Домой Аюрведа Структура басен эзопа. Определения басни и её характерные черты

Структура басен эзопа. Определения басни и её характерные черты

Свершилось. Предлагаем вам новую, самую актуальную и кропотливую работу (правда неполную) по басенному жанру, опубликованную в журнале "Филология и литературоведение". Вам не нужно искать и перечитывать десятки статей и книг по басенному жанру, здесь в полной мере отражена вся специфика этого жанра. Исследование проводилась длительное время.

Развитие, мораль, структура басни. Выразительные средства, философия, нравственность, сюжет, тема в баснях. Приемы, действующие лица и много всего остального читайте в статье ниже.

РАЗВИТИЕ СТРУКТУРЫ БАСНИ:

ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ

Богданов Диметрий

Аннотация В статье подробно рассматриваются особенности строения басни, ее эволюция от античных времен до наших дней. Анализируется современное состояние басенного жанра, тенденции и веяния в развитии тематики и сюжетной линии. Прослеживается динамика развития морально-нравственных и философских принципов при сравнении басен античных авторов, классиков и современных писателей.

STRUCTURE DEVELOPMENT FABLES:

FROM ANTIQUITY TO THE PRESENT DAY

Abstract The paper discusses in detail the structural features of the fable, its evolution from ancient times to the present day. Analyzes the current state of the genre of fables, tendency, and trends in the development of themes and story line. There is evidence of the dynamics of the moral and philosophical principles by comparing the fables of ancient authors, classical and modern writers.

К 245-летию со дня рождения русского баснописца И.А. Крылова

«Басня есть поэзия рассудка». В.Г. Белинский.

Басня /жанр литературы/ - короткое иносказательное нравоучительное произведение в стихотворной, прозаической или смешанной форме, сатирически высмеивающее изображенные человеческие поступки и отношения. В литературно-бытовом значении басня определяется как вымысел , выдумка . Отсюда выявляется значение баснословный , как легендарный, мифический (устар.).

Басня является одним из древнейших литературных жанров. В Древней Греции выделяется основатель басни Эзоп (VI-V века до н.э.); в Риме - Федр (I век н.э.); в Индии - сборник коротких рассказов «Панчатантра» (III -IV века н.э.). Общим источником материала греческой и индийской басен считаются шумеро-вавилонские поучительные тексты.

В эпоху Возрождения развитие иностранных языков, в том числе греческого, открыло доступ к первоисточнику - к греческим басням Эзопа, положив начало развитию новоевропейской басни. Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Ж. Лафонтен (XVII век).

Первые попытки создания стихотворных басен в России относятся к XVII веку Симеоном Полоцким и в первой половине XVIII века А.Д. Кантемиром, В.К. Тредиаковским. Расцвет жанра басни относится к середине XVIII - началу XIX веков и связан с именами И.И. Дмитриева, А.П. Сумарокова, И.И. Хемницера, А.Е. Измайлова. В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринужденного и лукавого сказа. Непревзойденным баснописцем, ознаменовавшим популярность этого жанра в России, стал И.А. Крылов со свойственной ему реалистичностью, легким юмором и превосходным языком. С конца XIX века жанр басни утрачивает свою популярность и значимость, что приводит к сокращению числа авторов, обратившихся к этому жанру. Из баснописцев XX века выделяются Демьян Бедный, С. Михалков и другие писатели.

В научной литературе довольно много критических исследований отдельных произведений известных баснописцев. В них сравниваются и анализируются сюжетные линии, композиционное построение, нравственная характеристика и пр. Однако существующие тенденции в современной литературе, характеризующиеся небольшими отступлениями от устоявшихся канонов, выявляют различия в структуре и тематике басен разных эпох.

Несмотря на новаторство в литературоведении, современные басни строятся на основе классических канонов, принятых И.А. Крыловым. Не будем указывать имена современных баснописцев, поскольку объективно здесь судить трудно, а обойдемся современными тенденциями.

Выразительные средства и их проявление в баснях

Выразительные средства в баснях используются для более полного раскрытия нравственной проблематики и принципов морали, идеально вписывающихся в рамки небольшого по объему произведения, а также в целях воспитания и обличения человеческих пороков.

В баснях используется прием иносказание (выражение, содержащее иной, скрытый смысл). Это позволяет автору в одном - двух словах заключить глубокий смысл, раскрывающий проблематику всего произведения.

Основным элементом иносказания, занимающим центральное положение в построении басни, является аллегория (выражение чего-нибудь отвлеченного, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе). При аллегории предмет изображается таким образом, что за ним скрывается другой предмет (человек) или некое качество (хитрость, лень, коварство) .

На основе рассмотренных выразительных средств выявляются черты, преследующие цель воспитания, несущие в себе определенную концепцию и стройную сюжетную линию. Можно выделить два разнополярных свойства, характерных героям басен.

1. Добродетели (положительные черты) - доброта, благодарность, благородство, усердие, трудолюбие, честность, дружба, отзывчивость, взаимовыручка и др.

2. Пороки (отрицательные черты) - лесть, зависть, ложь, лень, глупость, злость, воровство, невежество, безнравственность, хвастовство и др.

В большинстве своем действующими лицами в басне становятся животные, птицы, рыбы. Животные в баснях представляют определенные характерные черты и действия людей, но сохраняют свои инстинктивные повадки. Причем качества героев могут быть взаимозаменяемыми. Лисе свойственна хитрость, сове - мудрость, ослу и гусю - глупость, волку - жадность и глупость, медведю - лень, льву - мужественность, змее - коварность и т.д. Героев обычно несколько, главный из которых выражает основную идею - мораль.

Все эти выразительные средства можно назвать «маскирующими», применение которых имело большое значение. Во-первых, их использование придавало произведениям сказочный, мифологический характер, помогая создавать в краткой форме интересные сюжеты. Во-вторых, это позволяло обходить цензурные рамки надзорных органов. Эзопов язык идеально этому способствовал.

Структура басни

Басни состоят из двух частей: МОРАЛЬ + ПОВЕСТВОВАНИЕ (притча).

Притча - это краткий иносказательный поучительный рассказ, характеризующийся широтой обобщения, значимостью заключенной идеи. В XVIII веке в русской и французской литературе басни назывались апологиями. В басне мораль является логическим, поучительным выводом и может быть сформулирована и поставлена как в начале басни (называется промифий) , так и в конце (эпимифий) .

В античные времена и эпоху Возрождения мораль заключалась в самом тексте и не отделялась графически от текста . В научной литературе существуют две концепции происхождения басни. 1. В басне первично повествование, поскольку она происходит из сказки о животных, а сказка о животных - из мифа. Это, несмотря на «маскирующие» средства, приближает басни к детскому чтению и восприятию. 2. В басне первична мораль, поскольку она близка сравнениям, пословицам и поговоркам. Также как и они, басня возникает как вспомогательное средство аргументации.

