Домой Личность 2 краеведение в современной школе. Краеведение в школе как компонент исторического образования

2 краеведение в современной школе. Краеведение в школе как компонент исторического образования

У учащихся разных регионов России конкретные знания о своем крае будут различными, но они должны войти (в определенном объеме) в состав обязательных базисных знаний по истории Отечества, в ряде случаев - по истории ближнего и дальнего зарубежья. Это отвечает требованиям государственного стандарта школьного исторического образования. История края («малой родины») рассматривается как часть истории России, республики, входящие в состав Российской Федерации, более крупного региона, всемирной истории.

Важным условием развития краеведения, в первую очередь исторического, являются современные социально-политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растет роль «провинции», когда возрастает интерес россиян, молодежи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности.

Большое значение для совершенствования исторического краеведения и в целом исторического образования в школе имеют новые труды по истории. Исследования ученых-историков оказали значительную помощь в преодолении старых подходов к содержанию учебных программ, учебников истории, в том числе по истории родного края, содействовали в применении на практике многофакторного подхода к истории и ее преподаванию.

Значителен вклад и методистов историков. Разработаны федеральный и региональные учебные планы для школ, предусматривающие реализацию национально-регионального компонента и использование материалов краеведения. Составлены учебные программы с краеведческим содержанием, в том числе углубленных и факультативных курсов по истории края, местных этносов, их культуре, интегрированных курсов краеведения и т.д. Практически во всех субъектах Российской Федерации изданы краеведческие учебники и методические руководства. Создаются хрестоматии, рабочие тетради, карты, пособия на электронных носителях. В ряде регионов появились новые книги по истории, экономике и культуре отдельных районов. Эти краеведческие издания успешно используются в работе со школьниками. Материалы краеведения систематически публикуются в средствах массовой информации. В творчески работающих школьных коллективах исследуются вопросы содержания и организации краеведения. Больше внимания стало уделяться краеведческой подготовке и переподготовке педагогов.

При подготовке к краеведческой работе в школе следует иметь в виду, что краеве-дение не только эффективный способ решения учебно-воспита-тельных задач, но и возможность каждому учителю приобщиться вместе с учащимися к научно-исследовательской работе. Вряд ли можно найти другую отрасль исторического знания, которая по-зволяла бы столь быстро включиться студенту и молодому учите-лю в научную работу.

Краеведение, как и другая на-учная деятельность, требует существенной подготовки и выполнения определенных требований. В некоторых школах ограничиваются изучением именно того, что и так хорошо известно из газет, радио и телеви-дения. Такая работа вряд ли может считаться краеведческо-поисковой или тем более, научной, хотя она, конечно, и самая необре-менительная.

Первое основное требование к ученическим изысканиям по историческому краеведению - поисковый, научный характер. Надо организовать работу с учащимися так, чтобы они решали не учебную задачу, а настоящую научную проблему. Крае-ведение представляет такие возможности довольно широко.

Поспешность недопустима и в методике организации краеведческой работы. Напри-мер, учителя одной из школ потребовали у всех учащихся предста-вить какую-либо древнюю находку, пообещав при этом хорошую или отличную отметку по истории (в зависимости от древности находки). Цель была благородной -- со-здать кабинет краеведения в школе. Однако, требование «древних ценностей» за отметку по предмету было методически неверным, оно могло толкать на приобретение таких вещей не совсем законным порядком. «Инициатива» преподавателей вовре-мя была отменена директором. Можно и нужно собирать древние предметы и рукописи, по нужно это делать не форсированно, а постепенно и сугубо на законных началах, не превращая это в обязательное «мероприятие» для получения той или иной отметки.

Следующим требованием является то, что научные изыскания школьников должны ос-новываться на добровольных началах, всякое применение «воле-вых» приемов может принести лишь вред. Школы должны вести работу по охране и исследованию памятников истории и культуры, не как самоцель, а как средство для воспитания.

Организуя краеведческую работу, учитель должен исходить из специфики своего региона. При подготовке к работе по краеведению в школе необходимы и определенные практические навыки. Не каждый учитель истории подготовлен теоретически и практически к организации настоящей поисковой, исследовательской работы, не каждый владеет знаниями по организации музеев. В таком случае стоит ограничиться работой по охране памятников истории и культуры, которые имеются в любом уголке нашей необъятной Родины. Работы по их выявлению и охране хватит для всех учащихся.

Не следует забывать и о необходимости развития навыков практической работы с ветеранами войны и труда. Сей-час во многих школах создаются музеи боевой и трудовой славы, большей частью специализированные, посвященные какому-то роду войск или какой-то определенной тематике. При создании таких музеев учащиеся не должны забывать о конкретных ветеранах войны и труда своего микрорайона, которые нуждаются в помощи. Учащиеся, оказывая ее, воспитываются в нетрадиционной сфере, что бывает особенно эффективным.

Когда идет речь о краеведении в школе, следует различать уровни познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о трех уровнях.

