Домой Аюрведа Понтонный мостик. Наплавные мосты и паромные переправы

Понтонный мостик. Наплавные мосты и паромные переправы

Общие сведения

При необходимости перехода через многоводную реку с большой глубиной воды или слабыми грунтами в ее ложе осложняется и удорожается устройство мостовых опор. В таких случаях иногда целесообразна постройка наплавного моста на плавучих опорах. Наплавные мосты нередко устраивают для обеспечения связи между берегами на короткий срок, например при возведении стационарного моста на время его строительства. Наплавные мосты могут быть с успехом применены на пионерных дорогах. Немалую роль играют наплавные мосты в условиях военного времени.

Основная особенность наплавных мостов заключается в том, что они имеют переменный уровень. При колебаниях горизонта воды в реке поднимается или опускается наплавной мост. При проходе по мосту подвижной нагрузки плавучие опоры довольно сильно погружаются в воду, что также вызывает значительные вертикальные деформации (прогибы) моста (рис. 137, а). Все это осложняет сопряжение наплавных мостов с берегами, так как требуются специальные переходные конструкции.

Рис. 137. Схемы наплавных мостов: а - обычный наплавной мост; б - наплавной мост постоянного уровня; в - наплавной мост с ездой непосредственно по плавучим опорам; г - судоходный пролет в наплавном мосту;

1 - береговая эстакада; 2 - переходный пролет; 3 - плавучая часть; 4 - пролетное строение;

5 - верховой якорь; 6 - низовой якорь; 7- якорный канат; 8 - анкер или винтовая свая;

9 - тяж для закрепления плавучей опоры на постоянном уровне; 10 - выводная часть

Наплавные мосты могут быть деревянными, металлическими и железобетонными.

По условиям эксплуатации наплавные мосты могут быть стационарными, работающими круглый год, или сезонными, работающими с перерывами.

Стационарные наплавные мосты применяют в тех случаях, когда режим пересекаемой реки допускает пользование мостом в течение всего года. Однако большинство рек СССР замерзает зимой, в весенний же период на реках проходят паводки и ледоход.

Эксплуатация наплавных мостов в зимний период затруднена, особенно при деревянных плавучих опорах. На реках, замерзающих зимой, наплавные мосты в большинстве случаев разводят на весь зимний период и убирают в затоны, защищенные от паводков и ледоходов. Сообщение между берегами на это время часто устраивают непосредственно по льду. Если мост все-таки оставляют на зимний период, то необходим эксплуатационный уход для защиты плавучих опор от повреждения льдом (околка льда вокруг опор).

Во всех случаях наплавные мосты приходится разводить на время сильных паводков и ледохода во избежание повреждения плавучих опор или же срыва всего моста или отдельных его участков.

Наплавной мост (рис. 137, а) состоит, как правило, из плавучей части, подходов в виде береговых эстакад и переходных участков, устраиваемых из одного или нескольких пролетов.

Плавучая часть, или собственно наплавной мост, обычно состоит из плавучих опор и опирающихся на них пролетных строений. Для обеспечения необходимой грузоподъемности плавучим опорам приходится придавать довольно большие размеры в плане. Чтобы не стеснять живого сечения пересекаемого водного препятствия, плавучие опоры обычно развивают в направлении течения реки (см. рис. 137, а).

Плавучей частью перекрывают русло реки в пределах той части, где глубина воды даже при самом низком горизонте достаточна, чтобы плавучие опоры под нагрузкой не садились на дно.

Эстакадные участки наплавного моста устраивают у берегов, где глубина воды недостаточна для плавучих опор. Если у берегов глубина воды значительна, то эстакадные участки могут отсутствовать.

Переходные участки служат для сопряжения плавучей части моста, уровень которой меняется, с береговыми частями, имеющими постоянный уровень.

Прибрежные участки моста могут быть привязаны канатами к свайным кустам, забитым в мелкой части реки, или как-либо иначе надежно закреплены на берегу.

Если необходим пропуск судов, то в наплавных мостах устраивают выводные звенья или разводные пролеты. Выводное звено представляет собой участок плавучей части моста, который выводят в сторону, открывая в мосту отверстие для пропуска судов (рис. 137, г).

Паромная переправа состоит из парома, перемещающегося между берегами, причальных устройств (пристаней) для его загрузки и разгрузки и подъездов к причальным устройствам.

Для паромной переправы выбирают участок реки с возможно большими глубинами как в пределах основного русла, так и у берегов, для беспрепятственного движения парома по реке и подхода его к пристаням. Желательно располагать паромные переправы на плесовых участках, избегая резких излучин реки, а также мест, где возможен размыв берегов.

Вид парома, способ передвижения и его конструкция зависят от количества переправляемых паромом грузов, ширины реки и ее водного режима.

На несудоходных реках небольшой ширины для переправы с малой пропускной способностью применяют паромы из баржей, плашкоутов или понтонов, перемещающихся поперек реки при помощи тросов.