В своих баснях писатели используют фольклорные элементы, которые легко трансформируются и вписываются в рамки художественного произведения. Можно обозначить три типа моралей: нравоучение, пословицу и афоризм (иносказание, ставшее впоследствии крылатым выражением).

Можно привести достаточно большое количество крылатых выражений, взятых из басен И.А. Крылова :

А Васька слушает да ест.

А ларчик просто открывался.

Ведь я не здешнего прихода.

Да только воз и ныне там.

Как белка в колесе.

Структура басен имеет важную особенность: в них мало описаний и много диалогов, что идеально подходит для театральных постановок.

Во времена Эзопа мораль была основой, самой важной частью басни, тогда как в современных баснях морали уделяется меньше внимания, или вообще может отсутствовать. Повествовательная часть басни становится ярче, выразительнее, превращается в занимательную сценку с живым диалогом. Кроме того, комизм в басне со временем также становится одним из важных признаков жанра.

По форме написания существуют басни в прозе, в стихах, смешанного типа (проза + поэзия). Современные басни обычно пишутся в стихотворной форме, поскольку в их структуре легче использовать рассмотренные выше выразительные средства. Басни в прозе по своему слабому эмоциональному выражению получили меньшее распространение. Если сравнить прозаические басни Эзопа, кратко и сухо излагавшим сюжет, с сочными и красочными стихотворными баснями И. Крылова, то очевидным становится выигрышность поэтического слога произведений.

В баснях смешанной формы описательная часть произведения написана прозой, а диалоги и монологи героев - стихами. Данная структура может быть применима к любому произведению, поскольку является легкой для чтения . Прозаическая часть описания настраивает на серьезное восприятие, размышления, в то время как поэтическая (диалоги и монологи действующих лиц) привносит разрядку, живость и образность при восприятии. К тому же в стихотворную форму легче вкладывать иносказательные средства выражения.

Если сравнить по объему античные басни в прозе со стихотворными, то последние превосходят. Сенека говорил, что басни ценятся за содержание, а не за длину. Прозаические античные басни короткие (2-10 простых предложений), по сути, являлись притчами; стихотворные басни по объему в два - три раза длиннее. Увеличение описания вызвано самой потребностью в приближении к рамкам художественной литературы.

Басни построены на трех составляющих: 1) центральная актуальная проблема , волнующая читателя; 2) интересная сюжетная линия, окаймляющая проблему; 3) иносказательные выражения и стилевая конструкция , раскрывающие проблему. Раскрытие центральной проблемы должно строиться на одновременном использовании синтаксических конструкций и сюжетной линии, словно кирпич с цементом. В итоге, в баснях ставится определенная актуальная проблема, которая раскрывается постепенно, обволакивается поучительным сюжетом.

Басня - это произведение не просто художественное, но еще и философское, свидетельствующее о мудрости баснописца, нравственно-философской позиции, знания им психологии человека. Читатель в баснях может со стороны посмотреть на человеческую жизнь, увидеть то, что не видно с поверхностного взгляда, задуматься над своими поступками в действительной жизни. Басня обличает пороки человеческого характера, а поскольку эти недостатки переходят из одного времени и пространства в другое, то темы, идеи, сюжеты басен одалживаются одними писателями у других. Они воспитывают скромность, взаимовыручку, уважение к труду и высмеивают лень, глупость, лесть и др. Для автора важным является то, чтобы басня работала на исправление человека. И для воспитания человека она предлагает поведение животных . Таким образом, никто не остается обиженным, а смысл становится понятным.

Многие басни прошлых веков весьма злободневны и актуальны в настоящее время, помогают формировать у молодого поколения нравственно-этические качества. Поэтому басня несет в себе большую воспитательную функцию, наставляя на истинный путь, путь исправления. Тема о дружбе, труде, верности является вечной для всех литератур. В современных баснях присутствуют те же нравственные принципы, что были актуальны несколько веков назад: лень, невежество, глупость, только в процессе эволюции, развития они стали именоваться проблемами, разрешение которых стоит перед автором и читателями. Деление по тематике разнопланово, однако, в центре всегда будет животрепещущая проблема, актуальная в данное время. Современная жизненная обстановка внесла новые проблемы: техническое господство, экология, вредные привычки, материальное благосостояние, произвол, коррупция и пр.

Основоположником басни считается Эзоп, античный раб-художник, писавший свои творения в прозе. Глубокая мудрость и оригинальные сюжеты его басен настолько неисчерпаемы, что в течение многих веков ими пользуются баснописцы. Они создают свои творения на основе существующих басен, не меняя содержание, а лишь исправляя форму, что делает произведение вечным.

Многие античные басни Эзопа, просуществовавшие несколько эпох, получили свое распространение и продолжение в стихотворной форме под именами других баснописцев, в особенности И.А. Крылова. К примеру, большинство басен Крылова - это заимствования сюжетов Ж. Лафонтена, который, в свою очередь, позаимствовал их у Эзопа.

Сюжет о трудолюбивом муравье и стрекочущем кузнечике (или стрекозе) использован в произведениях многих баснописцев: 1) Эзоп, Федр в сборнике «Ромул» - «Муравей и цикада»; 2) Лафонтен - «Кузнечик и муравей»; 3) Сумароков - «Стрекоза»; 4) Хемницер - «Стрекоза»; 5) Крылов - «Стрекоза и муравей» и др. В изменениях названий видно, что баснописцы меняли персонажей и колорит своего произведения на знакомый читателю в его регионе. Поэтому цикада «эволюционировала» в стрекозу (и те и другие - «стрекочущие» насекомые). Мораль этих басен не изменилась со времен Эзопа: необходимо думать о будущем и работать ради него.

Знакомый сюжет, использованный Леонардо да Винчи в басне-притче «Мотылек и пламя» универсален, поскольку перенесен не только в литературные произведения, но и музыкальные. Мотылек стремится к пламени, потому что ему хочется дружбы. В современных версиях баснописцы подходят с научной точки зрения: мотылек стремится к огню, оттого, что чувствует тепло и свет, поскольку желает продолжение дня, не воспринимая того, что огонь причиняет боль.

Басня «Ворон(а) и Лисица» является самой известной и популярной для создания современных ее вариантов. Эзоп пишет о неразумности Ворона, а Крылов делает другой акцент, и у него главным персонажем становится льстивая Лисица . Основная идея басни - лесть, приводящая к выявлению двух черт человеческой натуры - глупости и подобострастии . В самых современных версиях ворона открывает клюв в ответ на оскорбления и унижения, либо она становится умнее: молчит, улетает или вовсе съедает свою добычу, оставляя лисицу ни с чем.

