Домой Любвь Разделение пигментов методом бумажной хроматографии. Разделение пигментов по Краусу

Разделение пигментов методом бумажной хроматографии. Разделение пигментов по Краусу

Лабораторная работа 22

Химические свойства пигментов листа

Важнейшими компонентами фотосинтетического аппарата растений являются пигменты. Пигменты делятся на два класса: тетрапиррольные соединения (хлорофиллы и фикобилины ) и полиизопреноидные (каротиноиды ).

Фикобилины - это пигменты водорослей . У высших растений обнаружены хлорофилл «а», хлорофилл «b» и каротиноиды. Основным функциональным пигментом является хлорофилл «a», который обнаружен у всех фотосинтезирующих организмов (кроме бактерий). Он служит непосредственным донором энергии для фотосинтетических реакций. Остальные пигменты, лишь передают поглощенную энергию хлорофиллу «а».

DIV_ADBLOCK267">

Рис. 17 Структурные формулы каротиноидов и последовательность их превращений

При этом в циклических каротинах шестичленные кольца представлены двумя типами: β-иононовыми и α-иононовыми.

В фотосинтезирующих организмах эта группа желтых пигментов представлена ликопином, α-каротином, β-каротином и γ-каротином. У высших растений основным каротином является β-каротин.

Ксантофиллы - кислородсодержащие производные каротинов, включающие в себя лютеин (С40Н56О2), зеаксантин (С40Н56О4), виолаксантин (С40Н56О4), неоксантин (С40Н56О4) (рис. 17). Среди названных ксантофиллов преобладает лютеин, который по химической структype очень близок к α-каротину, но в отличие от него является двухатомным спиртом, т. е. в каждом ионовом кольце, один атом водорода замещен на гидроксильную группу.

Функции каротиноидов: 1) являются дополнительными пигментами; 2) защищают молекулы хлорофилла от фотоокисления; 3) играют роль в кислородном обмене при фотосинтезе.

Принцип метода: пигменты из растительной ткани извлекают полярными растворителями (этиловый спирт, ацетон), которые разрушают связь хлорофиллов и ксантофиллов с липопротеидами пластид и обеспечивают их полное экстрагирование. Неполярные растворители (петролейный эфир, гексан, бензин и др.) не нарушают связи этих пигментов с белками.

Цель работы: познакомиться с химическими свойствами пигментов листа.

Ход работы: 1. Получение спиртового раствора пигментов . Для получения вытяжки пигментов используют как сырой, так и сухой растительный материал. Высушенные листья предварительно обрабатывают горячей водой, чтобы облегчить последующее извлечение пигментов.

Свежие листья растений (1 г) мелко измельчить ножницами, поместить в ступку и растереть с небольшим количеством СаСО3. Постепенно в ступку приливать 2…3 мл этилового спирта и тщательно растереть навеску до получения однородной массы. Затем прилить еще 5…8 мл спирта, содержимое перемешать. Носик ступки снизу смазать вазелином и по стеклянной палочке содержимое ступки перенести на бумажный фильтр. Полученный фильтрат поместить в пробирку. Спиртовая вытяжка содержит сумму зеленых и желтых пигментов.

2.Разделение пигментов по Краусу основано на различной растворимости пигментов в спирте и бензине. Эти растворители при сливании не смешиваются, а образуют две фазы верхнюю бензиновую и нижнюю спиртовую, благодаря чему и разделяются компоненты смеси пигментов.

В пробирку налить 2…3 мл спиртового экстракта пигментов и добавить 3…4 мл бензина. Содержимое пробирки сильно встряхнуть, предварительно закрыв ее пробкой или большим пальцем, и оставить отстояться. Для лучшего разделения добавить 1…2 капли воды.

По мере расслоения эмульсии верхний бензиновый слой будет окрашиваться в зеленый цвет, из-за лучшей растворимости в нем хлорофиллов. Кроме того, в бензин переходит каротин, но его окраска маскируется хлорофиллом. Ксантофилл остается в нижнем спиртовом слое, придавая ему золотисто-желтую окраску.

Если пигменты разделятся недостаточно четко, добавить 1…2 капли воды и снова встряхнуть. При избытке воды возможно помутнение нижнего слоя, тогда следует прилить немного этилового спирта и взболтать содержимое пробирки.

Зарисовать распределение пигментов в спирте и бензине, сделать выводы о различной их растворимости.

3. Омыление хлорофилла щелочью. При обработке хлорофилла щелочью происходит омыление эфирных групп, т. е. отщепление остатков метилового спирта и фитола (рис. 18). Образуется натриевая соль хлорофиллиновой кислоты, сохраняющая зеленую окраску и оптические свойства хлорофилла, но отличающаяся большей гидрофильностью, по сравнению с нативным пигментом.

Рис. 18 Омыление хлорофилла щелочью

В пробирку с 2…З мл спиртового раствора пигментов прилить 1 мл 20% раствора NaOH и взболтать. После смешивания экстракта со щелочью пробирку поместить в кипящую водяную баню, довести до кипения и охладить.

К охлажденному раствору прилить равный объем бензина и несколько капель воды для лучшего разделения смеси. Затем содержимое пробирки резко встряхнуть и дать ему отстояться.

В бензиновый слой перейдут каротин и ксантофилл, а в спиртовый - натриевая соль хлорофиллиновой кислоты.

Зарисовать окраску слоев, указав распределение пигментов3. Получение феофитина и обратное замещение водорода атомом металла. Атом магния слабо удерживается в порфириновом ядре хлорофилла и при осторожном воздействии сильных кислот легко замещается двумя протонами, что приводит к образованию феофитина бурого цвета.

Если на феофитин подействовать солями меди, цинка или ртути, то вместо двух протонов в ядро входит соответствующий металл и вновь восстанавливается зеленая окраска. Однако она несколько отличается от окраски хлорофилла. Следовательно, цвет хлорофиллов зависит от металлоорганической связи в их молекуле.

В пробирку налить 2…3 мл спиртовой вытяжки пигментов и прибавить 1…2 капли 10% раствора соляной кислоты. В ходе реакции зеленый цвет меняется на бурый, при этом хлорофилл превращается в феофитин. Содержимое пробирки разлить в две пробирки.

Одну пробирку с феофитином оставить для контроля, а во вторую поместить несколько кристаллов уксуснокислой меди и нагреть раствор на водяной бане до кипения. После нагревания бурый цвет раствора меняется на зеленый в результате образования хлорофиллоподобного производного меди.

