Домой Страх Егэ русский язык задание 6 презентация. Фрукты и овощи

Егэ русский язык задание 6 презентация. Фрукты и овощи

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении и сложном предложении с различными видами связи (задания 18, 19) Кирей Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №27 имени А.А. Дейнеки» г.Курск

2 слайд

Описание слайда:

Цель: закрепление и углубление знаний о пунктуации в СПП и сложном предложении с разными видами связи. Задачи: отработать умение выполнять задания 18 - 19.

3 слайд

Описание слайда:

№ 18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Одинокий путник (1) приближение (2) которого (3) я слышал ранее среди чуткого безмолвия морозной ночи (4) соблазнился моим веселым огнем. 14

4 слайд

Описание слайда:

Как выполнять задание 18 Определите грамматические основы каждого из предложений, которые входят в состав сложного. Установите границы придаточного предложения. Поставьте знаки препинания. Помните: перед словом КОТОРЫЙ ставится запятая, если оно имеет форму именительного или винительного падежа и находится в начале придаточного предложения, в остальных случаях оно может занимать в предложении любое место, запятая ставится после главной части, после слова КОТОРЫЙ запятая никогда не ставится; если изъять из предложения придаточную часть, которую вы выделили запятыми, предложение не должно утратить смысл.

5 слайд

Описание слайда:

№ 19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Наша планета прекрасна (1) и (2) когда космонавты видят ее из глубин Вселенной (3) то они не могут отвести глаз от ее бирюзового свечения. , и (3когда космонавты видят ее из глубин Вселенной), . 13

6 слайд

Описание слайда:

1. Обозначьте в предложении грамматические основы. 2. Определите границы простых предложений в составе сложной синтаксической конструкции. 3. Выясните, есть ли в предложении союз И и что он соединяет: если однородные члены, то перед ним запятая не ставится; если части сложного предложения, то перед ним запятая ставится. Помните: на стыке союзов что если, что когда, и если, и хотя, но когда, чтобы если, и когда запятая НЕ ставится, если в предложении есть слова то, так, но, если этих слов нет, то запятая между союзами ставится.

7 слайд

Описание слайда:

№1. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Казалось (1) что вечно будут стоять по горизонтам (2) эти бледно-синеющие тучки (3) под которыми (4) серели соломенные крыши (5) зеленели лозины (6) и пестрели разноцветные клетки окрестных полей. № 2. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощён был последний звёздный просвет (3) слепой ветер (4) закрыв лицо рукавами (5) низко пронёсся (6) вдоль опустевшей улицы. 135 12345

8 слайд

Описание слайда:

№ 3. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). В 80-е годы XIX века Шишкин (1) создаёт много картин (2) в сюжетах (3) которых (4) он по-прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей. № 4. Для нас ещё не существует понятия «отдых» в смысле абсолютного безделья (1) и человек (2) который не трудится (3) заведомо воспринимается с отрицательным знаком (4) если он здоров (5) и психически полноценен. 2 1234

9 слайд

Описание слайда:

№ 5. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства. 14

10 слайд

Описание слайда:

№ 6. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Приближалась огромная туча (1) за которой тянулась пелена дождя (2) и (3) когда всё небо затянуло плотной завесой (4) то по земле застучали большие капли. № 7. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). В Киеве на высокой горе на берегу Днепра установлен памятник (1) князю Владимиру (2) во времена княжения (3) которого (4) состоялось крещение Руси. 124 2

11 слайд

Описание слайда:

№ 8. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В гимназии он всегда был круглым пятёрочником (1) и (2) если бы гимназия не закрылась (3) его имя можно было бы прочесть на мраморной доске среди золотых медалистов (4) которые окончили в разное время Ришельевскую гимназию. № 9. В русской литературе (1) начало (2) которой исчисляется (3) со второй половины X века (4) сформировалось представление о единстве мира и его истории. 1234 124

12 слайд

Описание слайда:

№ 10. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Волчиха помнила (1) что летом и осенью около зимовья паслись баран и две ярки (2) и (3) когда она не так давно пробегала мимо (4) то ей послышалось (5) будто в хлеву блеяли. № 11. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Мохнатые ветви деревьев (1) образуют тёмный свод (2) сквозь (3) который только кое-где (4) весело проглядывает солнечный лучик. 1245 2

13 слайд

Описание слайда:

№ 12. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Тренер распределил участников соревнований в команды (1) каждая (2) из которых (3) включала пять человек (4) и ещё раз напомнил правила игры. № 13. Я просто не готов к тому (1) чтобы проститься со своим увлечением живописью (2) и (3) если мне суждено когда-то стать настоящим художником (4) я им всенепременно стану. 14 1234

14 слайд

Описание слайда:

№ 14. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте кото­рой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Для лечения самых разных болезней в медицине широко используется (1) пчелиный яд (2) потребность (3) в котором (4) постоянно растёт. № 15. Сначала я думал (1) что ничего не пойму в учебнике шахматной игры (2) но (3) когда начал читать (4) то увидел (5) что он написан очень просто и понятно. 2 1245

15 слайд

Описание слайда:

№ 16. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Казанский собор (1) к фасаду (2)которого (3) примыкает колоннада из 96 колонн (4) выходит на Невский проспект. № 17. Он хотел уверить себя (1) что никакой опасности нет (2) и что верховые по дороге просто померещились мальчику от страха (3) и (4) хотя ему удавалось на короткие минуты обмануть ум ребёнка (5) но в глубине души он ясно чувствовал приближение неотвратимой трагедии. 14 135

16 слайд

Описание слайда:

№ 18. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Почудилось вдруг (1) будто кто бросил в воду голубые лоскуты дорогой материи (2) которая в сочетании с золотым блеском солнечных лучей (3) и трепещущим серебряным светом берёзовых стволов казалась сотканной из волшебной бирюзовой пряжи. № 19. Лебеди с криком взлетели ввысь (1) сделали несколько прощальных кругов над озером (2) где провели лето (3) и (4) когда белокрылая стая скрылась в туманной дали (5) мы со старым егерем (6) ещё долго молча смотрели в небо. 12 12345

