Домой Психосоматика Риторика термины. Александров Д.Н

Риторика термины. Александров Д.Н

См. также `Риторика` в других словарях

1. ж. 1) а) Теория и искусство красноречия. б) Учебный предмет, содержащий теорию красноречия. в) разг. Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета. 2) перен. Эффектная, красивая, но малосодержательная речь. 2. ж. устар. Название младшего класса духовной семинарии.

Риторика рито́ рика

Русское словесное ударение. - М.: ЭНАС . М.В. Зарва . 2001 .

РИТОРИКА

РИТОРИКА

(от греч. rhetorike)

ораторское искусство. В древности благодаря своему влиянию на образование юношества, общественную жизнь и на различные формы литературы риторика функционировала как предшественница педагогики и соперница философии. Последняя часто выступала в форме риторики. Риторика, возникшая, очевидно, на Сицилии, была приведена в стройную систему софистами. Известно о существовании (утерянного) учебника по риторике софиста Горгия, против которого в одноименном диалоге выступает Плат...

(или реторика), риторики, мн. нет, ж. (греч. rhetorike). 1. Теория ораторского искусства, красноречия (науч.). Учебник классической риторики. Правила риторики. || перен. Напыщенная речь, в к-рой красивые фразы и слова скрывают ее бессодержательность (книжн. неодобрит.). 2. Встарину - название младшего из трех классов духовных семинарий (риторика, философия, богословие).

риторика

См. болтовня...

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари , 1999

риторика

- (от греч. rhetor - оратор) - наука о красноречии, ораторском искусстве.

Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова 2005

риторика рито́рика еще у Аввакума 263, др.-русск., ст.-слав. риторикиѩ ῥητορική (Супр.). Из греч. ῥητορικη (τέχνη). См. рето́рика (Фасмер, Гр.-сл. эт. 166; Грот, Фил. Раз. 2, 509; Преобр. II, 205). Этимологический словарь русского языка. - М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964-1973

риторика

(греч. rhetorike). Теория выразительной речи, теория красноречия, ораторского искусства.

Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. 1976

ж. греч. реторика, наука красноречия, изящесловие. Ритор, -рка, учитель красноречия; красноречивый, речистый человек, краснослов, искусственно-изящный писатель. Риторический, к риторике и к риторству относящийся. Риторский, риторам свойственный. Риторические тропы, фигуры, искусственные украшенья речи, приведенные в правила. Риторить, риторствовать, говорить или писать красно, речисто, цветисто, искусно и искусственно, старательно подражать изящным писателям, а потому и говорить напыщенно и холодно. Риоторствованье, риторство, действие по глаг. В речах его нет души, это одно лишь заученное риторство. Риторный, в чем много риторства. Риторно, да приторно.

Риторика

Риторика

(греч. rhetorike ) – наука об ораторском искусстве (о художественной прозе вообще). Состояла из 5 частей: нахождение материала, расположение, словесное выражение, запоминание и произнесение. Риторика разработана в античности (Цицерон, Квинтилиан), развивалась в средние века и новое время, в ХIХ в. влилась в теорию литературы.

Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. .

Риторика`Малый академический словарь`

риторика

, ж.

Теория красноречия, наука об ораторском искусстве.

В Греции и в Риме образование было исключительно словесное. Преподавались грамматика, риторика и философия. Писарев, Наша университетская наука.

[Прохин] воспитал свой стиль сначала в семинарии, потом в Казанском университете, на хриях, периодах, тропах --- и прочих тонкостях риторики. И. Гончаров, Воспоминания.

Излишняя приподнятость изложения, напыщенность.

[Войницкий:] Эта верность фальшива от начала до конца. В ней много риторики, но нет логики. Чехов, Дядя Ваня.

Риторика

РИТОРИКА - собственно - наука об ораторском искусстве. Зародилась Р. у греков в Пифагорейской школе. Особенное развитие получила Р. у софистов. Среди них выделялась риторская школа Георгия Леонтинского, давшая ряд знаменитых риторов. Истине здесь предпочиталось красноречие (красивое говорение), умение высказывать противоречивые суждения об одном и том же предмете, использование разнообразных средств для убеждения и склонения в свою сторону, напр., приема насмешки, уничтожающей серьезные возражения, и выдержанного достоинства, спокойно встречающего насмешку. В школе Георгия создалось учение о метафорах, фигурах, аллитерации, параллелизмах, и затем о периоде (Исократ). Характер этой школы - практический; научной стала Р. у Арис...

Риторика

(греч. rhetorike )

наука о законах красноречия и практическом их применении. В Древней Греции р. возникла в V в. до н.э., но как наука сложилась в III в. до н.э. В Древнем Риме р. достигла своего расцвета в I в. до н.э. Римляне учились ораторскому мастерству у греков и многое у них заимствовали. Классическая античная р. включала в себя 5 главных частей: 1) подбор и систематизация материала; 2) расположение материала и его изложение; 3) словесное выражение, сочетание слов и стиль речи (простой, средний, высокий); 4) заключение; 5) техника произношения. По законам р. речь должна состоять из следующих частей: вступления, изложения сути дела, доказательства и заключения.

Наука об ораторском искусстве и шире - о художественной прозе вообще. Состояла из 5 частей: нахождение материала, расположение, словесное выражение (учение о 3 стилях: высоком, среднем и низком и 3 средствах возвышения стиля: отборе слов, сочетании слов и стилистических фигурах), запоминание и произнесение. Разработана в античности (Цицерон, Квинтилиан), развивалась в средние века и в новое время. В XIX в. учение о словесном выражении влилось в поэтику и стало частью теории литературы под названием стилистики.

РИТОРИКА (греч. rhetorike) -1) наука об ораторском искусстве и шире - о художественной прозе вообще. Состояла из 5 частей: нахождение материала, расположение, словесное выражение (учение о 3 стилях: высоком, среднем и низком и о 3 средствах возвышения стиля: отборе слов, сочетании слов и стилистических фигурах), запоминание и произнесение. Риторика разработана в античности (Цицерон, Квинтилиан), развивалась в средние века и в новое время (в России М. В. Ломоносов). В 19 в. учение о словесном выражении влилось в поэтику и стало частью теории литературы под названием стилистики. В сер. 20 в. возрождается широкое (общелитературное, лингвистическое и даже философское) значение терэффективной речевой коммуникации.2) Риторика музыкальная - музыкально-теоретическое учение эпохи барокко, связанное со взглядом на музыку как прямую аналогию ораторской и поэтической речи. Включала те же части, что и литературная риторика; их содержание выражалось в системе специфических музыкальных приемов (см. в...

(иноск. ) - красноречие (собств. наука о красноречии)

Ср. Неужели вы думаете, что все эти погремушки и ваша риторика дадут нам ответ на вопрос?

А.П. Чехов. Задача.

Ср. ПЃО·П„ОїПЃО№ОєО® П„О­П‡ОЅО· .

Искусство красноречия.