На первом уровне происходит получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации.

На втором уровне - это уже самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе исследования делают открытия для себя, то есть фактически «переоткрывают» уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий научно-популярная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета.

На третьем уровне - изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей. Обычно это члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели факультативов.

Первый из этих уровней является главным, подчас единственным в начальных классах. Для основной школы характерны первый и второй уровни. В старших классах 9-летней школы и в средней школе (особенно во внеурочное время) возрастает удельный вес краеведческой работы, характерной для третьего уровня. В ней, как правило, участвуют школьники, особо увлеченные историей, глубоко интересующиеся родным краем. Последние составляют один из самых больших отрядов общероссийского краеведческого движения. К сожалению, в ряде школ учителя ограничиваются лишь первым уровнем краеведческой работы, - в результате складывается своеобразное «словесно-книжное» краеведение. В таких школах сведения по истории края, собранные юными следопытами, найденные ими документы мало или вовсе не используются на уроке в процессе изучения программного материала по истории.

«Поле» краеведения значительно расширилось за последнее десятилетие. Изучаются различные стороны жизни края в их единстве. Одним из ключевых направлений исследований и учебных занятий становится изучение конкретных человеческих судеб, в первую очередь близких людей - членов семьи, земляков, изучение повседневности - обыденной жизни с ее живыми подробностями. Шире стали использоваться архивные документы, в том числе бывших закрытых фондов, материалы «спецхранов» музеев и библиотек. У краеведов появилась возможность слушать и записывать воспоминания и рассказы тех, кто многие годы вынужден был молчать. Историческое краеведение/ под ред. Г.Н. Манюшина. - М., -1975.

Сегодня именно благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история - это история людей; корни человека - в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны.

Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в родном селе, районе, крае, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.

Расстановка ударений: КРАЕВЕ`ДЕНИЕ в школе

КРАЕВЕДЕНИЕ в школе - изучение уч-ся на уроках и во внеурочное время природы, социально-экономического и культурного развития местного края - школьного микрорайона, села, города, района, области. К. - одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, с практикой коммунистич. строительства. Оно содействует осуществлению общего и политехнич. образования, нравственному, эстетич. и физич. воспитанию уч-ся, всестороннему развитию их способностей. Использование местного материала в процессе обучения помогает раскрыть общие закономерности изучаемых явлений, пробудить у уч-ся интерес к знаниям, воспитывает в них стремление к самостоят. творчеству, помогает уч-ся выбрать будущую профессию. К. является важным средством осуществления межпредметных связей. Наряду с образовательно-воспитательными задачами К. может решать задачи и общественно полезного характера.

Развитие школьного К. тесно связано и с развитием общего (научного) К. (собранный краеведч. организациями материал используется в процессе школьного обучения, с другой стороны - школа может участвовать в общекраеведч. работе), с поисками путей преодоления формализма в школьном обучении и воспитании. О необходимости использовать местный материал в обучении и воспитании писали Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, А. Дистервег. В России эту идею развивали Н. И. Новиков , К. Д. Ушинский, Н. X. Бессель, Д. Д. Семенов, Е. А. Звягинцев . Образовательное и воспитательное значение познания своего края неоднократно подчёркивали Н. К. Крупская, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. П. Пинкевич и многие другие сов. педагоги. К. получило широкое распространение в сов. школе уже в первые годы её существования.

Для правильной постановки К. в школе важное значение имеет как содержание краеведч. знаний и сведений, так и те приёмы и методы, к-рые применяются при изучении местного края. Уже в нач. школе уч-ся непосредственно наблюдают природу и жизнь, слушают рассказы учителя, читают книги о местном крае и его замечательных людях. Знания о родном крае уч-ся получают во время экскурсий (в природу, на ближайшие промышленные предприятия, в колхозы и совхозы, музеи), туристских походов, на уроках, занятиях кружков, вечерах, пионерских сборах и т. д. Уже в нач. школе возможны элементы самостоятельной творч. познавательной работы уч-ся (разнообразные наблюдения, опытничество и т. д.). В соответствии с программой курса природоведения уч-ся осваивают практически в окрестностях школы тему "План и карта" и приобретают первые навыки чтения и составления плана местности, на пришкольном участке - навыки с.-х. труда. Краеведч. подход с первых лет обучения даёт возможность формировать у уч-ся верные представления и понятия о реальном мире, о его предметах и явлениях. При изучении географии краеведч. подход обеспечивает реальность (масштабность) пространственных представлений, а посредством сравнений со своим краем - реальность понятий о географич. объектах. Одно дело, когда уч-ся услышат или прочитают что-либо о речной долине и её морфологич. элементах, о работе реки, о процессах эрозии и аккумуляции наносов, и совсем другое - когда они увидят их в природе, в пространстве и в действии. Широкие возможности для использования краеведч. материала имеются при изучении основ общего землеведения: уч-ся ведут наблюдения за явлениями природы в связи со сменой времён года, составляют календари погоды, следят за режимом местной реки (озера), за снежным покровом, промерзанием и оттаиванием почв и т. д. При изучении курса географии частей света эти наблюдения расширяются посредством изучения элементов местного х-ва, сравнения их с экономич. явлениями в других странах. Особенно важно связывать изучение своего края с курсом географии СССР. Понятие "край" в 5 - 7-х классах расширяется до административного района, области, экономич. района и завершается изучением программной темы "Наша область". В областях, краях, автономных и союзных республиках изданы в дополнение к учебнику "География СССР" пособия по географии родного края, иногда с атласом карт. В изучении экономич. географии СССР К. помогает выяснению местных условий специализации х-ва, основ его планирования и перспектив развития, непосредственно знакомит уч-ся с производством; сравнение хоз. особенностей своего края с другими районами СССР помогает уч-ся уяснить общую структуру производства в стране и закономерности его размещения.

