Домой Практическая психология Павел 1 русский гамлет. Павел I - русский Гамлет - Это интересно - Для учащихся - Гугл Диск - Княжество

Павел 1 русский гамлет. Павел I - русский Гамлет - Это интересно - Для учащихся - Гугл Диск - Княжество

Император Павел I - фигура трагическая и оклеветанная: недаром его назвали "Русским Гамлетом". Сам его образ исполнен тайны. Великий Магистр Мальтийского ордена, человек западной ориентации, - но почему его в таком случае глубоко уважали русские старообрядцы?

Его правление, бурное и яркое, стало важной вехой истории России. Вступив на престол, Павел первый решил положить в основу своей государственной деятельности не отвлеченные европейские философские и политические взгляды философов, а стремление улучшить политическое и материальное положению большинства своих подданных. Он решил стать не дворянским царем, как его мать, а царем всего русского народа.

Павел стал Императором в тяжелое время. Во Франции бушевала французская революция, русское государство досталось ему в чрезвычайно расстроенном состоянии.

Церковь была унижена и разорена. В высших кругах процветало вольтерьянство, масонство и неприкрытый атеизм. Финансы страны совершенно разорены. Государство имело громадные долги. Рекрут и солдат военное начальство брало себе в услужение и превращало, фактически, в своих крепостных. Так в 1795 году из 400 тысяч солдат, 50 000 солдат находилось в "частной службе." Положение крепостных крестьян, которым Екатерина запретила даже жаловаться на своих помещиков, было крайне тяжелым.

Император Павел имел искреннее и твердое желание делать добро. Все, что было несправедливо или казалось ему таковым, возмущало его душу, а сознание власти часто побуждало его пренебрегать всякими замедляющими расследованиями, но цель его была постоянно чистая; намеренно от творил только одно добро. Собственную свою несправедливость сознавал он охотно. Да, в характере Павла, конечно, присутствовал «комплекс Гамлета» - нервическая неуравновешенность человека, чьи права попраны.

Жизнь молодого Павла протекала без друзей и родительской любви. Сплав постоянного страха за жизнь и рыцарства определил характер императора Павла I. В историю он вошел как «русский Гамлет» или «русский Дон Кихот». У него были высоко развиты понятия о чести, долге, достоинстве и великодушии, до предела обострено чувство справедливости. То, что Павел не разделял "просвещенных" политических взглядов его матери, обычно выдается за свидетельство его политической реакционности, но на самом деле это является только свидетельством его политической трезвости.

В мире, где Павел был лишен всего положенного ему по праву, он настойчиво искал и находил знаки своей избранности. Во время заграничного путешествия 1781-1782 годов, куда он был под именем графа Северного отправлен матерью в качестве некоей компенсации за все отнятое и недополученное, великий князь старательно культивирует образ "отверженного принца", которого судьба обрекла на существование на грани между видимым и иным мирами.

Положение у Павла при Екатерине и впрямь было гамлетовское. После рождения у него старшего сына Александра, будущего императора Александра I, Екатерина рассматривала возможность передачи престола любимому внуку в обход нелюбимого сына. Опасения Павла в таком развитии событий укрепляла ранняя женитьба Александра, после которой по традиции монарх считался совершеннолетним. 14 августа 1792 г. Екатерина II писала своему корреспонденту барону Гримму: «Сперва мой Александр женится, а там со временем и будет коронован со всевозможными церемониями, торжествами и народными празднествами». Видимо, поэтому торжества по случаю брака своего сына Павел демонстративно проигнорировал. Взойдя на трон, Павел торжественно перенес прах отца из Александро-Невской лавры в царскую усыпальницу Петропавловского собора одновременно с погребением Екатерины II. На похоронной церемонии, детально запечатленной на длинной картине-ленте неизвестного (видимо, итальянского), художника, регалии Петра III - царский жезл, скипетр и большую императорскую корону - несли цареубийцы - граф А.Ф. Орлов, князь П.Б. Барятинский и П.Б. Пассек. В соборе Павел собственноручно произвёл обряд коронования праха Петра III (в Петропавловском соборе хоронили только коронованных особ). В изголовных плитах надгробий Петра III и Екатерины II высекли одну и ту же дату погребения - 18 декабря 1796 г., отчего у непосвященных может сложиться впечатление, что они прожили вместе долгие годы и умерли в один день.

В эту эпоху существенно отличается от предшествующих периодов, что связано прежде всего с личностью Павла I, сына Екатерины II и Петра III, во многих поступках которого трудно найти преемственность; его действия порой были совершенно непредсказуемы и лишены всякой логики. Российская политика в те годы вполне соответствовала личности императора - человека капризного, переменчивого в своих решениях, легко сменявшего гнев на милость, к тому же подозрительного и мнительного.

Екатерина II не любила своего сына. Он рос в удалении и в отчуждении от нее, порученный воспитанию Н.И. Панина. Когда он вырос и в 1773 году женился на принцессе Гессен-Дармштадтской Вильгельмине, принявшей имя Натальи Алексеевны, Екатерина предоставила ему право жить в Гатчине, где под его командой находился небольшой отряд армии, который он тренировал по прусскому образцу. Это являлось его главным занятием. В 1774 году Павел попытался приблизиться к делам государственного управления, подав Екатерине записку «Рассуждение о государстве вообще относительно числа войск потребного для защиты оного и касательно обороны всех пределов», которая не получила одобрения императрицы. В 1776 году при родах умерла его жена и Павел женился вторично на виртембергской принцессе Софии-Доротее, которая приняла имя Марии Федоровны. В 1777 году у них родился сын, будущий император Александр I, а в 1779 году второй - Константин. Обоих внуков Екатерина II взяла для воспитания к себе, что еще больше осложнило их отношения. Устраненный от дел и удаленный от двора, Павел все больше и больше проникался чувствами обиды, раздражения и прямой враждебности к матери и ее приближенным, растрачивая силы своего ума на теоретических рассуждениях о необходимости исправления состояния Российской империи. Все это делало Павла изломанным и озлобленным человеком.

С первых минут его царствования стало ясно, что он будет управлять с помощью новых людей. Прежние фавориты Екатерины потеряли всякое значение. Ранее ими унижаемый, Павел высказывал теперь к ним свое полное пренебрежение. Он тем не менее был исполнен самых лучших намерений, стремился к благу государства, но отсутствие навыков управления мешало действовать ему удачно. Недовольный системой управления, Павел не мог найти вокруг себя людей, чтобы заменить ими прежнюю администрацию. Желая водворить порядок в государстве, он искоренял старое, новое же насаждал с такой жестокостью, что оно казалось еще ужаснее. Эта неподготовленность к управлению страной сочеталась с неровностью его характера, что вылилось в его пристрастие к внешним формам подчинения, а его вспыльчивость нередко переходила в жестокость. Свои случайные настроения Павел переносил и в политику. Поэтому важнейшие факты его внутренней и внешней политики не могут быть изложены в виде стройной и правильной системы. Следует отметить, что все меры Павла по установлению порядка в стране нарушали лишь стройность прежнего управления, не создавая ничего нового и полезного. Обуреваемый жаждой деятельности, желая вникнуть во все государственные проблемы, он принимался за работу в шесть часов утра и принуждал всех правительственных чиновников следовать этому распорядку. На исходе утра Павел, одетый в темно-зеленый мундир и ботфорты в сопровождении сыновей и адъютантов отправлялся на плац-парад. Он, как главнокомандующий армией, по своему произволу производил повышения и назначения. В армии насаждалась строгая муштра и вводилась прусская военная форма. Циркуляром от 29 ноября 1796 года в главные принципы военного дела были возведены точность построения, выверенность интервалов и гусиный шаг. Он прогонял заслуженных, но не угодных ему генералов и заменял их безвестными, зачастую полностью бездарными, но зато готовыми исполнять самую нелепую прихоть императора (в частности, в ссылку был отправлен ). Разжалование производилось публично. Согласно известному историческому анекдоту, как-то, разгневанный на полк, который не сумел четко выполнить команду, Павел приказал ему прямо с парада идти маршем в Сибирь. Приближенные царя умолили его смилостивиться. Полк, который исполняя этот приказ, уже успел довольно далеко отойти от столицы, был возвращен назад в Петербург.

