Домой Здоровье Русско сирийские отношения. Межгосударственные отношения россии и сирии

Русско сирийские отношения. Межгосударственные отношения россии и сирии

Отказался от приглашения США вступить в направленный против СССР Багдадский пакт и заключил военный союз с Египтом , а в 1956 году во время Суэцкого кризиса Сирия разорвала дипломатические отношения с Францией и Великобританией . Под явным влиянием политики египетского президента Гамаля Абдель Насера Сирия всё более отдалялась от Запада и приближалась к СССР . С середины 1950-х годов в Сирии находился многочисленный аппарат советских военных советников и специалистов. Советский Союз оказывал Сирии дипломатическую и военную поддержку в противостоянии с Турцией, а с 1960-х годов - Израилем . Сирия наряду с Ираком являлись стратегическими партнёрами СССР на Ближнем Востоке. В 1980 году СССР и Сирия заключили Договор о дружбе и сотрудничестве. При участии советских специалистов в Сирии были сооружены десятки важных экономических объектов. СССР принимал активное участие в повышении обороноспособности страны .

В 1971 году в средиземноморском порту Тартус был создан пункт материально-технического обеспечения ВМФ .

До 1991 года Сирия была одним из основных покупателей советского оружия. За период с 1956 года, когда был подписан первый военный контракт между Советским Союзом и Сирией , до распада СССР в 1991 году Сирии было поставлено вооружений на общую сумму более 26 млрд долларов, в том числе 65 ракетных комплексов тактического и оперативно-тактического назначения, около 5 тыс. танков, более 1200 боевых самолётов, 4200 артиллерийских орудий и миномётов, зенитно-ракетные комплексы, около 70 боевых кораблей и катеров. К концу XX века сирийская армия более чем на 90 % была оснащена советским вооружением. В СССР также проводилось обучение сирийских офицерских кадров .

Сирийское руководство, со своей стороны, оказывало серьёзную поддержку внешнеполитическим инициативам СССР. В частности, Сирия была одной из немногих стран, поддержавшей ввод советских войск в Афганистан при обсуждении на Генеральной Ассамблее ООН, и по ключевым вопросам Сирия голосовала солидарно со странами Организации Варшавского договора .

С распадом СССР Россия во многом утратила свои позиции в Сирии и на Ближнем Востоке в целом и по существу была вынуждена заново выстраивать отношения со странами региона. Переориентация российских внешнеполитических приоритетов на Запад, а также нежелание сирийской стороны выплачивать советский долг России (несмотря на признание России официальным правопреемником СССР) привели к тому, что товарооборот между двумя странами с одного миллиарда долларов в 1991 году упал ниже 100 млн долл. в 1993 году .

Военно-техническое сотрудничество (ВТС) с Сирией было практически заморожено в 1991 году после распада СССР. Задолженность Сирии за поставленные технику и вооружения на тот период составляла около 14,5 млрд долларов. В 2005 году Россия списала Сирии 10 млрд долларов долга в обмен на гарантии новых заказов на вооружение. Оставшаяся часть задолженности была реструктуризирована .

Отношения в сфере ВТС возобновились в середине 1994 года, когда в Дамаске было подписано соответствующее соглашение.

В 1996 году объём поставок Сирии военной техники и запчастей составил 1,3 млн долларов, в 1997 году - 1 млн долларов .

После официального визита в Дамаск министра обороны РФ Игоря Сергеева в ноябре 1998 года стороны подписали несколько новых соглашений в сфере ВТС. Россия поставила Сирии крупную партию автоматов АКС-74У и АК-74М, гранатомётов и боеприпасов. В 1999 году началось выполнение контракта от 1996 года на поставку Сирии российских ПТРК «Метис-М» и «Корнет-Э» .

В ходе визита министра обороны САР Мустафы Тласа в РФ в мае 2001 года сирийской стороной было заявлено о желании модернизировать поставленные в советское время зенитно-ракетные комплексы дальнего действия С-200Э, танки Т-55 и Т-72, боевые машины пехоты БМП-1, самолёты Су-24, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25 и Миг-29 .

В 2006 году Россия поставила Сирии зенитные ракетные комплексы «Стрелец». В том же году был заключён контракт на поставку Сирии зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1» (к 2014 г. было поставлено одиннадцать из 36 заказанных) и модернизацию 1 тыс. танков Т-72 (контракт был выполнен в 2011 году) .

В 2007 году были подписаны контракты на продажу Сирии береговых противокорабельных ракетных комплексов «Бастион-П» с ракетами «Яхонт» (поставки осуществлялись в 2010-2011 годах), ЗРК «Бук» (было поставлено не менее 6 из 8 заказанных дивизионов) и истребителей МиГ-31Э. В том же году был подписан контракт на ремонт 25 вертолётов Ми-25 (выполнен в 2012 году) и поставку тренажёров для обучения пилотов вертолётов Ми-17Ми-35 (выполнен в 2011 году) .

В докладах западных аналитиков сообщалось, что к июню 2008 года в Сирии находилось большое количество российских военнослужащих, советников и специалистов по эксплуатации и ремонту - таким образом Москва нарастила свои возможности в Сирии и вернула статус кво, существовавший при СССР :370 :367

В августе 2008 года президент Башар Асад поддержал действия российских войск в Южной Осетии . Сирийский лидер заверил, что Дамаск готов сотрудничать с Россией во всём, что может укрепить её безопасность .

В 2010 году было подписано соглашение о поставках в Сирию четырёх (по другим данным, шести дивизионов) ЗРК С-300. В сентябре 2015 года газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в сфере ВТС с иностранными государствами сообщила, что вместо поставки С-300 в счёт выплаченного аванса по обоюдной договорённости была поставлена партия бронетранспортёров БТР-82А, военных грузовиков «Урал», стрелкового оружия, гранатомётов и другого вооружения .

- 40.72 Кб

Российско-Сирийские отношения. 3

История. 3

Стратегическое сотрудничество. 5

Экономические связи. 6

Конфликт в Сирии. 7

Суть конфликта. 7

Повстанцы. 7

Критика правительства Асада 8

Заявления против вмешательства во внутренние дела Сирии 9

Логика поддержки Москвой режима Асада. 11

Российско-Сирийские отношения.

История.

Отношения между Россией и Сирией имеют давнюю, почти четырехвековую традицию, выходящую далеко за исторические рамки официальных межгосударственных отношений, установленных, как известно, в июле 1944 г.

