Домой Медицина  Примеры речевых разминок на уроках чтения. Речевая разминка: Лев, тигр, лошадка и другие упражнения

Примеры речевых разминок на уроках чтения. Речевая разминка: Лев, тигр, лошадка и другие упражнения

Речевые разминки для уроков литературного чтения

2-4 классы

    РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

1. Упражнения для дыхания:

а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

5, 10, 15;

«Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».

II . Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

2. Слоги:

он ан ун ын

на ня нё ню

нан нон нун нен

нте нты нтя нту

на – на – на – во дворе растет сосна;

но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

ан – ан – ан – собери свой чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

Соня Зине принесла малину в корзине.

Пош__ Му__ на ба__

И купи__ само__:

Приходи__ тарака__

Я вас чаем уго__ !

II . Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;

в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».

(Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).

Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.

II . Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.

Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.

2. Слоги:

та то ту тя

тё ты от ыт

ет ит ут ют

тат тнэ тну тны

III . Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки.

та – та – та – у нас дома чистота;

ты – ты – ты – сметану съели все коты;

ти – ти – ти – съели кашу всю почти:

тё – тё – тё – отложили мы шитьё;

то – то – то – стали мы играть в лото;

ат – ат – ат – берём с собою самокат.

IY .Упражнения для интонации:

Ткет ткач ткани на платье Тане.

III. Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

А – О – У – Ы – И – Е – Ю

_______ _______

II . Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

2. Слоги:

ар ор ур ыр

ра ро ре ря

рар рир рок рер

тыр сар рян рюн

рты рсю рлы лрю

III . Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки.

ра – ра – ра –Кате спать пора;

ро – ро – ро – на полу стоит ведро;

ры – ры – ры – летают комары;

ор – ор – ор – подмели мы двор;

арь – арь – арь – на стене висит фонарь.

IY .Упражнения для интонации:

Испугался Рома грома,

Заревел он громче грома.

Y . Упражнения развивающие скорость чтения вслух и молча,

умение угадывать последующий текст.

Надо, надо умывать____

По ут____ и вече____

Я сего____ сби___ с ног –

У меня про____ ще____.

Два часа его зва____

Два ча___ его жда___.

IY . Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

А – О – У – Ы – И – Е – Ю

_______ _______

II . Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

2. Слоги:

аг ог иг ге

гаг гок гос ган

лаг ляг бяг губ

гюп зёг газ выг

гно гка гсы сгя

III . Упражнения для интонации:

Раз в г алошу села Лошадь

И сказала: «Я – Г алошадь,

На г итаре, на г армошке

Буду делать иг о – г ошки!»

2.Загадай загадку.

Произнеси её медленно, отчётливо, подчеркивая голосом выделенные слова.

Под гору – коняшка,

В гору – деревяшка.

Y . Упражнения развивающие скорость чтения вслух и молча,

умение угадывать последующий текст.

Мы не замети___ жу___

И ра___ зим___ закры___ .

Y . Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

вдох – выдох

II . Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

2. Слоги:

ас ос ус юс ис

са сэ ся сы со

сос сук син тос тес

стя тси тсо сне скё

3. Произнеси отчетливо, выделяя голосом звук (с).

АСЯ тесто ананас

САНЯ сито аисты

КОСТЯ санки институт

СОНЯ носик танкист

СЕНЯ сынок таксист

Са – са – са – в лсу бегает ___________ ;

Со – со – со – у Вовы ____________ ;

Ос – ос – ос – на поляне много ________ ;

Су – су – су – было холодно в _____ ;

Усь – усь – усь – на лугу пасётся _____ .

IY .Упражнения для интонации:

Купила бабуся бусы Марусе.

YI. Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

вдох – выдох

вдох, а на выдохе произносим звуки п с ш

вдох,а на выдохе произносим слоги за. ша, ва

вдох, а на выдохе произносим скороговорку: на дворе трава, на траве дрова

II . Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

2. Слоги:

Ач оч уч ыч ич

Ча чу че чо че

Чач чук чон чуд деч

Соч мяч нча кчу чня

III . Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки;

ча – ча – ча – горит в комнате ________ ;

чу – чу – чу – молоточком я _________ ;

оч – оч – оч – наступила ________ .

IY .Упражнения для интонации:

Часовщик, прищурив глаз

Чинит часики для нас.

Произнести с чувством радости.

Произнести с чувством огорчения.

Произнеси с чувством обиды.

YII . Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

А – О – У – Ы – И – Е – Ю

_______ _______

II . Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

2. Слоги:

аж ож уж иж эж

жи жу жа жё жо

жаж жиж жин жиж жан

жир меж чуж важ вюж

III . Упражнения для развития речевого аппарата. Чистоговорки.

Жу – жу – жу - молоко дадим _________ ;

Жа – жа – жа – есть иголки у _________ ;

Жи – жи – жи – здесь живут ________ ;

Же – же – же – дождь пошел ________ ;

Жо – жо – жо – лужок, творожок, снежок, _________ .

IY .Упражнения для интонации.

Чижи, ужи, ежи, стрижи,

Жирафы, мыши и моржи,

Шиповник, шины, камыши,

Машины и карандаши.

Y . Допиши загадку в рифму.

Удивительный ребенок!

Только вышел из ________

Может плавать и нырять,

Как его родная ________ .

С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,

Скачет по _______

Рыжий _________ .

YIII . Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;

в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».

(Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).

Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.

II . Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.

Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.

2. Слоги:

ак ок ук ык

ко кя ку кю

кик кан кын ник

кит так ткы кне

III . Упражнения для развития речевого аппарата. Тараторки.

Не хочет косой

Косить косой.

Говорит: «Коса, коса».

IY .Упражнения для интонации:

Скороговорки:

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон!

IX . Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

вдох – выдох

вдох, а на выдохе произносим звуки п с ш

вдох,а на выдохе произносим слоги за. ша, ва

вдох, а на выдохе произносим скороговорку: на дворе трава, на траве дрова

II . Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

2. Слоги:

ал ол ыл эл

ля ли ле лу

лал лук лос лын

лну лко лтю лся

Ло – ло – ло - на улице тепло.

Лу – лу – лу - стол стоит в углу.

Ул – ул – ул – у нас сломался стул.

Оль – оль – оль – мы купили соль.

IY .Упражнения для интонации:

Лара и Валя играют на рояле.

X . Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

А – О – У – Ы – И – Е – Ю

_______ _______

II . Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

2. АОУ ОИА АЫИ УАИ

ОИЭЯ АЮОЕ ЁИЯО

О. О! О? У. У! У?

Ия. Ия! Ия?

3. Произнеси отчетливо, выделяя голосом звук (Й).

МАЙ ЛАЙ ВОЙ САРАЙ

СТОЙ ПРЫГАЙ БЕГАЙ

ЗАЙКА ЗМЕЙКА ЛАЙКА

УРОЖАЙ ЙОГУРТ ТАЙНА

III . Упражнения для развития речевого аппарата.