Зарисовать окраску феофитина и медьпроизводного хлорофилла.

https://pandia.ru/text/80/159/images/image005_49.gif" width="541" height="135 id=">

хлорофиллоподобное производное меди

Оборудование и материалы: 1) свежие листья растений; 2) этиловый спирт; 3) бензин; 4) 20% раствор NaOH; 5) 10% соляная кислота в капельнице; 6) 10% соляная кислота; 7) водяная баня; 8) штатив с пробирками; 9) пипетки на 1 мл или мерные пробирки; 10) воронки; 11) фильтровальная бумага; 12) ступка с пестиком; 13) стеклянные палочки; 14) ножницы.

Лабораторная работа № 7.

Изучение свойств фотосинтетических пигментов

Цель работы: ознакомиться с методами экстракции пигментов и с их химическими свойствами.

Задание 1. Химические и оптические свойства пигментов листа

В процессе фотосинтеза высших растений участвуют две группы пигментов: зеленые – хлорофиллы а и b ; желтые – каротины и ксантофиллы. Мы познакомимся с методом выделения пигментов, разделения по методу Крауса, с основными химическими и оптическими свойствами пигментов. Работа состоит из отдельных этапов, которые выполняют в приведенной ниже последовательности.

1. Получение спиртового раствора пигментов

С этой целью можно использовать как сухие листья, так и свежий растительный материал. При работе с сухими листьями рекомендуется увлажнить их перед экстракцией пигментов. При работе с сырым материалом удобны листья герани, гороха, фасоли.

Для получения большого объема экстракта употребляют высушенные листья крапивы, которые помещают в коническую колбу вместимостью 200 мл и обваривают кипятком, затем воду сливают. В колбу приливают 100 мл этилового спирта, закрывают ее пробкой с обратным холодильником и ставят на 5 минут на баню с кипящей водой для экстрагирования пигментов. Затем содержимое колбы охлаждают и раствор осторожно декантацией сливают через воронку со складчатым бумажным фильтром. Отфильтрованный раствор используют в последующих опытах. Хранить растворы пигментов следует в темноте в холодильнике.

Ход работы : 1–2 г листьев герани поместить в фарфоровую ступку, добавить немного кварцевого песка (для лучшего измельчения растительных тканей) и щепотку мела (для создания нейтральной или слабощелочной реакции среды). Листья растереть до однородной массы, в которую добавить 10–15 мл 96%-ного этанола. После тщательного перемешивания гомогенат отфильтровать в пробирку через бумажный фильтр с белой лентой. Чтобы жидкость при выливании из ступки не стекала по стенке, приставить стеклянную палочку к носику ступки, смазанному снаружи вазелином. Ступку и пестик можно ополоснуть несколькими миллилитрами этанола, который надо сливать на этот же фильтр. Работа носит качественный характер; поэтому можно не добиваться полного переноса пигментов в раствор. Если первые порции фильтрата получились мутными, их снова надо профильтровать, не меняя фильтра. Полученный экстракт зеленого цвета пригоден для последующих опытов.

2. Разделение пигментов по методу Крауса

Метод основан на различной растворимости пигментов в спирте и бензине, которые при сливании не смешиваются, образуя два слоя: верхний – бензин; нижний – спирт. Эмпирическая формула хлорофилла a – С 55 Н 72 О 5 N 4 Mg, хлорофилла b – С 55 Н 70 О 6 N 4 Mg. Хлорофилл является сложным эфиром дикарбоновой кислоты хлорофиллина и двух спиртов – метанола и фитола. Фитол имеет длинную углеводородную цепочку (С20Н39), которая и определяет гидрофобность молекулы хлорофилла. Он лучше растворяется в гидрофобном растворителе – бензине. Каротин, будучи углеводородом (С 40 Н 56), также обладает гидрофобными свойствами и имеет большое сродство с бензином. Ксантофиллы – спирты (С40Н56О2), и поэтому они лучше растворяются в этаноле, чем в бензине.

Ход работы : в пробирку налить 2–3 мл спиртовой вытяжки пигментов и добавить 3–4 мл бензина Калоша (вместо бензина можно использовать петролейный эфир). Пробирку встряхнуть и дать отстояться содержимому. Происходит отслоение эмульсии. Сверху собирается бензин с перешедшими в него хлорофиллами, которые окрашивают данный слой в зеленый цвет. Каротин также находится в бензине, но его желтая окраска маскируется хлорофиллом. Нижний спиртовой слой содержит пигмент ксантофилл, который окрашен в желтый цвет.

Если разделение пигментов происходит недостаточно четко, в пробирку надо добавить 1–2 капли воды и снова сильно встряхнуть ее. Избытка воды следует избегать, так как может произойти помутнение раствора.

Результат работы зафиксировать в виде рисунка.

В заключение следует дать объяснение различной растворимости пигментов в спирте и бензине.

3. Омыление хлорофилла щёлочью

Сложные эфиры способны к реакции со щелочью (реакция омыления), при этом их молекула расщепляется на кислоту и спирт. Из пигментов листа омыляется только хлорофилл, от молекулы которого под влиянием щелочи отщепляются метанол и фитол:

Образующаяся при омылении натриевая соль хлорофиллиновой кислоты сохраняет зеленую окраску, но приобретает гидрофильные свойства, а значит, и большее сродство к спирту. Желтые пигменты при действии щелочи не изменяют своей химической природы.

Ход работы : в пробирку с 2–3 мл вытяжки пигментов добавить 1–2 капли 20%-ного раствора NaОН. Пробирку нагреть на водяной бане до закипания в ней раствора. После охлаждения добавить в пробирку 2–3 мл бензина и 2–3 капли воды (для лучшего разделения смеси). Затем содержимое пробирки сильно встряхнуть и дать отстояться. В пробирке должны присутствовать два слоя: нижний (спиртовый), окрашенный в зеленый цвет; верхний (бензиновый), окрашенный в желтый цвет. В спиртовом слое растворены натриевая соль хлорофиллиновой кислоты и ксантофиллы, окраска которых маскируется хлорофиллом. В бензиновом слое растворен каротин.

В заключение необходимо объяснить распределение окраски в спиртовом и бензиновом слоях.

4. Получение феофитина и обратное замещение водорода атомом металла

Хлорофилл относится к Mg-порфиринам. Главной частью его молекулы является порфириновое ядро, состоящее из четырех пиррольных колец.

Их вершины с атомами азота направлены к центру порфиринового ядра и взаимодействуют с атомом магния, занимающим центральное положение. Магний в порфириновом ядре удерживается непрочно и при осторожном воздействии сильных кислот может быть замещен на два атома водорода.

Водородзамещенный хлорофилл называется феофитином и имеет бурый цвет:

Водород феофитина можно заменить снова металлом, если подействовать солями меди или цинка; при этом восстанавливается зеленая окраска пигмента. Следовательно, цвет хлорофилла зависит от наличия металлорганической связи в молекуле.