Вообще, в политике нового императора можно проследить две линии: искоренить то, что создано Екатериной II, и переделать Россию по образцу Гатчины. Жесткий порядок, введенный в его личной резиденции вблизи Петербурга, Павел хотел распространить и на всю Россию. Первый повод продемонстрировать ненависть к своей матери он использовал на похоронах Екатерины II. Павел потребовал, чтобы похоронный церемониал был совершен одновременно над телом Екатерины и убитого по ее приказу Петра III. По его указанию гроб с телом ее мужа извлекли из склепа Александро-Невской Лавры и выставили в тронном зале Зимнего дворца рядом с гробом Екатерины. После их торжественно перенесли в Петропавловский собор. Это шествие открывал Алексей Орлов - главный виновник убийства, который нес на золотой подушке корону убитого им императора. Его сообщники, Пассек и Барятинский держали кисти траурного покрова. За ними пешком шли новый император, императрица, великие князья и княжны, генералитет. В соборе священники, облаченные в траурные ризы, отпели обоих одновременно.

Павел I освободил из Шлиссельбургской крепости Н.И. Новикова, возвратил из ссылки Радищева, осыпал милостями Т. Костюшко и разрешил ему эмигрировать в Америку, выдав ему 60 тысяч рублей, с почестями принял в Петербурге бывшего польского короля Станислава Понятовского.

«ГАМЛЕТ И ДОН-КИХОТ»

В России на глазах всего общества в течение 34-х лет происходила настоящая, а не театральная трагедия принца Гамлета, героем которой был наследник цесаревич Павел Первый. <…> В европейских высших кругах именно его называли «Русским Гамлетом». После смерти Екатерины II и его воцарения на росийский престол Павла чаще стали уподоблять Дон Кихоту Сервантеса. Об этом хорошо высказался В.С. Жилкин: «Два величайших образа мировой литературы применительно к одному человеку - такого на всем свете удостоился один император Павел. <…> Оба - и Гамлет, и Дон-Кихот, выступают носителями высшей правды перед лицом царящих в мире пошлости и лжи. Это и роднит их обоих с Павлом. Как и они, Павел был в разладе со своим веком, как и они, он не желал «идти в ногу со временем».

В истории России укоренилось мнение, что император был бестолковым правителем, но это далеко не так. Напротив, Павел многое сделал или, по крайней мере, пытался сделать для страны и ее народа, особенно крестьянства и духовенства. Причина такого положения вещей в том, что царь пытался ограничить власть дворянства, получившее почти неограниченные права и отмену многих обязанностей (например, воинской повинности) при Екатерине Великой, боролся с казнокрадством. Не нравилось и гвардии, что ее пытаются «муштровать». Таким образом, делалось все, чтобы сотворить миф о «тиране». Примечательны слова Герцена: «Павел I явил собой отвратительное и смехотворное зрелище коронованного Дон Кихота». Как и литературные герои, Павел I гибнет в результате вероломного убийства. На русский трон восходит Александр I, который, как известно, всю жизнь чувствовал вину за смерть отца.

«УЧРЕЖДЕНИЕ ОБ ИМПЕРАТОРСКОЙ ФАМИЛИИ»

В дни коронационных торжеств, в 1797 году, Павел огласил первый правительственный акт большой важности - «Учреждение об императорской фамилии». Новый закон восстанавливал старый, допетровский обычай перехода власти. Павел видел к чему привело нарушение этого закона , неблагоприятно отразившись и на нем самом. Этот закон вновь восстановил наследование только по мужской линии по праву первородства. Отныне престол мог передаваться только старшему из сыновей, а при их отсутствии старшему из братьев, «дабы государство не было без наследника, дабы наследник был назначен всегда законом самим, дабы не было малейшего сомнения, кому наследовать». Для содержания императорской фамилии было образовано особое ведомство «уделов», которое управляло удельными имуществами и живущими на удельных землях крестьянами.

СОСЛОВНАЯ ПОЛИТИКА

Противопоставление действиям своей матери проявилось и в сословной политике Павла I - отношении его к дворянству. Павел I любил повторять: «Дворянин в России лишь тот, с кем я говорю и пока я с ним говорю». Будучи защитником неограниченной самодержавной власти, он не хотел допускать никаких сословных привилегий, существенно ограничив действие Жалованной грамоты дворянству 1785 года. В 1798 году губернаторам было предписано присутствовать на выборах предводителей дворянства. В следующем году последовало еще одно ограничение - отменялись губернские собрания дворян и губернские предводители должны были избираться уездными предводителями. Дворянам запрещалось подавать коллективные представления о своих нуждах, их можно было подвергать телесным наказаниям за уголовные преступления.

ОДИН И СТО ТЫСЯЧ

Что же происходило между Павлом и дворянством в 1796-1801 гг.? Тем дворянством, чью наиболее активную часть мы условно разделили на «просветителей» и «циников», сходившихся на «выгодах просвещения» (Пушкин) и еще не разошедшихся достаточно далеко в споре об отмене рабства. Разве Павел не имел возможности удовлетворять ряд общих или частных желаний, потребностей этого сословия и отдельных его представителей? Опубликованные и неопубликованные архивные материалы не оставляют сомнения, что немалый процент «скорострельных» павловских замыслов и распоряжений приходился его сословию «по сердцу». 550-600 тыс. новых крепостных (вчерашних государственных, удельных, экономических и пр.) были переданы помещикам вместе с 5 млн. десятин земли - факт особенно красноречивый, если сопоставить его с решительными высказываниями Павла-наследника против матушкиной раздачи крепостных. Однако через несколько месяцев после его воцарения на взбунтовавшихся орловских крестьян двинутся войска; при этом Павел спросит главнокомандующего о целесообразности царского выезда на место действия (это уже «рыцарский стиль»!).

Служебные преимущества дворян в эти годы сохранялись и усиливались, как прежде. Разночинец мог стать унтер-офицером только после четырех лет службы в рядовых, дворянин - через три месяца, а в 1798 г. Павел вообще распорядился впредь разночинцев в офицеры не представлять! Именно по приказу Павла в 1797 г. учрежден Вспомогательный банк для дворянства, выдававший огромные ссуды.

Выслушаем одного из просвещенных современников: «Земледелие, промышленность, торговля, искусства и науки имели в нем (Павле) надежного покровителя. Для насаждения образования и воспитания он основал в Дерпте университет, в Петербурге училище для военных сирот (Павловский корпус). Для женщин - институт ордена св. Екатерины и учреждения ведомства императрицы Марии.» Среди новых учреждений павловского времени найдем и еще ряд таких, которые никогда не вызывали дворянских возражений: Российско-американскую компанию, Медико-хирургическую академию. Упомянем также солдатские школы, где было выучено при Екатерине II - 12 тыс., а при Павле I - 64 тыс. человек Перечисляя, заметим одну, но характерную черту: просвещение не упраздняется, но все больше контролируется верховной властью. <…> Тульский дворянин, радовавшийся началу павловских перемен, при этом плохо скрывает некоторый страх: «Ничто так, при перемене правительства, не озабочивало все российское дворянство, как опасение, чтоб не лишиться ему государем Петром III дарованной вольности, и удержание той привилегии, чтоб служить всякому непринужденно и до тех только пор, покуда кто пожелает; но, ко всеобщему всех удовольствию, новый монарх при самом своем еще вступлении на престол, а именно на третий или четвертый день, увольнением некоторых гвардейских офицеров от службы, на основании указа о вольности дворянства, и доказал, что он никак не намерен лишать дворян сего драгоценного права и заставлять служить их из-под неволи. Нельзя довольно изобразить, как обрадовались все, сие услышав...» Радовались недолго.

