Домой Психосоматика Волны несутся гремя и сверкая чуждые звезды. «Как хорошо ты, о море ночное…» Ф

Волны несутся гремя и сверкая чуждые звезды. «Как хорошо ты, о море ночное…» Ф

Как хорошо ты, о море ночное, -
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…

На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром…

Как хорошо, ты в безлюдье ночном!

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звёзды глядят с высоты.

В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою -
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою…

Анализ стихотворения Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…»

Первый вариант стихотворения появился на страницах литературно-политической газеты «День» в 1865 году. После публикации Тютчев выразил недовольство. По его словам, текст произведения редакция напечатала с рядом искажений. Так возникла вторая версия стихотворения, ставшая основной. С ней читатели познакомились в том же 1865 году благодаря журналу «Русский вестник».

Произведение посвящено памяти Елены Александровны Денисьевой - возлюбленной Тютчева, скончавшейся в августе 1864-го от туберкулеза. Смерть обожаемой женщины, роман с которой длился на протяжении четырнадцати лет, поэт переживал крайне тяжело. По свидетельствам современников, он не стремился скрывать от окружающих людей сильнейшую боль утраты. Более того - Федор Иванович постоянно искал собеседников, с которыми можно было бы поговорить о Денисьевой. По мнению некоторых литературоведов, именно посвящением Елене Александровне объясняется обращение лирического героя к морю на «ты» в первом четверостишии. Известный факт - поэт сравнивал любимую женщину с морской волной.

Стихотворение делится на две части. Сначала Тютчев рисует морской пейзаж. Море в его изображении, как и природа вообще, предстает одушевленным, одухотворенным. Для описания открывающейся перед лирическим героем картины используются олицетворения: море ходит и дышит, волны несутся, звезды глядят. Вторая часть произведения - совсем короткая. В последнем четверостишии поэт повествует о чувствах, испытываемых лирическим героем. Он мечтает слиться с природой, полностью погрузиться в нее. Это стремление во многом обусловлено увлечением Тютчева идеями немецкого мыслителя Фридриха Шеллинга (1775-1854). Философ утверждал одушевленность природы, считал, что она обладает «мировой душой».

Произведения Федора Ивановича, посвященные природе, - в большинстве случаев представляют собой признание в любви к ней. Поэту кажется несказанным наслаждением иметь возможность наблюдать за различными ее проявлениями. Тютчеву одинаково нравится любоваться июньской ночью, майской грозой, заснеженным лесом и так далее. Нередко свое отношение к природе он высказывает при помощи восклицательных предложений, выражающих восторг. Это можно заметить и в рассматриваемом стихотворении:
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!

ПронЕслась гроза седая,разлЕтевшись по лАзури. 2 Клубятся тучи, млея в блеске алом. Хотят в россе понежиться поля. В последний раз за третьим перевалом

пропал ямщик, звеня и не пыля. 3 Деревья радостно трЕпещут, купаясь в небе голубом. 4 Волны нЕсутся,гремя и свЕркая,чуткие звёзды глЯдят с высоты.
Выпишите из текста 2 словосочетания глаг. X+деепричастие

Диагностический тест по темам: «Причастие. Деепричастие» по русскому языку для учащихся 7 класса.

I-вариант

Задание 1 (базовый уровень).
Укажите верное утверждение.

(1балл)
Задание 2 (базовый уровень).
А. (Не)прекращающийся дождь
Б. (Не)покрытая снегом земля
В. Комната (не)освещена
(1балл)
Задание 3 (базовый уровень).



(1балла)



(1балл)
Задание 5 (базовый уровень).
а)
б)
в)
г)
бор...щийся за свободу
ю
ю
я
я
стел...щийся по земле
ю
я
я
ю
стро...щий дом
я
ю
я
ю
вид...щий зорко
я
я
ю
ю
(1балл)



(2балла)


(1балл)
Задание 8 (базовый уровень).

(1балл)
Задание 9 (базовый уровень).
Отметьте правильные ответы.



(2 балла)



(2балла)

(1балл)

Работая со словарем,
1. Мне позвонили.

(2балла)

(1балл)



(2балла)



(1балл)

1. А (Я) 2. В 3. ВШИ 4. Л
(1балл)

(1балл)



(1балл)

Помогите мне срочно пожалуйсто!

