Домой Игры Социальные проблемы студенчества и пути их решения. Актуальные проблемы современного студенчества

Социальные проблемы студенчества и пути их решения. Актуальные проблемы современного студенчества

Образование становится сегодня тем инструментом, с помощью которого каждый человек может добиться успеха в жизни, а общество в целом двигаться по пути прогресса. Сегодня для всех очевидно: образование может чрезвычайно много и позитивного, и негативного. Пользоваться этими возможностями необходимо профессионально и целенаправленно, так как будущее общества формируется сегодня нами, в ближайшей перспективе нашими студентами.

За последние годы студенты очень изменились. Основным стал принцип выживания. И люди стали жить по инстинктам. Когда человек говорит: «Я так хочу» - это словесное выражение инстинктивной деятельности. А основные инстинкты все знают: поесть, поспать и т.д. Причем пищевой - первый. Вот такая проблема.

Современные студенты вынуждены в ущерб учебе тратить много времени на подработки.

Одна треть студентов работает, потому что родители не могут обеспечить их всем необходимым. Еще одна треть работает, чтобы попробовать себя в деле и к концу учебы четко понимать, на чем они хотят специализироваться. Оставшаяся часть студентов работает, чтобы обеспечить себе трудоустройство после окончания учебного заведения.

Из этой проблемы вытекают глобальные последствия.

Корпоративные связи внутри студенчества как социальной группы сейчас слабы и в первую очередь, определяются совместной деятельностью внутри группы.

Раньше это была не только учеба, но и студенческие кружки, турпоходы, слеты, конкурсы авторской песни или дежурства. Сейчас все эти мероприятия выражены в очень слабой степени, и даже учеба для современного студента - это полдела, поэтому и социальные связи стали наполовину слабее. У студента на первом месте стоит проблема заработка.

Но увлеченность не исчезла. Она всегда подогревается любопытством, поэтому человек никогда ее не утратит. У современного студента есть стремление к познанию нового. Намного повысился уровень знаний современного студента, он стал эрудированнее. Но читают студенты очень мало. Если раньше хорошо знали классику, то сейчас - нет. Но незнание классических произведений они восполняют другим. Сейчас поступление информации многоканальное. У современного студента появился компьютер, Интернет, широкие возможности для изучения любого предмета. Ко всему вышесказанному, современный студент, конечно же, стал мобильнее. Но все равно студенты не в полной мере используют то, что им дано, учитывая, что у них столько источников информации и столько возможностей. Все зависит от выбора каждого из них.

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности, или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение совладать с собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

Социальный портрет современного студента по результатам различных социологических исследований

Среди различных классификаций мотивов учебной деятельности студентов, как правило, выделяют три. Это: 1) профессионально-познавательный мотив (в основе которого лежат как широкие познавательные потребности, так и интерес к знаниям, специфичным для будущей профессии); 2) мотив получения диплома о высшем образовании (как стремление к определенному статусу в обществе); и 3) мотив межличностного общения (в основе которого находится потребность общения с "единомышленниками" - кругом людей, объединенных общими интересами и профессиональной направленностью).

В одном из исследований социальный портрет современного студента описывается следующим образом. Современные студенты предпочитают Интернет с огромным количеством сайтов, которые им нужны не только для развлечения, но и для учёбы. В среднем в сети «зависают» на 2-5 часов, а многие и не отключают его вовсе. Наибольшей популярностью пользуются электронные странички «Одноклассники» и «В контакте». Любят, проводить весело время, приходят на занятия, вечно сонными и голодными. Они считают, что студент живет от сессии до сессии, так же он должен успевать везде и всюду, так описали современного студента 72% опрошенных. А 38% считают, что современный студент должен стремиться к новым знаниям и быть отзывчивым, помогать сокурсникам, целеустремлённым, общительным, активно участвовать в жизни своего университета, и, конечно же, вести здоровый образ жизни.


По результатам опроса преподавателей: По-мнению преподавателей современный студент, разносторонний, инициативный, самокритичный, активный, азартный, энергичный, всегда в движении и в поисках приключений, трудолюбивый, и старательный. А так же у них много амбиций, чем знаний, смелые и рискованные, умеют «доставать» материалы из Интернета, которые остаются только на бумаге, но не в их головах. Если бы не лень, современные студенты, были бы идеальными учениками наших преподавателей, которые вкладывают в студентов не только свои знания, но и любовь к предмету.

Приведенные ниже данные социологических исследований позволяют дать характеристику современного студента, выделить наиболее типичные черты его социального портрета.

На вопрос «Что для Вас в жизни самое главное?» Получены ответы: семья - 48,7% , любовь - 38,6% , здоровье - 35,4% , работа - 30,3% , образование - 28,4% , уважение окружающих - 15% , творчество - 14,5% , дети - 13,4% .

По данным опроса студенты больше всего ценят: порядочность - 59,5% , чувство собственного достоинства - 57,2% , понимание - 44,1% , доброту - 42,1% , независимость - 41,6% , свободу - 36,6% . А больше всего ненавидят: предательство - 80,9% , жестокость - 49,2% , ложь - 46,1% , жадность - 33,8% , невежество - 23,1% .

На вопрос «Какие социальные проблемы молодежи Вы считаете сегодня наиболее серьезными?» студенты дали следующие ответы: наркомания - 60,8% , трудоустройство - 49,6%, преступность - 36,7% , пьянство - 24,1% , получение образования - 20,8% , невозможность обрести материальную независимость - 19,8% .

Считают наиболее важным для достижения успеха в жизни: целеустремленность, упорство, трудолюбие, интересную работу - 63,9% , хорошее образование - 46,8% , «богатые» родители и связи - 25,5% , везение - 10,8% , способности - 9,4% . Студенты явно недооценивают роль способностей в достижении жизненного успеха, каждый четвертый надеется на богатых родителей и связи.

Угроза безработицы страшит каждого четвертого студента, в социальной защите нуждается - 52,8%.

Актуальными проблемами в социально-культурной сфере студенты считают: финансирование - 70% , подготовка кадров - 50% , оказание платных услуг - 30% , оплата труда - 40% , заинтересованность - 30% , сохранение культурного наследия - 20% , недостаточное влияние государства на развитие отрасли - 20% , сокращение учреждений культуры - 10% , внедрение новых технологий - 10% , качество услуг - 10% .

Пути решения современных социально-культурных проблем студенты видят в привлечении внебюджетных средств - 70% , качественная подготовка кадров - 70% , доступность представляемых услуг - 30% , совершенствование законодательно-правовой базы - 20% , государственная поддержка культуры - 20% , возрождение традиций и обычаев - 10% , реклама - 10% .

К первостепенным ценностям современное студенчество вуза относит: карьера - 80% , здоровье - 60% , материальные блага - 50% , семья - 50% , образование - 50% , духовное развитие - 50% , самореализация - 50% , моральная устойчивость - 40% , честность - 10% , любовь - 10% .

Негативными качествами личности студенты считают: необразованность - 30%, лживость, наглость, инфальтильность, лень, неумение работать - 20% (каждая позиция), предательство, заносчивость, притворство, меркальтивность, доверчивость, зависть, лицемерие, жадность, эгоизм, истеричность, деградацию - по 10%, соответственно каждая позиция.

Проведенный социологический опрос среди студентов показал, что «портрет современного студента» им представляется как (основные положительные черты): активный, общительный, приветливый - 100% (каждая позиция), внимательный - 80% , ответственный, легкообучаемый - 70% , пунктуальный и вежливый - 60% , аккуратный - 50% , корректный и отзывчивый - 40%.


К негативным качествам современного студента, опрошенные студенческие группы вуза отнесли: неответственный и неаккуратный - 50% , неорганизованный, неусидчивый и невнимательный - 40% , некоммуникабельный и невоспитанный, соответственно - 30%.

Характеризуя «Современный портрет педагога» к его позитивным качествам студенты относят: профессионализм, образованность, коммуникабельность - 100%, справедливость - 90% , компетентность - 80%, вежливость - 70% , активность, доброжелательность, убедительность, общительность, уравновешенность, отзывчивость - 60% (каждая позиция), требовательность, терпеливость, организованность - 50% , жизнерадостность, трудолюбие, внимательность, оптимизм, любовь к работе, чувство юмора, корректность, умение выслушать - 20% , энтузиазм, приветливость - 30%.

