Домой Игры Раздаточный материал к уроку-практикуму по творчеству а.а.фета. Лирика А

Раздаточный материал к уроку-практикуму по творчеству а.а.фета. Лирика А

И художественную ценность романа. В романе «…нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления, олицетворенные и названные собственными именами». Автор не расположен к молодому поколению и «отцам он отдает полное предпочтение и всегда старается возвысить их за счет детей». Базаров, по мнению Антоновича, - «обжора, болтун, циник, пьянчужка, хвастунишка, жалкая карикатура на молодежь, а весь роман - клевета на молодое поколение». Позицию Антоновича поддержала «Искра» и некоторые сотрудники «Русского слова». V группа. Взгляд Д. Минаева (стихотворение «Отцы иль дети?» Параллель с романом). Ирония Минаева по отношению к противостоянию «отцов» и «детей». VI группа. Роман в оценке Писарева (статьи «Базаров», «Нерешенный вопрос», «Прогулка по садам российской словесности», «Посмотрим!» «Новый тип»). Писарев дает наиболее подробный и обстоятельный анализ романа. «Тургенев не любит беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною и внушает каждому читателю невольное уважение. Тургенев склонен к идеализму, а между тем ни один из идеалистов, выведенных в его романе, не может сравниться с Базаровым ни по силе ума, ни по силе характера». Писарев объясняет положительный смысл главного героя, подчеркивает жизненную важность Базарова; анализирует отношения Базарова с другими героями, определяет их отношение к лагерям «отцов» и «детей»; доказывает, что нигилизм получил свое начало именно на русской почве; определяет своеобразие романа. Мысли Д. Писарева о романе разделил А. Герцен. Споры о романе продолжались и продолжаются сейчас, потому что в романе Тургенев последовал словам Боткина: «Не бойся раскрыть свою душу и стать перед читателем лицом к лицу». Однажды Тургенев сказал: «Одно лишь настоящее, могущественно выраженное характерами или талантами, становится неумирающим прошедшим». Незатихающие споры вокруг романа - лучшее доказательство этих слов. УРОКИ 67-68. Классное сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» 1 А. Пушкин. 2 В. Маяковский. 3 А. Пушкин. 4 Ю. Мориц. 5 Д. Писарев. 6 Д. Минаев. Федор Иванович Тютчев. Афанасий Афанасьевич Фет Учащиеся 10 класса встречались с лирикой Тютчева и Фета в начальной школе, читали несколько их стихотворений в 5-6 и в 9 классах. Однако черты личности и судьбы поэтов не были до 10 класса предметом пристального внимания. На 1-2-м уроках школьники будут изучать лирику Тютчева, на 3-4-м уроках - лирику Фета, а на 5-м уроке заниматься сопоставительным анализом их стихов. УРОК 69. «Не то, что мните вы, природа…» Страницы жизни Ф. Тютчева. Философия природы в его лирике В центре урока - рассказ учителя об интересных фактах биографии Тютчева и анализ его философских стихов о природе. Главная мысль урока - подчеркнуть, что внешне обычная жизнь Тютчева была полна драматизма, сложностей и неоднозначностей, что его внутренний мир полон раздумий о жизни, размышлений в тайнах бытия, что его поэзия - это прежде всего поэзия мысли. Основные факты биографии поэта, которые могут быть отражены в лекции учителя. 1803-1819 годы - детство, юность, учеба у С. Е. Раича, интерес к латинской литературе, переводы из Горация. 1819-1822 годы - учеба в Московском университете, увлечение философией Паскаля и Руссо. «Pensйes» («Мысли») Паскаля - импульс к философскому характеру его лирики, осмыслению места человека во Вселенной, связям человека и природы. 1822-1837 годы - служба в русской дипломатической миссии в Мюнхене, а затем - в Турине. 1838 год - смерть первой жены поэта Элеоноры Тютчевой. 1839 год - второй брак с Эрнестиной Дёрнберг. 40-е годы - период становления политического мировоззрения Тютчева. 1844 год - возвращение в Петербург. Публикация политических статей «Россия и Германия», «Россия и революция», «Папство и римский вопрос». 1854 год - выход первого сборника стихотворений Тютчева. 50-60-е годы - усиление трагизма восприятия жизни, связанное с осмыслением жизни в России, и критика правительства. Драматический характер любви к Елене Денисьевой и ее смерть (1864). 1858-1873 годы - служба в России в должности председателя Комитета цензуры иностранной. 1873 год - смерть Тютчева. Специфика поэтики Тютчева: Если в первый период творчества Тютчев выступает как поэт философского плана, то в зрелом возрасте поэзия мысли обогащается сложностью чувств и настроений. Для выражения сложного мира человеческой души поэт использует ассоциации и образы из мира природы. Он не просто рисует состояние души, а ее «биение», движение внутренней жизни, изображая незримую таинственность жестов внутреннего мира через зримую диалектику явлений природы. Поэту присуще умение передать не сам предмет, а те его характерные пластические признаки, по которым он угадывается. Поэт побуждает читателя самого «дорисовать» то, что только намечено в поэтическом образе. Звуковой и цветовой строй лирики Тютчева неповторим в нераздельности впечатлений от красок и звуков, в художественном образе интегрируется «звук цвета» и «цвет звука» («чуткие звезды»; луч, врывающийся в окно «румяным громким восклицаньем», и т. п.) Эти особенности поэтического стиля Тютчева учащиеся могут наблюдать и доказывать при анализе его лирики. При обучении интерпретации тютчевских текстов о природе необходимо не только обратить внимание на их философский характер, но и проследить эволюцию смыслов и настроений в стихах раннего и позднего периода. Вопросы и задания к стихотворению «Silentium!» 1. Какие два мира изображает поэт в стихотворении? Какой из миров описан подробнее? Что характерно для внутреннего мира человека? (Чувства, мечты, мысли, душевные движения.) 2. Каковы приметы мира внешнего? Какие картины природы важны поэту для создания образа внешнего мира? (Звезды в ночи, ключи, наружный шум, дневные лучи.) 3. Почему внешний мир мешает человеку сосредоточиться на своей внутренней жизни? Почему лейтмотивом стихотворения становится слово «молчи»? 4. Какой поэтический смысл выявляется в том, что стихотворение названо по-латыни? Почему внутреннюю жизнь человека может спасти только молчание? 5. Какой характер придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении? 6. Как и с какой целью противопоставлены в стихотворении образы ночи и дня? Почему все же образы стихотворения от картин ночи движутся к «дневным лучам»? Вопросы и задания к стихотворению «Тени сизые смесились…» 1. Какой философский смысл приобретает в стихотворении описание вечернего сумрака? Какие образы рисуют тишину внешнего мира? Почему эта тишина так необходима лирическому субъекту? 2. Почему вечерний час для него - «час тоски невыразимой»? Как понять слова: «Все во мне, и я во всем!»? 3. Какой характер придает первой строфе обилие многоточий, коротких синтаксических конструкций, фрагментарность описаний? 4. Какой поэтический смысл подчеркивается множеством глаголов в повелительном наклонении во второй строфе? 5. Какие детали внешнего мира подмечает поэт? Каковы краски, звуки, запахи внешнего мира? В каких отношениях «в час заката» должны находиться человек и внешний мир? 6. Почему лирический субъект жаждет «вкусить уничтоженья»? Как понять этот образ? Вопросы и задания к стихотворению «Не то, что мните вы, природа…» 1. К кому обращены строки стихотворения? Как взаимосвязаны в тексте мир природы и мир «внешних, чуждых сил»? 2. Почему поэт считает, что неумение слышать жизнь природы - это не вина тех, кто «не видит и не слышит»? 3. Слышит ли жизнь природы лирический субъект? Докажите свое мнение. 4. Найдите черты общности в стихотворениях «Не то, что мните вы, природа…», «Тени сизые смесились…» и «Silentium». При изучении стихотворений о природе позднего периода необходимо обратить внимание на появление в них образа Родины, окрашенного настроениями грусти и невыразимого страдания. В этом ключе следует интерпретировать стихотворение «Эти бедные селенья…». Дома учащимся можно предложить подумать над стихотворением «Как хорошо ты, о море ночное…», выяснить, что нового вносит автор в изображение мира природы и мира человеческой души. Кроме того, интересно сопоставить стихотворение Ф. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» со стихотворением В. Жуковского «Море» и попытаться определить, что в настроении и образном ряде этих стихотворений дает основания для их сопоставления. УРОК 70. «Нежней мы любим и суеверней…» Любовная лирика Тютчева. Опыт сопоставительного анализа стихотворений В центре урока - чтение и изучение любовной лирики Тютчева, выявление способов раскрытия в ней драматических переживаний человека. Учащиеся могут подготовить сообщения об адресатах любовной лирики Тютчева, прочитать стихи, посвященные им. 1. Рассказ о пожаре на пароходе, где находилась первая жена Тютчева Элеонора и его дети, и чтение стихов, посвященных ее памяти: «Еще томлюсь тоской желаний…» (1848) и «В часы, когда бывает…» (1858). 