Простейший способ перемещения парома - при помощи каната, идущего поперек реки и служащего одновременно и тяговым и направляющим элементом. Для передвижения парома применяют лебедки (рис. 147, а). На судоходных реках для пропуска судов движение парома прерывают, а поперечные канаты ослабляют так, чтобы они опустились на дно водотока.

На широких реках легкие паромы снабжают стационарным или съемным мотором. Более мощные паромы перемещают с помощью буксирного судна (рис. 147, б).

Для постоянно действующих переправ через большие водные препятствия применяют самоходные паромы.

Для уменьшения сопротивления движению парома канат должен находиться над поверхностью воды; для этого на пароме его перекидывают через вертикально поставленную раму, а дальше поддерживают над водой при помощи маленьких лодок (челноков) или плотиков.

Для причаливания парома к берегам, его загрузки и разгрузки служат пристани. Пристани должны обслуживать паром при различных горизонтах воды, обеспечивая удобный въезд и съезд временной нагрузки.

На реках, где колебания горизонта воды в период работы переправы незначительны (до 0,5-0,6 м), пристань может быть сделана в виде постоянной конструкции на сваях, расположенной так, чтобы при самом низком горизонте воды около пристани была достаточная глубина для подхода парома.

При амплитудах колебаний горизонта воды до 1,5 2,0 м пристани устраивают в виде переходного мостика с подъемной опорой (рис. 148, а). При загрузке и разгрузке парома переходный мостик своим речным концом опирается на край парома. При отходе парома он опирается на опору, снабженную подъемными приспособлениями (талями) для регулирования положения мостика при различных уровнях воды в реке.

При пологих берегах и больших колебаниях уровня воды урезы высокого и низкого горизонтов отступают друг от друга в плане на большое расстояние. В этом случае причальное устройство должно передвигаться вместе с перемещением уреза воды.

На рис 148, б представлена конструкция причального устройства в виде скользящего треугольного мостика, перемещаемого по наклонному лежневому пути, сделанному на спланированном берегу. Скользящий мостик перемещают при помощи лебедок или ворота и закрепляют в положении, соответствующем имеющемуся горизонту воды.

На многоводных реках с большими колебаниями горизонта воды наиболее удобно причальное устройство в виде плавучей пристани- дебаркадера (рис. 148, в). В качестве дебаркадера используют баржу, располагаемую на таком расстоянии от берега,

Занятие № 1:
Виды переправ и их назначение
1

1. Изучить типовое строение и классификацию рек. 2. Ознакомить с видами переправ. Дать их назначение и характеристику. 3.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
1. Изучить типовое строение и классификацию
рек.
2. Ознакомить с видами переправ. Дать их
назначение и характеристику.
3. Довести порядок оборудования и
содержания переправ.

ЛИТЕРАТУРА:
Наставление по военно-инженерному
делу – М.: Воениздат, 1984. – 564 с.
Военная топография / А.А. Псарев,
А.Н. Коваленко, А.М. Куприн, Б.И. Пирнак.
– М.: Воениздат, 1986. – 384 с.

Реки и их характеристика

Река представляет собой водный поток, текущий в
естественном русле и питающийся за счет
поверхностного и подземного стоков своего
бассейна.
Исток (начало) реки находится около водораздела,
ниже по течению река принимает ряд притоков и
заканчивается устьем - местом ее впадения в море,
озеро или другую реку.

Лощина, по которой протекает
река, называется долиной, а ее
наиболее пониженная часть,
где происходит сток вод,-
руслом. Часть дна долины,
затопляемая в половодье,
называется
поймой
реки.
Берега рек бывают высокими
или низкими, а дно твердым
(песчаным,
галечниковым,
каменистым)
или
вязким
(глинистым,
илистым,
торфяным).
Основным
элементом реки является ее
русло.

Русло состоит из чередующихся
узких глубоких участков, имеющих
сравнительно спокойное течение
и называемых плесами, и
широких мелководных участков со
сравнительно быстрым течением,
называемых перекатами. Русло
реки образует многочисленные
излучины. Участки русла, на
протяжении которых наблюдается
резкое
падение
реки
при
значительной скорости течения,
называются
порогами.
Они
образуются обычно в местах
пересечения рекой скалистых
гряд
или
выходов
трудноразмываемых,
горных
пород, а также скоплений
валунов,
продуктов
горных
обвалов и т. д.

Линия наибольших глубин
русла образует фарватер,
который в соответствии с
расположением плесов и
перекатов
попеременно
приближается то к одному, то
к другому берегу реки.
Линия наибольших скоростей
течения
воды
образует
стрежень.
Разность высот уровней воды
устья реки и ее истока
называется падением реки, а
отношение падения реки или
отдельных ее участков к их
длине - уклоном реки
(участков) .

