Пунктуационное оформление прямой речи по сути тема очень простая. В данном случае важно различать прямую речь, косвенную речь и слова автора. Именно от этого зависит верная расстановка знаков препинания. Так, собственно прямая речь всегда берется в кавычки, но возникают проблемы, когда она начинается не с начала предложения или прерывается словами автора или еще как-то усложняется ее структура. На все эти варианты усложнения существуют способ правильного пунктуационного оформления, которые удобнее всего обобщить в схемах.
- Прямая речь в начале и конце предложения.
Проще всего, когда прямая речь ничем не прерывается, например так: «Я никогда не смогу это запомнить,» - сказала школьница в отчаянии. Прямая речь здесь является законченным предложением, поэтому берется в кавычки с обеих сторон (стоит обратить внимание, вопросительные и восклицательные знаки, многоточия также находятся внутри кавычек, ведь они являются частью этого предложения). После кавычек по правилу ставится тире, а запятая или знак конца предложения остаются внутри (именно в этом порядке), точнее говоря, в рукописном тексте кавычки находятся вверху строчки, поэтому невозможно строго отличить, внутри кавычек или за кавычками стоит запятая. Но смысл ее – заменить точку, если в конце предложения предполагается точка, поэтому при набирании печатного текста, когда знаки находятся на одном уровне, она никак не может оказаться после кавычек. Затем, после того, как поставлен знак в конце предложения (уточню еще раз: либо запятая, либо вопросительный, восклицательный знак, либо многоточие), а кавычки закрыты, с маленькой буквы пишутся слова автора. Если поменять эти части местами, то получится так: Школьница сказала в отчаянии: «Я никогда не смогу это запомнить!». Поменялось очень многое: слова автора теперь с большой буквы, ведь это начало предложения, после них и ПЕРЕД прямой речью необходимо двоеточие, а не запятая и тире. На схемах это выглядит так:
«П.Р.,» - а.
А: « П.Р.»
Иными словами, от перестановки местами авторской или прямой речи зависят и знаки, хотя смысл ни капли не меняется. - Слова автора внутри прямой речи.
Немного сложнее становится, когда слова автора вклиниваются внутрь прямой речи, хотя принципы остаются теми же. Например, возьмем такое предложение: «Я никогда не смогу этого запомнить, - сказала школьница, - это слишком сложно!». В данном случае слова автора оказались в середине, поэтому они пишутся с маленькой буквы, с двух сторон у них оказались запятая и тире, а кавычки закрылись уже после окончания прямой речи, несмотря на то, что внутри слова автора. При этом вторая часть прямой речи начинается с маленькой буквы, ведь предложение не было закончено.
«П.Р., - а, - п.р.»
- Прямая речь, «обрамленная» словами автора.
Может быть и так, что слова автора «обрамляют» прямую речь: Школьница сказала: «Я никогда не смогу этого запомнить,» - и порвала черновик. В данном случае важно не перепутать тире и двоеточие, двоеточие ставится после слов автора и перед прямой речью, а тире, наоборот, перед словами автора.
- Знаки конца предложения.
Очень важно помнить, что после прямой речи, которая теоретически оканчивается точкой, эта точка меняется на запятую, затем идет тире и т.д. НО! Если прямая речь заканчивается не точкой, а восклицательным, вопросительным знаком или многоточием, этот знак остается на своем месте, а запятую ставить не надо. Между прямой речью и словами автора будет только тире.
- Косвенная речь.
Важно не путать прямую речь и косвенную, ведь косвенная отличается только формально, именно тем, что она не сопровождается всеми этими пунктуационными сложностями. Косвенная речь оформляется при помощи придаточного предложения, описательно передает содержание прямого высказывания субъекта и выглядит так: Школьница сказала, что она никогда не сможет этого запомнить… Здесь есть только запятая, обусловленная придаточным предложением.
Знаки при прямой речи
§ 195. Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно:
1. Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например:
- Маленькая девочка бежала и кричала:
– Не видали маму?
М. Горький
2. Если прямая речь идет в строку, без абзаца, то перед началом и в конце ее ставятся кавычки, например:
- Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?»
Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения, также выделяются кавычками, но перед ними не ставится двоеточие, например:
- Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка».
Белинский
§ 196. Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова автора»), может:
а) предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи – знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например:
- Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А все-таки это совершенно против правил».
Лермонтов
Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал?»
Лермонтов
Она взглянула и вскрикнула: «Это Казбич!»
Лермонтов
б) следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком – тире, например:
- «А что Казбич?» – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.
Лермонтов
– А что Казбич? – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.
«Как это скучно!» – воскликнул я невольно.
Лермонтов
– Как это скучно! – воскликнул я невольно.