Риторика

рито́рика,

рито́рики,

рито́рики,

рито́рик,

рито́рике,

рито́рикам,

рито́рику,

рито́рики,

рито́рикой,

рито́рикою,

рито́риками,

рито́рике,

рито́риках

(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)


Риторика

Реторика - наука об ораторском иск-ве. Зародилась в Др. Греции. Теоретич. обоснование получила в книге Аристотеля (384 - 322 до н.э.) «Риторика» . В Др. Риме наиболее значит. труды по Р. принадлежали Цицерону (106 - 43 до н.э.) и Квинтилиану (ок. 35 - 95 н.э.).


Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. - М.: Центрполиграф . В. Д. Гладкий . 1998 .

риторика

теория выразительности речи, теория красноречия, ораторского искусства.

Толковый переводоведческий словарь. - 3-е издание, переработанное. - М.: Флинта: Наука Л.Л. Нелюбин 2003

Риторика

– теория и искусство речи, фундаментальная наука, изучающая объективные законы и правила речи. Поскольку речь – инструмент управления и организации социальных и производственных процессов, Р. формирует норму и стиль общественной жизни. Классическая античная традиция рассматривала Р. как "искусство находить способы убеждения относительно каждого данного предмета" (Аристотель ), "искусство хорошо (достойно) говорить (ars bene et ornate dicendi – Квинтилиан ). В русской традиции Р. определяется как "учение о красноречии" (М.В. Ломоносов ), "наука изобретать, располагать и выражать мысли" (Н.Ф. Кошанский ), предметом которой является "речь" (К.П. Зеленецкий ). Современная Р. – учение об эффективном речевом построении развитого информационно...

Риторика

(ρητορική τέχνη) - в первоначальном значении слова - наука об ораторском искусстве, но впоследствии иногда понималась шире, как вообще теория прозы. Свое начало европейская Р. получает в Греции, в школах софистов, главной задачей которых было чисто практическое обучение красноречию; поэтому их Р. заключала много правил, относящихся собственно к стилистике и грамматике. По словам Диогена Лаэртского, Аристотель приписывал изобретение Р. пифагорейцу Эмпедоклу, сочинение которого неизвестно нам даже по имени. Из слов самого Аристотеля и из других источников мы знаем, что первый трактат по Р. принадлежал ученику Эмпедокла, Кораксу, любимцу сиракузского тирана Гиерона, политическому оратору и адвокату. У него мы находим любопытное определение: "красноречие есть работница убеждения (πε...

(от греч. rhetorike) ораторское искусство. В древности благодаря своему влиянию на образование юношества, общественную жизнь и на различные формы литературы риторика функционировала как предшественница педагогики и соперница философии. Последняя часто выступала в форме риторики. Риторика, возникшая, очевидно, на Сицилии, была приведена в стройную систему софистами. Известно о существовании (утерянного) учебника по риторике софиста Горгия, против которого в одноименном диалоге выступает Платон, не соглашаясь с ним и в понимании риторики. Аристотель занимался риторикой с логической, а также с политической точки зрения и оставил соч. на эту тему. Стоики также уделяли внимание риторике, занявшей наконец прочное место в учебных планах высшей школы и существовавшей в качестве специальной дисциплины вплоть до 19 в. Последний расцвет античная риторика пережила в т. н. второй софистике, примерно в нач. 2 в.

Теория выразительности речи, предлагающая наиболее эффективные способы ее построения - ритмические фигуры речи. см. ФИГУРА РЕЧИ.

Риторика

реторика (греч. rhetorike), наука об ораторском искусстве и шире - о художественной прозе вообще. Возникла в Греции в 5 в. до н. э., сложилась в систему в 3-2 вв., в Риме с 1 в. до н. э. Крупнейшие теоретики античной Р. - Аристотель, Цицерон, Квинтилиан. Классическая Р. делилась на 5 частей: 1) нахождение - систематизация содержания речей и используемых в них доказательств; 2) расположение - деление речи на вступление, изложение, разработку (доказательства своего взгляда и опровержение противного) и заключение; 3) словесное выражение - учение об отборе слов, о сочетании слов, о тропах (См. Тропы) и риторических фигурах (см. Фигуры стилистические), а в зависимости от использования этих средств - о простом, среднем и высоком стиле речи; 4) запоминание; 5) произнесение...

СЛОВАРЬ ПО РИТОРИКЕ

АББРЕВИАТУРА (итал.), сокращение, употребительное в устной речи, например, вуз (высшее учебное заведение).

АБРАКАДАБРА (греч.), непонятный набор слов, бессмыслица.

АДЛИБИТУМ (лат.), по желанию, на выбор, свободно, т.е. такая манера речи, когда оратор свободно пользуется всеми ее богатствами.

АКЦЕНТ (лат.), ударение в слове, во фразе, выделение какой-нибудь части речи, обращение внимания аудитории.

АЛЛЕГОРИЯ (греч.), иносказание, выражение отвлеченного понятия при помощи конкретного образа, например, в баснях: Лиса - «хитрость». Волк - «жадность».

АЛЛИТЕРАЦИЯ (лат.), повторение одинаковых или похожих зву¬ков, например, «Мой милый маг, моя Мария» (В. Брюсов).

АЛОГИЗМ (греч.), нелогичность речи, высказывания.

АМПЛИФИКАЦИЯ (лат.), накопление нескольких сходных определений, усиливающих характеристику явления (личности), например, «он храбрый, отважный, мужественный человек».

АМПЛУА (франц.), роль, род занятий, для оратора - та особенность облика, которую он берет на себя перед аудиторией, выступая, например, «как товарищ», «как ментор», «как руководитель», «как критик», «как судья» и пр.

АНАГРАММА (греч.), перестановка букв в слове для образования другого слова, например, «топор - ропот», «куб - бук», «сук - суп - зуб».

АНАДИПЛОСИС (греч.), стилистическая фигура, смысл которой в том, что отрезок речи начинается словами, которыми заканчивается предыдущий, например, «Голова болит, мало можется. Мало можется, нездоровится» (народная песня).

АНАКОЛУФ (греч.), стилистическая фигура, состоящая в нарушении грамматической или логической правильности речи, например, «Признаюсь, удивился, как дубиной, пардон, по лбу». Здесь грубовато-алогичный и напыщенный подтекст прямой речи создает дополнительный колорит самого персонажа.

АНАФОРА (греч.), повторение в начале фраз одних и тех же слов, звуков, например, «Али я тебя не холю? Али ешь овса не вволю?» (А.С. Пушкин). Противоположный оборот называется «эпифора», повторение конечных частей фраз.

АНТИТЕЗА (греч.), противопос¬тавление понятий, схем, точек зрения, событий и пр., например, «Кто был ничем, тот станет всем».

АНТОНИМЫ (греч.), слова, имеющие противоположное значение, например, «твердый - мягкий», «дорого - дешево», «болезнь - здоровье», «большой - маленький».