Интерес жителей древней Руси к Сирии (так исторически назывались территории современных Сирии, Ливана и Палестины) был связан с тем, что для них это – святая земля, земля, где зародилось христианство. Первые знания о Сирии приходили на Русь благодаря церковным связям с православными Антиохийским и Иерусалимским патриархатами, а также рассказам паломников.

Российско-сирийские связи не ограничивались культурой и религией. Уже в середине XIX в. Россия занимала четвертое место после Англии, Франции и Египта в общем объеме товаров, ввозимых в Сирию. Из России привозились пшеница, кукуруза, а также железо. Например, в 1850 г. в порт Бейрута прибыли 13 судов под российским флагом. В 1852 г. из 13 грузов хлопка, вывезенных из Сирии, шесть грузов было отправлено в Россию.

Усилению интереса к России в Сирии способствовало созданное в 1882 г. Императорское Палестинское общество. Его возглавлял дядя императора Николая Второго Великий князь Сергей Александрович. Под эгидой этого общества была создана целая сеть православных школ и педагогических училищ в Сирии, Ливане и Палестине, в которых работали и русские преподаватели.

О значении, которое придавала Россия отношениям с Сирией, свидетельствует тот факт, что до 1914 г. она имела там 7 консульских представительств: в Бейруте, Алеппо, Дамаске, Сайде, Хаме, Триполи и Латакии.

С началом Первой мировой войны по известным причинам связи между Россией и Сирией надолго прерываются, чтобы возобновиться уже в совершенно новых условиях – после того, как Франция была вынуждена признать независимость, на первых порах формальную, Сирийской Республики.

21 июля 1944 г. на имя наркома иностранных дел СССР Молотова В.М. пришло послание министра иностранных дел Сирийской Республики Джамиля Мардам Бея, в котором говорилось: «Сирия, движимая своим восхищением перед советским народом, усилия и успехи которого в великой борьбе демократии против духа завоеваний и господства дают основу для законных надежд на будущую свободу и равенство для всех больших и малых наций..., была бы счастлива установить и поддерживать с Советским Союзом дружественные дипломатические отношения».

О том, насколько серьезно руководство СССР отнеслось к этому посланию, несмотря на то, что еще не вся территория Советского Союза была освобождена от фашистских захватчиков, свидетельствует тот факт, что уже в том же месяце были установлены дипломатические отношения между двумя государствами. Известие об этом было встречено с большим воодушевлением широкими народными массами Сирии.

О характере отношений, которые установились между СССР и Сирией, свидетельствует тот факт, что в марте 1945 г. Советское правительство по просьбе сирийского правительства, которое пошло в этом вопросе против воли Франции, фактически сохранявшей мандат над Сирией, согласилось принять на себя защиту интересов Сирии в Японии.

Как известно, Франция отказывалась выводить свои войска из Сирии и требовала для себя особых привилегий на территории этой страны. Дело дошло до того, что самолеты Франции подвергли бомбардировке Дамаск и другие города Сирии.

Реакция Советского Союза была быстрой и решительной. Уже 2 июня 1945 г. газета «Правда» и другие советские СМИ опубликовали сообщение Информбюро Наркоминдел СССР о том, что Советское правительство обратилось с особым заявлением к правительству Франции, а также к правительствам США и Китая, в котором отмечалось, что события в Сирии и Ливане не соответствуют духу решений, принятых в Думбартон Оксе, и целям происходящей в Сан-Франциско конференции Объединенных Наций. Поэтому Советское правительство считает, что должны быть приняты срочные меры к тому, чтобы прекратить военные действия в Сирии и Ливане и уладить возникший конфликт мирным порядком.

Как известно, в результате закулисных переговоров Англия и Франция 13 декабря 1945 г. заключили соглашение о дальнейшей оккупации Сирии и Ливана.

В феврале 1946 г. правительства Сирии и Ливана вынесли на обсуждение в СБ ООН вопрос об эвакуации иностранных войск. Их требование было поддержано делегациями Советского Союза, Польши, Египта и Мексики. Но поставленная на голосование резолюция США, отражавшая интересы Англии и Франции, практически замораживала решение проблемы. В связи с этим Советский Союз, впервые в истории этой организации использовав право вето, воспрепятствовал принятию решения, не отвечавшего национальным интересам Сирии и Ливана. Англия и Франция в марте 1946 г. были вынуждены согласиться на вывод своих войск с территорий обеих стран.

Таким образом, можно с полным основанием утверждать, что становлению и успешному развитию многоплановых отношений независимой Сирии с Советским Союзом, которые достигли расцвета в 70–80-е годы XX столетия, во многом способствовали те богатые традиции, которые были заложены в течение почти четырех столетий взаимных контактов многих поколений представителей русского и сирийского народов. Задача нынешних и будущих поколений дипломатов, ученых, бизнесменов и всех граждан Российской Федерации и Сирийской Арабской Республики – продолжить и обогатить эти традиции содержанием, соответствующим новой эпохе. Как представляется, данная конференция, которая проводится накануне государственного визита Президента САР Башара Асада в Москву и организаторами которой выступают, помимо Дипломатической академии МИД РФ, Посольство САР в Москве и Ассоциация сирийских граждан в РФ, призвана внести важный вклад в решение этой задачи.

Стратегическое сотрудничество.

Практически с момента основания Сирийской Арабской Республики Советский Союз оказывал ей дипломатическую и военную поддержку в противостоянии с Израилем. После прихода к власти в Сирии в 1963 партии «Баас» в средиземноморском порту Тартус была основана материально- техническая часть ВМФ СССР. В Сирию в огромных количествах поставлялись советское огнестрельное оружие, автомобили, танки, самолеты, ракеты. Таким образом Сирия стала наиболее лояльным Советскому Союзу государством на Ближнем востоке.

Сирия не имела возможности расплачиваться с Советским Союзом за поставляемое оружие, поэтому к 1992 году её долг перед Россией превысил 13 миллиардов долларов. В 2005 году Россия списала Сирии 10 млрд долл. в обмен на гарантии новых заказов на вооружение. Так, после длительного застоя в 90-х военно-техническое сотрудничество между двумя странами возобновилось.

Поставки российского вооружения в Сирию осложняются непростыми отношениями этой страны с США и Израилем. В частности, Израиль неоднократно высказывал протест против поставок в Сирию противоракетного комплекса С-300 и перехватчиков МиГ-31, а также - после начала переговоров о возможном строительстве в Тартусе полноценной базы российских ВМФ.

Экономические связи.

В 2005 товарооборот составил 459,8 млн долларов.

