Домой Медицина  Святой Павел (линейный корабль). Чертежи парусных кораблей Святой павел линейный корабль 1794

Святой Павел (линейный корабль). Чертежи парусных кораблей Святой павел линейный корабль 1794

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «ИНГЕРМАНЛАНД»


Этот 64-пушечный линейный корабль принято считать квинтэссенцией кораблестроения эпохи Петра I. К моменту его закладки в России уже накопили значительный опыт постройки, но количество орудий на линейных кораблях не превышало 60. При постройке «Ингерманланда» этот рубеж преодолели - на него установили 64 пушки.

Корабль проектировал лично Пётр I, который внедрил в его конструкции ряд новинок: отсутствие традиционной для более ранних кораблей высокой кормы, усовершенствованная конструкция киля, фок- и грот-мачты с третьим рядом прямых парусов (фор- и грот-брамсели).

Корабль заложили в 1712 году. Имя он получил в честь недавно отвоёванной у Швеции Ингерманландии, на землях которой расположился Санкт-Петербург. Непосредственным руководителем постройки был принятый Петром на службу в Россию британский корабельный мастер Ричард Козенц.

«Ингерманланд» стал первым российским кораблём, показавшим высокую скорость и хорошие мореходные качества. Корабль настолько понравился государю, что он в течение нескольких лет держал на нём свой флаг. Так было в 1716 году, когда Пётр I лично возглавил объединённую англо-голландско-датско-русскую эскадру в экспедиции к острову Борнхольм, а также в 1719 году, когда Балтийский флот подошёл непосредственно к Стокгольму.

В память о славных походах государь приказал: «Хранить [«Ингерманланд»] для памяти». С 1725 года корабль в море уже не выходил, его корпус постепенно прогнил и стал заполняться водой, в результате чего в 1738 году «Ингерманланд» сел на мель в Кронштадтской гавани. Вскоре его разобрали на дрова.

Отлично проработанная Петром I конструкция с небольшими изменениями повторялась в русском флоте практически до конца XVIII века.

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «СВЯТОЙ ПАВЕЛ»

84-пушечный линейный корабль «Святой Павел» заложили в Николаеве в 1791 году. Чертежи разработал корабельный инженер Семён Афанасьев по распоряжению Григория Потёмкина. В 1795 году корабль перешёл в Севастополь. С 30 апреля по 3 мая 1798 года вместе с линейными кораблями «Захарий и Елизавета», «Святой Пётр», «Святая Троица» и «Богоявление Господне» участвовал в проводимых по указанию Павла I сравнительных испытаниях, но показал далеко не лучший результат. Однако именно «Святой Павел» вошёл в военно-морского искусства, так как на нём держал свой флаг знаменитый флотоводец Фёдор Ушаков в период штурма крепости Корфу в 1799 году.

Россия в то время входила в коалицию европейских стран, воевавших с Францией, поэтому в Средиземное море направилась черноморская эскадра из шести линейных кораблей, семи фрегатов и трёх бригов с десантом на борту под командованием уже прославившегося к тому времени своими победами над турками Ф.Ф. Ушакова. После прохода проливов к ней присоединились теперь уже союзные турецкие силы в составе четырёх линейных кораблей и шести фрегатов.
Вскоре адмирал приступил к освобождению занятых Францией Ионических островов. Главным опорным пунктом противника на них являлась считавшаяся неприступной крепость Корфу, вооружённая 650 орудиями и гарнизоном в 3000 военнослужащих. Запасы продовольствия позволяли выдержать полугодовую осаду.

Операцию против Корфу Ф.Ф. Ушаков решил начать стремительной атакой прикрывавшего вход в гавань острова Видо, которым русский десант при поддержке корабельной артиллерии овладел в течение нескольких часов. Не давая французам передышки, второй десант молниеносно захватил два форта непосредственно на Корфу, что серьёзно деморализовало противника. 20 февраля 1799 года на борту «Святого Павла» был подписан акт о капитуляции французской крепости. Столь мастерские действия Фёдора Ушакова заслужили восторженный отзыв великого Александра Суворова, написавшего: «Ура! Русскому флоту! Я теперь говорю самому себе: зачем я не был при Корфу хотя мичманом?». Благодарные за освобождение жители острова преподнесли адмиралу украшенную бриллиантами золотую шпагу.