17 слайд

Описание слайда:

№ 20. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Звёзды сверкали так ярко (1) что казалось (2) как (3) будто их к этому вечеру кто-то прилежно вычистил щёткой с мелом (4) чего не могло быть. № 21. Нам было жаль расставаться с Байкалом (1) и (2) когда наступил день отъезда (3) мы пришли попрощаться с озером (4) берега (5) которого так всем полюбились. 124 1234

18 слайд

Описание слайда:

№ 22. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Книг (1) которые превратили Аксакова из дилетанта в крупнейшего русского писателя (2)которые сразу по мере выхода их в свет привлекали к себе внимание читателей и писателей (3) книг (4) которые вошли в золотой фонд отечественной словесности (5) всего четыре. 12345

19 слайд

Описание слайда:

№ 23. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Чем ближе осень (1) тем заметнее и ярче становится это дерево (2) и (3) когда совсем обеднеет земля (4) и нечем ей будет порадовать глаз человека (5) вспыхнут среди долины яркие костры рябин. № 24. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Освежённая дождём земля (1) только что проснулась и весело улыбалась голубому небу (2) на далёком горизонте (3) которого (4) сияла корона земли – солнце. 1235 2

20 слайд

Описание слайда:

№ 25. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Митроша подмигнул товарищам (1) и (2) в то время как соперники безуспешно пытались забросить мяч в корзину (3) вдруг в одном молниеносном прыжке перехватил его (4) чтобы передать нападающему своей команды. № 26. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Построенный в новом микрорайоне учебный центр(1) в просторных залах (2) которого (3) созданы все необходимые условия для обучения и творчества (4)Россия в сентябре будет готов принимать ежедневно свыше восьмисот учащихся. 234 14

21 слайд

Описание слайда:

№ 27. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Озон – сильнейший окислитель (1) и (2) если в малых дозах он весьма полезен (3) поскольку убивает микробов (4) то в больших озон способен приносить здоровью человека немалый вред. № 28. В вечерней тишине (1) когда видишь перед собой одно только тусклое окно (2) за которым (3) тихо-тихо замирает природа (4) когда доносится сиплый лай чужих собак (5) и слабый визг чужой гармоники (6) трудно не думать о далёком родном гнезде. 134 1246

22 слайд

Описание слайда:

№ 29. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. И землемер с певучей грустью смотрел на сероватые поля (1) над которыми уже реял (2) чуть серебристый и (3) как всегда в засуху (4) рассеянный лунный свет. № 30. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Впоследствии я не раз вспоминал, как некое зловещее предзнаменование (1) что (2) когда я вошёл в свою комнату (3) и чиркнул спичкой (4) чтобы зажечь свечу (5) на меня мягко метнулась крупная летучая мышь. 124 1245

23 слайд

Описание слайда:

№ 29. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Только листья сирени (1) в упор освещаемые лампой (2) резко (3) и странно выступали из темноты (4) неподвижные (5) гладкие и блестящие (6) точно вырезанные из зелёной жести. № 30. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Если бы соразмерно его рвению давали ему награды, он (1) к изумлению своему(2) может быть (3) даже (4) попал бы в статские советники; но выслужил он (5) как выражались остряки (6) его товарищи (7) пряжку в петлицу! 123567 12456

24 слайд

Описание слайда:

№ 31. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Я ничего не имею против художников и писателей (1) которые считают (2) что искусство и литература ничему не служат (3) что они игра свободных внутренних сил (4) которая никак не касается жизни (5) и не отвечает перед ней. № 32. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Человека (1) который ищет мудрости (2) можно назвать учёным (3) но (4) если он думает (5) что нашёл её (6) он безумен. 1234 123456

25 слайд

Описание слайда:

№ 32. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта около Благовещенского моста установлен гранитный обелиск(1) скромная надпись на котором(2) сообщает(3) что от этого места в сентябре 1922 года на так называемом философском пароходе отправились в вечное изгнание высланные Лениным лучшие российские учёные, писатели, философы, историки. 13

26 слайд

Описание слайда:

№ 33. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Его голова была полна самых невообразимых и фантастических проектов (1) и к той поре(2) когда надо было решать (3)что же всё-таки делать в этой жизни дальше (4) Саввушка огорошил мать (5) объявив ей о своём желании ехать учиться в Москву (6) в университет. № 34. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Среди сотен тысяч людей (1) спасающихся после революции от голода (2) тюрем(3) и расстрелов (4) были такие (5) которых (6) на чужбине поджидала невероятная судьба (7) какую ни придумать (8) ни описать. 123456 124578

27 слайд

Описание слайда:

№ 35. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Мальчик же больше ни о чём не спрашивал и никуда отца не тянул(1) как (2) если бы они навсегда поселились на этой пристани (3) и так (4) и стали здесь жить (5) словно беженцы или переселенцы. № 36. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Когда он высказал бесполезную мысль вслух(1) его товарищ неожиданно снова занервничал и стал раздражённо говорить(2) что не понимает он беспечный российский народ(3) который(4) не только свою жизнь ни во что не ставит (5) но и на других ему плевать. 15 1235


Задание: Среди предложений (указаны) найдите сложноподчинённое предложение с... (параллельным, последовательным подчинением придаточных, разными видами связи или определенным видом придаточного предложения). Напишите номер этого предложения. Аналитический отчёт ФИПИ: «...Более 80% экзаменуемых не справились с вариантом задания, требующим найти сложноподчинённое предложение с однородными придаточными... Такие придаточные объединяются... подчинительным союзом или союзным словом. Отсутствие такого средства перед вторым придаточным предложением и провоцирует ошибку в экзаменационных работах. Опыт проведения ЕГЭ доказывает устойчивость этой ошибки».




Последовательном При последовательном подчинении первое придаточное подчиняется главному предложению, а остальные последовательно друг другу (вопросы задаются от одного предложения к другому последовательно), например: какая? когда? Это была книга, о которой я мечтал, когда был совсем ребенком. (Я. Корчак) И поверил, что он исправится, хотя сомнения в искренности его слов были у многих. (Я Корчак) во что? несмотря на что?