В 1994 был подписан Протокол о развитии торгово-экономического и технического сотрудничества, в соответствии с которым была создана постоянная российско-сирийская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК).

Российские компании и организации проявляют интерес к сотрудничеству с Сирией в основном в нефтегазовой сфере. По итогам проведенных тендеров контракты подписали роскомпании: «Татнефть» (март 2005), ЗАО «Союзнефтегаз» (2005), ОАО «Стройтрансгаз» (декабрь 2005).

В сентябре 2004 в Дамаске под эгидой Российско-арабского делового Совета был создан двусторонний Российско-сирийский деловой Совет (РСДС). С российской стороны Совет возглавляет Генеральный директор «Трубной Металлургической Компании» Д. А. Пумпянский, с сирийской - вице-президент Федерации торговых палат Сирии, президент торговой палаты Алеппо, депутат парламента С. Маллях.

Конфликт в Сирии.

Суть конфликта.

Конфликт в Сирии социальный, но сильно замешанный на религиозных различиях. У власти находится представитель клана Асадов. Если считать с временем правления его отца, клан у власти 40 лет. Асад и его приближенные, в том числе и верхушка армии - алавиты (небольшая ветвь ислама), их примерно 10% в Сирии, остальные жители сунниты. Борьба суннитов за равные права идет очень давно, но ранее всегда жестоко подавлялась сирийской армией. Однако в этот раз, часть армии встала на сторону восставших и гражданская война в Сирии идет полным ходом. Асаду помогает Иран, поддерживает Россия и Китай, сунитов – Саудовская Аравия, Катар, США и многие другие.

Повстанцы.

По словам сирийских властей основным зачинщиком беспорядков в приграничных городах стали контрабандисты. Венесуэльский президент Уго Чавес предположил, что за повстанцами стоят силы «новой империи». Отчасти это мнение поддерживается консервативными кругами США, которые намереваются с помощью повстанцев ослабить влияние Китая в регионе. Однако власти Израиля полагают, что за спиной повстанцев стоит Иран, а костяк вооруженного сопротивления армии составляют братья-мусульмане. Оппозиционная ливанская газета сообщила, что финансирование сирийских повстанцев идет через Ливан.

По описанию студента из Хомсы можно было наблюдать следующую картину: на рынке несколько десятков человек собираются с антиправительственными лозунгами буквально на пять минут, их оперативно снимают на мобильные телефоны, после чего вся толпа быстро растворяется.

29 июля 2011 года было заявлено о создании Свободной армии Сирии. Она возникла в результате самоорганизации дезертировавших офицеров сирийских вооруженных сил под руководством полковника Рияда Асада. Было выпущено видеообращение, призывавшее сирийских военных переходить на сторону оппозиции.

Некоторое время параллельно с ССА существовала другая структура - «Движение свободных офицеров». Но после того, как его основатель подполковник Хусейн Хармуш был похищен в Турции сотрудниками сирийских спецслужб, две группировки приняли решение о слиянии. Об этом было объявлено 23 сентября 2011 г.

Критика правительства Асада

Сирийскую оппозицию также поддержали Великобритания, Турция, Италия и Франция

12 ноября 2011 года Лига арабских государств (ЛАГ) приостановила участие Сирии в деятельности организации, посчитав неприемлемым применение насилия со стороны правительства страны против демонстрантов.

2 декабря 2011 года Совет ООН по правам человека в ходе специальной сессии одобрил резолюцию, в которой осудил постоянные, масштабные и систематические нарушения прав человека в ходе подавления антиправительственных выступлений в Сирии. За резолюцию, осуждающую Дамаск за отказ, выполнять предыдущие решения Совета, проголосовало 37 из 47 его членов. Четыре государства, в том числе Россия и Китай, голосовали «против». Шесть стран воздержались.

24 марта 2011 года генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун призвал власти Сирии отказаться от насилия в отношении демонстрантов.

17 февраля 2012 Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию, выражающую осуждение режима Башара Асада и полную поддержку требований ЛАГ. За резолюцию проголосовали 137 государств, 17 государств воздержались. Против проголосовали 12 государств (Россия, Китай, Иран, Венесуэла, Северная Корея, Боливия, Белоруссия, Зимбабве, Куба, Никарагуа, Эквадор, Сирия).

Заявления против вмешательства во внутренние дела Сирии

В апреле 2011 года первый зампостпреда России при ООН Александр Панкин заявил, что «нынешняя ситуация в Сирии, несмотря на обострение и напряженность, не представляет угрозы международному миру и безопасности», и потому нет необходимости международного вмешательства во внутренние дела Сирии.

Китай призвал мировое сообщество воздержаться от вмешательства во внутренние дела Сирии.

Коммунистическая партия США выступила с лозунгом: «Руки прочь от Сирии».

НАТО не имеет намерений вмешиваться в конфликт в Сирии.

Попытки урегулирования конфликта

9 августа министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу встретился с президентом Сирии Башаром Асадом. Он попытался добиться прекращения репрессий, в ходе которых якобы было убито около 1600 гражданских лиц и заявил, что судьба президента Сирии Башара Асада будет схожа на участь ливийского лидера Муаммара Каддафи, если тот немедленно не прекратит «расправу над своим народом». Такое количество жертв конфликта делает его одним из самых кровавых в арабском мире.

Российский МИД 1 августа призвал прекратить применение силы против мирных жителей и представителей государственных структур в Сирии. В Москве выражают серьёзную обеспокоенность в связи с поступающей информацией о многочисленных жертвах. Применение силы против как мирных жителей, так и представителей государственных структур, недопустимо и должно быть прекращено.

7 февраля министр иностранных дел России Сергей Лавров и директор Службы внешней разведки Михаил Фрадков прибыли в Дамаск для переговоров с президентом Сирии Башаром Асадом.

ЛАГ потребовала от Сирии пустить в страну 500 наблюдателей. Согласно заявлению руководства ЛАГ, если Дамаск не разрешит приезд наблюдателей, которые должны убедиться, что режим Асада прекратил уничтожение его противников, то уже 26 ноября, в ЛАГ, обсудят введение санкций против Сирии - вплоть до торгового эмбарго. В числе прочего, Сирии грозит запрет на авиасообщение с арабскими странами, а также замораживание всех активов Центрального банка этой страны в странах-участницах ЛАГ.

Позиция Ирана и России в защиту режима Асада привела к тому, что сирийские оппозиционеры во время демонстрации 20 мая в Хаме сожгли флаги этих государств.