ОЙ – ОЙ – ОЙ –это ластик твой?

АЙ – АЙ – АЙ – наступил теплый май.

ЕЙ – ЕЙ – ЕЙ – приходи скорей.

IY .Упражнения для интонации:

ТАЩИЛ АВДЕЙ МЕШОК ГВОЗДЕЙ,

ТАЩИЛ АВДЕЙ МЕШОК ГРУЗДЕЙ.

АВДЕЙ ГОРДЕЮ ДАЛ ГВОЗДЕЙ.

ГОРДЕЙ АВДЕЮ ДАЛ ГРУЗДЕЙ.

XI . Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

А – О – У – Ы – И – Е – Ю

_______ _______

II . Упражнения для дикции:

    И – Э – А – О – У – Ы

    Слоги:

Аф оф уф ыф

Фа фо фу фы

Фон фин фен фас

Фич люф кеф фро

III . Упражнения для развития речевого аппарата.

Фон – фон – фон – мы купили телефон.

Фе - фе – фе – скоро мы пойдем в кафе.

Фет – фет – фет – съели килограмм конфет.

IY .Упражнения для интонации:

У Фили были,

У Фили жили,

Филю же и побили.

XII . Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

А – О – У – Ы – И – Е – Ю

_______ _______

II . Упражнения для дикции:

1.И – Э – А – О – У – Ы

2. Слоги:

АВ ОВ УВ ЫВ

ВА ВО ВУ ВЯ

ЛОВ ЛЕВ ВОЛ СОВ

ВЛУ ЛВЫ РВЫ ВРО

III . Упражнения для развития речевого аппарата.

ВА – ВА – ВА – БУДЕМ МЫ ИГРАТЬ В СЛОВА

ВАР – ВАР – ВАР – СЕГОДНЯ ПИЛИ МЫ ОТВАР

АВ – АВ – АВ – ЗАШИВАЛИ МЫ РУКАВ

IY .Упражнения для интонации:

В зимний холод всякий молод.

Произнести с чувством радости;

с чувством огорчения;

с удивлением.

XIII . Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

А – О – У – Ы – И – Е – Ю

_______ _______

II . Упражнения для дикции:

И – Э – А – О – У – Ы

III . Озвучь!

Произнеси скороговорку, делая ударение каждый раз на другом слоге.

Не руби дрова

На траве двора.

IY . Озвучь и изобрази!

Серый волк в густом лесу - Сколько взяли?

Встретил рыжую лису. – Шерсти клок.

    Лизавета, здравствуй! Ободрали правый бок,

    Как дела, зубастый? Хвост отгрызли

    Ничего идут дела. В драке.

    Голова ещё цела. – Кто отгрыз?

    Где ты был? - Собаки.

    На рынке. – Сыт ли, милый куманек?

    Что купил? - Еле ноги уволок!

    Свининки.

XIV . Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

вдох – выдох

вдох, а на выдохе произносим звуки п с ш

вдох,а на выдохе произносим слоги за. ша, ва

вдох, а на выдохе произносим скороговорку: на дворе трава, на траве дрова

II . Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

2. Слоги:

ащ ощ ищ ющ

щу ща щи ще

Щащ щок щус щан

кыщ лащ лщи щпе щза

III . Упражнения для развития речевого аппарата.

Ща – ща – ща – мы несем домой леща,

Ащ – ащ – ащ – мы надеемся на плащ.

Щит – щит – шит – птенец в гнезде пищит.

Щик – щик – щик – ящик, выдумщик, сыщик.

IY .Упражнения для интонации:

Два щенка, щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

XV. Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

вдох – выдох

вдох, а на выдохе произносим звуки п с ш

вдох,а на выдохе произносим слоги за. ша, ва

вдох, а на выдохе произносим скороговорку: на дворе трава, на траве дрова

II . Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

2. Слоги:

аш ош уш ыш

шу ши ше шо

Шош шуш нош душ

Што шти тша шва

III . Упражнения для развития речевого аппарата.

Ша – ша – ша – мама моет малыша.

Шу – шу – шу – я письмо пишу.

Аш – аш – аш – у Марины карандаш.

IY .Упражнения для интонации:

Саша шапкой шишки сшиб.

Прочитай с чувством радости,

с чувством огорчения,

с удивлением.

    Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;

в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».

(Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).

Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.

II . Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.

Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.

2. Слоги:

ам ом ым ям

мё мю му ме

мим мат мёт кям

мев кми мну рмя

III . Упражнения для развития речевого аппарата.

Ма – ма – ма – дома я сама.

Му – му – му – молоко кому?

Мо – мо – мо – едим эскимо.

Мы – мы – мы – прочитали мы.

Ми – ми – ми – поем ноту «ми».

IY .Упражнения для интонации:

Мед в лесу медведь нашел,

Мало меду, много пчёл.

XVII . Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;

в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».

(Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).

Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.

II . Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.

Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.

2. Слоги:

аз оз из уз

яз зу зы зе

Заз зын нуз каз

Зюр зты сзо зло

III . Упражнения для развития речевого аппарата.

За – за – за – уходи домой коза.

Зу – зу – зу – моем Катю мы в тазу.

Зок – зок – зок – мы споем ещё разок.

IY .Упражнения для интонации:

Скороговорки

У зайки Бубы заболели зубы.

XVIII. Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;

в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».

(Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).

Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.

II . Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.

Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.

2. Слоги:

од уд ид ед

дё де ди дю

дыл дид дол дас

сад пуд нду кдо

III . Упражнения для развития речевого аппарата.

Ду – до – да – гудят провода.

Док – док – док – любим мы поесть медок.

Вод – вод – вод – тётя Люда – садовод.

IY .Упражнения для интонации:

Дед Додон в дуду дудел,

Димку дед дудой задел.

1. Речевая разминка

Цель речевой разминки заключается в том, чтобы настроить детей на работу, чтобы дети осознали диапазон своего голоса, чтобы привить определенную культуру пользования речевым аппаратом, чтобы воспитать у учеников чувство ответственности и за то, что они говорят, и за то, как они произносят речь, чтобы дети научились фиксировать внимание на исполнительской стороне своей и чужой речи. Упражнения по технике речи необходимы практически всем ученикам: одним они помогают исправлять недостатки речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки, всем – позволяют настроиться на урок и подготовить речевой аппарат к говорению.

Речевая разминка направлена на решение нескольких задач: совершенствование четкости произношения, развитие дикции, правильного дыхания; кроме того, она способствует формированию выразительности речи, развитию основных приемов выразительного чтения.

Речевая разминка включает в себя несколько этапов:

Первый этап речевой разминки дыхательные упражнения, так как правильное речевое дыхание – основа речи. Этот этап разминки решает следующие задачи: научить различать элементы речевого дыхания (вдох, выдох, задержка дыхания, добор воздуха); выработать умение делать правильный вдох (носом); научить «увеличивать объем легких» за счет правильно распределенного воздуха; развивать умение правильно выдыхать.

