Домой Игры Задания егэ по русскому повышенного уровня сложности. Русский язык

Задания егэ по русскому повышенного уровня сложности. Русский язык

В предлагаемом пособии дана характеристика основных типов заданий повышенного и высокого уровня сложности, используемых на ЕГЭ, приводятся ответы выпускников и комментарии к их оцениванию. Особое внимание уделяется разбору заданий, вызвавших наибольшие затруднения, а также типичных ошибок, допущенных выпускниками в разные годы.
Пособие адресовано старшеклассникам, преподавателям и родителям. Оно поможет школьникам проверить свои знания и умения но предмету, а учителям - оценить степень достижения требований образовательных стандартов отдельными учащимися и обеспечить их целенаправленную подготовку к экзамену.

Морфологические нормы .
К основным морфологическим нормам современного русского литературного языка относятся пормы образования форм слов всех частей речи. К наиболее частотным ошибкам относятся ошибки, связанные с нарушением норм образования форм имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, причастия, деепричастия, например:
Основные морфологические нормы современного русского литературного языка.
Нормы образования форм имен существительных: картофельных очисток вместо очистков и др.;
Нормы образования форм имен прилагательных: более темнее вместо более тёмный и др.;
Нормы образования форм местоимений: ихнего вместо их и др.;
Нормы образования образовании форм глагола, причастия и деепричастия: выздоровят вместо выздоровеют, лопнутый вместо лопнувший, сделал вместо сделав и др.


Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ЯЗЫКОВЫХ ЗАДАНИЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ.
Особенности содержания экзаменационной работы.
Анализ типичных ошибок.
Тренинги.
Ключи.
ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ
ПО ПРОЧИТАННОМУ ТЕКСТУ.
О РОЛИ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ В КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛАХ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Система оценивания сочинения-рассуждения.
Типичные ошибки при выполнении задания с развёрнутым ответом.
Оценивание выполнения задания с развёрнутым ответом по критериям.
ТРЕНИНГИ.
Памятка для выпускника.
Как начать сочинение-рассуждение.
Как аргументировать свою позицию.
Тематический блок 1. Язык и общество.
Тематический блок 2. Искусство.
Тематический блок 3. Философия.
Тематический блок 4. Война и мир.
Тематический блок 5. Общество и политика.
Тематический блок 6. Природа и человек.
Тематический блок 7. Наука.
Тематический блок 8. Литература, книги, чтение.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение 1. Психологическая подготовка к экзамену.
Приложение 2. Тексты для проведения многоаспектного анализа.
Приложение 3. Орфоэпический словник.
Приложение 4. Словарик паронимов.
Приложение 5. Словарь терминов и понятий (предметный).
Приложение 6. Словарь терминов и понятий (тестология).

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Русский язык, решение заданий повышенного и высокого уровня сложности, как получить максимальный балл на ЕГЭ, учебное пособие, Цыбулько И.П., Васильевых И.П., Гостева Ю.И., Курятова В.М., 2015 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • ЕГЭ 2015, Русский язык, Методические рекомендации для учителей, Цыбулько И.П., Бузина Е.В., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Иванов С.Л.
  • Русский язык, Подготовка к ЕГЭ, Эксперт в ЕГЭ, Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Егораева Г.Т., Груздева Е.Н., Ляшенко Е.Л., 2015

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

запЁртый

Пояснение (см. также Правило ниже).

Расставим ударения правильно:

зАпертый

Видим ошибку в слове «запёртый», правильно говорить зАпертый. В ответ выписываем слово, не исправляя его.

Ответ: запёртый.

Как не потерять балл за это задание?

Редакция получает десятки вопросов об этом задании,встретившемся в ЕГЭ 2015 года. Оно было предложено в указанной формулировке. Тот, кто невнимательно прочтет задание, потеряет баллы. В ответ требуется вписать слово, в котором допущена ошибка. Исправлять эту ошибку не требуется. Поэтому в ответ надо записать слово запЁртый. В бланках ЕГЭ есть буква Ё, её надо использовать. Если написать зАпертый, задание вам не зачтут.

Ответ: запёртый

Источник: ЕГЭ - 2015. До­сроч­ная волна

Правило: Постановка ударения. Задание 4.