25 июля «Святой Павел» ушёл из Корфу в итальянскую Мессину для совместных действий с британским флотом, а 26 октября следующего года вернулся в Севастополь.

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «АЗОВ»

74-пушечный линейный корабль «Азов» заложили в октябре 1825 года на Соломбальской верфи в Архангельске. Официально строителем корабля считался знаменитый мастер Андрей Курочкин, но к тому времени он уже был пожилым человеком, и фактически работами руководил также впоследствии прославившийся Василий Ершов. Проект оказался настолько хорош, что по нему на русских верфях в 1826–1836 годах построили 15 однотипных кораблей.
Ещё до завершения постройки командиром «Азова» назначили известного русского мореплавателя, первооткрывателя Антарктиды и будущего командующего Черноморским флотом, капитана 1-го ранга Михаила Лазарева. В состав экипажа зачислили и будущих героев обороны Севастополя: лейтенанта Павла Нахимова, мичмана Владимира Корнилова и гардемарина Владимира Истомина.

В августе-сентябре 1826 года корабль перешёл из Архангельска в Кронштадт и вскоре в составе объединённой англо-французско-русской эскадры отправился в Средиземное море для оказания помощи Греции в борьбе с турецкими завоевателями. 20 октября 1827 года состоялось Наваринское сражение, в ходе которого «Азов» вёл бой против пяти неприятельских кораблей. Героический экипаж потопил три фрегата, один корвет и вынудил турецкого флагмана «Мухарем-бей» выброситься на берег.

Но победа далась недёшево. В ходе боя на «Азове» оказались перебиты все мачты и стеньги, в корпусе насчитали 153 пробоины (из них семь - ниже ватерлинии). Потери экипажа составили 24 человека убитыми и 67 ранеными.

Указом императора Николая I от 17 (29 декабря) 1827 года впервые в истории русского флота «Азову» был пожалован кормовой адмиральский Георгиевский флаг «в честь достохвальных деяний начальников, мужества и неустрашимости офицеров и храбрости нижних чинов». Также предписывалось всегда иметь в составе флота корабль «Память Азова». Подлинный флаг «Азова» в настоящее время находится в экспозиции Центрального военно-морского музея.

КРЕЙСЕР «ВАРЯГ»

Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Варяг» построили в Филадельфии на верфи «Крамп и сыновья». В 1901 году на корабле подняли Андреевский флаг. Крейсер получился исключительно красивым и поражал современников совершенством пропорций. Кроме этого, при его строительстве применили множество технических новинок: большинство механизмов, включая даже тестомешалки в пекарне, получили электрические приводы, практически во всех служебных помещениях установили телефонные аппараты. Для снижения пожароопасности всю мебель изготовили из металла. «Варяг» мог развивать достаточно высокую для своего класса скорость 24 узла.

Вскоре после вступления в строй крейсер перешёл в Порт-Артур. С начала января 1904 года он вместе с канонерской лодкой «Кореец» находился в нейтральном корейском порту Чемульпо в распоряжении российского посольства в Сеуле. 8 февраля японская эскадра под командованием контр-адмирала Сотокити Уриу блокировала порт и приступила к высадке десанта. На следующий день командир «Варяга» Всеволод Руднев получил от японцев ультиматум покинуть порт, в противном случае они угрожали атаковать русские корабли прямо на рейде. Русские приняли решение выйти в море и попытаться с боем прорваться в Порт-Артур. Однако, проходя тесным фарватером, «Варяг» не мог использовать своего главного преимущества - скорости.

Бой продолжался около часа. Японцы выпустили по русским кораблям в общей сложности 419 снарядов. Потери экипажа «Варяга» составили 130 человек, в том числе 33 убитыми. К концу боя крейсер практически полностью исчерпал возможности к сопротивлению из-за выхода из строя значительного количества орудий, повреждения рулевых приводов и наличия нескольких подводных пробоин, которые не было возможности исправить собственными силами. Экипаж свезли на нейтральные корабли, а крейсер, чтобы избежать захвата японцами, затопили, открыв кингстоны. Восхищённое подвигом русских моряков, японское правительство открыло в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило В.Ф. Руднева орденом Восходящего солнца. Вернувшиеся в Россию члены экипажа «Варяга» и «Корейца» встретили триумфальный приём.

