Домой Стресс Как справляли нужду в средневековье. Личная гигиена в средневековье

Как справляли нужду в средневековье. Личная гигиена в средневековье

Многие могут задаться вопросом: почему так случилось, что люди в античные времена были куда чистоплотней и в городах можно было наслаждаться прозрачной водой и спокойно гулять по чистым улицам, а в Средневековье они просто «одичали» и начали справлять естественную нужду прямо на мостовую и даже за шторами во дворцах? Но факт остается фактом и на многие века европейские города погрязли в нечистотах, а люди просто забыли об элементарном уходе за своим телом. Как же все-таки решали вопрос с организацией туалетов в огромных замках, в которых нуждался каждый человек, разберемся в нашем материале.


Со школьных лет все, кто мало мальски посещал уроки истории, знают, что европейцы до такой степени пренебрегали чистотой и порядком, что не только ходили грязными и не мылись годами, но и выливали все нечистоты просто на улицу. И хорошо, если ушат (пардон) дерьма летел с первых этажей, куда хуже было, когда ведро с помоями и отходами жизнедеятельности всех членов семьи выплескивалось с балконов.


Но это так жили простолюдины, хотя по этим же улицам проезжали и коронованные особы, и вся знать. А как же дело обстояло в величественных дворцах, где ежедневно находилось огромное скопище народу? Неужели там тоже весь двор был облит нечистотами и куда все-таки ходили оправляться небожители?

Как оказалось, в годы раннего Средневековья туалетов в планировке дворцов и замков не предусматривалось вообще, чтобы не портить шикарное убранство и роскошь апартаментов видом отхожих мест! Поэтому в величественном Лувре и Версале вся знать и прислуга справляла нужду, где получалось.



Так что не только бедные кварталы Парижа задыхались от зловонных потоков, но и сами дворцы таили такого рода «сюрпризы» за каждой шторой огромных залов, на лестничных пролетах, помпезных коридорах, не говоря об аллеях и кустах парков. Поначалу, все обитатели замков просто выезжали в другой дворец на время, когда загаженный дворец слуги приводили в порядок и пытались проветривать (естественно, этого сделать не удавалось).



Появление ночных горшков не спасало положение, ведь их содержимое все равно выливалось в сад или реку, если таковая имелась. Причем вариантов создания особых «уток» была масса, начиная от простейших горшков и до настоящего туалета, сделанного в троне, чтобы его величество мог справить нужду, не отрываясь от государственных дел или во время пиршеств.

Естественно, для мужчин и женщин эти приспособления делались в соответствии с физиологическими особенностями. Примечательно, что женщины умудрялись незаметно оправиться в специальное бурдалу не только во время прогулок и длительных путешествий, но даже в храме божьем, во время проповедей. Причем этот сосуд можно было спрятать в муфту или передать служанке, которая опорожнит его, как обычно – на улице или в парке.



Так, естественно, дальше продолжаться не могло, ведь от «благоуханий» даже короли падали в обморок (французский король Филипп). Другой принц и вовсе захлебнулся нечистотами, когда упал с лошади. И это немудрено, ведь чтобы ходить по улицам великих европейских столиц, надо было надевать специальные ходули, потому что никакие башмаки уже не справлялись с настоящими реками экскрементов, которые заполонили все наземное пространство.


Поскольку огромные каменные замки, расположенные вдали от основных королевских палат, строились вровень с крепостными стенами, то была возможность пристраивать обдуваемые ветрами эркеры. Они располагались на достаточной высоте над землей и имели небольшую щель в стене для проветривания и попадания солнечного света и дырку, куда можно было опорожняться.


При этом все отходы жизнедеятельности просто падали в ров, который, как правило, окружал крепостную стену. Это улучшало санитарное состояние двора, аллей и парка на территории замка. Конечно в том случае, если был не засушливый год, воды рек, проходящих по этому переполненному нечистотами рву, все фекалии смывали и уносили подальше.


Но это еще не все, отхожие помещения назывались очень изысканно – гардеробная! Многие подумают, почему это так кардинально поменялось предназначение такой комнаты, а оказалось все намного проще. В этом эркере хранились вещи знатных вельмож, подвешенные к потолку, так что значение комнаты соответствует теперешнему пониманию.


Вот только так делали не из-за отсутствия другого места хранения, а в профилактических целях! Ведь всем известно, что аммиак, который испаряется из гниющих фекалий, пагубно влияет на насекомых и микроорганизмы, которыми просто кишели не только окрестности, но и сами знатные люди. Очень интересный факт средневекового продвижения по служебной лестницы: всеми способами надо было стать ответственным за развешивание камзолов и мантий над сортирной дырой. С этой должности начинали все молодые аристократы тех времен и в будущем поднимались до вершин.