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ (постановка ударения) проверяются в задании 4.

От учащихся требуется выписать одно из четырёх слов, в котором неверно выделено ударение - ударная гласная обозначена большой буквой. В ответ вписывается слово без изменений, без выделений большими буквами. Обратите внимание на букву Ё: если слово с ошибкой содержало эту букву, её нужно писать и в ответе. Например, из четырёх слов:

запЁртый

первое имеет неверно выделенное ударение. Выписываем это слово в ответ без изменения, с буквой Ё. Обращаем внимание на то, что вопрос о возможном написании Е вместо Ё решается просто: перед каждым экзаменуемым на экзамене будет бланк, в котором указаны ВСЕ разрешённые буквы и знаки. На данный момент времени в образцах бланках буква Ё есть.

Для тренировки в отработке навыка постановки ударения РЕШУЕГЭ предлагает как слова из Орфоэпического минимума ФИПИ (2016 год), так и слова, не вошедшие или вышедшие из него.

В задания с повышенным уровнем сложности наряду со словами с явно ошибочным ударением включены слова, имеющие два варианта ударения.

Орфоэпический словник ФИПИ 2016

Важной стороной орфоэпии является ударение, то есть звуковое выделение одного из слогов слова. Ударение на письме обычно не обозначается, хотя в отдельных случаях (при обучении русскому языку нерусских) его принято ставить.

Отличительные особенности русского ударения - его разноместность и подвижность.Разноместность заключается в том, что ударение в русском языке может быть на любом слоге слова (книга, подпись - на первом слоге; фонарь, подполье - на втором; ураган, орфоэпия - на третьем и т. д.). В одних словах ударение фиксировано на определённом слоге и не передвигается при образовании грамматических форм, в других - меняет своё место (сравните: тОнна - тОнны и стенА - стЕну - стЕнам и стенАм). Последний пример демонстрирует подвижность русского ударения. В этом и состоит объективная трудность усвоения акцентных норм. «Однако, - как справедливо отмечает К.С. Горбачевич, - если разноместность и подвижность русского ударения и создают некоторые трудности при его усвоении, то зато эти неудобства полностью искупаются возможностью различать с помощью места ударения смысл слов (мУка - мукА, трУсит - трусИт, погрУженный на платформу - погружЁнный в воду) и даже функционально-стилистическую закреплённость акцентных вариантов (лаврОвый лист, но в ботанике: семейство лАвровых).

Особенно важной в этом плане представляется роль ударения как способа выражения грамматических значений и преодоления омонимии словоформ». Как установлено учёными, большая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% и являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную, частотную лексику языка.

Приведём некоторые правила орфоэпии в области ударения, которые помогут предупредить соответствующие ошибки.

Имена существительные

аэропОрты, неподвижн. ударение на 4-ом слоге

бАнты, неподвижн. ударение на 1-ом слоге.

бОроду, вин.п.,только в этой форме ед.ч. ударение на 1-ом слоге

бухгАлтеров, род.п.мн.ч., неподвижное ударение на 2-ом слоге

вероисповЕдание, от веру исповЕдать

граждАнство

дешевИзна

диспансЕр, слово пришло из англ. яз. через посредство франц.яз., где удар. всегда на последнем слоге

договорЁнность

докумЕнт

жалюзИ, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге

знАчимость, от прил. знАчимый

Иксы, им.п. мн.ч., неподвижн. ударение

каталОг, в одном ряду со словами диалОг, монолОг, некролОг т.п.

квартАл, из нем. яз., где ударение на 2-ом слоге

киломЕтр, в одном ряду со словами

сантимЕтр, децимЕтр, миллимЕтр…

кОнусы, кОнусов, неподвиж. ударение на 1-м слоге во всех падежах в ед. и мн. ч.