2. Чтение стихотворений, посвященных второй жене поэта Эрнестине Федоровне Дёрнберг. Это «1-е декабря 1837 г.», «Итальянская Villa», «С какою негою, с какой тоской влюбленной…», «Не знаю я, коснется ль благодать…». 3. Особое место занимают в творчестве Ф. Тютчева стихи, посвященные Е. А. Денисьевой, потому что в них исключительно сильно изображено чувство последней, прощальной любви. Это «О, как убийственно мы любим…», «Не раз ты слышала признанье…», «Предопределение», «Не говори: меня он, как и прежде, любит…», «Есть и в моем страдальческом застое…», «Последняя любовь». Из этих стихов может быть составлена литературная композиция. Грамотное выразительное чтение станет показателем их понимания. Для текстуального анализа можно выбрать стихи, посвященные женщине, которая поняла и оценила любовь Тютчева, но не связала с ним свою жизнь, - Амалии фон Лерхенфельд, в замужестве баронессе Амалии Максимилиановне Крюднер. Это раннее «Я помню время золотое…» (1836), посвященное 16-летней Амалии, и позднее «К. Б.» - Крюднер баронессе (1870). Сопоставляя эти тексты, можно обратить внимание школьников на особенности их поэтики и подумать над следующими вопросами: 1. Каковы ключевые образы в этих стихотворениях, как они связаны? (В первом стихотворении это Она, ее поэтический облик, черты ее внешности, связанные с картинами мира внешнего. Во втором - это Он, его чувства, не умолкавшие долгие годы. Здесь не важен его внешний облик - важна его внутренняя, духовная жизнь.) 2. Какое время года и суток изображается в первом стихотворении? Какой поэтический смысл при этом выявляется? Важно ли время года во втором стихотворении? 3. Как связаны облик возлюбленной и картины природы в первом стихотворении? 4. Какую роль играют в тексте второго стихотворения приемы анафоры и синтаксического параллелизма? 5. Какое из стихотворений исполнено большего философского подтекста? Аргументируйте свою точку зрения. В финальной части урока можно прослушать романс неизвестного автора на стихи Тютчева «К. Б. («Я встретил вас - и все былое…»)», а дома письменно сопоставить лексику, синтаксис и поэтические интонации стихотворения Тютчева «К. Б.» и стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», выявляя пушкинские параллели в лирике Тютчева. УРОК 71. «Тебя любить, обнять и плакать пред тобой…» Страницы жизни Фета. Стихи о любви Изучению лирики А. Фета также можно посвятить два урока: на первом - сообщить интересные факты биографии поэта, почитать и обсудить его стихи о любви, на втором - проанализировать несколько философских стихотворений поэта, посвященных теме человека и природы. Эмоциональный рассказ учителя о личности и судьбе поэта должен включать в себя драматическую историю любви Фета и Марии Лазич, погибшей в юности. В начале урока уместен небольшой концерт, помогающий учащимся погрузиться в атмосферу удивительных стихов Фета, посвященных Марии Лазич. Это «Солнца луч промеж лип…», «Недвижные очи, безумные очи…», «Страницы милые опять персты раскрыли…», «В тиши и мраке таинственной ночи…», «Ты отстрадала, я еще страдаю…». В центре урока - анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье…», в котором удачно проявились черты поэтики творчества Фета. Вопросы и задания к стихотворению «Шепот, робкое дыханье…» 1. Какое чувство является в стихотворении доминирующим? Меняется ли настроение по ходу текста? 2. Какой характер придает тексту его безглагольность, фрагментарность описаний? Можно ли при этом говорить о фрагментарности, случайности чувства, или оно целостно? 3. Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения? 4. Какой смысл выявляется при анализе поэтического пространства стихотворения? Сопоставьте для этого первую и вторую строфы. 5. Как краски и звуки помогают понять чувства лирического субъекта? Почему в первой строфе внешний мир и внутреннее состояние человека воспринимаются в основном на слух, а во второй строфе - зрительно? 6. Какие метафорические образы становятся ключевыми в третьей строфе? Как в ней звучит цветовая гамма? Можно ли говорить о символике цвета? 7. Почему венец любовного свидания - слезы, а в мире природы - заря? Почему слово «заря» повторяется дважды? 8. Как проведенный вами анализ помогает понять поэтический смысл стихотворения, его эмоциональный пафос? Как индивидуальное исследовательское задание опережающего характера можно предложить сопоставить стихотворение Фета «Шепот, робкое дыханье…» со стихотворением-альбой из лирики трубадуров «Боярышник в саду листвой поник…» и подумать, есть ли здесь основания для сопоставления. В финальной части урока можно организовать наблюдения за стихотворением Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…» и попытаться выяснить в нем черты поэтики Фета. Вопросы для обсуждения 1. В чем сложность эмоционального состояния лирического субъекта этого стихотворения? Какие противоречивые чувства владеют его душой? Как это выражается в лексике и синтаксисе I-II строф? 2. Какой характер придают внутреннему миру лирического субъекта короткие предложения первой строфы? Какой поэтический смысл при этом выявляется? 3. Изменилось ли настроение в III-IV строфах? Каковы ключевые слова последней строфы? Есть ли разница в словах «веровать» и «верить»? 4. II и IV строфы заканчиваются одинаково. Какой поэтический смысл при этом выявляется? 5. Что изменилось в отношении лирического субъекта к жизни, когда «много лет прошло»? Почему он готов забыть обиды судьбы и поверить в бесконечность жизни? Что дает ему жизненные силы? 6. Выявите ключевые образы текста, проанализировав ряды существительных, прилагательных и глаголов. Как взаимосвязаны образы - смысловые доминанты? Какой поэтический смысл выявляют эти взаимосвязи? 7. Прослушайте романс «Сияла ночь. Луной был полон сад…» на стихи Фета. Удалось ли композитору сохранить мелодию стихотворения, эмоциональность образного ряда? УРОК 72. «Но верь весне…» Философия природы в лирике Фета В центре урока - чтение и обучение интерпретации философских стихов Фета, посвященных жизни природы: «Облаком волнистым…», «Еще майская ночь…», «Заря прощается с землею», «Это утро, радость эта…». В начале урока - беседа по анализу стихотворения «Облаком волнистым…» (1843): 1. На какие части можно разделить это стихотворение? Каким настроением проникнута каждая часть? 2. Каков образный ряд этого стихотворения? Как соотнесены в нем мир внешний и внутреннее состояние человека? 3. Какие характерные черты поэзии Фета проявились в этом стихотворении? (Фрагментарность в изображении внешнего мира и целостность мира духовного, внутреннего.) Эта деятельность подготовит школьников к самостоятельным интерпретациям других стихотворений Фета. Работу можно организовать в трех группах: Группа 1. Стихотворение «Еще майская ночь» (1857). 1. Какие литературные ассоциации вызывает у читателя название этого стихотворения? 2. Каким настроением проникнуто стихотворение? Меняется ли настроение по ходу текста? Какой поэтический смысл придают тексту восклицательные интонации 1-й строфы? 3. Почему майская ночь вызывает у лирического субъекта не только любовь, но и тревогу? 4. Почему поэт сравнивает молодую листву берез с убором невесты? Какие противоречивые состояния души при этом выявляются? 5. Каким мы видим лирического субъекта стихотворения? Какие чувства он испытывает и почему? Какие слова и выражения передают его состояние? («Тревога и любовь», «томить», «с песней», «и последней» и др.) 6. В чем драматизм в изображении чувства в 4-й строфе? Почему поэт идет «к ней» с «последней» песней? Группа 2. Стихотворение «Заря прощается с землею» (1858). 1. О какой «двойной жизни» говорит поэт в последнем четверостишии? 2. Какие образы-символы есть в стихотворении? 3. Найдите изобразительно-выразительные средства, использованные поэтом, и определите их художественную роль в стихотворении. 4. Как картины природы в преддверии захода солнца могут быть связаны с человеческой жизнью? Группа 3. Стихотворение «Это утро, радость эта» (1881). 1. Какие предметные реалии рисуют картину весны? 2. Какой характер придает стихотворению его «безглагольность»? 3. Какие краски, звуки, запахи, характерные для весны, замечает поэт? 4. Каким чувством проникнуто стихотворение? Почему его лирический субъект переживает «ночь без сна»? 5. Какой смысл придает стихотворению прием анафоры? 