Второй этап речевой разминки – это артикуляционные упражнения, цель которых «разогреть» мышцы языка, щек, губ, что обеспечит им наибольшую подвижность при говорении («вкусное варенье», «почистим зубки», «лошадка» и т.д.)

На третьем этапе речевой разминки, его мы называем «Не запутайся в звуках!», нужно продемонстрировать смыслоразличительную функцию четкого артикулирования звуков, добиваться отчетливого произнесения похожих по звуковому составу слов или групп слов, уметь слышать артикуляционные недочеты в своей и чужой речи.

На четвертом этапе , мы его называем «Не сломай язык», работаем над произнесением разных сочетаний звуков; демонстрируем образцы четкого проговаривания скороговорок в любом темпе. Начинаем работу с коротких легких текстов. Главная задача: научить отчетливо, произносить каждый звук, обращать внимание на работу губ, положение языка, правильное дыхание.

2. Дыхательная разминка

Дыхательная разминка – действенный метод кинезотерапии, она увеличивает объём выдыхаемого и вдыхаемого воздуха, с последующей локализацией выхода, тренирует его глубину, ритмичность, всемерно способствуя постановке диафрагмально-речевого дыхания, нужного для коррекции различных речевых аномалий.

2.1. Упражнения на дыхание

«Снег»

Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

«Волшебные пузырьки»

Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

«Дудочка»

Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

«Цветочный магазин»

Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.

«Косари»

Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и «отведение косы» в сторону, на сильную – выдох и «взмах косой».

«Снег и ветер»

Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики – «снег» – и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.

«Кто спрятался?»

На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.

«Фокус»

Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

«Свеча»

Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку.

«Деревья»

Упражнение аналогично упражнению «Кто спрятался?» Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева), на которую предлагается дуть.

«Греем руки»

Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

Ветер и листья»

Вдох на выдохе, раскачиваясь с поднятыми руками, продолжительно произносят «Ф», затем на одном выдохе – ступенчато произносят звук «П» и постепенно опускают руки вниз (листья падают).

«Пузырь»

Надувайся пузырь, надувайся большой, да смотри не лопни…Лопнул: ш-шш-ш (руки разводят в стороны, хлопок)

«Математик»

Счет на выдохе от 1 до 5 и обратно; добрать воздух – счет до 5; добрать воздух от 5 до 1.

«Шарик»

Надувала кошка шар, а котенок ей мешал: Подошел и лапкой – топ! А у кошки шарик – лоп! Ш- Ш- Ш…

«Пчелки»

Глубокий вдох – на выдохе громко считаем до тех пор, пока не кончится воздух

Как-то раз пчела мед
В улей принесла (глубокий вдох) раз пчела, два пчела…

«Медвежата»

Представить, что дети маленькие медвежата и просят у мамы медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, четко произнося звук «М».

Мам, меду б нам.
Мам, молока бы нам.
Мам, малины б нам и т.д.

«Футбол»

Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

«Обрызгайте бельё водой» (в один приём, три, пять)

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё.

«Листопад»

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки, с какого дерева упали.

«Бабочка»

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

2.2. Упражнения по методике А.Н. Стрельниковой

Правила выполнения дыхательной гимнастики по методике

1. Думайте о вдохе носом, тренируйте его. Вдох резкий, короткий (как хлопок в ладоши).
2. Выдох уходит после вдоха самостоятельно через рот. Не задерживайте и выталкивайте выдох. Вдох – предельно активный (носом), выдох абсолютно пассивный (через рот).
3. Вдох делается одновременно с движениями. В стрельниковской дыхательной гимнастике нет вдоха без движения, а движения без вдоха.
4. Все вдохи делаются в темпоритме строевого (все видели, как маршируют солдаты).
5. Счет в стрельниковской дыхательной гимнастике идет не по 5 и 10, как в традиционной, а только по 8. Считать мысленно, не вслух.

Первое упражнение – «Ладошки». И. п.: прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и «по ладони зрителю» – «поза экстрасенса». Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательные движения)
Следите за тем, чтобы в момент вдоха плечи не поднимались. Сделайте 4 резких, ритмичных вдоха носом (то есть «шмыгните» 4 раза). Затем руки опустите, отдохните 3-4 секунды – пауза. Сделайте 4 коротких и вдоха, снова – пауза. Помните! Активный вдох носом пассивный выдох через рот. Норма: «пошмыгайте» носом 24 раза по 4.

Второе упражнение – «Погончики». И. п.: прямо. Кисти рук сожмите в кулачки и прижмите к поясу. В момент вдоха толкайте кулачки вниз к полу, бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые тянутся к полу). Затем кисти рук возвратите в исходное положение на уровень пояса. Плечи расслаблены – дох ушел. Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд уже не 4 вдоха-движения, а 8. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов-движений Норма: «про­вожайте» носом 12 раз по 8.

Третье упражнение – «Насос» (накачивание шины). И. п.: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем ши­рина плеч. Сделайте легкий наклон вперед (руками тянитесь к полу, но не касайтесь его) и одновременно резкий и короткий вдох носом во второй половине на­клона. Вдох должен кончится вместе с наклоном. Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь и снова наклонитесь с коротким шумным вдохом. Возьмите в руки свёрнутую газету (палочку), имитируйте накачивание шины автомобиля.
Наклоны делайте ритмично и легко, низко не кланяйтесь, вполне достаточно наклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.
Помните! «Накачивать шину» нужно в темпоритме строевого шага. Делать подряд уже не 8 вдохов-движений, а 16. Затем отдых 3–4 секунды и снова 16 вдохов-движений. Выдох уходит после каждого вдоха самостоятельно (пассивно) через рот.

Четвертое упражнение – «Кошка» (приседание с поворотом). И. п.: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч (ступни ног в этом упражнении не должны отрываться от пола). Сделайте легкое танцующее приседание и одновременно с приседанием – поворот туловища вправо – резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево, и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо-влево, вдох справа – вдох слева.
Выдохи уходят между вдохами сами. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот только в талии. Сделайте подряд не 16 вдохов-движений, а 32. Затем отдых 3-4 секунды и снова 32 вдоха-движения. Норма: сделайте 3 раза по 32 вдоха-движения (32 + 32 + 32 = 96 – 1 стрельниковская «сотня»).

Пятое упражнение – «Обними плечи» (вдох при сжатии грудной клетки). И. п.: руки согните в локтях и поднимите на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи, и одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу (а не крест-накрест), ни в коем случае не меняйте! их (все равно, какая рука сверху – правая или левая)! широко в стороны не разводите, и не напрягайте.
Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка). Норма: сделайте 3 раза по 32 вдоха-движения. Отдых после каждой «тридцатки» (32 вдоха-движения) – 3 – 4 секунды.