Основными негативными качествами современного педагога студенты считают: непрофессионализм, необразованность, неумение управлять аудиторией - 70% , безответственность, агрессивность, грубость в общении, ленивость, пассивность, деспотичность - 60% , некоммуникабельность, безразличность, хитрость, замкнутость - 50% , вспыльчивость, неопрятность, неорганизованность, некорректность, равнодушие, строгость, нервозность - 40% , невнимательность, неотзывчивость, несправедливость - 30% , невежливость, меланхоличность - 20% .

Думается, что приведенные социологические данные не требуют подробных комментариев, они лишь подтверждают, что современное студенчество, несмотря на многие сложившиеся в последние годы негативные тенденции в обществе, сохраняет присущий ему творческий потенциал, веру в добро и в людей, готовность служить российским идеалам гуманизма, культуры, образования и науки.

Сегодня, когда происходят изменения в общественном сознании, во взглядах на мир и месте в нем человека его общественно-политического, духовно-нравственного, ценностно-ориентированного отношения к окружающей социально-культурной среде, задачей государства становится формирование новых идеалов, культурных ценностей, социально-значимых интересов, которые всегда были и остаются основными устоями жизни человеческой цивилизации.

Таким образом, без коренной трансформации системы отечественного образования, очевидно, невозможно добиться радикальных качественных перемен в интеллектуальной сфере жизнедеятельности общества, внедрить новое мышление в общественное сознание.

Мне нравится

Современное развитие российского общества характеризуется фундаментальными изменениями во всех сферах жизнедеятельности, оказывающими огромное воздействие на все социальные слои. Построение гражданского общества, становление демократических институтов, переход к рыночной экономике - это те стратегические задачи, решение которых выступает необходимым условием обеспечения социальной стабильности страны, ее интеграции в мировое цивилизационное пространство. Все это требует максимальной мобилизации всех социальных ресурсов. Большая ответственность лежит на молодежи, как носителе социальной энергии. Все это свидетельствует о высоком уровне научных разработок в сфере молодежи. Вместе с тем, слабо изученной остается студенческая молодежь, которая выступает и как субъект социально-экономических преобразований, и как объект социализации.В статье представлены результаты исследования по выявлению проблем студенческой молодежи, обучающихся в медицинском ВУЗе.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА.docx

subject Текстом

image Картинками

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА Кузнецова Елена Владиславовна Заместитель декана педиатрического факультета ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет», г. Киров Аннотация: в данной статье рассматриваются основные актуальные проблемы современных студентов. В статье представлены результаты исследования по выявлению проблем студенческой молодежи, обучающихся в медицинском ВУЗе. Ключевые слова: студенческая молодежь, актуальные проблемы студенческой молодежи, проблемы адаптации, проблемы социализации, объективные и субъективные факторы, социальная активность. Современное развитие российского общества характеризуется фундаментальными изменениями во всех сферах жизнедеятельности, оказывающими огромное воздействие на все социальные слои. Построение гражданского общества, становление демократических институтов, переход к рыночной экономике ­ это те стратегические задачи, решение которых выступает необходимым условием обеспечения социальной стабильности страны, ее интеграции в мировое цивилизационное пространство. Все это требует максимальной мобилизации всех социальных ресурсов. Большая ответственность лежит на молодежи, как носителе социальной энергии. Все это свидетельствует о высоком уровне научных разработок в сфере молодежи. Вместе с тем, слабо изученной остается студенческая молодежь, которая выступает и как субъект социально­экономических преобразований, и как объект социализации. В ходе проведения исследования по выявлению проблем студенческой молодежи было опрошено 250 человек – студентов Кировского государственного медицинского университета ­ с первого по пятый курс, по 50 человек с каждого курса. Всего было опрошено 88 юношей (35,2%) и 162 девушки (64,8%). В данном исследовании мы ставили целью выявить особенности актуальных проблем студенческой молодежи на современном этапе (на примере студентов Кировского ГМУ). Для этого мы выделили основные категории, проанализировав которые можно сформулировать конкретные вопросы для респондентов: проблемы адаптации, проблемы социализации, объективные и субъективные факторы, влияющие на появление проблем у студентов, социальная активность самих студентов, какие преобразования возможны со стороны руководства ВУЗа, а также реформирование на уровне государства. Проблемы адаптации предполагают, прежде всего, появление финансовых проблем и проблем с жильём. Для того

чтобы выяснить финансовое положение студента был задан вопрос о том, работает ли он и если работает, то по какой причине. Как оказалось, работают 12% опрошенных (30 человек), и еще 24% ­ осознают необходимость работать, но не работают, и, лишь, 20% ответили, что в работе не нуждаются. Выясняя, по какой причине студенты работают, мы получили следующие результаты (из предложенного списка вариантов можно было выбирать не более трех): наиболее часто выбираемый ответ ­ это «необходимы средства (деньги)», его выбрали 18 респондентов из 30 работающих (что составляет 60%); на втором месте ­ вариант «нужно нарабатывать опыт», он был отмечен 21 раз (70%); далее – «нравится сама работа» ­ выбрали 11 респондентов (37%); и варианты «нравится коллектив» и «чтобы как­то занять свободное время» были отмечены 6 и 3 раза соответственно (20% и 10%). Как видно из полученных данных, основной причиной, по которой студенты работают ­ это «нехватка денег». Также важно отметить и достаточно часто выбираемый ответ «нужно нарабатывать опыт». Это говорит о том, что студенты осознают необходимость иметь уже какой­то опыт работы при трудоустройстве, после окончания ВУЗа. И это действительно важно, так как одной из главных проблем современной студенческой молодежи является проблема безработицы. Как было отмечено выше, проблемы адаптации студентов предполагают наличие трудностей с жильём. Респондентам был задан вопрос «Где Вы живете?», были получены следующие данные: 45% порошенных, то есть чуть меньше половины, живут с родителями; 23% ­ снимают жильё; лишь 21% выбрали ответ «живу в общежитии» и 11% выбрали другой вариант ответа, среди которых, главным образом, встречались такие ответы, как «живу в собственной квартире» (такие ответы встречались у студентов старших курсов). Получив такие данные, мы обратили внимание на невысокий процент респондентов, ответивших, что они живут в общежитии. В анкете был задан вопрос о том, предоставляет ли ВУЗ студентам места в общежитии. Результаты были получены следующие: «да» ­ 17%, «да, но мест не хватает» ­ 56% и «не знаю» ­ 27%. Из приведенных данных видно, что достаточно остро стоит проблема необеспеченности жильем студентов. ВУЗ не может предоставить места в общежитиях всем своим иногородним студентам, что влечет за собой возникновение сложностей у студентов с обеспечением себя жильём на время получения образования. В поисках решения данной проблемы, студенты вынуждены искать съемное жильё, что требует дополнительных средств. А эти средства не всегда возможно получить от родителей, следовательно, необходимо искать источник доходов, что и приводит к такой ситуации, как необходимость совмещать работу и учебу (феномен «вторичной занятости» студенческой молодежи), отводя при этом учебе меньше времени, чем следует.