6. Какие изобразительно-выразительные средства используются для создания поэтических образов природы и внутреннего состояния человека? Итоговый вопрос урока. Что характерно для поэтического стиля Фета? Вывод. Фет - мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Его стихи наполнены философским смыслом, потому что в них человеческая жизнь соотнесена с вечной жизнью и обновлением природы. Метафоричность, повышенная эмоциональность и необычный синтаксис поэзии Фета помогают ему в создании уникальных художественных образов, рисующих сложную духовную жизнь человека. УРОК 73. «Здесь духа мощного господство…»1 Сопоставительный анализ стихов Тютчева и Фета. Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета В результате изучения темы у учащихся должно сложиться четкое представление об особенностях поэтического стиля Ф. Тютчева и А. Фета. В начале урока учитель вместе с классом составляет обобщающую таблицу, которая записывается в тетрадях. Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета Тютчев Фет Философский характер поэзии, мысль в которой всегда Трагический характер лирики, доминирующее сливается с образом. В поэзии Тютчев стремится чувство - напряжение, вместе с тем присущий поэзии осмыслить жизнь Вселенной, постичь тайны космоса Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, и человеческого бытия преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира Жизнь, по Тютчеву, - это противоборство враждебных Красота в его стихах - это преодоленное страдание, сил. Драматизм восприятия действительности радость, добытая из боли. Жизнь в стихах Фета - миг, в сочетании с неиссякаемой любовью к жизни закрепленный в вечности Человеческое «я» по отношению к природе - не капля Импрессионистский характер изображения чувств, в океане, а две равные беспредельности. Внутренние, их фрагментарность и предельная образность. Строгая незримые движения человеческой души созвучны художественная структура стихов, их внутреннее зримой диалектике явлений природы равновесие и ощущение эскизности, нарочитой оборванности Образная система лирики Тютчева сочетает предметные Повышенная метафоричность поэзии, динамичность реалии внешнего мира и субъективные впечатления и музыкальность художественных образов. от этого мира, производимые на поэта. Мастерство Преобладание настроения над мыслью, мысль в изображении гармонии предметных реалий мира «растворена» в музыке внешнего и глубины мира внутреннего Мастерство поэта в создании фонетических Мастерство в использовании параллелизмов, повторов, и живописных образов, сочетание звукописи периодов, ритмических пауз, богатство и глубина с неожиданной палитрой красок, цветных образов поэтических интонаций, звуковой инструментовки Во второй половине урока можно организовать самостоятельную исследовательскую работу по сопоставительному анализу стихотворения Ф. Тютчева «Еще земли печален вид…» и стихотворения А. Фета «Еще весны душистой нега…» и подготовку к самостоятельной письменной работе, которую можно начать в классе, а завершить дома. Задания для сопоставительного анализа Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой поэтический смысл можно при этом заметить? О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст? Какие образы стихотворений можно считать образами-символами? Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений. Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и художественных образов этих стихотворений. Сделайте выводы об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявившихся в этих стихотворениях. 1 А. А. Фет. Надпись на книге стихов Тютчева. Николай Алексеевич Некрасов УРОК 74. «Мне борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть борцом». Личность и судьба Н. А. Некрасова В словах Некрасова, которые можно взять эпиграфом к творчеству поэта, - причина внутренних противоречий в его мировоззрении и творчестве. Поэт - лирик по сути - всю жизнь подчинял свое поэтическое творчество политическим и общественным задачам. Он не ждал для своих «песен» божественных звуков, ниспосланных свыше, а стремился учить свою музу, какой она должна быть. По мнению Некрасова, муза обязана «диктовать» поэту строки, исполненные сострадания к угнетенному и обездоленному народу, быть музой «мести и печали». В начале урока - небольшой концерт из стихотворений Некрасова, а также эмоциональный рассказ о наиболее важных страницах жизни и творчества поэта. Можно прочитать в классе стихи, показывающие глубокие чувства сострадания к русскому народу, стихи о любви, о задачах поэтического творчества, например: «Надрывается сердце от муки…», «Ты всегда хороша несравненно…», «Внимая ужасам войны…», «Праздник жизни - молодости годы…», «Поэту» («Любовь и Труд - под грудами развалин…»), «Русскому писателю». Вопросы классу на выявление восприятия Какие жизненные проблемы волновали поэта? Каким вам представляется его облик в этих стихах? Основой рассказа учителя о страницах биографии писателя может стать хронологическая схема: 1. Детство в селе Грешневе на Волге, учеба в ярославской гимназии. 2. Первые годы жизни в Петербурге, конфликт с отцом, начало поэтической деятельности. Отрицательная оценка в критике сборника «Мечты и звуки». 3. Переломный момент в жизни Некрасова - сближение с Белинским. Некрасов - апологет «гоголевского направления» в литературе. «Физиология Петербурга». 4. Произведения первой половины 40-х годов: «Родина», «Современная ода», «Колыбельная песня», «В дороге» и др. Горечь и сострадание униженным, ирония в адрес «хозяев жизни». Вопросы и задания для обсуждения стихотворения «Еду ли ночью по улице темной…» 1. Каким настроением проникнуто это стихотворение? Как бы вы определили его жанр (воспоминание, размышление, элегия, реквием, жанровая сцена)? 2. В чем истоки трагедии людей? Докажите, что доля женщины была особенно тяжела и беспросветна. Какой единственный выход находит героиня из нищеты и горя? 3. За что упрекает себя лирический субъект стихотворения? Почему он не может забыть матери своего ребенка? 4. Как случай из «частной жизни» помогает понять драматизм мира, в котором живут люди? Какие предметные реалии характеризуют мир, где живут герои? Почему мир беспощаден к ним? 5. Найдите ключевые слова в каждой части стихотворения. Как они связаны с поздним прозрением лирического субъекта? Как он оценивает свою «неудачную» любовь? Индивидуальные задания. Сопоставьте стихотворения «Еду ли ночью по улице темной…» и «В дороге». Есть ли в них основания для сопоставления? Сопоставьте разные точки зрения на стихотворение «Еду ли ночью по улице темной…»: «Скажите от меня Некрасову, что его стихотворение в 9-й книжке [«Современника»] меня совершенно с ума свело; денно и нощно твержу я это удивительное произведение - и уже наизусть выучил» (из письма И. Тургенева В. Белинскому от 26 ноября 1847 года). «Кто способен написать стихотворения: „Филантроп“, „Эпилог к ненаписанной поэме“, „Еду ли ночью по улице темной…“, „Саша“, „Живя согласно с строгою моралью…“, - тот может быть уверен в том, что его знает и любит живая Россия» (Д. Писарев, 1861). «Нельзя без содрогания и отвращения читать этой ужасной повести! В ней так много безнравственного, так много ужасающей нищеты!.. И нет ни одной отрадной мысли!.. Нет и тени того упования на благость провидения, которое всегда, постоянно подкрепляет злополучного нищего и удерживает его от преступления… Жаль, что муза г. Некрасова одна из самых мрачных и что он видит все в черном свете… Как будто уже нет более светлой стороны?» (из рапорта цензора Е. Волкова, чиновника особых поручений при министре народного просвещения, инспектору А. С. Норову от 14 ноября 1856 года). 5. В 1847-1866 годах. Некрасов - издатель и редактор «Современника». Основные темы и мотивы лирики Некрасова 1847-1866 годов. Их жанровое многообразие: стихи о тяжелой судьбе крестьян, городской бедноты, женской доле («Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская…», «О погоде», «Плач детей», «Забытая деревня» и др.); лирические стихи о любви, о сложных взаимоотношениях любящих людей («Ты всегда хороша несравненно…», «Мы с тобой - бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Прости» и др.); стихи о поэзии, о сложном противоречии между поэтическим призванием и общественным долгом («Праздник жизни - молодости годы…», «Безвестен я. Я с вами не стяжал…», «Блажен незлобивый поэт…», «Поэт и гражданин» и др.); стихи, посвященные товарищам по борьбе, революционным настроениям («Песня Еремушке», «На смерть Шевченко», «Тургеневу», «Белинский», «Размышления у парадного подъезда», «Памяти Добролюбова» и др.); стихи о России, о высоком общественном назначении русского человека («Что ни год - уменьшаются силы…», «Саша», «Несчастные», «Возвращение», «Начало поэмы» и др.). 6. В 1867-1877 годах. Некрасов - редактор и издатель журнала «Отечественные записки». Вершины поэтического творчества Некрасова в этот период:

1. Какие предметные реалии рисуют картину весны 2. Какой характер придает стихотворению его «безглагольность» 3. Какие краски, звуки, запахи, характерные для весны, замечает поэт 4. Каким чувством проникнуто стихотворение Почему его лирический субъект переживает «ночь без сна» 5. Какой смысл придает стихотворению прием анафоры 6. Какие изобразительно-выразительные средства используются для создания поэтических образов природы и внутреннего состояния человека Итоговый вопрос урока. Что характерно для поэтического стиля Фета Вывод. Фет - мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Его стихи наполнены философским смыслом, потому что в них человеческая жизнь соотнесена с вечной жизнью и обновлением природы. Метафоричность, повышенная эмоциональность и необычный синтаксис поэзии Фета помогают ему в создании уникальных художественных образов, рисующих сложную духовную жизнь человека.

УРОК 73. «Здесь духа мощного господство…» Сопоставительный анализ стихов Тютчева и Фета. Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета В результате изучения темы у учащихся должно сложиться четкое представление об особенностях поэтического стиля Ф. Тютчева и А. Фета. В начале урока учитель вместе с классом составляет обобщающую таблицу, которая записывается в тетрадях.

Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета Тютчев Фет Философский характер поэзии, мысль в которой всегда Трагический характер лирики, доминирующее сливается с образом. В поэзии Тютчев стремится чувство - напряжение, вместе с тем присущий поэзии осмыслить жизнь Вселенной, постичь тайны космоса Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, и человеческого бытия преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира Жизнь, по Тютчеву, - это противоборство враждебных Красота в его стихах - это преодоленное страдание, сил. Драматизм восприятия действительности радость, добытая из боли. Жизнь в стихах Фета - миг, в сочетании с неиссякаемой любовью к жизни закрепленный в вечности Человеческое «я» по отношению к природе - не капля Импрессионистский характер изображения чувств, в океане, а две равные беспредельности. Внутренние, их фрагментарность и предельная образность. Строгая незримые движения человеческой души созвучны художественная структура стихов, их внутреннее зримой диалектике явлений природы равновесие и ощущение эскизности, нарочитой оборванности Образная система лирики Тютчева сочетает предметные Повышенная метафоричность поэзии, динамичность реалии внешнего мира и субъективные впечатления и музыкальность художественных образов.

от этого мира, производимые на поэта. Мастерство Преобладание настроения над мыслью, мысль в изображении гармонии предметных реалий мира «растворена» в музыке внешнего и глубины мира внутреннего Мастерство поэта в создании фонетических Мастерство в использовании параллелизмов, повторов, и живописных образов, сочетание звукописи периодов, ритмических пауз, богатство и глубина с неожиданной палитрой красок, цветных образов поэтических интонаций, звуковой инструментовки Во второй половине урока можно организовать самостоятельную исследовательскую работу по сопоставительному анализу стихотворения Ф. Тютчева «Еще земли печален вид…» и стихотворения А. Фета «Еще весны душистой нега…» и подготовку к самостоятельной письменной работе, которую можно начать в классе, а завершить дома.

Задания для сопоставительного анализа Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой поэтический смысл можно при этом заметить О чем эти стихотворения Есть ли в них аллегорический подтекст Какие образы стихотворений можно считать образами-символами Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений. Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и художественных образов этих стихотворений.

Сделайте выводы об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявившихся в этих стихотворениях.

А. А. Фет. Надпись на книге стихов Тютчева.

Николай Алексеевич Некрасов УРОК 74. «Мне борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть борцом». Личность и судьба Н. А. Некрасова В словах Некрасова, которые можно взять эпиграфом к творчеству поэта, - причина внутренних противоречий в его мировоззрении и творчестве. Поэт - лирик по сути - всю жизнь подчинял свое поэтическое творчество политическим и общественным задачам. Он не ждал для своих «песен» божественных звуков, ниспосланных свыше, а стремился учить свою музу, какой она должна быть. По мнению Некрасова, муза обязана «диктовать» поэту строки, исполненные сострадания к угнетенному и обездоленному народу, быть музой «мести и печали».

В начале урока - небольшой концерт из стихотворений Некрасова, а также эмоциональный рассказ о наиболее важных страницах жизни и творчества поэта. Можно прочитать в классе стихи, показывающие глубокие чувства сострадания к русскому народу, стихи о любви, о задачах поэтического творчества, например: «Надрывается сердце от муки…», «Ты всегда хороша несравненно…», «Внимая ужасам войны…», «Праздник жизни - молодости годы…», «Поэту» («Любовь и Труд - под грудами развалин…»), «Русскому писателю».

Вопросы классу на выявление восприятия Какие жизненные проблемы волновали поэта Каким вам представляется его облик в этих стихах Основой рассказа учителя о страницах биографии писателя может стать хронологическая схема:

1. Детство в селе Грешневе на Волге, учеба в ярославской гимназии.



2. Первые годы жизни в Петербурге, конфликт с отцом, начало поэтической деятельности. Отрицательная оценка в критике сборника «Мечты и звуки».

3. Переломный момент в жизни Некрасова - сближение с Белинским. Некрасов - апологет «гоголевского направления» в литературе. «Физиология Петербурга».

4. Произведения первой половины 40-х годов: «Родина», «Современная ода», «Колыбельная песня», «В дороге» и др. Горечь и сострадание униженным, ирония в адрес «хозяев жизни».

Вопросы и задания для обсуждения стихотворения «Еду ли ночью по улице темной…» 1. Каким настроением проникнуто это стихотворение Как бы вы определили его жанр (воспоминание, размышление, элегия, реквием, жанровая сцена) 2. В чем истоки трагедии людей Докажите, что доля женщины была особенно тяжела и беспросветна.

Какой единственный выход находит героиня из нищеты и горя 3. За что упрекает себя лирический субъект стихотворения Почему он не может забыть матери своего ребенка 4. Как случай из «частной жизни» помогает понять драматизм мира, в котором живут люди Какие предметные реалии характеризуют мир, где живут герои Почему мир беспощаден к ним 5. Найдите ключевые слова в каждой части стихотворения. Как они связаны с поздним прозрением лирического субъекта Как он оценивает свою «неудачную» любовь Индивидуальные задания. Сопоставьте стихотворения «Еду ли ночью по улице темной…» и «В дороге». Есть ли в них основания для сопоставления Сопоставьте разные точки зрения на стихотворение «Еду ли ночью по улице темной…»:

«Скажите от меня Некрасову, что его стихотворение в 9-й книжке [«Современника»] меня совершенно с ума свело; денно и нощно твержу я это удивительное произведение - и уже наизусть выучил» (из письма И. Тургенева В. Белинскому от 26 ноября 1847 года).

«Кто способен написать стихотворения: „Филантроп“, „Эпилог к ненаписанной поэме“, „Еду ли ночью по улице темной…“, „Саша“, „Живя согласно с строгою моралью…“, - тот может быть уверен в том, что его знает и любит живая Россия» (Д. Писарев, 1861).

Нет и тени того упования на благость провидения, которое всегда, постоянно подкрепляет злополучного нищего и удерживает его от преступления… Жаль, что муза г. Некрасова одна из самых мрачных и что он видит все в черном свете… Как будто уже нет более светлой стороны» (из рапорта цензора Е. Волкова, чиновника особых поручений при министре народного просвещения, инспектору А. С. Норову от 14 ноября 1856 года).

5. В 1847-1866 годах. Некрасов - издатель и редактор «Современника».

Основные темы и мотивы лирики Некрасова 1847-1866 годов. Их жанровое многообразие:

стихи о тяжелой судьбе крестьян, городской бедноты, женской доле («Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская…», «О погоде», «Плач детей», «Забытая деревня» и др.);

лирические стихи о любви, о сложных взаимоотношениях любящих людей («Ты всегда хороша несравненно…», «Мы с тобой - бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Прости» и др.);

стихи о поэзии, о сложном противоречии между поэтическим призванием и общественным долгом («Праздник жизни - молодости годы…», «Безвестен я.

Я с вами не стяжал…», «Блажен незлобивый поэт…», «Поэт и гражданин» и др.);

стихи, посвященные товарищам по борьбе, революционным настроениям («Песня Еремушке», «На смерть Шевченко», «Тургеневу», «Белинский», «Размышления у парадного подъезда», «Памяти Добролюбова» и др.);

стихи о России, о высоком общественном назначении русского человека («Что ни год - уменьшаются силы…», «Саша», «Несчастные», «Возвращение», «Начало поэмы» и др.).

6. В 1867-1877 годах. Некрасов - редактор и издатель журнала «Отечественные записки». Вершины поэтического творчества Некрасова в этот период:

поэмы о декабристах («Дедушка», «Русские женщины»), сатирические поэмы («Недавнее время», «Современники»), поэма «Кому на Руси жить хорошо»;

элегические произведения («Душно без счастья и воли…», «Три элегии», «Уныние», «Утро», «Элегия»);

лирический цикл «Последние песни» (1876-1877) («Сеятелям», «Скоро стану добычею тленья…», «Зине», «О Муза! я у двери гроба!..»).