При изучении биологии К. даёт возможность наблюдать за жизнью растений и животных в природе, выяснять взаимосвязи между растительным и животным миром, взаимоотношения между условиями обитания и сообществами организмов, между условиями среды и культивируемыми растениями. На опыте и примерах своего края уч-ся оценивают хоз. значение полезных растений и животных, изучают меры борьбы с вредителями с. х-ва, познают принципы агротехники и технологии в разных отраслях с. х-ва и др.

Большую роль краеведч. подход играет в преподавании физики, математики, химии, особенно в связи с задачами химизации нар. х-ва. Так, в содержание уроков и внеклассных занятий по химии включаются примеры, отражающие сущность химич., электрохимич., термохимич. и биохимич. процессов, имеющих место в окружающей природе, с. х-ве и на промышленных предприятиях. Для ознакомления с технологич. процессами производства проводятся экскурсии на ближайшие предприятия. Уч-ся анализируют состав местных минералов, почв, с.-х. продуктов и т. д.

Разнообразна по своему содержанию и методике историко-краеведч. работа. Наиболее распространённым методом передачи историко-краеведч. знаний в школе является сообщение-рассказ учителя, сопровождаемый чтением отрывков из различных документов (старинных рукописей, газет, книг), художественных произведений, демонстрацией картин, диафильмов и кинофильмов, местных карт, отражающих жизнь края в прошлом и настоящем. Большое распространение получили экскурсии по памятным местам своего края, в краеведч. музеи. Организуются дальние походы по историч. местам, связанным с революционным прошлым, с жизнью и деятельностью замечательных земляков, с событиями Вел. Отечеств. войны, в районы новостроек. В старших классах К. может приближаться к научно-историческому исследованию: работа с архивными документами и музейными материалами, справочниками и книгами, запись и обработка воспоминаний участников историч. событий, участие в археологич. раскопках, составление рефератов-докладов и т. д. Различна тематика работы школьных историко-краеведч. кружков: изучение истории заводов и фабрик, колхозов и совхозов, истории своей школы, местной пионерской и комсомольской организаций, родного села, города, района и области, событий военных лет; во многих школах работают кружки "следопытов революции".

В практике сов. школы широко распространено и лит. К. Знакомство с творчеством писателей-земляков, ярко отобразивших в своих произведениях родной край, помогает уч-ся по-новому оценить его, глубже понять его красоту. В младших классах краеведч. материал привлекается к темам о природе: чтение и разбор программных произведений дополняется внеклассным чтением. В 5-6-х классах при знакомстве с устной нар. поэзией, кроме дополнительного чтения произведений местного фольклора, оправдывает себя организация сбора пословиц, поговорок, песен, частушек. Небольшой по объему краеведч. материал целесообразно сообщать в 7 - 8-х классах на уроках, посвящённых изучению жизни писателя, уроженца данного края. Уч-ся старших классов выступают на уроках с сообщениями-рефератами о связях писателя с родным краем, читают фрагменты из произведений, посвящённых родным местам. Разнообразна тематика занятий литературно-краеведч. кружков: сбор воспоминаний и документов о жизни писателя в родном городе (селе), переписка с литераторами-земляками, организация творч. вечеров, встреч с местными мастерами слова и т. д. Занятия лит. К. позволяют учителю знакомить уч-ся с приёмами самостоят. работы с книгой. Наиболее популярная форма краеведч. работы по лит-ре - организация походов (экспедиций) и экскурсий по памятным местам. Лит. К. тесно связано также с работой словесника по развитию речи уч-ся.

Краеведческие кружки организуют экскурсии, туристские походы, систематич. наблюдения в природе; иногда участвуют в экспедициях, к-рые обычно осуществляются при помощи шефствующих над школами вузов и научных учреждений. В нек-рых школах на основе таких кружков создаются краеведч. общества.