Задание 1 (базовый уровень).
Укажите верное утверждение.
а) Причастие обладает признаками глагола и прилагательного.
б) Причастие обозначает действие предмета.
в) Причастие - это особая форма глагола.
(1балл)
Задание 2 (базовый уровень).
В каком сочетании НЕ пишется слитно?
А. (Не)прекращающийся дождь
Б. (Не)покрытая снегом земля
В. Комната (не)освещена
Г. (Не)исследованная, а дикая тайга
(1балл)
Задание 3 (базовый уровень).
1. Определи ряд, в котором перечислены только действительные причастия:
а) приехавший, приезжающий, гонимый;
б) радовавшийся, задумавшийся, колотый;
в) рассмотренный, видимый, насмотревшийся;
г) думающий, занимавшийся, привлёкший;
д) закрытый, закрывающий, испугавший.
(1балла)
Задание 4 (повышенный уровень).
Укажите предложения, в которых причастные обороты нужно выделить запятыми.
а) По улице шли лесовозы заляпанные едкой грязью.
б) Машины везли налитые соком сосновые стволы.
в) Несколько всадников скакавших рядом вдруг свернули влево.
г) Поблескивающее звездами небо казалось еще выше.
(1балл)
Задание 5 (базовый уровень).
Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
а)
б)
в)
г)
бор...щийся за свободу
ю
ю
я
я
стел...щийся по земле
ю
я
я
ю
стро...щий дом
я
ю
я
ю
вид...щий зорко
я
я
ю
ю
(1балл)

Задание 6 (повышенный уровень).
Какой схеме соответствует предложение: Город засыпанный снегом выглядел чистым (запятые не проставлены):
а)…. [x], . б) [x],, …. . в) [x] …. .
(2балла)
Задание 7 (базовый уровень).
В каком случае следует писать суффикс –ащ-?
А. Рису…щий ребенок Б. Леч…щий врач
В. Стел…щийся дым Г. Кол…щий предмет
(1балл)
Задание 8 (базовый уровень).
Найдите причастный оборот в предложении: Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными:
а) слова имеющие; б) имеющие несколько значений;
в) слова называются; г)называются многозначными
(1балл)
Задание 9 (базовый уровень).
Отметьте правильные ответы.
а) Деепричастие – это самостоятельная часть речи.
б) Деепричастие – это особая форма глагола.
в) Деепричастие обозначает признак предмета по действию.
г) Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом-сказуемым.
д) Деепричастие обозначает основное действие при добавочном действии.
е) Деепричастия несовершенного вида образуются при помощи суффикса –а-, -я-.
(2 балла)
Задание 10 (повышенный уровень).
В каком предложении есть пунктуационная ошибка?
1. Ленька растянулся на траве, положив голову на котомку и крепко уснул.
2. Однажды в лесу я провалился в глубокую яму, распоров себе сучком бок и разорвав кожу на затылке.
3. С запада навстречу мутноватой заре, предвещавшей непогоду, катились, шумя, невысокие волны.
4. Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.
(2балла)
Задание 11 (базовый уровень).
Найдите словосочетание с деепричастием:
1. Закутанный в тулуп 2. Укрепил болт 3. Вырастив урожай 4. Запер на замок
(1балл)
Задание 12 (повышенный уровень).
Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Работая со словарем,
1. Мне позвонили.
2. Отрабатываются навыки анализа слова.
3. Обращайте внимание на примечания.
4. Необходимо знание алфавита.
(2балла)
Задание 13 (базовый уровень).
Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов.
1) засекреченный 2) ненавидя 3) разрезая 4) перелетят
(1балл)
Задание 14 (повышенный уровень).
Укажите правильно построенное предложение с деепричастным оборотом.
1. Приближаясь к березовой роще, раздался треск повалившегося дерева.
2. Воробей, растопырив крылышки, и сжался весь от страха.
3. Сережа обещал маме исправиться, расстроившись от его шалости.
4. Конь, жалобно заржав, потянулся к хозяйке.
(2балла)
Задание 15 (базовый уровень).
Укажите ошибку в определении грамматических признаков выделенного слова.
1. Колотый – страдательное причастие прошедшего времени.
2. Поклонившись – деепричастие несовершенного вида.
3. Открываясь – деепричастие несовершенного вида.
4. Пролетающий – действительное причастие настоящего времени.
(1балл)
Задание 16 (базовый уровень).
Деепричастия несовершенного вида образованы при помощи суффиксов:
1. А (Я) 2. В 3. ВШИ 4. Л
(1балл)
Задание 17 (базовый уровень).
Найдите словосочетания «дееприч. + нареч.» с главным словом деепричастием
1. Открыв дверь 2. Придя домой 3. Уйти недалеко 4. Учиться хорошо
(1балл)
Задание 18 (базовый уровень).
Найдите верную характеристику данного предложения (знаки препинания не расставлены) Замедляя ход к станции шёл поезд.
1. Сложное предложение, запятая нужна.
2. Простое предложение, запятая не нужна.
3. Предложение с деепричастным оборотом, запятая нужна.
4. Предложение с однородными членами, запятая нужна.
(1балл)