«Умерла...» – эхом откликнулась Аксинья.
Шолохов
– Умерла... – эхом откликнулась Аксинья.
«Вон окружной атаман», – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.
Шолохов
- – Вон окружной атаман, – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.
в) разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся:
после слов автора – точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая – если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце ее, например:
- – Не хотите ли подбавить рому? – сказал я моему собеседнику. – У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно.
Лермонтов
– Ну, полно, полно! – сказал Печорин, обняв его дружески. – Неужели я не тот же?
Лермонтов
– Выслушайте меня... – сказала Надя, – когда-нибудь до конца.
Чехов
– Меня зовут Фомой, – отвечал он, – а по прозвищу Бирюк.
Тургенев
– Дождь пойдет, – возразил Калиныч, – утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет.
Тургенев
- – Идем, холодно, – сказал Макаров и угрюмо спросил: – Что молчишь?
М. Горький
Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.
Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.
§ 197. Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и, кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например:
- «Скажи-ка мне, красавица, – спросил я, – что ты делала сегодня на кровле?» – «А смотрела, откуда ветер дует». – «Зачем тебе?» – «Откуда ветер, оттуда и счастье». – «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» – «Где поется, там и счастливится».
- Багрянцева В.А., Болычева Е.М., Галактионова И.В., Жданова Л.А., Литневская Е.И. Русский язык.
- Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык.
- Справочник по русскому языку «Русский язык в таблицах и схемах» ().
- Чужая речь (собрание материала) ().
- Полный академический справочник под редакцией В.В. Лопатина ().
- Презентация. «Прямая и косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью» ().
- А: «П». Учитель сказал: «Вспомните правила».
- А: «П!?…» Учитель спросил: «Помните правила?» Учитель призвал: «Вспомните правила!» Учитель решил: «Не помнят они правила…»
- «П», - а. «Пишем диктант», - предупредил учитель.
- «П!?…» - а. «Помните правила?» - спросил учитель.
- А: «П», а. Учитель предупредил: «Пишем диктант», открыл книгу и начал диктовать.
- А: «П» - а. Учитель предупредил: «Пишем диктант» - и открыл книгу.
- А: «П!?…» - а. Учитель спросил: «Готовы к диктанту?» - и обвел всех взглядом.
- Учитель предупредил, открыл книгу и начал диктовать.
Запятая нужна. Значит, она остается - ставится после прямой речи. Правило:
запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва вводящих слов автора. - Учитель предупредил и открыл книгу.
Запятая между однородными сказуемыми, соединенными союзом «и», не нужна - после прямой речи ставим тире. Правило:
тире ставится в случае отсутствия знака препинания на месте разрыва вводящих слов автора. - «П, - а. - П». «Сегодня пишем диктант, - сказал учитель. - Открывайте тетради».
- «П!?... - а. - П». «Готовы? - спросил учитель. - Тогда начинаем».
- «П, - а, - п». «Ребята, - обратился учитель, - сегодня пишем диктант».
Прямая речь - это способ передачи чужого высказывания, сопровождаемой авторскими словами. По отношению к словам автора прямая речь - это самостоятельное предложение, которое интонационно и по смыслу связано с авторским контекстом, и образует с ним одно целое.
Оформление прямой речи 1. Прямую речь нужно выделять кавычками. 2. Если слова автора предшествуют прямой речи, то после них нужно поставить двоеточие. Прямую речь начинать писать с большой буквы. Таня, нежно обняв мать за плечи, пыталась успокоить ее: "Ты не переживай, мама". 3. Если прямая речь предшествует словам автора, то после нее следует ставить запятую и тире. В том случае, если прямая речь содержит восклицание или вопрос, то после нее следует ставить вопросительный или и тире. При этом во всех случаях слова автора следует начинать с маленькой буквы. Предложения с прямой речью: "Я тебя никому не отдам", - взволнованно прошептал Антон. "Кто там?" - испуганно спросил Пашка. "Бежим скорее!" - крикнул Сережа. Оформление прямой речи на письме, когда авторские слова находятся в середине прямой речи, предусматривает следующие случаи:
1. Если на месте, где прямая речь разрывается, не должно стоять никакого или должно быть двоеточие, тире, запятая или точка с запятой, то авторские слова следует с двух сторон выделять запятыми и тире. "Знаете ли вы, - начал он, - о Вильямсе Гоббасе и его интересной судьбе?"