При параллельном подчинении разные вопросы задаются от главного предложения к придаточным: Когда погасли вспышки молний, мы увидели, как полыхает огромный дуб на берегу реки. когда?что? Когда он опустился на скамью, то прямой его стан согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки. когда? как? каким образом?




Правила постановки знаков препинания в сложном предложении с однородными придаточными такие же, как в простом с однородными членами! Но иногда второй союз в однородном придаточном может отсутствовать: Когда солнце село_ и_ из лощины потянуло влажным холодом, мы подъехали к деревне, серевшей соломенными крышами. В этом предложении нет второго союза когда, он опущен, однако к обоим придаточным предложениям можно задать одинаковый вопрос: Мы подъехали к деревне, серевшей соломенными крышами, (когда?) когда солнце село_ и_ из лощины потянуло влажным холодом,


Обратите внимание! Иногда в предложении встречаются комбинации различных видов подчинения: Когда живёшь счастливо, не задумываешься о том, что где-то рядом с тобой есть глубоко несчастные люди и что только тогда счастье бывает полным, когда ты щедро оделяешь им окружающих. (Я. Корчак) Это сложноподчинённое предложение с параллельным, однородным и последовательным подчинением: когда? о чём? когда?, и, чтокогда что когда


Итак, чтобы правильно выполнить подобное задание В6, необходимо: 1. Найти сложное предложение (как правило, оно большое по объему). 2. Выделить в нём главное предложение и задать вопросы к придаточным. - Если к двум и более придаточным предложениям задаешь один и тот же вопрос от главного, то это однородное соподчинение. - Если это разные вопросы от главного, то параллельное. - Если вопросы задаются от каждого предыдущего к последующему последовательное.


Проверим на примерах, как усвоен этот алгоритм. Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчинённых предложениях. Сверьте свои ответы по ключу. 1. Эта дорога проходит самыми глухими местами, где летом ни прохода, ни проезда, потому что на сотню верст разлеглись ржавое болото, озёра и лес. 2.Он хотел уверить себя, что никакой опасности нет, что отсутствие Кубика объяснится со временем какой-нибудь пустой случайностью, что верховые по дороге просто померещились мальчику от страха. 3. Сам он не помнил никогда, как бежал лесом, как попал в село и как добрался до своей родной хаты. 4.Едва забрезжил рассвет, Степан запряг лошадь и поехал в лес, чтобы успеть запасти дров до бурана.


5. Если впервые окажешься в горах, то невольно присмиреешь от того величия, каким полны молчаливые отвесные скалы. 6. Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловичи Пришвина. 7. Я люблю в такую погоду бродить по лесу, когда впереди есть тёплый уголок, где можно обсушиться и обогреться. 8. Андрей знал, что жить ему осталось мало и что настал последний час его испытаний. 9. Когда смотришь в открытое море с высокого обрыва, то кажется, что вся остальная поверхность земли тоже сплошная водная гладь. 10.И с первых же шагов всем стало ясно, что бежать взводами в таком непрореженном дубняке, среди которого часты были невыкорчеванные пни, было невозможно.


11. Страшно было думать о том, что этим людям сегодня предстоит участвовать в сражении, в котором многие найдут себе смерть. 12. Он (сорочинский заседатель) знал наперечёт, сколько у каждой бабы свинья мечет поросёнков, и сколько в сундуке лежит полотна, и что именно из своего платья и хозяйства заложит добрый человек в воскресный день в шинке. 13. Элен со спокойной улыбкой говорила, что она не так глупа, чтобы быть ревнивой.


14. Ежели бы Элен не выбежала из комнаты, бог знает, что сделал бы Пьер. 15. Пимка увидел, как и чай пьют господа, и как они закусывают по- своему, и как папиросы курят. 16. Знали все, что охотник он прекрасный, что белке в глаз попадает и на медведя с рогатиной ходит. 17.Нужно родиться в культурном обществе для того, чтобы найти в себе терпение всю жизнь жить среди него и не пожелать уйти куда- нибудь из сферы всех этих тяжелых условностей.


Ответы 1-последовательное соподчинение 2, 3 однородное 4, 5 параллельное 6-7 последовательное 8 однородное 9 параллельное 10 последовательное 11 последовательное 12 однородное 13 последовательное 14 последовательное 15 однородное 16 однородное 17 однородное


А теперь выполните задания на основе текста. Редкий дар (1)Один из наших видных учёных как-то сказал, что талант физика созревает до 20 лет. (2)Я бы добавил, что великие качества человечности любовь к жизни, ненависть к трусости, благородство, людское товарищество, ясная доброта все эти нравственные качества возникают, прочно закладываются в детстве, а потом лишь шлифуются: время оттачивает и проверяет их. (3)Мало можно назвать людей, через чьё детство не прошли бы великолепные сказки Корнея Чуковского: «Айболит», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Крокодил». (4)В этих сказках нет ненужной усложнённости. (5)Они просты, как глагол, и они поражают детское воображение. (6) Ведь в память ребёнка всегда врезывается то, что в движении, в жесте, в поступке: как произошло, что сделал, что совершил?


7)Слова и воздух этих сказок настолько чисты, настолько прозрачны, что дети мгновенно выучивают эти стихи наизусть и помнят их уже всю жизнь, а потом, становясь взрослыми, вновь возвращаются к ним, читая знакомые строки своим детям и внукам. (8)И эта вторая и третья встречи нисколько не кажутся наскучившим повторением пройденного новые встречи приносят истинную радость и всегда волнуют, как прохладный ветерок детства, где было раннее тихое утро, на траве косая вечерняя тень от дома, в котором когда-то жил, до сих пор, кажется, ощущаешь запах нагретых солнцем подоконников. (9)Я не знаю почему, но дети, болея, всегда просят читать вслух сказки Корнея Чуковского. (10)Я знаю это по своим детям и по детям многих знакомых. (11)Казалось бы, строки знаменитых «Мухи-Цокотухи» или «Айболита» наизусть выучены, казалось бы, детское воображение уже не тронет история незадачливой «Цокотухи» и славного доктора Айболита, однако давно известные слова сказок не теряют силу свежести, своего аромата, своей действенности.