Процесс феофитинизации часто наблюдается в природе и свидетельствует об увеличении проницаемости живых мембран, а значит, о повреждении и гибели клеток.

Ход работы : в две пробирки налить по 2–3 мл спиртового раствора пигментов и прибавить по одной-две капли 10%-ной соляной кислоты. Зеленая окраска раствора переходит в бурую, так как образовался феофитин. Одну пробирку оставить для контроля, во вторую внести небольшой кристаллик уксуснокислой меди и нагреть раствор на водяной бане до кипения. Бурый цвет раствора изменится на зеленый, так как произошло образование хлорофиллпроизводного меди:

В конце работы зарисовать картину разделения пигментов после омыления хлорофилла.

В заключение необходимо объяснить изменение окраски.

Задание 2. Разделение фотосинтетических пигментов методом бумажной хроматографии

Разделение пигментов в настоящем задании основано на различной скорости их продвижения с растворителем. Это обусловлено различной адсорбцией пигментов на бумаге и частично – разной растворимостью в бензине и массой молекул. Эмпирическая формула хлорофилла a – С 55 Н 72 О 5 N 4 Mg, хлорофилла b – С 55 Н 70 О 6 N 4 Mg. Каротин (С 40 Н 56) имеет большое сродство с бензином. Ксантофиллы (С 40 Н 56 О 2) лучше растворяются в этаноле, чем в бензине.

Ход работы : приготовить ацетоновую (или спиртовую) вытяжку из свежих листьев любых растений. Навеска растительного материала должна составлять 2–3 г, объем ацетонового экстракта – 25 мл (100%-ный ацетон).

Из хроматографической бумаги вырезать полоску шириной 1,5–2,0 см, длиной 20 см. Держа полоску вертикально, опустить ее кончик на несколько секунд в вытяжку пигментов, налитую в бюксу. При кратковременном погружении вытяжка поднимается по бумаге на 1–1,5 см.

Затем бумагу высушить в токе воздуха и снова погрузить в раствор пигментов. Эту операцию повторить 5–7 раз, пока у верхней границы не образуется полоска ярко-зеленого цвета. После этого нижний конец хроматограммы опустить на несколько секунд в чистый ацетон, чтобы все пигменты поднялись на 1–1,5 см. Таким образом, на бумаге получают окрашенную зону в виде зеленой полоски, где сконцентрирована смесь пигментов, которую необходимо разделить.

Рис. 1. Вид хроматограммы с разделенными пигментами

Хорошо высушенную хроматограмму (до исчезновения запаха ацетона) поместить в строго вертикальном положении в камеру, на дне которой находится чашка Петри с растворителем (смесь бензин:бензол – 1:2), так, чтобы растворитель не касался зоны пигментов. Камеру герметично закрыть. Через 10–15 мин растворитель поднимется на 10–12 см. Смесь пигментов при этом разделится на отдельные компоненты в виде полос, расположенных в следующем порядке: первый снизу – хлорофилл b , над ним – хлорофилл a , затем – ксантофилл (рис. 1). Каротин продвигается вместе с фронтом растворителя быстрее других компонентов, и зона его на бумаге располагается выше всех других пигментов.

Полученную хроматограмму приклеить в тетрадь, обвести зоны пигментов карандашом и подписать.

Материалы и оборудование

Ход работы

  1. Пинцетом удалить жилки.

Выводы

Работа 2. Рассмотрение спиртовой вытяжки хлорофилла в проходящем свете невооруженным глазом или через синий светофильтр

Материалы и оборудование : спиртовая вытяжка хлорофилла из зеленых листьев, пробирки, химический стаканчик на 10 мл, настольная электрическая лампа, синий светофильтр

Ход работы

  1. Пробирку со спиртовой вытяжкой рассмотреть в проходящем свете так, чтобы в глаз попали лучи, прошедшие через пробирку с вытяжкой. Отметить окраску.
  2. Проделать то же, только рассмотреть спиртовую вытяжку в проходящих лучах через синий светофильтр. Отметить окраску.
  3. Сделать выводы.

Выводы

Работа 3. Хлорофилл как оптический сенсибилизатор (рассмотрение спиртовой вытяжки хлорофилла в отраженном свете)

Материалы и оборудование : спиртовая вытяжка хлорофилла из зеленых листьев, пробирки, химический стаканчик на 10 мл, настольная электрическая лампа, темная бумага.

Ход работы

1. Пробирку со спиртовой вытяжкой хлорофилла поместить над источником света.

  1. Позади пробирки поместить темный фон и рассмотреть спиртовую вытяжку с той стороны, откуда падает свет (т.е. в отраженном свете).
  2. Отметить окраску.
  3. Сделать выводы.

Наблюдения

Выводы

Работа 4. Разделение пигментов методом бумажной хроматографии

Материалы и оборудование : спиртовая вытяжка пигментов, химический стаканчик, фильтровальная бумага, ножницы, стеклянная палочка.

Ход работы

  1. Отрезать полоску фильтровальной бумаги 10х1,5 см.
  2. Погрузить полоску одним концом в спиртовую вытяжку хлорофилла под углом 30-60° к стенке стакана (бумагу в стакане с вытяжкой оставить на 10-15 минут), затем аккуратно достать и просушить.
  3. Подклеить полоску фильтровальной бумаги в тетрадь, отметив и обозначив расположение слоев.
  1. На кружок фильтровальной бумаги стеклянной палочкой нанести небольшую каплю спиртовой вытяжки смеси пигментов.
  2. Просушить. Подклеить в тетрадь.
  3. Сделать наблюдения и выводы.

Наблюдения

Выводы

Работа 5. Разделение пигментов по методу Крауса

Материалы и оборудование : спиртовая вытяжка пигментов листа, бензин, дистиллированная вода, пипетки, пробирки, штатив, делительная воронка, пробки для пробирок.

Ход работы

1. Налить в чистую пробирку 2-3 мл спиртовой вытяжки пигментов.

  1. Добавить в пробирку 1-2 капли воды и 4-6 мл бензина.
  2. Закрыть пробкой и энергично встряхнуть. Дать отстояться.
  3. Сделать наблюдения и выводы.

Наблюдения

Выводы

Работа 6. Действие щелочи на хлорофилл

Материалы и оброудование: спиртовая вытяжка хлорофилла, бензин, вода, КОН или NaОН (гранул.), пробирка, штатив, спиртовка, спички, держатель, пробки пробирочные каучуковые, шпатель.