Свойства реки во многом зависят от ее
водного режима. Под режимом реки
понимаются сезонные колебания
уровня воды в ней и связанные с ними
изменения ширины, глубины и
скорости течения, а также явления
высыхания, замерзания и вскрытия. По
водному режиму реки, то есть
изменению во времени расхода воды,
различают
половодье
(ежегодно
повторяющееся в один и тот же
период года относительно длительное
увеличение уровня воды), паводок
(сравнительно кратковременное и
непериодическое поднятие уровня
воды в реке, возникающее обычно за
счет быстрого таяния снега, льда,
сильных
дождей),
межень
(продолжительное сезонное стояние
низкого уровня воды в реке).

Реки подразделяются на:

Реки
Горные
Равнинные
Горные
реки
текут
в
глубоких долинах с узким
дном, падение достигает
нескольких метров на 1 км,
течение бурное (до 7 м/с),
дно твердое (каменистое),
много стремнин, порогов и
водопадов, берега крутые и
обрывистые.
Равнинные реки текут в
широких долинах, падение
составляет всего несколько
сантиметров на 1 км,
течение спокойное (0,1 -
1,5 м/с), русла извилистые,
дно твердое (песчаное) или
вязкое (илистое), берега
пологие.

Реки
По ширине
По длине
на узкие (до 60 м),
на малые (до 100 км),
средние (от 60 до 150 м)
средние (100-500 км)
широкие или крупные
(свыше 150 м)
большие (свыше 500 км).

Реки
Постоянные
Пересыхающие

Виды переправ, их назначение и характеристика

Виды переправ:
десантные
паромные
мостовые
вброд
по дну и по глубоким бродам
ледяные переправы

ДЕСАНТНЫЕ ПЕРЕПРАВЫ
оборудуются для быстрого и рассредоточенного преодоления
водной преграды подразделениями первого эшелона
наступающих войск. Они осуществляются на:
-на боевых плавающих машинах;
-на самоходных переправочно-десантных
средствах;
-на десантных лодках;
-на высадочных средства;
-на местных плавсредствах;
-вплавь.

ПАРОМНЫЕ ПЕРЕПРАВЫ
оборудуются для переправы боевой и специальной техники, в
первую очередь танков, артиллерийских установок, средств
ПВО и личного состава. Для оборудования паромных переправ
применяются:
самоходные паромы (ГСП, ПММ-1,
ПММ-2);
паромы, собираемые из материальной
части понтонных парков;
паромы, собираемые из местных
плавсредств и материалов (баржи, лодки).

МОСТОВЫЕ ПЕРЕПРАВЫ
обеспечивают преодоление водных преград войсковыми
колоннами
и
обладают
наибольшей
пропускной
способностью. Для оборудования мостовых переправ в
первую очередь используются постоянные мосты, в случае
их отсутствия или разрушения используются:
наплавные мосты из понтонных парков
или барж;
мосты на жестких опорах, возводимые
войсками из местных материалов;
механизированные или разборные
мосты;
комбинированные мосты.

По дну и по глубоким бродам
Переправа танков под водой осуществляется с использованием
дополнительного оборудования для подводного вождения танков (ОПВТ).
При этом глубина водной преграды не должна превышать 5.0 м, скорость
течения должна быть не более 1.5м/с, а грунт дна и берегов, крутизна
съездов и выездов позволяют осуществлять движение танков без
остановок.

Вброд
При разведке брода основное внимание уделяют определению глубины,
скорости течения, проходимости грунта дна и берегов и крутизны берегов.
Обнаруженные на подходе минно-взрывные заграждения обозначают,
при необходимости в них проделывают проходы.
Броды выявляют путем опроса местных жителей, изучения
крупномасштабных карт, аэрофотоснимков, уточняют их разведкой на
месте по характерным признакам

Ледяная переправа
оборудуется зимой в период ледостава. В зависимости от
толщины и структуры льда, переправа личного состава и
техники может осуществляться по расчищенным от снега
трассам в одиночном порядке или в колоннах.

Оборудование и содержание десантных переправ

Для оборудования десантных переправ применяются
десантные лодки НЛ-8, НЛ-15, НЛ-30, ДЛ-10, плавающие
транспортеры ПТС-М и ПТС-2, а так же плавающие боевые
машины пехоты, бронетранспортеры и техника на их базе.
Оборудование десантной переправы включает:
- разведку участка водной преграды и прилегающей местности;
- производство разграждений на берегах и в воде;
- подготовка путей и оборудование съездов (выездов) на
исходном и противоположном берегу;
- подготовка площадок для погрузки (выгрузки) техники на
плавающие транспортеры;
- обозначение трасс для движения на воде;
- организация комендантской службы;
- организацию охраны и маскировку переправы.

Гусеничный плавающий транспортер ПТС-М
Транспортер ПТС может также использоваться для перевозок личного
состава и грузов по пересеченной и заболоченной местности.
Грузоподъемность на воде 10 тонн (при запасе плавучести 30%), при
перевозках по суше - 5 тонн. За один рейс транспортер ПТС может
переправить: две 85-мм пушки с расчетами или пушки и гаубицы калибра от
122 до 152 по одной с расчётами или 12 раненых на носилках или 72 солдата
с полным вооружением или два автомобиля типа УАЗ-469 или автомобиль от
УАЗ -452 до Урал -4320 (без груза).