Также была выделена категория проблемы социализации. Говоря о процессе социализации, логично было бы обратиться к анализу досуга студенческой молодежи. Поэтому, для того чтобы выяснить, каким образом студенты распределяют своё свободное время, мы задали вопрос «Чем Вы занимаетесь в свободное от учебы и работы (если работаете) время?». Было предложено несколько вариантов ответа, необходимо было выбрать один из них, либо указать свой вариант. Респонденты ответили следующим образом: варианты «все время отнимает учеба и работа», «занимаюсь спортом, или посещаю другие кружки» и «встречаюсь с друзьями» были выбраны одинаковое количество раз (по 32%), 10% респондентов ответили, что ничем не занимаются, и 8% выбрали вариант «другое», где, главным образом, указывали, что в свободное от основной учебы время они получают еще и дополнительное образование либо изучают иностранные языки. Респондентов, указавших вариант «другое» можно отнести к первой группе, то есть к тем, кто ответил, что всё время отнимает учеба (и работа), так как в свободное время они занимаются саморазвитием, то есть продолжают своё обучение. Активность студентов в медицинском ВУЗе достаточно велика, так как более половины тратят всё своё время на учебу, работу, получение дополнительного образования, спортивные и иные досуговые кружки и мероприятия. Лишь 8% респондентов ответили, что ничем не занимаются. Далее респондентам был задан вопрос о том, как они оценивают своё здоровье. 41% студентов имеют незначительные проблемы со здоровьем, 39% не болеют вообще, 16% имеют какие­либо хронические заболевания и 4% воздержались. В целом мы имеем положительную картину: подавляющее большинство (80%) либо не болеют, либо имеют незначительные проблемы со здоровьем. Но такая положительная оценка состояния здоровья студентов дана самими студентами, и мы не можем опираться на неё, оценивая состояние здоровья студенческой молодежи вообще. То есть, мы имеем дело именно с оценкой здоровья, а не реальным состоянием здоровья студентов. В рамках вопроса социализации также был проанализирован уровень проблемности студенческой молодежи в целом. Нас интересовала оценка своей жизненной ситуации самими студентами, поэтому респондентам было предложено отрефлексировать свой уровень проблемности. В анкете было предложено отметить свой уровень проблемности на предлагаемой пятибалльной шкале, где 1 ­ минимальный уровень проблемности, 5 ­ максимальный. Большая часть респондентов ­ 44% ­ оценивает свой уровень проблемности «на 2 балла», то есть ниже среднего. Примерно одинаково распределились ответы на уровнях 1 (минимальный уровень) и 3 (средний уровень), по 23% и 25% соответственно; 6% респондентов оценили свой уровень проблемности на 4 балла (выше среднего) и 2 % ­ на 5 баллов, то есть максимальный уровень проблемности. В целом, можно говорить, что студенты не оценивают свою жизнь, как проблемную. Оценивая свою жизнь, студенты в своём большинстве распределились на шкале до 3 баллов, что в целом создает

оптимистичную картину. Не отказываясь полностью от наличия проблем, молодежь всё­таки и не считает свою жизнь высоко проблемной. Можно предположить, что такие ответы в определенной мере показывают и отношение студентов к жизни вообще. Возможно, возникающие проблемы студенты рассматривают как временные трудности, или как определенные шаги, ступеньки, которые необходимо пройти на этом жизненном этапе, поэтому и не оценивают их в негативном цвете. Второй задачей в нашем исследовании, после выявления актуальных проблем студенческой молодежи, стояла задача определить факторы, влияющие на появление проблем у студентов. Для этого все факторы были поделены на объективные и субъективные. К объективным факторам мы отнесли: отсутствие внешних ресурсов (финансы, жильё, друзья, необходимые знакомства) и отсутствие внутренних ресурсов (возраст, здоровье, образование); к субъективным факторам ­ отсутствие субъективных внутренних качеств, самостоятельность, общительность, оптимизм. таких как решительность, Для того чтобы выявить факторы был задан вопрос «Какие факторы по Вашему мнению влияют на появление большинства проблем у студентов?». Необходимо было провести ранжирование. Анализ результатов показал, что на первое место студенты ставят объективные факторы, такие как «уровень материальной обеспеченности» (Ранг 1; 44,9 %), и «уровень жилищной обеспеченности» (Ранг 2; 30,6 %). Наряду с ними также указывались «отсутствие соответствующего образования» (Ранг 3; 18,4 %), «нет друзей, необходимых знакомств» (Ранг 4; 14,3%). На последних местах оказались субъективные факторы: «не хватает оптимизма» (Ранг 8; 18,4%), «не хватает общительности» (Ранг 9; 24,5%). Таким образом, можно сделать вывод, что студенты к главным причинам появления своих проблем относят главным образом объективные факторы. Третьей исследовательской задачей была изучение видения самих студентов относительно возможного решения проблем студенческой молодежи на современном этапе. В качестве теоретических понятий были выделены такие, как: социальная активность самих студентов, возможные преобразования со стороны руководства ВУЗа и реформирование на уровне государства в целом. Для выяснения позиции студентов (активная, пассивная) и их отношения по поводу распределения ответственности за решение существующих проблем, был задан ряд вопросов. Условно их можно разделить на три группы вопросов, каждая из которых выявляет: 1) уровень активности студентов; 2) оценка студентами работы ВУЗа; 3) мнение студентов относительно того, на каком уровне должны решаться проблемы студенческой молодежи. Анализируя полученные ответы на первую группу вопросов, можно

сказать, что в целом уровень активности студентов достаточно низкий. Ответы на вопрос «Принимаете ли Вы участие в мероприятиях, устраиваемых студентами?», распределились следующим образом: «Ни разу не участвовал» ­ 62%, «Принимал участие один раз» ­ 26%, «Регулярно участвую» ­ 12%. Цифры говорят сами за себя. Уровень студенческой активности средний, это связано с повышенной учебной нагрузкой студентов, обучающихся в медицинском ВУЗе. Рассматривая удовлетворенность студентов работой ВУЗа, нас интересовало осуществляется ли в ВУЗе помощь студентам в трудоустройстве. Лишь 16% ответили, что такая помощь студентам оказывается, 10% высказались за то, что помощи в трудоустройстве студентам не оказывается, и 74% ответили, что не имеют информации на этот счет, студенты не знают, что в Вузе работает Центр по трудоустройству. Закрывая данную группу вопросов, мы посчитали уместным поместить один открытый вопрос, который звучал следующим образом: «Какие меры по усовершенствованию работы Вашего ВУЗа Вы могли бы предложить?». Как оказалось, наиболее остро стоит проблема неудовлетворенности функционированием таких «подразделений» университета, как: столовая, библиотека, медицинский кабинет, деканат, общежитие ­ студенты указывают (16%) на недоброжелательность и отсутствие терпимого отношения со стороны сотрудников к студентам. Также наряду с этим, студенты обратили внимание на необходимость благоустройства общежитий; высказывались следующие предложения: сделать ремонт в комнатах, утеплить их, организовать места для отдыха. Еще одним важным аспектом по усовершенствованию работы ВУЗа является, по мнению студентов, необходимость технического оснащения (больше принтеров (чтобы была возможность распечатать или откопировать нужный материал, не только в 3 корпусе), учебной литературы, нового оборудования в аудиториях), что обеспечило бы удобство и большую продуктивность учебного процесса. Наряду с выше перечисленными были предложены и такие меры, как: оказание помощи при трудоустройстве; повышение стипендии и поощрение «одаренных» студентов; обеспечение студентов жильем; усовершенствование расписания; опрашивать студентов об их проблемах. Можно отметить, что в целом респонденты проявили активность при ответе на данный вопрос. Было высказано довольно много предложений. Видимо студентам действительно не хватает так называемой «обратной связи» с руководством ВУЗа, существует потребность высказаться (иной раз пожаловаться, покритиковать), внести свои предложения. Это дает основания полагать, что студенчество все же имеет свою позицию, своё мнение, но не всегда имеет возможности их проявить.

Летьен Е.В.

учитель иностранного языка

МАОУ «СОШ № 40»

Проблемы, с которыми сталкиваются студенты языковых факультетов, при прохождении производственно - педагогической практики.

Процесс профессионального становления студентов - будущих учителей в педагогических учебных заведениях немыслим без учебной педагогической практики. Известный педагог П.П. Блонский писал, что «педагогике невозможно научить книгами… Также необходима практика, но не копирующая, а творческая и осознающая» . Педагогическая практика является важным этапом на пути к профессии учителя.

Во время прохождения педагогической практики студент может проявить свои творческие и профессиональные умения в роли учителя, убедиться в правильности выбора будущей профессии.

Как студенты определяют цель педагогической практики?

Большинство моих студентов – практикантов считают, что главная задача педагогической практики заключается в том, что она дает возможность «попробовать» себя в роли учителя. (45% от числа студентов)

Для небольшого количества студентов, педагогическая практика – это способ применить теоретические знания на практике. (35%)

Довольно редко находятся студенты, которые определяют, что цель практики в школе – вооружение учащихся знаниями и умениями. (20%)

На протяжении нескольких лет в нашей школе проходят практику студенты факультета иностранных языков. Как правило, в начале практики они, допускают одни и те же ошибки. Постараемся обозначить эти трудности и возможные пути их решений. Ниже изложенные проблемы можно разделить на 2 типа:

I тип связан с интеграцией знаний из различных предметных блоков (культурологических, психолого-педагогических, предметных) при решении конкретной педагогической задачи.

II тип связан с переводом теоретического знания в плоскость решения практических проблем.

Рассмотрим проблемы, связанные с I типом.

Грамотное распределение времени.