крАны, неподвижн. ударение на 1-ом слоге

кремЕнь, кремнЯ, удар. во всех формах на последнем слоге, как и в слове огОнь

лЕкторы, лЕкторов, см. слово бант(ы)

мЕстностей, род.п.мн.ч., в одном ряду со словоформой пОчестей, чЕлюстей…, но новостЕй

мусоропровОд, в одном ряду со словами газопровОд, нефтепровОд, водопровОд

намЕрение

некролОг, см. каталОг

нЕнависть

нОвости, новостЕй, но: см. мЕстностей

нОготь, нОгтя, неподвижн. ударение во всех формах ед.ч.Отрочество, от Отрок- подросток

партЕр, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге

портфЕль

придАное

призЫв, в одном ряду со словами позЫв, отзЫв (посла), созЫв, но: Отзыв (на публикацию)

сирОты, им.п.мн.ч., ударение во всех формах мн.ч. только на 2-ом слоге

срЕдства, им.п.мн.ч.

созЫв, см. призЫв

столЯр, в одном ряду со словами малЯр, доЯр, школЯр…

тОрты, тОртов

шАрфы, см. бАнты

шофЁр, в одном ряду со словами киоскЁр, контролЁр…

экспЕрт, из франц. яз., где ударение всегда на последнем слоге

Имена прилагательные

У полных форм имён прилагательных возможно только неподвижное ударение на основе или на окончании. Вариативность этих двух типов у одних и тех же словоформ объясняется, как правило, прагматическим фактором, связанным с разграничением малоупотребительных или книжных прилагательных и прилагательных частотных, стилистически нейтральных или даже сниженных. В самом деле, малоупотребительные и книжные слова чаще имеют ударение на основе, а частотные, стилистически нейтральные или сниженные - на окончании.

Степень освоенности слова проявляется в вариантах места ударения: кружкОвый и кружковОй, запАсный и запаснОй, околозЕмный и околоземнОй, мИнусовый и минусовОй, очИстный и очистнОй. Подобные слова не включаются в задания ЕГЭ, так как оба варианта считаются правильными.

И всё же выбор места ударения вызывает затруднения чаще всего в кратких формах прилагательных. Между тем есть довольно последовательная норма, согласно которой ударный слог полной формы ряда употребительных прилагательных остаётся ударным и в краткой форме: красИвый - красИв - красИва - красИво - красИвы; немЫслимый - немЫслим - немЫслима - немЫслимо - немЫслимы и т. п.

Количество прилагательных с подвижным ударением в русском языке невелико, но они часто используются в речи, и поэтому нормы ударения в них нуждаются в комментариях.

Ударение нередко падает на основу в форме множественного числа, а также в единственном числе в мужском и среднем роде и на окончание в форме женского рода: прАвый - прав -прАво - прАвы - правА; сЕрый - сер - сЕро - сЕры - серА; стрОйный - стрОен - стрОйно - стрОйны - стройнА.

Подобные прилагательные, как правило, имеют односложные основы без суффиксов либо с простейшими суффиксами (-к-, -н-). Однако так или иначе возникает необходимость обращения к орфоэпическому словарю, так как ряд слов «выбивается» из указанной нормы. Можно, например, говорить: длИнны и длиннЫ, свЕжи и свежИ, пОлны и полнЫ и т. д.

Следует также сказать и о произношении прилагательных в сравнительной степени. Существует такая норма: если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе ее: сильнА - сильнЕе, больнА - больнЕе, живА - живЕе, стройнА - стройнЕе, правА - правЕе; если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва - красИвее, печАльна - печАльнее, протИвна - протИвнее. То же касается и формы превосходной степени.

Глаголы

Одна из наиболее напряжённых точек ударения в употребительных глаголах - это формы прошедшего времени. Ударение в прошедшем времени обычно падает на тот же слог, что и в инфинитиве: сидЕть - сидЕла, стонАть - стонАла, прЯтать - прЯтала, начинАть - начинАла. Вместе с тем группа употребительных глаголов (около 300) подчиняется другому правилу: ударение в форме женского рода переходит на окончание, а в остальных формах остаётся на основе. Это глаголы брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и др. Рекомендуется говорить: жить - жил - жИло - жИли - жилА; ждать - ждал - ждАло - ждАли - ждалА; лить - лил - лИло - лИли - лилА. Так же произносятся и производные глаголы (прожить, забрать, допить, пролить и т. п.).

Исключение составляют слова с приставкой вы-, которая принимает ударение на себя: вЫжить - вЫжила, вЫлить - вЫлила, вЫзвать - вЫзвала.