Не все вельможи и рыцари пользовались открытым туалетом, среди них были весьма дальновидные, которые заботились не только о здоровье, но и воздухе, витающем вокруг клоаки. Они устраивали настоящие выгребные ямы, в которые фекалии по закрытым шахтам спускались, как сейчас, по трубам. В этом случае и ветер не сдувал посетителя гардероба, и запахов меньше было.


В королевских же дворцах начали строить окна до пола с решетчатыми заграждениями свисающей закругленной формы – для более удобного расположения (ведь опорожняться с подоконника было очень опасно!), чтобы не ровен час, во время столь пикантного уединения не смогли вывалиться наружу знатные особы. С тех пор эти очаровательные малые архитектурные формы и носят название – «французский балкон». Такое изобретение немного очистило коридоры и лестницы дворца, но не территорию, которая все также утопала в фекалиях и распространяла жуткий смрад везде. Да и в зимнюю пору в столь открытом месте справлять нужду было совсем не комфортно.


Для особо важных семей во дворцах начали создавать практически настоящие туалеты в шахтах каминов – и уединенно, и тепло!


Естественно, теплые туалеты и гардеробные могли позволить себе только коронованные особы и богатые вельможи, но для основного контингента, обитающего на территории замков и дворцов, чтобы они не загаживали всю территорию, начали строить специальные сооружения – отдельную башню, которую называли данцкер. Причем эта постройка имела полноценное укрепление и мощные стены с бойницами, хотя и возводилась поодаль от основного дворца.


Для удобства посещения столь востребованного места к данцкеру вела галерея, которая становилась оригинальным украшением всего двора. Как правило, такие сооружения возводились над рекой или специально вырытым рвом с водой, таким образом, все отходы жизнедеятельности просто уносились течением.


Такие постройки несли немалую опасность в период проведения войн и осад. Они хоть и имели укрепления, но при недосмотре во время осады очень часто враги проникали через открытые дыры сортира, которые вели в ров, для некоторых крепостей такая беспечность заканчивалась весьма плачевно. Таким образом, была взята неприступная цитадель Ричарда Львиное Сердце - замок Шато-Гайар.


Истории известно еще одно жуткое событие, связанное с этим архитектурным сооружением. Над туалетами иногда устраивали огромные залы для приемов гостей. Однажды в таком месте в Эрфуртском замке вся знать устраивала празднество, но прогнившие балки не выдержали такого веса и рухнули вместе со всеми посетителями в яму, наполненную фекалиям, которая была глубиной около 10 метров.


Удалось спастись только монарху – Фридриху I Барбаросса, который чудом смог ухватиться за окно наружной стены и продержаться до прихода слуг с лестницами и веревками. Впоследствии историк это событие опишет так: «Это было, возможно, самым большим собранием князей и рыцарей, которое происходило в средние века. Блеск и великолепие художественного убранства и платьев наполнили всю Европу удивлением и почтением. Но особый конец был предназначен этому великолепию, затмивший все в ужасе...Тем, кому удалось спастись от бедствия, показалось, что как будто бы тайная сила внезапно обрушила пол, сбросив восемь принцев, многочисленных дворян, более сотни рыцарей и еще многих из более низкого сословия в главный коллектор замка, где они встретили ужасную смерть».


И только лишь 1837 году английский слесарь придумал унитаз, который помог европейцам и не только наконец-то поменять образ жизни и навести порядок на улицах, в парках и дворцах великих держав..

К счастью, европейцы за последние полтора века кардинально изменили не только свое отношение к чистоте, но и к порядку на улицах, а соответственно и вопрос с туалетами решен полностью. Помня горький опыт потоков нечистот по городским улицам, уже очень давно

Информация о повально немытой Европе в Средние века, зловонных улицах, грязных телах, блохах и прочих «прелестях» подобного рода пришла большей частью из XIX столетия. И с ней соглашались и отдавали должное многие ученые той эпохи, хотя сам материал едва ли был изучен. Как правило, все выводы основывались на периоде Нового времени, когда чистота тела действительно была не в почете. Умозрительные конструкции без документальной базы и археологических данных привели многих в заблуждение о жизни и гигиене в Средние века. Но, несмотря ни на что, тысячелетняя история Европы со своими взлетами и падениями смогла сохранить для потомков огромное эстетическое и культурное наследие.

Мифы и реальность

Гигиена в Средние века, как и быт, несправедливо подверглась жесткому нареканию, но собранного материала этого периода вполне достаточно, чтобы опровергнуть все обвинения и отделить правду от вымысла.

Надуманные гуманистами эпохи Возрождения, далее дополненные и распространенные мастерами пера Нового времени (XVII-XIX века) мифы о культурной деградации средневековой Европы были призваны сформировать определенный выгодный фон для будущих свершений. В большей степени эти мифы строились на выдумках и искажениях, а также на выводах опустошительного кризиса XIV столетия. Голод и неурожай, социальная напряженность, вспышки болезней, агрессивные и упаднические настроения в обществе...