Шестое упражнение – «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»). И. п.: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Наклон вперед – руки тянутся к полу (вдох). И сразу, без остановки (слегка! прогнувшись в пояснице), наклон назад – руки обнимают плечи. И тоже вдох. Кланяйтесь вперед – откидывайтесь назад, вдох с пола – вдох с потолка. Выдох уходит в промежутке между вдохами сам (не задерживайте и не выталкивайте выдох).

3. Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения, похожие на упражнения обычной гимнастики, только предназначены они для органов артикуляции.

Подвижность и точность работы органов артикуляции: языка, губ, маленького язычка (небной занавески) является одним из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков. Наиболее подвижным органом артикуляции, от которого зависит качество произношения звуков, является язык. Большая часть упражнений артикуляционной гимнастики относится именно к языку как наиболее рабочему органу.

Кончик языка может опускаться за нижние зубы (как при звуках [с, з, ц]), может подниматься за верхние зубы (звуки [т, д, н]), может прижиматься к альвеолам (звук [л]), может вибрировать под напором выдыхаемой струи воздуха (звук [р]).

Передняя часть спинки языка без участия кончика языка может подниматься к альвеолам, образуя с ними щель (звуки [с, з, ц]), может подниматься к небу вместе с кончиком языка и образовывать с ним щель (звуки [ш, ж, щ]).

Средняя часть языка не так подвижна. Без продвижения передней или задней части языка она может только подниматься к твердому небу, это движение необходимо при произнесении звука [й] и всех мягких звуков.

Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с небом (звуки [к, г]), или образовывать с ним щель, при образовании звука [х].

Боковые края языка могут приподниматься, прижимаясь к внутренней поверхности коренных зубов, и не пропускать в бок выходящую струю воздуха (звуки [с, з, ц, ш, ж, щ, ч, р]), могут опускаться и пропускать воздушную струю (звук [л]).

Подвижность губ также играет значительную роль в образовании звуков. Губы могут вытягиваться в трубочку (звук [у]), могут округляться (звук [о]), растягиваться в улыбку (звуки [и, ы]). При произнесении звуков [с, з, ц, л] и др. губы должны слегка обнажать верхние и нижние зубы, выдвигаться чуть вперед при произнесении звуков [ш, ж]. Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа, она активна, когда мы произносим звуки [п, б, м, в, ф].

Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, это важно для отчетливого звучания гласных звуков.

  • Сначала упражнения надо выполнять медленно. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
  • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  • Занимаясь с детьми, нужно следить за тем, чтобы они усвоили основные движения.
  • Требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний.
  • Дети, выполняя упражнения в быстром темпе, умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.
  • Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса.

3.2. Упражнения на артикуляцию

«Окошко»

Широко открыть рот – "жарко".
Закрыть рот – "холодно".

«Месим тесто»

Улыбнуться, пошлепать языком между губами – "пя-пя-пя-пя-пя...".
Покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения).

«Чашечка»

Улыбнуться.
Широко открыть рот.
Высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).

«Дудочка»

С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

«Заборчик»

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

«Маляр»

Губы в улыбке.
Приоткрыть рот.
Кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо.

«Киска»

Губы в улыбке, рот открыт.
Кончик языка упирается в нижние зубы.
Выгнуть язык, горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы.

«Поймаем мышку»

Губы в улыбке.
Приоткрыть рот.
Произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик).

«Лошадка»

Вытянуть губы.
Приоткрыть рот.
Процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).

«Пароход гудит»

Губы в улыбке, открыть рот.
С напряжением произнести долгое "ы-ы-ы...".

«Слоник пьёт»

Вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника".
"Набирать водичку", слегка при этом причмокивая.

«Индюки болтают»

Языком быстро двигать по верхней губе – "ба-ба-ба-ба...".

«Орешки»

Рот закрыт.
Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки.
На щеках образуются твердые шарики – "орешки".

«Качели»

Улыбнуться.
Открыть рот.
Кончик языка за верхние зубы.
Кончик языка за нижние зубы.

«Часики»

Улыбнуться, открыть рот.
Кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

«Блинчик»

Улыбнуться.
Приоткрыть рот.
Положить широкий язык на нижнюю губу.

«Гармошка»

Улыбнуться.
Сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу).
Не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

«Барабанщик»

Улыбнуться.
Открыть рот.
Кончик языка за верхними зубами – "дэ-дэ-дэ...".

«Парашютик»

На кончик носа положить ватку.
Широким языком, в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.

«Загнать мяч в ворота»

"Вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота).
Дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать).

4. Чтение блоков

Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объём материала к уроку составляет 20-25 буквосочетаний и увеличивается соответственно возрастанию размера самих буквосочетаний (2, 3, 4, 5 и т.д.). Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания.

Первая группа блоков

Слитное прочтение двух стоящих рядом букв.

При прочтении этих блоков полезно начать обучать понятию ударения, ударного слога. Например, предложить детям прочитать буквосочетание га-га-га! Сначала с ударением на первый слог, затем на второй и на третий. Аналогичную работу можно проводить со словосочетанием ха-ха-ха! Да-да-да!

Эти задания формируют умение произносить слово с ударением на любом заданном слоге, а также навык определения на слух, который слог ударный.

Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею
Еу ад аж ай ам ап ах! Ей ел ем
Ед еж ек иж из ик ил им иф их ой!
Ом он ос от ох ош ужум ус ух! Эй!
Эх! Юг юз юм юн яд як ял Ян яр.

Ба бы бэ-э-э во! Вы га да же за
Ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э на
Не ни но ну по ра ре си су та те
То ту ты тю! Фа фу! За! Хе! Че, чу ша!
Щи бр-р-р кшш… тшшш… тсс…

Ай-ай ей-ей ёк-ёк ой-ой! Во-во!
Га-га-га да-да-да! Эй-эй!

Вторая группа блоков.

Чтение трёхбуквенных сочетаний и слов.

Слова этой группы подлежат обязательному прочтению. В процессе чтения блоков не только вырабатываются и закрепляются навыки чтения, но и обеспечивается тренировка соответствующих участков речевого аппарата.

Ага, бай сам шар пах
Аут баз бык бер вон
Выя дар дом бей ели
Ему зея сею уже зал
Ива тик хил зим лиф
Тих бия кар лих люк
Ляп миф мул мыс мер
Нас нет нищ нот гну
Бой лом сон ост лот
Оси суп эта тел тот

Эту тыл тюз ума муж
Кум рус дух уфа уфу
Уха ухе чек чуб шаг
Щит эхо юга тюз юму

Третья группа блоков

Чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова.

Бокс борт борщ верх волк
Гонг диск Ейск зюйд иезд
Лувр люфт лязг матч мозг
Непр порт корт пунш рижт
Факт финт фунт шурф щедр

Фразы для чтения

Морж мёрз, но полз.
Майкл ел борщ и торт.
На борт жал болт.

Четвёртая группа блоков

Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова.