Урок длится определенное время и постоянная ошибка - это неумение чувствовать этот период времени. Чаще всего бывает так, что, либо студенты не успевают выполнить все задания, которые они запланировали, либо у них остается время, а задания уже сделаны. В таких ситуациях всегда нужно иметь что-то в запасе (дополнительные упражнения по теме, языковые игры, песни,скороговорки). А если не успеваешь, необходимо проанализировать, почему это произошло.

Таким образом, творческий подход и наличие часов – это один из основных инструментов начинающего учителя.

Дисциплина в классе.

В последнее время не обязательно весь урок стоять у доски. Учитель сам выбирает свое место в зависимости от задач и целей урока. Важно, что бы ученики воспринимали студента – практиканта как динамичного наставника. Двигаясь по классу можно исправить письменные и устные ответы учеников. А спрятавшись за учительским столом - нельзя поддержать идеальную дисциплину в классе.

Иначе говоря , расширяем рабочее пространство по максимуму.

Язык тела.

Для учителя иностранного языка очень важно уметь владеть и применять язык тела. Там где хочется что-то сказать на родном языке, лучше заменить это на какой-нибудь знак. В результате, вырабатывается своя собственная знаковая система и экономиться время. К языку тела, я бы добавила голос. Необходимо подчеркнуть что, следует научиться варьировать громкость своего голоса так, чтобы урок не стал монотонным.

К трудностям II типа относится проблема перевода теоретического знания в плоскость решения практических проблем.

Студенты, приходящие на практику, как правило, владеют языком. Но часто забывают, что они должны учить детей языку, а не демонстрировать свои знания. Иными словами, попытаться поставить себя на место ученика и правильно соотнести свой уровень владения языком с его. А если была допущена ошибка, и ученики заметили это - поблагодарите, ведь допустить ошибку может каждый. Не бойтесь признаться, если вы чего-нибудь не знаете.

Кроме того, у каждого квалифицированного учителя присутствует грамотная методическая концепция и свой стиль работы. Такой учитель знает, с какой целью он дает задания, может спрогнозировать альтернативные пути решения одной и той же проблемы. Стремитесь стать хорошим учителем – работайте над собой. Компетентный учитель использует и учитывает жизненный опыт, интересы и эмоции учащихся. Он разный в разных классах, он старается учитывать разные жизненные обстоятельства своих учеников, но в то же время не подстраиваться под них. У компетентного учителя урок идет на языке, а не о языке. Речь всегда ситуативна. Это могут быть реальные, проблемные или условные ситуации. Но все они должны определяться той коммуникативной задачей, которую необходимо решить в ходе общения. Чтение, аудирование, говорение и письмо - многофункциональны.

В заключение следует отметить, что необходимо научить студентов принимать во внимание все выше изложенные факторы. Педагогическая практика должна носить личностно-ориентированный, творческий характер и способствовать выработке индивидуального стиля педагогической деятельности. Ее главным итогом должна быть твердая убежденность студентов в правильности сделанного выбора - стать учителем, посвятить себя самой гуманной профессии на Земле - воспитанию человека.

Библиографический список

1. Барбина Е.С. Теоретико-методологические основы профессинальной подготовки будущих учителей. Научно-методическое пособие. - Херсон, 2001. - 70 с.

2. Блонский П.П. Мои воспоминания. М., 1971.

3. Кулюткин ЮН. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. № 2. С. 26-30.

4. Сластенин В.А., Тамарин В.Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика. 1990. № 7.

С. 82-88.

5. Тесля Е.Б. Формирование профессионального интереса у будущих учителей // Педагогика. – № 7. – 2000. – С. 75-79.

В ходе проведения исследования по выявлению проблем студенческой молодежи было опрошено 50 человек - учащихся Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭиУ) - с первого по пятый курс, по десять человек с каждого курса. Всего было опрошено 12 юношей (24%) и 38 девушек (76%). В данном исследовании мы ставили целью выявить особенности актуальных проблем студенческой молодежи на современном этапе (на примере студентов НГУЭУ). Для этого мы выделили основные категории, проанализировав которые можно сформулировать конкретные вопросы для респондентов: проблемы адаптации, проблемы социализации, объективные и субъективные факторы, влияющие на появление проблем у студентов, социальная активность самих студентов, какие преобразования возможны со стороны руководства ВУЗа, а также реформирование на уровне государства. Проблемы адаптации предполагают, прежде всего, появление финансовых проблем и проблем с жильём. Для того чтобы выяснить финансовое положение студента был задан вопрос о том, работает ли он и если работает, то по какой причине. Как оказалось, работают 40% опрошенных (20 человек), и еще 40% - осознают необходимость работать, но не работают, и, лишь, 20% ответили, что в работе не нуждаются. (См. Таблица 1).

Таблица 1 Распределение ответов на вопрос "Работаете ли Вы?"

Выясняя, по какой причине студенты работают, мы получили следующие результаты (из предложенного списка вариантов можно было выбирать не более трех): наиболее часто выбираемый ответ - это "нужны деньги", его выбрали 18 респондентов из 20 работающих (что составляет 90%); на втором месте - вариант "необходимо нарабатывать опыт", он был отмечен 14 раз (70%); далее - "нравится сама работа" - выбрали 7 респондентов (35%); и варианты "нравится коллектив" и "чтобы как-то занять свободное время" были отмечены 6 и 4 раза соответственно (30% и 20%). Представим полученные результаты в виде диаграммы (Рис. 1).

Рис. 1

Как видно из полученных данных, основной причиной, по которой студенты работают - это "нехватка денег". Также важно отметить и достаточно часто выбираемый ответ "необходимость нарабатывать опыт". Это говорит о том, что студенты осознают необходимость иметь уже какой-то опыт работы при трудоустройстве, после окончания ВУЗа. И это действительно важно, так как одной из главных проблем современной студенческой молодежи является проблема безработицы.

Как было отмечено выше, проблемы адаптации студентов предполагают наличие трудностей с жильём. Респондентам был задан вопрос "Где Вы живете?", были получены следующие данные: 56% порошенных, то есть больше половины, живут с родителями; 30% - снимают жильё; лишь 4% выбрали ответ "живу в общежитие" и 10% выбрали другой вариант ответа, среди которых, главным образом, встречались такие ответы, как "живу в собственной квартире" (такие ответы встречались у студентов старших курсов).

Получив такие данные, мы обратили внимание на очень низкий процент респондентов, ответивших, что они живут в общежитие. В анкете был задан вопрос о том, предоставляет ли ВУЗ студентам места в общежитие. Результаты были получены следующие: "да" - 8%, "да, но мест не хватает" - 78% и "не знаю" - 14%.

Из приведенных данных видно, что достаточно остро стоит проблема необеспеченности жильем студентов. ВУЗ не может предоставить места в общежитие всем своим иногородним студентам, что влечет за собой возникновение сложностей у студентов с обеспечением себя жильём на время получения образования. В поисках решения данной проблемы, студенты вынуждены искать съемное жильё, что требует дополнительных средств. А эти средства не всегда возможно получить от родителей, следовательно, необходимо искать источник доходов, что и приводит к такой ситуации, как необходимость совмещать работу и учебу (феномен "вторичной занятости" студенческой молодежи), отводя при этом учебе меньше времени, чем следует.

Также была выделена категория проблемы социализации. Говоря о процессе социализации, логично было бы обратиться к анализу досуга студенческой молодежи. Поэтому, для того чтобы выяснить, каким образом студенты распределяют своё свободное время, мы задали вопрос "Чем Вы занимаетесь в свободное от учебы и работы (если работаете) время?". Было предложено несколько вариантов ответа, необходимо было выбрать один из них, либо указать свой вариант. Респонденты ответили следующим образом: варианты "Все время отнимает учеба и работа", "Занимаюсь спортом, или посещаю другие кружки" и "Встречаюсь с друзьями" были выбраны одинаковое количество раз (по 28%), 8% респондентов ответили, что ничем не занимаются, и 8% выбрали вариант "другое", где, главным образом, указывали, что в свободное от основной учебы время они получают еще и дополнительное образование либо изучают иностранные языки. Респондентов, указавших вариант "другое" можно отнести к первой группе, то есть к тем, кто ответил, что всё время отнимает учеба (и работа), так как в свободное время они занимаются саморазвитием, то есть продолжают своё обучение вне стен ВУЗа. Рассмотрим полученные данные в виде диаграммы (См. Рис. 2).


