Домой Аюрведа Теоретические проблемы источниковедения. II Источниковедческая критика письменных источников Что такое аналитическая и синтетическая критика источников

Теоретические проблемы источниковедения. II Источниковедческая критика письменных источников Что такое аналитическая и синтетическая критика источников

Источниковедческая эвристика

Общая характеристика

Классификация и систематизация исторических источников

Объект и предмет источниковедения. Источниковедение и другие отрасли научного знания.

Определение исторического источника.

Введение

Минск, 2000

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ

В.П. ГРИЦКЕВИЧ, С.Б. КАУН, С.Н. ХОДИН

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ГУМАНИТАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВУЗОВ

Раздел 1. Объект и предмет источниковедения. Классификация исторических источников. История источниковедения

1.2.1 Источниковедение и архивоведение.

1.2.2. Источниковедение и музееведение

1.2.3. Источниковедение и библиография.

1.3.1. Классификация письменных источников

1.4. Исторический источник и историческое пособие

1.5 Виды письменных источников и особенности их изучения

1.5.1 Документальные источники

1.5.1.а Законодательные документы

1.5.1.б Акты как исторические источники.

1.5.1.в Делопроизводственные материалы.

1.5.1.г Статистические материалы.

1.5.2. Повествовательные источники

1.5.2.а Летописи и хроники.

1.5.2.б Мемуары

1.5.2.в Эпистолярные источники

1.5.2.г Литературные и публицистические произведения

1.5.2.д Периодическая печать

1.6 Проблемы изучения вещественных и изобразительных источников. Понятия «археологический источник» и «музейный предмет».

1.7 История источниковедения

Раздел 2. Основные этапы работы с источником. Рациональная организация труда исследователя.

2.2.1. Библиографическая эвристика

2.2.2.а. Историческая библиография

2.2.2.б. Методы библиографического поиска

2.2.2.в. Просмотр книжной и пристатейной библиографии

2.2.2.г. Поиск в каталогах и картотеках

2.2.2.д. Библиографические указатели

3.2.2.ж. Справочная литература

3.2.2.з. Энциклопедии

2.2.2.и. Библиографические словари

2.2.2.к. Географические словари

2.2.2.л. Толковые и терминологические словари

2.2.3. Поиск источников в глобальной компьютерной сети Internet.

2.2.4. Архивная эвристика.

2.2.4.а. Сеть и состав архивов.

2.2.4.б. Научно-справочный аппарат архивов и его изучение

2.2.4.в. Изучение дел, выявление и отбор документов

2.3.1 Природа исторического источника. Цель и основные этапы источниковедческой критики

2.3.2 Внешняя критика

2.3.2.а Общая характеристика

2.3.2.б Установление текста

2.3.2.в Лингвистическое изучение текста

2.3.2.г Уточнение текста. Установление искажений текста

2.3.2.д Восстановление текста. Реконструкция текста

2.3.2.е. Установление сложного состава источника



2.3.2.ж Исследование происхождения исторического источника

1) Установление времени создания источника

2) Установление места возникновения источника

2.3.2.з Интерпретация исторического источника

2.3.3 Понятие о подлинности и подделке

2.3.3.а Интеллектуальное искажение источника

2.3.3.б Поводы и причины подделок

2.3.3.в Меркантильная мотивация подделок

2.3.3.г Мотивация подделок в пользу групповых интересов

2.3.3.д Пропагандистская мотивация подделок

2.3.3.е Мотивация материальной заинтересованности антиквариев в подделке

2.3.3.ж Мотивация коллекционирования старинных вещей из желания обладать подлинниками

2.3.3.з Главные признаки подделки

2.3.4 Понятие достоверности исторического источника.

Полнота и точность информации источника.

2.3.4.а Влияние условий возникновения информации источника на её достоверность

2.3.4.б Анализ свидетельств, основанных на личном наблюдении

2.3.4.в Критика сведений, взятых из вторых рук и их обобщений

2.3.4.г Выяснение групповых политических и иных позиций автора и их влияние на информацию, заключенную в источнике

Выявление и отбор источников или источниковедческая эвристика, затем критика или анализ, а затем подведение итогов, синтез.