Блок блях барк взор вгик вжик
Влип враз врач вред втуз

Где глуп граф грач гриф
Джаз дни дней дроф друг ждал
Жрец звон злой знак зной клёв

Фразы для чтения

Её плащ был плох.
Класс встал у парт.
Мой друг щедр.

Пятая группа блоков

Чтение наиболее трудных однослоговых слов.

Вверх взмах взнос взмыл вклад
Гвалт тракт Днепр Днестр дрозд
Монстр перст пёстр пункт склад

Смысл спорт столб стаж треск
Хвост Холмс штамп штурм

Шестая группа блоков

Чтение двуслоговых слов.

При чтении материала данной группы упражнений остаются в силе рекомендации при прочтении каждого слога: строго ориентироваться на слогообразующую гласную, стоящую после согласных, но уже с учетом того факта, что объём зрительного восприятия должен быть доведен до предельно возможного, то есть охватывать 3-4 и даже 5 букв одновременно. Особое значение имеет также навык определения ударного слога в любом слове по слуховому восприятию. Поэтому в словах, значение которых ещё не выяснено, указывать ударение и делить на слоги, вертикальной линией, например: аб/сурд.

Аббат бедных браво велю
Абсурд без фар брикет венки
Аган белый бронза верни

Фразы для чтения.

Я вверх вёз хлеб.
Жнец ждал.
Плох дом.
На наш дом грач сел.

Седьмая группа блоков

Чтение слов с твердыми и мягкими согласными.

При чтении слов данной группы необходимо ещё раз напомнить функциональное значение твердого знака. Полезно отметить, что два слова сели и съели читаются одинаково, но обозначают разные действия. Для окончательного разъяснения смысла слов и уточнения прочтения можно предложить следующее стихотворение.

Мы взгрустнули, видя с ели,
Как внизу другие сели
И запасы наши съели.

Сели – съели приём – объём
Сёмка – съёмка веду – въеду
Приезд – съезд взял – изъял

Фразы для чтения.

Он вёл коня, потом въехал во дворец.
Наша съёмка объекта была изъята.

Слова с мягким знаком на конце.

Быт – быть ест – есть вонь – вон
Гость – ГОСТ мел – мель даль – дал
Ел – ель пусть – пуст кровь – кров
Плот – плоть тронь – трон рис – рысь

Фразы для чтения.

Не лезь в глубь – там грязь.
Шли сквозь огонь, сквозь пыль.

Бабе – бабьё семя – семья
Коля – колья чего – чьего
Дарю – Дарья браня – враньё

Восьмая группа блоков

Чтение слов и словосочетаний до трёх слогов.

Никаких особенностей отработка этой группы слов не имеет. Навык слитного чтения слов из двух слогов к этому времени уже имеется. Учителю лишь необходимо быть очень внимательным к дозированию и отбору учебного материала.

Адская датская домашний
Акция деньжата артистка
Амплуа дибазол ассорти
Знание водная вольница
Горячка заморозь епископ
Изморозь качели лошади

Фразы для чтения.

Хвощ лесной, хвощ ценный.
На небе ни тучи – быть жаре.

Девятая группа блоков

Чтение слов, словосочетаний и фраз без ограничения возможных речевых трудностей.

Апрельская Ломоносов полширины
Базальтовый обыкновенная эссенция
Зеркальный падчерица фамилия
Диапозитивы революция энтузиазм

Литература:

  1. Начальная школа плюс до и после. № 7 2010.
  2. Начальная школа плюс до и после. № 6 2009.
  3. Начальная школа плюс до и после. № 11 2008.
  4. Начальная школа плюс до и после. № 11 2007.
  5. Начальная школа плюс до и после. № 8 2007.
  6. Начальная школа. № 6 2001.
  7. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике / М.А. Поваляева . – Ростов-н-Д: Феникс, 2006. – 349 С.
  8. Павлова Н.Н. «Просто учимся читать»/ Ил. В Зацеляпина, Н. Мельниковой. – М.: Изд-во Библиотека Ильи Резника; Изд-во Эксмо, 2006. – 64с., ил.
  9. Уроки чтения в 3 классе. Г.М. Гусева, Е.Н. Моргачёва . М. «Просвещение», 2007. – 140 С.
  10. Как преодолеть трудности в обучении чтению. С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева . – М.: Ось – 89, 1999.

Современные системы обучения основываются на общении, то есть носят коммуникативный характер. Перед учителем стоит важная задача - научить детей правильно пользоваться родным языком, привить стремление регулярно совершенствовать его и обогащать, грамотно и полно выражать свои мысли, подготовить к эффективной речевой коммуникации и обмену информацией. Для этих целей как нельзя лучше подходит речевая разминка, которая помогает развивать навыки произношения, выразительного чтения, а также готовит к творческой деятельности. Подобные занятия получили массу положительных отзывов, как среди профессиональных педагогов, так и среди родителей школьников.

Цели и задачи

Речевая разминка (речевая зарядка) представляет собой набор коротких динамических упражнений. Это важный аспект обучения дошкольников и детей младшего школьного возраста, ещё не достигших высокого уровня устной коммуникации и навыков беглого чтения. Также речевая проводится в начале урока чтения для улучшения артикуляции звуков и тренировки четкой речи. Регулярное проведение таких упражнений способствует быстрому устранению дефектов произношения звуков, вызывающих у детей затруднения, что подтверждают и отзывы врачей-логопедов. Понятие речевой разминки может варьироваться в зависимости от того, какой целью руководствуется учитель при выполнении того или иного комплекса упражнений. Целесообразно разграничивать речевые разминки для развития навыков артикуляции, а также для совершенствования коммуникативных навыков.

При подготовке разминки следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Необходимо тщательно подбирать материал для занятий, основываясь на оценке психологической и педагогической обстановки в классе.
  • Упражнения должны способствовать развитию кругозора детей и пополнять их активный словарь.
  • Следует выполнять упражнения регулярно, по несколько минут в начале занятия.
  • Постепенно двигаться от простого к сложному.
  • Давать детям возможность творчески выражаться, проявлять любопытство.

Речевое дыхание

Важным подготовительным этапом для выполнения речевой разминки является развитие навыка правильно вдыхать и выдыхать, задерживать дыхание. Известный педагог, методист по русскому языку М. Р. Львов, ставил технику дыхания на первое место. Техника выполнения дыхательных упражнений:

  • дышать носом;
  • не поднимать плечи;
  • вдыхать коротко, выдыхать плавно;
  • не надувать щеки;
  • делать перерывы между упражнениями, чтобы избежать головокружения.

Дыхательные упражнения выполняются без голоса или с голосом. Упражнения без голоса можно выполнять в игровой форме с использованием подручных материалов. Например, в упражнении «Футбол» ученики должны задуть шарик из бумаги в ворота, в упражнении «Бабочка» - заставить подвешенную на нитке бумажную бабочку порхать. Иногда достаточно будет просто подключить фантазию - осторожно подуть на воображаемый одуванчик или задуть свечи на невидимом именинном пироге, не раздувая щеки.