Н.Я. Эдельман. Грань веков

АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА

Непоследовательность Павла проявилась и в крестьянском вопросе. Законом от 5 апреля 1797 года Павел установил норму крестьянского труда в пользу помещика, назначив три дня барщины в неделю. Этот манифест обычно называют «указом о трехдневной барщине», однако, этот закон содержал лишь запрещение принуждать крестьян к работе в воскресные дни, устанавливая лишь рекомендацию помещикам придерживаться этой нормы. В законе говорилось, что «остающиеся в неделе шесть дней, по равному числу оных вообще разделяемые», «при добром распоряжении достаточны будут» для удовлетворения хозяйственных нужд помещиков. В том же году был издан еще один указ, согласно которому запрещалось продавать дворовых людей и безземельных крестьян с молотка, а в 1798 году был установлен запрет на продажу без земли украинских крестьян. В том же 1798 году император восстановил право владельцев мануфактур покупать крестьян для работы на предприятиях. Однако в период его правления крепостничество продолжало широко распространяться. За четыре года своего царствования Павел I передал в частные руки более 500.000 казенных крестьян, тогда как Екатерина II, за тридцать шесть лет правления раздала около 800.000 душ обоего пола. Была также расширена сфера действия крепостных порядков: указ 12 декабря 1796 года запрещал свободный переход крестьян, живших на частных землях Донской области, северного Кавказа и новороссийских губерний (Екатеринославской и Таврической).

В то же время Павел стремился урегулировать положение казенных крестьян. Рядом сенатских указов было предписано удовлетворить их достаточными земельными наделами - 15 десятин на душу мужского пола в многоземельных губерниях, и 8 десятин в остальных. В 1797 году было урегулировано сельское и волостное самоуправление казенных крестьян - вводились выборные сельские старосты и «волостные головы».

ОТНОШЕНИЕ ПАВЛА I К ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Неотступно преследовал Павла и призрак революции. Чрезмерно подозрительный, он увидел подрывное влияние революционных идей даже в модной одежде и указом от 13 января 1797 года запретил носить круглые шляпы, длинные панталоны, туфли с бантами и сапоги с отворотами. Двести драгун, разбитые на пикеты, носились по улицам Петербурга и ловили прохожих, принадлежащих в основном к высшему обществу, чей костюм не соответствовал приказу императора. Им разрывали шляпы, разрезали жилеты, а обувь конфисковывали.

Установив такой надзор за покроем одежды своих подданных, Павел взялся и за образ их мыслей. Указом от 16 февраля 1797 года он ввел светскую и церковную цензуру, приказал опечатать частные типографии. Из словарей были вычеркнуты слова «гражданин», «клуб», «общество».

Тираническое правление Павла, его непоследовательность как во внутренней политике так и во внешней, вызывали все большее неудовольствие в дворянских кругах. В сердцах молодых гвардейцев из знатных семей клокотала ненависть к гатчинским порядкам и фаворитам Павла. Против него возник заговор. В ночь на 12 марта 1801 года заговорщики проникли в Михайловский замок и убили Павла I.

С.Ф. ПЛАТОНОВ О ПАВЛЕ I

«Отвлеченное чувство законности и страх подвергнуться нападениям со стороны Франции заставили Павла воевать с французами; личное чувство обиды заставило его отступить от этой войны и готовиться к другой. Элемент случайности также силен был в политике внешней, как и в политике внутренней: и там, и здесь Павел руководствовался скорее чувством, чем идеей».

В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ О ПАВЛЕ I

«Император Павел Первый был первый царь, в некоторых актах которого как будто проглянуло новое направление, новые идеи. Я не разделяю довольно обычного пренебрежения к значению этого кратковременного царствования; напрасно считают его каким-то случайным эпизодом нашей истории, печальным капризом недоброжелательной к нам судьбы, не имеющим внутренней связи с предшествующим временем и ничего не давшим дальнейшему: нет, это царствование органически связано как протест - с прошедшим, а как первый неудачный опыт новой политики, как назидательный урок для преемников - с будущим. Инстинкт порядка, дисциплины и равенства был руководящим побуждением деятельности этою императора, борьба с сословными привилегиями - его главной задачей. Так как исключительное положение, приобретенное одним сословием, имело свой источник в отсутствии основных законов, то император Павел 1 начал создание этих законов».

Император Павел I: судьба русского Гамлета

Во время посещения Вены наследником русского престола цесаревичем Павлом Петровичем в 1781 году было решено устроить парадный спектакль в честь русского принца. Был выбран «Гамлет» Шекспира, однако актер отказался играть главную роль: «Вы с ума сошли! В театре будет два Гамлета: один на сцене, другой в императорской ложе!»

Действительно, сюжет пьесы Шекспира очень напоминал историю Павла: отец, Петр III, убит матерью, Екатериной II, рядом с ней всесильный временщик, Потемкин. А принц, отстраненный от власти, сослан, как Гамлет, путешествовать за границу…

И в самом деле, пьеса жизни Павла разворачивалась как драма. Он родился в 1754 году и был тотчас взят у родителей императрицей Елизаветой Петровной, которая решила сама воспитать мальчика. Матери дозволялось видеть сына только раз в неделю. Сначала она тосковала, потом привыкла, успокоилась, тем более что пришла новая беременность. Здесь мы можем усмотреть ту первую, незаметную трещинку, которая впоследствии превратилась в зияющую пропасть, навсегда разделившую Екатерину и взрослого Павла. Разлука матери с новорожденным ребенком – страшная травма для обоих. У матери с годами появилось отчуждение, а у Павла никогда не возникло первых ощущений теплого, нежного, может быть, неясного, но неповторимого образа матери, с которым живет почти каждый человек…

Конечно, ребенок не был брошен на произвол судьбы, его окружали заботой и лаской, в 1760 году рядом с Павлом появился воспитатель Н.И.Панин, человек умный, образованный, который сильнейшим образом повлиял на формирование его личности. Вот тут-то и поползли первые слухи о том, что Елизавета хочет воспитать из Павла своего наследника, а ненавистных ей родителей мальчика вышлет в Германию. Такой поворот событий для честолюбивой, мечтающей о российском троне Екатерины был невозможен. Незаметная трещинка между матерью и сыном, опять же против их воли, расширилась: Екатерина и Павел, пусть гипотетически, на бумаге, а также в сплетнях, стали соперниками, конкурентами в борьбе за трон. Это отразилось на их отношениях. Когда Екатерина в 1762 году пришла к власти, она не могла, глядя на сына, не испытывать беспокойства и ревности: ее собственное положение было ненадежным – иностранка, узурпаторша, мужеубийца, любовница своего подданного. В 1763 году иностранный наблюдатель отметил, что при появлении Екатерины все умолкают, «а за великим князем всегда бежит толпа, громкими криками выражая свое удовольствие». Ко всему прочему, были люди, которые с радостью вбивали в трещину новые клинья. Панин, как представитель аристократии, мечтал об ограничении власти императрицы и хотел использовать для этого Павла, вкладывая в его голову идеи конституции. При этом он незаметно, но последовательно настраивал сына против матери. В итоге, твердо не усвоив конституционных идей Панина, Павел привык отвергать принципы правления своей матери, а поэтому, став царем, так легко пошел на низвержение фундаментальных основ ее политики. Кроме того, юноша усвоил романтическую идею рыцарственности, а с ней – любовь к внешней стороне дела, декоративности, жил в мире далеких от жизни мечтаний.