Первоначально надо обеспечить исследователя источниками для его научной работы. Это отнимает у историка до 90% времени. Последние годы к историкам на помощь приходят электронные сайты. Наличие сайтов не освобождает историка от источниковедческой работы. После того как исследователь выявил нужные ему документы, он занимается отбором источников. Под этим понимается, какие из выбранных источников надо изучить, с тем чтобы получить оптимальный объём источниковой информации. Источники могут противоречить др. другу.

Источники древнейшего периода очень немногочисленны. Когда речь идёт о новейшем периоде комплекс источников резко возрастает. Поэтому надо сужать тему, ибо всей жизни не хватит, чтобы изучить все источники. Но достаточно объективно мы всё равно не сможем изучить тему. Одни источниковеды считают, что историки должны изучить все источники. Другие историки считают, что все письменные источники можно разделить на два класса: массовый источник, или ординарный и уникальный, или особенный. Массовые источники, характерна повторяемость информации. У уникальных - повторяемость формы содержания (воспоминания, дневники). Массовые источники не надо изучать фронтально, все до одного, надо изучать выборочно. Уникальные источники – наоборот, надо все изучить.

Этап критики. После того, как исследователь выявил источники, нужные для работы, он начинает разбирать, судить источники. Это всесторонний, объективный анализ. Обычно выделяют два подэтапа: критика происхождения и критика содержания. Понятие происхождения включает, время и место появления в истории. Изучение источника начинается с его прочтения. Бывают проблемы, связанные с прочтением источников – ветхий источник, написан мёртвым языком. В результате неправильного перевода источника искажается его содержание.

Следующая операция критики – интерпретация или истолкование. В разные века в различные слова мог вкладываться различный смысл (в 17 в. «стряпчий» - дворянин, в 18 в. – чиновник, во второй половине 18 в. – адвокат). Внешняя среда оказывала влияние на содержание источника, поэтому всё это должен учитывать исследователь.

Следующий этап критики - время создания источника. Читая документ, мы стремимся узнать, когда был создан этот источник. Документы, как правило, датированы, но бывает, что дата отсутствует. Документ можно датировать по тому, чем он написан, на чём писали (на бумаге стали писать не раньше сер. 14 века). Можно по содержанию, бывает, упоминается какой-либо правитель. Автор источника бывает добросовестным, он писал всю правду, но за основу он брал ложные источники, поэтому его работа станет также ложной.

Следующий аспект критики – подлинность источника. Надо узнать, тот ли человек написал источник, автором которого он себя указал. «Завещание Екатерины 2», «Песнь Мстислава» и т.д. являются ложными.

Следующее – текстологический анализ, т.е. изучение истории текста. Надо узнать, для чего был создан этот текст – целевая установка.

После этого, историк переходит к критике содержания источника. Любой источник содержит в себе информацию, содержания. Исследователь смотрит два аспекта – полнота источника и его достоверность. Под первым понимается информативная ёмкость, т.е. исследователь смотрит, о чём пишет автор источника, что он хотел сказать, что написал, о чём автор знал, но не написал, есть явная информация и есть скрытая информация. Полнота источника изучается путём сравнения с другими источниками, посвящённых этому же событию. Имеется ли в нём уникальная информация. После этого, исследователь переходит к изучению достоверности источника. Он выявляет, насколько написание фактов соответствует реальным историческим событиям. Это апофеоз критики. Существуют два приёма выявления правды:

1.Сравнительный приём: интересующий нас источник сравнивается с другими источниками. Мы должны учитывать, что при сравнении мы не должны требовать от источников абсолютного совпадения в описании. Можно ожидать некого подобия. Разные виды источников по-разному описывают одни и те же события.

2.Логический приём: делится на два подвида: изучение с т. зр. формальной логики, изучение с т. зр. реальной логики.