7. 8 января 1878 года - смерть Некрасова. Его поэтическое завещание - стихотворение «Зине». Зина - жена Некрасова. Ее настоящее имя Фекла Онисимовна Викторова. Когда Некрасов познакомился с ней в 1871 году, ему было 50 лет, ей 18. Она была женщиной без образования. Когда он заболел, она так самоотверженно ухаживала за ним, что преждевременно состарилась. Некрасов обвенчался с ней уже на смертном одре. После его смерти она уехала из Петербурга и умерла в Саратове в 1915 году.

Вопросы и задания к стихотворению «Зине» С каким чувством поэт идет к смерти Какой жизненный итог подводит Как и с каким настроением он рассуждает о своей посмертной славе Почему он считает, что его слава «померкнет» после его смерти Что для поэта представляет большую ценность в жизни: песни или борьба Какой характер приобретает противоречие между поэтическим талантом и необходимостью участия в общественной борьбе За что упрекает себя поэт Каков его нерукотворный памятник себе Сопоставьте его позицию с поэтическими убеждениями Пушкина в стихотворении «Памятник».

Как проявляются в этом стихотворении гуманистические взгляды Некрасова Каким, по Некрасову, должно быть высокое предназначение человека Выводы. Сложная, полная неожиданностей и сомнений жизнь Некрасова отразилась в его творчестве. Он живо откликался на многие злободневные события своего времени;

сочувствовал страдающим и обездоленным; учил свою музу, какой она должна быть;

противопоставлял служение искусству борьбе за счастье угнетенных; восхищался своими соотечественниками, придерживающимися революционных позиций; тонко чувствовал интимные отношения между людьми, их сложность и драматизм. Незадолго до смерти он приходит к убеждению, что он плохой поэт, так как подчинил свой поэтический талант политической борьбе, и плохой борец, так как сердце поэта, открытое «песням», не способно к последовательной и ожесточенной борьбе с врагами.

УРОК 75. «Проходит он тернистый путь с своей карающею лирой».

Тема смысла жизни и предназначения человека в поэзии Некрасова В центре урока - анализ стихов Некрасова, в которых проявляется его жизненная позиция и самооценка.

Вопросы и задания к стихотворению «Песня Еремушке» 1. Какие две жизненные позиции противопоставлены в стихотворении («Пошлый опыт» - «человеческие стремления».) 2. Какой жизненный идеал проповедует поэт устами няни (Привольная и праздная жизнь как награда за постоянное смирение, холопское терпение и унижение перед «хозяевами жизни».) 3. Какие стремления проезжий человек считает человеческими (Братство, Равенство, Свобода - лозунги Французской революции.) 4. В каких словах и выражениях воплощается некрасовский призыв к революции («Необузданную, дикую к угнетателям вражду…». Дата написания стихотворения - 1858 год; Россия на гребне революционного подъема.) Какой характер придают «Песне Еремушке» многочисленные глаголы в повелительном наклонении 5. Найдите в песне проезжего примеры возвышенной лексики. Какой смысл они придают стихотворению 6. Какой символический смысл в сне ребенка Еремушки и его пробуждении Почему дитя, проснувшись, плачет Какие колыбельные песни надо петь русскому народу, чтобы он, «исполненный сил», проснулся богатырем 7. Какой смысл придает поэт таким понятиям, как «дикая вражда» и «ненависть правая» Какова для поэта формула счастья В 1860 году Некрасов задумал большую автобиографическую поэму «Рыцарь на час» с главным героем под вымышленной фамилией Валежников. Но в печати появилось только два отрывка: первая часть поэмы под названием «На Волге (Детство Валежникова)» и то стихотворение, которое сейчас известно под названием «Рыцарь на час». По первоначальному плану оно составляло 4-ю главу и называлось «Бессонница».

Оно было написано Н. Некрасовым в альбом Л. П. Шелгуновой, подруги поэта, переводчика и публициста М. Л. Михайлова, который был арестован и сослан на каторгу за распространение прокламации «К молодому поколению». Под впечатлением его ареста и ссылки Некрасов напишет в альбом после финальных стихов: «Редки те, к кому нельзя применить этих слов, чьи порывы способны переходить в дело… Честь и слава им - честь и слава тебе, брат! Н. Некрасов. 24 мая 6 часов утра» (1862).

Вопросы и задания к стихотворению «Рыцарь на час» 1. Почему у стихотворения такое название 2. Какой поэтический смысл в том, что в начале стихотворения герой предается созерцанию природы 3. Какая жестокая дума волнует поэта Почему в трудные минуты он вспоминает могилу матери, ищет силы в счастливых минутах прошлого 4. В каких «позорных пятнах» упрекает себя герой Как в произведении намечен конфликт «отцов» и «детей» 5. Можно ли считать это произведение обличительной характеристикой «лишних людей», которым суждены благие порывы, но «свершить ничего не дано», или это поэма-исповедь о внутренних колебаниях человека, который считает, что он своей жизнью не принес существенной пользы людям 6. Как вы думаете, сам поэт относит себя к тем, кому суждены лишь «благие порывы», или он в стане «погибающих за великое дело любви» В эпоху правительственного террора, наступившего после выстрела Каракозова (1866), Некрасов, желая спасти от закрытия «Современник», принял участие в чествовании графа М. Н. Муравьева, известного государственного деятеля, получившего большие полномочия в России. В тот же день он пишет стихотворение «Ликует враг…», в котором сожалеет об этом политическом шаге.

4 марта 1866 года он получил анонимное послание «Не может быть», подписанное «Неизвестный друг». Автор послания укорял поэта в двуличии, лицемерии, лжи, восклицая при этом: «Не может быть!» Стихотворение «Умру я скоро…» - ответ анониму.

Вопросы и задания к стихотворению «Умру я скоро…» 1. Каким настроением проникнуто стихотворение Какие чувства оно вызывает у читателя 2. Как бы вы определили жанр стихотворения: покаяние, оправдание, исповедь 3. Что поэт ставит себе в заслугу перед народом и что считает своей ошибкой 4. Какой поэтический смысл имеет композиция стихотворения с повторяющимся рефреном 5. Какие изобразительно-выразительные средства языка и как помогают нам в понимании поэтических образов, интонаций и идейного смысла стихотворения По цензурным соображениям Некрасов решил выдать стихотворение «Пророк», посвященное Чернышевскому, находившемуся в Вилюйском остроге, за перевод из фиктивного автора (в ранних публикациях есть подзаголовки «Из Байрона», «Из Ларры», «Из Барбье»). Подарив И. Н. Крамскому 3 апреля 1877 года свой экземпляр «Последних песен», Некрасов зачеркнул название и написал «В воспоминание о Чернышевском».

В центре урока - чтение и обучение интерпретации философских стихов Фета, посвященных жизни природы: «Облаком волнистым…», «Еще майская ночь…», «Заря прощается с землею», «Это утро, радость эта…».

В начале урока - беседа по анализу стихотворения «Облаком волнистым…» (1843):

1. На какие части можно разделить это стихотворение? Каким настроением проникнута каждая часть?

2. Каков образный ряд этого стихотворения? Как соотнесены в нем мир внешний и внутреннее состояние человека?

3. Какие характерные черты поэзии Фета проявились в этом стихотворении? (Фрагментарность в изображении внешнего мира и целостность мира духовного, внутреннего.)

Эта деятельность подготовит школьников к самостоятельным интерпретациям других стихотворений Фета. Работу можно организовать в трех группах:

Группа 1. Стихотворение «Еще майская ночь» (1857).

1. Какие литературные ассоциации вызывает у читателя название этого стихотворения?

2. Каким настроением проникнуто стихотворение? Меняется ли настроение по ходу текста? Какой поэтический смысл придают тексту восклицательные интонации 1-й строфы?

3. Почему майская ночь вызывает у лирического субъекта не только любовь, но и тревогу?

4. Почему поэт сравнивает молодую листву берез с убором невесты? Какие противоречивые состояния души при этом выявляются?

5. Каким мы видим лирического субъекта стихотворения? Какие чувства он испытывает и почему? Какие слова и выражения передают его состояние? («Тревога и любовь», «томить», «с песней», «и последней» и др.)

6. В чем драматизм в изображении чувства в 4-й строфе? Почему поэт идет «к ней» с «последней» песней?

Группа 2. Стихотворение «Заря прощается с землею» (1858).

1. О какой «двойной жизни» говорит поэт в последнем четверостишии?