4 октября проект резолюции Совета Безопасности ООН по Сирии, которую подготовили европейские государства, был заблокирован Россией и Китаем, которые воспользовались правом вето как постоянные члены СБ ООН. Проект предусматривал санкции в случае продолжения властями Сирии подавления оппозиции в этой стране. За резолюцию проголосовали девять государств, четыре страны (Бразилия, Индия, Ливан и ЮАР) воздержались при голосовании. Проект резолюции, подготовленный Францией, Германией, Великобританией и Португалией был несколько изменён (из текста были удалены требования о незамедлительном введении санкций), но даже после смягчения его текста, Россия и Китай проголосовали против.

Повстанцы. 7
Критика правительства Асада 8
Заявления против вмешательства во внутренние дела Сирии 9
Попытки урегулирования конфликта 9
Логика поддержки Москвой режима Асада. 11

Сирия ворвалась в российское информационное пространство 30 сентября, когда ВКС начали наносить удары по инфраструктуре ИГ. Между тем, российско-сирийским отношениям уже более семидесяти лет. Востоковед Анна Батюченко вспоминает эту долгую историю.

СССР одним из первых признал независимость Сирии, практически сразу наладил с ней торговые и экономические отношения и не раз приходил на помощь в сложные для арабской республики моменты. Советско-сирийские дипломатические отношения были установлены в 1944 году, практически сразу после обретения Сирией независимости и еще до вывода иностранных войск с территории страны.

Во многом благодаря настоянию СССР Сирийская Арабская Республика (САР) оказалась среди стран-основателей ООН, а Франция и Великобритания вскоре были вынуждены — согласно резолюции ООН — вывести войска с сирийской земли.

Вскоре территория Ближнего Востока оказалась под пристальным вниманием США и СССР в противостоянии «холодной войны».

Впервые военно-экономическую помощь СССР предложил Сирии в 1955 году за отказ от присоединения к Багдадскому пакту (СЕНТО), созданному по инициативе США, Великобритании и Турции военному объединению, включавшему Ирак, Иран и Пакистан, основной целью которого была борьба против «коммунистической агрессии». Уже в 1956 году в Сирию были направлены первые 60 специалистов, тогда же начались поставки вооружения (от истребителей и танков до патронов) из Чехословакии общей стоимостью 18 млн долларов. В конце года СССР и Сирия заключили первое прямое соглашение о поставках оружия, реактивных самолетов и зенитных орудий, а также об обучении сирийских военных специалистов.

В это время со стороны стран Багдадского пакта было организовано экономическое давление на Сирию, включавшее бойкот сирийских товаров.

В 1957 году Сирия заключила с СССР соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве общей стоимостью 570 млн долларов, которое во многом помогло выдержать этот бойкот.

Было достигнуто соглашение о сотрудничестве в сферах железнодорожного строительства, геологоразведки, ирригации и др. В официальном коммюнике было указано, что данное соглашение направлено на «быстрейшее преодоление последствий колониализма».

Тогда же США и Великобритания рассматривали вопрос интервенции в Сирию с использованием соседних стран (главным образом Турции) для установления более лояльного прозападного режима. Осенью 1957 года до конфликта было совсем рукой подать: турки стянули войска к турецко-сирийской границе, СССР провел масштабные учения Черноморского флота, резко увеличилась концентрация советских и американских кораблей у берегов Сирии. Советский ВМФ впервые посетил САР с «дружественным визитом». Несмотря на несколько месяцев нагнетания обстановки, до военных действий не дошло.

В 1971 году в средиземноморском порту Тартус была основана материально-техническая база ВМФ СССР.

Советский Союз охватил южный фланг НАТО, создал базу для доступа в Восточную Африку и Индийский океан. Но главное — это обеспечило пункт базирования Средиземноморской эскадры ВМФ СССР, которая устраняла господство США в этой акватории.

Придерживавшаяся социалистической ориентации Сирия стала одним из основных партнеров нашей страны на Ближнем Востоке.

В 1960-х годах главным противником Сирии стал Израиль. В арабо-израильской войне Судного дня 1973 года советские специалисты принимали участие не только в планировании, но и непосредственно в проведении боевых действий войск САР. В дальнейшем советские специалисты занимались обучением сирийцев технике пилотирования и тактике использования истребителей и штурмовиков.

В 1973-м при помощи советских инженеров было завершено строительство ирригационных сооружений и плотины на реке Евфрат, позволившее создать гидроэлектростанцию и водохранилище имени Хафеза Асада (по имени тогдашнего главы государства — отца нынешнего президента).

САР приобрела особое значение для Москвы после отказа Египта от военного сотрудничества с СССР, сближения с США и заключения им сепаратного мира с Израилем в 1979 году. Дамаск оставался основным форпостом сохранения позиций СССР на Ближнем Востоке. Сирийцы, в свою очередь, опирались на поддержку Москвы в противостоянии Израилю и для укрепления своих позиций в Ливане.

В 1980 году между СССР и Сирией был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве, согласно которому страны обязались сотрудничать и координировать свои действия при возникновении угрозы миру и безопасности одной из сторон.

В СССР прошли подготовку десятки тысяч сирийских специалистов — как военных, так и гражданских.

Еще в середине 1950-х будущий президент Сирии Хафез Асад проходил летную подготовку в СССР. Сейчас же число выпускников советских и российских вузов в Сирии оценивается в 40 тыс. человек. Такое количество выпускников влекло за собой множество смешанных советско-сирийских браков. На 2011 год общее количество россиян, проживающих на территории Сирии, оценивалось примерно в 100 тыс. человек. После распада СССР военно-техническое сотрудничество было свернуто.

Сирии пришлось адаптироваться к новым реалиям, в частности, переориентироваться на Иран.

Несмотря на то, что оружие поставлялось Сирии по ценам значительно ниже себестоимости и в рассрочку, к концу 80-х сирийский долг превысил 13 млрд долларов. В 2005 году РФ списала Сирии более 70% долга.

В 2002-м правительство США включило Сирию в состав «оси зла» и обвинило в спонсировании терроризма. РФ не поддержала американскую политику в отношении Сирии и сумела сохранить хорошие отношения с Дамаском.

В ХХI веке российско-сирийское экономическое сотрудничество постепенно восстанавливается, хотя и уступает советскому по объемам.

Ведущим направлением двусторонних экономических связей является нефтегазовая сфера.