Рис. 2

Активность студентов достаточно велика, так как более половины тратят всё своё время на учебу, работу, получение дополнительного образования, спортивные и иные досуговые кружки и мероприятия. Лишь 8% респондентов ответили, что ничем не занимаются.

Таблица 2 Оценка студентами своего состояния здоровья

42% имеют незначительные проблемы со здоровьем, 40% не болеют вообще, 16% имеют какие-либо хронические заболевания и 2% воздержались. В целом мы имеем положительную картину: подавляющее большинство (более 80%) либо не болеют, либо имеют незначительные проблемы со здоровьем. Но такая положительная оценка состояния здоровья студентов дана самими студентами, и мы не можем опираться на неё, оценивая состояние здоровья студенческой молодежи вообще. То есть, мы имеем дело именно с оценкой здоровья, а не реальным состоянием здоровья студентов.

В рамках вопроса социализации также был проанализирован уровень проблемности студенческой молодежи в целом. Нас интересовала оценка своей жизненной ситуации самими студентами, поэтому респондентам было предложено отрефлексировать свой уровень проблемности. в анкете было предложено отметить свой уровень проблемности на предлагаемой пятибалльной шкале, где 1 - минимальный уровень проблемности, 5 - максимальный. Ответы были распределены следующим образом (См. Рис. 3):

Рис. 3

Как видим, большая часть респондентов - 42% - оценивает свой уровень проблемности "на 2 балла", то есть ниже среднего. Примерно одинаково распределились ответы на уровнях 1 (минимальный уровень) и 3 (средний уровень), по 22% и 26% соответственно; 6% респондентов оценили свой уровень проблемности на 4 балла (выше среднего) и 4 % - на 5 баллов, то есть максимальный уровень проблемности.

В целом, можно говорить, что студенты не оценивают свою жизнь, как проблемную. Оценивая свою жизнь, студенты в своём большинстве распределились на шкале до 3 баллов, что в целом создает оптимистичную картину. Не отказываясь полностью от наличия проблем, молодежь всё-таки и не считает свою жизнь высокопроблемной. Можно предположить, что такие ответы в определенной мере показывают и отношение студентов к жизни вообще. Возможно, возникающие проблемы студенты рассматривают как временные трудности, или как определенные шаги, ступеньки, которые необходимо пройти на этом жизненном этапе, поэтому и не оценивают их в негативном цвете.

Второй исследовательской задачей, после выявления актуальных проблем студенческой молодежи, стояла задача определить факторы, влияющие на появление проблем у студентов. Для этого все факторы были поделены на объективные и субъективные. К объективным факторам мы отнесли: отсутствие внешних ресурсов (финансы, жильё, друзья, необходимые знакомства) и отсутствие внутренних ресурсов (возраст, здоровье, образование); к субъективным факторам - отсутствие субъективных внутренних качеств, таких как решительность, самостоятельность, общительность, оптимизм.

Для того чтобы выявить факторы был задан вопрос "Какие факторы по Вашему мнению влияют на появление большинства проблем у студентов?". Необходимо было провести ранжирование. Анализ результатов показал, что на первое место студенты ставят объективные факторы, такие как "уровень материальной обеспеченности" (Ранг 1; 44,9 %), и "уровень жилищной обеспеченности" (Ранг 2; 30,6 %). Наряду с ними также указывались "отсутствие соответствующего образования" (Ранг 3; 18,4 %), "нет друзей, необходимых знакомств" (Ранг 4; 14,3%). На последних местах оказались субъективные факторы: "не хватает оптимизма" (Ранг 8; 18,4%), "не хватает общительности" (Ранг 9; 24,5%). (См. Приложение 1)

Таким образом, можно сделать вывод, что студенты к главным причинам появления своих проблем относят главным образом объективные факторы.

Третьей исследовательской задачей было поставлено изучить видение самих студентов относительно возможного решения проблем студенческой молодежи на современном этапе. В качестве теоретических понятий были выделены такие, как: социальная активность самих студентов, возможные преобразования со стороны руководства ВУЗа и реформирование на уровне государства в целом.

Для выяснения позиции студентов (активная, пассивная) и их отношения по поводу распределения ответственности за решение существующих проблем, был задан ряд вопросов. Условно их можно разделить на три группы вопросов, каждая из которых выявляет: 1) уровень активности студентов; 2) оценка студентами работы ВУЗа; 3) мнение студентов относительно того, на каком уровне должны решаться проблемы студенческой молодежи.

Итак, анализируя полученные ответы на первую группу вопросов, можно сказать, что в целом уровень активности студентов достаточно низкий. Ответы на вопрос "Принимаете ли Вы участие в митингах или забастовках, устраиваемых студентами?", распределились следующим образом: "Ни разу не участвовал" - 74%, "Принимал участие один раз" - 16%, "Регулярно участвую" - 2%, "В нашем ВУЗе такие методы не применяются" - 8%.

И отвечая на второй вопрос "Выдвигали ли вы когда-либо какие-то предложения по решению студенческих проблем руководству Вашего ВУЗа, или другим вышестоящим органам?", 94% респондентов ответили, что никогда не выдвигали никаких предложений. Цифры говорят сами за себя. Уровень студенческой активности более чем низкий. Результаты представлены в Таблицах 3, 4.

Таблица 3 Участие в митингах, забастовках, устраиваемых студентами

Таблица 4 Выдвижение предложений по решению студенческих проблем

Вторая группа вопросов касалась удовлетворенности студентов относительно функционирования ВУЗа, и она включала в себя ряд вопросов. Помимо уже рассмотренного выше вопроса о предоставлении студентам мест в общежитие, нас также интересовало, на сколько студенты удовлетворены работой медицинского пункта. Проанализировав полученные ответы, были получены следующие результаты (См. Рис.4).


Рис. 4

Наибольший процент ответов отдан за вариант "Не удовлетворен" - 34%, 12% - "скорее не удовлетворены", 16% - "скорее удовлетворены", и лишь 4% - "полностью удовлетворены". Интересен тот факт, что 28% затруднились ответить, а 6% вообще ответили, что в ВУЗе мед. пункта нет.

На вопрос "Функционируют ли в Вашем ВУЗе какие-либо спортивные секции, творческие или досуговые кружки?" мы получили так же не совсем удовлетворительные ответы. 82% респондентов ответили, что "В ВУЗе есть досуговые мероприятия, но они в них не участвуют", 12% - "посещают только спортивную секцию", и лишь 4% - посещают несколько секций (2% затруднились ответить).

Далее, рассматривая удовлетворенность студентов работой ВУЗа, нас интересовало осуществляется ли в ВУЗе помощь студентам в трудоустройстве. Лишь 16% ответили, что такая помощь студентам оказывается, 8% высказались за то, что помощи в трудоустройстве студентам не оказывается, и 76% (!) ответили, что не имеют информации на этот счет.

Закрывая данную группу вопросов, мы посчитали уместным поместить один открытый вопрос, который звучал следующим образом: "Какие меры по усовершенствованию работы Вашего ВУЗа Вы могли бы предложить?" (См. Приложение 2). Как оказалось, наиболее остро стоит проблема неудовлетворенности функционированием таких "подразделений" университета, как: библиотека, столовая, мед. пункт, деканат, общежитие - студенты указывают (16%) на недоброжелательность и отсутствие терпимого отношения со стороны сотрудников к студентам. Также наряду с этим, студенты обратили внимание на необходимость благоустройства корпусов, общежитий; высказывались следующие предложения: сделать ремонт, утеплить корпуса, повесить зеркала, шторы, организовать места для отдыха. По сути, перечисленные рекомендации - есть не что иное, как минимально необходимые условия для нормального комфортного пребывания в стенах ВУЗа.

Еще одним важным аспектом по усовершенствованию работы ВУЗа является, по мнению студентов, необходимость технического оснащения (больше компьютеров, принтеров, учебной литературы, нового оборудования в аудиториях), что обеспечило бы удобство и большую продуктивность учебного процесса.

Наряду с выше перечисленными были предложены и такие меры, как:

ѕ оказание помощи при трудоустройстве, а также включение студентов старших курсов в проф. практику;

ѕ выплата соц. стипендии инвалидам, повышение стипендии и поощрение "одаренных" студентов;

ѕ обеспечение студентов жильем;

ѕ лучше информировать студентов о происходящем в ВУЗе;

ѕ повышение уровня образования и преподавания;

ѕ усовершенствование расписания;

ѕ опрашивать студентов об их проблемах.