1772 год – время совершеннолетия Павла. Надежды Панина и других на то, что Павел будет допущен к управлению, не оправдались. Екатерина не собиралась передавать власть законному наследнику Петра III. Она воспользовалась совершеннолетием сына, чтобы удалить Панина из дворца. Вскоре императрица нашла сыну невесту. В 1773 году по воле матери он женился на принцессе Гессен-Дармштадтской Августе Вильгельмине (в православии – Наталье Алексеевне) и был вполне счастлив. Но весной 1776 года в тяжких родовых муках великая княгиня Наталья Алексеевна умерла. Павел был безутешен: его Офелии больше не было на свете… Но мать излечила сына от скорби самым жестоким образом, похожим на ампутацию. Найдя любовную переписку Натальи Алексеевны и Андрея Разумовского – придворного, близкого друга Павла, – императрица передала эти письма Павлу. Он тотчас излечился от скорби, хотя можно представить себе, какая жестокая рана была тогда нанесена тонкой, неокрепшей душе Павла…

Почти сразу же после смерти Натальи ему нашли новую невесту – Софию Доротею Августу Луизу, принцессу Вюртембергскую (в православии Мария Федоровна). Павел неожиданно для себя сразу влюбился в новую жену, и молодые зажили в счастье и покое. Осенью 1783 года Павел и Мария переехали в подаренное им государыней бывшее поместье Григория Орлова Гатчину (или, как тогда писали, Гатчино). Так началась долгая гатчинская эпопея Павла…

В Гатчине Павел свил себе не просто гнездо, уютный дом, но возвел для себя крепость, противопоставив ее во всем Петербургу, Царскому Селу, «развратному» двору императрицы Екатерины. Образцом же для подражания Павлом была избрана Пруссия с ее культом порядка, дисциплины, силы, муштры. Вообще же гатчинский феномен проявился не сразу. Не будем забывать, что Павел, став взрослым, не получил никакой власти и мать сознательно держала его подальше от государственных дел. Ожидание очереди на трон длилось для Павла свыше двадцати лет, и ощущение своей никчемности не покидало его. Постепенно он обрел себя в военном деле. Доскональное знание всех тонкостей уставов вело к строгому следованию им. Линейная тактика, построенная на регулярном, строгом обучении слаженным приемам движения, требовала полного автоматизма. А это достигалось непрерывными упражнениями, разводами, парадами. В итоге стихия плаца полностью захватила Павла. Эта специфическая форма жизни тогдашнего военного человека стала для него главной, превратила Гатчину в маленький Берлин. Небольшое войско Павла было одето и вымуштровано по уставам Фридриха II, сам наследник жил суровой жизнью воина и аскета, не то что эти развратники из вечно что-то празднующего гнезда порока – Царского Села! Зато тут, у нас в Гатчине, порядок, труд, дело! Гатчинская модель жизни, построенная на жестком полицейском надзоре, казалась Павлу единственно достойной и приемлемой. Он мечтал распространить ее на всю Россию, за что и принялся, став императором.

Под конец жизни Екатерины отношения между сыном и матерью разладились непоправимо, трещина между ними стала зияющей пропастью. Характер же Павла постепенно портился, росли подозрения, что никогда не любившая его мать может лишить его наследства, что ее фавориты хотят унизить наследника, следят за ним, а нанятые злодеи пытаются отравить – вот, однажды даже стеков (стекла. – Е.А. ) в сосиски наложили.

Наконец, 6 ноября 1796 года умерла императрица Екатерина. Павел пришел к власти. В первые дни его царствования казалось, что в Петербурге высадился десант иностранной державы – император и его люди были одеты в незнакомые прусские мундиры. Павел тотчас перенес в столицу гатчинские порядки. На улицах Петербурга появились черно-белые полосатые будки, привезенные из Гатчины, полиция с остервенением набрасывалась на прохожих, которые поначалу легкомысленно отнеслись к строгим указам о запрете фраков и жилетов. В городе, жившем при Екатерине полуночной жизнью, был установлен комендантский час, множество чиновников и военных, чем-то не угодивших государю, в мгновение ока лишались чинов, званий, должностей и отправлялись в ссылку. Развод дворцовых караулов – привычная церемония – вдруг превратился в важное событие государственного масштаба с присутствием государя и двора. Отчего же Павел стал таким неожиданно суровым правителем? Ведь молодым он когда-то мечтал о воцарении в России закона, хотел быть правителем гуманным, царствовать по неотменяемым («непременным») законам, содержащим в себе добро и справедливость. Но не все так просто. Философия власти Павла была сложна и противоречива. Как и многие правители в России, он пытался совместить самодержавие и человеческие свободы, «власть личности» и «экзекутивную власть государства», словом, пытался совместить несовместимое. Кроме того, за годы ожидания своей очереди к трону в душе Павла наросла целая ледяная гора ненависти и мести. Он ненавидел мать, ее порядки, ее любимцев, ее деятелей, вообще весь созданный этой необычайной и гениальной женщиной мир, названный потомками екатерининской эпохой. С ненавистью в душе править можно, но не долго… В итоге, что бы ни думал Павел о праве и законе, во всей его политике стали преобладать идеи ужесточения дисциплины, регламентации. Он начал строить только одно «экзекутивное государство». Наверное, в этом корень его трагедии… Борьба с распущенностью дворян означала прежде всего ущемление их прав; наведение порядка, порой необходимого, в армии и государственном аппарате вело к неоправданной жестокости. Несомненно, Павел желал своей стране хорошего, но тонул в «мелкостях». А их-то как раз более всего и запоминали люди. Так, все смеялись, когда он запретил употреблять слова «курносый» или «Машка». В погоне за дисциплиной и порядком царь не знал никакой меры. Его подданные услышали множество диких указов государя. Так, в июле 1800 года было предписано все типографии «запечатать, дабы в них ничего не печатать». Отлично сказано! Правда, вскоре это нелепое распоряжение пришлось отменить – нужны были этикетки, билеты и ярлыки. Запрещалось также зрителям аплодировать в театре, если этого не делал сидящий в царской ложе государь, и наоборот.

Общение с императором становилось тягостным и опасным для окружающих. На месте гуманной, терпимой Екатерины оказался человек строгий, нервный, неуправляемый, вздорный. Видя, что его пожелания оставались неисполненными, он негодовал, наказывал, распекал. Как писал Н.М.Карамзин, Павел, «к неизъяснимому удивлению россиян, начал господствовать всеобщим ужасом, не следуя никаким уставам, кроме своей прихоти; считал нас не подданными, а рабами; казнил без вины, награждал без заслуг, отнял стыд у казни, у награды – прелесть, унизил чины и ленты расточительностью в оных… Героев, приученных к победам, учил маршировать. Имея, как человек, природную склонность к благотворению, он питался желчью зла: ежедневно вымышлял способы устрашать людей, и сам всех более страшился; думал соорудить себе неприступный дворец и соорудил гробницу». Словом, добром это не кончилось. Против Павла в офицерской среде и среди аристократии созрел заговор, 11 марта 1801 года произошел ночной переворот, и в только что построенном Михайловском замке Павел был убит ворвавшимися в царскую спальню заговорщиками. Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Императоры. Психологические портреты автора Чулков Георгий Иванович

Император Павел

Из книги История России в рассказах для детей автора Ишимова Александра Осиповна

Император Павел I от 1796 до 1797 года Необыкновенной деятельностью отличалось царствование императора Павла Петровича. С первых дней своего восшествия на престол он неутомимо занимался государственными делами, и множество новых законов и постановлений, в короткое время

Из книги История России. XVII–XVIII века. 7 класс автора

Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

5.4. Император Павел I Павел I родился 20 сентября 1754 г. В 1780 г. императрица Екатерина Великая устроила путешествие сына и его супруги Марии Федоровны по странам Европы под именем графов Северных. Знакомство с западным образом жизни не повлияло на великого князя, и он до