У глаголов класть, красть, слать, послать ударение в форме женского рода прошедшего времени остаётся на основе: слАла, послАла, стлАла.

И ещё одна закономерность. Довольно часто в возвратных глаголах (в сравнении с невозвратными) ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание: начАться - началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь; принЯться - принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.

О произношении глагола звонить в спрягаемой форме. Орфоэпические словари последнего времени совершенно обоснованно продолжают рекомендовать ударение на окончании: звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт. Эта

традиция опирается на классическую литературу (прежде всего поэзию), речевую практику авторитетных носителей языка.

баловАть, в одном ряду со словами

баловАться, избаловАть, разбаловАть…,но:бАловень судьбы

брать-бралА

брАться-бралАсь

взять-взялА

взЯться-взялАсь

включИть-включИшь,

включИт, включИм

влИться-влилАсь

ворвАться-ворвалАсь

воспринЯть-воспринялА

воссоздать-воссоздалА

вручИть-вручИт

гнать-гналА

гнАться-гналАсь

добрАть-добралА

добрАться-добралАсь

дождАться-дождалАсь

дозвонИться-дозвонИтся,

дозвонЯтся

дозИровать

ждать-ждалА

жИться-жилОсь

закУпорить

занЯть-зАнял, занялА,

зАняло, зАняли

заперЕть-заперлА

заперЕться-заперлАсь (на ключ, на замок и т.п.)

звать-звалА

звонИть-звонИшь, звонИт,

исчЕрпать

клАсть-клАла

крАсться - крАлась

лгать-лгалА

лить-лилА

лИться-лилАсь

наврАть-навралА

наделИть-наделИт

надорвАться-надорвалАсь

назвАться-назвалАсь

накренИться-накренИтся

налИть-налилА

нарвАть-нарвалА

насорИть-насорИт

начАть-нАчал, началА, нАчали

обзвонИть-обзвонИт

облегчИть-облегчИт

облИться-облилАсь

обнЯться-обнялАсь

обогнАть-обогналА

ободрАть-ободралА

ободрИть

ободрИться-ободрИшься

обострИть

одолжИть-одолжИт

озлОбить

окружИть-окружИт

опломбировАть, в одном ряду со словами

формировАть, нормировАть, сортировАть,

премировАть…

опОшлить

освЕдомиться-освЕдомишься

отбЫть-отбылА

отдАть-отдалА

откУпорить-откУпорил

отозвАть-отозвалА

отозвАться-отозвалАсь

перезвонИть - перезвонИт

перелИть-перелилА

плодоносИть

повторИть-повторИт

позвАть-позвалА

позвонИть-позвонИшь-позвонИт

полИть-полилА

положИть-положИл

понЯть-понялА

послАть-послАла

прибЫть-прИбыл-прибылА-прИбыло

принЯть-прИнял-прИняли-принялА

принУдить

рвать-рвалА

сверлИть-сверлИшь-сверлИт

снять-снялА

создАть-создалА

сорвАть-сорвалА

сорИть-сорИт

убрАть-убралА

убыстрИть

углубИть

укрепИть-укрепИт

щемИть-щемИт, защемИт

Ударение в причастиях и деепричастиях

Наиболее частые колебания ударения фиксируются при произношении кратких страдательных причастий. Если ударение в полной форме находится на суффиксе -ЁНН-, то оно остаётся на нём только в форме мужского рода, в остальных формах переходит на окончание: проведЁнный - проведЁн, проведенА, проведенЫ, проведенО; завезЁнный - завезЁн, завезенА, завезенЫ, завезенО. Однако носителям языка иногда трудно правильно выбрать место ударения и в полной форме. Говорят: «завЕзенный» вместо завезЁнный, «перевЕденный» вместо переведЁнный и т. д. В таких случаях стоит чаще обращаться к словарю, постепенно отрабатывая правильное произношение.

Несколько замечаний о произношении полных причастий с суффиксом -Т-. Если суффиксы неопределённой формы о-, -ну- имеют на себе ударение, то в причастиях оно перейдёт на один слог вперёд: полОть - пОлотый, колОть - кОлотый, согнУть - сОгнутый, завернУть - завЁрнутый.

