Домой Личность Тренировочные задания В13 при подготовке к ОГЭ по русскому языку. Тренировочные задания В13 при подготовке к ОГЭ по русскому языку Тренировочные задания В13(подчинение придаточных)

Тренировочные задания В13 при подготовке к ОГЭ по русскому языку. Тренировочные задания В13 при подготовке к ОГЭ по русскому языку Тренировочные задания В13(подчинение придаточных)

За-да-ние 11 Ука-жи-те ко-ли-че-ство грам-ма-ти-че-ских основ в пред-ло-же-нии 11. Ответ за-пи-ши-те циф-рой.

(11)Это было от-ли-чи-тель-ной ба-буш-ки-ной чер-той: по её тону часто нель-зя было опре-де-лить, шутит она или го-во-рит всерьёз, хва-лит или вы-сме-и-ва-ет.

За-да-ние 12

И ба-буш-ка,(1) лю-бив-шая хо-дить в кино,(2) как и я,(3) от-кла-ды-ва-ла по-боль-ше,(4) а эко-но-ми-лись день-ги потом на обе-дах.

По мне-нию ро-ди-те-лей,(5) мы с ба-буш-кой по-сту-па-ли не-ра-зум-но и были не-пра-виль-ны-ми лю-дь-ми,(6) и это нас объ-еди-ня-ло.

За-да-ние 13 Среди пред-ло-же-ний 10—13 най-ди-те слож-ное пред-ло-же-ние с по-сле-до-ва-тель-ным под-чи-не-ни-ем при-да-точ-ных. На-пи-ши-те номер этого пред-ло-же-ния.

(10)Я не мог по-нять: вос-тор-га-ет-ся она моими ро-ди-те-ля-ми или в чём-то их упре-ка-ет? (11)Это было от-ли-чи-тель-ной ба-буш-ки-ной чер-той: по её тону часто нель-зя было опре-де-лить, шутит она или го-во-рит всерьёз, хва-лит или вы-сме-и-ва-ет. (12)Я-то вос-хи-щал-ся ими, по-сколь-ку мы часто вос-хи-ща-ем-ся по-ступ-ка-ми, на ко-то-рые сами не спо-соб-ны.

За-да-ние 14 Среди пред-ло-же-ний 13—17 най-ди-те слож-ное пред-ло-же-ние с бес-со-юз-ной и со-юз-ной под-чи-ни-тель-ной свя-зью между ча-стя-ми. На-пи-ши-те номер этого пред-ло-же-ния.

(13)Ко-неч-но, ба-буш-ка была счаст-ли-ва за свою дочь, гор-ди-лась её мужем, то есть моим отцом, но она, как и я, редко сле-до-ва-ла тем пра-ви-лам, к ко-то-рым нас с ней стре-ми-лись при-учить.

(14)На-при-мер, мама и отец ста-ра-лись за-ка-лить нас. (15)Но мы с ба-буш-кой не же-ла-ли об-ли-вать-ся ле-дя-ной водой и вста-вать по вос-кре-се-ньям ещё рань-ше, чем в будни, чтобы идти на лыжах или в поход. (16)Мы со-зна-ва-ли, что нечётко де-ла-ем гим-на-сти-ку.

(17)Во-об-ще, мои ро-ди-те-ли то и дело об-ви-ня-ли нас обоих в нечётко-сти: мы нечётко со-об-ща-ли, кто и когда зво-нил маме или отцу по те-ле-фо-ну, нечётко со-блю-да-ли режим дня.

За-да-ние 11 №

(5)Тихо - лишь в за-рос-лях ка-мы-ша у самой воды ко-ло-коль-ца-ми зве-не-ли ко-ма-ры.

За-да-ние 12 В при-ведённых ниже пред-ло-же-ни-ях из про-чи-тан-но-го тек-ста про-ну-ме-ро-ва-ны все за-пя-тые. Вы-пи-ши-те цифры, обо-зна-ча-ю-щие за-пя-тые между ча-стя-ми слож-но-го пред-ло-же-ния, свя-зан-ны-ми со-чи-ни-тель-ной свя-зью.

Над рекой висел про-зрач-ный туман,(1) но сол-неч-ные лучи уже зо-ло-ти-ли тихую гладь. Под-ни-мав-ший-ся берег по-кры-ва-ла изу-мруд-ная трава,(2) ис-пещрённая бес-чис-лен-ны-ми ис-кор-ка-ми росы. Воз-дух,(3) на-сы-щен-ный пря-ны-ми аро-ма-та-ми диких цве-тов,(4) за-стыл. Ва-дим-ка сидел на бе-ре-гу и смот-рел,(5) как ста-рый то-поль ро-ня-ет бе-ло-снеж-ные,(6) кру-жа-щи-е-ся в за-стыв-шем воз-ду-хе пу-шин-ки и как они бе-лы-ми ко-раб-ли-ка-ми плы-вут по реке.

Маль-чик вздрог-нул - вспом-нил,(7) зачем пришёл сюда. Слёзы под-кра-лись к горлу,(8) стали ду-шить,(9) но он сдер-жал-ся - не за-пла-кал.

За-да-ние 13 Среди пред-ло-же-ний 4—9 най-ди-те слож-ное пред-ло-же-ние с од-но-род-ным под-чи-не-ни-ем при-да-точ-ных. На-пи-ши-те номер этого пред-ло-же-ния.