Десантные лодки предназначены для переправы личного состава
мотострелковых частей (подразделений). Они бывают надувными (из
прорезиненного материала на капроновой основе, на 8 и на 30 человек) и
складными из бакелизированной фанеры.

Модернизированный плавательный
костюм
Предназначен
для
переправы
одиночных
военнослужащих.
Грузоподъемность костюма 90 кг. Время надевания 3-5 мин.
Переправляются в плавательном костюме в положении стоя, ноги
передвигают, как при ходьбе, ускоряя движение гребками. Скорость
переправы в костюме 10-12 м/мин.

Местные плавающие средства (лодки, катера, паромы, бочки,
автомобильные камеры, различные поплавки), а также местные
материалы (бревна, брусья, доски, хворост, тростник, камыш, солома)
применяют для устройства десантных и паромных переправ при отсутствии
или недостатке переправочных средств инженерных войск. Из местных
плавающих средств и материалов готовят паромы, плоты, плотинки,
поплавки.
Для изготовления поплавков применяют хворост, тростник, камыш и
солому.
Оболочкой
поплавков
служат
плащ-палатки,
брезент,
промасленные и прорезиненные ткани, полимерные пленки и др.

Оборудование и содержание паромных переправ
Для оборудования паромных переправ используются:
самоходные паромы ГСП и ПММ-2, перевозные паромы из
понтонных парков и паромы из местных плавсредств и
материалов. Погрузка техники на самоходные паромы
осуществляется под руководством командира парома, место
переправы на самоходных паромах должно соответствовать их
эксплуатационным возможностям на воде. Для передвижения
паромов используются катера или тягачи (при переправе по
канату).
Буксирно-моторные катера БМК-Т, БМК-130 и БМК-225
обеспечивают буксировку перевозных паромов при паромной
переправе, при мостовой переправе - ввод в линию моста
мостовых паромов.

Для переправы через водные
преграды танков, самоходных
орудий и другой гусеничной
техники весом до 52 тонн
имеются
гусеничные
самоходные паромы ГСП. Эти
машины на марше следуют в
танковой колонне и решают
задачу переправы тяжелой
техники. Скорость на плаву
10км/ час. Танк, находящийся
на пароме, может вести огонь.
Расчет парома ГСП составлял 10
человек, грузоподъемность ГСП
– 52 тонны при запасе
плавучести 70%, время на
развертывание парома ГСП 6-10
минут.

Экипаж, чел. - 3;
Масса машины, т. - 36;
Грузоподъемность одной машины на воде, т. - 42,5;
Время перевода из транспортного в боевое положение, мин. 6;
Ширина палубы, м. - 4,2;

Мостовые переправы в виде наплавных мостов,
оборудуются из материальной части понтонных парков.
Понтонно-мостовой парк ПМП-М предназначен для
оборудования мостовых и паромных переправ через водные
преграды и состоит из плавучих четырех понтонных складных
речных и береговых звеньев, оборудованных автомобилей
для транспортировки звеньев, выстилки и буксирно-моторных
катеров. В развернутом состоянии звенья представляют собой
готовые участки наплавного 60-тонного моста или парома при
длине речного звена – 6,75м и берегового - 5,5 и
грузоподъемностью: речного звена – 20 т и берегового - 10т.
Каждое звено перевозиться на одном автомобиле. Сброс их
на воду осуществляется непосредственно с машин, после чего
звенья автоматически раскрываются.

Для переправы через водные преграды шириной до 227 метров
инженерные войска располагают понтонным парком ПМП. Из комплекта
этого парка, перевозимого на 32 автомобилях Краз за 15-30 минут
собирается плавучий мост грузоподъемностью 60 тонн и длиной 227 метров
или грузоподъемностью 20 тонн длиной 382 метра. Для переправы войск
через более широкие преграды из этих понтонов можно собирать паромы
различной грузоподъемности (от 10 до 300 тонн). Для буксировки этих
паромов понтонный батальон имеет 12 катеров.

Тяжелый
механизированный
мост
ТММ-3 предназначен для
устройства
мостовых
переходов
через
препятствия шириной до
40 м и глубиной до 3 м с
целью пропуска через них
колесных и гусеничных
нагрузок весом до 60 т.
Комплект моста состоит из
четырех мостоукладчиков
на
шасси
автомобиля
КрАЗ-255Б, несущих на себе
мостовые блоки с опорами.

Для устройства стационарных переправ, переправ через преграды, где
невозможно применение плавающей техники, используются установки
строительства мостов УСМ, позволяющие строить деревянный 60-т. мост на
свайных опорах со скоростью до 60 метров в час.

Большой автодорожный разборный мост БАРМ предназначен для
строительства новых и восстановления разрушенных высоководных мостов
на
военно-автомобильных
дорогах
в
короткие
сроки.
Из материальной части БАРМ возводятся однопролетные и многопролетные
мосты с пролетами по 52,5 м под двухпутное движение с промежуточными
опорами. В качестве опор могут быть также использованы сохранившиеся
капитальные
и
временные
опоры.