Ход работы

  1. Провести разделение пигментов по методу Крауса (см. раб. 5).
  2. Аккуратно пинцетом прибавить кристаллик КОН или NaОН, закрыть пробирку каучуковой пробкой, тщательно перемешать до растворения кристаллика.
  3. Дать отстояться.
  4. Сделать наблюдения и выводы.

Наблюдения

Выводы

Работа 7. Получение феофетина и обратное замещение водорода атомом металла

Материалы и оборудование : спиртовая вытяжка хлорофилла, 20%-й раствор НСl, Cu(CH 3 COO) 2 , или Zn(CH 3 COO) 2 , пробирки, держатель, штатив, спички, водяная баня, электроплитка.

Ход работы

1. В пробирку налить 2-3 мл спиртовой вытяжки хлорофилла.

2. К вытяжке пигментов добавить 1-2 капли 20%-й раствор НСl и осторожно перемешать. Отметить изменение окраски.

3. В эту пробирку добавить 1-2 кристаллика Cu(CH 3 COO) 2 , или Zn(CH 3 COO) 2 .

4. Нагреть раствор на водяной бане до изменения окраски.

5. Сделать наблюдения и выводы.

Наблюдения

Выводы

МОДУЛЬ 3 ФИЗИОЛОГО-БИОХИМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЫХАНИЯ РАСТЕНИЙ

Лабораторная работа №1

Работа 1. Обнаружение дегидрогеназ в проросших семенах гороха

Материалы и оборудование : 10 проросших семян гороха, раствор метиленовой синей (50 мг/л), дистиллированная вода, 2 пробирки, колбочки на 50 мл, водяная баня, электроплитка, термометр, скальпель, карандаш по стеклу.

Ход работы

1. Пронумеровать две пробирки

2. 10 проросших семян гороха очистить от кожуры, разделить на семядоли, поместить в пробирки и залить водой

3. Пробирку 2 прокипятить в течение трех минут

4. Воду слить, в обе пробирки налить раствор метиленовой синей и окрашивать в течение 10 минут

5. Семядоли в пробирках промыть водопроводной водой и залить дистиллированной водой (слой воды на 2 см выше семян)

6. Поместить пробирку на водяную баню с t=30-35°С на 10-15 минут

7. Слить воду из пробирок и отметить окраску семядолей

8. Результаты занести в таблицу

9. Сделать выводы

Таблица

Выводы

Работа 2 Определение активности каталазы в листьях растений разных экологических групп

Материалы и оборудование : листья герани, хлорофитума, толстянки, 3%-й раствор Н 2 О 2 , штатив с пробирками, ступка с пестиком, мерная пробирка на 2 мл, воронка, фильтровальная бумага, карандаш по стеклу, стаканчик с водой.

Ход работы

1. Пронумеровать три пробирки

2. Из листа герани при помощи пробочного стекла сделать пять высечек

3. Высечки поместить в ступку, добавить 6мл воды и растереть до однородной массы. Перемешать и отфильтровать через бумажный фильтр в пробирку 1. Ступку с пестиком тщательно вымыть.

4. Аналогичным способом получить вытяжку из листьев хлорофитума (2), толстянки (3).

5. Количество фильтрата во всех пробирках должно быть одинаковым (!)

6. В каждую пробирку добавить по 2мл 3%-го раствора Н 2 О 2

7. Активность фермента оценить визуально в баллах. Результаты занести в таблицу

8. Сделать выводы.

Таблица

Активность фермента:

Интенсивное образование пены – 4 балла;

Умеренное образование пены – 3 балла;

Слабое образование пены – 2 балла;

Очень слабое образование пены – 1 балл;

Отсутствие пены – 0 баллов

Выводы

Работа 3. Определение дыхательного коэффициента прорастающих семян

Материалы и оборудование : проросшие семена, КОН (конц), пинцет, фильтровальная бумага, ножницы большая пробирка, пробка со стеклянной Г-образной трубкой, миллиметровая бумага, термометр, пипетка, часы, карандаш по стеклу.

Ход работы

  1. В пробирку (до 2/3 ее объема) насыпать семена, закрыть пробкой и Г-образной трубкой.
  2. В конец мерной трубки ввести каплю воды. Отметить положение внутреннего мениска на миллиметровой бумаге.
  3. Через три минуты отметить, на сколько переместилась капля внутри трубки.
  4. Открыть пробку. В свободную часть пробирки вставить кольцо из фильтровальной бумаги, смоченной раствором КОН.
  5. Закрыть пробирку, в конец мерной трубки ввести каплю воды.Отметить положение внутреннего мениска на миллиметровой бумаге.
  6. Через три минуты произвести второй отсчет.
  7. Опыт повторить по 2-3 раза с каждым видом семян.
  8. По формуле вычислить значение дыхательного коэффициента:

Дк=СО 2 /О 2 =(В-А)/В, где А= О 2 - СО 2 ; В= О 2 ; В-А= СО 2

9. Заполнить таблицу и сделать выводы.

Таблица

Выводы

Работа 1. Способы получения спиртовой вытяжки смеси пигментов

Материалы и оборудование : свежие или сухие листья какого-либо зеленого растения, 96%-й спирт, мел, вода, вазелин, ступка фарфоровая с пестиком, пробирки, воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, пинцет, штатив, ножницы, шпатель, корковые пробки, скальпель.

Ход работы

  1. Свежие листья измельчить ножницами и поместить в фарфоровую ступку.
  2. Добавить растительный материал мел на кончике скальпеля и растереть в фарфоровой ступке с небольшим количеством спирта до однородной кашицы.
  3. К растертой массе прилить чистый этиловый спирт, доводя объем до 20-25 мл, тщательно перемешать, накрыть бумагой и дать настояться.
  1. Сухие листья растереть в фарфоровой ступке в порошок.
  2. Пинцетом удалить жилки.
  3. Добавить на кончике скальпеля мел, несколько капель воды и, растирая, прилить 20-25 мл 96% спирта. Накрыть бумагой и дать настояться.
  4. Приготовить складчатый фильтр, смочить водой и поместить в воронку.
  5. Носик ступки с внешней стороны смазать вазелином.
  6. Полученную в любом из вариантов спиртовую вытяжку отфильтровать. Для этого стеклянную палочку поставить в воронку под углом 60° и осторожно слить настоявшийся раствор спиртовой вытяжки смеси пигментов на фильтр.

Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о способах разделения смесей, изучить химические свойства хлорофилла.

Задачи урока:

Образовательные : помочь детям систематизировать знания о методах разделения смесей, познакомить с химическими свойствами хлорофилла; научить применять знания в жизни.