В период 2000-2005 годов в этой области с сирийской стороной был подписан ряд соглашений российских нефтегазовых компаний (таких так «Татнефть», «Союзнефтегаз», «Стройтрансгаз»). «Стройтрансгаз» начал осуществлять строительство газоперерабатывающего завода и трубопровода, а также обустройство газовых месторождений в САР, «Татнефть» и «Союзнефтегаз» проводили геологоразведочные работы, в том числе на шельфе. С 2010 года «Татнефть» начала промышленную добычу нефти, которая была остановлена в связи с небезопасной обстановкой в стране в 2011 году. Часть совместных проектов сейчас заморожена и находится на неподконтрольных сирийским властям территориях.

В сирийском портовом городе Тартус на Средиземном море расположен единственный зарубежный пункт материально-технического обеспечения ВМФ России. Сейчас, во время продолжающегося конфликта в стране, Сирия заинтересована в помощи РФ как никогда.

В рамках визита представители «Деловой России», Республики Крым и Оргкомитета IV Ялтинского международного экономического форума встретились с премьер-министром Сирии Имадом Хамисом, министром экономики и внешней торговли Мухаммедом Самер Аль-Халилем и крупнейшими бизнесменами страны.

На форуме в Ялте запланирована большая делегация сирийских политиков и бизнесменов. «Премьер-министр Сирии заверил, что будет большая статусная делегация от Сирии, в которую войдут порядка 100 человек, включая членов правительства, ключевых министров, крупнейших бизнесменов, руководителей сирийско-российского делового совета, промышленной, торговой и сельскохозяйственной палат», — рассказал о планах сопредседатель «Деловой России» и Оргкомитета IV ЯМЭФ Андрей Назаров. Он также отметил, что для скорейшего разрешения поднятых вопросов премьер-министр намерен лично возглавить делегацию.

Планируется, что целый пакет инвестиционных соглашений, включая соглашение о подготовке прямого судоходного сообщения между Республикой Крым и Сирией, будет подписан уже на ЯМЭФ.

«Для закрепления этого сотрудничества и укрепления дружбы между нашими народами в преддверии Ялтинского форума в Молодежный день, который совпал с днем независимости Сирии, мы откроем две оливковые Аллеи дружбы в Ялте и Латакии. Мэры двух городов также подпишут соглашения о побратимстве, а в Латакии пройдет торжественное открытие монумента, посвящённого российско-сирийской дружбе», — пояснил Андрей Назаров.

Расширение двустороннего сотрудничества

Стороны обсудили вопросы посткризисного восстановления Сирии и расширения двустороннего торгового-экономического сотрудничества между странами. По мнению Андрея Назарова, выйти на довоенный уровень товарооборота между Россией и Сирией, который оценивался в 2 млрд долларов, возможно уже в ближайшие 3 года.

«Сирийцы заинтересованы в первую очередь в поставках фармацевтики, агроудобрений, арматуры и зерна, производство которого здесь упало до 2 млн. тонн в год. При наших объемах производства в 130 млн. тонн — это открывает новые экспортные возможности для России. В этой связи председатель Сельскохозяйственной палаты Сирии Мохаммед Аль Кето предложил не только предоставить российским производителям землю под засевы, но и открыть зерновой хаб в одном из портов Крыма», — отметил сопредседатель Оргкомитета IV ЯМФЭ.

«Сегодня уже курсирует ряд челноков, но их явно недостаточно удовлетворить растущие потребности и Сирии и России, поскольку сирийские товары и продукты питания в силу высокого качества и низкой стоимости могли бы зайти на отечественный рынок и даже потеснить турецкие и израильские овощи и фрукты», — подчеркнул он.

Строительство — перспективное направление

Также Андрей Назаров считает, что перспективным направлением для развития сотрудничества станет строительная отрасль: «Война разрушила треть жилищного фонда Сирии. В этой связи российским инвесторам и застройщикам предложили присоединиться к реализации крупных проектов по строительству 14-этажных домов, рассчитанных на 10 тысяч квартир в Дамаске и Алеппо».

Постоянный представитель Республики Крым при президенте России Георгий Мурадов обратил внимание на запрос сирийской стороны в вопросах восстановления инфраструктуры республики: «В Сирии сейчас большие потребности в восстановлении дорог, в том числе железных. У нас в Крыму есть крупное предприятие, которое производит железнодорожное оборудование: стрелки, разъезды и многое другое. Оно может поставлять это оборудование в Сирию. Кроме того, наши дорожно-строительные организации, которые сегодня строят трассу „Таврида“, нарабатывают серьезный опыт и могут заниматься восстановлением дорог в Сирии».

Постпред также отметил перспективы развития портовых отношений между Сирией и регионом: «Крым — географически ближайший к Сирии регион России, поэтому выстраивание стабильных связей в сфере морского судоходства, а впоследствии и пассажирских связей может быть очень перспективным. Если мы наладим прямой трафик по морскому судоходству, это будет один их крупных позитивов, которые смогут пополнять бюджеты Крыма и Сирии».

РОССИЙСКО-СИРИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Дипломатические отношения между СССР и Сирией установлены в июле 1944 г. Российско-сирийские связи традиционно носят дружественный характер. Их основа заложена в период тесного сотрудничества между СССР и Сирией. При экономическом и техническом содействии бывшего СССР было сооружено более 80 крупных объектов, проложено около 2 тыс. км железных дорог и 3,7 тыс. км линий электропередачи. Развивались связи по линии ВТС. Более 35 тысяч сирийцев получили образование по гражданским специальностям в советских и российских вузах.

Политическое взаимодействие последнего времени сконцентрировано в основном на вопросах обсуждения ситуации внутри Сирии и вокруг нее и проблематике внутрисирийского урегулирования.

В соответствии с обращением Президента САР Б.Асада к руководству России с просьбой об оказании военной помощи 30 сентября 2015 г. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации единогласно проголосовал за принятие Постановления об использовании Вооруженных сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации для поддержки правительственных войск САР в борьбе против ИГИЛ.

Президент Сирийской Арабской Республики (САР) Б.Асад шесть раз посещал с визитами Россию (январь 2005 г., декабрь 2006 г., август 2008 г., октябрь 2015 г., ноябрь 2017 г., апрель 2018 г.).

9-10 мая 2010 г. состоялся первый в истории двусторонних отношений визит Президента Российской Федерации в Дамаск.

11 декабря 2017 г. состоялась встреча Президента Российской Федерации В.В.Путина с Президентом Сирии Б.Асадом на российской авиабазе «Хмеймим». Выступая перед российскими военнослужащими, Верховный Главнокомандующий ВС России дал высокую оценку их деятельности, а также приказал начать вывод значительной части российского воинского контингента с территории САР.