Можно отметить, что в целом респонденты проявили активность при ответе на данный вопрос. Было высказано довольно много предложений. Видимо студентам действительно не хватает так называемой "обратной связи" с руководством ВУЗа, существует потребность высказаться (иной раз пожаловаться, покритиковать), внести свои предложения. Это дает основания полагать, что студенчество все же имеет свою позицию, своё мнение, но не всегда имеет возможности их проявить.

И наконец, третий ряд вопросов, выявляющих мнение студентов относительно того, на каком уровне должны решаться проблемы студенческой молодежи. Кратко проанализируем полученные данные. Первый вопрос, который был задан в анкете, это: "На каком уровне, по Вашему мнению, должен решаться вопрос об обеспечении студентов жильём?". Результаты представлены в виде диаграммы (См. Рис.5)

Рис. 5

Большинство всё-таки высказалось за то, что ответственность в вопросе обеспечения иногородних студентов жильем ложится на ВУЗ, в котором молодой человек обучается (66%). На государство возлагают ответственность только 26% респондентов. И лишь 4% ответили, что "это проблема самих студентов". Говоря об организации мероприятий и досуговых кружков для студенческой молодежи, респонденты также большинством своим возлагают ответственность на ВУЗ (52%), лишь 12% считают, что этот вопрос необходимо решать на уровне государства. Однако в этом вопросе высок процент тех, кто считает, что студенты сами должны заниматься организацией своего досуга - 32%. В вопросе, касающемся ответственности за состояние здоровья студентов на государство опять очень низкие надежды - лишь 18% ответили, что "Государство должно заниматься совершенствованием системы здравоохранения". Ответ "ВУЗ, в котором учится студент" выбрали тоже не большое количество респондентов - 20%. И именно самих себя в большей степени студенты считают ответственными за сохранение своего здоровья (60%).

Как видим, респонденты в качестве главного субъекта решения актуальных проблем студенческой молодежи в меньшей степени видят государство. Чем это объясняется? Возможно тем, что молодые люди потеряли "чувство веры в родное государство" и не надеются получить какую-то ощутимую помощь с его стороны. Гораздо "ближе" к студенту с его проблемами - ВУЗ и его руководство, которым и следовало бы обеспечивать студентам удовлетворительные условия обучения. В конечном счете студенты на сегодняшний день в большей мере рассчитывают на собственные силы, а также на ВУЗ, в который они поступили (который в свою очередь нуждается в усовершенствовании работы своих структур, в новом оснащении).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

План

Введение

1. Общая характеристика студенчества, как социально значимой группы

2. Проблемы современного студенчества

3. Социальная защита студенчества

4. Роль государства в решении проблем студенчества

Заключение

Список использованной литературы и источников

Введение

Сегодня благодаря коммерциализации и одновременно большого роста привлекательности высшего образования значительную часть молодежи составляет студенчество. Не являясь производительной частью населения и практически не участвуя в производстве товаров и услуг, оно тем самым практически не имеет самостоятельных материальных источников своего жизнеобеспечения, находясь в зависимости от родителей и системы социальной защиты и поддержки.

Жизнь современного студента проходит в сложных условиях, в ситуации социально-экономических преобразований. Одновременно с учебной деятельностью студенты пытаются реализовать себя в профессиональной сфере. Сложнее всего в этой ситуации приходится гуманитариям. Они вынуждены искать себе дополнительные заработки, занимаясь неквалифицированной деятельностью и зачастую не по специальности.

Нестабильность экономической ситуации как результат переходного, от социалистической к рыночной системе, в нашей стране в определенной степени снизили регулируемые государством и обществом социально-защитные механизмы. В значительной мере это отражается и на современной российской молодежи, испытывающей на себе различные проблемы: где взять средства для поступления в вуз и на обучение в нем, на жилье, где и как устроиться на работу по окончании обучения и т.д.?

Ведь студенческая жизнь, в целом, похожа: у всех есть лекции, сессии, зачёты, экзамены… Поэтому студенты сталкиваются с одними и теми же проблемами.

1. Общая характеристика студенчества , как социально значимой группы

Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентации. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием. Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами.

Студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение студенчества и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования.

Социально значимой чертой студенчества является также напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе. Эти стремления являются положительным фактором. Однако в силу недостаточности жизненного (социального) опыта, поверхности в оценке ряда явлений жизни, некоторые студенты от справедливой критики недостатков могут переходить к бездумному критицизму. студенчество социальный экономический

Положение о том, что основным критерием социальной зрелости выступает достижение экономической самостоятельности, приобретение стабильной профессии, является еще не достаточным. Формирование социальной зрелости - это многомерный процесс постепенного включения молодежи в социальную жизнь: завершение образования, приобретение стабильной профессии, трудовая активность, возможности выполнять организаторские и руководящие функции, исполнение воинской обязанности, наличие политических прав, ответственность перед законом, возможность заключать брак и воспитывать детей и т. д.

Это один из завершающих этапов процесса формирования личности, в ходе которого индивид, усваивая социальный опыт, приобретает соответствующие социальные качества и подготавливается к вступлению в общественную жизнь в качестве ее активной силы. Достижение социальной зрелости личности есть показатель ее способности выполнять в обществе необходимые социальные функции. Социальная зрелость - это главная стадия человеческой жизни, включающая в себя период наиболее активной трудовой и общественно-политической деятельности, стадия максимального проявления творческой активности личности.

В социологических исследованиях не всегда учитывается, что годы студенчества - вполне самостоятельный этап жизни человека, на протяжении которого он имеет и формирует собственную среду развития, участвует в таких видах деятельности, которые сегодня выступают в качестве личностно-образующих факторов и определяет модель социального поведения этой общественной группы. Среди показателей статуса студенчества можно выделить группу дескриптивных (пол, место жительства до вуза, образование родителей) и приобретенных, достигнутых человеком к настоящему моменту его жизни. Распределение студенчества по полу в течение многих лет остается почти неизменным: около 43% составляют юноши и 57%. Естественно преобладание юношей в технических ВУЗах и девушек среди будущих гуманитариев.

Особенностью современного студенчества является то, что процесс его включения в общественную жизнь идет не только через учебную деятельность и профессиональную подготовку, но и путем формирования независимых материально-бытовых условий, новых форм проявления собственной активности и путем выбора форм социального взаимодействия. Процесс формирования молодежью независимого от родителей финансового, имущественного и жилищного статуса имеет две "узловые точки": 16-17 лет, когда начинается более или менее массовое включение во взрослую экономическую жизнь, и 21-22 год, когда накапливается первый опыт реализации материально-бытовых намерений студенчества.

Насколько успешны попытки современных студентов обрести собственный материально-бытовой статус? Основным источником доходов для студентов по-прежнему является помощь со стороны родителей и близких. Семейной поддержки вообще не имеют 6% от опрошенных студентов, а каждый пятый, не отрицая наличия таковой, просто не считают ее существенной. Второй по значимости источник - стипендия, но размер ее таков, что в качестве основного источника средств к существованию могут назвать ее лишь 1/3 студентов (различия между ВУЗами здесь несущественны).

Говорить о социальном статусе студентов в зависимости от социальной принадлежности родителей весьма затруднительно в условиях перекомпозиции всей социальной структуры. В социологических исследованиях брался за основу единственный признак - образование, связь которого с фактором выбора ВУЗа была всегда сильной. Более важными являются те статусные характеристики, которые складываются в период обучения в ВУЗе. Именно на этом этапе происходит дифференциация студентов, связанная с собственной активностью в учебной, научно-поисковой, общественно-полезной, экономической деятельности. Изучение этой дифференциации важно потому, что ее структура отчасти предопределяет будущий социальный статус специалистов и является прообразом распределения в социальной структуре группы населения с высшим образованием. Ясно, что традиционные и новые слои российского общества уже воспроизводятся с участием этой молодежи.

Весьма существенным источником является заработная плата, которую сегодня имеют 13% студентов. Различные заработки дополнительно к стипендиям, пособиям, помощи родных помогают продержаться, в среднем, третьей части студентов, что характерно для 52% юношей и 21% девушек. Сегодня главное для молодежи - уже в ВУЗовский период найти постоянный заработок и сохранять трудовые отношения в период обучения.