(4)Воз-дух, на-сы-щен-ный пря-ны-ми аро-ма-та-ми диких цве-тов, за-стыл. (5)Тихо - лишь в за-рос-лях ка-мы-ша у самой воды ко-ло-коль-ца-ми зве-не-ли ко-ма-ры. (6)Ва-дим-ка сидел на бе-ре-гу и смот-рел, как ста-рый то-поль ро-ня-ет бе-ло-снеж-ные, кру-жа-щи-е-ся в за-стыв-шем воз-ду-хе пу-шин-ки и как они бе-лы-ми ко-раб-ли-ка-ми плы-вут по реке. (7)Тон-кое по-ску-ли-ва-ние на-ру-ши-ло спо-кой-ствие утра.

(8)Маль-чик вздрог-нул - вспом-нил, зачем пришёл сюда. (9)Слёзы под-сту-пи-ли к горлу, стали ду-шить, но он сдер-жал-ся - не за-пла-кал.

За-да-ние 14 Среди пред-ло-же-ний 1—7 най-ди-те слож-ное пред-ло-же-ние с бес-со-юз-ной свя-зью между ча-стя-ми. На-пи-ши-те номер этого пред-ло-же-ния.

(1)Утро ды-ша-ло све-же-стью. (2)Над рекой висел про-зрач-ный туман, но сол-неч-ные лучи уже зо-ло-ти-ли тихую гладь. (3)Под-ни-мав-ший-ся берег по-кры-ва-ла изу-мруд-ная трава, ис-пещрённая бес-чис-лен-ны-ми ис-кор-ка-ми росы. (4)Воз-дух, на-сы-щен-ный пря-ны-ми аро-ма-та-ми диких цве-тов, за-стыл. (5)Тихо - лишь в за-рос-лях ка-мы-ша у самой воды ко-ло-коль-ца-ми зве-не-ли ко-ма-ры. (6)Ва-дим-ка сидел на бе-ре-гу и смот-рел, как ста-рый то-поль ро-ня-ет бе-ло-снеж-ные, кру-жа-щи-е-ся в за-стыв-шем воз-ду-хе пу-шин-ки и как они бе-лы-ми ко-раб-ли-ка-ми плы-вут по реке. (7)Тон-кое по-ску-ли-ва-ние на-ру-ши-ло спо-кой-ствие утра.

За-да-ние 11

(17)И война с этой ми-ну-ты уже не ка-за-лась маль-чи-ку за-бав-ной, ни-че-го весёлого не было в том, как па-да-ли люди.

За-да-ние 12 В при-ведённых ниже пред-ло-же-ни-ях из про-чи-тан-но-го тек-ста про-ну-ме-ро-ва-ны все за-пя-тые. Вы-пи-ши-те цифры, обо-зна-ча-ю-щие за-пя-тые между ча-стя-ми слож-но-го пред-ло-же-ния, свя-зан-ны-ми под-чи-ни-тель-ной свя-зью.

И война с этой ми-ну-ты уже не ка-за-лась маль-чи-ку за-бав-ной,(1) ни-че-го весёлого не было в том,(2) как па-да-ли люди. Война стала серьёзной и страш-ной,(3) и он впер-вые ис-пы-тал чув-ство стра-ха за близ-ко-го че-ло-ве-ка,(4) за того че-ло-ве-ка, (5) ко-то-ро-го ему все-гда не хва-та-ло.

За-да-ние 13 Среди пред-ло-же-ний 40-46 най-ди-те слож-но-под-чинённое пред-ло-же-ние с по-сле-до-ва-тель-ным под-чи-не-ни-ем при-да-точ-ных. На-пи-ши-те номер этого пред-ло-же-ния.

(40)Серд-це маль-чи-ка было на-пол-не-но горем. (41)Толь-ко сей-час он понял, что зна-чит - по-те-рять отца. (42)Ему хо-те-лось пла-кать. (43)Он по-смот-рел на мать, но она мол-ча-ла. (44)Мол-чал и он. (45)Он был рад, что мать не видит его слёз.

(46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, ко-то-рый давно погиб на войне.

За-да-ние 14 С реди пред-ло-же-ний 1-5 най-ди-те слож-ное пред-ло-же-ние с бес-со-юз-ной и со-юз-ной под-чи-ни-тель-ной свя-зью между ча-стя-ми. На-пи-ши-те номер этого пред-ло-же-ния.

(1)Отца сво-е-го, ко-то-рый погиб на фрон-те, Авалбёк не пом-нил. (2)Пер-вый раз он уви-дел его в кино, когда маль-чи-ку было лет пять.

(3)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с ма-те-рью и чув-ство-вал, как она вздра-ги-ва-ла, когда на экра-не стре-ля-ли. (4)Ему было не очень страш-но, а ино-гда даже, на-о-бо-рот, ве-се-ло, когда па-да-ли фа-ши-сты. (5)А когда па-да-ли наши, ему ка-за-лось, что они потом вста-нут.

За-да-ние 11 Ука-жи-те ко-ли-че-ство грам-ма-ти-че-ских основ в пред-ло-же-нии 17. Ответ за-пи-ши-те циф-рой.

(17)Улы-ба-лась она смущённо и с лю-бо-пыт-ством, будто это не вы раз-гля-ды-ва-ли её, а она, чуть робея, гля-де-ла на вас.