1.1.3. Со­по­ставь­те фраг­мент из поэмы М.Ю. Лер­мон­то­ва «Песня про царя Ивана Васильевича, мо­ло­до­го оприч­ни­ка и уда­ло­го купца Калашникова» с приведённым ниже фраг­мен­том из поэмы А.С. Пуш­ки­на «Руслан и Людмила». В чём схожи опи­сан­ные в них ситуации?

1.2.3. Со­по­ставь­те сти­хо­тво­ре­ние Ф.И. Тют­че­ва «Ты, волна моя морская…» с приведённым ниже сти­хо­тво­ре­ни­ем «Как хо­ро­шо ты, о море ночное...» того же автора. Что сбли­жа­ет ли­ри­че­ских ге­ро­ев этих стихотворений?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание 1.1.3.

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

В толпе могучих сыновей,

С друзьями, в гриднице высокой

Владимир-солнце пировал;

Меньшую дочь он выдавал

За князя храброго Руслана

И мёд из тяжкого стакана

За их здоровье выпивал.

Не скоро ели предки наши,

Не скоро двигались кругом

Ковши, серебряные чаши

С кипящим пивом и вином.

Они веселье в сердце лили,

Шипела пена по краям,

Их важно чашники носили

И низко кланялись гостям.

Слилися речи в шум невнятный;

Жужжит гостей весёлый круг;

Но вдруг раздался глас приятный

И звонких гуслей беглый звук;

Все смолкли, слушают Баяна:

И славит сладостный певец

Людмилу-прелесть, и Руслана,

И Лелем свитый им венец.

Но, страстью пылкой утомлённый,

Не ест, не пьёт Руслан влюблённый;

На друга милого глядит,

Вздыхает, сердится, горит

И, щипля ус от нетерпенья,

Считает каждые мгновенья.

В унынье, с пасмурным челом,

За шумным, свадебным столом

Сидят три витязя младые;

Безмолвны, за ковшом пустым,

Забыты кубки круговые,

И брашна1 неприятны им;

Не слышат вещего Баяна;

Потупили смущённый взгляд:

То три соперника Руслана;

В душе несчастные таят

Любви и ненависти яд.

Один – Рогдай, воитель смелый,

Мечом раздвинувший пределы

Богатых киевских полей;

Другой – Фарлаф, крикун надменный,

В пирах никем не побежденный,

Но воин скромный средь мечей;

Последний, полный страстной думы,

Младой хазарский хан Ратмир:

Все трое бледны и угрюмы,

И пир весёлый им не в пир

А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила»

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие –

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Позади его стоят стольники,

Супротив его всё бояре да князья,

И пирует царь во славу Божию,

В удовольствие своё и веселие.

Улыбаясь, царь повелел тогда

Вина сладкого заморского

Нацедить в свой золочёный ковш

И поднесть его опричникам.

И все пили, царя славили.

Лишь один из них, из опричников,

Удалой боец, буйный молодец,

В золотом ковше не мочил усов;

Опустил он в землю очи тёмные,

Опустил головушку на широку грудь –

А в груди его была дума крепкая.

Вот нахмурил царь брови чёрные

И навёл на него очи зоркие,

Словно ястреб взглянул с высоты небес

На младого голубя сизокрылого, –

Да не поднял глаз молодой боец.