АНТОНОМАЗИЯ (греч.), замена имен собственных на нарицательные (или наоборот), например: «Крез» - «богач», «Геркулес» - «сильный», «силач», «Цицерон» - «красноречивый», «оратор». АПОСТРОФА (греч.), ораторский прием (фигура), представляющая собой обращение к лицу отсутствующему, как к присутствующему, или к неодушевленному предмету, как к одушевленному, например, «Ветер, ветер, ты могуч...».

АРТИКУЛЯЦИЯ (лат.), работа органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок), необходимая для произнесения определенного звука, слова.

АСИНДЕТОН (греч.), бессоюзие, стилистическая фигура, заключающаяся в опущении союзов для усиления речи, например, «пришел, увидел, победил», «не сидел, не стоял, не лежал, даже не бегал». Противоположная фигура - «полисиндетон».

АТТИЦИЗМ (греч.), утонченность и образность речи, свойственная жителям Аттики (в Древней Греции) в период ее наибольшего расцвета. Отсюда выражение «аттическая соль» - тонкая насмешка, образная острота, желательная в любом ораторском выступлении.

БЕССОЮЗИЕ - см. Асиндетон

ГИПЕРБАТОН (греч.), стилистическая фигура, которая состоит в изменении естественного порядка слов и отдалении их друг от друга некоторыми вставными словами: «В восторге только музы томном» (Г.Р. Державин). Слово «только» - вставное, характеризующее «гипербатон».

ГИПЕРБОЛА (греч.), оборот речи, состоящий в чрезмерном преувеличении, для создания более полного (сильного) впечатления, например, «безбрежное море», «пот катился градом». (В русской литературе встречается написание этого термина как «ипербола»). Противоположное значение - «Литота».

ГОЛОС, совокупность звуков, различных по силе, высоте, тембру, - основное ораторское средство достижения цели в процессе риторического (ораторского) выступления. Мужские голоса: тенор (самый высокий), бас (низкий), баритон (средний между ними), женские: сопрано (высокий), меццо-сопрано (низкий).

ГРАДАЦИЯ (лат.), или «нанизывание»: постепенный переход от одного состояния к другому при нарастании качества (или наоборот) для усиления эффекта речи, например, «победил, разгромил, уничтожил».

ГРАССИРОВАТЬ (франц.), невыговаривание звука «р», непривычное для русской речи произнесение его картаво, «картавить».

ДЕКЛАМАЦИЯ (лат.), упражнение в ораторском произношении, искусство выразительного чтения (речи) вслух, а может быть и малосодержательная, напыщенная речь, выступление оратора и пр.

ДИАЛОГ (греч.), беседа между двумя лицами, основная форма ораторской деятельности при ответах на вопросы.

ДИГРЕССИЯ (лат.), отступление, отклонение от темы выступления.

ДИКЦИЯ (лат.), произношение, манера, с которой оратор произносит звуки, слоги, слова и фразы в ходе выступления.

ИДИОМА (греч.), словосочетание, свойственное данному языку, например, «бить баклуши», «спустя рукава», «попасть в просак».

ИМПРОВИЗИРОВАТЬ (итал.), произносить речь без видимой подготовки, как правило, опираясь на свой предыдущий ораторский опыт.

ИНВЕКТИВА (лат.), речь с бранью, с оскорблениями в чей-нибудь адрес.

ИНВЕРСИЯ (лат.), перестановка слов в предложении с целью изменить оттенки смысла фразы, например, «Завтра лекция в шесть часов» и «Завтра лекция часов в шесть». В первом примере - время начала фиксировано, во вто¬ром - оно приблизительно.

ИНТОНАЦИЯ (лат.), тон речи, повышение и понижение голоса оратора (для выражения просьбы, гнева, жалости, усталости, радости и пр.).

ИПЕРБОЛА - см. Гипербола.

ИРОНИЯ (греч.), тонкая скрытая насмешка, в стилистике - речевой оборот, в котором слова противоречат смыслу, например, «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» - слова Лисы, обращенные к Ослу (И.А. Крылов).

КАКОФОНИЯ (греч.), звучание, неприятное для слуха. Иногда может использоваться для исправления ошибок в речи оратора с учетом недостатков, выявленных в примерах какофонии, по принципу: «Так делать не нужно!».

КАЛАМБУР (франц.), игра слов, основанная на их сходном звучании, например: «Осип охрип, а Архип осип».

КАТАХРЕЗА (или катахрезис) (греч.), соединение противоречивых или несовместимых понятий, например: «красные чернила», «ужасно обрадовался».

КЛАУЗУЛА (лат.), конец речевого отрезка, звуковой или стилистической форме которого оратор придает особо важное значение исходя из собственных творческих замыслов, желая придать клаузуле наиболее эффектную форму.

КОНТАМИНАЦИЯ (лат.), включение подробностей одного события в изложение другого, «лирическое отступление» от основной темы выступления.

КОНТРАДИКЦИЯ (лат.), противоречие в суждении, противоречивое высказывание, противоречие вообще.

КОПИРОВАТЬ (лат.), подражать, стараться не отступить от образца, сделать копию (копия - запас, множество).

КУЛЬМИНАЦИЯ (лат.), наиболее напряженный момент речи, сравнения, доказательства, связанный с ее содержанием, с логикой изложения.

ЛАКОНИЗМ (греч.), краткое и четкое выражение своих мыслей, что (по преданию) умели делать жители Лаконии (Спарта).

ЛЕКИФ (лат.), термин Марка Туллия Цицерона для обозначения любых приемов, способствующих украшению речи (анафора, риторический вопрос и др.). В первоначальном смысле - небольшой изящный сосуд (флакончик) для благовоний (розового масла).

ЛЕКСИКОН (греч.), словарь, запас слов, которым владеет отдельный человек; принято считать, что для туриста нужно знание около полутора тысяч слов на языке страны пребывания, для чтения газеты - до 4-5 тыс. слов, для чтения художественной литературы - до 10 тыс. и более. Если средний словарь содержит в себе около 100 тыс. слов, то мало читающий человек оперирует, как правило, в повседневной жизни примерно двумя-четырьмя процентами лексикона

ЛИТОТА (литотес) (греч.), оборот речи, обратный гиперболе - преуменьшение значения явления, события и пр., например: «мальчик-с-пальчик», «корова ростом с козу».

ЛОГОГРИФ (греч.), игра, в ходе которой получается несколько слов при перестановке или при выбрасывании отдельных букв из данного слова, например: «крона, Рона, она, на».

ЛОГОПАТИЯ (греч.), пороки речи, например, заикание, шепелявость, картавость и пр. ЛОГОПЕДИЯ (греч.), наука и приемы для исправления логопа¬тии.

МАНЕРА (франц.), отличительная черта стиля оратора, его особенности при говорении, в умении держаться на трибуне.

МЕДИТАТИВНАЯ (лат.) речь, речь, способствующая раздумию, размышлениям, например, у А.С. Пушкина: «Брожу ли я вдоль улиц шумных...»

МЕТАБАЗИС (лат.), софистический прием в споре, связанный с отклонением от обсуждаемого вопроса и подменой его другим вопросом (тезисом), например: «В огороде бузина, а в Киеве - дядько» (как принято говорить в таких случаях).