Развивающие: (формирование и развитие образовательных компетенций):

а) учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения ставить познавательную задачу (целеполагание), умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;

б) коммуникативных: навыков работы в паре, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;

в) информационных: проводить материальное и знаковое моделирование, выделять существенные признаки результата разделения смесей, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.

Воспитательные: Воспитание жизненно необходимых качеств: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, самостоятельности, работоспособности каждого для общего результата работы в группе, внимательности в выполнении нового вида деятельности, коллективизма; развивать интерес к знаниям.

Здоровьесберегающие: правила безопасного обращения с веществами.

Структура урока

I. Мотивация

Учитель: Очень – очень давно, еще в 10 в. до н.э., на дне Средиземного моря, вблизи Тира – легендарного города в древней стране Финикии, воздвигнутого на скале у побережья нынешней Сирии, – люди ловили улиток – иглянок, так называемых “багрянок ” вида Murex brandaris. и Murex trunculus, живущих в водах Средиземного моря, у берегов Сирии, Греции и Африки.

Сотням рабов приходилось из дня в день нырять за этими улитками в море. Другие рабы выдавливали их, растирали с солью и подвергали дальнейшей переработке, состоявшей из многих операций. Добытое вещество вначале было белым или бледно – желтым, но под действием воздуха и солнечного света постепенно становилось лимонно – желтым, затем зеленым и, наконец, приобретала великолепную фиолетово – красную окраску. Полученный пурпур чудесная краска, напоминавшая пламя, – в течение нескольких веков был самым ценным из всех красителей. Он был тогда символом власти – право носить окрашенные пурпуром одеяния было привилегией правителей и ближайших к ним знатных особ. Правители строго следили за тем, чтобы “императорский” (а позднее “кардинальский”) пурпур не появлялся на одеждах простолюдинов.

Окрашивание только одного квадратного метра ткани красителем, добытым таким способом, стоило баснословных средств. Ведь для получения одного грамма пурпура нужно было обработать десять тысяч улиток.

За 1500 лет до н. э. финикияне применяли пурпур для окраски тканей, ковров и вели в значительных размерах торговлю пурпуром. Столица Финикийского царства, г. Тир, был в то время основным центром производства пурпуровой краски. Методы ее получения финикияне заимствовали у египтян…

Ребята, скажите, пожалуйста, о чем повествует эта история?

(Выделять нужные вещества из смесей и использовать их в своих целях люди умели очень давно)

В рассказанной истории ткани организма улиток – иглянок (Murex brandalis) содержали особый пигмент – пурпур. Что означает это слово?

Пигменты (лат. Pigmentum –краска) – это окрашенные вещества тканей организма. Их химическая природа различна. Они есть во всех клетках и выполняют перенос кислорода и углекислого газа.; участвуют в окислительно-восстановительных процессах – фотосинтезе и акте зрения.

Они могут служить светофильтрами, теплоизоляторами, маскировочным материалом, приспосабливая к среде организм тонко и гармонично.

Некоторые пигменты являются провитаминами: желто-оранжевые пигменты растений – каротиноиды и флавоноиды – предшественники витаминов А и Р.

Цвет пигментов зависит от особой группы атомов, поглащающих свет от определенной длины волны в видимой части спектра.

Эта часть молекулы пигмента называется хромофорной. В ней подвижные электроны легко переходят на энергетически более высокую орбиталь. Поэтому пигменты необходимы всюду, где один вид энергии превращается в другой. Животные и растения имеют немало сходно устроенных пигментов.

Хромопротеины – имеют в своем составе комплекс белка, порфириновые кольца и металл.

Пигмент крови – гемоглобин – содержит в этом кольце атом железа, хлорофилл – магния.

Пигменты животных – меланины – коричневый, черный, желтый – окрашивают кожу, волосы, сетчатку глаза, покровы насекомых.

В мире нет практически чистых веществ, все вещества в своем составе имеют примеси. И все-таки, любые смеси можно разделить. Какие способы разделения веществ вы знаете?

– отстаивание
– фильтрование
– перекристаллизация
– декантация
– хроматография

Слово “хроматография” означает: “хромо” – цвет, “графо” – пишу. В XIX веке чрезвычайное интеллектуальное удовлетворение ученым доставило обнаружение смысла зеленой окраски растений. Оказывается, растения поглощают свет и поглощенную энергию используют для синтеза питательных веществ! Нужно было выделить и очистить пигменты зеленого листа – хлорофиллы. А они так близки по свойствам, что разделить их не удавалось.

Михаил Семёнович Цвет является творцом этого метода анализа, открывшего широчайшие возможности для тонкого химического исследования. В XIX веке чрезвычайное интеллектуальное удовлетворение ученым доставило обнаружение смысла зеленой окраски растений. Оказывается, растения поглощают свет и поглощенную энергию используют для синтеза питательных веществ! Нужно было выделить и очистить пигменты зеленого листа – хлорофиллы. А они так близки по свойствам, что разделить их не удавалось.

Михаил Семенович Цвет бился над задачей разделения пигментов зеленого листа. Он взял стеклянную трубку, наполнил ее порошком мела и на верхний слой налил немного спиртового экстракта листьев. Экстракт был буро-зеленого цвета, и такого же цвета стал верхний слой меловой колонки. А затем Михаил Семенович начал по каплям лить сверху в трубку с мелом чистый спирт. Капля за каплей очередная его порция растворяла пигменты с крупинок мела, передвигаясь вниз по трубке. В результате в столбике мела получались однородные окрашенные полосы чистых веществ. Это было прекрасно. Ярко-зеленая полоса, полоса чуть желтее зеленого – это два вида хлорофиллов и яркая желто-оранжевая полоса каротиноидов. Цвет назвал эту картину хроматограммой.

(Трудно удержаться от улыбки: Цвет – хромос, хроматограмма – цветограмма.)

Метод был так странно прост, что большая часть современников или не восприняла это удивительное открытие, или, что еще печальнее, резко восстала против его автора.

Молчание длилось почти 30 лет...

В 1944 году английские химики предложили метод бумажной хроматографии. Сегодня использование принципа хроматографического разделения веществ – основа большинства достижений в науке и технике.

II. Целеполагание

Сегодня, ребята, вам предстоит освоить два способа разделения пигментов. Давайте представим, что вы сегодня проводите небольшой научный эксперимент по выделению пигментов из растений. Но прежде чем вы начнете работу, четко определите для себя:

Цель и задачи урока (ребята формулируют самостоятельно, учитель помогает и корректирует):

Расширить и углубить наши представления о пигментах как особых веществах живой клетки, способах разделения смесей, о способах выделения из смеси нужного вещества.