Синтетическая критика. Некоторые считают, что её не существует. Другие источниковеды, что в неё входит конструирование некой модели исторического события, созданная из отобранных, проанализированных фактов. Третья сторона, версия: на этом этапе исследователь обобщает все сведения из полученных источников и делает вывод о значимости этого источника как исторического памятника. Эта позиция является наиболее правильной.

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

4,5 и 6. Этапы источниковедческого анализа, критика происхождения/содержания

релевантные научные источники:

  • Философия религии

    | Шпаргалка | 2017 | Россия | docx | 0.16 Мб

    1. Предмет философии религии 2. Философия религии в узком смысле слова Специфика философии религии.Философы античности о религии Римская культура, Античная критика христианства и христианская

  • Планирование как составляющая часть банковского менеджмента

    | Лекция | 2016 | docx | 0.09 Мб

    ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ БАНКОВСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ: ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ФУНКЦИИ БАНКОВСКОГО

  • | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | docx | 0.19 Мб

    Предмет и задачи источниковедения. Понятие исторического источника. Исторический факт и исторический источник. Представления об источнике зарубежных и отечественных исследователей XIX – XX вв.

  • Ответы к зачету по предмету Риск-менеджмент

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.05 Мб

    Риски в окружающем нас мире Риски и неопределенность Классификация по типу объекта Классификация по специфике исходов Классификация по уровню возникновения риска" Свойства системы управления риском

  • Литературная критика на страницах журналов и газет "Русского Парижа" 1920 - 1930-x годов

    Горбунова Алла Ивановна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Саранск - 2004 | Диссертация | 2004 | Россия | docx/pdf | 5.43 Мб

    Специальность 10.01,01 - Русская литература. Филологические науки. Художественная литература - Литературоведение - История литературоведения и критики - Россия - с 1917 г.. Русская литература

  • Ответы - Анализ деятельности банков

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | docx | 0.19 Мб

    1. Дайте понятие балансу банка. Перечислите виды баланса банка. Охарактеризуйте особенности построения различных видов баланса банка. Опишите процесс подготовки баланса к анализу. 2. Перечислите

  • Динамика личностных ограничений социально-коммуникативной компетентности на начальном этапе профессионального становления (на примере профессии медицинской сестры)

Источниковедческая критика (анализ) решающая стадия исследовательской работы над документами. Ее цель определить степень полноты и достоверности фактического содержания источника и создать предпосылки для извлечения из него достоверной информации.

Согласно современным представлениям методика источниковедческого анализа включает в себя следующие процедуры и операции:

    1. Определение внешних особенностей источника;
    2. Установление происхождение источника:

а) установление подлинности памятника,

б) выяснение истории текста, определение его оригинала и последующих вариантов, прочтение текста,

в) определение времени и места возникновения текста, установление его автора (атрибуция),

г) выяснение причин, целей и исторических обстоятельств появления текста, определение его социальных функций в прошлом;

3) Интерпретация или истолкование текста: выяснение смыслов текста, правильное его понимание;

4) Изучение фактического содержания письменного источника и выяснение его соответствия исторической действительности;

5) Источниковедческий синтез памятника.

В настоящей последовательности первые три процедуры, включая истолкование текста, по сути составляют внешнюю критику источника. Заключительная фаза источниковедческой критики представляет критику внутреннюю.

    1. Определение внешних особенностей письменного источника

Установление внешних особенностей письменного памятника помогает определить его подлинность и датировать текст. Эта процедура включает в себя выяснение материала письма (бумага, пергамен, ткань, береста и т.д.), орудий письма или печати, вида письма, почерка или шрифта и внешнего оформления текста. При определении внешних черт памятника используются данные и методы палеографии, сфрагистики, филиграневедения и ряда других вспомогательных исторических дисциплин.