МЕТАЛЕПСИС (лат.), перенос значения слова по части на целое, например: «Как десять жатв прошло, взята пространная Троя» (т.е. по слову «жатва» подразумевается «лето», а по «лету» - целый «год»). Следовательно, нужно понимать: «Как десять лет прошло, взята пространная Троя». Но первый вариант оригинальнее по стилю, в нем использован реже встречающийся оборот.

МЕТАФОРА (греч.), всякое ино¬сказание, употребление слова или выражения в переносном смысле по сходству или по контрасту, например: «говор волн», «восковая келья» (улей). Метафора наиболее часто используется в ораторской деятельности.

МЕТОНИМИЯ (греч.), оборот речи (троп), основанный на заме¬не одного слова другим при обыгрывании смежности двух поня¬тий. Например: «лес поет» (вместо - «поют птицы в лесу»), «читать Пушкина» («читать про¬изведения А.С. Пушкина»).

МНОГОСОЮЗИЕ, см. Полисиндетон.

МОНОЛОГ (греч.), речь одного лица, выступление оратора перед аудиторией, процесс речи одного человека, непрерывное выступление по данной теме.

МУЛЬТИЛОГ, беседа между несколькими людьми, групповое обсуждение проблемы, круговое высказывание по теме (тезису), выявление различных точек зрения.

НЮАНС (франц.), оттенок, едва заметный переход в интонациях, в темпе, в тембре и т.п., который может быть заметен понимающему человеку, сведущему в риторике, специалисту.

НЮАНСИРОВАТЬ (франц.), оттенять деталями, делать в речи едва заметные переходы, отступления, пояснения, ценимые знатоками, оттачивать тончайшие особенности (детали).

ОКСИМОРОН (греч. - остроумно-глупое), стилистический оборот, состоящий в подчеркнутом соединении противоположностей, несоединимых слов, например, «Живой труп» - Л.Н. Толстого, «Жар холодных чисел» - А. Блок. Его можно сравнить с катахрезой.

ОМОНИМЫ (греч.), слова с одинаковым звучанием, но разным значением, например, «коса» (для сенокоса) и «коса» (из волос).

ОМОФОНЫ (греч.), слова с одинаковым звучанием, но с разным написанием и разным значением, например, «плот» и «плод».

ОРАТОР (лат.), умеющий говорить «красно», влияющий на аудиторию, умеющий убедить ее. ОРИС (лат.), рот. От этого слова происходят слова «оратор», «ораторский», «оранта» и др.

ОРФОЭПИЯ (греч.), образцовое литературное произношение, изучение правил и практики правильного произношения.

ПАРАДИГМА (греч. - пример, образец), в языкознании система форм одного слова по присущим ему категориям, образец типа склонения или спряжения, например, «я хочу», но «мы хотим» или «я могу», но «мы можем».

ПАРАЛЛЕЛИЗМ, сходное распо¬ложение двух действий, двух сюжетов, например, «В синем море волны плещут, В синем небе звезды блещут» (А.С. Пушкин).

ПАРАЛОГИЗМ (греч.), ложное умозаключение в результате непреднамеренной логической ошибки, случайное (досадное) нарушение законов мышления.

ПАРИРОВАТЬ (франц.), отражать доводы противника при обсуждении проблемы, при ответах на вопросы. Для успешного решения такой задачи нужно заранее определять возможные выпады противника и готовить наиболее удачные ответы.

ПАРАНОМАЗИЯ (греч.), стилистическая фигура обыгрывания нескольких созвучных слов, но разных по значению, например: «Он не глух, а глуп», «Ты сер, а я, приятель, сед».

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (франц.), деление фразы на самые краткие отрезки, отделяемые голосом, паузами друг от друга, например: «И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» (П.Г. Антокольский). Каждое слово становится отдельным предложением.

ПАССАЖ (франц.), отдельное яркое место в тексте, в речи.

ПАРАФРАЗА (греч.), адаптация, сокращенное изложение больших худ. произведений. ПЕРИФРАЗ (греч.), передача смысла другими словами, замена прямого названия описанием для большей наглядности, эмоциональности, точности, например: вместо «он пошел к себе домой» (фраза безликая) лучше сказать: «старик поплелся в свою каморку» (конечно, с учетом ее реального содержания).

ПЛЕОНАЗМ (греч.), многословие, стилистический прием, содержащий однозначные и как бы излишние слова, например: «тем¬ный мрак», «я плачу и проливаю слезы», «во саду ли, в огороде», «тройка мчится, тройка скачет».

ПОЛЕМИКА (греч.), спор в печати, на собрании по проблеме, по теме, по вопросу между двумя или несколькими ораторами.

ПОЛИСИНДЕТОН (греч.), многосоюзие, т.е. стремление к многократному использованию союзов, например, у А.С. Пушкина: «И плащ, и стрела, и лукавый кинжал...» Противоположное значение - Асиндетон.

ПРОКЛИТИКА (греч.), безударное слово, стоящее перед ударным, например, в словах «подо мною» - первое слово не несет на себе ударения и является
«проклитикой», второе слово находится под ударением. Противоположное значение - Энклитика.

РЕЗОНЕР (франц.), человек, любящий вести длинные речи, рассуждения, преимущественно нравоучительного характера, говорить нудно и неинтересно.

РЕПЛИКА (франц.), краткое возражение, быстрый ответ, замечание с места по ходу выступления оратора.

РЕФРЕН (франц.), повторяющаяся несколько раз мысль, фраза, строчка, стремление вернуться к чему-нибудь.

РЕЧЬ, речевая деятельность, средство общения между людьми, результат этой деятельности (произ¬ведения).

РИТМ (греч.), чередование более быстрых и более медленных мест в ораторской речи. Скорость формулирования отдельной мысли, абзаца, доказательства, примера - это темп. Как правило, в риторике ис¬пользуется термин «темпо-ритм». У опытного оратора темпо-ритм бывает индивидуальным, характерным для него.

РИТОРИКА (греч.), теория красноречия, наука об ораторском искусстве.

СИМПЛОКА (греч.), стилистическая фигура повторения, состоящая в том, что два отрезка речи имеют сходные начала и окончания, например, «Или ты меня не знал, или я тебя не знал».

СИНЕКДОХА (греч.), стилистический оборот использования части (меньшего) вместо целого (большего, или наоборот), например, «пропала моя головушка» вместо «я пропал» или «защита требует оправдания подсу¬димого» вместо «защитник требует...» или «к нему и птица не летит и зверь не идет» вместо «птицы» и «звери».

СИНОНИМЫ (греч.), слова, разные по звучанию, но близкие по значению, например, базар, рынок, ярмарка.

СКАНДИРОВАТЬ (лат.), громко и отчетливо произносить слово, слова, фразы, разделяя их на слоги, можно использовать как тренировочное упражнение для совешенствования техники оратор¬ской речи.