Речевая разминка для развития навыков артикуляции

Разминка речевая такого типа традиционно проводится в несколько этапов:

  1. Упражнения на развитие или артикуляционная гимнастика. Направлены на тренировку артикуляционного аппарата (языка, губ, мягкого нёба).
  2. Упражнения на отработку дикции позволяют привить ученикам навык чёткого произношения слов, учат аккуратности в построении высказывания и самоконтролю.
  3. Упражнения на интонацию позволяют ученикам приобрести навык выражения мыслей с различной эмоциональной окраской, а также распознавания эмоций других людей по голосу.

Образец речевой разминки для развития навыков артикуляции

Артикуляционная гимнастика - упражнения «Лягушка», «Слон», «Часики». Во время этих упражнений дети в игровой форме тренируют губы и язык. Разминка речевая на артикуляцию выполняется под счёт, ритм может также задавать простой тематический стишок.

Упражнения на отработку дикции. Ученики четко проговаривают ряд гласных букв (и-э-а-о-у-ы) , а затем слогов (ар-ор-ур-ыр, ря-ро-ре-ря ). Чистоговорки. Также довольно распространенная и эффективная речевая разминка. Чтение чистоговорок направлено на многократное повторение предложения, состоящего из слов со сложной артикуляцией (У четырёх черепах по четыре черепашонка ).

Упражнения на интонацию. « В зимний холод всякий молод» . Нужно прочитать поговорку с разной интонацией - сначала с чувством радости, потом грусти и удивления.

Речевая разминка для развития коммуникационных навыков

Вопрос-ответ. Заставляет широко мыслить, проявлять любопытство, дает инструмент поиска нужной информации. Ученики начальной школы испытывают трудности, когда приходится проявлять инициативу в разговоре и задавать различные вопросы. Поэтому на начальных этапах рекомендуется давать не слишком обобщенные, конкретные задания.

Диалог-игра. Помогает ученикам оказаться в новой коммуникативной ситуации, заставляет работать воображение и смекалку, способствует их эмоциональному раскрытию.

Описание ситуации. Учит правильно строить монолог, относительно долго и связно рассказывать о чем-то. Для развития кругозора может выполняться с использованием репродукций известных произведений русских художников.

Образец речевой разминки для развития воображения

Ответ-вопрос. Это разновидность вопросно-ответной речевой разминки, только выполняется она наоборот. Можно придумать забавное название, которое полюбится детям, например, игра «Наизнанку» или «Шиворот-навыворот». В начале упражнения учитель читает короткий рассказ или показывает картинку, по которой дети сами составляют историю. Затем каждый ученик получает карточку с ответом («Четыре», «В лесу»), вопросы к которым он должен придумать самостоятельно. («Сколько лап у лисы?», «Где она живет?).

Диалог-игра. После того как дети потренировались задавать вопросы, они могут начать задавать их друг другу. Один ученик («гость» ) получает карточку, на которой написана его роль, но другим не показывает. Задача остальных - отгадать, кто перед ними, задавая различные вопросы. Тематика может варьироваться: профессии, волшебные существа, фрукты и овощи.

Полезные упражнения при обучении иностранному языку

Речевая разминка (англ. warming-up) особенно важна на занятиях по иностранному языку. Речевая разминка на уроках английского языка позволяет учителю сделать начало урока ярким и привлечь внимание учеников, помогает детям настроиться на занятие и переключиться с родного языка на иностранный. С одной стороны такие упражнения на английском языке могут быть направлены на повторение и закрепление материала, пройденного на предыдущем занятии. С другой стороны, разминка речевая может служить вводной частью для новой темы. Выделяют несколько типов таких упражнений:

  • Фонетическая разминка речевая. Английский язык представляет сложность для учеников, когда дело доходит до произношения межзубных звуков «с» и «з», которые отсутствуют в родном языке. Фонетическая разминка помогает подготовить речевой аппарат к произношению сложных звуков. К такому типу относятся скороговорки, стишки, фонетические «лесенки» (we - win - wind - winter - window ).
  • Лексическая. В качестве лексической речевой разминки можно использовать игру «снежный ком», когда каждый ученик добавляет по одному слову к изначальному предложению. Учитель предлагает модель предложения и показывает пример: « A lady went to the market and bought a pumpkin ”. Ученики продолжают добавлять по одному слову к предложению, повторяя при этом все предыдущие варианты. Задание способствует многократному повторению. Запоминание порядка слов в предложении, прошедшей формы неправильных глаголов (went , bought ), отрабатывается лексика на определенную тему.
  • Грамматическая. Помогает закрепить определенную грамматическую тему. Работа может строиться в вопросно-ответной форме. Например, ученики встают в круг, бросают друг другу мяч и поочередно задают вопрос «Have you ever...?»;
  • Диалоговая речевая разминка на английском языке помогает выработать навык формирования разных типов вопросов, а также краткого и лаконичного ответа. Учитель предлагает ученикам карточки с описанием ситуации и распределением ролей. Например, знакомство, диалог в библиотеке, диалог в поликлинике и т. д.

На протяжении жизни речь человека совершенствуется и обогащается. Наиболее важным периодом в её становлении и развитии является детство. В это время происходит активное освоение языковых средств, пополняется и активизируется словарный запас, зарождаются навыки чтения и письма. Речевые разминки в начальной школе помогают детям перейти на новый уровень речевой деятельности, улучшить произношение, научиться общаться, а также преодолеть эмоциональный барьер и поверить в свои возможности.

на – на – на – во дворе растет сосна;

но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

ан – ан – ан – собери свой чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

та – та – та – у нас дома чистота;

ты – ты – ты – сметану съели все коты;

ти – ти – ти – съели кашу всю почти:

тё – тё – тё – отложили мы шитьё;

то – то – то – стали мы играть в лото;

ат – ат – ат – берём с собою самокат.

ра – ра – ра –Кате спать пора;

ро – ро – ро – на полу стоит ведро;

ры – ры – ры – летают комары;

ор – ор – ор – подмели мы двор;

арь – арь – арь – на стене висит фонарь.

ри-ра, ра-ря, ру-рю, ир-эр, ар-ор-ур

трри-трра-тррэ, трро-трру-трри

дрри-дрра-дррэ, дрро-дрру-дрра

Са – са – са – в лесу бегает _______ ;

Со – со – со – у Вовы ____________ ;

Ос – ос – ос – на поляне много ____ ;

Су – су – су – было холодно в _____ ;

Усь – усь – усь – на лугу пасётся ___.

Читай без ошибок. Произноси быстро.

Соня Зине принесла малину в корзине.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

Испугался Рома грома,

Заревел он громче грома.

Род – родня – родной.

Двор – дворник – дворовый.

Трава – травка – травушка.

Купила бабуся бусы Марусе.

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

Носит Сеня сено в сени.

Спать на сене будет Сеня.

Везёт Сеня Саню с Соней на санках.

