

______________________________________________________________________

«Из славного Ростова красна города

Как два ясные сокола вылётывали – выезжали два могучих богатыря:

Что по имени Алёшенька Попович млад

А с молодым Якимом Ивановичем».

______________________________________________________________________

8. Объясни значение слова. Воспользуйся помощью толкового словарика (в конце каждой былины)

9. Напиши ответ на вопрос.

Повествование о каком былинном богатыре тебя удивило (или заинтересовало)? Поясни свой ответ.

*Опишите подвиг одного из русских богатырей.

Ключи и критерии оценивания

проверочной работы по разделу «Фольклор».

1. Г

1 б. – ответ выбран верно,

0 б. – ответ не выбран или выбран неверный ответ

2.

1 б. – соответствие частично установлено верно (2-3 понятия),

0 б. – соответствие частично установлено верно (1 понятие) или ответ не выбран.

3. Отгадка: радуга. Тема: явления природы.

Мах – 2 б.

4. Любишь кататься, люби и саночки возить. Тема: о труде.

По 1 б. за верно подобранный вариант ответа.

Мах – 2 б.

5.

Одна и говорит:

Кабы Иван-царевич на мне женился, я бы тремя калачами весь город накормила.

«Старик -годовик»

Царь присудил отдать жеребёнка бедному мужику, а дочь его взял к себе.

«Царевич Нехитёр -Немудёр»

Как-то раз пошла старшая сестра по воду и уронила ведро. Стало ведро относить от берега.

«Дочь - семилетка»

Думали, думали старик со старухой – ничего придумать не могут, всё, что нужно, у них есть, а чего нет – то они своими трудами всегда заработать могут.

«Про Ленивую и Радивую»

Стал он махать рукавом и пускать птиц…..

«Самое дорогое»

2 б. – соответствие установлено верно,

1 б. – соответствие частично установлено верно (3-4 заголовка),

0 б. – соответствие частично установлено верно (1-2 заголовка) или ответ не выбран.

6.

2 б. – записаны имена более трех богатырей, например, Микула Селянинович, Яким Иванович, Илья Муромец, Вольга, Добрыня Никитич.

1 б. – записаны имена трех богатырей, например, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

7. «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и Змея», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».

По 1 б. за верно подобранный вариант ответа.

Мах – 3 б.

8. Омёшики – металлические наконечники сохи. Палатный брус – место в стороне от стола.

По 1 б. за верно подобранный вариант ответа.

Мах – 2 б.

9.

2 б. даны ответы на 2 вопроса, например: «Мне понравилась былина «Добрыня и Змея», потому что Добрыня победил Змею и спас дочь князя».

1 б. дан ответ на один из вопросов, например: «Мне понравилась былина «Добрыня и Змея» или «Добрыня победил Змею и спас дочь князя».

Итого: 18 б.

15 – 18 б. – «5»

11 – 14 б. – «4»

8 – 10 б. – «3»

3 – 7 б. – «2»

Под звездочкой (*) дан дополнительный объем работы. Учитель может поощрить ребенка качественной характеристикой. Например: «Молодец!», «Знаток былин!»

Новое на сайте

>

Самое популярное