(12)И снова, как при первом чтении, блестят у детей глаза ожиданием, радостью, любопытством, вдруг затаилось дыхание, и смотришь появилась улыбка, как будто совершилось открытие доброты, как будто тёплое солнце осветило лицо. (13)Дети очень чутки к слову, они остро чувствуют, где их обманывают, где становятся перед ними на корточки, конфетно сюсюкая, подделываясь под доброго дядю, беззастенчиво фальшивя. (14)Так же, как и у взрослых, в библиотеке детей есть книги зачитанные, затрёпанные, а следовательно, и самые дорогие, и есть книги новенькие, с нестершимся золотым тиснением на переплётах, книги, раз только раскрытые и недолистанные до конца. (15)И названия книг этих стираются, как будто и нет их, как будто никогда и не было. 16)Сказки Корнея Чуковского счастливым эхом отдаются в душах детей, они будят те добрые и чистые человеческие чувства, без которых немыслима, просто не нужна детская литература. (17)И это редкий дар.


(18)На детских книгах Чуковского воспиталось уже не одно поколение. (19)Видимо, это объясняется тем, что сюжет, строфы его сказок, образы их, даже ритм являются настолько органичными для детского восприятия, что трудно представить себе ребёнка, который не запомнил бы на всю жизнь и не полюбил храброго комара, или бесстрашного Ваню Васильчикова, или милого доктора Айболита, готового всегда прийти на помощь. (20)И вот сейчас, когда я думаю о сказках Чуковского, я вспоминаю военный госпиталь для тяжелораненых на станции Старая Рачейка, палату, залитую снежным зимним солнцем, и рыженького, с простреленной грудью паренька, который, сдерживая стон, тоскливо глядя на белую госпитальную дверь, спрашивал по утрам хрипло: (21)Братцы, когда ж мой Айболит придёт? (22)Где он?.. (23) Братцы, кто-нибудь... позовите моего Айболита с уколом... (По Ю. Бондареву)


1. Среди предложений 1-8 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Укажите номер этого предложения. 2. Среди предложений 9-16 найдите сложноподчинённые предложения с однородным подчинением придаточных. Укажите номера этих предложений. 3. Среди предложений найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Укажите номер этого предложения. Ответы 1 - 8пр.; ,15 пр.; пр.


Обратите внимание! Задание В6 включает и такой вариант: Среди предложений (указаны номера) найдите сложное предложение с придаточным времени (места, цели, причины и т.д.). Укажите номер этого предложения. Чтобы правильно выполнить это задание, действуйте так: 1. Среди указанных предложений найдите сложноподчинённые, т.е. такие предложения, в которых от главной части к зависимой можно задать вопрос. Задайте этот вопрос. 2. По вопросу определите тип придаточного предложения. 3. Запишите номер того сложноподчинённого предложения, в котором есть тип придаточного, указанного в задании.


Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными Придаточные определительные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Союзные слова, с помощью которых придаточные определительные присоединяются к главному предложению, который, куда, где, какой и т.п. Например: На пригорке (каком?), где стояла развесистая берёза, похожая ночью на облако, Роман остановил коня. (К. Седых.) Там и сям попадались густые перелески из молодого ельника (какого?), который зелёной щеткой вставал по сторонам дороги и весело топорщился лапистыми и мохнатыми елями. Шатунами называют медведей (каких?), которые вовремя не залегли с осени в берлогу и бродят по лесу. (М-С.)


Придаточное определительное всегда стоит либо после главного предложения, либо внутри его: Рыбы поймали такое множество, какого не ожидали. Я только из боязни, чтоб мать не запретила мне сидеть с удочкой на озере, с насильственным прилежанием занимался чтением, письмом и двумя первыми правилами арифметики. (По С. Аксакову) Следует помнить, что придаточные определительные всегда стоят после существительных, которые они поясняют: Наконец мы доплелись до какой-то татарской деревушки, где надо было переменить лошадей, для заготовления которых ехал впереди кучер Степан. У меня же оказалась претензия, что я умею брать ягоды и что моя клубника лучше Евсеичевой. (По С. Аксакову)


К этому же типу придаточных близки местоименно- определительные придаточные, которые относятся не к существительным, а к местоимениям, употреблённым в роли существительных (чаще всего это указательные и определительные местоимения тот, всякий, каждый, любой, другой и т.п.): Каждый, кто приезжал в его поместье, находил самый радушный прием. (Акс.) Т о т, о ком с таким восхищением говорила Наденька, был моим давнишним приятелем. Самое прекрасное в мире т о, что создано трудом, умной человеческой рукой. Всякий, кто попытается меня остановить, будет убит на месте. Т е, что спали, на этот раз торопливо вскакивали со своих мест, быстро бежали к умывальникам. Местоименно-определительные придаточные могут стоять и перед определяемым словом: Кто много обещает, тот редко выполняет. Кто для дела гож, тот и хорош.


Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными Придаточные изъяснительные отвечают на вопрос кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём? Союзы и союзные слова, с помощью которых придаточные изъяснительные присоединяются к главному предложению, чтобы, что, как, будто, как будто, словно, кто, где, куда, откуда, почему, сколько, частица ли. Обратите внимание! Чаще всего на ЕГЭ выпускники не могут найти придаточное изъяснительное, которое присоединяется с помощью частицы ли. Придаточные изъяснительные, которые отвечают на вопросы косвенных падежей, чаще всего поясняют (изъясняют) в главном предложении слова со значением мысли, чувства, речи (глаголы-сказуемые или наречия, существительные, краткие прилагательные) и присоединяются к главному предложению при помощи союзов чтобы, что, как, будто, как будто, словно и т.п., союзных слов кто, что, где, куда, откуда, почему, сколько и др. и частицы ли.