Самой существенной из внешних особенностей, безусловно является вид письма . Русское письмо менялось с течением времени. И поэтому даже самое общее представление об этапах его развития дает возможность датировать текст. Наиболее древним видом письма на Руси был устав , бытовавший в XI-XV столетиях. с XIV до начала XVI века использовался полуустав. В период формирования и укрепления централизованного русского государства распространилась скоропись XVI-XVII вв. В XVIII столетии утвердился упрощенный тип скорописи. Далее специалистами выделяются гражданское письмо XIX начала ХХ вв. и с 1918 года современное письмо.

Первоначально в качестве материала письма использовались пергамен, береста, дерево. В XIV веке на Руси появилась бумага иностранного производства. С XV столетия бумага стала основным письменным материалом. Русская бумага вошла в обиход в начале XVIII века. При производстве каждый полный бумажный лист помечался водяным знаком (филигранью). Восстановив водяной знак, можно датировать текст. Это помогут сделать специальные справочники по филиграням. К лучшим среди них можно отнести книги Н.П.Лихачева Палеографическое значение бумажных водяных знаков (в 2-х томах, СПб., 1898-1899) и С.А.Клепикова Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII-XX вв. (М., 1959). Чернила, которыми писались средневековые рукописи, обычно были бурого или коричневого цвета. Встречались и черные. В качестве орудий письма писцы использовали гусиные перья.

Большинство рукописных памятников XI-XVII вв. было оформлено в виде книг, грамот и свитков . Старые книги отличались форматом, зависящим от величины бумажного листа. Использовались форматы в 1/4; 1/8; 1/16 и 1/32 листа. Как правило, рукописные книги составлялись из тетрадей по 16 страниц. Тетради нумеровались. Переплет книги делался из деревянных досок, которые обязательно обтягивались кожей или тканью. Грамоты писались на отдельных листах с одной стороны. Если одного листа не хватало, то к нему снизу подклеивались другие листы и в итоге получался довольно длинный свиток. При хранении свитки ставились столпцами (столбцами). О размерах столбцов можно судить по Соборному Уложению 1649 года, составленному из 959 листов. Длина его в итоге превысила 300 м. На чистой обратной стороне столбцов делались порядковые и инвентарные пометки. В 1700 году столбцовое делопроизводство из-за неудобств было отменено.

К элементам внешнего оформления текста относятся также менявшиеся со временем украшения рукописей : вязи, орнамент и миниатюры. Вязью назывался особый декоративный стиль письма, имевший определенное соотношение высоты буквы к ее ширине и характерные завитушки. Под рукописным орнаментом специалисты понимают совокупность составляющих его элементов: инициал, заставку, концовку и украшения на полях. Инициал красиво вырисованная начальная буква текста. Кроме инициала вверху размещалась заставка орнаментированный рисунок в начале текста. Часто орнаментированный рисунок помещался и в конце текста. Это концовка . Исполненный в определенном стиле орнаментальный рисунок располагался и на полях. Во многих рукописях исполнялись раскрашенные рисунки миниатюры (лица). Расписанные миниатюрами рукописи именовались лицевыми. Так, в частности, был назван большой летописный свод XVI века, содержавший 16 тысяч рисунков.

При необходимости разбираются и другие внешние данные письменного свидетельства. Рассмотрев внешние особенности памятника, можно приступить к установлению его происхождения.

    1. Установление происхождения источника.

Источник порождение функционировавших в прошлом социокультурных систем, корпораций и учреждений. Прошлое в письменном памятнике это представленный в нем результат их функционирования и взаимодействия. И восстановить прошлое означает реконструировать отображенный в документе социокультурный комплекс и связанные с ним социальные отношения. Поэтому весьма важно определить происхождение источника. Ибо, в конечном счете, только это даст возможность оценить природу его субъективности, определить степень достоверности его данных и получить фактический материал для создания исторической картины.


Libmonster ID: RU-13805


О понятиях "источниковедение" и "источниковедческая критика"

"Zeitschrift fur Geschichtswissenschaft". Berlin. 1973, N 6.

Теоретические проблемы источниковедения привлекают неизменное внимание ученых социалистических стран. Сравнительный анализ современных работ в этой области важен во многих отношениях. Он позволяет выявить общее и особенное в развитии источниковедения, способствуя совершенствованию приемов исследовательского труда историков.