СОЛЕЦИЗМ (греч.), неправильный языковый оборот, не нарушающий смысла высказывания, иногда используется для создания стилистического эффекта, характеристики действующего лица, на¬пример, «Сколько время?». С точ¬ки зрения норм литературного русского языка так сказать нельзя, нужно: «Который час?». Следовательно, данный пример характеризует малую риторическую культуру говорящего.

СОФИЗМ (греч.), умышленно ложное построение умозаключения, основанное на двусмысленности понятий, на выхватывании отдельных сторон рассматривае¬мого явления. Случайная, непредумышленная логическая ошибка - паралогизм.

СОФИСТ (греч.), оратор, пользующийся софистикой, не стремящийся к постижению истины.

СОФИСТИКА (греч.), рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики (употребление софизмов).

СТИЛЬ (лат.), совокупность основных отличительных особенностей в манерах, в приемах, в логике оратора во время его выступления.
С античных времен в стиле различаются два основных направления: а) аттическое, характерное точным, сжатым и кратким изложением вопроса, и б) азианическое, предполагающее рассказ подробный, с отклонениями, афоризмами, намерение не столько сообщить, сколько - взволновать. В крайних случаях аттическое направление вырождалось в сухой, бледный, нудный пересказ, а азианическое - в краснобайство и болтовню без элементарного плана и смысла, в разговоры «ни о чем». Плиний Младший предпочитал «смешанный стиль». Очевидно, что в наше время следует избегать любых риторических крайностей при выработке своего собственного стиля.
Сторонники аттического стиля (в литературе еще встречается термин «аттикизм») считали азианизм «порчей» классического греческого стиля под «азиатским влиянием».

СРАВНЕНИЕ, ораторский прием, слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета (явления, события, персонажа и пр.) другому, одной ситуации - другой, нередко связывающее их словами «как», «как будто», «вроде» и т.п. Например, «он работает, как негр», «был голодный, как волк», «устал, как собака», «избит, словно солома».

СХОЛАСТИКА (лат.), абстрактные бесплодные рассуждения, формальные высказывания, оторванные от жизни, в ораторской практике - сухое, неинтересное выступление лектора.

СЮЖЕТ (франц.), совокупность явлений, фактов, характеров, которые в сумме своей могут быть темой для выступления оратора, послужить основной для подготовки плана для выступления.

ТАВТОЛОГИЯ - (греч.), сочетание и повторение одних и тех же близких по смыслу слов. Иногда используется как ораторский прием для объяснения трудного доказательства, сложного теоретического материала в надежде на то, что аудитория лучше усвоит излагаемое.

ТЕЗИС (греч.), положение, утверждение, которое ритор или оратор намерен доказать, защитить или опровергнуть.

ТЕМП, см. Ритм.

ТЕХНИКА РЕЧИ, совокупность приемов, применяемых в ходе устного выступления, практическое владение этими приемами.

ТИРАДА (франц.), часть речи, длинная фраза, произнесенная в приподнятом тоне, яркая реплика, запоминающееся место в выступлении.

ТОПИКА (греч.), общее место в речи, избитое место в системе доказательств. В риторике Древнего мира - учение о разработке общих закономерностей, основных положений при подготовке вы¬ступления, общих приемов подхода к теме. Этим термином называется один из логических трактатов Аристотеля.

ТРАКТОВАТЬ (лат.), толковать, обсуждать, излагать тему, вопрос, проблему, тезис.

ТРОП (греч.), слово или фраза в переносном значении, например, метафора, синекдоха, аллегория, гипербола, литота и др.

ФАКТ (лат.), твердо установленное основание, на кото¬ром строятся доказательство, рас¬суждение, теория.

ФАКТОР (лат.), причина, движущая сила, лежащая в основе со¬бытия, явления, ставшая сюжетом для оратора

ФИГУРА (лат.), необычайный оборот речи, усиливающий ее эмо¬циональное воздействие, напри¬мер, инверсия, анафора, анаколуф и др.

ФИЛИППИКА (греч.), серия обличительных гневных речей Де¬мосфена простив царя Македонии Филиппа, позднее - любая гневная речь, направленная против известной личности.

ФОНЕТИКА (греч.), наука, изу¬чающая звуковую сторону языка.

ФРАЗА (греч.), законченный обо¬рот речи, предложение, из суммы которых состоит публичное вы¬ступление оратора.

ФРАЗЕРСТВО, пустословие, бол¬товня, пристрастие к громким, но бессодержательным словам, фра¬зам, выражениям.

ХРИЯ, нравоучение, выражение нравоучения посредством спе¬циальной организованной фразы, например, «Живи, поминая смерть» (Персии), превратившееся в знаменитое латинское выражение «мементо море» («помни о смерти»). М.В. Ломоносов различал многие стороны использования хрии в речи.

ЭВФЕМИЗМ (греч.), - употребление выражения более мягкого вместо грубого или непристойного, например, «не сочиняйте», «не выдумывайте» вместо «не врите».

ЭВФОНИЯ (греч.), благозвучие речи, отсутствие в ней грубых слов, выражений, неприличных словосочетаний.

ЭВФУИЗМ (англ.), напыщенность, вычурность речи, жеманный, ма¬нерный стиль выступления.

ЭКЗЕГЕЗА (греч.), толкование трудных малопонятных фраз, текстов, сокрытых мыслей.

ЭКСКУРС (лат.), отступление от главной темы выступления, освещение второстепенного вопроса, вопросов.

ЭКСПРЕССИЯ (лат.), выразительность в самом широком смысле, живость и яркость выступления.

ЭКСПРОМТ (лат.), короткая речь, произнесенная без видимой подготовки, вдруг, внезапно, т.е. экспромтом.

ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ (лат.), распространение определенных понятий, относящихся к одной области знаний (одному отрезку времени), на другую область (время).

ЭЛЛИПС(ИС) (греч.), стилистическая фигура, опущение слов, которые могут легко подразумеваться в речи, например, «я - домой» вместо «я пойду домой».

ЭЛОКВЕНЦИЯ (лат.), красноречие, само ораторское искусство. Сейчас этот термин употребляется довольно редко, ранее - постоянно.

ЭЛОКУЦИЯ (лат.), учение о стилях: высоком, низком и среднем, о том, как подойти к формированию такого стиля. ЭМФАЗА (греч.), напряжение речи с целью ее большей экспрессии, оптимальное использование в выступлении риторических приемов.

ЭНКЛИТИКА (греч.), слово, утратившее собственное ударение и стоящее позади ударного слова, к которому оно примыкает, образуя с ним единое целое, например, частица «то» в выражениях: «мой-то, тот-то» или, например, в вы¬ражении: «куда же вы?». Противоположное явление - Проклитика.

ЭНТИМЕМ(А) (греч.), использование аргумента (рассуждения), недостающая часть которого очевидна, понятная без объяснений (подразумевается без труда). Только на первый взгляд энтимем(а) похож(а) на Элаипс(ис). Энтимем(а) опускает часть доказательства, Эллипс(ис) опускает отдельное слово (слова).