2. Какие образы-символы есть в стихотворении?

3. Найдите изобразительно-выразительные средства, использованные поэтом, и определите их художественную роль в стихотворении.

4. Как картины природы в преддверии захода солнца могут быть связаны с человеческой жизнью?

Группа 3. Стихотворение «Это утро, радость эта» (1881).

1. Какие предметные реалии рисуют картину весны?

2. Какой характер придает стихотворению его «безглагольность»?

3. Какие краски, звуки, запахи, характерные для весны, замечает поэт?

4. Каким чувством проникнуто стихотворение? Почему его лирический субъект переживает «ночь без сна»?

5. Какой смысл придает стихотворению прием анафоры?

6. Какие изобразительно-выразительные средства используются для создания поэтических образов природы и внутреннего состояния человека?

Итоговый вопрос урока. Что характерно для поэтического стиля Фета?

Вывод. Фет - мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Его стихи наполнены философским смыслом, потому что в них человеческая жизнь соотнесена с вечной жизнью и обновлением природы. Метафоричность, повышенная эмоциональность и необычный поэзии Фета помогают ему в создании уникальных художественных образов, рисующих сложную духовную жизнь человека.

Особенности поэтики А. А. Фета (по пейзажной лирике поэта).

ЦЕЛИ:

Обучающие: показать особенности поэтики А.А.Фета; обучить интерпретации философских стихов Фета, посвященных жизни природы; ввести термин импрессионизм, напомнить о литературных направлениях – чистое и утилитарное искусство.

Развивающие: совершенствовать умение анализировать поэтический текст; развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово; развивать культуру общения и речи.

Воспитательные: воспитывать у студентов чувство прекрасного.

Подготовка к уроку

I. Задания студентам

1. Для всей группы:

а) чтение лирики А.Фета (пейзажная лирика, Фет - живописец и наблюдатель (созерцатель, “соглядатай”);

б) выучить одно из стихотворений Фета наизусть (по выбору учащихся).

2. Индивидуальные задания: выразительное чтение наизусть стихотворений А.Фета.

3. Групповые задания: анализ стихотворений: " Еще майская ночь ", " Заря прощается с землею», «Это утро, радость эта ".

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: - запись на доске: А.А. Фет 1820 – 1892

Поэт, прозаик, публицист, переводчик);

Мультимeдийная установка;

Ход урока

Из живущих в Москве поэтов всех

даровитее г-н Фет.

В.Г. Белинский 1840

…его стихи не будут иметь большого значения в русской литературе.

Н.А. Добролюбов 1859

1. Вступительное слово учителя.

Стихи А. Фета - это чистая поэзия, в том смысле, что там нет ни капельки прозы. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом - о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях.

Фет – поэт лирический, что было особенно ненавистно большинству его современников. При наличии самой развитой в мире литературы в России активно существовала самая реакционная и самая примитивная литературная критика. Единственное положение, которым руководствовался средний российский критик, - общественная полезность произведения; однако, несмотря на ругательные статьи, популярность Фета в России была чрезвычайно велика. Это свидетельствует как о большом его таланте, так и о высокоразвитом вкусе читающей публики.

Определяя свойство своего мироощущения, Фет писал: «Только человек, и только он один во всем мироздании, чувствует потребность спрашивать: что такое окружающая природа? Откуда все это? Что такое он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы».

«Природа создала этого поэта для того, чтобы самое себя подслушать, подсмотреть и самое себя понять… чтобы проведать - как воспринимает ее чуткая душа человека» (Л. Озеров).

Обратимся к стихотворениям Фета (раздаточный материал – стихотворения Фета)

Задумаемся над тем, чем же Афанасий Афанасьевич Фет отличается от своих предшественников и что нового внёс в литературу?

2. Чтение и анализ стихотворений.

Фет - представитель так называемой «чистой» поэзии . В связи с этим на протяжении всей жизни он спорил с Н. А. Некрасовым - представителем социальной поэзии .

Самый термин «поэзия чистого искусства» достаточно условен. Так, человек у Фета погружен в природу, а не в историю, однако предметом его поэзии всегда была сама реальная действительность в предельной полноте и насыщенности каждого мига. Человек в лирике Фета распахнут всякому проявлению «всевластной природы».

В его стихах не найти картин социальной действительности, так же как нет прямого отражения современных ему идеологических проблем. Фет не стремится изобразить жизнь с ее повседневными заботами, бедами и утратами. Его поэтическая задача - дать жизнь под особым углом зрения, там, где она явилась красотой, прямым осуществлением идеала.

Именно это живое чувство красоты и меры подсказывало Фету стихи, о которых Л. Толстой говорил: «Это вполне прекрасно. Коли оно когда-нибудь разобьется и засыплется развалинами и найдут только отломанный кусочек... то и этот кусочек поставят в музей и по нем будут учиться».

Как поэт чистого искусства, Фет считал, что вечными темами поэзии могут быть только темы любви и природы. Поэтому и циклы стихов Фета носят природные названия: «Снега», «Весна», «Море», «Лето». Особенность природной лирики Фета состоит в том, что в ней нет целостного завершенного образа природы. Фет любит улавливать переходные состояния природы, какие-то оттенки ее проявления. Если у Тютчева природную лирику условно можно разделить на «дневную» и «ночную», то, используя эту терминологию, можно сказать, что природная лирика Фета преимущественно «дневная». У Фета преобладают светлые, жизнерадостные тона и краски. Его стихи способны «врачевать» человека.

Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и без края ржаное поле и густой тенистый лес - обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замершая. И в то же время она удивительно богата звуками и

красками, живет своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза.

Чтение стихотворения "Я пришёл к тебе с приветом..."

В 1843 году Фет уже известный поэт. Но именно с этого стихотворения можно говорить о рождении большого поэта со своей особой творческой манерой. Были поэты классицисты, сентименталисты, романтики, реалисты.

К какому направлению можно отнести Фета?

Фет - поэт-романтик . И этим объясняются особенности его поэтики. С первой строчки - поэтическая дерзость: слова приближены к разговорной речи . У Пушкина и поэтов его окружения такая фраза была бы невозможна. Фет называл свои стихи стихами в "растрёпанном роде". Создаётся впечатление, что поэт не думает над строчками, импровизирует.

Последние строчки – программные для Фета. Поэт не принимал в искусстве всё, что идёт от сознания, от рассудка. Пишет, как поёт птица. Обратите внимание на повторы в стихотворении. «Рассказать» - слово-скрепа.

Использование анафор, рефренов.

Стихотворение очень динамично. С помощью каких средств создается динамика? Употребление глаголов, повторов. Повторы ритмически организуют стихотворения. Можно сделать вывод об очевидности ритмического рисунка в поэзии Фета.

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой.

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой.

Даже при чтении повторы создают ощущение того, что строки и слова «прыгают» перед глазами. Это и создает динамику стихотворения.

Какое ощущение вызывает у вас это стихотворение?

Трудно выразить, как и Фету, создавшееся ощущение цельным монологом, хочется называть, перечислять те эмоции, которые наполняют нас при чтении стихотворения. Это энергия, радость, свет, счастье, любовь, звон.

Как соотносится внешний мир и чувства лирического героя?

Все внутренне связано и создается цельная картина. Читатель не разграничивает внешний природный и внутренний мир лирического героя. Эта связь в едином порыве, на одном дыхании.

Поэт воспевал красоту там, где видел ее, а находил он ее повсюду. Он был художником с исключительно развитым чувством красоты, наверное, потому так прекрасны в его стихах

картины природы, которую он брал такой, какая она есть, не допуская никаких украшений действительности. В его стихах зримо проглядывает пейзаж средней полосы России.

Отношения Фета с природой - это полное растворение в ее мире, это состояние трепетного ожидания чуда.

Чтение стихотворения «Я жду... Соловьиное эхо…»

Это ожидание того чуда, которое происходит, когда поэт как бы растворяется в природе, становится неотъемлемой частью и потому способен воспринимать то, что, может быть, недоступно другому. «Поэт – тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит», - считал Фет.

Н Скатов полагает, что « природность, естественность - главное завоевание лирики Фета, определившее основные особенности его художественной системы. Поэтому у него столько метафор. Оригинальность Фета состоит в том, что очеловеченность природы встречается у него с природностью человека».

Каждая птица, каждый цветок, каждое дерево и каждая травинка не просто составляющие общей картины - все они обладают только им свойственными приметами, даже характером. Обратим внимание на стихотворение «Бабочка».