Все это приводит к выводу, что современные баснописцы в большей степени ориентируются на интересное повествование, чем на воспитывающую мораль, однако, говорить об отсутствии морали в баснях в корне неверно. Нравственные принципы заложены автором в самом произведении без выносок и графических выделений, поэтому читателю дано право самостоятельно делать выводы о нормах поведения. Изменить структуру басен не так просто: легче создать новый жанр, чем пытаться сломать устоявшиеся литературные традиции.

Библиографический список

1. Микова С.С. Общая характеристика языковых средств передачи культурной информации в текстах русских басен / С.С. Микова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. - 2011. - № 4. - С. 35-40.

2. Античная басня: сб. / пер. с греч. и латин., сост., предисл. и коммент. М.Л. Гаспарова. - М.: Художественная литература, 1991. - 509 с.

3. Крылов И.А. Басни. Комедии. Повесть / И.А. Крылов. - Москва: Аст: Олимп, 1998. - 528 с.

4. Богданов, Д. Басни из жизни / Д. Богданов. - Н. Новгород: Дятловы горы, 2013. - 64 с.

5. Щербина С.Ю. Дидактическая направленность басни / С.Ю. Щербина // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2012. - № 2. - С. 138-146.

6. Dithmar R.: DieFabel . Geschichte , Struktur , Didaktik . Paderborn / München / Wien / Zürich 1988 a .

Библиографическая ссылка на статью:
Богданов Д. Развитие структуры басни: от античности до наших дней // Филология и литературоведение. - Январь 2014. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://philology.snauka.ru/2014/01/642.

Наиболее известным эпическим жанром, изучаемым в начальной школе является басня. Басня - это:

1. Небольшой рассказ, обычно стихотворный, как правило, носит сатирический характер.

2. Нравоучительный и сатирический краткий рассказ прозе и стихах, в котором под видом картин из жизни зверей рисуются людские недостатки.

3. Жанр дидактической поэзии, короткая повествовательная форма сюжетно-законченная и подлежащая аллегорическому (иносказательному, наглядному, картинному выражению отвлеченных понятий посредством конкретного образа) истолкованию как иллюстрация к известному житейскому или нравственному правилу.

4. Литературный жанр; краткий, обычно стихотворный рассказ, в иносказательной форме, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения.

Происхождение жанра

Басня - это один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI-V вв. до н. э.), писавший басни в прозе; в Риме - Федр (I в н. э.). Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Ж. Лафонтен (XVII в.).

В России развитие басен относится к середине XVIII- началу XIX вв. и связано с именами А.П. Сумарокова («притчи»), И.И. Хемницера, А.Е. Измайлова, И.И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII в. у Симеона Полоцкого и в 1-й половине XVIII в. у А.Д. Кантемира. В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа.

Басни И.А. Крылова с их реалистичной живостью, здравомысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России. В советское время приобрели популярность басни Д. Бедного, С. Михалкова, Ф. Кривина и др.

Существуют две наиболее известные концепции происхождения басни. Первая представлена немецкой школой Отто Крузиуса, А. Хаусрата и др. Согласно этой концепции, в басне первично повествование, а мораль вторична; жанр происходит из сказки о животных, а сказка о животных - из мифа. Вторая концепция выдвинута американским учёным Б.Э. Перри. Согласно ей, в басне первична мораль; басня близка сравнениям, пословицам и поговоркам; как и они, данный жанр возникает как вспомогательное средство аргументации.

Цель басни - высмеивание человеческих недостатков, пороков, негативных социальных явлений. Действующими лицами произведений такого жанра являются животные, растения, вещи. Характеристика персонажей не даётся развёрнуто. Она реализуется не через действия, а через подобную детализацию со стороны автора.

В басне отличают повествование и вывод из него, т.е. определенное положение (нравоучительное заключение, афоризм, правило, совет, указание), присоединенное к повествованию. Этот вывод – так называемая мораль - в басне прилагается обыкновенно в конце, иногда в начале. Чаще всего содержится в скрытом виде, как легко подразумеваемый в связи с изложенными событиями и разговорами. Мораль может быть выражена как эксплицитно , т.е. автором басни, так и имплицитно , т.е выводится самим читателем. В русской литературе довел басню до наибольшего художественного совершенства Крылов. Его басни отличаются меткостью народных поговорок, веселым и насмешливым тоном, практичностью общего духа. Мораль басен Крылова принадлежит к области житейской мудрости, направлена к поощрению навыков, полезных в жизни.

Басня по той роли, какую имеют в ней животные, восходит к сказаниям первобытных времен, когда одушевленность животных представляли себе совершенно тождественною с одушевленностью человеческою и животным приписывали сознательную волю, разум и т.д.

Басня, как правило, построена на основе противопоставления парных признаков с противоположным значением: ум – глупость, жадность – щедрость, трудолюбие – лень, простота - хитрость и др.

Изучив и проанализировав научные литературоведческие источники, мы обобщили полученную информацию, оформив всё в таблице 1.

Знакомство человека с басней происходит в школе. Именно здесь мы впервые начинаем понимать ее глубокий смысл, делать первые выводы из прочитанного и пытаемся поступать правильно, хотя и не всегда это выходит. Сегодня мы попытаемся разобраться с тем, что это такое, и выяснить, какова форма речи басни.

Что такое басня

Перед тем как выяснить, какова форма речи басни, разберемся, что это такое. Басней называют сказку небольших размеров, написанную в нравоучительной манере. Ее действующими лицами являются животные и неодушевленные предметы. Иногда главными героями басни выступают и люди. Может иметь стихотворную форму или быть написанной в прозе.

Басня - это какая форма речи? Об этом мы узнаем позже, а сейчас поговорим о ее структуре. Басня состоит из двух частей - повествования и вывода, коим считается конкретный совет, правило или указание, "прикрепленное" к повествованию. Такой вывод обычно располагается в конце произведения, но может быть подан и в начале сочинения. Некоторые авторы представляют его и в виде заключительного слова одного из персонажей сказки. Но как бы читатель ни старался увидеть вывод в отдельно написанной строке, он этого не сможет сделать, так как он прописан в скрытой форме, как само собой разумеющийся в связи с приведенными событиями и разговорами. Поэтому на вопрос: - можно ответить, что это с обоснованным и поучительным выводом.

Форма речи басни

Продолжая изучать этот остановимся на следующем вопросе. Какова же форма речи басни? Чаще всего авторы произведения обращаются к аллегории и прямой речи. Но также встречаются и произведения в жанре дидактической поэзии, в коротком повествовательном виде. Но обязательно это произведение, сюжетно законченное и подлежащее аллегорическому истолкованию. Обязательно присутствует мораль, которая завуалирована.