За-да-ние 12 В при-ведённых ниже пред-ло-же-ни-ях из тек-ста про-ну-ме-ро-ва-ны все за-пя-тые. Вы-пи-ши-те цифру, обо-зна-ча-ю-щую за-пя-тую между ча-стя-ми слож-но-го пред-ло-же-ния, свя-зан-ны-ми под-чи-ни-тель-ной свя-зью.

Я гля-нул на его хол-сты,(1) гля-нул не-бреж-но,(2) даже предубеждённо,(3) ни во что не веря. Гля-нул и уди-вил-ся.

Два порт-ре-та сто-я-ли,(4) будто взяв-шись за руки,(5) хотя каж-дый из них был от-дель-ным.

За-да-ние 13 Среди пред-ло-же-ний 23−29 най-ди-те слож-но-под-чинённое пред-ло-же-ние с од-но-род-ным под-чи-не-ни-ем при-да-точ-ных. На-пи-ши-те номер этого пред-ло-же-ния.

(24)А по-че-му у тебя отец такой мо-ло-дой? — спро-сил я.

(25)Я батю толь-ко так и за-пом-нил… (26)Не вер-нул-ся с войны, а где полёг, не узна-ли — без вести… (27)Ждём вот уже де-сять лет. (28)Всё уж ясно как будто, а мать и сей-час к поч-та-льо-ну бе-га-ет.

(29)И он пошёл, под-хва-тив свои порт-ре-ты.

За-да-ние 14 Среди пред-ло-же-ний 12—16 най-ди-те слож-ное бес-со-юз-ное пред-ло-же-ние. На-пи-ши-те номер этого пред-ло-же-ния.

(12)Но чув-ство-ва-лось, что живут не в де-рев-не, а где-то в при-го-ро-де, может быть, на разъ-ез-де. (13)И, видно, из де-рев-ни не-дав-но. (14)Руки её вы-ра-жа-ли не-лов-кость, будто не ху-дож-ник-сын ри-со-вал её, а си-де-ла она перед фо-то-гра-фом, и это было ей не-при-выч-но. (15)Да и во-об-ще было видно, что ей не-при-выч-но си-деть, а при-вык-ла она дви-гать-ся, спе-шить, кор-мить детей, вы-во-дить ско-ти-ну.

(16)Руки были сло-же-ны ак-ку-рат-но, паль-чик к паль-чи-ку, на одном се-реб-ря-ное ко-леч-ко по-свер-ки-ва-ло.

За-да-ние 11 Ука-жи-те ко-ли-че-ство грам-ма-ти-че-ских основ в пред-ло-же-нии 5. Ответ за-пи-ши-те циф-рой.

(5)При-бли-зив-шись, я при-оста-но-вил-ся и хотел было не-за-мет-но про-ско-чить, но мать, за-ви-дев меня и сразу за-све-тясь лас-ко-вой улыб-кой, по-ма-ха-ла рукой, и я, хоть мне и было ужас-но стыд-но перед то-ва-ри-ща-ми, подошёл к ней.

За-да-ние 12 В при-ведённых ниже пред-ло-же-ни-ях из про-чи-тан-но-го тек-ста про-ну-ме-ро-ва-ны все за-пя-тые. Вы-пи-ши-те цифры, обо-зна-ча-ю-щие за-пя-тые между ча-стя-ми слож-но-го пред-ло-же-ния, свя-зан-ны-ми со-чи-ни-тель-ной свя-зью.

При-бли-зив-шись,(1) я при-оста-но-вил-ся и хотел было не-за-мет-но про-ско-чить,(2) но мать,(3) за-ви-дев меня и сразу за-све-тясь лас-ко-вой улыб-кой,(4) по-ма-ха-ла рукой,(5) и я,(6) хоть мне и было ужас-но стыд-но перед то-ва-ри-ща-ми,(7) подошёл к ней.

За-да-ние 13 Среди пред-ло-же-ний 11-15 най-ди-те слож-но-под-чинённое пред-ло-же-ние с од-но-род-ным под-чи-не-ни-ем при-да-точ-ных. На-пи-ши-те номер этого пред-ло-же-ния.

(13)На дворе ко мне по-до-шли не-сколь-ко то-ва-ри-щей и один спро-сил, что это за шут го-ро-хо-вый в юбке, с ко-то-рым я толь-ко что бе-се-до-вал. (14)Я, ве-се-ло сме-ясь, от-ве-тил, что это об-ни-щав-шая гу-вер-нант-ка и что при-ш-ла она ко мне с пись-мен-ны-ми ре-ко-мен-да-ци-я-ми.

(15)Когда же, упла-тив день-ги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгор-бив-шись, слов-но ста-ра-ясь стать ещё мень-ше, быст-ро по-сту-ки-вая стоп-тан-ны-ми, со-всем кри-вы-ми каб-луч-ка-ми, про-шла по ас-фаль-то-вой до-рож-ке к же-лез-ным во-ро-там, я по-чув-ство-вал, что у меня болит за неё серд-це.

За-да-ние 14 Среди пред-ло-же-ний 8-12 най-ди-те слож-ное пред-ло-же-ние с со-юз-ной со-чи-ни-тель-ной и под-чи-ни-тель-ной свя-зью между ча-стя-ми. На-пи-ши-те номер этого пред-ло-же-ния.