К. нередко носит общественно полезный характер. Школьники по заданию местных организаций, научных учреждений и предприятий участвуют в изучении природных богатств края, ведут метеорологич., фенологич. и гидрологич. наблюдения, составляют коллекции для музеев и т. д. Так, напр., во время туристских походов выясняют причины, к-рые приводят к обмелению рек, ищут минеральные удобрения, строительные материалы, месторождения полезных ископаемых и т. д. Юные краеведы принимают участие в обеззараживании водоёмов, в борьбе с вредителями полей, лесов, садов, охраняют зелёные насаждения, ведут борьбу с оврагами и т. д. Итогом краеведч. работы уч-ся, как правило, является создание школьного краеведч. уголка или музея (см. Музей школьный ).

Уч-ся нек-рых школ переписываются со школьниками других сов. республик и социалистич. стран, обмениваются с ними экспонатами, создают спец. уголки "даров дружбы", присланных юными краеведами. Дружба юных краеведов способствует интернациональному воспитанию уч-ся. В целях развития школьного К. Центральным советом Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина проводятся Всесоюзные экспедиции пионеров и школьников.

Лит.: Звягинцев Е. А ., Родиноведение и локализация в школе, М.-П., 1923; Головин Н. М ., Краеведение в нач. сельской школе, М., 1949; Половинкин А. А ., География и родная природа, М.-Л., 1949; Справочник путешественника и краеведа, т. 1 - 2. Под ред. С. В. Обручева, М., 1949 - 50; Кондаков В. А ., Краеведческий принцип в преподавании географии, "Изв. АПН РСФСР", 1950, в. 24; Изучай свой край. Книга юного краеведа. [Под ред. С. В. Обручева], Л., 1951; Родин А. Ф ., История родного города, М., 1951; его же, История родного села, М., 1954; Надеждина Н. А ., Краеведение в работе школы, М., 1953; Ставровский А. Е ., Краеведческая работа в школе, 2 изд., М., 1954; Прессман Л. П ., Литературное краеведение в ср. школе, Куйбышев, 1955; Кирин Ф. Я ., Краеведение как средство политехнич. обучения в преподавании географии, Челябинск, 1957; Николаев Н. Г., Ишкова В. Е ., Краеведение. Пособие для учителей, М., 1961; Гацко Г. Н ., Использование местного производств. материала при изучении химии в школе, Минск, 1961; Внеклассная работа по истории. Под ред. С. С. Коваленко и З. К. Шнекендорфа, М., 1962; Вопросы краеведения в школах и пед. ин-тах. [Под ред. С. В. Винокурова и др.], Тамбов, 1962; Краеведение и краеведческий подход в преподавании географии. Под ред. И. С. Матрусова, М., 1963.

А. И. Соловьев, А. Е. Сейненский. Москва.


Источники:

  1. Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1965. - 912 с. с илл., 5 л. илл.

Детство – каждодневное открытие мира,

и поэтому надо сделать так, чтобы оно

стало, прежде всего, познанием человека

и Отечества, их красоты и величия.

В. А. Сухомлинский

ВВЕДЕНИЕ

Меняются времена, эпохи, люди… Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для школы и родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Воспитание в школе, направленное на развитие всех детей, должно быть построено так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка исходя из неповторимости его индивидуальности.

В последние годы особенно неуклонно возрастает роль краеведения, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. Ведь краеведение – всегда «краелюбие».

Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.

1. КОМПОНЕНТЫ ПАТРИОТИЗМА

Патриотизм является одним из нравственных качеств личности, которое формируется уже в дошкольном возрасте, и, как любое нравственное качество, оно включает:

- эмоционально-побудительный компонент - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру (любви к родному городу (селу), краю, стране, гордости за трудовые и боевые успехи народа, уважения к историческому прошлому родной страны, восхищения народным творчеством, любви к родному языку, природе родного края), проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде;

- деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о них, готовность выполнить задание взрослого, бережное отношение к природе, вещам, общественному имуществу, умение отразить полученные знания в творческой деятельности), наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.

2. Работа воспитателя детского сада по формированию начал патриотизма у старших дошкольников

Правильная организация работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников основана, прежде всего, на знании возрастных возможностей и психологических особенностей детей этого возраста.

Ребёнок дошкольного возраста отличается большой эмоциональностью. Чувства господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребёнка к окружающему. Отличительной особенностью чувств детей старшего дошкольного возраста является расширение области явлений, которые вызывают эти чувства. Глубокое знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни.

Важное значение, в процессе формирования у дошкольников любви к Родине, имеет тот факт, что эмоциональные переживания детей старшего дошкольного возраста приобретают более глубокий и устойчивый характер. Ребята этого возраста способны проявить заботу о близких людях и сверстниках. В воспитании дошкольников большое значение имеет пример эмоционального отношения взрослых к действительности. От богатства проявлений чувств взрослых, зависит эмоциональное восприятие детьми того или иного явления действительности.