Президент Российской Федерации В.В.Путин неоднократно принимал Заместителя Председателя Совета министров, Министра иностранных дел и по делам эмигрантов Сирии В.Муаллема.

3 декабря 2014 г. Председатель Правительства Российской Федерации Д.А.Медведев принял торгово-экономическую делегацию во главе с Министром нефти и минеральных ресурсов Сирии С.Аббасом.

На регулярной основе проходят встречи министров иностранных дел двух стран. В.Муаллем неоднократно посещал Российскую Федерацию для переговоров с С.В.Лавровым. Двусторонние встречи организовываются «на полях» крупных международных мероприятий.

В 2017 г. состоялись три встречи Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с заместителем Председателя Совета министров, Министром иностранных дел и по делам эмигрантов Сирийской Арабской Республики В.Муаллемом в Москве и Сочи (апрель и октябрь), а также «на полях» 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке (сентябрь).

В сентябре 2017 г. Президент Сирийской Арабской Республики Б.Асад принимал в Дамаске Министра обороны Российской Федерации С.К.Шойгу.

В ноябре 2017 г. в Москве побывали сотрудники личной канцелярии Президента САР, которые были приняты в Управлениях Президента по внутренней политике и по вопросам государственной службы и кадров.

Поддерживается активный делегационный обмен по парламентской линии. Бывшего Председателя Народного совета САР Х.Аббас принимали в Москве в апреле 2017 г. главы палат Федерального собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко и В.В.Володин. Они также встретились с новым спикером сирийского парламента Х.Саббагом, который приезжал в г. Санкт-Петербург для участия в 137-й ассамблее Межпарламентского союза в октябре 2017 г.

Торгово-экономическое сотрудничество испытывает негативные последствия внутреннего кризиса в Сирии. Выполнение целого ряда перспективных проектов отложено.

В настоящее время Сирия занимает 89 место среди внешнеторговых партнеров России по объему товарооборота, в том числе 74 по экспорту и 134 по импорту.

В 2017 г. товарооборот России с Сирией увеличился на 46,2 % относительно показателей 2016 года и составил 282,7 млн долл.США, в том числе экспорт составил 279,8 млн долл.США (рост на 53,4 %), импорт – 2,9 млн долл.США (сокращение на 73,6 %). Положительное в пользу России сальдо в торговле с Сирией составило 276,9 млн долл.США.

С 1993 г. функционирует Постоянная Российско-Сирийская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). Председатель сирийской части МПК – Заместитель Предедателя Совета министров, Министр иностранных дел и по делам эмигрантов Сирии В.Муаллем, российской – Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И.Борисов.

10 октября 2017 г. в Сочи состоялось десятое заседание МПК. В итоговом протоколе закреплены ориентиры развития сотрудничества в сферах торговли, электроэнергетики и недропользования, водных ресурсов, транспорта, промышленности, финансово-банковской и таможенной сферах, здравоохранения, в области развития сирийской зерновой инфраструктуры и сельского хозяйства, нефтегазовой сфере, в области общественных работ, строительства жилья и промышленности строительных материалов, гуманитарной сфере, информационных технологий и связи, а также сфере туризма.

С 2004 г. функционирует Российско-Сирийский деловой совет. С российской стороны Совет возглавляет заместитель Президента Торгово-промышленной палаты Российской Федерации В.И.Падалка, с сирийской – крупный бизнесмен С.Хасан.

Гуманитарное сотрудничество. С 1995 г. действует Межправительственное соглашение о культурном и научном сотрудничестве.

Со времен крещения Руси между Русской и Антиохийской Православной Церквями существуют особо тесные отношения. 12-13 ноября 2011 г. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл посетил Сирию в рамках визита в пределы Антиохийского патриархата.

24-29 января 2014 г. с визитом в Москве находился Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн Х, который был принят Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, состоялись его встречи с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, Председателем Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко, Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым. 20 февраля 2015 г. Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров принял Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна Х Язиджи, находящегося в Москве для получения премии Международного Фонда единства православных народов. В ходе очередного посещения Москвы в декабре 2017 г. Иоанн Х был принят Президентом России В.В.Путиным.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации продолжена практика доставки сирийскому населению , пострадавшему в результате внутреннего вооруженного конфликта, гуманитарной помощи .

fix

СИРИЙСКАЯ АРАБСКАЯ РЕСПУБЛИКА (САР)

Сирия – государство в Восточном Средиземноморье, граничит на севере – с Турцией, на востоке – с Ираком, на западе – с Ливаном, на юге – с Иорданией и Израилем. Протяженность береговой линии – 172 км. Территория – 185,2 тыс.км 2 (включая оккупированные Израилем с 1967 г. Голанские высоты).

Население – 22,4 млн человек (без учета демографических изменений, вызванных сирийским конфликтом). Естественный прирост высокий – 2,3% в год. Национально-конфессиональный состав неоднородный.

Государствообразующий этнос – сирийские арабы (88%). Также проживают курды 2,0 млн), армяне, черкесы, ассирийцы, туркманы. Мусульмане составляют 90% населения страны. Из них сунниты – 72%, алавиты – 13 %, остальные – в основном друзы и исмаилиты. Христиане – менее 10 % населения.

Административно-территориальная единица – губернаторство (всего 14). Столица – Дамаск (с пригородами свыше 4 млн жителей), города-миллионеры – Алеппо (Халеб) и Хомс (с пригородами).

Государственный строй САР – президентская республика. Глава государства, согласно новой конституции (принята 26 февраля 2012 г.), избирается прямыми выборами (ранее – всенародным референдумом). Срок полномочий 7 лет. С июля 2000 г. президент – Башар Асад (переизбран в июне 2014 г.). Вице-президент – Наджах Аттар.

Высший законодательный орган – однопалатный Народный Совет. Депутатский корпус – 250 человек, срок полномочий – 4 года. Нынешний (одиннадцатый) состав избран в апреле 2016 г. Председатель Совета – Хамуда Юсеф Ас-Саббаг (с сентября 2017 г.).

Высший исполнительно-распорядительный орган Совет министров (состав сформирован в 2016 г. и обновлен в январе 2018 г.). Председатель – Имад Мухаммед Диб Хамис (с июля 2016 г.); Заместитель Председателя Совета министров, Министр иностранных дел и по делам эмигрантов – Валид Муаллем; Заместитель Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами САР, Министр обороны – Абдалла Айюб.