Из книги История России. XVII-XVIII века. 7 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 32. ИМПЕРАТОР ПАВЕЛ I Внутренняя политика. Сын Петра III и Екатерины II Павел I родился в 1754 г. Императрица Елизавета Петровна рано забрала его от матери и передала на попечение нянек. Главным воспитателем Павла был Н. И. Панин. Павла учили истории, географии, математике,

Из книги Дворцовые тайны [с иллюстрациями] автора

Из книги Запретные страсти великих князей автора Пазин Михаил Сергеевич

Глава 1 Император Павел I и его сыновья У Павла I было четыре сына – Александр, Константин, Николай и Михаил. Двое из них стали императорами – Александром I и Николаем I. Константин интересен нам тем, что отказался от трона ради любви. Михаил ничем особенным не выделялся. В

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 138. Император Павел до вступления на престол Император Павел Петрович родился в 1754 г. Первые годы его жизни прошли необычно в том отношении, что он почти не знал своих родителей. Императрица Елизавета отобрала его от Екатерины и воспитывала сама. Лет шести он был передан

Из книги Дворцовые тайны автора Анисимов Евгений Викторович

Судьба русского Гамлета: Павел I С матерью без материВо время пребывания наследника русского престола цесаревича Павла Петровича в Вене в 1781 году было решено устроить парадный спектакль в честь русского принца. Был выбран «Гамлет» Шекспира, однако актер отказался

Из книги Величайшие загадки истории автора Непомнящий Николай Николаевич

УБИЙСТВО РУССКОГО ГАМЛЕТА (По материалам И. Теплова) 200 лет назад, в ночь с 11 на 12 марта (по новому стилю соответственно с 23–го на 24–е) 1801 г. в Михайловском (Инженерном) замке в Санкт–Петербурге был убит император Павел I. Сын Екатерины Великой стал жертвой заговора, который

Из книги Единый учебник истории России с древних времен до 1917 года. С предисловием Николая Старикова автора Платонов Сергей Федорович

Император Павел Петрович (1796–1801) § 138. Император Павел до вступления на престол. Император Павел Петрович родился в 1754 году. Первые годы его жизни прошли необычно в том отношении, что он был далек от своих родителей. Императрица Елизавета отобрала его от Екатерины и

Из книги Психиатрические эскизы из истории. Том 1 автора Ковалевский Павел Иванович

ИМПЕРАТОР ПАВЕЛ I Мнения современников об императоре Павле крайне противоположны. Это разноречие касается не только его политической деятельности, но и душевной деятельности и обусловливается личными отношениями Павла к этим лицам и наоборот. В зависимости от этого и

Из книги Павел I без ретуши автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Часть II Император Павел I Кончина Екатерины II Из воспоминаний графа Федора Васильевича Ростопгина:…она [Екатерина II] с лишком полчаса не выходила из гардероба, и камердинер Тюльпин, вообразив, что она пошла гулять в Эрмитаж, сказал о сем Зотову, но этот, посмотрев в шкаф,

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

157. ПАВЕЛ I ПЕТРОВИЧ, император сын императора Петра III Федоровича, до принятия православия Карла-Петра-Ульриха, герцога шлезвиг-голштейн-готторпского (см. 160), от брака с великой княжной Екатериной Алексеевной, до принятия православия Софией-Августой-Фридерикой, княжной