Страдательные причастия от глаголов лить и пить (с суффиксом -т-) отличаются нестабильным ударением. Можно говорить: прОлитый и пролИтый, прОлит и пролИт, пролитА (только!), прОлито и пролИто, прОлиты и пролИты; дОпитый и допИтый, дОпит и допИт, допитА и допИта, дОпито и допИто, дОпиты и допИты.

Причастия

балОванный

включённый-включЁн, см. низведЁнный

довезЁнный

зАгнутый

зАнятый-занятА

зАпертый-запертА

заселЁнный-заселенА

избалОванный, см. балОванный

кормЯщий

кровоточАщий

нажИвший

нАжитый-нажитА

налИвший-налитА

нанЯвшийся

начАвший

нАчатый

низведЁнный-низведЁн, см. включЁнный…

ободрённый-ободрЁн-ободренА

обострЁнный

отключённый

определЁнный-определЁн

отключЁнный

повторЁнный

поделЁнный

понЯвший

прИнятый

приручЁнный

прожИвший

снЯтый-снятА

Деепричастия

Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в неопределённой форме соответствующего глагола: вложИв, задАв, залИв, занЯв, запИв, исчЕрпав (НЕЛЬЗЯ: исчерпАв), начАв, поднЯв, пожИв, полИв, положИв, понЯв, предАв, предпринЯв, прибЫв, принЯв, продАв, проклЯв, пролИв, пронЯв, пропИв, создАв.

балУясь

закУпорив

начАвшись

поднЯв

Ударение в наречиях

Ударение в наречиях в основном следует изучать путём запоминания и обращения к орфоэпическому словарю.

вОвремя

донЕльзя

завИдно, в значении сказуемого

зАгодя, разговорное

зАсветло

красИвее, прил.и нареч. в сравн.ст.

В 2017 г. все основные характеристики экзаменационной работы в целом будут сохранены.


Предполагается расширение языкового материала для выполнения заданий 17, 22, 23.

Задание 17 проверяет умение экзаменуемых обособлять конструкции, грамматически не связанные с предложением. Пунктуация при вводных конструкциях традиционно сложна для экзаменуемых в силу необходимости различать синтаксически принципиально разные явления, при этом часто схожие семантически (например, «однако» – вводное слово и союз). Неоднородность и многочисленность группы вводных и вставных конструкций, многообразие их типизированных значений и оттенков препятствуют успешному усвоению учащимися этой пунктуационной темы. Не усвоив состава многочисленной группы этих слов и особенностей их семантики, не научившись отличать вводные слова и словосочетания от членов предложения, обучающиеся обращаются к интонационным особенностям таких единиц: единственной подсказкой экзаменуемые считают интонационное выделение потенциальных вводных слов, что неправильно, да и не всегда интонационная конструкция может свидетельствовать о наличии в предложении вводной конструкции. Вывод о статусе единицы как вводной верен лишь в том случае, если она отвечает всем требованиям, предъявляемым к подобным языковым явлениям. Именно «неполнота» грамматико-пунктуационного анализа и влечёт ошибки в квалификации вводных единиц и постановке знаков препинания при них.

В 2017 г. планируется расширение языкового материала этого задания за счёт присоединения к этой теме обособления обращений. Следует заметить, что в качестве привлечённого в задании языкового материала может быть использован как прозаический, так и стихотворный текст. Участник экзамена 2017 г., выполняя задание 17, может встретиться с разным языковым материалом. При этом формулировка задания останется прежней.

Расширение языкового материала в задании 22, ориентированного на проверку умения проводить лексический анализ слова в контексте и позволяющего оценить такие важные умения обучающихся, как умение адекватно понимать письменную речь других людей, умение соотносить языковое явление с тем значением, которое оно получает в тексте, будет заключатся в том, что указанное явление в исходном тексте может быть представлено не в единственном числе. Так, просьба выписать из текста фразеологизм не означает, что в указанном фрагменте имеется только один фразеологизм, их может быть несколько. Задача – выписать только один. Подобное изменение продиктовано негативным влиянием ситуации, когда участник экзамена нацелен на поиск только одного ответа.

