Домой Психосоматика Взаимосвязь темперамента с экстраверсией - интроверсией. Психологический портрет личности: пример написания по Платонову Литературный герой флегматик психологический портрет

Взаимосвязь темперамента с экстраверсией - интроверсией. Психологический портрет личности: пример написания по Платонову Литературный герой флегматик психологический портрет

Издавна делались попытки свести практически бесконечное множество индивидуальностей к небольшому числу типичных портретов.

1. «безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы (н/с) - соответствует темпераменту холерика);

2. «живой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип н/с соответствует темпераменту сангвиника);

3. «спокойный» (сильный, уравновешенный, инертный тип н/с соответствует темпераменту флегматика);

4. «слабый» (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип н/с обусловливает темперамент меланхолика

Холерик - это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все валится из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

  • обладает просто бесконечным запасом энергии;
  • настроение меняется резко и часто;
  • случаются бурные всплески эмоций;
  • свойственны стремительные движения, порывистость и быстрота;
  • если за что-то берется, то это дело становится для него очень важным, вкладывается в него масса энергии и страсти;
  • порой бывает сложно переключить внимание.

Сангвиник - человек с сильной, уравновешенной, подвижной н/с, обладает быстрой реакцией, его поступки обдуманны; жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его н/с обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

  • Беззаботный
  • Легкомысленный
  • Живой
  • Активный
  • Общительный
  • Разговорчивый
  • Трудоголик
  • Поверхностный
  • Чуткий
  • Болтливый
  • Дружелюбный
  • Легко приспосабливающийся
  • Яркий
  • Нетерпеливый
  • Безответственный
  • Непостоянный
  • Гибкий
  • Легкий
  • Счастливый

Флегматик - человек с сильной, уравновешенной, но инертной н/с, вследствие чего реагирует медленно; неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных, новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

  • Методичный
  • Внимательный
  • Уравновешенный
  • Пассивный
  • Миролюбивый
  • Медлительный
  • Задумчивый
  • Спокойный
  • Сдержанный
  • Расслабленный
  • Непреклонный
  • Размеренный
  • Тихий
  • Контролирующий себя
  • Мечтательный
  • Любящий рутинный труд
  • Медленно учится
  • Настойчивый
  • Застенчивый
  • Унылый

Меланхолик - человек со слабой н/с, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т.п.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью н/с, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

  • Пессимистичный*
  • Грустный
  • Серьезный
  • Нервный
  • Погруженный в себя
  • Тихий
  • Сдержанный

Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, первого взгляда, но не столь устойчива.

К представителю каждого типа темперамента нужно найти свой подход исходя из определенных психологических принципов:

1. «Доверяй, но проверяй». Это подходит к сангвинику, имеющему такие плюсы; жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, общительность - и минусы: склонность к зазнайству, разбросанность, легкомыслие, поверхностность, сверхобщительность и ненадежность. Милый человек сангвиник всегда обещает, чтобы не обидеть другого, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он свое обещание.

2. «Ни минуты покоя» . Таков принцип подхода к холерику. Принцип опирается на использование его плюсов: энергичности, увлеченности, страстности, подвижности, целеустремленности - и нейтрализацию минусов: вспыльчивости, агрессивности, невыдержанности, нетерпимости, конфликтности. Холерик все время должен быть занят делом, иначе он свою активность направит на коллектив и может разложить его изнутри.

3. «Не торопи» . Таким должен быть подход к флегматику, имеющему плюсы: устойчивость, постоянство, активность, терпеливость, самообладание, надежность - и минусы: медлительность, безразличие, «толстокожесть», сухость. Главное, флегматик не может работать в дефиците времени, ему нужен индивидуальный темп, поэтому не надо его подгонять, он сам рассчитает свое время и сделает дело

4. «Не навреди» . Это девиз меланхолика, который имеет плюсы: высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию - и, конечно, минусы: низкая работоспособность, мнительность, ранимость, замкнутость, застенчивость. На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, давать резкие и жесткие указания, так как он очень чувствителен к интонациям и очень раним.

Чисто формально, без учета специфики каждой индивидуальности, при организации рабочих пар можно исходить из следующего принципа: холерику легче всего работать с сангвиником, сангвинику - с меланхоликом, меланхолику - с флегматиком.

Если вы чувствительный меланхолик, значит, вы прекрасный друг; если вы флегматик, то за вами, «как за каменной стеной», могут спрятаться ваши близкие, друзья и подчиненные, ведь вы очень надежны; если вы холерик, то можно надеяться на успешность вашего жизненного пути, так как вы хорошо умеете ставить цели и добиваться их достижения. Ну а если вы сангвиник, то тогда от вас исходит теплый солнечный свет, что тоже нужно людям в нашей жизни.

29. Понятие о характере. Типологии характера. Акцентуации характера .

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером.Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни - Э. Фромм, К. Леонгард, А.Е. Личко и ряд других ученых.

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие:

1. Характер человека формируется довольно рано и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

3. Большая часть людей, в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Понятие «акцентуации» было введено в психологию К.Леонгардом. Его концепция «акцентуированных личностей» основывалась на предположении о наличии основных и дополнительных черт личностей. По мнению Леонгарда, акцентуации личности прежде всего проявляются в общении с другими людьми. Поэтому, оценивая стили общения, можно выделить определенные типы акцентуации. В классификацию, предложенную Леонгардом, входят следующие типы:

1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Такой человек часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У него возникают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к своим обязанностям. Положительные черты людей этого типа: энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Вместе с тем есть и отрицательные черты: легкомыслие, повышенная раздражительность, склонность к аморальным поступкам.

2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословность, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди обычно являются домоседами, ведут замкнутый образ жизни. Они располагают следующими чертами личности: серьезность, добросовестность, обостренное чувство справедливости, пассивность, замедленность мышления, неповоротливость.

3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения такие люди являются общительными, а в период подавленного -- замкнутыми.

4. Возбудимый тип. Данному типу присуще низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко такие люди занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье.

5. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах обычно выступает инициаторами, стремится добиться высоких показателей в любом деле, предъявляет повышенные требования к себе; обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен.

6. Педантичный тип. Человек такого типа редко вступает в конфликты, выступая в них пассивной стороной. На службе он ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Вместе с тем он с охотой уступает лидерство другим людям. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность, а отталкивающие формализм, занудливость, брюзжание.

7. Тревожный тип. Этим людям свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в них ищут поддержки и опоры. Располагают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью.

8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, не «выплескивая» наружу. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.

9. Демонстративный тип. Этот тип акцентуации характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Такой человек демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам. Люди с акцентуацией такого типа раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Они обладают следующими чертами: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

10. Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем лица данной типологической группы привязаны и внимательны к друзьям и близким. Они альтруистичны, имеют чувство со страдания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

11. Экстравертированный тип. Такие люди отличаются высокой контактностью, у них масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации, редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. В общении с друзьями, на работе и в семье они часто уступают лидерство другим, предпочитают подчиняться и находиться в тени. Они располагают такими привлекательными чертами, как готовность внимательно выслушать другого, сделать то, о чем просят, исполнительность. Отталкивающие особенности: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.