(8)Мать сто-я-ла тихо, слу-ша-ла молча, ви-но-ва-то и го-рест-но опу-стив ста-рые свои лас-ко-вые глаза. (9)Я сбе-жал по уже опу-стев-шей лест-ни-це и, от-кры-вая тугую, шумно со-су-щую воз-дух дверь, огля-нул-ся и по-смот-рел на мать. (10)Но сде-лал я это не по-то-му вовсе, что мне стало её сколь-ко-ни-будь жаль, а всего лишь из бо-яз-ни, что она в столь не-под-хо-дя-щем месте рас-пла-чет-ся.

(11)Мать всё так же сто-я-ла на пло-щад-ке и, пе-чаль-но скло-нив го-ло-ву, смот-ре-ла мне вслед. (12)3аме-тив, что я смот-рю на неё, она по-ма-ха-ла мне рукой с кон-вер-том так, как это де-ла-ют на вок-за-ле, и это дви-же-ние, такое мо-ло-дое и бод-рое, толь-ко ещё боль-ше по-ка-за-ло, какая она ста-рая, обо-рван-ная и жал-кая.


Задание 13. Синтаксический анализ сложного предложения.
1 вариант
1. Среди предложений 3–10 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным)

(3)Что­то замкнулось в Фёдоре. (4)Пусто было в голове. (5)На уроках, когда его поднимали, он
вставал, растерянный, не знающий, что сказать, и ребята уже начали похихикивать над ним, тут же
придумав кличку Угрюм Бурчеев. (6)Но Фёдор, казалось, и этого не слышал. (7)Тело его как будто
потеряло способность ощущать, а душа – чувствовать. (8)После уроков он садился в автобус и ехал
в старый район.
(9)В один из таких приездов экскаваторщик, грузивший щебень в самосвал, крикнул Фёдору:
– (10)Эй, парень! Убирай свою голубятню! (11)Завтра будем рыть котлован.
2. Среди предложений 43–45 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным
подчи

(43)Когда минут через десять, не сразу отыскав машину и показав шофёру, как подъехать к зем­
лянке, я вернулся, мальчишка совсем преобразился.
(44)На нём была маленькая, сшитая, как видно, специально на него, шерстяная гимнастёрка с
орденом Отечественной войны, новенькой медалью «За отвагу» и белоснежным подворотничком,
тёмно­синие шаровары и аккуратные сапожки. (45)Мы поужинали, и, когда мальчик задремал,
Холин рассказал мне об Иване.
3. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчи­
нением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Старенький двухэтажный дом с облупленной штукатуркой стоял на краю города. (2)Над две­
рью висела синяя с белыми буквами вывеска: «Городской дом ребёнка». (3)Валентин, а за ним и
Коля вошли в одну из комнат, где сидела женщина­начальница.
(4)Николай примостился на стуле возле стенки, и, пока Валентин объяснял цель их визита, маль­
чик огляделся. (5)Комната, в которой вдоль стен стояли шкафы с неплохими игрушками, сразу
видно, иностранного производства, и на стенах висели разноцветные календари и плакаты, была
просторной и светлой. (6)3а спиной у детской начальницы негромко гудел финский холодильник, а
на окнах колыхались розовые занавески из красивой ткани.
- (7)Вы знаете, - заговорила начальница, - мы у себя документы не храним, всё передаётся
дальше, в детский дом, в интернат.
4. Среди предложений 31-42 найдите сложное предложение с однородным подчинением при­
даточных. Напишите номер этого предложения.

(31)Вовка медленно зашагал к чёрному входу и замер. (32)Он зажмурил глаза, досчитал до пяти
и вошёл. (33)Его охватила холодная, как вода, тьма. (34)Сердце стучало у самого горла... (35)Но
глаза понемногу привыкли, и тьма немного рассеялась. (36)Он глянул в самый тёмный угол -
прямо на него смотрели жуткие золотые глаза. (37)Ох и взвизгнул он, а потом засмеялся мелким,
как дрожь, смехом и пошёл на эти глаза, ведь он разглядел под ними знакомую сивую бороду.
– (38)Сивка, - с облегчением произнёс Вовка.

– (39)Молоток, старик! (40)Теперь ты легенда, Минтин по всей деревне разнесёт, - как­то даже с
завистью сказал Олег.
– (41)А, пустяки, главное, мы Сивку домой привели, - ответил Вовка и немного, конечно, соврал.
(42)Но он рад был происшествию, потому что Витёк его зауважал и Сивка оказался Сивкой, а не
чем­то вроде.
5. Среди предложений 16 – 21 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным под­
чинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(16)Люди недоверчиво относятся к молчальникам. (17)Никто не знает, что у них на уме: плохое
или хорошее. (18)На всякий случай думают, что плохое. (19)Учителя тоже не любят молчальников:
хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами.
(20)Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник. (21)Подумали, что он волшеб­
ник.
6. Среди предложений 3−7 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчине­
нием придаточных. Напишите номер этого предложения.
(3)Утром я вышел из дома как будто в школу, а на самом деле свернул в переулок, а потом в
другой, и до школы в этот день я не дошёл. (4)С уличными мальчишками я до вечера играл в стукал­
ку. (5)У меня было немного мелких монет, на эти­то деньги я и играл, позабыв всё на свете. (6)День­
ги, конечно, вскоре кончились, я стал напряжённо думать, где бы достать ещё, и придумал. (7)Я
стал обходить все дома в ауле1, рассказывая, что завтра приезжают артисты и мне поручили соби­
рать для них деньги.
7. Среди предложений 11–15 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным
подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(11)Если, преодолевая себя, ты делаешь один шаг, то успех шагает тебе навстречу в десять раз
быстрее, и жизнь показала, что вера - главная сила человека.
(12)В моей жизни произошёл случай, перевернувший всё моё представление о кошках.
(13)Случилось это в Англии. (14)Я должен был там выступать, но переправить туда своих четве­
роногих без карантина не мог. (15)А просидеть девять месяцев в клетках на карантине мои кошки
не в состоянии, так как они привыкли, что у каждой свой дом, они свободно гуляют по всему теат­
ру.
8. Среди предложений 3-10 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчи­
нением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(3)Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи. (4)Ничего этого больше
не будет! (5)Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
(6)Тревожно на душе у Динки. (7)Она уже не думает о себе, она думает, как смягчить незаслу­
женную обиду, чтобы облегчить удар. (8)Ей вспоминается, как трудно было Хохолку приобрести
велосипед и с каким торжеством он примчался на нём в первый раз. (9)«Теперь я буду катать тебя
каждое воскресенье!» - сказал он тогда. (10)И с тех пор, уже второе лето, каждое воскресенье он
обязательно мчал её куда­нибудь.