Самобытна басни Крылова. Русский литератор, конечно же, опирался на работы своих предшественников - Эзопа, Федра, Лафонтена. Однако он не старался подражать их произведениям, переводить их, а создавал свои оригинальные басни. Как правило, использовал он прямую речь и аллегорию, диалоги.

Известные баснописцы

Басня пришла к нам еще из времен Древней Греции. Отсюда нам известны такие имена, как Эзоп (самый великий автор древности), второй по величине баснописец - Федр. Он был автором не только своих собственных сочинений, но и занимался переводами и переделками эзоповских произведений. В Древнем Риме о том, что такое басня, было известно Авиану и Неккаму. В Средневековье написанием сказок с поучительным выводом занимались такие авторы, как Штейнгевель, Ник Пергамен, Б. Папроцкий, и многие другие авторы. Прославился произведениями в данном жанре и Жан Лафонтен (семнадцатый век).

Басня в русской литературе

В 15-16 столетиях в России успех имели те басни, которые пришли с Востока через Византию. Хотя и до этого времени у читателей уже сложилось кое-какое мнение по поводу того, что это такое. Немного позже люди уже начали изучать произведения Эзопа, а в 1731 году Кантемир даже написал шесть басен. Правда, в этом он заметно подражал работам древнегреческого автора, но все же произведения Кантемира можно считать русскими.

Хемницер, Сумароков, Тредиаковский, Дмитриев усердно трудились над созданием своих собственных и переводами иностранных басен. В советское время особую популярность имели работы Демьяна Бедного, Михалкова, Глибова.

Ну а самым известным русским баснописцем был и остается Иван Андреевич Крылов. Расцвет его творчества пришелся на рубеж восемнадцатого и девятнадцатого столетий. Героями произведений чаще всего выступали животные и неодушевленные предметы. Они действуют, словно люди, но своим поведением высмеивают пороки человеческой натуры. Многие животные олицетворяют какую-нибудь черту характера. Например, лисица символизирует хитрость, лев - мужество, гусь - глупость, сова - мудрость, заяц - трусливость, и так далее. Самобытные, гениальные и совершенные басни Крылова переведены на многие европейские и восточные языки. Сам баснописец внес весомую лепту в развитие этого жанра и литературы в целом в России. Наверное, потому его скульптура среди прочих выдающихся личностей заняла свое место на памятнике «Тысячелетие России» в древнейшем городе - Великом Новгороде.

Подведем итог

Итак, мы разобрались с басня, как она произошла, где жили и как назывались творцы этого жанра. Мы выяснили, кем были лучшие в мире баснописцы, и изучили особенности их произведений. А еще мы знаем, какова структура этого литературного шедевра и чему она учит. Теперь читатель знает, что говорить, получив задание: "Раскрой понятие басни". Форма речи и особенный язык этих произведений никого не оставят равнодушным.

«Нет-с, книги книгам рознь. А если б, между нами,
Был цензором назначен я,
На басни бы налег. Ох, басни - смерть моя!
Насмешки вечные над львами, над орлами! »
А.С Грибоедов

Вступительное слово к викторине

Предмет нашего разговора — басня. Басня относится к древнейшим литературным жанрам. Произведения такого рода передавали из уст в уста, переписывали набело, чтобы каждое последующее поколение не забывало о простых истинах, изложенных в них. С самого детства мы знаем о Вороне и Лисице, Слоне и Моське, других персонажах. А что такое басня? Сегодняшняя викторина посвящена этому интересному жанру.

Викторина на тему «Басня» содержит 15 вопросов. На все вопросы предоставлены ответы.

Составитель викторины Ирис Ревю

1. Что такое басня?
Ответ: Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера, состоит из вступления, событий и морали.

2. Человек, пишущий басни, именуется…
Ответ: баснописцем

3. Кто обычно является действующими лицами басни?
Ответ: Животные, наделённые человеческими качествами, растения, вещи

4. Каких известных людей, обращавшихся к жанру басни, вы знаете?
Ответ: Эзоп, Федр, Лафонтен, Лессинг, Сумароков, Хемницер, Кантемир, Тредиаковский, Измайлов, Дмитриев, Крылов, Демьян Бедный, Михалков и другие

5. О каком баснописце идёт речь?

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?..

Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.

Ответ: об Иване Андреевиче Крылове

6. Что такое мораль басни?
Ответ: мораль басни — это краткое нравоучительное заключение, поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни

7. Какова структура (композиция) басни?
Ответ: в самом общем случае — завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Иногда какая-либо составляющая может отсутствовать

8. Всегда ли есть мораль в басне?
Ответ: как правило, да. Но мораль не всегда может быть представлена в явном виде. Иногда, она читается «между строк», как бы «растворена» в басне.

9. Какова основная цель басни?
Ответ: Цель: басни — вскрытие и обозначение человеческих пороков, недостатков и изъянов общественной жизни. Напоминание о старых истинах.

10. В басне, как правило, аллегорически изображаются человеческие поступки и социальные отношения. А что такое аллегория?
Ответ: Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. Аллегория - иносказание - изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.

Я басню написал тем людям в назиданье,
Что вкруг начальства вьются без конца,
Готовые уже за указанье
Считать обычное чиханье
Вышестоящего лица.

Ответ: С.Михалков

12. Из каких басен И.А.Крылова эти фразы?

«А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь»;
Ответ: «Квартет»

«Сыр выпал — с ним была плутовка такова»;
Ответ: «Ворона и Лисица»

«Да работала ль ты в лето, так пойди же попляши»;
Ответ: «Стрекоза и Муравей»

«С тех пор к Демьяну ни ногой»;
Ответ: «Демьянова уха»

«А Васька слушает, да ест»;
Ответ: «Кот и Повар»

«Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку»;
Ответ: «Кукушка и Петух»

«Когда ты вверх могла поднять ты рыло, тебе бы видно было».
Ответ: «Свинья под Дубом».

13. Что такое олицетворение?
Ответ: Олицетворение - наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы.

14. Что такое «эзопов язык»?
Ответ: эзопов язык (по имени греческого баснописца Эзопа) — умение замаскировать главную мысль.

15. Зачем нам, жителям XXI века, нужно изучать басни?
Ответ: пороки в обществе не исчезли. Басни не потеряли актуальность и в наши дни.

Пособие предназначено для студентов отделения "Русский язык и литература в межнациональном общении" филологического факультета Казанского университета. Оно включает в себя программу курса, список литературы, методические рекомендации для самостоятельной работы, тематику практических занятий, вопросы для подготовки к зачету и экзамену.