12. Интровертированный тип. Его, в отличие от предыдущего, характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество; вступают в конфликты с окружающими только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Они часто представляют собой эмоционально холодных идеалистов, относительно слабо привязанных к людям. Обладают такими привлекательными чертами, как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Есть у них и отталкивающие черты. Это -- упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей.

Существуют и другие классификации типов характера. Например, широко известна типология характера, построенная на основе отношения человека к жизни, обществу и нравственным ценностям. Ее автор -- Э.Фромм, который назвал данную классификацию социальной типологией характеров. По мнению автора этой концепции, социальный характер определяет мышление, эмоции и действия индивидов. Э. Фромм вывел следующие основные типы социальных характеров.

1. "Мазохист-садист". Это тип человека, который склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых социальных событий не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Стремясь устранить эти причины, он направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной неудачи. Если речь идет о нем самом, то его агрессивные действия направляются на себя; если в качестве причины выступают другие люди, то они становятся жертвами его агрессивности. Такой человек много занимается самообразованием, самосовершенствованием, «переделкой» людей «в лучшую сторону». Такой человек особенно опасен для окружающих, когда он получает над ними власть: он начинает их терроризировать, исходя при этом из «благих намерений». По мнению Фромма, у людей этого типа наряду с мазохистскими склонностями почти всегда присутствуют и садистские тенденции. Они проявляются в стремлении ставить людей в зависимость от себя, приобретать над ними полную и безграничную власть, эксплуатировать их, причинять им боль и страдание, наслаждаться тем, как они страдают.

2. "Разрушитель". Характеризуется выраженной агрессивностью и активным стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение надежд у данного человека. К разрушительности как к средству разрешения своих жизненных проблем обычно обращаются люди, которые испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в реализации своих интеллектуальных и эмоциональных возможностей.

3. "Конформист-автомат". Такой индивид, столкнувшись с трудноразрешимыми социальными и личными жизненными проблемами, перестает «быть самим собой». Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения, который свойствен большинству людей в данной ситуации. У такого человека почти никогда нет ни собственного мнения, ни выраженной социальной позиции. Он фактически утрачивает собственное «Я», свою индивидуальность и привык испытывать именно те чувства, какие от него ожидаются в определенных ситуациях. Это тип сознательного или бессознательного приспособленца.

Широкое распространение получила классификация характеров в зависимости от принадлежности к экстравертированному и интровертированному типу, предложенная К.Юнгом. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность. Для интровертов характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация.

Акцентуация характера, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдается не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдается в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот факт автор классификации так: «При действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении». При взрослении ребенка особенности его характера, проявляющиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявляться отчетливо.

Классификация А. Е. Личко построена на основе наблюдений за подростками.

Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил А. Е. Личко, выглядит следующим образом:

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми -- родителями и педагогами -- у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.

3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными, например кем-то случайно оброненное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они «способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач». Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящее и будущее соответственно настроению может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие подростки, находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить и развлечь. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.

4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту.

6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений -- со скоропалительностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.

7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа -- замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями. Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно сдержанны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети, пишет А.Е. Личко, любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты -- жестокость, властность, себялюбие. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать начальству, добиваться определенных преимуществ перед сверстниками, получить власть, установить свой диктат над окружающими.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа -- эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. У подростков данного типа нередко выражена склонность к театральности, позер.

Каждый человек обладает навыком адаптации к сложившейся ситуации, но все делают это по-своему. Существует множество вариантов поведения. Психологический портрет личности – образец того, как с помощью описания черт характера человека можно предугадать его действия и реакции. Это чрезвычайно полезно при приеме на работу, поступлении в учебные заведения и прочее.

Психологический портрет личности – пример качественной текстовой интерпретации характеристики человека. Его составление - одна из самых сложных и важных задач современной психологии.

Составление психологического портрета – зачем это нужно?

Психологический портрет ребенка помогает воспитателю и учителю найти индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Выявление характерных черт каждого малыша позволит грамотно выстроить процесс развития и воспитания.

Психологический портрет человека нередко составляется и при приеме на работу. С его помощью менеджеры лучше сумеют организовать деятельность персонала в компании, повысить работоспособность и успешность каждого члена коллектива.

Психологические портреты преступников отличаются от характеристик законопослушных граждан, так как им присущи эмоционально-волевые деформации, преступные мотивы и негативные социальные интересы. Проблема личности мошенников и убийц – центральная для криминалистики и других наук, которые связаны с преступностью. Психологические портреты преступников помогают следователю понять мотивы совершенного противоправного деяния.

Сколько людей, столько и личностей, ведь каждый человек – это индивидуальность. Кратко рассмотрим основные компоненты, из которых состоит психологический портрет личности.

Темперамент

Наблюдая за людьми в различных ситуациях, всегда можно заметить различия в их поведении и образе жизни. Это обуславливается темпераментом человека, находящегося под наблюдением. Так, темперамент – это один из главных факторов, на которых строится психологический портрет.

Современная психология под «темпераментом» понимает особенности нервной системы и психики индивида. Это не только ритм, темп и интенсивность протекания психологического процесса, но и его содержание. Темперамент – это биологический фундамент личности. Эти характеристики передаются по наследству, из-за чего плохо поддаются изменению. Психологический портрет личности должен отражать основные особенности темперамента человека: стиль его поведения, способы, помогающие ему организовать свою деятельность, и прочее.

Опираясь на определенные психологические принципы, можно найти свой подход к носителю каждого из четырех типов темперамента.

Сангвиник

Девиз: доверяй, но проверяй!

Плюсы данного типа темперамента – это жизнерадостность, общительность, увлеченность и отзывчивость, а минусы – разбросанность, сверхобщительность, легкомысленность, склонность к зазнайству, поверхностность и ненадежность. Психологический портрет человека с пометкой «сангвиник» следующий: индивид всегда рад пообещать что-то, чтобы не обидеть просителя, однако далеко не всегда держит слово, поэтому следует проконтролировать, выполнил ли он обещанное.

Холерик

Девиз: ни минуты покоя!

Принцип общения с холериком опирается на использование его плюсов: увлеченность, подвижность, энергичность, страстность и целеустремленность. В то же время он нейтрализует минусы этого типа темперамента: агрессивность, нетерпимость, невыдержанность, конфликтность. Психологический портрет с характеристикой «холерик» должен навести на мысль о том, что человек всегда должен быть занят каким-либо делом. В противном случае он направит всю свою энергию и активность на коллектив и может разложить его изнутри.

Флегматик

Девиз: Не торопи!

Среди сильных сторон флегматика значатся постоянство, терпеливость, активность, устойчивость, надежность и самообладание. Минусы – это безразличие, сухость, медлительность и «толстокожесть». Психологический портрет человека с пометкой «флегматик» означает, что он не может работать, если время в дефиците, так как ему нужен свой индивидуальный темп: не нужно его подгонять, он сам составит график работы и сделает все вовремя.

Меланхолик

Девиз: не навреди!

Психологический портрет с пометкой «меланхолик» таков: сильные стороны личности – это мягкость, способность к сочувствию, человечность, высокая чувствительность и доброжелательность. Минусы этого типа темперамента – это мнительность, застенчивость, низкая работоспособность, замкнутость, мечтательность и ранимость. Никогда не кричите на меланхолика, не давите на него, не давайте жесткие и резкие указания, так как этот человек крайне чувствителен к интонациям и слишком раним.