ЭПИСТРОФА (греч.), риторическая фигура, состоящая из повто¬рения одного и того же слова, сочетания слов, оборота. Использование этой фигуры требует от оратора осторожности.

ЭПИТЕТ (греч.), определение, которое прибавляется к названиюпредмета (лица) с целью подчеркнуть его наиболее характерные свойства (особенности), например, «шелковые кудри», «чистое поле», «парус одинокий».

ЭПИФОРА (греч.), совпадение конечных частей нескольких фраз, строк, например, рифмы. Фигура, обратная эпифоре, - анафора.

ЭРИСТИКА (греч.), искусство вести спор, заниматься полемикой, энергично и эффективно отстаивать свою точку зрения.

ЯЗЫК, важнейшее средство человеческого общения, неразрывно связанное с мышлением, реализуется и существует в речи. Можно говорить о языке А.С. Пушкина, о языке ИЛ. Андроникова, о языке конкретного оратора или ритора.

ЯРЛЫК, жалованная грамота татарского хана, в целом - любое клеймо, «навешивание ярлыков» - обвинения в адрес оппонента, сбор сведений, порочащих оппонента, нередко обвинений голословных, не подтвержденных документами.

Адресант речи. Тот, кто производит речь,  говорящий, пишущий.

Адресат речи. Тот, кому адресована речь,  слушающий, читающий.

Академическая риторика. Красноречие, речевое мастерство в сфере науки и образования.

Бытовая риторика. Красноречие, речевое мастерство в сфере бытового общения.

Вербальный. То же, что Словесный.

Военная риторика. Красноречие, речевое мастерство в сфере профессионального общения военных.

Выражение (Элокуция). Этап риторического действия: словесное оформление замысла.

Гармония речевого события. Гармоническое единство всех компонентов речевой ситуации и самой речи, при котором элементы целого тесно связаны друг с другом, определяют и уравновешивают друг друга. Критерием гармонии речевого события является эффективность речевого общения, то есть соответствие результата коммуникативному намерению говорящего.

Гомилетика. Красноречие, речевое мастерство в сфере религиозного (христианского) культа. В более узком значении  искусство составления проповедей.

Диалог. Разговор двух и более лиц (В отличие от монолога). При риторическом воздействии возможность диалога между адресантом и адресатом речи является одним из факторов успешности (гармонии) речевого общения.

Дискурс. Процесс речевого поведения, который складывается из следующих компонентов: вербального (словесная составляющая, сам текст), акустического (громкость, высота тона, интонирование, темп и т.д.), кинесического (жесты, мимика, поза), пространственного (взаимное положение в пространстве).

Закон продвижения и ориентации адресата. Один из важнейших законов, связанных с принципом диалогического общения: эффективность речевого воздействия тем выше, чем четче представляет себе адресат речи цель, к которой он движется вместе с ритором и «координаты» на пути к этой цели в каждый момент времени.

Закон удовольствия. Закон риторики, который утверждает, что речевое общение тем эффективнее, чем больше заботится говорящий о том, чтобы процесс общения доставлял адресату речи удовольствие.

Закон эмоциональности. Закон риторики, который требует, чтобы ритор эмоционально переживал то, о чем говорит, чтобы не оставить слушателя равнодушным.

Законы общей риторики. Некие универсальные закономерности, определяющие эффективность / неэффективность речевого воздействия.

Зрительный контакт. Тактика, используемая во время устного выступления и заключающаяся в том, что ритор смотрит в глаза слушателям, переводя взгляд с одного на другого и задерживая взгляд на каждом. Такая тактика создает у слушателей впечатление, что выступающий говорит именно с ним.

Изобретение речи (Инвенция). Первый этап риторического действия  обдумывание содержания речи, подбор основных фактов, иллюстративного материала, аргументов.

Имиджмейкинг. Деятельность, направленная на создание продуманного публичного впечатления об общественном деятеле, особого образа, который будет способствовать достижению этим деятелем политических, экономических и иных целей.

Интенция. Намерение говорящего, коммуникативная цель, которую ставит перед собой ритор и которой добивается при помощи речевого действия.

Коммуникант. Участник речевого общения (адресат или адресант речи).

Коммуникативность («чувство аудитории»). Качество ритора, которое проявляется в умении соотносить речь с особенностями адресата, анализировать в ходе общения поведение аудитории, реагировать на изменение ее состояния.

Косвенное сообщение (Метасообщение). Информационное «сопровождение» прямого сообщения, нуждающееся в расшифровке.

Красноречие. Искусство речи, которое складывается из целого ряда качеств и умений, изучаемых риторикой.

Лингвистическая прагматика. Лингвистическая дисциплина, которая изучает вопросы воздействия на человека при помощи речи.

Метасообщение. См. Косвенное сообщение.

Намерение говорящего. См. Интенция.

Невербальные знаки коммуникации . См.

Неориторика. То же, что Лингвистическая прагматика.

Образ ритора (говорящего). Сумма с войств личности и поведения ритора, которые являются факторами успешности речевого воздействия. Обычно рассматриваются следующие качества: обаяние, артистизм, уверенность в себе, дружелюбие, искренность, объективность, заинтересованность предметом речи.

Общая риторика. Дисциплина, изучающая общие закономерности речевого поведения и факторы эффективности речи.

Общественно-политическая риторика. Красноречие, речевое мастерство в сфере политики и общественной деятельности.

Оратория. Теория и практика публичной речи. О. как научная дисциплина изучает структуру речи, типы речей по функции, вопросы мастерства оратора.

Паралингвистические средства. Невербальные (несловесные) средства передачи информации: жесты, мимика, поза, интонация и т.п.

Педагогическая риторика. Красноречие, речевое мастерство, использующееся для различных видов педагогического воздействия в учебно-воспитательном процессе.

Пиар, PR , public relations . Целенаправленное формированиеобщественного мнения путем организации публичных акций, специальных публикаций в СМИ и т.п.Область деятельности, требующая использования речи как одного из инструментов воздействия на массовое сознание.

Принцип близости. Один из принципов риторики: ритор должен иметь представление об особенностях аудитории и использовать в речи факты, доказательства, образы, аналогии и т.д., которые близки и понятны слушателям.

Принцип движения. Принцип риторики: на протяжении всей речи адресат должен иметь представление, к какой цели движется он вместе с ритором, на каком этапе этого движения находится речь, должен ощущать постоянное продвижение. Выполнение этого принципа обеспечивается структурой фразы и речи в целом.

Принцип конкретности. Принцип риторики, следование которому повышает эффективность восприятия текста: в речи должны быть примеры, средства образности, другие элементы, позволяющие слушателям понять содержание.

Принципы речевого поведения (Принципы риторики). Основополагающие правила, которых придерживается ритор для достижения коммуникативной цели. Принципы вырабатываются с учетом знания объективных законов риторики и требований риторического идеала .

Принцип сотрудничества. Принцип речевого поведения, диктующий коммуникантам роли доброжелательных собеседников, стремящихся к единой цели и помогающих друг другу достичь этой цели.