В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется объём знаний об окружающем мире, которыми овладевают дети, что связано с их возросшими возможностями в умственном развитии. Старшим дошкольникам доступны знания, выходящие за рамки непосредственно воспринимаемого. Однако самостоятельно ребёнок дошкольного возраста не может проникнуть в сущность общественных явлений. Только под руководством взрослых дети старшего дошкольного возраста могут усвоить систему знаний на основе понимания естественных, действительно существующих в окружающем мире связей и отношений между отдельными предметами и явлениями. Для этого педагогу необходимо содержание системы знаний построить по иерархическому принципу: выделить ядро, центральное звено знаний, которые могли бы стать основой целенаправленной системы. В процессе формирования у дошкольников такой системы знаний необходимо учитывать особенности содержания этих знаний и усвоения их детьми.

У дошкольников формируются познавательные интересы - избирательная направленность личности на предметы и явления действительности. Ребёнок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснение замеченным явлениям. Происходит переход от простого любопытства к любознательности, которая вызывается внутренней стороной предмета или явления. Ребёнка начинают привлекать социальные явления, о чём свидетельствуют детские вопросы, темы разговоров, игр, рисунков.

У детей старшего дошкольного возраста можно сформировать систему обобщённых знаний о явлениях общественной жизни, которые являются основой их сознательного отношения к окружающему, предпосылкой патриотического воспитания. Этому способствует увеличение объёма представлений и понятий об окружающем мире у дошкольников.

В дошкольном возрасте складываются начала действенного в полном смысле этого слова отношения к Родине, проявляющиеся в умении заботиться о родных и близких людях, делать нужное для других, беречь то, что создано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу, бережно обращаться с природой.

Одной из существенных особенностей детей старшего дошкольного возраста является то, что в этом возрасте у ребёнка появляется соподчинение мотивов и на этой основе складываются общественные мотивы трудовой деятельности, стремление сделать что-то нужное, полезное для окружающих. Данный факт имеет большое значение для воспитания начал патриотизма у дошкольников, поскольку появление социальных мотивов деятельности является основой формирования нравственных качеств личности, приводит к изменению содержания чувств.

Последние начинают возникать не только в связи с удовлетворением узко личных потребностей, но и в связи с интересами коллектива. Социальная мотивация труда детей старшего дошкольного возраста способствует повышению эффективности деятельности детей.

Важнейшим направлением работы воспитателя детского сада является систематическая, целенаправленная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с родной страной. При отборе содержания знаний важно исходить из учёта требований научности, доступности, возрастных возможностей детей, логической последовательности подачи материала, его воспитательной ценности, а также интереса детей к той или иной информации, возможности отражения полученных знаний в деятельности дошкольников.

3. Краеведческая работа как форма патриотического воспитания

Важным принципом отбора сведений об окружающем мире для детей дошкольного возраста является краеведческий принцип, предполагающий использование в работе с детьми близкого, доступного им материала. Использование в работе с детьми краеведческого материала соответствует возрастным особенностям дошкольников, их конкретно-образному, наглядному мышлению.

Основными задачами, которые решаются в ходе занятий по ознакомлению старших дошкольников с родной страной, являются:

Расширение и углубление представлений и понятий детей о Родине;

Воспитание чувства любви и привязанности к родному краю, стране, уважения и гордости за свой народ, его историю, культуру;

Развитие интереса, потребности в обществоведческих сведениях, эмоционально- положительного отношения к окружающему;

Формирование стремления и готовности отразить полученные знания в деятельности.

Основными формами ознакомления детей старшего дошкольного возраста с явлениями общественной жизни являются занятия, экскурсии, целевые прогулки, игры-занятия. Экскурсии и целевые прогулки следует чаще использовать при ознакомлении дошкольников с родным городом (селом). Ценность этих форм работы определяется не только тем, что дети имеют возможность непосредственно знакомиться с городом, но и тем, что на основе возникающих в результате их проведения конкретных представлений у ребят впоследствии легче формируются знания о республике и стране.

Занятия в форме игры - одни из самых любимых детьми видов занятий. Они интересны дошкольникам, приносят им радость, потому что в ходе таких занятий дети действуют непосредственно, свободно. Ценность их заключается и в том, что знания, полученные в процессе таких занятий, легко переносятся детьми в творческие игры.

Система работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников обусловливает необходимость руководства творческой деятельности детей с целью формирования у них предпосылок для активного отношения к окружающему миру.

С целью создания единой системы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, наряду с игровой, необходимо широко использовать также возможности изобразительной деятельности ребят этого возраста. Значение изобразительной деятельности в патриотическом воспитании детей определяется возможностями её в усилении и углублении нравственных переживаний ребёнка в процессе создания рисунка.

При ознакомлении детей с трудом взрослых важно руководствоваться принципом перехода от простого, близкого к более далёкому, сложному (труд сотрудников детского сада, родителей, людей в ближайшем окружении, характерные виды труда людей города, края, других республик).