Андерсен хотел (что хотел?), чтобы маленькое чудо его сказок дарило детям большую радость. Он мечтал (о чём мечтал?), что и в жизни когда-нибудь добро победит зло. Сказочник знал (что з н а л?), что об этом мечтают не только дети, но и взрослые. Трудно сейчас сказать (что сказать?), сбудется ли в ближайшее время мечта великого сказочника. Но он знал (что знал?), как подарить радость каждому, кто брал в руки его книги. (Н. Светлова)


Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными Придаточные обстоятельственные относятся к глаголам- сказуемым или обстоятельствам в главном предложении. Они уточняют цель, время, место, причину и т.д. действия и делятся на следующие виды: ВИДЫ 1. Образа действия и степени ВОПРОСЫ как? каким образом? в какой степени? СОЮЗЫ И СОЮЗ.СЛОВА как будто, словно, сколько, чтобы, насколько 2. Местагде? куда? откуда?где, куда, откуда 3. Времени 4. Причины когда? с каких пор? отчего? почему? едва, когда, с тех пор как так как, ибо, потому что, что, вследствие того, что 5. Условия при каком условии? если, раз, когда, если …то 6. Сравнениякак что? подобно чему? чем что? чем кто? словно, будто, точно, как, чем 7. Цели зачем? с какой целью?чтобы, для того чтобы 8. Следствиячто из этого следует?так что 9. Уступкивопреки чему? несмотря на что?пускай, пусть, как ни, хотя


1. Федор Иванович поступил так великодушно (к а к? каким образом? в какой степени?), как никто не предполагал. (Бул.) 2. Птицы летели туда (к у д а?), где была их родина. На ночлег они останавливались там (г д е?), где их не могла достать пуля браконьера или хищный зверь. (В. Песков) 3. Дверь была распахнута настежь (когда?), когда Анна вбежала во двор. Она искала сына до тех пор (до каких пор?), пока не нашла его. (Мож.) 4. Бал был великолепен (почему?), потому что общая радость победы переполняла всех гостей. (Тын.) Невозможно победить русский народ (почем у?), ибо живет в глубине его души глубокая и никогда напоказ не выставляемая любовь к родине. (Л. Т.) 5. Нет ничего невозможного в этом мире (при каком условии?), если только задаться целью достичь это невозможное. Всё может человек (при каком условии?), если захочет. (Я. Корчак)


6. Сполохи света на горизонте передвигались (как что? подобно чему?), словно огромная огненная змея опускалась на землю из поднебесья. Игра огней была прекрасна (как что? подобно чему?), будто радуга на наших глазах рассыпалась и вспыхивала яркими фейерверками. (Бун.) 7. Научная медицина проводит множество экспериментов (зачем? с какой целью?), чтобы избавить человечество от тяжких заболеваний. Многие учёные посвящают этой работе годы жизни (зачем? с какой целью?), для того чтобы облегчить страдания тысяч людей. (Из газет) 8. Мы ездили за клубникой целым домом (что из этого следует?), так что повар Макей варил потом варенье сутки. (Акс.) 9. Мы вернулись домой засветло (несмотря на что?), хотя нам разрешили остаться на рыбалке до утра. Сома мы так и не вытащили (несмотря на что? вопреки чем у?), как ни старались.


Дополнительные правила-подсказки: Если в придаточном предложении есть то это придаточное частица ли изъяснительное союз так что следствия союз если условия союзы несмотря на то, вопреки..., как ни, хотя уступки союзы потому что, так как, ибо причины союзы едва, пока, с тех пор как, до тех пор как времени


Укажите типы придаточных в следующих предложениях. 1. Иван Петрович подскакал к нему, осведомляясь, не ушибся ли он. 2. Лошадь, как ужаленная, мгновенно подбирается и делает первый непроизвольный скачок к улице, куда мордой она была поставлена. 3. Утром примчался вестовой с приказом остаться на месте, так как неприятель, прорвавшись сквозь трясину, идёт по направлению к ним. 4. Когда я подходил уже совсем близко к избушке, из травы вылетела пёстрая собачонка и залилась лаем. 5. Чтобы так пренебрегать противником, нужно было иметь большую уверенность в превосходстве своих сил. 6. Трудно было решить с первого раза, к какому сословию принадлежал этот Геркулес. 7. Летом эта деревушка бывает окружена непроходимыми болотами, топями и лесными трущобами, так что в неё едва можно пройти пешком только по узким лесным тропам, да и то не всегда. 8. Мы направили лодку туда, откуда слышались крики о помощи. 9. На десятые сутки после начала пожара немцы подошли так близко, что их снаряды и мины стали всё чаще разрываться в центре города 10. Пока Ермолай жарил в золе картофель, я успел задремать.


(6)Бескорыстному чтению научил меня в школе мой учитель литературы. (7)Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках: то они рыли окопы под Петроградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. (8)Леонид Владимирович часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринуждённо садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. (9)Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя. (10)Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, «Повесть о Горе-Злосчастии», басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. (11)Я до сих пор люблю то, что слушал тогда, в детстве. (12)А дома отец и мать любили читать вечерами. (13)Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. (14)Читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы. (15)Что нравилось им, то постепенно начинало нравиться и нам.


(16)«Незаинтересованное», но интересное чтение вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека. (17)Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все она модная. (18)Умейте читать с интересом и не торопясь. (19)Почему телевизор вытесняет сейчас книгу? (20)Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало. (21)Он вас отвлекает от забот, он вам диктует, как смотреть и что смотреть. (22)Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (23)Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (24)Но я говорю: тратьте свое время на то, что достойно этой траты. (25)Смотрите с выбором. (26)Обретите сами этот свой выбор и никому не подчиняйтесь в выборе чтения, кроме той силы, которую приобрела в истории человеческой культуры книга классическая.