Санки – скок – Сеню – с ног,

Саню – в бок, Соню – в лоб.

Все в сугроб – хлоп!

Восстанови текст.

Пош__ Му__ на ба__

И купи__ само__:

Приходи__ тарака__

Я вас чаем уго__ !

Надо, надо умы____________

По ут______ и вече________ ,

А нечистым тру____________

Стыд и с________!

С________ и срам!

Учись отчётливо произносить звуки.

ОЙ – ОЙ – ОЙ –это ластик твой?

АЙ – АЙ – АЙ – наступил теплый май.

ЕЙ – ЕЙ – ЕЙ – приходи скорей.

май -лай - сарай

стой – бегай – прыгай

зайка – змейка – лайка

урожай – йогурт - тайна

Читай скороговорку быстро, не ошибайся.

Тащил Авдей мешок гвоздей,

Тащил Гордей мешок груздей.

Авдей Гордею дал гвоздей.

Гордей Авдею дал груздей.

Кто самый внимательный? Прочтите слова в паре.

капля – цапля

фокус – фикус

каска – краска

топка – тропка

крыша - крыса

небо – нёбо

щека – щепка

пена – пенал

парик – парник

Прочитай цепочки слов. Назови, кто это.

Чиж – клёст – синица – стриж – сорока.

Носорог–обезьяна–кенгуру - крокодил.

Щенок – телёнок – ягнёнок – цыплёнок – утёнок – жеребёнок.

Читай бегло.

Снег – снеговик – снегопад – снежный.

Зима – зимушка – зимний – зимовщик.

Лес – лесной – лесник – лесоруб – лесок

Море – мореход – морской – моряк.

Учись отчётливо произносить звуки.

Ва-ва-ва – вот высокая трава.

Вы-вы-вы - даже выше головы.

Ве-ве-ве - васильки видны в траве.

Ву-ву-ву – васильков букет нарву.

Ви-ви-ви – толко много их не рви.

Читай считалку медленно, потом чуть быстрее, затем – быстро.

Конь ретивый

Долгогривый

Скачет полем,

Скачет нивой.

Того поймает,

С нами в салочки играет.

Учись отчётливо произносить звуки.

Ка – ку – ко – нам идти ……. .

Кры – кру – кра – продолжается …… .

Читай бегло.

Кадр – класс – класть – каток – клинок.

Клёв – клён – клёст – клеть – клещ.

Крот – круг – крут – прут.

Читай и произноси быстро.

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки:

Туки-туки-туки-тук!

Туки-туки-туки-тук!

И постукивают,

И похрюкивают:

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

Упражнения по формированию полноценного чтения (материал для речевых разминок)

Выполнила:

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 42»

Аетова Надежда Васильевна


  • Как можно быстрее назови все числа (буквы), указывая их карандашом.
  • Старайся запомнить сразу расположение двух-трёх чисел (букв) следующих друг за другом.
  • Помни, глаза смотрят в центр таблицы и видят её целиком.

  • Плотно сожми губы и зубы.
  • Читай только глазами.
  • Читай как можно быстрее, читая «про себя» слова текста.
  • Ответь на вопросы текста.

Упражнения, направленные на развитие дикции .

Чтение шепотом и медленно:

Да-да-да - из трубы бежит вода. Ша-ша-ша - мама моет малыша. Ют-ют-ют - очень любим мы уют. Аш-аш-аш - у Ирины карандаш. Ща-ща-ща - мы несем домой леща.


Чтение тихо и умеренно:

Арка – арца арла – арча Арта – арда арча – аржа

Чтение громко и уверенно: гарь – парь – жарь дверь – зверь – червь


Читай слова четко и быстро. гАз – гОд – гОл – гУл – гУсь вол – вой – волк ВОЛ – ВЕЛ – ВАЛ – ВАР вес – весь – весть – вещь

Отчетливо произноси слоги: громко – тихо, тихо – громко . ВИ – ВЭ – ВА – ВО – ВУ – ВЫ фи – фэ – фа – фо – фу – фы ФИВИ – ФЭВЭ – ФОТО – ФАВА ВИФИ – ВЭФЭ – ВАФА – ВОВА


  • Читай чистоговорку медленно, чуть быстрее, быстро.
  • Прочитай чистоговорку, четко произноси слова. Какая буква часто встречается?

Чистоговорки

Ва-ва-ва- в лесу выросла трава,

Ве-ве-ве- сидит Вова на траве.

Са-са-са- у меня лиса,

Су-су-су- даю Саше я лису.

Са-са-са- у кого лиса?

Са-са-са- прилетела оса.

Су-су-су- мы прогоним осу.


Чистоговорки

Ра-ра-ра- начинается игра.

Ро-ро-ро- у мальчика ведро.

Ру-ру-ру- продолжаем мы игру.

Ры-ры-ры- подарили нам шары.

Ре-ре-ре- стоит дом на горе.

Ри-ри-ри- на ветках снегири.


Чистоговорки

Ар-ар-ар- кипит наш самовар.

Арь-арь-арь- на стене висит фонарь.

Ра-ра-ра- у мышонка есть нора.

Ре-ре-ре- носили воду мы в ведре.

Зу-зу-зу- мы поймали стрекозу.

Со-со-со- нам сменили колесо.

Цо-цо-цо- снесла курица яйцо.


Чистоговорки

Ча-ча-ча- была Таня у врача.

Ща-ща-ща- поймал Вова леща.

Ша-ша-ша- мы любим малыша.

Ша-ша-ша- я сижу у шалаша.


Чистоговорки

За-за-за- приближается гроза.

Жа-жа-жа- заблестели два чижа.

Ся-ся-ся- Костя ловит карася.


Чистоговорки

Ща-ща-ща- Саша ходит без плаща.

Чу-чу-чу- стоять не хочу, стоять не хочу.

Ач-ач-ач- испекли калач.

Оч-оч-оч- наступила ночь.

Чок-чок-чок- каблучок.


Работа со скороговорками

1. Прочитай скороговорку «про себя».

2.Прочитай медленно и чётко вслух.

3. Читай скороговорку чётко и быстро.


Нерифмованные:

От топота копыт пыль по полю летит.

Бык, бык-тупогуб, тупогубенький бычок.

У быка бела губа была тупа.

Водовоз вёз воду из водопровода.

Дробью по перепелам да по тетеревам.

Ткач ткёт ткани на платье Тане.

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.


Нерифмованные:

Сшит колпак не по-колпаковски.

Вылит колокол не по-колоколовски.

Надо колпак переколпаковать-переколпаковать.

Надо колокол переколоколовать.


Нерифмованные:

Мамаша Ромаше дала сыворотку

из-под простокваши.

У нас на дворе- подворье.

Погода размокропогодилась.


Сюжетные:

Свинья тупорыла

Весь двор перерыла,

Вырыла полрыла,

До норы не дорыла.

Возле леса на пригорке стоят тридцать три Егорки.