2. Про блемы современного студенчества

Итак, приведенные выше данные не позволяют нам выразить оптимизм относительно материального положения студентов за последние годы. Все еще значительное число студентов имеют доход ниже прожиточного минимума или на грани этого уровня. Возрастание доли тех, кто обучается на коммерческой основе, усиливает дифференциацию в студенческой среде по материальному признаку.

Вместе с тем, не следует сводить проблемы студенчества только к материальным. Ниже рассмотрим основные проблемы, возникающие у современных молодых людей, получающих высшее образование:

1) Проблемы в сфере отношения к учебе, профессиональной реализации:

· несоответствие выполняемой после окончания ВУЗа работы полученному образованию;

· снижение качества образования и вместе с тем конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда.

Для того чтобы снять негативные последствия необходимого отключения от учебы на заработки, можно обратить внимание на связь дополнительной работы с получаемой в ВУЗе подготовкой. У половины "подрабатывающих" студентов такая связь отсутствует. На возможность работать по близкой специальности однозначно указывают лишь 11% от опрошенных студентов, еще 12% используют свои профессиональные знания частично. Несмотря на различия своего социального происхождения и, следовательно, материальных возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определенную социально-профессиональную группу. Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у студенчества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причем это дополняется и усиливается возрастной однородностью, которой не имеют другие социально-профессиональные группы. Социально-психологическая общность объективируется и закрепляется деятельностью целого ряда политических, культурно-просветительских, спортивных и бытовых студенческих организаций.

Так же, необходимо запретить совмещение учебы с работой на протяжении всего периода учебы, если это не связано с учебным процессом (практика, стажировки и пр.). Вследствие чего государственные стипендии, пособия и гранты должны покрывать основную часть расходов студентов.

2) Проблемы в сфере материального положения студентов:

· зависимость материального состояния студентов от материального состояния родителей, вследствие чего успешность учебы студента зависит от финансовых возможностей его родителей.

Для решения данных проблем необходимо реализовывать разработанные мероприятия, направленные на:

· разработку банка данных, реализуемых на территории города, стипендиальных и грантовых программ по поддержке научно-исследовательской деятельности студентов;

· введение современных методов кредитования студентов;

· вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи;

· на внедрение эффективных программ развития социальной компетентности молодежи, необходимой для продвижения на рынке труда.

3) Проблемы в сфере социально-политической активности:

· отсутствие необходимого доступа к информации;

· отсутствие сформировавшейся транспарентной (адекватно принятое экономическим условиям законодательное (общепринятое) решение, отражающее все аспекты реальной ситуации) среды для ее адекватного восприятия, как обществом, так и студенчеством.

Для решения данной проблемы необходимо:

· вовлекать студентов в политическую жизнь общества;

· пропагандировать работу студенческого совета ВУЗов как модели общественно-политической жизни студентов;

· сформировать корпоративный имидж ВУЗа, путем мониторинга ожиданий и потребностей студентов (социальные исследования, опросы, анкетирования).

4) Проблемы в сфере психологической поддержки студентов:

· наличие у студентов на всех периодах обучения в ВУЗе проблем психологического характера, вследствие чего снижается успеваемость, происходит отсев из ВУЗа;

· отсутствие возможностей у студентов получения своевременной помощи у специалистов психологической службы.

Для решения этой проблемы достаточно организовать наличие психолога на территории ВУЗа.

3. Социальная защита студенчества

Социальная работа для студенческой молодежи является принципиально новым видом деятельности в Российской Федерации.

Обратимся к рассмотрению вопроса о сущности социальной защиты. Социальная защита является системой мер, направленных на предупреждение социально-рисковых ситуаций, а также смягчение и ликвидацию их последствий. Под социальным риском следует понимать вероятность наступления неблагоприятной жизненной ситуации, независящей или мало зависящей, от самого гражданина, т. е. обусловленной внешними причинами.

В ходе многочисленных социальных исследований, проводимых на разных территориях страны, выявились основные социальные риски современного студенчества, требующим учета в организуемой в ВУЗе системе социальной защиты и поддержки, на основе проведенного анализа теоретических и эмпирических материалов нами отнесены следующие:

1) социально-экономические риски:

· недостаточность финансовых средств для завершения обучения и оптимального жизнеобеспечения в период учебы в вузе;

· отсутствие гарантий трудоустройства по завершении обучения в вузе;

· проблемы вторичной занятости студентов во время обучения в вузе для собственной материальной поддержки;

2) социокультурные риски:

· адаптация студентов к новым условиям обучения (отличающегося от школьной системы);

· адаптация студентов к жизни в городе (касается той части студентов, которая переезжает на время обучения из сельской местности в город);

· адаптация студентов к новым условиям проживания (не в семье, а в общежитии или на квартире; при отсутствии родителей, их семейного контроля);

3) риски здоровья:

· увеличение нагрузок вследствие напряженности обучения и воздействия социокультурных рисков;

· опасность злоупотребления алкоголем, наркотиками, другими психоактивными веществами;

4) индивидуальные риски - риски, характерные для определенных категорий студенчества (например, студенты-инвалиды, сироты, мигранты, студенческие семьи с детьми и др.).

Таким образом, к факторам социальных рисков студенчества необходимо отнести коммерциализацию и продолжающееся удорожание высшего профессионального образования, нестабильность производственной сферы в экономике, что допускает отсутствие гарантий на трудоустройство по завершении обучения в ВУЗе, а также в целом рост социального и материального неблагополучия и т.д.

Студенческая жизнь связана с проживанием в крупных городах, имеющих, как правило, развитую и разветвленную развлекательную структуру, что обусловливает и такие проблемы, как наркотизация и алкоголизация молодежи, вовлечение в преступную деятельность и т.п. Данные риски усиливаются и в связи с тем, что часть студентов на период обучения в ВУЗе переезжают из сельской местности в город, отрываясь от своих родителей и в значительной степени выпадая из поля прямого родительского контроля. Переезд из села в город, смена социокультурного пространства и, как следствие, необходимость новой социальной адаптации также необходимо учитывать в качестве еще одного фактора социального риска студентов.

В соответствии с этим, система социальной защиты и поддержки студентов в современном ВУЗе рассматривается как комплекс организованных мер, реализуемых в образовательной, воспитательной, социальной деятельности вуза, направленных на предупреждение, минимизацию или компенсацию социальных рисков студентов. Как видно система социальной защиты и поддержки студентов в ВУЗе включает следующие компоненты:

· объекты социальной защиты и поддержки (студенты или студенческие группы);

· субъекты социальной защиты и поддержки студентов (ВУЗ как система в целом, а также его специальные подразделения и общественные формирования: студсовет, студенческий профсоюз, правовая служба, служба трудоустройства студентов, различные фонды помощи и поддержки студентов и др.);

· предметы социальной защиты и поддержки (социальные риски студенчества);

· направления деятельности (образовательный процесс, воспитательная и социально-педагогическая работа со студентами, организация жизнедеятельности студенческих общежитий и досуга студентов и др.) и конкретные мероприятия.

Таким образом, студенчество, являясь по своему месту в социально-экономической системе, объективно рассматривается как одна из наиболее социально уязвимых категорий населения. Вследствие этого, одним из направлений деятельности вуза должно стать формирование целостной системы социальной защиты, помощи, поддержки студентов.

4. Роль государства в решении проблем студенчества

В настоящее время студенческая молодежь не может обойтись без воплощения своих стремлений в жизнь. И помочь ей в этом может только государство. А осуществление защитных мероприятий по отношению к студенческому возрасту имеет особую значимость, поскольку в полной мере может способствовать более успешному профессиональному становлению будущих специалистов.

Изучением социальных проблем студенческой молодежи в различные периоды занимались многие ученые и практики

Анализ научной литературы по исследуемой проблеме позволил выявить противоречие, которое выражается в том, что студенческая молодёжь должна полноценно развиваться и получать новые знания, но этому мешают различные социальные проблемы, которые должны разрешаться государством.

В документах о государственной молодёжной политике сказано, что "молодежь рассматривается уполномоченными органами государственной власти как социально-возрастная группа населения от 14 до 30 лет, совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в дееспособности по различным сферам участия в жизни социума. Современные ученые считают, что возрастные границы периода молодости условны, их можно определить интервалом от 13-14 лет до 29-30 лет. Однако молодость это не столько этап жизненного цикла, сколько определенный социальный статус человека, связанный с основными видами деятельности: учащийся, военнослужащий, работающий и т. д.