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

42 Батюшков и Жуковский. Батюшков и Пушкин. Задания для самостоятельной работы: 1. Проанализировать письменно одно из стихотворений К.Н.Батюшкова: “Весе- лый час”, “К Дашкову”, “Тень друга”, “Таврида”, “Умирающий Тасс”. 2. Провести сопоставительный анализ стихотворений: К.Н.Батюшкова “Мои пе- наты” и А.С.Пушкина “Городок”. 3. Подобрать материалы для работы над темой “Изобразительно- выразительные средства в поэзии К.Н.Батюшкова” (5-10 примеров). Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 2. Тема 4. Тема “человек и судьба” в лирике русских романтиков (на материале творчества В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова, Е.А.Боратынского) Человек и действительность в лирике русских романтиков. Романтиче- ский конфликт и особенности его воплощения в русской лирике начала XIX в. Лирический герой в поэзии В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова, Е.А.Бора- тынского (сходство и различие). Пространство и время в поэзии русских романтиков. Анализ лирических произведений. Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 1, 2, 6. Тема 5. Античность в творчестве русских романтиков Античные сюжеты и мотивы в художественном мире поэтов-романтиков (на материале лирики В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова, Е.А.Боратынского, А.А.Дельвига, поэтов-декабристов). Образы античной культуры и их функции в творчестве русских романтиков. Наследие античности и романтическое мироощущение В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова и других поэтов первой трети XIX в. Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 1, 2,3, 6. Тема 6. Басни И.А.Крылова Басня как литературный жанр, ее основные жанровые характеристики. Устойчивое и изменчивое в жанровой структуре басни. Принципы отображения действительности в баснях Крылова. Круг охва- тываемых явлений. Представленная в басне ситуация и идея произведения. Явление действительности и его художественный облик. Особенности выражения авторской позиции. Персонаж - рассказчик - ав- тор. Мораль и сюжет в баснях Крылова. Сатира и ирония. Изобразительные и выразительные возможности ритмического рисунка в баснях И.А.Крылова. Басни Крылова как выражение национального самосознания в ситуации войн с Наполеоном. Национально-историческое и общечеловеческое в них. Вопрос о соответствии исторического факта и басенной ситуации в творчестве Крылова. Демократизм басен Крылова. Крестьянский мир в них. Социально-мировоз- зренческий облик басенного рассказчика. Ориентация на живую народную речь. Задания для самостоятельной работы: 1. Написать реферат глав книги Л.С.Выгодского “Психология искусства”, по- священных анализу басен И.А.Крылова (“Анализ басни”, “Тонкий яд. Синтез”). 43 2. Проанализировать одну из басен И.А.Крылова в сопоставлении с басня- ми поэтов-предшественников: “Ворона и Лисица” – с басней А.П.Сумарокова; “Дуб и Трость” - с басней И.И.Дмитриева; “Два голубя” – с басней И.И.Дмитри- ева; “Стрекоза и Муравей” – с басней “Стрекоза” И.И.Хемницера. Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 5. Тема 7. Художественная структура комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” Жанровая специфика пьесы; элементы социально-психологической, са- тирической, нравоописательной, философской и др. комедии. Проблематика и система образов комедии. Развитие сюжета, его основ- ные этапы. Характер динамики сюжета. Гончаров о сюжетной специфике ко- медии. Проблема финала. Особенности развития комедийной интриги. Автор и герой. Чацкий в системе образов комедии. Характеры движущиеся и статические, их место в системе образов коме- дии, роль в формировании и развитии конфликта. Художественный метод пьесы. Традиции классицизма и сентиментализ- ма в “Горе от ума”. Художественное значение “единств”. Принципы типизации. Особенности языка комедии. “Вольный” стих, его характер; динамика сти- ха, ее связь с динамикой сюжета. Словесные портреты, эпиграмматические характеристики, гражданская патетика, лиризм, просторечие. Функции моно- логов и диалогов. Задания для самостоятельной работы: 1. Подготовить и обосновать анализ конкретных сюжетных линий комедии, дать характеристику персонажей, выявить формы выражения авторской позиции. 2. Законспектировать статью Гончарова “Мильон терзаний”, выписать отзывы А.С.Пушкина, В.Г.Белинского, А.И.Герцена о комедии, прокомментировать их. 3. Написать реферат одной из книг (по выбору): М.О.Гершензон “Грибоедовская Москва” (М., 1989); Н.К.Пиксанов “Творческая история “Горя от ума” (М., 1971); М.В.Нечкина “Грибоедов и декабристы” (М., 1977). Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 4. Тема 8. Две “Осени” в русской литературе: Е.А.Боратынский и А.С.Пушкин Философское осмысление закономерностей круговорота бытия в стихо- творениях поэтов. Связь человека и природы в художественном мире стихо- творений. Национальная специфика пейзажа. Поэтическая философия Е.А.Боратынского и А.С.Пушкина. Пушкинская концепция поэтического вдохновения, изображение творческого процесса в стихотворении. Образная система их стихотворений. Лирическая медитация А.С.Пушкина и “поэзия мысли” Е.А.Боратынского. Особенности лирического субъекта в произведениях. Октава, ее особенности, значение в развитии лирической темы. Своеобразие поэтического языка А.С.Пушкина и Е.А.Боратынского. Задания для самостоятельной работы: 1. Проанализировать речевую, ритмическую, интонационную структуру стихо- творений в единстве с их содержанием. 2. Прокомментировать, опираясь на текст “Осени” А.С.Пушкина, следующее его суждение из возражений на статьи В.К.Кюхельбекера: “Вдохновение (…) есть располо- 44 жение души к живейшему принятию впечатлений, следственно к быстрому соображе- нию понятий, что и способствует объяснению оных. Вдохновение нужно в поэзии, как и в геометрии. (…) Восторг есть напряженное состояние единого воображения. Вдохно- вение может быть без восторга, а восторг без вдохновения не существует”. 3. Законспектировать статью Ю.М.Лотмана “Две осени” // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996. – С.511-520. Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 6, 7. Тема 9 Поэтический мир Е.А.Боратынского Боратынский как “поэт мысли”. Особенности мировоззрения поэта. Романтический характер оппозиций в лирике Е.А. Боратынского. Тема “железного века” и поэтические размышления о судьбе человечест- ва в лирике поэта. Цикл “Сумерки”: философская проблематика, ведущие темы и мотивы цикла; структура лирического сюжета цикла; принципы циклизации. Пространство и время в поэзии Е.А.