Очень сложно найти индивида, который полностью бы отвечал определенному темпераменту, обычно наблюдается доминанта одного из них.

Интеллектуальность

Интеллектом называется система психических процессов, которая обеспечивает реализацию способности личности к оцениванию сложившейся ситуации, принятии решений и регулированию своего поведения в соответствии с этим. Как правило, интеллект важен, если ситуация нестандартная – как символ обучения индивида всему новому.

Жан Пиаже – психолог из Франции – одной из самых важных функций интеллекта назвал взаимодействие с окружающим миром через адаптацию к нему. Или, иначе говоря, умение ориентироваться в условиях и целесообразно строить свое поведение.

Ядром интеллекта является способность человека к выделению в ситуации основных свойств и построению своего поведения в соответствии с ними. Советский психолог С. Л. Рубинштейн в своих работах рассматривал эту категорию в качестве типа поведения личности – «умное поведение».

Характер

Характер является совокупностью индивидуальных особенностей человека, которые складываются и проявляются в общении и деятельности. Психологический портрет личности – образец того, как выявленные черты характера помогают обусловить типичные для нее способы поведения.

Чертами характера называют устойчивые свойства и качества поведения человека, ставшие свойствами самой личности. Психологический портрет – пример отображения наиболее типичных и существенных особенностей человеческого характера.

Структура его насчитывает 4 группы черт, которые выражают отношение личности к различным сторонам деятельности: к самому себе, к труду, к обществу и коллективу, а также к вещам.

Умение общаться

Общение является чрезвычайно деликатным и тонким процессом взаимодействия между людьми. Именно в нем наиболее многогранно раскрываются индивидуальные особенности каждого участника процесса, поэтому эта характеристика крайне важна для такой интерпретации личности, как психологический портрет.

Образец наиболее очевидной функции общения – это передача информации: каких-либо сведений, содержания и смысла. Эту сторону общения называют смысловой, или семантической. Передача имеет влияние на поведение человека, его поступки и действия, а также на организованность и состояние его внутреннего мира.

В целом выделяют информационную, управляющую, познавательную функции общения, кроме того, имеется функция обмена психическими состояниями и эмоциями.

Эмоциональность

Со времен древнегреческого мыслителя Платона вся психическая жизнь личности разделяется на три относительно самостоятельные единицы: ум, воля и эмоции.

Если воля и ум подчинены человеку хоть в какой-то мере, то эмоции всегда возникают независимо от нашего желания. Это отражение личной значимости и оценки ситуаций для процесса жизнедеятельности человека в виде чувств и переживаний. В этом и проявляется субъективность и непроизвольность эмоций. Умение управлять эмоциями необходимо в первую очередь для здоровья и честолюбия.

Что значит уметь управлять эмоциями? Чаще всего под этим высказыванием подразумевается их сокрытие. Больно, но этого не покажем, стыдно, но делаем вид, что безразлично, обидно, но внешне продемонстрируем только раздражение и гнев. Но от того, что человек не показывает свои эмоции, они не становятся слабее, скорее наоборот, или принимают форму защиты – агрессию.

Способности

Психологический портрет личности – пример описания внутреннего склада человека, куда входит такая характеристика, как способности.

В психологии способности рассматриваются как особое свойство психологической системы, которое выражается в определенном уровне ее продуктивности. Точность, устойчивость и скорость функционирования – количественные параметры продуктивности способностей. Они измеряются путем решения задач определенной степени сложности, решения конфликтов и т. д.

Степень разрешимости противоречий между отношениями личности и свойствами индивида – это уровень способностей. Наиболее удачный вариант – когда есть склонность к определенной сфере деятельности вкупе с интересом к этому делу.

Способности подразделяются на специальные и общие. Общие могут предопределить склонность к довольно обширной сфере деятельности. Их формируют развитие интеллекта и особенностей личности. Специальная выступает в качестве социально-психологической основы развития тяги к определенной сфере деятельности: исследовательской, музыкальной, преподавательской, творческой и прочее.

Самооценка

В самооценке выражается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выработалось у человека на основе самопознания. Психологический портрет – пример того, как самооценка личности влияет на все сферы жизни, ведь она предполагает оценивание собственных способностей, поступков, целей, качеств и возможностей, а также своего места в обществе. Бывает завышенной, заниженной и адекватной.

Направленность

Мотивация деятельности и поведения, удовлетворение потребностей – все это лежит в основе направленности личности (на задачу, на себя или на общение).

Кого-то может устроить лишь обеспечение безопасности и удовлетворение физиологических потребностей. А другим, помимо этого, не менее важно удовлетворить социальные нужды, потребность в самовыражении, а также реализовать свои творческие способности. Основной задачей менеджера и психолога является выявление потребностей, убеждений и интересов каждой личности и определении направленности ее мотивов.

Психологический портрет – это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных действий в определенных значимых обстоятельствах. По сути, психологический портрет имеет сходства с портретами умелых художников. Последние пытались передать даже не столько внешнее соответствие, сколько внутреннее, стремились при помощи мимики и позы дать зрителю намек о том, что именно за человек изображен на полотне.

Поэтому если вы хотите составить психологический портрет (свой или другого человека), то уже много в чем похожи на художника или писателя. Нужно собрать определенную информацию, тщательно ее проанализировать и сделать соответствующие выводы о внутреннем мире.

Зачем нужно составлять психологический портрет?

  • Он играет значительную роль при выборе профессии. Особенно если вы не знаете, в какой ВУЗ пойти или на какую работу устроиться. Как известно, если человек расположен для конкретной деятельности и достаточно мотивирован, он добьется больших успехов.
  • Помогает лучше понимать человека и его эмоции, анализируя поведение, мимику, жесты и речь. Глобально этому учит .
  • Выявить ложь. Если вы составили психологический портрет личности человека, то сможете замечать, когда он ведет себя неконгруэнтно – то есть, когда язык тела противоречат словам.
  • В том случае, если вы бизнесмен, портрет поможет понять, что из себя представляет ваш типичный клиент. Это позволит принимать правильные стратегические и тактические решения.

Составление психологического портрета – это не занятие на пару минут. Требуется много времени, терпения и имеются подводные камни. Тем не менее, если вы настроены серьезно, то сможете освоить эту методику за несколько недель. Можете начать со своих знакомых или известных личностей.

Как составить психологический портрет

Существует несколько разных способов составить психологический портрет. Один из самых популярных и в то же время эффективных – при помощи анализа свойств личности.

Основных свойств личности десять:

  • характер;
  • темперамент;
  • мотивация;
  • способности;
  • эмоциональность;
  • интеллектуальность;
  • умение общаться;
  • волевые качества;
  • уровень самоконтроля;
  • самооценка.

Рассмотрим каждое отдельно.

Темперамент . Это свойство личности является наиболее важным для составления психологического портрета (и самым заметным проявлением), потому что оно в общем и целом отображает работу психики – заторможенную или более подвижную. Одни люди медлительны, спокойны, невозмутимы – их эмоциональные состояния сменяются очень редко. Другие же порывисты, быстры, склонны к бурным эмоциональным реакциям. Как правило, достаточно понаблюдать сравнительно небольшое количество времени за человеком, чтобы практически безошибочно определить, какой у него тип темперамента.