Оборудование переправы вброд включает:
- разграждение реки и походов к ней;
- устранение препятствий в створе (заделка глубоких ям и
воронок, удаление или разрушение (удаление) крупных
валунов и других объектов, мешающих движению
техники);
- обозначение границ брода через 5-10 м указателями, в
темное время суток - фонарями или светящими знаками;
- установка ограждений от плавучих мин выше по течению
на расстоянии 200-300м;
- оборудование съездов и выездов из воды шириной не
менее 7м и уклоном не более 10%для колесной и 20% для
гусеничной техники.
Для каждого типа техники проходимость брода зависит
от его глубины, скорости течения и грунта дна.

Оборудование переправы по льду включает:
-инженерную разведку с определением расчетной толщины
льда,
-разграждение подходов к реке,
-расчистка от снега путей подхода к реке, трасс и выходов на
противоположный берег и их обозначение,
-оборудование съездов и выездов на лед.
Ширина трассы должна быть не менее 20 м, а расстояние
между соседними трассами - не менее 100 м.
Для пропуска одиночной машины расчетную толщину
льда определяют расчетным способом.

Инженерная техника, поступающая на вооружение на современном этапе

Плавающий гусеничный транспортер ПТС-4
Транспортер весом более 33 тонн оснащается многотопливным дизельным
двигателем мощностью 840 л.с. На грузовой платформе длиной 8,2 метра и шириной
3,3 м можно разместить до 18 тонн груза. На шоссе транспортер ПТС-4 может
разгоняться до 60 км/ч. Максимальная скорость на воде, благодаря применению двух
водометных движителей, достигает 15 км/ч. Запас хода по топливу на суше
превышает 580 километров, на воде – до 10,6 часов. Экипаж машины из двух человек
для самообороны может использовать крупнокалиберный пулемет, смонтированный
на закрытой установке.

Мостовой механизированный комплекс (ММК)
В состав комплекса ММК входят две мостосборочные и шесть транспортных машин,
выполненные на базе четырехосного шасси «Урал 532361-1012», а также собственно
мост модульной конструкции. Мост собирается из девяти секций наводочной балки и
девяти мостовых блоков. Балка устанавливается на преграду, после чего на нее
монтируются мостовые блоки. За 70-90 минут расчет комплекса может собрать мост
длиной до 40 метров и шириной не менее 4 метров. По мосту со скоростью не более
15-20 км/ч может перемещаться гусеничная техника весом до 60 тонн или колесная с
давлением не более 15 т на ось. Пропускная способность моста – до 400 машин в час.

Переправочно-десантный паром ПДП
В сложенном виде паром общим весом 29,5 тонн укладывается в поперечные
габариты транспортера. В разложенном - паром имеет длину 16,5 метра и ширину 10,3
м. Находясь на воде, ПДП может принять на борт груз общим весом до 60 тонн.
Для передвижения по воде паром имеет двигатель мощностью 330 л.с. и гребной винт.
Силовая установка размещена в корме парома, а на носу имеется кабина экипажа,
состоящего из двух человек. При полной нагрузке максимальная скорость - до 10 км/ч.
Запас топлива позволяет работать до 10 часов без дозаправки. Комплекс ПДП может
выполнять свои задачи при скорости течения до 2,5 м/с и волнении до двух баллов.

Модернизированный мостоукладчик танковый универсальный
МТУ-90М
Трехсекционный мост комплекса МТУ-90М позволяет преодолевать различные
препятствия шириной до 19 метров. Конструкция допускает проезд техники весом до
60 тонн против 50 тонн у МТУ-90. По мосту могут передвигаться не только гусеничные
или колесные боевые машины, но и автомобильная техника различных классов. Он
может
полноценно
участвовать
в
спасательных
операциях.

Задание на
самостоятельную работу:
Изучить материал занятия.
Знать: типовое строение и классификацию рек.
Виды
переправ
и
их
назначение
и
характеристики.

5.4.69. Основными задачами содержания наплавных мостов и паромных переправ являются организация безопасного и бесперебойного движения транспортных средств и людей через водные преграды и безопасного прохода судов на судоходных реках, предупреждение образования дефектов и своевременное устранение небольших повреждений в конструкциях мостов и паромных переправ, обслуживание причальных устройств, паромов и буксиров.

5.4.70. Наплавные мосты и паромные переправы оборудуются служебным помещением, спасательным и противопожарным оборудованием и средствами регулирования движения на подъезде к мосту или переправе. В темное время суток мосты и переправы освещаются (при наличии вблизи линий электропередачи, а на судоходных реках - в любом случае).

Паромные переправы также комплектуются необходимыми материалами (брезент, быстротвердеющий цемент, деревянные пробки и т.д.) для выполнения аварийных работ по ликвидации повреждений, а также средствами для быстрой откачки воды из плавсредств.