Боратынского. Особенности лирического “Я” поэта. Задания для самостоятельной работы: 1. Проанализировать письменно одно из стихотворений Е.А.Боратынского “Ро- дина”, “Разуверение”, “Безнадежность”, “Муза”, “На смерть Гете”, “Последний поэт”. Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 6. Тема 10. Поэтика романтической повести (“Аммалат-Бек” А.А.Бестужева-Марлинского) Жанровые признаки романтической повести. Художественные принципы изображения Кавказа в повести А.А. Бестуже- ва-Марлинского. Мир горцев и мир светской культуры в повести: специфика романтическо- го конфликта. Особенности повествования в произведении. Понятие “марлинизмов”. Стилистические особенности повести “Аммалат-Бек”. Задания для самостоятельной работы: 1. Законспектируйте главы, посвященные историко-литературному процессу, начавшемуся во второй половине 1820-х и продолжавшемуся в 1830-х гг., в книге “История русской литературы”. В 4 т. Л., 1981. Т.2. – С.501-529. 2. Выписать установленные автором статьи “Некоторые особенности русской ориентальной поэзии первой трети ХIХ в. (формирование стилевой традиции)” // Русская литература и Восток. Ташкент, 1988. – черты ориентального, или ориента- листского, стиля. Литература: Раздел I; тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 3, 11. Тема 11. Тема искусства в прозе 1830-1840-х годов Концепция искусства и ее воплощение в творчестве писателей: сходства и различие. Изображение творческого процесса в произведениях (“Импрови- затор”, “Последний квартет Бетховена”, “Иоганн Себастьян Бах” В.Ф.Одоев- ского, “Египетские ночи” А.С.Пушкина, “Невский проспект”, “Портрет” Н.В.Гого- ля, “Именины” Н.Павлова и др. – по выбору.) Герой и конфликт. Функции фантастики в прозе Одоевского и Гоголя. 45 Роль музыки в художественной системе Одоевского. Реминисценции и их художественные функции в произведениях писателей. Тема импровизаторства в повестях “Египетские ночи” и “Импровизатор”: герой-импровизатор и действительность, особенности конфликта. Мотив гибели талантов из народа в повести Н.Павлова “Именины”. Принципы романтического и реалистического изображения в произведе- ниях. Задания для самостоятельной работы: 1. Сопоставить стихотворения: а) А.С.Пушкина “Я памятник себе воздвиг неру- котворный” и Г.Тукая “Размышления одного татарского поэта”; б) “Пророк” Пушкина и “Пророк” Г.Тукая. Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 7, 9, 11. Тема 12. Исторический роман 1830-х гг. Три основных направления в развитии исторического романа (дидактиче- ское, романтическое, реалистическое). Жанровая структура исторического романа, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие стиля. Творчество М.Н.Загоскина. Анализ романа “Юрий Милославский” (исто- рическая концепция, особенности развития сюжета, система образов, принци- пы создания характеров героев, композиционная структура, художественное пространство и время, проблема исторической роли народа, специфика соз- дания образа народа и т.д.). Творчество И.И.Лажечникова. Анализ романа “Ледяной дом” (тип героя, конфликт, роль случайности в ходе развития действия, драматизм и лиризм повествования и т.д.). Принципы романтического и реалистического изображения в произведе- ниях Загоскина и Лажечникова. Задания для самостоятельной работы: 1. Подготовить сообщение об исторической обстановке, в которой происходит действие романа Загоскина “Юрий Милославский”. 2. Сопоставить образ Волынского в романе Лажечникова и в думе Рылеева “Волынский”. 3. По мемуарам и историческим трудам охарактеризовать эпоху царствования Анны Иоановны. Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 11. Тема 13. Романтические поэмы А.С.Пушкина Ведущие темы и мотивы, основные типы романтического конфликта в южных поэмах А.С.Пушкина; смысловая нагрузка, особенности ее разреше- ния. Экзотическая среда как условие проявления романтических конфликтов. Романтический герой: основные характеристики, мера и формы социаль- но-психологической конкретизации. Эволюция героя и принципов нравствен- ной оценки его от “Кавказского пленника” до “Цыган”. Эстетический смысл простоты сюжетного построения и “вершинности” композиции. Образ “автора”, его место и ведущие функции в художественной структу- ре поэм. 46 Задания для самостоятельной работы: 1. Рассмотреть конфликтную структуру поэм “Кавказский пленник” и “Цыганы”. 2. Составить сравнительную характеристику образов Пленника и Алеко, Чер- кешенки и Земфиры. 3. Установить типовые для южных поэм средства создания образа романтиче- ского героя. 4. Определить роль посвящений, примечаний, эпиграфов и эпилогов. Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 7. Тема 14. Художественная структура романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин” Замысел романа, первоначальный план, причины изменений в нем, влияние этих изменений на целостную структуру произведения. Особенности “романа в стихах” в понимании А. С. Пушкина. Изображение быта различных социальных слоев как средство социаль- но-исторической характеристики героев. Своеобразие путей психологической обрисовки персонажей. Сюжет произведения, особенности его формирования в процессе твор- ческой истории, логика сюжетного развития, “зеркальность” сюжетных ходов, темпы движения сюжета на разных этапах повествования. Лирическая и эпическая стихии в романе, их сюжетно-композиционная роль. Основные темы “лирических отступлений”, многообразие их содержания и функций. “Онегинская строфа” как содержательная единица композиции романа. Богатство художественных возможностей, заключенных в ней. Проблема финала и десятой главы. Задания для самостоятельной работы: 1. Повторить материал о жанровых разновидностях романа. 2. Пользуясь критической литературой, выявить различные точки зрения по во- просу о “лирических отступлениях” в тексте “Евгения Онегина”; определить свою по- зицию по этому вопросу. 3. Провести подробный анализ поэтической организации одной из строф произ- ведения (по выбору студента). Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 7. Тема 15. Поэтика трагедии А.С.Пушкина “Борис Годунов” Проблема жанровой принадлежности пьесы. Борис Годунов” как народ- ная драма. Новаторство драматургических принципов трагедии “Борис Году- нов”. Историческая концепция А.С.Пушкина и изображение народа в трагедии. Народ - коллективный образ произведения, его основные черты. “Мнение на- родное” - важный фактор исторического процесса. Трагический конфликт, особенности его формирования, развития и ин- терпретации в “Борисе Годунове”. А.С.Пушкин и Н.М.Карамзин: проблема творческого взаимодействия. Шекспировские традиции и их преломление в трагедии. Образная система произведения. Принципы создания характеров. Стилевое своеобразие “Бориса Годунова”. Идейно-художественный смысл проблем стиля в пушкинском понимании. Новаторство драматургических принципов трагедии “Борис Годунов”. 