Чтение стихотворения «Бабочка»

Как будто сама бабочка, отвечая на восхищенный возглас поэта, рассказывает о себе, и перед нами возникает вполне конкретный образ, с явственно обозначенными чертами внешнего облика и характера. Даже «дыхание» бабочки в « живом мигании» ее крыльев передает поэт, сочетал длинную строку стиха с короткой как будто складывающиеся и раскладывающиеся бархатные крылья.

Действительно, восторг Фета перед красотой часто выражается одним возгласом. Кажется, что поэт не в силах что-нибудь сказать, кроме простого называния и перечисления….

Чтение стихотворения "Шёпот, робкое дыханье..."

Особенность поэтики Фета - разговор о самом важном ограничивается прозрачным намёком.

Это яркое стихотворение Фета, наделавшее много шуму, вызвавшее литературный скандал и послужившее мишенью для многих насмешек. Стихотворение стало новым поэтическим словом как для русской литературы, так и для самого Фета. Самое необычное и нетрадиционное. Его называют «самым фетовским стихотворением», своеобразным «автопортретом».

Что необычного в стихотворении?

Одно предложение, грамматические основы – назывные, нет ни одного глагола. Сразу же создается ощущение движения, динамических изменений, происходящих не только в природе, но и в душе человека. А между тем в стихотворении нет ни одного глагола. На первый взгляд стихотворение кажется набором зрительных и слуховых впечатлений, однако в нем создана вполне конкретная и наполненная определенным содержанием картина. Мы как бы присутствуем при ночном свидании. Можно представить, где и когда происходит любовная встреча: в саду, у ручья, когда царствует летняя лунная ночь. Наверное, между влюбленными произошло бурное объяснение, разрешившееся на рассвете слезами счастья и прощальными поцелуями. Обладающий абсолютным художественным вкусом поэт выстроил стихотворение на приеме психологического параллелизма, когда строго выдерживается соответствие между миром природы и миром человека. А сколько радостного упоения любовью и жизнью в этом стихотворении!

Как соотносится внешний мир природы и внутренний мир человека?

Они вновь тесно слиты, спаянны. Именно на этой спаянности и слитности основаны метафоры Фета. Если он пишет, что «сердце цветет», то неясно: цветет сердце человека или растения. Уподобления по сходству у Фета очень тесно взаимосвязаны.

Посмотрите на концовку стихотворения, как вы ее понимаете?

Заря – не только природное явление, но в контексте всего стихотворения это метафора, то есть заря как высшее выражение чувства, восторг, эмоциональный пик.

Запишем, что метафоры Фета основаны на тесной взаимосвязи, спаянности уподобляемых явлений и предметов.

Еще одна характерная особенность лирики Фета – это ее ассоциативность . Предметы существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает не прямое представление о ней, а те ассоциации, которые могут быть с ней связаны. Получается, что главное смысловое поле стихотворение находится за пределом слов. Давайте запишем это. Поскольку слова вызывают у нас свои субъективные ассоциации, то получается, что стихи Фета выражают состояние, настроение, впечатление.

Давайте посмотрим на звуковую организацию стихотворения «Шепот, робкое дыханье», что вы можете сказать?

Фетом активно используется звукопись . Это и использование гласных о, а, е, и активное использование согласных сонорных звуков л, р, н. Эти звуки придают тексту плавность, напевность, мелодичность.

Давайте запишем вывод : В поэзии Фета важна ритмическая организация текстов и их музыкальность.

Вопросы и задания к стихотворению "Шепот, робкое дыханье...":

  1. Какое чувство является в стихотворении доминирующим? Меняется ли настроение по ходу текста?
  2. Какой характер придает тексту его безглагольность, фрагментарность описаний? Можно ли при этом говорить о фрагментарности, случайности чувства или оно целостно?
  3. Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения?
  4. Какой смысл выявляется при анализе поэтического пространства стихотворения? Сопоставьте для этого первую и вторую строфы.
  5. Как краски и звуки помогают понять чувства лирического субъекта? Почему в первой строфе внешний мир и внутреннее состояние человека воспринимается, в основном, на слух, а во второй строфе - зрительно?
  6. Какие метафорические образы становятся ключевыми в третьей строфе? Как в ней звучит цветовая гамма? Можно ли говорить о символике цвета?
  7. Почему венец любовного свидания - слезы, а в мире природы - заря? Почему слово "заря" повторяется дважды?
  8. Как проведенный вами анализ помогает понять поэтический смысл стихотворения, его эмоциональный пафос?

3. Рассказ учителя.

Поэтическую манеру Фета, как она выявлена в стихотворении, иногда называют импрессионистской

Показ репродукций импрессионистов

Ребята, во втором семестре вы будете изучать серебряный век, и тогда узнаем о направлениях в поэзии, среди которых будет и импрессионизм. Сейчас мы в общих чертах попробуем охарактеризовать это явление.

Я хочу вам показать репродукции картин Клода Моне. Клод Моне - французский живописец, который является основателем импрессионизма. Посмотрите на репродукции, на этих картинах можно проследить технику письма импрессионистов. Если вы подойдете к картине слишком близко, то вам будет сложно различить, что на ней нарисовано. Техника такого письма основана на штрихах, отдельных мазках, точках, пятнах. Поэтому вам будет казаться, что это какие-то мазки и пятна, не складывающиеся в целостную картину, но если вы немного отстранитесь, то увидите, что эти мазки и точки создают монолитное полотно, на котором четко выделяются предметы, детали и т. д. На этом же приеме основана техника импрессионистского письма в поэзии. Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется обрывками, и как будто не складывается в цельную картину. Давайте запишем небольшой вывод.

Запись. Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется обрывками, и как будто не складывается в цельную картину.

Если о Тютчеве говорят, что он последний романтик, то о Фете говорят, что он был на пути от романтиков к символистам . Поэтому и реабилитировали Фета именно символисты, так как искусство Фета было понятно и близко им, в то время как современники Фета не понимали его стихов, осмеивали их, сочиняли пародии. Оказалось, что в творчестве Фет ушел от своих современников на поколение вперед.

5. Работа по группам.

Группа 1. Стихотворение " Это утро, радость эта ".

Чтение стихотворения «Это утро, радость эта».

В чем вы видите необычность формы этого стихотворения?

Все стихотворение – это одно предложение, в котором перечисляется множество деталей. В стихотворении совсем нет глаголов, однако оно очень динамично.

Как вы думаете, почему в стихотворении нет глаголов?

Глагол обозначает действие, процесс, а Фету нужно остановить мгновение, отсюда и множество деталей. Можно сказать, что Фет не рисует нам картину, а фиксирует мгновения, которые и создают эту картину. Именно поэтому и говорят об импрессионистичности стиля Фета.

Особая прелесть его стихов помимо содержания именно в характере настроений поэзии. Муза Фета легка, воздушна, в ней будто нет ничего земного, хотя говорит она нам именно о земном. В его поэзии почти нет действия, каждый его стих - это целый род впечатлений, мыслей, радостей и печалей.

Посмотрите еще раз на стихотворение «Это утро, радость эта», поэт называет предметы окружающего мира, детали, не давая никаких характеристик, а только фиксируя свой взгляд на этих деталях. Но эти внешне не связанные между собой явления окружающего мира создают целостную картину.

1. Какие предметные реалии рисуют картину весны?

2. Какой характер придает стихотворению его " безглагольность "?

3. Какие краски, звуки, запахи, характерные для весны, замечает поэт?

4. Каким чувством проникнуто стихотворение? Почему его лирический субъект переживает " ночь без сна "?

5. Какой смысл придает стихотворению прием анафоры?

6. Какие изобразительно-выразительные средства используются для создания поэтических образов природы и внутреннего состояния человека?

Стихотворениями Фета нужно наслаждаться как музыкой. И это свойство его поэзии отмечали многие, так композитор Чайковский говорил о Фете: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант». Запишите эти слова Чайковского. Действительно, на стихи Фета спето очень много романсов, вы, наверное, слышали романсы «На заре ты ее не буди», «Сияла ночь, луной был полон сад» - это самые известные романсы.

Группа 2. Стихотворение " Заря прощается с землею " (1858).

Во всех описаниях природы А. Фет безукоризненно верен ее мельчайшим черточкам, оттенкам, настроениям. Именно благодаря этому поэт и создал изумительные произведения, вот уже столько лет поражающие нас психологической точностью. К числу их принадлежат такие поэтические шедевры, как “Шепот, робкое дыхание...”, “Я пришел к тебе с приветом...” , “На заре ты ее не буди...” , “Заря прощается с землей...” .

1. О какой " двойной жизни " говорит поэт в последнем четверостишии?

  1. Какие образы-символы есть в стихотворении?
  2. Найдите изобразительно-выразительные средства, использованные поэтом, и определите их художественную роль в стихотворении.
  3. Как картины природы в преддверии захода солнца могут быть связаны с человеческой жизнью?