Эпидемии, скосившие население областей вдвое и больше, окончательно дестабилизировали гигиену в средневековой Европе и обернули ее расцветом религиозного фанатизма, антисанитарии и закрытых городских купален. Оценка целой эпохи по наихудшему периоду быстро распространялась и стала самой очевидной исторической несправедливостью.

Мылись или не мылись?

Каждая эпоха в истории человечества в той или иной степени отличалась своими понятиями и критериями чистоты физического тела. Гигиена в Европе в Средние века, вопреки сложившемуся стереотипу, не была столь ужасающей, как ее любят преподносить. Конечно, о современных стандартах речи быть не могло, но люди регулярно (раз в неделю), так или иначе, мылись. А ежедневный душ заменяла процедура обтирания влажной тканью.

Если обратить внимание на художественные произведения, книжные миниатюры и символику городов того времени, то банно-мытейные традиции Древнего Рима благополучно наследовались европейцами, что особенно было характерно для раннего средневековья. В ходе раскопок усадеб и монастырей археологи обнаруживали специальные емкости для умывания и общественные купальни. Для домашнего омовения тела роль ванны играла огромная деревянная кадка, которая в случае необходимости переносилась в нужное место, обычно в спальню. Французский историк отмечает также, что частные и общественные бани с купальнями, парилками и бассейнами являлись обычным делом для горожан. При этом данные заведения были рассчитаны на все классы.

Мыло Европы

Применение мыла получило повсеместное распространение именно в Средние века, гигиена которых так часто порицается. В IX веке из-под рук итальянских алхимиков, которые практиковались изготовлением очищающих составов, вышел первый аналог моющего средства. Затем началось массовое производство.

Развитие мыловарения в государствах Европы основывалось на наличии естественной сырьевой базы. Марсельская мыловаренная промышленность имела в своем распоряжении соду и оливковое масло, которое получали через простое прессование плодов масличных деревьев. Масло, получаемое после третьей прессовки, применялось для производства мыла. Мыльный продукт из Марселя стал значимым товаром торговли уже к X веку, но позднее он уступил пальму первенства венецианскому мылу. Помимо Франции мыловарение в Европе успешно развивалось в государствах Италии, Испании, в районах Греции и на Кипре, где культивировались оливковые деревья. В Германии мыловарни были основаны лишь к XIV столетию.

В XIII веке во Франции и Англии производство мыла стало занимать вполне серьезную нишу в экономике. А к XV веку в Италии начался выпуск твердого кускового мыла промышленным способом.

Гигиена женщин в средние века

Часто сторонники «грязной Европы» вспоминают Изабеллу Кастильскую, принцессу, которая дала слово не мыться и не менять белье, доколе не будет одержана победа. Это действительно так, она верно блюла свой обет три года. Но следует обратить внимание, что этот поступок получил большой резонанс в тогдашнем обществе. Было поднято много шума, и в честь принцессы даже был выведен новый цвет, что уже говорит о том, что подобное явление не являлось нормой.

Благовонные масла, ткани для обтирания тела, гребни для волос, лопаточки для чистки ушей и маленькие щипчики являлись ежедневными помощниками в гигиене женщин средневековой Европы. Последний атрибут особенно ярко упоминается в книгах того периода как незаменимый участник дамского туалета. В живописи красивые женские тела изображались без лишней растительности, что дает понимание, что эпиляцию проводили и в интимных зонах. Также трактат итальянского врача Тротулы Сарленской, датированный XI веком, содержит рецепт от нежелательных волосков на теле с использованием мышьяковой руды, муравьиных яиц и уксуса.

Упоминая женскую гигиену в Европе в нельзя не коснуться столь деликатной темы «особых женских дней». На самом деле об этом мало что известно, но некоторые находки позволяют делать определенные выводы. Тротула упоминает о процедуре внутреннего очищения женщины с применением хлопка, обычно перед половым сношением с мужем. Но сомнительно, что такой материал мог быть использован в виде тампона. Некоторые исследователи предполагают, что для прокладок вполне могли употреблять мох сфагнум, который широко применялся в медицине как антисептик и для остановки кровотечения при боевых ранениях.

Быт и насекомые

В средневековой Европе быт и гигиена хотя и не были столь критичны, но все же во многом оставляли желать лучшего. Большинство домов имели толстую соломенную кровлю, которая была самым благоприятным местом для обитания и размножения всякой живности, особенно мышей и насекомых. Во время непогоды и холодных сезонов они забирались на внутреннюю поверхность и своим присутствием достаточно усложняли быт жильцам. Не лучше дела обстояли и с половым покрытием. В зажиточных домах пол устилался сланцевыми листами, которые в зимнее время становились скользкими, и чтобы было легче двигаться, его присыпали толченой соломой. В течение зимнего периода истертую и грязную солому не раз перекрывали свежей, создавая идеальные условия для развития болезнетворных бактерий.