Почитала я редкую книжечку о политических взглядах древних греков и призадумалась. Не по вкусу мне тоталитаризм, но демократка из меня тоже никудышная, олигархия мне совсем не нравится, а уж монархия – тем более. Почему же личность Павла I всегда привлекала моё внимание, несмотря на стойкое раздражение, которое вызывали во мне Романовы?
Да, судьба у Павла I была – врагу не пожелаешь. Сын мужеубийцы, к тому же нелюбимый сын. Государыня-матушка Екатерина II похоже сама слух пустила, что он вовсе даже не сын убиенного ею мужа, желая отстранить неугодного сына от престола, но вовремя одумалась. Уж очень была Государыня неосторожна. На троне-то она сама сидела крепко, а вод под её потомками с такими–то речами он мог и пошатнуться. Лукавила Государыня, Павел похож был на папеньку, чем, видать, и прогневал её сверх меры. Не красив был сын, мал ростом, всего-то 166 сантиметров, заносчив, высокомерен, импульсивен, но не глуп, он обладал острым умом и прекрасной памятью. Это потом, по политическим мотивам, современники постарались выставить Павла полусумасшедшим идиотом. Павел знал языки, был хорошо образован. Учитель его – Н. И. Панин был одним из самых просвещённых людей своего времени. Кстати, он покровительствовал Фонфизину, в то время без покровителя о писательской и карьере и мечтать было нечего. Фонвизин долгое время служил у Н. И.Панина секретарём.
Павел искренне полюбил свою первую красавицу-жену Вильгельмину Гессен-Дармштадтскую, но и здесь судьба нанесла удар. Жена была неверна и умерла, не сумев родить ребёнка, как полагают, от любовника Андрея Кирилловича Разумовского, который был лучшим другом Павла I. Умом Наталья Алексеевна не блистала, качествами необходимыми для будущей жены императора не обладала. Павел переживал сильно. Государыня-матушка отреагировала жёстко, сказала, что он страдает дольше, чем это положено рогоносцу. Стала ли Екатерина Великая причиной преждевременной смерти первой жены наследника престола доподлинно неизвестно, но об этом поговаривали, уж очень вовремя она скончалась, а если учитывать то, что она интриговала против свекрови, то и показаниям комиссии из 13 врачей, созванных ею для опровержения слухов, поверить трудно. Кесарево сечение умирающей роженице по каким-то непонятным причинам сделано не было.
Второй женой будущего императора стала племян¬ница короля Фридриха II - София-Доротея Вюртем-бургская. Фридрих II на счёт Павла Петровича, как будущего императора, был мнения невысокого, предрёк ему недолгое царствование. На этот раз Екатерина II подошла к выбору невестки куда основательней. Однако, всё равно осталась недовольна. Считала вторую жену сына обывательницей, курицей, но всё же признавала за ней одно хорошее качество – «детей исправно рожает», у супругов было четыре сына и шесть дочерей. После постигшей Екатерину неудачи, у любимого внука, будущего императора Александра I было только две дочери, да и те скончались во младенчестве, это было большим достижением. Екатерина II торопилась, внука женила в пятнадцать лет, невесте было четырнадцать. Нужны ей был наследники в обход Павла, ох как нужны, а тут такая незадача.
Государыня, занимаясь делами государственными, о себе любимой не забывала. Любвеобильной она была дамой. Меняла в постели «мальчиков», не жалея государственной казны. Чем старше становилась она, тем моложе и многочисленнее были любовники. Влюбчива была Екатерина II. Осыпала подарками «мальчиков» без меры, вход шли земли, имения, рабы крепостные, не говоря уже о таких мелочах, как кольца, табакерки и прочие ценности. Ладно бы ценности, были ещё и должности. Иногда честолюбивые, дико невежественные юноши, такие, как Платоша Зубов, вмешивались в дела государственные, поощряемые влюблённой Государыней. Знал, конечно, Павел о грешках своей матери, знал. Да и скрывать хоть что-нибудь никто и не собирался. Что чувствовал сын, глядя на императрицу, тут и гадать нечего. Русским Гамлетом называли Павла I за границей. Но этому «Гамлету» повезло ещё меньше, чем принцу датскому. Уж если берётся судьба преследовать кого-либо, то она не отцепится, на достигнутом не остановится. Была, правда, у него отдушина – Екатерина Ивановна Нелидова. Мария Фёдоровна, жена наследника престола получила это имя после крещения, ревновала, пробовала удалить её от мужа, однако, хитрая Екатерина II не согласилась. Благотворно влияла на наследника Нелидова, умна была и образована.
Если бы Павел I не был так честолюбив, если бы Государыне удалось отстранить его от престола, то Павел, скорей всего, прожил бы долгую жизнь. Екатерина II знала – властвовать в Росси сложно. Это не Дания и не Швеция. Огромное государство, насквозь пропитанное рабством, страхом, интригами, с немыслимым расслоением населения мало подходило для слабохарактерного, эмоционального Императора. Поговаривали о том, что у него мания преследования. Всю жизнь Павел боялся, что его устранят, как устранили его несчастного отца Петра III. Екатерина Великая долго не сомневалась, с лёгкостью расправилась и с несчастным узником, законным наследником престола Иваном VI. Двадцать три года было ему тогда. Боялся Павел матери, боялся друзей и врагов. Государыня кровожадной и мстительной не была, просто так кровь не проливала, делала это только при реальной угрозе её самовластию, все остальные грешки легко прощала. И всё же Павел Петрович боялся не зря. Преданный ближайшим окружением, женой и сыном, он был зверски убит после недолгого царствования. Какая уж там мания!
Почему же мне близок и дорог этот несчастный царь. Есть причина. Павла I можно считать не только Русским Гамлетом, но и Русским Людвигом II. Людвиг II Баварский истратил всю казну на дворцы, которые сейчас служат украшение Германии, был признан сумасшедшим и убит. Версия о том, что он вместе с врачом покончил жизнь самоубийством, звучит неубедительно. Обладая прекрасным вкусом, великолепно образованный Павел тоже оставил после себя величайшие памятники архитектуры. Мать слишком долго не допускала его к власти, и сын нашел для себя занятие.
Павловск – великолепный образец садово-паркового искусства, классически-строгий, романтически-прекрасный ансамбль. Матушка-государыня была неравнодушна к искусствам. Покупая произведения великих мастеров, не скупилась, Скупала крупнейшие коллекции по всему миру. Именно ей мы обязаны тем, что можем часами бродить по Эрмитажу. Всё же были у Павла с матерью общие интересы. Только вкусы у них были разные. Екатерининский парк больше похож на Диснейленд восемнадцатого века: тут тебе и елизаветинское барокко, и классицизм, и псевдоготика, и мавританская баня, и китайская пагода, даже целая китайская деревня за каналом имеется, и руины есть, и что-то вроде египетской пирамиды стоит – надгробие для любимой собачки. Хорош Екатерининский парк, но «иконой стиля» его не назовёшь. Павловск иной, он как будто создан на одном дыхании. Пейзажный парк, а в нём на самом высоком месте – дворец, похожий на усадебный дом. Напротив его фасада колоннада Аполлона. Она не была задумана, как руина, но во время грозы произошло частичное обрушение, получилось очень удачно. Сама природа вмешалась и сделала её ещё прекрасней. А Двенадцать дорожек! Таким потрясающим решением мог бы гордиться любой художник. Скульптура и окружающий лес превратились в ансамбль таинственный и притягательный в своей жестокости и красоте. Аполлон, окружённый музами, расстреливает бронзовых Ниобид, умирающих в глубине сумрачных дорожек.
Пейзажи Пьетро Гонзаго поражают своим совершенством. Бывший театральный художник, ставший садовником, превратил парк в череду удивительных, живых декораций. Декорации сменяют друг друга, открываются сцены для роскошного действа природы. Одна сцена, другая… А дальше Белая берёза. Огромные пространства полей и островов леса радуют посетителей, а потом опять смена декораций, хоровод берёз с разбегающимися от него дорожками. А дальше романтически-запущенная, похожая на лес Новая Сильвия и долина реки Славянки. Там, в долине, мостики, Пиль башня, Баня и храм Дружбы, посвящённый Екатерине II. Павел с женой пытались таки наладить отношения с Государыней. Красив классически стройный храм, построенный Камероном, но дружбе с государыней он не посодействовал.
Есть ещё странный уголок в Старой Сильвии. Это уже Мария Федоровна постаралась. Вьётся тропа, а вдоль неё памятники её родственникам. Далеко их настоящие могилы, а тут всё рядом. Есть куда придти и вспомнить. В Новой Сильвии, в самом сумрачном месте стоит тяжёлый мавзолей для «любимого» супруга. Не был там похоронен Павел I, видно, чувство вины не давало покоя пусть и невольной, но всё же мужеубийце. Хотела Мария Федоровна править Россией, как её предшественница, потому и молчала, зная о заговоре, а тут ещё Нелидова… Только, вот беда, на её притязания никто и внимания не обратил. Всерьез «курицу» не воспринимали.
Павел вмешивался в работу архитекторов, руководил ими, сам вносил коррективы, но Павловский дворец, парк, и большая часть построек, находящихся в парке, в первую очередь были всё же творениями Чарльза Камерона, любимого архитектора Екатерины Великой. Неслучайно, сразу же после её смерти, Павел его уволил. Павловский дворец внутри классически строг и по-домашнему уютен. С наружи украшает его павильон Трёх граций и собственный садик Марии Фёдоровны. Винченцо Бренна пристроил к дворцу боковые флигеля, придал зданию подковообразную форму, сделал некоторые интерьеры более роскошными, к тому времени Павел уже стал императором. В Павловске работали Андрей Воронихин, Карл Росси, Джакомо Кваренги. Дворец и парк составляют одно целое. Здесь все продумано до мелочей, архитектура, интерьеры, и пейзажи сливаются в одну общую гармонию.
И всё же о вкусах Павла I составить представление лучше в Гатчине. Гатчинский дворец напоминает средневековый замок. Таких дворцов в России больше нет.
Протектор Мальтийского ордена, рыцарь – духа Павел I, кто же он такой, что за человек? Он отменил привилегии дворянства, издал «закон о престолонаследии» (передача престола только по мужской линии), запретил продажу дворовых людей и безземельных крестьян с молотка, издал «манифест о трехдневной барщине». Любовь к Императору простого люда приписывала ему чудесное избавление от смерти, остались свидетельства о чудесах и исцелениях, произошедших на его могиле. Святым почитали его крепостные рабы. Дворянам реформы царя не понравились.
Над Гатчинским дворцом работали А. Ринальди, В. Бренна, А. Захаров, Н. Львов, А. Воронихин, А. Штакеншнейдер и Р. Кузьмин. К сожалению, об интерьерах дворца можно судить только по немногим отреставрированным залам, а также по довоенным фотографиям, тем не менее, тот эстетический эффект, которого удаётся достичь в других дворцах с помощью скульптуры, живописи и лепки, здесь достигается только благодаря архитектуре. Водят туристов теперь и по не отреставрированным залам. Мерцает поблёкшая позолота, притягивает взгляд сохранившаяся лепка. Печален и прекрасен Гатчинский дворец. Повезло ему меньше, чем прочим загородным императорским резиденциям. Позже других стал он музеем, позже других пришли туда реставраторы. Пудосский камень, израненные стены, озёра, когда-то чистейшие, павильоны и парк, не такой роскошный и большой, как в Павловске, но благодаря красоте озёр он тоже неповторим. Гатчинский дворец нечто особенное, загадочное. Павел был мистиком. Мистическим получился его дворец. Говорят, под землёй на многие километры тянутся лабиринты. Посетителей по подземному ходу водят к Серебряному озеру, сам же лабиринт закрыт, там можно заблудиться.
Черное, Белое и Серебряное озёра связаны протоками, течёт вода времён по водным лабиринтам, шумит в плотинах. Многие постройки в Гатчинском парке сделаны из пудосского камня. Восхищает парк сдержанным великолепием и единством стиля. Берёзовый домик, павильон Венеры, а над ними, над парком и озёрами стоит замок последнего рыцаря России, хранит память о нём.
Есть ещё один замок в Гатчинском парке – Приоратский дворец. Более десяти лет был он резиденцией мальтийского ордена. Это единственный земляной дворец в России. Сделан он по специальной технологии на болоте. Чтобы отвести воду архитектор Николай Александрович Львов построил 34 метровых канал. Именно благодаря нему появились слухи о подземном ходе, существовавшим между Приоратским и Большим Гатчинским дворцами. Да и как не поверить слухам, слишком много мистики, пророчеств и тайн связано с именем Павла I. Игрушечный замок, похожий на маленький монастырь, стоил казне удивительно дёшево. Львов мечтал о том, что крестьяне будут жить в больших, пожара безлопастных и доступных по цене домах. Не получилось. А дворец до сих пор поражает людей строгостью и красотой замысла.
Наверно самой знаменитой постройкой Павла I был Михайловский замок или Инженерный замок. И тут опять мистика, опять пророчества, таинственная надпись и число лет прожитых императором, запечатлённых в ней над фасадом. Ансамбль Михайловского замка с двумя павильонами Кордегардий был выполнен архитекторами В. Бренна и В. Баженовым. Торопился Павел с его постройкой, здание было построено за три года. Однако успевал работать вместе с архитекторами над его фасадами. Павла тоже можно считать одним из архитекторов этой парадной резиденции. Все фасады здания разные, но оно выдержано в едином стиле. Каком? Выглядит эклектично, но это не эклектика. Михайловский замок – единственное в России дворцовое сооружение в стиле романтического классицизма. Самобытен был вкус Павла. Насчёт Людвига II я всё-таки не совсем права. Никогда нашему царю не пришло бы в голову строить второй Версаль. Слишком много у него было своих архитектурных идей. Более шестидесяти обществ почитателей Людвига II Баварского есть в Германии, и ни одного общества почитателей Павла I нет в России. А стоило бы чаще вспоминать этого несчастного императора – сына мужеубийцы, отца отцеубийцы, человека, чья жена была мужеубийцей, человека которого предали почти все, кому он доверял, царя, построившего удивительные дворцы, странные, таинственные, красивые, отмеченные необыкновенным эстетическим чутьём. Я поняла, почему мне близок Павел – я чувствую в нём художника.
Михайловский замок со всех сторон был окружён водой, были подъёмные мосты и пушки. Боялся Павел покушений, въехал во дворец, когда штукатурка ещё не просохла. Холодно было в нём и сыро, несмотря на то, что всё время топились печи, но не спасли его меры предосторожности, прожил в нём Павел всего сорок дней.
После смерти императора дворец был заброшен. Потом в нём расположилось Главное Инженерное училище. Каналы засыпали, убрали пушки… Там ещё Достоевский учился… Да, судьба. Умер Павел через сорок семь лет на том же месте, где родился. А родился он в Летнем дворце Елизаветы Петровны, который стоял на месте Инженерного замка. Во дворе замка находится уродливый памятник Павлу I, весь пропитанный ненавистью к императору. Жаль… Возле Гатчинского и Павловского дворцов тоже стоят два одинаковых памятника Павлу I, они имеют с ним портретное сходство, но не таят в себе чувств недостойных. Дворцы Павла Петровича, по сути дела, сами являются памятниками построившему их императору.
Строят дворцы, разрушают, взрывают, возрождают из пепла. Много ли стоит жизнь, лишённая красоты? Возводили великие мира сего дворцы для себя, но остались они нам. Каменные отражения человеческого духа, представлений о красоте, богатстве и мощи звучат, как застывшая в камне музыка. Зовёт за собой прекрасная музыка Петербурга, пока ещё не совсем разрушенного в угоду нуворишам. Гулко отдаются шаги времени его в дворах. Память предков обитает в парадных залах и закоулках коммуналок. Экскурсоводы водят группы по ночному Михайловскому замку, пытаясь встретить тень построившего его императора. Говорят, мается его душа в мире живых. Толь я этому не верю. Много вырастил он детей, посадил садов, построил дворцов, да и о добрых делах не забыл, успел, несмотря на то, что, как и предрекал Фридрих II, недолго процарствовал. Выполнил он свой долг на земле, пусть с самого рождения судьба была не на его стороне.