Опыт ученых ГДР в разработке проблем источниковедения представляет несомненный интерес. Один из них, Б. Рюдигер, исходит из концепции источниковедения, которая сложилась в более ранних работах историков и архивистов ГДР 1 .

Стремясь уточнить понятие "источниковедение", автор прежде всего анализирует в своей статье, в каком отношении между собой находятся источники и те общественные явления, которые отразились в них, расценивая это соотношение как принципиально важное, поскольку именно на его основе может быть определено главное содержание и основные задачи критики источников. Источниковедение автор определяет как частную дисциплину исторической науки и в то же время как неотъемлемую часть методики исторического исследования. Эта дисциплина, основываясь на методологической базе диалектического и исторического материализма, разрабатывает принципы и приемы добывания исторического знания, используя для этого взаимосвязь исторических событий с возникновением источника. Б. Рюдигер подчеркивает, что источник - это не только средство познания, но прежде всего объективно существующий элемент исторического процесса. Познание общественных процессов потому и возможно, что в ходе социальной деятельности людей их представления и наблюдения, цели и лозунги и т. д. реализуются в источниках. Признание этого факта имеет методологическое значение. Оно является залогом объективности исторического познания, а это важно, в частности, в связи с критикой исторического релятивизма.

Расценивая критику источников как ядро источниковедческой работы, автор раскрывает свое понимание ее задач. В критике источников он различает два этапа анализа - исторический и логический. Исторический анализ у Рюдигера близок к тому, что обычно понимается под изучением происхождения и авторства источника. Он включает в себя установление условий, в которых источник возник, его авторства, познавательного базиса, классовых позиций, времени и места создания, функций источника в общественной практике. Исторический анализ предполагает также выяснение связей данного источника с другими и создает предпосылку для последующего этапа - логического анализа, с помощью которого из источника извлекаются фактические данные. На этом этапе выясняется, какие именно свидетельства и о каких событиях содержатся в источнике, какие отклонения от исторической действительности имеются в нем (пропуски, преувеличения, неверный комментарий к правильному изложению фактов, неадекватное их связывание, отбор тех или иных деталей и др.). Если установлены те или иные отклонения, выясняется их связь с теми факторами, которые обусловили неточное отражение действительности в данном источнике. Извлечение фактических данных из источника и их проверка осуществляются в сопоставлении с другими источниками того же времени. Важно определить, каким образом свидетельства источника о событии связаны с обстоятельствами времени, как эти события были восприняты и отразились в источниках различного типа.

Методологическую основу анализа логической структуры источника дает марксистско-ленинская теория, которая вооружает историка методом научного познания процесса отражения действительности в источниках и выявления возможных при этом искажений. Область изучения социальной природы и социальных функций источника имеет принципиальное значение в марксистско-ленинском источниковедении. Б. Рюдигер высказывает мысль, что в связи с интенсификацией источниковедческих работ в ГДР следует энергичнее учитывать результаты советских исследований. Обмен идеями в этой области науки очень важен: он будет способствовать дальнейшему развитию марксистской теории и методики анализа исторических источников.

1 "Einfuhrung in "das Studiurn der Geschichte". B. 1970; H. Lotzke. Archivwissenschaft, Quellenkunde und historische Hilfswissenschaften. "Historische Forschungen in der DDR. 1960 - 1970". B. 1970.


©

Постоянный адрес данной публикации:

https://сайт/m/articles/view/О-понятиях-источниковедение-и-источниковедческая-критика

Важнейшие особенности источниковедческого анализа законодательных актов определяются тем, что это - источник официального происхождения и назначения. Следует прежде всего установить характер той публикации, по которой они изучаются, т.е. выяснить, является она официальной или нет. В исследовательских целях официальные документы предпочтительнее использовать в официальном издании. Это гарантирует подлинность источника и аутентичность его текста, избавляя от необходимости специально проверять то и другое. Для общего же ознакомления с текстом (например, на учебных занятиях) годятся и другие имеющиеся публикации.