Насекомые стали настоящей бедой этой эпохи. В ковровых покрытиях, кроватных балдахинах, матрасах и одеялах и даже на одежде жили целые полчища клопов и блох, которые помимо всех неудобств несли и серьезную угрозу здоровью.

Стоит отметить, что в раннем Средневековье большинство зданий не располагало отдельными комнатами. Одно помещение могло иметь сразу несколько функций: кухня, столовая, спальня и прачечная. При этом мебели почти не было. Немного позднее зажиточные горожане принялись отделять опочивальню от кухни и столовой.

Туалетная тема

Принято считать, что понятие «отхожее место» напрочь отсутствовало в средневековом времени, и «дела» делались там, где придется. Но это совсем не так. Туалеты обнаружены практически во всех каменных замках и монастырях и представляли собой небольшую пристройку на стене, которая нависала надо рвом, куда и стекали нечистоты. Данный архитектурный элемент назывался гардеробом.

Городские туалеты устраивались по принципу деревенской уборной. Выгребные ямы регулярно чистились ассенизаторами, которые по ночам вывозили из города продукты жизнедеятельности людей. Безусловно, ремесло было не совсем престижным, но очень необходимым и востребованным в больших городах Европы. Люди этой специфичной профессии имели свои гильдии и представительства, как и прочие ремесленники. В некоторых областях ассенизаторы именовались не иначе как «ночные мастера».

Начиная с XIII века в туалетную комнату приходят изменения: окна стеклят во избежание сквозняков, устанавливают двойные двери, дабы предотвратить проникновение запаха в жилые помещения. Примерно в этот же период стали проводить первые конструкции для смыва.

Туалетная тема хорошо раскрывает, как далеки от реалии мифы о гигиене в средневековой Европе. И нет ни одного источника и археологического свидетельства, доказывающего отсутствие уборных мест.

Водопроводы и системы канализации

Ошибочно предполагать, что отношение к мусору и нечистотам в Средневековье было более лояльным, нежели сейчас. Сам факт существования выгребных мест в городах и замках говорит об обратном. Другой разговор, что городские службы не всегда справлялись с поддержанием порядка и чистоты, в силу экономических и технических причин того времени.

С увеличением численности городского населения, приблизительно с XI века, проблема обеспечения питьевой водой и выведение нечистот за городские стены приобретает первостепенную важность. Зачастую продукты жизнедеятельности человека сбрасывались в ближайшие реки и водоемы. Это приводило к тому, что воду из них невозможно было пить. Неоднократно практиковались разные методы очистки, но питьевая вода продолжала быть дорогим удовольствием. Вопрос был отчасти решен, когда в Италии, а в дальнейшем и в ряде других стран, начали применять насосы, действующие на ветряных двигателях.

В конце XII века в Париже был возведен один из первых самотечных водопроводов, а к 1370 году началась эксплуатация подземной канализации в районе Монмартра. Археологические находки самотечных свинцовых, деревянных и керамических водопроводов и канализации были обнаружены в городах Германии, Англии, Италии, Скандинавии и других государствах.

Санитарные службы

На страже здоровья и гигиены в средневековой Европе постоянно стояли определенные ремесла, своего рода санитарные службы, которые вносили собственную лепту в чистоту общества.

Сохранившиеся источники сообщают, что в 1291 году только в Париже было зафиксировано более 500 цирюльней, без учета уличных мастеров, занимающихся практикой на рынках и прочих местах. Лавка цирюльника имела характерную вывеску: обычно над входом подвешивали медный или оловянный таз, ножницы и расческу. Перечень рабочих инструментов состоял из бритвенного тазика, пинцета для удаления волос, гребня, ножниц, губок и повязок, а также склянок «ароматной воды». Мастер всегда должен был иметь в наличии горячую воду, поэтому внутри помещения устанавливалась небольшая печь.

В отличие от других ремесленников прачки не имели собственного цеха и в основном оставались одиночками. Состоятельные горожане временами нанимали профессиональную стиральщицу, которой отдавали свое грязное белье и в заранее обговоренные дни получали уже чистое. Своими прачками обзаводились гостиницы, и тюрьмы для особ благородного происхождения. Богатые дома тоже имели на постоянном окладе штат прислуги, занимавшейся исключительно стиркой. Остальной люд, не имевший возможность оплатить профессиональную прачку, вынужден был сам стирать свою одежду на ближайшей реке.

Общественные купальни существовали в большинстве городов и были настолько естественными, что возводились едва ли не в каждом средневековом квартале. В свидетельствах современников работа бань и банщиков отмечается довольно часто. Имеют место также юридические документы, где подробно отражена их деятельность и правила посещения подобных заведений. В документах («Саксонское зерцало» и другие) отдельно упоминаются воровство и убийство в общественных мыльнях, что только больше удостоверяет об их широком распространении.