Патриотическое воспитание учащихся начинается с познания Малой Родины, с познания запахов пряных степных трав, таинственного дыхания морских глубин, пения жаворонка в поднебесье. Не случайно ведь в дореволюционной России в школьных программах существовал предмет «Родиноведение», который позднее был переименован в «Краеведение».

В толковом словаре В.И. Даля: «Краеведение - это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности - природы, хозяйства, истории, быта людей - преимущественно местными школами».

Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического воспитания подрастающего поколения. Любой школьник, интересующийся краеведением, может выбрать себе занятие по душе. Различают следующие направления краеведческой работы: географическое, художественное, историческое, литературное, экологическое.

Географическое краеведение изучает климатические особенности местности и их динамику, лесные и степные массивы, холмы, овраги, отдельные деревья, курганы, фрагменты ландшафта и морских акваторий, степные курганы, отдельные горы и барханы, почвы, животный мир, ручьи и родники.

Объектом художественного краеведческого поиска могут стать скульптура, архитектура, художественные ремесла, устное народное творчество, музыкальный фольклор, резьба по дереву, искусство танца и т. п.

Предметом внимания краеведов-историков является история городов, поселков, отдельных зданий, выдающихся личностей, предприятий, школ, социальных процессов и явлений, население

В педагогической науке целью литературного краеведения является выявление двух зависимостей: как тот или иной город (село) сформировали личность писателя (поэта) и как этот писатель отразил в своем творчестве ту или иную местность.

Основными источниками краеведческой информации являются:

Периодическая печать (газеты, журналы, альманахи);

Художественная литература (но нужно помнить, что не каждый писатель-художник достоверно отражает действительность);

Архивные фонды;

Фонды музеев;

Всякого рода планы и карты;

Материальные следы культуры (произведения скульптуры, живописи, архитектуры);

Материалы статистики;

Устные свидетельства старожилов. Основные принципы краеведческой работы:

Системный подход;

Предельная достоверность фактов;

Синхронность отдельных направлений поиска (например, искусство или природу края нельзя рассматривать исторического контекста).

Формы краеведческой работы - урочная и внеурочная, как активная (сам поиск, туризм, полевая работа) и пассивная (отработка полевых материалов, экскурсионное обслуживание в школьных музеях). Внеурочная краеведческая работа - это поисковые экспедиции, туризм, краеведческие теоретические кружки, тематические вечера, конкурсы, олимпиады, пленэр (живописные этюды с натуры).

Конечным результатом серьезной краеведческой работы является школьный музей.

Качество и объем краеведческой работы, увлеченность детей и масштабы их деятельности во многом определяет личность учителя. Нельзя рассчитывать на успех, если относиться к работе формально, без особой личной заинтересованности. Дети ведь сразу почувствуют казенный привкус в общении.


Патриотизм, по мнению методистов, есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в его историческом, культурном и территориальном аспекте, но и в нераздельной сопричастности с его природой.

Для воспитания патриотизма в работе можно использовать народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Вначале эта работа может осуществляться на уроках, потом через фольклорный кружок, через факультативы по эстетике.

Единство требований учителей в области патриотического воспитания учащихся находит свое конкретное выражение в продуктивном школьном режиме, без которого невозможно успешное решение задач обучения, ни воспитания в целом. Четкий режим школьной жизни, учебной работы и внеурочных занятий является важным, эффективным фактором воспитания дисциплинированности у учащихся. Если не будет достигнуто единство требований учителей-воспитателей в большом и малом, не выручит ни содержание учебного процесса, ни высокое индивидуальное мастерство отдельных учителей. Учит, воспитывает, дисциплинирует, прививает высокую культуру труда, прежде всего, сама организация учебно-воспитательного процесса, в которой не может быть мелочей, все - «крупным планом»: и то, как учитель вошел в класс, как прошло взаимное приветствие, был ли заслушан рапорт дежурного по классу, в каком состоянии находится рабочее место каждого ученика, все ли готовы к уроку и т. д.

Правильный режим определяет деловитость коллектива, четкость его рабочего ритма, воспитывает культуру умственного и физического труда. Повышая уровень требовательности к воспитанникам, он оказывает положительное воздействие на их эмоциональную сферу, дисциплинирует внешне и внутренне, воспитывает волю и закаляет характер.

Если в школе не будет создано должной рабочей атмосферы, не будет налажена твердая дисциплина на уроках, переменах и внеурочных занятиях, учителя никогда не сумеют решить общеобразовательные и воспитательные задачи, в том числе патриотического воспитания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практика показывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учётом их возраста помогают воспитывать у сыновей и дочерей чувства патриотизма, используя богатейшие возможности произведений литературы и искусства. Дедушки и бабушки, отцы и матери силу воздействия этих произведений видят в том, чтобы показывать детям и внукам любовь к Родине и убеждённость, мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества. Конкретное осмысление роли и места родной природы в жизни общества и судьбе Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней. Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России. Конечно, в одном мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для России, можно и должно. И если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны. В начальной школе патриотическое воспитание можно начать с внеклассных мероприятий. Воспитательная работа на уроках даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей, и если она по содержанию и по методам реализации, будет усложняться от класса к классу.