Основными Конституционными социальными обязанностями России являются:

· установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

· обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

· развитие системы социальных служб;

· установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Основные принципы государственной молодежной политики .

В предыдущих главах мы рассмотрели социальные проблемы студенческой молодёжи и определили, что в разрешении этих проблем первоочередную задачу играет государственная молодежная политика.

Необходимость особой политики в отношении молодежи определяется спецификой ее положения в обществе.

Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

Генеральная цель молодежной политики - обеспечение будущего России, создание условий для успешного развития и занятия достойного положения в мировом сообществе.

Основные принципы молодёжной политики вытекают из международной и конституционной миссии Российской Федерации - быть на международной арене сильным, демократическим, конкурентоспособным, ответственным государством.

· Демократизм - привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и общества в целом.

· Законность - верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами при реализации прав молодых граждан и их объединений.

· Сочетание преемственности, опоры на опыт поколений, уважения к традициям и инноваций, обусловленных необходимостью развития и модернизации общества в стратегической перспективе.

· Взаимная ответственность государства и молодежи. Наличие не только системы прав молодежи, но и определенных обязанностей.

· Гласность - открытость и доступность информации в вопросах реализации мер в сфере государственной молодежной политики.

· Всеобщность - сочетание интересов всех граждан и организаций, участвующих в формировании и реализации государственной молодежной политики.

· Научность - использование научного подхода к изучению, анализу и прогнозированию ситуации в молодежной среде, выработке мер в сфере государственной молодежной политики.

· Системность - объединения взаимосвязанных видов деятельности в рамках реализации государственной молодежной политики.

· Работа по правилам социальной конкуренции: общество предоставляет равные возможности, которые молодой человек реализует в силу своих способностей.

· На поддержку со стороны государства, а также поддержку социальных инициатив может рассчитывать только конструктивная (не девиантная,неотклоняющаяся от общепринятых) молодежь.

· Потребности молодежи, выходящие за рамки государственных гарантий, удовлетворяются собственным трудом.

· Включение государственной молодежной политики в число приоритетных направлений деятельности государства по обеспечению его социально-экономического, политического и культурного развития.

Заключ ение

В настоящее время студентов в качестве субъекта управления можно рассматривать уже не только и не столько как профессиональную группу, но и как некий социальный слой, или "служебный класс". Сегодняшние студенты - завтрашние молодые специалисты; они будут адаптироваться на своем первом месте работы, впитывая ценности, нормы, образцы поведения, принятые в этой компании; но культура труда при этом будет накладываться не на чистый лист - благодаря ВУЗу индивид уже будет обладать некоторой культурой труда. Представляется вероятным, что разные ВУЗы транслируют разную культуру труда своим выпускникам. Наряду с подготовкой профессиональных, компетентных молодых специалистов, ВУЗам необходимо обратить пристальное внимание на культуру труда, которая формируется у выпускников.

Подводя итоги, можно сказать следующее: во-первых, изменения в составе студенчества по социальному происхождению и по уровню жизни (а они довольно тесно связаны) указывают на нарастание дифференциации, неоднородности, различий в студенческой массе по вузам, факультетам, профессиональным отрядам.

Постепенно приоритет в формировании студенчества переходит к слоям, более адаптированным к экономическим реалиям нашего общества. Если этот процесс будет развиваться и дальше, то доступ беднейших слоев к высшему образованию окажется сильно затруднен. Во-вторых, стабилизация воспроизводства студенческой молодежи показывает, что интерес к высшему образованию сохранился, что также нашло отражение в "подъеме" его ценности в иерархии инструментальных ценностей студентов.

В решении вопросов трудоустройства выпускников следует сделать акцент на повышении собственной активности и инициативы у молодых специалистов, чтобы они смогли стать реальными субъектами на рынке труда. Задача ВУЗа в этой связи заключается в обеспечении их более раннего и более основательного включения в эту систему. Взаимодействие между предприятиями и организациями, заинтересованными в квалифицированных специалистах - с одной стороны, и ВУЗами - с другой должно стать более тесным и менее формальным, а обучение в ВУЗе - более дифференцированным и адаптированным к интересам организаций.

Самоопределение молодежи, ее включение в экономическую жизнь всегда представляло из себя серьезную социальную проблему. Важность ее изучения будет еще больше нарастать с развитием рыночных отношений, распространением безработицы, ростом уровня экономической дифференциации населения. Возможно и юристы, и экономисты всегда будут в цене, но не стоит забывать и духовно-нравственном наследии общества.

Список использ ованной литературы и источников

1. Бурдье П. Социология социального пространства. М., СПб, 2005 г.

2. Российская социологическая энциклопедия (2008 г.) / Под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова. М.: Издательская группа Норма-Инфра М.

3. Рычков С.Ю., Загирова А.Р. Актуальные проблемы современного студенчества // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 7 - С. 82-83

4. Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации // утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р (текст документа в редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 г. N 301-р; от 28.02.2009 г. N 251-р; от 16.07.2009 г. N 997-р. взят с официального сайта компании "КонсультантПлюс": www.consultant.ru).

5. Харченко К.В. Настольная книга специалиста по молодежной политике: Учеб. пособие. - М., 2013. - С. 168.

6. Франчук В.И. Основы общей теории социального управления./ Ин-т организационных систем. - М., 2000 г.

7. Актуальные проблемы студенческой молодежи. Опыт и пути решения [Текст] : материалы науч.-практ. конф., 14 дек. 2009 г., г. Екатеринбург, Россия / Урал. гос. пед. ун-т, Физ.фак.; редкол. : П.В. Зуев, Г.А. Гриценко, О.Г. Надеева, Г.А. Мутоллапова, В.В. Чимпоеш. - Екатеринбург: [б.и.], 2009 г.. - 215 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Место студенчества в социальной структуре общества. Генезис молодежи как социальной группы. Понятие ценности и ценностных ориентаций. Факторы, определяющие представления студенчества. Основные группы ценностных ориентаций российского студенчества.

    контрольная работа , добавлен 27.05.2008

    Понятие культуры с точки зрения социологического подхода. Особенности культуры студенчества, как отдельной социальной группы. Социологическое исследование духовного мира студенческой молодежи и ее жизненных установок А.В. Соколова и Т.Г. Исламишиной.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2014

    Специфика социологических подходов к научному исследованию моды. Социальный ритм модного процесса, его задачи, формы и функции. Модное поведение индивида и группы в трансформирующемся обществе. Механизм влияния моды на социальное поведение студенчества.

    магистерская работа , добавлен 26.09.2010

    Самоидентификация личности как объект социологического анализа. Понятие "студенчество" в контексте социологии культуры. Направления самоидентификации студенчества. Самоидентификационный портрет студента Ставропольского края.

    диссертация , добавлен 18.07.2007

    Социологическое исследование студенчества как социальной группы: соотношение молодежи целеустремлённой и не имеющей цели, выяснение причин ее отсутствия; отношение к целеполаганию. Студенческие идеалы и пути их достижения; влияние цели на качество учебы.

    практическая работа , добавлен 18.01.2012

    Место культурно-нравственных ценностей в структуре общественных отношений. Социальные реформы и нравственная культура студенчества. Религия формирования нравственности. Анализ и классификация культурно-нравственных аспектов социальных действий личности.

    дипломная работа , добавлен 02.01.2018

    Понятие социальной активности, характеристика способов и видов её формирования. Особенности социальной активности молодежи в современном российском обществе. Разработка рекомендации для возможного повышения уровня социальной активности молодежи.

    дипломная работа , добавлен 16.09.2017

    Исследование особенностей студенчества как специфической социальной группы. Изучение политических ориентаций студенческой молодёжи Бурятского государственного университета (анкетный опрос студентов). Основные факторы, воздействующие на их формирование.

    дипломная работа , добавлен 06.04.2012

    Программа социологического исследования: актуальность, цель, задачи, предмет и объекты. Отличительные черты студенчества как общественной группы. Мотивация получения высшего образования, современные типы культуры, поведения и образа жизни студентов.

    контрольная работа , добавлен 04.03.2010

    Понятие свободного времени и основные характеристики досуга студентов, виды и принципы досуговой деятельности. Типы моделей социализации студенчества в сфере досуга. Социологическое исследование досуговых предпочтений молодежи, типология молодых людей.

Новое на сайте

>

Самое популярное