В 1905 году японцы подняли «Варяг» и ввели его в состав своего флота под именем «Сойя». В 1916 году его выкупила Россия, включив в состав флотилии Северного Ледовитого океана. В феврале 1917 года «Варяг» ушёл на ремонт в Великобританию. После отказа советского правительства платить по царским долгам британцы конфисковали корабль и продали его на слом. При буксировке на разделку в 1925 году «Варяг» затонул в Ирландском море.

ЭСМИНЕЦ «НОВИК»

«Новик» был спроектирован и построен на средства «Особого комитета по усилению флота на добровольные пожертвования». Он стал первым эсминцем российской постройки, оснащённым паротурбинной силовой установкой с котлами высокого давления на жидком топливе.

На ходовых испытаниях 21 августа 1913 года корабль достиг рекордной скорости в 37,3 узла. Другой отличительной особенностью «Новика» явилось мощное артиллерийское и торпедное вооружение из четырёх 102-мм скорострельных пушек Обуховского завода и такого же количества двухтрубных торпедных аппаратов.

Характеристики «Новика» оказались столь удачны, что по слегка изменённым проектам в России заложили 53 корабля этого типа. К началу Первой мировой войны они считались лучшими в своём классе.

4 августа 1915 года «Новик» вступил в бой с двумя новейшими германскими эсминцами V-99 и V-100. Меткий огонь комендоров эсминца нанёс немецким кораблям серьёзные повреждения, причём V-99 подорвался на минах, выбросился на берег и через два часа был взорван командой. Сам «Новик» в этом бою не пострадал и потерь в личном составе не имел.

Многие эсминцы этого типа продолжили службу и в советском флоте, приняв активное участие в Великой Отечественной войне. 26 августа 1941 года «Новик», находясь в охранении крейсера «Киров», подорвался на мине и затонул.


Здание

Адмиралтейства в Петербурге.

Сражение

у острова Фидониси.

203


Линейный корабль «Святой Павел».

строительства и, убедившись в том, что лес ставится сырой, приказал об­шить днище «Святого Павла» (корабль не имел тогда капитана) медными листами, чтобы предохранить его от гниения. Именно на этот корабль он и был назначен командиром. Матро­сов и боцманов Фёдор Фёдорович на­бирал и учил сам. Они платили ему признательностью, уважением и ис­кренней преданностью.

ПЕРВЫЕ ПОБЕДЫ

Обострение противоречий между Россией и Турцией вскоре привело к новой русско-турецкой войне 1787- 1791 гг. В это время Ф. Ф. Ушаков на­ходился в Севастополе в должности командира авангарда флота.

В начале войны главные силы русского Черноморского флота бы­ли сосредоточены у мыса Калиакрия. Однако из-за сильного шторма часть линейных кораблей пере­дового отряда пошла ко дну, дру­гая - выбросилась на берег; Погиб­ла треть Черноморского флота. Корабль Ушакова «Святой Павел» с поломанными снастями вернулся в Севастополь исключительно благо­даря хладнокровию своего коман­дира и выучке команды.

Получив сообщение Потёмкина о несчастье, Екатерина II вознамери­лась повторить поход кораблей Бал­тийского флота в Средиземное море, как это было в предыдущую русско-турецкую войну. Она пригласила графа А. Г. Орлова-Чесменского на аудиенцию, чтобы поручить опыт-

204

ному флотоводцу возглавить флот. Алексей Григорьевич в резкой фор­ме напомнил императрице библей­скую истину о том, что «нельзя влить молодое вино в старые мехи», и ска­зал, что напуганная победами Рос­сии Европа не допустит второй экс­педиции, подобной той, которая закончилась Чесменским разгромом турецкого флота. Лучше, советовал он, отправить в Севастополь опыт­ных моряков с Балтики. Разгневан­ная Екатерина немедленно подпи­сала указ об отставке Орлова, что означало ссылку прославленного ад­мирала и дипломата в его подмос­ковное имение. Однако прозорли­вость опального вельможи вскоре подтвердилась - Швеция объявила России войну.