9. Среди предложений 12-16 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (па­
раллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(12)Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки. (13)И уез­
жать надолго не приходилось. (14)Первый раз я уезжал из дома в пионерский лагерь, второй раз я
уезжал уже на фронт. (15)Но и тот, кто до войны возвращался домой после долгой разлуки, не ис­
пытывал тогда того, что испытываем мы сейчас. (16)Они возвращались соскучившиеся - мы воз­
вращаемся живые...

10. Среди предложений 15-19 найдите сложное предложение с неоднородным (параллель­
ным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(15)Валерка, прислонившись плечом к холодному бетону фонарного столба, решил ждать,
сколько понадобится. (16)И вот крайнее из окон тускло засветилось: включили свет, видимо, в при­
хожей...
(17)Дверь открылась сразу, но Валерка даже не успел увидеть, кто стоял на пороге, потому что
откуда­то вдруг выскочил маленький коричневый клубок и, радостно визжа, бросился Валерке под
ноги.
(18)Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: со­
всем крошечная собака, а прыгала так высоко! (19)Он протянул руки, подхватил собаку, и она
уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша.
Ключи:

задания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ответы
5
43
5
42
20
7
15
8
15
17
Использованные источники:
1.
Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ОГЭ». Обучающая система
Дмитрия Гущина. http://rus.reshuoge.ru
/

2. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». http://www.fipi.ru
/

Теоретический минимум к заданию 13

«Сложные предложения с несколькими придаточными»

Прежде чем браться выполнять задания В8 и В9, обязательно ознакомьтесь с теоретическим минимум заданий, связанных с тем, как находить грамматическую основу, как узнавать количество грамматических основ, а также как узнавать границы простых предложений внутри сложного ( , ).

Теперь, когда вы повторили, приступим к изучению нового. В задании 13 вам придётся искать три типа предложений: с последовательным, параллельным и однородным подчинением придаточных. Чтобы облегчить задачу запомните следующее: искомое предложение будет состоять минимум из трёх частей. Простые предложения, бессоюзные, сложносочинённые и даже сложноподчинённые с одним придаточным мгновенно откидываем в сторону!

Последовательное подчинение придаточных

Обратите внимание, как расположены придаточные (овалы) по отношению к главному предложению (квадрат). Последовательно. Как цепочка. Эта цепочка может продолжаться и дальше на третий, четвёртый уровень. Давайте посторим такое предложение. Допустим…

Путники опасались заходить к Беорну все сразу. Это наше главное предложение. Придумаем для него продолжение. Просится причина. Потому что он мог не пустить в дом гостей. И теперь придумаем ещё одну часть, но не от главного, а от этого придаточного причины. Расскажем об этих самых гостях. Число которых превышало дюжину. Теперь слепим три части в одну. Путники опасались заходить к Беорну все сразу, потому что он мог не пустить в дом гостей, число которых превышало дюжину. Посмотрите на структуру страниц моего сайта в самом низу. Она полностью повторяет последовательное подчинение. 🙂

Внимание . Не забывайте о том, что придаточные, словно матрёшки, любят прятаться внутри главного, особенно это касается придаточных определительных с союзным словом «который».

Однородное соподчинение придаточных

Само слово однородное наталкивает на мысль, что здесь соподчинение похоже на связь однородных членов. Что такое соподчинение? Для ответа на вопрос вспомните, в каких словах есть ещё приставка со-? Содружество, сообщество, сотрудничество. Значение близкое к «нахождению рядом», «вместе». Вот и придаточные здесь находятся рядом, вместе, на одном уровне. Сотрудничают. Посмотрим на картинку.

Как видим, главное предложение (квадрат) имеет два придаточных на одном уровне. У них один и тот же союз, одно и то же значение, зависят они от одной и той же части главного предложения. Займёмся построением.

. И теперь нам надо придумать два придаточных (как минимум) одного вида. Раз просится причина, создадим сразу две причины. 1) Потому что он мог не пустить в дом гостей . 2) Потому что хозяин мог сильно разозлиться . Порядок причин нам не так важен, поэтому можем конструировать наоборот. Путники опасались заходить к Беорну все сразу , потому что хозяин мог сильно разозлиться и п отому что он мог не пустить в дом гостей .