На судоходных реках наплавные мосты и паромные переправы оборудуются навигационными знаками. Знаки, режим их эксплуатации, разводка мостов и пропуск судов принимаются согласно действующих Правил плавания по внутренним судоходным путям.

5.4.71. Работы по содержанию паромных переправ и наплавных мостов назначаются на основании ежедневных осмотров конструкций, устройств и механизмов переправ, проводимых должностными лицами обслуживающего персонала в соответствии с их должностными обязанностями.

В процессе их содержания выполняются следующие работы:

Ежедневный осмотр всех конструкций, сопряжений, механизмов и устройств для разводки, подъема переходных пролетов и причалов, креплений буксиров, швартовых устройств, навигационных знаков, плавсредств и их внутренних помещений, а также ежесменные осмотры должностными лицами обслуживающего персонала вверенных им частей, конструкций и плавсредств с выявлением дефектов, повреждений плавсредств;

Постоянное наблюдение за состоянием якорных и других закреплений наплавных мостов, плавучих причалов, направляющих тросов, креплений паромов к тросам и буксиров к паромам, подтягивание якорных тросов и тросов закреплений;

Регулярную очистку от грязи проезжей части и тротуаров наплавных мостов, грузовых палуб и площадок для пассажиров паромов, переходных пролетов и конструкций пролетных строений, наблюдение за состоянием отвода воды с конструкций;

Проветривание в сухую погоду внутренних помещений плавсредств, откачка появляющейся воды;

Смазку направляющих роликов и блоков тросов для перемещения паромов и разводки наплавных мостов;

Техническое обслуживание двигателей, рулевых устройств и механизмов буксирных катеров и теплоходов, а также лебедок, механизмов для разводки наплавных мостов, подъема переходных пролетов;

Подтягивание болтовых соединений, подбивка скоб деревянных конструкций, регулировка элементов сопряжений;

Регулирование высотного положения причалов и переходных пролетов, разводка, сводка, сезонная разборка и наводка наплавных мостов;

Уход за настройками плавсредств, спасательными средствами, навигационными знаками, семафорами и средствами регулирования движением, павильонами и помещениями для ожидания пассажиров.

5.4.72. К числу профилактических работ на паромных переправах и наплавных мостах, не требующих прекращения работы переправы в целом или отдельных технических средств в составе переправы, относятся:

Восстановление на проезжей части элементов искусственной шероховатости металлических покрытий, замена отдельных досок настилов и локальный ремонт покрытий проезжей части и тротуаров наплавных мостов, переходных пролетов и причалов, грузовой палубы и площадок для пассажиров паромов;

Устранение просадок в местах сопряжения переходных пролетов с подходами;

Восстановление или замена отдельных секций или участков перил, ограждений, колесоотбойных брусьев на наплавных мостах, паромах, причалах и подходах (в зоне ожидания автотранспорта), шлагбаумов, устанавливаемых перед въездом на переправу;

Замена обшивки свайных опор переходных частей и причалов, ледорезов;

Очистка от гнили, устранение повреждений, антисептирование и окраска отдельных деревянных элементов пролетных строений наплавных мостов на отдельных плавучих опорах, переходных пролетов и причалов;

Устранение отдельных раковин и трещин, локальное восстановление защитного слоя железобетонных элементов пролетных строений и причалов, надводной части железобетонных понтонов и дебаркадеров;

Замена отдельных поперечин, простых прогонов, замена или правка отдельных связей;

Зачистка, шпатлевка и подкраска отдельных элементов и участков надстроек и надводного борта плавсредств;

Замена швартовых цепей, якорных и направляющих тросов и тросов закреплений, а также креплений тросов к плавучим опорам, паромам и берегам, креплений буксиров к паромам;

Исправление и замена такелажа, сигнальных (семафорных) мачт, навигационных знаков и огней;

Мелкий ремонт двигателей буксирных теплоходов и катеров, лебедок, пожарных и осушительных насосов;

Устранение локальных повреждений обшивки плавсредств и их течи, локальных повреждений надстроек, отдельных узлов и систем плавсредств, причалов, сопряжений и переходных трапов, а также мелкие ремонтные работы во внутренних помещениях плавсредств.

5.4.73. При планово-предупредительных работах (ППР) все мероприятия могут проводится при ограничении или запрещении движения через переправу. Сюда входят:

Полная замена настила или устройство нового асфальтобетонного покрытия на проезжей части и тротуарах наплавных мостов, переходных пролетов и причалов, на грузовой палубе и площадках для пассажиров паромов;

Полная замена перил, ограждений и колесоотбойных брусьев на наплавных мостах, паромах, причалах и переходных пролетах, подходах в зоне ожидания автотранспорта, восстановление тротуаров на наплавных мостах, на сопряжении пролетов с насыпями подходов, балочной клетки;

Сплошная окраска металлических конструкций, корпусов и надстроек плавсредств, полное антисептирование и окраска деревянных конструкций, устройство или полное восстановление защитных покрытий, устранение многочисленных раковин и трещин на бетонных и железобетонных конструкциях;

Замена и усиление части обшивки и отдельных элементов набора корпуса плавсредств, заделка повреждений корпуса железобетонных понтонов и дебаркадеров;

Ремонт главных двигателей, устройств и систем буксирных теплоходов и катеров, самоходных паромов;

Восстановление поврежденных отдельных балок пролетных строений, замена связей и опорных частей.