Канонической считается следующая классификация темпераментов:

  • Флегматик: невозмутим, неспешен, внешне скуп на проявление эмоций, имеет устойчивое настроение.
  • Холерик: порывистый, быстрый и вместе с тем неуравновешенный. У него стремительно меняется настроение и возникают эмоциональные вспышки.
  • Меланхолик: склонен в постоянному переживанию и пережевыванию событий своей жизни и остро реагирует на внешние факторы. Он эмоционально раним и повышено впечатлителен.
  • Сангвиник: горячий, живой, подвижный, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него. Если он мотивирован, то достаточно продуктивен, однако не может пересилить себя, если работа ему кажется неинтересной и скучной.

Характер . Это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности.

Выделяют четыре группы черт характера:

  • Отношение к труду: аккуратность, трудолюбие, добросовестность, склонность к творчеству, инициативность, лень, недобросовестность, пассивность.
  • Отношение к другим людям: чуткость и отзывчивость, общительность, уважение к другим людям, черствость, замкнутость, грубость.
  • Отношение к вещам: бережливое или халатное отношение, опрятность или неряшливость.
  • Отношение к самому себе: самокритичность, скромность, чувство собственного достоинства, эгоизм, заносчивость, тщеславие.

Мотивация . Это психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его активность, направленность, устойчивость и организацию.

У каждого человека должен быть мотив к чему-либо – обобщенный образ материальных или идеальных предметов, представляющих для него ценность.

Также важно знать, внутренне или внешне мотивирован человек, по которому вы составляете портрет.

Способности . Это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Они не сводятся к навыкам, умениям и знаниям, а, скорее, к глубине, быстроте и прочности овладения приемами и способами деятельности.

Также есть понятие склонности и одаренности. Первая представляют собой мотивационный компонент деятельности. Вторая – это качественное сочетание способностей, данное от рождения или развитое в детстве.

Эмоциональность . Это способность личности отображать содержание переживаний, настроения, характера. Также – ответная реакция на окружающий мир.

Эмоциональность тесно связана с темпераментом. Например, холерики молниеносно сменяют эмоции, в то время как флегматики очень медленно, а меланхолики склонны к .

Интеллектуальность . Это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение.

Однако, это сложный параметр. Зачастую вам может показаться, что человек невыносимо глуп, однако позже вы удивитесь, когда он проявит свой интеллект в другой сфере жизни. Все потому, что его видов очень много: пространственный, телесно-кинетический, пространственный, логико-математический, музыкальный, натуралистический, внутриличностный. Словом, если человек не способен вести грамотный диалог, это необязательно говорит о его ограниченности.

Умение общаться . При разных взаимодействиях человек может проявлять себя по-разному по той причине, что у него меняются внутренние установки, убеждения, а также эмоциональное состояние, когда, к примеру, во время диалога в комнату входит третий человек.

Поэтому умение общаться стоит рассматривать с разных сторон, учитывая внутренние установки человека.

Волевые качества . Это способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением.

Составляя психологический портрет, вы должны понять, умеет ли человек принимать сложные решения, не отступает ли от своего слова и насколько успешно может себя дисциплинировать и быть терпеливым.

Уровень самоконтроля . Это способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Очень тесно связан с волевыми качествами и с понятием .

Если говорить просто, то вам нужно понять, умеет ли человек жертвовать сиюминутными удовольствиями для достижения большего успеха в жизни.

Самооценка . Это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя, собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков.

Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной, что вам и необходимо выяснить.

После того, как вы детально описали человека (или самого себя) по всем пунктам, приступайте к составлению психологического портрета. Сделать это можно при помощи разных опросников:

  • Уровень субъективного контроля Дж. Роттера.
  • Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик.
  • Опросник Р. Кеттела.
  • Характерологический опросник Леонгарда.

Впрочем, вы можете составить психологический портрет, исходя из своих собственных соображений. Когда имеется достаточно информации, можно сделать некоторые выводы о том, как этот человек будет реагировать в той или иной ситуации. Желаем вам удачи!

Задание 2 . Выберите то утверждение («а», «в» или «с»), которое лучше всего выражает Вашу точку зрения, наиболее ценно для Вас. Затем сделайте выбор наименее ценного для Вас утверждения, менее всего соответствующего Вашей точке зрения. Над тестом не думайте слишком долго, первый выбор обычно бывает самым лучшим.

Текст опросника

1. Больше всего удовлетворения в жизни дает:

    оценка работы;

    сознание того, что работа выполнена хорошо;

    сознание, что находишься среди друзей.

2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:

    тренером, который разрабатывает тактику игры;

    известным игроком;

    выбранным капитаном команды.

3. Лучшими преподавателями являются те, которые:

    имеют индивидуальный подход к ученикам;

    увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему;

    создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения.

4. Учащиеся оценивают как самых плохих преподавателей тех, которые:

    не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны;

    вызывают у всех дух соревнования;

    производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.

5. Я рад, когда мои друзья:

    помогают другим, когда для этого представляется случай;

    всегда верны и надежны;

    интеллигентны и у них широкие интересы.

6. Лучшими друзьями считаю тех:

    с которыми хорошо складываются отношения;

    которые могут больше, чем я;

    на которых можно надеяться.

7. Я хотел бы быть известным как человек, который:

    добился жизненного успеха;

    может сильно любить;

    отличается дружелюбием и доброжелательством.

8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:

    научным работником;

    начальником (руководителем);

    опытным профессионалом.

9. Когда я был ребенком, я любил:

    игры с друзьями;

    успехи в делах;

    когда меня хвалили.

10. Больше всего мне не нравится, когда я:

    встречаю препятствия при выполнении возложенной задачи;

    когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения;

    когда меня критикует мой начальник.

11. Основная роль школ должна заключаться:

    в подготовке учеников к работе по специальности;

    В развитии индивидуальных особенностей и самостоятельности;

    В воспитании в ученике качеств, благодаря которым он мог бы уживаться с людьми.

12. Мне не нравятся коллективы, в которых:

    недемократическая система;

    человек теряет индивидуальность в общей массе;

    невозможно проявление собственной инициативы.

13. Будь у меня больше свободного времени, я бы использовал его:

    для общения с друзьями;

    для любимых дел и самообразования;

    для отдыха.

14. Мне кажется, что я способен на максимум, когда:

    работаю с симпатичными людьми;

    у меня работа, которая меня удовлетворяет;

    мои усилия достаточно вознаграждены.

15. Я люблю, когда:

    другие ценят меня;

    чувствую удовлетворение от выполненной работы;

    провожу время с друзьями.

16. Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы:

    отметили дело, которое я выполнил;

    похвалили меня за мою работу;

    сообщили о том, что меня выбрали в руководители организации (комитета, секции).

17. Лучше всего я учился бы, когда преподаватель:

    имел ко мне индивидуальный подход;

    стимулировал меня на более интенсивный труд;

    вызывал дискуссию по разбираемым вопросам.

18. Нет ничего хуже, чем:

    оскорбление личного достоинства;

    неуспех при выполнении личной задачи;

    потеря друзей.