– Кроме того, каждая группа формулирует для себя:

  • рабочую гипотезу
  • ожидаемый результат

(Ученикам приходилось и ранее делать подобное; если же на уроке учитель впервые дает задание сформулировать гипотезу и предположить результат – этот момент тщательно прорабатывается учителем; учитель поясняет, что такое гипотеза и как ее правильно сформулировать)

Каждой группе после выполнения работы будет представлено слово для отчета о выполненной работе и ее результатах.

– Для начала познакомьтесь с инструкцией по выполнению работы, которая находится у вас на рабочем столе. Помните о технике безопасности при работе с химическими реактивами.

III. Работа с инструкционной картой и выполнение практической части урока

Алгоритм работы в группе:

(раздается каждой группе на рабочий стол)

  1. Внимательно изучи инструктивную карту.
  2. Обратись к учителю за пояснениями, если что-либо непонятно.
  3. Сформулируй гипотезу и предположи результат работы.
  4. Выполни работу.
  5. На хроматограмме определи типы пигментов и отметь их расположение.
  6. Составь по работе отчет и пoдготовь выступление.

По всем неясным вопросам, возникающим во время работы не стесняйся обращаться за помощью к учителю!Удачи!

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

(Раздается каждой группе на рабочий стол)

1. РАЗДЕЛЕНИЕ ПИГМЕНТОВ ПО КРАУСУ

Нет ничего практичнее хорошей теории”

Роберт Кирхгоф, нем. физик

Метод основан на различной растворимости пигментов в спирте и бензине. Сродство пигментов к полярным (спирт, ацетон) и неполярным (бензин) растворителям определяется степенью их полярности.

Ксантофиллы, содержащие две или более полярные группы, хорошо растворимы в спирте, в то время как каротин отличается более высоким сродством к бензину. Фитольный остаток в молекуле хлорофилла представляет собой ее гидрофобную часть и обуславливает возможность взаимодействия молекулы пигмента с бензином. Удаление фитола при омылении хлорофилла увеличивает сродство пигмента к полярным растворителям.

ХОД РАБОТЫ

Убедиться в том, что в спиртовой вытяжке наряду с хлорофиллом присутствуют жёлтые пигменты, можно, используя их различную растворимость в спирте и бензине. Из пигментов группы каротиноидов в хлоропластах находится преимущественно жёлто-оранжевый каротин и золотисто-жёлтый ксантофилл. Все пигменты можно выделить из листа спиртом, но растворимость хлорофилла и каротина в бензине выше, чем в спирте. Ксантофилл в бензине не растворяется.

Методика проведения опыта:

В пробирку налейте 2 – 3 мл вытяжки, столько же бензина и 1 – 2 капли воды. Закрыв пальцем пробирку, взболтайте в течение 2 – 3 мин. Через некоторое время жидкость разделится на 2 слоя: бензин, как более легкий, окажется наверху, спирт – внизу. Оба слоя приобрели различную окраску: бензиновый – зеленую, спиртовой – жёлтую. Жёлтый цвет спиртовому раствору придает пигмент ксантофилл. В бензиновом слое находятся 2 пигмента: хлорофилл и каротин, который не заметен из-за интенсивно-зеленого цвета хлорофилла.

Действие щелочи на хлорофилл.

По химическому составу хлорофилл представляет сложный эфир дикарбоновой кислоты хлорофиллина. Хлорофиллин представляет собой азотосодержащее металлоорганическое соединение, относящееся к магний-порфиринам. В центре молекуле хлорофилла расположен атом магния, который соединён с четырьмя азотами пиррольных группировок. В пиррольных группировках хлорофилла имеется система чередующихся двойных и простых связей. Это и есть хромофорная группа хлорофилла, обуславливающая его окраску.

При взаимодействии сложных эфиров со щелочами (реакция омыления) происходит разрыв сложноэфирных связей с образованием соли данной кислоты и спиртов. В результате реакции омыления образуется соль хлорофиллина и 2 спирта: метиловый и фитол.

Методика выполнения эксперимента:

Налейте в пробирку 2 – 3 мл спиртовой вытяжки пигментов, добавьте 4 – 5 капель 20%-ного раствора щелочи и взболтал смесь. Произошла реакция взаимодействия хлорофилла со щелочью. Цвет раствора не изменился, так как соли хлорофиллина имеют зеленую окраску. Затем добавьте бензин, чтобы общий объем жидкости в пробирке увеличился в 2 раза, взболтайте и дайте отстояться.

Нижний спиртовой слой окрасился в зеленый цвет благодаря присутствию в нём натриевой соли хлорофиллина, которая, в отличие от хлорофилла, в бензине не растворима. Здесь же, в спиртовом слое, находился пигмент ксантофилл, но его окраска маскируется интенсивно зелёным цветом натриевой соли хлорофиллина. Верхний слой бензина окрашен в жёлтый цвет пигментом каротином.

Опыты по разделению пигментов спиртовой вытяжки листа показывают, что она содержит два жёлтых пигмента: каротин и ксантофилл. Количественное соотношение их в растениях примерно равное.

Химические свойства хлорофилла

Наличие магния можно легко обнаружить. Для этого надо подействовать на спиртовую вытяжку хлорофилла слабым раствором соляной или какой-либо другой кислоты. При этом произойдёт изменение окраски – вытяжка приобретает жёлто-бурый оттенок. Хлорофилл без магния получил название феофитина.

В молекуле феофитина сравнительно легко ввести обратно какой-нибудь металл и восстановить металлоорганическую связь. Для этого к раствору феофитина прибавляют ацетат меди или ацетат цинка и нагревают. Цинк или медь входят в молекулу хлорофилла, и вытяжка становится опять зелёного цвета.

Методика проведения эксперимента:

  1. В пробирку со спиртовой вытяжкой хлорофилла добавьте разбавленный раствор соляной кислоты (1:20) до изменения цвета спиртовой вытяжки (бурый оттенок). Образовался феофитин. (Спиртовая вытяжка – 5 мл, соляная кислота – 25 капель). Пробирку необходимо постоянно встряхивать.
  2. К раствору феофитина, полученному в первом опыте добавьте кристаллический ацетат цинка 0,1 г (избыток) и нагрейте на водяной бане в течение 5 минут. Раствор приобрел опять зелёное окрашивание. Образовался хлорофилл.

2. РАЗДЕЛЕНИЕ КРАСИТЕЛЕЙ ИЗ РАСТЕНИЙ МЕТОДОМ БУМАЖНОЙ ХРОМАТОГРАФИИ.

Вначале приготовьте раствор красителя. Для бумажной хроматографии его понадобиться менее 10-15 капель. Достаточно растереть два маленьких листочка и для извлечения из них красящих веществ добавить 2 мл пропанона (ацетона).