Группа 3. Стихотворение " Еще майская ночь " (1857).

1. Какие литературные ассоциации вызывает у читателя название этого стихотворения?

  1. Каким настроением проникнуто стихотворение? Меняется ли настроение по ходу текста? Какой поэтический смысл придают тексту восклицательные интонации первой строфы?
  2. Почему майская ночь вызывает у лирического субъекта не только любовь, но и тревогу?
  3. Почему поэт сравнивает молодую листву берез с убором невесты? Какие противоречивые состояния души при этом выявляются?
  4. Каким мы видим лирического субъекта стихотворения? Какие чувства он испытывает и почему? Какие слова и выражения передают его состояние? (" Тревога и любовь ", " томить ", " с песней ", " и последней " и др.)
  5. В чем драматизм в изображении чувства в 4 строфе? Почему поэт идет " к ней " с " последней " песней?

Очень важное место в лирике Фета занимает описание природы, жизнь человеческой души, зримые и незримые их связи. Такая лирика называется натурфилософской

С первых строк природа и человек слиты у Фета. У других поэтов, до него – сначала изображался пейзаж, а потом говорилось о человеке. Поэту дано почувствовать всю цельную неделимую жизнь природы в ее единстве, «ее самое». Неточно было бы сказать, что природа у Фета «одушевлена», «очеловечена». Правильней говорить о ее «одухотворенности». В его стихах она живет своей собственной, глубокой и таинственной жизнью, и человек лишь на высшей ступени своего духовного подъема может быть к этой жизни причастен.

Чтение стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила».

Чтение стихотворения "Учись у них – у дуба, у берёзы..."

Дуб и берёза рождают ассоциации. Дуб – сильный, мужественный мужчина. Берёза – белая, кудрявая – нежная женщина.

Чему призывает поэт учиться у них?

Стихотворение Фета созвучно нашему суровому, сложному времени, словно написано в наше время.

Стихи А. А. Фета любимы у нас в стране. Время безоговорочно подтвердило ценность его поэзии, показало, что она нужна нам, людям XX века, потому что задевает самые сокровенные струны души, открывает красоту окружающего мира.

Подведение итогов « Особенности поэтики А.А. Фета»

Итоговый вопрос урока. Что характерно для поэтического стиля Фета?

Итак, у вас в тетрадях должны быть отмечены такие особенности лирики Фета:

  • Фет - поэт-романтик
  • Cлова приближены к разговорной речи
  • Создаётся впечатление, что поэт не думает над строчками, импровизирует
  • Поэт не принимал в искусстве всё, что идёт от сознания, от рассудка
  • Метафоричность
  • Использование приемов импрессионизма
  • Ассоциативность
  • Для Фета очень важен финал стихотворения
  • Музыкальность, мелодичность.
  • Лирика Фета называется натурфилософской
  • Психологический параллелизм
  • «Напевный стиль»
  • Звукопись

Вывод. Фет - мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Его стихи наполнены философским смыслом, потому что в них человеческая жизнь соотнесена с вечной жизнью и обновлением природы. Метафоричность, повышенная эмоциональность и необычный синтаксис поэзии Фета помогают ему в создании уникальных художественных образов, рисующих сложную духовную жизнь человека.

Лирика Фета даёт и природу, и воспринимающего её человека в гармоническом единстве, в совокупности неразделимых проявлений.

Может быть, и лунный свет, и трепет тайный, которые воспевает Фет, для человека куда важнее и нужнее тех политических и социальных страстей, которые наваливает на него время? И подлинное назначение настоящей поэзии как раз и состоит в том, чтобы пробуждать в человеке Человека, делать его тоньше, чище, добрее. По-моему, стихи Фета такие, от которых сжимается сердце и перехватывает горло.


Раздаточный материал к уроку-практикуму по творчеству А.А.Фета.

Вопросы и задания к стихотворениям А.А.Фета, относящиеся к философской, любовной лирике, а также тексты стихотворений.

Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..

Вопросы и задания к стихотворению «Шепот, робкое дыханье…»

  1. Какое чувство является в стихотворении доминирующим? Меняется ли настроение по ходу текста?
  2. Какой характер придает тексту его безглагольность, фрагментарность описаний? Можно ли при этом говорить о фрагментарности, случайности чувства, или оно целостно?
  3. Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения?
  4. Какой смысл выявляется при анализе поэтического пространства стихотворения? Сопоставьте для этого первую и вторую строфы.
  5. Как краски и звуки помогают понять чувства лирического субъекта? Почему в первой строфе внешний мир и внутреннее состояние человека воспринимаются в основном на слух, а во второй строфе — зрительно?
  6. Какие метафорические образы становятся ключевыми в третьей строфе? Как в ней звучит цветовая гамма? Можно ли говорить о символике цвета?
  7. Почему венец любовного свидания — слезы, а в мире природы — заря? Почему слово «заря» повторяется дважды?
  8. Как проведенный вами анализ помогает понять поэтический смысл стихотворения, его эмоциональный пафос?

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнию твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна — любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой

  1. В чем сложность эмоционального состояния лирического субъекта этого стихотворения? Какие противоречивые чувства владеют его душой? Как это выражается в лексике и синтаксисе I—II строф?
  2. Какой характер придают внутреннему миру лирического субъекта короткие предложения первой строфы? Какой поэтический смысл при этом выявляется?
  3. Изменилось ли настроение в III—IV строфах? Каковы ключевые слова последней строфы? Есть ли разница в словах «веровать» и «верить»?
  4. II и IV строфы заканчиваются одинаково. Какой поэтический смысл при этом выявляется?
  5. Что изменилось в отношении лирического субъекта к жизни, когда «много лет прошло»? Почему он готов забыть обиды судьбы и поверить в бесконечность жизни? Что дает ему жизненные силы?
  6. Выявите ключевые образы текста, проанализировав ряды существительных, прилагательных и глаголов. Как взаимосвязаны образы — смысловые доминанты? Какой поэтический смысл выявляют эти взаимосвязи?

Еще майская ночь

Какая ночь! На всем какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звезды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь.

Березы ждут. Их лист полупрозрачный Застенчиво манит и тешит взор. Они дрожат. Так деве новобрачной И радостен и чужд ее убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней Твой лик, о ночь, не мог меня томить! Опять к тебе иду с невольной песней, Невольной — и последней, может быть.

Вопросы и задания к стихотворению

  1. Какие литературные ассоциации вызывает у читателя название этого стихотворения?
  2. Каким настроением проникнуто стихотворение? Меняется ли настроение по ходу текста? Какой поэтический смысл придают тексту восклицательные интонации 1-й строфы?
  3. Почему майская ночь вызывает у лирического субъекта не только любовь, но и тревогу?
  4. Почему поэт сравнивает молодую листву берез с убором невесты? Какие противоречивые состояния души при этом выявляются?
  5. Каким мы видим лирического субъекта стихотворения? Какие чувства он испытывает и почему? Какие слова и выражения передают его состояние? («Тревога и любовь», «томить», «с песней», «и последней» и др.)
  6. В чем драматизм в изображении чувства в 4-й строфе? Почему поэт идет «к ней» с «последней» песней?

Заря прощается с землею, Ложится пар на дне долин, Смотрю на лес, покрытый мглою, И на огни его вершин.

Как незаметно потухают Лучи и гаснут под конец! С какою негой в них купают Деревья пышный свой венец!

И всё таинственней, безмерней Их тень растет, растет, как сон; Как тонко по заре вечерней Их легкий очерк вознесен!

Как будто, чуя жизнь двойную И ей овеяны вдвойне, — И землю чувствуют родную И в небо просятся оне.

Вопросы и задания к стихотворению

  1. О какой «двойной жизни» говорит поэт в последнем четверостишии?
  2. Какие образы-символы есть в стихотворении?
  3. Найдите изобразительно-выразительные средства, использованные поэтом, и определите их художественную роль в стихотворении.
  4. Как картины природы в преддверии захода солнца могут быть связаны с человеческой жизнью?

Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти капли - эти слезы, Этот пух - не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это всё - весна.

Вопросы и задания к стихотворению «Это утро, радость эта»

  1. Какие предметные реалии рисуют картину весны?
  2. Какой характер придает стихотворению его «безглагольность»?
  3. Какие краски, звуки, запахи, характерные для весны, замечает поэт?
  4. Каким чувством проникнуто стихотворение? Почему его лирический субъект переживает «ночь без сна»?
  5. Какой смысл придает стихотворению прием анафоры?
  6. Какие изобразительно-выразительные средства используются для создания поэтических образов природы и внутреннего состояния человека?

Новое на сайте

>

Самое популярное