19. Больше всего я ценю:

    личный успех;

    общую работу;

    практические результаты.

20. Очень мало людей:

    действительно радуются выполненной работе;

    с удовольствием работают в коллективе;

    выполняют работу по-настоящему хорошо.

21. Я не переношу:

    ссоры и споры;

    отрицание всего нового;

    людей, ставящих себя выше других.

22. Я хотел бы:

    чтобы окружающие считали меня своим другом;

    помогать другим в общем деле;

    вызывать восхищение других.

23. Я ценю, уважаю руководителя, когда он:

    доступен.

24. На работе я хотел бы:

    чтобы решения принимались коллективно;

    самостоятельно работать над решением проблем;

    чтобы руководитель признавал мои достоинства.

    об искусстве хорошо уживаться с людьми;

    о жизни известного человека;

    типа «сделай сам».

26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть:

    дирижером;

    солистом;

    композитором.

27. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу:

    смотря детективные фильмы;

    в общении с друзьями;

    занимаясь своим любимым делом.

28. При условии одинакового поощрения я бы с удовольствием:

    выдумал интересный конкурс;

    выиграл бы в конкурсе;

    организовал бы конкурс и руководил им.

29. Для меня важнее всего знать:

    чего я хочу сделать;

    как достичь цели;

    как привлечь других к достижению моей цели.

30. Человек должен вести себя так, чтобы:

    другие были довольны им;

    выполнить, прежде всего, свою задачу;

    не нужно было бы укорять его за работу.

Обработка и анализ результатов опросника. Подсчитайте количество баллов по каждому показателю (из количества положительных выборов отнимите число отрицательных выборов и прибавьте 30):

    направленность на себя: 1а, 2в, 3-4а, 5в, 6с, 7а, 8-10с, 11-12в, 13-14с, 15а, 16в, 17-19а, 20-22с, 23в, 24с, 25-26в, 27а, 28в, 29а, 30с; проявляется в ориентации чело­века на удовлетворение собственных потребностей, дости­жение личных целей, преследование корыстных ин­тересов. Часто сопровождается агрессивностью в достиже­нии же­лае­мого статуса, властностью, склонностью к со­перниче­ству;

    направленность на взаимодействие: 1-3с, 4в, 5-6а, 7с, 8в, 9а, 10в, 11с, 12-14а, 15-18с, 19-20в, 21-22а, 23с, 24-26а, 27в, 28-29с, 30а; направленность на взаимодействие – стремление при лю­бых условиях поддерживать хорошие отношения с дру­гими людьми, ориентация на совместную деятельность. Часто такой человек готов помогать другим, защищать их инте­ресы даже в ущерб собственным. Хорошо ладит с людьми, заинте­ресован в достижении групповых целей, при этом не свободен в своих действиях, зависим от группы;

    направленность на задачу: 1в, 2а, 3в, 4-5с, 6-7в, 8а, 9в, 10-11а, 12с, 13-15в, 16а, 17-18в, 19с, 20а, 21-22в, 23а, 24в, 25-27с, 28а, 29-30в. Направленность на задачу – ориентация не столько на ре­зультат выполнения дела, сколько на процесс. Заинте­ре­со­ванность в решении деловой проблемы, стремлении вы­пол­нить работу как можно лучше. Такой человек скорее будет от­ста­ивать интересы дела, чем свои или других лю­дей.

В отличие от направленности личности характер (от греч. печать, чеканка) – это со­во­куп­ность индивидуально-своеобразных психологических свойств че­ло­века, которые проявляются в типичных для него способах поведения и эмо­циональ­но­го реагирования, в типичных ситуациях жизни и опреде­ляется его отношением к этим ситуациям. Характер определяет не то, почему чело­век совер­шил ка­кое-либо действие или посту­пок, а как, ка­кими спосо­бами он действует, выражает свои чувства, намерения. В свойствах характера выра­жается фор­маль­но-дина­ми­ческая сторона поведения, т. е. они отно­сятся к опи­са­нию динами­ки, но не содержания психики и поведения че­ло­века. Содержательная сторона поведения отражена в понятии личность.

Направленность лич­ности яв­ляется относительно стабильной характеристикой на протяжении оп­ределен­ного этапа психологического раз­вития человека (его психоло­гического возраста). Харак­тер (совокупность черт) остается относительно по­стоян­ным на про­тяжении опреде­ленного паспортного возраста, поэтому го­ворят о ха­рак­тере ребенка, ха­рак­тере школьника, сту­дента и пр. Каждый последующий возраст дополняет совокупность черт характера новыми чертами, которые формируются в связи с уже новыми социальными требованиями, предъявляемыми человеку с учетом его возраста, статуса, роли и т. д. Темперамент – свой­ство пси­хи­ки, которое остается от­но­сительно неизменным на протя­же­нии всей жизни.

Темперамент регулирует поведение (определяет дина­мику поведения) человека в различных ситуациях, независимо от мо­тивов и целей его поведения. Характер – в типичных ситуациях, личность – в уникальных ситуациях, когда совершаем поступки и подтверждаем значимость для себя собственных ценностей, убеждений, идеалов и т. п.

Введение

Психология, которая является чем-то большим, чем поприще для досужих упражнений ученых книжных червей, психология, которая стоит того, чтобы человек отдал ей свою жизнь и силы, не может ограничиться абстрактным изучением отдельных функций; она должна, проходя через изучение функций, процессов и т. д., в конечном счете приводить к действительному познанию реальной жизни, живых людей.
С. Л. Рубинштейн

От всех прочих живых существ на планете Земля человек отличается прежде всего стремлением к познанию. Желание узнавать, открывать нечто новое – это то, что сделало его уникальным. Это стремление свойственно каждому из нас, оно ярко заметно в любом человеческом существе с самого момента появления на свет. И среди всего, что хотелось бы познать человеку, самой привлекательной и самой безграничной загадкой является, конечно, он сам.
Прямо или косвенно с познанием человеческой природы связано большинство наук. Но целенаправленным изучением человеческой психики занимается только одна наука – психология. Об этом говорит и само ее название: психо– в переводе с древнегреческого означает «душа», логос – «речь, слово».
Итак, психология – наука о душе, или, как определяют современные словари, наука о психических процессах, свойствах и состояниях, а также о закономерностях развития и функционирования психики человека.
Особое место психологии среди других наук о человеке состоит в том, что в ней совпадают субъект и объект исследования. Что это означает? То, что в психологии объектом изучения является психическая деятельность человека, но изучаем мы этот объект при помощи ее же – собственной психики.
В этом заключается особая сложность психологического исследования. Ошибочно думать, будто бы психологи – это люди, которые с первого взгляда умеют определить, почему человек ведет себя так, а не иначе. И уж тем более ни один психолог не даст вам мгновенного безошибочного совета о том, как вам улучшить собственную жизнь.
Предлагаемая вашему вниманию книга имеет целью познакомить читателя с основами психологического знания. Наверняка хотя бы время от времени вы задаетесь вопросами: «Почему в одной и той же ситуации люди ведут себя по-разному?», «Как понять, что чувствует другой человек?», «Откуда берутся способности и таланты?», «Как нужно действовать, чтобы донести до собеседника важную для меня мысль» – и так далее, и тому подобное. Все эти вопросы, конечно, можно решать на основе здравого смысла и простого житейского опыта. Но зачастую принятые решения оказываются неверными, и вот тогда мы ощущаем потребность в более полном и объективном знании.
В этой книге мы постарались дать представление о различных сферах психики человека. Первые две главы посвящены врожденным индивидуальным различиям (темпераменты и типы личности). Третья глава – об эмоциональной сфере. В четвертой главе мы расскажем о том, что такое самооценка, как она формируется и какие факторы влияют на ее адекватность.
Следующая, пятая, глава книги посвящена исследованиям способностей, а также одной из важных практических проблем психологии – выбору профессионального пути. Шестая глава («Мотивация и воля») подробно рассказывает о побудительных силах и причинах человеческого поведения, а в седьмой мы совершим краткий экскурс в психологию общения между людьми.
Наконец, заключительная восьмая глава даст вам представление о том, как развивается и меняется человек на протяжении жизни, какие трудности и возможности встречаются ему на разных этапах развития.
Мы надеемся, что эта книга станет для вас отправной точкой, с которой начнется ваше долгое и увлекательное знакомство с самой человечной из всех наук – психологией.