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки. Д. С. Лихачев

Для сохранения преемственности в народной культуре из поколения в поколение передаются на определённой территории экологические, социокультурные, социоэкономические знания, то есть всё то, что изучает историческое краеведение. С его помощью выявляются и раскрываются особые черты места, объектов, персоналий, входят в практическое русло тенденции и традиции развития региона.

Функции

Историческое краеведение - часть науки, которой доверены важнейшие функции. Наряду с общими закономерностями развития общества, ею изучаются и учитываются все моменты многообразия локальных условий истории, малейшие особенности, которые вносит конкретное творчество народа. Это может быть освоением исторического опыта в данной местности, выявлением, сохранением и изучением природного наследия, а также важнейшей деятельностью, которая нацелена на культуры региона.

Историческое краеведение всесторонне участвует как в разработке, так и в воплощении в жизнь программ государства, направленных на восстановление исторической среды проживания народов. Таким образом обеспечивается актуальность и значимость этой комплексной дисциплины. Историческое краеведение основывается на принципах междисциплинарности, косплексности и регионализма как преподаваемая в общеобразовательной школе дисциплина. Феномен духовно-личностного существования заложен в смысловых границах понятий "место", "край", местная история. Курс этот базовый также и в подготовке бакалавров и является вариативной частью профессионального образования по направлению "История" и профилю "Историческое краеведение".

В школе

Объект курса - местная история, то есть всё то, что происходило в данном регионе от времён, которые оставили памятники и материалы для исследования. Являясь предметом курса, рабочая программа по историческому краеведению помогает изучить историко-культурное наследие данной местности. Социокультурным аспектом разнообразных проблем местности насыщена практически каждая изучаемая тема.

Философская основа, которую предлагают учебники, в том числе книга "Историческое методология от целого к части, то есть от культуры России в целом через регионы к локусам. Естественно, каждая часть содержит собственные закономерности развития и специфические характеристики, однако это не переходит в оппозицию к "от целого к части" и не становится "от общего к особенному". Каждая часть имеет собственное влияние на общую историю, несмотря на то что и целое обладает своими параметрами эволюции.

Программа по историческому краеведению в вузе

Регионалистика, состоящая в основе краеведения, обусловлена определённой проблематикой, ориентированной на изучение локальных исторических процессов, которые выступают самостоятельными проблемами науки. Это история селений и городов, храмов, монастырей, усадеб, центров народного промысла, производственных структур, историко-культурных объектов и этнических образований и так далее.

В эту программу теперь включаются темы, ранее не удостоенные заслуженным вниманием. Например, церковные институты, история дворянской усадьбы, некрополи городские и сельские, культура тех или иных сословных групп - купечества, дворянства, крестьянства. Приоритеты обусловлены велением времени: грядёт реализация парадигмы возрождения России, и нужно, чтобы её проведение свершилось профессионально и грамотно, с использованием обоснованных методик и привлечением самой широкой исследовательской базы.

Цели и задачи

Целью выработанного курса является формирование целостного представления об истории краеведения как инструменте для пробуждения исторического сознания. Потенциал возможностей к выявлению, сохранению и широчайшему использованию исторического, культурного и природного наследия чрезвычайно велик, поскольку востребован временем.

Задачами данного курса являются следующие:

  • овладеть знаниями истоков, условий формирования и актуальных направлений в исследовании истории края;
  • освоить общенаучные методики и принципы, которые необходимы для исследования локальной (местной) истории, а особенно социокультурную её сферу, для поисковой, собирательской, исследовательской и атрибутивной практики в школах, музеях, экскурсионных и туристических учреждениях, краеведческих научных центрах;
  • приобщить студентов к краеведческим исследованиям, которые напрямую связаны с государственными программами, относящимися к выявлению и сохранению природного и культурного наследия.

После окончания курса студенты могут ориентироваться в самых актуальных направлениях исторической краеведческой проблематики и использовать профессионально методику исследований и понятийный аппарат, работать с источниками в смежных отраслях знаний - антропологии, топонимики, этнографии, археологии и так далее, а также с любой научной литературой в области истории.

Структура и компетенции

Курс структурно делится на две основные части: первая касается исторического краеведения в системе наук, исторических и современных тенденций развития и методов, а вторая часть очерчивает основные направления проблематики краеведения. В каждой части есть разделы и темы, содержание которых может зависеть от перспектив самой проблематики и личного выбора, который делают авторы программы.

У студентов после окончания курса формируются следующие компетенции: культура мышления, способность к обобщению и анализу, восприятие информации, постановка целей и выбор путей к их достижению. Прежде всего понадобится способность логично, аргументированно и понятно выстраивать письменную и устную речь. Обязательна готовность работать в коллективе в кооперации с коллегами. Нужна способность мыслить и оценивать собственные недостатки и достоинства критически, уметь намечать пути и выбирать средства для устранения недостатков и развития достоинств.