Медицина в Средние века

В средневековой Европе существенная роль в медицине принадлежала церкви. В VI веке при монастырях начинают функционировать первые лечебницы для помощи немощным и калекам, где в роли докторов выступали сами монахи. Но медицинская подготовка Божьих слуг была настолько малой, что не хватало элементарных знаний физиологии человека. Поэтому вполне ожидаемо, что в их лечении акцент делался, прежде всего, на ограничении в пище, на лекарственных травах и молитвах. Они были практически бессильны в области хирургии и инфекционных заболеваний.

В X-XI веках вполне развитой отраслью в городах становится практическая медицина, которой занимались в основном банщики и цирюльники. В перечень их обязанностей, помимо основных, входило: кровопускание, вправление костей, ампутации конечностей и ряд других процедур. К концу XV века из цирюльников стали учреждаться цеха практикующих врачей-хирургов.

«Черная смерть» первой половины XIV века, завезенная с Востока через Италию, по некоторым данным, унесла около трети жителей Европы. И медицина с ее сомнительными теориями и набором религиозных предрассудков заведомо проигрывала в этой борьбе и была абсолютно бессильна. Распознавать болезнь на ранней стадии лекари не могли, что приводило к значительному увеличению числа зараженных и опустошало города.

Таким образом, медицина и гигиена в Средние века не могли похвастаться большими изменениями, продолжая основываться на трудах Галена и Гиппократа, предварительно хорошо отредактированных церковью.

Исторические факты

  • В начале 1300-х годов бюджет Парижа регулярно пополнялся налогом от 29 бань, работавших ежедневно, кроме воскресенья.
  • Большой вклад в развитие гигиены в Средние века привнес выдающийся ученый, врач X-XI веков Абу-Али Сина, более известный как Авиценна. Его основные работы были посвящены вопросам быта людей, одежде и питанию. Авиценна первый предположил, что массовое распространение недугов происходит посредством зараженной питьевой воды и почвы.
  • обладал редкостным предметом роскоши - серебряной ванной, сопровождавшей его по полям сражений и в путешествиях. После поражения под Грансоном (1476) она была обнаружена в герцогском лагере.
  • Опорожнение ночных горшков из окна прямо на головы прохожим являлось ни чем иным, как своеобразной реакцией жильцов дома на несмолкающий шум под окнами, нарушающий их покой. В иных случаях такие действия вели к неприятностям от городских властей и налаганию штрафа.
  • Отношение к гигиене в средневековой Европе можно проследить и по количеству общественных городских туалетов. В городе дождей, Лондоне, насчитывалось 13 уборных мест, и пару из них разместили прямо на лондонском мосту, соединявшем две половины города.

Я поняла, что как-то неудачно разбила свой импровизированный хит-парад. Дело в том, что в так называемом донжоне Анны в Динане целых три туалета! Напомню вам, что в одном - на крыше сидит часовой с корзинкой слив, а в другой наведывается стражник из большого зала стражи. Вот так выглядит сам донжон XV в. постройки.

1.Третий туалет находится на нижнем этаже. Как видите, он такой же как и предыдущие.

В вот еще любопытное место! Это современный туалет в музее... И возможно четвертый средневековый.. выглядит очень аутентично на мой вкус.

2. Башня Луи XI. Служила тюрьмой для государственных преступников.



Решетка вделана, чтобы узники не сбежали, а враги, соответственно не просочились внутрь!

3. Лош. Клетка кардинала Балю.
История эта темная... Про кардинала пишут, что он гад каких мало и сам нарвался. Но я терпеть не могу Луи XI. Как правитель, он, может, был и не плох, но мне эта его сторона как-то совсем без интереса. А вот как человек он воплощает все самые неприятные мне черты. В общем, когда я увидела клетку - сочувствовала кардиналу! Но, оказывается он не был лишен самых элементарных удобств!




4. Лош. Туалет в башне. Еще один. Но заделан почему-то. Я не поленилась и попробовала заглянуть под крышку - там дырка!

5. Фужер. башня Мелюзины. XIII в. Этот туалет расположен рядом с жилой комнатой в небольшом закуточке. Из за толщины стен и двух дверей, думаю, запах жильцам не мешал, зато если у тебя заболел живот- можно быстро добежать до цели!

6. И наконец... наконец мы добрались до герцога... нет! Короля средневековых сортиров! находится он в башне Жана Бесстрашного в Париже. Всем любителям Средних веков отчаянно рекомендую это маленький музей - единственную сохранившуюся часть Бургундского отеля. Конец XIV века. Здесь обитал Иван Филиппыч Бургундский, предшественник Ричарда III - злодея замышлявшего все свои преступления, сидя на толчке! Поскольку туалет у Жана был оборудован лучше, чем у Ричарда, в своих замыслах он был более успешен.

Уборными же были оснащены не все дома. У большинства имеется только простая деревянная кабинка в саду. В доходных домах, отхожее место расположено в комнатке, под самой крышей между двумя домами.