Капудан-паша Османской импе­рии Гассан-бей, во время Чесменско­го сражения выплывший с саблей в зубах из-под обломков своего кораб­ля «Реал-Мустафа», мечтал восстано­вить свою славу Крокодила Морских Сражений, померкшую после пораже­ния при Чесме. Он был уверен, что в России не осталось достойных про­тивников. Потрясённый потерей са­мых мощных кораблей, командующий Черноморским флотом адмирал Войнович боялся даже вывести оставшие­ся корабли из гавани на внешний рейд, забрасывал императрицу моль­бами о разрешении отвести их в Азов­ское море, чтобы сохранить уцелев­шую часть флота. Потёмкин своей властью приказал Ушакову действо­вать в случае необходимости само­стоятельно. От классических прин­ципов боя параллельными линиями следовало решительно отказаться из-за отсутствия в Севастополе достаточ­ного количества кораблей. Долгими бессонными ночами Ушаков делал расчёты новых тактических приёмов, которые в целом сводились к тому, что строй кораблей противника рас­секали под прямым углом, флагман­ский корабль обязательно подвергали атаке, а артиллерию применяли в ос­новном на дистанции прямого пора­жения.

В июле 1788 г. громадный флаг­ман «Капудание», на котором разве­вался флаг самого Гассан-бея. вёл к Очакову 17 турецких линейных ко­раблей. У острова Фидониси они встретились с авангардом русского флота - отрядом кораблей «Святого Павла», который издали поддержива­ли основные силы Черноморского флота. Турки намного превосходили русские силы в кораблях и орудиях. Идти на абордаж, имея 4 тыс. матро­сов против 10 тыс. неприятеля, было безумием. Тем не менее Ушаков сде­лал манёвр, создавший у противни­ка впечатление, что строй русских кораблей идёт на сближение с бор­тами его головных судов. Турки пре­кратили стрельбу, поскольку посы­лаемые ими ядра стали перелетать через русские корабли, и собрали команду на палубах для абордажно­го боя. В этот момент, убрав паруса и уменьшив скорость, Ушаков при­казал бить в упор по бортам не­приятельских кораблей. Последние, «потеряв ветер», сбились в кучу, и русские снаряды буквально сметали людей с палуб. Гассан-бей попытал­ся помочь им, издали открыв огонь по «Святому Павлу». Но произошло то, на что и рассчитывал Фёдор Фё­дорович: эти снаряды попадали в бо­лее высокие турецкие корабли, ко­торые кольцом закрывали русские парусники, ведущие непрерывный огонь. В результате два вражеских фрегата загорелись и пошли ко дну. Турецкий адмирал был вынужден отдать команду о возвращении. В Стамбуле на пирсе его ожидали возмущённые вдовы тех, кто был рас­стрелян своими же пушками. Что касается потерь русских, то после переклички в команде Ушакова не оказалось ни одного убитого.

Был заложен в 1791 году и строился на Николаевской верфи в городе Николаеве по чертежам разработанным корабельным мастером С. И. Афанасьевым по распоряжению Г. А. Потемкина. Бригадир С. И. Афанасьев был одним из главных строителей Черноморского флота.

Корпус корабля деревянный, двухдечный (две нижние батарейные палубы), строился по смешанной голландско-английской системе кораблестроения. Верхняя палуба не была сплошной, а имела, как бы вырез в районе шкафута, что соответствовало голландским традициям постройки. Согласно такой архитектуре корпуса у корабля в носовой части выполнялся форкастель, за грот-мачтой квартер-дек (высокие шканцы), за бизань-мачтой полуют, который заканчивался двух ярусным балконом на корме. Второе дно начиналось за фок-мачтой и заканчивалось не доходя до бизань-мачты. Между шпангоутами, для увеличения общей прочности корпуса, прокладывались бортовые стрингеры, которые объединяли набор в одно целое. Корабль имел фальшкиль. Носовой княвдигед украшался поясной фигурой святого Павла, вытесанной из дерева и покрытой позолотой. На форкастеле, до фок-мачты, размещался пайол носового светового люка, а по бортам крепились крамболы для удержания якорей. За фок-мачтой размещались сходной трап, шпиль и пайол светового люка, а заканчивался форкастель судовым колоколом (рында). На шкафуте, в данном случае от форкастеля до грот-мачты, размещались фор-люк и пайолы световых люков над которыми возвышались ростры с двумя 14-вёсельными баркасами. На шканцах, между грот- и бизань-мачтой, расположили входной трап и пайол светового люка. На полуюте, перед бизань-мачтой разместился командирский мостик, а за бизань-мачтой штурвал и световой люк. С левого и правого борта, на полуюте, располагались шлюпбалки с двумя 12-вёсельными баркасами. Полуют заканчивался кормой, за которой выполнялись высокие боканцы (кормовые шлюпбалки) с 8-вёсельным баркасом и с балконами под ним.