Политическая система (сложилась с начала 70-х гг.) на нынешнем этапе характеризуется сохраняющемся доминированием Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ или «Баас»). До 2012 г. ее статус был конституционно закреплен как «правящей партии в обществе и государстве». Генеральный секретарь – президент Б.Асад, заместитель – Х.Хиляль. Высший орган ПАСВ – Региональное руководство ПАСВ, состав которого полностью обновился летом 2013 г.

В марте 2011 г. в Сирии начались антиправительственные народные демонстрации, сопровождавшиеся вооруженными нападениями на представителей властей. Весной – летом 2011 г. демонстрации приобрели массовый характер, активизировались незаконные вооруженные формирования (НВФ).

В 2012 г. в Сирии был принят закон «О политических партиях», который установил требования к созданию политических объединений и порядок их регистрации. В настоящее время в стране ведут деятельность 20 официально зарегистрированных политических партий.

3 июня 2014 г. в соответствии с конституцией страны от 2012 г. состоялись первые в новейшей истории Сирии прямые президентские выборы на альтернативной основе. Победу одержал действующий президент САР Б.Асад, набравший 88,7% голосов (10,3 млн из 11,6 млн проголосовавших; всего избирателей – 15,8 млн). Явка составила 73,4.

Параллельно управляемой сверху «демократизации» снизу происходит институциональное становление политических объединений оппозиционной направленности, которые выступают с патриотических позиций, проявляя готовность к диалогу с властями на известных условиях. В свою очередь, зарубежная сирийская оппозиция стоит на непримиримой платформе, выступает за свержение режима Б.Асада. На ведущую роль среди таких оппозиционеров претендует Национальная коалиция сил сирийской революции и оппозиции (штаб-квартира в Стамбуле), провозглашенная ее западными и региональными спонсорами «единственным законным представителем сирийского народа». Председатель – Риад Муслим Сейф (с мая 2017 г.).

Сирия имеет многоукладную экономику , сочетающую централизованное управление с рыночными формами хозяйствования.

Переживаемые Сирией потрясения прервали динамику устойчивого развития национальной экономики предшествующих лет. Колоссальный ущерб нанесен экономической инфраструктуре, социальной сфере. Тяжелым бременем стали введенные против Дамаска односторонние санкции (США, Япония, Турция) и многосторонние (ЕС, ЛАГ, ССАГПЗ) санкции.

Объем ВВП, который в 2010 г. составлял 58,3 млрд долл., сократился примерно вдвое. Значительно уменьшился золотовалютный резерв. Рост ВВП в 2014 г. оценивается Всемирным банком в 1,8% при прогнозе сохранения этой динамики на уровне 2,4-3% ежегодно до 2018 г. При этом по состоянию на 2015 г. в результате боевых действий промышленный сектор утратил около 40% своих мощностей, национальная экономика сократилась в два раза (в сравнении с 2010 г.), добыча нефти упала с 400 тыс.баррелей в сутки (2011 г.) до 10 тыс. в 2015 г., национальная валюта претерпела 80-процентную девальвацию.

Властям, тем не менее, удается сохранять на плаву экономику, удерживая финансовую систему от коллапса. В последний период наметилась тенденция к некоторому оживлению хозяйственной деятельности как результат относительной стабилизации ситуации в подконтрольных властям районах.

Главные отрасли промышленности: нефтяная (включая нефтепереработку), газовая, добыча фосфатов, производство минеральных удобрений, а также текстильная и пищевая.

На долю сельского хозяйства приходится до 20% ВВП, в нем же занято до 80% сельского и экономически активного населения (13,8% в докризисный период). Аграрная отрасль стала ключевой в экономике САР.

К концу 2015 г. за чертой бедности находились 82% из находящихся в стране 17,5 млн сирийцев. Число безработных превысило 57% трудоспособного населения (порядка 3,7 млн человек).

Обстановка в Сирии негативно сказывается на торгово-экономических отношениях с Россией. Товарооборот между двумя странами составлял в докризисном 2009 г. 1,136 млрд.долл. Улучшение военно-политической ситуации в 2017 г., освобождение ряда экономически важных районов способствовало росту деловой активности между двумя странами. Так, по состоянию на 1 ноября 2017 г. товарооборот увеличился на 62% относительно аналогичного периода прошлого года и составил 260,5 млн.долл., в т.ч. экспорт 236,3 млн.долл. (рост на 59%), импорт – 2,3 млн.долл. (падение на 77,7%). Среди внешнеторговых партнеров России по товарообороту Сирия занимает 89 место, в т.ч. 74-е по экспорту и 134-е по импорту.

По данным ООН, в гумпомощи нуждаются почти 13,5 млн. человек, 7,6 млн находятся на положении ВПЛ, 3,8 млн стали беженцами. В декабре 2015 г. под эгидой ООН был утвержден план гуманитарного реагирования для Сирии на 2016 г., включающий в себя План стратегического реагирования (для гумсодейтсвия внутри страны) и региональный план по беженцам. Общий объем запрошенных на их реализацию средств составил 3,2 млрд долл.

По мнению экспертов Экономической и социальной комиссии ООН для Западной Азии, для восстановления народного хозяйства САР потребуется до 200 млрд.долл.

В настоящее время за чертой бедности находятся более 80% из оставшихся в стране 17,5 млн. сирийцев. Число безработных превысило 57% трудоспособного населения (порядка 3,7 млн.чел.). Ситуация усугубляется оттоком высококвалифицированных кадров, составляющих немалую часть сирийских беженцев.

Внутреннее положение – сложное. Спровоцированный т.н. «арабской весной» глубочайший внутриполитический кризис перерос во внутренний вооруженный конфликт.

В конце июня 2014 г. ИГИЛ объявил о создании исламского халифата на обширной территории на севере и северо-востоке страны.

Благодаря началу 30 сентября 2015 г. антитеррористической операции ВКС России в Сирии, правительственная армия развернула массированное наступление практически на всех фронтах, последовательно освобождая занятые НВФ районы. К концу 2017 г. основные боеспособные формирования группировки ИГИЛ в Сирии были разбиты.

К настоящему времени (август 2018 г) Правительство САР контролирует большую часть территории страны, на которой сосредоточено около 90% ее населения.

По оценкам ООН, с начала конфликта в стране погибло свыше 250 тыс. сирийцев.

Социально-экономическая ситуация в Сирии в 2017 г. оставалась непростой. Освобождение части месторождений углеводородов на востоке страны к концу года ощутимо улучшило ситуацию с электроснабжением. Укрепился курс нацвалюты. После 5-летнего перерыва возобновила работу Международная дамасская ярмарка, в которой приняли участие представители 43 государств. Наметились тенденции к комплексному восстановлению сирийской экономики.