Посмотрите, что произошло с этим беднягой! Мне его ужасно жалко! Небось хозяин, жмот такой, не починил пол вовремя вот вам результат! Похожая история произошла в Якутии в середине 50-х с одним маленьким мальчиком. От утопления в сортире его спасла только вечная мерзлота.
Но вернемся к нашим французам. В жилых помещениях все пользовались ночными горшками. Власти так же заботились о чистоте города.
В 1374 Карл V издает указ, который предписывает всем владельцам домов оборудовать туалеты с выгребной ямой или водостоком.
Богатые горожане по примеру одного уже знакомого вам герцога начинаю устраивать себе специальные комнаты, называемые гардеробными.
Французские ученые систематизировали средневековые туалеты и насчитали их целых три типа:
- отхожее место в выступе, замковой стене, на заднем или боковом фасаде дома или башни. На 1-2 места.Отбросы снова падают либо на улицу, либо в яму, где их можно собрать, либо в крепостной ров. Такие туалеты мы видели на стене Фужера, например.

Отхожее место внутри дома: труба, расположенная под углом, позволяется нечистотам стекать в специальную яму.

Отхожее место с централизованной системой труб. По вертикальный трубам, проложенным в толще стен нечистоты попадают в специальную яму. Яма обладает проницаемой почвой чтобы дать возможность жидкости впитываться, а экскрементам быстро отвердеть,предотвращая таким образом брожение и неприятные испарения. Яма располагает внешним доступом, чтобы была возможность чистить ее время от времени. К этому типу относятся туалеты Жана и донжона Анны, а также Лоша.

В качестве туалетной бумаги, богатые пользуются хлопком или льном; бедные используют пучки травы, соломы или сена, которыми затыкают трубы отхожего места.
Все могут пользоваться листами растения bouillon blanc, судя по всему какой-то разновидности коровяка. У него широкие бархатистые листья и горожане активно выращивали его в своих садах.
Только в XVI-ом веке в туалетах начнут использовать бумагу, пока не чистую, а уже исписанную.
На этом пока все.
продолжение следует!

Пикардийский ребус. 16 в. BnF

Туалеты обнаружены практически во всех каменных замках и монастырях, возможно, они существовали и тогда, когда эти строения возводили из дерева. В замках туалеты как правило находились на каждом этаже, в каждой башне, кроме того, знатные люди имели собственные клозеты. Чаще всего такой туалет представлял собой небольшую пристройку на стене, из которой испражнения падали вниз. Этот архитектурный элемент именовался гардеробом и выглядел вот так:

Гардеробы на стенах средневекового замка

Вот так это выглядело изнутри

А вот так это выглядело глазами современников

Если в замке или дворце имелся водопровод и сливная канализация, то туалеты по мере возможности обеспечивались сливом. Самый древний из дошедших до нас подобных сортиров принадлежал бургундскому герцогу Иоанну Бесстрашному и датируется 1405 г. Совершенство форм этого приспособления не оставляет сомнений в том, что ко времени создания такой туалет был обычным делом для знати. Просто более ранние его собратья до нас не дошли.

В средневековом Лондоне было минимум 13 общественных туалетов, не менее 2-х из них размещались прямо на лондонском мосту – главной транспортной артерии, соединявшей две половины города. Как и положено средневековому городскому мосту, он был застроен домами, а на нижних ярусах располагались водяные мельницы, которые качали воду в систему городского водопровода. Остальные были расположены над двумя городскими ручьями – Флит и Уорбрук.
Как правило, на одной улице было несколько общественных туалетов, которым пользовали все жители. Так, в 1579 г. на 57 домов на Тауэр стрит, в которых проживало 85 человек, приходились 3 общественных нужника. Однако, в некоторых домах горожан уже в XV в. были частные туалеты. Они были выведены либо в ручьи, либо в выгребные ямы и сточные колодцы.
Первый унитаз со сливом был построен сэром Джоном Харрингтоном для Елизаветы I в 1596 г. В течение XVIII в. они стали обычной вещью в домах зажиточных лондонцев.

Когда Париж «покинул» остров и ступил на берег реки, потребовалось обеспечить растущее население системой канализации. С этой целью в 1350 под Монмартром построили первую подземную клоаку - Fosse de St. Opportune, которая была выведена в Сену недалеко от Лувра. Еще в начале XIII в. улицы Парижа замостили. По специально сделанному в центре улицы желобу сточные воды стекали в реку.

Именно смрад от клоаки заставил Франциска I перевезти свою мать в Тюильри, поскольку находится в Лувре было просто невозможно. Спустя несколько десятилетий Екатерина Медичи построила здесь новый роскошный дворец. В 1539 г. утомленный вонью Франциск приказал горожанам под угрозой конфискации жилища строить выгребные ямы и сточные колодцы, которые отныне должны были быть в каждом доме. Одновременно парижане должны были оборудовать в каждом жилом доме туалеты, однако это требования выполнено не было. В 1606 г. король в очередной запретил справлять естественный надобности где-бы то ни было, кроме нужников, но это мало кого смутило. Буквально через несколько дней его сына застали, когда он мочился у дверей своих покоев во дворце Сен-Жермен.
К 1613 г. в Париже было построено 24 канализационных канала, только часть из них находилась под землей. В XVIII в. в столице было множество общественных туалетов, однако они было настолько отвратительны, что горожане их избегали, предпочитая справлять нужду прямо на улице. Особенно им полюбились террасы дворца Тюильри, которые были загажены настолько, что принц Орлеанский выстроил несколько десятков новых туалетов, в которых старались поддерживать чистоту.