Как уже отмечалось, результаты экзамена показали, что остаётся недостаточно усвоенным раздел, связанный с анализом структуры текста, выяснением способов и средств связи предложений, что проявляется в части 2 работы как нарушение логики развития мысли. Задание 23 в 2017 г. предполагает как один, так и несколько ответов. Планируется изменение формулировки этого задания.

(20)Целые дни он лежал на полянах и с любопытством рассматривал цветы и травы. (21)Берг собирал ягоды шиповника и пахучий можжевельник, тщательно рассматривал осенние листья. (22)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг. (23)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (24)Они бросали без сожаления этот пустынный, лесной и торжественный край, полный безымянных озёр и непролазных зарослей.

(25)В сентябре пошли дожди. (26)Ярцев собрался уезжать. (27)Берг рассердился. (28)Как можно было уезжать в разгар этой необыкновенной осени? (29)Отъезд Ярцева Берг ощутил теперь так же, как когда-то отлёт журавлей, – это была измена. (30)Чему? (31)На этот вопрос Берг вряд ли мог ответить. (32)Измена лесам, озёрам, осени, наконец, тёплому небу, моросившему частым дождём.

– (33)Я остаюсь, – сказал Берг резко. – (34)Я хочу написать эту осень.

(35)Ярцев уехал. (36)На следующий день Берг проснулся от солнца. (37)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью разлилась тихая синева. (38)Слово «сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его пафосным и лишённым ясного смысла. (39)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.

Программа включает:

Пояснительная записка

В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства - и устно, и письменно. А развитие личности - это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач

Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что часть С - небольшое сочинение-рассуждение - предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление - одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.

Предлагаемая программа элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку» будет полезен не только учащимся гуманитарного профиля, но и любому выпускнику школы

Цели элективного курса:

  • гуманитарное развитие учащихся
  • развитие творческих способностей личности
  • овладение учащимися свободной письменной речью
  • подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому язык

Задачи элективного курса:

  • помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ
  • овершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения
  • формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью
  • совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей
  • совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений
  • формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст

Технология организации учебного процесса по элективному курсу

Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

  • работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения)
  • самостоятельная работа;
  • работа в группах, парах
  • индивидуальная работа

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности

Программа рассчитана на 18 часов и адресована учащимся 10-11 класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку. Материалы курса могут быть использованы на факультативных занятиях

Модуль 1. Теоретический аппарат курса.

  1. Введение. Задачи курса «Как работать над сочинением. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе
  2. Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения
  3. Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлени
  4. Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста
  5. Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.
  6. Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позици
  7. Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции
  8. Заключительная часть сочинения

Модуль 2. Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности.

  1. Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стил
  2. Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стил
  3. Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стил
  4. Экспертная оценка творческих работ.

Методическая часть

Прогнозируемый результат

Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста
  • формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
  • определять позицию автора
  • высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт)
  • уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связн
  • анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки.

  1. текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке)
  2. промежуточный (проводится в форме творческих работ)
  3. итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивани

Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за содержание сочинения - 14.

Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % (7 баллов) - «зачёт», менее 50 % (менее 7) - «незачёт»)

Литература для учащихся:

  1. Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2004
  2. Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2004
  3. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2006.
  4. Единый государственный экзамен. 2007: Русский язык. – М.: Просвещение, 2007
  5. Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 200
  6. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 200

Дополнительная литература

  1. Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. - М.:Астрель, 2002
  2. Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997
  3. Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение, 2002.
  4. Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1977
  5. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987
  6. Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991

Приложения

Приложение 1. Тематическое планирование элективного курса:

Темы уроков Вид урок
1 Композиция сочинения - рассуждени Лекци
2 Зачин сочинения-рассуждения. Как начать
3-5 Тема и проблема текста. Как определить проблему Лекция с элементами практической и исследовательской деятельност
6 Как прокомментировать проблему. Виды комментари Лекция с элементами практической и исследовательской деятельност
7 Позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позици Лекция с элементами практической и исследовательской деятельност
8 Как выразить собственное мнение по выявленной проблем Практику
9 Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода аргументо Лекция с элементами практической и исследовательской деятельност
10 Финал сочинени Практику
11-12. Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стил Комплексное применение знани
13-14 Как писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стил Комплексное применение знани
15-16. Как писать сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стил Комплексное применение знани
17-18 Итоговые занятия. Защита творческих работ Презентация, рецензирование, экспертная оценка

Приложение 2. КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНкИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТоМ 2007-2008

Критерии оценивания ответа на задание С1 Баллы
I Содержание сочинения
К 1 Формулировка проблем исходного текста
Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет 1
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. 0
К 2

Программа элективного курса

«Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

Программа составлена учителем русского языка и литературы

высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ с. Кашпир м.р. Приволжский

Самарской области

Корюкиной Ш.И.