5.4.74. При содержании переправ с приближением холодов организуют постоянное наблюдение за режимом реки.

При появлении на реке шуги систематически скалывают лед с бортов плавучих опор и судов, тросов и якорных канатов. Днища плавсредств очищают путем протаскивания стального троса. Для предохранения якорных канатов от перерезания льдом на них надевают отрезки металлических труб или короба, сколоченные из трех досок.

Причальные устройства защищают ограждениями (бонами), расположенными с верховой стороны и при необходимости с низовой. Боны устраивают из одиночных или спаренных бревен и надежно закрепляют анкерами (зачаливают).

5.4.75. На период паводка, ледохода, а также ледостава при небольшой интенсивности движения наплавные мосты убирают в затоны или наименее опасные участки реки. Место стоянки понтонов предохраняют ледорезами. Лед вокруг свай причальных устройств скалывают, лунки утепляют соломой, хворостом и пр.

При интенсивном движении через переправу и слабом ледяном покрове наплавные мосты на зимний период сохраняют. Для этого вокруг моста устраивают и поддерживают майну весь зимний период, а плавучие средства регулярно очищают от наледей.

5.4.76. Повреждения обшивки плавающих средств ликвидируют по мере их появления. В качестве временных мер применяют: накладки из досок, плотно прикрепляемые к поврежденным участкам деревянных обшивок на шпатлевке, битумной мастике и т.д., деревянные пробки для заделки мелких единичных пробоин в стальной обшивке, стальные листы для заделки отдельных больших пробоин, брезентовые пластыри, а также быстротвердеющий бетон для тампонажных работ.

Плавсредства паромных переправ (паромы, буксиры, плавучие причальные устройства) и наплавных мостов эксплуатируются в соответствии с документами по речному транспорту.

5.4.77. Грузовая палуба паромов ограждается колесоотбойным брусом, а площадка для перевозки пассажиров отгораживается от грузовой палубы и со стороны борта перилами с поручнями. Вход на палубу ограждают съемными предохранительными тросами или закрывают подъемными аппарелями.

На подходе к переправе устанавливают шлагбаумы и соответствующие дорожные знаки (в том числе схема расстановки транспортных средств на пароме), наносят необходимую дорожную разметку, устанавливают ограждения и другие устройства для обеспечения безопасности движения, а также павильоны для пассажиров.

5.4.78. Закрепление троса (каната) на пароме с буксиром выполняют с обеспечением возможности его быстрой отдачи, чтобы избежать столкновения парома с плывущими по реке предметами или льдинами.

Причальные устройства паромных переправ выполняются с обеспечением возможности эксплуатации переправы в условиях изменения уровня воды. Глубина воды около причала допускается не менее, чем на 25 см больше максимальной осадки парома (с учетом крена). Содержание и ремонт причальных устройств и надстройки наплавных мостов в зависимости от их материала и конструкций выполняют согласно соответствующих разделов настоящей главы.

5.4.79. Все элементы конструкций переправ защищают от коррозии или загнивания. Металлические элементы плавсредств окрашивают битумными красками, а деревянные - просмаливают. При ослаблении якорных закреплений плавучих опор или их смещении подтягивают канаты или производят утяжеление якорей.

Технология устранения повреждений металлических, железобетонных и деревянных конструкций пролетных строений и других элементов аналогична применяемым на мостовых сооружениях на постоянных опорах.

В России заказать наплавной автомобильный мост можно только в нескольких производственных компаниях, и наша «Перфект плюс» является среди них одной из лучших. Несмотря на то, что наплавные мосты, являющиеся разновидностью понтонных, в основном используются для нужд военных, они могут принести огромную пользу в народном хозяйстве. На несудоходных реках строительство наплавных мостов может быть достойной альтернативой дорогих конструкций на постоянных опорах. Широкие возможности таких конструкций подтверждает решение Министра обороны С.Шойгу навести через Волгу наплавной железнодорожный мост около Ярославля. Общая протяжённость подобных сооружений, возводимых в регионах железнодорожными войсками, составит более 5,5км. Низководный наплавной мост может использоваться для существенного сокращения длины маршрута при вывозе урожая, а также при проведении реконструкции или ремонта существующего перехода через реку.