Самые древние крытые клоаки были обнаружены в Кельне и Трите при раскопках римской система канализации. Римская система разделения питьевой и сточных вод по мере сил была реализована в системе средневековой канализации не только во Франции и Англии, но и Германии.
В Тарту были обнаружены и изучены 35 общественных туалетов XIV-XVI вв., самый старый из которых датируется 1305 г. Первоначально, пока город не был обнесен стеной и проблемы свободного места не существовало, по мере заполнение одной отхожей ямы, ее закрывали и рядом строили новую. Однако, после строительства стены общественные туалеты стали чистить по мере заполнения. В среднем один такой туалет полностью заполнялся в течение 40 лет. Аналогичные, только большие по размеру общественные сортиры археологи обнаружили в Любеке и других немецких городах.
В средневековом швейцарском городе Шаффхаузене имелось около 130 частных туалетов, которые были расположены на задних дворах. Первоначально они были деревянными, но начиная с XV в. их стали строить из камня. Под такими туалетами имелась цистерна глубиной до 7 м, которая опорожнялась ассинизаторами по мере заполнения. Ко всему этому остается добавить, что в 1739 г. Вена стала первым в Европе городом с современной системой канализации.

Как был устроен европейский средневековый туалет и как была организованна в средневековых городах утилизация бытового мусора.

Средневековые туалеты были нескольких типов.

Например, наружние Garderobe, над выгребной ямой, рвом, каналом или местом где не проходит дорога

Макет внутреннего туалета оборонительного замка

Поближе

Вот они, гардеробчики

Здесь фекалии сбрасываются в воду, она конечно должна быть проточной



Прошу не путать Гардероб с Ein Dansker- туалет в виде оборонительного сооружения в конвентхаузах Тевтонского ордена в форме эркера или сильно выдвинутой за периметр защиты башни и галереи-хода к ней. Тут два в одном было, сиди, какай врагам на головы и отстреливайся.

Красным цветом отмечен нужник, внизу выгребная яма

Фекалии или стекали по стене с той стороны где все равно не жалко. Вот примеры таких туалетов. Нужно так же учитывать, что замки это старинные сооружения. Много воды утекло с тех пор как их построили. И вполне вероятно, что содержимое этих «кабинок» стекало не на головы проходящих, а в лесной массив, что окружал замок. Шли годы, местность изменялась, там, где был непроходимый лес стала туристическая тропа.

Вот и складывается мнение, что падало все прямо на головы.


Обратим внимание как здесь ответственно подошли к делу. По-видимому эта стена замка выходила к дороге и поэтому фекалии спускались по трубе.

Внизу это дело убиралось.

Схематичное изображение "Нужник в разрезе" внизу видим ассенизатора

Еще несколько схем нужников

Ранее внизу стояла бочка, куда стекали отходы


Замки в разрезе, можно поиграть в игру "Найди нужник"

Находите?

Вот тут, можно разглядеть процесс очистки, если приглядеться конечно




Раз зашел такой разговор, хочу упомянуть часто встречающееся изображение средневекового нужника, которое приводится в пример того, что все падало прямо на прохожих.
Вот этот фрагмент.

А вот само полотно.


Называется оно «Мир вверх тормашками» на нем Питер Брегейль Старший изобразил фламандские народные пословицы и поговорки. Данная сцена с попами из нужника означает пословицу «Ходят вместе в один нужник» и означает- находятся в согласии друг с другом.

Сам же двойной нужник выглядел так. Пятые точки в окно высовывать не надо было.

Обратите внимание на связку сухих трав, средневековый ароматизатор


Вот еще, уютно посидеть, поболтать с товарищем.

Одиночные.



Я обратила внимание, что почти во всех случаях туалет был сделан таким образом, что можно было удобно сесть. Конечно не на голые камни, имелись специальные сидушки защищающие нежное место от грубого кирпича. Поэтому в «позе орла» стоять было без надобности.

Я иногда, когда захожу в современную туалетную кабинку и вижу следы того, что в ней побывала «орлица» невольно задаюсь вопросом- зачем они так рискуют покалечиться? Ну протри ты этот ободок, и сядь удобно. Может у них половые органы по особенному устроены, что соприкасаются с ободком? У обычного человека такой проблемы нет, его слизистые не касаются ободка. Чем отличается прикосновение кожи пятой точки к сиденью туалета от прикосновения ладонью к поручню метро? И там и там кожа. И там и там микробы. С руками даже больше риска, можно забыться, не вымыть и чего нибудь в рот положить. И все- готово дело занесли инфекцию. С пятой точкой такого риска нет.