с. Кашпир, 2013 г.

  1. Пояснительная записка.
  2. Календарно-тематический план.
  3. Содержание программы.
  4. Методическое обеспечение учебного процесса.
  5. Список литературы.

Пояснительная записка.

Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Во главу угла становится не только приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил, но и формирование коммуникативных умений.

Как показывает практика, учащиеся, хорошо знающие русскую орфографию и пунктуацию, часто оказываются неинтересными собеседниками, не могут продемонстрировать умение поддержать беседу, испытывают страх перед предстоящими деловыми телефонными разговорами. Вопросу формирования коммуникативной компетенции следует уделить особое внимание в старших классах. Совсем скоро им придётся организовать свою речевую деятельность в самых различных ситуациях, очень отличающихся от тех, которые предлагались в школе.

В рамках единого государственного экзамена по русскому языку выпускник выполняет задание с развёрнутым ответом (высокий уровень сложности), которое представляет собой написание сочинения-рассуждения по заданному тексту научно-популярного, публицистического, художественного стиля.

В процессе подготовки к части С ЕГЭ мы должны научить следующим коммуникативным умениям и навыкам:

  • чтению (пониманию, зрелости суждений при интерпретации текста);
  • составлению собственного высказывания на основе предложенного текста;
  • последовательному, логичному выражению мысли;
  • свободному осознанному употреблению выразительных средств языка.

Древний философ Скилеф заметил однажды «Успех – это произведение интересных мыслей на умение их донести».

Хочется надеяться, что данная программа будет полезна моим выпускникам, и не только для сдачи ЕГЭ.

Обоснование актуальности, новизны и значимости программы.

Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания.

Значимость данной программы – в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.

Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.

Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределён таким образом, что практически не требуется домашней подготовки.

С первого занятия учащиеся четко представляют конечный результат.

Цели данной программы:

Научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;

Подготовить учащихся к сдаче экзамена по русскому языку;

Оказать помощь выпускнику в формировании нравственной позиции;

Способствовать интеллектуальному развитию ученика;

Воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.

Цели и задачи образовательной области и учебного курса:

теоретические:

- освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете;

развивающие:

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;

Развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку;

практические:

Совершенствование коммуникативных умений;

Овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста; адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели; совершенствовать и редактировать текст; применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией;

воспитательные:

Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

Воспитание интереса и любви к русскому языку;

Воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;

Воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;

Воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.

Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательного читателя, учить его размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.

Занятия данного курса базируются на знаниях, полученных на уроках литературы и русского языка в 5-9 классах.

Теоретической основой данного курса являются:

Лингвистический, стилистический анализ текста;

Система языковых понятий и функционирование;

Различные виды упражнений и заданий, стимулирующих активные речевые действия и задачи.

Принципы, на которых базируется программа:

Учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

Уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

Комплексный подход при разработке занятий;

Вариативность содержания и форм проведения занятий;

- научность, связь с теории и практики;

Преемственность;

Наглядность;

Систематичность и последовательность;

Прочность полученных знаний;

Активность и сознательность обучения.

Применяемые технологии:

Технологии исследовательской деятельности учащихся;

Технологии проблемного обучения.

Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик:

  • овладевает глубокими и систематизированными знаниями;
  • развивает способность работать над разнообразной информацией;
  • учится корректно выражать своё мнение по различным проблемам;
  • развивает способность аргументированно доказывать собственную точку зрения.

Предлагаемая программа учит выпускников анализировать тексты со сложными теоретическими вопросами по другим предметам.