Глава 1
Типы темперамента



Каждый человек обладает неповторимым своеобразием уже с момента рождения. Это может подтвердить любая медсестра, работающая в родильном доме: все новорожденные ведут себя по-разному: один карапуз спит двадцать два часа в сутки, другой, нарушая все правила поведения для «нормальных» младенцев, подолгу бодрствует, заинтересованно и внимательно рассматривая склоняющихся над ним взрослых, третий не позволяет забыть о себе ни на секунду, издавая пронзительные вопли…
Эти различия, благодаря которым уже в первые дни жизни Машу не спутаешь с Дашей, а Петю – с Сережей, – ни что иное как проявление темперамента . Отношение родителей, воспитание, жизненный опыт будут в дальнейшем влиять на то, какими вырастут эти тихо сопящие (или громко орущие) свертки, но темперамент останется более или менее неизменной «заводской настройкой».

Темперамент – это проявление типа нервной системы в деятельности человека, индивидуально-психологические особенности личности, в которых выражается подвижность его нервных процессов, их сила, уравновешенность.
Учение о различных типах темперамента имеет давнюю историю. Основоположником этого учения является великий древнегреческий врач и ученый Гиппократ. Как полагал сей ученый муж, в организме человека циркулируют четыре типа жидкости (соков): кровь, желтая желчь, черная желчь и слизь (флегма). Каждая из них обладает своими особыми свойствами, и у каждого человека эти четыре «сока» сочетаются в организме в определенной пропорции. Этим сочетанием и определяются особенности деятельности организма, а также его склонность к тем или иным заболеваниям. А кроме того, от того, как именно сочетаются четыре жидкости и какая из них преобладает, зависят и особенности поведения человека.
Названия четырех типов, выделенных Гиппократом, появились, впрочем, на несколько столетий позднее, как и подробные их психологические описания. То, что Гиппократ называл греческим словом «красис» («смешение»), в Древнем Риме стали именовать латинским словом temperamentum («надлежащее соотношение частей, соразмерность»).
Римский врач Гален впервые создал подробную классификацию темпераментов, в основе которой лежала идея о смешении четырех жидкостей. Впрочем, в классификации Галена типов насчитывалось аж тринадцать (включая и четыре гиппократовых). Как полагал Гален, преобладание в организме желтой желчи (лат. chole ) определяет холерический темперамент, крови (sanguis ) – сангвинический, слизи (phlegma ) – флегматический, а черной желчи (melanos chole ) – мелонхолический. Собственно психологическое описание этих четырех типов у Галена не было подробным, но с течением времени оно расширялось и становилось все более детальным.
Вам наверняка отлично знакомы и сами эти термины – холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик, – и хотя бы приблизительное их значение. Прежде чем мы перейдем к подробному изучению четырех типов, попробуйте определить, какой из темпераментов описан в каждом из приведенных ниже отрывков:
КТО ЕСТЬ КТО?
1. «…темперамент присущ гораздо больше северным народам, например голландцам. Посетите Роттердам, и вы их увидите. Вот навстречу вам идет толстый, рослый блондин с необыкновенно широкой грудью. Вы можете заключить, что у него сильные легкие, большое сердце, хорошее кровообращение. Нет, эти объемистые легкие сдавлены излишним жиром. Они получают и перерабатывают лишь очень небольшое количество воздуха. Движения вялы и медлительны. В результате маленький и подвижный гасконец побивает огромного гренадера-голландца.
Душевные свойства: совершенно чужда тревога, из которой возникают великие дела, манящие других. Его обычное состояние – спокойное, тихое благополучие. Ему свойственна мягкость, медлительность, лень, тусклость существования. <…>
2. Душевные свойства: повышенная впечатлительность, движения резкие, порывистые. Пламя, пожирающее человека… темперамента, порождает мысли и влечения самодовлеющие и исключительные. Оно придает ему почти постоянное чувство тревоги. Без труда дающееся другому чувство душевного благополучия ему совершенно незнакомо: он обретает покой только в самой напряженной деятельности. Человек… темперамента предназначен к великим делам своей телесной организацией. <…>
3. …отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях. Чувства его лишены непосредственности. Когда он входит в гостиную, то пробирается вдоль стен. Самую простую вещь эти люди умудряются высказать с затаенной и мрачной страстностью. Любовь для них всегда дело серьезное.
Один юноша… пустил себе пулю в лоб из-за любви, но не потому, что она была несчастной, а потому, что он не нашел в себе сил признаться предмету своего чувства. И смерть показалась ему менее тягостной, чем это объяснение. <…>
4…человек с ослепительным цветом лица, довольно полный, веселый, с широкой грудью, которая заключает в себе вместительные легкие и свидетельствует о деятельном сердце, следовательно, быстром кровообращении и высокой температуре. Душевные свойства: приподнятое состояние духа, приятные и блестящие мысли, благожелательные и нежные чувства; но привычки отличаются непостоянством; есть что-то легковесное и изменчивое в душевных движениях; уму недостает глубины и силы. Ему нельзя поручить защиту важной крепости, зато его следует пригласить на роль любезного царедворца. Подавляющая масса французов… и поэтому в их армии во время отступления из России не было никакого порядка».
(Эти «портреты» взяты из книги Стендаля «История живописи в Италии». Цит. по: Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М., 2008.)
Если вам не удалось с первого взгляда опознать каждый из представленных «портретов», не расстраивайтесь – сейчас мы подробно познакомимся с психологическим своеобразием различных типов темперамента. Впрочем, представленная ниже информация наверняка покажется вам интересной и в том случае, если вы с легкостью отличаете сангвиника от холерика. Важно ведь не только знать, как именно «выглядят» эти типы.
В практической жизни не лишним будет понимать, каковы сильные и слабые стороны разных типов темперамента, что является для них психологически комфортным, а что, напротив, может вызвать стресс. Эта информация полезна и для самоанализа, и для большей уверенности в отношениях с окружающими людьми. Добавим еще вот что: в прошлом в психологии делалось немало попыток связать психологические особенности темпераментов с определенными типами физического строения (конституцией человека). Строго говоря, достоверных доказательств такой связи построить не удалось. И все же мы приведем соответствующие описания «типичной» внешности холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов. Любопытства ради вы можете примерить эти описания на себя и своих знакомых – возможно, доля истины в них все же обнаружится?