Ладно, спишем на загадочную женскую душу.

Мамадорогая, они что и в коньках это делают?

Да, чувствую будущим историкам будет чего про наше время рассказать.

Возвращаемся в средневековье.

Имелись и заглушки, чтобы не распространялся запах.




Чтобы не бродить в темноте по холодным коридорам имелись внутренние туалеты. Там уже слуга должен был горшок выносить.


Кстати, если вы поклонники «Игра престолов» то припомните сцену убийства папаши Ланнистера- его как раз застрелили из арбалета в замковом нужнике.


Туалеты в городских домах располагались или с выводом в канал или в выгребную яму.

Европейские дома обычно лепятся друг к дружке тесно, но тем не менее каждый дом имеет задний двор с хозяйственными постройками и отхожим местом.

Некоторые городские улицы имели две сточные канавы по обеим сторонам, те, что поуже одну посередине. Использования вода сливалась туда, а во время дождей канавы служили как ливневая канализация отводя воду с улиц. Городские законы средневековых городов регламентировали утилизациию отходов. На нерадивых нарушителей заводились судебные дела.


Первое городское право Страсбурга

(последние десятилетия XII в.)

82. Пусть никто не вываливает навоз или отбросы перед своим

домом, если не желает немедленно вывезти их, за исключением

предназначенных для этого мест, а именно: около мясных ларей,

также около св. Стефана, и также около колодца на конном рынке, и

около места, которое называется Гевирке.

Сточный желоб идет из дворика


Видите как улица сужается к середине, чтобы все стекало, в том числе и во время дождя

Сточная канава за ненадобностью заделана камнем

Имелись городские мусорщики именуемые на английском Night soil

Вот пожалуйста, горшок на музыкантов. Ну не понравилась тетке мелодия в ночи и она окатила бродячих попрошаек.

Я ее с одной стороны понимаю, когда едешь бывало в Брюсселе вечером с работы, усталая, хочется побыстрее уже домой, а тут в вагон заходит «Крокодил Гена» попрошайка- типамузыкант. И начинает фальшиво наяривать на аккордеоне или гитаре. Ты сидишь терпишь, благо он дольше одной станции в вагоне не едет, ему евро косить надо. А потом заходит второй, конкурент.

Но особенная жесть в праздничные дни. Когда ты в пятый раз послушаешь на все лады «Джингел бел, джингел бел ляляляля ля» тебе реально хочется вытолкнуть их из поезда. А будь под рукой горшок, не могу утверждать наверняка, дрогнула ли у меня рука.

Как бы то ни было, я безусловно не оправдываю такое поведение, которое конечно имело место быть, но осуждалось обществом и за норму не считалось.

И раз уж зашла речь за ночные вазы, то вот несколько средневековых chamber pot

Гошок под кроватью скурпулезно от отображен средневековым рисовальщиком


К горшку приучали с детства


Даже у бедных стояли ночные вазы под кроватью

Еще детский горшок

Имелись так же дорожные уриналы, чтобы справить нужду во время езды в экипаже.


В более поздние годы они стали изящными и богато расписанные, как впрочем все предметы быта галантного века.


В средневековье так за красотой не гнались. Удобно и ладно.

В средневековом швейцарском городе Шаффхаузене имелось около 130 частных туалетов, которые были расположены на задних дворах. Первоначально они были деревянными, но начиная с XV в. их стали строить из камня. Под такими туалетами имелась цистерна глубиной до 7 м, которая опорожнялась ассинизаторами по мере заполнения. Ко всему этому остается добавить, что в 1739 г. Вена стала первым в Европе городом с современной системой канализации.

У пейзан туалеты были попроще

Историческая реконструкция

Слева нужник под навесом

В монастырях тем более не гнушались удобствами.



Может возникнуть закономерный вопрос- а чем подтирались? Да в основном сухим мхом, листьями и соломой. Стояло ведро в нужнике, достал жмень, подтерся и выбросил. Или стоял кувшин с водой и губкой, как на картинке из монастырского туалета.

Сухой мох так же использовался в качестве прокладок во время «красных дней календаря» у женщин. Его заворачивали в ткань и облегчали себе жизнь. Потом стирали, сушили и по новой. Мох отлично впитывает, поэтому и приходил на помощь как в обычные дни, так и в критические.

Нельзя обойти вниманием факт о попытках изобретения унитаза со смывом.

Унитаз «Аякс» представлен Джоном Харрингтоном для Елизаветы I в 1596 г.

Работала смекалка в верном направлении.

На этой прогрессивной ноте позвольте откланяться и возблагодарить прогресс за центральную канализацию и унитаз со смывом. (Прямо как тост сказала)

Источники

Новое на сайте

>

Самое популярное