Календарно-тематическое планирование элективного курса

Дата

№ урока

Кол-во уроков

Тема уроков

Вид урока

план

факт

Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе.

Критерии и нормативы оценки творческой работы

Основные аспекты анализа текста.

Композиция сочинения

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельностья Практикум

7-10

Выявление проблемы. Формулировка проблемы.

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельностья Практикум

11-14

Комментарий к проблеме. Виды комментария.

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельностья

15-21

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельностья

22-25

Аргументация собственной позиции.

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельностья

26-29

Виды заключений. Типы конструкции. Речевое оформление

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельностья

30-31

Обучающее сочинение по тексту художественного стиля.

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельностья

Рецензирование творческой работы.

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельностья

33-34

Самостоятельная творческая работа над текстами.

Практикум

Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.

Тема 1 . Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе (2 часа).

Знакомство с основными целями и задачами курса. Лингвистический анализ текста.

Критерии и нормативы оценки творческой работы (см. Приложение 1)

Тема 2 . Основные аспекты анализа текста (2 часа)

Тема 3. Композиция сочинения (2 часа)

Композиция сочинения. Вступление и его виды и формы. Основная часть. Заключение и его виды. Абзацное членение. Речевые клише.

Тема 4. Выявление проблемы. Типы проблем (философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические). Выбор одной проблемы из нескольких. Формулировка проблемы. Типовые конструкции для формулировки проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы.(4 часа)

Тема 5 . Комментарий к проблеме. Виды комментария (текстуальный, концептуальный). Типы информации в тексте (фактуальная, концептуальная, скрытая). Введение цитат в комментарии. Типичные ошибки при комментарии проблемы.(4 часа)

Тема 6. Авторская позиция. В чём проявляется позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции (слова-маркеры, оценочная лексика, средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения). Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Типичные ошибки при формировании позиции автора. (6 часов)

Тема 7 . Аргументация собственной позиции. Правила выстраивания аргументов (тезис→аргумент 1→аргумент 2 →вывод). Типы аргументирования. Способы ввода аргументов. Виды аргументов (логические, иллюстрированные, ссылки на авторитет). Структура аргумента. Типичные ошибки аргументации. (4 часа)

Тема 8. Виды заключений. Типы конструкции. Речевое оформление (4 часа)

Тема 9 . Обучающее сочинение по тексту художественного стиля (2 часа)

Тема 10 . Рецензирование творческой работы (1 час)

Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочётов.

Тема 11. Самостоятельная творческая работа над текстами (2 часа)

Методическая часть

Прогнозируемый результат

Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства учетом стиля и типа речи. Умение и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
  • формировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
  • определять позицию автора;
  • высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт);
  • уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
  • анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки.

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

  1. текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
  2. промежуточный (проводится в форме творческих работ);
  3. итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания.

Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за содержание сочинения – 18.

Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт»/ «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50% (7 баллов) – «зачёт», менее 50% (менее 7) – « незачёт».

Технология организации учебного процесса по элективному курсу

Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ прошлых лет.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыки (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

  • работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
  • самостоятельная работа;
  • работа в группах, парах;
  • индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Список использованной литературы

  1. Иванова С.Ю. Экзаменационные «ловушки». Самара. ООО «Офорт» 2012
  2. Львов В.В., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Пучкова Л.И., Егорова Г.Т. ЕГЭ 2013. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3 (С), М.: Издательство «Экзамен», 2013.
  3. Мамай О.М. Русский язык. ЕГЭ. Подготовка к выполнению части С. М.: Издательство «Экзамен», 2013.
  4. Огай О.Н.Как написать сочинение. Единый государственный экзамен по русскому языку: Учебно-методическое пособие для подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку. Самара: ГОУ СИПКРО, 2006.
  5. Павлова Т.И., Белоусова Т.В. Аргументация собственного мнения на основе читательского опыта в сочинении-рассуждении на ЕГЭ по русскому языку: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион, 2011.
  6. Павлова Т.И., Раннева Н.А. Сочинение-рассуждение на экзамене. Ростов н/Д: Легион, 2011.
  7. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курсы интенсивной подготовки.. Ростов н/Д: Легион, 2011

Новое на сайте

>

Самое популярное