Спасательные средства включали пять баркасов (два 14-вёсельных, два 12-вёсельных и один 8-вёсельный).

Главная энергетическая установка парусная, три мачты несли 9 прямых (фок, фор-марсель, фор-брамсель, фор-трюмсель, грот, грот-марсель, грот-брамсель, грот-трюмсель и крюйсель) и 1 косой парус (бизань). На бушприте и утлегаре крепились 3 косых паруса (стаксель, фор-стеньги-стаксель и кливер) и 1 прямой (блинда). Общая площадь одновременно поднятых парусов составляла 3000 квадратных метров. Корабль имел 1 руль из дерева.

Вооружение корабля состояло:

  1. Из 30 одноствольных (165-мм) 32-х фунтовых пушек с длиной ствола 18 калибров, которые располагались побортно на нижней батарейной палубе (гон-деке). Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колёсном деревянном станке. Расчёт орудия включал 6 человек. Заряжание ручное ядрами. Угол возвышения орудия доходил до 10°. Дальность стрельбы составляла около 2,3 км при весе заряда 3,6 кг и угле возвышения 10°. Масса пушки доходила до 2,95 тонны.
  2. Из 30 одноствольных 24-х фунтовых (150-мм) пушек с длиной ствола 21 калибр, которые располагались побортно на верхней батарейной палубе (опер-деке). Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колесном деревянном станке. Расчёт орудия включал 5 человек. Заряжание ручное ядрами со стороны дула. Угол возвышения пушки доходил до 10°. Дальность стрельбы составляла около 2,4 км при весе заряда 3,6 кг и угле возвышения 10°. Масса пушки доходила до 2,6 тонны.
  3. Из 26 одноствольных 18-х фунтовых (136-мм) пушек с длиной ствола 22 калибра, которые располагались побортно 6 на форкастеле и 20 на квартер-деке и под полуютом. Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колесном деревянном станке. Расчёт орудия включал 5 человек. Заряжание ручное ядрами. Угол возвышения пушки доходил до 10°. Дальность стрельбы составляла около 2 км при весе заряда 2,7 кг и и угле возвышения 10°. Масса пушки доходила до 2,1 тонны.
  4. Из 4 одноствольных 1/4-пудовых (123-мм) единорогов (гаубиц) с длиной ствола 11 калибров, которые располагались побортно на полуюте. Орудие медное, гладкоствольное размещалось на колесном деревянном станке. Расчёт орудия включал 5 человек. Заряжание ручное гранатами со стороны дула. Угол возвышения единорога доходил до 25°. Дальность стрельбы при весе гранаты 4 кг с зарядом 0,82 кг, начальной скоростью 378 м/с и углом возвышения в 25° составляла около 2,4 км. Масса орудия доходила до 360,4 кг.

Корабль 84-пушечного ранга "Святой Павел" прославился тем, что являясь флагманом русско-турецкой эскадры под командованием вице-адмирала Ф. Ф. Ушакова, участвовал во взятии острова Корфу в 1799 году. За взятие острова Корфу Ф. Ф. Ушаков был произведен в адмиралы.
В 1810 году , в городе Севастополе, в связи с не годностью к морским походам корабль был разобран.

Строился корабль на Николаевской верфи в г. Николаеве.

Корабль "Святой Павел" сдан Черноморскому флоту в июне 1797 года.


Тактико-технические данные корабля 84-пушечного ранга Водоизмещение: 54,9 метра 47,64 метра
3600 тонн
Длина наибольшая:
Длина по КВЛ:
Ширина наибольшая: 15,2 метра
Высота борта в носу: 11,34 метра
Высота борта на миделе: 10,44 метра
Высота борта в корме: 12,7 метра
Осадка по корпусу: 5,22 метра
Силовая установка: 10 прямых и 4 косых паруса, 1 руль.
Скорость хода: нет данных
Вооружение: .
артиллерийское: 30х1 (165-мм) 32-фунтовых пушек,
30х1 (150-мм) 24-фунтовых пушек,
26х1 (136-мм) 18-фунтовых пушек,
4х1 (123-мм) 1/4-пудовых единорога.
Экипаж: 700 человек (8 офицеров)
Всего построено кораблей в 1797 году - 1 единица.

Новое на сайте

>

Самое популярное