Вот об землю царь стукнул палкою,

И дубовый пол на полчетверти

Он железным пробил оконечником –

Да не вздрогнул и тут молодой боец.

Вот промолвил царь слово грозное –

И очнулся тогда добрый молодец.

«Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич,

Аль ты думу затаил нечестивую?

Али славе нашей завидуешь?

Али служба тебе честная прискучила?

Когда входит месяц – звёзды радуются,

Что светлей им гулять по поднебесью;

А которая в тучу прячется,

Та стремглав на землю падает...

Неприлично же тебе, Кирибеевич,

Царской радостью гнушатися;

А из роду ты ведь Скуратовых,

И семьёю ты вскормлен Малютиной!..»

Отвечает так Кирибеевич,

Царю грозному в пояс кланяясь:

«Государь ты наш, Иван Васильевич!

Не кори ты раба недостойного:

Сердца жаркого не залить вином,

Думу чёрную – не запотчевать!

А прогневал тебя – воля царская;

Прикажи казнить, рубить голову,

Тяготит она плечи богатырские,

И сама к сырой земле она клонится».

И сказал ему царь Иван Васильевич:

«Да об чём тебе, молодцу, кручиниться?

Не истёрся ли твой парчовый кафтан?

Не измялась ли шапка соболиная?

Не казна ли у тебя поистратилась?

Иль зазубрилась сабля закалённая?

Или конь захромал, худо кованный?

Или с ног тебя сбил на кулачном бою,

На Москве-реке, сын купеческий?»

Отвечает так Кирибеевич,

Покачав головою кудрявою:

«Не родилась та рука заколдованная

Ни в боярском роду, ни в купеческом;

Аргамак мой степной ходит весело;

Как стекло горит сабля вострая;

А на праздничный день твоею милостью

Мы не хуже другого нарядимся.

Как я сяду поеду на лихом коне

За Моску-реку покатитися,

Кушачком подтянуся шёлковым,

Заломлю на бочок шапку бархатную,

Чёрным соболем отороченную, –

У ворот стоят у тесовыих

Красны девушки да молодушки

И любуются, глядя, перешёптываясь;

Лишь одна не глядит, не любуется,

Полосатой фатой закрывается...

На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно – будто лебедушка;

Смотрит сладко – как голубушка;

Молвит слово – соловей поёт;

Горят щёки ее румяные,

Как заря на небе Божием;

Косы русые, золотистые,

В ленты яркие заплетённые,

По плечам бегут, извиваются,

С грудью белою целуются.

Во семье родилась она купеческой,

Прозывается Алёной Дмитревной.

Как увижу её, я сам не свой,

Опускаются руки сильные,

Помрачаются очи буйные;

Скучно, грустно мне, православный царь,

Одному по свету маяться.

Опостыли мне кони лёгкие,

Опостыли наряды парчовые,

И не надо мне золотой казны:

С кем казною своей поделюсь теперь?

Перед кем покажу удальство своё?

Перед кем я нарядом похвастаюсь?»

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание 1.2.3.

Ф. И. Тютчев, 1865

Ф. И. Тютчев, 1852

Пояснение.

1.1.3. В обоих отрывках видим описание пира. В обоих отрывках передано состояние героев. Как Кирибеевич печалится об Алёне Дмитриевне, так три витязя грустны от того, что Людмила предпочла Руслана.

1.2.3. Оба стихотворения мы можем отнести к пейзажно-медитативной лирике, с элементами философского размышления. Основная тема – человек и природная стихия. Тютчев обращается к морю как к живому существу.Однако затем герой как будто отделяет себя от водной стихии, передавая впечатление со стороны. При этом он наделяет море «живой душой»:

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…

Игра красок, света и тени дана здесь в движении, в динамике, она сливается с звуковой симфонией. Лирический герой Тютчева является здесь частью природного мира. Море очаровывает и гипнотизирует его, погружает душу в какой-то таинственный сон. Словно бы погружаясь в море своих чувств, он жаждет полного слияния с великой стихией.

Этот же мотив слитой с морем души возникает в стихотворении «Ты, волна моя морская»:

Душу, душу я живую

Схоронил на дне твоем.

Новое на сайте

>

Самое популярное