Прямое сообщение. Информация, непосредственно выраженная в вербальной форме. Противопоставлено косвенному сообщению.

Разговорность речи. Ориентация на нормы разговорной (а не книжно-письменной) литературной речи в публичном выступлении. Используется для создания эффекта естественности, непринужденности, доверительности общения.

Расположение (Диспозиция). Этап классического риторического канона, следующий за изобретением : расположение материала, непосредственное составление текста.

Речевая (коммуникативная) цель. См. Интенция.

Речевая роль. Своеобразная проекция социальной роли на речевую ситуацию. Речевая роль подразумевает определенный стандарт речевого поведения.

Речевая ситуация. Ситуация речи, а также модель, используемая для описания речевого события и включающая в себя следующие элементы: а) адресант речи; б) адресат речи; в) аудитория (зрители, не участвующие в непосредственной беседе; г) коммуникативная цель; д) условия общения (время, место, другие значимые обстоятельства); е) социальные и речевые роли коммуникантов; ж) вид (канал) общения; з) код (язык, жаргон, стиль, жанр и т.д.); и) правила и нормы, которые значимы для данного события; к) результат общение и его соответствие цели и т.д.

Речевое событие. Основная единица речевого общения, которая складывается из речевого поведения коммуникантов и условий общения. Существуют разные типы РС, различающиеся по функции, обстановке, соотношению вербального и невербального общения и т.п. (лекция, ответ у доски, поздравление с днем рождения, выражение соболезнования, признание в любви, ток-шоу и т.д.).

Речевой акт. Минимальная единица, которая вычленяется при анализе дискурса , речевой шаг. Как правило, РА соотносится с отдельной фразой, репликой диалога.

Ритор. 1. Мастер красноречия. 2 . Говорящий; человек, стремящийся осуществить воздействие на адресата посредством речи.

Риторика. Теория и практика речевого воздействия.

Риторический анализ. Анализ речевого события , направленный на выявление причин его эффективности или неэффективности.

Риторический идеал. Система представлений об образцовом речевом поведении, исторически сложившаяся в той или иной культуре и отражающая систему этических и эстетических ценностей, свойственных этой культуре.

Риторический канон. Система правил построения речи. Классический (античный) риторический канон состоит из следующих частей (этапов): изобретение (инвéнция), расположение (диспозúция), выражение (элокýция), запоминание (мемóрио), произнесение (áкцио гипокрúзис).

Риторическое мастерство. Совокупность качеств, позволяющих эффективно пользоваться речью как инструментом воздействия (умение составить речь, способность управлять вниманием аудитории, культура и техника речи и т.д.).

Софизм. Ложный силлогизм; рассуждение, которое, казалось бы, строится по правилам логики, но приводит к совершенно нелогичному выводу.

Софистика. 1. Направление в древне-греческой философии и риторике. Софисты разрабатывали проблемы теории и практики красноречия, искусства спора. 2. Искусство уловок и словесных ухищрений, обмана и преднамеренного запутывания.

Социальная роль коммуниканта. Социальные характеристики коммуниканта, оказывающие влияние на его речевое поведение (например, роль подчиненного в диалоге «начальник  подчиненный»).

Социально-психологический портрет адресата (аудитории). Совокупность признаков адресата речи, которые являются значимыми для ритора, организующего словесное воздействие (возраст, пол, место жительства, материальное положение, интересы, ценности и т.п.).

Стратегия речевого поведения (Коммуникативная стратегия). Выбор говорящим определенного типа речевого поведения (стремление к сближению, стремление к индивидуализации, активность или следование за инициативой партнера, корректность или агрессия и т.п.). Выбор СРП определяется как индивидуальными особенностями личности говорящего, так и особенностями речевой ситуации. Как правило, речевое мастерство предполагает способность к сознательному выбору той или иной СРП и следованию ей. Неумение разнообразить СРП в зависимости от ситуации  признак низкого уровня развития коммуникативного навыка.

Теория подлинного красноречия. Теория красноречия, созданная и воплощенная Сократом и описанная Платоном в его «Диалогах». Согласно этой теории, суть красноречия в том, чтобы помогать человеку искать истину.

Чувство аудитории. См. Коммуникативность.

Элокуция. См. Выражение.

Эффективность общения. Соответствие результата речевого действия той коммуникативной цели, которую ставил перед собой ритор.

РИТОРИКА

жен. , греч. реторика, наука красноречия, изящесловие. Ритор, -рка, учитель красноречия; красноречивый, речистый человек, краснослов, искусственно-изящный писатель. Риторический, к риторике и к риторству относящ. Риторский, риторам свойственный. Риторические тропы, фигуры, искусственные украшенья речи, приведенные в правила. Риторить, риторствовать, говорить или писать красно, речисто, цветисто, искусно и искусственно, старательно подражать изящным писателям, а потому и говорить напыщенно и холодно. Риоторствованье, риторство, действие по глаг. В речах его нет души, это одно лишь заученное риторство. Риторный, в чем много риторства. Риторно, да приторно.

Даль. Словарь Даля. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РИТОРИКА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • РИТОРИКА в Словаре литературоведческих терминов:
    - (от греч. rhetor - оратор) - наука о красноречии, ораторском …
  • РИТОРИКА в Литературной энциклопедии:
    [греческое rh?torik??, латинское rhetorica] — выросла на древнегреческой почве в VI—IV вв. до н. э. как теория искусства убеждать словом. …
  • РИТОРИКА в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    [греч. rh:etorik*e (tekhn:e) - ораторское искусство], дисциплина, изучающая способы построения художественно выразительной речи (прежде всего прозаической и устной), разнообразные формы …
  • РИТОРИКА в Большом энциклопедическом словаре:
    (греч. rhetorike) 1) наука об ораторском искусстве и шире - о художественной прозе вообще. Состояла из 5 частей: нахождение материала, …
  • РИТОРИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    реторика (греч. rhetorike), наука об ораторском искусстве и шире - о художественной прозе вообще. Возникла в Греции в 5 в. …
  • РИТОРИКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (rhtorikh teknh) - в первоначальном значении слова наука об ораторском искусстве, но впоследствии иногда понималась шире, как вообще теория прозы. …
  • РИТОРИКА в Современном энциклопедическом словаре:
    (греческое rhetorike), 1) наука об ораторском искусстве и шире - о художественной прозе вообще. Состояла из 5 частей: нахождение материала, …
  • РИТОРИКА
    [греческое] 1) теория красноречия; наука об ораторском искусстве; 2) красивая, напыщенная, но малосодержательная …
  • РИТОРИКА в Энциклопедическом словарике:
    и, ж. 1. В античности и в последующие времена: теория и искусство красноречия.||Ср. ЭЛОКВЕНЦИЯ. 2. перен. Напыщенная, красивая, но …
  • РИТОРИКА в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. 1. Теория ораторского искусства. 2. перен. Напыщенная и бессодержательная речь. Пустая?. Впасть в риторику. II прил. риторический, …
  • РИТОРИКА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РИТ́ОРИКА (греч. rhetorik;), наука об ораторском иск-ве и шире - о худ. прозе вообще. Состояла из 5 частей: нахождение материала, …
  • РИТОРИКА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (???????? ?????) ? в первоначальном значении слова? наука об ораторском искусстве, но впоследствии иногда понималась шире, как вообще теория …
  • РИТОРИКА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    рито"рика, рито"рики, рито"рики, рито"рик, рито"рике, рито"рикам, рито"рику, рито"рики, рито"рикой, рито"рикою, рито"риками, рито"рике, …
  • РИТОРИКА в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    (греч. rhetorike— ораторское искусство) — филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественно выразительной речи, прежде всего прозаической и устной; близко соприкасается …
  • РИТОРИКА в Словаре лингвистических терминов:
    (греч. rhetorike). Теория выразительной речи, теория красноречия, ораторского …
  • РИТОРИКА в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. , rhetorike) 1) в античности и в последующие времена - теория и искусство красноречия; 2) перен. напыщенная, красивая, …
  • РИТОРИКА в Словаре иностранных выражений:
    [гр., rhetorike] 1. в античности и в последующие времена - теория и искусство красноречия; 2. * напыщенная, красивая, но малосодержательная …
  • РИТОРИКА в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • РИТОРИКА в словаре Синонимов русского языка:
    болтовня, красноречие, напыщенность, …
  • РИТОРИКА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. ж. 1) а) Теория и искусство красноречия. б) Учебный предмет, содержащий теорию красноречия. в) разг. Учебник, излагающий содержание данного …
  • РИТОРИКА в Словаре русского языка Лопатина:
    рит`орика, …
  • РИТОРИКА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    риторика, …
  • РИТОРИКА в Орфографическом словаре:
    рит`орика, …