Холерический темперамент

Если мы говорим о каком-то человеке, что он обладает «взрывным темпераментом», то мы, несомненно, имеем в виду холерика. Это человек-смерч, ходячая граната с выдернутой чекой. Покой ему даже не снится – и всякому, кто окажется с ним рядом, тоже придется забыть о спокойствии и стабильности.
Запасы энергии, которыми обладает холерик, поражают воображение. Кажется, он умудряется находиться сразу в нескольких местах и заниматься самыми разными делами одновременно. Холерик на работе – это вихрь и фейерверк. Кажется, в своей бурной общественной деятельности он должен бы подрастратить хоть часть заряда, но нет: возвращаясь вечером с работы, он не входит, а врывается в дом и за время ужина, который он поглощает, ни на секунду не присаживаясь на стул, успевает сообщить домашним обо всем, что произошло с ним за день, высыпать на них целую гору планов на ближайшие выходные, отпуск и следующее Рождество, задать сто вопросов и ответить на них – причем, мы подчеркиваем, все это происходит не по порядку, а одновременно! Как это ему удается – знает лишь сам счастливый обладатель «взрывного темперамента».
При всем при этом холерик чрезвычайно целеустремлен. Он мгновенно (а как же иначе?) принимает решения и мчится к их исполнению на всех парах. Из-за той умопомрачительной скорости, с которой он думает, говорит и действует, из-за его стремления успеть везде и всюду может сложиться впечатление, что он – человек несобранный, легкомысленный и невнимательный. Но это совсем не так. Свои цели холерик формирует не только очень быстро, но и предельно четко. У него может, конечно, не хватить времени на то, чтобы посвятить окружающих в свои планы, но сам-то он отлично знает, к чему именно стремится.
Общение с холериками нередко затрудняется тем, что они не признают никаких компромиссов и вообще склонны к контрастному восприятию мира – только черное и только белое, никаких оттенков и полутонов! Ради любимого человека холерик, не задумываясь, пойдет в огонь и в воду, но и от объекта своих чувств он требует того же. Его ведет по жизни не рассудок, но страсть, а страсть, как известно, слепа. Спокойные, разумные доводы, неспешное развитие отношений для него неприемлемы.

Портрет холерика
Возбудимый, импульсивный; энергичный, решительный, целеустремленный, настойчивый; прямолинейный, требовательный, склонный к максимализму, бескомпромиссный; прагматичный, избирательно общительный.
Как общаться с холериком:
– если он кричит на вас, помните: он на самом деле вовсе не кричит, а просто так разговаривает;
– если за время разговора собеседник-холерик несколько раз грохнул кулаком по столу, швырнул на пол зажигалку, топнул ногой – это вовсе не означает, что дальнейший диалог с ним невозможен; надо же человеку как-то сбрасывать напряжение!
– если вам что-нибудь от него нужно, говорите ему об этом немедленно, откровенно и отчетливо: длительная «подготовка почвы», намеки и многословные вступления, предваряющие разговор по существу, лишают его последних остатков терпения и приводят в ярость раньше, чем вы успеете наконец-то высказаться;
– обманывать холерика (даже по пустякам) – опасно для жизни! Сам он врать практически неспособен и своим близким обмана и неискренности не прощает;
– запомните, поверьте и смиритесь: он не может долго сидеть на одном месте, долго говорить о чем-то одном, «проявлять терпение» и «держать себя в руках». Он всегда будет реагировать раздражением на опоздания, медлительность, однообразие и никогда не перестанет размахивать руками и бегать по комнате во время важного разговора…
– зато, если вы не обманете его доверия, будете проявлять к нему искреннее внимание и интерес, а еще лучше – одобрение и даже восхищение, он приложит всю свою фантастическую энергию и незаурядные творческие способности для достижения ваших общих целей.

Сильные и слабые стороны:
Наибольших успехов холерики обычно добиваются во всех сферах, связанных с общением: «человеческий фактор» имеет особое значение для холерика в силу его повышенной эмоциональности. Холерик не устает от бесчисленных разговоров, наоборот, эмоции и отношения окружающих заряжают его энергией. Конечно, буйный нрав холерика нередко вызывает конфликты, но увлеченный каким-то делом или идеей холерик всегда готов пренебречь своими личными интересами в пользу общего блага – неприемлемо для него только оставаться в тени и в бездеятельности.
Непредсказуемость и импульсивность холерика может оказаться, в зависимости от ситуации, и сильной, и слабой стороной: он может сделать вовсе не то, что от него ожидалось, но зато именно холерики выступают генераторами идей, поскольку не боятся новизны и раньше других способны увидеть проблему в совершенно новом ракурсе.
Холерик легко и быстро адаптируется к новым условиям, переключается с одной задачи на другую. А вот с формированием устойчивых навыков и способностью выполнять рутинную работу, действовать по утвержденным инструкциям дело у него обстоит намного хуже. Выдавая блестящие новые идеи, холерик довольно быстро теряет к ним интерес и не склонен тщательно их прорабатывать, доводя до совершенства.

«Типичная» внешность
Худощавый, нередко даже хрупкий, длинные руки и ноги, узкая грудная клетка, выступающие суставы; череп слегка конусообразной, сужающейся кверху формы, заостренный подбородок, несильно развитая или скошенная нижняя челюсть, нос «выдающийся» – довольно длинный, заостренный.
Личности
А. С. Пушкин, А. В. Суворов

Сангвинический темперамент

Сангвиники – всеобщие любимцы: общительные, жизнерадостные и безмерно обаятельные. О таких нередко говорят: «Удивительно легкий человек!» Но легкость сангвиников является не только их достоинством, но и определенным недостатком. Вы чувствуете себя вполне счастливым, греясь в лучах его улыбки… до тех пор, пока не обнаруживаете, что точно такая же, теплая и искренняя улыбка может быть обращена и к вашему коту, и ко всем вашим друзьям и знакомым, и к кассиру в универмаге, и к электрику, пришедшему чинить проводку – словом, к любому живому существу, попадающему в поле зрения этого славного жизнелюба.
С сангвиником почти невозможно испортить отношения. В ответ на все ваши упреки он будет улыбаться и отшучиваться, посоветует вам «не брать в голову такой ерунды» и сведет на нет любые попытки поговорить серьезно. И дело, конечно же, не в том, что он неумен или равнодушен. Просто он всегда стремится к равновесию и превыше всего ставит эмоциональный комфорт. При необходимости он способен проявлять недюжинные дипломатические способности, но цель его всегда одна: чтобы все было хорошо.
Теоретически эта позиция очень привлекательная и вполне достойная, есть лишь одна проблема: если сангвиник убедится, что для поддержания гармонии требуются очень серьезные усилия, он, скорее всего, отправится искать это «хорошо» где-нибудь в другом месте. В отличие от холерика, сангвиник достаточно легко переключается с одной цели на другую и не склонен идти на жертвы.