"Помнишь, - с грустью начала разговор Маша, - как в детстве с папой ходили в лес?" Оформление прямой речи на письме 2. Если на месте, где прямая речь разрывается, предполагается поставить точку, то после прямой речи необходимо ставить запятую и тире, а после авторских слов - точку и тире. При этом вторую часть следует писать с большой буквы. Оформление прямой речи в данном случае выглядит так: "Все закончилось так печально, - в слезах договорила Маша. - Но я даже не предполагала этого". 3. Если на том месте, где прямая речь разрывается, предполагается поставить восклицательный или то перед авторскими словами следует поставить данный знак и тире, а после авторских слов - точку и тире. Вторую часть следует писать с большой буквы. "Почему в семь? - спросил Ваня. - Ведь сменяются в восемь". "А, это ты, Надька! - сказал Даня. - Посмотри-ка на это. Ну как? Хороша?" 5. Оформление прямой речи при передаче диалога. В этом случае обычно каждую реплику необходимо начинать с новой строчки. Перед репликой нужно ставить тире, а кавычки не использовать. Пример оформления диалога:
Предложения с прямой речью - Ты ничего не ешь и все молчишь, хозяин. - Опасаюсь неприятельских встреч. - А далеко ли еще до Якупова? - Четыре лье. - Ха! Всего-то какой-нибудь час езды! - Дорога прекрасная, поднажмешь на педали-то, а? - Нажму! - Ууу! Поехали!
Оформление прямой речи в диалоге в иной форме: реплики можно написать подряд, каждую из них взять в кавычки и отделить от других тире. Например, «Дэзи! Дэзи!» - «Ну да, Дэзи; ну, что еще?» - «Вы выходите замуж!» - «Боже мой, я знаю! Уйдите же скорей!» - «Но Вы не должны. Не должны…» - «Я знаю. Но что же я могу сделать теперь?» - «Вы несчастны?» - «Не мучайте меня! Прошу Вас! Уходите!» Правила оформления прямой речи на письме просты и доступны. Пишите грамотно!
Если в повествование включены высказывания других лиц, то они образуют так называемую «чужую речь» (рис. 1).
Рис. 1. Способы передачи чужой речи ()
Петров сказал: «Отыскать клад - это отличная идея! » - прямая речь
Петров сказал, что отыскать клад - это отличная идея . - косвенная речь.
Чужой речью называют также собственное высказывание автора, которое он произнес ранее или собирается произнести, а также мысли автора или других людей:
Вот подойду к нему завтра и скажу «Не буду я с вами клад искать, я сам, один найду! »
или с косвенной речью:
Вот подойду к нему завтра и скажу, что не буду я с ними клад искать, а сам, один найду.
Прямая речь - это дословное воспроизведение чужого высказывания. Для ее передачи используются специальные синтаксические конструкции, которые состоят из двух компонентов: слов автора и собственно прямой речи .
(от греч. dialogos - разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев (рис. 2).
Прямая речь в таких конструкциях - это обязательный компонент, а вот слова автора могут отсутствовать.
Косвенная речь - это пересказ чужого высказывания. Для ее оформления используется один из типов придаточного предложения - конструкция с придаточным изъяснительным.
Главная часть таких предложений строится от имени автора текста и соответствует словам автора при прямой речи , а придаточная часть передает содержание высказывания и соответствует прямой речи.
Косвенная речь
Цель высказывания |
Способ присоединения |
|
Повествовательное предложение |
Союзы будто, что |
Он сказал, что прилетит утром . |
Вопросительное предложение |
Местоимения и наречия кто, что, какой, где, почему, когда; частица ли в значении союза |
Мама спросила, когда прилетит самолет . |
Побудительное предложение |
Союз чтобы |
Начальник приказал, чтобы все вышли на улицу. |
Петров сказал: «Я хочу найти клад сам ». - Прямая речь.
Петров сказал, что хочет найти клад сам . - Косвенная речь.
Высказывание, переданное с помощью косвенной речи, изменилось.
Петров сказал о своем желании найти клад самостоятельно
Петров, если верить его словам, хочет найти клад сам
(само предложение передает содержание высказывания Петрова, а вводное сочетание указывает на автора высказывания).
Такие способы передачи чужой речи не относятся ни к прямой речи, ни к косвенной.
Прямая речь может стоять после, до или внутри слов автора, а также обрамлять слова автора с двух сторон. Расстановка знаков препинания зависит от взаимного расположения компонентов конструкции - прямой речи и слов автора, от места, в котором слова автора разрывают прямую речь или, наоборот, прямая речь разрывает слова автора, от количества вводящих прямую речь глаголов.
Если прямая речь следует за авторскими словами , то после слов автора ставится двоеточие , прямая речь выделяется кавычками , первое слово прямой речи пишется с прописной буквы. Вопросительный и восклицательный знаки , а также многоточие в прямой речи ставятся перед кавычками, а точка - всегда после кавычек:
Петров подумал и сказал: «Я буду искать клад один ».