Выберем восходящую хроматографию. Вырежьте из бумаги полоску шириной 1 см. На одном конце сделайте полоску поуже, чтобы получился вытянутый “язычок”. Над тем местом, где полоска начинает сужаться, простым карандашом нанесите линию старта. На середину этой линии нанесите одну за другой несколько капель приготовленной вытяжки хлорофилла. Каждую следующую каплю можно наносить только после того, как высохнет предыдущая, и нужно следить, чтобы пятно на старте не получилось слишком большим. Поэтому раствор нанесем на бумагу пипеткой с тонко оттянутым концом. Для ускорения высушивания можно поместить полоску на нагретый кусок листового металла или асбеста, либо выдержать ее в сушильном шкафу. Капли нужно наносить до образования на линии старта пятна интенсивного зеленого цвета. Подвесьте полоску бумаги в пробирке так, чтобы язычок на 1 см был погружен в растворитель (петролейный эфир, толуол, бензин). Под действием капиллярных сил растворитель будет подниматься по бумаге, а вместе с ним будут подниматься и красители. Но продвигаться по бумаге они будут с различной скоростью.

Медленнее всех поднимается желто-зеленый хлорофилл b, быстрее – ксантофилл и еще быстрее сине-зеленый хлорофилл а. С фронтом растворителя поднимается желтый или оранжевый каротин. После высушивания язычок бумажной полоски погружают в 2Н cоляную кислоту.

IV. Обсуждение результатов эксперимента

Примерный план отчета

(Раздается каждой группе)

Что изучалось?

(Постановка проблемы исследования, цели и задачи).

– Как изучалось?

(Описание методов исследования)

– Какие результаты были получены?

(Основные выводы).

После выполнения экспериментальной части работы ребята работают с полученными хроматограммами, находят каждый из пигментов на своей хроматограмме и выступают с отчетами о своей работе. Хроматограммы прилагаются в отчете.

Работая самостоятельно в группах, ребята разработали каждая свою гипотезу, цели и задачи работы, ожидаемый результат.

Так, одна из групп предложила следующее:

Цель: Разделить пигменты методом хроматографии на бумаге и при помощи двух несмешивающихся жидкостей.

  1. Вспомнить все способы разделения смесей.
  2. Научиться готовить вытяжку из листьев растений.
  3. Отработать навыки разделения пигментов различными способами.
  4. Научиться анализировать хромотограммы.
  5. Отметить на хроматограмме типы пигментов.
  6. Оценить совершенную работу и полученный результат.

Гипотеза:

Если мы выделим и разделим пигменты растений, то мы установим, какие типы пигментов содержат данные нам растения.

Ожидаемый результат:

Получить хроматограммы с разными типами пигментов.

Следующая группа предложила свой вариант:

Цель: Научиться различным способам разделения пигментов, в частности – при помощи несмешивающихся жидкостей и на специальной хромотографической бумаге.

  1. Усвоить способ получения вытяжки пигментов из растений.
  2. Научить распознавать типы пигментов.
  3. Научиться анализировать хроматограмму.
  4. Научиться читать хроматограмму.

Гипотеза:

Если мы получим хроматограмму, то, прочитав ее, мы сможем выяснить, какие пигменты есть в растении.

Ожидаемые результаты:

Выделить и получить пигменты, содержащиеся в растении.

V. Рефлексия урока

Учитель задает вопросы ученикам:

– Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?

– Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

– Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание похоже на предыдущее?

– Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?

– Что на уроке было самым интересным?

– Что вызывало затруднения?

– Что у вас вызвало удивление?

– Какие вы выскажите пожелания учителю и друг другу?

– Как вы оцениваете свою работу?

Ребята высказывают свои мнения и пожелания.

Список использованной литературы:

  1. Энциклопедический словарь юного химика. Москва. "Педагогика". 1990.
  2. Э. Гроссе. Х. Вайсмантель. Химия для любознательных. Ленинград. "Химия". Ленинградское отделение. 1987 год.
  3. В.И. Астафуров. Основы химического анализа. Москва. Просвещение. 1983 год.
  4. А.П.Крешков Основы аналитической химии, – Москва, “Химия”, 1970
  5. И.И.Грандберг Органическая химия, – Москва, “Дрофа”, 2002
  6. Н.В.Батурицкая, Т.Д.Фенчук Удивительные опыты с растениями, – Минск, “Народная асвета”, 1991, с. 54 – 61.
  7. Э.Е.Нифантьев, М.К.Верзилина, О.С.Котлярова Внеклассная работа по химии с использованием хроматографии, – Москва, “Просвещение”, 1983, с.7 – 8.

) . Пост очень длинный.
Надеюсь, вы запаслись необходимыми ингредиентами? Сегодня мы будем извлекать хлорофилл. В разных книгах и фильмах о магических лабораториях, обязательно есть сосуд заполненный светящейся зеленой жидкостью, над которой дымится сизоватый туман...
На самом деле это не столь далекая от реальности волшебная картинка. Но не буду забегать вперед.


Получение хлорофилла и изучение его свойств

Цель: извлечение хлорофилла из зеленых растений для изучения его свойств.

Материалы и оборудование :

2-3 листочка комнатного растения (герани, традесканция, подойдут и другие зеленые растения, но избегайте брать ядовитые, например, алоказию). Листья нужно брать темно-зеленые, с большим содержанием хлорофилла.


15 мл медицинского спирта (в идеале 95%, но сгодится и 70%, тогда немного увеличим спиртовой объем). Если вы решите делать опыт 3, то есть смысл сделать экстракта побольше.


Мел - небольшой кусочек.


Фарфоровая посуда с фарфоровым пестиком, ложкой (в идеале фарфоровая ступка с пестиком)


Маленькая воронка, для процеживания.


Фильтровальная бумага (можно попробовать заменить плотной салфеткой )


Пробирки и небольшой стаканчик.


Фонарик.


Черная бумага (для оборачивания пробирки), клей, резиночка или скотч для закрепления.


Ножницы, нож.

Опыт 1. Экстракция хлорофилла

Ход работы:

Экстрагирование - это выделение вещества под действием растворителя. Экстракция хлорофилла проводится спиртом, так как именно в нем, зеленый пигмент растворяется. В основе этого волшебства лежит обыкновенная диффузия.



1. Измельчите листья с помощью ножниц (или ножа), поместите в фарфоровую ступку и растирайте пестиком. Когда масса станет более или менее кашеобразной, добавьте немного спирта, продолжая растирать.
PS: в идеале для лучшего перетирания добавляют крошку стекла, но мы обойдемся и без нее.