Внимание . 1) Между однородными придаточными знаки препинания сохраняются точно такие же, как и при однородных членах (отсутствие запятой перед «и», «или» и проч .), поэтому будьте внимательны при их поиске. 2) Посмотрите на наше предложение. Очень громоздкое оно получилось. Насколько красивее оно станет, если мы уберём второе «потому что», дабы избежать повтора. Обычно все так и делают. Но предложение всё равно останется с однородным соподчинением, просто второй союз будет опущен. Так что при поиске будьте внимательны вдвойне! Всегда обращайте внимание на подобные конструкции: Он рассказал, что…. и…. Если вместо многоточий будут две разные основы, смело ставьте после «и» второе «что».

Параллельное (неоднородное) соподчинение придаточных

Параллельные прямые никогда не пересекаются. А в параллельном соподчинении придаточные идут от главного и тоже не пересекаются. Посмотрите на схему.

От разных частей главного предложения отходят два придаточных с разными вопросами, видами и средствами связи. Поглядим, как будет выглядеть параллельное соподчинение.

Путники опасались заходить к Беорну все сразу . Пускай первым придаточным остаётся тот же причинный тип. Второй нам надо обязательно сделать другим, но всё-таки зависящим тоже от главного. Поясним слово «путники». Которые проделали долгий путь через горы . Здесь порядок важен, так как каждое придаточное имеет своё слово-определитель. Путники, которые проделали долгий путь через горы, опасались заходить к Беорну все сразу, потому что он мог не пустить в дом гостей.

Придаточное определительное зашло в середину главного. Для параллельного соподчинения очень характерен случай, когда придаточные расположены в разных краях. Например, одно в середине или в начале, а другое — в конце.

Перед выполнением тестовых заданий обратите внимание на следующие важные моменты:

1. Главное предложение находим по отсутствию подчинительного союза. Главное предложение не всегда будет идти первым. Оно может быть очень коротким. Когда заморосил дождь, похолодало, так что хоббиту и гномам пришлось надеть плащи . Найдите здесь главное предложение.

похолодало

2. Слова «тот», «то», «так», «там», «туда», «такой», «столько» не являются подчинительными союзами и союзными словами. Наоборот, они указательные слова (корреляты) и являются признаками главного предложения. Даже в двойном союзе «чем…тем…» главное предложение будет со словом «тем».

3. Существуют предложения с разными видами связи, многокомпонентные, в которых есть как последовательное, так и параллельное с однородным соподчинением. Поэтому отнести их к какому-то одному типу невозможно.

Теперь предлагаю потренироваться на вариантах тестов.

ОГЭ: Задание 13 - Вариант 1

Пожалуйста, подождите пока страница загрузится полностью.
Если эта надпись не исчезает долгое время, попробуйте обновить страницу. Этот тест использует javascript. Пожалуйста, влкючите javascript в вашем браузере.

Предложения взяты из романа "Братство кольца" Д.Толкиена, часть 2 глава 1 "Неожиданные гости", глава 2 "Совет" пер. Муравьев, Кистяковский.

Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%. Результат оценивается как %%RATING%%

Ваши ответы выделены серым.

"(1) Ты поймешь, что у вас нет иного выхода, кроме битвы с Врагом не на жизнь, а на смерть - даже без надежды победить в этой битве. (2) Враг у всего Средиземья один. (3) А Кольцо... (4) Вы сами призваны решить, что же нам делать с этим Кольцом, которое якобы ничего не стоит... (5) Я сказал призваны, - продолжал Элронд, - однако я не призывал вас в Раздол" .

Пояснение к вопросу 1:

Вы призваны решить -> что делать с кольцом -> которое ничего не стоит.

"(1) В самом начале нашей эпохи я рискнул посетить Чародея в Дул-Гулдуре и, тайно разведав, чем он занимается, понял, что наши опасения подтвердились. (2) Это был Саурон, Извечный Враг, вновь оживший и набирающий силу. (3) И кое-кто, я думаю, все еще помнит, что Саруман, на собранном тогда Совете, убедил Мудрых не начинать войну, и много лет мы только наблюдали. (4) Но когда, сгустившись над мрачным Дул-Гулдуром, к северу поползла зловещая туча, даже Саруман одобрил войну, и объединенная дружина Совета Мудрых выбила Черного Властелина из Лихолесья. (5) В том же году было найдено Кольцо - странное совпадение, если это совпадение".

Пояснение к вопросу 2:

Чем он занимается что опасения подтвердились.

Укажите номер сложноподчинённого предложения с последовательным подчинением придаточных.

"(1) Он решил, что даже в гостях у Элронда о Кольце следует говорить с осторожностью; да ему и не хотелось о нем говорить. (2) - Должен сознаться, - добавил он, - что мне в свою очередь не терпится узнать, зачем это всеми уважаемый гном пустился в долгое и опасное путешествие, покинув свой замок в Подгорном Царстве. (3) - Мудрость Элронда и Гэндальфа несомненна, - тонко усмехнувшись, заметил Глоин. (4) - Они намерены собрать Совет, и на нем, я думаю, мы многое узнаем".

Укажите номер сложноподчинённого предложения с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

"(1) Это кольцо ничего не стоит, но Саурон Великий хочет увериться в твоей дружбе на деле. (2) Выполни поручение Великого Властелина, и он отдаст тебе три Кольца, принадлежавшие в древние времена гномам... (3) Да и Морийское Царство станет твоим - Великий Властелин позаботится и об этом. (4) А если ты не можешь одолеть хоббита, скажи хотя бы, где он живет".