На международной арене Сирия последовательно реализует самостоятельный внешнеполитический курс , выступая против диктата в международных отношениях и вмешательства во внутренние дела суверенных государств, за урегулирование конфликтных ситуаций политико-дипломатическими средствами, а на глобальном уровне – за многополярное мироустройство и баланс позиций различных страновых объединений. Формально одним из ключевых внешнеполитических приоритетов остается БВУ, но роль САР в нем заметно снизилась, в т.ч. с учетом приостановки ее членства в ЛАГ и ОИС и сохраняющейся международной изоляции.

Усиление фактора насильственного исламского радикализма в регионе на фоне ситуации в Сирии и соседнем Ираке выдвинуло в приоритеты внешней политики Дамаска коллективное противодействие терроризму и источникам его финансирования. Реакцией международного сообщества на вызовы со стороны ИГИЛ и «Джабхат Ан-Нусры» стало принятие в 2014-2015 гг. трех антитеррористических резолюций – 2170 и 2178, а также – по инициативе России – 2199 (борьба с нелегальной торговлей нефтью и нефтепродуктами).

Важнейшее значение сохраняет принятое на заседании Рабочей группы по Сирии в Женеве 30 июня 2012 г. Женевское коммюнике , в котором нашли отражение согласованные основными международными игроками на сирийском «поле» принципиальные подходы к политическому урегулированию. Вместе с тем, на дальнейшем этапе вокруг реализации этого документа из-за позиции западников и регионалов возникли нестыковки в толковании его ключевого положения – о переходном управляющем органе. Они видят его формирование без участия Б.Асада и его окружения, в то время как Россия и наши единомышленники выступают за инклюзивный, ведомый самими сирийцами политический процесс. Женевское коммюнике было одобрено СБ ООН в сентябре 2013 г. в тексте резолюции СБ ООН 2118 по химдемилитаризации Сирии.

30 декабря 2016 г. на всей территории Сирии (за исключением районов боевых действий против ИГИЛ и «Джабхат Ан-Нусра») был введен режим прекращения боевых действий (РПБД). Его участниками стали Правительство САР и вооруженные оппозиционные группировки, действующие преимущественно на севере Сирии. Роль гарантов соблюдения РПБД первоначально взяли на себя Россия и Турция. Позднее к ним присоединился Иран.

23-24 января 2017 г. во исполнение положений резолюции 2336 СБ ООН состоялась первая Международная встреча по Сирии в Астане (МВСА) . Россия совместно с Ираном и Турцией запустили Астанинский формат, доказавший свою эффективность. Благодаря ему удалось установить и укрепить режим прекращения огня между правительственными силами и вооруженной оппозицией, что позволило сконцентрировать усилия на борьбе с международными террористами ИГИЛ и «Джабхат Ан-Нусры». Созданы и успешно функционируют четыре зоны деэскалации: Юго-западная, Восточная Гута, Хомс, Идлиб. Начался процесс возвращения на родину беженцев и ВПЛ, восстановления разрушенной социально-экономической инфраструктуры.

Продолжаются усилия по политическому урегулирования кризиса в Сирии, прилагаемые спецпосланником Генсекретаря ООН по Сирии С.де Мистурой.

30 января 2018 г. в г. Сочи состоялся Конгресс сирийского национального диалога , организованный по инициативе Российской Федерации и поддержанный ООН, нашими партнерами по Астанинскому процессу – Турцией и Ираном,– а также влиятельными арабскими странами и соседями САР.

Отношения с Россией носят традиционно дружественный характер.

В постсоветское время Президент САР неоднократно посещал Россию – в январе 2005 г. и в октябре 2015 г. 20 ноября 2017 г. Б.Асад посетил Российскую Федерацию с рабочим визитом. В мае 2010 г. состоялся первый в истории двусторонних отношений визит Президента Российской Федерации в Дамаск. 11 декабря 2017 г. В.В.Путин посетил авиабазу Хмеймим, где провел встречу с Б.Асадом.

В рамках нашей принципиальной линии на содействие политическому урегулированию в САР через налаживание ведомого самими сирийцами инклюзивного процесса российская сторона установила и поддерживает регулярные контакты с различными фракциями внешней и внутренней сирийской оппозиции, настраивая их на диалог с властями.

Министр иностранных дел России С.В.Лавров в последний раз посещал Дамаск в феврале 2012 г.

Несмотря на общую ситуацию, важнейшим инструментом сопровождения двусторонних деловых связей остается Постоянная Российско-Сирийская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (Председатель сирийской части МПК – Заместитель Председателя Совета министров, Министр иностранных дел и по делам эмигрантов Сирии В.Муаллем, российской – Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И.Борисов). Десятое заседание МПК состоялось 10 октября 2017 г. в г. Сочи. 16-17 декабря 2017 г. состоялся рабочий визит бывшего сопредседателя МПК Д.О.Рогозина в Сирию.

После начала кризиса Россию неоднократно посещали Заместитель председателя Совета министров, Министр иностранных дел и по делам соотечественников за рубежом САР В.Муаллем, Министр по делам президентства М.Аззам, Министр внутренних дел М.Аш-Шаар, Советник Президента по политическим и информационным вопросам Б.Шаабан, первый заммининдел Ф.Микдад.

Глубокие исторические связи существуют между Русской православной церковью и Антиохийской церковью. В ноябре 2011 г. состоялся визит в Сирию Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В свою очередь Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн Х Язиджи трижды после интронизации посещал Россию (в январе 2014 г., феврале 2015 г. и декабре 2017 г.).

Значимым является российский вклад в международные усилия по оказанию Сирии гуманитарной помощи – как по линии профильных агентств ООН, так и напрямую посредством гумрейсов МЧС России в Латакию, а также адресно для сирийских беженцев в соседних странах (Ливан, Иордания, Ирак).

В июле 2018 г. Россия выступила с инициативой по налаживанию широкого международного содействия возвращению на родину сирийских беженцев и ВПЛ и сама активно включилась в этот процесс.

Российская колония в Сирии составляет около 6,3 тыс. человек. Во многих провинциях продолжают действовать ассоциации соотечественников (клуб «Родник» в г.Дамаск, клуб «Точка Ру» в г.Алеппо, ассоциация «Дар» в г.Латакия и другие). Большинство из них – это члены смешанных семей.

Новое на сайте

>

Самое популярное