47 Задания для самостоятельной работы: 1. Ознакомиться с содержанием эстетической категории “трагическое” по “Сло- варю литературоведческих терминов”. Спроецировать данное понятие на пушкин- ское произведение. 2. Прокомментировать следующее свидетельство А.С.Пушкина из предпола- гавшегося предисловия к “Борису Годунову”: “Изучение Шекспира, Карамзина и ста- рых наших летописей дало мне мысль облечь в драматические формы одну из са- мых драматических эпох новейшей истории. Не смущаемый никаким другим влияни- ем, Шекспиру я подражал в его вольном изображении характеров, в небрежном и простом сопоставлении планов, Карамзину следовал я в светлом развитии проис- шествий, в летописях старался угадать образ мыслей и язык тогдашнего времени”. Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 7. Тема 16. Философская лирика А.С.Пушкина 1830-х гг. Тематика и проблематика лирики 1830-х гг. Библейские мотивы в лирике. Концепты “жизнь”, “смерть”, “воля”, “свобода” и др. в поэтическом осмыс- лении Пушкина. Образ лирического героя и его эстетическая позиция. Автобиографиче- ское начало в лирическом герое А.С.Пушкина. “Внешняя” и “внутренняя” структуры стихотворения и их роль в формиро- вании образа и чувства. Проблема стилевого синтеза в лирике 1830-х гг. Ритмическое разнообра- зие лирики А.С.Пушкина. Взаимосвязь интонации, лексики и ритмики. Тропы и рифмы, их смысловое и ритмическое значение. Звукопись. Целостный анализ одного из стихотворений. Задания для самостоятельной работы: 1.Сделать выписки суждений о лирике А.С.Пушкина В.С.Соловьева, В.В.Роза- нова, И.А.Ильина, С.Л.Франка, М.О.Гершензона (см.: “Пушкин в русской философ- ской критике. – М., 1990). 2. Подготовить анализ одного из стихотворений с точки зрения содержательно- сти его художественной структуры. 3. Обосновать принципы циклизации стихотворений А.С.Пушкина. 4. Пользуясь приведенными в Полн. собр. соч. А.С.Пушкина в 17 т. материала- ми, проведите сравнительный анализ чернового и окончательного вариантов одного из стихотворений: “Воспоминание”, “Я памятник воздвиг себе нерукотворный” и др. 5. Сопоставить стихотворения А.С.Пушкина “Бесы” и Г.Тукая “Буран”. Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 7. Тема 17. Поэма А.С.Пушкина “Медный всадник”: поэтика и жанр* Жанровое своеобразие поэмы как “петербургской повести”. Образ Петербурга в поэме “Медный всадник”. Стихия (Нева) и кумир (Фальконетов памятник), динамика их отношения к Евгению (вначале не лишенному разума, а потом безумцу). Герой и конфликт. Тип “маленького человека” в “Медном всаднике”. Символы и мифологемы в поэме. Функции мифа в “Медном всаднике”. Семантика вступления и финала поэмы. * Предполагается знакомство студентов с работой В.Н.Топорова “Миф. Образ. Ритуал. Символ” (М., 1995) и понятием “петербургский текст”. 48 Задания для самостоятельной работы: 1. Как вы понимаете определение мифа, данное А.Ф.Лосевым, – “развернутое поэтическое имя”? 2. Найдите признаки мифа в “Медном всаднике”. 3. Определите авторское отношение к героям и формы фыражения авторской позиции. Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 7. Тема 18. Проза А.С.Пушкина 1. “Повести Белкина” как художественное целое: композиция цикла, осо- бенности сюжетной организации повестей цикла, споры об их жанровом свое- образии. Белкин и автор. Пушкинская концепция повествования в “Повестях Бел- кина”. Формы и средства повествования, приемы социальной и психологической характеристики персонажей разного типа. Особенности изображения действительности, типы мотивировок в повестях. Анализ повести “Станционный смотритель”. 2. “Капитанская дочка”. Историческая проблематика и идейная концепция произведения, Соци- ально-историческая миссия русского дворянства в представлении Пушкина. Образ Пугачева. Зависимость конфликтной и сюжетной организации про- изведений от типа мятежной личности. Пути и средства типизации образов основных персонажей. Мастерство социально-психологической характеристики. Своеобразие пушкинского пони- мания идеи чести. Роль рассказчика в “Капитанской дочке”. Автор и формы выражения его позиции. Задания для самостоятельной работы: 1. По книге “Русская повесть ХIХ века” определить пути развития русской по- вести первой трети ХIХ в. 2. Провести анализ сюжетного развития двух повестей цикла (по выбору). 3.Сравнить решение проблемы народного восстания и его руководителя в “Дубровском” и “Капитанской дочке”. Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 7. Тема 19. Философская лирика М.Ю.Лермонтова Лирика М.Ю.Лермонтова как “поэзия мысли”, своеобразие освещения внутреннего мира человека в ней. Лирический герой М.Ю.Лермонтова. Эволюция лирического героя. Онтологический и гносеологический характер философской лирики. Пространство и время в философской лирике М.Ю.Лермонтова. Тема добра и зла в поэзии Лермонтова. Диалогическая антитеза “Демон – Ангел” в лирике поэта. Система оппозиций в лирике поэта. Понятие “Слово” в поэзии М.Ю.Лермонтова. Задания для самостоятельной работы: 1. Составьте аннотацию трех-четырех статей из “Лермонтовской энциклопедии”. 2. Проведите сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина “Демон” и М.Ю.Лермонтова “Мой демон” (обеих редакций). 49 3. Проведите сопоставительный анализ стихотворений: а) М.Ю.Лермонтова “Дума” и Г.Тукая “Молодежь”; б) М.Ю.Лермонтова “К…” (“Я не унижусь пред тобою”) и Г.Тукая “Обманувшийся”. Подражание Лермонтову; в) “Опасение” М.Ю.Лермонтова и “Наставление” Г.Тукая. Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 9. Тема 20. Поэмы М.Ю.Лермонтова “Мцыри”, “Демон”: специфика художественного метода 1. Поэма “Мцыри”: ее источники, творческая история; Мцыри как роман- тический герой, принцип романтического контраста и его системообразующая роль в поэме, своеобразие романтической символики. Трагическое в поэме. 2. “Демон” как философская поэма. Образ Демона, его смысл, психологическая сложность и противоречи- вость. Принципы создания образа Тамары. Сюжетно-фабульный конфликт поэмы. Противостояние героя и мира. Контрапунктное столкновение взаимоисключающих и взаимосвязанных “правд”. Своеобразие художественной символики. Художественные особенности языка и стиля поэмы. Композиция, роль монологов и диалогов. Функции пейзажа в повествовании. Особенности стиха. 3. Реалистические начала в “Мцыри” и “Демоне”. Этнографические и бы- товые детали, их роль и место в сюжете. Поэтика кавказских пейзажей. Фольклорные элементы сюжета и образов поэм. Принципы авторской оценки персонажей. Задания для самостоятельной работы: 1. Пользуясь “Лермонтовской энциклопедией”, выявить основную суть споров о романтизме и реализме в творчестве М.