Укажите номер сложноподчинённого предложения с последовательным подчинением придаточных.

Пояснение к вопросу 5:

Кажется -> что наступает мгновение -> о котором ты мечтаешь.

Укажите номер сложноподчинённого предложения с однородным подчинением придаточных.

"(1) Он, растерянный и странно испуганный, чувствовал, что не хочет показывать Кольцо и ему даже дотронуться до него было трудно. (2) Но он сумел себя превозмочь и дрожащей рукой вытащил Кольцо. (3) Оно - то мерцающее, то ярко взблескивающее - приковало взгляды всех собравшихся в зале. (4) - Вот оно, Проклятие Исилдура, - сказал Элронд".

Укажите номер сложноподчинённого предложения с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

"(1) Ядовито хмыкнув, Бильбо сел в свое кресло. (2) - Я сочинил это сам, - прошептал он Фродо, - когда Дунадан поведал мне о себе. (3) И почти жалею, что завершил свои путешествия, а поэтому не смогу отправиться с Дунаданом и увидеть, как он исполнит свой долг. (4) Арагорн с улыбкой выслушал Бильбо, а потом серьезно сказал Боромиру: - Я прощаю тебе твое недоверие".

Подобранные задания помогут совершенствовать знания и умения в определении соподчинения придаточных предложений (задание № 13 ОГЭ), а также позволят вспомнить некоторые эпизоды из рассказа В.Г. Распутина "Уроки французского"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Готовимся к ОГЭ. Задание №13

1. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.________

1)Больше Вадик не давал мне шайбу раньше себя и подпускал к камню только последним. 2)Он хорошо бросал, и нередко я лез в карман за новой монетой, не прикоснувшись к шайбе. 3)Но я бросал лучше, и если уж мне доставалась возможность бросать, шайба, как намагниченная, летела точно на деньги. 4)Я и сам удивлялся своей меткости, мне надо бы догадаться придержать ее, играть незаметней, а я бесхитростно и безжалостно продолжал бомбить кассу. 5)Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? 6)Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом. 7)Эту науку мне пришлось в ту осень постигнуть на собственной шкуре.

2.Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.________

1) Я покрывался потом, краснел и задыхался, а Лидия Михайловна без передышки и без жалости заставляла меня мозолить бедный мой язык. 2)И почему меня одного? 3)В школе сколько угодно было ребят, которые говорили по-французски ничуть не лучше, чем я, однако они гуляли на свободе, делали что хотели, а я, как проклятый, отдувался один за всех.
4)Оказалось, что и это еще не самое страшное. 5)Лидия Михайловна вдруг решила, что времени в школе у нас до второй смены остается в обрез, и сказала, чтобы я по вечерам приходил к ней на квартиру. 6) Жила она рядом со школой, в учительских домах.

3. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.________

1)Я только что опять угодил в деньги и шел собирать их, когда заметил, что Вадик наступил ногой на одну из рассыпавшихся по сторонам монет. 2)Все остальные лежали вверх решками. 3)В таких случаях при броске обычно кричат «в склад!», чтобы - если не окажется орла - собрать для удара деньги в одну кучу, но я, как всегда, понадеялся на удачу и не крикнул.

4)- Не в склад! - объявил Вадик.

5)Я подошел к нему и попытался сдвинуть его ногу с монеты, но он оттолкнул меня, быстро схватил ее с земли и показал мне решку. 6)Я успел заметить, что монета была на орле, - иначе он не стал бы ее закрывать.

4.Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным и однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.________

1) И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка, в этой чистенькой, аккуратной квартире учительницы я в первое время буквально каменел и боялся дышать. 2) Мне надо было говорить, чтобы я раздевался, проходил в комнату, садился - меня приходилось передвигать, словно вещь, и чуть ли не силой добывать из меня слова. 3)Моим успехам во французском это никак не способствовало. 4) Но, странное дело, мы и занимались здесь меньше, чем в школе, где нам будто бы мешала вторая смена.5) Больше того, Лидия Михайловна, хлопоча что-нибудь по квартире, расспрашивала меня или рассказывала о себе. 6) Подозреваю, это она нарочно для меня придумала, будто пошла на французский факультет потому лишь, что в школе этот язык ей тоже не давался и она решила доказать себе, что может овладеть им не хуже других.

5.Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.________

1)Кусок хлеба, наверное, и вправду застрял бы у меня в горле. 2)Кажется, до того я не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы, питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь манной небесной, настолько она представлялась мне человеком необыкновенным, непохожим на всех остальных.
3)Я вскакивал и, бормоча, что сыт, что не хочу, пятился вдоль стенки к выходу. 4)Лидия Михайловна смотрела на меня с удивлением и обидой, но остановить меня никакими силами было невозможно.5) Я убегал. 6)Так повторялось несколько раз, затем Лидия Михайловна, отчаявшись, перестала приглашать меня за стол. 7)Я вздохнул свободней.

6.Среди предложений 1-9 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.________

1)Я втиснул гвозди крышки на место и, оставив ящик на подоконнике, поднялся на второй этаж и постучал в учительскую. 2)Лидия Михайловна уже ушла. 3)Ничего, найдем, знаем, где живет, бывали. 4)Значит, вот как: не хочешь садиться за стол - получай продукты на дом. 5)Значит, так. 6)Не выйдет. 7)Больше некому. 8)Это не мать: она бы и записку не забыла вложить, рассказала бы, откуда, с каких приисков взялось такое богатство.
9)Когда я бочком влез с посылкой в дверь, Лидия Михайловна приняла вид, что ничего не понимает.