Во время пребывания наследника русского престола цесаревича Павла Петровича в Вене в 1781 году было решено устроить парадный спектакль в честь русского принца. Был выбран «Гамлет» Шекспира, однако актер отказался играть главную роль: «Вы с ума сошли! В театре будет два Гамлета: один на сцене, другой в императорской ложе!»…
И действительно, сюжет пьесы Шекспира очень напоминал историю Павла: отец, Петр III, убит матерью, Екатериной II, рядом с ней всесильный временщик, Потемкин. А принц, отстраненный от власти, сослан, как Гамлет, путешествовать за границу…

И в самом деле, пьеса жизни Павла разворачивалась как драма. Он родился в 1754 году и был тотчас взят у родителей императрицей Елизаветой Петровной, которая решила сама воспитать мальчика. Матери дозволялось видеть сына только раз в неделю. Сначала она тосковала, потом привыкла, успокоилась, тем более что пришла новая беременность.

Портрет Великого Князя Павла Петровича в детстве.

Здесь мы можем усмотреть ту первую, незаметную трещинку, которая впоследствии превратилась в зияющую пропасть, навсегда разделившую Екатерину и взрослого Павла. Разлука матери с новорожденным ребенком - страшная травма для обоих.

У матери с годами появилось отчуждение, а у Павла никогда не возникло первых ощущений теплого, нежного, может быть, неясного, но неповторимого образа матери, с которым живет почти каждый человек…

Панинские уроки

Конечно, ребенок не был брошен на произвол судьбы, его окружали заботой и лаской, в 1760 году рядом с Павлом появился воспитатель Н. И. Панин, человек умный, образованный, который сильнейшим образом повлиял на формирование его личности.

Вот тут-то и поползли первые слухи о том, что Елизавета хочет воспитать из Павла своего наследника, а ненавистных ей родителей мальчика вышлет в Германию.

Антуан Пэн. Портрет Екатерины II в молодости.

Такой поворот событий для честолюбивой, мечтающей о российском троне Екатерины был невозможен. Незаметная трещинка между матерью и сыном, опять же против их воли, расширилась: Екатерина и Павел, пусть гипотетически, на бумаге, а также в сплетнях, стали соперниками, конкурентами в борьбе за трон. Это отразилось на их отношениях.

Когда Екатерина в 1762 году пришла к власти, она не могла, глядя на сына, не испытывать беспокойства и ревности: ее собственное положение было ненадежным - иностранка, узурпаторша, мужеубийца, любовница своего подданного.

В 1763 году иностранный наблюдатель отметил, что при появлении Екатерины все умолкают, «а за великим князем всегда бежит толпа, громкими криками выражая свое удовольствие». Ко всему прочему, были люди, которые с радостью вбивали в трещину новые клинья.

Панин, как представитель аристократии, мечтал об ограничении власти императрицы и хотел использовать для этого Павла, вкладывая в его голову идеи конституции. При этом он незаметно, но последовательно настраивал сына против матери.

Никита Иванович Панин – наставник Павла I, помешавший браку Екатерины II и отца трех её детей - Григория Орлова.

В итоге, твердо не усвоив конституционных идей Панина, Павел привык отвергать принципы правления своей матери, а поэтому, став царем, так легко пошел на низвержение фундаментальных основ ее политики.

Кроме того, юноша усвоил романтическую идею рыцарственности, а с ней - любовь к внешней стороне дела, декоративности, жил в мире далеких от жизни мечтаний.

Браки на земле и на небесах

1772 год - время совершеннолетия Павла. Надежды Панина и других на то, что Павел будет допущен к управлению, не оправдались. Екатерина не собиралась передавать власть законному наследнику Петра III. Она воспользовалась совершеннолетием сына, чтобы удалить Панина из дворца.