Петров подумал и сказал: «Я буду искать клад один ! »
Петров подумал и сказал: «? »
Петров подумал и сказал: «… »
Если прямая речь стоит перед авторскими словами , то она также выделяется кавычками . После прямой речи вместо точки ставится запятая (после кавычек) или вопросительный, восклицательный знак, многоточие (перед кавычками). После одного из этих знаков ставится тире . Слова автора начинаются со строчной буквы:
«Я буду искать клад один », - подумав, сказал Петров.
«Я буду искать клад один ! » - подумав, сказал Петров.
«Можно я буду искать клад один ? » - подумав, сказал Петров.
«Я, пожалуй, буду искать клад один … » - подумав, сказал Петров.
Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами не должно быть никакого знака или должны стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире , после которых первое слово пишется со строчной буквы:
«Я решил , - сказал Петров, - искать клад один ».
Исходная фраза: Я решил искать клад один .
«Я решил ,- сказал Петров, - что буду искать клад один ».
Если на месте разрыва прямой речи должна стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них - точка и тире. Вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы:
«Я хочу вам кое-что сообщить , - подумав, сказал Петров. - Я решил искать клад один ».
Если на месте разрыва прямой речи должен стоять вопросительный или восклицательный знак , то этот знак сохраняется перед авторскими словами, после знака ставится тире , слова автора начинаются со строчной буквы, после них ставится точка и тире
«Все-таки буду искать клад один ! - решительно сказал Петров. - И вам так проще будет ».
«Может быть, мне одному пойти ? - спросил Петров. - А то я вам мешать буду ».
Если на месте разрыва прямой речи должно стоять многоточие , то оно сохраняется перед авторскими словами и после него ставится тире. Если вторая часть прямой речи не образует самостоятельного предложения, после слов автора ставится запятая и тире, вторая часть прямой речи начинается со строчной буквы:
«... - протянул Петров, - пойти за кладом с вами ».
Если вторая часть прямой речи представляет собой новое предложение , после слов автора ставится точка и тире , вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы:
«Даже не знаю ... - протянул Петров. - Наверное, все-таки с вами за кладом пойду ».
«Даже не знаю, может быть, все-таки ... - протянул Петров, - пойти за кладом с вами ».
Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а второй - ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире , причем первое слово второй части прямой речи пишется с прописной буквы:
Петров помолчал, вздохнул: «Не знаю, что и делать », потом опять задумался.
Запятая разделяет однородные сказуемые вздохнул и задумался , между которыми находится прямая речь.
Петров помолчал, потом, пробормотав: «Не знаю, что и делать », развернулся
и вышел из комнаты.
Запятая закрывает деепричастный оборот, в состав которого включена прямая речь.
Если прямая речь заканчивается вопросительным или восклицательным знаком, перед второй частью авторских слова ставится тире:
Петров помолчал, потом решительно сказал: «Один за кладом пойду ! » - и решительно
вышел из комнаты .
На вопрос Петрова: «Может, мне одному за кладом пойти ? » - никто не ответил.
Рис. 3. Знаки препинания в предложениях с прямой речью ()
Дополнительно
Стилистические особенности прямой речи.
В художественном тексте стилистические функции прямой речи заключаются в изображении речевого поведения персонажа.
В художественной литературе и публицистических произведениях , близких к ней по стилю (очерках, фельетонах ), используются экспрессивные формы передачи чужой речи, оживляющие художественное произведение. Отражаются особые характерологические черты участников диалога (речевая манера и профессиональный опыт) в интервью, беседах, круглых столах.
Список литературы
Домашнее задание
Посмотрите презентацию на тему: « Прямая и косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью» и выполните 1. задания, 2. тесты ().
Чтобы не пересказывать содержание справочников Розенталя и Лопатина , где прямой речи посвящены целые разделы (!), в которых эта тема рассмотрена подробно, прибегнем к упрощению - схемам. Представим наглядные образцы оформления разных случаев со знаками препинания.
Прямая речь после слов автора
Прямая речь перед словами автора
Прямая речь внутри слов автора
Выбор варианта оформления - первый, с запятой, или второй, с тире, - зависит от того, нужна ли запятая в месте разрыва слов автора. Мысленно выбрасываем прямую речь:
В третьем же случае не нужно ничего мысленно выкидывать - достаточно того, что в конце прямой речи стоит восклицательный знак, или вопросительный, или многоточие. Это и есть основание для постановки тире. Правило:
тире ставится, если прямая речь заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком.
Слова автора внутри прямой речи
Схемы оформления цитат
Цитаты чаще всего оформляются по правилам для прямой речи .