Преимущества и недостатки понтонных мостов

Основным достоинством, которым обладает каждый понтонный мост, является простота его транспортировки в любую точку страны. Доставка к месту установки может осуществляться железнодорожным, автомобильным, водным или авиационным транспортом в разобранном состоянии. После поступления всех элементов к месту сборки, монтаж и ввод переправы в эксплуатацию могут быть осуществлены в сжатые сроки. Кроме этого:

  • Не требуется проводить исследование строения дна реки и устанавливать опоры;
  • При необходимости, конструкция может быть перемещена на значительное расстояние без полной разборки, что позволяет использовать один комплект для поочерёдного решения аналогичных задач;
  • Конструкция может использоваться для оперативного решения транспортных проблем в зонах стихийного бедствия;
  • Возможна установка наплавных мостов при строительстве промышленных объектов в малонаселённых районах, для эксплуатации до возведения постоянной конструкции;
  • Понтонные мосты могут быть спроектированы и изготовлены по желанию и техническому заданию заказчика.


Существенным недостатком наплавных мостов считается невозможность их эффективной эксплуатации во время весеннего паводка или ледохода. Требуется повышенная осторожность при их использовании во время сильного ветра. Создают они большие проблемы и для судоходства, поэтому на судоходных реках требуется дополнительное согласование их сооружения. Проблема может решаться выводом нескольких звеньев переправы на время пропуска каравана судов.

Классификационные признаки наплавных мостов

1. По сроку использования:

  • Постоянные. Требуют повышенного внимания во время паводков и ледохода, что не позволяет широко применять их на всей территории России, но широко используются в регионах с мягким климатом;
  • Сезонные, отличающиеся от постоянных тем, что демонтируются на время схода паводковых вод и ледохода. Строительство наплавных мостов, даже при условии их регулярного демонтажа, намного дешевле, чем опорных;
  • Временные, используемые на время возведения капитальных мостов, а также проведения военных операций и спасательных или аварийно-восстановительных работ.

2. По назначению:

  • Пешеходные;
  • Автодорожные;
  • Железнодорожные;
  • Комбинированные, как правило, все низководные наплавные мосты могут использоваться для перемещения не только транспортных средств, но и пешеходов.

3. По конструктивным особенностям речной части:

  • Разрезная система – подразумевается применение барж большой грузоподъёмности. Каждый пролёт перекрывается одной балкой. Затопление любой из барж (понтонов) выводит его из строя;
  • Неразрезная система – намного более живуча, так как пролёт опирается на несколько понтонов. Затопленный понтон может быть заменён после остановки движения по мосту;
  • Шарнирная система – наиболее живучая и надёжная. Затопленный понтон может быть заменён без остановки движения.

Продажа наплавного моста, как правило, осуществляется только после выяснения множества нюансов его использования. Заказчик должен точно знать требуемую грузоподъёмность, ширину реки и строение берега в месте установки, а также максимальную величину изменения уровня воды.

Несмотря на то, что строительство понтонных мостов занимает небольшой промежуток времени, их эксплуатация требует постоянного наблюдения специалистов. Особенно во время паводков или ледохода. Специалистами нашей компании «Перфект плюс» заключаются договора на обслуживание наплавных мостов собственного производства и приобретённых у сторонних организаций. Осмотру и контролю целостности подлежат не только несущие конструкции и понтоны, но и невидимые снаружи системы якорного закрепления, испытывающие значительные нагрузки. Своевременно проведённое специалистами обслуживание понтонных мостов существенно продлевает срок их эксплуатации. Особое внимание следует уделять целостности защитных покрытий подводной части понтонов и элементам шарнирных соединений.

Конструкции металлических мостов

    Мост не устанавливается сам по себе. Требуется оборудование береговой линии, подвод электроэнергии и жильё для обслуживающего персонала. Все необходимые металлоконструкции можно заказать в этой компании. Поставка из одних рук всегда предпочтительнее, чем поиск различных поставщиков.

Назначение - плавучий разводной автодорожный мост через судоходные реки, относящиеся к разряду "Р" Речного Регистра РФ.

Секции на плаву удерживаются от напора течения якорями Холла по 1000 кг, набивание троса производится ручными шпилями. Разводка моста на плаву осуществляется катером.
Грузоподъемность (масса проезжающих транспортных средств) - 28 тонн
Движение односторонние, ширина проезжей части моста -3.5 м
Ширина пешеходных тротуаров - 2х0.75 м
Высота леерного ограждения - 1 м
Осадка без нагрузки - 0.41 м
Осадка при максимальной нагрузке (28 т.) - 0.7 м
Ширина судового хода 40-80 м.
Скорость движения транспортных средств - 10 км/час.
Максимальная скорость ветра 15 м/с (7 баллов по шкале Бофорта)

На концевых понтонах установлены ручные шпили ШР-2 усилием 700 кгс и по 2 литых кнехта. Проезжая часть в сечении представляет собой 4 сварных балки 1450 мм., связанных по длине швеллером 27 с шагом 900 мм. По балкам настил из листа S=8 мм. шириной=5100 мм., по концам (по ширине) окантован швеллером 27. Проезжая часть для автомашин обозначена конструктивным полособульбом 16 на расстоянии 3500 мм. по ширине моста симметрично. На каждых 50 м. длины моста установлены 8 светильников по 60 Вт каждый. На настиле проезжей части навариваются противоскользящие точки.

Новое на сайте

>

Самое популярное