У меня нет фарфорового пестика, вместо него я использую фарфоровую солонку. Очень удобно в обращении, как оказалось.



2. Добавьте в массу меловую крошку (маленькую щепотку). Это необходимо, чтобы нейтрализовать кислотность клеточного сока, выходящего из вакуолей. Кислоты клеточного сока обладают способностью разрушать хлорофилл, тогда вытяжка становится непригодной для опытов. А мел исправляет ситуацию.

3. Продолжая растирать кашицу, добавьте постепенно оставшийся спирт. Должен получиться изумрудный цвет жидкости.



4. Процеживаем через воронку с фильтром. Будет очень хорошо если у вас найдется настоящая фильтровальная бумага. Если ее нет, но можно воспользоваться промокашкой (жаль их перестали добавлять в тетради), или плотными салфетками, слоем ваты от ватного диска. Вата поглотит много жидкости. Поэтому, если станете ее использовать, то стоит сделать экстракта побольше. На рисунке ниже показано как правильно сложить фильтр для процесса из промокашки.


Внимание! Когда будете прикладывать фильтр в воронку, не используйте воду, для того, чтобы бумага прилипла к воронке, иначе опыт может не получиться.



Фильтруем в стаканчик. Это займет какое-то время, минут пять или больше. Чтобы как-то занять ребенка в процессе ожидания, можно поиграть в слова, которые любят зеленый цвет. Но вот фильтрация завершилась.
Поздравляю, вы получили фильтрат. Наш фильтрат называется "вытяжка хлорофилла" или его спиртовой экстракт.


Опыт 2. Какого цвета вытяжка хлорофилла?

"Что за странный вопрос!" - возмутитесь вы. Конечно, зеленого! А вот так ли это на самом деле? Будем разбираться.
Ход работы:
1. Поднесем полученный экстракт к черной бумаге напротив окна. Что наблюдаете?



Красивый, правда? Кажется, будто светится изнутри. На самом деле он и правда светится! Это явление флуоресценции - то есть свечение веществ при поглощении ими света. Так вот, вытяжка хлорофилла - флуоресцентный раствор! Удивительно, но кажется, мы с вами раскрыли тайну необычного наполнения алхимической бутылочки со светящимся магическим раствором! Разве не чудо?

2. А теперь ответим на вопрос почему же не стоило смачивать водой фильтр, и почему в опыте используют именно спирт, а не водку. Что будет если мы добавим водички? Отлейте в пробирку немножко полученного экстракта и прибавьте к ней воды, около четверти от объема экстракта. Что наблюдаете?



Стоит добавить водицы, как раствор мутнеет, и больше не светится.

Если же мы прибавим к небольшому количестве экстракта сока лимона (или уксус), то раствор станет болотно-желтый, а если бы мы использовали сильную концентрированную кислоту, то он стал бы бурым. Это происходит потому, что магний, что стоит в центре молекулы хлорофилла, вытесняется водородом из кислоты и вместо хлорофилла формируется феофитин.




А оставшийся экстракт мы применим для изучения свойств флуоресценции. Хочу предупредить, что данный опыт может не получиться, если экстракта мало. Объем необходимый для опыта не менее 10 мл экстракта.

Опыт 3. Флуоресценция хлорофилла

Ход работы:
1. Обернем пробирку трубкой из черной бумаги, чтобы свет не попадал с боков на вытяжку.


2. Поместим источник света (фонарь или лампу) внизу, так, чтобы свет проходил снизу пробирки, а сами будем смотреть на вытяжку сверху.

3. Добавим совсем немного, 1 мл вытяжки в пробирку. Отметим цвет.



4. Добавим еще 2 мл вытяжки к раствору в пробирке. Изменился ли цвет?
Вскоре вы увидите, что цвет из изумрудно-зеленого становится жестче, ближе к холодной синеватой нотке.

5. Еще немного вытяжки добавьте. Отмечайте как изменяется цвет раствора в пробирке, если смотреть на него сверху.


6. Когда вы добавите достаточно много экстракта, то не поверите своим глазам! Раствор станет красноватым, я бы даже его охарактеризовала как черно-красный.... На фотографии цвет искажается.




Чтобы добиться лучшего эффекта, поэкспериментируйте с расстоянием до источника света. Если лампа слишком мощная, то свет будет прошивать пробирку насквозь и эффект будет не заметен.

Объяснение опыта лежит в особенностях поглощения световой волны хлорофилла. Наивысшая степень поглощения света хлорофиллом лежит сине-фиолетовой зоне спектра, с длиной волны 430-460 нм. Второй пик наблюдается в зоне красных лучей (660-650 нм). В зоне оранжевого, желтого и голубого спектра поглощение очень слабое. А в зоне зеленого - поглощение самое слабое, свет отражается, поэтому нам кажется, что растения зеленые.

Однако, абсолютно не поглощаются лишь дальние красные лучи, расположенные на границе с инфракрасной областью. Так вот, когда концентрация хлорофилла растет в пробирке, или в лесу свет вынужден пробиваться сквозь густые многоярусные кроны, в какой-то момент, мы начинаем различать эти дальние красные лучи и угадываем густой цвет спелой черешни. Вот и ответ на загадку о красном пологе леса!


Опыт 4. Состав хлорофилла


Для этого опыта нам не понадобиться уже ничего делать, все, что остается - это обратить внимание на фильтр. Если вы внимательно присмотритесь к фильтру, то вы увидите, что экстракт хлорофилла растекается по нему неравномерно.


Сине-зеленые разводы сменяются желто-зелеными до желтоватых. Дело в том, что мы с вами, путем наблюдения, установили неоднородность пигмента хлорофилла. У всех высших растений два типа хлорофилла: хлорофилл А будет сине-зеленый, а хлорофилл В - желто-зеленого цвета, а желтые разводы представляют совершенно другие пигменты - каротиноиды. У всех этих пигментов разная способность растворяться и адсорбироваться (оседать, поглощаться) фильтром.

Опыт 5. Магическое зелье

А теперь нальем немного экстракта в фарфоровую посуду, приглушим свет и подожжем, соблюдая все правила ТБ. Гореть, конечно же, будет спирт, но как это эффектно смотрится в сочетании с зеленой вытяжкой хлорофилла....


Если у вас остался флуоресцентный раствор хлорофилла, его можно закупорить в скляночку и хранить как волшебный артефакт.
Вот такая магия биологии зеленого хлорофилла. Однако Фея Зеленкина не прощается с вами.
Продолжение следует....

PS: Информация для тех читателей, которым сложно достать спирт для опытов. Экстрагировать хлорофилл можно еще и бензином.

Новое на сайте

>

Самое популярное