Портрет сангвиника
Искренний, открытый, общительный, разговорчивый; оптимистичный, жизнелюбивый, эмоциональный; готовый к компромиссам, легко переключается с одной проблемы на другую; пластичный, умеет приспосабливаться, предприимчив.
Как общаться с сангвиником:
– не рассчитывайте заполучить исключительное право собственности на его обаятельную улыбку и внимательное, заинтересованное отношение;
– сангвиник чувствует себя особенно хорошо, если нравится всем без исключения; будьте готовы к его почти бессознательному стремлению очаровать всех и каждого;
– вообще, поддерживать хорошие отношения с сангвиником довольно просто, поскольку он всегда голосует за мир во всем мире и готов идти на уступки ради поддержания гармонии, но не стоит этим злоупотреблять: скуки, рутины и равнодушия он не выдержит;
– не требуйте от сангвиника глубины, сильной эмоциональной вовлеченности – он предпочитает комфорт. Он не только любит, но и умеет его создавать, и при должной оценке окружающими этот талант проявится в полной мере.

Сильные и слабые стороны:
Сангвиников отличает хорошая переключаемость с одного дела на другое, высокая работоспособность. Увлеченный делом сангвиник не обращает внимания на внешние помехи и раздражители, быстро вырабатывает и надолго сохраняет необходимые новые навыки и умения – но там, где требуются энергичные волевые усилия или тщательная однообразная работа, сангвиники нередко проигрывают холерикам и флегматикам.
Как и для холериков, наиболее весомым для сангвиников является «человеческий фактор». Следовательно, оптимальные сферы деятельности для них – все, связанное с общением. Сангвиник может расположить к себе, убедить, очаровать. А вот роль сильного лидера, как правило, удается ему хуже.

«Типичная» внешность
Невысокий рост, округлые формы, склонность к полноте, короткие конечности, широкая и выпуклая грудная клетка; круглая голова, нос «картошкой», «утиный» или курносый, короткая толстая шея.
Личности
М. Ю. Лермонтов, Наполеон Бонапарт

Флегматический темперамент

На первый взгляд, флегматик – это полная противоположность холерику. При внимательном рассмотрении в обладателях этих темпераментов обнаруживается и немало сходных черт. Это, прежде всего, их настойчивость и стремление всегда добиваться своего. Различна лишь скорость, с которой они это делают. Если холерик всегда преодолевает препятствия на своем пути «с наскока», стремительно и безоглядно, то флегматик действует очень медленно и аккуратно, тщательно взвесив перед этим все «за» и «против». Планы никогда не «возникают» в его голове, он кропотливо выстраивает их, затем долго вынашивает, а уж потом, помолясь и засучив рукава, приступает к их осуществлению.
Флегматик – не воин, а созидатель. Он очень миролюбив или, по крайней мере, слишком пассивен для того, чтобы вступать в конфликт. Но это не значит, что он будет подчиняться всем требованиям окружающих: по упрямству флегматики превосходят, пожалуй, представителей любого другого темперамента. Если вы будете выражать свое недовольство его действиями и пытаться изменить его планы, он не станет с вами спорить и препираться – он просто молча и настойчиво продолжит следовать по избранному пути.
Вывести флегматика из себя очень сложно, и мы не советуем вам даже пытаться сделать это: если ваша попытка увенчается успехом, то этот «успех» будет не только первым, но и последним – разъяренный флегматик не оставит от вас и мокрого места. Медлительный и благодушный, неловкий и немного смешной флегматик в состоянии ярости преображается до неузнаваемости; он просто раздавит того, кто дерзнул нарушить его покой. К счастью, довести флегматика до такого состояния почти невозможно.

Портрет флегматика
Замкнутый, сдержанный, молчаливый; миролюбивый, надежный, постоянный; медлительный, конформный; целеустремленный, терпеливый, настойчивый, упрямый, прагматичный.
Как общаться с флегматиком:
– не требуйте от него быстрых решений и действий – быстрота реакций ему совершенно недоступна. Это биологическое свойство, а не лень, рассеянность или еще что-нибудь в таком же роде. Все встречи и мероприятия, в которых принимает участие флегматик, должны планироваться с учетом этой его особенности;
– равным образом, обо всех своих планах обязательно оповещайте его загодя: ему нужно время не только для того, чтобы собраться в гости, но и для того, чтобы вообще привыкнуть к мысли о предстоящем визите. Флегматики плохо переносят любую внезапность;
– никогда не пытайтесь «перевоспитывать» его. Этого не нужно делать вообще ни с кем и никогда, но с флегматиками такое поведение особенно недопустимо. Если сангвиник обладает очень развитой способностью приспосабливаться к требованиям окружающих, а холерика можно, по крайней мере, заинтересовать и увлечь чем-нибудь экстраординарным, то флегматик признает только свой выбор и свой путь. В лучшем случае вы зря потратите свое время и энергию, пытаясь переубедить его, а в худшем случае (если ваши претензии к нему дости гнут некоторой критической массы) вы спровоцируете взрыв неописуемой силы.

Сильные и слабые стороны:
Флегматик – самый работоспособный из всех типов темпераментов, и производительность его труда оказывается самой высокой. Повредить этой замечательной работоспособности может частая смена условий работы, противоречивость предъявляемых требований. Необходимость быстро принимать решения ставит флегматика в весьма некомфортное положение, но это вовсе не означает, что он может быть хорош только как исполнитель. Там, где требуется поддерживать стабильные процессы (а не заниматься поиском новых возможностей), надежный и уверенный флегматик может прекрасно справляться и с руководящей работой.

«Типичная» внешность
Плотная, крепко сбитая фигура, массивное телосложение, хорошо развитая мускулатура, руки и ноги короткие или средней длины, нередко – склонность к полноте, короткая и широкая грудная клетка; широкий угловатый череп, крупный нос, короткая шея.
Личности
М. И. Кутузов, И. А. Крылов

Меланхолический темперамент

Меланхолики – существа в высшей степени уязвимые. Пожалуй, уживаться с меланхоликами труднее, чем с кем-либо другим. Хотя, на первый взгляд, в их характере отсутствуют многие «проблемные» черты других темпераментов: они, в отличие от холериков, совсем не «взрывоопасны», в них нет ни безграничного упрямства и медлительности флегматиков, ни стремления расточать свои улыбки и постоянно менять увлечения, так свойственного сангвиникам. Мягкие, покорные, трогательные меланхолики воистину «белые и пушистые»…
И все-таки именно налаживание отношений с меланхоликом может стать для вас серьезным испытанием. Дело в том, что меланхолик почти всегда чувствует себя глубоко несчастным. У него очень низкая самооценка, он до крайности неуверен в себе, полон всевозможных опасений и тревог. У него наверняка слабое здоровье, а если даже реальных болезней и нет, он обязательно обнаружит у себя целый букет мнимых заболеваний. Меланхолик готов обидеться или расстроиться из-за любого пустяка (возможно даже, существующего только в его воображении). Ему всегда кажется, что его не любят, не ценят, не уделяют ему достаточного внимания. Да и стоит ли этому удивляться, если все люди вокруг такие хорошие, интересные, привлекательные, и лишь он один, бедный-несчастный, ни в чем не отличился, ничем не блещет, ни на что не способен – и так до бесконечности.

Новое на сайте

>

Самое популярное