Среди законодательных документов особый интерес для историков представляют конституции, принятие или пересмотр которых обычно связаны с поворотными моментами в жизни общества, а содержание охватывает круг наиболее значимых для страны проблем. Чаще всего конституция представляет собой целостный документ с преамбулой мотивировочного и общепринципиального характера, но в истории были и другие примеры. Так, в период существования дуалистической монархии Австро-Венгрии (1867- 1918) в двух ее частях действовали разные основные законы: в Австрии это была конституция, принятая в 1861 г., а в Венгрии - восстановленная конституция 1848 г., которая сложилась из нескольких отдельных законов. Подобным же образом составилась из принимавшихся по отдельности законов конституция III Республики во Франции, обычно датируемая 1875 годом. Она вырабатывалась в острой борьбе между монархистами и республиканцами и не содержала декларации об общих принципах государственного устройства; о том, что Франция является республикой, упоминалось лишь в статье о полномочиях главы государства.

Ввиду того что любой законодательный акт выражает официально принятую точку зрения, вопрос о том, кем именно составлялся и редактировался текст документа, зачастую не имеет существенного значения для историка. Формулировки нередко заимствуются из документов более или менее аналогичного характера, в том числе и из законодательства других стран. Но если закон принимался в результате длительного обсуждения, по ходу которого сталкивались представленные в поправках, дополнениях и других предложениях позиции разных социальных и политических сил, состав тех, кто так или иначе участвовал в создании окончательного текста, требует внимательного анализа. При изучении конституции важно, кто входил в комиссию по ее разработке (если таковая была), насколько активно проявили себя отдельные члены комиссии, кто стал докладчиком, представлявшим одобренный комиссией проект для утверждения полномочным законодательным органом. Все это может быть установлено, если в дополнение к изучению конституции будут привлечены источники, отражающие ход законодательного процесса (о них см. в следующей главе).

Время и место принятия законодательного акта известны из его текста. Но односложных ответов на вопросы «когда» и «где» недостаточно: это лишь «привязка» к определенной исторической ситуации, в контексте которой становятся понятными общий смысл и особенности изучаемого документа. Консульская конституция 1799 г., отдавшая всю полноту власти во Франции Наполеону Бонапарту, закрепила фактическое положение вещей после совершенного им государственного переворота (именно Наполеон кардинально изменил статью конституции о равных правах трех консулов поправкой о полномочиях первого консула, каковым стал он сам). На период разработки конституции II Республики во Франции (1848) пришлось июньское восстание рабочих Парижа, повлиявшее на активизацию правых в дебатах по проекту конституции и на устранение из нее ассоциировавшегося с восстанием положения о «праве на труд». Республика, установленная в Германии после Ноябрьской революции 1918 г., получила название Веймарской по месторасположению принявшего ее конституцию Национального собрания: законодатели предпочли тихий, прославленный именами Гёте и Шиллера город охваченному продолжающимися революционными выступлениями Берлину.

Законодательный памятник должен рассматриваться с учетом его генеалогических связей, т.е. соотношения с предшествующими ему документами подобного же характера. Это позволит проследить, в каком направлении менялись правовые нормы, судить о том, выполнялись ли уже существовавшие законы по данному кругу вопросов. Заимствование опыта других стран (особенно при выработке конституций) далеко не всегда оказывается эффективным, т.к. одни и те же установления по-разному действуют на различной исторической почве. Так, принятая в 1787 г. конституция США послужила образцом для ряда латиноамериканских конституций, но если в США она с поправками сохраняет силу и поныне, то в странах Латинской Америки после завоевания ими независимости конституции менялись многократно.