(27)Это значит, что в ней что-то существенное есть. (28)Да, может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас. (29)Классическое произведение то, которое выдержало испытание временем. (30)С ним вы не потеряете своего времени.(31)Но классика не может ответить вам на все вопросы сегодняшнего дня.(32)Поэтому надо читать и современную литературу. (ЗЗ)Не бросайтесь только на каждую модную книгу. (34)Не будьте суетны. (35)Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, которым он обладает, своё время. (Д. С. Лихачев)


Задание В6: 1)Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с однородным подчинением определительных придаточных. Укажите номер этого предложения. 2)Среди предложений 5-12 найдите сложное предложение с однородным подчинением изъяснительных придаточных. Укажите номер этого предложения. 3)Среди предложений найдите сложное предложение с последовательным и однородным подчинением придаточных. Укажите номер этого предложения. 4)Сколько сложных предложений с придаточными изъяснительными среди предложений 23-35? Напишите номера этих предложений. 5)Среди предложений 6-11 найдите сложное предложение с придаточным определительным. Укажите номер этого предложения.


6) Среди предложений найдите сложное предложение с однородным подчинением изъяснительных придаточных. Укажите номер этого предложения. 7) Среди предложений найдите сложное предложение с двумя придаточными, одно из которых придаточное причины, другое цели. 8) Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с придаточным условия. Укажите номер этого предложения. 9) Среди предложений 6-10 найдите сложное предложение с придаточным времени. Укажите номер этого предложения. 10) Сколько сложных предложений с придаточными определительными среди предложений 24-35? Напишите номера этих предложений. 11) Среди предложений найдите сложное предложение с придаточным причины. Укажите номер этого предложения.


Ответы:24, :26,29, 35 17



Слайд 1

Отработка задания №6

Слайд 2

1.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) пара сапогов 2) решать гораздо лучше 3) четырьмя способами 4) лягте на пол 1 сапог

Слайд 3

2.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) береговые катера 2) скоро выздоровеет 3) трое братьев 4) у новых туфлей 4 туфель

Слайд 4

3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) четырьмястами строчками 2) полощущий бельё 3) все директора гимназий 4) более выше 4 более высокий

Слайд 5

4. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) шестьюстами учебниками 2) едь вперёд 3) спелых абрикосов 4) жёстче дерева 2 поезжай

Слайд 6

5. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) мокла под дождём 2) косвенных падежов 3) чудеснейшим образом 4) здоровые дёсны 2 падежей

Слайд 7

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) чудеснейший день 2) много вишен 3) две седьмых участка 4) сади дерево 4 сажай

Слайд 8

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) много облаков 2) хорошо проповедовает 3) поезжай 4) с двумястами бойцами 2 проповедует

Слайд 9

8. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) полутораста книгам 2) толковые инженера 3) трех восьмых 4) наименее удобный 2 инженеры

Слайд 10

9. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) всех милее 2) ящик мандаринов 3) подошел к ему 4) жарких пустынь 3 к нему

Слайд 11

10. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) много народу 2) семисот двадцати 3) группа англичан 4) директоры заводов 4 директора

Слайд 12

11. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) двести килограмм 2) выступали профессора 3) их предложения 4) более красивый 1 килограммов

Слайд 13

12. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) пара сапог 2) ехайте быстрее 3) шесть гусаров 4) мало народу 2 поезжайте

Слайд 14

13. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) двумстам сорока трем 2) рядом с ними 3) самый умнейший 4) плантации чая 3 самый умный

Слайд 15

14. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) видели арабов 2) к обоим старикам 3) авторы пособий 4) пятистами рублями 4 пятьюстами

Слайд 16

15.В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) приближаются выборы 2) трехсот девяноста писем 3) не реже двух раз 4) в двухтысяч восьмом году 4 две тысячи восьмом

Слайд 17

16. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) построили катера 2) пара цапель 3) более тише 4) два ведра баклажанов 3 более тихий

«ЕГЭ по русскому языку» - Вы нашли позицию автора и отношение автора к проблеме. Время выполнения части В – 30 минут. Принципы русской пунктуации. Слова категории состояния - неизменяемые слова, по форме совпадающие с наречиями. Запомните. Принципы русской орфографии. Время выполнения задания – 1 – 2 минуты. Технические ошибки при заполнении бланков ЕГЭ.

«Готовимся к ЕГЭ» - Готовимся к егэ. Повторим термины! Составьте и запишите предложение, содержащее обособленные определения. Поработать с любым отрывком из романа «Отцы и дети», найти тропы. Орфоэпическая работа. Составить с любым словосочет. простое распростр. предложение. Гипербола Синекдоха Инверсия Эпитет Литота Оксюморон.

«Сочинение-рассуждение ГИА» - Русский язык – один из развитых языков мира. Примеры аргументов. Примеры комментария. Вводные слова. Рассуждение. Структура сочинения. Типы речи. Сочинение – рассуждение С2. Речевые клише. Стили речи. Разговорные слова придают речи оттенок непринуждённости, оживляют текст. С помощью русского языка можно выразить самые прекрасные чувства.

«Оценивание ГИА» - Изложение. Наличие примеров-аргументов. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (ИК3). Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Сочинение с2.2. Критерии оценивания экзаменационной работы ГИА 9 класс. Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос.

«Подготовка к ЕГЭ по русскому» - Подготовка к ЕГЭ. Методическая карта урока русского языка. Задачи учебного занятия: Домашнее задание (основное задание по вариантам и дополнительное-по уровням). компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, учебник (Власенков А.И.. Выполнение заданий ЕГЭ, проверяющих знания разделов «Орфоэпия» и «Лексика».

Выполнение этого задания связано с образованием форм слова. Разберем несколько примеров.

Употребление имени существительного

1.Запомните формы мн. ч. Им. п. некоторых существительных.

Нормативные формы: бега, болота, векселя, векторы, гнёзда, директора, доктора, донья (бочек, сосудов), катера, корма, купола, кучера, отпуска, паспорта, повора, профессора, сторожа, сорта, терема.

Бухгалтеры, возрасты, выборы, выпуски, дёсны, договоры, инженеры, клапаны, консулы, лекторы, контейнеры, офицеры, очереди, переговоры, плоскости, площади, почерки, разы, секторы, слесари, супы, торты, редакторы, ректоры, шофёры.