Акцио (лат.) – название раздела классической риторики; исполнение подготовленной оратором речи.

Аллегория (греч.) – иносказание; один из видов тропов: отвлеченная мысль передается через конкретный, отчетливо представляемый образ. Например, в баснях лиса - «хитрость».

Аллюзия (лат.) – стилистический прием, намек (обычно шутливый) на какой-то факт, известный не всем, а единомышленникам автора.Адресату самому предлагается догадаться, какой из известных ему фактов имеет в виду говорящий.

Анадиплозис (греч.)последующая фраза начинает с повтора элемента, завершающего фразу предыдущую. Пример: Он не прав. Не прав любой, кто сердится.

Аналогия (греч.) – сходство между предметами, явлениями в каких-либо отношениях: 1) метод рассуждения, доказательства; 2) форма умозаключения: на основании сходства предметов в каком-либо отношении делается вывод о сходстве и в других отношениях.

Анафора (греч.) – единоначатие, повторение слова (нескольких слов) в начале нескольких фраз, следующих одна за другой. Пример: Суров закон. Суров, но справедлив.

Анахронизм (греч.) – намеренное перенесение автором названий, имен, понятий из одной эпохи в другую. Так, современные авторы вкладывают в руки защитников Родины меч как символ мужества.



Антитеза (греч.) – фигура речи, построенная на противопоставлении, нередко – на антонимической паре. Пример: Жизнь коротка – искусство вечно..

Антифразис – простейший вид иронии; слово берется противоположном обычному значении. Пример: о лгуне - «кристально честный человек».

Антономасия – замена имен собственных на нарицательные (или наоборот). Пример: Время от времени он просто Цицерон…

Апология (греч.) – восхваление,; защита кого-либо или ч.-л., часто предвзятая.

Аргумент (лат.) – довод в споре, в рассуждении, в доказательстве; обычно – факт, бесспорный, неопровержимый, ясный, проверенный; суждение, приводимое в подтверждение истинности какого-либо тезиса.

Аргумент к жалости – возбуждение в оппоненте жалости и сочувствия с намерением получить поддержку, снисхождение или уступку в своей позиции.

Аргумент к народу – апелляция к народному мнению, мнению большинства.

Аргумент к невежеству – ссылка на незнание, неосведомленность, невежество оппонента в вопросах, касающихся предмета спора, или приведение таких фактов, доводов и данных, которых оппонент не знает, знать не может или не в состоянии проверить.

Аргумент к публике – попытка опереться на мнение, настроения, чувства и интересы аудитории вместо обоснования истинности или ложности тезиса.

Аргумент к силе – довод, заключающийся в шантаже, в угрозе применения средств принуждения, неприятных последствиях и применении силы с целью склонить оппонента к согласию.

Аргумент к тщеславию – чрезмерная лесть, похвала, комплименты оппоненту в расчете на то, что тот станет мягче, покладистее, пойдет на уступки в своей позиции.

Аргумент к человеку – аргументы, направленные на доказательство истинности или ложности тезиса путем анализа личности человека, высказавшего этот тезис.

Аргументатор – человек, доказывающий какой-либо тезис.

Аргументация – процесс логико-коммуникативного обоснования определенной точки зрения (тезиса), приведение аргументов и доводов, убеждение реципиента в правоте аргументатора.

Аргументация апагогическая – см. Аргументация косвенная.

Аргументация контекстуальная – аргументация, применимая и эффективная лишь для определенной аудитории или в определенном контексте, например при апелляции к традиции, вере, интуиции, ссылке на авторитеты и т.д.

Аргументация косвенная – доказательство тезиса, в ходе которого создается антитезис (противоречащее исходному тезису суждение), затем доказывается ложность антитезиса и на основании этого делается вывод об истинности исходного тезиса.

Аргументация от противного – см. Аргументация косвенная .

Аргументация прямая – доказательство тезиса, рассуждение в котором идет от доказательств к тезису.

Аргументация рациональная – аргументы, апеллирующие к здравому и рациональному смыслу, логическому рассуждению, например индукция, дедукция, аналогия.

Аргументация теоретическая – аргументация, опирающаяся на логические рассуждения и заключения.

Аргументация универсальная – аргументация, применимая и эффективная в любой аудитории.

Аргументация эмоциональная – аргументы, апеллирующие к эмоциям аудитории или оппонента; они приводятся для того, чтобы вызвать радость, грусть, сопереживание, сочувствие, гнев и т.д. в зависимости от контекста и исходных целей.

Аргументация эмпирическая – аргументация, в основе которой лежит ссылка на опыт, наблюдения, другие эмпирические данные.

Афоризм (греч.) – краткое меткое изречение, лаконичное, емкое, несущее в себе значительную, важную мысль; нередко строится как антитеза или иная фигура речи. Служить бы рад – прислуживаться тошно! (А.С.Грибоедов).

Бремя доказывания – тактика утверждения, в рамках которой оратор перекладывает бремя доказывания на своего оппонента.

Введение (вступление) – начальная структурно-смысловая часть композиции речевого произведения.

Визуальный образ – иллюстрация, образ, «картинка», создаваемая в воображении реципиента или аудитории с целью подтверждения истинности исходного тезиса. Визуальный образ относится к эмоциональной аргументации.

Новое на сайте

>

Самое популярное