Из-за леса, из-за гор едет к ним ещё Егор.


С повторами:

Шли три попа,

Три Прокопья попа,

Три Прокопьевича,

Говорили про попа,

Про Прокопья попа,

Про Прокопьевича.


На одном звуке:

Брат Аркадий зарезал буру корову

на горах Араратских.


«Р» и «Л»

Карл у Клары

Украл кораллы,

А Клара у Карла

Украла кларнет.


"Не дразни гориллу!"

Корили гориллу:

"Не дразни Кирилла!"

То ли Боря приобрёл

Рулон толя,

То ли Толя приобрёл

Рулон толя.


Звук «Р»

Георгий Георгиевич говорит

Григорию Григорьевичу

О Григории Георгиевиче,

А Григорий Григорьевич говорит

Георгию Георгиевичу

О Георгии Григорьевиче.


АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "В"

Веня и Иван не виноваты.

Видите: на диване у Вани два удава.

Внимание: в водоёме водяной.

Воинов у воеводы видимо-невидимо.


АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "В"

Диван не виден.

На подводе воевода.

У Вики пуховик.

У Вовы овод.

У водопада водопой.


АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "В"

У воды удавы.

У Якова под Киевом внуки.

Увидим Вадима и удивим.

В вагоне - Вова и Матвей,

Викентий, Витя и Авдей.


АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "В"

В дневнике у Авдея - две двойки,

В дневнике у Вадика - девять двоек.

Вадик, не подведи, -

Подведи Давыдова к подводе.


АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "В"

Вова водит,

А Ваня Вову доводит.

Медведь не медведка,

Медведка не медведь.


АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "В"

Поведём Вениамина

к медведям и пингвинам.

У Вити и Вениамина -

Витамины.


АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "В"

У водопада девять Авдеев

И два Матвея.

У новенького -

Новенький дневник.


АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "Ф"

На фото - фата.

У Федота фагот.

У феи эфа.

У Фени фен.


АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "Ф"

У Фимы мифы.

У финна фен и финики.

Конфеты - фее,

Конфетти - Тимофею.


АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "Ф"

У Фаины дельфины.

Филимон на футболе в футболке.

Кафель не кефаль,

а кефаль не кафель.

У Фили филе,

у Фени фен.


Чтение слов и предложений разно великим шрифтом.

СГребали

взДУРилась

ТетеРЕвоЧЕК

ВыУчИлся


Чтение слов и предложений разновеликим шрифтом.

ВыУчИлся

а ВыУЧился петь да ПляСАть.

Не ДавшИ СлоВа-КРЕпись,

а ДАвшИ-ДеРЖисЬ.


Упражнения на развитие выразительного чтения

Братцы, я медведя поймал!

Так веди его сюда!

Да он не идёт.

Ну, так сам иди.

Да он держит меня. Ай!


Диалоги

Тит, иди молотить!

Живот болит.

Тит, иди щи хлебать!

А где моя большая ложка?


Федул, что губы надул?

Кафтан прожёг.

Можно зашить!

Да иглы нет.

А велика ли дыра-то?

Один ворот остался.


Упражнения на развитие речевого слуха.

1 логическое ударение.

Дети завтра пойдут в цирк?


Родина – мать, умей за неё постоять.

Родина – мать, а за мать не жалей и жизнь отдать.

Нет ничего на свете краше , чем Родина наша

Жить – Родине служить.


Прочитай выразительно примеры.

Тот герой, кто за Родину стоит горой.

Труд - дело чести ; будь всегда на первом месте.

Честный труд – наше богатство.

Больше дела – меньше слов.

Упустишь минуту - потеряешь часы.


Речевая пауза- это остановка, членящая звуковой поток на отдельные части.

Как удивили / его слова/ брата!

Как удивили его слова/ брата!

Как обрадовали/ его успехи /отца!

Как обрадовали его/ успехи отца!


Аллегория – иносказание, изображение какой - нибудь, отвлеченной идеи в конкретном, отчетливом представляемом образе. Например, в басне «Стрекоза и муравей» стрекоза – это аллегория легкомыслия, а муравей – предусмотрительности.

Антитеза – художественное противопоставление характера образов понятий и прочее, создающее эффект резкого контраста.


Литературные термины

Архаизм – слова и обороты, которые употреблялись в прошлом для обозначения каких-либо предметов, явлений или понятий, но вытесненные другими словами и оборотами, которые используются в современной речи.

Афиша – перечень действующих лиц в пьесе.

Баллада – небольшое стихотворение с историческим или фантастическим сюжетом.

Басня – краткий аллегорический рассказ сатирического содержания с моралью.


Литературные термины

Белый стих – стихотворное произведение без рифм.

Былина – жанр русского фольклора; песнь, которая рассказывает о подвигах богатырей и отражает жизнь средневековой Руси

Гипербола – художественное преувеличение, усиление качеств или результатов поступков.

Диалог- разговор двух или боле лиц.

Завязка – начальный момент развития событий, изображенных в художественном произведении.


Литературные термины

Идея - основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание произведения. Идея может быть сформулирована автором в тексте в виде ясного вывода (например, мораль в басне), а может логически вытекать из всего произведения.

Кульминация – высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения.

Лирика- род литературных произведений, изображающий духовный мир человека, его чувства, настроение, переживания.


Литературные термины

Метафора – скрытое сравнение, в котором отсутствуют слова: как, словно, будто (например, «изумрудная трава»)

Миф – предание, возникшее в глубокой древности в котором объяснялись явления природы, происхождение мира и человека с помощью художественной фантазии.

Монолог – развернутое высказывание одного действующего лица или автора произведения.


Литературные термины

Мораль – поучительный вывод в художественном произведении обычно в басне.

Олицетворение – наделение явлений или предметов неживой природы качествами человека,(речью, смехом, мыслями, переживаниями.

Повтор – повторение одной фразы, слова или словосочетания на протяжение некоторого отрезка текста, Используется для ритмичности, а также для выделения особо значимых мыслей чувств, образов.


Литературные термины

Пролог – элемент композиции, которая предшествует развязки.

Развязка – заключительный момент в развитии действия художественного произведения.

Сравнение - сопоставление людей, предметов, явлений по их внешнему сходству, присущим им качествам, например, ачар – как грозный часовой

Сюжет – цепь событий, которая развивается в произведении.


Литературные термины

Тема – круг проблем жизненных явлений, на которых сосредоточил свое внимание автор литературного произведения.

Фрагмент – отрывок, часть произведения.

Эпиграф – краткое изречение, которое помещается перед произведением, выражая его главную мысль или отношение автора к событиям.

Эпитет – художественное определение, например «Белеет пару одинокий.»

МБОУ « СОШ № 42» Почетная грамота

Учени класса

________________________________________________

За отличную работу и большой вклад в развитие навыка полноценного чтения

Выдана: ……….201 .г.

Новое на сайте

>

Самое популярное