Вариантные нормы: вымпелы, вымпела, прожекторы, прожектора, теноры, тенора, тракто­ры, трактора, фельдшеры, фельдшера, цехи и цеха.

Иногда окончания указывают на смысловые различия: кондукторы (приспособления в тех­нике), кондуктора (работники транспорта), пропуска (документы), пропуски (что-либо пропущенное), тона (цветовые), роды (ряд поколений), роды (при рождении ребёнка), тоны (звуковые), хлебы (печё­ные), хлеба (злаки).

2. Запомните формы падежа имени существительного.

· Сущ. М. р. 2 скл. в П.п. в случае обстоятельственного значения имеет окончание –У : в шкафУ, в бытУ , в садУ ; а в случае объектного значения - окончание Е : разбираться в садЕ , понимать в бытЕ народа

· Запомните варианты окончаний РОДИТЕЛЬНОГО падежа часто употребляемых в речи существительных м. р.:

Названия единиц измерения: (несколько) ампер, киловатт, рентген, НО акров, граммов, килограммов

Названия овощей, фруктов: дынь, маслин, яблок, НО абрикосов, ананасов, апельсинов и т. д.

Названия, связанные с воинской службой: партизан, солдат, кадет (название лиц по принадлежности к воинским соединениям), НО кадетов (при обозначении отдельных лиц), офицеров, саперов, рекрутов

Названия лиц по национальности: англичан, болгар, лезгин, осетин, румын, армян, НО греков, курдов, монголов, эскимосов, якутов

Названия парных предметов: пара ботинок, брюк, валенок, колготок, лосин, манжет, мокасин, погон, сандалий, сапог, туфель, чулок, НО гольфов, носков

3.Запомните некоторые примеры употребления форм рода.

Вуаль – ж. р.; гуашь – ж. р.; мозоль – ж. р.; тюль – м. р.; шампунь – м. р.: кофе – м. р.

Употребление форм РОДА ЗАПОМНИ!

Вуаль - ж. р. (смотрю за тёмную вуаль), гуашь - ж. р. ( белой гуашью), мозоль - ж. р. ( наступить на любимую мозоль), тюль - м. р. ( красивым тюлем), шампунь - м. р. ( мыть голову шампунем).



УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

ОСТОРОЖНО! ОШИБКА

1. Ошибка... от избытка чувств!

Избыток чувств отражается в одной распространённой ошибке. Речь идёт о формах сравнительной и превосходной степени прилагательных. Очень часто при образовании таких форм соединяются два способа: простой (с помощью суффикса или изменения основы) и сложный (с помощью вспомогательных слов). Выгля­дит это так: более лучшая песня, более тяжелее, самый наилучший мой друг. Особый случай здесь - сочетания такого типа: самый слабейший спортсмен, самый жесточайший обряд, самый высочайший разряд, самая сложнейшая программа. По-видимому, прилагательные с суффиксами -айш-, -ейш- воспринимаются сегодня многими говорящими уже не как формы превосходной степени, а как элятивы (формы прилагательных со зна­чением «очень высокая степень проявления признака»)... Вот и получается, что, если чувств... слишком много, а языковой вкус далёк от совершенства, в текстах неизбежны неправильности и речевые штампы.

ИТАК, НЕЛЬЗЯ соединять формы сравнительной и превосходной степени, а также простые и состав­ные формы обеих степеней сравнения ( самый тончайший, более худшее, наименее красивое, менее легче, самый красивейший )!!!



2. ЗАПОМНИ! (Нестандартное образование форм сравнительной степени прилагательных)

Близкий - ближе, богатый - богаче , бойкий - бойчее и бойче, высокий - выше, гибкий - гибче, глад­кий - глаже , глубокий - глубже, горький (опыт) - горше, горький (на вкус) - горче, далёкий - дальше , дикий - дичее и диче, жаркий - жарче, звонкий - звонче, красивый - красивее, краше, крепкий - крепче , ловкий - лов­чее и ловче, мелкий - мельче, мягкий - мягче, поздний - позже, слабый - слабее , сладкий - слаще, тонкий - тоньше, твёрдый - твёрже, толстый - толще, узкий - уже, хлёсткий - хлестче , чистый - чище, широкий - шире, ярк ий -ярче.



У сложных числительных от двухсот до девятисот при склонении также изменяются обе части, причём первая часть изменяется как соответствующее простое числительное, а вторая часть – как существительное во множественном числе.

Двухсот, четырёхсот, девятисот (книг)

Двумстам, четырёмстам, девятистам (книгам)

Двести, четыреста, девятьсот (книг)

Двумястами, четырьмястами, девятьюстами (книгами)

(О) двухстах, четырёхстах, девятистах (книгах)

При склонении составных числительных изменяется каждое слово.

Двух тысяч пятисот семидесяти трёх (книг)

Двум тысячам пятистам семидесяти трём (книгам)

Две тысячи пятьсот семьдесят три (книги)

Двумя тысячами пятьюстами семьюдесятью тремя (книгами)

(О, на) двух тысячах пятистах семидесяти трёх (книгах)

Ошибки при употреблении глаголов
При употреблении форм повелительного наклонения

Начальная форма глагола

Форма повелительного наклонения (единственное число)

Форма повелительного наклонения (множественное число)

ТЫ ЛЯГ (неправильно ЛЯЖЬ)

ВЫ ЛЯГТЕ(неправильно ЛЯЖЬТЕ)

ТЫ ПОЕЗЖАЙ (неправильно ЕДЬ, ЕХАЙ, ЕЗЖАЙ)

ВЫ ПОЕЗЖАЙТЕ (неправильно ЕДЬТЕ, ЕХАЙТЕ, ЕЗЖАЙТЕ)

ТЫ ЕЗДИ (неправильно ЕЗДИЙ, ЕЗДЬ)

ВЫ ЕЗДИТЕ (неправильно ЕЗДИЙТЕ, ЕЗДЬТЕ)