Вскоре императрица нашла сыну невесту. В 1773 году по воле матери он женился на принцессе Гессен-Дармштадтской Августе Вильгельмине (в православии - Наталье Алексеевне) и был вполне счастлив. Но весной 1776 года в тяжких родовых муках великая княгиня Наталья Алексеевна умерла.

Наталья Алексеевна, урождённая принцесса Августа-Вильгельмина-Луиза Гессен-Дармштадтская - великая княгиня, первая супруга великого князя Павла Петровича (впоследствии императора Павла I).

Павел был безутешен: его Офелии больше не было на свете… Но мать излечила сына от скорби самым жестоким образом, похожим на ампутацию.

Найдя любовную переписку Натальи Алексеевны и Андрея Разумовского - придворного, близкого друга Павла, - императрица передала эти письма Павлу. Он тотчас излечился от скорби, хотя можно представить себе, какая жестокая рана была тогда нанесена тонкой, неокрепшей душе Павла…

Почти сразу же после смерти Натальи ему нашли новую невесту - Доротею Софию Августу Луизу, принцессу Виртембергскую (в православии Мария Федоровна). Павел неожиданно для себя сразу влюбился в новую жену, и молодые зажили в счастье и покое.

Мария Феодоровна; до перехода в православие - София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская - принцесса Вюртембергского дома, вторая супруга российского императора Павла I. Мать императоров Александра I и Николая I.

Осенью 1783 года Павел и Мария переехали в подаренное им государыней бывшее поместье Григория Орлова Гатчину (или, как тогда писали, - Гатчино). Так началась долгая гатчинская эпопея Павла…

Гатчинская модель

В Гатчине Павел создал не просто гнездо, уютный дом, но возвел для себя крепость, противопоставив ее во всем Петербургу, Царскому Селу, «развратному» двору императрицы Екатерины.

Образцом же для подражания Павлом была избрана Пруссия с ее культом порядка, дисциплины, силы, муштры. Вообще же гатчинский феномен проявился не сразу. Не будем забывать, что Павел, став взрослым, не получил никакой власти и мать сознательно держала его подальше от государственных дел.

Развод караула в залах Гатчинского дворца.

Ожидание «очереди» на трон длилось для Павла свыше двадцати лет, и ощущение своей никчемности не покидало его. Постепенно он обрел себя в военном деле. Доскональное знание всех тонкостей уставов вело к строгому следованию им.

Линейная тактика, построенная на регулярном, строгом обучении слаженным приемам движения, требовала полного автоматизма. А это достигалось непрерывными упражнениями, разводами, парадами. В итоге стихия плаца полностью захватила Павла. Эта специфическая форма жизни тогдашнего военного человека стала для него главной, превратила Гатчину в маленький Берлин.

Небольшое войско Павла было одето и вымуштровано по уставам Фридриха II, сам наследник жил суровой жизнью воина и аскета, не то что эти развратники из вечно что-то празднующего гнезда порока - Царского Села!

Зато тут, у нас в Гатчине, порядок, труд, дело! Гатчинская модель жизни, построенная на жестком полицейском надзоре, казалась Павлу единственно достойной и приемлемой. Он мечтал распространить ее на всю Россию, за что и принялся, став императором.

Парад в Гатчине.

Под конец жизни Екатерины отношения между сыном и матерью разладились непоправимо, трещина между ними стала зияющей пропастью.

Характер же Павла постепенно портился, росли подозрения, что никогда не любившая его мать может лишить его наследства, что ее фавориты хотят унизить наследника, следят за ним, а нанятые злодеи пытаются отравить - вот, однажды даже стеков в сосиски наложили.

Борьба с «развратом»

Наконец, 6 ноября 1796 года умерла императрица Екатерина. Павел пришел к власти. В первые дни его царствования казалось, что в Петербурге высадился десант иностранной державы - император и его люди были одеты в незнакомые прусские мундиры.

Павел тотчас перенес в столицу гатчинские порядки. На улицах Петербурга появились черно-белые полосатые будки, привезенные из Гатчины, полиция с остервенением набрасывалась на прохожих, которые поначалу легкомысленно отнеслись к строгим указам о запрете фраков и жилетов.

В городе, жившем при Екатерине полуночной жизнью, был установлен комендантский час, множество чиновников и военных, чем-то не угодивших государю, в мгновение ока лишались чинов, званий, должностей и отправлялись в ссылку.

Коронация Павла I 1796-1801.

Развод дворцовых караулов - привычная церемония - вдруг превратился в важное событие государственного масштаба с присутствием государя и двора.

Отчего же Павел стал таким неожиданно суровым правителем? Ведь молодым он когда-то мечтал о воцарении в России закона, хотел быть правителем гуманным, царствовать по неотменяемым («непременным») законам, содержащим в себе добро и справедливость.

Но не все так просто. Философия власти Павла была сложна и противоречива. Как и многие правители в России, он пытался совместить самодержавие и человеческие свободы, «власть личности» и «экзекутивную власть государства», словом, пытался совместить несовместимое.

Кроме того, за годы ожидания своей «очереди» к трону в душе Павла наросла целая ледяная гора ненависти и мести. Он ненавидел мать, ее порядки, ее любимцев, ее деятелей, вообще весь созданный этой необычайной и гениальной женщиной мир, названный потомками «екатерининской эпохой».

А.Н. Бенуа. Вахтпарад при императоре Павле I.

С ненавистью в душе править можно, но не долго… В итоге, что бы ни думал Павел о праве и законе, во всей его политике стали преобладать идеи ужесточения дисциплины, регламентации. Он начал строить только одно «экзекутивное государство». Наверное, в этом корень его трагедии…

Борьба с «распущенностью» дворян означала прежде всего ущемление их прав; наведение порядка, порой необходимого, в армии и государственном аппарате вело к неоправданной жестокости.

Несомненно, Павел желал своей стране хорошего, но тонул в «мелкостях». А их-то как раз более всего и запоминали люди. Так, все смеялись, когда он запретил употреблять слова «курносый» или «Машка».

Павел I в короне, далматике и знаках Мальтийского ордена. Художник В. Л. Боровиковский.

В погоне за дисциплиной и порядком царь не знал никакой меры. Его подданные услышали множество диких указов государя. Так, в июле 1800 года было предписано все типографии «запечатать, дабы в них ничего не печатать». Отлично сказано! Правда, вскоре это нелепое распоряжение пришлось отменить - нужны были этикетки, билеты и ярлыки.

Запрещалось также зрителям аплодировать в театре, если этого не делал сидящий в царской ложе государь, и наоборот.

Рытье собственной могилы

Общение с императором становилось тягостным и опасным для окружающих. На месте гуманной, терпимой Екатерины оказался человек строгий, нервный, неуправляемый, вздорный. Видя, что его пожелания оставались неисполненными, он негодовал, наказывал, распекал.

Как писал H. М. Карамзин, Павел, «к неизъяснимому удивлению россиян, начал господствовать всеобщим ужасом, не следуя никаким уставам, кроме своей прихоти; считал нас не подданными, а рабами; казнил без вины, награждал без заслуг, отнял стыд у казни, у награды - прелесть, унизил чины и ленты расточительностью в оных… Героев, приученных к победам, учил маршировать.

Имея, как человек, природную склонность к благотворению, он питался желчью зла: ежедневно вымышлял способы устрашать людей, и сам всех более страшился; думал соорудить себе неприступный дворец и соорудил гробницу».

Убийство императора Павла I.

Словом, добром это не кончилось. Против Павла в офицерской среде и среди аристократии созрел заговор, 11 марта 1801 года произошел ночной переворот и в только что построенном Михайловском замке Павел был убит ворвавшимися в царскую спальню заговорщиками…

Новое на сайте

>

Самое популярное