Качества преподавателя

Преподавательно должен понимать, что изучает историческое краеведение, осознавать социальную значимость собственной профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению работы. Хороший преподаватель будет исспользовать методы и основные положения экономических, гуманитарных и социальных наук длЯ решения профессиональных задач, где непременно понадобится анализ социально-значимых проблем и процессов.

К культурному и историческому наследию преподаватель и сам относится с бережным уважением, и учеников приучает к тому, чтобы чтить традиции и толерантно воспринимать культурные различия, а также религиозные, национальные и социальные. Преподаваетль должен быть широко образован и уметь пользоваться в профессиональной и познавательной деятельности базовыми знаниями в смежных науках - информатике, естественно-научных дисциплинах, знать математический анализ и моделирование, иметь навыки в работе с компьютером: получать, хранить, перерабатывать информацию, управлять ею.

Навыки, умения, знания

Преподаватель исторического краеведения должен использовать базовые знания в своих исторических исследованиях, изучив всеобщую и отечественную историю, этнологию и археологию, источниковедение, историографию, методы исторического исследования, теорию и методологию исторической науки и многое, многое ещё. Всё это для того, чтобы понимать исторический процесс, видеть его движущие силы и закономерности, оценивать роль насилия и ненасилия, место человека в этом процессе, чтобы уметь обрисовать политическую организацию общества.

Точному способствуют только знания базовой исторической информации, отсюда появляется критическое восприятие различных концепций историографических школ, способность использования специальных знаний, полученных в вузе, при работе с архивами и в музеях, библиотеках. Хороший преподаватель исторического краеведения без труда состивит любой обзор, напишет аннотацию, реферат по любой тематике проводимых исследований.

В авангарде

Поскольку сейчас одна из важнейших тенденций в образовании - регионализация, органически сочетающаяся с федерализацией, эти два направления, характерные для современной образовательной системы России, помогают комплексно решать проблемы закрепления целостности образовательного пространства и формирования в этой области. Всё это способствует адаптации конкретного человека к жизни в данных конкретных условиях. В этом и состоит авангардная роль дисциплины исторического краеведения в современном образовательном процессе: максимальная реализация ведущих тенденций развития образования в стране.

Этот предмет воспитывает гражданина России и патриота своей малой родины, который знает и любит родной край, город или селение с его традициями, памятниками природы, историей и культурой и который принимает активнейшее участие в развитии региона. Таким образом, расширяются и углубляются общеисторические знания школьников - только через изучение краеведческих материалов, вырабатывается стремление к работе в художественной, исторической, научно-популярной литературой, воспитывается любовь к малой родине, интерес к истории в целом. Примеров прекрасного преподавания краеведения в школах можно приводить множество: это и Екатеринбург, и Новосибирск, и Алтай.

Воронеж

Историческое краеведение даёт возможность учащимся прикоснуться к подлинным памятникам истории, поработать с краеведческими объектами прямо в естественных условиях. Школьники ездят на обязательные экскурсии, где объектами, воспитывающими тягу к познаниям, бывают всегда интереснейшие средства наглядности. Эти формы работы помогают не только изучить родную область, но и воспитать стремление к познавательной деятельности, поскольку на таких уроках применяется комплекс информационного и эстетического материала.

Для обучения в Воронежской области подготовлено учебное пособие, над которым работали лучшие историки-учёные, используя новейшие исследования Воронежского края от древнейших времён до наших дней. Этот учебник предназначен для восьмых и девятых классов общеобразовательных школ. Над отдельными разделами работали доктора исторических наук М. Д. Карпачёв, А. З. Винников, М. В. Цыбин и многие другие. Авторский коллектив может быть удовлетворён: учащиеся школ это пособие полюбили, практически все его страницы читаются с интересом, как художественная литература.

Донецк

В новых украинских республиках тоже заботятся о подрастающем поколении, несмотря на весьма неспокойную обстановку. Например, подготовлен ряд пособий для учеников пятого, шестого и седьмого классов, это историческое краеведение - "Введение в края". Это исключительно качественный учебно-методический комплекс, формирующий у детей потриотичекое самосознание, воспитывающий чувство гордости за родной край и многонациональный народ, живущий здесь. Так развивается гражданственность, уважение к культурным ценностям и историческому прошлому.

Учебными пособиями занимались специальные творческие группы под руководством Донецкого ИППО. В учебниках шесть направлений краеведения: экономическое, биологическое, историческое, географическое, литературное и искусствоведческое. Содержание этого учебно-методического комплекса включает в себя насколько возможно полную информацию о родном крае, что помогает сформировать у школьников целостное представление о богатстве культуры родной земли, о перспективах развития, появляется понимание всех особенностей исторического, экономического и социального состояния Донецкого региона.

Новое на сайте

>

Самое популярное