ПОЛОЖИТЬ

ТЫ ПОЛОЖИ (неправильно ПОЛОЖЬ)

ВЫ ПОЛОЖИТЕ (неправильно ПОЛОЖЬТЕ)

ТЫ КЛАДИ (неправильно ЛОЖИ)

ВЫ КЛАДИТЕ (неправильно ЛОЖЬТЕ)

ТЫ БЕГИ (неправильно БЕЖИ)

ВЫ БЕГИТЕ (неправильно БЕЖИТЕ)

ТЫ ЛАЗАЙ (неправильно ЛАЗЬ)

ВЫ ЛАЗАЙТЕ (неправильно ЛАЗЬТЕ)

Ошибки при образовании форм глаголов настоящего, будущего, наклонения:
ЕЗДИТЬ – Я ЕЗЖУ, ОН ЕЗДИТ (неправильно Я ЕЗДИЮ, ОН ЕЗДИЕТ)
ЛАЗИТЬ – Я ЛАЖУ, ОН ЛАЗИТ (неправильно Я ЛАЗИЮ, ОН ЛАЗИЕТ)

Не следует путать глаголы НАДЕТЬ и ОДЕТЬ:
СЛОВО «ОДЕТЬ» имеет значение «покрыть чьё- либо тело одеждой». ОДЕТЬ можно КОГО-НИБУДЬ ДРУГОГО, НО НЕ СЕБЯ: например, ОДЕТЬ РЕБЁНКА, ОДЕТЬ КУКЛУ.
СЛОВО «НАДЕТЬ» имеет значение «покрыть одеждой себя». НАДЕТЬ можно ЧТО-НИБУДЬ НА СЕБЯ: например, НАДЕТЬ ПАЛЬТО, ПЛАТЬЕ, ШАПКУ. НАДЕТЬ можно что-нибудь на другого человека (НАДЕТЬ НА КОГО? ЧТО? - НАДЕТЬ НА РЕБЕНКА ПАЛЬТО)

1. Одеть брюки или надеть?
Одеваю я Надежду, надеваю ей одежду.
Неправильно: одеть брюки

2. Займи мне или одолжи мне?
Я занял у родителей денег,
И не вернул, потому что бездельник

Весной друг байк мне одолжил,
И я до лета не дожил.
Неправильно: займи мне, я одолжил (в значении «взял взаймы»)

3. Пожарник или пожарный?
Я тушил вагон товарный,
Потому что я пожарный.
Неправильно: пожарник

4. Согласно чего или согласно чему?
Согласно царскому указу
Боярам выбили по глазу.
Неправильно: согласно указа.

5. В Митино или в Митине, из Бутова или из Бутово? (Склоняются ли топонимы славянского происхождения, оканчивающиеся на -ово, -ево, -ино, -ыно)*
Баба Люба (сама живет в Митине)
Позвала зятя из Бутова на чаепитие.
Неправильно: в Митино, из Бутово
*Если во фразу добавить родовое слово («город», «село»), топоним не склоняется. Пример: «в районе Митино».

6. Договоры или договора?
Мы не жулики, не воры,
Подписали договоры
Неправильно: договора

7. Носок или носков, чулок или чулков?
Я оставил ей в залог,
Пару синеньких чулок,
И уехал сразу в Псков,
С ящиком цветных носков.
Неправильно: носок и чулков

8. По средАм или по срЕдам?
Не советую я вам
Напиваться по средАм.
Неправильно: по срЕдам (дни недели)

9. Подпись/роспись
Агенты Моссада
Поймали араба, организовав засаду.
Сделав на фасаде еврейского дома роспись,
Араб поставил в акте сдачи-приемки не ту подпись.
Неправильно: поставить в акте роспись

10. ОдноврЕменно/одновремЕнно?
Сразу две сказали одноврЕменно:
«Дорогой, похоже, я берЕменна».
Неправильно: одновремЕнно.

1. Выбор правильного падежа и предлога

Производные предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ «дружат» только с Дательным падежом.

Например: согласно расписаниЮ , вопреки прогнозУ , благодаря наставникУ

P.S. употреблять эти предлоги с родительным падежом: потерять балл!

2. Предлог ПО употребляется с дательным, винительным и предложным падежами.

Например: уехать по истечнИИ , по окончанИИ лекции, по приездЕ в Москву

Предлог ПО при местоимения МЫ и ВЫ употребляется в предложном падеже.

Например, скучать по ваС , тосковать по наС

3. Управление в предложении с однородными членами

Часто в предложении при двух или нескольких однородных членах имеется общее дополнение. Такие конструкции правильны, если управляющие слова требуют одного падежа и предлога .

Стилистически неверны предложения, в которых общее зависимое слово имеется при однородных членах, требующих разного управления.

Например: Трест организовал и руководил предприятием.

4. Ошибки при употреблении предложений с однородными членами

Вы должны помнить, что в языке есть парные союзы КАК…ТАК И, НЕ ТОЛЬКО…НО И . Составлять неправильные пары типа не только, а также, не только…но, не только…а нельзя !

Нельзя связывать в качестве однородных членов слова, выраженные разными частями речи.

Например, Главный герой полюбил войну и рисковать жизнью – или глаголом и прилагательным: Набережная тянется вдоль Волги и очень красивая .

5.Ошибки при употреблении конструкций с прямой речью.

Косвенная речь – это способ передачи чужой речи в виде придаточного предложения. Неправильно строить такие конструкции: Пушкин писал, что «в свой жестокий век восславил Я свободу». Правильно : «в свой жестокий век восславил» он свободу.

6.Распространенной ошибкой является неправильное употребление приложения в названиях книг, фильмов и т.д.

Неправильно: В романе Л. Н. Толстого «Войне и мире» рассказывается…

Правильно: В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» рассказывается… или В «Войне и мире» Л. Н. Толстого рассказывается…

ТРЕНАЖЕР по подготовке к заданию 6 ЕГЭ от
Марины Николаевны Максимовой

Видеоурок подготовлен школой "Хочу знать"

Новое на сайте

>

Самое популярное