Ю.Лермонтова. После ознакомления с ре- комендованной критической литературой определить свою позицию в этих спорах. 2. Проследить, как ведущие мотивы творчества М.Ю.Лермонтова воплощены и трансформированы в поэмах “Мцыри” и “Демон”. Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 9. Тема 21. Поэтика романтической драмы (“Маскарад” М.Ю.Лермонтова) Формирование и эволюция типа демонической личности в творчестве Лермонтова. Герой и конфликт в драме. Система образов; двойники – антиподы Арбенина; принципы типизации. Система лейтмотивов (игры, маскарада и др.) в драме. Символический план произведения; соотношение социально- психологического и нравственно-философского планов. Соотношение лирического и драматического родовых начал в драме “Маскарад”. Задания для самостоятельной работы: 1. Подготовить сообщение на тему: “Традиции “Горе от ума” А.С.Грибоедова в драме М.Ю.Лермонтова. 2. Подготовить анализ одной из сцен драмы. Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 9. 50 Тема 22. Жанровое своеобразие романа “Герой нашего времени” “Герой времени” как сквозная тема творчества М.Ю.Лермонтова. Смысл понятия “герой” в контексте лермонтовского романа. Образ “времени” в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика произведения. Концепция личности и особенности их воплощения в “Герое нашего вре- мени”. Идеал и действительность, добро и зло, мысль и действие, воля и пре- допределение, личность и общество, цель жизни и счастье. Принципы этиче- ской оценки главного героя. Романтический и реалистический принципы изображения действительно- сти в романе. Особенности психологизма романа. Борьба непосредственных душевных движений и аналитической деятельности разума, интуитивного и рациональ- ного в характере главного героя. “Двойная хронология” в романе как следствие противопоставления сюже- та и фабулы. Событийное и познавательное начала в сюжете, ведущая роль познавательного. Субъектная организация произведения (автор – повествователь - герой). Принципы чередования и соотнесения различных форм повествования (субъ- ектных точек зрения), их роль в развитии сюжета “Героя нашего времени”. Особенности выражения авторской позиции. Задания для самостоятельной работы: 1. Прочитать статью о “Герое нашего времени” в “Лермонтовской энциклопе- дии”, определить круг основных проблем изучения романа, а также различных точек зрения по вопросу о его жанровой специфике. 2. Проследить развитие мотивов лирики М.Ю.Лермонтова в романе “Герой на- шего времени”. Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 9. Тема 23. “Петербургские повести” Н.В.Гоголя (“Невский проспект”) Петербург в повести Н.В.Гоголя; принципы изображения и семантика. Эс- тетика смешения разнородного (по В.М.Марковичу). Эмпирическое бытописание и мифологические мотивы. Развитие сюжета и конфликта, особенности композиции. Мотив гибели прекрасного и безграничного одиночества человека в эпоху всеобщей “раздробленности”. Романтическое и реалистическое в повести. Художественные парадоксы; роль фантастики в повести. Предметный мир повести. Особенности повествования. “Сказ” и “речевая маска” в творчестве Гоголя. Задания для самостоятельной работы: 1. Напишите реферат по книге А.Белого “Мастерство Гоголя”. Обратите внима- ние на методологию исследования. 2. Сопоставьте образ Петербурга в творчестве Пушкина и Гоголя. Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 10. Тема 24. Комедия Н.В.Гоголя “Ревизор” Представления Н.В.Гоголя о задачах театра и о художественной специ- фике “общественной комедии”. Проблема зрителя в суждениях Н.В.Гоголя о театре. “Ревизор” как целостное изображение русской действительности, 51 Принципы художественного обобщения, типизация и символика. Смысл за- главия, эпиграфа и “немой сцены”. Споры о конфликтной структуре “Ревизора”, конфликты ведущие и по- бочные, “истинные” и “мнимые”. Сюжетная организация произведения, ее за- висимость от конфликтной структуры. Сущность “хлестаковщины” как социально-психологического явления, ме- ханизм ее порождения, питательная среда. Хлестаков как главный персонаж комедии. Проявление “хлестаковщины” в характерах других персонажей, ее всеобщность. Комическое как средство выражения авторской позиции и как способ акцен- тирования значительности проблематики. Разновидности комического в “Реви- зоре”. Прием “ошибки”, несоответствия - основа комического в “Ревизоре”. Задания для самостоятельной работы: 1. Сделать выписки из книг В.В.Зеньковского “Гоголь” (Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997), К.В. Мочульского “Духовный путь Гоголя” (Мочуль- ский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995) о творчестве и мировоззрении Гоголя в 1840-е гг. 2. Ознакомиться с содержанием эстетической категории “комическое” по “Сло- варю литературоведческих терминов” и спроецировать уясненное понятие на гого- левскую пьесу. 3. Проанализируйте письменно развитие конфликта в одном из актов комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”. Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 10. Тема 25. “Мертвые души” Н.В.Гоголя (жанр и композиция) Национально-исторический пафос замысла “Мертвых душ”. Тема “духов- ного омертвения”, конфликт живого и мертвого. Жанровые традиции эпопеи и признаки социального и плутовского рома- на в “Мертвых душах”. Эпическая и лирическая стихии в “Мертвых душах”, их взаимоотношение и главные идейно-художественные функции. Особенности построения образов персонажей. Их соотнесенность с на- ционально-исторической проблематикой, гротескность, формы проявления гротеска (портрет, речь, пейзаж, интерьер и т.д.). Основные черты системы персонажей в “Мертвых душах”; вопрос о последовательности появления пер- сонажей в ходе развития действия, значимость этого вопроса для понимания идейного смысла произведения. Ведущие принципы и конкретные формы художественного обобщения в “Мертвых душах”. Сюжетно-композиционная роль “Повести о капитане Копейкине”. Образ Чичиков и житийные традиции “поэмы”. Художественная символика и хронотоп дороги в поэме. Жанровый состав романа и поэмы в “Мертвых душах”. Историко- литературные и типологические основания для этих определений. Задания для самостоятельной работы: 1. Повторить теоретический материал по разделам “жанр” и “композиция”. 2. Уяснить и сопоставить различные точки зрения по вопросу о композиции “Мертвых душ”. 3. Составить план подробной характеристики композиционной структуры одной из глав (со II по VI) первого тома.

Новое на сайте

>

Самое популярное