При анализе конституций следует иметь в виду, что отраженная в них система политических институтов может очень сильно отличаться от реально существующей. Известно, что в период якобинской диктатуры во Франции действовала не конституция 1793 г., а так называемый революционный порядок управления. С другой стороны, в XX веке ни в Италии, ни в Германии при тоталитарных режимах не были отменены прежние конституции (либеральный Альбертинский статут 1848 г. и конституция Веймарской республики) - их формальное сохранение не мешало Муссолини и Гитлеру выстраивать организацию власти по-своему. Сам факт существования в той или иной стране конституции еще не означает, таким образом, что данная страна действительно живет по ее принципам.

Сравнение с реальностью необходимо при анализе не только конституции, но и любого законодательного акта. История изобилует примерами законов, которые «не работают». Не рассмотрев вопрос, как те или иные законы реализовывались на практике, историк рискует преувеличить значение законодательных документов как источника своего исследования.

Прямая информация, содержащаяся в источниках этого вида, связана с господствующими в данном обществе представлениями о том, что есть норма, а что является отступлением от нее. Косвенную же информацию следует искать не столько в собственно нормативных положениях, сколько в их мотивировке, содержащейся в преамбуле к документу. Преамбула ориентирована на восприятие общественной средой с определенными традициями и ценностями, с прочно вошедшими в обиход представлениями, «расшифровывать» которые не входило в намерения законодателя - он принимал их как нечто само собой разумеющееся. Но историку важно распознать в документе отражение подобных явлений, скрытую информацию о них.

Обратимся, например, к Декларации прав человека и гражданина, принятой 26 августа 1789 г. и позднее включенной в качестве преамбулы в конституцию 1791 г. В ней отчетливо прослеживается влияние идей Просвещения (представление о принадлежащих человеку от рождения естественных и неотъемлемых правах, о том, что корень общественных бедствий и пороков правительств - забвение этих прав и невежество, которое может быть побеждено постоянным напоминанием о них, апелляция к доступным разуму «простым и непререкаемым началам»). В языке Декларации элементарный арифметический подсчет позволяет выявить ключевые для ее составителей понятия и термины, среди которых бесспорный приоритет принадлежит естественным и гражданским правам и закону: из 17 статей Декларации «право», «права» упоминаются в 10, «закон» - в 9, тогда как «собственность» - в 2, «равенство» или «равный» - в 2. Иными словами, выявляется то, о чем Декларация говорит помимо своего прямого назначения: заключенная в ней косвенная информация относится к характеристике ментальности французского общества у истоков новой политической культуры.

Для правильной оценки содержания законодательных документов существенное значение имеет точное толкование употребляемой лексики, смысла отдельных юридических формул и понятий, который с течением времени может меняться. Не учитывая этого, историк рискует модернизировать источник, привнести в него нечто такое, что не отвечает условиям его создания.

В текстах более или менее значительного объема (опять-таки прежде всего в конституциях, которые обсуждались в течение длительного времени, принимались по частям или дополнялись позднейшими поправками) может обнаружиться «нестыковка» отдельных положений или даже противоречия между ними. Так, во французскую конституцию 1791 г. вместе с Декларацией прав человека и гражданина вошла статья, провозглашавшая, что люди «рождаются и остаются свободными и равными в правах», а с другой стороны, она наделяла правом голоса лишь так называемых активных граждан, число которых ограничивалось несколькими цензами, в том числе имущественным. Предусмотренные законом исключения из общего правила или иные оговорки могут значительно сузить реальную сферу его применения. Поэтому отдельные части закона следует сопоставлять между собой, выявляя таким образом его действительную, фактическую значимость.

Нормативный характер законодательных актов определяет особенности критики достоверности этого вида источников. Основное их содержание - это не констатация того, что существует на данный момент, а подлежащие выполнению предписания на будущее. Объем требующей проверки на достоверность фактической информации здесь невелик. Лишь в мотивировочной части закона можно найти отсылку к определенным конкретным обстоятельствам, побудившим к его принятию, причем далеко не всегда бывают названы важнейшие из них. Изложение мотивов, которыми руководствовался законодатель, - главное, на что должна быть направлена критика достоверности подобных источников.

Новое на сайте

>

Самое популярное