Предложения

1. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Неожиданно Лёлька подошла к комоду и с трудом выдвинула огромный тяжёлый ящик. (2) Она долго рылась, пока не извлекла из его недр две гладкие голубые ленточки. (3) Их Лелька вплела в косички и завязала бантами. (4) Когда в доме живёт чужой человек, чувствуешь неловкость, даже если его целыми днями нет дома. (5) И Лёлька не скачет через две ступеньки, а ходит плавно и, когда садится, поправляет платье. (6) Ей кажется, что лейтенант не спускает с неё глаз, хотя на самом деле он далеко в степи.(Яковлев Ю.)


2. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(1) Они подошли к дому. (2)Сергей сказал, что задержит Альку ненадолго. (3) Однако Алька вернулся только ко сну. (4) Натка раздела его, уложила и, закрыв абажур платком, стала перечитывать второе, только что сегодня полученное письмо. (5) Мать с тревогой писала, что отца переводят на стройку в Таджикистан и что скоро всем надо будет уезжать. (6) Мать волновалась, горячо просила Натку приехать пораньше и сообщала, что отец уже сговорился с горкомом, и если Натка захочет, то и ее отпустят вместе с семьей. (Гайдар А.)


3. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Селевин глянул в сторону - и вдруг дикая радость охватила его: невдалеке ехал проводник, ведя на поводу второго верблюда. (2) И тотчас радость сменилась испугом: проводник удалялся от него. (3) Виктор Алексеевич хрипло крикнул, но вряд ли его было слышно на расстоянии десяти шагов. (4) А проводник тем временем скрылся за барханом и появился уже значительно дальше. (5) Зоолог высыпал на песок стреляные патроны и беспомощно рылся в них. (6) Он вспомнил, что в кармане у него есть два патрона, которые он завязывал в рукав для тяжести, опуская рубашку в колодец. (7) С трудом загнал он распухшие гильзы в стволы. (Зверев М.)


4. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Осенью вся совиная семья разбрелась по лесу. (2) Каждая сова облюбовала себе для охоты часть леса и поселилась в ней. (3) Ночью неясыти бесшумно облетали дозором свои владения. (4) Если другая сова залетала к ним в лес, они набрасывались на нее и били когтями и клювами до тех пор, пока враг не спасался бегством. (5) Тут уже они не разбирали, не приходится ли им другая сова дочерью, сестрой или матерью. (6) Они были свирепые хищники, жили каждая в одиночку и никому не давали пощады. (Бианки В.)


5. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Медведь был так увлечен своим делом, что совершенно не обращал внимания на то, что делается вокруг. (2) Толстой когтистой лапой он брался за сухую длинную дранку, оттягивал ее на себя, а потом отпускал. (3) Ударившись о пень, дранка дребезжала и издавала звук, похожий на аплодисменты. (4) Зверю это, видимо, очень нравилось. (5) Маленькими глазками, похожими на недоспелую черную смородину, он поглядывал на поющую дранку то справа, то слева, наклонялся к ней ухом. (6) А когда она замолкала, он снова, с ещё большим усердием тянул ее на себя, откидываясь назад. (Савин В.)


6. Среди предложений 1-10 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Просидел с час. (2) Отдохнул. (3) Полюбовался первым снежком, покрывшим ели и пихты, точно ватой, а голые осинки и липнячок – стеклянными бусами. (4) Поел ягод рябины, прихваченных морозом, ставших кисло-сладкими, и тронулся в путь, за беляком. (5) Сначала убегал он без оглядки, а затем сбавил галоп и перешёл на рысцу. (6) Снова изредка сидел, прислушивался и уже спокойный уходил дальше, огибая гору. (7) След привёл в болотце, где ночью заяц кормился, а затем вывел на мой след, по которому я уже шел к лёжке на горе. (8) Выходит, круг замкнулся. (9) Надо думать, что беляк где-то снова залёг. (10) И лежит, чуткий, настороженный. (Савин В.)


7. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

((1) Я не мог оторвать взгляда от реки. (2) Зею тут не узнать - стала недоступная, чужая. (3) С глухим рокотом рвётся она из-за скалы, бросается всей массой голубой воды на оскаленные перекаты. (4) Сквозь радужную пыль видно, как бьются тугие струи о груди непокорных валунов, как кипит, бушует вода и, высоко вздымаясь, снова падает на них. (5) И так, неудержимыми скачками, Зея проносится мимо обрыва, прыгает влево, за утёс. (6) И оттуда, будто из преисподней, доносится непокорный, угрожающий рёв одичавшего потока. (Федосеев Г.)


8. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(1) Ольга Ивановна тоже готовилась к приходу жильца. (2) Поначалу, узнав от дочки о неожиданном госте, она вспылила: "Терпеть не могу, когда в доме чужие люди!" (3) Но потом стала сама себя убеждать, что места в доме достаточно, что сама она все равно целыми днями пропадает в своей больнице. (4) И вообще, жилец - временный. (5) Ольга Ивановна отошла и весь остаток дня приводила дом в порядок: ей не хотелось ударить лицом в грязь перед незнакомым человеком. (Яковлев Ю.)

Новое на сайте

>

Самое популярное